Свобода и любовь в лирике Пушкина: сочинение

Свобода в творчестве А.С. Пушкина – значение и смысл темы для поэта

Великий поэт в своём многогранном творчестве касался всех наиболее важных тем. Тема свободы в творчестве Пушкина была одной из главных в его жизни. Он к ней постоянно возвращался. При этом его понимание свободы эволюционировало вместе с его развитием как поэта.

Эволюция темы свободы в лирике Пушкина

Лирика Пушкина глубока и многогранна. Однако тема свободы в ней занимает особое место.

Поэт никогда не переставал ощущать, что свобода представляет собой наивысшую нравственную ценность и смысл. Своё понимание этой темы он выражал в большинстве своих произведений.

В это понятие вкладывают многое. Свобода необходима не только от тиранической власти в лице императора, но и от мнений толпы, от страха, эгоизма, жадности и других тёмных сторон человеческой души.

Такую свободу можно рассматривать в качестве основы, без которой невозможна ни достойная жизнь, ни творчество.

Однако на протяжении жизни отношение к этому развивалось и усложнялось.

Лицейский период

В лицейские годы Пушкин общался с теми, кого потом назовут предшественниками декабристского движения.

Это происходило в период 1817 – 1820 гг. Несмотря на то, что эти люди протестовали против тирании, их идеалом была конституционная монархия.

Поэт выступал против тирании, но не против монархии. Его идеалом был просвещённый правитель, который не позволит угнетать народ.

Наиболее концентрированным выражением стремления к свободе на протяжении лицейского периода были произведения:

ода «Вольность»;

Их анализ будет подробно изложен далее. Они оказали большое влияние на декабристов и их сторонников. В этих произведениях классицизм и рационализм слились с искренними порывами души в стремлении бороться против тирании.

Южная ссылка

В самом начале ссылки, в 1823 году, Пушкин пережил трудный кризис. В это время соединились личное и поэтическое, философское разочарование.

Пушкин рассматривал революции, происходившие в Европе, в контексте борьбы за народную свободу. Неудача этих движений на него тяжело подействовала.

Взгляды этого периода нашли своё отражение в произведениях «Свободы сеятель пустынный. » и «К морю». В этих стихотворениях ощущается разочарование.

Поздние годы жизни

Постепенно понятие свободы для поэта развивается, и он начинает понимать его более сложным образом. Он осознает, что прежде всего нужна свобода нравственная и творческая, которая будет мерилом общественной.

Стихотворение «Лицинию»

Это произведение было написано в 1815 году. В столь юном возрасте (ему было 16 лет) великий поэт через призму древнеримской истории увидел, насколько важна роль свободы в человеческом обществе.

В этом стихотворении Александр Сергеевич выразил мысль о том, что именно она гарантирует поступательное развитие общества.

Ода «Вольность»

Написать оду «Вольность» — было оригинальным решением для молодого поэта. Литературные круги того времени считали, что этот жанр уже себя изжил.

Однако великий поэт не стремился противопоставить себя существующей литературной традиции. Он стремился подчеркнуть преемственность по отношению к аналогичному произведению Радищева. Одновременно была подчёркнута разница между ними:

Радищев был сторонником бунта народа против верховной власти;

Пушкин не был настолько радикальным — его идеалом было более либеральная власть в виде конституционной монархии.

Важно отметить, что в это время император Александр I тоже поддерживал такую идею.

Свободолюбивое произведение было написано в 1817 г. В начальной части оды Пушкин символически прогоняет «Цитеры слабую царицу», богиню любви и красоты Афродиту. Он считает, что вместо нежной лирики пришла пора воспеть свободу.

Хотя он предлагает восстать против несправедливой тирании, тем не менее идеалом считает гармоническое сочетание царя и народа, основанное на неукоснительном соблюдении законов обеими сторонами.

Для доказательства он кратко приводит события времён Великой французской революции. В этой ситуации он считает, что закон был нарушен народом. Судьба наказала Францию тем, что в результате к власти пришёл диктатор — Наполеон.

Второй эпизод, о котором идёт речь в сочинении — убийство Павла I. Пушкин считает его жестоким правителем, а его гибель считает следствием нарушения законов.

В заключение оды автор даёт наказ царям о том, к чему они должны стремиться в своём правлении. Если они сами неукоснительно будут соблюдать законы, то их правление будет прочным и долгим.

Ода «Вольность» напечатана не была. Её переписывали и таким образом распространяли.

«К Чаадаеву»

Этот общественный деятель оказал большое влияние на формирование взглядов Пушкина на политические реалии и на свободу. Стихотворение было создано в 1818 г.

В этом произведении тесно связано личное и общественное. Поэт воспринимает стремление к свободе как желание сердца.

Говоря о Чаадаеве, он связывает его с Брутом в Древнем Риме и Периклесом в Древней Греции — известными тираноборцами. Адресат стихотворения был гусарским офицером на царской службе. Стихотворение служит иллюстрацией прозрения юной души.

Пушкин говорит о том, что он освобождается от стремления к любви, надежде, поэтической славе и осознаёт важность стремиться к свободе отечества.

В этом произведении присутствуют мотивы отказа от лёгкого и приятного ради пробуждения к трудной и настоящей жизни, преодолению проблем. Пушкин утверждает, что важно стремление к славе героической, к борьбе против тирании: «И на обломках самовластья напишут наши имена».

«Деревня»

Это стихотворение датируется 1819 годом. Оно было создано после посещения села Михайловского, имения матери, находящегося в Псковской губернии.

Читайте также:
Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Пушкин во время этой поездки ощутил подъём творческих сил и одновременно ужаснулся тем, в каких жестоких условиях проходит крестьянская жизнь.

Это сопоставление красной нитью проходит через всё произведение. С одной стороны: «Приют спокойствия, трудов и вдохновения. ». С другой: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает. ».

Поэт приехал не для праздного времяпровождения, а для освобождения от суеты, ради возможности сосредоточиться на своём творчестве. Ощущение спокойствия и безмятежности является одним из важных условий для интенсивного творческого труда. В деревне, вдали от шума и суеты, проясняется ум. «Праздность вольная» становится «подругой размышления».

Радуясь отдыху и творческому подъёму Пушкин видит несчастья окружающих его людей. Барщина, разврат и «поругание личности» помещиками должны прекратиться и навсегда уйти в прошлое. Служение стране он видит в борьбе против угнетения.

Поэт считает, что царь должен об этом задуматься и прекратить рабство крестьян. Народный бунт не рассматривался Пушкиным в качестве средства для достижения крестьянской свободы.

«Свободы сеятель пустынный. »

Эпиграфом к стихотворению, написанному в 1823 году, были выбраны слова из Евангелия от Матфея, в которых говорится: «Изыде сеятель сеяти семена своя».

Лирический герой пушкинского стихотворения ощущает бессмысленность прилагаемых усилий. «Живительное семя» в «порабощённые бразды» бросать больше не имеет смысла, ведь другого результата, кроме разочарования, быть не может.

Горький опыт, который сочетается с жизненными тяготами на родине, не привёл к свободе. Народы не будут за неё бороться, предпочитая материальную стабильность и спокойствие.

В завершающей части стихотворения Пушкин говорит: «Зачем стадам дары свободы. ».

«К морю»

Это произведение появилось в 1824 году. Находясь в ссылке, поэт обращается к морю, считая его свободным. Стихотворение представляет собой послание к свободной стихии.

Море поэт считает своим другом. Отношение продиктовано той идеей, что автор считает его царством свободы. Однако свобода сопряжена с риском: оно может сохранить маленькую лодку или наслать шторм, который её утопит. В это время Пушкин рассматривает возможность бежать из ссылки на корабле.

Он с уважением отзывается о Наполеоне и Байроне и говорит, что после их смерти мир опустел. Теперь плыть куда-либо в мире бессмысленно: «Где капля блага там на страже уж просвещенье иль тиран. ».

Поэт в заключение говорит о том, что творческое воображение поэта может перенести могучий и свободолюбивый образ моря «в леса, пустыни молчаливы. ».

«Анчар»

В 1828 г. появилось стихотворение «Анчар».

Анализируя это произведение Пушкина, можно увидеть, насколько ужасно рабство. Главной мыслью является трагическая власть зла.

«Из Пиндемонти»

Это одно из последних произведений в творчестве великого поэта. Оно появилось на свет в 1836 г.

Это стихотворение, несмотря на название, не является переводом. Оно является во многом полемическим.

Здесь Пушкин в первой части отрицает традиционные политические свободы. В заключение он переходит к тому, что воспевает творческую свободу и существование по законам поэзии и красоты.

Что значит свобода для Пушкина

В первое время это выраженные в стихах романтические идеалы, мечты о справедливом общественном устройстве. По мере своего развития поэт вкладывает в понятие свободы необходимость творческой и нравственной свободы, без которой поэтическая невозможна.

Любовная лирика Пушкина сочинение 9, 10 класс

Любовь в творчестве всех поэтов разных стран и времён была и остаётся главной темой. Стихи А.С.Пушкина о любви это особое представление поэта о женщине, которая является для него источником вдохновения. Александр Сергеевич был влюбчивой и непостоянной натурой, так как не искал вечной любви.

Любовная лирика поэта необыкновенно многогранна. Она любима всеми. Множество классических литературных произведений было создано этим великим человеком, имя которого прославлено во всем мире. Одними из известнейших шедевров можно отметить стихотворения: “Я помню чудное мгновенье…”, “Я вас любил…” и “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”.

Первое было посвящено Анне Керн. Содержание стихотворения основано на реальных событиях. В 1819 году в поместье Оленина проходил званый вечер. Александр Сергеевич познакомился там с прекрасной, молодой девушкой по имени Анна Керн.

Встреча с молодой особой произвела на него незабываемое впечатление. Судьба развела их, но спустя семь лет А.С.Пушкин увидал ее снова. Отправившись в гости к своей давней знакомой, неожиданно встретил Анну, которая оказалась племянницей его приятельницы. Из юной особы она превратилась в прекрасную девушку, красота которой поразила Александра Сергеевича еще больше. В этот момент муза посетила молодого поэта, и к отъезду девушки из усадьбы Осиповой Анна получила в подарок стихи, образы в котором были неземными.

Особенности лирики проявились и в другом его произведении – “Я вас любил”. Здесь мы видим, что поэт осознавал безответность своей любви и не ждал от возлюбленной ответных чувств.

Музой для создания этого прекрасного и воздушного стихотворения стала Анна Алексеевна Оленина. Хоть она и отвергла возвышенные чувства поэта, все же он посвятил ей свои стихи.

Всегда юный и влюбленный Александр сочиняет еще одно произведение литературной классики “На холмах Грузии” после окончания еще одной истории в его жизни. С серьезными намерениями жениться поэт дважды сватался к первой красавице высшего света Н. Н. Гончаровой. В первый раз получил отказ, но спустя два года все-таки они повенчались.

Читайте также:
Лирическое начало в поэзии Пушкина: сочинение

Наталья Николаевна была для Александра Сергеевича богом, музой, которую он безмерно любил. Он дарил ей безграничные доверие и тепло своего сердца.

Когда возникает желание прочесть стихи о любви, то сами собой вспоминаются прекрасные, богатые смыслом строки из творчества А.С.Пушкина. Они затрагивают все струны нашей души.

Сочинение на тему Тема любви в лирике Пушкина

А.С. Пушкин начал проявлять свои творческие способности еще в раннем детстве. Мальчик плохо учился, но жадно и много читал. Позднее он стал писать сам, причем достаточно интересно и в больших объемах. В точных науках Пушкину не хватало собственной усидчивости и внимания, но французским языком и литературой он был поглощен полностью.

Несмотря на свой вспыльчивый нрав, поэт с нежностью и трепетом относился к любимой женщине. Наталья Гончарова понравилась Пушкину сразу. Получив от ее матери отказ в замужестве, Александр Сергеевич добился воссоединения с девушкой спустя некоторое время. Он посвящает супруге несколько стихотворений, которые отличаются особенной чувственностью. В своем произведении «Мадонна» поэт сравнивает прелесть Натальи с красотой Мадонны. «Чистейшей прелести чистейший образец» – Пушкин считает свою жену олицетворением прекрасного, дорогим подарком судьбы, который не знает достойного аналога.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин много внимания уделяет образу главной героини. Татьяна Ларина предстает читателям простой девушкой, которая невзрачная внешне, но имеет богатый внутренний мир. В произведении поэт обращается к ней с особым теплом, называя «милой Татьяной».Он отмечает наивность девушки, ее любовь к уединению и умение видеть красоту в окружающем мире. При этом Татьяна способна любить настолько горячо , что не боится выразить свои чувства. Так же Александр Сергеевич подчеркивает , насколько для нее важно следовать данному слову. Несмотря на признание Онегина, девушка сохраняет верность своему мужу. Высокие нравственные принципы Татьяны делают ее образцом настоящей русской женщины. Именно такой образ рисует читателям Пушкин.

Знаменитое стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье» было адресовано Анне Керн. Молодой поэт очаровался красотой девушки и его переполнили чувства, свойственные юношеской влюбленности. В своих строках он трогательно описывает, что именно появление Керн стало лучиком света в его тоскливом одиночестве. Используя выразительные эпитеты, Пушкин рисует портрет красавицы, которая заставила его испытать надежду на воскресшие в нем «божество, вдохновение, жизнь, слезы и любовь».

Александр Сергеевич Пушкин прожил короткую, но весьма насыщенную жизнь. Он оставил после себя огромное количество произведений, которые приятно читать и перечитывать вновь. Поэт умел передать читателям самую суть глубоких тем простыми словами. Его выразительные стихотворения прочно сохраняются в памяти уже после первого прочтения, олицетворяя собой искреннюю любовь.

Любовная лирика Пушкина

Популярные сочинения

В комедии Грибоедова Молчалин являлся одним из самых неоднозначных героев. Алексей воспринимался читателями по-разному, их мнение относительно этого героя

Я живу в замечательной стране, которая богата красивейшей природой. Каждое время года украшает природу особенными красками, которые восхищают и вдохновляют.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина сочинение

Тема поэта и поэзии находила отклик в творчестве многих русских и зарубежных поэтов и прозаиков. Среди них был и А.С. Пушкин. Он выразил свое отношение к данной теме в следующих стихотворениях: «Пророк», «Поэт», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник» и другие. Однако все эти стихотворения были написаны в разный период творчества Пушкина. Согласно периодам менялось и отношение к теме поэта и поэзии.

Лицейский период характеризовался поиском поэтом собственного пути. Это выражалось в подражании Державину, Батюшкову, и, особенно, Жуковскому. В раннем стихотворении «Городок» мы видим образ поэта-избранника, который «к солнцу воспарит, превыше смертных станет». Подобный образ отражен и в переходном стихотворении «Лицинию» 1815 года. Пушкин изображает здесь поэта, стоящего выше земной власти, слушающего и служащего только истине.

Петербургский период начинается с переезда Пушкина в столицу, вхождения его в круг передовой молодежи и увлечения идеями будущего обновления и переустройства России. В стихотворении «Деревня» 1819 года, состоящего из одической и элегической частей, представлено понимание поэзии как труда, но если вначале стихотворения это труд умиротворенный и счастливый («льется дней моих неведомый поток на лоне счастья и забвенья»), то во второй части характер стиха меняется, становится более бунтарским. Пушкин утверждает, что поэт обязан «сердца тревожить», но жалеет, что этот дар дан ему в недостаточном количестве из-за чего он не может полноценно рассказать об ужасах «рабства тощего».

В период южной ссылки Пушкина настигло увлечение романтизмом, которое было последствием не только личных обстоятельств, но и общей увлеченности молодежью того времени данным направлением, вызванным разочарованностью в жизни и государстве. В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» поэт вспоминает о времени, когда «писал из вдохновенья, а не платы». Он уверен, что «восхищение глупца» не стоит трудов поэта, предпочитает восхищению света и гонорарам свободу. На доводы поэта умудренный книгопродавец отвечает: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать». В финале стихотворения поэт признает правоту книгопродавца, однако его слова написаны в прозе, что резко переносит читателя из мира возвышенного в приземленный. В стихотворении видна попытка осмысления не просто поэтических трудов, а анализ образа вдохновения, отношений дарования и славы. Пушкин новаторски показал реалистичное отношение к поэтическому творчеству.

Читайте также:
Литературный язык в произведениях Пушкина: сочинение

В стихотворении «Пророк» автор сравнивает поэта с пророком. В отличие от других стихотворений, где Пушкин использовал для разговора об искусстве и поэзии античные образы, здесь за основу взят рассказ библейского пророка Исайи, видевшего Господа. Лирический герой произведения влачится по пустыне «томим духовной жаждой» и перед ним неожиданно появляется серафим – посланник Бога, который наделяет его «вещими зеницами» и сверхъестественным слухом. Однако, несмотря на дары, поэт остается лежащим в пустыне трупом и только Божий глас дарит ему цель, во имя которой он живет и творит, которая придает значение всему, что он чутко и точно видит и ощущает.

Таким образом, мы видим, что Пушкин видит предназначение поэта в том, чтобы правильно использовать подаренный Богом дар, «жечь им сердца людей», показывать всю правду жизни.

Вариант 2

Пушкин… Как не вспомнить знаменитого Александра Сергеевича? Это же «солнце русской поэзии», его произведения настолько просты в звучании, что душа просится петь, однако стихи глубокие в понимании, ибо мысли, изложенные поэтом, требуют анализа и размышления.

Пушкина всегда волновала тема поэта и поэзии, поэтому она и стала главенствующей в его творениях. Александра Сергеевича мучили вопросы о назначении поэта, о тонкостях поэзии.

В период, когда стихотворения писателя только находили своё отражение в литературе, Пушкин высказал собственную точку зрения о поэтах, что являются ему современниками. Тревожные взгляды и мысли Александра Сергеевича показаны в его творении «Лициния». Именно оно выражает действительное отношение Пушкина к российской реальности. Появляется некий образ поэта, который стоит поверх земной власти, у которой имеется множество грехов. И этот герой послушен лишь правде, она является для него основой всего.

Писателя всегда поражала несправедливость, царившая в стране, непонимание властей, нежелание их помочь нуждающимся людям. Он ясно понимал, что взгляды на жизнь у них слишком узкие и ограниченные, думают те только о своих желаниях, заботятся о собственных интересах. И Пушкин, не в силах мириться с подобным невежеством, осознал, как важно достучаться до каждого с помощью поэзии, открыть глаза, внести ясность в запутанные мысли. Главной задачей писателя стало донесение правды и истины до людей при обращении к поэзии.

Так, Александр Сергеевич в собственном творчестве оттачивает тему поэта. Однако критикам, которые решались ознакомиться с его стихами, не нравилось: то, в какой форме излагает содержание Пушкин. То, что он пишет, то, как он это пишет…Примечательно, что поэт не поддался негативным откликам в его адрес, а продолжил, отличаясь от всех остальных, творить в той форме и в том направлении, которое доставляло удовольствие Александру Сергеевичу!

Прослеживается в произведениях Пушкина тема свободы, независимость творца от толпы. Это замечается в стихах «Поэт и толпа», а также в известном «Поэт». Выявляет писатель жителей, которые не желают впустить в свое сердце нечто прекрасное: поэзию. Они к ней равнодушны и безразличны. Александр Сергеевич призывал ценить и любить истинное творчество, а не обращаться к авторам, которые пишут ради денег, то есть бесцельно. Писатель говорит, что важно «идти дорогою свободной», ибо каждый решает сам, какие в жизни нужно ставить приоритеты. Интересно, что Пушкин всегда старался отделить поэзию от общественности, так как искусство и толпа безграмотная просто несовместимые друг с другом понятия.

Пушкин видел себя в служении поэзии, искусству, тому, что вносит в сердца людей возвышенные чувства, обогащает их души, делает каждого чище. Его миссия заключалась в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей».

И самое потрясающее воображение стихотворение Александра Сергеевича – это «Пророк», что явно отражает тему предназначения поэта. Перед глазами появляется томимой жаждой герой, который нежданно-негаданно обращается в пророка, который призван вершить судьбы людей. В творении Пушкина прослеживается мысль, гласящая, что истинный поэт считается избранником Бога! И в стихотворении перед поэтом особая задача: верой и правдой нести правду к жителям, отразив все в незыблемой поэзии.

И в последнем важном творении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Александр Сергеевич ставит точку, подводя итог своей поэзии. И, как выяснилось, только искусство, как считает Пушкин, способно обосновать творческие и жизненные позиции, принципы. Так и вошел в литературу великий поэт, озаряющий собственными произведениями сердца и мысли людей!

Образ поэта в лирике Пушкина

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина большое значение занимает тема творчества, в частности поэзии и поэта. Она составляет основу его философской лирики.

Александр Сергеевич Пушкин сделал очень многое для литературы. Одной из его заслуг является то, что он показал, что литература, творчество — реальная профессия, которая может приносить деньги. Этот мотив приземленности поэта сильно просвечивается в более позднем творчестве, в реалистическом, в то время как в раннем, романтическом, существует совсем иной смысл роли поэта.

Миссия поэта на этой земле выражена в произведении «Пророк». В ней стихотворец предстает перед читателями в пустыне, истощенный и измученный. К нему нисходит Серафим. Это есть ничто иное как реминисценция на одну из библейских легенд.

На мироощущение поэта и его творчество сильно повлияло последствие восстания декабристов. Пушкину было обидно, что с людьми, которые отстаивали правду и справедливость, так жестоко разделались.

Читайте также:
Защита человеческой личности в романе А. С. Пушкина Дубровский: сочинение

В этом стихотворении Александр Сергеевич Пушкин приходит к мысли, что поэт должен нести правду в своих стихотворениях, не скрывать ее, а помогать другим ее искать, бороться за нее и пропагандировать нравственные ценности. Поэт обязательно должен быть добродетельным человеком: добрым, милосердным, справедливым, умным, смелым. Он должен иметь особый талант доносить сложные вещи простыми вещами, видеть то, чего никто не видит.

Конечно, поэзия может быть источником дохода. Однако, поэт должен понимать, что это не должно влиять на его отношение к искусству, качество произведений и уровень тем, поднимаемых в нем. Вещественная сущность произведения должна являться своего рода порталом для читателя, с помощью которого можно понять истину и стать мудрее. Именно ее и можно продать.

Возвышенная сущность произведения поэта есть идея, его особое и специфическое видение мира, присущее только ему. Поэт должен иметь оригинальный взгляд на мир, делиться с ним с окружающими, открывать им новые возможности этого мира.

Тема поэзии и поэта занимает центральное место в русской лирике, в том числе и в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Популярные сегодня темы

Знаменитый роман под названием «Мастер и Маргарита» написан замечательным русским писателем Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. К огромному сожалению, мир и вся Россия прочли роман уже после

В мае-июне 1898 году автор создает произведение «Человек в футляре». 15 июня 1898 года он направил произведение в издание «Русские мысли». Вскоре произведение стало доступно людям

Имя Ивана Константиновича Айвазовского у каждого из нас в первую очередь ассоциируется с картинами моря. Айвазовский изображал морскую пучину то грозной и бушующей, то спокойной и умиротворённой

Уже несколько лет я уговариваю родителей отправиться в путешествие по горам. Но каждый раз случается какое-нибудь событие, из-за которого мы так никуда и не едем

Большинство художников за основу своего творчества брали красоту родных равнин, лесов, рек. Особое вдохновение в красоте природы находили знаменитые писатели и художники

Точка зрения Пушкина на предназначение поэта

А. С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: “Пророк”, “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту” и т. д. . В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.
Стихотворение “Пророк” было написано в сентябре 1826 года. В нем наиболее полно определено пушкинское понимание предназначения поэта:
Восстань, пророк, и видь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Другим стихотворением этого же тематического цикла является

Related posts:

Предназначение поэта в поэзии, анализ стихотворения “Поэт” (Пушкин А. С.)А. С. Пушкин гениальный русский писатель. Вся русская поэзия основана на творчестве Пушкина, именно от того времени начал формироваться литературный стиль. Поэт послужил примером многим русским писателям, его идеалы, воспеваемые в стихах стали источником для всей последующей русской литературы. Пушкин много писал о поэте, о его предназначении, читая такие стихи, как “Поэт”, “Пророк”, сразу чувствуешь, […].

Тема поэта в лирике А. С. ПушкинаПроявление пушкинской “поэзии мысли” заключалось в цикле стихов, объедененных одним названием: Тема поэта в лирике А. С. Пушкина. В этот цыкл можно внести такие стихи, как: “Пророк”, “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”, написанные в 20-х годов IXX века. Эти стихи образуют именно цикл, хотя были написаны в разное время. Они объединены не только одной темой, […].

План сочинения: Тема поэта и поэзии в творчестве ПушкинаТема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина I. Вступление 1. Тема поэта и поэзии – традиционная в русской литера­туре. Ее начали разрабатывать еще поэты XVIII века – Кан­темир, Ломоносов, Державин. В творчестве Пушкина эта тема получила дальнейшее развитие. II. Главная часть 1. В своем понимании поэзии Пушкин соединил представ­ление о ней как о высоком […].

В чем заключается избранничество и свобода поэта у ПушкинаВ чем заключается избранничество, свобода поэта? (По лирике А.С. Пушкина) По мысли А.С. Пушкина, поэт – гордый и независимый Человек, который тоскует “в забавах мира”. Он чуждается людской молвы и не поклоняется “народному кумиру”, стре­мясь уединиться на “берегах пустынных волн” (“Поэт”). При­частность к тайнам поэзии хранит певца в трудных обстоя­тельствах жизни (“Арион”). Продолжая традицию романти­ков, […].

Вопросы и ответы к стихотворениям А. С. Пушкина1. Назовите основные мотивы лирики А. С. Пушкина и соответствующие им стихи. Вольнолюбивая лирика – “К Лицинию”, “В Сибирь”, “Арион”, “Анчар”, “К Чаадаеву”; Значение поэта и поэзии – “Пророк”, “Поэт”, “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Поэт и толпа”, “Памятник”; Любовная – “Мадона”, “Что в имени тебе моем”, “Я вас любил”, “Я помню чудное мгновенье”; Дружба – […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Третий вариант)В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение “К другу стихотворцу” содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет […].

Читайте также:
В чем смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»: сочинение

Назначение поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (по двум или боле произведениям) (Сравнительный анализ)В жизни каждого человека поэзия играет огромную роль. Она помогает найти себя, понять собственные чувства, учит нравственности и осознанию жизненных ценностей. Но поэзия не существует сама по себе, именно поэт является тем самым человеком, который задевает сердца. Кем же является писатель для человечества? Этот вопрос себе задавал не один человек, имеющий талант писать: Гораций, Державин, […].

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и ЛермонтоваПушкин и Лермонтов – великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так интересны и важны их мысли о поэте и поэзии, о месте писателя в обществе. Мысли эти выстраданы, подчеркнуто независимы от мнений “светской черни” (стихотворения Пушкина “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Поэт и толпа”, “Поэту” и др.). Кто же […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. Пушкина и М. ЛермонтоваТема поэта и поэзии в творчестве Пушкина и Лермонтова занимает одно из ведущих мест. В произведениях, посвященных этой теме, Пушкин и Лермонтов ставят и разрешают следующие вопросы: какова роль поэта в обществе, в чем сущность самого процесса творчества, каким должно быть отношение поэта к окружающему миру, в чем заключаются его заслуги перед обществом. Оба поэта […].

Сочинение: Образ поэта в лирике ПушкинаОбраз поэта в лирике А. С. Пушкина И забываю мир, и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне, Излиться, наконец, свободным проявленьем – И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей. Так […].

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. НекрасоваТема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и многих других. Стихотворения этих творцов вносят в скучную, однообразную жизнь луч света и много радости, они помогают разобраться в […].

Сочинение Образ поэта-пророка в лирике Пушкина и М. Ю. ЛермонтоваОбраз поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Стихотворение А. С. Пушкина “Пророк” написано в 1826 году после грозных событий 25 декабря на Сенатской площади. Восстание декабристов было жестоко подавлено, пять членов тайного общества осуждены на казнь через повешенье, многие отправятся в ссылку в Сибирь. У Пушкина среди декабристов имелось не мало […].

Какая основная морально-философская точка зрения автора в романе “Война и мир”?Победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. Толстой не только не находит ничего привлекательно в личности Наполеона, но напротив, считает его человеком, у которого “помрачены ум и совесть”. Все его поступки Толстой расценивает как “слишком противоположные добру и правде, слишком далекие от всего человеческого”. Во. многих сценах […].

Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” и Д. И. Писарева “Мотивы русской драмы”)Калинов… Городок на Волге. Может быть, это Самара или Кострома? Может быть, Тверь или Торжок? Да это и не так важно. Главное – это тот купеческий мир, который так талантливо отразил А. Н. Островский в пьесе “Гроза”. Стоит этот городок на высоком берегу, с которого открывается чудесный вид. Кулигин говорит, полвека живет, а такой красоты […].

Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. ПушкинаОбраз поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, харак­теристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни по­эта, в жизни общества. Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет […].

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта”Стихотворение состоит из двух частей. Когда М. Ю. Лермонтов написал первую часть произведения, оно вышло в печать, то Бенкендорф сделал вид, что ничего особенного не произошло. Он просто проигнорировал стихотворение. Когда была опубликована вторая часть, он возмутился и сообщил Николаю I. В связи с этим царь перевел поэта в Нижегородский драгунский полк. Так началась ссылка […].

Чья точка зрения мне ближе, Писарева или Добролюбова на образ КатериныКалинов… Городок на Волге. Может быть, это Самара или Кострома? Может быть, Тверь или Торжок? Да это и не так важно. Главное – это тот купеческий мир, который так талантливо отразил А. Н. Островский в пьесе “Гроза”. Стоит этот городок на высоком берегу, с которого открывается чудесный вид. Кулитин говорит, полвека живет, а такой красоты […].

Поэт и поэзия в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. ЛермонтоваПоэт в России – больше, чем поэт. Евгений Евтушенко В чем заключается предназначение поэта? Для кого он творит? Эти. вопросы волновали и будут волновать, наверное, каждого настоящего поэта. Волновали они А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. А. С. Пушкин написал целый цикл стихов, посвященных теме поэта: “Пророк”, “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”. Эти стихи […].

Читайте также:
Всадник - характеристика литературного героя: сочинение

Место поэзии и поэта в стихах ПушкинаЕще в своей ранней оде “Вольность” он призыва­ет “свободы гордую певицу”, чтобы “воспеть Свободу миру, / На тронах поразить порок”. Но Пушкину глубоко органично и понимание поэзии как великого Божьего дара, что нашло отражение прежде всего в программном стихо­творении “Пророк”: Как труп, в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал… Поэтический дар приносит […].

План сочинения на тему: Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. ЛермонтоваЭпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С. Пушкин “поэт и толпа” Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово. М. Ю. Лермонтов “есть речи значенье” План. I что без страданий жизнь поэта (строки из стихотворения Лермонтова “Я Жить хочу”) II Ты сам свой высший суд (строка […].

Тема поэта и поэзии в лирике Александра Сергеевича ПушкинаТворчество А. С. Пушкина – это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы 19 и 20 веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого, по словам Достоевского, […].

Напишите сочинение эссе на тему: личная точка зрения о глобальной проблеме в мире! Проблемы могут быть разного типа! Срочно!Человеческое существование всегда было сопряжено со множеством проблем и рисков. Многие из этих проблем являются следствием деятельности человечества (глобальное потепление, мировой терроризм, проблемы экологии), а многие просто случайностью (астероиды, стихийные бедствия). Я решил остановиться на одной из ошибок человечества, чтобы пока еще не поздно, обратить внимание на нее и дать людям понять, что такое ответственность. […].

Тема поэта и поэзии в творчестве Александра ПушкинаЭта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” . Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых […].

“Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя”Как показал в своих работах исследователь творчества Достоевского М. М.Бахтин, в романах писателя появляется совершенно новый тип героя. Ученый называет его герой-идея. Такой герой определяется не столько особенностями своего характера, социальным положением или же обстоятельствами жизни, хотя все это не утрачивает своей значимости. И все же главное для героя Достоевского – это его идея, то […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Второй вариант)Поэт в России – больше, чем поэт, В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем, в ком бродит Гордый дух гражданства, Кому уюта нет, покоя нет. Е. Евтушенко. Братская ГЭС Навсегда связав свою судьбу с поэзией, Пушкин с ранних лет задумывался о назначении поэта и роли его творчества в жизни. Еще в пятнадцать лет Пушкин был […].

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. ЛермонтоваА. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской словесности. Пушкин и Лермонтов – почти современники. Но формирование пушкинской поэзии происходило в момент подъема общественного самосознания после победы в войне 1812 года. Лермонтов же начал писать после разгрома декабристов, в 30-е годы. “Ничто не […].

“Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…” (М. М. Бахтин) (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)“Преступление и наказание” (1866) открывает собой череду “великих” романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко и многосторонне охватывает поставленные проблемы. “Преступление и наказание” – идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, кроме всего прочего, это произведение – новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял […].

Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова и А. С. ПушкинаГлаголом жги сердца людей А. С. Пушкин Проснешься ль ты опять, осмеянный Пророк? М. Ю. Лермонтов Описание событий в романах и других произведениях Пушкина тесно связано с идеями декабристов, под влиянием которых он находился. Со многими из декабристов его объединяли тесные узы дружбы. Его стихи воспринимались как призыв к революции (например, ода “Вольность”). Основную тему […].

Тема поэта и поэзии в лирике Александра ПушкинаЭта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. И вслед за ними Пушкин дает свое понимание предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” . Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых …хвалят все. питают – лишь журналы; Катится мимо их Фортуны […].

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Погасло дневное светило (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Тема поэта и назначения поэзии в лирике ПушкинаТема поэта и назначения поэзии в лирике А. С. Пушкина. На всем протяжении творческого пути Пушкин соз­давал произведения, посвященные осмыслению этой важнейшей для него темы. Идея гражданского предна­значения поэзии и высокого призвания поэта-пророка (“Пророк”, 1826) иногда противопоставляется якобы произошедшему отходу от идеалов юности в поздней лирике. Идеалом Пушкина стало будто бы “чистое ис­кусство”. Это не […].

Сочинение: Образ “вещего” поэта и тема творчества в лирике А. С. ПушкинаВ середине девятнадцатого столетия возникла литературная борьба между сторонниками гражданственного направления в поэзии, к числу которых принадлежали Николай Алексеевич Некрасов, Николай Александрович Добролюбов и другие лите­раторы, примыкающие к редакции журнала “Современник”, и приверженцами так называемого “чистого искусства”, видны­ми представителями которого были Афанасий Афанасьевич Фет, Аполлон Николаевич Майков, Яков Петрович Полон­ский. Предметом полемики этих двух лагерей […].

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА (вариант 2)Пушкин с юношеских лет сознавал высо- кое назначение поэзии и ответственность по- эта за высказанное поэтическое слово. Уже в 1818 году в стихотворении “К Н. Я. Плюс- ковой”, написанном по заказу в честь импе- ратрицы, поэт с гордостью утверждает неза- висимость своей “лиры скромной, благород- ной”, неспособность к лести, предельную искренность поэтического творчества, а так- […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. ПушкинаТема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Для А. С. Пушкина тема поэта и его призвания была одной из центральных в творчестве. Вся лирика данной тематики но­сит характер исповедальности и выстраданности. Само творчество воспринимается поэтом как дар, данный свыше, который требует от художника жертвенности. Многие сти­хотворения на тему поэта и поэзии создаются А. […].

Поэт и его предназначение в лирике Н. А. Некрасова“Это был человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… – бесхитростный, веселый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности… человек, не заботящийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому,” – так говорил Панаев о Некрасове. И, действительно, Некрасов был необыкновенным человеком, еще много подобных отзывов о нем можем мы […].

В чем проявляется избранничество поэта? (По лирике А. С. Пушкина.) (ЕГЭ по русскому)А. С. Пушкина по праву называют великим русским поэтом. Выступая против классицизма в литературе, он преобразовал русский поэтический язык, внедрил новаторские идеи в своем творчестве, стремясь к правдивости, непосредственности и простоте своих произведений. В то же время все произведения великого поэта несут в себе глубочайший смысл и заставляют задуматься над каждой строкой и каждым словом. […].

У истоков образа Пушкина поэтаМного лет спустя после гибели поэта близкий друг Пушкина Вяземский, посетив Молдавию, написал стихи “Проездом через Кишинев”. В них упоминались далекие двадцатые годы, в которые …прослывший бес арабский, Наш поэтический пострел, Невольный житель бессарабский, Здесь вольно жил и вольно пел. С молвы стоустой Кишинева Его стихов, его проказ От одного в уста другого По всей […].

Сочинение на тему: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта”Стихотворение “Смерть поэта” написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А. С. Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А. С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать. Стихотворение “Смерть поэта” состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении […].

Тема поэта и поэзии в лирике ПушкинаУ каждого большого поэта есть строки, в которых он размышляет о своем предназначении, роли в обществе, месте в поэзии. Такие стихи называют программными – не потому, что их изучают по школьной программе, в курсе какого-то класса, а потому, что они являются программой жизни и творчества поэта. Читатель воспринимает их как убеждения автора, его принципы и […].

Тема поэта и поэзии в ранней лирике А. С. Пушкина1. Размышления о призвании поэта. 2. Стихотворения лицейского периода. 3. Тема назначения поэта и поэзии. Философское осмысление роли поэта в обществе, тема призвания, избранности – эти мотивы встречаются в лирике практически всех мастеров слова. Не обошел эту тему молчанием и А. С. Пушкин, который хорошо знал поэтическую традицию, да и сам, разумеется, задумывался о значении […].

Идеальный образ поэта в стихотворении А. Пушкина “Пророк”И ныне есть еще пророки, Хотя упали алтари, Их очи ясны и глубоки Грядущем пламенем зари. Н. Гумилев Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, – это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти […].

Точка зрения Пушкина на предназначение поэта: сочинение

Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается “судьбой витийства грозный дар”.

Читайте также:
Любовь в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Свое представление об идеальном образе поэта Пушкин воплощает в стихотворении “Пророк”. Но поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом обществе, и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который “духовной жаждою томим”, является посланник Бога — “шестикрылый серафим”. Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. И этими качествами наделяет его “шестикрылый серафим”, прикасаясь к нему “перстами легкими, как сон”. Но такие осторожные нежные движения открывают перед героем весь мир, сорвав с него покров тайны.

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

Нужно обладать немалым мужеством, чтобы вобрать в себя все страдания и все многообразие мира. Но если первые действия серафима причиняют поэту только нравственную боль, то теперь к ней присоединяются и физические мучения.

И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

Значит, новое приобретенное поэтом качество — мудрость — дается ему через страдание. И это не случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнивается в стихотворении к физическому страданию.

Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнить великую и благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действие, вложив в рассеченную грудь поэта “угль, пылающий огнем”. Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.

И бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”. Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви.

Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу. Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость. Об этом говорит поэт в стихотворении “Арион”, воссоздающем в аллегорической форме трагические события 1825 года.

. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн —
Пловцам я пел.

Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, проповедуя идеалы свободы и справедливости. “Я гимны прежние пою”, — заявляет он в стихотворении.

В поздних произведениях Пушкина все чаще звучат раздумья о бренности человеческой жизни, о ее быстротечности, предчувствии близкой гибели. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности, объективно оценить значение поэзии. В стихотворении “Памятник”, написанном в 1836 году, Пушкин выражает уверенность в том, что народ России сохранит память о нем. Право на бессмертие дает поэту созданный им самим “памятник нерукотворный”, потому что он всегда был голосом своего народа, его пророком.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

В этих строчках Пушкин очень емко и лаконично говорит о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина

Тема роли поэта в обществе всегда волновала Пушкина. Об этом он начал задумываться, когда писал стихотворение «К другу стихотворцу». Свое место в поэзии он определил стихотворениями «Пророк», «Памятник», говорит об этом и в других его произведениях.

Стихотворение «К другу-стихотворцу» Пушкин написал во время обучения в лицее. Еще тогда, в юношеские годы он задумался о роли поэзии. Немалое влияние на его размышления оказали и лекции профессора Куницына.

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов.
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас

Первое, на что обращает внимание юный поэт, это на образование, на то, что поэзия должна питать здравый ум и учить. Пушкин говорит о том, что поэзия – это не всегда слава и деньги. Называет известных литераторов, которые умерли в нищете, потому что не умели ни перед кем прогибаться и придерживались своих идей, своих истин.

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Погасло дневное светило (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Пушкин много времени проводил в архивах, изучая исторические документы. Своими произведениями, пусть не всегда написанными в стиле реализма, он стремился знакомить своих читателей, русское общество с родной историей, и таким образом, питать здравый ум и учить.

Стихотворение, «К Н. Я. Плюсковой», написанное 1819 году и опубликованное Пушкиным в «Соревнователе просвещения и благотворения» могло насторожить царских небожителей, потому что поэт откровенно признается, что он не стал и не станет придворным поэтом. Единственное чему он готов служить и воспевать – Это Свобода.

Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой Музою моей.

Правда, он признается, что воспевал императрицу Елизавету, дочь Петра I. Но это из искренних побуждений, и зная любовь простого народа к императрице. Потому что

…неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

В этом стихотворении ясно определяется гражданская позиция двадцатилетнего Пушкина, которая становится для него превалирующей на оставшиеся годы. Стоит отметить, что на этой почве и был его конфликт с императором Николаем I, который стремился приручить Пушкина. Он мечтал иметь собственного придворного поэта, а Пушкин стремился к свободе творчества. Многие считали, что из этого конфликта и проистекает личная императорская цензура, назначение Пушкина дворцовым камер-юнкером, и последовавшая в 30-е годы травля поэта. Хотя, с другой стороны, всем известно, что несмотря на гениальность, характер у Александра Сергеевича был не сахар и он частенько напрасно оскорблял и унижал других людей.

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано в форме диалога между поэтом и книгопродавцом в 1824 году. Поэт становится старше, и постепенно его взгляды меняются. И дело не в том, что он становится алчным, просто в отличие от 14-летнего Пушкина настала пора, когда ему приходится заботиться не только о духовной пище, но и о хлебе насущном. Поэтому он соглашается с продавцом, когда тот говорит

Что Слава? — Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!

Поэзия должна учить читателей приносить духовное наслаждение, но самого поэта она должна кормить, независимо от гражданских позиций и мировоззрений.

В 1826 году Пушкин ощутил в себе пророка. Стихотворение «Пророк» было выстрадано в нравственных муках, долгих размышлениях. Пушкин понял, что он должен жечь сердца людей глаголом. Принято считать, что этим стихотворением Пушкин говорит, о призывах к борьбе за свободу. Но

…бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Бог, как известно, никогда не призывал к борьбе с власть предержащими. Иисус учил непротивлению злу насилием. Можно ли понимать последние строки Пушкина, как то, что он намерен призывать человека к нравственному самосовершенствованию, терпению и исполнению Божьих заповедей? Надо, полагать, что – да. Об этом говорят нам многие его произведения, особенно относящиеся поздней философской лирике.

Пушкин – дитя своей эпохи. А в первой половине XIX века дворяне считали, народ чем-то вроде детей, не способных на волеизъявление. Делать политику в государстве, свергать царей и освобождать от крепостничества народ должны были сами дворяне. Кстати, сам Александр Сергеевич не торопился освобождать своих крестьян. Стихотворением «Поэт и толпа» Пушкин показал свое отношение к народу. Оно выражено в словах черни, обращенных к поэту

Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Пушкин любил русский народ, но в словах поэта в стихотворении он демонстрирует отношение других поэтов к народу, не свое.

Стихотворением «Поэту» Пушкин демонстрирует свое отношение к критике, к свободе творчества, которую он очень высоко ценил. Это произведение перекликается с «Памятником», написанным за полгода до гибели.

Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит

Стихотворением «Памятник» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Он говорит о том,

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

А последняя строфа – это завещание нынешним и будущим поэтам:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Подводя итог, можно сказать, что Пушкин видел назначение поэзии в том, чтобы учить своего читателя видеть прекрасное в жизни и природе, учить любви к родному краю и родной истории. Свободу он видел в личностной свободе, то есть в возможности творить, не зависимо ни от кого, иметь возможность передвигаться по миру в зависимости от своих желаний и возможностей. В своем творчестве поэт должен как можно равнодушнее относиться к критике. Самый высокий критик – это он сам, творец своих произведений.

Читайте также:
Художественные принципы выраженные в реалистическом творчестве Пушкина: сочинение

Точка зрения Пушкина на предназначение поэта: сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 9 класс. В чем видел Пушкин свое предназначение?

Нет такого поэта, который бы не задумывался о том, с какой целью он пишет. Для кого? Для чего? Каков высший смысл поэтического творчества? Конечно, «чистая поэзия» свойственна любому автору, в том числе и Пушкину. Но недостоин называться поэтом тот, кто не ставит перед собой более высокие цели, чем оттачивание своего мастерства или развлечение публики.
Пушкин очень рано осознал и свою гениальность, и силу своих стихов. он понял, что его предназначение состоит в том, чтобы разоблачать порок, провозглашать общечеловеческие ценности, нести людям истину, «глаголом жечь сердца». Вот почему в его литературном наследии мы встречаем столько стихотворений, посвященных размышлениям о предназначении служителя муз: «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», ‹,Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », «Пророк», «К другу стихотворцу». Уже в ранних своих стихотворениях Пушкин. вполне определенно высказывает свое мнение относительно предначертания поэта:

Страшися участи бессмысленных певцов,
Нас убивающих громадою стихов!

Каков же должен быть истинный поэт? Пушкин приводит в пример Дмитриева, Державина, Ломоносова:

Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас.

Это стихотворение написано в пятнадцать лет! Уже тогда Александр Пушкин понимал; насколько пагубно заниматься творчеством ради творчества. Если уж писать, то только ради гораздо более высокой цели.
Конечно, поэт никогда не должен продавать свою лиру. Он не должен лгать кому-либо, будь это даже сам царь: Он не должен льстить. Только ради отчизны, ради свободы, ради любви может писать поэт. Ведь творчество – это дар свыше, и творить можно только по вдохновению:

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется.
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

Кстати, орел у Пушкина – всегда символ свободы. И действительно, без свободы слова, мысли, души поэт не может и не должен писать. И это ставит его выше обыкновенных людей. При этом ему стоит прислушаться к словам черни из стихотворения «Поэт и тол па»:
«Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный, посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй».

Не чернь, а сам Пушкин произносит эти мудрые слова. А заключительные слова стихотворения («Мы рождены для вдохновенья, // Для звуков сладких и молитв») должны восприниматься с той иронией, которую вложил в эту фразу автор. Безусловно, он сам был рожден «для вдохновенья, но никогда он не позволял себе бряцать на лире «рукой рассеянной».
Ремесло поэта представлялось ему не менее важным и карающим, чем должность военного. Поэт – офицер от искусства. Вспомним, какие смелые стихи посвящал Пушкин декабристам. Он рисковал ничуть не меньше их, вышедших на Сенатскую площадь с оружием в руках.
Удел поэта – не сладкоголосое пение. Жизнь его – не рай, а скорее ад. У него не язык, а «жало мудрыя змеи», не сердце, а «угль, пылающий огнем». Его назначение – не услаждать слух, а кричать, звать, обвинять, оправдывать. И Пушкин следовал этому предначертанию. Он поддерживал идеи декабристов:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Он ненавидел самодержавие:

Владыки! вам венец и трон
Дает закон – а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон.

Он воспевал свободу:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »

Конечно же, поэту хотелось, чтобы его идеи жили, чтобы «племя младое, незнакомое» дышало тем же воздухом свободы, что и он, чтобы потомки услышали его. Он, осознавая мощь своего таланта, был твердо убежден, что ни его идеи, ни его слова не, пропадут. Об этом поэт сказал в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », которое часто называют его духовным завещанием:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

И сейчас мы видим, что он не ошибся, что он до сих пор «любезен» людям. Когда читаешь его стихи, в душе появляются те самые «чувства добрые», пробуждение которых он предвидел. А все это потому, что в своем творчестве поэт всегда руководствовался чувством долга и чести, никогда не шел против своей совести и был искренним с читателем:

Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Главное для поэта – быть честным перед самим собой и перед читателями. Тогда он пойдет верной дорогой, и его творчество будет служить во благо человечеству. В этом и состоит божественное предназначение поэта, которое так рано осознал и которому так верно следовал Пушкин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: