Угличская драма в жизни Бориса Годунова: сочинение

1552. Образ и характеристика Бориса Годунова в трагедии Борис Годунов Пушкина Русский язык

Сочинение — Образ и характеристика Бориса Годунова. Русский язык

«Борис Годунов» — реалистическая драма пера Александра Сергеевича Пушкина, главным героем которой, как видно из названия, является Борис Годунов – между прочим, совершенно реальная историческая личность.

Борис Федорович Годунов, фактически, был правителем государства, с 1598 года – русским царём. Личность интересная, самобытная, выделяющаяся среди других. Возможно, именно поэтому русские писатели старались воплотить его образ в своих произведениях. Каким же этот образ получился у Александра Пушкина?

Тема трагедии, которая красной нитью тянется через все страницы, — это царь и люди. Борис Годунов показан в произведении именно и как простой человек, и как царь, великий правитель. Именно таким образом автор показывает его разносторонность, его личные качества. Изначально образ представляется положительным: желание сделать так, чтоб народ был счастлив и доволен, большой ум, сильная воля. Он искренний, эмоциональный, но несмотря на это остаётся мудрым и опытным политиком. Однако политикам свойственна холодность и непримиримость…

Казалось бы – идеальный человек, хороший политик, что ещё-то надо? Но народ царя не любит. И причина нелюбви очень простая. Имея могучий ум, сильную волю и массу положительных черт характера, Борис Годунов допустил одну фатальную ошибку, которая всё это перечеркнула. Он решил придерживаться самодержавия. Таким образом вся власть была в руках царя. Он боролся с родовитым боярством и закреплял крестьян за помещиками. Такая политика априори не могла понравиться простому люду.

Но самое ужасное, что вызывало недоверие у всех, это то, что Борис Годунов стал царём не легально. Не согласно престолонаследованию, а через преступление.

Убийство младого царевича Дмитрия причиняет Борису большие душевные страдания. Но не в этом корень всех его проблем. Борис был царём на перепутье. Александр Сергеевич Пушкин раскрыл все личностные качества, все душевные переживания этого человека. Сделал образ «живым» и «дышащим».

Гибель этого человека обусловлена непринятием общества, ни один класс народа не считал его своим. Он выдержал революцию в своей душе, но не смог провести революцию в общество. Народ увидел в нём деспота, который старается убить свой народ. Все благие дела царя воспринимались народом исключительно как попытка скрыть свою гниль, пустить пыль в глаза.

Так Пушкин показал читателям, что причина гибели этого человека – потеря веры.

Сочинение Борис Годунов

Внутренний мир Годунова показан нам свободно и многосторонне. Он представлен правителем и душевным семьянином.

Правитель наделён многочисленными положительными чертами характера. Он обладает высоким уровнем знаний, мощной волей, внимательностью, стремлением. Годунов — квалифицированный политический деятель, он здраво принимает во внимание расположение высших чинов к нему, осознает непростую ситуацию внутри государства и предоставляет разумные рекомендации собственному сыну в смертельном завещании.

Невзирая на все это, население перестает проявлять симпатии к государю. Борис является приверженцем самодержавия, что берет свои корни еще в Молодой Руси со времен Ивана III. Годунов выбрал политическую деятельность Ивана IV — концентрация целого государства лишь в руках государя. Он также начинает вести политическую борьбу с самим боярством. Его опорой является служилое дворянство, как у Ивана IV. Годунов не прекращает политическую деятельность столичных повелителей относительно народа, Борис приложил усилия для уничтожения возможности крестьян на переход от одного владельца к другому, что завязало их за своими владыками.

Подобная стратегия Бориса увеличивает вначале подозрительное, а после агрессивное расположение страны.

Однако Борис выделяется среди всех предшествующих ему тем, что занял он престол путем совершения убийства. В XVII столетии Годунова считали убийцей Дмитрия- королевича, отпрыска Ивана IV. Карамзин несчастье Годунова оценивал, как результат содеянного: господь проучил Бориса из-за убиения королевича- младенца.

Убийство Дмитрия наносит царю искренние страдания, увеличивает антипатию люда к нему, да вот это не является главной причиной драматической участи. Смерть Бориса определена общественными факторами, битвой классовых сил. На войну с ним пустилось не только боярство, казаки, поляки, но и население.

Народ отказался от царя и после взбунтовался, так как они видели его, как тирана, который никак не беспокоится о благе люда, лишь усугубляет его положение, закрепощая крестьян.

Читайте также:
Краткий анализ стихотворения К Чаадаеву: сочинение

Таким образом, Пушкин демонстрирует ту основную причину трагедии Годунова, он оказался без почета, симпатий и помощи народа.

Борис Годунов. Историческое сочинение

Борис Годунов – главный государственный деятель России эпохи правления царя Фёдора Ивановича (1584-1598) и преддверия Смуты (начало XVII века). Годунов был московским боярином, шурином (братом жены) царя Фёдора Ивановича. В годы царствования этого монарха Борис был негласным фактическим правителем России. А после смерти Фёдора Ивановича, не оставившего наследников, в феврале 1598 года Годунов официально вступил на престол, и царствовал до своей кончины в апреле 1605-го.

С именем Бориса Годунова и его деятельностью связаны такие важные события, как дело о гибели в городе Угличе царевича Дмитрия – наследника престола; а также учреждение патриаршества Русской Православной Церкви. На них и хотелось бы остановиться подробнее.

Малолетний царевич Дмитрий был младшим братом царя Фёдора Ивановича, сыном седьмой жены Ивана Грозного. Церковь не признавала его в качестве законного наследника престола, поскольку он был рождён в незаконном («блудном») браке. Однако царь Фёдор детей не имел, поэтому Дмитрий всё же оказывался единственным наследником царской власти.

Мальчик страдал эпилепсией и постоянно жил со своей матерью в городе Угличе, под присмотром боярского семейства Нагих. 15 (25) мая 1591 года, во время очередного эпилептического припадка, 8-летний царевич Дмитрий погиб.

Комиссия под руководством Василия Шуйского, которая по приказу Годунова провела расследование инцидента, сделала вывод: смерть царевича наступила в результате несчастного случая. Однако впоследствии в обществе утвердилось мнение, что царевич Дмитрий был убит по тайному приказу Бориса Годунова, который таким образом расчищал путь к царскому престолу себе и своим наследникам.

Другое устойчивое мнение гласило: Дмитрий избежал смерти. Он был спасён верными людьми и вывезен ими в отдалённый монастырь или за границу.

Ни та, ни другая версия никогда не были подкреплены доказательствами, поэтому являются домыслами. Причинами их распространения были интриги политических противников Бориса Годунова из боярской аристократии, а также недоверие народа к этому деятелю, который обладал всей полнотой власти, но был «не царских кровей».

Следствием инцидента в Угличе стало распространение самозванства – незаконного присвоения царского имени в корыстных политических целях. Это явление стало ключевым событием Смутного времени начала XVII века. Самыми известными (но не единственными) самозванцами, выдававшими себя за царевича Дмитрия, стали Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.

Другим важным событием эпохи правления Бориса Годунова стало учреждение Русского патриаршества. Именно он сыграл в этом событии ключевую роль. Во время визита константинопольского патриарха Православной церкви Иеремии в Москву (1589) Борис Годунов провёл с ним успешные переговоры.

Он предложил Иеремии ввести патриаршество в России и стать первым патриархом Русской Православной церкви. Однако, так как боярская и церковная аристократия не хотела патриарха – грека, поселиться Иеремия должен был во Владимире.

Константинопольский патриарх отказался жить не в столице, но, задобренный щедрыми дарами, согласился учредить Русское патриаршество и назначить на этот пост угодного московской аристократии митрополита Иова. В мае 1590 года на соборе в Константинополе основание Московского патриархата и каноническая самостоятельность Русской Православной церкви были утверждены официально.

Причины учреждения Русского патриаршества – это материальный и моральный упадок патриаршества Константинопольского и возвышение Москвы, которое позволяло ей претендовать на религиозную самостоятельность.

Следствием данного события стало повышение религиозной значимости Русской Православной церкви и укрепление преемственности в рамках концепции «Москва – Третий Рим». Этим термином обозначается теория, обосновывавшая закономерность перемещения политического и религиозного центра всего православного мира из Константинополя в Москву.

Таким образом, деятельность Бориса Годунова оказала большое влияние на последующую историю нашей страны. Он сыграл решающую роль в основании Русского патриаршества, усилении авторитета Русской Православной церкви, которая стала играть ещё бо́льшую роль в политике.

Угличское дело стало одной из главных причин Смуты в России. В сочетании с чередой неурожайных лет, принесших голод и лишения, оно заложило основы грядущего хаоса. Пока Борис Годунов был жив – он мог его сдерживать. Но смерть этого сильного правителя открыла двери для Смуты: его сын и наследник Фёдор не обладал способностями своего отца и не мог справиться с управлением страной в сложной ситуации.

Читайте также:
Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: сочинение

Голословное обвинение Годунова в убийстве царевича Дмитрия сделало из Бориса зловещую фигуру русской истории – персонажа ряда выдающихся художественных произведений. Это, в частности, драма А.С. Пушкина «Борис Годунов»; одноимённая опера Мусоргского; пьеса «Царь Борис» и роман «Князь Серебряный» А.К. Толстого.

Анализ оды Пушкина Вольность сочинение

Пушкин написал свою знаменитую оду «Вольность» в 1817 году, после окончания лицея. Поэт написал это произведение, когда ему было 18 лет. Несмотря на юный возраст, личность автора полностью сформировалась. Ода «Вольность» подчеркивает четкую политическую позицию автора. Спустя многие годы это произведение смогли оценить читатели и критики. При жизни Пушкина это произведение не печаталось. После того как Александр Сергеевич написал это творение его отправили в ссылку. Правительство не смогло понять и принять данное произведение.

В своем произведении Пушкин протестует против правящего режима. Он указывает на торжество свободы при французской революции, которая была в 1789 году. Ода «Вольность» направлена против тирании во власти, против властелинов, которые ставят себя выше простого народа. Автор считает, что закон должен быть один для всех. Соблюдая закон в стране можно обеспечить свободу граждан.

В то время Пушкин находился под влиянием декабристов, и в своем произведении он выражал их позицию. Воинственный стиль написания оды, придавал произведению революционный оттенок. Главная задача написанного произведения, призвать народ к восстанию в стране и свергнуть несправедливую власть.

Природа наградила поэта необычайным талантом, и он не хотел растратить его на пустяки. Пушкин решил, что в своих произведениях должен призывать к свободе и равенству среди людей. Гневные высказывания в сторону высшего общества являются благородными и необходимыми в стране, где нет справедливости и закона.

В глубине души Пушкин понимает, что изменений к лучшей жизни не произойдет, но все же пытается изменить общество в лучшую сторону. Поэт определил для себя главные составляющие России: рабство и сила. В прежние времена русский народ прославлял себя великими подвигами и мужественностью в боях. Сейчас же это бесправный народ, крепостные и рабы.

Поэт часто думает о жизни, в которой не будет существовать крепостное право, все люди будут сыты и свободны. Ода показывает презрительное отношение автора к правящему режиму России. Пушкин верил, что после революции народ станет жить лучше, но для этого должна пролиться кровь.

Ода нашла отклик в сердцах большевиков и повлияла на начало революции 1917 году. Произведение написано в виде монолога с оттенком лирики. В концовке своего произведения Александр Сергеевич призывает власть с уважением относиться к простому народу и соблюдать законы.

Сочинение-анализ стихотворения Вольность

Ода «Вольность» – яркий пример свободолюбивых устремлений Пушкина. В произведении поэт гневно обличает неограниченную власть монарха и несправедливые общественные порядки.

В начале оды Пушкин демонстративно отбрасывает любовную и схожую тематику, олицетворяемую в образе царицы Цитеры, острова, где располагался храм богини любви Афродиты. Под впечатлением революций в Европе и идей, витавших в среде его друзей – декабристов, поэт восхваляет конституционный строй. Он не побуждает уничтожить монархию, как таковую, так как призывает царей склониться перед силой закона. В стихотворном произведении заметны следы влияния модной в XVIII веке идеологии Просвещения.

Злом для Пушкина являются не троны сами по себе, а восседающий на них порок. Монархи для него – вполне допустимый элемент государственного устройства. Однако подчеркивается, что источником их власти является не наследственное, данное свыше право, а существующие для блага общества государственные законы. Неправедное правление, по мнению Пушкина, само навлечет на правителей неизбежную кару.

Вольнолюбивый поэт желает не столько построения некого нового, построенного на абсолютно других принципах общества, а искоренения преступлений и злоупотреблений. Его цель не достижение абстрактного идеала, а переустройство существующего. Пушкин восхваляет равенство всех перед законом. Его идеал – правосудие, карающее виновного вне зависимости от его социального статуса, богатства и близости к власти. Поэт воспевает волю, которая в данном случае, также скорее представляет собой обычное гражданское равенство.

Вместе с тем, оде «Вольность» Пушкин не мирный реформист, пытающийся добиться своих целей маленькими шагами за долгий период времени, он зовет рабов к восстанию. Он не сторонник мирных ненасильственных методов давления через выражение общественного мнения, митинги и акции гражданского неповиновения. Поэт прямо говорит о радости при погибели тиранов и даже их детей. Здесь он точно отражает воззрения, циркулировавшие в кругах декабристов, готовых пойти жестокие меры.

Читайте также:
Образ стихии в поэме Медный всадник: сочинение

В оде «Вольность» Пушкин выражал ненависть к деспотизму и симпатии к правовому государству, основанному на справедливых и разумных началах.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ оды Вольность Пушкина

Популярные сегодня темы

Малодушие – это неспособность отстаивать собственную точку зрения, страх перед негативным ответом или отвержением. Проблема в том, что через это человек становится легко подвержен дурному влиянию

Роман «Идиот» Достоевского известен на весь мир. Его до сих пор читают и инсценируют в театрах и кино не только в России, но и за рубежом. Автор попытался показать, насколько было разложено интеллигентное общество в этот период

Наша страна насыщена огромным количеством талантливых личностей, которые радуют нас своим выступлением и появлением в разных городах и странах. Им удалось не только развить в себе этот талант,

Все люди по-своему красивы. В первую очередь нужно стараться отметить не внешние особенности, а внутренний мир человека. Ведь зачастую внешняя оболочка обманчива. Можно привести пример с конфетой

Хлестаков честно признаётся, что он любит покушать. Все мысли о еде. «Я люблю поесть». Это его слабость. «Они едят, а я не ем».

Анализ стихотворения «Вольность» ода Пушкина

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 106.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 106.

Всё творчество Александра Сергеевича Пушкина, особенно ранний период, проникнуто вольнолюбием и стремлением открыто выражать свои мысли. Именно к таким произведениям и относится ода «Вольность», написанное поэтом сразу после окончания лицея. Предлагаем к рассмотрению краткий анализ оды «Вольность» по плану. Его тщательный разбор поможет при подготовке к уроку литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вольность.

История создания – Ода написана в 1817 году, но издана лишь спустя 39 лет в Лондоне.

Тема стихотворения – Недовольство царящей в России абсолютной монархией и утверждение единого для всех закона.

Композиция – Произведение условно разделено на три части: в первой части автор делится с читателями своей миссией, во второй – воспевает закон и порядок, в третьей – призывает монархов склонить голову перед законом.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб.

Метафоры – «грозой царей», «свободы гордою певицей».

Эпитеты – «гибельный», «роковая», «благородный».

Олицетворения – «молчит закон», «сон отягощает».

История создания

В 1817 году юный Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей, в котором воспитывались дворянские дети – будущие чиновники и верноподданные имперской власти. Однако благодаря прекрасным педагогам, привившим своим подопечным идеалы чести, свободы и равенства, учебное заведение, напротив, стало оплотом свободомыслия.

Стоит отметить, что война 1812 года изменила настроения в обществе, в частности, взгляды передового дворянства на самодержавие в России. Не стали исключением и молодые лицеисты, которые хотели видеть своё отечество свободным, сильным и просвещённым.

Все эти условия оказали большое влияние на Пушкина как поэта. Раннее творчество его отличалось пылкостью, свободолюбием, юношеским максимализмом. Одним из наиболее ярких произведений этого периода стало стихотворение «Вольность», написанное Александром Сергеевичем в 1817 году.

В момент написания оды вчерашний выпускник находился в гостях у братьев Тургеневых, в их питерской квартире на Фонтанке. Из окон открывался живописный вид на Михайловский замок, в котором в своё время был убит император Павел I. Скорее всего, эта картина и побудила молодого поэта написать достаточно смелое стихотворение.

При жизни Александра Сергеевича ода так и не была опубликована, более того, она стала одной из веских причин его ссылки в далекую Одессу. Впервые произведение стало доступно читателям лишь в 1856 году, когда Герцен напечатал его в лондонском сборнике «Полярная звезда».

Центральная тема – протест против абсолютной монархической власти в России, почитание закона, утверждение вечных идеалов свободы, гуманности, равенства.

В своём стихотворении Александр Сергеевич вскрывает главную проблему общества первой половины XIX века – беззаконие, тиранию и вседозволенность правящих монархов. Он смело выражает свою гражданскую позицию, поскольку остро чувствует беззащитность простого русского человека перед властью.

Читайте также:
Почему должно изучать Пушкина?: сочинение

Решение столь глобальной государственной проблемы Пушкин видит в установлении общего для всех закона, смысл которого заключается в равноправии людей всех социальных слоев общества.

Ода наполнена глубокими переживаниями автора и является мощным призывом к самым решительным действиям. Это произведение заставляет задуматься тех, кто творит беззаконие, побуждает сделать жизнь лучше и справедливее.

Композиция

Композиция произведения условно разделена на три основные части. Первая часть является вступительной – в ней Пушкин в образе лирического героя повествует о своей основной задаче – « воспеть свободу миру ».

Во второй части произведения разворачивается основная его идея, согласно которой закон « выше венца и трона ». Лирический герой упоминает о таких монархах, как Наполеон, Людовик, Павел I, живописно изображая судьбу русской монархии.

В заключительной части поэт призывает самодержцев превыше всего чтить Закон.

При написании стихотворения поэт выбрал жанр оды, придав ему форму лирического монолога. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Динамичность, экспрессия и эмоциональный накал произведения достигается за счет безударной рифмы и смешанных строф.

Средства выразительности

Произведение написано очень живо, эмоционально, красочно. Подобного эффекта поэт смог достичь благодаря искусному использованию различных художественных средств.

Для придания образам наибольшей выразительности поэт использует эпитеты (« гибельный», «изнеженная», «роковая», «благородный »). Также в произведении встречается немало ярких метафор (« свободы гордою певицей», «грозой царей ») и олицетворений (« молчит закон», «сон отягощает »), риторических вопросов и обращений.

Анализ стихотворения «Вольность» (А.С. Пушкин)

Чаще всего мы думаем, что стихи для поэтов – это своеобразный способ выговориться, излить душу и выплеснуть собственные эмоции. Однако стихотворения – это не только красивые признания в любви или описания изящных чувств, но и призывы к решению серьезных проблем. Посредством своих произведений авторы могут выражать противостояние злу, лозунг к свободе, борьбу против несправедливости и так далее. Так, Александр Сергеевич Пушкин горел идеей всеобщего равенства и братства, потому написал ряд произведений, которые сумели оказать влияние на будущих декабристов. Среди них ода «Вольность», разбор которой представлен Многомудрым Литреконом ниже.

История создания

Ода «Вольность» написана в период окончания Пушкиным Царскосельского лицея. Этот ранний этап творчества Александра Сергеевича охвачен вольнолюбивыми настроениями. Он не раз прибегает к данной теме в своих произведениях. В пример можно привести такие стихотворения, как «Памятник», в каком он гордится, что в свой «жестокий век» восславил свободу, «Арион», «К Чаадаеву», «Дельвигу», в котором мы видим тонкое переплетение идей вольности и патриотизма.

Возможно, Вы сочтете мнения Пушкина довольно наивными, потому как он верит в существование некого высшего Закона. Поэт тверд в своих высказываниях по отношению к несправедливой власти и несвободе. С ранних лет он понимал, что его поэтический дар может что-то изменить. Потому Александр Сергеевич хотел воспользоваться этим и создать такие литературные произведения, которые смогут подтолкнуть народ к сопротивлению, к принятию гражданской позиции.

Стихотворение «Вольность» написано в 1817 году, но опубликовано только спустя 39 лет в Лондоне. Цензура не могла пропустить его, а царь, зная о вольнодумстве поэта, готовил для него ссылку.

Жанр, направление, размер

Жанр – ода. Стихотворение написано в приподнятом тоне и отличается возвышенными фразами. Александр Сергеевич не зря выбрал этот жанр, ведь «Вольность» выступает как торжественная песнь или воззвание к активным действиям народа.

Направление – что-то среднее между классицизмом и реализмом. Поэт обращает внимание читателей на несовершенство социального устройства России XIX века, затрагивает реальные проблемы. Но в то же время он выбирает форму, типичную для классицизма — оду. Язык стихотворения, отягченный словами «высокого штиля», тоже указывает на традиции классицизма.

Размер – четырехстопный ямб. Рифма – смешанная, женская.

Образы и символы

Стихотворение «Вольность» насыщено яркими образами и символами. Главными персонажами выступают свобода и сам лирический герой. Свобода представлена в оде, скорее как символ, к которому необходимо стремиться каждому человеку, чтобы добиться всеобщего равенства. В образе лирического героя мы видим патриота, готового на многое ради совершенствования своей родины. Он охвачен сочувствием к своему порабощенному народу, но не оправдывает радикальных мер бунтовщиков. Он хочет пойти по пути реформ и свои надежды возлагает на представителей высшего общества, которые должны употребить свое влияние во благо народа.

Читайте также:
Основные темы лирики Пушкина: сочинение

Также немаловажно отметить образы Людовика XVI и Павла I. Оба монарха не считались с Законом и управляли государствами единолично. Пушкин приводит в пример их казнь. Любой «самовластительный», «увенчанный злодей» должен быть наказан, и народ имеет право прекратить несправедливость. Однако народная расправа тоже подлежит осуждению. Казнь Людовика связана с образами «плахи Вероломства» и «преступной секиры», а убийство Павла, в свою очередь, с людьми, которые «вином и злом упоенны» и вторглись «как звери».

Темы и проблемы

  1. Основная тема свободы и вольности является ключевой. Свобода для поэта – это важнейшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог бы представить своего существования. Свобода – это основа, на которой должно строиться мировоззрение человека. Без этого высшего блага никто не сможет стать по-настоящему счастливым.
  2. Не менее важна тема поэта и поэзии. Изначально Пушкин просит свободолюбивую лиру помочь ему вложить в стихотворение общественно важный смысл. Он свято верит в то, что вдохновение должно быть особым: тем, что еще в древности вселяло в души творцов огонь справедливого гнева. Он гонит прочь изнеженную музу, ведь хочет посвятить себя обществу.
  3. Тема закона тоже заняла свое место в тексте. Автор заявляет, что власть дает закон, а не природа, и что закон всегда будет выше воли монарха. Это и есть гарантия развития общества и государства. Без законности и порядка человек не чувствует себя защищенным, он уязвим, а значит, слаб. А как слабые люди смогут сделать сильное государство?
  4. Основная проблема — произвол и тирания власть имущих. Горе тем народам, пишет автор, которые забыли верховенство закона. Несправедливость обернется против самих же королей, как это произошло с Людовиком и Павлом Первым. Их убийцы пойдут против закона также, как пошли и сами монархи, и порядок не удержит их, ведь его нет. Поэтому каждый тиран падет жертвой своей же деспотичной власти: общество поступит с ним так, как поступал со страной он.
  5. Иная проблема — порочность государей. «Страсть славы» губит их, они заботятся не о народе, а о своем месте с истории. Их ослепляют тяга к роскоши, признанию, абсолютной власти. Они не видят дальше своих покоев, а за ними уже формируется их смерть — бунтующий и доведенный до крайности народ.

Основная идея

Мотив вольности святой возникает в творчестве Александра Сергеевича после осознания того, что он не согласен с тем, что происходит в стране. Он стремится разорвать цепи рабства среди низшего сословия, ведь ни один монарх не вправе ограничивать самое святое – личную свободу. Пушкин выделяет государства, в которых правители подчиняются «Вольности святой». Он мечтает о таком же строе, где нет места несправедливости и обману, преступлениям и неволе. В этом и заключается главная мысль оды «Вольность».
Композиция произведения лишний раз подчеркивает мысли автора: сначала поэт излагает свою миссию, после говорит о Законе, и в конце – призывает монархов образумиться и прислушаться к идеалам «Вольности святой».

Смысл оды «Вольность» заключается в том, что любой король падет жертвой своей власти, если закон не будет охранять его. А как он будет его охранять, если сам монарх и его свита не передерживаются правил? Рано или поздно народ сметет их с лица земли, ведь на его пути не будет ничего, кроме тирании, которая является источником нищеты и унижения. Значит, самым надежным хранителем трона выступает благоденствие в стране, когда люди в большинстве своем счастливы и довольны жизнью. Этого можно достичь только в государстве, где главным является закон, а не человек на троне.

Краткий анализ стихотворения «Вольность» по плану

1. История создания

Стихотворение было написано практически сразу по окончании Лицея – в 1817 году.

На просвещенную молодежь того времени сильнейшее влияние оказала война с Наполеоном, окончившаяся совсем недавно: в 1812 году.

На борьбу с опасным врагом встал народ, от дворян до крестьян, образовались партизанские отряды. Ради победы сплотились все. Не зря ее назвали Отечественной.

Такое единодушие, храбрость простого народа, отвага заставили передовые умы того времени задуматься над социальным устройством страны.

Впервые зазвучали разговоры об освобождении крестьян, об отказе от крепостничества.

Потом будет восстание декабристов и многое другое, но истоки этого движения зародились сразу после 1812 года, когда победа над наполеоном далась только общими усилиями всего народа.

Пушкин, воспитанный в Лицее умнейшими, честными и справедливыми педагогами, впитал эти смелые мысли.

Он, подобно многим сверстникам и людям старшего поколения, желал видеть родную страну свободной, сбросившей оковы крепостничества, просвещенной.

Читайте также:
Образы Ольги и Татьяны Лариных как типы женских национальных характеров: сочинение

Под этим настроением и родилась «Вольность».

При жизни автора такой смелый текст, насквозь пропитанный юношеским максимализмом, не был напечатан. Более того, именно из-за этого стихотворения великий поэт отправился в ссылку – в Одессу.

Опубликовали «Вольность» только в 1856 году, после смерти Пушкина. Это сделал Герцен, поместив оду в состав лондонского сборника «Полярная звезда».

2. Литературное направление

Произведение относится к классицизму.

3. Род

Род – торжественная лирика.

4. Жанр

Поэт сам определил жанр своего произведения: это ода.

5. Проблематика

Автор затрагивает животрепещущую проблему, которая пройдет практически по всей русской литературе и истории XIX века: освобождение крестьян от крепостничества.

Причем, затрагивая такие сложные вопросы, Пушкин переворачивает весь смысл одического жанра. Он не восхваляет, а, наоборот, осуждает правящую верхушку, выказывает недовольство сложившейся социальной ситуацией. Это был смелый и решительный поступок!

6. Тематика

Основная тема оды «Вольность»: ужасающая вседозволенность и безнаказанность не только правителей, но и дворян, которые могли поступать с народом, как им вздумается.

Кроме того, автор затрагивает вопросы свободы, равноправия, справедливой власти, защищающей, а не мучающей своих подданных.

7. Идея

В произведении можно услышать прямое обращение к народу: пора действовать, восстать, защитить себя, если правитель этого не делает.

Поэт открыто выражает собственные свободолюбивые взгляды и, не скрываясь, прямо осуждает существующий порядок.

8. Пафос

Эмоции, которыми пропитано произведение, разнообразны и порой противоречивы.

Тут улавливается и торжественность, как будто этот текст произносится с трибуны, и слова звучат грозно, обличительно, но вместе с тем пылко и вдохновенно.

Слышится искренне возмущение, негодование, которыми наполняется речь оратора при обращении к сильным мира сего. И в то же время ощущается страх за народ, сопереживание бедным людям.

9. Система образов

Стихотворение, как и любая ода, наполнено художественными образами.

Прежде всего, пред нами предстает образ некого Монарха, который мнит себя властителем мира, однако законы природы выше него, и Пушкин не раз подчеркнет эту мысль в своем произведении.

Собирательный образ настоящего Тирана, Деспота, не думающего о бедах и печалях народа, пугает. Автор характеризует его самыми нелестными, обвиняющими словами: «тираны мира», «неправедная Власть», «самовластительный злодей», «ужас мира, стыд природы».

Ему противопоставляется образ страдающего народа, который молчит – и тем самым продолжает беззаконие.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем произведения становится обобщенный Монарх, который угнетает и мучает своих подданных. Он получил власть по закону, а не от Бога, но ведет себя, как единственный земной правитель, которому все дозволено и все простится.

В спор с ним со своей обличительной речью вступает лирический герой – тот, который желает

… воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

Именно он открывает истинное лицо кровавого владыки, призывая народ, наконец-то, прекратить терпеть мучения и восстать:

Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

11. Лирический герой

Лирический герой, подобно зеркалу, отражает весь тот спектр эмоций, чувств и переживаний, которые испытывал Александр Сергеевич, создавая свое неординарное произведение.

Его можно назвать своеобразной художественной проекцией автора. Он открыто протестует против устоявшегося государственного порядка.

12. Сюжет

Как такового, четкого сюжета тут нет.

Автор просто выражает собственные эмоции: гнев, недовольство, раздражение, подкрепляя его разными доказательствами и обвинительными конструкциями.

13. Композиция

Четких композиционных точек (завязки, кульминации и развязки) тут нет, однако можно выделить три смысловые части.

В первой лирический герой отказывается от «изнеженной лиры» и гневно заявляет, что отныне он будет обличать существующее беззаконие.

Вторая часть раскрывает политические воззрения автора. Именно в ней Пушкин говорит о том, что закон, справедливый и защищающий каждого гражданина страны, должен быть превыше царского самоуправства.

Здесь же молодой поэт красочно рисует незавидную судьбу мировой монархии, вспоминая Павла I, Наполеона Бонапарта, Людовика. Он не всегда открыто называет их имена, но по контексту становится понятно, о ком говорит гений.

Читайте также:
Начало творчества Жуковского – художественный анализ: сочинение

В третьей части великий поэт призывает власть имущих остановиться и обратиться к закону. Закону, который станет единым для всех граждан страны и будет защищать, а не потворствовать самодурству.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык стихотворения изобилует глаголами: «беги», «сокройся», «приди», «сорви», «разбей», «хочу воспеть», «поразить». Семь слов-действий только в первой строфе!

За счет такого обилия глагольной лексики картина развивается стремительно, динамично. Мы не видим статичного пейзажа, наоборот, в стихотворении постоянно что-то происходит.

А если еще учесть, что многие глаголы имеют явные оттенки агрессии, злости, гнева, то легко можно понять, в каком эмоциональном состоянии находился автор, когда писал оду.

15. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Это любимый размер зрелого Пушкина, однако, и в юношеских произведениях он встречается часто.

Строфы представляют октавы – восьмистишия. У каждой наблюдается четкая организация: первые четыре стиха написаны перекрестной рифмовкой (АБАБ), вторые – опоясывающей (ВГГВ).

16. Средства художественной выразительности

Анализируя богатство средств художественной выразительности, начнем с того, что это ода. Она по жанровой принадлежности должна быть написана ярким, выразительным и торжественным языком.

Несмотря на то, что пушкинская ода разительно отличается от классической, автор наполнил свое произведение различными художественными средствами.

Тут очень много эпитетов: «слабая царица», «изнеженная лира» (это выражение можно назвать и олицетворением), «благородный след», «возвышенный галл» и т.д.

Текст оды пропитан метафорами: «свободы гордая певица», «питомцы ветреной судьбы», «законов гибельный позор».

Автор использует многочисленные олицетворения, чтобы лишний раз показать: власть – это люди, а не отвлеченное понятие («молчит закон», «народов не легло страданье», «изнеженная лира», «дает Закон, а не природа»).

Стихотворение состоит из эмоционально окрашенной лексики: «порок», «тираны», «позор», «рабство».

17. Значение произведения

Произведение имело огромное значение для развития всей русской литературы, а также стало одним из двигателей отечественной истории.

Именно с него и подобных творений началось переосмысление существующей социальной ситуации. Просвещенная молодежь, проникаясь свободолюбивым духом и жаждой справедливости, обратила внимание на зависимое, невыносимое положение народа.

Пройдет еще несколько десятков лет – и под давлением общественности, воспитанной подобными произведениями, падет крепостная система.

18. Актуальность

Стихотворение отражает взгляды автора. Оно актуально до сих пор, потому что вызывает яркие положительные эмоции.

Несмотря ни на что, все граждане одной страны должны обладать равными правами и подчиняться одному закону.

19. Моё отношение

Мне нравится «Вольность», потому что оно честно, правдиво и открыто.

20. Чему учит

Стихотворение учит смело высказывать собственные мысли и не мириться с несправедливостью, если она возникает.

Ода «Вольность» Пушкина. Анализ произведения. «Вольность» А. Пушкин

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вольность.
История создания – Ода написана в 1817 году, но издана лишь спустя 39 лет в Лондоне.

Тема стихотворения – Недовольство царящей в России абсолютной монархией и утверждение единого для всех закона.

Композиция – Произведение условно разделено на три части: в первой части автор делится с читателями своей миссией, во второй – воспевает закон и порядок, в третьей – призывает монархов склонить голову перед законом.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб.

Метафоры – «грозой царей», «свободы гордою певицей».

Эпитеты – «гибельный», «роковая», «благородный».

Олицетворения – «молчит закон», «сон отягощает».

Сочинение — Анализ Оды «Вольность»

Восприятие, толкование, оценка

Ода «Вольность» была написана А.С. Пушкиным в 1817 году. Она получила распространение в списках и явилась главной при­чиной ссылки поэта на юг. Исторический сюжет был навеян ме­стом написания: Пушкин писал эту оду в квартире братьев Турге­невых на набережной Фонтанки в Петербурге, откуда был хоро­шо виден Михайловский замок. Впервые ода была опубликова­на А.И. Герценом в «Полярной звезде» в 1856 году в Лондоне.

Произведение относится к гражданской лирике. Основная идея его — просветительская. Если Радищев в своей оде «Воль­ность» отстаивает интересы народа и провозглашает власть на­рода, то А.С. Пушкин в своей оде провозглашает власть Закона, перед которым едины народ и правитель. Только подчиняясь власти Закона, можно достичь главной цели — вольности и по­коя народов.

Читайте также:
Литературный язык в произведениях Пушкина: сочинение

В стихотворении можно выделить три части. Первая часть открывается своеобразным вступлением, в котором обозначает­ся авторская задача: «Хочу воспеть свободу миру, На тронах по­разить порок». Далее начинает разворачиваться основная мысль стихотворения: закон выше венца и трона, беззаконие же ведет к страданиям народа и злодействам. Во второй части мысли.поэта иллюстрируются примерами из французской (Людовик и Напо­леон) и русской (Павел I) истории. Рассказ о судьбе Павла I пред­ставляет собой уже реалистическую зарисовку: «мрачная Нева», сверкающие звезды, часовой, «мост подъемный». Третья часть оды — своеобразный вывод и одновременно призыв к царям скло­ниться «под сень надежную закона»:

И днесь учитесь, о цари:

Ни наказанья, ни награды,

Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды.

Склонитесь первые главой Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.

Ода написана четырехстопным ямбом. Поэт использует раз­нообразные средства художественной выразительности: эпите­ты («изнеженную лиру», «гибельный позор», «немощные сле­зы»), метафору («неволи немощные слезы», «молчит закон», «Чи­тают на твоем челе Печать проклятия народы…»), анафору («Где дремлет он неосторожно, Где иль народу, иль царям Законом вла­ствовать возможно!), риторическое обращение («Тираны мира! трепещите!») и риторический вопрос: («Где ты, где ты, гроза ца­рей, Свободы гордая певица?»).

Таким образом, ода А.С. Пушкина утверждает идеалы свобо­домыслия, гуманности. Это было оценено А.И. Герценом, пи­савшим: «Песнь Пушкина продолжала эпоху прошлую, напол­няла мужественными звуками настоящее и посылала свой голос отдаленному будущему».

Здесь искали:
  • анализ оды вольность
  • история создания оды вольность
  • какая политическая идея высказывается в оде вольность

История создания

В 1817 году юный Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей, в котором воспитывались дворянские дети – будущие чиновники и верноподданные имперской власти. Однако благодаря прекрасным педагогам, привившим своим подопечным идеалы чести, свободы и равенства, учебное заведение, напротив, стало оплотом свободомыслия.

Стоит отметить, что война 1812 года изменила настроения в обществе, в частности, взгляды передового дворянства на самодержавие в России. Не стали исключением и молодые лицеисты, которые хотели видеть своё отечество свободным, сильным и просвещённым.

Все эти условия оказали большое влияние на Пушкина как поэта. Раннее творчество его отличалось пылкостью, свободолюбием, юношеским максимализмом. Одним из наиболее ярких произведений этого периода стало стихотворение «Вольность», написанное Александром Сергеевичем в 1817 году.

В момент написания оды вчерашний выпускник находился в гостях у братьев Тургеневых, в их питерской квартире на Фонтанке. Из окон открывался живописный вид на Михайловский замок, в котором в своё время был убит император Павел I. Скорее всего, эта картина и побудила молодого поэта написать достаточно смелое стихотворение.

При жизни Александра Сергеевича ода так и не была опубликована, более того, она стала одной из веских причин его ссылки в далекую Одессу. Впервые произведение стало доступно читателям лишь в 1856 году, когда Герцен напечатал его в лондонском сборнике «Полярная звезда».

Вариант 2

Ода «Вольность» относится к петербургскому периоду творчества А.С.Пушкина. Можно сказать, что это самый вольнолюбивый период в творчестве поэта. Покинув замкнутые стены лицея в 1817 году, поэт начинает осваивать многообразие окружающего мира и воплощать его в своих новых произведениях.

В конце второго десятилетия 19 века мир северной столицы был насквозь пронизан политическими идеями, жаждой политических действий. Пушкину эти идеи оказываются близки, поэтому он пишет произведения, в которых они находят выражение. Ода «Вольность» среди них занимает главное место: она сразу пришлась по душе декабристам и стала в среде свободолюбивой молодежи очень популярна. Ода «Вольность» могла бы стать манифестом декабристов, если бы не ряд моментов, которые свидетельствуют, что их взгляды все-таки не полностью совпадают с пушкинскими.

Хотя у Пушкина не было периода ученичества, в петербургский период он творит в рамках определенных традиций. Что касается оды «Вольность», то она возникает на пересечении литературной традиции, к которой принадлежал Радищев, и собственных размышлений поэта той поры. Вослед А.Н.Радищеву Пушкин свою оду также называет «Вольность», чтобы читатель сразу мог понять, какую тему он собирается развивать. Как и Радищев он берет за основу триаду Народ – Закон – Цари, но от традиции развития заявленной темы существенно отходит. Если для Радищева главную ступень пьедестала занимает Народ, который творит Законы и вершит судьбы Царей – казнит их, если считает необходимым, то для Пушкина главным является справедливый Закон, которому в одинаковой степени должны подчиняться и Народы, и Цари.

Читайте также:
Начало творчества Жуковского – художественный анализ: сочинение

Также отличие пушкинского мировоззрения от радищевского проявляется в том, что исторические примеры, которые приводятся в произведениях, несут разную смысловую нагрузку. Радищев оправдывает казнь монарха, у Пушкина же нет безоговорочного принятия этого акта. Пушкин главной ценностью считает свободу, боготворит ее – в этом он близок и декабристам. Но он против насилия, не призывает свергнуть политический строй. Политические взгляды Пушкина, которые нашли отражение в оде «Вольность», позволяют увидеть в нем сторонника конституционной монархии, но никак не революционера. Монархи, по мнению Пушкина, должны склоняться главою «под сень надежную Закона»: в оде метафорически показано, что монарх должен стоять во главе государства, если власть его не будет абсолютной, если будут учтены интересы народа.

Ода «Вольность» интересна не только своей политической злободневностью: она имеет и художественную ценность. Написанная в жанре, который был наиболее любим предшественниками поэта – классицистами, ода демонстрирует все особенности высокого стиля. Ода написана торжественным четырёхстопным ямбом, демонстрирует использование высокой книжной лексики и различных риторических фигур. Эти художественные средства помогают поэту передать тот справедливый гнев, который он испытывает, видя беззаконие, неправедную власть, а также его искреннюю веру в то, что разум восторжествует, и народы получат вольность и покой.

Трехчастная композиция оды позволяет Пушкину последовательно рассмотреть тему в разных аспектах. Несмотря на то, что Пушкину было всего 18 лет, когда было написано это произведение, видно, что он уже сформировавшийся поэт и гражданин с ярко выраженной политической позицией.

Центральная тема – протест против абсолютной монархической власти в России, почитание закона, утверждение вечных идеалов свободы, гуманности, равенства.

В своём стихотворении Александр Сергеевич вскрывает главную проблему общества первой половины XIX века – беззаконие, тиранию и вседозволенность правящих монархов. Он смело выражает свою гражданскую позицию, поскольку остро чувствует беззащитность простого русского человека перед властью.

Решение столь глобальной государственной проблемы Пушкин видит в установлении общего для всех закона, смысл которого заключается в равноправии людей всех социальных слоев общества.

Ода наполнена глубокими переживаниями автора и является мощным призывом к самым решительным действиям. Это произведение заставляет задуматься тех, кто творит беззаконие, побуждает сделать жизнь лучше и справедливее.

Анализ стихотворения Пушкина Вольность 9 класс

Знаменитое произведение «Вольность» была создана на свет одним из выдающихся русских людей, великим писателем Пушкиным Александром Сергеевичем в 1817 году, а опубликована и выставлена на суд читателей и критиков лишь спустя многие годы. Стоит отметить тот факт, что при жизни писателя это стихотворение не было издано. Также стоит отметить то, что после создания данного произведение и оценки его правительственными органами писателя отправляют в ссылку, не приняв и не поняв данного произведения.

Очень интересным является и то, что это стихотворение, а точнее ода стало объектом, которое каким-то образом оказало довольно крупное влияние на известную революцию тысяча девятьсот семнадцатого года, то есть через десять лет после своего создания.

Главное темой произведения стал протест правившей тогда абсолютной монархии, и полнейшее не согласие с ней. Этим произведением автор старается выразить свое негативное и отрицательное отношение к абсолютизму, не скрывает своих чувство несправедливости и вопиющего неудовлетворения к людям, которые стоят во главе государства.

Именно в данном произведении Александр Сергеевич решается показать и проявить свой решительный настрой, прославить вольность, свободу слова, а так же политическую свободу.

Свой главной целью, и целью создания этого произведения автор видит убеждение и призыв всех, без исключения людей к началу масштабного перевороту в родной стране, к свержению алчной, несправедливой, и неуместной власти самодержавия.

Что касается литературных и художественный моментов, то они помогают автору передать весь смысл его мыслей и его желание показать, кто же является настоящей ценностью для государства. Конечно, Александр Сергеевич был человеко патриотического воспитания, именно поэтому всегда считал, что главную ценность для государства приносит народ, который и является государством по сути говоря. Он очень уважал и любил русский народ, считая что только в России живет такое количество талантливых и одаренных людей, которые вынуждены страдать от самодержавной власти и жить не в полную силу, постоянно подчиняясь кому-либо.

Читайте также:
Образ стихии в поэме Медный всадник: сочинение

Композиция

Композиция произведения условно разделена на три основные части. Первая часть является вступительной – в ней Пушкин в образе лирического героя повествует о своей основной задаче – «воспеть свободу миру».

Во второй части произведения разворачивается основная его идея, согласно которой закон «выше венца и трона». Лирический герой упоминает о таких монархах, как Наполеон, Людовик, Павел I, живописно изображая судьбу русской монархии.

В заключительной части поэт призывает самодержцев превыше всего чтить Закон.

Ода «Вольность»: краткое содержание

Пушкин свое стихотворение, следуя примеру Радищева, написал в форме оды. Начинается она с обращения к музе — грозной для царей певице свободы. Здесь же намечается тема — автор пишет, что хочет «воспеть свободу миру» и поразить порок на тронах. После этого идет изложение главного положения: для народного блага необходимо сочетать с вольностью святой мощные законы. Оно иллюстрируется примерами из истории (Павел I, Людовик XVI). Изображая исторические события (казнь Людовика во время французской революции, убийство Павла I в Михайловском дворце руками наемников), поэт относится с неприязнью не только к тирании, но и к тем, кто уничтожает поработителей, поскольку удары этих людей бесславны: они противозаконны и вероломны.

Призывая к восстанию самосознания, духа, Александр Сергеевич понимает важность разрешения конфликтов законным путем — именно на это указывает проведенный Пушкиным исторический анализ. Вольность следует попытаться добыть, избежав при этом кровопролития. Другой способ губителен как для тиранов, так и для самого русского народа.

Ода «Вольность», анализ которой предлагается вашему вниманию, завершается, как обычно, обращением к самому государю с призывом извлечь урок из вышесказанного.

Композиционная стройность помогает нам наблюдать за движением чувств и мыслей поэта. Словесные средства выражения содержания находятся в соответствии с ним. Ода «Вольность», краткое содержание которой представлено выше, — образец высокого художественного совершенства.

Средства выразительности

Произведение написано очень живо, эмоционально, красочно. Подобного эффекта поэт смог достичь благодаря искусному использованию различных художественных средств.

Для придания образам наибольшей выразительности поэт использует эпитеты («гибельный», «изнеженная», «роковая», «благородный»). Также в произведении встречается немало ярких метафор («свободы гордою певицей», «грозой царей») и олицетворений («молчит закон», «сон отягощает»), риторических вопросов и обращений.

Особенности поэтики и революционное значение

Для поэтической речи Пушкина характерны живость, экспрессия и эмоциональность. От начала до конца эмоции сменяют одна другую. В первой строфе автор выражает стремление к свободе, во второй — возмущается беззаконием, творящимся с одобрения монархов. Далее он скорбит, будучи сознательным гражданином, и предлагает путь к улучшению ситуации.

В своём гимне поэт обращается к свободе, которая является для него музой. Он возвышенно называет её «грозой царей» и «певицей», показывая трепетное отношение к свободомыслию и воле.

Революционное значение оды проявилось в том, что её текст использовался для агитации в декабристских кругах. Современники прониклись убеждениями Александра Сергеевича и охотно перенимали его представления о том, как можно ускорить перемены. Однако вскоре А. С. Пушкин сам разочаровался в идеалах. Он понял, что монарх отнюдь не стремится всеми силами исправить положение крестьян.

Александру Первому достаточно было провести несколько реформ, чтобы народ вздохнул свободнее. Но ему не хватало решимости для принятия законов, кардинально изменяющих положение дел. Друзья Пушкина, большую часть которых составляли образованные и прогрессивно мыслящие дворяне, создавали различные кружки и сообщества. Целью этих организаций было насильственное свержение самодержавия.

Хотя формально поэт не входил ни в одну революционную организацию, он разделял образ мыслей тех, кто там состоял. «Вольность» — первое произведение, в котором отражено стремление к переменам. В дальнейшем Пушкин написал ещё много стихотворений, из которых следует, что он осознавал невозможность либеральных изменений бесконфликтным путём.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: