Стихотворение А. С. Пушкина Погасло дневное светило (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» (А.С. Пушкин)

Основная идея стихотворения состоит в том, что человек всю жизнь находится в странствии между прошлым и будущим. Его томят воспоминания о том, что уже потеряно, и пугают неясные образы будущего.

Корабль, несущий поэта по волнующемуся житейскому морю, плывёт в туманных сумерках, и путь его ещё не ясен.

Не без горечи, с большим трудом, но всё же лирический герой оставляет заблуждения прошлого. Он чувствует, что для него начинается новая жизнь, не похожая на жизнь обычных людей, и приветствует её приход.

Композиция стихотворения

А. С. Пушкин самостоятельно разделил произведение на части. Для этого он использовал двустрочный рефрен. Элегия состоит из следующих разделов:

  1. Романтическая обстановка.
  2. Эмоциональный фон.
  3. Прошлое.

В первой части можно заметить явное присутствие песенных мотивов. Вторая посвящается внутренним переживаниям и показывает, каково приходится персонажу. Автор знакомит читателей с его переживаниями, тоской по уходящей молодости и разлукой с домом, который мог бы стать местом воплощения всех его надежд. Также в повествовании есть толика надежды, что неизвестные события станут целебным эликсиром от душевных терзаний.

Третья часть рассказывает о противопоставлении прошедшего времени, где остались ценные воспоминания, и еще не наступившего. Но в конце читатель видит, что к персонажу приходит смирение со своей участью, и он принимает все действия судьбы.

Система образов

Содержание произведения задают образы бушующего моря и отважного корабля, которые несут в себе семантику переменчивой, полной сложностей жизни и веры человека в собственные силы.

«Ветрило», к которому обращается поэт, — это парус. Он назван «послушным». Значит, лирический герой уверенно правит судном.

А вот морская стихия изначально ему неподвластна, но и её можно преодолеть.

Пространство стихотворения разделено на две плоскости: высшую (ту, где погасло солнце — «дневное светило» — и где трепещет парус) и низшую («волнуйся подо мной»). Такой «расстановкой» образов поэт стремится показать своё превосходство над трудностями. Его не пугают волны, он призывает ветер перемен сильнее дуть в его паруса.

Тема и композиция элегии

Главная тема произведения — это философские размышления героя об изгнании, его тоска о молодых летах. Поэт в своем стихотворении написал, что герой «убежал» из столь милых его сердцу краев. На самом деле поэт вовсе не сбегал, а попав в немилость императора, был отправлен в ссылку. Но бегство героя — это отголосок течения романтизма.

Произведение можно условно поделить на три части, о чем нужно рассказать в анализе стиха «Погасло дневное светило». Они разделены повтором про шум паруса и морское течение. Первая часть является вступлением, лирической зарисовкой образа героя. Эти строки отличаются торжественностью и напевностью. В следующей части раскрывается внутренний мир героя, его переживания и мысли об оставленных родных краях. В третьей же части он задумывается о том, что ждет его впереди.

И эти мысли перекликаются с его воспоминаниями о прошлом, его отечестве. Герой вспоминает, как он впервые полюбил, как страдал, как проводил молодые годы. Пушкин печалится о том, что ему пришлось расстаться со своими близкими. Главная мысль этих философских размышлений — это осознание и принятие своего прошлого и неизвестность будущего. Любовные порывы не исчезли в душе героя, они являются его стержнем, основой, который не может поколебать никакая ссылка.

Сюжет

Сюжет произведения описывает путь одинокого корабля по бушующему морю.

В первой части говорится о том, что волны несут героя к новым желанным берегам, которые волнуют его прелестью молодой мечты, вызывая воспоминания о лучших годах жизни.

Вторая часть содержит в себе сожаление о том, что берега дорогой сердцу поэта родины теперь от него далеко и он не найдёт в родной стране приюта и понимания.

Третья часть посвящена теме забвения. Поэт говорит, что забыл обольщения молодости, и они больше не волнуют его, но внезапно признаётся, что раны сердца болят от этого не меньше.

Значит, тоска по родине томит его по-прежнему. Несмотря на это, он будет плыть дальше, туда, куда несут его волны судьбы.

Темы и настроение

Стихотворение представляет собой философские рассуждения лирического героя, покинувшего родные края и мчащегося навстречу новым берегам, а также связанные с этими рассуждениями чувства. Значит, основная тема – это изгнание, которое уносит человека в неизвестность и отрывает его от родного очага.

Конечно, Пушкин пишет о герое, который сам бежит от старых тревог к чему-то новому, но все же тоскует по родине и боится неожиданных перемен. Однако, упоминание добровольного побега героя – это, скорее, дань романтической традиции, сам же Пушкин был изгнанником, сосланным за вольнодумство. Он плыл не по «угрюмому океану», а по спокойному Черному морю, но плыл он к незнакомым землям и к неизвестному будущему. Оба этих образа служат созданию все той же романтической атмосферы. У читателя создается печальное, но в то же время мечтательное настроение. Вдруг там, за горизонтом, человека ожидают перемены к лучшему?

Соответственно, мы видим и тему надежды. Герой верит, что будущее еще может вознаградить его за разлуку с родным домом. Быть может, судьба будет поласковее с ним в новой стороне.

Кроме того, ощущается тема привязанности к родному дому. Дом – это не место, это храм воспоминаний, где мы всегда находим тайный уголок для серьезных дум. Уют родного края ничем не заменить, потому что прошлое неисправимо. То, что человек родом откуда-то, уже не исправить, и к лучшему, ведь каждый из нас должен иметь свою тихую гавань для ностальгии. Даже несмотря на то, что герой был обманут и покинут в отчизне, чувствуется, что всегда будет помнить о ней.

Художественное своеобразие произведения

С помощью ассонансов с «у» и «ы» поэт передаёт ощущение бури.

Читайте также:
Тема любви в творчестве А. С. Пушкина: сочинение

Аллитерации с «р», «с», «з, «ш» напоминают свист ветра, скрип корабельных мачт, хлёсткий шум накатывающих волн.

Как в лермонтовском «Парусе», где мачта «гнётся и скрипит», корабль под креном преодолевает мятежный морской простор, и музыка внутреннего смятения блестяще передана Пушкиным.

Синтаксическим средством создания образа являются рефрены, которые повторяются в начале каждой из трёх частей: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

Внутри строф имеются анафоры («я вспомнил», «я вас бежал», «и вы забыты»).

Высокую патетику стихотворения передают обращения и риторические восклицания, предложения с длинными рядами однородных членов.

Лексика высокого стиля с элементами архаики («ветрило» вместо «парус», «дневное светило» вместо «солнце») отсылают читателя к античному архетипу Орфея, плывущего по морю на дельфине, настраивают на высокий лад.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Погасло дневное светило» стало визитной карточкой его романтической лирики. Проведение принадлежит литературному направлению романтизм. Читатель может почувствовать отголоски творчества Байрона (услышать «нотки» прощальной песни Чайльд-Гарольда), которым страстно увлекался в те годы Пушкин, не зря поэт в подзаголовке называет стихотворение «Подражание Байрону».

Жанр лирического стихотворения – элегия, неслучайно каждая строфа наполнена печальными раздумьями о прошедшей молодости и разлуке с «туманной родиной» (Петербургом).

Разностопный ямб в сочетании с переплетением перекрёстной и кольцевой рифмы создают эффект разговорной речи, приводя читателя к ощущению непосредственной причастности к размышлениям автора. Данные приемы также превращают полотно стихотворения в волнующуюся гладь моря — как волны плавно перебегают друг в друга, так и мысли перетекают от одной к другой.

Средства художественной выразительности

В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «угрюмый океан», «волшебные края», «по грозной прихоти», «томительный обман», «легкокрылая радость», с помощью которых поэт описывает состояние лирического героя.

Олицетворения («пал туман», «шуми, ветрило», «волнуйся, океан», «душа кипит и замирает», «мечта… летает», «мне изменила радость» и другие) оживляют текст, делая его динамичным, помогают острее почувствовать конфликт героя и окружающих его неблагоприятных обстоятельств.

Метафорические образы океана как жизненного пути, ветрила – как независимости, «пределов дальних» — как будущего выходят на уровень философских символов и заставляют видеть в стихотворении пророческие аллегории.

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило»

СТИХОТВОРЕНИЕ «ПОГАСЛО ДНЕВНОЕ СВЕТИЛО … » (1820)

Жанр: элегия (романтическая).

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ Часть 1 Герой стремится сквозь бурные стихии к отдалённому берегу в «волшебные края» с надеждой на счастье: Душа кипит и замирает; Мечта знакомая вокруг меня летает. Часть 2 Поэт бежит из отеческого края, с которым его связывают страдания: Где рано в бурях отцвела Моя потерянная младость. На родине поэт оставляет любовь, страдания, желания, обманутые надежды (романтические образы). Лирический герой никого не обвиняет в своих утратах, он старается забыть всё плохое, но «прежних сердца ран, // Глубоких ран любви, ничто не излечило»

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ⦁ Тема: бегство романтического героя. ⦁ Идея: человек не в силах остановить время, противостоять естественному ходу событий; жизнь меняется, и нужно принимать и предыдущий опыт, и неведомое будущее.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ⦁ Метафорические эпитеты: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдалённый, земли полуденной волшебные края, мечта знакомая, к брегам печальным. ⦁ Перифразы: дневное светило (солнце), наперсницы порочных заблуждений (подруги, возлюбленные поэта), питомцы наслаждений (мимолётные друзья). ⦁ Рефрен: «Шуми, шуми, послушное ветрило, / / Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

Для анализа этого стихотворения важно знать историю его создания и вспомнить некоторые факты из жизни Александра Сергеевича Пушкина.

Элегия «Погасло дневное светило … » написана молодым поэтом (ему едва исполнился 21 год). Два года после окончания Лицея были насыщены для Пушкина разными событиями: быстро росла его поэтическая известность, но и тучи сгущались тоже.

Его многочисленные эпиграммы и острые политические произведения (ода «Вольность» , стихотворение «Деревня») привлекли внимание правительства — обсуждался вопрос о заключении Пушкина в Петропавловскую крепость.

Лишь благодаря хлопотам друзей поэта — Н. М. Карамзина, П. Я. Чаадаева и других — удалось смягчить его участь: 6 мая 1820 года Пушкина отправили в ссылку на юг. По дороге он серьёзно заболел, но, к счастью, генерал Н. Н. Раевский добился разрешения взять поэта с собой к морю на лечение.

Путешествие с семейством Раевских Пушкин называл счастливейшим временем в своей жизни. Поэт был очарован Крымом, счастлив дружбой с людьми, которые окружили его заботой и любовью. Он впервые увидел море. Элегия «Погасло дневное светило … » была написана ночью 19 августа 1820 года на борту парусного корабля, подплывавшего к Гурзуфу.

В стихотворении поэт оглядывается назад и с горечью признаёт, что много душевных сил потратил впустую. В его признаниях , конечно, много юношеского преувеличения; он утверждает, что «рано в бурях отцвела» его «потерянная младость».

Но в этом Пушкин следует моде — молодым людям того времени нравилось быть « охлаждёнными » и «разочарованными» (во многом виноват Байрон, английский поэт-романтик, овладевший умами и сердцами молодёжи). Однако пушкинская элегия не только дань увлечению Байроном.

В ней запечатлён переход от беспечной юности к зрелости. Это стихотворение значительно прежде всего тем, что поэт впервые использует приём, который станет впоследствии одной из отличительных черт всего его творчества. Так же как в ту южную ночь, возвращаясь к пережитому и подводя какие-то итоги, Пушкин всегда будет честнои искренне разбирать свои мысли и поступки.

Стихотворение «Погасло дневное светило … » называют элегией. Элегия — поэтическое произведение, содержание которого составляют раздумья с оттенком легкой грусти.

Произведение начинается с короткого вступления; оно вводит читателя в обстановку, в которой будут проходить размышления и воспоминания лирического героя:

Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман.

Основной мотив первой части — ожидание встречи с «волшебными краями», где всё обещает лирическому герою счастье. Ещё неизвестно, какое направление примут мысли одинокого мечтателя, но читатель уже настроен на торжественный лад непривычной для будничного обихода лексикой.

Читайте также:
Образ Онегина в романе Евгений Онегин: сочинение

Автор использует слово «ветрило» вместо «парус» , «дневное» вместо «дневное», « океан » вместо « Чёрное море ».

Есть и ещё одна выразительная черта, на которой останавливается внимание, — эпитет угрюмый (океан). Эта черта не только переход ко второй части — она накладывает впечатление на всё стихотворение и определяет его элегическое настроение.

Вторая часть — полный контраст с первой (типичный приём для романтического произведения). Автор посвящает её теме горестных воспоминаний о бесплодно растраченных силах, о крушении надежд. Лирический герой рассказывает, какие чувства владеют им:

И чувствую: в очах родились слёзы вновь; Душа кипит и замирает … Он вспоминает « прежних лет безумную любовь », « желаний и надежд томительный обман » . Поэт говорит, что он сам порвал с шумной суетой Петербурга и не удовлетворявшей его жизнью: Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья …

И хотя в действительности это было совсем не так (Пушкина выслали из столицы), главное для поэта в том, что для него началась новая жизнь, которая дала ему возможность осмыслить своё прошлое.

Третья часть элегии (всего две строчки) возвращает лирического героя в настоящее время — любовь, несмотря на разлуку, продолжает жить в его сердце:

Но прежних сердца ран, Глубоких ран любви, ничто не излечило …

В первой части говорится о настоящем, во второй — о прошлом, в третьей — снова о настоящем. Все части связаны повторяющимися строчками:

Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Приём повтора придаёт стихотворению стройность. Значительна тема моря, которая пронизывает всё стихотворение. «Океан» — это символ жизни с её бесконечными волнениями, радостями и тревогами.

Как и во многих других произведениях, Пушкин пользуется одним из любимых своих приёмов — прямым обращением к воображаемому собеседнику.

Сначала лирический герой обращается к морю (это повторяется трижды), затем к «минутным друзьям» и на всём протяжении стихотворения — к самому себе и к своим воспоминаниям.

Чтобы создать атмосферу приподнятости и торжественности, показать, что речь идёт о важном и значительном, автор вводит в текст архаизмы: (очи; воспоминаньем упоенный; брега; сердце хладное; отечески края; потерянная младость). При этом язык элегии прост, точен и приближен к обычной разговорной речи.

Автор использует выразительные эпитеты, которые раскрывают нам понятия с новой, неожиданной стороны (томительный обман; грозная прихоть обманчивых морей; туманная родина; нежные музы; легкокрылая радость), а также сложный эпитет (искатель новых впечатлений).

Метафоры в этом стихотворении понятные и простые, но вместе с тем свежие, впервые найденные поэтом (мечта летает; младость отцвела).

Стихотворение написано неравностопным ямбом. Такой размер даёт возможность передать стремительное движение мысли автора.

Значение произведения

Значение данного стихотворения состоит в том, что оно выражает состояние внутренней раздвоенности человека, находящегося на перекрёстке жизненных дорог.

Прощаясь со своим прошлым, он ещё не знает, что ждёт его в будущем и видит перед собой океан житейских страстей. Необходимо мужество, чтобы выстоять в поединке с морской стихией.

«Угрюмый океан» разочарований и тоски не должен смущать того, кто отправляется «к пределам дальним», ведь жизнь полна испытаний, которых не избежать. Важно понять и принять это, а затем двигаться дальше.

Основная идея

Главная мысль произведения “Погасло дневное светило” заключается в том, что естественные законы природы невозможно изменить, что «послушное ветрило» (человек) всегда и везде будет идти по «угрюмому океану» (жизненному пути), встречая радости и невзгоды по воле рока.

Смысл произведения “Погасло дневное светило” аллегорически закрыт в используемых образах морского пейзажа. На другом берегу героя ждет пленительная мечта. Видимо, поэт и вправду, как утверждают многие его биографы, хотел эмигрировать, ведь гнев царя его обидел. Поэтому он так обреченно описывает жизненный путь человека: он, как и морской путник, не решает, куда держать путь. За него все определяется судьбой или волей монарха.

Моё отношение

Меня впечатлили грозные морские пейзажи, описанные Пушкиным в стихотворении «Погасло дневное светило».

Воображение рисует высокие морские валы, бурю и молнию. Не каждый корабль уцелеет в подобном плавании. Можно только посочувствовать жизненным трудностям, которые описал поэт с помощью столь ярких метафор.

Ему было нелегко находиться вдали от единомышленников, от горячо любимых им Москвы и Петербурга, в 21 год не иметь возможности делать и говорить то, что хочется.

Пушкин уже чувствовал, что его судьба складывается не так, как это бывает у обычных людей, но не пытался уйти от её ударов. Меня восхищает мужество, с которым поэт принимает будущее, повторяя: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

История создания

Стихотворение «Погасло дневное светило» написано в период южной ссылки поэта. В 1820 г. за свои либеральные сочинения А.С. Пушкин был выслан из Петербурга: сначала его хотели отправить в Сибирь и заточить в монастыре, но за поэта вступились влиятельные друзья, и север сменили на юг. Едва добравшись до места службы, поэт отправляется в отпуск по болезни. Он вместе с семьей героя Отечественной войны 1812 года Н. Н. Раевского путешествует по Кавказу и Крыму. Новые пейзажи и новые люди вдохновляют поэта на создание романтических произведений (следует отметить, что во время странствий Пушкин увлекся дочерями Раевского — Екатериной и Марией).

Так, на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф Александр Сергеевич пишет элегию “Погасло дневное светило”, которая представила широкой публике Пушкина-романтика.

Кому посвящено стихотворение «Погасло дневное светило»? Существует несколько версий. Например, многие исследователи называют Екатерину Бакунину — сестру одного из лицейских друзей Пушкина, в которую тот был страстно влюблен еще в юности. Ее светлый образ он то и дело вспоминал в лирике до 1825 года. Еще одна версия посвящения связана с именем Авдотьи Голицыной, хозяйки литературного салона, где бывал Пушкин. В нее он тоже был влюблен, и взаимности не получил.

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Вновь я посетил (Восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 13.02.2020 · Обновлено 13.02.2020

Стихотворение «Погасло дневное светило» А.С. Пушкина занимает особое место в его раннем творчестве. Многомудрый Литрикон предлагает совершить разбор произведения, совершив анализ по плану.

История создания

Стихотворение «Погасло дневное светило» написано в период южной ссылки поэта. В 1820 г. за свои либеральные сочинения А.С. Пушкин был выслан из Петербурга: сначала его хотели отправить в Сибирь и заточить в монастыре, но за поэта вступились влиятельные друзья, и север сменили на юг. Едва добравшись до места службы, поэт отправляется в отпуск по болезни. Он вместе с семьей героя Отечественной войны 1812 года Н. Н. Раевского путешествует по Кавказу и Крыму. Новые пейзажи и новые люди вдохновляют поэта на создание романтических произведений (следует отметить, что во время странствий Пушкин увлекся дочерями Раевского — Екатериной и Марией).

Так, на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф Александр Сергеевич пишет элегию “Погасло дневное светило”, которая представила широкой публике Пушкина-романтика.

Кому посвящено стихотворение «Погасло дневное светило»? Существует несколько версий. Например, многие исследователи называют Екатерину Бакунину — сестру одного из лицейских друзей Пушкина, в которую тот был страстно влюблен еще в юности. Ее светлый образ он то и дело вспоминал в лирике до 1825 года. Еще одна версия посвящения связана с именем Авдотьи Голицыной, хозяйки литературного салона, где бывал Пушкин. В нее он тоже был влюблен, и взаимности не получил.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Погасло дневное светило» стало визитной карточкой его романтической лирики. Проведение принадлежит литературному направлению романтизм. Читатель может почувствовать отголоски творчества Байрона (услышать «нотки» прощальной песни Чайльд-Гарольда), которым страстно увлекался в те годы Пушкин, не зря поэт в подзаголовке называет стихотворение «Подражание Байрону».

Жанр лирического стихотворения – элегия, неслучайно каждая строфа наполнена печальными раздумьями о прошедшей молодости и разлуке с «туманной родиной» (Петербургом).

Разностопный ямб в сочетании с переплетением перекрёстной и кольцевой рифмы создают эффект разговорной речи, приводя читателя к ощущению непосредственной причастности к размышлениям автора. Данные приемы также превращают полотно стихотворения в волнующуюся гладь моря — как волны плавно перебегают друг в друга, так и мысли перетекают от одной к другой.

Композиция

Важную роль в понимании стихотворения «Погасло дневное светило» играет организация композиции. Произведение делится на 3 части, отделяемых друг от друга рефренами «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

  1. Вступительная часть состоит из первых двух строк и служит своеобразной экспозицией, создавая основу для романтического пейзажа.
  2. Вторая часть изображает внутреннее состояние лирического героя, иллюстрируя воспоминания, надежды и мечты о «волшебном крае».
  3. В третей части происходит антитезийное развенчивание «будущих ожиданий» второй части. Здесь лирический герой вспоминает о радостных моментах «младости», нравоучительных ошибках и шрамах от «глубоких ран» неудачной любви. Стихотворение оканчивается рефреном, что символизирует непрерывный и неостановимый ход времени, с которым смиряется лирический герой, ведь кроме утрат молодости возможны и будущие радости.

Образы и символы

Главный образ в стихотворении – море, океан, по которому, как по жизненному пути, шумит послушное судьбе «ветрило», олицетворяющее автора. Океан, символизирующий судьбу, предстает угрюмым, грозным, ведь каждого человека пугает рок событий, над которым мы не властны, как над морской стихией.

Автор создает образ мечты — «берег отдаленный, земли полуденной волшебные края». Именно туда он стремится, поэтому призывает судьбу перенести его туда. Многие исследователи считают, что так невыездной поэт величал желанную эмиграцию из царской России.

Образ родины награжден эпитетами «печальная» и «туманная». Для поэта Россия была полна неизвестности, ведь царский гнев за его творчество мог в любой момент перерасти в ссылку или тюремное заключение. Кроме того, воспоминание о столице ассоциировалось с образом роковой красавицы, которая завладела всем его существом.

Лирическим героем произведения является непосредственно сам поэт. Именно его монолог-размышление слышит читатель в стихотворении. Морской пейзаж создает необходимый фон для передачи печального и созидательного настроя, отлично передавая стояние лирического героя.

Темы и проблемы

“Погасло дневное светило” отличает философская тематика, которая находит отражение в размышлениях о сути человеческого бытия. Казалось бы, на переднем плане находится тема природы, отражающееся в красочном пейзаже, тем не менее на протяжении всего произведения лейтмотивом звучит тема родины, печальные воспоминания о которой должны были отвернуть героя, но родные края всё равно притягивают автора, как местами поэтической и внутренней силы, так и корнями, связывающими его с друзьями и близкими. Поскольку произведение было написано в период ссылки поэта, здесь появляются скрытые политические мотивы. Одинокий морской путешественник изгнан из родного края, как и Пушкин из Петербурга, попавший в царскую опалу – «волнующийся угрюмый океан». Итак, подытожим:

  1. Тема любви. Автор вспоминает о возлюбленной, которая была к нему неблагосклонна, и тоскует по временам светлого увлечения.
  2. Тема родины. Лирический герой окружает Россию загадочным ореолом и говорит об угрозах, которые таят «печальные берега», где его оставила любовь.
  3. Тема природы. Морской пейзаж — аллегория жизни поэта, которая бросает его из стороны в сторону и ведет неизвестно куда.
  4. Тема мечты — лирический герой все же верит, что на другом берегу его ждет вожделенный край, где сбудутся желания.

Проблематика произведения “Погасло дневное светило” тесно связана с его основной идеей. В элегии поэт освещает проблему бытия и изгнания, согласно традициям романтизма, несколько преувеличивая и нагнетая их. Жанр элегии предполагает наличие печальных настроений. Лирический герой тяготится своим неопределенным положением и одиночеством в любви.

Читайте также:
Основные темы лирики Пушкина: сочинение

Основная идея

Главная мысль произведения “Погасло дневное светило” заключается в том, что естественные законы природы невозможно изменить, что «послушное ветрило» (человек) всегда и везде будет идти по «угрюмому океану» (жизненному пути), встречая радости и невзгоды по воле рока.

Смысл произведения “Погасло дневное светило” аллегорически закрыт в используемых образах морского пейзажа. На другом берегу героя ждет пленительная мечта. Видимо, поэт и вправду, как утверждают многие его биографы, хотел эмигрировать, ведь гнев царя его обидел. Поэтому он так обреченно описывает жизненный путь человека: он, как и морской путник, не решает, куда держать путь. За него все определяется судьбой или волей монарха.

Средства выразительности

Жанру элегии свойственен возвышенный поэтический слог, поэт создает это с помощью таких тропов, как архаизмы: ветрило, пределы, брега, младость, хладное, наперсницы, златыя, и перифраз: дневное светило (солнце), наперсницы порочных заблуждений, питомцы наслаждений.

Для создания такого сложного с точки зрения системы поэтических образов произведения Пушкин использует обилие художественных выразительных средств:

  1. Эпитеты создают емкие и красочные определения для пейзажа и лирического героя: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдаленный, земля полуденная, волшебные края, мечта знакомая, брега печальные…
  2. Олицетворения «отцвела младость» и «душа кипит и замирает» привнося динамику в описание чувств героя.
  3. Аллитерация и звукопись («Шуми, шуми, послушное ветрило») добавляет реалистичности и оживляет пейзаж в глазах читателя.
  4. Метафоры поэтично обрамляют идеи произведения и хорошо интерпретируют стихотворение: «легкокрылая мне изменила радость», «питомцы наслаждений».

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА КАК ПРЕДМЕТ КОММУНИКАТИВНОГО АНАЛИЗА статья

Лирическая любовная тема представлена практически у каждого русского поэта, поэтому и в творчестве Пушкина стоит отдельным блоком. Для поэта чувство любви – это главная жизненная цель, поскольку он считает, что без этого неземного чувства жизнь не имеет смысла.

Создавая в разные периоды творчества стихотворения о любви, Пушкин всегда вкладывал в них собственный опыт, личные переживания.

Первыми попытками изобразить чувство влюбленности стали стихи поэта, созданные в раннем отрочестве («Русалка», «Черная шаль», «К Наталье», «В крови огонь горит желанный»). Однако они имели оттенок надуманности образов, подражательности, литературности.

Подлинная любовная лирика появляется у поэта в период его ссылки одновременно с рождением его первого чувства и выражается романтической таинственностью личных переживаний и достоверностью образа любимой женщины («Редеет облаков летучая гряда»). В это же время создаются знаменитые строки поэта, посвященные возлюбленным и наполненные светлой печалью искреннего любовного чувства («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии лежит ночная мгла»).

Пушкин открыто выражает свои мысли, эмоции и признается, что пришедшее к нему чувство – божье дарование, без которого невозможно жить на свете.

Страстными и в то же время грустными настроениями о несостоявшемся счастье с любимым человеком проникнуты стихи поэта, посвященные Екатерине Воронцовой, которая никогда ему не принадлежала («Храни меня, мой талисман», «Сожжённое письмо»).

Многочисленные окраски радостных воспоминаний и горечи разлуки передают нотки переживаний поэта, однако поставленные неоднократно многоточия в конце строк говорят о том, что поэт о многом не сказал, умолчал.

Невыразимой прелестью и богатством мелодичных рифм завораживает стихотворение «Мадонна», в котором автор формулирует мысль о божественном явлении неземной женщины, освященной небесами, являющейся идеалом красоты.

В отличие от других русских поэтов, Пушкин, как истинный романтик, выражает свое особое восприятие любовного чувства, именно поэтому вся его лирика наполнена силой, нежностью, очарованием, очищением великого преданного чувства.

Поэт новаторски использует в своих произведениях мотивы разлуки, расставания, утраты любви, потому что в эти моменты человеческие струны находятся в обостренном состоянии, и доказывает, что любовь – это не только боль, но и благо, несмотря на кратковременность «вечного» чувства.

Еще одной характерной чертой лирики поэта является отсутствие портрета любимой, образ возлюбленной автор изображает сквозь некий сон и благостные воспоминания. Любимая женщина показывается поэтом исключительно как объект восторга, обожания, восхищения, наполняющий сердце мужчины для дальнейшей жизни и творчества.

Пушкинские стихотворения настолько гармонично и грациозно рисуют магическое чувство любви, что неизменно пробуждают в душе читателя ответный отклик.

Понятие «романтизм» в творчестве Пушкина

Александр Сергеевич осознавал недостаточность романтической поэтики с тех самых пор, как ее шаблоны и нормы начали стеснять его творчество и поэтический порыв. Весьма примечательно, что движение к реализму сам автор осмыслял как путь от неправильно понятого романтизма к романтизму «истинному». Ему были внутренне близки свободолюбивые декларации этой системы. Возможно, именно поэтому он не хотел отказываться от понятия «романтизм».

На Кавказе

Интересно, что в свой первый приезд Пушкин провел совсем немного времени в Екатеринославе. Даже не успев приступить к своим обязанностям, он искупался в Днепре и сильно простудился. Инзов разрешил ему уехать на два месяца лечиться на Кавказ.

Обратно Пушкин ехал на лошадях, посетив заодно Крым. Причем приезжать ему предстояло уже не в Екатеринослав, а в Кишинев, куда переехала канцелярия Инзова. Именно в этом городе поэт провел большую часть своей ссылки, которая стала заметным этапом в его творческой карьере.

Духовный кризис Пушкина 1823 года

Радикализм общественной позиции, свойственный автору в начале 20-х годов, сменяется духовным кризисом. Причина его – события русской и европейской жизни. Ранняя романтическая лирика Пушкина характеризуется верой в революцию. Однако в 1823 году поэту пришлось пережить большое разочарование. Александр Сергеевич тяжело воспринял поражения произошедших в Европе революций. Всматриваясь в жизнь своей страны, он не находил возможностей для победы свободолюбивых настроений. В новом свете в глазах Пушкина предстали и «народы», и «избранные» натуры, и «вожди». Он осуждает всех их, однако именно «вожди» становятся постепенно основной мишенью иронических размышлений Александра Сергеевича. Кризис 1823 года отразился главным образом в расставании автора с иллюзиями просвещения. Разочарование Пушкина распространилось и на роль избранной личности. Она оказалась неспособной исправить среду. Значение «избранных» не оправдалось еще в одном отношении: народ так и не пошел за «просветителями». Однако Пушкин остался недоволен и собой, и «иллюзиями», и «ложными идеалами». Особенно отчетливо разочарование Александра Сергеевича звучит в стихотворениях «Демон» и «Свободы сеятель пустынный…», которые анализируются особенно часто, когда раскрывается тема «Романтическая лирика Пушкина».

Читайте также:
Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (2): сочинение

Движение от романтизма к реализму

Процесс развития творчества Александра Сергеевича от романтизма к реализму можно грубо, с некоторой долей приближения представить как движение к объективному от субъективного, к социально-типическому от автопортретного. Однако это относится только к эпосу, а не к лирике. Что касается последней, отход Александра Сергеевича от традиционного романтизма в ней связан не с чрезмерной субъективностью ее, а с «системностью». Поэта не устраивала ограниченная и замкнутая система. Романтическая лирика Пушкина не вписывается в строгие каноны. Однако в силу традиции Александр Сергеевич должен был им подчиняться и делал это, хотя далеко не всегда и не во всем.

Особенности систем романтизма и реализма

Романтическая стилистика и поэтика, в отличие от реалистической, существовала в пределах устоявшейся художественной системы, довольно закрытой. За довольно короткое время были выработаны устойчивые понятия «романтического героя» (он должен был быть обязательно противостоящим толпе, разочарованным, возвышенным), сюжета (обычно экзотического, внебытового), пейзажа (возвышенного, интенсивного, безбрежного, грозового, тяготеющего к таинственному и стихийному), стиля (с отталкиванием от предметных деталей, от всего сугубо конкретного) и т. д. Реализм же не создал в такой же мере устойчивых и закрытых понятий. В рамках этой системы понятия сюжета или героя звучат весьма неопределенно. Реализм по отношению к романтизму оказался не только прогрессивным, но также и освобождающим направлением. Свобода, заявленная в романтизме, была выражена в полной мере лишь в реализме. Это отразилось с особенной наглядностью в творчестве Пушкина.

«Свободы сеятель пустынный. «

В 1823 году было создано стихотворение «Свободы сеятель пустынный. «. Эпиграф к этой притче был взят автором из Евангелия от Луки. Именно он сообщает произведению вечность и всеобщую значимость, задает масштаб стихотворения. Сеятель свободы показан одиноким. На его призывы и проповеди не отзывается никто. Пустыня мира мертва. Народы не следуют за ним, не внимают ему. Трагичен образ сеятеля, так как он пришел в мир слишком рано. Обращенное к народам слово оказывается брошенным на ветер.

Общая характеристика творчества Пушкина южного периода

Произведения, написанные в 1820-1824 гг., отличаются откровенным лиризмом. Романтическая лирика Пушкина периода южной ссылки теряет налет ученичества, характерный для раннего периода его творчества. Пропадает также дидактизм, свойственный гражданским стихотворениям. Из произведений исчезает жанровая нормативность, а структура их упрощается. Особенности романтической лирики Пушкина касаются и отношения к современнику. Александр Сергеевич рисует его психологический портрет. Он соотносит современника в эмоциональном плане со своим собственным характером, поэтически воспроизведенным. В основном в элегической тональности предстает личность поэта. Главные темы, которыми отмечена романтическая лирика Пушкина, – жажда свободы, ощущение новых впечатлений, чувство воли, стихийное и контрастное повседневности. Постепенно основной темой делается стремление показать внутренние стимулы поведения свободолюбивого героя.

Два изгнанника

Романтическая лирика Пушкина периода южной ссылки имеет и другие характерные особенности. В частности, в элегиях Александра Сергеевича появляется конкретный образ (основанный на биографических обстоятельствах) изгнанника поневоле. Однако рядом с ним возникает и условно-обобщенный образ добровольного изгнанника. Он соотнесен с Овидием, римским поэтом, и с Чайрльд-Гарольдом (героем Байрона). Пушкин переосмысливает свою биографию. Вот уже не его сослали на юг, а сам Александр Сергеевич покинул душное общество столицы, следуя собственным нравственным исканиям.

Влияние Байрона и Шенье

В эти годы романтическая лирика Пушкина считается господствующей. Александр Сергеевич на юге познакомился с произведениями Байрона (портрет его представлен выше), одного из лучших поэтов данного направления. Александр Сергеевич начал воплощать в своей лирике характер так называемого «байроновского» типа. Это разочарованный индивидуалист и вольнолюбивый мечтатель. Именно влияние Байрона определило творческое содержание поэзии Пушкина южного периода. Однако неверно связывать это время исключительно с воздействием английского поэта.

Пушкин на юге испытал влияние не только Байрона, но и Шенье (портрет представлен выше), творившего в системе классицизма. Поэтому творчество 1820-24 гг. развивается из противоречия между двумя этими направлениями. Александр Сергеевич пытался примирить их. В его поэтической системе наблюдается синтез классицизма и романтизма, выражение ясным и точным словом психологических переживаний, эмоциональной субъективности.

Романтизм в лирике Александра Пушкина

Романтизм в лирике Александра Пушкина

В каждую эпоху общество устанавливало для себя критерий, по которому можно было оценить любого человека. В античном мире это была красота физическая (вспомнить хотя бы скульптуры того периода – они всегда изображали обнаженных, физически развитых людей); позже на смену ей пришла красота духовная (одухотворенные лица святых). К XVII в. утвердилось убеждение, что сила человека – в его разуме. Бог создал мир, а разум человеческий должен его усовершенствовать. Эта вера настолько укрепилась в обществе, что даже революция во Франции прошла под лозунгом “Во имя разума!”. Но такое фанатическое восхищение силой разума и просвещения не могло существовать долго: убеждения убеждениями, а ничего в лучшую сторону не меняется. Наоборот, подобные идеи привели к революционным потрясениям и кровопролитию, и в XIX-XX вв. прокатилась волна разочарования в силе разума. Стала очевидна необходимость альтернативы ему.

Она была найдена: на смену пришли чувства, т. е. теперь поэт, например, обращаясь к читателю, взывал в первую очередь к его чувствам, а не к разуму, и всякий руководствовался не трезвым умственным размышлениями, а велением сердца. Залогом добродетели и порядочности человека стало его умение видеть красоту и сострадать (сострадание – христианский мотив; вообще история отмечает чередование во времени обращения к богу и его отрицания; после “эпохи Разума” – веры во всемогущество человека – опять пришло “признание” бога).

Читайте также:
Анализ стихотворения Зимнее утро.: сочинение

В конце XVIII в. появилось новое течение в литературе – сентиментализм, ставшее как бы преддверием романтизма. Считается, что сентиментализм в русской литературе начался с “Бедной Лизы” Карамзина, который утверждал, что даже простой, необразованный человек должен быть уважаем уже за то, что он умеет чувствовать, любить.

Чувствительность у сентименталистов, а впоследствии у романтиков, связана с обозначением оттенков различных чувств. В романтической поэзии выражались личные душевные переживания автора, стихотворения этого направления писались на своеобразном “языке души”, который “открыл” В. А. Жуковский. Именно он первый задался вопросом: “Невыразимое ль подвластно выраженью?”. Впоследствии эта фраза была переосмыслена и перефразирована такими поэтами, как Лермонтов (“А душу ль можно рассказать?”), Тютчев (“Мысль изреченная есть ложь”).

“первооткрывателем” “языка души”, то его усовершенствование происходило в творчестве А. С. Пушкина. Лирический герой любого романтического произведения обладал определенными чертами, появление которых так или иначе было связано с отсутствием свободы, стремлением к ней, ее поиском. Герою поэты передавали свои мысли и ощущения, и, таким образом, романтические стихотворения становились в своем роде исповедью, душевными излияниями автора. Таково и первое романтическое произведения Пушкина – “Погасло дневное светило. “. Оно было написано в 1820 г., когда началась южная ссылка поэта. Попав в Екатеринослав, он заболел и стал проситься в Крым для лечения. Только стараниями Раевского, с которым он был дружен, ему разрешили эту поездку, и он оказался на судне вместе с семьей прославленного генерала. Проплывая мимо Гурзуфа, очевидно, под впечатлением великолепной природы и в связи со своим положением “изгнанника”, он написал это стихотворение, послужившее началом нового этапа его творчества.

видя вещи не такими, какие они есть на самом деле, а воспринимая их через призму своих чувств. Например, пейзаж у романтиков также субъективен, и автор наделяет неодушевленные предметы или явления эпитетами, присущими только человеку. Характер этих эпитетов зависит от того, какое настроение у поэта, каким размышлениям он предается в момент написания. К примеру, у Пушкина часто встречается определение “угрюмый”. Оно относится к скалам, дали, океану. Ясно, что во время написания этих произведений (или строк) поэт находился в подавленном состоянии. Это можно видеть в стихотворении “Погасло дневное светило. “, где, обращаясь к “угрюмому океану”, Пушкин далее вспоминает “прежних лет безумного любовь”, “минутной младости минутных друзей”.

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

“очеловечивает”. “Замолчавшие мечты”, “уснувшие думы” – это олицетворения малейших колебаний сердечных струн Пушкина. В его стихотворениях, как у всех романтиков, чувства, мысли живут отдельной жизнью, мечта способна вырваться из головы, ее родившей, и витать где-то рядом:

Судьба героя у романтиков всегда была связана со стремлением куда-то или откуда-то. Мир, в котором он находится, – слишком страшный, пошлый – неприемлем для него. Герой не может быть свободен в этом мире и стремится к лучшему. В этом состоит особенность романтического мышления: выделяются как бы два мира – “здесь” и “там”. “Здесь” всегда плохо, герой обречен на бегство (или изгнанничество) из этого мира, а мир “там” – светел, прекрасен, скиталец, пытаясь его достичь, остается один. Примером пушкинского романтизма считается поэма “Кавказский пленник”, являющая собой чистый образец принципов изображения лирического героя этого направления:

Людей и свет изведал он

И знал неверной жизни цену.

Наскуча жертвой быть привычной

Давно презренной суеты,

И неприязни двуязычной,

И простодушной клеветы,

Отступник света, друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далекий полетел

С веселым призраком свободы.

“поэтом” и “толпой”: поэт видит это как борьбу яркой личности и “черни”. “Суд глупца” указывает ему, как и о чем писать, и поэт, дабы оставаться свободным, вынужден уйти от людей:

Романтическая лирика Пушкина А. С.

Романтическая лирика Пушкина – важный пласт творчества автора. Ключевой отечественный поэт XIX столетия известен тем, что проявил себя во многих направлениях, как в романтизме, когда был молод, так и в реализме, когда стал более зрелым и опытным автором.

Период пушкинского романтизма

Романтическая лирика Пушкина активно формировалась во время его Южной ссылки. Для поэта она продлилась с 1820 по 1824 год. Политически неблагонадежным Пушкин стал из-за своих вольных стихов, которые активно распространялись в Петербурге в период с 1817 по 1819 год. Яркий пример такого произведения – ода “Вольность”.

Однако стоит отметить, что формально никакой ссылки не было. Пушкина официально просто перевели на новое место службы. Он был назначен служить в канцелярии генерал-лейтенанта Инзова, который находился в Екатеринославе. Сегодня это Днепропетровск. Заметим, что тогда это был небольшой городок, расположенный в значительном удалении от столицы. В сопроводительном письме подробно описывались все факты, в которых Пушкина считали виновным.

Неожиданно это письмо возымело обратный эффект. Дело в том, что Инзов отличался человеколюбием. У него был даже орден Почетного легиона за гуманное обращение с военнопленными во время Отечественной войны 1812 года. К тому же он имел продвинутые взгляды, например, увлекался масонством. Так что опальный поэт пришелся ко двору. Инзов взял над ним опеку.

Пушкин меняется

В дороге до Екатеринослава у Пушкина было достаточно времени, чтобы обдумать свое положение, а также то, каким должно быть его творчество. Стоит отметить, что на юг России прибыл сильно изменившийся поэт, настроение и его психологический облик серьезно переменились. Самое главное, он стал намного сдержаннее и ответственнее.

Отныне Пушкин для себя определил, что его жизнь неразрывно связана с поэзией. Его стихи непосредственно влияют на его судьбу, а он должен нести полную ответственность за каждое написанное слово.

Читайте также:
Стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»: сочинение

Как раз это мироощущение и было романтическим, так и формировалась романтическая лирика Пушкина.

Романтический тип

Проходят романтическую лирику Пушкина на уроках в 10 классе. Чтобы с ней разобраться, определимся с самой сутью романтического типа. Она заключается в возвышенной культуре чувств и сердечных переживаний автора и его лирического героя, а если быть точнее, в способности осознавать и улавливать тончайшие, практически неуловимые оттенки чувств и использовать разные типы поведения, ориентируясь на классических романтических героев. Для современников Пушкина ими были страдающий юный Вертер Гете, неистовый любовник Дон-Жуан, мрачный и суровый Демон.

Такие роли романтик не только выбирает для себя, но и раздает всем окружающим. Также для романтиков присуще ощущение второй реальности. Например, в обычный день человек может ходить на самую банальную и скучную работу, решать прагматичные вопросы пропитания и своего благосостояния, а параллельно жить в мире, в котором он будет особым избранником, которого не понимают окружающие, в строгом уединении посвящать себя сложным вопросам смысла жизни.

Формы романтического поведения

В жизни и творчестве романтическое поведение может принимать различные формы и виды. К примеру, от ощущения одиночества и разочарованности в себе может возникнуть желание странствовать, либо грустить о потерянной Родине, утраченной любви или старой дружбе.

Стоит отметить, что такое состояние души характерно для многих героев Пушкина, не только лирический, но и прозаических. Яркий тому пример – образ Евгения Онегина. Все это в XIX веке имело, как правило, две причины. Политическую (человек бежал от несправедливых законов мира цивилизованного в общество “дикого” народа, который жил искренне), либо причина могла быть любовной.

Во времена Пушкина такое состояние души было в моде. Поэтому романтическая лирика Пушкина во многом на ней и основывается.

На Кавказе

Интересно, что в свой первый приезд Пушкин провел совсем немного времени в Екатеринославе. Даже не успев приступить к своим обязанностям, он искупался в Днепре и сильно простудился. Инзов разрешил ему уехать на два месяца лечиться на Кавказ.

Романтическая лирика Пушкина периода Южной ссылки началась на борту брига “Мингрелия”, на котором поэт плыл в Гурзуф. Там он и написал элегию “Погасло дневное светило. “. В стихотворении “Погасло дневное светило. ” романтическая лирика Пушкина проявляется в его обращениях к окружающим героя стихиям – ветру, океану. Лирический герой наблюдает за ними и просит отнести его к “пределам дальним”, но только не к берегам родины, где он впервые познал любовь и встретился с музой, где отцвела его молодость. Теперь уже прежних сердечных ран ничего не способно излечить.

Обратно Пушкин ехал на лошадях, посетив заодно Крым. Причем приезжать ему предстояло уже не в Екатеринослав, а в Кишинев, куда переехала канцелярия Инзова. Именно в этом городе поэт провел большую часть своей ссылки, которая стала заметным этапом в его творческой карьере.

Крымский период

Большую роль в творчестве поэта имело и то время, которое он провел в Крыму. Хоть это и были всего несколько недель, но именно здесь родились и развились поэтические замыслы Пушкина. Большое впечатление на него произвели крымские и кавказские пейзажи. Они дали наглядный материал для романтической лирики Пушкина. В 10 классе ее подробно изучают.

В сочинении о романтической лирике Пушкина стоит отметить, что особым романтическим миром для него стал Кавказ. Чужая речь и нравы горцев сильно его заинтересовали. Романтическому мироощущению поэта способствовало то, что он поселился на отшибе, жил в полуразрушенном доме, вокруг были только пустыри и заросли виноградника.

Все это соответствовало его образу беглеца и добровольного изгнанника, которым он себя в то время ощущал. Примерами романтической лирики Пушкина являются поэмы “Братья-разбойники”, “Кавказский пленник”, “Гавриилиада”, а также стихотворения “К Чаадаеву”, ” К Овидию”, “Кинжал”, “Черная шаль”, “Наполеон”. Они объединены единой темой автора-беглеца.

Поэтическая биография

Особенностями романтической лирики Пушкина является то, что поэт создал себе за это время новую, поэтическую биографию.

Здесь важную роль сыграл его образ романтического героя. В него входило и понятие потаенной любви. Например, поэт в письме к Бестужеву пишет о стихотворении “Редеет облаков летучая гряда. “. По этому поводу поэт будто бы расстраивается, что стихотворение может прочитать его тайная возлюбленная, которая может обидеться из-за этого. При этом исследователи установили, что в то время никакой тайной женщины у Пушкина не было.

В то время, помимо роли романтического героя, Пушкину приходилось переносить еще одну тяжелую житейскую реальность. Он остро нуждался в деньгах. Поэтому ему постоянно приходилось искать взаимовыгодные отношения с издателями. Когда он был в Модавии, там начали бурлить политические события, Пушкину удалось их увидеть в реальности, а не в придуманном мире.

Пушкин в центре восстания

В самом начале 1821 года восстание вспыхнуло в турецкой части Молдавии. Им руководил Тудор Владимиреску. На помощь активно стали призывать греков Оттоманской империи.

Пушкин оказался в самой гуще событий. Он видел революционный энтузиазм, раскол среди восставших, стал свидетелем жестких взаимоотношений между предводителями восстания, а также между русской армией и тайными политическими обществами.

Особое внимание на уроках в 10 классе о романтической лирике Пушкина уделяют тому, как он строит свою личность, примеряя всевозможные романтические роли. Но полностью не отдается он ни одной из них.

Стоит отметить, что сохранить свою жизненную позицию поэту оказывается совсем непросто. Ведь он занимал совсем невысокий пост, имея только чин коллежского секретаря. А жить в достатке в такой ситуации в обществе, где все определяется чинами, человеку без средств было очень непросто. Поэтому Пушкин был постоянно погружен в финансовые заботы, его достоинство подвергалось практически ежедневным искушениям. Ему предстояло всего самому добиваться в этой жизни, не имея протекции, связей, чинов и большого состояния.

Читайте также:
Лирическое начало в поэзии Пушкина: сочинение

В тяжелые минуты Пушкин часто вспоминал слова Чаадаева. Именно этот его товарищ сумел внушить поэту глубокую веру в собственное достоинство. В этом, по мнению большинства исследователей, причина такого большого количества дуэлей, которые Пушкин регулярно назначал в Кишиневе. Он тщательно охранял от окружающих собственное “самостояние”. Оно, как отметил поэт в одном из своих стихотворений, было залогом величия человека.

Обращение к декабристам

На уроке литературы в 10 классе о романтической лирике Пушкина следует обязательно вспомнить о его общении с декабристами. Это был важный эпизод его жизни в Кишиневе. В тот период поэт принимал активное и непосредственное участие в жизни будущих декабристов, обсуждениях и дискуссиях, которые велись в тайных обществах. А там велись важные и опасные для их участников разговоры, критиковалось правительство. Образ декабристов – это еще один классический романтический тип того времени.

Поэтому Пушкин так тяжело переживал разгром кишиневского кружка декабристов, который произошел в 1822 году. Следом за разгромом произошло еще одно неприятное событие – началось следствие против Орлова. Эти события сыграли важную роль во всем административном устройстве российского юга. Инзов был отстранен, ему на смену пришел Воронцов, канцелярия переехала в Одессу. Туда же перебрался и Пушкин.

Одесский период

Даже говоря кратко о романтической лирике Пушкина, нужно обязательно упомянуть одесский период. Это был один из самых сложных этапов в его жизни и творчестве. Здесь он столкнулся с большим количеством противоречий.

С одной стороны, вольный портовый город, наполненный большим количеством соблазнов. С другой стороны, недавний разгром кишиневского кружка сулил вероятными доносами. Во время пребывания в Одессе поэт часто писал мрачные стихотворения. Романтическая лирика Пушкина этого периода основывалась на произведениях “Демон”, “Свободы сеятель пустынный. “, “Зачем ты послан был и кто тебя послал. “, “Недвижмый страж на царственном пороге. “.

Большую роль в творчестве и жизни поэта в эти годы играла любовь. Одно из его увлечений – полячка Каролина Собаньская. Она была из знатной и образованной семьи, получила блестящее воспитание. Помимо Пушкина, от нее без ума был и Мицкевич. А сама Собаньская была любовницей руководителя Южных военных поселений Витта, а также его политическим агентом.

Пожалуй, самым известным увлечением Пушкина была Анна Керн. Ее портрет представлен выше. Эта женщина была для него Музой, благодаря которой родилось много чудесных стихотворений. Одно из них “Я помню чудное мгновенье”.

В своем романтическом мироощущении Пушкин идеализировал всех женщин, которые его окружали. Была у него еще одна любовь. Ее звали Амалия Ризнич. В 20 лет он вышла замуж на крупного одесского коммерсанта. Была красива, экстравагантна, но ее ждала трагическая судьба. В 1825 году она умерла в Италии в полной нищете.

На 7 лет старше Пушкина была жена его непосредственного начальника Елизавета Воронцова. С ней у него тоже были романтические отношения. Эти отношения стали причиной для ревности со стороны Воронцова. Для Пушкина это обернулось сложностями на службе. Он даже просит об отставке, что по нравам того времени для опального чиновника было равносильно наглой дерзости и даже мятежу.

Только в 1824 году Пушкина увольняют со службы по приказу самого императора. Его направляют на новое место ссылки. На этот раз в псковское село Михайловское, в котором поэт проводит следующие несколько лет.

1 августа 1824 года Пушкин покидает Одессу. На этом заканчивается его Южная ссылка.

Исследователи относят к романтической лирике Пушкина стихи, написанные поэтом за этот период. Это крымский цикл элегий, в который, помимо уже известного нам “Погасло дневное светило. “, вошли “Редеет облаков летучая гряда. “, “Мой друг, забыты мной следы минувших лет. “, “Кто видел край, где роскошью природы. “, “Простишь ли мне ревнивые мечты. “, “К морю”, “Ненастный день потух; ненастной ночи мгла. “.

При этом две последние из перечисленных здесь элегий Пушкин написал уже будучи в Михайловском, но по-прежнему находясь под впечатлением от романтического настроения, охватившего его на юге России. В данных произведениях поэт использует открытия в жанре элегии, сделанные еще Жуковским. Это такие поджанры, как “элегия-исповедь”, “элегия-воспоминание”, “любовная элегия” и многие другие. В крымском цикле особенно хорошо заметно стремление Пушкина к крупным поэтическим формам. Они позволяют поэту изображать продолжительные переживания лирического героя и одновременно проникать в глубинные тайны сердца. Примеры таких произведений – “Дочери Карагеоргии”, “Кинжал”, “Война”, “Песнь о вещем Олеге”, “Мне вас не жаль, года моей весны”, “Муза”, “Птичка”.

Кстати, элегия является одним из самых удачных жанров для выражения всей полноты романтического мироощущения лирического героя. Здесь часто используется образ тоскующего и страдающего беглеца, который навсегда покинул родные места. В этих произведениях Пушкин проявляет свое блестящее владение стилем романтической поэзии. В этих элегиях проявляются и его индивидуальные особенности. К ним относятся романтическим мотивы и образы, которые не являются у поэта литературной условностью. Они в точности соответствуют окружающего миру автора, обладают документальной достоверностью, соотносятся с реальными событиями, происходившими в жизни поэта.

У Пушкина лирический герой часто оказывается в классических романтических местах, в которых человек всегда находится практически на краю гибели. Это скалы, неспокойное море, шквальный ветер. У поэта все эти образы обладают удивительной реалистичностью, читатель как будто начинает их ощущать.

Сам герой, как правило, находится в эпицентре стихии. Окружающая его действительность доведена до предела, ставит его на грань жизни и смерти, что так важно для романтического персонажа. Еще одна важная особенность пушкинского романтизма – глубокое проникновение жизни в поэзию и наоборот.

Читайте также:
Образ, бережно хранимый: сочинение

Важная тема этих лет – свобода. Причем она отличается от его ранней вольнолюбивой лирики. На этот раз Пушкин уже во многом разочаровался, он сомневается в том, что что-то в окружающей жизни можно изменить и исправить. Переосмысливает свои взгляды он в стихотворениях “Кто волны вас остановил. “, “В. Ф. Раевскому”, “Бывало, в сладком ослепленье. “.

Романтическая лирика Пушкина

Романтическая лирика Пушкина

Расцвет романтической лирики пришелся на 1820-1824 годы. В тот период в творчестве поэта преобладают идеи необходимости преобразования общества (ода «Вольность»), Пушкина волновали вопросы равенства, гуманизма, проблема крепостного права («К Чаадаеву»).

Перемены во внешней жизни поэта (1819 год и Южная ссылка (1820-1824 годы)) совпали с творческими исканиями Пушкина. В 1819 году Пушкин пишет стихотворение «Возрождение», где, говоря о судьбе картины, поэт размышляет о самом себе. В конце стихотворения Пушкин осознает, что надо вернуться к своему собственному неповторимому поэтическому голосу:

Так исчезают заблужденья С измученной души моей,

И возникают в ней виденья Первоначальных, чистых дней.

Как подметил пушкинист Б. Томашевский, первые дошедшие до нас стихи Пушкина напоминали зрелого поэта, но Пушкин понимал, что, для того чтобы стать поэтом, надо учиться у своих предшественников. Такое «ученичество» соответствовало представлению классицистов о необходимости подражать образцам. В то время Пушкин называл себя учеником «школы гармонической точности» (Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский).

В 1819 году Пушкин переживает творческий кризис. По дороге на юг он собирает различный фольклор, но постепенно в нем рождался новый поэт. Романтическая лирика начинается со стихотворения «Погасло дневное светило» (1820).

Ключевое понятие романтизма — свобода. В первую очередь — свобода политическая, но важную роль играет и свобода творческая. Романтизм, пришедший на смену классицизму в 20-е годы XIX века, проповедовал отказ от канонов, поэтому Пушкин смело отказывается от штампов классицизма. Так, в стихотворении«Погасло дневное светило» происходит соединение двух жанров — элегии и дружеского послания, что было совершенно не свойственно поэтической традиции классицизма.

Поэты следовали за учениями о жанрах, разработанными еще европейскими мыслителями: не случайно Пушкин-лицеист блестяще владеет всеми жанрами. Ода — главный жанр в русской поэзии, «К Чаадаеву» — жанр дружеского послания, элегия — жанр философской лирики, главной темой которого являются размышления о смысле жизни. В русской поэзии появилась особая разновидность элегии — любовная элегия. Из элегии вырос будущий психологизм (отсюда в стихотворении «Погасло дневное светило» черты дружеского послания). Этот жанр сыграл огромную роль в развитии русской литературы, так как он не был до конца узаконен в поэзии, в нем допускались отступления от правил, что позволяло уделять внимание не только высоким темам, но и будничным, повседневным событиям в жизни человека. Именно тут произошел сдвиг в сторону реализма.

Психологизм, который смело можно назвать открытием романтиков, — другая черта романтизма. Поэты-романтики культивировали свою непохожесть, в отличие от классицистов, которые старательно изгоняли из искусства все индивидуальное.

Пушкин, как и другие поэты-романтики, познавал других людей и окружающий мир через самонаблюдение, поэтому в стихотворении «Погасло дневное светило» присутствует автобиографическое начало. Новаторским открытием Пушкина в этом стихотворении была передача изменения настроений поэта, то есть изображение динамичной личности.

В стихотворении трижды повторяется рефрен «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан». Он делит стихотворение на несколько частей, и в каждой из них — особая тональность. В этом стихотворении можно увидеть большое количество излюбленных образов романтиков: другой берег, олицетворяющий другую жизнь, образы ветрила и океана, означающие неподвластную человеку изменчивость жизни. В стихотворении также присутствуют темы судьбы, рока, образ романтической души, разочарованной в дружбе и любви:

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья;

И вы, наперсницы порочных заблуждений,

Которым без любви я жертвовал собой,

Покоем, славою, свободой и душой,

И вы забыты мной, изменницы младые .

Также важно отметить, что в эти годы Пушкин остается верен вольнолюбивой лирике. Тема свободы занимает большое место в его творчестве, его политические воззрения стали более радикальными. Пушкин Петербургского периода (1817-1820 годы) — сторонник конституционной монархии, противник насильственной перемены модели государственного управления. В 1821 году он пишет стихотворение «Кинжал», главной темой которого становится размышление о судьбе тирана, страшащегося торжества справедливости и закона (кинжал здесь выступает как орудие возмездия, как символ освобождения от тирании):

Как адский луч, как молния богов,

Немое лезвие злодею в очи блещет,

И, озираясь, он трепещет,

Среди своих пиров.

Везде его найдет удар нежданный твой:

На суше, на морях, во храме, под шатрами,

За потаенными замками,

На ложе сна, в семье родной.

Пушкин верен идеям будущих декабристов: в целом ряде посланий друзьям в Петербург он подчеркивает неразрывную связь с вольнолюбивыми идеями.

«Узник» (1822) — важнейшее произведение Пушкина-романтика. Стихотворение изобилует романтической символикой: поэт видит себя в образе пленника, а окружающую действительность — в образе темницы, он призывает к бегству, к решительным действиям, он воспевает свободу как величайшую ценность для человека:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я.

В эти годы Пушкин также переосмысливает свое понимание назначения поэзии. В стихотворении «Муза» (1821) появились другая излюбленная тема романтиков — размышления об искусстве. Они считали, что в искусстве главное

  • не рациональное начало (как у классицистов), а интуитивное. Главное — вдохновение, только с его помощью можно проникнуть в тайны мироздания. На коротком отрезке времени Пушкин разделяет идею романтического двоемирия: поэт тяготится земной жизнью и устремляется к небесной вечности, считая искусство предметом божественного происхождения.

Еще одна черта романтизма — интерес к историческому прошлому и к фольклору. В отличие от классицистов, которые опирались на античную литературу, романтики обращаются к национальной культуре, к русскому народному творчеству. В 1822 году Пушкин пишет «Песнь о вещем Олеге». Песня

  • жанр устного народного творчества, но Пушкин остается в русле силлабо- тонической системы, он верен размеру и рифме, но, несмотря на это, ему удается воспроизвести приемы фольклорного произведения.
Читайте также:
Образ Онегина в романе Евгений Онегин: сочинение

Пушкин-романтик отдает дань теме судьбы как предопределяющей поступки человека силы, поэтому историзм Пушкина в начале 20-х годов XIX века, проявившийся в «Песни о вещем Олеге», сильно отличается от исторических воззрений зрелого поэта (конец 20-х, 30-е годы), когда жизнь человека в произведениях Пушкина будет предопределять уже не рок и судьба, а сама действительность и исторические обстоятельства.

Романтизм в творчестве А. С. Пушкина

Романтизму в творчестве Пушкина посвящено большое количество исследований. Среди них чрезвычайно ценные работы Д. Д. Благого, С. М. Бонди, Г. А. Гуковского, Л.Я. Гинзбург, В. М. Жирмунского, Т. В. Томашевского, и др., в которых нашел глубокое разрешение целый ряд существенных вопросов пушкинского романтизма.

Творческая личность Пушкина, в целом, конечно, не романтическая. По типу таланта Пушкин — художник объективный, художник реалистического плана. Его художественной мысли, даже в ранних произведениях, присуще стремление к воссозданию действительности, стремление к пластичности, четкости и конкретности изображения. Тем не менее Пушкин, духовный склад и творческая личность которого отличались поразительной многогранностью, способностью самозабвенно отдаваться жизненным и литературным впечатлениям (герценовское «жить во все стороны»), на определенный период оказался глубоко захваченным романтическим движением. Романтизм был веянием времени. В нем чувствовалось тревожное, порывистое дыхание современности — эпохи политических потрясений и грозовых бурь. В начале 20-х годов романтизм определяет своеобразие пушкинского миропонимания. Пушкин становится главой русского романтизма. С начала романтического периода он входит в русло важнейших идейных и эстетических исканий своего времени. Будучи сравнительно недолгим, романтический период явился для поэта периодом замечательных творческих достижений, не утраченных впоследствии и вошедших в художественную систему зрелого Пушкина как одна из ее граней.

Исследование романтизма в творчестве Пушкина. Отражение творческой многогранности в романтизме Пушкина

Сложность пушкинского романтизма во многом заключается в том, что поэт пришел к нему в результате уже довольно длительного (если учесть удивительно быстрый расцвет пушкинского гения) процесса творческого роста. Известно, что раннее творчество Пушкина связано с использованием и развитием самых разнообразных поэтических традиций (классицизм, Державин, французская «легкая поэзия», «оссианизм», сентиментальная лирика Карамзина и т. д.). Как справедливо указывают исследователи, Пушкин на протяжении всего своего творческого пути бережно хранил художественные традиции прошлого. Это качество пушкинской поэзии должно было сказаться и на его романтизме.

Романтизм Пушкина отличает творческая многогранность (в ней же, возможно, заключается и одна из причин дальнейшего стремительного движения к реализму). Романтическая поэзия Пушкина объединила различные романтические течения, продолжив и психологическую линию Жуковского — Батюшкова, и героический, «политический» романтизм декабристов, и катенинскую «простонародность», и многообразный опыт зарубежных романтиков.

При этом романтизм Пушкина, впитавший (как, впрочем, и все его творчество) героическое мироощущение эпохи конца XVIII–начала ХIХ века, был свободен от трагизма и «разорванности», столь характерных для более поздних русских романтиков. Национально-исторические истоки пушкинского романтизма определили и своеобразие его философской основы: Пушкину оказались гораздо ближе просветительские философские традиции (правда, переосмысленные и переработанные), нежели идеализм Фихте, Канта, Шеллинга.

Романтический период был для Пушкина обретением, творческой самостоятельности и свободы. Не случайно поэт так ценил в романтизме «парнасский атеизм», дерзкую переоценку «старых кумиров». Именно в романтическую «эпоху» Пушкиным были преодолены испытанные ранее литературные влияния и начато создание оригинальной художественной системы.

Романтическое осмысление действительности наиболее полно раскрылось в произведениях, написанных Пушкиным на юге. На это сразу же обратили внимание современники. Они справедливо увидели в «южных поэмах» новизну и свободу обращения с жизненным материалом. При этом принцип романтической свободы, по их мнению, закономерно вытекал из жизненности нового искусства, отразившего мироощущение новой эпохи.

Сам Пушкин также видел в романтизме прежде всего качественно новое эстетическое освоение действительности.

Романтические художественные искания Пушкина отразились уже в его первом крупном произведении — поэме «Руслан и Людмила».

Романтические настроения еще не овладели глубоко юным поэтом. Они захватывают Пушкина позже, в годы пребывания в южной ссылке, благодаря целому ряду причин. Драматический поворот собственной судьбы, знакомство с «диким» краем, с новыми людьми, в том числе и далекими от цивилизованного мира, романтика южной природы, увлечение идеями Руссо, но в романтическом преломлении и через декабристов (членов «Южного общества»), «метафизические, политические, нравственные разговоры», «демократические споры». На юге Пушкин переживает и романтически-восторженное чувство любви, и страстное воодушевление при вести о греческом восстании, за судьбами которого он затем следит с глубоким, почти личным интересом; здесь же он «бредит Байроном» и считает начавшееся влияние английского романтизма на русскую литературу «более полезным», чем влияние французской поэзии, «робкой и жеманной».

Новые настроения, мысли, переживания чрезвычайно усиливают в Пушкине стремление к яркому, исключительному, непохожему на «обыкновенный», прозаический мир. Позднее, в широко известных строках «Евгения Онегина» Пушкин писал, что в это романтическое время ему казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал,

И гордой девы идеал,

И безыменные страданья.

Так появляется яркий и необыкновенный мир «южных поэм». Обращаясь к жизни нерусских народов (черкесов, цыган), Пушкин создает образ свободного, «естественного» человеческого коллектива, живущего на началах равенства и «дикой воли». Равнодушию, душевной усталости современного цивилизованного общества он стремится противопоставить сильные страсти, непосредственность и интенсивность чувств «природного» человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: