Стихотворение А. С. Пушкина Вновь я посетил (Восприятие, истолкование, оценка): сочинение

А. С. Пушкин «Вновь я посетил» полный анализ стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин, написавший произведение «Вновь я посетил», поднимает достаточно актуальные вопросы, разобраться в которых поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру готова помочь подготовиться к уроку, предоставив необходимый материал в полном объеме.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы, проблемы
  6. Основная мысль
  7. Средства выразительности

История создания

Написано произведение «Вновь я посетил» было в 1835 году. В это время автор находился в своем родовом имении в Михайловском, где не был достаточно продолжительное время. С этим местом поэта связывало очень многое. Здесь прошла его беззаботная и счастливая юность. Так же с этим местом связаны и два года ссылки, которые автор так же был вынужден провести в Михайловском. Но эти два нелегких года весьма плодотворно отразились на творческих успехах автора.

Будучи уже человеком зрелым и мудрым, автор трудится над объемными историческими работами. Но и лирику он не бросает.

Находясь в Михайловском, на поэта находят интересные мысли, которые затрагивают как его юность, так и старость. Поэт начинает больше задумываться о связи поколений. Так же автор размышляет в целом о сущности бытия. Результатом этих мыслей и стало стихотворение «Вновь я посетил».

Если заглянуть в черновики поэта, то можно убедиться в том, что он проделал большую работу, чем получил стихотворение в том виде, в котором оно дошло до нас. Очень большая часть набросков так и осталась в черновике и в основной текст не вошла.

Жанр, размер

Анализируемое стихотворение является элегией, поскольку здесь мы видим размышления автора о смысле жизни. Данные мысли были навеяны благодаря столь знакомым пейзажам, с которыми автора так многое связывало.

Данное произведение отличается от привычной элегии, которая наполнена грустью и тоской. Пушкин наполняет данное произведение чувством умиротворения, а размышления его имеют светлый и теплый характер.

Так же есть еще одна отличительная черта в анализируемом стихотворении – автор пишет его в форме «белого стиха», что совершенно не свойственно Пушкину. Но благодаря данному приему, поэту удается как нельзя лучше передать свои чувства и переживания. И показать их глубину.

Размер текста – это пятистопный ямб. Так же поэт использует многоточия и восклицания, что задает особый ритм и интонацию произведению. Данная форма придает стихотворению разговорный вид, что создает иллюзию присутствия автора рядом в данный момент.

Композиция

Стихотворение «Вновь я посетил» можно разделить на три части.

Первая часть стихотворения повествует о посещении поэтом родных мест. Где со временем изменились оба – и Михайловское и сам поэт. Благодаря жизненным испытаниям, Александр Сергеевич повзрослел, набрался опыта и мудрости. Придавшись воспоминаниям. Он будто снова переживает все те моменты из прошлой жизни.

…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо

Во второй части автор показывает нам картины той природы, что его окружает. Автор очень подробно описывает все то, что было ему таким родным, но со временем так же претерпело изменения.

Третья же часть стихотворения дает надежду на новую жизнь. Автор заостряет свое внимание на молодую поросль, что наводит его на мысли о смене поколений, а так же их связи.

Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети.

Данное стихотворение построено в виде раздумий лирического героя. Создается впечатление того, что мы читаем лишь отрывок из размышлений поэта. А самое главное, что удалось ему познать благодаря большому жизненному опыту, он недоговаривает и скрывает за многоточием.

Образы и символы

Главным действующим лицом является лирический герой, в образе которого отчетливо видно Александра Сергеевича. Ему довелось вновь побывать в тех родных местах, с которыми его связывают многие воспоминания. Он придается воспоминаниям своей беззаботной юности, которая прошла именно в этом месте. Но время многое изменило. Видоизменился пейзаж Михайловского, да и сам автор прошел через многое, что не могло не оставить на нем своего отпечатка. Перед нами уже не легкомысленный юноша, а взрослый, опытный мужчина.

Читайте также:
Взаимоотношения главного героя и общества в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».: сочинение

Поэт подмечает все то, что изменилось со временем в родном ему пейзаже. От этого его становится немного грустно.

Но на глаза автору попадается зарождение новой жизни, что дает ему надежду и умиротворение. Он задумывается о своих потомках. Которые спустя много лет будут вспоминать автора.

Еще один образ нельзя обойти стороной – это старые сосны и молодая поросль. Это все напоминает ему смену поколений у людей, где рядом со стариками находятся их дети и внуки, которые непременно продолжат их дело. Ведь все, что мы успеем им передать, останется навсегда в их памяти. Одно поколение сменяется непременно другим, но так и должно быть. Таковы законы жизни и природы.

Темы, проблемы

Главная тема произведения – это переосмысливание автором быстротечности жизни. Приехав в родное имение, с которым его связывало очень многое, автор замечает все те изменения, которые произошли. Многие вещи состарились и обветшали. Но так же поэт подмечает новые ростки зелени, которые символизируют новую жизнь. Этим самым автор показывает читателю, что на смену одной жизни всегда приходит другая.

Так же очень хорошо прослеживается мысль автора о том, насколько человек связан с природой. Понаблюдав какое-то время за природными явлениями, Александр Сергеевич и приходит к подобным умозаключениям.

Если с самого начала его размышления пронизаны печалью и тоской, то к концу произведения мы видим торжественные мысли.

Основная мысль

Главная мысль, которую поэт заложил в анализируемое стихотворение, это то, что все в жизни имеет свою закономерность и быстротечность. Природа, как и люди, стареет и умирает. Но в то же время появляется новая жизнь, которая продолжит свое земное существование.

Всегда останется жива память наших потомков, благодаря которой ничего не будет забыто. На примере рощи, которая только лишь начала свой жизненный путь, автор показывает то, что все поколения сменяются один за другим. Да, сам он не увидит эти деревья большими, но наши дети будут жить, и наблюдать за ними.

Несмотря ни на что, жизнь продолжается, поэтому не стоит огорчаться. Все это и является основной мыслью стихотворения «Вновь я посетил».

Средства выразительности

В стихотворении «Вновь я посетил» Александр Сергеевич использует большое количество различных троп. Эпитеты, которые придают тексту яркости и рисуют картины в нашем воображении.

Благодаря использованию метафор, автору удается сделать описание более ярким и «живым».

Так же поэт использует олицетворения, с помощью которых создает образ молодого поколения.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

“Вновь я посетил” – анализ стихотворения А.С. Пушкина

Стихотворение «Вновь я посетил», анализ которого представлен ниже, многие почитатели творчества Александра Сергеевича считают пророческим своеобразным творением, позволившим поэту подвести итог.

Переломный момент, который он сопроводил творческим излиянием, размышлениями о прожитом. Все, что взволновало душу, тронуло ее струны, отразилось в произведении, которое он создал.

История создания стихотворения А. С. Пушкина

В 1835 году Александр Сергеевич прибыл в Михайловское, то самое село, в котором он проживал ранее и провел два ссыльных года. Приехав в родовое имение, он понимает, что не молод, и часть его жизненного пути позади.

Своеобразные, ностальгические, романтические и грустные чувства «переплетаются» в произведении, при этом у поэта четко прослеживается желание «передать» свое наследие.

Печаль Пушкина объяснима его финансовым положением, наличием долгов, а также положением в обществе.

Отношения с властями не задались, ведь Александр Сергеевич всегда говорил и писал, что думает. Его едкие эпиграммы и высказывания в адрес власти привели к определенным последствиям.

Месть царя была тонкой и ранила поэта глубоко, он посчитал ее оскорблением личности. Император пожаловал Александру Сергеевичу титул камер-юнкера. Оскорбительным было то, что подобного чина удостаивались юноши, а не зрелые мужи.

Стараясь пережить непростое время, справиться с обидами, поэт уезжает в село Михайловское.

Тема стихотворения

Читать текст стихотворения непросто, поскольку в нем переплетаются различные чувства и эмоции. Романтические мотивы сочетаются с тоской, прослеживается грусть по временам, которые уже минули.

Читайте также:
Осуждение произвола в повести Пушкина «Дубровский»: сочинение

Основная идея – переоценка ценностей, переживание переломного момента и подведение итогов.

Пушкин в стихотворении анализирует свой жизненный путь, размышляет о будущем. Его мечты связаны с желанием поселиться в Михайловском. Но эти мечты неосуществимы по нескольким причинам, основная из которых – долги.

К тому же Александр Сергеевич тоскует о няне, которой уж больше нет. Арина Родионовна умерла, но поэт желает услышать «ее тяжелые шаги за стеной», в соседней комнате. Говорит, что хочет, чтобы его внуки ходили по этой земле.

Жанр, направление и композиция

Для написания стихотворения автору пришлось приехать в родное село и вспомнить свои былые переживания. Это значит, что условно произведение относят к жанру воспоминаний.

Но некоторые филологи утверждают, что речь идет о философском жанре, поскольку в стихотворении автор рассуждает о жизненных ценностях.

Примечательно, что произведение не было поделено автором на строфы, его разбивают на части. Всего их три.

Композиция выстроена таким образом, что изначально (в первой) Пушкин вспоминает минувших лет события, во второй – анализирует настоящее, в третьей – рассказывает читателю о планах, мечтах, оглашает свои ожидания от жизни.

Стихотворный размер

Определяется, как ямб (пятистрочный) с мужскими и женскими окончаниями. Ведущим считается последнее слово, завершающее строку. На него и делается ударение.

Стихотворение уникально, поскольку не имеет рифмы.

Средства художественной выразительности

В стихотворных произведениях нередко используются различные средства, способные украсить текст. Анализируя «Вновь я посетил», удастся обнаружить не только эпитеты и метафоры, придающие произведению своеобразную литературную привлекательность.

Эпитеты

К подобным относят:

«шагов ее тяжелых» – в тексте речь идет о няне;

«опальный домик» – так поэт называет свое жилище, село, родное имение;

«нив златых», «приветный шум», «веселых и приятных мыслей».

Метафоры

К ним стоит отнести:

«Минувшее меня объемлет живо».

«Кропотливого ее дозора».

«По брегам отлогим рассеяны деревни».

Сравнения

В тексте автор использует следующие сравнения:

«Кусты теснятся под сенью их как дети».

«Как старый холостяк».

«Здравствуй, племя Младое, незнакомое!».

Заключение

Тот уголок земли, который автор посетил вновь, всколыхнул в нем определенные и весьма противоречивые чувства. С одной стороны, Пушкин вспоминает прошлое и тоскует о нем, анализирует настоящее, которое его не совсем устраивает. С третьей – мечтает, грезит о будущем.

Произведение считают пророческим еще и по той причине, что желания поэта не сбылись, он так и не перебрался жить в Михайловское, не увидел своих внуков. Александр Сергеевич погиб на дуэли спустя полтора года после написания стихотворения.

Пейзажная лирика Пушкина 9 класс сочинение

Пейзажная лирика занимает большое место в творчестве Пушкина. Есть и отдельные стихи о природе, а бывают и «вставки» в стихах и поэмах.

Александр Сергеевич умел видеть красоту в обычном. И ещё передавать её – восхищать тех, кто проходил мимо привычного. Конечно, часто природа перекликается с внутренним состоянием героя. Буря вне часто означает волнения в сердце. Впрочем, и наоборот. Например, когда на улице весна, время любви и радости, лирический герой часто восклицает, что уж лучше б была поздняя осень, тогда хандру можно было б объяснить. В стихотворном романе Пушкина есть строки, в которых весна сравнивается с улыбкой природы, но Онегина она не радует. Здесь контраст помогает читателям и восхититься природой, и посочувствовать герою. В стихотворении «Буря» Александр Сергеевич не противопоставляет героя природе. Там дева на скале краше Луны.

Основные направления пейзажной лирики Пушкина: средняя полоса России и Кавказ.

Выросший в центре нашей страны, Пушкин с детства восхищался её «печальной красой». Он всё умел передать восхищение метафорами, прекрасными эпитетами. Он сравнивал ветхий домик на закате с пожаром, от чего читатель ощущает тревогу. Известны пушкинские описания зимы, русских вечеров, прогулок в лесу, наступления осени и многое другое. Мы учит эти прекрасные стихи в школе.

Кавказ, впечатливший юного поэта своей прекрасной природой (горами, ручьями), тоже занял большое место в его творчестве. Например, в стихотворении «Обвал» описывается, как Тереку путь преградил огромный валун, сорвавшийся вниз. Гордая река возмутилась, но ей пришлось «примириться» – разлиться, затопить всё вокруг. Пушкин часто одушевлял природу – в этом произведении, например, лес «ропщет».

Читайте также:
Мой Пушкин: сочинение

Пейзажная лирика соединяется с философской. Вот в стихотворении «Виноград» автор говорит, что ему не жаль цветов, раз из них получились такие ягоды, но не жаль будет и их, если из них сделают вино. Пушкин говорит тут и о жизни, о времени, об изменениях и об отношении к ним.

Неразрывно связана эта лирика и с любовной. В стихотворении «Осеннее утро» герой как бы просто описывает то, что видит вокруг себя (сад, камни, ручей), но во всём он видит следы своей любимой. Здесь мы читаем о холодной «руке осени». Часто сезоны у Пушкина, согласно нашему фольклору, похожи на персонажей со своим характером. Для примера стихотворение «Волшебница зима» – этот сезон именно приходит и творит чудеса.

Поэт обращается и к рекам (стихотворение «Дон» примером), и даже к фольклорным персонажам природы («Домовой»). Последнего он просит сохранить родной парк.

Пейзажную лирику не так просто отделить от остального творчества Пушкина, ведь всё гармонично связано.

Сочинение Пейзажная лирика Пушкина

Влияние человека на природу велико, так же как и природы на людей. Подобная закономерность имеет место и в творчестве А.С. Пушкина. Пейзажная лирика великого гения на каждом этапе его жизненного пути меняется, проявляя свои особенности. Однако человек и природа остаются всегда едины в его творчестве.

Стихотворения раннего периода писателя отличаются стремлением выразить эмоциональное состояние. Поэт обращает внимание на внутренний мир человека. То он склонен к ощущениям одиночества от разлуки с любимой, сопоставляя события осеннему времени года. То выражает бесконечную печаль из-за неразделенной любви через заунывные звуки и тоскливые цвета: “за рощей глас ночной”, “в пустынной тьме ночной” (“Певец”). Стихотворения, написанные в это время, характеризуются отсутствием развернутой картины природы. Все мысли сосредоточены на трепетном излиянии эмоций с участием пейзажных зарисовок.

“Воспоминания в Царском Селе” – стихотворение, наделенное, с одной стороны, признаками классицизма. Автор, придерживаясь торжественного слога, свои рассуждения доводит до читателя через образ сада, который для него является идеальным местом для уединения. Среди тени деревьев он глубоко чувствует связь человека и природы. Человек должен, по его мнению, обладать абсолютной свободой от любого гнета. Элементы романтизма также имеют место, позволяя полностью раствориться среди памятников и объектов природы: “Мечтанья. тая, скитаясь по лугам, по рощам молчаливым поэтом забываюсь я”. В стихотворении “Птичка” автор стремится к полной независимости, выпуская в весенний период “на волю птичку”. В нем находит выражение мотив свободолюбия.

Среди явлений окружающего мира море занимает особое место в творчестве поэта. Южная ссылка дала ему возможность познакомиться с необычными достопримечательностями полуострова Крым. Ему удалось по-новому взглянуть на водное пространство. В произведении “Кто видел край, где роскошью природы” он подчеркивает безграничность пространства: “в морской дали теряются суда”, говорит о необыкновенной красоте мест. Море является незаменимым способом поддержания душевных сил поэта в пейзажной лирике. В каждой строфе стихотворения “Погасло дневное светило” чувствуется, как ноет его душевная рана, которая вызывает страдания от воспоминаний: “в очах родились слезы вновь”. Непокорная стихия, которая обладает огромной мощью, дорога ему. Она будто разделяет его переживания во время путешествия. Следуя в ссылку, он с волнением и тоской обращается к прошлой жизни.

Следующий этап творчества писателя тесным образом связан с правдивым изображением деревни в одноименном стихотворении. Это излияние взглядов на существование крепостного права на фоне природной красоты, которая дарит ему минуты вдохновения, очищения. “Лазурные равнины” и “тишина полей” дарят настроение для размышлений. Романтический настрой лирического героя там, где “светлые ручьи”, “мирный шум дубрав” к концу произведения превращает его в яростного защитника своего народа, выступая против сил, где царствует “барство дикое”.

Особую значимость среди стихотворений, относящихся к пейзажной лирике Пушкина, имеют произведения о холодных временах года. Элементы реализма, присутствующие в сочинении “Зимнее утро”, подчеркивают искреннюю любовь поэта к родным просторам. Печаль подруги, вызванная мрачностью туч, “вьюга злилась” отражается на состоянии человека. Представление зимней картины зачастую имеет общее настроение с поэтом. Изменение погоды: “Под голубыми небесами великолепными коврами” вносит радость и свет в душу поэта.

Читайте также:
Исторические судьбы России в поэме А. С. Пушкина Медный всадник: сочинение

Наблюдая за русской природой родного края, А.С. Пушкин всегда видел в ней источник вдохновения. Переживая каждый раз восхищение от созерцания дорогих мест, процесс любования становился для него частью жизни. Это было связано с отражением личного мироощущения благодаря особому восприятию пейзажа.

Сообщение кратко для 9 класса

Необычные картины природы воспроизведены в творчестве любого стихотворца, поскольку человек, ощутив окружающую красоту и гармонию, может отразить в своих сочинениях. Собственно так Пушкин и посвятил себя поэзии. Он с детства замечал всю прелесть родных мест и отражал впоследствии в своих произведениях.

Пушкинская лирика помогает нам окунуться в мир путешествий к морским просторам. Мы можем, вчитываясь, в строчки стихотворения, полюбоваться прекрасным видом на Кавказские горы, отдыхаем в тихом деревенском доме, скачем на тройке лошадей. Читая произведения Александра Сергеевича, мы замечаем, что все времена года у него хороши. Однако все-таки самым любимым из всех является осень. Поэту нравилось увядание природы, исполненной особой грустью. Особенно ярко выделяется его творение «Осень», где Пушкин отображает свой взгляд ко всем временам года. Лето он не любит, весну также недолюбливает. К осенней же поре он относится по-особому. Он сравнивает ее с дитем, которого не боготворят в семье, и с девушкой, заболевшей чахоткой.

С удивительным мастерством Пушкин изображает картину зимней природы в «Зимнем вечере». По-особенному он передает уютный теплый дом. Мы ощущаем комфорт, особенно тогда, когда поэт вспоминает свою няню Арину Родионовну. Читая строки стихотворения, мы уносимся в то место, где тихий вечер, а за окном завывает вьюга, и дорогой тебе человек читает любимые сказки. И продолжением к такой непогоде предшествует морозное утро, ярко и мастерски описанное в творении поэта «Зимнее утро». Пушкин не забывает и о морозной ночи, о которой он тут же упоминает. Как уже упоминалось раньше, у Александра Сергеевича было очень много любимых живописных мест, которые он описывал с любовью. Так, например, море, для него выступало символом свободы, так как поэт всю жизнь стремился к независимости. Водная стихия для нег была как-бы смыслом, и поэтому он очень часто обращался к этому образу.

В последних произведениях поэта можно часто было услышать нотки безысходности, которые были выражены через природные образы. Так, в стихотворении «И вновь я посетил» можно обнаружить одиночество мрачного леса, трагический пейзаж с изображением плохоньких избушек русской деревни. В творении «Деревня» Пушкин через картины природы показал бесправную жизнь крестьян. Именно произведения Пушкина помогают нам наслаждаться природой, видеть все самое в ней прекрасное.

Также читают:

Картинка к сочинению Пейзажная лирика Пушкина 9 класс

Популярные сегодня темы

Однажды к Гостинице подъехал автомобиль. Из машины вышел профессор Громов, и смущенно улыбнулся. Чемодан оказался очень тяжелый, с четырьмя ручками(профессор обычно просил четырёх людей помочь

Самым сокровенным в литературе неизменно является поэзия. При прочтении стихов появляются самые разнообразные эмоции, представления, однако проза является более точной и лишена многочисленного разнообразия

Любые способности человека, которые приобретаются со временем, не могут остаться незамеченными в будущем. Но чтобы они преумножались, необходимо к этому стремиться постоянно

В литературе, как и в других видах искусства, есть своя классификация. Все литературные произведения можно разделить на три типа: эпос, лирика и драма.

В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране.

Сочинение на тему: Природная лирика Пушкина.

Сочинение.
Природная лирика Пушкина.

Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем, и той возвышенной страстной силой его, которую издавна называют поэзией? Почему так глубоко волнуют и заставляют трепетать душу каждого картины природы, связанные с детством, пылкой отроческой любовью, первыми прозрениями и привязанностями или с теми святынями, что могут озарить всю жизнь не меркнущим светом? Почему в соприкосновении с природой не тускнет смысл, казалось бы, привычных и даже расхожих эпитетов » близкое «, » заветное «, » родное «? И почему понятия Родины сразу же и, прежде всего, вызывают в воображении точные картины дорогих палестин? Когда-то Достоевский сказал: » Красота спасёт мир «. Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться в самом себе. Поэт чутко понимает, что душу можно разбудить только тогда когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. Музыка, природа, стихи — это радостно всем. В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу приобщая её к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной. Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие поэты оставили прекрасное наследие. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием — не губите красоту вокруг себя. Сейчас, как никогда очень остро стоит вопрос экологии, вопрос — будет ли жизнь на земле, а если будет, то какая. Патриотизм всегда являлся национальной чертой русских поэтов, они могли в незаметной, внешне застенчивой русской природе находить смысл, природа всегда была для них источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. Пушкин в своих отступлениях в » Евгении Онегине » даёт чудесное описание природы, его стихи о природе полны любви, грусти об уходящем мгновении. Среди стихов Пушкина видное место принадлежит тем произведениям, где с изумительной силой он рисует картины природы. По мнению многих, литература — это слепок с жизни, но слепок более тонкий, более объективный. Одной из особенности поэта была разносторонность его дарования, хотя много творческих сил Пушкин отдал созданию реалистического пейзажа. Эта лирика была дорога поэту как возможность непосредственно высказать свои мысли, чувства, переживания. Поэтические страницы изображения природы в «Евгении Онегине» просто великолепны. » Как грустно мне твоё явление. Весна, весна… Пора любви? Какое томное волнение в моей душе, в моей крови «, — пишет автор. Белинский очень точно заметил, что Пушкин, остро чувствует бег времени, выражает лучший тип русского национального характера своей эпохи. Его душа чужда кастовой изомерии и духовной ограниченности. Богатая духовная жизнь самого Пушкина позволяла ему открывать в природе таящуюся в ней красоту. Милые сердцу родные картины природы, нарисованные Пушкиным, не забываются никогда, как никогда нельзя забыть детство. Волнуют его строки из » Евгения Онегина «: » Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор, перед гумном соломы кучи, да пруд под сенью ив густых — раздолье уток молодых «. Из всех времён года Пушкин обожал осень. Он писал: » Из всех времён я рад лишь ей одной «. Несмотря на то, что Пушкин много писал об осени, чудесны его зарисовки в стихах: » Зимний вечер «, » Зимнее утро «, » Зимняя дорога «, » И вновь я посетил… «. В этих скромных внешних зарисовках каждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Его стихи » Кто знает край, где небо блещет «, » На холмах Грузии » стали шедеврами не только русской литературы, но и мировой. Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и лёгкости изображения молчаливой красоты природы. Я считаю, что картины природы в его лирике являлись превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вопрос. И хотя на земле не мало экзотических стран с чудесными пальмами и морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не очень близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе. В последние годы жизни Пушкин создаёт произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним. Стихотворение » И вновь я посетил… » очень личное. В каждой строчке пейзажа можно найти одиночество хмурого леса, там даётся трагический пейзаж с угрюмой картиной убогих избушек русской деревни, смерти детей. Настроение стихотворения перекликается с одиночеством самого поэта. В стихотворениях » Туча «, » Осень » та же тема безысходности. Недаром Пушкин любит это время умирания природы: » Октябрь уж поступил, уж рощи отряхают последние листы с нагих своих ветвей «. Кажется, что сама природа грустит вместе с поэтом. В каждой картине Пушкин запечатлевает своё особенное, неуловимое обычным глазом построение. Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свой символ, свой смысл. В стихотворении » На холмах Грузии » печаль сквозит не только в пейзаже, но и в настроении поэта. Он пишет: » На холмах Грузии лежит ночная мгла… «. В этих строках передана романтическая мечта о волшебном крае. Пушкин изображает мир сильных страстей и чувств. В стихотворении » Деревня » на фоне поэтических зарисовок картин природы показана изнурительная рабская жизнь крепостных. Пушкин восклицает: » О, если б голос мой умел сердце тревожить! «. Он чувствовал себя одиноким парусом в жестокой жизненной буре, но голос его по-прежнему оставался вольным. Один из глубоких ценителей и поклонников творчества Пушкина — А. Горький говорил, что в томике стихов Пушкина он находит » большие мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звёзд или в молчании пустыни «. В этих словах Горького прекрасно передано основное, что отличает лирику великого русского поэта,- и жизненность, её подлинная человечность. » Пушкин есть явление чрезвычайное, и может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла «. Эти хорошо известные слова Гоголя хочется ещё раз повторить, ибо в них сказано всё главное — и о национальном своеобразии Пушкина, и о богатстве и силе его поэтического языка, и о высоком нравственном содержании его поэзии.
Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал её зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.

Читайте также:
Сочинение на тему Капитанская дочка: сочинение

Сочинение: Пейзажная лирика А.С.Пушкина

Пейзажная лирика А.С.Пушкина

Автор: Пушкин А.С.

Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры.

Пейзажная лирика всегда занимала особое место в творчестве А.С.Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателя удивительную прелесть пейзажей родины. Родная природа дорога поэту, с помощью пейзажей Пушкин описывает внутреннее состояние души, настроение, переживания.На протяжении всего своего творчества Пушкин обращается к пейзажной лирике.

Пейзажная лирика Пушкина разнообразна.По мере взросления поэта, пейзажи в его лирике расскрывались с новой, неизвестной стороны.

Едва закончив Лицей, молодой поэт пишет свое знаменитое стихотворение “Деревня”.В этом стихотворении Пушкин выступает против крепостного права.Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостников, Пушкин прибегает к приёму противопоставления.В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни.С большой любовью и теплотой Пушкин говорит здесь о деревенской природе, о тишине, которая располагает его к занятиям наукой и поэзией, вдохновляет и нравственно очищает его:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойтсвия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Перед нами предстает идилия, маленький мирок, где царят тишина, спокойствие и гармония.Деревня для автора-это то место, где он может отдохнуть от бессмысленной суеты столичной жизни, расслабиться и погрузиться в свои мысли и чувства:

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещённой,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидовать судьбе.

Но совсем другая сторона жизни открывается нам во второй части, где поэт обличает жестокость, деспотичность и произвол помещиков и бесправное положение народа.”Барство дикое” и “рабство тощее”, основные образы этой части, воплощают всю неправильность и бесчеловечность крепостного права:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Читайте также:
В чем современность А. С. Пушкина?: сочинение

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Мир, окружающий автора, на самом деле оказывается полным жестокости и насилия, где одни “тягостный ярем влекут до гроба”, а другие,”не видя слез, не внемля стона”,”присвоили себе и труд, и собственность, и время земледельца”.Автор страдает оттого, что он ничего не может сделать для обездоленного и угнетенного народа:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Заключительная часть стихотворения посвещена раздумьям автора.Мне кажется, Пушкин сомневается в том, преобразится ли когла-нибудь мир, станет ли народ свободным:

Увижу ль, о друзья!народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

С 1820 года наступает новый период в творчестве Пушкина.За свободолюбивые стихи поэта ссылают на юг.Здесь автор пишет замечательные романтические стихотворения.Например, стихотворение “Погасло дневное светило. “.В этом стихотворении речь идет не столько о природе, сколько о воспоминаниях о прошлом, о мечтах, о любви:

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Но, воспоминания поэта печальны. Чем дальше читаешь стихотворение, тем судьба автора становится еще более трагичной:поэт хочет вернуться домой, на родину, но отвергает ее за предательство:

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей,

Страны, где пламенем страстей

Впервые чувства разгорались,

Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость.

Где легкокрылая мне изменила радость

И сердце хладное страданью предала.

Это стихотворение очень личное, в нем Пушкин расскрывает частичку своей души.

Стихотворение “К морю”- одно из самых знаменитых стихотворений Пушкина, написанных в южной ссылке. Это стихотворение наполнено романтизмом. В нем поэт не только создает прекрасную картину морской стихии, но и выражает свои самые сокровенные мысли и чувства, наполняя стихотворение глубокими философскими размышлениями о жизни и смерти, свободе и неволе, человеческой судьбе.Море близко и дорого Пушкину, потому что оно представляется ему живым символом мятежной, непокорной и свободной стихии, силы и неприступной красоты, т.е. тех качеств, которые особенно привлекают поэта. Образ моря тесно связан с образом Пушкина, море-это частичка души автора.Море в стихотворении не просто олицетворяется, а становится другом поэта, с которым автор делится своими мыслями,переживаниями и тревогами.Но и с этим единственным оставшимся у него в мире другом нужно проститься:

Читайте также:
Природная лирика Пушкина.: сочинение

Прощай же, море!Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Пренесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

У каждого человека есть любимое время года.Поэтов и писателей оно вдохновляет на создание бессмертных произведений, является источником впечатлений и чувств. Любимым временем года для А.С.Пушкина была осень.

Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной.

Мне кажется, осень – самая противоречивая пора.Это очень точно отражено в строчке:”Унылая пора!Очей очарованье!”Действительно, осень бывает унылой:с монотонными дождями, тяжелыми серыми тучами, промозглой сыростью и ветром.Но ни одно время года не может сравниться с яркими красками золотой осени:

Люблю я пышное пророды увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Живописно и ярко описывает автор осенние пейзажи.Красота природы пробуждает в сердце поэта все самое лучшее, осенью его душа расцветает, наполняется любовью и желанием жить:

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн.

Для Пушкина “пышное увяданье” природы – само по себе прекрасное явление, он видит в нем проявление жизни.Осень влечет его к себе, возможно, поэт сам точно не понимает, чем эта “унылая пора” манит его, пробуждая в душе волнующие чувства:

Как это объяснить?

Мне нравится она.

Осень предстает перед нами действительно очаровательной порой. Она-символ увядания природы, но за ее унылостью скрывается стремление к новой жизни.

Описания зимней природы всегда занимали достаточно большое место в пейзажной лирике Пушкина. Зима у поэта всегда разная и неповторимая. Например, стихотворение “Зимнее утро”.Поэт великолепно описывает красоту русской зимы:

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Это стихотворение очень близко к народному творчеству и фольклору.

Но уже в стихотворении “Зимняя дорога” эта пора предстает тоскливой и холодной.Пустынная дорога кажется поэту скучной, бесконечной, а на душе автора тоска, пробужденная песнями ямщика:

Читайте также:
Гринев и Швабрин в романе А. С. Пушкина Капитанская дочка: сочинение

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То седечная тоска.

Но, все же, мастерство в описании зимы автором расскрывается в стихотворении “Зимний вечер”. Казалось бы, здесь описывается обычное для русского человека явление природы – зимняя вьюга. Но Пушкин наделяет ее магическими, таинственными свойствами; он слышит в ней то завывание зверя, то плач ребенка, то просто шорох соломенной крыши под порывами ветра, то стук в окно заблудившегося путника:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Пейзажи Кавказа всегда завораживали и поражали воображение поэта.Кавказ всегда ассоциировался у автора с бескрайней свободой и независимостью.В стихотворении “Кавказ” главный герой уходит от людей.Он стоит на высокой вершине, где лишь гордый орел “парит неподвижно”.Герой видит всю ничтожность мира, жизнь лежит у его ног:

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Я думаю, автор сравнивает себя с неукротимым Тереком, с горечью признавая, что в мире людей практически невозможно сохранить свободу:

Вотще!нет ни пищи ему, не отрады:

Теснят его грозно немые громады.

У каждого человека в жизни наступает такой период, когда он переосмысливает все прожитое и начинает по другому смотреть на действительность, начинает задумываться над философскими вопросами.Побывав в последний раз в Михайловском, Пушкин пишет стихотворение “Вновь я посетил. ” Это стихотворение наполнено жизненным опытом поэта, в нем автор размышляет о жизни и смерти, связи природы и человека.Это произведение наполнено воспоминаниями поэта, Пушкин рассказывает в нем о том, как через десять лет навестил Михайловское, но он уже не такой, каким был прежде, он изменился:

Уж десять лет ушло с тех пор-и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Но в нем все еще живы воспоминания об этом месте:

И, кажется, вечор еще бродил

Поэт видит три сосны, слышит шум и шорох их вершин:

Увидел их опять.Они всё те же,

Всё тот же их,знакомый уху шорох.

И вот автор видит молодую рощу, которая разрослась около “корней их устарелых”, которую он не знает и прежде не видел, но поэт приветствует и принимает ее.Пушкин сравнивает молодую рощу с зелёной семьей, с детьми.Появление новых молодых растений говорит о том, что жизнь продолжается, кто-то умирает, кто-то рождается, что смерть неизбежна, и ее не нужно бояться, страшиться.В конце стихотворения звучит радостное приветствие: “Здравствуй, племя младое, незнакомое!”Так поэт привестсвует молодую и незнакомую рощу.Автор немного опечален, что он уже не увидит ее в расцвете:

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу из заслонишь

От глаз прохожего.

Но Пушкин уверен, что его внук как-то здесь пройдет, услышит их приветный шум и “обо мне вспомянет”.

Идея этого стихотворения заключается в неразрывной связи человека и природы, а также в связи поколений, в необратимости жизни.В этом прекрасном стихотворении отразился смысл прибывания человека в жизни.

Природа всегда занимала большое место в жизни и в лирике А.С.Пушкина.Через описания пейзажей русской природы поэт расскрывал читателю частичку своей души, свои мысли, чувства, переживания.Благодаря лирическим произведениям поэта человек становится ближе к природе, учится видеть красоту вокруг себя, находить гармонию и умивотворение с окружающим миром.Природа всегда была для поэта неиссякаемым источником вдохновения, благодаря великолепию пейзажей Пушкин создал свои лучшие стихотворения.

Сочинение на тему “Природа в лирике Пушкина”

Роль пейзажа в лирике А. С. Пушкина

Пейзаж — это один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения. Он может создавать эмоциональный фон произведения или выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека. Пейзаж подчеркивает душевное состояние героя, оттеняет ту или иную особенность его характера с помощью гармоничных или контрастных картин природы. В некоторых лирических произведениях пейзаж составляет их основное содержание, но все-таки главным в поэтическом тексте будут чувства и мысли автора.
Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл его прелести читателям.

Читайте также:
О чем нас заставляет задуматься повесть А. С. Пушкина Дубровский?: сочинение

Интересным представляется произведение «Деревня», написанное Пушкиным после окончания Лицея. Поэт показывает картины тихой сельской природы:

К романтическим произведениям А. С. Пушкина, содержащим картины природы, относятся стихотворения «Редеет облаков летучая гряда. », «Погасло дневное светило. », «К морю».

В стихотворении «Погасло дневное светило. » поэт вспоминает о своей «туманной родине», стране, «где пламенем страстей впервые чувства загорались», «где рано в бурях отцвела. потерянная младость». Волнение стихии, ее ропот соответствуют душевному состоянию поэта. Используя художественные средства языка, поэту удается передать грустное, элегическое состояние души лирического героя: «легкокрылая радость», «родились слезы», «мне изменила радость».

Стихия моря олицетворяла для Пушкина свободу. В стихотворении «К морю» поэт использует прием контраста: свободной стихии противостоит цивилизованный мир. Поэт, прощаясь со свободной стихией, словно дает клятву, что не забудет «торжественной красы» моря, его «гул в вечерние часы», «и блеск, и тень, и говор волн», тем самым подчеркивая свою приверженность идеалам «вольности святой».

Во многих произведениях Пушкина звучат строки об осени, его любимом времени года. Так, в стихотворении «Осень» каждая строчка,
каждый стих, создающий образ осени, наполнены удивительной любовью и восхищением. Проникновенное обращение поэта к осени дает правдивое представление об этом времени года:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

Пушкин изображает конкретные картины природы, влекущие поэта «красою тихою, блистающей смиренно».
Но не только «багрец и золото» осени пленяют поэта, его влекут и снега суровой зимы. Стихотворение «Зимний вечер» — это разговор Пушкина с няней. Оно начинается описанием зимней бури, которая сравнивается то со зверем, то с плачем ребенка. Состояние обеспокоенности и в то же время искренности, доверительности точно отражает настроение поэта.

В стихотворении «Зимняя дорога» звучит тихая грусть, дорожное одиночество путника, затерявшегося в снежных просторах. Это состояние лирического героя подчеркнуто описанием окружающего пейзажа:

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна,
На печальные поляны Льет печально свет она.
Ни огня, ни черной хаты.
Глушь и снег.

Глубоким философским смыслом наполнено стихотворение «Вновь я посетил. ». Его первые строки посвящены размышлениям о человеке и окружающем мире, переменах, происходящих в судьбах людей. Поэт вспоминает «опальный домик», где он жил с няней, «холм лесистый», озеро. Грустная интонация стихотворения подчеркнута контрастом между прекрасной природой и убогостью жизни людей. Но вот поэт обращает внимание на три сосны:

Теперь рядом с ними выросла молодая сосновая роща. «Младая роща» — символ будущих поколений, к которым поэт обращается со словами: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Поэт обращается к потомкам с надеждой, с верой в их лучшее предназначение. Пушкин завещает им те благородные стремления, высокие идеалы, служению которым была посвящена жизнь лучших, светлых умов его поколения. В этом заключается высокая миссия поэта — стремление к гармонии. Поэт желал гармонию стиха внести в жизнь. Об этом сказал Александр Блок, определяя значение творчества и личности Пушкина: «. принятые в душу и приведенные в гармонию звуки надлежит внести в мир».

Для русской литературы традиционна передача мыслей, переживаний героя с помощью изображения прекрасных картин природы. Такой прием в своем творчестве использовали вслед за А. С. Пушкиным многие известные поэты и писатели, такие как А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, Б. Л. Пастернак.

Природа в лирике Пушкина

Тема природы – одна из центральных в лирике Пушкина. Она присутствует в произведениях всех периодов творчества поэта, каждый из которых имеет свои неповторимые оттенки образов природы в стихотворениях.
В ранних стихотворениях заметно влияние классицизма, а потому природа зачастую играла в них лишь роль фона. Кроме того, присутствуют черты сентиментализма, идиллическое описание природы. При этом «Деревня» политически окрашенное стихотворение, оно даже распространялось в списках, как и другие свободолюбивые стихи петербургского периода. Если первая части символизирует бегство поэта на лоно природы, то во второй говорится о «невежестве», порожденном барством и рабством. В произведении «Погасло дневное светило. » пейзаж в виде «море синего», «тумана», «угрюмого океана», служит фоном для воспоминаний о «прежних» годах «безумной любви».
В южный период творчество Пушкина можно отнести к романтизму. Стихия и вольная природа противопосталены человеческой несвободе.
Любимый жанр романтической лирики – элегия. В этом жанре написано этапное, последнее «южное» стихотворение поэта «К морю». В нем стихия, природа противопоставляется несвободе в обществе: «Прощай, свободная стихия!» Прощаясь с морем, автор прощается с романтизмом, двумя его символами: Наполеоном и Байроном. Образ моря в свою очередь являет собой образ друга.
В стихотворениях более поздних периодов отсутствуют эпитеты, свойственных более ранним произведениям, средства изображения природы становятся более реалистичными. Например, в стихотворении «Анчар», «пустыня» «чахлая и скупая», а «почва» «раскалена» «зноем». Нередко встречается зимний пейзаж.
В Михайловском Александр Сергеевич увлекся описанием среднерусского пейзажа. Например, в произведении «Осень» чувствуется общность людей, поэта с природой. Автору «дни поздней осени» «милы», это «очей очарованье!»
Именно в поздний период своего творчества в работах Пушкина явно проглядываются новаторские методы в изображении природы. В стихотворениях этого времени появляются пейзажи разных типов: психологического, философского, социального.
Психологический пейзаж присутствует в стихах «Осень» и «На холмах Грузии лежит ночная мгла. ». В последнем поэт, созерцая красоты грузинского пейзажа, печалится о любимой. Поэт передает состояние души героя через природу. Кроме того, психологизм пейзажам придает и личное отношение поэта к разным временам года, например, о любви к осени, чья «прощальная краса» «приятна» Пушкину, а весна, наоборот, навевает скуку.
Философский пейзаж представлен в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных», в котором Пушкин, глядя на «дуб уединенный», размышляет о своем «веке». В произведении «Вновь я посетил. » автор бродит по «уголку земли», где два года «провел изгнанником» и видит изменения в себе, окружающих, природе. Пушкин написал стихотворение в Михайловском, когда умерла его мать. Если в более раннем произведении «Деревня», написанном там же, пейзаж был сентиментальный, то сейчас он стал реалистическим. Еще одна особенность поздних пушкинских пейзажей, которая отражена в стихотворении «Вновь я посетил. » – топографичность: автор дает подробное изображение Михайловского.
Социальный пейзаж присутствует в стихотворении «Осень». Он неразрывно связан с человеком, помогает лучше понять тяготы ежедневной жизни. Например, поэт описывает «мельницу», «бег саней». Этот тип пейзажа встречается в «Няне», которая «горюет» «под окном своей светлицы».
Пейзажи Пушкина имеют богатую цветовую палитру: «младая роща. зеленая семья», «лето красное», «в багрец и золото одетые леса», «луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела», «голубые небеса», «прозрачный лес один чернеет», «роняет лес багряный свой убор». Заметим, все тона у поэта чистые.
Пушкинские пейзажи содержат и сквозные мотивы, например, мотив дороги – в «Бесах» или «Осени», мотив семьи – во «Вновь я посетил. », где зелень метафорически становится целой семьей.
Кроме того, пейзажи Пушкина символичны. Например, в стихотворении «Туча» через картину природы поэт передает задумчивый настрой, нескончаемый процесс жизни. Символичен и «Анчар», в котором поднимается проблема жизни и смерти, свободы личности, гуманизма, добра и зла. Символичен «Свободы сеятель пустынный», в котором Пушкин «сеет» «свободу», «благие мысли и труды».
Пушкин, несомненно, любил природу, часто изображал ее в своих произведениях. В каждом стихотворении затронуто несколько тем, смыслов, в том числе в тех, где на первый взгляд изображаются лишь красоты природы. Природа является проводником настроений, мнений поэта: сквозь «грустный шум» «моря» слышится боль поэта, а наблюдая «в багрец и золото одетые леса. и свежее дыханье. и первые морозы», мы понимаем, как любима и многозначна для Пушкина осень. «Для Пушкина она (природа) была – полная невыразимого, но безмолвного очарования живая картина», – писал Белинский. Такой она предстает и перед нами в произведениях поэта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: