В чем смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»: сочинение

В чем смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

В центре повествования поэмы образы Петра I и дворянина Евгения. В «Медном всаднике» Петр показан не как живой деятель русского исторического процесса, а как памятник, «кумир на бронзовом коне». Поэт не раз отмечает непреодолимую мощь Петра. Среди всеобщего смятения лишь он один находится в непоколебимой вышине: его не могут испугать бушующая Нева, порывы ветра, горами встающие волны. Но в самых этих определениях — кумир, истукан — заключается какая-то двойственность. Мысли Пушкина становятся более ясными, когда мы всматриваемся

Волшебные картины природы поэме «Руслан и Людмила» Творчество Пушкина петербургского периода завершается выходом летом 1820 г. поэмы «Руслан и Людмила». Пушкин работал над ней в течение трех лет. Поэма представляет собой как бы синтез ранних поэтических исканий.

О стихотворении А. С. Пушкина «Цветок» (2) Одним из основных направлений творчества А. С. Пушкина является философская лирика. Поэта волнуют вечные человеческие вопросы: о добре и зле, о мгновении и бесконечности, о смысле человеческой жизни. Его интересуют.

Береги честь смолоду. (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Нам выпало жить в страшное (я не побоюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема большинства из.

Почему Самсон Вырин так убивается по дочери ведь она счастлива «Станционный смотритель» — самая печальная из пяти пушкинских повестей. По-человечески очень жаль и несчастного смотрителя, и рыдающую на могиле отца Дуню. Герои повести оказываются в очень сложной ситуации, каждый из.

ПОЭЗИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА В сороковые Годы девятнадцатого века В. Г. Белинским был Написан цикл статей «Сочинения Александра Пушкина», состоящий из Одиннадцати статей. Пятая статья посвящена Лирике Пушкина. «Тайна Пушкинского стиха была заключена в.

Автор — повествователь — герой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин использует свой излюбленный прием: сам он выступает в роли издателя, а автором как бы является Гринев. Также от лица вымышленного автора написаны, например.

Лирическое начало в поэзии Пушкина Чувство одиночества и душевной тоски, владевшее Пушкиным в первый период южной ссылки, находит свое адекватное выражение в образе одинокого листка, трепещущего под осенним ветром на облетевшем дереве: — Так, поздним.

Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (2) «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, в котором лирическое и эпическое переплетаются и взаимодействуют между собой на протяжении всего действия романа, при этом оба начала остаются равноправными. Действие романа начинается весной.

ПРИРОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРОСОЗЕРЦАНИИ А. С. ПУШКИНА Но Может быть, такого рода Картины Вас не привлекут: Все Это низкая природа; Изящного Не много тут». «Евгений Онегин» (5-я гл.) Описание Природы встречается почти в каждом Стихотворении А. С.

Тема поэта и поэзии в лирике А. Пушкина и М. Лермонтова Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина и Лермонтова занимает одно из ведущих мест. В произведениях, посвященных этой теме, Пушкин и Лермонтов ставят и разрешают следующие вопросы: какова роль поэта.

Неоднозначный образ Пугачева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2) До начала XIX века имя Пугачева было под запретом, и только во времена Пушкина стали появляться первые исторические сочинения, повести и даже романы о пугачевщине. Но о самом Пугачеве писали.

Читайте также:
Пленник: сочинение

«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» Именно Пушкин показал, что поэзия содержится не только в рифме. Поэзия рождается из наблюдений и переживаний поэта. В его творчестве находят свое отражение все явления окружающей жизни. Источником его вдохновения.

Изображение маленького человека в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (3) Проблема «маленького человека» привлекала внимание всех прогрессивных писателей XIX века. Не прошел мимо нее и Александр Сергеевич Пушкин, заостряя особое внимание на бедах и проблемах «маленького человека» в повести «Станционный.

Образ стихии в поэме «Медный всадник» Есть два представления о стихии. Стихия — явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая сила. И стихия как неорганизованная сила, действующая в социальной среде. Само слово «стихия» не присутствует в.

Герои и проблематика поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве А. С. Пушкина тему Петра I. Величественный облик царя-преобразователя рисуется в первых же, одически торжественных, строках поэмы: На берегу пустынных волн Стоял он, дум.

«Отечество нам Царское село» В 1811 году Пушкин поступил учиться в Царскосельский лицей. Годы учебы сыграли немаловажную роль в становлении молодого поэта. Весь сложный путь зарождения его гениальности отразился в лирике этого периода. В.

Характер Татьяны как представительницы русской женщины Главное здесь, это объяснение Онегина с Татьяною в ответ на ее письмо. Как подействовало на нее это объяснение — понятно: все надежды бедной девушки рушились, и она еще глубже затворилась.

Эволюция жанра элегии в творчестве Пушкина Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, причем для каждого из них он создал свой эталон. Однако само это разнообразие, отсутствие четких правил расшатывало строгую жанровую систему. Жанр утратил свою строгость.

Мои размышления по трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» Автор начинает свою трагедию с главной темы, он заявляет ее сразу. В экспозиции перед нами предстает толпа народа (сцена у Новодевичьего монастыря), плачущая и кричащая. Но многие из этой толпы.

Образ московской молодежи начала 20-х годов в романе «Евгений Онегин» В десятой главе Онегин должен был стать участником Движения декабристов. В этой главе и в «Путешествии Онегина» завязывалась новая общественно-политическая Коллизия вокруг определенного исторического события. С изображения «романического происшествия» па.

Краткое изложение повести «Пиковая дама» «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова». После игры Томский рассказал удивительную историю своей бабушки, которая знает тайну трех карт, якобы открытую ей знаменитым Сен-Жерме-ном, непременно выигрывающих, если поставить на.

Образ Маши Троекуровой На страницах повести А. С. Пушкина «Дубровский» мы встречаемся с двумя наиболее полно обрисованными женскими образами: Маши Троекуровой и няни Владимира Дубровского — Егоровны. Ни разница в годах, ни принадлежность.

Человек как жертва общественных институтов (на примере повести «Дубровский») Любовь, брак, личное счастье — вот магический круг, очерчивающий сферу женского бунта в пушкинскую эпоху. Для мужчины больше случаев вступить в конфликт с обществом, поскольку его общественные функции и его.

Читайте также:
Духовная эволюция Онегина: сочинение

Художественное отображение национального прошлого народа в поэме «Борис Годунов» Задачи изображения прошлого и настоящего русского народа в духе историзма и реалистически понятой народности, в духе реализма со всей остротой ставили перед Пушкиным проблему создания новых литературных форм. «Дух времени».

«Чужой для всех.» (образ Евгения Онегина) Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование будто бы оборвано на половине. Вызвано это, на мой взгляд, тем.

Самостоянье человека залог величия его по повести «Капитанская дочка» Из всех героев Капитанской дочки реально существовали только Пугачев со своими сподвижниками и государыня Екатерина. Благодаря мемуарной форме повествования изображение этих персонажей снижено, лишено тех стереотипов, с помощью которых часто.

Песнь о вещем Олеге Из летописей известно, что в начале X века в Киеве правил князь Олег. Он совершил удачный поход на Цареград, заключил с Византией выгодный для русских купцов торговый договор. В ответ.

Какова Татьяна Пушкина в романе «Евгений Онегин» Среди этого мира нравственно увечных явлений изредка удаются истинно колоссальные исключения, которые всегда дорого платятся за свою исключительность и делаются жертвами собственного своего превосходства. Такова Татьяна Пушкина. Вы коротко знакомы.

Природа в поэзии Пушкина Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его.

Татьяна Ларина — «милый идеал» Пушкина Все тихо, просто было в ней. А. С. Пушкин На первый взгляд непонятно, почему Пушкин, всю жизнь влюблявшийся в блес­тящих светских красавиц, называет своим идеалом скромную и серьезную Татьяну Ларину.

Роман в стихах «Евгений Онегин» Роман в стихах «Евгений Онегин» по праву можно назвать не только лучшим произведением А. С. Пушкина, вершиной его творчества, но и одним из самых — изумительных произведений мировой литературы. Не.

Образ князя Олега в «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин был основоположником русской реалистической литературы. Своей поэзией он раскрывает в людях все лучшее, что в них есть и заставляет их забыть о мелочах и.

Верность идеалам «Вольности святой» в поэзии А. С. Пушкина (2) Из уроков истории мы знаем о восстании против царской власти, которое подняли передовые дворяне-офицеры в Петербурге 14 декабря 1825 года. Это событие не оставило равнодушным никого из современников. Великий русский.

Татьяна и Ольга Татьяна и Ольга (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») 1.Женские образы в романе «Евгении Онегин». 2.Татьяна Ларина — главная героиня произведения. 3.Ольга — фон для развития событий. 4.Роль образа.

«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (4) Неволя была, кажется, музою-вдохновительницею нашего времени. А Вяземский Свобода — ключевое понятие творчества Пушкина. Для Александра Сергеевича свободная и честная Россия всегда была предметом его мечтаний. Поэтому эта общественная тема.

Нравственные ценности Татьяны Лариной (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в истории русской литературы. Виссарион Григорьевич Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». Александр Сергеевич всегда мечтал написать произведение, главными героями которого будут его современники.

Читайте также:
Идейно-художественное своеобразие повести «Капитанская дочка»: сочинение

Образ могучего народного характера в повести «Капитанская дочка» Колоссальный образ чернобородого мужика с топором — это обобщенный поэтический образ могучего народного характера. Обобщенный — хотя оя и дан в начале романа, до нашего знакомства с Пугачевым. Объясняется это.

«Медный Всадник»: два героя Поэма «Медный всадник» была написана в 1833 году. В ней Пушкин в обобщенной образной форме противопоставляет государство, олицетворенное в Петре I (а затем в символическом образе ожившего памятника), и человека.

Картины природы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа; Изящного не много тут. А. С. Пушкин Когда В. Г. Белинский называл роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской.

Второстепенные персонажи повести «Капитанская дочка» Гусарский ротмистр Зурин, который в начале романа (первая глава) учит молодого Гринева «привыкать к службе» и, пользуясь его совершенной неопытностью, жестоко обыгрывает его на бильярде, снова появляется в конце романа.

Сейчас вы читаете: В чем смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

10. В чем смысл противопоставления Петра Первого и «бедного» Евгения в поэме а.С. Пушкина «Медный всадник»? (Билет 22) Вариант 1

Поэма «Медный всадник» написана А. С. Пушкиным в 1833 году. В ней нашло отражение современное Пушкину событие – наводне­ние 1824 года. В поэме нет традиционного деления героев на глав­ных и второстепенных, и рядом с героической темой Петра звучит другая тема – тема «маленьких людей», городской бедноты, их ра­достей и страданий. В таком смешении персонажей заключен важ­ный идейный смысл: судьба обычного человека оценивается в исто­рической перспективе.

Петр I – герой поэмы. Это государь-преобразователь, он сим­волизирует новую Россию. В поэме его образ и образ Медного всадника совпадают. Вздыбленный конь готов перенести через темные воды непокорной Невы своего гордого всадника. Этот образ передает характер царя-реформатора и его реформ. Петр I не коня поднимает на дыбы, а всю Россию. В своем порыве он забывает обо всем, он смотрит только далеко вперед и не замеча­ет того, что здесь, рядом с ним.

А рядом с Великим царем оказываются простые смертные люди, которые по его воле и желанию стали заложниками стихии. Другим героем поэмы является Евгений – мелкий чиновник из обедневшего дворянского рода Его жизнь проста и незамысловата. Только про-стые житейские радости скрашивают течение дней его жизни, где каждый следующий день похож на предыдущий. И только одна меч­та, одно светлое пятно есть в череде этих дней — его возлюбленная Параша, которая живет на Васильевском острове в небольшом до­мике вместе с мамой. Но наводнение 1824 года разрушает не только дома и набережные, разбушевавшаяся стихия разрушает мир грез Евгения. Страшное наводнение застает героя на берегу Невы. Чтобы уберечься от потоков воды, смывающих все на своем пути, Евгений ищет высокое место и сам не помнит, как оказывается на площади рядом с памятником Петру I. Теперь они рядом и вместе одинаково равны перед силами бушующей воды. Евгений с ужасом и востор­гом наблюдает за происходящим, наверное, такие же чувства мог испытывать и творец великого города. Вода постепенно спадает, и первые мысли Евгения о Параше, он стремится на другой берег, на остров к милому домику. Но ужас охватывает героя при виде кар­тины разрушения – нет маленького домика на берегу, его не пожале­ла вода, он смыт, вода забрала и Парашу, и ее мать.

Читайте также:
Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.: сочинение

Горе, отчаяние сменяются ожесточением. Не помня себя, Евге­ний возвращается к тому месту, где пережидал наводнение, то есть к памятнику Петру. Но теперь совсем другие чувства переполняют, душу героя. Он почти обезумел от горя. В нем живут только боль утраты и ужас пережитого. Он ищет виновника произошедшего. Поднимает взгляд и видит над собой Великого Петра, гордого, силь­ного. И Евгений вдруг понимает, что именно царь виноват во всем, что произошло. Страшные слова обвинения и угроз вырываются из уст героя, и эти слова он обращает к царю.

Столкновение двух неравных сил представлено Пушкиным в по­эме: с одной стороны силы природы. И сродни этим стихийным силам сила Царя, сумевшего подчинить себе всю Россию, заставившего считаться с Россией другие страны и государства. А с другой сторо­ны сила чувств «маленького человека», у которого в жизни нет ни­чего, или даже если что-то есть – возлюбленная, надежда на про­стое, обыкновенное человеческое счастье, – то это все может быть разрушено в одно мгновение силами природы или самодержца, по­тому что никто никогда не будет думать о простом человеке.

По сравнению с грандиозными планами и идеями Петра мечты Евгения ничтожны. Но Пушкин далек от мысли, что его герой убог и нищ духовно. Напротив, стремление к личному счастью вполне естественно и закономерно. В изображении Пушкина Евгений -честный, стремящийся к независимости, он мечтает «себе доста­вить И независимость и честь». Более того, нельзя не отметить, что Евгений – мыслящий человек. Он понимает, что виновником гибели его счастья является «кумир на бронзовом коне».

После наводнения меняется отношения Евгения к Петру, да и сам образ Великого преобразователя тоже меняется:

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта.

Евгений видит перед собой ужасного, грозного, беспощадного царя. Статуя как бы оживает. Против Медного всадника, который теперь олицетворяет собой твердыню самодержавной власти, вос­стает Евгений:

Медный всадник и Евгений воплощают трагические противо­речия истории, в которой государственные и личные интересы со­существуют в противостоянии.

Сочинение: Политическая лирика

Политическая лирика

Автор: Пушкин А.С.

Читая лирику Пушкина, мы наслаждаемся ее музыкальностью, отточенностью слога, искрометным юмором и силой чувств. Поэзия Александра Сергеевича прекрасна; часто мы просто читаем его стихи, чтобы насладиться их музыкальностью, не вдумываясь в их смысл. А ведь за совершенной формой поэт вскрывает и глубокое содержание. Политическая лирика Пушкина не только высокоидейна, гражданственна, но и напевна. Стихи льются свободным потоком, открывая красоту и напевность русского языка. Говоря о мастерстве Пушкина, Н. В. Гоголь писал, что “его эпитет так отточен и смел, что иногда один заменяет целое описание. В каждом слове бездна пространства. ”.

Рассмотрим стихотворение “Деревня”. Оно четко делится на две части: в первой — поэт восторгается красотами России, признается в любви “мирному шуму дубов” и “тишине полей”, создавая, а вернее, образно созерцая идиллические сельские картинки:

Читайте также:
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА: сочинение

Приветствую тебя, пустынный уголок.

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льются дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

А потом резкий переход ко второй части:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает.

Видя “невежества убийственный позор” и “барство дикое, без чувства, без закона”, поэт возмущен существующим “порядком”. Он сожалеет, что не дан ему судьбой “витийства Дар”, способный зажечь сердца современников на подвиг, на добрые дела, на изменение этой страшной действительности. Заканчивается стихотворение риторическим вопросом, в котором слышится страстный призыв:

Увижу ль, о друзья!

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Пушкин умел в стихах прекрасно, глубоко и выразительно говорить о своих чувствах, переживаниях, но никогда не ограничивался в поэзии только личной темой. Его высокие гражданские чувства вызваны пристальным вниманием к окружающему миру, человеку, живущему в этом сложном и несправедливом обществе. Юный поэт страстно верит, что:

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья.

напишут имена героев, отдавших жизнь за свободу народа и Родины. В поэзии Пушкина органически слились личные переживания автора и чувства гражданского долга. Вот почему политическая тема занимает такое большое место в творчестве поэта на всем его протяжении. После поражения восстания декабристов Пушкин остался верен друзьям, не изменив и своим принципам:

Я гимны прежние пою. —

признается он в стихотворении “Арион”. А в небольшом по объему, но очень смелом по мысли стихотворении “Во глубине сибирских руд. ” поэт, живя в тяжелой обстановке реакции, находит в себе силы поддержать и ободрить друзей, оказавшихся в более сложной ситуации. Оптимизм стихотворения, его тональность поражают читателя, заставляют и его верить в прекрасное будущее, когда:

Оковы тяжкие падут.

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Но не всегда так радужно заканчиваются стихотворения поэта. Пушкин был реалистом, прекрасно понимал жизнь, видел, что несправедливость и жестокость правят миром, но никогда поэт не смирялся с таким порядком вещей. Пушкин не мог и не хотел закрывать глаза на существующую несправедливость, жестокость. Стихотворение “Анчар” не оставляет чувства удрученности, несмотря на торжество зла, которое описано в нем:

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

Соседям в чуждые пределы.

Обратив внимание читателей на эту тему, Пушкин сделал первый шаг к искоренению жестокости и тирании. Идут годы, взрослеет поэт, но неизменно его верное сердце, преданное друзьям и поэзии. Этот органический сплав рождает прекрасные стихи, полные ностальгии по юности, мечтам и вере в будущее, в котором не забудут поэта, его стихи и

Младое, незнакомое племя!

Пройдет и обо мне вспомянет.

Прав был Александр Сергеевич, надеясь на память потомков. Мы с благодарностью и гордостью вспоминаем национального поэта. В год 200-летнего юбилея его поэзия по-прежнему свежа и молода, напевна и прекрасна. Пушкинский слог не устарел. Вдохновленный талантом поэта, он звучит напевно, призывая нас любить Россию, как делал это Александр Сергеевич.

Читайте также:
Характеристика Владимира Ленского: сочинение

Политическая лирика: сочинение

Читая лирику Пушкина, мы наслаждаемся ее музыкальностью, отточенностью слога, искрометным юмором и силой чувств. Поэзия Александра Сергеевича прекрасна; часто мы просто читаем его стихи, чтобы насладиться их музыкальностью, не вдумываясь в их смысл. А ведь за совершенной формой поэт вскрывает и глубокое содержание. Политическая лирика Пушкина не только высокоидейна, гражданственна, но и напевна. Стихи льются свободным потоком, открывая красоту и напевность русского языка. Говоря о мастерстве Пушкина, Н. В. Гоголь писал, что “его эпитет так отточен и смел, что иногда один заменяет целое описание. В каждом слове бездна пространства. ”.

Рассмотрим стихотворение “Деревня”. Оно четко делится на две части: в первой — поэт восторгается красотами России, признается в любви “мирному шуму дубов” и “тишине полей”, создавая, а вернее, образно созерцая идиллические сельские картинки:

Приветствую тебя, пустынный уголок.

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льются дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

А потом резкий переход ко второй части:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает.

Видя “невежества убийственный позор” и “барство дикое, без чувства, без закона”, поэт возмущен существующим “порядком”. Он сожалеет, что не дан ему судьбой “витийства Дар”, способный зажечь сердца современников на подвиг, на добрые дела, на изменение этой страшной действительности. Заканчивается стихотворение риторическим вопросом, в котором слышится страстный призыв:

Увижу ль, о друзья!

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Пушкин умел в стихах прекрасно, глубоко и выразительно говорить о своих чувствах, переживаниях, но никогда не ограничивался в поэзии только личной темой. Его высокие гражданские чувства вызваны пристальным вниманием к окружающему миру, человеку, живущему в этом сложном и несправедливом обществе. Юный поэт страстно верит, что:

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья.

напишут имена героев, отдавших жизнь за свободу народа и Родины. В поэзии Пушкина органически слились личные переживания автора и чувства гражданского долга. Вот почему политическая тема занимает такое большое место в творчестве поэта на всем его протяжении. После поражения восстания декабристов Пушкин остался верен друзьям, не изменив и своим принципам:

Я гимны прежние пою. —

признается он в стихотворении “Арион”. А в небольшом по объему, но очень смелом по мысли стихотворении “Во глубине сибирских руд. ” поэт, живя в тяжелой обстановке реакции, находит в себе силы поддержать и ободрить друзей, оказавшихся в более сложной ситуации. Оптимизм стихотворения, его тональность поражают читателя, заставляют и его верить в прекрасное будущее, когда:

Оковы тяжкие падут.

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Но не всегда так радужно заканчиваются стихотворения поэта. Пушкин был реалистом, прекрасно понимал жизнь, видел, что несправедливость и жестокость правят миром, но никогда поэт не смирялся с таким порядком вещей. Пушкин не мог и не хотел закрывать глаза на существующую несправедливость, жестокость. Стихотворение “Анчар” не оставляет чувства удрученности, несмотря на торжество зла, которое описано в нем:

А царь тем ядом напитал

Читайте также:
Вопрос о роли и значении летописей в процессе создания «Бориса Годунова»: сочинение

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

Соседям в чуждые пределы.

Обратив внимание читателей на эту тему, Пушкин сделал первый шаг к искоренению жестокости и тирании. Идут годы, взрослеет поэт, но неизменно его верное сердце, преданное друзьям и поэзии. Этот органический сплав рождает прекрасные стихи, полные ностальгии по юности, мечтам и вере в будущее, в котором не забудут поэта, его стихи и

Младое, незнакомое племя!

Пройдет и обо мне вспомянет.

Прав был Александр Сергеевич, надеясь на память потомков. Мы с благодарностью и гордостью вспоминаем национального поэта. В год 200-летнего юбилея его поэзия по-прежнему свежа и молода, напевна и прекрасна. Пушкинский слог не устарел. Вдохновленный талантом поэта, он звучит напевно, призывая нас любить Россию, как делал это Александр Сергеевич.

Политическая лирика – сочинение

Политическая лирика

Автор: Пушкин А.С.

Читая лирику Пушкина, мы наслаждаемся ее музыкальностью, отточенностью слога, искрометным юмором и силой чувств. Поэзия Александра Сергеевича прекрасна; часто мы просто читаем его стихи, чтобы насладиться их музыкальностью, не вдумываясь в их смысл. А ведь за совершенной формой поэт вскрывает и глубокое содержание. Политическая лирика Пушкина не только высокоидейна, гражданственна, но и напевна. Стихи льются свободным потоком, открывая красоту и напевность русского языка. Говоря о мастерстве Пушкина, Н. В. Гоголь писал, что “его эпитет так отточен и смел, что иногда один заменяет целое описание. В каждом слове бездна пространства. ”.

Рассмотрим стихотворение “Деревня”. Оно четко делится на две части: в первой — поэт восторгается красотами России, признается в любви “мирному шуму дубов” и “тишине полей”, создавая, а вернее, образно созерцая идиллические сельские картинки:

Приветствую тебя, пустынный уголок.

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льются дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

А потом резкий переход ко второй части:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает.

Видя “невежества убийственный позор” и “барство дикое, без чувства, без закона”, поэт возмущен существующим “порядком”. Он сожалеет, что не дан ему судьбой “витийства Дар”, способный зажечь сердца современников на подвиг, на добрые дела, на изменение этой страшной действительности. Заканчивается стихотворение риторическим вопросом, в котором слышится страстный призыв:

Увижу ль, о друзья!

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Пушкин умел в стихах прекрасно, глубоко и выразительно говорить о своих чувствах, переживаниях, но никогда не ограничивался в поэзии только личной темой. Его высокие гражданские чувства вызваны пристальным вниманием к окружающему миру, человеку, живущему в этом сложном и несправедливом обществе. Юный поэт страстно верит, что:

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья.

напишут имена героев, отдавших жизнь за свободу народа и Родины. В поэзии Пушкина органически слились личные переживания автора и чувства гражданского долга. Вот почему политическая тема занимает такое большое место в творчестве поэта на всем его протяжении. После поражения восстания декабристов Пушкин остался верен друзьям, не изменив и своим принципам:

Я гимны прежние пою. —

признается он в стихотворении “Арион”. А в небольшом по объему, но очень смелом по мысли стихотворении “Во глубине сибирских руд. ” поэт, живя в тяжелой обстановке реакции, находит в себе силы поддержать и ободрить друзей, оказавшихся в более сложной ситуации. Оптимизм стихотворения, его тональность поражают читателя, заставляют и его верить в прекрасное будущее, когда:

Читайте также:
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста (по драме «Борис Годунов»): сочинение

Оковы тяжкие падут.

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Но не всегда так радужно заканчиваются стихотворения поэта. Пушкин был реалистом, прекрасно понимал жизнь, видел, что несправедливость и жестокость правят миром, но никогда поэт не смирялся с таким порядком вещей. Пушкин не мог и не хотел закрывать глаза на существующую несправедливость, жестокость. Стихотворение “Анчар” не оставляет чувства удрученности, несмотря на торжество зла, которое описано в нем:

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

Соседям в чуждые пределы.

Обратив внимание читателей на эту тему, Пушкин сделал первый шаг к искоренению жестокости и тирании. Идут годы, взрослеет поэт, но неизменно его верное сердце, преданное друзьям и поэзии. Этот органический сплав рождает прекрасные стихи, полные ностальгии по юности, мечтам и вере в будущее, в котором не забудут поэта, его стихи и

Младое, незнакомое племя!

Пройдет и обо мне вспомянет.

Прав был Александр Сергеевич, надеясь на память потомков. Мы с благодарностью и гордостью вспоминаем национального поэта. В год 200-летнего юбилея его поэзия по-прежнему свежа и молода, напевна и прекрасна. Пушкинский слог не устарел. Вдохновленный талантом поэта, он звучит напевно, призывая нас любить Россию, как делал это Александр Сергеевич.

Политическая лирика: сочинение

Разнообразна и органична лирика Александра Сергеевича Пушкина. Мы наслаждаемся музыкальностью, отточенностью слога, искрометным юмором и силой чувств. Но часто мы читаем стихи, чтобы просто насладиться ими, не задумываясь, какой смысл стоит за теми или иными строками. А между тем, именно политические произведения поэта поражают своей глубиной, точностью и идейным содержанием. Поэтому они обладают наиболее сильным воздействием на мысли и настроение читателя. Не удивительно, что такие стихотворения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли в России первой половины девятнадцатого века.

В петербургский период лирика Пушкина особенно вбирает в себя свободолюбивые политические идеи. Первым значительным стихотворением после выхода из Лицея была написанная в 1817 году ода «Вольность». Это одно из самых замечательных произведений русской политической лирики. Поэт как бы противопоставляет оду поэзии лицейского периода. В ней он осуждает расправу народа с Людовиком XVI во время французской революции. Выступает против деспотизма самовластия и против крепостного права.

Тираны мира! трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Ода представляет собой пример гражданской витийственной лирики, образцы которой Пушкин мог найти у Радищева и Державина. Она проникнута романтическим пафосом. Кроме общих вольнолюбивых идей ода содержит политические намеки на события недавнего прошлого: падение Наполеона, убийство Павла I, организованное сыном Александром I. Поэт провозглашает ответственность царей перед законом, которая является залогом вольности народов.

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу.
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы.
Упрек ты богу на земле.

Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Читайте также:
Поэт и вольность (по произведениям А. С. Пушкина): сочинение

Другим примером политической лирики Пушкина можно назвать стихотворение «Деревня», которое поэт написал в 1819 году. В нем отразились настроения русского народа, антикрепостнические воззрения молодежи начала девятнадцатого века. «Деревня» начинается изображением природы в духе сентиментальной литературы. Поэт мечтает на лоне деревенской тиши погрузиться в изучение трудов великих мастеров мысли. Но дух его не может быть спокоен при виде страданий человека. Поэт возмущен, что среди прекрасной природы свирепствует «барство дикое», присваивая труд земледельца.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.

В заключении Пушкин выражает надежду на отмену рабства, призывает прекрасную зарю «Свободы просвещенной».

В стихотворении «К Чаадаеву», в котором идея свободы сливается с идеей патриотизма, любви к Родине, Пушкин выражает разочарование в надеждах на «тихую славу», на мирное достижение свободы.

Он надеется на то, что «Россия вспрянет ото сна», что они сами с Чаадаевым прославят себя как участники борьбы за свободу. Глубоко лирическое, интимное сливается здесь с возвышенно-патриотическим, и концовка стихотворения перекликается с концовкой «Деревни».

Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

К петербургским годам относятся и эпиграммы Пушкина на Аракчеева, на архимандрита Фотия и других деятелей александровской эпохи. К этому времени поэт становится выразителем настроений не только дворянской передовой молодежи своего времени, но вообще выразителем прогрессивных национальных чаяний. Александр I, глубоко задетый деятельностью Пушкина, намеревался сослать его в Сибирь или на Соловки. Только заступничество Карамзина и Жуковского привело к тому, что Сибирь была заменена ссылкой в Екатеринослав.

По свидетельству современников, политические стихи Пушкина искрами разлетелись по всей России. Именно в эти годы за ним утверждается слава первого поэта вольности. И сам он ощущает себя неподкупным голосом русского народа. Сегодня мы с благодарностью и гордостью вспоминаем национального поэта. Слог его не устарел, он напевно звучит, призывая любить Родину, как любил её Александр Сергеевич.

Сочинение на тему: ПОЛИТИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННАЯ ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА

ПОЛИТИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННАЯ ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА

Лермонтов известен нам не только как талантли­вый лирик, но и как дерзкий тираноборец, который больше всего ценил правду и не опасался говорить ее открыто и смело. Призвание поэта для него заключа­лось, прежде всего, в служении своей совести, а значит, и народу: поэт обязан использовать свою силу для борьбы, а не становиться придворным шутом.

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенъе?

Сам Лермонтов ни на что не променял эту «власть», власть поэтического слова, и всю жизнь оставался верен ей.

Потому-то так беспощадно обличительна гражданст­венная лирика Лермонтова, без которой нельзя предста­вить его творчество. Лермонтов очень принципиален. Он не идет ни на какие компромиссы, не смягчает тона, ког­да говорит о том, что достойно порицания.

Нередки в стихах поэта намеки на сходство россий­ского государственного устройства с турецким деспотиз­мом. В стихотворении «Жалобы турка» это наиболее оче­видно. Усиливает обличительный эффект то, что прямое указание на Турцию присутствует только в названии, а из самого текста неясно, о какой стране идет речь. По­следняя строка расставляет все на свои места:

Читайте также:
Дуэль Онегина с Ленским (анализ эпизода из 6 главы романа А. С. Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

Друг! этот край… моя отчизна!

Позже, уже во второй раз изгоняемый из родной страны, Лермонтов обиженно бросит:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Но самое гневное, самое дерзкое стихотворение Лермонтова — это, безусловно «Смерть Поэта». В идей­ном отношении это вершина всей лирики Лермонтова, итог всего, что было сказано им до 1837 года. Для поэта смерть Пушкина стала личной трагедией. Поэтому с та­кой мощью звучат его строки!

Лермонтов искренне печалится о гибели великого поэта. Но боль утраты смешивается с другим чувст­вом — чувством негодования, ненависти к его недру­гам. Уже в самом начале стихотворения он бросает об­винения тем, кто лицемерит, изображая Сожаление по поводу смерти Пушкина:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Лермонтов противопоставляет поэта толпе, возвы­шает его над ней, изображает поэта борцом, воином, павшим на поле битвы. (Автор использует соответству­ющую лексику: «пал», «погиб»). Далее автор выделяет из толпы убийцу, обличает его, раскрывает его пустоту и никчемность. «Венец терновый, увитый лаврами» — символ общественного лицемерия. Поэту не дали спо­койно жить, не дали и спокойно умереть:

Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд.

Пафос стихотворения постепенно усиливается, и все с большим гневом Лермонтов обрушивается на «пала­чей». В последних 16 строках обвинения Лермонтова достигают апофеоза: они касаются самой верхушки об­щества; грозные стихи коснулись первейших лиц в го­сударстве и даже задели и слегка покачнули трон!

Неудивительно, что в то время они потрясли общест­во. Они заставили содрогнуться тех, против кого были обращены — было открыто дело о «непозволительных стихах», и Лермонтову пришлось поплатиться за свою дерзость. Но стихи были, и никто уже не мог их отме­нить. Они гремели по России, их переписывали от руки, заучивали наизусть… Трудно заставить замолчать поэта, но еще труднее истребить его стихи. Именно тогда имя Лермонтова прочно вошло в литературу. Таким симво­личным образом дело Пушкина перешло в его руки.

Немного в стороне от других политических стихо­творений Лермонтова стоит «Предсказание». Оно мог­ло бы показаться чересчур пафосным — слишком уж кошмарное будущее предсказал России Лермонтов. Он пророчит своей стране падение короны, голод, эпиде­мии, гражданскую войну… Как ни жутко, но не прошло и века, как это предсказание сбылось…

Слава приходит только к тем, кто ее не ищет. И сего­дня мятежная лирика Лермонтова для нас — классика. А когда-то с ними боролись, старались истребить, хотели заткнуть рот тому, кто говорил правду. Но время все ста­вит на свои места, и в наши дни уже мало кто помнит имена всех этих борцов с «непозволительными стихами», зато всем известно прославленное имя Михаила Юрье­вича Лермонтова, борца за правду и справедливость.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: