Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Дружба и друзья в лирике Пушкина сочинение, сообщение, доклад 9 класс

Тема Дружбы занимает очень большое место в творчестве Пушкина, как и сама дружба занимала огромное место в его жизни. Очень сильно повлияли на Александра Сергеевича друзья, им он посвятил множество стихов, их вспоминал в ссылке через многие годы (В основном, друзей по лицею.)

Часто Пушкин посвящает другу целое стихотворение. (Обычно оно и называется по фамилии этого приятеля.) Как я понял, часто Пушкин в таких стихах вспоминает общие события молодости, дает «характеристику» другу, как бы ведёт с ним разговор… Обращается обычно на «ты».

Вот стихов, обращенных к Чаадаеву, я нашел минимум четыре штуки (в их названии прямое обращение). К примеру, в «Чаадаеву с морского берега…» Пушкин говорит о «торжестве дружбы», напоминает Петру Яковлевичу о прекрасных годах.

А например, обращение «Гнедичу» начинается с воспоминаний, как тот «беседовал с Гомером». Николай Иванович практически сравнивается с пророком, которого, правда, никто не понял. Но Пушкин восхищен тем, что Гнедич (поэт и переводчик) ни на кого не в обиде остался. Пушкин восхищался этим поэтом-переводчиком, который, кстати, стал первым издателем «Руслана и Людмилы».

Стихотворение «Пущину» как раз благодарит лицейского друга (Ивана Ивановича) за визит во время пушкинской ссылки. В произведении «К Каверину» поэт учит своего друга-офицера, что каждому возрасту своё поведение, то есть неправильно, когда юноша «степенен». На Дельвига «милого друга» (тоже поэта) Пушкин рассчитывает, если вдруг потеряет вдохновенье. (В основном, все друзья Пушкина тоже увлекались поэзией и были, получается, его «коллегами», но это нормально для той эпохи. Кроме того, от этого дружба становилась лишь крепче!)

Также сочинил Пушкин несколько стихотворений не о конкретных друзьях, а о сомом понятии дружбы. Возьмём стихотворение «Коварность», где показано, как друг отворачивается от друга… Но поэт делает вывод, что если один из них, действительно, предал другого клеветой и язвительностью, то это «последний приговор» – никакие оправдания не помогут.

Именно в дружбе Пушкин ищет утешения (и немного в вине). Вот стихотворение «Погреб», где поэт жалуется, что измучен любовью к красотке, он призывает друзей открыть погреба, устроить пир, забыться разговором.

Дружба показана через годы, Пушкин отмечает с грустью, что всё уже круг друзей становится, так как люди просто умирают. Но друзья остаются в его воспоминаниях, стихах…

Вариант 2

Во времена поэтического ренессанса дружба являлась неотъемлемой частью жизни литературного общества. Друзей приобретали и теряли, с друзьями устраивали дуэли, и так далее. Многие авторы посвящали свои произведения друзьям и близким людям. Пушкин был отнюдь не исключением.

Основу для его понятия дружбы и товарищества заложили ещё во время его обучения в лицее. Там он встречает своих первых настоящих друзей, вследствие чего привязывается к ним и готов сделать ради них всё что угодно. Там он и знакомится с понятием дружбы до гроба и духом истинного товарищества.

Позже в своей жизни он встречает ещё огромное множество людей, но назвать своим другом он может далеко не всех. Он тщательно отбирает себе друзей, чтобы не ошибиться в выборе. Но истинным друзьям он максимально верен, а они верны ему, что и создает атмосферу товарищества. Своим друзьям Пушкин в благодарность за их дружбу или еще, по каким либо причинам, часто посвящал стихи и произведения. Каждое произведение уникально, так как он писал их разным людям, но общую характеристику им дать можно. Произведения были наполнены искренними словами о том, что он ценит дружбу с тем или иным человеком, и что для него данная дружба является нерушимой. Произведения, наполненные данными словами о дружбе, ещё сильнее укрепляли веру Пушкина в своих друзей, из-за чего он сильнее к ним привязывался, а они в свою очередь, привязывались к нему.

Вообще произведения Пушкина всегда отличались особым способом игры словами, из-за чего каждое его произведение создавало прекрасное впечатлении о личности его написавшего, из-за чего люди, которые не были знакомы с Пушкиным лично, характеризовали его как человека хорошего, с большим, но израненным сердцем. Как поэта его хвалили практически все читатели, говоря о его безмерном таланте. Так или иначе, Пушкин был, является, и будет одним их лучших отечественных писателей поэтической направленности.

В данном сочинении я поделился своим субъективным мнением насчёт такого писателя как Александр Сергеевич Пушкин, и его творчества на тему Дружбы и товарищества в его произведениях. Это мнение может быть опровергнуто, так как оно не претендует на истинную верность.

Сочинение Дружба и друзья в творчестве Пушкина

Обычно в стихах воспевают любовь и природу, но Пушкин очень много стихов посвятил дружбе. Друзья имели для него колоссальную роль. Их сообщество сформировалось во время учебы в лицее. Конечно, и до лицея, и после у Александра Сергеевича были друзья, но здесь появился «костяк» компании.

Читайте также:
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!: сочинение

Многие стихи прямо обращены к одному другу (так и называются), с которым поэт на «ты», конечно. Например, «К Ломоносову», где друг (как и остальные) отправляется в путешествие. Скорее всего, это не буквальный путь, но работа, творчество. Александр Сергеевич желает своему другу избежать проблем и, что важно, не забыть о нём. Когда-нибудь они обязательно увидятся, снова дружески сядут за стол.

В «Послании к Галичу» Пушкин удивляется, что друг его не в пути. Пушкин сам задаёт вопросы, сам предполагает ответы друга. Неужели, теперь тот в келье? Или, что ещё странней, в театрах или на балах? Пушкин не воспевает друга, а, скорей, его ругает, ведь все те крайности не для него. Александр Сергеевич хотел бы увидеть Александра Галича за праздничным столом – в кругу друзей, как прежде, за беседой. Думаю, что в своём кругу Пушкин легко обсуждал философские, политические вопросы, тут и рождалась истина, вдохновение… Стихотворение похоже на письмо, веселое, полное хороших воспоминаний.

Послание очередное «К Юдину» Пушкин начинает с вопроса, мол, Павел Михайлович точно ли хочет знать, как живёт Александр Сергеевич. Далее приводится описание «скучной и провинциальной» жизни. Надо сказать, что автор вроде бы и доволен жизнью деревенской – без излишеств. В этом тихом уголке он спокойно пишет стихи… С Горацием, читая его труды, «общается» Пушкин. Павлу (своему ещё лицейскому товарищу) Пушкин доверяет и свои мечты, видения, которые скрашивают слишком спокойную, размеренную жизнь.

Дружба поддерживала Пушкина духовно, даже вдали от друзей. Он писал им письма, они приезжали. Однако важней для нас (читателей), что поэт обращался к друзьям в своих стихах, упоминал своих друзей в строках. С друзьями автор откровенен, грустно ли ему или весело.

Также читают:

Картинка к сочинению Дружба и друзья в лирике Пушкина

Популярные сегодня темы

Самые ранние произведения Максима Горького, относятся к теме романтики. Например в своём произведении, автор показывает героя с разных сторон, самое главное что он пытается показать, это его внутреннее начало

Одна их интереснейших пьес Антона Чехова «Вишневый сад» увидела свет в 1904 году, а в двадцатом веке она заняла достойное место в репертуаре многих театров мира, а принципы, положенные в ее основу

Поэма написана Пушкиным на основе реальных исторических событий, и ее герои или их прототипы являются историческими лицами.

Булгаков в своем замечательном произведении раскрыл образы второстепенных персонажей, который получились очень яркими, интересными и запоминающимися.

Михаил Юрьевич Лермонтов открыл своим пришествием в русскую литературу ее новую страницу. Он нередко рассматривается как поэт, что использовал в своем творчестве большое количество трагизма и печали.

Сочинение на тему “Любовь и дружба в лирике Пушкина”.

Сочинение на тему “Любовь и дружба в лирике Пушкина”.

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie_na_temu.docx 19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение на тему: «Любовь и дружба в лирике Пушкина».

В многообразии лирических тем, принадлежащих поэзии Пушкина, тема дружбы занимает столь значительное место, что поэта можно было бы назвать ее певцом. Очевидно, истоки умения дружить заложены в самой натуре поэта: отзывчивого, умеющего раскрывать в каждом человеке лучшие свойства его души. У Пушкина было много и близких друзей, и товарищей. Очень широк диапазон его дружеских привязанностей — от простого и внешнего приятельства до высоких степеней требовательной, бес страшной и порой жертвенной дружбы. Пушкин братски любил и мечтательного Дельвига, и наивного Кюхельбекера, и остроумного Вяземского, и буйного Дениса Давыдова, и поэта-гражданина Рылеева, и простодушного Нащокина. Совершенно особое место среди друзей Пушкина занимает П. Чаадаев, который в юные годы был для поэта образцом высокого гражданского мужества и свободолюбия. Пушкиным написано много стихотворений, обращенных к Чаадаеву, проникнутых величайшим уважением, доверием и дружбой. Дружба с Чаадаевым была для Пушкина не просто житейской привязанностью, но прежде всего символом благородных, свободолюбивых идей. Это с особой силой сказалось в одном из ранних стихотворений “К Чаадаеву” (1818 г.). Это послание для последующих поколений стало памятником высокой дружбы, вдохновленной общностью политических идеалов. Пушкин не только любит и ценит своих друзей,-но и не забывает о них тогда, когда они находятся в беде, когда проявление сердечного внимания к ним грозит ему самому большими и опасными неприятностями. Пушкин на глазах жандармов бросается в объятия ссыльного Кюхельбекера. Узнав, что Муравьева едет в Сибирь к мужу, сосланному на каторгу, он шлет через нее друзьям-декабристам стихи, полные глубочайшей уверенности в правоте их героического дела. А на вопрос Николая I, где был бы он 14 декабря, не колеблясь отвечает: “С друзьями!” Среди лучших пушкинских друзей лицейской юности И. Пущин занимал особое место. Он не был поэтом, как Дельвиг или Кюхельбекер, его связывали с Пушкиным не только общелитературные интересы. Это был друг, которому Пушкин охотнее, чем другим, доверял волнения и тревоги своего юного сердца. Память о ночных разговорах с другом остается в сердце поэта на всю жизнь и придает особый тон их отношениям. Правда, виделись друзья после окончания лицея очень редко и мало, но оба они всегда рвались друг к другу. Когда Пушкин узнал о разгроме восстания декабристов, он очень тяжело переживал эту весть. С посланием в Сибирь посылает он стихи Пущину.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой дом уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенъе

Лучом лицейских ясных дней.

Всего десять строк! Но как много сказано в них! Сколько пережитого и выстраданного в этих словах! Каждая строка полна глубокого смысла. Это была настоящая дружба, благородная и верная.

Дружба — одна из основных тем пушкинской лирики на всех этапах его творческого пути. В стихотворении “19 октября” (1827 г.) Пушкин вновь пишет своим друзьям-декабристам о своей верности, дружбе:

Бог помощь вам, друзья мои.

И в бурях, и житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли.

Но, пожалуй, еще многообразнее проходит в пушкинской лирике вечная тема любви. Тема любви в творчестве Пушкина — это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн возвышающему и облагораживающему человека чувству, это выражение безграничного уважения к женщине.

Еще в 1818 году на одном из званых вечеров встретил Пушкин 19-летнюю Анну Петровну Керн. Ее сияющая красота и молодость привели в восторг молодого поэта. Прошли годы. Пушкин в ссылке. Рядом с Михайловским находилось имение помещицы Осиповой. Здесь Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде. Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу “Евгения Онегина”, а между страниц вложил стихи, написанные для нее. Стихи, посвященные Анне Петровне (“Я помню чудное 14гновенье”),— знаменитый гимн высокому и светлому чувству. Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи эти пленяют не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и гармоничностью.

Любовь для поэта — источник жизни и радости. Стихотворение “Я вас любил” — шедевр русской поэзии. На стихи Пушкина написано более двадцати романсов. И пусть проходит время, имя любимого поэта и его стихи всегда будут жить в нашей памяти и пробуждать в нас лучшие чувства.

Анализ особенностей литературного языка Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин по праву может считаться творцом национального литературного языка. Завершив процесс его развития, он совершил открытие поистине мирового масштаба: книжная речь стала гораздо ближе и понятнее простому народу благодаря появившимся в ней бытовым просторечиям. Это определило путь развития всей дальнейшей художественной литературы и русского языка в целом. Теперь, когда рамки сухого книжного стиля больше не стесняли его, он зазвучал с новой силой, поражая своим богатством и выразительностью.

Речь простая, живая и незатейливая, речь самого русского народа всегда была главным источником вдохновения поэта. «В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего высшего расцвета, но и нашла решительное преобразование», – писал В. Виноградов, и с этим утверждением невозможно не согласиться, ведь именно благодаря Пушкину мы можем во всей полноте почувствовать яркость, глубину и силу родного языка.

Его произведения — кладезь достижений всей мировой литературы. Он собрал и развил все, чем была богата культура до него. Теперь эти бесценные сокровища творческой и духовной мощи русского народа наследуют его потомки, преемники — все, кто говорит и пишет на языке поэта. Гениальные писатели, публицисты, такие как Белинский и Лермонтов, Гоголь и Тургенев, считают его своим учителем, духовным наставником. Целые поколения юношей и девушек познавали жизнь, ее прелести и страсти в романах, поэмах и стихотворениях Пушкина. Да и теперь мало кто не знает хоть одного его произведения, а имя великого поэта знакомо, пожалуй, абсолютно всем.

Почитают Александра Сергеевича и за границей, его творчество переводится на множество иностранных языков, издается огромными тиражами далеко за пределами Родины поэта. Мы, хранители его наследия, должны приложить все усилия, чтобы русский язык и культура не предались забвению и упадку, но всегда были нашей главной ценностью и богатством.

Сочинение Литературный язык Пушкина

Пушкин был гениальным поэтом, разносторонне образованным. Он хотел связать воедино три языка – церковнославянский, европейский и русский.

Пушкин употреблял славянизмы – сей, оный, токмо. Он их не боялся, наоборот, делал за счёт них повествование приближённым к народу, более достоверным. Тем самым закрепил разговорную речь в литературе.

Он описывал жизнь различных людей – от царей до простых крестьян. Его творчество охватывает все исторические эпохи, которые существовали. Он описывал различные страны и народы. Самое интересное, что Пушкин писал об этих странах, как коренной житель каждой из них. Он стал основоположником реалистичного художественного направления в литературе.

Пушкин использует в своих произведениях слова из русского литературного языка прошлых веков. Употребляет имена греческих богов. Часто встречаются слова «лира, муза». В одном из своих стихотворений, посвященных войне 1812 года, Москву именует не иначе, как «мать градов России».

Чтобы придать произведениям торжественный, возвышенный тон, Пушкин употребляет архаизмы «сей, всех ея, глава (голова), всяк сущий, доколь, пиит (поэт)».

Также он применяет архаизмы, чтобы передать достоверность и колорит описываемой эпохи. Вот в «Песне о вещем Олеге» можно прочитать слова «тризна, отрок, волхвы». А в «Борисе Годунове» сразу же в первой фразе «город ведать», т.е. править городом. И мы понимаем, что речь пойдёт о 16 веке.

Пушкин специально употребляет разговорные бытовые слова, употребляемые крестьянами. Вот Пушкин описывает зиму и крестьянина. Его сани он именует «дровни». В «Братьях-разбойниках» встречаются исконно русские слова – харчевня, кнут, острог.

Свой словарный запас народных слов и выражений Пушкин обогатил, находясь среди крестьян в ссылке в селе Михайловском. Также его няня, Арина Родионовна, рассказывала сказки, пела песни на простом деревенском языке. Некоторые общепонятные слова Пушкин потом использовал в своих произведениях.

Для достоверности использовал местные диалекты. В «Капитанской дочке» он называет постоялый двор местным словом «умет», которое характерно для Оренбургской губернии.

Ещё одно нововведение Пушкина. Употребление слов из западноевропейских языков без перевода. Они несут смысловую и стилистическую нагрузку. Много таких слов и выражений в «Евгении Онегине». Вот булочник открывает не форточку, а «васисдас». В переводе с немецкого значит «Что это такое?»

Пушкинский слог можно сравнить с рисунком пером. Ничего лишнего, всё предельно точно и понятно. Это достигалось за счёт того, что Пушкин использовал простые предложения без громоздких причастных и деепричастных оборотов. Современным авторам нужно учиться у Пушкина.

Ещё одна интересная особенность пушкинского языка. В нём царствуют глаголы, причастия или отглагольные прилагательные. Не потому ли его произведения так легко учатся наизусть и надолго запоминаются?

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ особенностей литературного языка Пушкина

Популярные сегодня темы

Произведение известного автора публициста Шолохова Тихий Дон в своё время было признано как одно из наиболее лучших произведений изданных в те времена.

Роман в стихах «Евгений Онегин» поднимает множество проблем, в том числе и проблему дружбы. Она выражена в характере главного героя и его взаимоотношениях с другими персонажами.

Любой город для своих жителей любим, какой бы он ни был со своими прелестями и недостатками. Так и мой город Набережные Челны – любимый.

В пьесе Грибоедова «Горе от ума» есть интересный персонаж – Молчалин. Он был секретарем Фамусова, который жил в его доме и старательно выполнял свои обязанности. Молчалин был не дворянского происхождения, но пытался тянуться вверх по карьерной лестнице.

Известная всем комедия дает изображение уездного города, отображающий, по сути, в обобщенном значении всю Российскую империю.

«Пушкин и русская литература – художественный анализ»

Пушкин и русская литература

Пушкин — великий русский национальный поэт. По справедливому определению Гончарова, «он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собой всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников».

Как Ломоносов был отцом русской науки, так Пушкин стал родоначальником новой русской литературы.

1. Пушкин создавал новую литературу, опираясь на ценнейшие достижения своих предшественников и устной народной поэзии, учитывая в то же время и творческий опыт лучших писателей Запада. Но к прошлой и современной ему литературе как России, так и Запада Пушкин подходит строго критически. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Пушкин и русская литература. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Он продолжает, углубляет и развивает только то, что было исторически прогрессивным, что служило делу развития русской народной национальной литературы.

2. Пушкин особенно ценил тех предшествовавших ему и современных русских писателей, в произведениях которых он видел народность. Такими писателями он считал Фонвизина, Крылова и Грибоедова.

Поэзия Пушкина носит подлинно народный характер. Белинский указал на такую разницу между народностью Крылова и Пушкина: Крылов выразил своими баснями «одну только сторону русского духа» — национального русского характера. Пушкин отразил в своём творчестве всю полноту его.

По мысли Пушкина, литература станет народной тогда, когда она будет выразителем народной культуры, отражением культурных интересов нации, основной темой возьмёт судьбу народа. Такими и являются произведения Пушкина.

Народность его творчества проявляется и в темах, которые он ставил, и в подходе к разрешению их, и в раздумьях о судьбах страны, и в изображении действительности и типических особенностей русского национального характера, и в картинах русской природы, и в языке, которым он писал свои произведения.

3. Величайшей заслугой Пушкина было утверждение в литературе критического реализма. Широта охвата действительности и глубина проникновения в неё, раскрытие противоречий общественной жизни, всестороннее раскрытие человеческого характера, критика современности в согласии со взглядами и чаяниями народных масс и указание перспектив развития общества — всё это составляет сильнейшие характерные черты пушкинского реализма.

4. Творчество Пушкина отличается высокой идейностью, гуманизмом и демократизмом. В его произведениях звучит голос подлинного патриота-гражданина, горячо любившего свою страну и свой народ и гордившегося им. Любовь к родине и к её на многократно переводятся на разные языки, высоко оцениваются писателями и критиками.

Пушкин находит на Западе восторженных поклонников своего творчества.

В конце XIX века Пушкина уже считают, одним из величайших поэтов мира.

Пушкин является великим национальным поэтом; его творчество с огромной полнотой, глубиной и художественной силой выразило национальные особенности, широту и могущество духовных сил русского народа. Это прежде всего и составляет тот вклад, который внёс Пушкин в общую сокровищницу мировой культуры, обогатив её. Подлинно национальный характер творчества Пушкина обусловил его мировое значение.

История литературы есть история борьбы за реализм, за «поэзию действительности», за художественно правдивое отражение основных явлений, совершающихся в жизни. Определить мировое значение Пушкина — это значит определить то место, которое занимает пушкинское творчество в истории борьбы за реализм.

В этом отношении место и значение Пушкина в истории мировой литературы определяется двумя основными моментами.

Пушкин — родоначальник самого передового для своего времени русского критического реализма, явившегося результатом глубокой связи передовой русской литературы с народом, с его освободительной борьбой. «Евгений Онегин» — это первый образец действительно реалистического романа в XIX веке. В «Борисе Годунове» Пушкин создал подлинно реалистическую и народную трагедию, впервые показав народ как движущую силу истории. «Капитанская дочка» — первый реалистический исторический роман, новый этап в развитии этого жанра.

Основой, на которой вырос реализм Пушкина, была связь творчества великого поэта с революционно-освободительным движением народа.

Подлинный реализм, огромное идейное богатство, народность — высокая человечность и совершенная художественная форма — вот тот ценный вклад, который внёс Пушкин в сокровищницу передовой мировой литературы.

Роль А. С. Пушкина в русской литературе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Введение

Русскую классическую литературу невозможно представить без столь выдающегося писателя всех времен как А. С. Пушкин. Вклад, который он внес в становление русской литературы, невозможно переоценить. А. С. Пушкин воистину является самым знаменитым русским поэтом и писателем. Творчество А. С. Пушкина уникально. Как в нашей стране, так и во всем мире слог Пушкина считают высшим проявлением литературного искусства.

Сегодня А. С. Пушкина можно назвать символом не только русской литературы, но и русской культуры в целом. Несмотря на то, что поэта нет в живых уже почти 200 лет, интерес к его творчеству не угасает. Нет сомнения, что А. С. Пушкин является гением русской литературы, одной из самых выдающихся и уникальных личностей России. Было бы не справедливо сказать, что Пушкин внес вклад исключительно только в русский язык и русскую литературу, так как Александр Сергеевич был очень образованной и всесторонне развитой личностью, вклад его так же прослеживается и в истории, в философии, политологии.

Факты биографии

Знаменитый русский писатель и поэт А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в московской дворянско-помещичьей семье.

В возрасте 12 лет Александр Пушкин поступил в Царскосельский Лицей, где провел 6 лет. Именно в лицее были созданы его первые поэтические работы. В первых его произведениях нашли свое отражение как русский, так и французский классицизм. Еще обучаясь в лицее, Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас». По своей сути это общество представляло собой литературный кружок, который продвигал идеи формирования русского литературного языка на основе рационального эстетического подхода, ориентируясь на образцы литературы Европы.

В 1817 году А. Пушкин закончил лицей и приступил к работе секретаря в Коллегии иностранных дел, а в 1819 году стал членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». В это же время он продолжает работать над поэмой «Руслан и Людмила», которую начал писать, будучи еще лицеистом. Поэма была опубликована в 1820 году, но вызвала не однозначное мнение публики и критиков.

Готовые работы на аналогичную тему

В 1820 году Пушкина перевели из Москвы на другое место службы, в Кишинёв. Причиной перевода стало содержание некоторых его произведений, которое по мнению властей не соответствовало его должности.

В связи с перенесенной пневмонией, Пушкин уезжает на восстановление здоровья в Крым, где под впечатлением от красот этого края пишет несколько своих знаменитых произведений:

  • «Кавказский пленник»
  • «Бахчисарайский фонтан».

Восстановив свое здоровье, А. С. Пушкин приезжает обратно в Кишинёв. В 1822 году публикуется поэма «Кавказский пленник», она принесла Пушкину заслуженную славу. В 1923 году писатель начинает работу над романом «Евгений Онегин». В 1824 году его государственная служба закончилась, так как Пушкин из-за своих вольнодумческих взглядов был отправлен в ссылку, в село Михайловское. В этом селе Пушкин ведет плодотворную литературную деятельность.

В 1826 году Пушкин был доставлен в Москву на личную аудиенцию к Николаю I. Николай I выражает благосклонность к поэту, освобождает его от цензуры.

В 1828 году происходит знакомство Пушкина с Натальей Гончаровой. В 1830 году его предложение руки и сердца было принято. Пушкин едет в имение своего отца в Болдино, для того что бы получить в качестве свадебного подарка древнюю Кистенево. В Болдино из-под пера поэта появляются одни из самых знаменитых его произведений:

  • «Повести Белкина»,
  • «Маленькие трагедии»,
  • «Сказка о попе и его работнике Балде».

В 1833 году Пушкин становится членом Российской академии.

Период с 1933-1835 года считается для Пушкина не очень удачным, публика не смогла по достоинству оценить опубликованные произведения поэта, но тут следует отметить, что многие его великие произведения просто не выходили в печать.

1837 год стал последним для поэта. Его жене, Н. Гончаровой, начал оказывать знаки внимания кавалергард Дантес. Пушкин и Дантес встречаются на дуэли. В результате Пушкин получил ранение, которое было не совместимо с жизнью, через 2 недели он скончался.

Пушкин в русской литературе

Нельзя ставить под сомнение тот факт, что А. С. Пушкин внес неоценимый вклад в становление русской литературы и сотворил национальный русский язык. Взяв за основу язык народа, он реалистично описывал и художественно изображал действительность того времени. А. С. Пушкин писал для обычных людей, тем не менее он наполняет свой литературный язык большим разнообразием эпитетов, метафор, призывает людей мыслить не прямолинейно, а более абстрактно.

В литературе А. С. Пушкина считают основоположником такого направления как реализм. Пушкин никогда не придерживался какого-то определенного стиля, в его творчестве присутствует абсолютно разные по стилистической окраске произведения.

Пушкин внес в русскую литературу очень важные для каждого человека ценности: его поэзия наполнена горячими высказываниями, свободой, любовью к людям, гуманностью.

Несмотря на свою не слишком долгую жизнь, Пушкин создал огромное количество величайших произведений. Практически ни один поэт не смог внести столько же много в русскую литературу, сколько сумел внести А. С. Пушкин примерно за 20 лет своей продуктивной творческой деятельности. Благодаря А. С. Пушкину русская литература приобрела свою национальную самобытность, он сумел превознести ее до уровня мировой.

Помимо этого, А. С. Пушкин имел удивительную способность художественным образом описывать удивительную природу России. Пушкина называют художником слова. Как мы можем наблюдать из биографии поэта, ему удалось побывать во многих, абсолютно разных уголках нашей необъятной страны: две столицы – Москва и Петербург, глубинка – село Михайловское и Болдино, далекий Крым, Азия, Молдавия, уда только судьба не заносила поэта. Находясь под впечатлением от мест в которых ему удалось побывать, он удивительным образом описывает природу, обстановку тех мест и свое душевное состояние.

Особенность Пушкинской поэзии заключается еще и в том, что все его описания очень реалистичны: начиная от описания природы и заканчивая описанием людей, причем как дворян, так и людей из народа.

Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов)

Данное пособие на конкретных примерах обучает специфике написания сочинений по эпизоду художественного произведения. Темы взяты из экзаменационных работ (как выпускных, так и вступительных). Пособие является одной из книг Родина И. О., которая вместе с другими образует единый курс обучения созданию текстов. Пособие окажет неоценимую услугу не только школьникам и абитуриентам, но и преподавателям.

Оглавление

  • Принципы написания сочинения по эпизоду художественного произведения
  • «Слово о полку Игореве»
  • А. С. Грибоедов
  • А. С. Пушкин

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

(анализ эпизода из 5 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Творчество Пушкина — это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы XIX и XX веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского литературного языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей, следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого черпала вдохновение вся последующая русская литература.

Роман в стихах «Евгений Онегин» — одно из главных произведений Пушкина. Задумывался он во многом как сатира на романтические произведения — Пушкин сам признавался, что задумывал что-то «вроде байроновского «Дон-Жуана»». Вместе с тем Пушкин создал не подражательное произведение, а национальный, самобытный роман о России и для России. В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни», так как в лирических отступлениях, описаниях быта и жизненного уклада своей эпохи Пушкин представил широчайшую панораму современной ему жизни.

Все это нашло отражение в образе главных героев произведения — и в особенности, Татьяны Лариной, любимой героине Пушкина.

«Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей…»

Однако в Татьяне много естественности, близости природе, безыскусственности и прямодушия, что делает ее милой и привлекательной. Впервые в русской литературе женский характер был противопоставлен мужскому, причем женский характер оказывался сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины, верящей «преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям». Примечателен в этом отношении сон Татьяны (глава 5 романа), подчеркивающий простоту девушки, ее близость народу.

Ежегодно в определенный зимний день незамужние девушки гадали на своего суженного, сны также имели в этом важное значение: кто приснится — тот и будущий супруг. Татьяне приснился страшный сон, как потом оказалось, вещий. Будто идет она по сугробам, и преграждает ей дорогу бурный поток реки, не скованный льдом. Сон пронизан фольклорными образами, символами и сказочными персонажами. Помогает ей перебраться на другой берег медведь, который потом вдруг начинает ее преследовать. Не сумев убежать от зверя, Татьяна покоряется судьбе, и медведь приносит ее к «куму», живущему в убогом шалаше. Боясь войти, Татьяна слышит шум стаканов, как на похоронах, и через дверную щель видит праздничный стол, за которым сидят чудовища, а хозяином шалаша оказался сам герой ее романа — Евгений Онегин. Удивило девушку то, что чудища беспрекословно подчинялись воле героя. Уже в данном моменте сна автор однозначно дает понять своей героине, что влюбилась она в монстра, что не стоит ее любви сей «денди», что душа его черна. И далее показана уж совсем одиозная личность. Вдруг «Онегин, взорами сверкая, Из-за стола, гремя, встает; Все встали: он к дверям идет». Обнаружив за дверьми Татьяну, Онегин увлекает ее в шалаш, склоняет к ней голову. И тут входят Ольга и Ленский. Онегин в ярости пронзает сердце Ленского. В ужасе Татьяна просыпается, — «сон зловещий ей сулит Печальных много приключений», которые не замедлили сбыться на балу у Лариных. Решив подтрунить над приятелем, Онегин волочится за Ольгой, вызвав ревность и Татьяны, и Ленского. Последний вызывает Онегина на дуэль, где и погибает. Сон действительно оказался вещим, однако, он сулил героине не только похороны, но и свадьбу, только мужем Татьяны становится генерал, которому она покорилась, не любя, смерившись с судьбой.

Итак, эпизод из пятой главы «Евгения Онегина» — сон Татьяны — во-первых, предопределяет дальнейшее развитие событий романа, а во-вторых, имеет все свойства целого произведения. В нем с необыкновенной яркостью отобразился быт и уклад жизни современной Пушкину эпохи. Вместе с тем в описаниях тех или иных сцен, социальных типов и, в особенности, в лирических отступлениях Пушкин остается верен гуманистическому мировоззрению, которое пронизывает все его творчество, утверждает красоту и благословенность мира, созданного высшей волей вечного Творца.

Как отмечал В. Г. Белинский, «Горе от ума» Грибоедова и «Онегин» Пушкина «положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь». Та этическая основа, которая составляет характерную особенность русской литературы, берет свое начало в творчестве Пушкина, в его гуманизме и в высшей степени нравственном отношении к жизни.

Дуэль Ленского с Онегиным

(анализ эпизода из шестой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Творчество Пушкина — это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы XIX и XX веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского литературного языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей, следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого черпала вдохновение вся последующая русская литература.

Роман в стихах «Евгений Онегин» — одно из главных произведений Пушкина. Задумывался он во многом как сатира на романтические произведения — Пушкин сам признавался, что задумывал что-то вроде байроновского «Дон-Жуана». Вместе с тем Пушкин создал не подражательное произведение, а национальный, самобытный роман о России и для России. В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни», так как в лирических отступлениях, описаниях быта и жизненного уклада своей эпохи Пушкин представил широчайшую панораму современной ему жизни.

Эпизод, описывающий дуэль Ленского и Онегина, обладает теми же чертами, что и все произведение. Кроме того, данный отрывок играет важную композиционную роль: конфликт достигает здесь своего наивысшего развития. Любовная интрига приходит к трагическому завершению. История, произошедшая на именинах Татьяны (поведение Онегина, легкомысленность Ольги, ревность Ленского), стремительно развивается в сцене дуэли. Бывшие приятели ждут наступления утра, на которое назначен поединок: Ленский пишет романтического содержания стихи, Онегин спит. Утром вместе с секундантами они отправляются за мельницу, где Онегин убивает Ленского из пистолета. Сюжетная канва этим исчерпывается. Однако за движением сюжета скрывается то, благодаря чему Белинский, собственно, назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Перед нами предстают не только жизненный уклад и обычаи того времени, но и живая реакция автора на описываемые события. Этому, как и во всем романе, служат лирические отступления. В них Пушкин высказывает свое отношение к романтизму, к дуэлям и убийству, к общественному мнению, к судьбе, к любви, к преходящести и изменчивости жизни.

Основным здесь является безоговорочное осуждение поэтом убийства. Для него убийство не может быть оправдано ничем — ни обычаем, ни светскими предрассудками. По Пушкину, жизнь дает Бог и только он может ее у человека отобрать. Для Пушкина любой человек — это часть Творения, следовательно, и на нем лежит благословение божие, а значит, сам по себе он не может быть плохим. Любое насилие (а равно — зло) — явления для божьего Творения неестественные. Зло привносит в мир человек, однако, не по злому умыслу, а по неведению или заблуждению. Следы таких заблуждений мы видим и в сцене дуэли. Вначале (у Лариных) Онегин из-за пустяка раздражается на Ленского, к этому прибавляется ветреность Ольги. Легкомысленное поведение Онегина, в свою очередь, провоцирует ревность Ленского. Вызвав в ответ друга на дуэль, Ленский, безусловно, погорячился, но череда совпадений зашла уже слишком далеко. Пушкин говорит о том, что противники в любой момент могут примириться, остановить этот ужасный ход событий, но здесь вступают в дело ложные представления о чести («Но дико светская вражда боится ложного стыда»). Пушкин четко разделяет борьбу самолюбий, соперничество и убийство. Признавая, что приятно «дерзкой эпиграммой взбесить оплошного врага», а также из пистолета «целить в бледный лоб», но тем не менее «отослать его к отцам едва ль приятно будет вам». Неестественность, чудовищность происходящего подчеркивается в сцене контрастным противопоставлением живого — неживого: бывший друг, с которым вместе еще совсем недавно пили вино, — и немой костенеющий труп. В лирическом отступлении Пушкин рисует возможное будущее Ленского, которому не суждено осуществиться. «Быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рожден», — предполагает автор. Хотя он не исключает и того, что «поэта обыкновенный ждал удел», что со временем он бы остепенился, «расстался б с музами, женился» и прожил бы ничем не примечательную жизнь обыкновенного обывателя. Пушкин сознательно уравнивает в этом отрывке судьбу «выдающейся личности» и обыкновенного человека (что совершенно невозможно, например, для романтиков). Для него важен любой человек, и жизнь его благословенна и неприкосновенна по определению, так как в каждом человеке отразился Творец. Если бы люди это понимали, то они не совершали бы столь чудовищных ошибок.

К числу подобного рода заблуждений Пушкин относит и романтизм (едва ли не постоянной рифмой к которому у него является «эгоизм»). Романтическая маска, которую периодически надевает Онегин и которая практически приросла к лицу Ленского, — во многом причина всех бед, которые происходят с персонажами романа. Ленский перед дуэлью читает Шиллера, потом пишет стихи, полные «любовной чепухи», затем их вслух читает «в лирическом жару, как пьяный Дельвиг на пиру». Далее Пушкин приводит дословно эти стихи, которые являются откровенной пародией на романтические произведения, начиная с расхожих образных штампов и заканчивая «пошлыми» рифмами типа «друг — супруг», «день — сень» и т. д. Заканчивается вся эта поэтическая абракадабра «модным словом» — «идеал».

Жизнь, по Пушкину, оказывается проще и вместе с тем мудрее. В ней все естественно, все движется своим чередом. Убитый на дуэли Ленский похоронен, и на его могиле «поставлен памятник простой», т. е. как и у тех, кто не писал стихов и не знал «модных слов». Ольга в скором времени выйдет замуж за улана и уедет с ним в полк. Ей уготована обычная женская судьба, но и такая судьба для Пушкина прекрасна, и ни одна фантазия или химера не стоит того, чтобы на нее безрассудно променять великий божий дар — жизнь.

Итак, эпизод из шестой главы «Евгения Онегина» — дуэль Ленского с Онегиным — имеет все свойства целого произведения. В нем с необыкновенной яркостью отобразился быт и уклад жизни современной Пушкину эпохи. Вместе с тем в описаниях тех или иных сцен, социальных типов и, в особенности, в лирических отступлениях Пушкин остается верен гуманистическому мировоззрению, которое пронизывает все его творчество, утверждает красоту и благословенность мира, созданного высшей волей вечного Творца.

Как отмечал В. Г. Белинский, «Горе от ума» Грибоедова и «Онегин» Пушкина «положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь». Та этическая основа, которая составляет характерную особенность русской литературы, берет свое начало в творчестве Пушкина, в его гуманизме и в высшей степени нравственном отношении к жизни.

Финальное объяснение Онегина и Татьяны

(анализ эпизода из 8-й главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Творчество Пушкина — это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы XIX и XX веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского литературного языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей, следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого черпала вдохновение вся последующая русская литература.

Роман в стихах «Евгений Онегин» — одно из главных произведений Пушкина. Задумывался он во многом как сатира на романтические произведения — Пушкин сам признавался, что задумывал что-то «вроде байроновского «Дон-Жуана”». Вместе с тем Пушкин создал не подражательное произведение, а национальный, самобытный роман о России и для России. В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни», так как в лирических отступлениях, описаниях быта и жизненного уклада своей эпохи Пушкин представил широчайшую панораму современной ему жизни.

Все это нашло отражение в образе главных героев произведения — и в особенности, Татьяны Лариной, любимой героине Пушкина.

«Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей…»

Однако в Татьяне много естественности, близости природе, безыскусственности и прямодушия, что делает ее милой и привлекательной. Впервые в русской литературе женский характер был противопоставлен мужскому, причем женский характер оказывался сильнее и возвышеннее мужского. Особенно ярко проявилось это в эпизоде финального объяснения Онегина с Татьяной (8 глава романа), где Татьяна отвергает Онегина, хотя и продолжает его любить. Для того чтобы понять поведение героев в финале романа, необходимо разобраться в характерах главных героев и проследить событийную цепочку повествования.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной «привычкам милой старины». Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила его собственная няня — Арина Родионовна. Татьяна с детства была «тиха и молчалива». Она мало играла с подругами, а по большей части была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но не находила у старших ответы на свои вопросы. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина и решается написать ему любовное признание. Онегин не смог разглядеть за этой формой настоящего чувства, искренности и глубины, которые, несмотря на общий сентиментальный тон письма, почерпнутый из книг, все же проглядывают в нем. Да он и не был готов к тому, чтобы это увидеть. Онегин занят только собой, ему уже успело все наскучить, он пресытился развлечениями и любовными похождениями. Понимая, что не может ответить на ее чувства, Евгений отвергает Ларину. Получившая от Онегина резкую отповедь и пережившая все то, что принесла с собой последовавшая затем дуэль ее возлюбленного с Ленским, Татьяна смирилась с мыслью, что супружество ей уготовано с нелюбимым человеком. Так и вышло. Онегин исчезает на некоторое время из ее жизни. Татьяна выходит замуж за генерала и переезжает в Петербург, где становится настоящей светской львицей. Когда Онегин видит ее на балу, в нем вспыхивает страсть. Татьяна же холодна и равнодушна к нему. Евгений пишет письма, ответа на которые так и не получает. В конце концов, незваный, он едет в дом Татьяны и застает ее за чтением его письма. Наступает развязка романа.

Пушкин и русская литература – художественный анализ: сочинение

Влияние А.С. Пушкина на развитие русской и мировой литературы

Уже современники Пушкина, люди, лично его знавшие, первыми после гибели поэта произнесут слова о Пушкине как о грандиозном, стихийном и безусловном явлении. «Солнце нашей поэзии» – навсегда запомнила Россия слова Владимира Одоевского.

А позднее Белинский сравнит Пушкина с Волгою, поящею на Руси миллионы людей. (6)

Пушкин – первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы.

Его творческое развитие было стремительным. Не менее существенно, что оно было осознанным: поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Эти моменты, как правило, отмечены итоговыми пересмотрами написанного и созданием суммирующих сборников. (4)

Творчество Пушкина отличается единством. Оно много жанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, и драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому следует добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу, вспомнить, насколько разнообразной была его поэзия, вмещающая и все жанры лирики, и поэмы, и роман в стихах, и сказки. (4)

Жанры развивались в тесном взаимодействии. При постоянной перекличке жанров, их взаимном вторжении отменялся иерархический, ценностный подход к ним. Перенесение норм одного жанра в пределы другого оказывалось важным средством пушкинского стиля и источником его динамики. Отсюда поражавшее современников ощущение новизны и необычности пушкинского стиля. Благодаря этому же Пушкин смог отказаться от принципиального деления средств языка на «низкие» и «высокие». Это явилось существенным условием решения им важнейшей национально-культурной задачи – синтеза языковых стилей и создания нового литературного языка. (4)

Говоря о Пушкине как о создателе национального литературного языка, А.И. Куприн в своей статье «Солнце русской поэзии» пишет: «Пушкин взял этот великолепный язык у народа и отдал его народу очищенным от плевел, прекрасным и выразительным, светлым, чистым и прозрачным, как горный источник, упругим, как сталь, звонким, как золото, и бодрящим и ароматным, как старое доброе вино». (3)

Пушкин установил национальный литературный язык, чтобы создавать на нём шедевры искусства слова, во всех отношениях (и интеллектуальном, и эстетическом) не уступающие западным образцам. Но чтобы осуществить это высокое предназначение, одного, даже такого, как у Пушкина, гения было недостаточно. Нужно было освоить великие художественные достижения наиболее развитых западных литератур, выросших на почве того культурно-исторического развития, которого у русского поэта в его родной стране не было. А.И. Куприн тонко подметил удивительную способность Пушкина впитывать в себя накопленный веками опыт: Пушкин «одним из первых открыл нам богатства чужой поэзии. Он никогда не являлся ни переводчиком, ни подражателем: слишком самобытен, кипуч, страстен и стремителен был для этого его чудный гений. Но Пушкин, так удивительно умевший отождествлять себя с самыми несходными, с самыми крайними образами, Пушкин – Протей весь целиком проникался поэзией великих мастеров, впитывал в себя её аромат и сохранял это в новом творении, так же прекрасном, как и то, что послужило первообразом…». (3)

Уже в южной ссылке – на пороге творческой зрелости – Пушкин осознаёт в качестве своей жизненно важной и неотложной задачи необходимость стать самому и поставить тем самым русскую литературу на уровень наиболее передовых явлений своей современности – «в просвещении стать с веком наравне». Именно так, языком поэтической формулы, определяя основную тенденцию всего хода прогрессивного развития России со времени Петра I, говорит он об этом в послании к Чаадаеву 1821 года.

Пушкин выполнил свой высокий жребий: всего за пятнадцать с небольшим (считая от послания к Чаадаеву) лет своего творческого пути, шагая через века по вершинам мирового искусства слова (Вольтер, Байрон, Гёте, Данте), он эстетически освоил то, что в истории развития западных стран заняло, если начать отсчёт от Данте, свыше пяти столетий. (1)

Продолжая говорить об эстетическом освоении Пушкиным культурного наследия зарубежных стран, необходимо отметить универсальность художественного мышления поэта, его способность интуитивно проникать в дух различных культур и эпох и его широкую осведомлённость в мировой литературе.

Органически связанный с традициями отечественной культуры, он одновременно был прекрасным знатоком французской, ориентируясь в ней не хуже, чем любой французский писатель его эпохи, имел широкие сведения в области итальянской и английской литератур, проявлял интерес к немецкой и испанской литературам. Предметом его постоянного внимания на протяжении всей жизни была античная культура. Фольклор самых различных народов привлекал его внимание. Существенно при этом, что все эти интересы складывались в сознании поэта в единую концепцию мировой культуры. (4)

Универсальность художественного мышления Пушкина, богатство его духовного мира, неисчерпаемая глубина мысли в его творениях – всё это позволяет говорить о нём как о первом писателе, участвующем не только в русском, но и в мировом литературном (и шире – культурном) процессе. Говоря о том, что «бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частию Гоголь», Достоевский настаивал на том, что вся последующая великая русская литература «вышла из Пушкина». (2) Мировое значение Пушкина связано с осознанием мирового значения созданной им литературной традиции. Пушкин проложил дорогу литературе Гоголя, Тургенева, Достоевского и Чехова, литературе, которая по праву считалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. А творчество этих писателей, осмысленное в единстве, неизбежно потребовало внимания к Пушкину и проникновения в глубины его творчества. Хотя отдельные писатели (например, Мериме, Мицкевич) и раньше называли Пушкина гением и писателем мирового значения, осознание его роли за пределами России пришло ретроспективно, сквозь призму последующих судеб России и русской литературы.

Именно творчество Пушкина было тем поворотным пунктом, когда приём русским народом мирового культурного опыта сменился передачей, когда русская культура сделалась ведущим голосом, к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир. Европейская культура заметила эту смену ролей, лишь услышав Толстого, Достоевского и Чехова, но сам переворот произошёл при Пушкине и, в значительной мере, благодаря его гению. (4)

В заключение, подводя итог сказанному о неоценимом вкладе Александра Сергеевича Пушкина в сокровищницу национальной и мировой культур, хочется процитировать отрывок из статьи Даниила Гранина «Доколь в подлунном мире…»:

«Каждый народ фокусирует свои чувства на одном избранном им гении. У англичан это Шекспир, у немцев это Гёте, у итальянцев Данте, у испанцев – Сервантес. Как происходит такой выбор, трудно сказать… Среди прочих звёзд русской словесности был избран Пушкин. И бессменно остаётся средоточием народной любви всё растущей. Любовь эта не подвержена моде… Это большое счастье для нашего народа, что появился Пушкин. Он украсил жизнь многих поколений, придал ей духовность, совестливость и, наконец, наградил красотой и наслаждением. Он скрепил цельность национального самосознания.

При этом Пушкин писал об испанцах, итальянцах, австрийцах, его герои – поляки, литовцы, цыгане, разноязычный яркий мир страдает и любит в его произведениях, где способность постигать и принимать другие народы не знает равных. Это, может, единственное явление в мировой литературе…

Духовность читающего человека начинается в школе с Пушкина и кончается тоже Пушкиным, ибо приходит пора, когда из всех друзей он оказывается самым верным, самым нужным, хлебом насущным, который никогда не приедается». (5)

Список использованной литературы

  1. Благой, Д.Д. Мастерство Пушкина. – М.: Сов. писатель, 1955.
  2. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. – Л., 1983. – Т. 25. – С. 199.
  3. Куприн, А.И. Солнце поэзии русской // «Жизнь и искусство» (Киев). – 1899. – 26 мая. – № 144.
  4. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  5. Пушкинист: Сборник Пушкинской комиссии ИМЛИ им. А.М. Горького Вып. 1 /Сост. Г. Красухин. – М.: Современник, 1989.
  6. Скатов, Н.Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества / Оформ л. А. Г асникова. – Л.: Дет. лит., 1991.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: