Тайна безмерного обаяния Пушкина: сочинение

Тайна безмерного обаяния Пушкина

Тайна безмерного обаяния Пушкина, по мнению Д. С. Лихачева, в том, что
Он по сей день является образцом доброты и таланта, смелости и простоты,
Демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, бескрайности в любви,
Уважения к труду и людям труда. Он «в каждое мгновение жизни, в каждой ее
Песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный вселенский смысл. И
Потому он не просто любил жизнь во всех ее проявлениях, жизнь была для него
Величайшим таинством, величайшим действом. И потому он был велик во всем: и
В своих надеждах,

История Маши Мироновой (по повести «Капитанская дочка») Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто.

Гармония внутреннего мира, душевная чистота Татьяны. Пушкинское переосмысление типа романтика в образе Ленского Цель: научить давать характеристику герою художественного произведения, чтобы использовать приобретенные умения в реальной жизни; формировать навыки вдумчивого чтения художественного текста; оказывать содействие формированию толерантного отношения к окружающим и собственной этической.

Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — это историческое произведение, отражающее события того времени. Оно полно глубокого смысла и, несмотря на небольшой объем, полностью раскрывает значение таких понятий, как «честь».

ОБРАЗ АВТОРА И ГЕРОЯ В РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» «Евгений Онегин», пожалуй, самое трудное для понимания произведение русской литературы. Про него не скажешь словами Твардовского: «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке». Язык этого романа (в широком.

Мастерство Пушкина в создании образа героя (один персонаж — Евгений Онегин) Евгений Онегин. Родился в богатой, но разоряющейся семье. Детство его прошло в отрыве от народа, от всего русского. Он даже был воспитан французами. Можно сказать. Что он не был подготовлен.

Сон Гринева в повести Пушкина «Капитанская дочка» Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в.

Три царствования в поэме «Медный всадник» «Медный всадник» — поэма философско-историческая, лиро-эпическая, отразившая всю сложность и глубину раздумий Пушкина над историей. Вместе с тем поэма носит обобщенно-символический характер, ее образы и картины получают метафизическое, символическое истолкование.

Урок по повести Л. С. Пушкина «Станционный смотритель» Тема урока: Пути, которые выбирает человек (Нравственно-философские проблемы повести А. С.Пушкина «Станционный смотритель») Эпиграф: «Куда несет нас рок событий?.» А. С. Пушкин Оборудование: текст повести «Станционный смотритель»; иллюстрации к произведению.

Изучение творческой истории «Евгения Онегина» Изучение творческой истории «Онегина» постоянно побуждало к различным предположениям об истинном замысле Пушкина, который якобы сильно отличался от осуществленного им. При публикациях, кроме расшифровки черновиков и выстраивания последовательности черновых фрагментов.

Изображение быта общества в романе «Евгений Онегин» Сей легкой жизнию, друзья! Напомнил хоть единый звук. Для призраков закрыл я вежды;; Чтоб обо мне, как верный друг, Ее ничтожность разумею, И наши внуки в добрый час «Евгений Онегин».

Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора В 5 главе романа Пушкина «Евгений Онегин» композиционный центр — сон Татьяны, являющийся, по словам критика Гуковского, ключом к пониманию ее души, ее сущности. Проанализируем сцену сна Татьяны. Татьяна сформировалась.

Нравственные идеалы А. С. Пушкина Сто пятьдесят семь лет прошло со дня трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина. Но разве существует в мире такая сила, которая способна уничтожить жизнелюбивое, возвышающее человека слово! Здесь зло бессильно, и.

Романтическое направление в лирике Пушкина «Его надо сослать в Сибирь!» — негодовал император. Разумеется, Александра I, возглавившего заговор против отца, болезненно задел намек в «Вольности». Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось служебным перемещением.

Сюжет романа «Евгений Онегин». Часть вторая На следующее утро Онегин получает от Ленского записку с вызовом на дуэль. Письмо привозит секундант Зарецкий, циничный, но неглупый человек, в прошлом буян, картежный вор, заядлый дуэлист, умевший и поссорить.

«Евгений Онегин» — «роман не окончен» Бульвары, башни, казаки, Эта мысль занимала Пушкина как новая лирическая тема. И он не раз возвращался к ней: Да пруд под сенью ив густых. На небе серенькие тучи, Перед гумном.

Образ Онегина — «лишнего человека» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Термин «лишний человек» ввел в обиход русской культурной жизни И. С. Тургенев в пятидесятые годы XIX века. Однако впервые в русской литературе образ «лишнего человека» создает А. С. Пушкин, а.

Возвращаясь к Пушкину Представим себе такую картину. Голодных людей приглашают в банкетный зал. Столы уставлены яствами — от простых, здоровых и сытных до утонченных, изысканных, ласкающих взор. В далеком конце зала — стол.

Роман «Евгений Онегин» — любимое детище Пушкина Роман «Евгений Онегин» — любимое детище Пушкина. Роман писался в течение восьми лет. Начал писать свой роман П. в период расцвета общественного движения, в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил.

Дочь и мать Ларины Вот интересно, почему тема сформулирована «Дочь и мать Ларины», если дочерей две? Пушкин сказал о старшей: Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. По-моему, Татьяна не казалась, а была.

Раскрытие конфликта в поэме «Медный всадник» Поэма «Медный всадник» была написана Пушкиным в 1833 году. В ней автор впервые в русской литературе противопоставил государство, олицетворенное в образе Петра I, и человека с его личными интересами и.

«Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль.» «Победителю-ученику от побежденного учителя» — эти слова стали крылатыми. Их знают все: когда юный Пушкин написал свою первую поэму «Руслан и Людмила», знаменитый в то время поэт В. А. Жуковский.

Осуждение произвола в повести Пушкина «Дубровский» Многим современникам А. С. Пушкина, творившим в жанре прозы, была свойственна значительная напыщенность, манерность, жеманство. В отличие от них, Александр Сергеевич стремился писать точно, кратко и просто. «Что сказать, —.

Читайте также:
Анализ стихотворения А. С. Пушкина К***: сочинение

Тема школьного сочинения образ слуги Петра Гринева Савельича В «Капитанской дочке» мы встречаем поистине русские характеры, которым наравне с благородством, достоинством, честью присущи и привитые веками бесправного положения смиренность, рабская психология. Эти черты заметны в Савельиче и капитане.

Художественная реальность в романе «Евгений Онегин» Художественная реальность стремительно развивается — к раскрытию тайны ее сотворения. И наконец, в финале романа все маски «приятеля», «современника», «рассказчика», «повествователя» и др. сняты окончательно, герои вновь возвращены «в лоно».

Поэт и вольность (по произведениям А. С. Пушкина) Поэзия — это своеобразный дневник автора. По лирике А. С. Пушкина можно судить о пристрастиях, занятиях в то или иное время. Окончив в 1817 году лицей и определившись на службу.

Художественный анализ поэмы «Медный всадник» Поэма написана А. С.Пушкиным в 1833 году и представляет собой одно из самых глубоких, смелых и совершенных в художественном отношении произведений поэта. Автор с небывалой силой и смелостью показывает противоречия.

Прозаический замысел повести «Капитанская дочка» Значительные произведения 1830-х годов были написаны Пушкиным прозой. «Лета к суровой прозе клонят»,- писал Пушкин еще в «Евгении Онегине». В 30-е годы проза в творчестве Пушкина в количественном отношении преобладала.

Почему, повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица Гринева Конечно, известную роль в решении писателя сыграли цензурные соображения: укрывшись за личностью рассказчика, автор избавлял себя от излишней ответственности за нарисованные картины. Семейные мемуары требовали рассказа лишь о том, что.

Пимен — характеристика литературного героя ПИМЕН — центральный персонаж трагедии А. С.Пушкина «Борис Годунов» (1825), монах-летописец Чудова монастыря, «старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого.

Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель») (1) А. С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем. Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе и об истинных причинах бед самых слабых и незащищенных.

Собственные размышления о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Роман «Евгений Онегин» создавался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин, когда общественное движение набирало силу, в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил писать его в годы страшной.

Петербург глазами А. С. Пушкина по поэме «Медный всадник» Люблю тебя, Петра творенье. А. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин — истинный и тонкий ценитель красоты, поэтому много в его творчестве произведений, описывающих прелесть русской природы, ее величавость и спокойную мудрость.

Романтическая история любви Владимира и Маши В холодной пустой церкви идет венчание. Машу Троекурову выдают замуж за нелюбимого человека намного старше ее. Ни слезы, ни мольбы девушки не тронули сердца отца. Маша до последней минуты надеялась.

Картины родной природы в поэзии А. С. Пушкина Многие русские писатели и поэты обращались в своих произведениях к картинам родной природы. Стихотворения А. С. Пушкина тоже проникнуты любовью к полям и лесам, горам и равнинам, рекам и ручьям.

Художественные принципы выраженные в реалистическом творчестве Пушкина Крупнейшим явлением русской литературы после 1825 г. оставалось творчество А. С. Пушкина. Характеризуя «ужасные» годы, последовавшие за 1825 г., А. И. Герцен говорил, что «только звонкая и широкая песнь Пушкина.

Анализ композиционной структуры «Бориса Годунова» В тех двадцати трех сценах, на которые, в духе «Цыган» и в противовес традиционному, соблюдавшемуся даже Шекспиром делению на акты, Пушкин членит своего «Бориса Годунова», он полностью разрушает не только.

Судьба человеческая судьба народная в поэме «Борис Годунов» Пушкин ставил своей задачей создать народную трагедию в противоположность трагедии придворной и блестяще осуществил ее. «Что развивается в трагедии? Какова ее цель? Человек и народ, Судьба человеческая, судьба народная»,- писал.

Пушкин о роли поэта и поэзии Кто такой поэт? Каково его место в жизни? Может быть, он выше других и имеет право учить людей тому, как нужно жить? Или он должен быть просто зеркалом, отражающим в.

Петербург в творчестве А. С. Пушкина Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос» и, наконец.

Развитие образа Онегина на протяжении сюжета романа Исчерпывающее решение дали художники-реалисты. Пушкин был первым среди них. . Его Онегин (как и ряд других героев романа) действительно развивается. Пушкин исходил из убеждения в том, что человек не может.

Сейчас вы читаете: Тайна безмерного обаяния Пушкина

79426 (Тайна обаяния Пушкина)

Описание файла

Документ из архива “Тайна обаяния Пушкина”, который расположен в категории “сочинения”. Всё это находится в предмете “литература и русский язык” из раздела “Студенческие работы”, которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе “остальное”, в предмете “литература и русский язык” в общих файлах.

Онлайн просмотр документа “79426”

Текст из документа “79426”

Тайна обаяния Пушкина

Тайна безмерного обаяния Пушкина, по мнению Д. С. Лихачева, в том, что он по сей день является образцом доброты и таланта, смелости и простоты, демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, бескрайности в любви, уважения к труду и людям труда. Он “в каждое мгновение жизни, в каждой ее песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный вселенский смысл. И потому он не просто любил жизнь во всех ее проявлениях, жизнь была для него величайшим таинством, величайшим действом. И потому он был велик во всем: и в своих надеждах, и в своих заблуждениях, и в своих победах, и в своей любви к людям, к природе, в любви к Родине, к ее истории, ее будущему”*1. Продолжая объяснение истоков неутолимого влечения к поэту в наши дни, Д. С. Лихачев говорит об открывшейся перед нашим поколением ценности восприятия жизни вокруг нас и в каждом из нас величайшей тайны, требующей серьезного, глубокого к ней отношения, полной отдачи. Это залог ощущения счастья, гармонии, полноты существования. И если это есть в конечном счете идеал каждого человека, то в Пушкине он был воплощен в полной мере, потому он и есть наш идеал, вечно живой.

Читайте также:
Тема любви в лирике Пушкина: сочинение

Многие качества и свойства пушкинской натуры притягательны для наших современников. Это и “все отзывчивость” поэта, феноменальная разносторонность интересов, творческих проявлений, энциклопедизм, широта кругозора, вулканическая созидательная энергия.*2

*1 Лихачев Д. С. Слово о Пушкине // Театральная жизнь. – 1987.

*2 Кушнер А. “Иные, лучшие мне дороги права. ” // Новый мир. -1987.

Все отчетливее осознается, что “вечно растущее явление” – Пушкин не только не замкнут рамками его наследия, но и что современная культура впитывает его личный жизненный опыт, преподанные им идеалы нравственного, творческого поведения.

У каждого поколения, открывающего образ поэта, оказываются преимущественные пристрастия к истории его жизни, к тем или иным эпизодам биографии, которые воспринимаются как наиболее показательные для понимания его личности. Так, в первые годы советской власти, на заре становления новой культуры, в центре внимания оказывались чаще всего юность Пушкина, периоды ссылок и возвращение, то есть время приблизительно до второй половины 20-х годов ХIХ века. Последнему десятилетию жизни поэта уделялось сравнительно мало внимания.

После второй половины 60-х годов нашего столетия, а точнее, в начале 70-х акценты несколько сместились. Теперь ширится интерес к последнему периоду жизни поэта, к сложной эволюции его характера и творчества, к тому времени, когда закаленный в житейских невзгодах и испытаниях, Пушкин создавал произведения, не увидевшие печати при его жизни и даже после гибели. “Мой бог – Пушкин, – говорил писатель Федор Абрамов. – Мой Пушкин – это опекушенский Пушкин, который пророчески, с великим и горьким

раздумьем смотрит в очи России. В нем все начал и, кажется, все концы. ”*. Опекушенский памятник представляет поэта именно в годы его зрелости, в последний период творчества.

* Абрамов Ф. Отец наших душ // Литературная газета. – 1985. – 5 июня.

Обоснована ли предпочтительность интереса к тому или иному отрезку биографии, приближает ли происшедшая смена интереса к пониманию главного, доминирующего в пушкинской личности ? А к проникновению в суть творчества ?

Нам кажется справедливым разрешение этого вопроса, предложенное критиком С. Чуприным, утверждавшим, что облик Пушкина естественно должен складываться с учетом всей его истории. Образ поэта неполон без “Вольности”, южных поэм, “Гаврилиады”, как неполон он без “Стансов”, “Медного всадника”, без поздней лирики. Но вместе с тем само “время разворачивает нас относительно поэта, и тот факт, что. мы так скоро повзрослели. и ныне осознаем свое преимущественное родство со стихами 30-х годов говорит, естественно, прежде всего о нас самих, о свойствах переживаемого нами исторического момента. ”*1.

Мы испытываем влечение к позднему периоду жизни и творчества поэта, к мудрому, зрелому Пушкину в пору, когда “томимое духовной жаждой”*2 поколение наше стало ощущать дефицит нравственности, справедливости, когда не выдержали испытания бытовавшие критерии оценки человеческих поступков, совести, чести. По-новому вглядываемся мы теперь в жизнь Пушкина, прочитываем ее, акцентируя нравственно-этический урок.

Такой подход вовсе не означает невнимания к ранним периодам жизни и творчества. Полнота представлений о поэте достижима лишь при учете всей его истории, всей сложной эволюции и логики

*1 Чупринин С. На ясный огонь // Новый мир. – 1985.

*2 Непомняший В. Пророк: Художественный мир Пушкина и современность // Новый мир. – 1987.

творческого развития. И все же заметен обостренный интерес именно к этому этапу жизни, в котором характер, личность, натура – человеческая и творческая – отразились наиболее полно и глубоко. Потому-то наш современник скажет, что если выбирать сейчас, какой памятник поэта нам ближе – московский опекушенский, где поэт в глубокой задумчивости погружен в нелегкие размышления, или ленинградский, где Пушкин изображает торжествующим, – то многие предпочтут первый. Потому что “Пушкин-юноша прекрасен в своих порывах, но еще прекраснее мужественная печаль и выстраданная мудрость зрелого Пушкина”.*

Есть и другие причины, объясняющие особый интерес к последним годам жизни и творчества поэта. Годы эти были полны событиями, которые слишком долго получали разноречивые трактовки и объяснения. Они и действительно трудны для понимания, тем более что были мотивированы условиями и представлениями далекого от нас времени.

Собственно, наслоение легенд, вымыслов касается периода жизни поэта после декабрьского восстания. Если сказать, что жизнь поэта развеяла все легенды и мифы, дала точные и исчерпывающие доказательные ответы на многочисленные вопросы, то останется неясным, отчего же так живы неоднозначные толкования в обыденном сознание. Но в том-то и дело, что пушкиноведение само встречается здесь с трудными вопросами, что отражается здесь с трудными вопросами, что отражается в дискуссиях, к примеру, о политической биографии Пушкина после декабря, о мотивах

* Эпштейн М. Новое в классике. 1982. – с. 18.

написания “Стансов” и “К друзьям”, о преддуэльных других событиях.

Быть может, как раз реальная сложность исторической обстановки второй половины 20-х годов прошлого века, неоднозначность политических условий, в которых оказался поэт по возвращении из ссылки, подталкивают порой к поверхностным суждениям и поспешным оценкам. Появляются аттестации Пушкина, в которых подчас смешаются акценты при оценки мировоззрения поэта, доминирующих черт его личности. Вот как, к примеру, Т. Глушкова раскрывает мотивы создания потом “Стансов”:

Он знал: ему не получить

охранных грамот и прощенья,

когда слагал в своей ночи

жестко сердцу восхваленью.

Он видел, взмоет воронье,

когда взволнованно-спокойно

так высоко и так достойно

ронял достоинство свое.

Автор вроде бы на стороне поэта, объясняя нам, как следует понимать “странный” поступок – написание обращение к Николаю. Но звучит подобное объяснение рецидивом распространенных в прошлом оценок. Искажения пушкинского облика не ушли в прошлое. Преодолены установки на сознательное “снижение” его образа, но часто с наилучшими намерениями создаются толкования образа поэта, подобной собранию пародий А. Иванова “С Пушкиным на дружеской ноге”. Из заглавия следует (оно представляет часть реплики Хлестакова, похвалившегося панибратскими отношениями с Пушкиным), что собранные в нем произведения написаны теми, кого обманула кажущаяся легкость пушкинской темы.

Читайте также:
Эволюция творчества Пушкина: сочинение

Этакой лихости и поверхности суждений о поэте противостоит углубленный, взыскательный и настойчивый интерес к мельчайшим подробностям и сведениям о пушкинской эпохе, обо всем, что объясняет особенности суждений, к “документальности” проявляется во многих произведениях последнего времени, посвященных поэту. Документ нередко вводиться органично в самую художественную ткань произведения:

Убит. Убит. Подумать! Пушкин.

Не может быть! Все может быть. ”

Ах, Яковлев, – писал Матюшкин, –

Как мог ты это допустить!

Ах, Яковлев, как ты позволил,

Как мир наш тесный обездолил. ”.*1

Как и в цитированных выше стихах В. Соколова, документ часто вводиться “цитатным способом” (по точному определению В. Баранова).*2

*1 Соколов В. Стихотворения. М., 1975 с. 58.

*2 Баранов В. Пушкин и его судьба в восприятии советских поэтов // Болдинские чтения. – Горький, 1976. – с. 104.

Чаще всего это бывают свидетельства современников Пушкина, отрывки из дневников, писем. Они помогают реконструкции духа пушкинского времени, подключают воображение читателей к переживанию и осмыслению тех или иных событий.

Обессиленный подлостью, тайнами зла

И силками сановного высокомерья,

он кудрявую голову поднял с подушки,

он в глаза книгам взглянул: “Прощайте, друзья!”

Забытье. Гаснет время. И вновь: “Это ты.

Даль, мне пригрезилось, что я с тобою

лезу вверх, по этим вот книгам и полкам,

высоко-о. и голова закружилась. ”.*1

И в этом стихотворении С. Поделкова “Книги” цитатно включены воспоминанья Даля о смерти поэта.*2

Интерес к любым подробностям, связанным с именем Пушкина, проявляется подчас своеобразно. Припоминается то волнение, которое пришлось испытать при просмотре документального телевизионного фильма “Дома у Пушкина”. Действие протекало в последней квартире поэта на набережной реки Мойки в Ленинграде. Перед зрителями интерьеры комнат предстали в необычном виде – музей снимался в самый разгар проводившейся там реконструкции.

*1 Поделков С. Книги // день поэзии. – М., 1974.- с. 22.

*2 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. – М., 1974. – Т.2.- с. 231.

Полным ходом шел ремонт, повсюду был разбросан строительный мусор, двери стояли снятые с петель, подоконники были разобраны. Со стен, потолка тогда были сняты многие слои краски, извести, обоев, чтобы восстановить тот слой стенных покрытий, который соответствовал времени жизни в этих комнатах Пушкина.

На закрытых для посетителей дверях музея табличка: “Музей закрыт на капитальный ремонт”. Хранитель музея Н. И. Попова и академик Д. С. Лихачев показывают зрителям квартиру в первозданно-обнаженном виде, и зрителя по особому трогает по-особому трогает прикосновение к тайне поэта. Отчего так ? Д. С. Лихачев объясняет это себе и зрительской аудитории тем, что при взгляде на музей в таком виде усиливается ощущение безыскусственности: в этих вот стенах резонировал голос поэта, звучала его речь. Подключение прежних впечатлений от “встреч” с поэтом помогает преодолеть временной барьер, и более зримыми, конкретными становятся представления об образе поэта.

В этом же фильме Д. С. Лихачев подтверждает признанный факт обостренного интереса к наиболее сложным и переломным моментам жизни поэта. В частности, это относиться к дуэли. “По существу, – по словам Д. С. Лихачева в фильме “Дома у Пушкина”, – в истории русской литературы это самый трагический момент. ” Эти слова произносятся в кабинете поэта, куда внес его раненного, Никита Тимофеевич Козлов, дядька, верно служивший ему и любивший его искренно.

Хранитель музея-квартиры в этом фильме говорит о том, что многие приходящие сюда люди задают один и тот же вопрос: “зачем Пушкин пошел на эту дуэль? Ведь сколько бы он смог написать, если бы он остался жив. ” Иные полагают, что какие-то события внешнего порядка могли бы предотвратить трагедию, если бы были в то время в Петербурга.

Это страшный эпизод из жизни поэта переживается не как старая рана, не как происшествие полутора вековой давности, а как событие, с которым все еще не может свыкнуться сознание, как впечатление, которое острой занозой саднит сердце.

последние мгновения –

он тихо умирал.

Сто лет тому назад и даже прежде.

а боль такая,

будто бы вчера.

С поэтическими строчками перекликается настроение, переданное Е. Е. Моисеенко в картине “Памяти поэта”.

Это полотно заслуживает особого внимания, как свидетельство нынешнего отношения к трагедии поэта и эволюции восприятия этого события.

. После поединка с Дантесом на Черной речке смертельно раненный Пушкин в карете Геккер на был привезен в дом на набережную Мойки. Никита Тимофеевич Козлов, слуга, бесконечно преданный поэту, на руках внес его в дом. “Грустно тебе нестименя?” – произнес тогда Пушкин.

Анализ 2022 строфы второй главы романа А. С. Пушкина Евгений Онегин: сочинение

В огромном и чистом зеркале романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» читатели узнавали современность, узнавали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду. Они услышали живую, разговорную, прерывистую, искреннюю и потому вдвойне обольстительную речь лучшего из современников. Все характеристики образов были не случайными, не взятыми из ниоткуда, из одного лишь воображения. Они представляли собой срез эпохи.

Поэтому интересны для рассмотрения не только образы главных героев романа, но и второстепенных, которые описаны не менее правдиво и живописно.

Так, часть второй главы (с 6-ой по 12-ую) поэт посвящает характеристике образа Ленского. Он метко подмечает в герое особенные, отличительные черты. Но нам интересны три строфы – 10-12, в которых характеристика Ленского наиболее лаконична и конкретна.

Но прежде чем обратиться к анализу этих строф, следует отметить, что в первоначальных набросках поэмы Ленский представлен как «крикун, мятежник и поэт». Он привез из германского университета не только «вольнолюбивые мечты», но и «негодованье, сожаленье» и даже «жажду мщенья».

Таким образом, сначала Ленский рисовался Пушкину значительнее, ближе к нему самому: это будущий декабрист. В окончательном формировании образа поэт отказался от этих черт, и в багаже вернувшегося из-за границы русского юноши сохранились только неопределенные «вольнолюбивые мечты» да еще «всегда восторженная речь и кудри черные до плеч».

Читайте также:
Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.: сочинение

Пушкин сделал Ленского проще, рядовым представителем дворянской молодёжи. Владимир так нежен и неопытен, и можно сказать, чист в своих стремлениях, что он не видит разницы между своим собственным вымыслом и реальностью:

Он пел любовь, любви послушный,

И песнь его была ясна,

Как мысли девы простодушной,

Как сон младенца…

Так говорит автор о своем герое, имея в виду, что Ленский сочинял стихи. Так и в ночь перед дуэлью он будет писать Ольге последние стихи, в то время как Онегин крепко спал… Эта деталь – занятия стихотворным творчеством – видимо очень важна для Пушкина. Эта одна из тех черт, которая должна была роднить героя с автором. Она подчеркивала не только романтичность Ленского, но и его способность глубоко и искренне чувствовать (неслучайно здесь используется метафорическое сравнение «как сон младенца»).

Но далее Пушкин пишет:

Он пел разлуку и печаль,

И нечто, и туманну даль…

Он пел поблеклый жизни цвет

Без малого в осьмнадцать лет.

В этих строчках звучит ирония по поводу творчества героя. Пушкин, как истинный мастер слова, пытается подчеркнуть типичность чувств Ленского. Ведь все поэты в восемнадцать лет пишут об увядании жизни и чувств. Хотя их жизнь только начинается, и что такое «закат» они еще, собственно, не понимают.

В 11-ой строфе автор подчёркивает еще одну черту героя:

Господ соседственных селений

Ему не нравились пиры;

Бежал он их беседы шумной.

Их разговор благоразумный…

Здесь говорится о том, что Ленский не был практичным молодым человеком, его не волновали заботы о хозяйстве. Но ведь при этом он был помещиком, то есть хозяином угодий и людей! Но для Пушкина этот факт не является чем-то из ряда вон выходящим, так как такое положение дел было характерно для всей России. К тому же этими строчками еще раз подчеркивается романтичность героя, его желание поделиться с окружающими своими чувствами и надеждами. Именно поэтому автор отмечает:

В пустыне, где один Евгений

Мог оценить его дары…

Далее следует очень сжатый портрет героя, каким его представляли соседи-помещики: «Богат, хорош собою Ленский // Везде был принят как жених…» Причем фраза «хорош собою» относится, скорее всего, не к портрету героя, а к его способности выступить женихом для помещичьих доче:.

Все дочек прочили своих

За полурусского соседа…

Вообще появление на страницах романа Ленского, и то, что он стал другом Евгения – важный приём. С помощью Владимира, его открытого взгляда на жизнь, все образы становятся ярче и драматичнее. Он как ребенок, устами которого глаголет истина.

Анализ 2 главы «Евгения Онегина»

Вторая глава романа Пушкина «Евгений Онегин», написанного в жанре романа в стихах, начинается описанием деревни, «где скучал Евгений». Деревенская природа описывается автором с трогательной любовью к ней. Далее Пушкин описывает хозяйский дом, названный Пушкиным на европейский манер, замком. В произведениях великого русского поэта нет ничего лишнего и случайного, в каждой строчке заложен глубокий смысл. Это можно заметить, анализируя вторую главу романа. (Кстати, прочесть ее краткое содержание можно здесь).

К примеру, называя замком господское имение, автор хотел подчеркнуть основательность и прочность дома, в котором поселился Евгений. Описание дома характеризует его бывшего владельца. Выстроив имение однажды, дядя на протяжении сорока лет в нем ничего не менял. Вел без особых нововведений свое помещичье хозяйство и «лет сорок с ключницей бранился».

Далее Пушкин показывает, как живет Онегин в дядином имении, его взаимоотношения с соседями. Это еще одна черточка к характеристике Онегина. Соседи поначалу стремились подружиться с молодым помещиком из Петербурга. Кто-то лелеял мечту сделать его своим зятем, кто-то искал общения с новым человеком, хотел узнать петербургские новости и сплетни. Но «сначала все к нему езжали». Только сам Онегин не искал ни с кем дружбы и как только видел на дороге кибитку с очередным гостем, буквально удирал на жеребце через задний двор.

Правда, здесь следует сказать о том, что приняв наследство, он заменил крестьянам барщину легким оброком. Чем еще больше оттолкнул от себя соседей. В этом его поступке отразилось настроение дворянской молодежи того времени, стремление самого Онегина к прогрессу.

Во второй главе Пушкин вводит еще одного героя – Владимира Ленского, тоже приехавшего в свою деревню почти в одно время с Онегиным. Ленский во всем противопоставляется Онегину. Если Евгений – мастер лицемерия, то Ленский честен с людьми и искренен. Того же он ждет от окружающих, а потому наивен и доверчив, как ребенок. Онегин остыл и все ему скучно, Ленский смотрит на мир широко распахнутыми глазами, влюблен в жизнь, в природу, окружающую его. Его душа не успела развратиться, как душа Онегина, он лишен скепсиса, любит людей и саму жизнь.

Образование Онегина домашнее, знания разрозненные, не имеющие логической системы. Ленский – выпускник Германского университета, имеет стройные знания, которые он готов применить на деле. По своему характеру, складу ума и пылкости души образ Ленского похож на самого Пушкина. К тому же он, как и Пушкин, пишет стихи. Но Ленского Пушкин тоже писал не с себя.

Посещение могил Дмитрия Ларина и родителей – это еще один штрих к портрету Ленского. Этот эпизод свидетельствует о тонкости и душевной чуткости юного поэта.

Ленский, как и Онегин, был завидным женихом в российской глубинке, и хотя разговоры соседей о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне не вызывали в Ленском интереса, он не избегал общения с ними. От соседей Ленский узнал об Онегине, и захотел познакомиться с ним.

Молодые помещики стали часто встречались. Противоположность их натур притягивала их друг к другу, им вместе было интересно. Катаясь на лошадях, Онегин и Ленский спорили на экономические и политические темы, обсуждали вопросы науки, религии, говорили о поэзии.

Анализ 2 главы романа Пушкина «Евгений Онегин» показывает, что она построена на противоположностях. Онегину противопоставляется Ленский. В этой же главе Пушкин знакомит читателя с Ольгой, которую любит Ленский. Простодушной и общительной Ольге противопоставляется ее старшая сестра – диковатая, молчаливая Татьяна. Грустная и задумчивая девушка является антиподом своей младшей сестры – живой и энергичной.

Читайте также:
Осуждение произвола в повести Пушкина «Дубровский»: сочинение

Любовь Ленского и Ольги в значительной степени была им внушена родителями и общественным мнением. Ольга и Владимир росли вместе. Вероятно, родители между собою были дружны, и часто наезжали друг к другу вместе с детьми. Родители мечтали поженить своих детей. Эти разговоры и внушили послушным детям чувство привязанности, принимаемое ими за любовь. У Ольги не было других объектов обожания. Но она была способна легко увлечься другим, появись на ее небосклоне новое привлекательное лицо. А Ленский, выросший, как и Татьяна, на романах, был мечтательной натурой, и за любовь принимал желание любить и быть любимым.

Татьяна любила читать романы, была мечтательной, склонной к мистике, натурой. Даже Онегин после знакомства с сестрами, заметил Ленскому, что поэтической душе юного друга больше подходит мечтательная и задумчивая Татьяна. А Ольга мила, очаровательна, и похожа на куклу. Красота ее способна быстро надоесть, как надоела автору.

Так почему не Татьяна, а Ольга стала любовью Владимира Ленского? Ответ кроется в этих строках: «и были детские проказы ей чужды». Когда приезжали гости с детьми, она предпочитала уединяться в комнате, или где-нибудь в саду. И зная склонность Татьяны к одиночеству, добрые родители ей не докучали, предоставив ее самой себе.

Лирическое отступление

Лирическое отступление — это элемент композиции лиро-эпического текста, находящийся внесюжетного повествования, отражает авторскую позицию и является композиционно-стилистическим приёмом.

Лирические отступления встречаются в произведениях кодификатора: в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Рассмотрим строфы и значение лирических отступлений на примере произведения А. С. Пушкина.

Лирические отступления в романе «Евгений Онегин»

Глава 1

С позицией А. С. Пушкина в произведении «Евгений Онегин» читатель знакомится уже в первой главе. В строфах XXV, XXIX — XXXIV, XXVI, XLV — LI , LV — LX автор повествует, что он живет в такой же эпохе, что и Онегин: «С ним подружился я в то время». Он испытывает к нему теплые чувства: «Мне нравились его черты». Александр Сергеевич в своих лирических отступлениях также сообщает, что «недуг скуки» и разочарованности в свете — их общий:

« Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.»

Автор с особым вниманием относится к портрету героя и описывает все грани его мировосприятия в деталях:

«В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.»;

« Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.«;

«Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.» ;

« Евгений, тяжбы ненавидя,
Довольный жребием своим,
Наследство предоставил им,
Большой потери в том не видя
Иль предузнав издалека
Кончину дяди старика.».

Личность Пушкина в произведении ярко выражается в строфах XXVI, где он винит свой «бедный слог», высказывается про закономерность:

«Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…».

Автор отмечает, что его мироощущение, несмотря на все же некоторые сходные признаки, отлично от Евгения. Писатель был рожден для «деревенской тишины» и предан душой природе.

В конце первой главы Пушкин рассуждает о процессе творчества, о подсознательном стремлении воплотить желаемый образ:

« Бывало, милые предметы
Мне снились, и душа моя
Их образ тайный сохранила;
Их после муза оживила».

Он метафорично заявляет, что любовь (воспоминание поэта о М. Волконской) способствует созданию его шедевров, ускоряет появление Музы:

«Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.

Видимо, авторская любовь к «женским ножкам» и «головам», пусть и уже исчерпанная «И скоро, скоро бури след /В душе моей совсем утихнет», поспособствовала созданию многих его произведений, в частности, «Евгения Онегина» : «Тогда-то я начну писать / Поэму песен в двадцать пять».

Глава 2

Во второй главе романа Пушкин использует лирические отступления в строфах XVIII, XX, XXXIX, XL. В них писатель рассуждал о страстной молодости « Зато и пламенная младость/ Не может ничего скрывать» , о любви в эту пору « Ах, он любил, как в наши лета/ Уже не любят». Автор призывает читателей жить, а не бесследно «бродить в мироздании»: «Покамест упивайтесь ею,/Сей легкой жизнию, друзья!».

Глава 3

В третьей главе лирические отступления появляются в XI — XV, XXII — XXXI строфах. Уже в них авторское повествование подходит ближе к сюжету и размышления писателя звучат все чаще. Пушкин продолжает рассуждать на тему поэта и поэзии «Друзья мои, что ж толку в этом?/Быть может, волею небес,/Я перестану быть поэтом…» и затрагивает нравы людей своей эпохи «А нынче все умы в тумане,/Мораль на нас наводит сон». Далее автор описывает Татьяну:

«Тебя преследуют мечты:
Везде воображаешь ты»;

» Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?».

Писатель восхищается Татьяной и ее чистой любовью к Евгению: «Кто ей внушал и эту нежность,/И слов любезную небрежность?». Автор жалеет героиню » За что ж виновнее Татьяна?/ За то ль, что в милой простоте/ Она не ведает обмана/ И верит избранной мечте?» и разделяет с ней ее душевную муку « Татьяна, милая Татьяна!/ С тобой теперь я слезы лью…».

Автор к концу главы вводит размышления о русском языке и о необходимости его изучения женщинам:

« Я знаю: дам хотят заставить
Читать по-русски. Право, страх!»

Он заявил, что порой неверное произношение слов красит женщину в его глазах « Владея слабо и с трудом,/ Его так мило искажали» и даже если русский язык введут в общее употребление со всеми нормами, он не сменит манеру своего письма « Но я… какое дело мне?/ Я верен буду старине».

Читайте также:
Духовная эволюция Онегина (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин): сочинение
Глава 4

Четвертая глава романа в стихах начинается с авторского размышления о любви « Чем меньше женщину мы любим,/ Тем легче нравимся мы ей». Лирические отступления встречаются в VII — XI, XVIII — XXIV, XXVIII — XXXVIII. XXXIX.

Пушкин в четвертой главе снова возвращается к внутреннему портрету Евгения Онегина :

« Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим…»;

«В красавиц он уж не влюблялся…
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья,
Чуть помня их любовь и злость…»;

«Онегин жил анахоретом…»,

пишет об изменении его чувств с письмом Татьяны, о том, что возрождение скучающей души Онегина возможно:

« Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил… «.

Автор возвращается к теме творчества, рассуждая об истинной награде лирика:

«Случалось ли поэтам слезным
Читать в глаза своим любезным
Свои творенья? Говорят,
Что в мире выше нет наград.»

Однако автор пренебрегает чтением своих стихов молодым девушкам, предпочитая компанию няни да уток:

« Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне…»

Лирические отступления на темы творчества, поэта и поэзии, интимные, философские помогают читателю понять лучше автора, его переживания и содержание произведения.

Глава 5

Лирические отступления в этой главе расположены в строфах I — VII, XL. В них автор извиняется за столь бурное обсуждение дамских «ножек» (1 глава строфы XXX — XXXII) и возвращается к портрету и мироощущениям Татьяны:

«Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь».

Глава 6

Шестая глава начинается со знакомства читателя с Зарецким « Картежной шайки атаман,/ Глава повес, трибун трактирный» и с объявления о дуэли двух, казалось бы, друзей «Короткий вызов, иль картель/…/Звал друга Ленский на дуэль». В шестой главе лирические отступления появляются в IV — XI, XVIII, XXVIII, XXXIII, XXXIV — XLVI.

Пушкин не одобряет поступок Онегина и думает, что можно было избежать дуэли, притом, не оказаться трусом в глазах людей:

« Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце…»

Автор не забывает упомянуть чувства Татьяны при повествовании о дуэли « Когда б он знал, какая рана/ Моей Татьяны сердце жгла!» , он уже разделяет ее будущую горечь «Татьяна изнывала тайно»и говорит об ее упущенной возможности примирить друзей « Ах, может быть, ее любовь/ Друзей соединила б вновь!».

Пушкин формулирует тему истинной дружбы, замечая, что Ленский «Убит приятельской рукой!» и в этом виновен не только Онегин, но и общественное мнение « Не разойтиться ль полюбовно. / Но дико светская вражда/ Боится ложного стыда.»

Писатель снова возвращается к своим переживаниям, размышляя о своих печалях в «скорых тридцать лет»:

« Познал я глас иных желаний,
Познал я новую печаль;
Для первых нет мне упований,
А старой мне печали жаль.
Мечты, мечты! где ваша сладость?
Где, вечная к ней рифма, младость?
Ужель и вправду наконец
Увял, увял ее венец?»

Автор в лирических отступлениях часто упоминает читателя «милые друзья», «друзья» и задает ему риторические вопросы:

« Скажите: вашею душой
Какое чувство овладеет,
Когда недвижим, на земле
Пред вами с смертью на челе,
Он постепенно костенеет,
Когда он глух и молчалив
На ваш отчаянный призыв?»

Глава 7

Лирические отступления использованы автором в I — XI, XXIV, XXXIII — XXXVIII, LII, LV строфах. Большое значение в этой главе имеет воспетый Пушкиным пейзаж, разлука Татьяны с милым краем:

«Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,

Прости ж и ты, моя свобода!
Куда, зачем стремлюся я?
Что мне сулит судьба моя?»;

Размышления Пушкина, во время посещения Татьяной «барского дома», наполнены неким облегчением:

«И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной».

Татьяна не находит себе места и в Москве. Автор с состраданием отражает ее задумчивость и болезненное состояние души « Нигде, ни в чем ей нет отрад,/ И облегченья не находит/ Она подавленным слезам,/ И сердце рвется пополам» . Лирические отступления, касающиеся Татьяны, часто выражают авторское волнение о судьбе героини и желание облегчить ее любовную муку « Но здесь с победою поздравим/ Татьяну милую мою».

Также в данной главе звучат авторское прощание с Ленским «Мой бедный Ленский!», размышления поэта на тему жизни и смерти:

«… за могилой
В пределах вечности глухой
Смутился ли, певец унылый,
Измены вестью роковой,
Или над Летой усыпленный
Поэт, бесчувствием блаженный,
Уж не смущается ничем,
И мир ему закрыт и нем. « .

Автор верит, что за гранью человеческой жизни « глас вдруг молкнет» и теряется вся связь с милыми ранее сердцу людьми «Так! равнодушное забвенье/За гробом ожидает нас».

Однако тема жизни и смерти, затронутая автором — не последняя. Пушкин продолжает свои философские размышления, затрагивая тему недостатков русской жизни « Теперь у нас дороги плохи,/ Мосты забытые гниют,/ На станциях клопы да блохи»; делает акцент на прелестях зимней жизни «Зато зимы порой холодной/Езда приятна и легка».

Глава 8

Почти вся восьмая глава — это авторское повествование о переживаниях главных героев, об их встрече:

« Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине,
В начале нашего романа,
В глухой, далекой стороне,
В благом пылу нравоученья,
Читал когда-то наставленья,
Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит,
Где всё наруже, всё на воле,
Та девочка… иль это сон. »

Лирические отступления использованы в I — XII, XX — XXII, XXVII — XXX, XXXIII, XXXIV, XLVIII — LI строфах.

Александр Сергеевич также возвращается к теме творчества «Близ вод, сиявших в тишине,/Являться муза стала мне…». Он обозревает собственный процесс создания произведений и ярких афоризмов:

Читайте также:
Евгений Онегин лишний или духовно ищущий человек?: сочинение

«Она несла свои дары
И как вакханочка резвилась,
За чашей пела для гостей,
И молодежь минувших дней
За нею буйно волочилась,
А я гордился меж друзей
Подругой ветреной моей».

Автор задает читателям риторический вопрос, касающийся личности Евгения Онегина в романе « — Зачем же так неблагосклонно/ Вы отзываетесь о нем?». Пушкин объективно оценивает главного героя, не испытывая к нему отвращения или слепую симпатию:

» Несносно (согласитесь в том)
Между людей благоразумных
Прослыть притворным чудаком,
Или печальным сумасбродом,
Иль сатаническим уродом,
Иль даже демоном моим.
Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.»

В конце главы автор передает терзающие чувства Онегина « В какую бурю ощущений/ Теперь он сердцем погружен!» и прощается с читателями » Друг, недруг, я хочу с тобой /Расстаться нынче как приятель».

Как мы можем заметить, лирические отступления в романе неотделимы от сюжетного повествования. В. Г. Белинский писал, что ««Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и можно указать слишком на немногие творения, в которых Личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.».

«Евгений Онегин» (А. Пушкин)

Цитата: «Я к вам пишучего же боле. ».

История создания

В 1823 г. во время южной ссылки Пушкин пришёл к тому, что романтизм уже не удовлетворяет его требованиям. Он задумал написать масштабный реалистический роман в стихах. Так родился замысел романа «Евгений Онегин».

Публиковался «Евгений Онегин» отдельными главами, и каждая из них становилась значительным событием в русской литературной жизни.

Автор ставил перед собой целью создание романа как «собранья пёстрых глав»: каждая глава этого романа имела вполне завершённый вид и вполне могла стать финальной. В то же время «Евгений Онегин» стал для того времени полноценной «энциклопедией русской жизни» (В. Г. Белинский): в нём отразилось всё — что люди ели, о чём говорили, куда ездили, что носили, какими идеями и ценностями дорожили. Вся русская жизнь отражена кратко и ненавязчиво, она будто бы лишь служит фоном любовной истории Онегина и Татьяны.

Проблематика:

  • проблема счастья и долга (Татьяна — Евгений);
  • истинные и мнимые ценности;
  • личность и общество (Евгений);
  • поиск смысла жизни.

Смысл названия: название романа в стихах по имени главного героя позволило автору уйти от подсказок и интерпретаций и дать возможность читателю расставлять акценты и смысловые приоритеты самостоятельно.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: роман в стихах.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин применил особый вид строфы (три четверостишия и два двустишия), который впоследствии получил название «онегинская строфа».

Жанровые особенности: в «Евгении Онегине» присутствуют элементы и эпоса, и лирики. Если чертами эпоса в этом романе являются значительный объём, разветвлённый сюжет, подробное описание фактов жизни, то лирическое начало в «Евгении Онегине» представлено описанием чувств и переживаний главного героя, а также лирическим героем-автором, ведущим с читателем постоянный диалог — то грустный, то лукавый.

Время и место действия: действие происходит в 1820-е годы в Петербурге, в деревне, в Москве и снова в Петербурге.

Действующие лица

  • Евгений Онегин — молодой человек 24 лет, дворянин.
  • Татьяна Ларина — романтическая девушка, впоследствии — светская львица и верная жена.
  • Ольга Ларина, её сестра — хорошенькая, но пустая девушка. На год младше Татьяны.
  • Владимир Ленский — юный романтик и поэт, влюблённый в Ольгу Ларину.
  • Няня Татьяны — верная подруга девушки.
  • Зарецкий — секундант на дуэли Онегина и Ленского.
  • Муж Татьяны Лариной — «важный генерал».
  • Автор — лирический герой (сам Пушкин), комментирующий всё происходящее либо отвлекающийся от него.
  • Дмитрий и Прасковья Ларины — родители Татьяны и Ольги.
  • Княжна Алина — двоюродная сестра Прасковьи Лариной, живущая в Москве.
  • Провинциальные помещики.

Краткое содержание

Глава 1

Молодой дворянин Евгений Онегин едет из Петербурга в деревню к заболевшему дяде.

В первой главе автор иронично описывает главного героя. Евгений умел рассуждать обо всём, ни во что не погружаясь слишком глубоко, умел к месту промолчать и пошутить, модно одевался и пользовался успехом у женщин. Обычный день Евгения таков: позднее пробуждение, прогулка, ресторан, театр, бал — и возвращение домой под утро. При этом от светского общества Евгений порядком устал. Молодой человек хотел посвятить себя литературе, но «труд упорный ему был тошен».

Автор-повествователь сообщает, что познакомился с Евгением именно в это время и планировал отправиться с ним в путешествие, но тут скончался отец Евгения, оставив после себя только долги. Тот самый дядя, который «не в шутку занемог», планировал оставить Евгению наследство. И, приехав в деревню, молодой человек узнаёт, что дядя скончался, а он получил в своё распоряжение всё дядино состояние.

Глава 2

Евгений решает пожить в деревне. Он упрощает жизнь крестьянам, заменяя барщину лёгким оброком, и не общается с соседями вовсе. Но тут в деревню прибывает молодой Владимир Ленский — романтик и поэт. Евгений и Владимир подружились, несмотря на то что были полными противоположностями («Волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой»).

Ленский — жених Ольги Лариной. Повествователь описывает Ольгу (мила, но банальна) и её старшую сестру Татьяну (не такая красивая, застенчивая, «в семье своей родной / Казалась девочкой чужой»).

Глава 3

Владимир Ленский часто бывает у Лариных, и у Евгения также появляется интерес к этому семейству. Татьяна привлекает внимание Евгения. Семейство Лариных всерьёз надеется, что и для старшей дочери нашёлся жених.

Татьяна влюбляется в Евгения. Она берёт пример с героинь её любимых романов: пишет письмо, в котором объясняется в любви, и передаёт Евгению с няней.

Два дня Татьяна ожидает ответа, но Евгений не появляется. Увидев подъезжающего Онегина, Татьяна пугается и скрывается в саду.

Читайте также:
История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

Глава 4

Онегин растроган письмом Татьяны. Он понимает, что девушка в своём признании была искренней и смелой. Обманывать её он не может.

Онегин объясняется с Татьяной: говорит, что любит её, как брат; что девушка ещё встретит другую любовь; делает замечание: «Учитесь властвовать собою; / Не всякий вас, как я, поймёт; / К беде неопытность ведёт».

Приближается осень. Ленский передаёт Онегину приглашение на именины Татьяны. Владимир счастлив: через две недели после этих именин он женится на Ольге.

Глава 5

В деревне зима. В святочный вечер Татьяна, по обычаю, гадает: прячет под подушку зеркало и ложится спать, чтобы увидеть вещий сон. Ей снится, что она переходит ручей по шатким мосткам.

Девушке страшно. Внезапно из сугроба вылезает медведь, подаёт ей лапу, и Татьяна опирается на медведя. Зверь поднимает девушку и вносит в шалаш. Шалаш полон чудовищ. Среди них — Онегин. Чудовища нападают на Татьяну, Евгений защищает её. Входят Ленский и Ольга, и Евгений убивает Ленского. Татьяна просыпается в ужасе.

Именины Татьяны. Онегин и Ленский — гости. Татьяна крайне смущена, что раздражает Евгения. В отместку он всё время приглашает танцевать Ольгу. Ленский в бешенстве уезжает.

Глава 6

Онегин возвращается домой, а наутро Зарецкий, его сосед, приносит Евгению записку от Ленского, в которой Владимир вызывает Онегина на дуэль. Евгений сожалеет о своём поведении, но от дуэли отказываться не принято.

Ленский перед дуэлью едет навестить Ольгу. Девушка ведёт себя как ни в чём не бывало. Дома Ленский проверяет дуэльные пистолеты, собирается почитать Шиллера, но бросает и всю ночь пишет стихи о любви.

Дуэль. Первым приезжает Ленский, Онегин опаздывает. Договариваются стрелять одновременно, но Евгений нажимает на курок первым. Ленский убит.

Автор-повествователь рассуждает, как бы сложилась жизнь Ленского, если бы не преждевременная гибель: возможно, он стал бы знаменитым человеком — или просто счастливым мужем.

Глава 7

Ольга быстро оправилась от потрясения и вышла замуж за улана. Евгений уехал за границу, чтобы не тревожить общественность после дуэли. Татьяна, случайно посетив дом Онегина, читает его книги и начинает понимать, каким человеком является её любимый.

Мать хочет устроить судьбу Татьяны, поэтому везёт её в Москву на «ярмарку невест».

Автор-повествователь описывает скверные дороги и восхитительные пейзажи.

В Москве бесконечные балы, и Татьяне скучно. Она хочет вернуться в деревню, но тут девушка привлекает внимание генерала.

Глава 8

Евгений возвращается в Петербург. На одном из светских раутов он встречает прекрасную даму в сопровождении генерала. Это Татьяна. Она замужем за князем, давним знакомым Онегина. Евгений начинает ездить к князю в гости. Нет сомнений: он влюблён!

Теперь Евгений пишет письмо Татьяне, объясняясь в своих чувствах. Но ответа нет. Не выдержав, Онегин приезжает в дом генерала без приглашения. Он видит, что Татьяна плачет над его письмами. Евгений падает к её ногам, но Татьяна упрекает Онегина, что его любовь возможна стала лишь благодаря её успеху в свете. Простую девушку Евгений не полюбил.

Татьяна признаётся, что любит Евгения, но предавать мужа она не будет: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Евгений потрясён. И тут входит муж Татьяны.

Пушкин очень неожиданно оканчивает свой роман: «И здесь героя моего, / В минуту злую для него, / Читатель, мы теперь оставим, / Надолго. навсегда».

Экранизации

«Евгений Онегин» (СССР, 1911, немой фильм); «Евгений Онегин» (Россия, 1915); «Евгений Онегин» (СССР, 1958; экранизация оперы); «Онегин» (США, Великобритания, 1999); «Евгений Онегин. Между прошлым и будущим» (Россия, 2009, документальный фильм).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто из персонажей романа «Евгений Онегин» описан так: «Всегда скромна, всегда послушна, / Всегда, как утро, весела. / Как жизнь поэта простодушна, / Как поцелуй любви — мила»?

Ответ. Ольга Ларина. Описывая внешнюю красоту Ольги, Пушкин ироничен. В уста Евгения он вкладывает следующую реплику: «В чертах у Ольги жизни нет. / Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: / Кругла, красна лицом она, / Как эта глупая луна / На этом глупом небосклоне».

Что случилось с Евгением после его последнего объяснения с Татьяной?

Ответ. Об этом в тексте не сказано. История Евгения и Татьяны обрывается после появления мужа Татьяны. Лирический герой прощается с читателем: «Блажен, кто праздник жизни рано / Оставил, не допив до дна / Бокала полного вина, / Кто не дочёл её романа / И вдруг умел расстаться с ним, / Как я с Онегиным моим».

Как называется вид строфы, применённый в романе «Евгений Онегин»?

Ответ. «Онегинская строфа». Пушкин написал роман в четырнадцатистопных строфах, взяв за основу сонет. Размер в «Евгении Онегине» — четырёхстопный ямб («Мой дядя самых честных правил»).

«Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне (анализ 1, 2 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

На этом уроке представлен глубокий анализ поэтического произведения

Скачать:

Вложение Размер
onegin.docx 26.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне (анализ 1, 2 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Цели : рассказать о творческой истории романа, особенностях его замысла, сюжета, композиции и системы образов, выявление первых читательских впечатлений; показать особенности личностного развития и жизненных исканий Е.О., помочь понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

2.Проверка д.з. (стих-е наизусть «Памятник»,»Чаадаеву»)

Сегодня нам предстоит окунуться в необыкновенный мир романа в стихах «Е,О»,почувствовать прелесть языка,прикоснуться к тому времени,побывать на праздниках,посмотреть во что были одеты и что ели наши пращуры

4.Слово учителя (творческая история романа, сюжетно-композиционные особенности) Ребята,а что вы слынали о романе ,приходилось ли вам раньше слышать о нем?(можно было заранее дать детям подготвить сообщения)

Роман слагался долго. Поэт сам указал срок – 7 лет 4 месяца 17 дней (мая 1823 по сентябрь 1830), сказав с восторгом: «Это лучшее мое пр-ие». С этими словами нельзя не согласиться. Поэт ставил перед собой задачу – изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, судьбами, картинами быта и нравов показать жизнь народа. Белинский позднее определит его словами: «Энциклопедия русской жизни»( здесь Петербург: люди разных сословий и состояний, и деревня, и Москва). Работа над текстом не прекращалась вплоть до появления 1-го полного издания в 1833г.(строфы и главы создавались в разное время, в разных обстоятельствах).

Жанр – роман в стихах, т.е.лиро-эпическое пр-ие, где лирическое и эпическое равноправны, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям (27 лирич.отступлений, около 50 небольших вставок).

2 сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский.

Композиция: Роман состоит из 8 глав, в каждой есть своя кульминация.

Гл.1 – развернутая экспозиция Гл.2 – завязка 2-ой сюжетной линии (зн-во О. с Л.) Гл.3 – завязка 1-ой сюжетной линии (зн-во О. с Т.) Гл.6 – дуэль (кульминация и развязка 2 линии) Гл.8 –развязка 1 линии Открытость романа – важная композиционная особенность

Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм. Симметрия выражается в повторении сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение. При этом О. и Т. как бы меняются ролями. Ось симметрии – сон Татьяны (гл.5). Композиция 2-х писем параллельна: ожидание ответа – реакция адресата – 2 объяснения. Петербург игр.обрамляющую роль (появ-ся в 1 и 8 главах).

В романе 2 героя (еще и автор). Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета. Автор – это худ.образ.

Действие развивается с 1819 по 1825год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип ч-ка, подобного герою пр-ия.

5.Постановка проблемного вопроса

«Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…» В центре урока — проблемная характеристика образа Онегина. Подумать над вопросами: почему Онегин охладел к жизни? Какие факты романа говорят о его духовном кризисе? Что общего и различного у Онегина и Ленского, Онегина и автора-повествователя? 1 глава День Онегина. ( 1 глава – история болезни души Онегина) Цель: Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

  • Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?
  • Из чего складывается этот день?
  • Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?

Выявление общего и различного в образах автора-повествователя и Онегина и в их отношении к труду, природе, творчеству (стр. ХLIII—ХLVI). В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу:

Вопросы сравнения Онегин Автор1. Отношение к мнению света2. Отношение к женщинам и л юбви3. Отношение к искусству, к театру4. Отношение к труду, творчеству5. Отношение к природе

-Как начинается 1 глава? Чем недоволен Онегин? (открывается внутренним монологом героя, к-ый в иронии прячет раздражение. Недоволен необходимостью подчиняться тому, в чем не видит смысла, но что приходится исполнять – устройство собственного благополучия, подорванного долгами, и обычаи общества)

-Почему Онегин соглашается на роль, к-ую он сам оценил как «низкое коварство»? (равнодушен ко всему, кроме чув-ва собств.достоинства и независимости)

Так, уже 1строфа, подтверждая эпиграф к роману, выявляет «странность» х-ра героя, его сложность. -Расскажите об образе жизни юного Онегина, столичного денди, его пристрастиях и причудах, образовании и воспитании (с детства не был обременен ни глубиной образованности, ни нрав.началами. француз «учил его всему шутя». Это «шутя» сопровождает всю петербургскую юность героя. Эпитетом юности- «мятежной» автор напоминает о высокой возможности жизни, не осуществленной Онегиным. Он видит в моде почти закон жизни. Зависит от света, оглядывается на мнение окружающих. Следуя моде, нельзя быть самим собой: мода преходяща, она отменяет глубину. Отсюда поверхностность во всем: и в латыни, и в истории, и в экономии

-Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпровождение О.? (ему чужда связь с национальным, родным. Он получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому, посещение театров)

-Что было необходимо молодому человеку, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил»?

-Дает ли Пушкин портрет Онегина? (главное внимание сосредоточено на недуге – хандре)

-Как характеризует героя убранство его кабинета (стр. XXIII—XXVIII)

-Каким изображен облик трудового Петербурга (стр. XXXV).

Проследим за «маршрутом» Онегина

«К Таlon помчался он…» (строфы 15-16) перечитываются строфы

  • Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху Брегет – часы

Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка, а не по своим желаниям

  • Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина (передовой, мыслящий ч-к. Это намек на более глубокие, чем у обычных франтов, запросы героя)

-В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет. Что ели дворяне в ресторане в те годы?

В театре Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)

  • Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? (театр для О. лишь дань определенному ритуалу светской жизни. Его больше интересуют интрижки с актрисами, чем сцена. Для автора – волшебный край, вдохновление. Т.о., О.глух к прекрасному)
  • Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.

На балу (строфы 27-28, 33-34)

  • Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?
  • Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине?
  • Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково? (О. – «непостоянный обожатель очаровательных актрис», а для автора они «мои богини». Любовь неведома О., для автора это высокое чув-во.)

-Какую же науку постиг Онегин в совершенстве? ( («науку страсти нежной»)

-Как вы объясните такое словосочетание? (само сочетание парадоксально. Страсть не знает правил. В этой науке все рассчитано. Он играет в чув-во, т.кт.полярны перечисленные автором состояния (психологические антонимы), к-ые одновременно доступны ему)

-В чем противоречивость х-ра? (парадоксальные определения соседствуют рядом: «молодой повеса» и «добрый мой приятель», «денди лондонский» и «ученый малый», «проказник» и «философ в 18 лет», «педант» и «порядка враг и расточитель». Дальше автор пишет: «Противоречий очень много…». Даже в хандре противоречие: свой сплин выставляет на обозрение: «…угрюмый, томный , В гостиных появлялся он»))

– Какой важный вопрос задает автор в стр. XXXVI? («Был ли счастлив мой Евгений?»)

Ответим на первый вопрос урока: Почему Пушкин описывает только один день героя? (Ответ дан в тексте:

« Проснётся за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера.» ) -При такой жизни счастлив ли Евгений? Почему?

Проверим работу на уроке

1. Отношение к мнению света

«Боясь ревнивых осуждений»

«Не мысля гордый свет забавить»

2. Отношение к женщинам и любви

«Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь»

Продолжает восхищаться женской красотой

3. Отношение к искусству, театру

«Отворотился и зевнул…»

4. Отношение к труду, творчеству

«Упорный труд ему был тошен»

5. Отношение к природе

«На третий роща, холм и поле его не радовали боле»

«Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»

-В чем еще несходство героя и автора? (в конце 1 главы: «Я был озлоблен, он угрюм». Озлобленность временна, угрюмство постоянно. Автор не может быть чужд жизни, О. холоден к ней)

Причины хандры Онегина

  • Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры.
  • Каковы его черты? Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты.
  • Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света? Высший свет – общество насквозь фальшивое
  • Каким образом он хотел избавиться от скуки? Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню
  • Почему не спасло чтение книг? Он не увидел в книгах правды жизни
  • Почему он не стал сочинителем? Упорный труд ему был тошен
  • Избавился ли он от скуки в деревне? Почему? Он не способен видеть красоты природы
  • Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?(Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга. В 1 дне о герое сказано все.)
  • Из чего складывается этот день?(Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь
  • Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?(Автор – творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом, мыслями)

Вывод по 1 главе: При всех блистательных возможностях столичной жизни герой не увлечен ею. В Онегине есть ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать, трудиться, верить людям, т.е.всего того, что есть в авторе. Итак, Онегин, разочарованный во всем, «к жизни вовсе охладел». Но надежда все-таки есть. Им овладела охота к перемене мест.

2 глава «Лед и пламень» (Онегин и Ленский)

Вопрос 2 главы: Почему Онегин чуждается соседей, но сближается с Ленским?

-Как Онегин ведет себя в деревне? (бежит от соседей помещиков, равнодушен сельский пейзаж. Сознание превосходства над людьми в деревне укрепилось. Не занимают разговоры помещиков о вине, псарне, родне. Старается уединиться)

-Почему чуждается соседей? (он умнее, честнее окружающих, к-ые начинают злословить о нем)

-С кем сближается?

-Кто из героев: О.или Л. – вам более близок? Почему?

  • Над чем иронизирует Пушкин, описывая Ленского? Как вы думаете, как автор относится к Ленскому? (Авторское отношение к нему сложно. Это проявл-ся в двойственном освещении героя. Эдесь ирония и сочувствие, улыбка и грусть, насмешка и восхищениепортрет Л. – гл.2 строфа 6. Рядом оказываются «вольнолюбивые мечты» и «кудри черные до плеч», отсюда оттенок иронии
  • Сопоставление Онегина и Ленского (гл. 2, стр. VI—XIX). Как понять слова автора «от делать нечего друзья»? (подчеркивает непрочность этой дружбы, т.к.они разные и О. чув-во дружбы не свойственно. Его правило – отчужденность, Ленский лишь временное исключение. О.холоден, душа Л.согрета. Л. Романтик (О.трезв), энтузиаст (О.скептик), предан своим убеждениям, наивен, пылок, порывист. Горит желанием героического поступка, но окружающая жизнь не дает поводов для этого)
  • Что более всего отличает Ленского от Онегина? (чув-ва)
  • Почему пылкие чув-ва Ленского вызывают у О.»невольный вздох сожаленья»? (О.не верит чув-вам, но тоскует по ним. Общение с Л.усиливает потребность одушевления чув-в. Поэтому слушает его снисходительно, но и гуманно: «Он охладительное слово в устах старался удержать»
  • Какими чертами наделяет автор Ольгу? Почему описание ее внешности лишено индивидуальных черт?
  • Какое впечатление производит Ольга?
  • Почему Ленский полюбил Ольгу?
  • Найдите в характеристике слова высокого стиля, которые принадлежат Ленскому. Зачем Пушкин их использует при её описании? Почему этот портрет, этот типаж надоел безмерно автору?
  • Почему поэт не наделяет Татьяну внешней красотой? (ее красота в обаянии, самобытности натуры, гармонии сердца и ума)
  • Какие строки позволяют судить об особом, трогательном отношении автора к Татьяне? (эпитет МИЛАЯ, уменьшительно ласкательные слова
  • В какой среде росла Татьяна? Какие бытовые и духовные запросы были у ее родителей (стр. XXX—XXXIV)?
  • Почему она дома «казалась девочкой чужой»? Почему Татьяна не играет с подругами?
  • Сопоставление образов Татьяны и Ольги (гл. 2, стр. ХХI—XXIX)
  • Перечитайте строфы о соседях-помещиках, о дяде Онегина, о Лариных
  • Почему Онегин избегал общаться с соседями?
  • Почему автор называет Онегина «мудрец пустынный», а соседи – «опаснейший чудак»?
  • Перечитайте строфу 17
  • В чём отличие главных героев от портрета обыкновенного человека, нарисованного в этой строфе?

Онегин — представитель передовой дворянской интеллигенции, которую не устраивают консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя он так и не нашел. Ленский уходит от быта, реальной действительности в атмосферу иллюзий, которые рушатся при столкновении с жизнью, и одна из причин краха — Онегин .

6. Домашнее задание прочитать 3 и 4 главы романа

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: