Стихотворение А. С. Пушкина Я помню чудное мгновенье и романс М. Глинки: сочинение

“Я помню чудное мгновенье..” – В одном романсе, в нескольких строчках вся история любви.

Романс Михаила Глинки “Я помню чудное мгновенье” на стихи Александра Сергеевича Пушкина является одним из самых знаменитых романсов. История этого романса началась в 1819 году, когда на одном из вечеров в доме Алексея Оленина, президента Академии художеств, Пушкин увидел его девятнадцатилетнюю племянницу Анну Керн. За ужином Пушкин неотступно наблюдал за Анной и не жалел похвал в её адрес. Он был покорён её красотой.

И скоро он напишет:
“Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье
Как гений чистой красоты.”

Быть может, впечатление, которое произвела на поэта юная красавица, оказалось столь необычным ещё и потому, что Пушкин был наслышан о несчастливом замужестве Керн. Главным виновником этого замужества был её отец. Ей шел семнадцатый год, когда она приглянулась дивизионному генералу Ермолаю Керну. Генерал был на тридцать с лишним лет старше неё.

Анна была романтичная девушка, выросшая на французских романах. Она была не только красива, но отличалась самостоятельностью и оригинальностью суждений. Разумеется генерал никак ей не мог понравиться. К ней уже сватались многие, но родители предпочли бравого генерала. Анну убеждали в том, что она полюбит, когда станет женою генерала и она согласилась по молодости лет. Через год у неё родилась дочь Катя.

. Шли годы, Анна Керн расцвела во всей женской красе. Она была восторженной поклонницей стихов Пушкина. Анна так и не полюбила своего супруга генерала и со временем разрыв её отношений с керном стал неотвратимым. Случилось так, что летом 1825 года Анна Керн приехала к тётушке Прасковье Осиповой в Тригорское. В это самое время Пушкин отбывал ссылку в селе Михайловском, которое находилось по соседству. Она со дня на день ждала приезда Пушкина и он приехал.. .

Анна Керн впоследствии так описала это событие: “Мы сидели за обедом, как вдруг вошёл Пушкин. Тетушка мне его представила, он низко поклонился, но
не сказал ни слова,робость была видна в его движениях.Он был очень не ровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок,- и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту.Когда же он решился быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи.

Однажды он явился в Тригорское с большой книгой. Все уселись вокруг него и он стал читать поэму “Цыгане”. Впервые мы слышали эту поэму, и я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу.Я была в упоении как о текучих стихов этой чудной поэмы, так и от его чтения, в котором было столько музыкальности – он имел голос певучий, мелодический. Через несколько дней тётушка предложила всем после ужина прогулку в Михайловское.

Приехавши в Михайловское, мы не вошли в дом, а пошли прямо в старый, запущенный сад, с длинными аллеями деревьев, где я поминутно спотыкалась,а мой спутник вздрагивал. На другой день я должна была ехать в Ригу.Он пришёл утром и на прощанье принёс мне экземпляр главы Онегина. Между страницами я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: “Я помню чудное мгновенье”. Когда я собиралась спрятать в шкатулку этот поэтический подарок,он долго на меня смотрел,потом судорожно выхватил и не хотел возвращать,насилу выпросила я их опять, что у него промелькнуло тогда в голове,не знаю.. .”

В современном варианте романс Глинки появился девять лет спустя в 1839 году и был посвящён дочери Анны Керн – Екатерине. В музыке романса – нежность и страсть расцвета влюблённости, горечь разлуки и одиночества, восторг новой надежды. В одном романсе, в нескольких строчках вся история любви. Судьбе было угодно, чтобы композитор, брак которого был неудачным, полюбил столь же сильной любовью дочь, какой поэт любил мать – Анну Керн.

В начале 1839 года он впервые увидел дочь Анны Петровны Екатерину в Смольном Институте, где она в то время училась. Глинка вспоминал: “Мой взор невольно остановился на ней: её ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особого рода прелесть и достоинство, разлитые во всей её особе, всё более и более меня привлекали”.

Екатерина превосходно знала музыку, обнаруживала тонкую, глубокую натуру и вскоре его чувства были разделены ею. Анна Керн к тому времени вышла замуж за мелкого чиновника,который на двадцать лет был младше неё и была вполне счастлива. Её любимым изречением было: “Течение жизни нашей есть только скучный и унылый период, если не дышишь в нём сладким воздухом любви”.

Глинка мечтал уехать с Екатериной заграницу, но планам не суждено было сбыться. Екатерина заболела. Врачи подозревали чахотку, советовали пожить в деревне и Анна Керн с дочерью уехали в родительское имение Лубны, а Глинка – в родовое имение Новоспасское. Так они разлучились навсегда.. .

Читайте также:
Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский»: сочинение

Но два великих человека Пушкин и Глинка воздвигли “памятник нерукотворный” двум прекрасным женщинам: Анне Керн и её дочери – Екатерине Керн, памятник на все времена во славу “чудного мгновенья любви” – послание всем любящим в вечность.

Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:

Стихотворение А. С. Пушкина Я помню чудное мгновенье и романс М. Глинки: сочинение

М.И. Глинка романс «Я помню чудное мгновенье»

Россия – страна, главным богатством которой является талантливый народ. Россия – родина многих великих людей, большинство из которых именуются гениями. Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Иванович Глинка – эти имена хорошо известны каждому русскому человеку, так как они внесли неоценимый вклад в развитие национальной культуры: Пушкин стал основоположником русского литературного языка, а Глинка заложил основы национальной классической музыки. Будучи современниками, они были соединены не только дружескими отношениями, но и творческими связями. Композитор на стихотворные тексты поэта написал немало произведений, искусно соединив в них воедино слово и музыку. Одним из образцов слияния талантов двух “Титанов” стала вокальная миниатюра «Я помню чудное мгновение». Романс, в котором Глинка своей вдохновенной музыкой сумел тончайше отразить все нюансы поэтического языка гениального Пушкина.

Историю создания романса «Я помню чудное мгновенье» Михаила Ивановича Глинки, а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

История создания романса «Я помню чудное мгновенье» началась задолго до того, как Михаил Иванович Глинка взял чистый лист нотной бумаги и написал на нём название своего нового произведения. Возможно, этого шедевра могло и не быть, если бы не одно удивительное знакомство. В один из дней 1819 года Александр Сергеевич Пушкин, посетив знаменитый литературный салон Алексея Николаевича Оленина, встретил там племянницу хозяйки дома Елизаветы Марковны – Анну Петровну Керн.

Девятнадцатилетняя молодая женщина, красотой которой восхищался весь Петербург, в то время как два года была женой пятидесятичетырёхлетнего генерала Ермолая Керна. Выйдя замуж по настоянию родителей, Анна была не очень счастлива в браке, и об этом знала вся северная столица. Пушкин же, будучи весьма неравнодушным к женскому полу, соответственно не мог пропустить прелестницу мимо своего внимания. Однако если прекрасный облик молодой генеральши оставил у Александра Сергеевича сильное впечатление, то это знакомство для Анны оказалось мало примечательным, тем более ей совсем не понравилось фривольное поведение поэта.

Прошло шесть лет. Пушкин с августа 1824 года, томившийся в ссылке по распоряжению высочайших властей в родовом поместье Михайловском, был весьма обрадован, узнав, что в соседнее имение Тригорское к Осиповым приехала погостить их родственница Анна Керн. На сей раз молодая женщина, в ту пору став страстной поклонницей творчества поэта, сама стремилась увидеться со своим кумиром. Итак, в один из июньских дней 1825 года Анна и Александр Сергеевич увиделись вновь. Изнывавший от скуки поэт, этой встрече был несказанно рад. Вновь поражённый красотой Анны и вдохновлённый её очарованием, Пушкин без промедления берёт в руку перо и создаёт шедевр, который во все последующие времена будет волновать души людей.

Минуло время, и по иронии судьбы Глинка знакомиться с дочерью Анны Керн – Екатериной. Их встреча произошла в стенах Смольного института благородных девиц, в котором девушка обучалась с ранних лет, а затем работала воспитательницей. Композитор же часто посещал это заведение, так как в нём в должности управляющего экономической частью служил муж сестры композитора. Михаил Иванович любил навещать счастливое семейство, которое проживало в казённой квартире при институте. Однажды в 1839 году на пасхальной неделе Глинка в Смольном повстречался с незнакомой юной особой. Не будучи красавицей, она с первого взгляда так очаровала Михаила Ивановича, что он не смог оторвать от неё своих глаз. Екатерина, так звали девушку, композитору кого-то напоминала, но кого он понял только тогда, когда узнал её фамилию. Катенька приходилось дочерью Анне Петровне Керн – известной красавице, которой великий Пушкин посвятил своё бессмертное творение – «Я помню чудное мгновенье». Через некоторое время тридцатипятилетний Глинка сам себе признался, что безумно влюблён в девушку, которой едва минул двадцать один год и её общество для него бесценно. Вот тогда-то и появился романс, но теперь уже рассказывающий о нежных чувствах композитора к своей возлюбленной Екатерине Керн.

Интересные факты

  • Мать Екатерины – Анна Петровна Керн, несмотря на хорошее отношение к Глинке с которым её познакомил Пушкин, была против отношений дочери с композитором, так как Михаил Иванович в то время был женат.
  • Помимо романса «Я помню чудное мгновенье» Михаил Глинка на поэтические тексты Александра Сергеевича Пушкина написал ещё девять вокальных миниатюр, среди которых знаменитые «В крови горит огонь желанья», «Я здесь, Инезилья», «Не пой, красавица, при мне» и «Ночной зефир».
  • Анну Петровну Керн с композитором Глинкой познакомил Пушкин после того, как он в сентябре 1826 года вернулся из ссылки в Михайловском. Михаил Иванович тоже поначалу не смог устоять перед чарами роковой красавицы и долго страдал от этого. Позднее в своих мемуарах Анна Керн напишет о своих дружеских отношениях с композитором.
  • Своей возлюбленной Екатерине Керн композитор посвятил не только романс «Я помню чудное мгновенье», а также вокальную миниатюру на стихотворный текст А. Кольцова «Если встречусь с тобой» и дивное творение — « Вальс-фантазию». Чтобы не запятнать имени дорогого человека Глинка официально посвятил Вальс мужу своей сестры Д. Струнееву.
  • Отношения между Михаилом Ивановичем и Екатериной прервались в 1844 году. Перед своей второй заграничной поездкой композитор заехал проститься с девушкой и после этого они больше никогда не встречались. Екатерина Ермолаевна ещё долгие годы ждала композитора и лишь в 1854 году по настоянию родственников вышла замуж за Михаила Шокальского, а перед бракосочетанием сожгла все послания Глинки.
  • Сын Михаила Осиповича и Екатерины Ермолаевны – Юлий Шокальский, родившийся в 1856 году, впоследствии стал академиком и прославился как выдающийся учёный-географ.
  • Свои глубокие чувства к Глинке Екатерина Керн пронесла через всю жизнь, и даже на смертном одре в 1904 году, с большой нежностью вспоминала о композиторе.
  • Ещё в 1828 году Анна Керн обратилась к Глинке с просьбой написать романс на поэтический текст, который ей адресовал Александр Пушкин. Композитор почему-то сразу не отреагировал на данное обращение. Видимо на это была причина, которую сегодня нам, к сожалению, никто уже объяснить не сможет.
Читайте также:
Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина Дубровский): сочинение

Содержание

Михаила Ивановича Глинку, которого по праву величают основоположником русской классической композиторской школы, в творчестве привлекали разные жанры, однако особое внимание он уделял камерно-вокальной музыке. Написав за свою жизнь более восьмидесяти вокальных миниатюр на поэтические тексты разных авторов, в наследии композитора наиболее значимое место занимают романсы, созданные на стихи Александра Сергеевича Пушкина.

Из десяти прекрасных жизнеутверждающих полных чувств творений, в основу которых Михаил Иванович положил произведения великого поэта, самым знаменитым является романс «Я помню чудное мгновенье». В нём не только благозвучно слились стихи и музыка, но и наглядно отразилась духовная близость двух величайших творцов. Глинка настолько тонко прочувствовал и вдохновенно отразил в звуках пленяющие душу стихи Пушкина, что в результате родился шедевр высочайшего мастерства.

Вокальную миниатюру в соответствии с литературным содержанием поэтического текста Пушкина, в котором отражались три важных эпизода из жизни главного героя, композитор заключил в трёхчастную форму. Основная тональность романса Фа мажор. Авторское темповое указание – Allegro moderato.

Вокальная миниатюра открывается небольшим, светло звучащим в верхнем регистре, четырёхтактовым вступлением, основанным на мотиве главной темы композиции. Затем начинается романс, льющаяся мелодия которого, наполненная мягкой грустью делает пушкинский образ ещё прекрасней. Звучащий на фоне арпеджированного аккомпанемента лирический напев пленяет своей красотой и изящностью.

В среднем разделе романса, начинающемся словами «Шли годы…», характер музыки заметно меняется. Фа мажор модулируется в Ля – бемоль мажор. Чувствительная ласковая кантилена преображается в мятежную декламацию. Тревогу и волнение подчёркивает пульсирующее повторяющиеся аккорды аккомпанемента, а также своеобразные мелодические украшения, называемые тиратами. Со слов «В глуши, во мраке заточенья…» настроение в романсе вновь меняется. Музыка наполняется печалью, усталой покорностью и отчаянием. Мелодическая линия с напряжением поднимается вверх, но затем вновь возвращается к исходным звукам.

После данного фрагмента начинается радостно – возбуждённая и яркая реприза. Возвращается романтичная тема любви, которая затем, подчёркиваемая активным аккомпанементом шестнадцатых длительностей, наполняется страстью и подводит к ликующей кульминации. Завершается композиция тем же четырёхтактовым тематическим материалом, который в исполнении фортепиано звучал во вступлении.

«Я помню чудное мгновенье» – этот общепризнанный шедевр, получивший название жемчужины русской вокальной лирики, считается высшим достижением Михаила Глинки в данном жанре. В нём маэстро, в совершенстве связав восхитительные стихи великого Пушкина и обворожительную мелодию, показал всё своё композиторское мастерство. С момента своего создания этот пленительный романс, ярко отображающий красоту человеческого чувства, многие знаменитые вокалисты включают в свой репертуар. Поэтому и в нынешнее время он довольно часто звучит со сцен концертных залов.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Михаил Иванович Глинка романс «Я помню чудное мгновенье»

  • Главная
  • Классика
  • Джаз
  • Музыка для детей
  • Разное
  • Наши музыканты
  • Контакты
  • Симфоническая музыка
  • Балет
  • Опера
  • Камерная музыка
    • Классика VS современность
    • Удивительные музыкальные произведения
      • Полонез Огинского
      • Ф. Шуберт «Аве Мария»
      • Л. Бетховен «Патетическая соната»
      • К Элизе
      • Струнно-вертолетный квартет
      • Р. Шуман «Карнавал»
      • Клод Дебюсси «Лунный свет»
      • Ф. Шуберт «Зимний путь»
      • Ференц Лист «Венгерские рапсодии»
      • «Прекрасная мельничиха»
      • И.С. Бах «ХТК»
      • Р. Шуман «Любовь поэта»
      • П.И. Чайковский «Времена года»
      • Прелюдии Шопена
      • Романсы Чайковского
      • Сонаты для фортепиано Шуберта
      • Баллады Фредерика Шопена
      • Романсы Рахманинова
      • Прелюдии Скрябина
      • С. Рахманинов «Итальянская полька»
      • М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»
      • Прелюдии Рахманинова
      • Прелюдии Шостаковича
      • Вальсы Шуберта
      • Этюды Шопена
      • П.И. Чайковский «Детский альбом»
      • Этюды Листа
      • И.С. Бах Органная токката и фуга (d-moll)
      • Серенада
      • Ф. Мендельсон «Песни без слов»
      • И.С. Бах Сюиты и партиты для клавира
      • Романсы Танеева
      • Прелюдии Дебюсси
      • Романс
      • Романсы Алябьева
      • П.И. Чайковский Серенада для струнного оркестра
      • Ф. Шуберт «Форель»
      • Ф. Шуберт «Лесной царь»
      • Ф. Шуберт «Лебединая песня»
      • Ф. Лист «Годы странствий»
      • Р. Шуман «Детские сцены»
      • Р. Шуман «Альбом для юношества»
      • Р. Шуман «Смелый наездник»
      • Р. Шуман «Весёлый крестьянин»
      • Ф. Шопен «Вальс до-диез минор»
      • Ф. Шопен «Вальс си минор»
      • Ф. Шопен Вальс «Минутка» Ре-бемоль мажор
      • С. Рахманинов «Музыкальные моменты»
      • Вальсы Шопена
      • Р. Шуман «Дед Мороз»
      • М.П. Мусоргский «Детская»
      • В. Монти «Чардаш»
      • Романсы Глинки
        • Михаил Иванович Глинка «Попутная песня»
        • Михаил Иванович Глинка «Жаворонок»
        • М.И. Глинка романс «Я помню чудное мгновенье»
        • М.И. Глинка «Венецианская ночь»
      • Адажио Альбинони
      • Иоганн Пахельбель «Канон»
      • Луиджи Боккерини «Менуэт»
      • В.А. Моцарт «Турецкий марш»
      • Иоганнес Брамс «Колыбельная»
      • Иоганн Себастьян Бах «Шутка»
      • Иоганн Себастьян Бах «Ария»
      • Колыбельная
      • Ф. Шопен Фантазия-экспромт
      • Альфред Шнитке «Сюита в старинном стиле»
      • Ноктюрн
      • Соната
      • Сюита
      • Вольфганг Амадей Моцарт Соната №11
      • А. Варламов «Красный сарафан»
      • А. Варламов «Горные вершины»
      • Сергей Прокофьев «Детская музыка»
      • Прелюдия
      • П.И. Чайковский «Благословляю вас, леса…»
      • А.Г. Рубинштейн «Горные вершины»
  • Музыкальная шкатулка
  • Мифы и легенды
  • Кантаты, оратории, мессы
  • Старинные музыкальные инструменты
  • Старинная музыка изнутри
  • Театр Возрождения и Барокко
Читайте также:
Быт и нравы столичного и провинциального дворянства в романе «Евгений Онегин»: сочинение

Копирование материалов допускается только с ссылкой на страницу сайта

«Эволюция творчества Пушкина»

Эволюция творчества Пушкина соотносилась с литературным процессом в
России первой трети XIX в. довольно сложно. Взаимоотношения Пушкина с
литературным движением его времени строились качественно неоднородно по
десятилетиям: в 1810-е гг., — когда он входил в литературу, учился
литературному мастерству и был, так сказать, одним из многих; в 1820-е гг.,
— когда он был признан первым русским поэтом, и в 1830-е гг., — когда
критика того времени заявила о падении влияния Пушкина на современную
литературу. Историко-литературное качество ранней поэзии

Пушкина следует
определять по «школе легкой поэзии», к которой он в то время принадлежал и
которая была по-своему прекрасной школой для молодого поэта, обретавшего в
ней не только гармоническую точность стиля, но и оптимистическую ясность
просветительского взгляда на жизнь.

Такое настроение не исключало и более
принципиального вольномыслия и высоких тем, — поэтому в раннем творчестве
Пушкина ощущается и струя высокого классицизма («Воспоминания в Царском
Селе», «Александру», «Лицинию»), и сатирическая, прежде всего литературно-
пародийная, направленность.В середине 1810-х гг. в лирику Пушкина
вторгаются элегические мотивы. Но характерно, что, обогащенная этими
мотивами, поэзия Пушкина остается верной своим началам.Любопытно, что
южные поэмы Пушкина критического отпора почти не вызвали: они не посягали
на классицистические жанры, принадлежа уже к иной — романтической —
жанровой системе. Но основные споры по проблемам романтизма в русской
критике развернулись именно в связи с южными поэмами — и с этих пор под
прямым пушкинским влиянием в русской литературе надолго утверждается в
качестве ведущего жанр романтической поэмы. Для оценки литературной
ситуации первой половины 1820-х гг. принципиальное значение имел вопрос о
творческих взаимоотношениях Пушкина и литераторов-декабристов.

Романтический период творчества Пушкина — с его пиком, стихотворениями
«Свободы сеятель пустынный» и «Демон», — был чрезвычайно стремительным
(1821— 1823 гг.) и, в сущности, явился следствием кризиса просветительских
идеалов поэта, убедившегося на примере подавленных национально-
освободительных движений 1820-х гг. в недостижимости немедленного
воплощения в жизнь заветов Разума и разочаровавшегося в современном ему
«просвещенном» поколении, эгоистически разобщенном и отравленном скепсисом.
Апогей прижизненной славы Пушкина падает на первые годы после возвращения
поэта из ссылки. Во второй половине 1820-х гг. выходит девятнадцать
пушкинских изданий из тридцати четырех, вообще опубликованных при его
жизни. Многие пушкинские произведения появились в это время вторым изданием
(а поэма «Бахчисарайский фонтан» даже третьим). В своем творчестве Пушкин
уходил стремительно вперед, а в литературном сознании того времени он
оставался романтиком, и в пору окончательного упрочения романтических
тенденций русской литературы, связанных с духовным кризисом, который
переживало русское общество последекабристской эпохи, в Пушкине видят
безусловного лидера литературного движения.

В «Литературных мечтаниях»
(1834) Белинский, выражая общее мнение, писал: «Пушкин царствовал десять
лет: ..Борис Годунов» был последним великим его подвигом; в третьей части
полного собрания его стихотворений замерли звуки его гармонической лиры.
В литературоведении не раз была предпринята попытка оспорить резкое
противопоставление Белинским пушкинского и гоголевского периодов русской
литературы. Но факт остается фактом: в 1830-е гг. Пушкин перестал быть
властителем дум. Точнее — живое значение в ту пору было признано лишь за
романтическими произведениями поэта, прежде всего за его поэмами (в
толковании Белинского и других критиков середины XIX в. поэмами считались и
«Борис Годунов «, и «Евгений Онегин») После 1825 г. русская литература
вступила в эпоху расцвета романтизма, причем романтизма нового качества,
так называемого философского, основанного па эстетических системах
Шеллинга, Фихте, Гегеля. Пушкинское творчество не избежало этого общего
движения: нельзя нс заметить с конца 1820-х гг. до второй Болдинской осени
(1833) осложнения реалистической системы Пушкина романтическими мотивами.

Читайте также:
Преобразование идеалов свободы в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Своеобразие творчества Александра Сергеевича Пушкина

Творческая деятельность великого русского классика Александра Сергеевича Пушкина насыщена и многоэтапная. Наибольшее влияние на писателя и формирование его художественного стиля оказали русские литературные деятели, которые стали впоследствии идейными вдохновителями и участниками декабристского восстания. Также особо на творчестве Пушкина отразился фольклор России и литература Европы.

  1. Прославленный национальный поэт
  2. Этапы творческого пути
  3. Жанровое своеобразие работ
  4. Значение писательской деятельности
  5. Новаторство Александра Пушкина
  6. Вклад в развитие литературы

Прославленный национальный поэт

Неоспоримый талант Пушкина почитаем и любим, вклад колоссален. Личность писателя играет важную роль в формировании современной русской словесности. Пушкин состоит в истории как великий литературный деятель.

Этапы творческого пути

Знаменитый поэт начинает сочинять ещё в стенах Царскосельского лицея. Это начало писательской деятельности. Период характеризуется усвоением многочисленных литературных традиций, стилей, изучением интонаций поэзии.

Следующий исторический этап — это время после лицея. Пушкин живёт и творит в Петербурге. Его сочинения приобретают политический уклон. Было написано много гражданско-патриотических стихов, в произведениях всё больше затрагиваются вольнолюбивые темы. Наиболее значимый труд того времени — это поэма «Руслан и Людмила», где молодой Пушкин мастерски владеет различными литературными стилями и формами.

Третий период — ссылка русского классика на юг. Литературные произведения писателя того времени объединены общим романтизмом. В творчестве присутствует тема изгнанника. Поэту неуютно в провинциальной окраине, но он остаётся верен себе и свободе своей личности. Лирический герой у Пушкина во всём разочарован, ему близки Байроновский характер и настроение. Он сторонится цивилизации, его привлекает мир природы. Там его преследуют бесконечные страсти, новые конфликты, очередные разочарования.

В четвёртом периоде, во времена ссылки в селе Михайловское, русский классик отходит от романтических настроений. Он старается в творчестве приблизиться к докладу о реальной жизни, где образы персонажей и их обстоятельства естественны. В своих произведениях писатель следует правилам реализма, действительность изображается натурально и объективно. В 1820-х годах Пушкин пишет всё больше прозаических работ.

Следующий исторический этап творчества — «Болдинская осень». Писательские труды становятся реалистичнее. В это время Пушкиным были разработаны литературные каноны, сформировавшие национальную, бытовую, социально-культурную палитру образов писателя.

Произведения, созданные в Болдино:

  • «Евгений Онегин»;
  • «Домик в Коломне»;
  • «Маленькие трагедии»;
  • «Повести Белкина»;
  • более 30 стихотворений.

В 1830-е годы происходил условный шестой заключительный этап творчества Пушкина. Главной и основной становится философская тема.

Жанровое своеобразие работ

Александр Сергеевич — это поэт и прозаик, он автор философских драм и сказок для детей. Из-под его пера вышли поэмы, элегии, множество стихотворений и сонетов. Он первым создал роман в стихах.

Жанры литературных трудов:

  • эпиграмма;
  • стихотворение;
  • сказка;
  • поэма;
  • роман в стихах;
  • драма;
  • повесть.

Пушкиным написано множество критических работ, он проводил несколько исследований в области истории. Его культурное наследие безгранично и бесценно. В своих произведениях писатель привносил новаторство в русскую литературу. Он рушил стереотипы, ломал изжившие себя правила, развивал новые формы. Выступая против классицизма, он желал преобразить трагедию, придать ей естественности и правдивости.

Автор выступал в роли гражданина и патриота, психолога и философа. Он модернизировал и усовершенствовал русское стихотворчество, преобразил всю прозаическую литературу. По мнению Пушкина, в России поэзия по своему развитию значительно опережает прозу. Он полагал, что русские прозаики перегружают свой слог излишним нагромождением.

Истинным новшеством прозы стал цикл «Повести Белкина» по причине простоты и лаконичности изложения. Самое главное в творчестве Пушкина — кратко и ясно излагается повествование. Наиболее плодотворное поэтическое время — Болдинская осень. Он создал более 50 литературных работ. Тогда же появился гениальный роман «Евгений Онегин».

Образы и формы передаются с предельной ясностью, писательские произведения полны неисчислимых идей и мыслей. Примечателен сборник «Маленькие трагедии». Это наиболее популярные работы автора. В этих достаточно малых по объёму произведениях присутствует глубокий анализ человеческих характеров, сути естества, людских стремлений. Здесь есть сообщение о грехах и порках, об их пагубности и вредоносности.

Затрагиваются вечные темы о добре и зле, о жизни и смерти. Каждая из этих работ содержит в себе некую эпоху истории, образы персонажей многогранны и объёмны.

Литературные труды Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связаны с русским фольклором. Им нередко применялись сюжеты народных преданий и легенд. Писатель также использует стилистические приёмы фольклорной культуры.

Значение писательской деятельности

Александр Сергеевич является основоположником реалистической литературы в России. В работах с безмерной яркостью представлены самые лучшие черты русского человека. Пушкин — это дух России, не каждые сто лет рождается такой масштабный деятель и новатор. Поэт формировался под влиянием творчества великих умов: Вольтер, Руссо, Державин, Карамзин.

Читайте также:
Художественный разбор стихотворения Пушкин А. С. «К Чаадаеву»: сочинение

Новаторство Александра Пушкина

Основные темы стихотворных трудов — это любовь, поиск смысла жизни, искусство. Литературные работы о дружеских отношениях и привязанности сердца поражают чистотой и искренностью, мягкостью и душевностью.

Писатель исключительно радовался гармонии и согласию природы. Он восхищался красотой. Друзья для русского классика много значили. На протяжении всей жизни он дружил с лицейскими товарищами Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом и другими. Многие стихотворения посвящены именно друзьям-единомышленникам. Каждое очередное творение писателя становилось событием. О нём велись беседы, его переписывали в свои тетради.

Чувство любви не оставляет Александра Сергеевича на его дороге жизни. Оно не позволяет погружаться в отчаяние, поддерживает и подбадривает. Любовные прореживания представляют собой для русского поэта работу души.

Прекрасное романтическое произведение о любви — это «Я помню чудное мгновение». Автору удаётся подобрать волшебные слова, чтобы создать прелестный образ девушки и описать небывалую власть любви над человеческим сердцем. Любовь у Пушкина истинная и подлинная. В ней нет корысти и эгоизма. Это чувство простое и нравственно красивое. Поэтическое произведение «Мадонна» написано для супруги автора Н. Н. Гончаровой.

В литературных работах А. С. Пушкина основной герой — это живой персонаж со всеми слабостями и недостатками. Писатель отрицает романтизм. В его творчестве имеет значение обычный и усреднённый человек. Сюжетные линии в художественных произведениях разнообразны. Автора интересуют не какие-то особенные детали и временные отрезки, а весь жизненный путь в целом. Примечательно, что у русского классика отсутствуют крупные по объёму литературные труды. Наиболее длинный — «Капитанская дочка», размещённая на ста страницах.

Вклад в развитие литературы

В основном прозаическое творчество отличается особенной чёткостью построения сюжета. Произведение состоит из глав, либо текст без затруднений разделяется на смысловые отрезки, каждый из которых можно воспринимать как обособленную часть.

В книгах нередко ярко выражены и чётко очерчены вступление и заключение. В начале обычно представлена предыстория для дальнейших событий или описание главных действующих лиц. В заключении повествуется о том, каким образом сложилась судьба у героев в дальнейшем. В этом состоит ритмичность формы прозы Александра Пушкина. Бывает, что автор оставляет произведение без заключения. Это делается для того, чтобы финал оставался открытым, и читатель сам мог ответить на появившиеся у него вопросы.

Писателем поднимаются риторические философские вопросы, на которые нет однозначных ответов. Интересным литературным приёмом выступает продевание стихотворениями прозы. Особенно он встречается в «Повестях Белкина».

Наиболее важные и значимые для мировой литературы работы автора — это, разумеется, драмы. В завершённом виде составлено только лишь пять пьес. Пушкин-драматург задавался вопросами о политической стороне жизни и о социальной. В своей творческой лаборатории автор поднимает злободневные темы о необходимости для России революции, об отсталости самодержавного строя, о крепостничестве. По мнению поэта, русский народ должен самолично воспринять проблемы и бороться за свои права.

Автору всегда была особенно любопытна людская душа, предающаяся какой-нибудь страсти. Личность великого русского классика остаётся навсегда загадкой для читателя. С годами она становится всё таинственней, потому что всё дальше отстраняется эпоха царской России, где жил и творил свои проекты культовый писатель.

Характеристика деятельности Александра Пушкина:

  • поэт;
  • прозаик;
  • драматург;
  • критик;
  • публицист;
  • теоретик литературы;
  • историк.

Своими сочинениями и творчеством Пушкин известен во всём мире, его можно назвать символом русской литературы и русской культуры. Его божественный дар был отмечен даже врагами.

Исключительность гения поэта, его проникновение в другие культуры и иные эпохи явили неизмеримое многообразие сотворённого им литературного мира. Работы образуют общее целостное единство, которое можно сопоставить с одним обширным художественным произведением, где основная тема — это судьба человека.

Романтизм и реализм в творчестве Пушкина: периоды и произведения

Содержание:

Романтизм – распространенный жанр литературы, искусства. Для него характерно утверждение ценностных ориентиров в сфере творческого, духовного развития человека. Произведение романтического характера построено на отображении бунтарского нрава, сильного характера персонажа, страсти, всеобъемлющей любви. Пушкин в период романтизма воспевал одухотворяющую, целительную силу природы, светлые взаимоотношения между влюбленными.

Реализм – это литературное направление, основанное на правдивом воссоздании реальных картин из типичной жизни. Романтический стиль был популярен в период восемнадцатого века. Позже поэт проникся реалистической направленностью. Манера его творчества немного изменилась.

Романтизм в творчестве Пушкина

С 1820 до 1824 года, в период раннего творчества Александра Сергеевича, его произведения были наполнены романтическим настроением. Среди известных работ этого времени следует выделить:

  • «Погасло дневное светило»;
  • «К морю»;
  • «Цыганы»;
  • «Кавказский пленник».

У Пушкина главной отличительной чертой романтизма было отсутствие высокопарных взглядов, близость к реальности. Произведения любовного цикла имели особенное содержание, смысл. Они кардинально отличались от работ других писателей в жанре романтизма. Особенности романтических произведений Александра Сергеевича:

  • Необыкновенный стиль достигался автором благодаря частому обращению к мифологическим образам. Примеры: стихи «Нереида», «Муза», «Прозерпина»;
  • Пейзажная лирика помогает подчеркнуть страсть или, наоборот, унылый облик героя;
  • Лирический герой Пушкина бросается в омут страстей, переживает мятежные чувства, горькие разочарования, душевные терзания;
  • Поэт старался писать о человеческих взаимоотношениях понятно, доступно. Ситуации, описываемые в стихах, близки каждому;
  • Всякий герой Александра Сергеевича – это яркий персонаж с набором уникальных черт характера, отражающих его моральные ценности. Писатель тщательно прорабатывал образ всех действующих лиц.
Читайте также:
Одинаков ли Онегин в начале и в конце романа?: сочинение

Для Пушкина жанр романтизма – это исключение рамок, ограничений классики. Его эстетическая теория гласила: романтик отказывается от общепринятых шаблонов, традиционных норм.

Романтизм и реализм в творчестве Пушкина

Для сравнения поэзии Александра Сергеевича в ранний период его творчества и во время реалистических настроений, рассмотрим особенности произведений с примерами. Характерные черты реализма:

  • Естественное развитие окружающего мира – стих «Зимний вечер»;
  • Новое правило поэзии – борьба с кризисом мировоззрения: «Анчар», «Арион»;
  • Объективная реальность, отражающая трудности жизни, противоречия – произведение «Памятник».
  • Отличительные особенности ранней лирики:
  • Лирические, свободолюбивые мотивы. Примеры: «Веселый мир», «К Чаадаеву»;
  • В основе произведений – романтический герой со своими переживаниями, душевными страданиями – «Желание», «Певец»;
  • Появление эпикурейских настроений – «Друзьям», «Городок».
  • Признаки работ михайловского, петербургского периодов в творчестве Пушкина:
  • Окончание романтического периода. Завершающее произведение – «К морю»;
  • Разрушение иллюзорного мира, появление скептических взглядов, потеря веры в надежду, мечты – «Демон», «Свободы сеятель пустынный»;
  • Преобладание темы свободы, проблем нравственности – «Узник», «Кинжал»;
  • Появление противоречий в описании любви, разочарование в романтическом герое – «Я пережил свои желанья».

Свобода в творчестве А.С. Пушкина – значение и смысл темы для поэта

Великий поэт в своём многогранном творчестве касался всех наиболее важных тем. Тема свободы в творчестве Пушкина была одной из главных в его жизни. Он к ней постоянно возвращался. При этом его понимание свободы эволюционировало вместе с его развитием как поэта.

Эволюция темы свободы в лирике Пушкина

Лирика Пушкина глубока и многогранна. Однако тема свободы в ней занимает особое место.

Поэт никогда не переставал ощущать, что свобода представляет собой наивысшую нравственную ценность и смысл. Своё понимание этой темы он выражал в большинстве своих произведений.

В это понятие вкладывают многое. Свобода необходима не только от тиранической власти в лице императора, но и от мнений толпы, от страха, эгоизма, жадности и других тёмных сторон человеческой души.

Такую свободу можно рассматривать в качестве основы, без которой невозможна ни достойная жизнь, ни творчество.

Однако на протяжении жизни отношение к этому развивалось и усложнялось.

Лицейский период

В лицейские годы Пушкин общался с теми, кого потом назовут предшественниками декабристского движения.

Это происходило в период 1817 – 1820 гг. Несмотря на то, что эти люди протестовали против тирании, их идеалом была конституционная монархия.

Поэт выступал против тирании, но не против монархии. Его идеалом был просвещённый правитель, который не позволит угнетать народ.

Наиболее концентрированным выражением стремления к свободе на протяжении лицейского периода были произведения:

ода «Вольность»;

Их анализ будет подробно изложен далее. Они оказали большое влияние на декабристов и их сторонников. В этих произведениях классицизм и рационализм слились с искренними порывами души в стремлении бороться против тирании.

Южная ссылка

В самом начале ссылки, в 1823 году, Пушкин пережил трудный кризис. В это время соединились личное и поэтическое, философское разочарование.

Пушкин рассматривал революции, происходившие в Европе, в контексте борьбы за народную свободу. Неудача этих движений на него тяжело подействовала.

Взгляды этого периода нашли своё отражение в произведениях «Свободы сеятель пустынный. » и «К морю». В этих стихотворениях ощущается разочарование.

Поздние годы жизни

Постепенно понятие свободы для поэта развивается, и он начинает понимать его более сложным образом. Он осознает, что прежде всего нужна свобода нравственная и творческая, которая будет мерилом общественной.

Стихотворение «Лицинию»

Это произведение было написано в 1815 году. В столь юном возрасте (ему было 16 лет) великий поэт через призму древнеримской истории увидел, насколько важна роль свободы в человеческом обществе.

В этом стихотворении Александр Сергеевич выразил мысль о том, что именно она гарантирует поступательное развитие общества.

Ода «Вольность»

Написать оду «Вольность» — было оригинальным решением для молодого поэта. Литературные круги того времени считали, что этот жанр уже себя изжил.

Однако великий поэт не стремился противопоставить себя существующей литературной традиции. Он стремился подчеркнуть преемственность по отношению к аналогичному произведению Радищева. Одновременно была подчёркнута разница между ними:

Радищев был сторонником бунта народа против верховной власти;

Пушкин не был настолько радикальным — его идеалом было более либеральная власть в виде конституционной монархии.

Важно отметить, что в это время император Александр I тоже поддерживал такую идею.

Свободолюбивое произведение было написано в 1817 г. В начальной части оды Пушкин символически прогоняет «Цитеры слабую царицу», богиню любви и красоты Афродиту. Он считает, что вместо нежной лирики пришла пора воспеть свободу.

Читайте также:
Гринев и Швабрин в романе А. С. Пушкина Капитанская дочка: сочинение

Хотя он предлагает восстать против несправедливой тирании, тем не менее идеалом считает гармоническое сочетание царя и народа, основанное на неукоснительном соблюдении законов обеими сторонами.

Для доказательства он кратко приводит события времён Великой французской революции. В этой ситуации он считает, что закон был нарушен народом. Судьба наказала Францию тем, что в результате к власти пришёл диктатор — Наполеон.

Второй эпизод, о котором идёт речь в сочинении — убийство Павла I. Пушкин считает его жестоким правителем, а его гибель считает следствием нарушения законов.

В заключение оды автор даёт наказ царям о том, к чему они должны стремиться в своём правлении. Если они сами неукоснительно будут соблюдать законы, то их правление будет прочным и долгим.

Ода «Вольность» напечатана не была. Её переписывали и таким образом распространяли.

«К Чаадаеву»

Этот общественный деятель оказал большое влияние на формирование взглядов Пушкина на политические реалии и на свободу. Стихотворение было создано в 1818 г.

В этом произведении тесно связано личное и общественное. Поэт воспринимает стремление к свободе как желание сердца.

Говоря о Чаадаеве, он связывает его с Брутом в Древнем Риме и Периклесом в Древней Греции — известными тираноборцами. Адресат стихотворения был гусарским офицером на царской службе. Стихотворение служит иллюстрацией прозрения юной души.

Пушкин говорит о том, что он освобождается от стремления к любви, надежде, поэтической славе и осознаёт важность стремиться к свободе отечества.

В этом произведении присутствуют мотивы отказа от лёгкого и приятного ради пробуждения к трудной и настоящей жизни, преодолению проблем. Пушкин утверждает, что важно стремление к славе героической, к борьбе против тирании: «И на обломках самовластья напишут наши имена».

«Деревня»

Это стихотворение датируется 1819 годом. Оно было создано после посещения села Михайловского, имения матери, находящегося в Псковской губернии.

Пушкин во время этой поездки ощутил подъём творческих сил и одновременно ужаснулся тем, в каких жестоких условиях проходит крестьянская жизнь.

Это сопоставление красной нитью проходит через всё произведение. С одной стороны: «Приют спокойствия, трудов и вдохновения. ». С другой: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает. ».

Поэт приехал не для праздного времяпровождения, а для освобождения от суеты, ради возможности сосредоточиться на своём творчестве. Ощущение спокойствия и безмятежности является одним из важных условий для интенсивного творческого труда. В деревне, вдали от шума и суеты, проясняется ум. «Праздность вольная» становится «подругой размышления».

Радуясь отдыху и творческому подъёму Пушкин видит несчастья окружающих его людей. Барщина, разврат и «поругание личности» помещиками должны прекратиться и навсегда уйти в прошлое. Служение стране он видит в борьбе против угнетения.

Поэт считает, что царь должен об этом задуматься и прекратить рабство крестьян. Народный бунт не рассматривался Пушкиным в качестве средства для достижения крестьянской свободы.

«Свободы сеятель пустынный. »

Эпиграфом к стихотворению, написанному в 1823 году, были выбраны слова из Евангелия от Матфея, в которых говорится: «Изыде сеятель сеяти семена своя».

Лирический герой пушкинского стихотворения ощущает бессмысленность прилагаемых усилий. «Живительное семя» в «порабощённые бразды» бросать больше не имеет смысла, ведь другого результата, кроме разочарования, быть не может.

Горький опыт, который сочетается с жизненными тяготами на родине, не привёл к свободе. Народы не будут за неё бороться, предпочитая материальную стабильность и спокойствие.

В завершающей части стихотворения Пушкин говорит: «Зачем стадам дары свободы. ».

«К морю»

Это произведение появилось в 1824 году. Находясь в ссылке, поэт обращается к морю, считая его свободным. Стихотворение представляет собой послание к свободной стихии.

Море поэт считает своим другом. Отношение продиктовано той идеей, что автор считает его царством свободы. Однако свобода сопряжена с риском: оно может сохранить маленькую лодку или наслать шторм, который её утопит. В это время Пушкин рассматривает возможность бежать из ссылки на корабле.

Он с уважением отзывается о Наполеоне и Байроне и говорит, что после их смерти мир опустел. Теперь плыть куда-либо в мире бессмысленно: «Где капля блага там на страже уж просвещенье иль тиран. ».

Поэт в заключение говорит о том, что творческое воображение поэта может перенести могучий и свободолюбивый образ моря «в леса, пустыни молчаливы. ».

«Анчар»

В 1828 г. появилось стихотворение «Анчар».

Анализируя это произведение Пушкина, можно увидеть, насколько ужасно рабство. Главной мыслью является трагическая власть зла.

«Из Пиндемонти»

Это одно из последних произведений в творчестве великого поэта. Оно появилось на свет в 1836 г.

Это стихотворение, несмотря на название, не является переводом. Оно является во многом полемическим.

Здесь Пушкин в первой части отрицает традиционные политические свободы. В заключение он переходит к тому, что воспевает творческую свободу и существование по законам поэзии и красоты.

Читайте также:
«Может быть Пушкин даже лучше бы сделал если бы назвал свою поэму именем Татьяны а не Онегина ибо бесспорно она главная героиня поэмы»: сочинение

Что значит свобода для Пушкина

В первое время это выраженные в стихах романтические идеалы, мечты о справедливом общественном устройстве. По мере своего развития поэт вкладывает в понятие свободы необходимость творческой и нравственной свободы, без которой поэтическая невозможна.

В масштабе творческой эволюции поэта

Б. С. Мейлах, Талисман. Книга о Пушкине, М., «Современник», 1984, 317 с; Б. С. Мейлах, Творчество А. С. Пушкина. Развитие художественной системы, М., «Просвещение», 1984, 160 с; Б. С. Мейлах, Процесс творчества и художественное восприятие, М., «Искусство», 1985, 318 с.

В изданной без малого пятьдесят лет тому назад первой монографии о Пушкине Б. Мейлах выдвинул задачу, по тем временам необычную. Он писал, что советскому литературоведению важно приступить к изучению закономерностей развития творчества великого поэта 1 . С тех пор им было написано немало получивших признание работ. И все же, как ни варьировались темы и направления исследований,

сверхзадача просматривается отчетливо. Она – в постижении логики становления и развития пушкинского гения.

О том, как преломляется ведущий исследовательский лейтмотив Б. Мейлаха в двух последних его книгах о Пушкине, и пойдет речь. Но прежде нельзя не упомянуть еще об одной недавно изданной его книге – «Процесс творчества и художественное восприятие». Очевидна плодотворная связь между теоретико-методологическими и практическими изысканиями ученого в области общих закономерностей творческой деятельности, между изучением специфики художественного мышления, с одной стороны, и разработкой проблем жизни и творчества Пушкина – с другой. Подтверждением служат две его работы «пушкинского цикла».

Название первой символично. Талисманом, хранящим от бед и отчаяния, была для Пушкина поэзия. Его наследие, по словам автора, тоже подобно магическому талисману. Оно поддерживало, а бывало и спасало людей многих поколений. Б. Мейлах приводит в этой связи интересные примеры. С первых же страниц книги обозначаются два ее содержательных русла: эпизоды биографии и творчества Пушкина сочетаются с осмыслением жизни образа поэта в общественном сознании прошлого века и нынешнего. Какого бы предмета ни коснулся автор – творчества ли Пушкина в последекабрьскую эпоху, «загадочной» поэмы «Анджело», истории гибели поэта или других, – в каждой теме открывает он новые грани, расширяя тем самым читательское представление о Пушкине и его наследии.

Начинаются главы порой с фактов знакомых. Но уже в самой постановке того или иного вопроса Б. Мейлах, как правило, находит аспекты оригинальные, не замеченные прежде. К примеру, всем известно пристрастие Пушкина к путешествиям. Кавказ привлекал его особо. Значение и место кавказской темы в общей идейно-художественной эволюции поэта изучены, казалось бы, досконально. Б. Мейлах, однако, взглянул на эту тему с точки зрения закономерностей творческой эволюции Пушкина, задался вопросом – «существует ли внутренняя логика во всем комплексе произведений, связанных с темой Кавказа?» Почему поэт печатал «кавказскую сюиту стихов» в издании 1832 года в особом, не хронологии подчиненном порядке, а в другом, «который оправдан их внутренней связью» (стр. 12)? Приходится сожалеть, замечает автор, что в современных собраниях сочинений Пушкина стихи о Кавказе публикуются лишь в соответствии с датировкой по годам, месяцам, дням написания. Хотя в известной степени это оправданно, но «при восприятии кавказской лирической сюиты в хронологическом порядке исчезает ее композиционная цельность…» (стр. 13). В серии произведений о Кавказе, как показывает автор, была внутренняя логика. Это свидетельствует «именно об объективной внутренней связи, которая обусловлена общими закономерностями идейно-художественной эволюции Пушкина» (стр. 14). Об этом важно помнить сегодняшнему читателю.

Введенный в контекст биографии Пушкина рассказ об истории создания стихов, поэм, о незавершенных творениях позволяет понять принцип объединения произведений кавказской темы. «Общим является прежде всего такое видение мира, которое открывает возможность беспредельно широкого охвата жизни. Это своеобразный синкретизм, сочетание философской обобщенности и тончайшей детализации, типизации и одновременно авторских оценок всего, что попадает в поле зрения поэта» (стр. 17). Б. Мейлах завершает этот очерк, озаглавленный «Новый для меня Парнас…», заключением, что в кавказском комплексе произведений обнаруживается своя определенная концептуальность, развитие которой вело поэта к поиску новых художественных путей, к новым свершениям.

Автор раздвигает рамки устоявшихся суждений. Интересен в этом смысле очерк «После трагедии 14 декабря». Читатели привыкли судить об отношении поэта к декабристскому движению по произведениям, в которых политические мотивы воплощены непосредственно. Это – «В Сибирь», «Арион», десятая глава «Евгения Онегина». «Но картина значительно расширяется, если принять во внимание специфику трактовки этой темы в творчестве Пушкина, многообразие способов воплощения идей, мыслей, мотивов, образов, связанных с декабризмом…». Ведущий методологический принцип исследователя в том и состоит, что «мир Пушкина-поэта – это целостный мир, в котором соединились в неразрывном единстве все сферы бытия. Потому в стихотворении на гражданскую тему могли возникать, не разрывая художественную ткань, глубоко личные, интимные мотивы, поэтому пейзажная лирика сплеталась с размышлениями о судьбах истории, поэтому в дружеских посланиях соседствовали политическое обличение и воспоминание о далекой юности, негодование и шутки, слезы и смех» (стр. 33 – 34). Далее автор на многих примерах показывает, как в стихах на разные темы Пушкин упоминал о героическом подвиге декабристов. В годы реакции сделать это было непросто, цензура не пропускала даже намеков на тему восстания. Поэт изобрел немало хитроумных приемов, чтобы напомнить о томившихся в «мраке изгнанья»…

Читайте также:
Характеристика Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина Капитанская дочка): сочинение

Б. Мейлах не ориентируется на узкий круг «посвященных» в таинства литературоведческой науки. Он обращается к широкому читателю. При этом отмечает важные условия постижения Пушкина. «Пушкин удивительно прост, удивительно понятен для всех»- эти слова стали как бы аксиомой. В его произведениях нет искусственной усложненности, запутанности, мысль ясна, язык кристально чист, его образы, кажется, мгновенно, навсегда врезываются в память. Но, – предостерегает исследователь, – эта мгновенность не исчерпывает всей глубины образа, бесчисленных смысловых оттенков поэтического языка, емкости мысля… Путь к познанию Пушкина труден. чтобы понять до конца во всех деталях его произведения, нужно вникнуть в мир поэта, постигнуть его эпоху, историю русскую и мировую…» (стр. 259 – 260).

Современная пушкинистика решает сложные задачи. Закономерно, что свою книгу Б. Мейлах завершает очерком «Наука о Пушкине вчера и сегодня», в котором дается обзор вышедших трудов, и намечает наиболее острые проблемы, от решения которых зависит дальнейшее развитие этой области литературоведения. Автор убежден, что «назрела задача синтетического исследования художественной системы Пушкина как целостного единства» (стр. 298). Получившая в наши дни распространение «схема эволюции творчества Пушкина» недостаточна, не соответствует, по мнению Б. Мейлаха, реальности динамичного и сложного пути развития пушкинского гения. «Деятельность писателя, живую динамику его творческого сознания нельзя рассекать на периоды, никак не связанные между собой» (стр. 298). Далее речь идет о перспективах исследования психологии творчества поэта, его художественной лаборатории.

Но Б. Мейлах не только формулирует актуальные проблемы изучения творчества поэта, что важно само по себе, но и участвует в их разработке. Интерес представляет в этой связи его книга «Творчество А. С. Пушкина. Развитие художественной системы».

«Эта книга… – опыт характеристики логики творческой эволюции Пушкина, магистральных линий развития его художественной мысли, принципов, которые формировали его систему». Для реализации этого замысла потребуются обширные, скорее всего коллективные, исследования. Свою же роль автор видит в том, чтобы «в лаконичной форме представить абрис общей картины творческой эволюции поэта» (стр. 3).

В книге выдвигается ряд плодотворных методологических принципов. Наряду с такими, которые уже применяются в исследовательской практике, предлагаются и новые. Так, эволюция художественного мышления поэта рассматривается как процесс созидания грандиозной художественной картины мира. Понятие «художественная картина мира» здесь – не метафора. Б. Мейлах мотивирует ее эвристическую ценность. Анализ творчества писателя с позиций формирования картины мира «позволяет понять, как в движении к великому синтезу обнаруживается целостность многоплановых устремлений поэта, которые традиционно воспринимаются как во многом случайное объединение произведений разных жанров, – как, условно говоря, «собрание сочинений». Теперь же переход от одной темы или проблемы к другим получает внутреннее обоснование» (стр. 150).

В творчестве Пушкина художественная картина мира – это живая, конкретная панорама событий, людей разных эпох и различных социальных слоев с их устремлениями и судьбами. «Конечно, – замечает автор, – непременным условием понимания художественной картины мира Пушкина является всестороннее изучение каждого произведения. Но при этом отдельное произведение должно обязательно рассматриваться в системе всего творчества художника, в общей его творческой эволюции, в свете развития его кардинальных идей» (стр. 152). Сочетание двух предложенных в книге подходов (рассмотрение творчества поэта как системы и как единой художественной картины мира) позволяет, по мнению Б. Мейлаха, преодолеть привычную схему эволюции Пушкина, критический анализ которой был дан еще в «Талисмане».

Пушкинский путь развития сложен. Автор не выпрямляет его. Немало говорится о сомнениях, мучивших Пушкина, о противоречиях, о поисках выходов из тупиков отчаяния. Эти естественные для каждого человека (тем более для большого художника) трудности стали в последнее время все реже попадать в поле внимания пушкинистов. Ученые как бы «защищают» Пушкина от самого Пушкина, избегают приводить его признания из числа горьких, сурово оценивающих собственные поступки, мысли. Б. Мейлах не подстраивает факты под свою концепцию. Он исследует реалии жизни и творчества, порой трудно уловимые сцепления событий, идей, замыслов. В деталях воссоздается история зарождения, воплощения тем, сюжетов в произведениях разных жанров. На большом материале подтверждается чрезвычайно важная мысль: «путь Пушкина-мыслителя, историка, публициста, фактического участника борьбы с самодержавием, крепостничеством, с основами феодально-абсолютистской идеологии и путь Пушкина-художника составляют неразрывное единство именно потому, что поэт жил интересами своего времени, откликался на важнейшие события эпохи. Он сумел своим творчеством не только ответить на требования декабристского освободительного движения, но и опередить его, поставив проблемы, над которыми еще, долго размышляли деятели последующих поколений…» (стр. 60). Вторая часть книги посвящена непосредственно процессам создания художественной картины мира. Теоретическим основанием является здесь идея о разных типах художественного мышления. Пушкинский, художественно – аналитический, тип сложился, по мнению Б. Мейлаха, не сразу. Решительный перелом произошел в пору создания «Бориса Годунова». На примерах создания «Бориса Годунова», «Евгения Онегина», «Медного всадника», «Капитанской дочки» проведен методологически ценный и важный по существу анализ самого процесса закрепления в системе творчества Пушкина обретенных и осмысленных поэтом принципов.

Читайте также:
Преобразование идеалов свободы в лирике А. С. Пушкина: сочинение

В этой части книги немало интересных наблюдений как общего, так и более частного порядка. Нельзя, к примеру, не отметить анализ оригинальной структуры пушкинского романа в стихах. Композиция его, по мнению исследователя, основана на взаимодействии четырех контекстов: «первый из них – контекст, в котором сами герои раскрывают свои мысли и чувства; второй – контекст среды, окружающей героев, отношения к ним современников; третий – контекст авторского анализа и оценок мироощущения, характеров, поведения героев, – этот контекст воплощен в целой серии лирических отступлений и авторских реплик; четвертый – это контекст читательского «соучастия». Эти контексты даны в тонких переходах от одного к другому, в целой серии своеобразных зеркальных отражений одним контекстом других» (стр. 74 – 75).

Быть может, наиболее тонкий и деликатный – вопрос о стимулах художественного развития, о том, как проходили и сменяли друг друга те или иные творческие этапы. Рассматривается этот вопрос Б. Мейлахом оригинально: через анализ пушкинских автохарактеристик. Разумеется, каждая строка драгоценна для потомков, «самокритические» же его высказывания интересны, помимо прочего, как показатель движения к высочайшим критериям творчества, как готовность к новым открытиям. Самооценки Пушкина поистине беспримерны. Вспомним, как восторженно встретила публика «Кавказского пленника», «Бахчисарайский фонтан». Современники ими восхищались, а сам поэт называл «бессвязными отрывками». Почему? По мнению Б. Мейлаха, это было вызвано осознанием поэтом недостатков романтического мышления – отвлеченности «в той или иной степени от законов реальной действительности в ее подлинности, сложности и противоречивости» (стр. 31). Да, и в романтический период творчества Пушкин ставил перед собой задачи, по сути реалистические. Но они входили в противоречие с еще не найденным для этого соответствующим методом изображения. В книге дается емкая характеристика диалектики романтического метода поэта, сильные стороны которого обогащенными перешли и в зрелый этап художественной эволюции Пушкина. «Развитие пушкинской художественной системы стимулировалось его постоянным вниманием к главной проблеме – познанию современного человека, его мировоззрения и психологии, его места в окружающем мире и предназначения».

Суммируя свои размышления, Б. Мейлах в главе «Общие черты пушкинской художественной системы» обращается к пониманию поэтом целей творчества, к сути его эстетической позиции. Автор приходит к выводу, что «художественное мышление и художественная система Пушкина, сложившиеся в годы его творческой зрелости, отличаются синтетическим характером, слиянием «мысли» и «образа», гармонической уравновешенностью рационального и чувственного, интуитивного начала» (стр. 129). Развивая и уточняя это положение, Б. Мейлах говорит далее, что художественная система и мышление поэта основаны на том, что «большая, глубокая мысль существует в образе, а образ включается в цепь общих представлений о смысле и цели жизни. Мимоходом Пушкин заметил о своем творчестве, что роман является итогом

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

Эти слова, – отмечает исследователь, – очень точно определяют существо пушкинского метода: аналитическую ясность изображаемого, прозрачность образов, согретых живым биением сер ада. Отсюда живописная четкость и пластичность, скульптурность образов, которые ведут ко мгновенным и глубоким обобщениям. Проникая в современность, Пушкин ставил в своем творчестве проблемы смысла жизни, утверждал такое понимание прекрасного, которое остается вечно дорогим для человечества. При этом обобщенность и индивидуализация образа открывали для читателя беспредельную возможность соотнесения изображаемого мира с миром собственных чувств и переживаний » (стр. 133).

Заметим также, что книгу отличает редкая сжатость изложения. Лапидарность оправданна, она позволяет четче и более выпукло выявить концепционный ракурс исследования. Однако тезисность, краткость отдельных положений такова, что зачастую возникает желание получить более полные и подробные обоснования. Это касается прежде всего страниц, посвященных художественной картине мира в творчестве Пушкина.

«В нашем сознании, – пишет автор, – творчество Пушкина, его личность, героическая и трагическая, слились в нерасторжимом единстве как эталон жизненной мудрости, верности избранному пути, нравственной чистоты. Пушкин вошел в духовную биографию каждого человека, стал постоянным собеседником, и мы непроизвольно думаем его стихами о прошлом, настоящем, о будущем…» (стр. 158). Поэт, заключает автор, подобен миру, познание которого бесконечно.

  1. См.: Б. С. Мейлах, Пушкин и русский романтизм, М. – Л.. 1937, с. 3. [↩]
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: