Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина: сочинение

Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя : Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.

Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

Слов

О чести

Такие понятия, как «честь» и «совесть» как-то растеряли свою актуальность в современном мире равнодушия и циничного отношения к жизни.

Если раньше было стыдно слыть бессовестным человеком, то сегодня к такому «комплименту» относятся легко и, даже, с бравадой. Муки совести – сегодня это что-то из области мелодрам и воспринимается, как киношный сюжет, то есть зрители возмущаются, а в конце фильма идут и, например, воруют яблоки в чужом саду.

В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.

Мы перестали чувствовать, отгородившись от реалий жизни собственным равнодушием. Делаем вид, что не видим и не слышим. Сегодня проходим мимо хулигана, глотаем оскорбления, а завтра сами незаметно превращаемся в бессовестных и бесчестных людей.

Давайте вспомним прошлые века. Дуэли на шпагах и пистолетах за оскорбление честного имени. Совесть и долг, руководившие помыслами защитников Отечества. Массовый героизм народа в Великой Отечественной Войне за попрание врагом чести любимой Родины. Никто не перекладывал непосильную ношу ответственности и долга на плечи другого, чтобы было комфортнее самому.

Честь и совесть – это важнейшие и ценнейшие качества человеческой души.

Человек бесчестный может пройти по жизни, не испытывая муки совести за свои деяния. Вокруг всегда будут суетиться подхалимы и лицемеры, превозносящие его мнимые заслуги. Но никто из них не протянет ему руку помощи в трудную минуту.

Читайте также:
Сочинение по литературе на тему Дубровский.: сочинение

Человек бессовестный для достижения целей не пощадит никого на своем амбициозном пути. Ни преданная дружба, ни любовь к Родине, ни сострадание, ни милосердие, ни человеческая доброта не присущи такому человеку.

Каждому из нас хочется уважительного отношения и внимания со стороны окружающих. Но только тогда, когда мы сами станем толерантнее, сдержаннее, терпимее и добрее, мы будем иметь моральное право на ответное проявление перечисленных качеств.

Если сегодня ты предал друга, изменил любимому человеку, «подсидел» сослуживца, оскорбил подчиненного или обманул чье-то доверие, то не удивляйся, если завтра то же самое произойдет с тобой. Оказавшись брошенным и никому не нужным, у тебя будет прекрасный шанс пересмотреть свое отношение к жизни, к людям, к своим поступкам.

Сделка с совестью, прикрывающая до определенного момента темные делишки, в дальнейшем может закончиться очень плачевно. Всегда найдется кто-то более хитрый, наглый, бесчестный и бессовестный, который под личиной ложной лести столкнет тебя в бездну краха, чтобы занять то место, которое ты так же отнял у другого.

Честный человек всегда чувствует себя свободным и уверенным в себе. Поступая по совести, он не отягощает свою душу пороками. Ему не присущи алчность, зависть и неуемные амбиции. Он просто живет и наслаждается каждым днем, подаренным ему свыше.

Примерный список и все самое полезное смотрите ниже.

Разум и чувство

И.С. Тургенев «Отцы и дети»,

И.А. Бунин «Чистый понедельник»,

А.М. Горький «Старуха Изергиль»,

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»

Список примерных тем:

1. Внутренний конфликт: чувства против разума. 2. “Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами” (Эрих Мария Ремарк). 3. “Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести” (В.Г.Белинский). 4. “Любовь – это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле” (А.С.Пушкин). 5. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств” (М.Пришвин). 6. Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь” (Пифагор). 7. “Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями” (Н.В.Гоголь). 8. “Разуму не постичь надобностей сердца” (Люк де Клапье Вовенарг). 9. “Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге” (В.Г.Белинский). 10. “Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце” (Шиллер). 11. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни” (Л.Н.Толстой).Читатьдалее:

Сочинение по направлению “Разум и чувство” Примеры сочинений Анализ сочинения, проверка по критериям. 22 сентября 2016 Форма итогового сочинения не будет меняться до 2019 года… “Разум и чувство” “Разум и чувства” Направление “Разум и чувства” Материалы к сочинению по направлению “Разум и… Презентация по направлению “Честь и бесчестие”

Честь и бесчестие

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»

Джек Лондон «Белый клык»,

Л.Н. Толстой «Война и мир»,

В.В. Быков «Сотников»

Готовимся ко второму направлению. В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных качеств человеческой личности: от верности нравственным правилам и различных форм компромисса с совестью – вплоть до глубокого морального падения личности. Скачать

Примерный список тем

1. Жизнь – отечеству. Честь – никому.

2. Береги платье снову, а честь смолоду (русская пословица).

3. Честь и достоинство – высшие нравственные ценности человека.

4. Человека можно убить, но нельзя отнять у него честь.

5. «Если главное в жизни – не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать» (Джордж Оруэлл)

6. «Истинная честь не может терпеть неправду» (Генри Филдинг)

7. «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» (Жан Жак Руссо)

8. «Моя честь — это моя жизнь; обе ра­стут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец» (Шекспир).

9. «Честь нельзя отнять, ее можно по­терять» (А.П.Чехов).

10. «На карту ставится жизнь — более того, много более: честь!» (В.Шиллер)

11. «Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может» (Публилий Сир)

12. «…Честь — это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель)

13. «Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью» (Феофраст)

Читайте также:
Вопрос о роли и значении летописей в процессе создания «Бориса Годунова»: сочинение

14. «Предпочитаю смерть бесчестью» (неизвестный автор)

15. Ты без богатства век протопчешься на месте,

Но хуже, если есть оно — и нету чести! (Пьер де Ронсар)

16. Я всякую беду согласен перенесть,

Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. (Пьер Корнель)

17. «Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других» (Бернард Мандевиль)

18. «Не покидайте никогда дороги долга и чести — это единственное, в чем мы почерпаем счастье». (Жорж Луи Леклерк Бюффон)

19. «Страшнее — чести изменить, Чем быть в отрепьях рваных!» (Роберт Берне)

20. «Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь» (Артур Шопенгауэр)

21. «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего» (Федор Михайлович Достоевский)

22. «Честь — одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: «не обманывай», «не воруй», «не пьянствуй»; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс «чести» в правдивом смысле слова»(Николай Гаврилович Чернышевский)

23. «Честь — это поэзия долга» (Альфред Виктор де Виньи)

24. «Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни» (Николай Чернышевский)

25. «Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье» (Блез Паскаль)

26. «Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других» (Бернанд Мандевиль)

27. «Если у вас нет ничего, то у вас есть ваша честь, если же у вас нет вашей чести — у вас нет ничего» (Вадим Панов).

28. «Отец учил меня, что в жизни превыше всего долг и честь. Человек, не умеющий держать слово, ничем не лучше дикого зверя. » (Центурион)

Победа и поражение

Э. Хемингуэй «Старик и море»,

Б.Л. Васильев «В списках не значился»,

Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,

В.П. Астафьев «Царь-рыба»

Подготовка к третьему направлению. Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. Скачать

Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина: сочинение

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?

12.2. Каким предстаёт любовное чувство в лирике Ф. И. Тютчева?

12.3. Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?

12.4. Женские образы в русской литературе XIX века (по двум-трём произведениям русской литературы).

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).

В бланке ответов М2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Комментарий к темам сочинений

12.1. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?

Тема чести и бесчестия — одна из главных тем произведения. Уже эпиграф подчеркивает это — «Береги честь смолоду». Понятия чести и долга не чужды ни дворянину Гриневу, ни «народному» герою Пугачеву, ни капитану Миронову. Дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья». Как человек чести ведет себя и Пугачев. Пугачев испытывает симпатию к Гриневу, видя в нем смелого и благородного человека. Он помогает Петру, потому что считает, что была нарушена справедливость (освобождение Маши Мироновой). Антиподом порядочности и чести является в романе Швабрин, образ которого антипатичен и автору, и читателю.

Читайте также:
Придуманный герой — придуманные чувства: сочинение

12.2. Каким предстаёт любовное чувство в лирике Ф. И. Тютчева?

Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека. Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка. Поэт отстаивает право каждого на это чувство и показывает, насколько оно лично:

Любима ты, и так, как ты –

Нет, никому еще не удавалось!

О господи. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Любовь в поэзии Тютчева – грозовая, губительная страсть. Через все его творчество проходит противопоставление тихого рассвета любви бурному разгару страстей. Образ полной свежей прелести «младой феи» вписывается в «светлый» пейзаж «сердца милого края». Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него. Движение лирической мысли очень четко передает движение человеческого сердца. Самым значительным в любовной лирике Тютчева стал «денисьевский цикл».

12.3. Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?

Драматический конфликт пьесы «На дне» в столкновении лжи и правды. Проповедником мира иллюзий является странник Лука. Он помогает ночлежникам погрузиться в мир утопии. Ночлежники с готовностью погружаются в мир мечты, так как они измучены, их существование беспросветно. Однако путь ухода от реальности — это путь тупиковый. Горький показывает несостоятельность взглядов Луки, жизненная практика опровергает его теорию: Лука исчез, а убежденный им Актер повесился, умирает Анна, а оставшихся ночлежников ожидает еще большее уныние, чем прежде. Опровергает теорию Луки и Сатин, самый умный из героев, а монолог Сатина о Человеке разбивает лживый гуманизм Луки и с гуманизмом подлинным проповедует веру в Человека, гордость за Человека и призыв к борьбе против социальной несправедливости.

12.4. Женские образы в русской литературе XIX века (по двум-трём произведениям русской литературы).

В русской литературе немало замечательных, завораживающих образов русских женщин. Это и пушкинская Татьяна Ларина, и Катерина, героиня «Грозы» Островского, и некрасовские женщины. Любимой героиней Толстого была Наташа Ростова. Любуясь своей героиней, Толстой ценит в ней «простоту, добро и правду» — черты, свойственные неиспорченному миру детей. Внутренняя, духовная красота Наташи делают ее любимой героиней писателя. В поэмах Некрасова женские образы многогранны. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» перед нами предстает Матрена Тимофеевна, русская крестьянка. В поэме «Русские женщины» — незабываемые образы княгини Трубецкой и княгини Волконской, жен декабристов. Главное достоинство русской женщины — добро, верность, способность к самопожертвованию. Можно провести параллель между Наташей Ростовой и героинями Некрасова.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2 Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1 Тема не раскрыта 2. Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки 2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

3. Опора на теоретико-литературные понятия Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 3 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2 4. Композиционная цельность и логичность Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3
Читайте также:
Онегин в Петербурге: сочинение

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 302.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 302.

Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К Чаадаеву.

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано в альманахе “Северная звезда” в 1829 году с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “вспрянет ото сна“.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – “горит ещё желанье“.

Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“.

Оксюморон – “тихой славы“.

Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждёт любовник молодой минуты первого свиданья“.

Обращение – “мой дру“.

Инверсия – “власти роковой“.

История создания

Написано стихотворение в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока ещё видел в нём умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за своё “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зелёная лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому его следует отнести к гражданской лирике. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нём рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твёрдая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради процветания России, ради свободы и призывает к тому же других. Он абсолютно убеждён, что в будущем страна станет свободной.

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, ещё юный и наивный, ждёт любви и славы, но постепенно “как утренний туман” его мечты рассеиваются. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждёт и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна“.

Мотив пробуждения открывает и закрывает стих – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется: если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографичным. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Средства выразительности

В своём послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафоры: “горит ещё желанье“, свободою горим“, “звезда пленительного счастья”.:

  • Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
  • Оксюморон – “тихой славы“.
  • Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья“.
  • Обращение – “мой друг”.
  • Инверсия – “власти роковой“.
Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Вновь я посетил (Восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Любимый Пушкиным четырёхстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А.С.Пушкин)

А.С.Пушкин не раз затрагивал в своих стихотворениях тему судьбы России. «К Чаадаеву» — одно из них. Однако данное произведение выходит далеко за рамки одной темы. Подробный разбор от Многомудрого Литрекона поможет Вам рассмотреть его с разных сторон, увидеть новаторство А.С.Пушкина.

История создания

Поэт написал стихотворение в 1818 году. Как и у многих общественных деятелей начала XIX века, у Пушкина сложились свои ожидания от правящего императора Александра I. После войны 1812 года общество ожидало перемен, страну охватил патриотический экстаз, ведь война была выиграна. Многие люди, потерпевшие притеснения и потери во время борьбы, ожидали от царя милости. Народ сплотили бои, и многие дворяне осознали необходимость новой внутренней политики. Но никто ничего не сделал: после изгнания Наполеона и его войска все пошло по-старому, и простой крестьянин, еще не отдохнувший от войны, должен был нести на своем горбу бремя подневольного труда. Поэт, как и многие его современники, негодовал из-за крепостного права, защищал свободу слова (после 1812 года резко ужесточилась цензура). Он хотел, чтобы все проблемы разрешились «по манию царя». В стихотворении «К Чаадаеву» поэт выразил свою готовность служить на благо Родины, отразил свои душевные порывы, которые не позволяют ему оставаться равнодушным к судьбе страны.

Стихотворение посвящено либеральному публицисту и мыслителю П. Я. Чаадаеву, другу Пушкина и его соратнику. Они оба критиковали власть за деспотизм и отсутствие позитивных результатов правления. Нетрудно догадаться, какая участь ждала этих господ: ссылки, безжалостная цензура, а иногда и невозможность публиковаться. Чаадаев, как и Пушкин, тоже страдал от травли, и эти жизненные впечатления легли в основу «Философических писем», одно из которых было опубликовано в 1836 году. После этого автора заклеймили позором и объявили сумасшедшим, ведь общество было не готово к таким передовым мыслям. Пушкин тонким чутьем художника слова угадал мученическую участь друга и посвятил ему одно из лучших своих творений.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «К Чаадаеву» — дружеское послание. Поэт писал своему товарищу Чаадаеву, однако одновременно обращался ко всему обществу, призывая не только верить в счастливое будущее, но и способствовать ему. Стихотворение можно отнести к нескольким разновидностям лирики:

  • гражданская лирика (поэт переживает за судьбу своей страны, призывает общество способствовать её процветанию);
  • любовная (томление влюблённого перед грядущим свиданием сравнивается с ожиданием наступления свободомыслия, отменой ожесточенной цензуры);
  • философская (размышления о прошлом).

Размер произведения «К Чаадаеву» — четырехстопный ямб. Направление — реализм, ведь в стихотворении поднимаются насущные социальные проблемы и выражаются политические требования.

Композиция

Стихотворение А.С.Пушкина состоит из одной строфы, но можно условно разделить его на три части, причём первая и вторая противопоставлены друг другу.

  1. Так, в начале поэт говорит о юношеской разочарованности («Недолго нежил нас обман»), он проникнут тоской и печалью.
  2. Однако во второй строфе присутствуют воодушевлённые речи, он обрушивается с негодованием на власть, но говорит о своём горящем желании помогать стране подниматься с колен. Пламенный порыв сердца противопоставлен унылому состоянию.
  3. В конце стихотворения звучит обращение не только к конкретному товарищу, но и ко всему русскому народу. Поэт призывает людей верить в счастливое будущее, в разрушение самодержавия.

Образы и символы

  • Образ лирического героя в данном стихотворении почти полностью сливается с автором – А.С.Пушкиным (на что указывает сам жанр, дружеское послание). В произведении выражено свободолюбие героя, его стремление к демократии, к устранению самодержавия, к избавлению от крепостного права. Но также читателю открывается внутренний мир автора, его переживания, душевные тревоги. Конечно, мы не можем ассоциировать лирического героя с автором в полной мере, но данное произведение явно носит автобиографический характер: речь идет о реально существующем друге Пушкина и о том, что волновало общество того времени, в том числе и самого автора. Поэтому он говорит не «я», а «мы», то есть перед нами нетрадиционный герой с набором индивидуальных черт, а некая сила, некая общность людей, которых сплотили идеи свободы и справедливости. Пушкин всячески подчеркивает, что его политические требования — не его частная инициатива, а необходимость, которую ощущают сотни граждан.
  • Образ царизма носит негативный характер в этом стихотворении. Поэт резко критикует самодержавный строй России, обличает «самовластье» («под гнётом власти роковой»). При царе страна спит, все ее силы дремлют, и лишь свобода сможет разбудить их.
  • Образ Чаадаева читатель скорее воображает, чем видит в строках поэта. Это единомышленник лирического героя, который имеет такие же жизненные ценности, как и он. Но, видимо, он пал духом, поэтому герой стремился его поддержать.
Читайте также:
Судьба моя уж решена (образ Татьяны): сочинение

Темы, настроение, проблемы

  1. В центре произведения «К Чаадаеву» находится основная тема свободы и вольности. А.С.Пушкин не может мириться с самодержавием – он разделяет идеи своего товарища П.Я.Чаадаева, который состоял в одном из тайных обществ и ратовал за демократизацию России.
  2. Еще одна важная тема — патриотизм. «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы» — призывает поэт современников. Свобода нужна не сама по себе, речь идет не о независимости конкретной личности, а о процветании России, невозможном без обеспечения политических прав и свобод. Не дворяне нуждаются в изменениях, а та страна, которая их выпестовала. Ради нее звучат все эти возвышенные речи.
  3. Также звучит тема преемственности поколений, Пушкин верит, что их имена не забудут потомки, они будут им благодарны. Он осознает, что работа, за которую взялись Чаадаев и ему подобные не послужит их поколению, зато даст свои всходы в других, что и произошло в реальной жизни.
  4. Кроме того, автор поднимает тему дружбы: Пушкин был знаком с Чаадаевым еще с отрочества: когда литератор учился в лицее, он уже общался со студентом МГУ Чаадаевым. Эту крепкую дружбу он воспел в лирике, ведь данное стихотворение является мотивацией для товарища, попыткой поддержать его. Об этом говорит и тот факт, что первоначально автор не публиковал данное произведение, оно просто переписывалось от руки в альбомы тех людей, которые были в кругу друзей Чаадаева и Пушкина.
  5. В начале стихотворения лирический герой чувствует разочарованность, опустошенность. Однако потом его настроение меняется: внутри него горит желание помогать отчизне, он верит в грядущие изменения, которые приведут к свержению самодержавия: «Россия вспрянет ото сна».

В стихотворении «К Чаадаеву» звучат важные политические проблемы того времени.

  • Автор критикует самодержавие. Если в юности и после патриотического подъема 1812 года дворяне верили в то, что царь сможет освободить народ, то после нескольких лет ожиданий они разуверились в его способности и желании заниматься проблемами простых людей.
  • Другая проблема — иллюзии, которые мешали дворянам объективно оценивать ситуацию. Пока они ждали и нежились в обмане, ситуация только усугублялась от бездействия, и теперь отчизна зовет их сбросить с себя сонную одурь и пойти против диктата.
  • И, наконец, основная дилемма произведения — это проблема русского пути. Автор видит его в пробуждении ото сна, в котором пребывает сильная и перспективная страна под гнетом самодержавия. Пушкин видел в правлении Александра Первого застой вместо не раз обещанных реформ. Из этого легко сделать вывод: пока власть не будет ответственна перед обществом, она не будет эффективно решать его проблемы. Этой ответственности должно потребовать само общество, а пока и оно не вспряло ото сна, перемен ждать не приходится. Значит, прекрасное будущее — не иллюзия, которая нежит дворян предвкушениями и ожиданиями, а следствие реальных действий людей, на плечах которых лежит нравственный долг перед страной. Именно они, сознательные и образованные члены общества, должны повести Россию к свободе и справедливости.

Основная идея

Главная мысль стихотворения заключена в последней его части. Поэт призывает посвящать своей родине все свои силы, все прекрасные порывы. Он видит недостатки правящей системы, но, несмотря на это, испытывает самые нежные чувства по отношению к России. Ее спасение он видит в таких бесстрашных и принципиальных борцах за свободу, как Чаадаев. Этим примером он хочет вдохновить и других современников.

Смысл авторской позиции понятен: поэт вербует в ряды оппозиционеров новых адептов, разделяющих его веру в необходимость кардинальных перемен. Поэтому стихотворение «К Чаадаеву» содержит призывы к действиям, направленным на улучшение жизни.

Особенности

Об этом произведении сохранились интересные факты и наблюдения:

  1. Стихотворение использовали в качестве политической агитации перед восстанием декабристов. Поэт и сам хотел участвовать в подготовке переворота, но друзья, осознавая, какому риску подвергается гений, намеренно оградили пылкого литератора от участия в политической акции.
  2. Именно это произведение породило долгоиграющий конфликт между царем Александром Первым и Пушкиным, который обернулся для поэта двумя ссылками.
Читайте также:
Читая Пушкина: сочинение

Средства художественной выразительности

А.С.Пушкин в дружеском послании «К Чаадаеву» использовал различные тропы. Среди них:

  1. Эпитеты, с помощью которых автор создает контраст между первой и второй частью произведения: «тихой славы», «утренний туман» — в первой , и «власть роковая», «нетерпеливая душа», «души прекрасные порывы».
  2. Сравнения: исчезновение юных забав автор сравнивает с рассеянием утреннего тумана, ожидание любовником свидания уподобляется томительному предвкушению «минут вольности святой» .
  3. Метафора «звезда пленительного счастья» обозначает резкие изменения в стране (можно считать как намёк на революцию), которые приведут к решению всех сущих проблем.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»

Ниже приводится школьное сочинение «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.

1. История создания (год, биография, прототип).

3. Лирический герой, его чувства.

4. Композиция. Движение мысли, сюжета, деление на части.

5. Ключевые образы (предметный мир).

6. Художественные средства; размер.

7. Идея (основная мысль).

Стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву» было написано в 1818 году и относится к раннему периоду творчества поэта. Произведение адресовано Петру Чаадаеву – старшему и более опытному другу, который получил отличное образование, принимал участие в Отечественной войне 1812 года, а впоследствии (с 1821 года) состоял в тайном обществе декабристов. Свободолюбивые взгляды Петра Яковлевича были близки А. С. Пушкину, который в то время был членом сообщества «Зелёная лампа», участники которого критиковали политику императора России. Впервые стихотворение было опубликовано с искажениями и без согласия автора в альманахе «Северная звезда» в 1829 году.

Главная тема стихотворения – надежда на пробуждение России, под которым А. С. Пушкин понимал освобождение страны от самодержавия. Произведение было написано как дружеское послание, в котором поэт сочетает доверительный тон с изложением своей гражданской позиции, высказывает свое убеждение в том, что Россия освободится от «гнета власти».

Образ лирического героя фактически неотделим от личности поэта: в стихотворении озвучены идеи самого А. С. Пушкина, который убежден, что для блага государства необходимы гражданские свободы. В произведении описаны переживания, связанные с взрослением героя: если раньше его интересовали «юные забавы», то теперь он горит желанием изменить своё отечество к лучшему.

Композиционно стихотворение можно подразделить на три части, относящиеся, соответственно, к прошлому, настоящему и будущему. В первой части герой вспоминает о мечтах недавней юности, которые рассеялись «как утренний туман». Во второй – озвучивается стремление освободить страну от угнетений со стороны власти, высказывается ожидание «вольности святой». Третья часть выражает уверенность лирического героя в том, что «самовластие» обречено: рано или поздно Россия непременно проснется и разрушит режим, подавлявший её волю. Мотив пробуждения в первой и третьей частях передает идею осознания собственного заблуждения, а также перехода от пассивного состояния к активным действиям.

В произведении лирический герой не одинок: он обращается к другу, хочет его поддержать, укрепить его веру в то, что их дело правое и ему стоит посвятить все силы «пока сердца для чести живы». Также несколькими штрихами поэт рисует отрицательный образ «власти роковой», не дающей гражданам ощутить счастье «минуты вольности святой», образ режима «самовластия», который обязательно нужно свергнуть.

Стихотворение изначально было посланием к другу, однако впоследствии стало восприниматься как обращение ко всему обществу. В этом критики видят еще одно проявление новаторства Пушкина. Произведение написано четырехстопным ямбом с кольцевой и перекрестной рифмой. Использование ямба придает стихотворению простоту восприятия, яркость и убедительность. Особой экспрессивностью отличается последняя строфа, состоящая из пяти строк. А. С. Пушкин использует разнообразные средства литературной выразительности: сравнения («как сон, как утренний туман», «как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья»), эпитеты («юные забавы», «утренний туман», «власти роковой», «святая вольность», «нетерпеливою душой»), метафоры («горит ещё желанье», «свободою горим», «звезда пленительного счастья»), обращение («мой друг»), инверсию («власти роковой»).

Главная идея стихотворения — обращение к единомышленникам с призывом отойти от личных интересов и постараться изменить к лучшему жизнь всех граждан страны, разрушить государственную систему, подавляющую свободу личности.

Александр Сергеевич Пушкин
К Чаадаеву

Краткий анализ стихотворения «К Чаадаеву» по плану

1. История создания

Стихотворение «К Чаадаеву» своим вольнолюбивым настроем, красноречием, пылкостью чувств явно говорит, что принадлежит раннему Пушкину.

Читайте также:
Евгений Онегин лишний или духовно ищущий человек?: сочинение

Действительно, оно написано в 1818 году, практически сразу после окончания Лицея.

Посвящая эти строки старшему другу – Петру Чаадаеву, молодой поэт искренне верил в торжество справедливости, смелость и свободу взглядов, творчества.

Впоследствии Пушкин и Чаадаев разошлись в мировоззрениях. Однако оба были гонимы правительством за свои взгляды. Петра Чаадаева вообще признали сумасшедшим. Пушкина неоднократно ссылали.

Однако все это еще впереди, а пока гениальный юноша пишет вот такое стихотворение и адресует его старшему товарищу.

Широкая публика увидит текст гораздо позже: в 1829 году, да и то напечатанный с серьезными правками. Причем, Пушкин не даст официального согласия на искаженную публикацию, однако все равно «К Чаадаеву» будет представлено в «Северной звезде».

2. Литературное направление

Без сомнения, произведение относится к романтизму.

3. Род

По роду литературы это лирика.

4. Жанр

Жанр тоже определяется очень просто, это дружеское послание.

5. Проблематика

Автор завуалировано поднимает проблему свободы и несвободы. Прежде всего, творческой, но так же и человеческой – свободы слова, выражения мыслей, действий.

Пока еще поэт не боится говорить об этом открыто, яростно, вдохновенно. Поздний Пушкин, устав от постоянных гонений, был более сдержан в высказываниях и проявлении чувств.

Такая эмоциональность характерна именно для раннего периоды творчества великого русского гения.

6. Тематика

Формально стихотворение написано на тему дружбы, что и определяется самим жанром. Однако это только внешняя сторона.

Автора явно волнуют совсем иные темы: гласность, свобода выражения мыслей.

Если посмотреть глубже, то гений намекает на свержение существующего строя, иначе откуда появляются эти красноречивые строчки?

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Учитывая тонкости содержания, можно говорить уже и о гражданской лирике, в которой четко отображена позиция автора.

7. Идея

Прежде всего, Пушкин написал стихотворение, чтобы поддержать друга.

Но так же в тексте он выразил собственные политические взгляды, весьма прогрессивные для того времени.

8. Пафос

Рассматриваемое стихотворение буквально бурлит эмоциями.

Читатель улавливает и нотки гнева, возмущения, и искреннюю преданность автора не только дружбе, но и своим идеалам.

В тексте сквозит уверенность в лучшем будущем, в том, что когда-нибудь существующий строй изменится, и все будет совсем по-другому!

9. Система образов

Стихотворение является посланием к Чаадаеву, но образ друга Пушкин практически не прописал. Он только обращается к нему, призывая отчизне посвятить «души прекрасные порывы». Александр Сергеевич словно поддерживает, вдохновляет Петра Яковлевича.

Автор рисует образ родины, олицетворяя ее:

Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

Здесь чувствуется любовь к Отчизне, страстное желание помочь ей освободиться от «гнета власти роковой».

Писатель в красивых сравнениях описывает молодость, юность, когда еще сердца горят сильными чувствами. Не зря он сравнивает ожидание прихода нового режима, более вольного и свободного, с томлением любовника, торопящего миг назначенного свидания.

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей тут несколько, и образ Чаадаева не является главным.

Скорее, поэт строит свое произведение на противопоставлении свободной Отчизны и угнетающей, несправедливой власти.

В этом смысле фигура Петра Яковлевича, к которому Пушкин обращается, служит как бы формальным прикрытием истинного посыла стихотворения. Получается гораздо более глубокий, сложный текст.

Мы наблюдает яркую художественную антитезу: с одной стороны, любимая родина, с другой – ненавистное самодержавие, не дающее ей развиваться правильно и гармонично. С одной стороны, страстное желание свободы, с другой – царский режим, при котором ни шагу нельзя сделать в сторону, будешь крепко наказан.

11. Лирический герой

Лирическим героем является творческая проекция личности самого автора. Это говорит Пушкин, это его мысли слышит читатель, его эмоции воспринимает.

12. Сюжет

Как такового, сюжета нет.

Как и в любой гражданской лирике, поэт высказывает собственные взгляды, идеи, открывает личное видение сложившейся ситуации.

В конце он выражает искреннюю надежду, что неправедный строй будет свержен, и наконец-то, люди освободятся от царского гнета. И, конечно, учтут заслуги тех, кто привел их к этой победе – певцов, провозглашающих либеральные взгляды.

13. Композиция

В произведении можно выделить три части.

В первой повествуется о молодом, вдохновенном лирическом герое и его друге, которые жили в своем собственном, красивом мире:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман

Однако все это развеялось очень быстро. Условно назовем первую часть прошлым.

Читайте также:
Роль композиции в произведениях Пушкина: сочинение

Вторая часть – суровое настоящее. Открываются глаза не только у персонажей произведения, но и самого читателя: отчизна стонет, зовет на помощь.

Третья часть – это попытка заглянуть в будущее. Пушкин рисует совсем другой порядок, когда уже «самовластье» пало.

Учитывая, что мотивы призывов повторяются и в начале, и в конце стихотворения, можно назвать композицию кольцевой.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык стихотворения точный, меткий и выразительный. Используется много слов, относящихся к свободе, существующему политическому строю, что опять же подтверждает гражданскую направленность лирики: «власть», «отчизна», «вольность», «свобода».

Автор использует слова возвышенного стиля, чтобы подчеркнуть значимость, торжественность послания.

Кроме того, очень много глаголов, прилагательных и словосочетаний, характеризующих внутреннее состояние Пушкина: «свободою горим», «горит желанье», «души прекрасные порывы» и т.д.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

  • перекрестная по типу АБАБ (первые четыре стиха, например),
  • опоясывающая ВГГВ (следующие четыре стиха).
  • Последние пять строчек зарифмованы особенно интересно: ДЕДЕД.

На строфы разделения нет.

16. Средства художественной выразительности

Для создания необходимых художественных образов Пушкин использует множество эпитетов: «юные забавы», «роковая власть», «нетерпеливая душа».

А также сравнения « как сон, как утренний туман», «как ждет любовник молодой».

Кроме того, автор олицетворяет отчизну: «Отчизны внемлем призыванье». А вот метафора только одна: «горит еще желанье».

17. Значение произведения

Произведение воспевает любовь к своему отечеству, что всегда значимо для любого человека. Кроме того, оно помогает понять настроения молодого Пушкина.

18. Актуальность

Именно из-за своего патриотического содержания, бессмертное творение великого гения будет актуально всегда.

19. Моё отношение

Мне нравится это стихотворение именно своим эмоциональным фоном. С помощью него я могу узнать, каким был молодой Пушкин: что его волновало, какие настроения владели им.

20. Чему учит

Оно учит любить родину и всегда, несмотря ни на какие обстоятельство, верить и стремиться к лучшему будущему для Отчизны и народа.

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А. Пушкин)

Автор: Наталья Игоревна Иванова (учитель русского языка и литературы)

Дата публикации: 10.03.2020

Стихотворение «К Чаадаеву» — один из лучших образцов свободолюбивой лирики Пушкина.

Выдающегося русского философа Петра Яковлевича Чаадаева и Александра Сергеевича Пушкина сближала мечта о цивилизованной России без произвола самодержавия и близость гражданских и политических убеждений.

Имя Петра Яковлевича поэт и увековечил в стихотворении, адресованном товарищу.

История создания

С Чаадаевым Пушкин познакомился в 1816 году в Царском Селе, куда тот был переведен корнетом в Гусарский лейб-гвардии полк. Дружба с образованным, вдумчивым человеком оказала серьезное влияние на становление, мировоззрение и гражданскую позицию юного поэта.

Пушкину были очень близки свободолюбивые идеи Чаадаева, участника Бородинского сражения, ходившего в штыковые атаки, награждённого русским орденом Cвятой Анны и прусским Кульмским крестом. Петр Яковлевич пользовался огромным авторитетом в кругу лицеистов, был уважаем начальством, дружбы с ним искали многие.

Послание «К Чаадаеву» написано в 1818 году совсем еще молодым поэтом, недавним выпускником Лицея, поступившим на службу в Коллегию иностранных дел. 1818 год отмечен в истории России необыкновенной активизацией общественной мысли и политическим подъемом.

Еще будучи лицеистом, Пушкин стал участником литературного общества «Арзамас» и к моменту написания послания «К Чаадаеву» находился под влиянием поэзии Жуковского, Батюшкова, Давыдова. Поэту, как и его другу, были не чужды свободолюбивые мысли и устремления к изменению государственного устройства России. Через много лет (в 1829 году) стихотворение, ставшее чрезвычайно популярным у декабристов, опубликуют в альманахе «Северная звезда», но Пушкин об этом уведомлен не будет.

Еще два стихотворения, обращенных П.Я. Чаадаеву, напишет А.С. Пушкин в 1821 году и в 1824 году.

Жанр, размер, направление

Стихотворение написано в древнем и одном из самых популярных в начале XIX века жанров – послания, адресованного конкретной персоне.

«К Чаадаеву» – дружеское обращение, которому свойственен неканонический, свободный характер.

Читайте также:
А. С. Пушкин наш современник: сочинение

Стихотворение написано очень любимым русскими поэтами, ритмически богатым размером – четырехстопным ямбом. В этом размере А.С. Пушкиным созданы его самые известные произведения: роман «Евгений Онегин», поэмы «Медный всадник», «Полтава», «Мцыри».

В литературном обществе «Арзамас», членом которого являлся поэт, в то время вопросы о социально-политическом содержании литературы часто поднимали члены Союза благоденствия (в последствии – участники восстания 1825 года). Сблизившись с будущими декабристами, Пушкин не мог не попасть под влияние их религиозного и политического свободомыслия.

Высказывание императора Александра I о том, что «…Наконец, все народы должны освободиться от самовластия…» укрепили в русском обществе революционные настроения и ожидание перемен.

Послание «К Чаадаеву», написанное Пушкиным под влиянием всеобщих настроений, имеет революционную направленность.

Композиция

Послание «К Чаадаеву» состоит из трех частей.

Первая часть носит лирический характер раздумий автора об уходящей юности, иллюзии и забавы которой исчезли, как «утренний туман».

Вторая часть, своеобразный анализ настоящего времен, повествует о самоощущениях автора и его соратников сегодня, сейчас.

Третья часть (со слов «Пока свободою горим») – кульминационная. Поэт громогласно призывает к действию и убежден в его результате: «Россия вспрянет ото сна». Финал стихотворения подобен манифесту. Эмоциональный характер произведения изменяется от части к части. Сожаление лирического героя об утрате юношеских надежд преображается к концу стихотворения в настойчивый призыв к действию.

Главные герои и их характеристика

Главных героев произведения двое. Это сам автор и его друг Чаадаев, которому и адресовано послание. Но при прочтении стихотворения возникает ощущение того, что Пушкинские строки «недолго нежил нас обман», «в нас горит еще желанье» и финал «напишут наши имена» – не только о двух товарищах, а о большом круге единомышленников, связанных верой в лучшее будущее России.

В стихотворении прослеживается мысль о гражданском взрослении героев от юношеской беззаботности и лиричности до осознанного неравнодушия к судьбе отчизны и готовности отдать за нее жизнь.

Темы

Патриотизм, товарищество, будущее отчизны, призыв к действиям во имя ее блага и к протесту против самодержавия – главные темы дружеского послания.

Поэт призывает своего товарища посвятить «души прекрасные порывы» делу пробуждения России ото сна.

И хотя в послании нет прямого призыва к свержению самодержавия, строки «И на обломках самовластья напишут наши имена» подразумевают возможность участия автора и его друга в революционном движении, что придает произведению политический и даже агитационный характер.

Проблемы

Произвол самодержавия и тирания власть имущих привели Россию к бедственному состоянию. Осознание поэтом необходимости решительных действий и побудило его обратиться товарищу с призывом.

Средства выразительности

Стихотворение легко читается. Оно убедительно и образно.

Усиливают убедительность послания разнообразные средства выразительности: сравнения («как сон, как утренний туман», «как ждет любовник молодой минуты верного свиданья»), эпитеты («юные забавы», «власти роковой», «святая вольность», «нетерпеливою душой»), метафору («горит еще желанье»), оксюморон («тихой славы»), инверсию («души прекрасные порывы»), метонимию («звезда пленительного счастья»).

Обращения «мой друг», «товарищ» придают посланию доверительности.

Побудительные предложения, глаголы в будущем времени и восклицательная интонация делают стихотворение очень эмоциональным и мотивирующим.

Критика

Последние строки стихотворения революционно настроенные соплеменники Пушкина расценивали как прямое побуждение к свержению самодержавия в России. Чрезвычайно популярным оно стало у будущих участников восстания 1825 года. Стихотворение тиражировали переписыванием. Речи о том, чтобы его напечатать, и быть не могло.

Письмо не могло не попасть на стол тогдашнему шефу жандармов Бенкендорфу, а несколько позже и самому царю Александру I, вызвав у последнего ярость. Пушкину грозила ссылка в Сибирь.

Лишь в 1829 году послание было впервые напечатано в альманахе «Северная звезда». Оно подверглось изменениям в тексте, смягчающим его революционный характер.

Со времени написания Пушкиным одного из самых известных стихотворений русской литературы послание «К Чаадаеву» анализировалось и осмысливалось критиками и литераторами неоднократно.

А политическим воззрениям и художественному мышлению А.С. Пушкина свои работы посвятили: русский поэт, драматург, критик И.Ф. Анненский, В.Ф. Ходасевич, русские поэты В.Ф. Ходасевич, А.А. Блок, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, русский философ и религиозный мыслитель XX века С.Л. Франк и другие.

Выдающийся русский критик В.Г. Белинский, характеризуя творчество Пушкина, отметил: «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека. Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: