Тема одиночества в романе А. Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Почему Онегин обречен на одиночество?

Александр Сергеевич Пушкин — по-настоящему гениальный писатель, ведь ему удалось не только создать энциклопедию русской жизни своих современников, но и безошибочно определить портрет целого поколения молодых людей, пришедшего на смену старым устоям и традициям вместе с новым императором. Таким портретом поколения и воплощением образа “лишнего человека” стал Евгений Онегин, главный герой первого отечественного романа в стихах с одноименным названием. На протяжении всего повествования Онегин испытывает трудности в общении с людьми: становясь частью жизни другого человека он каким-то необъяснимым образом становится причиной несчастий и трудностей, оставляет свой отпечаток в душе каждого, с кем хоть немного сближается. В итоге герой неизменно остается в одиночестве и привычной уже апатии. Но почему Онегин остается одинок несмотря на любые обстоятельства? Что не так с этим юношей? Неужели он обречен на одиночество по воле самого автора – А.С. Пушкина?

Для начала стоит разобраться в природе характера Онегина. Будучи выходцем из дворянской семьи мальчик получал передовое образование по меркам своего времени: француз-гувернер учил его всему понемногу, что вскоре позволило повзрослевшему юноше прослыть в обществе образованным и воспитанным человеком. Обладая острым проницательным умом Евгений быстро понял, как нужно вести себя в обществе для того, что всем нравиться и привлекать всеобщее внимание, в особенности — юных дам. “Наука страсти нежной” ему была знакома с ранних лет, как и обычаи светских приемов, программа театров и других светских заведений Петербурга. Но если подавляющее большинство среди русского дворянства было довольно своим положением и праздным бездельем без глубоких увлечений, то для Онегина такая жизнь постепенно превратилась в унылую рутину. Даже юные девушки со своим флиртом и романтикой вызывали апатию и глубокое разочарование. Евгений предъявлял и к себе, и к своему окружению достаточно высокие требования, а когда понял, что удовлетворить их невозможно, занял позицию вечно недовольного и на каждого смотрящего с усмешкой скептика.

Неудивительно, что и в деревне своего дяди он быстро прослыл чудаком — даже среди себе подобных образованных людей он выделялся, что уж говорить о грубых простых крестьянах и поместном дворянстве, которое положение обязывало вести себя в лучших светских традициях, но близость к природе и простое окружение накладывали свой отпечаток. Лишь один человек сумел привлечь внимание Онегина — юный романтик Ленский, образованный и разбирающийся в искусстве выпускник из Германии. Но и его Евгений воспринимает лишь как забаву, приятеля “от нечего делать”. Наивность и мечтательность Ленского кажутся герою глупостью, но, вместо того чтобы познакомить друга с реальным миром, Евгений предпочитает наблюдать и ждать болезненного удара от жизни, который, по его мнению, неизбежен.

Дружеские чувства в Евгении так и не пробудились, но может любовь растопит ледяное измученное сердце героя? Но этого не происходит. Глубокий страстный порыв Татьяны герой поначалу принимает за светские игры юных дам. Но даже разглядев в ее письме неподдельную искренность и полноту любви, он не позволяет подобному чувству зародиться в своей душе. Онегин остается глух к Татьяне, как и ко всему остальному в окружающем его мире. Герой сам отгораживает себя от мира, не дает себе ни малейшего шанса начать новую жизнь, наконец, проснуться, подобно природе вокруг него.

Главная трагедия личности Онегина заключается в том, что он и сам осознает свои ошибки, и если не понимает до конца, то точно смутно догадывается о причинах своего внутреннего разлада. В попытке убежать от прежнего себя и горечи, которую ему принесло убийство Ленского, н отправляется в долгое путешествие. Но новые места остаются глухи к Онегину, так же, как и он к ним. Герой мечется, словно загнанный зверь, и в итоге вновь оказывается среди тех людей, которые первыми указали на его чуждость. Светский мир Петербурга встречает повзрослевшего Онегина с удивлением, недоверием и непониманием — что забыл среди них этот чудак, всегда чужой, насмешливый и обреченный на непонимание? Сам Евгений также чувствует свое отчуждение, но поделать с этим уже ничего не может. Финальной точкой романа и попыткой к возрождению становится страсть Онегина к Татьяне. В нем просыпается былой азарт, страсть по отношению к женщине, но они приводят Евгения в тупик. Он не хочет признавать, что уже давно упустил свой шанс. Несмотря на свою проницательность и способность к анализу, герой остается глух сам к себе.

Конечно, не только сам Онегин виновник своих бед. Таких людей, как Евгений, создала сама эпоха с ее волнениями и последовавшим за ними периодом застоя. Неприкаянные, ничем не занятые, погруженные в самоуничтожение, лишенный смысла жизни — такими видел Александр Сергеевич своих современников, лично испытал на себе трагедию этого ненужного поколения. Подверженное нравственному упадку и деградации высшее общество не было способно понять Онегина и найти для него применение: проще игнорировать те, кто как-то отличается, чем попытаться выстроить новую систему отношений. Частично так и произошло с Татьяной, но она, в отличие от своего возлюбленного, словно неунывающая природа, сумела приспособиться и научиться жить по-новому.

Александр Сергеевич также не мог изменить судьбу своего героя, помочь ему. Будучи реалистом, он лишь отображал действительность, а не пытался исправить ее. Сам образ Онегина, каждая черта характера и их совокупность — все вело к такому исходу. Пока Евгений не изменится — он обречен на одиночество. Вероятность таких метаморфоз крайне мала, ведь ни смерть, ни любовь не смогли пробудить в герое жажду внутренних перемен и осознание их необходимости. Но все же надежда есть, ведь история Онегина имеет открытый финал и неизвестна никому, возможно, даже самому поэту.

Читайте также:
Образ, бережно хранимый: сочинение

Одиночества в романе «Евгений Онегин»

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тема одиночества в романе «Евгений Онегин»

Онегин ведет образ жизни «золотой молодежи»: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Евгений и учился «чему-нибудь и как-нибудь», он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества.

Пушкинский герой – порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, «резкий, охлажденный ум» выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни, к недовольству политической и социальной обстановкой:

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели,

Затем, что не всегда же мог

Beef-steaks и стразбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой

И сыпать острые слова,

Когда болела голова;

И хоть он был повеса пылкой,

Но разлюбил он наконец

И брань, и саблю, и свинец.

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью.

Барское воспитание, отсутствие привычки к труду («труд упорный ему был тошен») сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет «без цели, без трудов».

Он переезжает в деревню, устраивает хозяйство, знакомится с природой и, казалось бы, находит себя, но вскоре снова начинает скучать. Разумеется, плохо то, что Онегин так и не сумел найти в жизни занятие по душе. Любимое дело скрашивает существование любого человека, и, занимаясь чем-либо, приносящим удовлетворение, герой наверняка стал бы счастлив хоть в чем-то. Но самое ужасное, что отравляет его существование и о чем герой не задумывается, – это его одиночество.

У него практически нет задушевных друзей, хотя очень много знакомых в самых разных кругах. Деревенское общество внушает ему нечто вроде отвращения, только соседство с Ленским приятно ему. И то Ленский для него скорее «приятель». Он общается с ним не без удовольствия, но жертвовать для него чем-либо он бы не стал. Он и губит его без особой необходимости – только оттого, что решил «слегка» отомстить ему за мелкое неудобство. Он сам поражен тому, как далеко завела его проделка, и все же гибелью Ленского он огорчен так, как был бы огорчен любой другой трагической ошибке. Перед дуэлью Онегин винит себя в горячности, сожалеет о злой шутке, но эти слова остаются словами, да еще и невысказанными:

И поделом: в разборе строгом,

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом:

Во-первых, он уж был неправ,

Что над любовью робкой, нежной

Так подшутил вечор небрежно.

А во-вторых: пускай поэт

Дурачится; в осьмнадцать лет

Оно простительно. Евгений,

Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

А мужем с честью и умом…

Но теперь уж поздно, время улетело…

И Онегин, внутреннее побранив себя, с нечистой совестью идет на дуэль.

В сцене первого объяснения с Татьяной мы узнаем удивительный факт: Онегин как будто дорожит своим одиночеством. Действительно, холостяцкая жизнь удобна, в ней есть свобода, досуг, и герой отнюдь не собирается чем-то жертвовать для того, чтобы приобрести неизвестное. Евгений, впрочем, облекает эту трусливую мысль в слова, полные достоинства и самоуважения:

Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел;

Когда б мне быть отцом, супругом

Приятный жребий повелел;

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый…

Но эта душевная мелочность лишает его счастья в жизни – что становится ясно Онегину тогда, когда поправить что-либо уже невозможно.

Одиночество Онегина – не только свойство его души. Пушкин показывает нам, что это удел человека, который прожил жизнь неправильно и потому заслужил быть одиноким. Одиночество – наказание, и Онегин его вполне заслуживает. Да, это неплохой человек, умный, порядочный, порой добрый и гуманный (если это ему удобно), но он ленив душой. Одиночество наконец научило его многому. Результаты этого учения, правда, остались за скобками.

История России в произведениях Александра Сергеевича Пушкина

В стихах и прозе

Первые опыты проникновения взором в прошлое писатель предпринял еще в юности. В истории Пушкина интересовало буквально все. Начал он, как и подавляющее большинство соотечественников, со сказок и легенд. Позже размышления автора о родной стране нашли свое отражение и в небольших стихотворениях. Причем почти всегда гению удавалось выразить дух эпохи, к которой он обращался в своем творчестве .

Обязательно нужно знать:

  1. Одним из первых сочинений, в которых Пушкин обратился к прошлому, можно считать «Песнь о вещем Олеге». С одной стороны, это почти сказка, пусть и основанная на древнем предании. Но, с другой стороны, читатель узнает и о Царьграде, и о Перуне (в лице его служителя). И это уже самая настоящая реальность, как и борьба Руси со своими соседями, языческие народные основы. Поэтому и сам Олег воспринимается как живой человек, готовый шагнуть в мир со страниц произведения.
  2. Впоследствии автор часто находил место отсылке к историческим событиям и в тех своих шедеврах, где им, казалось бы, не может быть места. О настоящем героизме народа-освободителя писатель, например, тонко сказал даже в «Евгении Онегине». Пушкин, наверное, впервые на деле доказал, что лирика и патриотизм более чем совместимы, они могут органично дополнять друг друга.
  3. Стремясь к разгадке русской души, писатель не боится исследовать особенности характеров реальных персонажей. Его на протяжении всей жизни интересуют исторические личности. В частности, в «Воспоминаниях о Царском Селе» это такие знаковые фигуры, как Орлов и Румянцев. Аналогичный подход певец народа использовал и в других работах, в них проходит целая череда героев, мыслителей, ученых, военных, правителей и обычных людей. Судьба каждого из них неразрывно связана с судьбой Родины.
  4. Настоящий исследователь отталкивается от фактов. Писателю крайне любопытны были и архивы, и живые свидетели минувшего, и возможность лично увидеть памятники прошлого. Интересно, что Александр Сергеевич не приукрашивал своих героев, он не наделял их сверхспособностями. В его изложении историю страны делали обычные люди, обладающие не только достоинствами, но и недостатками.

Интерес к истории государства и его народа Александр Сергеевич перенес из поэзии и в свою прозу. Здесь он также точен в описании событий, хорош в слове, честен в оценках.

Личность Петра Великого

Некоторые исследователи считают, что огромный пласт творчества писателя, так или иначе касающегося фигуры Петра Первого, являлся лишь попыткой представить правителям пример образа истинного Императора, живущего интересами государства. Но Петр Великий привлекал внимание творца и сам по себе как богатая и неординарная личность. История России глазами Пушкина — это в том числе и череда больших переломов, постоянная проблема выбора и стоящие за этим люди.

Читайте также:
Смысл названия повести А. С. Пушкина Капитанская дочка: сочинение

Необходимо понимать:

  1. Пушкин преклонялся перед Петром как перед правителем, который сумел вытащить страну из азиатчины и сделать ее мощной европейской империей. В каких-то моментах автор почти обожествляет императора, а в каких-то демонизирует его. Петр, на взгляд Александра Сергеевича, гениальный политик и умелый полководец, трудолюбивый строитель и настоящий патриот. Но писатель напоминает и о том, что новая Россия строилась на большой крови.
  2. Одним из ключевых моментов становления новой России поэт считал Полтавскую битву. «Полтавы» он не мог не написать. Здесь есть и император-полубог, и настоящий творец победы над врагом — русский народ. Сама поэма представляет собой гармоничный сплав романтизма и реализма. Петр здесь велик и могуч, одним только видом он вдохновляет войска, но именно народ выступает в роли главной движущей силы истории. Получается, что даже «божия гроза» далеко не всесильна. Она сильна именно народной поддержкой.
  3. Нечто похожее, но уже в ином ключе, звучит и в «Медном всаднике». Здесь поэт ставит императору в заслугу и поднятую на дыбы страну и прорубленное в Европу окно. Петр умен и величественен. Но он же и деспотичен, страшен и даже ужасен в своем величии. Это уже не веселый и отважный полководец «Полтавы», это жесткий и беспощадный правитель, готовый на все ради достижения цели. Такое изменение образа Петра можно объяснить и тем, что Пушкин взялся писать «всадника», изучив не только литературные труды о своем герое, но и доступные архивы.

Свое отношение к личности Петра Великого гений так окончательно и не определил. Образ императора влек автора на протяжении долгих лет, сложился он весьма противоречивым. Но и реформы Петра не были однозначны. Так что поэт, осмысливая общую картину, пришел к единственно верному выводу, связав характер своего героя с характером народа.

Трагедия национальной катастрофы

Поэт действительно внимательно изучал документы о том времени, в котором жили его герои. Произведения Пушкина на историческую тему полны реальными подробностями, а не выдуманными ситуациями. Но заслуга автора, конечно, заключается не только в точном описании того или иного события. Талант настоящего гения позволял создавать истинные памятники литературы.

Одним из ярчайших произведений, построенных на исторической основе, стала трагедия смутного времени, одна из центральных фигур которого — Борис Годунов:

  1. Писатель давно задумывался над тем, чтобы сделать большую вещь о том горьком для страны времени, когда она оказалась в глубоком политическом кризисе, осложненном вторжением врагов. Независимость государства была под реальной угрозой. Автор, не выходя за рамки жанра, сумел показать, что именно народ является главной силой истории. В этом заключается новаторство произведения.
  2. Здесь Пушкин окончательно развенчивает миф о том, что высокая цель может оправдывать любые средства. Трагедия проникнута чувством справедливости высшего закона, который никто не вправе нарушать. В противном случае страна оказывается на грани национальной катастрофы. Борис же явно идет на преступления, поставив себе в оправдание благую цель.
  3. Исследователи продолжают проявлять интерес к трагедии. Они до сих пор спорят, кого можно считать главным героем произведения. Борис умирает, а действие развивается без него. Самозванец присутствует далеко не на первом плане. Бояре и народ сами идут против нравственности, позволяя вступить на трон недостойному человеку. Автор не зря придает мольбам и молитвам вид неестественности. Это помогает читателю понять, что вокруг происходит государственный спектакль, в котором роли уже расписаны.
  4. Показательное значение придается равнодушию, безразличию толпы. Даже слезы здесь являются искусственными. Чтобы продемонстрировать их, люди трут глаза луком. Народ же, совесть его представляет не толпа, а те, кто находится вне ее. Это юродивый и летописец. Логично, что, не будучи охвачены общим безумием, они становятся носителями исконной мудрости.

Обращение к таким образам Николки и Пимена позволило автору выразить идею общего тяжкого греха и показать пути его искупления.

Картина русского бунта

Великий поэт стал и великим ученым. Чтобы создать правдивое полотно восстания под предводительством Пугачева, он проехал пол-России, узнавая, изучая, осмысливая причины бунта, чуть было не стоившего стране самого ее существования. Добытые материалы нашли литературное отражение в «Капитанской дочке», которую можно считать почти документальной повестью.

Здесь снова имеет место уникальное пересечение романтизма и реализма, ставшее темой не одного научного сообщения:

  1. Автору стоило большого труда собрать необходимые материалы. Реальные прототипы есть даже у некоторых второстепенных героев произведения. В этом, кстати, также заключается историзм Пушкина. Романтическую повесть он создал на богатейшей фактуре ожесточенных военных и духовных сражений противоборствующих сторон.
  2. Ужасы кровавого восстания и истории его подавления писатель передает и словами своих героев, и поступками «маленьких людей», и даже терзаниями, которые мучают самого Пугачева. Не случайно в памяти у многих остается высказывание атамана о Гришке Отрепьеве, которому удалось-таки немного поцарствовать.
  3. Тем не менее параллель между Гришкой и Емельяном Пугачевым проводить нельзя. Даже если ознакомиться с повестью лишь в кратком ее содержании, можно заметить, что у атамана иная миссия. Он старается стать «народным царем». Емельян широк душой, умен, незауряден, по-своему справедлив. Но он очень ограничен в знаниях и в выборе средств.
  4. Если ориентироваться лишь на цитаты «народного царя», то в этом качестве он выглядит идеальным правителем. Символом веры, который он несет людям, является воля. Но ради этой воли Емельян убивает людей. То есть путь ложен. И этот путь приводит к гибели самого атамана. Так что относиться к Пугачеву можно по-разному. Писатель намеренно оставил выбор за читателями.
  5. Автор сумел гармонично вписать в «Капитанскую дочку» и традиционный любовный сюжет. На его фоне бунт выглядит еще более жестоким и не имеющим смысла. Да, достойны уважения герои, отважившиеся на восстание, но по-настоящему счастливы те, кто рискуют иметь в дни войны и раздора чистые человеческие чувства, любовь.
Читайте также:
Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка»: сочинение

Произведения Александра Сергеевича не зря изучают в разных классах на протяжении почти всего школьного обучения. Они того безусловно заслуживают. А «Капитанскую дочку», хотя бы за ее правдивость и пронзительность, можно занести в вечный список обязательных к прочтению книг.

Если говорить кратко, то Пушкин не зря стремился показать своих героев именно в сложные периоды жизни страны. В переломные моменты можно лучше рассмотреть и истинные человеческие качества, и действие законов истории.

Эта наука позволяет раскрыть и самые важные черты того или иного народа. Если гений реализовывал такой план, это ему, безусловно, удалось.

Сочинение История России в произведениях Пушкина (7 класс)

Александр Пушкин один из самых талантливых писателей России, оставил свой след, как в истории России так и в ее культуре. Конечно, история великой страны была отражена в творчестве писателя. Еще будучи юношей, Пушкин начал проявлять интерес к общеисторическим

событиям государства, которые потом использовал в своих произведениях. Читатель может прочувствовать даже дух того времени, который Пушкин описывает.

Одной из первых робот, в которой Пушкин использует историю России как основу сюжета, это Песнь о вещем Олеге. Автор переносит нас в эпоху правления князей на Руси, выражает свой восторг героями, есть ощущение гордости за страну.

Закончив лицей, Пушкин создаёт оду «Вольность». Основной замысел этого стихотворения является то, что закон выше всего, а власть покоряется ему. Он искренне призывает угнетенных людей сражаться за свободу, упрекает и осуждает правителей, это затрагивать самого Александра I. В стихотворении много разногласие, но это такой эффект чтобы ярче раскрыть тему свободы, призвать к борьбе.

С особым вниманием нужно подметить трагедию Борис Годунов. В данном произведение Пушкин отобразил Россию в те времена, когда при власти не было законного наследника, страну поглотили политические и экономические проблемы, а также нападения соседних государств, которые хотели воспользоваться таким положением.

Пушкин всегда восхищался правлением Петра I, ведь именно этот правитель осуществил ряд важных перемен и превратил Россию в мощную империю и важнейшее государство. Осуществить это было не легко и именно происходящее тех времен он отобразил в двух своих самых известных поэмах Медный всадник и Полтава, писатель изображает Петра I умелым политиком, стратегом, патриотом своего государства.

Также, исторические события связаны с Россией изображены и в Капитанской дочке. В данном произведении сосредоточено внимание на правлении Екатерины II в, а также восстание народа под предводительством Пугачева.

История своего государства была одной из любимых тем писателя, именно поэтому она так часто является в его работах. Он старательно готовился к написанию своих произведений, изучал исторические факты, события и их особенности. Основными персонажами являются простые люди, у них нет супер умений, благодаря которым они творят историю государства. Пушкин говорить, что не человек создаёт историю, а история наставляет человека на поступки.

Вариант 2

Выдающийся, знаменитый и пожалуй, один из самых великих писателей девятнадцатого века Пушкин Александр Сергеевич.

Как автор он не один раз брал за основу любого из своих произведений исторические данные, которые соответствовали правдивым данным. Он очень тщательно и внимательно исследовал историю и пытался сделать всё возможное, чтобы не потерять ни одной её составляющей.

Пушкин безумно любил и преклонялся перед своей родиной, и поэтому очень часто писал про ее уголки во многих произведениях. Писатель и поэт в одном лице гордился своей отчизной, это всегда подталкивало его к написанию стихов и поэм на тему любимой родины. Он как ребенок радовался, что на такой, по его мнению святой земле живут герои различных военных действий, известные своими достижениями люди, которые смогли добиться каких-то успехов в различных отраслях, писатели и авторы, выдающиеся строители и простые, обычные люди, ежедневно работающие на улучшение страны. Каждого из россиян он считал выдающимся человеком, способным на всё, ну или хотя бы на многое.

Критики предполагают, что Пушкин всегда желал написать именно такое произведение, которое дошло бы до современности и показало бы современному миру его настоящую любовь к отчизне, при этом он желал чтобы никогда не было забытым, осталось на все века в наших сердцах и душах, то что важно с исторического зрения для потомков такой большой страны.

Александр Сергеевич замечательный русский поэт. Его знает не только Россия, но и весь мир. Одним из самых известных произведений данного автора является “Капитанская дочка”, это произведение было создано во времена правления Екатерины второй. Как известно из исторических справок Екатерина села на престол, без сожаления согнав с него своего мужа. Именно этой женщине относят многие дворцовые перевороты, то есть с помощью дворян и их подданных. В благодарность за помощь эта женщина очень щедро поощряла дворян, даже создала различные поощрительные грамоты дворянству, которые освобождали их от военной службы.В это самое время появился знаменитый персонаж российской истории Пугачев. Появление которого было началом различных переворотов и существенных изменений в правлении. Многие историки называют это самым мощным восстанием за всё время России.

Читайте также:
Мой любимый герой в романе «Евгений Онегин» (Татьяна Ларина): сочинение

Очень часто его сравнивают с так называемой гражданской войной. Стоит отметить, что отечественной истории довольно большое количество подобных моментов таких столкновений. И всё-таки данный писатель желал не только передать историю того времени но указать то, что восстания, гражданские воины никогда и никого не приводили к чему-то хорошему, а зачинщики каждого из подобных восстаний настоящие разбойники, которые только и могут, что грабить и издеваться над обычным народом, который никак не защищен.

Вообще история очень часто использовалась в произведениях того времени, каждый из писателей хотел показать своё трепетное отношение к родине, в том числе был и Александр Сергеевич.

История России в произведениях Пушкина

Несколько интересных сочинений

Произведения Максима горького всегда отличались особенным стилем написания. Автор с лёгкостью соединяет сказку и реальность. Рассказы старухи Изергиль прямое тому доказательство. Но значение этих сказочных рассказов

Картина Константина Юона “Весенний солнечный день” просто пестрит яркими и насыщенными красками и сразу же окунает того, кто на неё смотрит, в весёлое и приподнятое настроение

Гелла – вампирша, представляет собой младшую служанку Воланда, которая выполняет различные мелкие поручения. Она всегда ходит нагой и обладает красотой юной девушки, которую уродует только шрам на шее.

Прочитав произведение русского поэта и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» я выделила для себя одно героя – Веру. Это девушка, которую смог полюбить главный герой романа, эгоистичный, надменный и циничный Печорин

Алексей Саврасов родился 12 мая 1830 г. Его родители были простыми московскими меланинами. В четырнадцать лет он начинает посещать московское «Училище живописи и ваяния», спустя два года будет вынужден его покинуть из-за болезни

Материал по литературе по теме “История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова”

Описание разработки

История своей страны всегда волновала, волнует и будет волновать умы настоящих граждан этой страны. И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов были не только гражданами и патриотами России, но и великими поэтами и писателями своей эпохи.

И им хотелось, чтобы основные вехи нашей истории были запечатлены не только в летописях и документах историков, но и воспеты в художественных произведениях.

Так, А. С. Пушкин в своей «Песне о вещем Олеге», поэтически рассказал о времени правления (882 – 912гг.) князя Олега в Киеве, о быте Древней Руси, о мудрости и смелости князя и его дружины в деле освобождения русских владений от кочевников и от засилия Византийской империи; о смерти князя, предсказанной ему волхвом.

А. С. Пушкин, как известно, был очень свободолюбив, поэтому строчками, вложенными в уста волхва –

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык.

И с волей небесною дружен. »

– он выразил и своё собственное отношение к преследующему его « могучему владыке» – Николаю I.

Продолжает историю России М. Ю. Лермонтов в своей « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. »

В ней описаны времена правления Ивана IV Грозного (1533 – 1584 гг. ), в которые была установлена опричнина, страшные времена, когда в качестве протеста против опричников, призванных «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену (в знак этого опричники прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу) сложил с себя сан митрополит Афанасий, когда нового митрополита Филиппа Колычева (за смелость в речах) задушил ближайший помощник царя Малюта Скуратов.

Когда М. Ю. Лермонтов писал это произведение, «…в его памяти возникла та правда, которая стала для него жить в самую раннюю пору – в Тарханах, в старых тарханских песнях», – говорил известный лермонтовед С. А. Андреев – Кривич, долгое время изучавший в селе Тарханы фольклор. В. Г. Белинский резюмировал:

– «Песня про купца Калашникова»… представляет собою факт в кровном родстве духа поэта с народным духом. »

Царствование Бориса Годунова (1598 – 1605 гг.)отражено А. С. Пушкиным в драме «Борис Годунов», где ярко и выпукло изображены и образ царя Бориса – умного, дальновидного властителя, завоевавшего престол хитростью и энергией, и образ Самозванца. Этот пылкий юноша – Григорий – страстно рвётся из стен Чудова монастыря в большой мир, к власти, обнаруживая при этом смелость, ум, способности дипломата.

Но и для Бориса, и для Гришки дорога к власти лежит через насилие, через преступление. Народ, со свойственным ему нравственным сознанием, осуждает и того, и другого…

Ко временам правления Петра I (1682 – 1725 гг. ), который был для А. С. Пушкина любимым историческим деятелем, поэт обращается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». В «Полтаве» описывается победа Петра I над шведами, вторгшимися в Россию в 1709 г., поэтически описан Полтавский бой, его напряжённые моменты, описан гордый и могучий облик Петра I, его отвага и великодушие к побеждённым.

«Медный всадник» воспевает град Петров – Петербург:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…»

Читайте также:
История жизни Владимира Дубровского (по повести Пушкина Дубровский): сочинение

Этот город Петр I заложил на севере России, у берегов Балтийского моря, на топи болот, среди лесов, с тем, чтобы « в Европу прорубить окно», откуда « грозить мы будем шведу».

Петербург он делает столицей своего государства и строит его с размахом, прочно, на века. И сейчас Санкт – Петербург (Петербург, Петроград, Ленинград) является одним из красивейших городов мира.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Сочинение на тему: «История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова».

История своей страны всегда волновала, волнует и будет волновать умы настоящих граждан этой страны. И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов были не только гражданами и патриотами России, но и великими поэтами и писателями своей эпохи.

И им хотелось, чтобы основные вехи нашей истории были запечатлены не только в летописях и документах историков, но и воспеты в художественных произведениях.

Так, А. С. Пушкин в своей «Песне о вещем Олеге», поэтически рассказал о времени правления (882 – 912гг.) князя Олега в Киеве, о быте Древней Руси, о мудрости и смелости князя и его дружины в деле освобождения русских владений от кочевников и от засилия Византийской империи; о смерти князя, предсказанной ему волхвом.

А. С. Пушкин, как известно, был очень свободолюбив, поэтому строчками, вложенными в уста волхва –

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык.

И с волей небесною дружен.»

– он выразил и своё собственное отношение к преследующему его « могучему владыке» – Николаю I.

Продолжает историю России М. Ю. Лермонтов в своей « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.»

В ней описаны времена правления Ивана IV Грозного (1533 – 1584 гг.), в которые была установлена опричнина, страшные времена, когда в качестве протеста против опричников, призванных «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену (в знак этого опричники прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу) сложил с себя сан митрополит Афанасий, когда нового митрополита Филиппа Колычева ( за смелость в речах) задушил ближайший помощник царя Малюта Скуратов.

Когда М. Ю. Лермонтов писал это произведение, «…в его памяти возникла та правда, которая стала для него жить в самую раннюю пору – в Тарханах, в старых тарханских песнях», – говорил известный лермонтовед С. А. Андреев – Кривич, долгое время изучавший в селе Тарханы фольклор. В. Г. Белинский резюмировал:

– «Песня про купца Калашникова»… представляет собою факт в кровном родстве духа поэта с народным духом.»

Царствование Бориса Годунова (1598 – 1605 гг.) отражено А. С. Пушкиным в драме «Борис Годунов», где ярко и выпукло изображены и образ царя Бориса – умного, дальновидного властителя, завоевавшего престол хитростью и энергией, и образ Самозванца. Этот пылкий юноша – Григорий – страстно рвётся из стен Чудова монастыря в большой мир, к власти, обнаруживая при этом смелость, ум, способности дипломата.

Но и для Бориса, и для Гришки дорога к власти лежит через насилие, через преступление. Народ, со свойственным ему нравственным сознанием, осуждает и того, и другого…

Ко временам правления Петра I (1682 – 1725 гг.), который был для А. С. Пушкина любимым историческим деятелем, поэт обращается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». В «Полтаве» описывается победа Петра I над шведами, вторгшимися в Россию в 1709 г., поэтически описан Полтавский бой, его напряжённые моменты, описан гордый и могучий облик Петра I, его отвага и великодушие к побеждённым.

«Медный всадник» воспевает град Петров – Петербург:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…»

Этот город Петр I заложил на севере России, у берегов Балтийского моря, на топи болот, среди лесов, с тем, чтобы « в Европу прорубить окно», откуда « грозить мы будем шведу».

Петербург он делает столицей своего государства и строит его с размахом, прочно, на века. И сейчас Санкт – Петербург (Петербург, Петроград, Ленинград) является одним из красивейших городов мира.

Времена царствования Екатерины II (1762 – 1796 гг.), крестьянская война (1773 – 1775 гг.) под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва отражены А. С. Пушкиным в «Истории Пугачёва», в «Капитанской дочке». М. Ю. Лермонтов откликнулся на эти события романом «Вадим».

Основной мыслью, которая звучит у обоих авторов, является то, что « люди, когда страдают, обыкновенно, покорны: но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягнёнок превращается в тигра; притеснённый делается притеснителем и платит сторицею – и тогда горе побеждённым. », как писал М. Ю. Лермонтов. Страшен русский бунт, страшен и бессмыслен.

Однако мысли, заложенные в этих произведениях, касались не только прошлого, но и настоящего, и будущего николаевской России.

Борцами, с присущим обоим духом бунтарства, были и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов. За их свободолюбивые взгляды не жаловало их тогдашнее правительство…

События 1812г., события Отечественной войны, описаны М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Бородино». М. Ю. Лермонтов общался со многими бывшими солдатами, участниками той войны, жившими в Тарханах. Его отец и братья бабушки тоже воевали. Маленький Лермонтов любил их слушать, восхищался героизмом русского народа. Вот откуда знание темы, откуда гордость за смелость и мужество русских солдат, которые разгромили непобедимую армию Наполеона.

В 1941г., защищая от фашистов подступы к Москве, солдаты, идя в бой, нередко повторяли лермонтовские строки из «Бородино».

Событиям на Кавказе, который был бельмом в глазу России, посвящены поэмы «Черкесы» М. Ю. Лермонтова и «Кавказский пленник» А. С. Пушкина. Об этих же событиях упоминается в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Читайте также:
Земфира: сочинение

Подводя итоги, можно сказать, что любое историческое событие в жизни народа всегда находит своё отражение в творчестве знаменитых писателей, тем более таких гигантов, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Оба прожили короткие жизни. Как жаль… Проживи они подольше, сколько бы они ещё написали, сколькими бы шедеврами одарили свой народ.

Думнов Валерий, 7 «В» кл., 65 шк., г. Пенза, 16 декабря 2011г.

«История новейшая есть история христианства»: пушкинский взгляд на Россию и Российское государство

Орест Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. 1827

Творческая зрелость Пушкина наступила летом 1825 года, когда он прошел через горнило страстей и в результате их преодоления смог осознать собственные литературные, а затем и политические принципы. Уже в это время, в муках рождая «Сцену из Фауста» и испытывая творческие прозрения при написании «Бориса Годунова», Пушкин совершенно отказался как от романтического флёра в духе Байрона, так и от бунтарских иллюзий юности. После встречи с новым императором Николаем I во время коронационных торжеств в Москве летом 1826 года окрыленный высочайшим прощением, признанием и искренностью разговора Пушкин написал своего знаменитого «Пророка». Тема поэта как пророка при царе в эти годы не давала ему покоя. В «Стансах» (декабрь 1826) новое царствование сравнивалось с петровским, причем императору (ни много ни мало!) был дан совет быть милостивым к поверженным декабристам – несмотря на допущенную ими трагическую ошибку:

«В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен».

Позднее поэту даже пришлось разъяснять свою позицию – но уже не перед монархом, а перед друзьями:

«Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.

Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.

О нет, хоть юность в нем кипит,
Но не жесток в нем дух державный:
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит.

Во мне почтил он вдохновенье,
Освободил он мысль мою,
И я ль, в сердечном умиленье,
Ему хвалы не воспою?»

В дальнейшем рассуждения Пушкина о политике Николая I становились еще более охранительными. В 1831 г. в военных поселениях вспыхнуло несколько холерных бунтов; царь лично прибыл в Новгородскую губернию для вразумления мятежников и вел переговоры с их представителями. Пушкин записал в дневник: «Царю не должно сближаться лично с народом. Чернь перестает скоро бояться таинственной власти и начинает тщеславиться своими отношениями с государем. Скоро в своих мятежах она будет требовать появления его как необходимого обряда. … Россия имеет 12000 верст в ширину; государь не может явиться везде, где может вспыхнуть мятеж» [i] .

Размышления о задачах власти привели поэта и к более масштабным выводам. 1830 год стал очередной кардинальной вехой в развитии пушкинского взгляда на Россию. Ранее она воспринималась поэтом лишь как часть Европы, пусть и важная. Однако в начале лета Пушкин прочел «Философические письма» своего друга – П.Я. Чаадаева (они были написаны в 1828-1830 годах). Чаадаев писал об особенности исторического пути России, которая, по его мнению, еще со Средних веков оказалась вне общеевропейского развития. Как известно, при написании писем Чаадаев вкладывал в эту идею отрицательный смысл, Россия лишалась им исторического значения, но в дальнейшем его взгляд существенным образом изменился. Как бы то ни было, чаадаевская идея сильно подействовала на Пушкина. Последующие европейские события пришлись очень вовремя. Уже через несколько недель в Париже грянула Июльская революция, воочию показавшая всей Европе, что революционный процесс является необратимым и будет лишь нарастать. Совсем другое дело Россия – в ней революции вроде бы не предвиделось. Таким образом, чаадаевская логика получала дополнительное подтверждение. Пушкин развил ее в своих заметках, написанных осенью в Болдине.

Сравнивая Россию с Европой, поэт отрицал феодальный характер Древней Руси: «Феодализма в России не было. Одна фамилия, варяжская, властвовала независимо, добиваясь великого княжества. … Бояре жили в городах при дворе княжеском, не укрепляя своих поместий, не сосредотачиваясь в малом семействе, не враждуя противу королей, не продавая своей помощи городам. Но они были вместе, придворные товарищи об их правах заботились, составили союз, считались старшинством, крамольничали. Великие князья не имели нужды соединяться с народом, дабы их усмирить». Отсюда вывод: «Россия никогда не имела ничего общего с остальною Европою … история ее требует другой мысли, другой формулы, как мысли и формулы, выведенные Гизотом из истории христианского Запада». Французский историк Ф. Гизо выводил феодализм из германского завоевания Галлии, причем в рамках этого взгляда крушение феодальной системы в ходе революции 1789 года становилось неизбежным восстановлением древних прав нации, которая свергала потомков завоевателей. Иными словами, феодализм порождает революцию. Пушкин мыслил в русле Н.М. Карамзина: варяги не завоевывали Россию, они были призваны в нее и потому феодальной системы не создали. По мысли Пушкина, революция России не грозила, но это также означало, что Россия оказывалась вне европейского развития. Характерны пушкинские ремарки-размышления в том же тексте: «Феодализма у нас не было, и тем хуже. … История новейшая есть история христианства. Горе стране, находящейся вне европейской системы!» [ii] . Влияние Чаадаева вполне очевидно…

Но и поставить Россию вне истории христианства Пушкин не мог: «Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В сей-то священной стихии исчез и обновился мир. История древняя есть история Египта, Персии, Греции, Рима. История новейшая есть история христианства». Для Пушкина Россия несомненно принадлежит новой – христианской – истории, но одновременно Россия отлична от Европы. Уже в Болдине эта мысль получает новое развитие: если современную Европу в движение приводят революции, то развитие России осуществляет государственная власть. Именно она отвечает за верное или неверное направление движения в общенациональном масштабе. И Пушкин оставляет такую запись: «Петр I – одновременно Робеспьер и Наполеон. (Воплощенная революция.)» [iii] .

Читайте также:
Темный лес Татьяниного сна или Умение различать истинные и мнимые ценности: сочинение

В результате уже в это время – в октябре 1830 года – у Пушкина рождается совершенно новый взгляд на всю русскую историю. В эти дни написано стихотворение «В начале жизни…», где появляется такой образ России:

«В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.

Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса.
Но я вникал в ее беседы мало.
Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.
Дичась ее советов и укоров,
Я про себя превратно толковал
Понятный смысл правдивых разговоров,
И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал».

Если Чаадаев в период написания «Философических писем» страдал от бессмысленности истории России, то Пушкин именно ее начинает воспринимать как национальное основание достоинства личности. В это же время появляются бессмертные строки:

«Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека,
Залог величия его».

Польский мятеж 1830-1831 годов стал причиной для написания Пушкиным целого ряда патриотических произведений, в первую очередь «Клеветникам России» («Иль русского царя уже бессильно слово? / Иль нам с Европой спорить ново?»). Поэт ожидал европейского вмешательства в польские дела и рвался принять участие в новой Отечественной войне. Но события потекли в другом направлении: «По-видимому, Европа предоставит нам свободу действий. Из недр революции 1830 г. возник великий принцип – принцип невмешательства, который заменит принцип легитимизма, нарушенный от одного конца Европы до другого» [iv] . Интересно отметить, что и воспрявший духом Чаадаев оценивал события схожим образом: «Мы, слава Богу, больше не принадлежим к Европе: итак, с этого дня наша вселенская миссия началась. Поэтому обратите внимание, что никогда еще ни одно действие правительства не было встречено более единодушными симпатиями нации, никогда не видано было более совершенного согласия между чувствами государя и чувствами народов!» [v] . В письме Пушкину, касаясь стихотворения «Клеветниками России», Чаадаев писал: «Стихотворение к врагам России в особенности изумительно; это я говорю вам. В нем больше мыслей, чем их было высказано и осуществлено за последние сто лет в этой стране» [vi] . В 1831-1832 годах Чаадаев написал две записки на политические темы. Он доказывал пользу для самих поляков в сохранении Польши в составе Российской империи (в противном случае, по его мнению, поляки неизбежно подверглись бы онемечиванию) [vii] . В записке на имя А.Х. Бенкендорфа Чаадаев всячески порицал как революционные настроения Европы, так и «нелепую и безбожную» философию Просвещения, которая к ним привела [viii] . Эти идеи вытекали из «Философических писем» и их никак не назовешь попыткой подстроиться под правительственный взгляд.

Чаадаев полагал, что петровская эпоха в истории России в 1830 году завершилась. Однако взгляд Пушкина был несколько иным – в Петре он выделял не стремление к Западу, а широту творческой натуры «царя-плотника». В 1832 году еще один хороший знакомый Пушкина – М.П. Погодин – прочел лекцию в Московском университете, в которой так оценил петровские реформы: «Во всей Истории не было революции обширнее, продолжительнее, радикальнее» [ix] . В том же русле сравнения петровских реформ с революцией мыслил и Пушкин. Однако важно отметить: в отличие от Погодина у Пушкина Петр – это скорее не конкретная историческая личность со своими светлыми и темными сторонами, подчас совершающая и серьезные ошибки – а все же мифологический и поэтический образ, символ инициативной и ответственной власти. Для Пушкина Петр «один есть целая история!» [x] . Неслучайно этот образ переносился и на всю династию. В 1834 году в беседе с Великим князем Михаилом Павловичем (младшим братом императора!) Пушкин запросто заявил: «Вы истинный член своей семьи. Все Романовы революционеры и уравнители». Великий князь иронически ответил: «Спасибо: так ты меня жалуешь в якобинцы! Благодарю, вот репутация, которой мне недоставало» [xi] . Но что такое «революция» для Пушкина? Не мятеж, а активное решение стоящих перед государством задач. Не случайно Пушкин восхищенно сравнивает государственную политику с поэтическим творчеством: «Все должно творить в этой России и в этом русском языке» [xii] . Воплощением этой идеи стал пушкинский «Медный всадник»: в этой поэме мелкий корыстный интерес гибнет перед образом государственной силы, которая остается неуязвима даже для природной стихии.

С темой государства неизбежно связана тема бунта. Пушкин лишь мечтал о написании «Истории Петра Великого», но «Историю пугачевского бунта» написать успел. Хваля «революционность» Романовых, Пушкин порицает русский бунт – «бессмысленный и беспощадный». Позднюю осень 1833 года Пушкин опять провел в Болдине, где его идеи вновь обрели литературную форму. Здесь был написан «Медный всадник», здесь же были задуманы еще два произведения – «Путешествие из Москвы в Петербург» и «Капитанская дочка». В «Путешествии», так и оставшемся в черновиках, есть очень яркие выпады против мятежного духа, капитализма и парламентаризма, которые, по мнению поэта, России останутся чужды («Русская изба», «Разговор с англичанином»). «Капитанская дочка» вбирает в себя многие пушкинские темы, но противостояние Гринева и Швабрина в первую очередь напоминает коллизию «Медного всадника» – противостояние долга и подлости.

Читайте также:
Герои и проблематика поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»: сочинение

Пушкин верил в созидательный потенциал российской государственной власти. В последнюю для него годовщину Лицея 19 октября 1836 года в так и не отправленном письме Чаадаеву поэт с горечью констатировал, что в России присутствует «равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью, правом и истиной, ко всему, что не является необходимостью». Тема «Медного всадника» опять не давала Пушкину покоя. Именно в этом смысле он заключал: «Правительство все еще единственный европеец в России» [xiii] . Что европейцы не наделены лишь идеальными качествами, Пушкин прекрасно знал. Он имел возможность дополнительно в этом убедиться, когда всего через несколько дней получил оскорбительное письмо, послужившее поводом для трагической дуэли. Так в жизни поэта возник «европеец» Дантес… Но в письме Чаадаеву речь шла о совсем другой «европейскости»: государственная власть, осознающая свой долг, становится достойной своего собственного предназначения, своей причастности к тому, что Пушкин именовал «историей христианства».Именно потому в том же письме поэт и написал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал» [xiv] .

«История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова»

С раннего возраста Александр Сергеевич заинтересовался российской историей. Еще на экзамене в Царскосельском лицее не просто показал поэтическую картину славного прошлого Родины, но и подметил, насколько велика была роль народа в борьбе с французскими солдатами. Именно представители народа, сделавшие мир на земле, находятся в рабском положении.

Поэт прекрасно был осведомлен событиями мировой истории. Поэтому, то весь опыт изучения истории сопровождался думами о крепостничестве. Поэт хотел больше знать, и его интересовало все, начиная от происхождения своей родословной до воинственных побед русских воинов. Александр Сергеевич высоко ценил реформы Петра I.Он отмечал образованность государя, и считал его близким к себе. Так, в поэме «Полтава», поэт изобразил государя, воодушевленного любовью к Родине и общему делу, внушающего энтузиазм. За уроками истории, тем более за военными всегда стоит смерть. Однако Пушкин Полтавскую битву преподнес как восхваляющую песнь о торжестве государя и той России, которая стояла за его спиной. Бой под Полтавой подчеркнул всю правильность проведения реформ Петра.

Сражение под Полтавой, побег Гришки Отрепьева, бунт Пугачева-это только мелкие вехи исторических страниц Отчизны. Не остался в стороне поэт, отражая эту тематику в своем творчестве. Он хотел, чтобы читатель ощущал ту духовную жажду, что и он сам, чтобы ценил самое дорогое, что у него есть. Пушкин превосходно сам рассказывал исторические события, одновременно напрямую или косвенно выражая свое мнение о них.

В творчестве Александра Сергеевича имеются произведения прозы, носящие исторический характер. Поэт попытался воссоздать события истории в произведении «Арап Петра Великого», где главный герой Абрам Ганнибал был предком Пушкина. Именно здесь показана картина русской жизни. Но особенно ярко отразил историю в драме «Борис Годунов», которая далеко шагнула от классического жанра. События в произведении развернулись на целых 7 лет. В работе поэт уделил основное значение народу, который, к сожалению, находится в бездействии. В этом и заключается настоящая драма Родины. Над следующим своим трудом «Капитанская дочка» Пушкин работал долго, день, за днем исследуя и перерабатывая документальные факты Пугачевского бунта. В этой повести автор впервые разработал новый эпический жанр исторической повести. Традиция отображения исторических событий показана и воде «Вольность», где во всеобщем обозрении предстает мировая история.

В творчестве Пушкина история была уроком нравственного величия, поэтому историческая тема тесно переплетается с психологической, которую продолжили писатели последующей эпохи.

Тема истории в творчестве М. Лермонтова

Дыдыкина Екатерина, 11 лет

Областной конкурс индивидуального литературного творчества

(посвящается 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова)

Тема истории в творчестве М.Ю. Лермонтова

В этом году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова. Он прожил очень короткую жизнь, но за эти неполные двадцать семь лет успел написать так много прекрасных стихотворений, поэм, романов и драматических произведений!

Наша страна обладает очень древней и богатой историей, к которой в своем творчестве очень часто обращался Лермонтов. Он изучал историю с детства. Не удивительно, что писателя особо привлекало Бородинское сражение, ведь в нем участвовал его родной дядя. Гениальную поэму о бессмертном народном подвиге — «Бородино» Лермонтов написал в 1837 году, к двадцать пятой годовщине Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года. У писателя о великом историческом сражении рассказывает рядовой участник боя, простой солдат. Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего эту войну, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении. Рассказ старого солдата вызвал у меня чувство гордости за наших предков, уважение к их подвигу и желание быть похожей на них. Одновременно я вижу сожаление Лермонтова по поводу того, что все великое осталось в прошлом. Писатель противопоставляет прошлое настоящему. Он подчеркивает никчемность и пустоту своих современников, упрекая их за это:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Поэт сравнивает нынешнее поколение, которое считает неспособным на подвиги, с людьми прошлого, «богатырями». Он называет этих людей богатырями не только за физическую силу, но и за силу духа, за способность постоять за родную землю ценой собственной жизни:

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

Чувством гордости за свой народ проникнуто стихотворение юного Лермонтова «Два великана», написанное в 1832 году. В нем также видна любовь поэта к отечеству и его героическому прошлому. Лермонтов представил Россию как великую и непобедимую державу. Он сравнил Москву с великаном в «шапке золота литого», а о противнике говорит с пренебрежением, называя его «трехнедельным удальцом».

Читайте также:
Троекуров 2: сочинение

В исторических произведениях Лермонтова большую роль играют обычные люди. Поэт восхищается этими сильными и мужественными людьми, готовыми на подвиги во имя свободы и счастья своего Отечества.

Стихотворения Лермонтова об исторических событиях 200-летней давности и сегодня нас очень волнуют. Война – это кровь, ужас и смерть. Но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг «недаром помнит» и будет помнить «вся Россия». Благодаря таким талантливым произведениям великого русского классика Михаила Юрьевича Лермонтова эта славная страница нашей истории навсегда сохранится в нашей памяти.

«Да, были люди в наше время» Очерк о моих легендарных предках

История создавалась многие века. Великие люди – ученые, воины, герои, мудрецы – делали нашу жизнь такой, какой она досталась нам. Много тяжких и трудных моментов было в истории нашего народа. Великая Отечественная война. В нашей стране нет семьи, которую не обошла стороной эта ужасная война. И наша семья не исключение.

Мой прадедушка, Родионов Владимир Александрович, в самом начале войны восемнадцатилетним юношей добровольцем ушел на фронт. Он героически сражался с врагами нашей Родины. В суровых боях под Москвой прадедушка был тяжело ранен и вышел из госпиталя инвалидом. За отвагу и мужество его наградили боевыми наградами.

После войны мой прадедушка окончил институт и был направлен на работу в закрытый город Саров. Около пятидесяти лет он проработал в Российском Федеральном ядерном центре и являлся одним из лучших специалистов. Прадедушка был начальником проектного отдела и участвовал в секретной разработке первой отечественной атомной бомбы.

За множество уникальных разработок прадедушка был удостоен звания лауреата Сталинской премии и получил личное поздравление Сталина за удачное завершение испытаний. Он также награждался орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и многими другими орденами и медалями, очень почетными и важными.

Моя прабабушка, Родионова Нина Андреевна, во время войны работала на трудовом фронте в тылу врага.

Другой мой прадедушка, Дыдыкин Иван Егорович, тоже в самом начале Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт. Но через полгода он героически погиб.

Великая Отечественная война все дальше уходит в историю. К сожалению, с каждым годом все меньше и меньше остается непосредственных участников войны и тружеников тыла. В нашей семье тоже уже не осталось участников тех кровавых событий. Но в моей памяти остались яркие и правдивые рассказы прабабушки о том времени. Мои легендарные предки воевали и трудились для того, чтобы в стране был мир, чтобы их дети не видели войны. Работая над этим этой темой, я много поняла. События Великой Отечественной войны ожили для меня. Великая Победа была одержана благодаря героизму и стойкости простых людей, к которым относятся и мои предки. Всё, что рассказывала нам с братом прабабушка, — история. И я очень рада, что у меня такие замечательные родственники! Они принимали самое активное участие в истории страны: отстояли победу в Великой Отечественной войне, строили мирную жизнь… Кроме того, главные ценности у них нравственные, человеческие: доброжелательность, отзывчивость, великодушие и трудолюбие. Я восхищаюсь и горжусь своими героическими предками!

Огромное счастье, что наше поколение, начинающее третье тысячелетие, живет под мирным небом! Я и мои родители не видели войны. Но когда я смотрю фильмы о войне, слышу рассказы ветеранов или читаю книги о подвигах нашего народа, мое сердце наполняется болью и гордостью за свою Родину.

Русские – великий народ, если он сумел пережить то, что досталось России. Мы должны хорошо знать и историю страны, и историю своей семьи.

Лермонтов и история. Ссочинение

М.Ю. Лермонтов в своих произведениях обращался к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно, черпая там средства для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей возвеличивания родины и даже просвещения в области истории некоторой категории читателей. В исторических произведениях Лермонтова большую роль играют обычные люди, их поступки, подвиги, а, исторические личности отчасти лишаются того величия и безмерного возвышения над «простыми смертными», которым их наделили многие писатели. Да и историзм Лермонтова необычен. Он имеет сугубо индивидуальную, личную окраску и в этом отношении историзм Лермонтова условен. Так например история Мцыри является эпизодом из истории русско-кавказских отношений, но это заметно только вначале. По ходу действия история отходит на второй план уступая судьбе и личным переживаниям главного героя. Таким образом в произведениях Лермонтова исторические детали служат только для прояснения внутреннего мира героев. Другая черта присущая лермонтовскому историзму, это постоянные сравнения минувшего и времени в котором жил поэт . Разочарованный в настоящем, Лермонтов не видел в окружающей его действительности места подвигам и великим свершениям. Даже люди в его эпоху, по мнению поэта, изменились в худшую сторону: «Да, были люди в наше .время, не то, что нынешнее племя: богатыри — не вы» («Бородино»). Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов исполнен гордости, но одновременно читатель чувствует глубокое чувство горечи в стихотворении «Бородино» по поводу того, что великое осталось в прошлом. А в настоящем поэта окружают люди, не способные не только на подвиг, но они даже не способны защитить себя. За это Лермонтов упрекает современное поколение. Ему больно осознавать, что «в бездействии состарится оно». История в произведениях Лермонтова тесно перекликается с современностью. В стихотворениях «Новгород», «Приветствую тебя воинственный славян» звучит тема утраченной свободы, от отсутствия которой так страдал поэт. В своих произведениях поэт сравнивает нынешние поколения, которые считает не способным на подвиги, с людьми прошлого, «богатырями». Богатырями он называет этих людей не только за физическую силу, но и за силу духа, за веру в идеалы, за решимость, способность постоять за родную землю ценою собственной жизни: Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали! Гимном героическому прошлому можно назвать стихотворение «Два великана». Оно чем-то похоже на сказку, былину. Здесь видна вся любовь поэта к отечеству, его историческому прошлому. Россия представляется великой, непобедимой державой. Чего стоит одно сравнение — Москвы с великаном «в шапке золота литого»! О противнике «старого русского великана» Лермонтов говорит с пренебрежением, называя его «трехнедельным удальцом». Этим произведением поэт как бы предупреждает, что все противники, враги великой Руси, всегда бывали наказаны и что так будет и впредь. Я думаю, что при обращении к исторической тематике открылась еще одна грань таланта поистине великого русского классика – М. Ю.Лермонтова.

Читайте также:
Мой любимый герой в романе «Евгений Онегин» (Татьяна Ларина): сочинение

Историческая тема в поэзии. Историческая тема — одна из важнейших тем лирики Лермонтова. Она разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. В ранний период своего творчества Лермонтов обращался к истории с позиций поэта-романтика и искал в прошлом романтических героев. В первую очередь это, конечно, Наполеон. Он был идеалом для многих современников поэта. К его образу, который «выше похвал, и славы, и людей», поэт обращается в стихотворениях 1828 и 1830 годов. Из русской истории Лермонтов берет образ безжалостного волжского атамана (стихотворение 1831 г. «Атаман»), который также наделен всеми чертами романтического героя: сильный человек, противопоставивший себя толпе, но несвободный от своих страстей. Идея сильного человека получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта, однако рассматривается она уже в ином аспекте. Основная мысль исторических стихов Лермонтова второго периода с определенной четкостью выражена в стихотворении 1837 года «Бородино»: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Обращение Лермонтова к исторической теме — это взгляд на прошлое с позиций современности, противопоставление прошлого и настоящего. С одной стороны он видит «могучее, лихое племя», а с другой:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда…

Эпоха, когда общественная жизнь замирает. Мы можем сказать, что к исторической теме Лермонтова приводят постоянные и мучительные размышления о судьбе своего поколения. Его зовут и манят «веков протекших великаны», так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков.

«Самый выбор этого предмета, — писал Белинский, — свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем». Центральным произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Так же как в стихотворении «Бородино» поэт обращается к теме войны 1812 года, одного из важнейших событий русской истории, когда решалась судьба всей страны. В «Песне…» объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое время правления Ивана Грозного, один из наиболее драматичных моментов истории Руси. Именно в такие значимые периоды, по мнению Лермонтова, открываются наиболее сильные и важные черты русского характера. Все три героя «Песни…» особенны. Они являются своего рода высшими проявлениями царской мощи, буйного молодечества и чести и достоинства. Все они — сильные личности, достойные внимания. Очевидно их противопоставление людям «нынешнего племени». К теме прошлого Руси, а именно ко времени татарского нашествия поэт впервые обращается в «Балладе» 1831 года. И он упал — и умирает Кровавой смертию бойца. Жена ребенка поднимает Над бледной головой отца: «Смотри, как умирают люди…» Однако с художественой точки зрения стихотворение абсолютно не передает стиль эпохи ни в речевом, ни в образном отношении. Больше того, произведение явно ориентировано на классическую западноевропейскую балладу. Совсем иное дело — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет ее основан на песнях и преданиях из сборников Кирши Данилова и П. В. Киреевского, т. е. имеет фольклорные источники. Само построение произведения указывает на ориентацию на народную песню-былину. Она состоит трех частей, каждая из которых заканчивается своеобразным припевом:

Ай, ребята, пойте — только гусли стройте! Ах, ребята, пейте — дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина и боярыню его белолицую!

Характерны обращения: «Ох ты той беси, царь Иван Василье вич» или «Господин ты мой, Степан Парамонович». «Песня…» тщательно выписана с точки зрения языка: основой его являются устойчивые словосочетания: «добрый молодец», «святая правда-матушка», «красно солнышко», «широка грудь» и прочие, песенные сравнения: «Ходит плавно — как лебедушка; смотрит сладко — как голубушка; молвит слово — соловей поет…», а также характерное для фольклора одушевление природы: Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми. Финал «Песни…» является по традиции «славой» боярину, боярыне и всему христианскому народу. Итак, на примере «Песни…» мы можем утверждать, что обращение к темам русской истории для Лермонтова было важно по двум причинам. Во-первых, поэт пытается найти и показать читателям-современникам примеры, достойные подражания и гордости. Во-вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый художественный материал.
Все сочинения

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: