Точка зрения Пушкина на предназначение поэта: сочинение

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (На примере стихотворений «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Тема поэта и поэзии традиционна для русской литературы. Она привлекала и продолжает привлекать многих творческих людей. В лирике А. С. Пушкина эта тема также занимает значительное место. Он посвящает ей такие стихотворения, как «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный . » (1836) и многие другие, в которых он рассуждает о целях и задачах искусства, о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта и народа, поэта и власти.

Поэт, по мнению Пушкина, отличается от других людей тем, что он наделен особым даром — видеть то, чего не видит простой человек. Но талант не только великий дар, но и великая ответственность. Ведь поэт может влиять на людей, а значит, он ответственен за то, что он говорит им, Именно поэтому творческий человек должен быть строгим судьей не только по отношению к порокам общества, но и по отношению к самому себе.

Пушкин также был уверен, что поэт должен выражать передовые идеи своего времени в наиболее совершенной художественной форме. Уже в раннем стихотворении «К другу стихотворцу» (1814) он утверждал, что поэзия тяжелый труд и поэту позволительно писать только хорошие стихи:

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать…

В более поздних произведениях автор также обращает особое внимание на то, что творчество невозможно без вдохновения. Эта мысль отчетливо воплощена, например, в стихотворении «Поэт» (1827). Поэт может жить такой же обыденной жизнью, как и все другие люди, пока вдохновение — «божественный глагол» — не призовет его к «священной жертве», приносимой Аполлону, древнегреческому богу искусств. Именно тогда поэт бежит от серой действительности и поднимается на недосягаемые для обычных людей высоты.

Этой же мысли посвящен и своеобразный манифест А. С. Пушкина — стихотворение «Пророк» (1826), в котором автор провозглашает божественную суть искусства, пророческое предназначение творца.

Это стихотворение рассказывает о превращении человека в пророка, в вестника божественной воли. Оно о рождении настоящего поэта. Стихотворение начинается строками, сразу задающими библейский, величественный тон:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился.

Образ пустыни весьма многозначен и возникает здесь не случайно. Он олицетворяет собой духовную жажду, томящую лирического героя. Пустыня — это житейское бытие людей. Когда лирический герой стоит на перепутье, ему является шестикрылый серафим и совершается превращение человека в поэта.

Он получает от ангела «вещие зеницы» и способность слышать то, что недоступно простым людям. Отныне поэт может постичь весь огромный и многообразный мир:

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

Но, дав человеку совершенно особые качества, шестикрылый серафим оставил его на земле, не сделал небесным существом. Он лишь изменил его восприятие и понимание мира. И тот мир, который казался пустыней, вдруг наполнился звуками и светом. Но и на этом превращение не закончено:

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык…

Вместо «празднословного и лукавого» языка серафим дал поэту «жало мудрыя змеи». Этот образ несет в себе несколько значений. С одной стороны, змея — символ мудрости, и потому слово пророка — это мудрое слово. С другой стороны, змеиное жало ассоциируется с чем-то молниеносным, точным, а таким и должно быть слово настоящего поэта. Кроме того, это слово, как и укус змеи, может причинить боль и даже убить, а потому поэт долен осторожно обращаться со своим даром, Однако змеиный яд может быть и лекарством, то есть слова поэта должны согревать душу и облегчать страдания.

Но настоящую любовь нельзя убить ни томленьем «грусти безнадежной», ни суетой повседневной жизни. Она воскресает, несмотря на то, что прошли годы:

Даже «трепетного сердца» не остается у человека, когда происходит его перерождение в поэта:

И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую воздвинул.

Теперь поэт не забудет о своем высоком предназначении: горящий «угль» не даст ему успокоиться. Но у него нет пока самого главного. Для того чтобы быть избранником, поэту нужна еще и высокая цель, во имя которой он творит. Без нее его способности видеть, слышать и чувствовать бессмысленны. Без вдохновения не может быть настоящего поэта. И когда Бог вдохнет в него этот дар, поэт сможет «глаголом жечь сердца людей», то есть нести людям правду, какая бы она ни была. Пушкин видит предназначение поэта в том, чтобы бороться с ложью и несправедливостью. Он уверен, что поэт — избранник и провидец, призванный служить наоду. Мотив избранничества в этом произведении подчеркнут особенно сильно. Поэт стоит над толпой, но за свой дар он платит духовными муками и одиночеством.

Читайте также:
Поэтическое пространство «Евгения Онегина»: сочинение

А. С. Пушкин утверждает божественную природу поэзии и считает, что ответственность за свой труд поэт несет перед Богом, Божественное, небесное происхождение поэзии подчеркивает также обращение Пушкина к Библии, откуда взяты и сам образ шестикрылого серафима, и общий возвышенный тон стихотворения.

Пушкин неоднократно обращался к теме поэта и поэзии, говоря о том, что истинное искусство немыслимо без твердых нравственных убеждений художника. Эту мысль он проводит и в своем программном стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный . » (1836).

Эпиграф к стихотворению взят из произведения римского поэта Горация. Основной смысл античной оды состоит в том, что творчество поэта и есть памятник ему, который стоять, пока стоит Рим. По стилю и ритму пушкинское стихотворение приближено к стихотворению Горация, а также и к стихотворению «Памятник» русского поэта Державина. Пушкин сознательно вписывает свое произведение в литературный и исторический контекст, и тем четче видны различия между позициями поэтов. Гораций связывает свой памятник со славой Рима — конкретного государства, в котором он жил и творил. Державин также видит связь своего творчества и государства Российского. А Пушкин обращается ко всему человечеству:

И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

То есть поэт верит, что стихи его не умрут и перешагнут рамки национального, пока душа человека не утратит способность к поэтическому восприятию.

Державин считал своим главным достижением то, что он первым написал о «добродетелях Фелицы» (то есть императрицы) и умел «в забавном русском слоге» говорить истину царям. Таким образом, он разделял в себе поэта и гражданина. А вот у Пушкина позиция другая:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Для Пушкина важно то, что он не стремился угождать царям, а утверждал высокие гуманистические ценности. Он пробуждал в людях «добрые чувства», давал им импульс к духовному развитию и совершенствованию. По мнению Пушкина, для поэта главное — служить добру, свободе, милосердию, а не прихотям толпы или властителей. А. С. Пушкин ставит поэзию выше царей, так как она дана Богом:

Веленью Божию, о муза, будь послушна.

Муза призвана служить лишь высшему предназначению, а искусство не может быть судимо толпой — таков вывод поэта.

Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А. С. Пушкина, получая с годами различную трактовку, углубляясь и отражая те изменения, которые происходили в жизни России и мировоззрении поэта. Он от начала и до конца своего творческого пути пронес чувство ответственности перед людьми, обусловленое высоким назначением поэта. Поэзия — дело очень трудное, и непосильно оно не посвященным в тайны поэтического мастерства. Труд поэта имеет высокое общественное и общечеловеческое значение.

Точка зрения Пушкина на предназначение поэта: сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 9 класс. В чем видел Пушкин свое предназначение?

Нет такого поэта, который бы не задумывался о том, с какой целью он пишет. Для кого? Для чего? Каков высший смысл поэтического творчества? Конечно, «чистая поэзия» свойственна любому автору, в том числе и Пушкину. Но недостоин называться поэтом тот, кто не ставит перед собой более высокие цели, чем оттачивание своего мастерства или развлечение публики.
Пушкин очень рано осознал и свою гениальность, и силу своих стихов. он понял, что его предназначение состоит в том, чтобы разоблачать порок, провозглашать общечеловеческие ценности, нести людям истину, «глаголом жечь сердца». Вот почему в его литературном наследии мы встречаем столько стихотворений, посвященных размышлениям о предназначении служителя муз: «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», ‹,Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », «Пророк», «К другу стихотворцу». Уже в ранних своих стихотворениях Пушкин. вполне определенно высказывает свое мнение относительно предначертания поэта:

Страшися участи бессмысленных певцов,
Нас убивающих громадою стихов!

Каков же должен быть истинный поэт? Пушкин приводит в пример Дмитриева, Державина, Ломоносова:

Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас.

Это стихотворение написано в пятнадцать лет! Уже тогда Александр Пушкин понимал; насколько пагубно заниматься творчеством ради творчества. Если уж писать, то только ради гораздо более высокой цели.
Конечно, поэт никогда не должен продавать свою лиру. Он не должен лгать кому-либо, будь это даже сам царь: Он не должен льстить. Только ради отчизны, ради свободы, ради любви может писать поэт. Ведь творчество – это дар свыше, и творить можно только по вдохновению:

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется.
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

Кстати, орел у Пушкина – всегда символ свободы. И действительно, без свободы слова, мысли, души поэт не может и не должен писать. И это ставит его выше обыкновенных людей. При этом ему стоит прислушаться к словам черни из стихотворения «Поэт и тол па»:
«Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный, посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй».

Читайте также:
Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Не чернь, а сам Пушкин произносит эти мудрые слова. А заключительные слова стихотворения («Мы рождены для вдохновенья, // Для звуков сладких и молитв») должны восприниматься с той иронией, которую вложил в эту фразу автор. Безусловно, он сам был рожден «для вдохновенья, но никогда он не позволял себе бряцать на лире «рукой рассеянной».
Ремесло поэта представлялось ему не менее важным и карающим, чем должность военного. Поэт – офицер от искусства. Вспомним, какие смелые стихи посвящал Пушкин декабристам. Он рисковал ничуть не меньше их, вышедших на Сенатскую площадь с оружием в руках.
Удел поэта – не сладкоголосое пение. Жизнь его – не рай, а скорее ад. У него не язык, а «жало мудрыя змеи», не сердце, а «угль, пылающий огнем». Его назначение – не услаждать слух, а кричать, звать, обвинять, оправдывать. И Пушкин следовал этому предначертанию. Он поддерживал идеи декабристов:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Он ненавидел самодержавие:

Владыки! вам венец и трон
Дает закон – а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон.

Он воспевал свободу:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »

Конечно же, поэту хотелось, чтобы его идеи жили, чтобы «племя младое, незнакомое» дышало тем же воздухом свободы, что и он, чтобы потомки услышали его. Он, осознавая мощь своего таланта, был твердо убежден, что ни его идеи, ни его слова не, пропадут. Об этом поэт сказал в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », которое часто называют его духовным завещанием:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

И сейчас мы видим, что он не ошибся, что он до сих пор «любезен» людям. Когда читаешь его стихи, в душе появляются те самые «чувства добрые», пробуждение которых он предвидел. А все это потому, что в своем творчестве поэт всегда руководствовался чувством долга и чести, никогда не шел против своей совести и был искренним с читателем:

Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Главное для поэта – быть честным перед самим собой и перед читателями. Тогда он пойдет верной дорогой, и его творчество будет служить во благо человечеству. В этом и состоит божественное предназначение поэта, которое так рано осознал и которому так верно следовал Пушкин.

ИЗОБРАЖЕНИЕ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА: сочинение

«Маленький человек» в русской литературе

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

В этом исследовании мы должны узнать, что же определяет собой выражение «Маленький человек» и найти примеры в знакомых всем произведениях.
Цель исследования – узнать истинное значение этого высказывания, а также попробовать найти такой тип людей в литературе, а после и в своём окружении.
Использованный материал можно использовать на уроках литературы и русского языка.
Методы исследования: поисковый, выборочный, семантический, информационный, метод анализа и синтеза.

1. Понятие «Маленький человек».

Так кто же такой маленький человек? Это вовсе не тот, чей рост меньше среднего. Маленький человек – тип людей, не отличающийся силой воли или уверенностью в себе. Обычно, это зажатый, закрытый в себе человек, не любящий конфликты и причинение зла другим. В произведениях литературы такие люди обычно состоят в низших сословиях населения и не представляют никакой ценности. Такова психологическая характеристика этого героя в литературных произведениях. Однако не для того же показали их писатели, что все убедились в их незначительности, а для того, чтобы сказать всем, что и этот «маленький человек» внутри себя имеет большой мир, понятный каждому читателю. Его жизнь находит отклик в нашей душе. Он достоин того, чтобы окружающий мир повернулся к нему лицом.

2. Примеры в произведениях

Рассмотрим, как появился и развивался образ «маленького человека» в русской литературе, убедимся в том, что он имеет свою историю и своё будущее.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

В этом произведении отличным представителем маленького человека может стать главная героиня – крестьянка Лиза, которая обязана обеспечивать свою жизнь сама. Она добрая, наивная, целомудренная, из-за чего её быстро поглощает влюблённость в Эраста. Вскружив ей голову, он, в скором времени, понимает, что не был влюблён в Лизу, а все его чувства были лишь временным эффектом. С этими мыслями он женится на богатой вдове, не обременяя Лизу пояснениями своей пропажи. Наконец, она, узнав, что любимый её предал, не в силах сдержать столь сильной муки – сбрасывается в реку. Лиза показывает себя как маленького человека не только из-за статуса, но и из-за недостатка сил, чтобы выдержать отказ и научиться жить с полученной болью в сердце.

Читайте также:
Вольнолюбивая лирика Пушкина: сочинение

Н.В. Гоголь « Шинель»

Этот персонаж как никто другой может показать натуру маленького человека во всех подробностях. Главный герой этой повести мягкий, простодушный, проживающий совершенно посредственную жизнь. Мал он был и в росте, и в способностях, и в социальном статусе. Страдал от принижений и издевательств над своей личностью, но предпочитал помалкивать. Акакий Акакиевич до приобретения шинели так и оставался незаметным простолюдином. А после покупки желанной вещицы, он так и умирает от горя, не успевши насладиться проделанным трудом из-за потери шинели. Именно своей закрытостью от мира, от людей и нежеланию менять что-то в своей жизни этот персонаж и прославился как маленький человек.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

Ярким примером маленького человека может стать герой Самсон Вырин, который показал себя как доброжелательного, беззлобного персонажа, доверчивого и простодушного. Но в дальнейшем – потеря дочери не далась ему легко, из-за тоски по Дуне и всепоглощающего одиночества, Самсон, в конце концов, скончался, так и не повидавшись с ней из-за равнодушия окружающих.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Мармеладов в этом произведении показал себя как незаурядную личность, страдающую из-за бездействия. Благодаря пристрастию к алкоголю, он постоянно терял работу, из-за чего не мог прокормить семью, что и является одним из подтверждений его маленькой натуры. Сам господин Мармеладов считает себя “свиньей”, “зверем”, “скотом” и “подлецом”, которого не нужно жалеть. Это показывает, что он прекрасно осознает своё положение, но не собирается абсолютно ничего менять.

Максим Максимович – дворянин. Однако он принадлежит к обедневшему роду, к тому же не обладает влиятельными связями. Свою слабость и свои пороки герой представлял как драму вселенского масштаба. В конце концов, его слабость и бесхребетность и погубила его – не сумев избавиться от алкогольной зависимости, при этом испортив своё здоровье (о нём говорили: «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками»), он попадает в опьяненном состоянии под лошадей и от полученных травм умирает почти на месте. Этот герой прекрасно показывает маленького человека, самостоятельно загнавшего себя в безнадежную ситуацию.

«Маленький человек» в литературе 20 века.

В.Г. Белинский сказал о том, что вся наша литература вышла из гоголевской «Шинели». Подтвердить сей факт можно, взяв практически любое произведение, написанное позже. В «Шинели» Гоголь показал нам, что порою важно передать не саму ситуацию, а как ситуация сказывается на человеке, на его внутреннем мире и ощущениях, захлестывающих по самую голову. Что важно и то, что происходит внутри, не только снаружи.
Тем самым, мы хотим привести примеры маленького человека, живущего между строк в более современных, произведениях 20 века (в большинстве своём – советских) произведениях, показав, что и в последующем развитии литературы, тема внутренних переживаний не потеряла своей важности, всё также оседая в сюжете любой истории.

Л.Н. Андреев «Петька на даче»

Таким примером может послужить произведение «Петька на даче», где на сей раз главным героем является простой мальчик на побегушках. Он мечтает о простой жизни, где один день не был бы похож на другой. Но Петю никто не слушает, даже не воспринимает ни единого слова всерьез, просто продолжая кричать «Мальчик, воды!». Однажды, удача улыбается ему, и он едет на дачу, где понимает, что это именно то место, куда бы он хотел убежать без оглядки. Однако, судьба вновь играет с ним злую шутку, и Петю отправляют обратно в серость будних дней. Вернувшись, он всё ещё греет себя воспоминаниями о даче, где застыл пик его счастливых дней.
Это произведение показывает нам, что маленьким человеком может являться даже ребенок, с мнением которого, по мнению взрослых, считаться совсем не обязательно. Равнодушие и непонимание со стороны остальных просто сдавливает мальчика, заставляя того прогибаться под нежеланными обстоятельствами.

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Эта история может подкрепить ранние доводы. Рассказ «Конь с розовой гривой» также повествует о мальчике, который мечтал о прянике конём, политого розовой глазурью. Бабушка пообещала ему купить этот пряник, если бы он насобирал туес ягод. Насобирав их, главного героя путём насмешек и взятия «на слабо» заставили их съесть, из-за чего, в итоге, ягод была всего маленькая горсть. После своей проделки, Витя не успевает рассказать бабушке о лжи, она уезжает. Всё то время, что она пребывала вдали от дома, мальчик корил себя за совершенный поступок и мысленно понимал, что не заслужил обещанного пряника.
И вновь мы можем сказать, что притеснение со стороны окружающих, насмешки над чьей-то слабостью, в конечном итоге приводят к разочарованию, ненависти к себе и сожалению.

Читайте также:
Анализ Евгения Онегина А. С. Пушкин: сочинение

На основе полученного исследования, мы, наконец, можем сделать вывод о том, кто же, всё-таки, такой «маленький человек», и что он из себя представляет.
Прежде, нужно сказать, что тема «маленького человека», с момента её введения первыми произведениями (Такие как «Станционный смотритель; «Шинель») стала одной из важных и актуальных даже по сей день. Нет ни одной книги, где бы теперь не была затронута тема чувств и переживаний героев, где не была бы показана вся важность внутренней бури эмоций, ежедневно бушующей в обычном человека, живущем в своё время. Так кто же, в конечном итоге, такой «маленький человек»?

Им может быть человек, который был загнан в бездну одиночества и тоски внешними обстоятельствами или окружением. А также может быть тот, кто сам не удосужился спасти себя от настигнувшей беды. Маленький человек обычно не представляет из себя чего-то важного. У него нет высокого социального статуса, большого состояния или огромной линии связей. Его судьба может быть получена разными способами.
Но, в конце концов, каждый маленький человек представляет собой целую личность. Со своими проблемами, со своими переживаниями. Не стоит забывать о том, как можно легко потерять всё, и стать точно таким же угнетенным жизнью. Это такой же человек, который тоже заслуживает спасения или же хотя бы простого понимания. В независимости от привилегий.

1) А. С. Пушкин – «Станционный Смотритель». // www.ilibreri.ru

2) Н. В. Гоголь – «Шинель». // Н.В. Гоголь «Повести». – М, 1986, с. 277 — 305.
3) Ф. М. Достоевский – «Преступление и наказание». – т. 5, – М., 1989

4) Н. М. Карамзин – «Бедная Лиза». – М., 2018
5) Л. Н. Андреев – «Петька на даче» // www. ilibreri.ru
6) В. П. Астафьев – «Конь с розовой гривой» // litmir.mi
8) « http :// fb . ru / article /251685/ tema – malenkogo – cheloveka – v – russkoy – literature — veka – naibolee – yarkie – personaji »

Список проанализированных персонажей:
Лиза – Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Акакий Акакиевич (Башмачкин) – Н.В. Гоголь «Шинель»
Самсон Вырин – А.С. Пушкин «Станционный Смотритель»

Максим Максимович (Мармеладов) – Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Петька – Л.Н. Андреев «Петька на даче»
Витя – В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Образ “маленького человека” в русской литературе 19 века

Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели 19 века. Первым ее затронул А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель». Продолжателями этой темы стали Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов и многие другие.

Что же обозначает выражение «маленький человек»? Какой смысл придается слову «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало или вовсе незаметно. Человек считается «маленьким» еще и потому, что мир его духовной жизни и притязаний также до крайности узок, обеднен, наполнен всевозможными запретами. Для него не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.
С темой “маленького человека” в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на счастье, на собственный взгляд на жизнь.

Так, Гоголь в повести «Шинель» характеризует главного героя как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в сфере подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задание, требующее проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Накопление денег для покупки новой шинели становится для него целью и смыслом жизни. Кража долгожданной обновки, которая была приобретена путем лишений и страданий, становится для него катастрофой.
И все же Акакий Акакиевич не выглядит в сознании читателя пустой, неинтересной личностью. Мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей. Гоголь призывал общество взглянуть на них с пониманием и жалостью.
Косвенно это демонстрирует фамилия главного героя: уменьшительно-ласкательный суффикс -чк- (Башмачкин) придает ей соответствующий оттенок. «Матушка, спаси твоего бедного сына!» – напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Башмачкина вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, который решил подшутить над героем, остановился, пораженный его словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Читайте также:
Роль Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечность общества. В качестве возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является проходим и отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда отнимает верхнюю одежду у «значительного лица», сыгравшего трагическую роль в жизни «маленького человека».

В рассказе Чехова «Смерть чиновника» мы видим рабскую душу чиновника, чье понимание мира полностью искажено. Здесь не приходится говорить о человеческом достоинстве. Автор дает своему герою чудную фамилию: Червяков. Описывая мелкие, незначительные события его жизни, Чехов как будто смотрит на мир червяковскими глазами, и события эти становятся огромными.
Так, Червяков был на спектакле и «чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… чихнул». Оглядевшись, как «вежливый человек», герой с ужасом обнаружил, что обрызгал статского генерала. Червяков начинает извиняться, но этого ему показалось мало, и герой просит прощения вновь и вновь, изо дня в день…
Таких маленьких чиновников, знающих только свой мирок, очень много и не удивительно, что их переживания складываются из подобных мелких ситуаций. Автор передает всю сущность души чиновника, как будто рассматривает ее под микроскопом. Не выдержав крика в ответ на извинения, Червяков идет домой и умирает. Эта страшная катастрофа его жизни – катастрофа его ограниченности.

Кроме этих писателей, к теме «маленького человека» обращался в своем творчестве и Достоевский. Главные герои романа «Бедные люди» – Макар Девушкин – полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька – девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. Как и Гоголь в «Шинели», Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного «маленького человека», живущего своей внутренней жизнью в условиях, попирающих достоинство человека. Автор сочувствует своим бедным героям, показывает красоту их души.

Тема «бедных людей» развивается писателем и в романе «Преступление и наказание». Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины страшной нищеты, которая унижает достоинство человека. Местом действия произведения становится Петербург, причем самый бедный район города. Достоевский создает полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, проницательно вглядывается в душу «маленького человека», открывает в нем залежи огромного духовного богатства.
Перед нами разворачивается жизнь семьи Мармеладовых. Это люди, задавленные реальностью. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше «некуда идти». Измученная нищетой, погибает от чахотки его жена Екатерина Ивановна. Соня выпущена на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.

Тяжела и судьба семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богатого Лужина, к которому она чувствует отвращение. Сам же Раскольников задумывает преступление, корни которого, отчасти, лежат в сфере социальных отношений в обществе. Созданные Достоевским образы «маленьких людей» проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человек и верой в его высокое призвание. Души «бедных» могут быть прекрасны, полны душевной щедрости и красоты, но сломлены тяжелейшими условиями жизни.

В большинстве случаев любой писатель изображает в своих книгах окружающую его действительность. Гоголь, Чехов и Достоевский жили и творили примерно в одно время, и все они затрагивали в своем творчестве тему «маленького человека». Я считаю, что их произведения выполнили свою гуманистическую роль: они обратили внимание на это явление общественной жизни, заставили людей задуматься над этим.
Даже сейчас, спустя полтора столетия, можно встретить «маленьких людей», но мы не должны делать вид, что не замечаем их. Мы должны быть гуманны, именно к этом нас призывают произведения великих писателей. Вместо того, чтобы «обижать» Башмачкиных, Червяковых и Мармеладовых, нужно попытаться понять строй их души и принять такими, какие они есть.

Сочинение и рассуждение на тему «Маленький человек»

Обозначение людей третьего сословия интересовало писателей давно. В сочинении-рассуждении на тему «Маленький человек» рассматривается конкретный тип литературного героя, его черты и особенности характера, а также приводятся примеры. Определение отражает образ людей, не отличающихся силой воли или уверенностью в себе.

  1. Общая характеристика понятия
  2. Образ литературного героя
  3. Роль неприметных персонажей
  4. Аргументы из произведений
  5. Примеры в трудах писателей
  6. Тип личности в творчестве Пушкина

Общая характеристика понятия

В творческих кругах 19 века одной из значимых тем литературы становится образ «маленького человека». Это понятие впервые ввел в употребление критик Белинский в статье «Горе от ума».

Образ литературного героя

С формированием изображения душевной жизни в отечественной литературе типаж маленьких людей в переносном смысле обретает сложный психологический портрет.

В произведениях писателей и поэтов такие личности состоят в низших сословиях населения и не представляют ценности, а являются малозаметными или незначительными. Но не для этого писатели представили типаж такого гражданина. Целью было донесение до умов людей мысли, что «маленький гражданин» внутри имеет огромный мир, понятный каждому, а его судьба откликается в душах посторонних.

Читайте также:
Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: сочинение

Обозначение маленького человека:

  1. Простой.
  2. Добрый.
  3. Зажатый, скованный.
  4. Безобидный.
  5. Закрытый внутренне.
  6. Не принимает конфликтные ситуации и избегает их.

Это личность невысокого социального положения и происхождения, не наделенная выдающимися способностями, не различающаяся силой характера, но при этом добросердечная, никому не желающая зла. Понимают выражение «маленький человек», как тип личности, не являющийся озлобленным, а скорее ранимым и уязвимым. Этим могут воспользоваться люди, находящиеся выше по социальному статусу.

Такие персонажи характеризуются позабытыми и униженными. Их жизни, как мелкие радости, и серьезные беды казались ничтожными и недостойными внимания со стороны окружающих. Этот типаж людей и соответствующее к ним отношение пробудила эпоха.

Беспощадное время и царская несправедливость вынуждали многих замыкаться, уходить в себя. Измученные люди жили неприметной жизнью, какую сами создавали, а также тихо умирали. Но именно такие граждане иногда по воле ситуаций, подчиняясь крику души, роптали против сильных, взывая к справедливости.

Эта тема актуальна в настоящее время, потому что сейчас есть люди с мелкой душой, за которой не утаить обман или маску. Также существуют простые люди, являющиеся маленькими только по статусу, но показывающие чистую, не испорченную богатством и благополучием душу, умеющие радоваться, любить, страдать, волноваться, предаваться мечтам, просто жить и быть счастливыми.

Роль неприметных персонажей

В 19 веке представление о «мелких людях» интерпретировалось широко. В советском литературоведении эта мифологема стала идентичной незначительному петербургскому чиновнику эпохи царя Николая.

Человек считается «маленьким» еще потому, что мир его внутренней жизни и притязаний до крайности ограничен, опустошен, заполнен различными запретами. Для него нет исторических и философских проблем, а существует только замкнутый круг жизненных интересов.

С тематикой ограниченной личности в отечественной литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Многие авторы стремятся донести до своих читателей и потомков мысль, что каждый гражданин имеет право на счастье, на личный взгляд на жизнь.

Источником для развития в русской словесности образа послужило третье сословие, состоявшее из обнищавших дворян, бывших студентов и семинаристов, мещан, пытающихся утвердиться в статусе успешных и благонадежных граждан посредством приобретения дворянства.

Образ незначительного героя трагичен, ведь народ из низших сословий не защищен государством, оказывался часто под прессом несправедливости и неспособности повлиять на ход событий. Из маленького дитя вырастет большая личность, если ступит на верный путь.

Обращение к этому образу важно в любую эпоху для отображения жизни обычного народа со всеми проблемами, переживаниями, неудачами, несчастьями и маленькими радостями. Не каждому поэту или писателю удалось донести до читателя все детали жизни «маленькой личности», потаенные части души.

Задача писателей:

  1. Отражение судьбы, быта обычного народа со всеми проблемами, несчастьями.
  2. Представление незначительных радостей.

Любой автор стремился передать все внутренние движения героя, ощутить и пережить все вместе с ним, потому что «маленькие люди» являются личностями, а их чувство ценится больше, чем у знатных граждан общества.

В каждой эпохе существовали «маленькие люди», которые оказываются нравственно выше лиц, занимающих лучшее положение в обществе или по статусу. Авторы пытались понять психологическую сторону характера таких героев, отвечая на вопросы «Почему он так поступил?»

Аргументы из произведений

Образ маленького гражданина упоминается в реалистических произведениях, где писатели обращали внимание на людей низкого социального статуса и происхождения, нередко бедных или ничего из себя не представляющих. Литераторы обратили свой взгляд на простой народ, в жизни которого происходят трагические события.

Примеры в трудах писателей

Именно в реализме стало возможным появление этого типа героя, способного раскрываться в тяжелых ситуациях. В произведении Карамзина «Бедная Лиза» представителем маленького человека является главная героиня — крестьянка, самостоятельно обеспечивающая собственную жизнь. Добрая, наивная по характеру Лиза беззаветно влюбляется в Эраста. Вскружив голову юной девушке, мужчина осознает, что это была не влюбленность. Впоследствии Эраст женится на состоятельной вдове, не объясняя Лизе свое исчезновение.

Осознавая предательство любимого, девушка не смогла справиться с эмоциями и сбросилась в реку. Из-за недостаточности внутренних сил и воли, чтобы выдержать отречение и научиться жить с болью в сердце, Лиза погибает.

Примером «маленького» человека в литературе является «Шинель» Гоголя. Тип личности Акакия Акакиевича показывает мелкую натуру в незначительных деталях и подробностях.

Характеристика главного персонажа:

  1. Мягкий.
  2. Низкого роста.
  3. Добрый.
  4. Простодушный.

Мужчина переживал от низкого социального статуса, унижений и издевательств над своей личностью, но предпочитал сдерживаться и молчать.

До покупки шинели Акакий так и оставался неприметным простолюдином. Он долго и кропотливо собирал каждую копеечку для заветной обновки. Но жестокий мир диктует свои правила — у Акакия крадут шинель. От обиды и беспомощности, мужчина заболевает и умирает, не успев насладиться проделанным трудом. Именно собственной закрытостью от мира, людей и нежелания менять жизнь, персонаж прославился мелкой личностью.

В повести Николая Васильевича «Невский проспект» главный герой Пискарев является юным художником, подающим надежды на светлое будущее. Мужчина знакомится с девушкой из публичного дома и бесповоротно влюбляется. Обманутый надеждами художник заканчивает жизнь самоубийством. Его гибель является результатом столкновения беспощадной реальности с идеализированным миром.

В кратком сообщении необходимо отразить, что типаж мелкой личности перешел в литературное затишье и начал существовать в сатирическом формате разных авторов.

Тип личности в творчестве Пушкина

Авторы характеризуют людей «маленького» типа, как боящихся жизни, униженных, смиренных, ощущавших несправедливость. Возникновение этого образа определено российской служебной лестницей в 14 ступеней. На низшей стадии работали и мучились от нищеты, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, одинокие или обремененные семейным бытом граждане, достойные людского понимания, каждый с личной бедой. Особенно часто упоминается образ в произведениях Пушкина.

Читайте также:
Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина: сочинение

В «Станционном смотрителе» повествуется о судьбе труженика, слабовольной личности Самсона Вырина. В сюжете представлен характерный конфликт, проявлено обобщение реальности, раскрытое в случае драматической судьбы рядового гражданина.

Мужчина теряет дочь — ее забирает и увозит состоятельный гусар Минский. В судьбах героев возникает конфликт, на фоне которого Самсон оказывается униженным, неспособным дать отпор. Мужчина начинает выпивать и теряет смысл жизни без своей Дуни, обрекая себя на одинокую старость и гибель. Из энергичного станционного смотрителя Самсон превратился в хилого старика.

Другим произведением Александра Сергеевича является «Медный всадник», в котором автор рисует не только картины дворянско-уездного быта, но и заостряет внимание читателей на судьбе «незначительного человека». Городская обстановка сыграла значимую роль в судьбе главного героя Евгения. Во время наводнения мужчин теряет невесту, а все запланированное, мечты и надежды на счастье пропадают.

Автор не рассказывает о прошлом Евгения, не раскрывает его личные данные. Лишая главного героя индивидуальных особенностей, Пушкин превращает его в рядового гражданина из толпы, но в экстремальной, напряженной ситуации мужчина «оживает» и сбрасывает с себя маску «ничтожества», выступая против медного памятника. В состоянии безрассудства Евгений винит во всех бедах Медного всадника, считая виновником своего несчастья императора, воздвигнувшего город на Неве.

В образе маленького человека русские классики стремились показать читателям, привыкшим восторгаться романтическими героями, что простой гражданин является личностью, достойной сочувствия, отзывчивости и поддержки. В мини-сочинении к ЕГЭ можно сделать вывод, что часто литературные герои, характеризующие «мелкого» человека, остаются незамеченными и умирают от несправедливостей окружающих людей.

Тема маленького человека в литературе

«Маленький человек» – это образ героя, находящегося на низшей ступеньке социальной лестницы. Обращение к данной теме в творчестве Н.М.Карамзина было важным шагом в русской литературе, так как писатель привлёк внимание к положению многих бесправных людей своего времени, когда подлинные чувства и мысли «маленького человека» в обществе никого не интересовали. В повести “Бедная Лиза” Карамзин открыл читателям живую душу деревенской девушки Лизы, представительницы низшего сословия, показав, что и «крестьянки любить умеют».

Автор произведения становится другом и защитником несчастной девушки. Он просит не судить её поступки строго, оправдывает её ошибки любовью к Эрасту, высоко ценит душевные качества Лизы и способность считать главным чувством любовь. Всё это подтверждает зарождение новой традиции в русской литературе – сочувствие «маленькому человеку», сострадание и стремление помочь в его бедах. Именно поэтому писатель хотел бы защитить свою героиню, не нашедшую выход из тупика, в какой она попала.

Карамзин наделяет Лизу высокими душевными качествами, но подчёркивает невозможность для неё раскрыть кому-либо душу из-за униженного положения в обществе. Так как Лиза не могла рассказать о своих переживаниях и беде, она вынуждена скрывать свою боль, считает ситуацию безвыходной. Бесправие и несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, чувствовать себя одинокими и беззащитными.

Почему Лиза не смогла ничего сделать, чтобы добиться счастья в жизни? Потому что в обществе, где главным мерилом человеческого достоинства были богатство и знатность, крестьянская девушка понимала невозможность своего равенства с дворянином Эрастом. Она чувствовала себя слабой, неспособной изменить жизнь к лучшему. Автор сочувствует своей героине, страдающей от одиночества и беззащитности в мире, где даже мать не может помочь несчастной дочери. Лиза выбирает смерть для себя (а значит, и для матери), она не хочет страдать из-за безответной любви и позора, понимая, что её не только никто не поддержит, но, скорее, в её сторону будут «бросать камни».

Могла ли Лиза потребовать от любимого быть честным и справедливым по отношению к ней? Нет, и в этом крестьянская девушка не только из-за гордости, но и по своему социальному положению была бесправной и безгласной, безропотно принимавшей удары судьбы. Отношение Эраста к Лизе за период их знакомства претерпевает изменения потому, что простая девушка нужна была дворянину на небольшой период времени, пока увлечение и чувства казались необычными, интересными. Прекращение отношений с Лизой он оправдывал жизненными обстоятельствами, но вряд ли Эраст собирался связывать свою жизнь с крестьянкой навсегда. Охлаждение чувств и разрыв с любящей его девушкой объясняется также невысокими морально-нравственными качествами Эраста, его воспитанием и предрассудками о социальном неравенстве. Поэтому судьба Лизы и не могла быть иной: участь «маленького человека» в условиях социальной несправедливости нередко бывала предрешена, так как оборачивалась безысходностью, оказывалась трагичной. Отстаивать права личности люди пытались иногда бунтами, но Лиза за себя постоять не могла, она в одиночестве переживала своё горе, а в таком случае добиться уважения к себе почти невозможно. Борьба человека за свои права даже в XXI веке не всегда приводит к положительным результатам.

Читайте также:
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!: сочинение

Тема “маленького человека” отражена и в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Автор называет своего героя «мучеником четырнадцатого класса», потому что он никак не защищён своим чином от несправедливых обвинений и требований останавливающихся на станции проезжих или начальства. Действительно, служба у него – настоящая каторга. Даже в плохой погоде и задержке путешественников в дороге виноват смотритель. Пушкин убедительно нарисовал нелёгкую долю «маленького человека», который находится в униженном положении при обслуживании важных господ. Поэтому понятен призыв автора проникнуться состраданием к таким служащим, как Самсон Вырин.

Минский (проезжий гусар) вовсе не собирался считаться с чувствами отца Дуни, с надеждами смотрителя на спокойную старость рядом с дочерью и внуками. Желание вернуть дочку слишком велико, и несчастный смотритель едет в Петербург, узнаёт адрес Минского и встречается с ним, умоляет отдать Дуню. Но тут Вырин, возможно, заблуждается, ведь он не знает, хочет ли Дуня возвращаться из Петербурга домой, в глушь. Хотя гусар обманом увёз её и девушка не собиралась таким образом решать свою судьбу, но позже она, видимо, полюбила Минского и надеялась на счастье с ним. Понятно, что она жалеет отца, но не знает, как решить семейную проблему. И отец прав, когда добивается встречи с Дуней, когда пытается отстоять чувство собственного достоинства. Он отвергает денежное вознаграждение за потерю дочери, исключая такую продажу отцовских чувств, родительских прав. А деньги ему не помешали бы, так как впереди ждала одинокая старость.

Почему Самсон Вырин не стал писать жалобы и добиваться справедливости? Наверное, не только потому, что он слабый, не уверенный в своих силах человек. Но ещё и потому, что он заблуждался, думая, что дочка уехала с Минским по согласию, и вернётся, осознав ошибку. Смотритель уверен в трагическом исходе событий и готов пожелать смерти заблудшей дочери, если она не придёт к нему с покаянием. Он предполагал, что гусар обязательно бросит его дочь, но, видимо, Минский любил Дуню. Однако Самсон Вырин имел право благословить дочь, а Минский лишил его и этой возможности, так как, видимо, не собирался венчаться в церкви. Поэтому жизнь дочери казалась смотрителю порочной, а разлука с Дуней и переживания о ней раньше времени свели его в могилу. Такова судьба человека, с которым не посчитали нужным обойтись уважительно, и его права были грубо нарушены.

К теме обличения чиновничье-бюрократической системы русского государства не раз обращался Н.В.Гоголь. Эта система позволяла делить людей на “больших” (значительных) и “маленьких”. В повести Гоголя «Шинель» отражена не только тема «маленького человека», но также поставлена проблема корпоративной неприступности чиновников высшего ранга. Особая роль в сатирическом изображении важных начальников отводится эпизоду встречи Акакия Акакиевича со «значительным лицом».

С того момента, как несчастный «маленький человек» потерял самое дорогое (шинель, пошитую ценой невообразимой экономии и отнятую грабителем), он испытывал чувство безысходности, большого горя. По совету одного из сослуживцев Башмачкин обращается к «значительному лицу», потому что в полиции помощь ему не была оказана.

Акакий Акакиевич испытал на себе всё превосходство вышестоящих над ничтожными для них человечками. Он пришёл за помощью, а получил такой «разнос», что едва не потерял сознание. Страх, обида, боль и ветер, пронизывающий его насквозь при возвращении домой, привели к тяжёлой болезни и безвременной смерти. И всё из-за шинели! Гоголь подчёркивает, какой незначительной может быть жизнь человека даже в сравнении с вещами и уж тем более в сравнении с «драгоценным» временем «значительного», то есть должностного лица.

Кто или что делает человека «маленьким», а его жизнь незначительной? Возникает предположение, что само устройство жизни в России было антигуманным, неправильным, несправедливым. Поэтому эпизод встречи Башмачкина со «значительным лицом» имеет продолжение.

Писатель показывает далее фантастическую ситуацию, когда “маленький человек” мстит за себя, борясь за справедливость: уже будучи мертвым (в облике призрака), Акакий Акакиевич отбирает генеральскую шинель у того самого начальника, который растоптал его человеческое достоинство и отнял жизнь. Мало того, Гоголь намекает начальникам на месть других «униженных и оскорблённых», малоимущих, для которых «шинель» дороже жизни. Гоголь создал образ привидения, которое уже и на Башмачкина не похоже, но продолжает бродить в ночной темноте, как будто ищет кого-то.

Данный эпизод сыграл важную роль в замысле автора, позволив сатирически изобразить чиновничество России, обратить внимание общества на бесправие «маленького человека» и обозначить истинные ценности в жизни. Сами люди, по мнению автора, также должны научиться ценить и свою личность, и свою жизнь, чтобы бороться за право быть Человеком, которого никто не посмеет считать “маленьким”.

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Я помню чудное мгновенье и романс М. Глинки: сочинение

Образ “маленького человека” в русской литературе ХIХ века
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Тема не новая, но её знание необходимо и учащимся, и поступающим в вузы.

Скачать:

Вложение Размер
lesha_-_mal._chelovek.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Образ “маленького человека” в русской литературе Х1Х века

«Ма́ленький челове́к» — тип литературного героя, который возник в русской литературе в 20-30 годах 19 века. Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.

А.С.Пушкин не оставил незамеченной тему “маленького человека”. Это, в первую очередь, повесть “Станционный смотритель”, входящая в цикл “Повестей Белкина”. Пушкин сочувствует своему герою, показывает, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

Автор-рассказчик сочувственно говорит о “сущих мучениках четырнадцатого класса”, станционных смотрителях, обвиняемых путешественниками во всех грехах. На самом же деле, их жизнь — настоящая каторга: “Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. ”. В память одного из них написана эта повесть. В 1816 г. пришлось рассказчику путешествовать, и он оказался на одной из почтовых станций. Просторная комната была украшена картинками, изображавшими историю блудного сына, на окнах стояли цветы, за пестрой занавеской — кровать, кругом чистота и порядок. Сам хозяин, человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, в сюртуке, с тремя медалями; его дочь-красавица умела поддержать разговор с проезжающими. Прошло несколько лет, и рассказчик снова оказался на той же станции, ему даже взгрустнулось о прошедших временах, живы ли Самсон Вырин и его дочь Дуня? Войдя в комнату, он видит того же смотрителя, “но как он постарел. ” как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”. На вопрос проезжающего о Дуне старик рассказал, как гусар Минский, находясь у них проездом, забирает Дуню с собой. После неудачной попытки вернуть дочь, когда гусар “сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу”, Вырин был уже не в состоянии бороться. Проезжая в третий раз через эти места, рассказчик узнает, что старый смотритель спился и умер от тоски, горюя о возможной плачевной судьбе дочери.

Евгений, герой “Медного всадника”, похож на Самсона Вырина .
Герой живет в Коломне, где-то служит, дичится знатных. Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь. Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье. Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную. Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату. И только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте.

Пушкин смотрит на своих героев со стороны и утверждает, что они достойны уважения и сочувствия. В романе “Капитанская дочка” в разряд “маленьких людей” входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов. Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей.

«Маленькому человеку» посвящена повесть Н. В. Гоголя «Шинель», которую В. Г. Белинский назвал «глубочайшим созданием» писателя. Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, «вечный титулярный советник». Всю свою жизнь он «ревностно и с любовью» переписывал бумаги в департаменте. Это переписывание было не только его работой, но и его призванием, даже, можно сказать, жизненным предназначением. Башмачкин не разгибая спины трудился целый день на службе и брал бумаги на дом, а некоторые, наиболее интересные, переписывал для себя – на память. Жизнь его была по-своему насыщенной и интересной. Но одно огорчало Акакия Акакиевича: старая шинель, прослужившая ему верой и правдой не один десяток лет, к конце концов,пришла в такой «упадок», что ее уже не мог починить самый искусный портной. Существование Башмачкина приобрело новое содержание: он стал копить деньги на пошив новой шинели, и мечты о ней согревали ему душу долгими зимними вечерами. Эта шинель, ставшая предметом постоянных дум и разговоров Башмачкина, приобрела для него чуть ли не мистическое значение. И когда она наконец была готова, Башмачкин, помолодевший, одухотворенный, появился в ней на службе. Это был день его торжества, его триумфа, но он неожиданно и трагически закончился: ночью грабители отняли у него новую шинель. Для бедного чиновника это была катастрофа, крушение всей его жизни. Он обратился к некоему «значительному лицу» за помощью, умоляя найти и покарать грабителей, но его просьба показалась важному генералу слишком ничтожной, чтобы обратить на нее внимание. И потеря стала для Башмачкина роковой: вскоре он заболел и умер.
Гоголь призывал читателя любить «маленького человека», потому что он «брат наш», потому что он тоже человек.

В романе Достоевского “Бедные люди” речь идет о “маленьких людях”. Он состоит из писем мелкого чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Добросёловой. Макар Девушкин и Варвара Алексеевна также принадлежат к низшему слою общества. Они хотят хорошо жить, работают, надеются на свое счастье. Макар Девушкин очень любит Вареньку, он для нее как отец: покупает ей то, о чем она мечтает, хотя она его об этом не просит, а сам остается фактически без пищи, становится должником хозяйки дома, в котором он живет. Варенька, узнав о беде Макара Девушкина, пытается ему помочь: высылает ему деньги, чтобы он смог расплатиться с хозяйкой и чего-нибудь себе купить. Следует заметить, что она отдает далеко не лишние деньги, заработанные ее кропотливым трудом. Жалость и доброта свойственны этой нежной девушке и ее другу – Макару Девушкину, спасшему ее когда-то от злой родственницы. Здесь очень важна взаимовыручка, потому что только на нее и могут надеяться эти люди.
“Маленький человек” Достоевского умеет рассуждать. Он не только “униженный и оскорбленный”, понимающий свое ничтожество, он еще и философ, ставящий перед обществом вопросы величайшей важности: «По какому праву» разрушают «жизнь человеческую»? Писатель подчеркивает яркий контраст между бедностью героев и их глубоким внутренним миром.

Л.Н.Толстой в романе-эпопее “Война и мир” выстроил перед читателями людей разных слоев общества, благосостояния и характеров. Его симпатии на стороне тех персонажей, которые духовно близки народу. Поэтому с такой теплотой он рисует образ капитана Тушина. Это герой, который относится к разряду “маленьких людей”. И на первый взгляд он неуклюжий, смешной. Но это только на первый взгляд, когда он не занимается своим делом. В бою же это настоящий герой, мужественный, бесстрашный. Успех русской армии в Шенграбенском сражении был обеспечен в том числе героизму батарее капитана Тушина. Для Л.Н.Толстого “маленький человек” – это человек из народа, способный творить чудеса, но очень скромный и сам не понимающий своего величия.

«Маленький человек» постоянно встречается на страницах произведений А.А.Чехова. Возьмем, к примеру, рассказ «Смерть чиновника», где
“маленький человек” Иван Дмитриевич Червяков постоянно и навязчиво извиняется перед генералом Бризжаловым за то, что случайно обрызгал его, когда чихнул, находясь в театре.

“Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо.”
Ключевое слово в данной мысли – “начальник”. У Ивана Дмитриевича боязнь начальства, и этот страх переходит в лесть и лишает самоуважения. Надо отдать должное генералу, он, пока терпение не иссякло, очень вежливо обращается с Червяковым. Но простой человек не привык к подобному обращению. Поэтому Иван Дмитриевич думает, что его проигнорировали и приходит просить прощения несколько дней подряд. Бризжалову это надоедает, и он наконец-то кричит на Червякова.

“-Пошел вон!! – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.”
“-Что-с? – спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.
-Пошел вон!! – повторил генерал, затопав ногами.
В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и…помер.”

Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. И делает это он, в отличие от Макара Девушкина, по своей воле и с удовольствием. Да и вряд ли чеховский экзекутор имел то чувство своей личностной неповторимости, которым пуще всех земных благ дорожил маленький человек Достоевского. Этот вопрос уже прямо ведет к разгадке того, отчего умер герой «Смерти чиновника». Червяков был чиновником не по функциональному положению в обществе, а по своей внутренней нравственно-психологической сущности. Для чеховского экзекутора преклонение в форме самопринижения стало не просто нормой, а потребностью.
Чехов считал, что у человека должна быть цель, к исполнению которой он будет стремиться, а если ее нет или она совсем мала и ничтожна, то и человек становится таким же маленьким и ничтожным. Человек должен трудиться и любить – вот две вещи, которые играют главную роль в жизни любого человека: маленького и не маленького. В отличие от своих предшественников, Чехов именно делает акцент на человеческом достоинстве «маленького человека» и взаимоотношениях с вышестоящими в обществе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: