Владимир Дубровский и Маша Троекурова (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»): сочинение

История романтической любви Владимира Дубровского и Маши

Проза Пушкина не меньше насыщена лирикой, чем его стихи. В романе «Дубровский» одна из главных сюжетных линий описывает романтическую историю любви Владимира и Маши. У этих отношений трагическое начало — родители влюбленной пары сначала дружили, а затем стали врагами. Волей обстоятельств молодым людям не суждено остаться вместе. Своим произведением автор заставляет задуматься о нравственных ценностях, вечной борьбе добра со злом.

  1. Ссора помещиков
  2. Начало любви Маши и Владимира
  3. Печальная развязка
  4. План сочинения

Ссора помещиков

Перед описанием истории любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского автор рассказывает о детстве героев и дружбе их отцов между собой. Кирилл Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский были соседями. Когда-то оба мужчины вместе служили, с тех пор и длилась их дружба до настоящих дней.

Троекуров был довольно богат, но имел дурной характер. Окружающие старались с ним не связываться.

Помещик один воспитывал дочь Машеньку, оставшись вдовцом. Дубровский также овдовел, его единственным утешением был сын Владимир. Маша и Володя с детства росли вместе и были дружны, однако вскоре отец отправил Владимира учиться в Петербург.

Дальше события развиваются следующим образом:

  1. Спустя несколько лет между отцом Маши и старшим Дубровским происходит сильная ссора. Троекурова раздражает гордый нрав Андрея Гавриловича. Богатый помещик задумал план мести, намереваясь использовать свои связи.
  2. Троекуров делает так, что имение Дубровского переходит к нему по суду. Лишившись своей любимой Кистеневки, Андрей Гаврилович впал в безумие. Здоровье мужчины резко пошатнулось.
  3. Прислуга отправляет его сыну Владимиру письмо с описанием случившегося. Молодой человек немедленно берет отпуск, едет навестить отца и застает его в крайне тяжелом состоянии.
  4. Узнав о положении дел своего старого друга, а теперь заклятого врага, Троекуров раскаивается и едет мириться к Дубровскому. При виде его Андрея Гавриловича разбивает паралич.
  5. Владимир немедленно выгоняет соседа, ставшего причиной злоключений их семьи. Дубровский старший умирает в эту же минуту.
  6. Вскоре в Кистеневку приезжают судейские чиновники, чтобы передать отсуженное имение Троекурову. Крепостные восстают против этого решения вместе с молодым барином.
  7. Владимир уговаривает их вывести за пределы имения всех людей и устроить поджог, оставив двери открытыми, чтобы судейские чиновники могли спастись. Однако, участвующий в этой протестной акции кузнец Архип намеренно запирает двери. В результате пожара приказные погибают в доме.

Полиция ищет Дубровского по подозрению в поджоге и намеренном убийстве чиновников. Одновременно в губернии кто-то начинает промышлять разбоем, обирая помещиков и обходя лишь владения Троекурова. Вся округа уверена, что это Владимир Дубровский сколотил банду из бывших крепостных.

Начало любви Маши и Владимира

К моменту встречи с Владимиром Мария превратилась в прелестную девушку. Дубровский решает отомстить за смерть отца и тайно проникает в поместье Троекуровых под видом учителя французского языка. Владимир, которого якобы звали мсье Дефорж, поражен красотой Маши. Едва увидев девушку, он тут же влюбляется в нее, но до поры до времени скрывает свои чувства.

Проникнуть в дом Троекурова Владимир смог при помощи коварного плана. Он выкупил у настоящего француза бумаги, подтверждающие статус учителя. Подложные документы помогли мстителю на законных правах поселиться в усадьбе врага отца. Вскоре после прибытия молодого учителя помещик устроил ему злой розыгрыш, толкнув в комнату с находившимся там медведем.

Читайте также:
Татьяна 1: сочинение

Молодой человек не растерялся и зверь был убит. После этого Дефорж получил всеобщее уважение. Маша, поначалу не обращавшая внимание на учителя, начинает присматриваться к нему. Вскоре девушка ловит себя на том, что испытывает к молодому человеку романтические чувства. Однажды Дефорж передает ей записку, в которой назначает свидание. Девушка приходит на место встречи.

Учитель говорит героине о том, что ему придется уехать и раскрывает тайну — кто он на самом деле.

Мария пугается озвученного признания, но Дубровский успокаивает возлюбленную и говорит, что уже простил ее отца. Прощаясь, Владимир берет с девушки обещание, что, попав в беду, она примет его помощь. В этот момент раздается тихий свист и мужчина исчезает. Вернувшись в дом, Маша узнает, что Дефорж разоблачен и под его маской оказался Дубровский, которого ищет полиция.

Печальная развязка

Уже в начале развития сюжета читатель может понять, почему обречена любовь Марьи и Владимира. С того момента, как у Дубровского появились проблемы с законом, его жизнь перестала быть безмятежной и предсказуемой. Он не мог дать Маше стабильного и спокойного будущего, чего желал для нее отец.

С того момента, как возлюбленные объяснились, прошел год. Маша уже не надеялась на встречу с тем, от чьего присутствия трепетало ее сердце. Казалось, что повесть их любви закончена. В поместье Троекурова с визитом приехал князь Верейский, ранее отсутствующий в родных краях. Девушка поразила его воображение привлекательной внешностью. Вскоре знатный дворянин просит руки Маши у ее отца.

Кирилл Петрович приглашает дочь к себе в кабинет и сообщает ей новость о сватовстве. Перед этим девушке кто-то втайне через открытое окно передал письмо, в котором была всего одна строчка: «Вечером в 10 на прежнем месте». В душе Маши вновь всколыхнулись чувства к Дубровскому. Именно его она желает видеть в качестве своего мужа.

На свидании молодые люди договариваются о некоей условности. Если отец будет принуждать Марию к замужеству, она даст знать об этом Владимиру, положив колечко в дупло известного им обоим дерева. Девушка все еще надеется, что свадьба с Верейским не состоится. Она пишет жениху письмо с просьбой отказаться от ее руки. Об этом узнает Кирилл Петрович, он приходит в ярость и решает, напротив, ускорить свадьбу.

Помещик запирает дочь в комнате, но ей удается послать мальчика Сашу с кольцом к заветному дуплу. Ситуация выходит из-под контроля. Другой мальчишка пытается завладеть колечком, завязывается драка, обо всем узнает Троекуров. Кирилл Петрович продолжает настойчиво воплощать свои планы, в доме начинаются приготовления к свадьбе.

Маша до последнего надеялась на появление Владимира, но этого не произошло. Девушку привозят в церковь для венчания. Во время обряда Мария дает клятву верности своему супругу. Уже обвенчанную пару на дороге встречают разбойники. Оказалось, что это Дубровский и его люди. Он предлагает Маше покинуть мужа, но она отвечает ему отказом.

Девушка не может нарушить обещание, данное перед Богом. Во время стычки князь ранит Владимира.

Члены шайки увозят предводителя в лесной лагерь. Вскоре на разбойников была организована облава, но она не увенчалась успехом. Едва оправившись, Дубровский общается к сподвижникам со словами, что оставляет их. Чуть позже по губернии пронесся слух об отъезде Дубровского за границу.

Читайте также:
Реализм в произведении Пушкина Медный всадник: сочинение

План сочинения

В сочинении на тему «Дубровский и Маша Троекурова» основным мотивом будет линия любви главных героев. Через их чувства Пушкин прививает читателю понятие о нравственных ценностях.

Можно кратко составить план сочинения для 6 класса «Дубровский и Маша Троекурова»:

  1. Детство Маши и Володи, проведенное в родовых имениях, их дружба.
  2. Отрочество, проведенное в разлуке. Ссора Троекурова и Дубровского.
  3. Коварный план Владимира о мести за смерть отца и отъем имения.
  4. Встреча повзрослевшей Марии и Дубровского в поместье Троекуровых.
  5. Возникновение романтической привязанности между героями.
  6. Новая разлука. Знакомство Маши с Верейским.
  7. Венчание князя с главной героиней.
  8. Последняя встреча Марии Троекуровой с Дубровским на лесной дороге.

Через образы героев мы можем судить о высоких человеческих качествах. Например, несмотря на бунтарский дух, Дубровскому присуще благородство и чувство справедливости. Он против, чтобы на пожаре погибли невинные люди, не желает мириться с грабежом и смертью отца, отказывается от мести из-за любви к Маше.

Сама девушка — образец нравственной чистоты и верности. Она искренне любила Владимира, невзирая на его сложное положение, отказывалась выходить замуж по расчету, осталась верна клятве, данной в церкви. Пушкин показывает на ее примере, что поступаться своими убеждениями и принципами нельзя даже во имя большой любви.

Марья Троекурова и Владимир Дубровский: история отношений, любовь

Маша и Дубровский.
Художник Б. М. Кустодиев

Марья Троекурова и Владимир Дубровский являются центральными персонажами романа “Дубровский” А. С. Пушкина.

В этой статье представлена история отношений Маши Троекуровой и Владимира Дубровского, история любви героев в цитатах (материалы для сочинения).

Смотрите также:

Марья Троекурова и Владимир Дубровсий: история отношений, любовь (материалы для сочинения)

“Дубровский знал сии места; он вспомнил, что на сем самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой. “

“Сын Дубровского воспитывался в Петербурге, дочь Кирила Петровича росла в глазах родителя. “

“Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию. “

“Двенадцать лет не видал он своей родины.”

“Не надобно лекаря, батюшка скончался. “

“Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах.” (Дубровский о себе)

“Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству — в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства.” (Владимир о себе)

“Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме. Эти три недели были для меня днями счастия.”

“Чего любопытно! — сказал Троекуров, — она знакома с ним: он целые три недели учил ее музыке, да слава богу не взял ничего за уроки.”

“. Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь.”

В конце концов Владимир сообщает Маше правду о том, что он не француз, а разбойник Дубровский. Он признается ей в любви и предлагает свою помощь, если будет нужно. После этого он сбегает из дома Троекуровых:

“— Я не то, что вы предполагаете, — продолжал он, потупя голову, — я не француз Дефорж, я Дубровский.”

“— Подойди сюда, Маша, — сказал Кирила Петрович, — скажу тебе новость, которая, надеюсь, тебя обрадует. Вот тебе жених, князь тебя сватает.

Маша остолбенела, смертная бледность покрыла ее лицо. Она молчала. Князь к ней подошел, взял ее руку и с видом тронутым спросил: согласна ли она сделать его счастие. Маша молчала.”

“Марья Кириловна жадно воспользовалась позволением удалиться. Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным. брак пугал ее как плаха, как могила. «Нет, нет, — повторяла она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».”

“Маша наконец решилась действовать — и написала письмо князю Верейскому; она старалась возбудить в его сердце чувство великодушия, откровенно признавалась, что не имела к нему ни малейшей привязанности, умоляла его отказаться от ее руки и самому защитить ее от власти родителя.”

“Кирила Петрович взбесился; насилу князь мог уговорить его не показывать Маше и виду, что он уведомлен о ее письме. Кирила Петрович согласился ей о том не говорить, но решился не тратить времени и назначил быть свадьбе на другой же день. Князь нашел сие весьма благоразумным. “

“Марья Кириловна ничего не видала, ничего не слыхала, думала об одном, с самого утра она ждала Дубровского, надежда ни на минуту ее не покидала, но когда священник обратился к ней с обычными вопросами, она содрогнулась и обмерла, но еще медлила, еще ожидала; священник, не дождавшись ее ответа, произнес невозвратимые слова.

Обряд был кончен. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, она слышала веселые поздравления присутствующих и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее.”

“Дубровский был ранен в плечо. “

“— Нет,— отвечала она. — Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского. — Что вы говорите, — закричал с отчаяния Дубровский, — нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться.

— Я согласилась, я дала клятву, — возразила она с твердостию, — князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты. Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.”

“Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души лишили его силы.”

“. грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу.”

Это была история отношений Маши Троекуровой и Владимира Дубровского в романе “Дубровский” Пушкина, история любви героев в цитатах (материалы для сочинения).

Читайте также:
Чувства добрые в поэзии А. С. Пушкина: сочинение

Сочинение: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы

«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»

Автор: Пушкин А.С.

Неволя была, кажется, музою-вдохновительницею нашего времени.

Свобода — ключевое понятие творчества Пушкина. Для Александра Сергеевича свободная и честная Россия всегда была предметом его мечтаний. Поэтому эта общественная тема, тема народа и его судьбы, звучит во многих стихотворениях и произведениях Пушкина. Тема свободы занимала одно из главных мест в его творчестве.

В юношеские годы Пушкин пишет стихотворение “К Чаадаеву” (1818 год) и посвящает его своему другу, который оказал на него огромное влияние. Беседы с Чаадаевым возвышали Пушкина, возбуждали в нем патриотические чувства. В своем горячем юношеском послании поэт, говоря о страстном желании увидеть

родину свободной, сравнивает эту мечту с чувством страстного любовника:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Поэта соединяло с Чаадаевым чувство дружбы и единомыслия еще со времен учебы Пушкина в Царскосельском лицее. В эти же годы у них начинает формироваться чувство настоящей любви к своему отечеству. Подтверждение этому — строки из стихотворения:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Заключительные строки данного лирического произведения звучат так, словно призывают к подвигу, который каждый понимал как революцию, как действие. Этими строками Пушкин еще раз напоминает о том, что лучшее время жизни, самую сильную и самоотверженную пору надо посвятить отчизне. Таким образом, стихотворение А.С. Пушкина “К Чаадаеву” стало своеобразным посланием для последующих поколений.

Такое же настроение носят и другие лирические произведения Пушкина. Например, “Лицинию” (1815 год), (“Вольность” (1817 год). В них лирический герой так страстно провозглашал идеи свободы и справедливости, освобождения от самовластия, призывал посвятить себя отчизне. Как мы видим, лирический герой преддекабристской лирики гневно обличал самодержавие, крепостное право. В то же время он еще был полон веры самого поэта в возможность истинного счастья, обусловленного свободой русского народа.

Читайте также:
В чем современность А. С. Пушкина?: сочинение

Декабристское восстание и его печальный исход не убили в лирическом герое той страсти к свободе, какая была в нем до этих дней. По-прежнему, какой бы стороны жизни ни касались стихотворения поэта, они так или иначе связаны с идеей свободы. Но теперь лирический герой — это человек, переживающий и сочувствующий своим друзьям, которые за участие в восстании были сосланы в Сибирь. Несмотря на это, герой лирических произведений Пушкина остается верным декабристским идеалам и призывает своих современников хранить верность идеям декабристов. Особенно ярко выражены эти мысли в послании в Сибирь (1827 год), где лирический герой страстно сочувствует декабристам и желает отдать им все свои душевные силы, часть своего сердца, чтобы только облегчить их страдания. Эти чувства мы слышим в строках данного стихотворения:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Также мы видим, что оптимистическое настроение поэта не пропало, а стало еще большим. Вселяя надежду о светлом будущем России в сердца своих друзей-декабристов, он пишет о том, что справедливость все-таки восторжествует и наступит долгожданная свобода:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Знаменитый критик В.Г. Белинский так писал о поэзии Пушкина: “Поэзия его чужда всего фантастичного, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью. Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Я полностью согласна с этим мнением и считаю, что именно поэтому творчество А.С. Пушкина актуально и по сегодняшний день.

И еще я думаю, что весь мир читает произведения Пушкина потому, что именно у этого писателя действительно можно научиться искренности чувств и воспитать в себе настоящего человека.

Сочинение «Мой друг, отчизне посвятим, Души прекрасные порывы»

Сочинение, посвященное Дню республики.

Скачать:

Вложение Размер
moy_drug_otchizne_posvyatim.rar 9.62 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

муниципального района Янаульский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа села Вояды

«Мой друг, отчизне посвятим,

Души прекрасные порывы»

Выполнил: ученик 8 класса

школы села Вояды

русского языка и литературы

Хаертдинова Айгуль Азатовна

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Так писал замечательный поэт А. С. Пушкин. И я абсолютно уверена, что человек может быть по-настоящему, полностью счастлив только на своей родине, в том краю, где он родился и вырос, где живут его родные и близкие, его друзья.

Ведь что для человека является самым дорогим? Конечно же, это родители, дети, семья. Но эта трепетная любовь, чувство искренней привязанности к ним и выражается в слове “отчизна” – земля отцов, родная земля. За свою отчизну во все времена честные и благородные люди не колеблясь готовы были отдать жизнь. Потому что сознание того, что от твоих поступков зависит судьба родины, способно сделать храбрым, смелым и решительным даже самого неуверенного и робкого человека.

Чувство любви к родной земле закладывается даже не в детстве – оно дано нам от рождения, впитано с молоком матери. Если мы искренне любим свою родину, то она отвечает нам тем же: родные места вселяют радость и успокоение в наши души, придают уверенность, вдохновляют на великие дела. М. В. Ломоносов писал:

Крепит отечества любовь

Сынов российских дух и руку;

Желает всяк пролить всю кровь,

От грозного бодрится звуку.

В родном краю все кажется более красивым, чистым. Именно родная природа дарит нам самые светлые чувства, позволяет полной грудью вдыхать аромат дорогих с детства садов, полей, лесов; любоваться разливами рек, которые нигде больше не могут быть прозрачней, глубже, шире наслаждаться неповторимой синевой и чистотой небесных далей. Солнце на родине – самое яркое, снег зимой – самый ослепительно-белый, весенний дождь – самый теплый. И кажется, только в родном: краю можно увидеть разноцветную радугу.

Но глубокой любви к родине не может испытывать человек, черствый душой, равнодушный к окружающим его людям. Любить свою страну – значит, любить ее народ, и более того, любить все человечество. Именно народу посвятили жизнь многие великие люди, настоящие сыны своего отечества. Так, поэт Муса Джалиль писал в своих строках:

Дал клятву я: жизнь посвятить народу,

Стране своей – отчизне всех отчизн.

Если бы люди во всех странах могли искренне любить все человечество, не было бы войн, навсегда установился бы мир на земле, каждая страна стала бы более счастливой. И в создании этого счастья ощущалось бы участие каждого человека.

Любой умный и благодарный человек глубоко осознает свою кровную связь с предками, а значит, связь с отечеством. Как отзываются в наших душах судьбы отцов и матерей, как не может нам быть безразлично горе наших родных, так не может настоящий человек быть безразличен к судьбе своей страны. Ведь он ощущает себя ее частичкой, чувствует на себе все ее тяготы и победы, вместе с ней переживает ее радости и печали. И старается сделать все от него зависящее для ее счастья.

Где бы мы ни находились, куда бы ни заносила нас судьба, мыслями мы непременно снова и снова возвращаемся на родину, с радостью воспринимаем любую добрую весть о своей стране, печалимся ее неудачами. И не важно, чем мы занимаемся, какую профессию выбираем делом своей жизни – всеми своими поступками и делами мы служим отчизне.

«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»

Скачать сочинение

Неволя была, кажется, музою-вдохновительницею нашего времени.
А Вяземский

Свобода — ключевое понятие творчества Пушкина. Для Александра Сергеевича свободная и честная Россия всегда была предметом его мечтаний. Поэтому эта общественная тема, тема народа и его судьбы, звучит во многих стихотворениях и произведениях Пушкина. Тема свободы занимала одно из главных мест в его творчестве.
В юношеские годы Пушкин пишет стихотворение “К Чаадаеву” (1818 год) и посвящает его своему другу, который оказал на него огромное влияние. Беседы с Чаадаевым возвышали Пушкина, возбуждали в нем патриотические чувства. В своем горячем юношеском послании поэт, говоря о страстном желании увидеть
родину свободной, сравнивает эту мечту с чувством страстного любовника:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Поэта соединяло с Чаадаевым чувство дружбы и единомыслия еще со времен учебы Пушкина в Царскосельском лицее. В эти же годы у них начинает формироваться чувство настоящей любви к своему отечеству. Подтверждение этому — строки из стихотворения:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Заключительные строки данного лирического произведения звучат так, словно призывают к подвигу, который каждый понимал как революцию, как действие. Этими строками Пушкин еще раз напоминает о том, что лучшее время жизни, самую сильную и самоотверженную пору надо посвятить отчизне. Таким образом, стихотворение А.С. Пушкина “К Чаадаеву” стало своеобразным посланием для последующих поколений.
Такое же настроение носят и другие лирические произведения Пушкина. Например, “Лицинию” (1815 год), (“Вольность” (1817 год). В них лирический герой так страстно провозглашал идеи свободы и справедливости, освобождения от самовластия, призывал посвятить себя отчизне. Как мы видим, лирический герой преддекабристской лирики гневно обличал самодержавие, крепостное право. В то же время он еще был полон веры самого поэта в возможность истинного счастья, обусловленного свободой русского народа.
Декабристское восстание и его печальный исход не убили в лирическом герое той страсти к свободе, какая была в нем до этих дней. По-прежнему, какой бы стороны жизни ни касались стихотворения поэта, они так или иначе связаны с идеей свободы. Но теперь лирический герой — это человек, переживающий и сочувствующий своим друзьям, которые за участие в восстании были сосланы в Сибирь. Несмотря на это, герой лирических произведений Пушкина остается верным декабристским идеалам и призывает своих современников хранить верность идеям декабристов. Особенно ярко выражены эти мысли в послании в Сибирь (1827 год), где лирический герой страстно сочувствует декабристам и желает отдать им все свои душевные силы, часть своего сердца, чтобы только облегчить их страдания. Эти чувства мы слышим в строках данного стихотворения:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Также мы видим, что оптимистическое настроение поэта не пропало, а стало еще большим. Вселяя надежду о светлом будущем России в сердца своих друзей-декабристов, он пишет о том, что справедливость все-таки восторжествует и наступит долгожданная свобода:

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Знаменитый критик В.Г. Белинский так писал о поэзии Пушкина: “Поэзия его чужда всего фантастичного, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью. Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Я полностью согласна с этим мнением и считаю, что именно поэтому творчество А.С. Пушкина актуально и по сегодняшний день.
И еще я думаю, что весь мир читает произведения Пушкина потому, что именно у этого писателя действительно можно научиться искренности чувств и воспитать в себе настоящего человека.

21534 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»

Смотрите также по произведению “Евгений Онегин”:

Сочинение на тему: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» по лирике А. С. Пушкина

Сочинение.
«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» по лирике А. С. Пушкина

Именно Пушкин показал, что поэзия заключается не только в рифме. Поэзия рождается из наблюдений и переживаний поэта. В его творчестве находят свое отражение все явления окружающей жизни. Источником его вдохновения стала сама жизнь во всей ее повседневности. Тема свободы и вольности является одной из главных тем в лирике А.С. Пушкина. Для него смысл, вкладываемый в понятие свободы, становится своеобразной точкой отсчета. Начиная с “Лициния”, поэт посвящает свои лучшие произведения свободе. В разные периоды своего творчества поэт по-разному объясняет понятие свободы, понимает значение ее в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают понять и раскрыть следующие стихотворения: “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Узник”, “Во глубине сибирских руд…”, “Деревня”. После окончания лицея Пушкин пишет оду “Вольность”. Вольнолюбивая атмосфера лицея оказала на него огромное влияние. Стихотворение было написано в 1817 году. Еще в самом начале Пушкин заявляет, в честь кого написана эта ода: Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок… Главная мысль этого стихотворения заключается в том, что закон должен быть превыше всего, а власть должна подчиняться ему. Пушкин понимает, что не только цари не должны властвовать над законом, но и народ не должен преступать его. В этот период Пушкину были близки по взглядам и убеждениям будущие декабристы, и в стихотворении “Вольность” он открыто призывает угнетенных людей бороться за свободу. В нем Пушкин не только упрекает и осуждает властителей, но и касается самого Александра I. В стихотворении присутствует много противоречий, но оно является одним из главных произведений, которое раскрывает тему свободы. Оно призывает и к борьбе, и призыв этот обращен к угнетенным: …Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы! Стихотворение “Узник” было написано в 1822 году. Это одно из романтических стихотворений, написанных на тему свободы. Пушкин рассказывает о себе как об узнике, томящемся в темнице. Поэт в ссылке, он оторван от друзей, близких, за ним постоянно следят, даже на воле он чувствует себя узником в темнице: Сижу за решеткой в темнице сырой… Пушкин называет орла “мой грустный товарищ”, ведь оба они в неволе, оба стремятся к свободе. Стихотворение отражает настроения передовых людей эпохи, их протест против самодержавия. Эти мысли близки и народу, боровшемуся за свое освобождение. Следующее не менее яркое произведение — послание “К Чаадаеву”. Он дружил с Чаадаевым — совершенно удивительным человеком, выдающимся философом. “Ты был целителем моих душевных сил”, — сказал о нем поэт. Пушкин и Чаадаев мечтали об освобождении России от гнета самодержавия. Но Чаадаев не был уверен в скором осуществлении их надежд. В этом стихотворении продолжается тема свободы и вольности: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Декабристы широко использовали послание в революционных листах. В конце этого стихотворения Пушкин высказывает свои лучшие надежды на светлое будущее: …взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна… Любовь к Родине у Пушкина неразрывно связана с борьбой за ее свободу. Чувства, высказанные в стихотворении, находят точное и яркое отражение в словесных образах. По-новому звучит тема свободы в лирике Пушкина после событий 14 декабря 1825 года. Многие из друзей поэта были на Сенатской площади в день восстания, посвятили себя служению Родине. В своем стихотворении “Во глубине сибирских руд…” он обращается именно к этим чудесным и смелым людям. Тесная дружба связала его с декабристами Пущиным и Рылеевым. Он пытается поддержать своих друзей, он верит в их освобождение. Пушкин тяжело переживал разлуку с товарищами. Друзьям были посвящены стихи “К Чаадаеву”, “Во глубине сибирских руд…” и многие другие. Поэт не менял свои взгляды, желаемой свободы не чувствовал, сильно тосковал по друзьям-декабристам. Пушкин сочувственно относился к ссыльным декабристам, участвовал в проводах их жен в Сибирь и передал с ними свои стихи, среди них было послание Пущину и послание в Сибирь, “Дум высокое стремленье” — думы о свободе, о счастье народа. Пушкин верит: “не пропадет ваш скорбный труд”, за который эти мужественные люди отдали свои жизни. Найдутся люди, которые будут продолжать их борьбу за свободу. Поэт завершает стихотворение уверенностью в победе: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. От имени декабристов Пушкину ответил Одоевский: _ Наш скорбный труд не пропадет: Из искры возгорится пламя. Стихотворение “Деревня” было написано в 1819 году. Оно состоит из двух частей. В первой сельская местность описывается как райский уголок, где можно найти покой и вдохновение. Но вторая часть совершенно иного характера. Она полностью противоречит первой. В этой части Пушкин разоблачает жестокое крепостничество.
Пушкин предугадал проблемы следующих веков. Это был настоящий поэт, пробуждающий добрые чувства в душах людей. Пушкин победил время и пространство. Он был непризнанным гением. Его эпоха все дальше от нас, а его произведения по-прежнему актуальны. И, по-моему, сегодня особенно необходимо всем читать книги этого бессмертного творца, чтобы воспитать в себе настоящего человека.

Стихотворение и анализ «К Чаадаеву»

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Краткое содержание

Стихотворение «К Чаадаеву», написанное в 1816 году, по жанру принадлежит к гражданской лирике, посланию с элементами философских размышлений. Поэтому в нем отсутствует сюжетная составляющая, оно практически не содержит ярких эмоций и образов. Пушкин всего лишь делится с другом своими взглядами, выражает свое отношение к сложившейся ситуации.

Уже в первых строках ощущается тенденция ухода поэта от недавнего, так любимого им романтизма. Все те чувства, которые раньше вызывали бурю эмоций – любовь, страдание, ревность, надежду сегодняшний Пушкин считает мальчишеством. Он уверен, что им уже не место в стране, раздираемой политическими разногласиями из-за отсутствия справедливости и свободы.

В стихотворении звучит призыв отдать всего себя служению России. В это понятие поэт вкладывает защиту родины и простого народа от ее поработителей-самодержцев. Слова, которые он использует (свобода, звезда, товарищ и др.) вполне можно назвать революционными.

Финальная фраза «И на обломках самовластья напишут наши имена!» говорит о решимости встать в один ряд с теми патриотами, задача которых – свержение самодержавия и проведение реформ.

Анализ

История создания

Это стихотворное послание поэт адресовал Петру Чаадаеву, философу и публицисту, дружба с которым началась еще в Царском Селе. Своими идейными убеждениями и взглядами на состояние общества Пушкин во многом обязан влиянию этого человека.

Знакомство юного Александра с Петром Чаадаевым состоялось в 1816 году, когда оба молодых человека встретились в доме русского литератора и историка Н.М. Карамзина. В ту пору Чаадаев был назначен адъютантом лейб-гвардейского полка в Царском Селе и имел за плечами военный опыт, приобретенный в сражениях с французами.

Его всесторонняя образованность покорила молодого лицеиста, разделявшего гражданскую позицию Петра Яковлевича. Молодых людей сблизила общность взглядов на многие вещи, хотя, они много и часто спорили о методах борьбы с монархией и о государственном устройстве.

Послание, написанное вскоре после окончания лицея, пропитано юношеским максимализмом, и его можно назвать продолжением этих споров. Молодой поэт отдавал предпочтение революционному методу борьбы, в чем с ним не соглашался Чаадаев, которому претило любое проявление насилия.

Вольнолюбивый характер послания стал причиной отказа в публикации, более того, стихотворение было внесено в список запрещенных. Несмотря на это, оно моментально распространилось в рукописном варианте, причем, каждый, кто переписывал текст, старался дополнить его чем-то своим. В итоге появилось почти семьдесят вариантов этого произведения. Стихотворение все-таки было опубликовано в 1829 году в «Северной звезде», несмотря на то, что Пушкин был категорически против искаженного варианта. В первозданном виде стихотворение появилось лишь в 1901 году.

Впоследствии друзья окончательно разошлись во взглядах, однако, сближало их то, что оба подвергались постоянным гонениям и считались опальными. В итоге, Петр Чаадаев был объявлен сумасшедшим, а Пушкин за свою недолгую жизнь неоднократно подвергался политическим репрессиям и ссылкам.

Персонажи и образы

Несмотря на то, что послание адресовано конкретному человеку, образ Чаадаева вырисовывается очень смутно. Звучит лишь призыв-обращение посвятить отчизне «души прекрасные порывы». Скорее всего, у Пушкина была цель – этим неясным образом замаскировать истинное назначение произведения.

Образ России Пушкин олицетворяет фразой: «Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье». Светлому чувству любви к родине противопоставлена ненависть к царскому режиму, не позволяющему ей дышать и свободно развиваться. Пушкин страстно желает помочь ей сбросить оковы «гнета власти роковой».

Прибегая к ярким сравнениям, поэт описывает прекрасное время молодости, «пока сердца для чести живы», сравнивая ожидание перемен с томлением любовника, предвкушающего «минуты верного свиданья».

Композиция

Композиционно в произведении можно выделить три части. Первая – это прошлое, когда герои еще были полны ожиданием «любви, надежды, тихой славы». Но все растворилось, словно в тумане, и во второй части читатель видит суровую действительность – отчизна страдает и взывает к помощи. В третьей части автор пытается нарисовать светлое будущее, которое должно наступить после падения «самовластья». Стихотворение представляет собой монолитный текст, без деления на строфы.

Определение жанра данного произведения не вызывает затруднений – это послание, но послание не только другу, но и обществу в целом. Литературное направление – реализм.

По роду литературы стихотворение относится к лирике. Здесь можно выделить несколько ее разновидностей: гражданская (переживания за судьбу отечества); любовная (томление влюбленного перед свиданием); философская (размышления о прошлом и будущем).

Размер и средства художественной выразительности

При написании «К Чаадаеву» Пушкин использовал четырехстопный ямб. Рифма в первых четырех стихах – перекрестная (АБАБ), в следующих четырех – опоясывающая (ВГГВ) и последние пять строк оформлены не совсем обычной рифмовкой по типу ДЕДЕД.

Произведение написано четким, выразительным языком. Использование таких слов, как «вольность», «власть», «свобода», «отчизна» еще раз подчеркивает его принадлежность к гражданской лирике.

Словосочетания «горит желанье» (единственная метафора в тексте), «свободою горим», «души прекрасные порывы» раскрывают душевное состояние поэта.

Художественные образы создаются с помощью эпитетов: «нетерпеливая душа», «юные забавы», «роковая страсть» и сравнений: «как ждет любовник молодой», «как сон, как утренний туман».

Проблематика и основная идея произведения

Пушкин поднимает в стихотворении очень важную для себя и для общества проблему свободы слова, мыслей и действий. Его эмоциональная смелость писать об этом практически не завуалированно, объясняется его молодостью, потому что зрелый и поздний Пушкин, уставший от постоянных преследований и ссылок, намного сдержаннее в выражении своих чувств.

Произведение принято рассматривать, как патриотический порыв и призыв к свержению существующего строя, побуждение декабристов к действию. Но основная идея была несколько иной. Для Пушкина это, прежде всего, послание к другу, отношениями с которым он очень дорожил. Он не сомневался, что Чаадаеву предначертано войти в историю России, как вершителю благих дел. Данное послание – это задушевная товарищеская беседа на волнующие поэта темы: состояние дел в обществе, положение в нем поэта, человеческое взросление и наступление зрелости.

Актуальность этого пушкинского творения бесспорна. Современному читателю оно демонстрирует пронзительную любовь к родине, стремление сделать ее лучше и счастливее, не взирая ни на какие обстоятельства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: