Тема любви в лирике Пушкина: сочинение

Сочинение на тему «Тема любви в творчестве Пушкина»

Любовь всегда занимает большое и важное место в жизни каждого человека. Поэты и поэзия не могли обойти это красивое и возвышенное чувство, которое показывает всю красоту души человека. Известный поэт Александр Пушкин многие свои прекрасные творения также посвятил этой теме. Каждое его стихотворение – это небольшая частичка его души, которая обнажает все чувства и эмоции поэта, делая его незащищенным перед прекрасными женщинами.

Чтобы лучше понять, как раскрывается тема любви в лирике Пушкина, стоит все-таки изучить и рассмотреть его самые яркие поэтические произведения. Тема любви в пушкинской лирике богата образами, поэтому она многолика. Сам поэт умел любить и ценить это чувство. Считается, что именно Александр Сергеевич является основополагателем отечественной любовной лирики. До Пушкина читатели могли наслаждаться лишь только европейскими образцами любовной лирики. Критик Белинский отмечал, что у Пушкина такое высокое чувство, как любовь, не ограничивается лишь только одними переживаниями, но и здесь отражаются вся гамма чувств и эмоций великого поэта.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Тема любви в пушкинской лирике раскрывается по-новому. Прежде всего, он в каждом таком своем произведении перестал подчинять свои стихотворные мысли какому-то определенному жанру. Так, в одном стихотворении может встречаться и элегия, и послание, и романс. Ярким примерами такого поэтического новшества в любовной лирике стали произведения «Я вас любил…» и «К***». Форма изложения таких произведений зависит от содержания. В его произведения уже нет того романтизма, который властвовал в произведениях других поэтов. Тема любви в поэзии Пушкина основывается и на здравом смысле, и на житейской мудрости.

Поэт не осуждает женщину за то, что любовь оказалась безответной, Александр Сергеевич дает право выбора женщине. И именно он допускает мысли о том, что любовь, которая может вспыхнуть мгновенно, может также быть и недолговечной.

Поэт Пушкин благодарен женщине за то чувство, которое прежде всего, испытывает он сам. Это чувство прекрасное и благородное, даже если любовь оказалась и неразделенной, или потухшей. Любовь приносит в жизнь человека радость, заставляет человека чувствовать себя совсем иначе. Александр Пушкин считает, что любовь – это божественный дар, который дан человеку.

Стихотворения о любви в лирике Пушкина имеют биографические основы. Первое обращение Александра Сергеевича к теме любви происходит еще в те годы, когда он обучался в лицее. Сначала эти стихи легкие, посвященные какой-то определенной женщине и поэтому немного интимные. Но, уже находясь в ссылке, юный поэт переосмыслил свое отношение к любви. И теперь он в любви видит уже и трагизм. После этого приходит новое отношение и новое понимание любви. Александр Сергеевич считает это чувство губительным и разрушительным.

Но вскоре он опять возвращается к тому, что любовь – это чувство созидательное и оно должно стоять во главе любого творчества. Любовь теперь не только жертвенность, но это, прежде всего, идеал. Например, стихотворение «Желание», которое было написано Александром Пушкиным в 1816 году. Это печальный гимн первой любви, которая оказалась несчастной. Поэту эта любовь принесла лишь только «слезы» и «горести». Но Пушкин не желает даже с таким чувство расставаться, так как оно все-таки прекрасно и помогает ему найти утешение.

Это стихотворение – элегия, поэтому так печально представление поэта о любви. Для раскрытия такого образа любви автор использует большое количество метафор и эпитетов. Например, душа у Пушкина «плененная тоской», а сердце «унылое». Когда же поэт говорит о том, что любовь – это противоречивые чувства, то еще использует и оксюморон «горькое обращенье».

В стихотворении «К***» Александр Сергеевич раскрывает все грани любви. Это известное стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, которая очаровывала мужчин в петербургском светском обществе. Пушкин сразу увидел ее на одном из балов, где она поразила его «чистой красотой». Анна Петровна была замужем, и поэт не мог выразить ей свою влюбленность. Затем через время он опять встречает эту молодую женщину. Александр Пушкин находился в ссылке, а Анна Петровна уже была разведена. Теперь не было преград для поэта, чтобы выразить свою симпатию. Так, в 1825 году родилось чудесное стихотворение – признание «Я помню чудное мгновенье».

Читайте также:
Политическая лирика: сочинение

Эта долгая история любви и симпатии у Александра Пушкина поместилась в шести четверостишьях. Поэт говорит, что до встречи с Анной Петровной у него не было желания писать, так как вдохновение не было.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Но именно любовь дает возможность поэту Пушкину творить и чувствовать. Только эти возвышенные чувства оживляют его и дают надежду.

В 1829 году известный поэт создает еще одной уникальное стихотворение о любви. В его произведении «Я вас любил» всего лишь восемь строк. Существует мнение, что эти строки адресованы Анне Алексеевне Олениной. Основная тема стихотворение – это расставание, которое происходит с благодарностью за то, что было испытано, а не обида. Александр Сергеевич желает Анне Алексеевне счастья, даже если ее избранником будет не он. Поэт считает, что любовь, какая бы она не была, уже дар, поэтому всегда нужно быть благодарным и доброжелательным.

Если проанализировать стихотворение по строению, то можно заметить, что Александр Сергеевич употребляет три фразу о том, что он любил. Но каждый раз эта фраза имеет свой смысл.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем.

В этой фразе, с которой и начинается стихотворение, рассказывает о факте, показывая, что у него нет никаких претензий. Когда он употребляет уже второй раз ее, то читатель может почувствовать то, какие чувства пережил сам поэт. Все эмоции Пушкина отражены в этой фразе. Третья фраза показывает, что поэт благородно желает Олениной счастья.

В 1929 году стихотворцем Пушкиным было написано еще одно стихотворение. «На холмах Грузии» посвящено молодой девушке, которую сильно и пылко полюбил Александр Сергеевич. Для того чтобы раскрыть свою любовь к Наталье Николаевне Гончаровой, автор использует картины природы. Видя свою будущую жену, любя ее, он испытывает различные чувства. Так, прекрасные и высокие холмы Грузии он сравнивает с опасной горной рекой из ущелья, которая быстротечна.

Пушкин, стараясь полнее выразить свои чувства, использует антонимы: «грустно и легко», «печаль светла». Поэт считает, что любовь и жизнь – это дары, которые взаимосвязаны. Поэтому человек, который любил или любит, должен быть благодарен за такой божественный дар, за то, что может испытывать такое чувство.

В 1830 году поэт Пушкин посвящает еще одно стихотворение Наталье Гончаровой. В произведении «Мадонна» уже три части. Известно, что в это время сам поэт уже готовился к свадьбе, был счастлив и в своем стихотворении он рисует себе картины идеального семейного счастья. Он все также утверждает, что любовь – это божественный дар, но теперь муж в семье является творцом, а женщина отождествляется у него с Богоматерью, которая должна выносить и родить плод сильной и яркой любви.

Тема любви в лирике Пушкина: сочинение

И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
А. С. Пушкин

Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении “Гроб Анакреона” поэт призывает “страстью пылкой утомляться” и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:

Жизнью дайте ж насладиться;
Жизнь, увы, не вечный дар!

В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него — это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином.

Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей. Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании “К Чаадаеву” Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:

Читайте также:
Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина: сочинение

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта — это,0 прежде всего, любовь к Родине. В стихотворении “К Чаадаеву” соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.

У Пушкина создается новая философия чувства любви. В послании “К Каверину” мы читаем:

Молись и Вакху, и любви
И черни презирай ревнивое роптанье.

Здесь любовь — это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении “К Плюсковой”:

Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой.

Чувство любви ставится на одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина — это уже не “шалость юных лет”, не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения “Сожженное письмо”, горит в душе лирическою героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви. Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе? Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.

Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.

В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении “Я вас любил. ” поэт провозглашает бескорыстную любовь:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк — в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, — уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение “я вас любил. “, а также повторы однотипных словесных конструкций: “безмолвно, безнадежно”, “так искренно, так нежно”. Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдохе, — как страстное и прощальное пожелание.

В стихотворении “На холмах Грузии. ” лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его “светла”, потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение.

Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

Великий русский поэт показал, что любовь — это источник внутренней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении “Я помню чудное мгновенье. “, посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты. Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье.
И жизнь, и слезы, и любовь.

Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период — это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

Читайте также:
Творческое восприятие мира в романе «Евгений Онегин»: сочинение

Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами. Соединение любви с гражданскими и патриотическими чувствами, сравнение возлюбленной с Родиной свойственно патриотической лирике Некрасова. “Как женщину, ты родину любил”, — говорит он в стихотворении “Памяти Добролюбова”. Также это свойственно Блоку (“Россия”) и Маяковскому (“Письмо Татьяне Яковлевой”). Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества Лермонтова. Созданная же Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и прозаиками Гончаровым, Тургеневым, Толстым.

Сочинение по произведению на тему: Тема дружбы в лирике Пушкина

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село. А. С. Пушкин, “19 октября”.
Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.
Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете “легкой поэзии” французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении “К студентам” поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:
Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!
В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба “с Киферой, с портиком, и с книгой, и с бокалом” (“К Каверину”, 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:
Блажен, кто веселится
В покое, без забот.
Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей — вот что составляет, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:
И станут самые цари
Завидовать студентам.
В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: “Он друг без этикета, Не требует привета Лукавой суеты”. Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.
Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении “К Чаадаеву”. Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: “мой друг”, “товарищ, верь”.
Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы “третьим компонентом” в ряду “любовь и тайная свобода”. В стихотворении “Послание к кн. Горчакову” средоточием этой свободы опять становится “младых повес счастливая семья. где ум кипит, где в мыслях волен я”. Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.
Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение “Дружба”. Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.
Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как “друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час”. Уже само по себе стихотворение “К морю” является прощальным.
Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода — свобода — не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, — в них мы более свободны, чем в гражданских.
В стихотворении ” 19 октября 1827″, написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на “царской службе”, и те, кто в “мрачных пропастях земли”. “Я гимны прежние пою”, — говорит поэт в стихотворении “Арион”. Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь “Во глубине сибирских руд. “. В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения (“И братья меч вам отдадут”), разумеется, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.
Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.
Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:
Печален я, со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.
Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением “не мальчика, но мужа”:
Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш.
В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: “И мнится, очередь за мной”. Стихотворение “Чем чаще празднует лицей. ” тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив “бурь порыв мятежный”, поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.
Тему дружбы Александр Сергеевич Пушкин пронес почти через все свои стихотворения от юности до последнего периода жизни и творчества.

Читайте также:
Свобода и любовь в лирике Пушкина: сочинение

Сочинение: Любовь и дружба в лирике Пушкина

Обсуждение вопроса:

Человеческая преданность, дружеское общение всег­да воспринимались Пушкиным как важнейшая жизнен­ная ценность. На всю жизнь сохранил он теплое чувство к друзьям молодости, лицеистам. К ежегодным встре­чам первого лицейского выпуска, которые происходи­ли 19 октября, поэт всегда стремился подготовить но­вые стихи. Одно из лучших было написано в 1825 году, когда ссыльный поэт не смог присутствовать на встрече. Там звучат слова, афористически воплощающие чувство преклонения перед дружбой, верностью, честью:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен…

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина, Отечество нам Царское Село.

Всестороннее воплощение в лирике Пушкина на­шло чувство любви. Любовь как основа творчества, то, что наполняет существование подлинным смыслом, утверждается в стихотворении 1825 года, посвященном А. П. Керн «К***» («Я помню чудное мгновенье…»).

Один из шедевров пушкинской реалистической лю­бовной лирики — стихотворение «Признание» (1826). Возникновение любовного томления, борьба с ним, как с болезнью, сознание собственного бессилия перед вла­стью красоты, очарованием любимой — все это пере­дано со страстью, иронией над собственным увлечени­ем («Мне не к лицу и не по летам…») и окончательным признанием безраздельной власти любви над душой:

Ах, обмануть меня не трудно.

Я сам обманываться рад!

Любовь и образ любимой являются для Пушкина земным воплощением божественного величия, красоты и святости: «Чистейшей прелести чистейший образец». Эта художественная идея определяет звучание одного из немногочисленных стихотворений Пушкина, посвя­щенных жене, — «Мадонна» (1830).

Любовь и дружба, как высокие, идеальные чувства, воспевались многими поэтами во все века и времена, начиная с лириков анти­чности. Однако у Пушкина эти чувства получили совершенно новое освещение.

В русской поэзии до Пушкина любовь и дружба служили пред­метом вдохновения для поэта, но не всегда как самые высокие цен­ности человека (достаточно вспомнить «Разговор с Анакреоном»

Ломоносова: «…хоть нежности сердечной в любви я не лишен, ге­роев славой вечной я больше восхищен»). Впервые среди централь­ных поэтических тем тема любви и дружбы стала главной в поэзии русских сентименталистов: Карамзина, Жуковского. Эти поэты ви­дели в дружбе и любви такие же ценности, как в общении с приро­дой, чтении любимых книг, семейных заботах и радостях. Любовь и дружба как скромные, мирные наслаждения противопоставля­лись высоким поэтическим идеалам поэтов-классицистов.

Читайте также:
Анализ стихотворения Пушкина Деревня: сочинение

Совсем другое звучание этой теме придал в своих стихах Пуш­кин. Он как бы примирил классицистов с сентименталистами, под­нял воспетые ими ценности, казалось бы, столь разные, на одну вы­соту. Пушкин учел трактовку этих тем в поэзии декабристов, их представления о назначении современного человека. Поэты-декаб­ристы здесь во многом сближались с классицистами. Но Пушкин в своей философской лирике пошел дальше, соединив разные трак­товки тем любви и дружбы в своих стихотворениях. Это наглядно просматривается уже в одном из первых стихотворений поэта на тему дружбы «К Чаадаеву». В этом стихотворении любовь и дружба и «минуты вольности святой» примиряются, сливаются в единое целое. До Пушкина это были несовместимые в поэзии понятия: ин­тимное, личное и общественное, гражданское. Ожидание свободы сравнивается с ожиданием любовного свидания. Свободу надо лю­бить, как любимую девушку, и именно дружба объединяет сердца людей, стремящихся к свободе, объединяет «души прекрасные по­рывы». Любовь и дружба , по мнению Пушкина , свободные чувства, человек свободен в своем выборе и счастлив этим.

Вся короткая, но бурная жизнь Пушкина насыщена этими двумя чувствами, которые он ставил превыше всего. На вопрос Ни­колая I, где бы он был, если бы оказался в Петербурге 14 декабря 1825 года, поэт ответил, что был бы на Сенатской площади вместе с друзьями. Пушкин не разделял их методы борьбы, но политичес­кие заговорщики, декабристы, были для него прежде всего друзья­ми: «Бог помочь вам, друзья мои, в заботах жизни, царской служ­бы… и в мрачных пропастях земли». («19 октября», 1824 г.)

Где бы они ни были, в немилости у царя или, наоборот, на госу­дарственной службе, — они прежде всего его друзья и он обязан поддерживать их как друг: «…любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас». («Во глубине сибирских руд…», 1824 г.)

Любовь и дружба — священные чувства для Пушкина , состоя­ние души поэта, из этих чувств он черпает вдохновение, из них рождается творчество поэта. Об этом Пушкин говорит в стихотворе­нии «Я помню чудное мгновенье…», посвященное А. П. Керн. Яв­ление возлюбленной — это момент, когда «и сердце бьется в упое­нье, и для него воскресли вновь, и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

Даже в неподдельной грусти неразделенной любви Пушкин видит счастье жизни: «Я Вас любил безмолвно, безнадежно, то рев­ностью, то робостью томим. Я Вас любил так искренне, так нежно, как дай Вам Бог любимой быть другим».

В любви Пушкин видит идеальное творческое, гармоническое состояние души. Дружба и любовь облагораживают душу, вдохнов­ляют поэта, освобождают его от низменных проявлений жизни, ведут его к высокой, свободной цели: «Давно, усталый раб, замыс­лил я побег в обитель дальнюю трудов и чистых нег». («Пора, мой друг, пора…», 1834 г.) В этом стихотворении «неги» — это дружба и любовь , «труды» — это творчество, в других сферах жизни чело­век не может считать себя свободным, он «усталый раб». Вообще у Пушкина мотивы свободы пронизывают все творчество, а любовь и дружба — это чувства, которые позволяют душе «излиться наконец свободным проявленьем». («Осень», 1833 г.) В одном из посланий (к Н. Я. Плюсновой, 1818 г.) Пушкин так говорит о значении темы любви и свободы в своем творчестве:

Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой,

И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.

А. С. Пушкин развил и принципиально обогатил живым содер­жанием тему интимных чувств. Особенно дороги нам в его творче­стве культ дружбы , рыцарское понимание любви, гармония чувств (даже неразделенных).

В русской поэзии после Пушкина (в стихотворениях о любви Лермонтова, например) гармония чувств уступает место диссонан­су. Но любовь и дружба в пушкинском понимании всегда будут для нас идеалом, к которому вечно стремится человек.

Читайте также:
Передовые люди XIX века в романах Пушкина и Лермонтова: сочинение

Сочинение: Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина 2

Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина

Автор: Пушкин А.С.

Лев Толстой сказал о Есенине: “Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души”. Эти слова в полной мере можно отнести и к пушкинской поэзии. И не только к поэзии — ко всей жизни Пушкина. Все, кто попадал в магический круг общения с великим поэтом, наделялись сокровищами его души; он обладал огромным духовным богатством, которое щедро раздавал.

Круг настоящих друзей Пушкина (не случайных знакомых!) необычайно обширен и разнообразен. Сам поэт — разносторонняя, многогранная личность, и его друзья представляли собой людей “с лица необщим выражением”. Среди них Жуковский, Карамзин, Баратынский, Вяземский, Гоголь. Искусство соединило его с людьми разных поколений: Карамзин был старше Пушкина на 30 лет (хотя писатель не являлся близким другом Пушкина, он принимал живое участие в его судьбе, ценя пушкинский талант), Гоголь был младше Пушкина на 10 лет. Но то, как Пушкин относился к своим собратьям по перу, — в высшей степени удивительно и великолепно. Он не считал их своими соперниками, он восхищался каждой чужой удачной строчкой. Если в стихотворении была хоть капля таланта — он принимал его с восторгом. Пушкин совершенно искренне сравнивал свой поэтический дар с даром Кюхельбекера: “Мой брат родной по музе, по судьбам!” А Дельвига он готов поставить выше себя:

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши,

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво.

В посвящении Дельвигу Пушкин писал:

. вздохну в восторге молчаливом,

Внимая звуку струн твоих.

Вот еще свидетельство того, насколько Пушкин был лишен творческой зависти и тщеславия и как он умел восторгаться успехами других: “Что за прелесть эта Эда! Оригинальности рассказа наши критики не поймут. Но какое разнообразие! Гусар, Эда и сам поэт, всякий говорит по-своему. А описание лифляндской природы! а утро после первой ночи! а сцена с отцом!” — чудо! — так оценивал поэт произведение Баратынского.

Эти же дружеские чувства обнаруживаются в письме Плетневу по поводу альманаха “Северные цветы”: “Я дал в них Моцарта и несколько мелочей. Жуковский дает сказку. Пиши Баратынскому, он пришлет сокровища”.

Пушкин сам любил “упиваться гармонией своей или чужой”, главное — насладиться прекрасными творениями, ему было не важно, кому они принадлежат. Пушкинская удивительная распахнутость навстречу родственным ему душам, душевная щедрость, скромность видны и в оценке поэзии Жуковского:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумчивая радость.

Пушкин был бунтарем, потому что был гением. Принято считать, что декабристы повлияли на поэта, у них он позаимствовал идеи о свободе, равенстве, братстве. Но не только разговоры друзей-декабристов, но и чтение книг, и собственные размышления, философский поиск сформировали мировоззрение Пушкина. Пушкин был самостоятельным мыслителем. Он, как поэт, как гений, как личность, словно магнитом притягивал к себе людей. Он дружил с Чаадаевым — совершенно удивительным человеком, выдающимся философом. “Ты был целителем моих душевных сил”, — скажет о нем Пушкин. Между ними была дружба ума и чувств: два интересных друг другу человека, два мыслителя, две стихии сталкивались между собой, спорили, обогащались интеллектуально.

Пушкин прекрасно чувствовал в людях и поэтический талант, и ум. После встречи с Пестелем он записал в своем дневнике, что это умнейший человек, какого он только видел. Поэт оценил значение Пестеля в декабристском движении:

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный челн.

В “Арионе” Пушкин публично заявил о своем месте “на челне”, о своей дружбе с декабристами: “А я — беспечной веры полн — пловцам я пел. ” Он помянул их в стихотворении “19 октября 1827”: “Бог помочь вам, друзья мои. ” Поэт делал все, что мог, чтобы помочь декабристам в ссылке. Беспрестанно напоминал о них Николаю I. А встреча с осужденным Кюхельбекером около Боровичей, когда Пушкин кричал и грозил фельдфебелю, что напишет царю, если тот не даст ему проститься с другом и дать ему на дорогу денег! Потом Пушкин пытался напечатать стихи Кюхельбекера. С самой надежной оказией — с женами декабристов — полетели в Сибирь к “преступникам” страстные и теплые послания Пушкина. Там прочитал адресованное ему стихотворение Иван Иванович Пущин.

Читайте также:
Великое искусство исторического романа Пушкина: сочинение

Мой первый друг, мой друг бесценный!

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Пущин и Пушкин. Они были совершенно разными — лед и пламень, но дружба их была прекрасной: искренний, бескорыстный, огненный Пушкин и кристально чистый Пущин. “Тот, кто любит Пущина, тот уж непременно сам редкий человек” — так сказал о нем Рылеев. Пущин отказался от заграничного паспорта и возможности скрыться после поражения декабристского восстания. Это человек, перешедший из гвардии в Московский надворный суд, для того чтобы воплощать в жизнь идеи декабристов. Он организовал на каторге артель — денежную казну в помощь нуждающимся товарищам. Проведя в Сибири тридцать один год, он возвратился после амнистии в Россию, ничуть не изменив своим принципам. Вот что такое Пущин, вот что такое “положительно прекрасный человек” в числе ближайших друзей Дельвига, Кюхельбекера, Глинки. Белинский писал: “Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Эту эпическую норму воплощали в себе и люди, окружавшие поэта. Пущин не побоялся посетить ссыльного поэта в Михайловском, а когда Пушкина убили, написал: “Если бы я был на месте Дантеса, то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить поэта-товарища, достояние России”.

Когда в 1820 году Пушкину грозила опасность ссылки в Сибирь или в Соловки, Кюхельбекер встал на защиту друга — публично выступил с чтением стихов, в которых царские угрозы назвал шипеньем змеи. Кюхельбекера спас Дельвиг: отдал ему свое место при богатом вельможе, уезжавшем за границу. Примеров самоотверженной дружбы и взаимовыручки можно привести множество. Лицейское братство стало легендой:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен.

Пушкинские стихи к лицейским годовщинам являют собой образец настоящего культа дружбы, верности своей молодости. Сам поэт глубоко переживал разлуку с друзьями: “Печален я — со мною друга нет”. И он сочувствует тому, кто будет когда-нибудь один, “в пустыне, встречать их праздник. ”. О том, какое место занимают друзья в сердце поэта, очень точно свидетельствуют строки:

И в жизни сей мне будет утешенье:

Мой скромный дар и счастие друзей.

Но не меньшее место в его сердце и стихах занимает любовь к женщине. Поэт утверждает: “Любовь одна — веселье жизни хладной”. И сейчас неважно, каким адресатам посвящены строки чистого пламени, а важно то, как говорит поэт о женщине: “божественная”, “твои небесные черты”. Это обожествление образа любимой с особой силой звучит в торжественном сонете:

Исполнились мои желания,

Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Любовь составляет основу души поэта — “и сердце любит оттого, что не любить оно не может”. И мы до сих пор восхищаемся пушкинскими шедеврами, гимнами любви, будь то наполненное счастьем встречи с возлюбленной послание к Керн или трогательное нежное прощание “Я вас любил: любовь еще, быть может. ”. “Вы знаете, друзья, могу ль на красоту взирать без умиленья, без робкой нежности и тайного волненья” — так поэт сказал о причине возникновения своего чувства. Его лирику называют энциклопедией любви и чувств. Пушкинская страсть передается каждому читателю — “Любимая — жуть! Когда любит поэт, влюбляется бог неприкаянный” (Пастернак).

Читая стихи Пушкина, мы действительно чувствуем запечатленные в них “сокровища его души”, чувствуем красоту этих сокровищ.

Дружеская и любовная лирика Пушкина

Дружеская и любовная лирика Пушкина

Заветная область лирической поэзии Пушкина. В многочисленных стихотворениях, посвященных друзьям и возлюбленным, раскрылось его понимание этих высших жизненных ценностей, созданы яркие образы друзей и любимых женщин. Дружба и любовь для Пушкина – спутники юности, они возникают в “вихре жизни молодой” и сопровождают человека всю его жизнь. Потребность Пушкина в дружеском общении, в понимании и поддержке друзей была столь же неизменной, как и потребность любить и быть любимым.

Читайте также:
Путешествие Онегина: сочинение

Дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. “Дружество” для него – это целый круг людей, близких “по судьбе”, это “братство”, “наш союз”, сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы – строфа из “19 октября” 1825 г., Михайловское:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Дружбу Пушкин понимал и как “сладостный союз”, связывающий между собой поэтов. “К Языкову”, 1824, основа этого союза – тв-во, вдохновение:

Они жрецы единых муз;

Единый пламень их волнует;

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью.

В стихах о дружбе неизменно присутствует философский мотив судьбы (“19 окт”).

Размышления о друзьях подталкивали поэта к анализу собственной судьбы, создавали психологический и философский фон многих его стихотворений. Лицеисты, разбросанные по всему свету, как бы соединялись в лирическом мире Пушкина.

Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина – высшие проявления человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг (“И.И.Пущину”). Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточенья – такова главная мысль поэта.

В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, давало ему мощный источник вдохновения, лишая его свободы, подчиняя “страстям мятежным”.

В шедеврах Пушкинской любовной лирики (“К***”, “Я помню чудное мгновенье. ”(25), “Я вас любил. ”(29), “На холмах Грузии. ”(29)) говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях поэта, связывавших его с возлюбленными.

Любовь Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской “прозы”. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.

В лирике Пушкина оживают его “любви пленительные сны”. Это стихи-воспоминания, в которых поэт чутко прислушивается к себе, стремится выразить в слове психологическую уникальность и в то же время сходство своих любовных переживаний.

Говорить о любимой поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщины создаются с помощью сравнений и аналогий (“Я помню. ”, “Мадонна”).

Любовь, “замыкая” перечисление того, что заставляет душу поэта “пробудиться”, как бы увенчивает все, из чего состоит жизнь. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь – символ духовного возрождения. Даже сама надежда на “позднюю” любовь способна примирить поэта с мрачной и безрадостной жизнью. Надежда на то, что новая любовь впереди, – самая высокая и светлая надежда Пушкина. (“Элегия” 30)

“На холмах Грузии”: любовь оживает не только потому, что поэт вспомнил о любимой. В ней источник новых ярких переживаний, она – искра, зажигающая сердце, которое не может не любить. Последние строки (“И сердце вновь горит и любит – оттого, / что не любить оно не может”) особенно важны для понимания стихотворения и той концепции любви, которой вдохновлена лирика Пушкина: вечна сама потребность любить, любовь возникает в сердце поэта как эхо женской красоты и гармонии. Даже чужая, неведомая любовь способна наполнить душу поэта “мечтою странной”, воскресив целый рой воспоминаний о своей и “чужой” молодости, о красоте и счастье (“Цветок” 28).

Сочинение Пушкин А.С. – Дружеская и любовная лирика

Тема: – Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина (2)

Значительное место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема дружбы, ведь дружба и любовь — это те идеалы, которым поклонялась молодежь первой четверти XIX века. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей. Дружба для поэта всегда была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам – все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей. Поэта с его лицейскими товарищами объединяли кипение ума, вольность мысли, живые чувства, любовь к прекрасному, к искусству. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитает тесный круг друзей. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала поэта судьба, он оставался неизменно предан своим друзьям. Возможно, именно поэтому тема дружбы в лирике Пушкина имеет автобиографические истоки и развивается в таком жанре, как послание. На протяжении всей своей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям: Дельвигу (1817), Чаадаеву (1818, 1821), Кюхельбекеру (1825), “Друзьям” (1822), Пущину (1817). Самые первые из них были написаны в лицейский период. И уже в первых стихотворениях, посвященных теме дружбы, звучит мотив братства, “священного союза”, как, например, в послании “В альбом Пущину”, написанном в 1817 году:

Читайте также:
Мой Пушкин: сочинение

. но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен;

Пред грозным временем, пред грозными судьбами,

О, милый, вечен он!

Но, кроме этого, в ранних стихотворениях Пушкина звучат и другие мотивы: юный поэт призывает друзей наслаждаться жизнью, воспевает дружбу, любовь, все радости жизни. Таково стихотворение “Пирующие студенты”, созданное в 1814 году, во время учебы в Царскосельском лицее. Автор описывает веселую студенческую пирушку. Молодые люди беззаботно предаются развлечениям, им весело, их всех объединяет крепкая лицейская дружба. Пушкин в этом стихотворении воспевает дружбу как счастливый союз радости, освобождения от тягот учения, от “хладных мудрецов”. Поэт призывает друзей объединиться в общем настроении беззаботной радости. Весело всем, весело и сочинителю. Он подшучивает над. собой и над друзьями:

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

обращается поэт к другу лицейских лет Дельвигу. Такова дружба для молодого Пушкина, полного беспечности, не столкнувшегося еще с реальной действительностью.

После окончания лицея в дружеской лирике А.С. Пушкина появляется мотив прощания, разлуки с друзьями. Более того, недавний лицеист столкнулся с реальностью, которая, конечно, была далека от его лицейских грез. Это не могло не повлиять на его взгляды. Изменения, произошедшие в жизни Пушкина, ярко отразились в его лирике, например, в дружеском послании “К Чаадаеву”, написанном в 1818 году. Здесь Пушкин обращается к Чаадаеву не только как к другу, близкому человеку; поэт называет его “товарищем”, то есть есть соратником, единомышленником. “Юные забавы” исчезли, “как сон”, а стремление к освобождению от “уз” учебык безудержному веселью сменяется призывом “Отчизне посвятить души прекрасные порывы”. В этом стихотворении друзья объединены не только общим настроением веселья, но и надеждой на “верное” наступление “минуты вольности святой”. Друзья близки по духу, по убеждениям.

Особое место в лирике Пушкина занимают стихотворения, посвященные дню открытия лицея – девятому октября. Этой дате поэт посвятил не одно произведение, ведь именно в лицее он обрел верных друзей на всю жизнь. Стихотворение “19 октября 1825 года” было написано во время ссылки в Михайловское, в период разлуки с теми, кто был дорог автору, в период одиночества. Произведение начинается замечательной картиной осенней природы, полно гармонирующей с настроением поэта: дается зрительное восприятие осени:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле.

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

В этих строках звучат грустные нотки, ощущение жизненных потерь, осенней тоски. Поэту грустно, ведь в этот праздничный день он не может присоединиться к друзьям; он вынужден отмечать годовщину основания лицея в одиночестве:

Я пью один; вотще воображенье

Вокруг меня товарищей зовет;

Знакомое не слышно приближенье.

Мрачное настроение усугубляют воспоминания о тех, кого тоже нет в кругу друзей в этот день, – о рано скончавшемся Корсакове, об отважном мореплавателе Матюшкине. Но постепенно грусть сменяется воодушевлением, радостью. Что же является причиной воодушевления? От тоски и одиночества Пушкина спасают воспоминания о друзьях. Александр Сергеевич воспевает союз верных товарищей, созданный “под сенью дружных муз”:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен.

Автор в лирических зарисовках воссоздает облик своих друзей-лицеистов: первого друга И. Пущина, блестящего дипломата Горчакова, Дельвига, Кюхельбекера, отмечая индивидуальные черты каждого из них, напоминая о конкретных фактах и деталях лицейской жизни. Он вспоми-чает тех, кто, рискуя навлечь на себя неприятности, не предал его в трудный час, тех, кто осмелился посетить ссыльного поэта в Михайловском: Пущина, Дельвига, Горчакова, –

Читайте также:
Евгений Онегин энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение (по одноименному роману А.С. Пушкина): сочинение

. здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Даже сама мысль о друзьях помогает поэту преодолеть замкнутость “дома опального”. Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей. Вспоминая царя, называя его “рабом молвы, сомнений и страстей”, Пушкин готов простить ему все за то, что “он взял Париж, он основал Лицей”. В стихотворении отразился высокий нравственный и эстетический идеал поэта, выраженный в прославлении свободы, в утверждении дружбы как одного из благороднейших чувств человека, которое способно противостоять любым гонениям судьбы.

Но надеждам поэта не суждено было сбыться. 19 октября следующего года они не смогли отпраздновать вместе: в результате восстания 1825 года пятеро декабристов были казнены, другие, среди которых были многие друзья Пушкина, отправлены в ссылку в Сибирь. Но Александр Сергеевич был верным другом, он всегда любил своих товарищей, никогда не забывал их. Свидетельство этому – стихотворение 1827 года “Бог помочь вам, друзья мои”. В нем автор благословляет друзей, желает им добра, поддерживает их, просит Всевышнего помогать им во всем, чем бы они ни занимались и где бы ни находились. Пушкин не забывает и тех, кто за свои вольнолюбивые убеждения оказался в “мрачных пропастях земли”. Таким образом, стихотворение приобретает характер приветствия сосланным в Сибирь декабристам.

Еще один пример дружеской преданности Пушкина — послание “Во глубине сибирских руд. ” Оно обращено к ссыльным декабристам. Поэт стремится поддержать товарищей в дни трудных испытаний. Желая вселить бодрость в их сердца, он призывает друзей хранить “гордое терпенье”, уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их не пропал даром. Автор верит, что “придет желанная пора” и их дружеский союз вновь соединится:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Более мрачным настроением овеяно стихотворение “Чем чаще празднует лицей. ”, также посвященное “святой годовщине”. Оно пронизано горьким ощущением резко изменившейся обстановки, утраты близких друзей, тяжелыми предчувствиями. Двадцать лет прошло со дня открытия лицея, и друзья-лицеисты уже не те:

Мы возмужали; рок судил

И нам житейски испытанья.

Поэт вспоминает тех товарищей, которые не дожили до двадцатилетия лицея, поет “почившим песнь”:

Шесть мест упраздненных стоят,

Шести друзей не узрим боле.

Пушкин чувствует приближение смерти: “И мнится, очередь за мной”, -говорит он в стихотворении. Однако концовка произведения полна оптимизма, надежды:

В пиру лицейском очутиться,

Всех остальных еще обнять

И новых жертв уж не страшиться.

Еще большей грустью и унынием проникнуто последнее стихотворение Александра Сергеевича, посвященное лицейской годовщине 1836 года, — “Была пора: наш праздник молодой. ” Оно начинается ярким противопоставлением двух периодов жизни России – периода надежд и периода разочарований. Автор сопоставляет начало и конец жизни, юношеское воодушевление и грусть людей, много повидавших в жизни. Время меняет не только облик, но и мысли, и чувства человека:

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Недаром — нет! – промчалась четверть века!

Да и “разгульный праздник” спустя двадцать пять лет уже не тот. Пушкин с сожалением вспоминает о былых годах:

Меж нами речь не так игриво льется,

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

Постоянно повторяя слова “Вы помните. ”, поэт как бы воссоздает историческую картину того, что довелось друзьям пережить за эти двадцать пять лет:

Припомните, о други, с той поры,

Когда наш круг судьбы соединили,

Чему, чему свидетели мы были!

Таким образом, дружба в этом стихотворении – это целая жизнь прожитая вместе, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования.

Дружба для Александра Сергеевича Пушкина была одной из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: