Воплощение в образе Татьяны русского национального характера: сочинение

Татьяна — русская душою сочинение по произведению Евгений Онегин для 9 класса

  • Пушкин
  • «Татьяна русская душою…» это строчка из великого произведения «Евгений Онегин», которое написал знаменитый писатель, которого знает каждый. Это Александр Сергеевич Пушкин. В произведение нам представлена молодежь, которая была в те года, когда было написано произведение. В произведение можно выделить два наиболее основных героя. Это Татьяна и Евгений Онегин. Большое внимание нужно уделить образу Татьяны.

    Автор вначале рассказывает, что героиня любит русскую природу, а особенно такое прекрасное время года как зима. Она любит гулять по заснеженному лесу и кататься на санках. Автор называет ее «русской душой».

    Татьяна растет в плохой семье. Она часто бывает в одиночестве и всегда уходит из общества. Ее обделили лаской и вниманием. Она часто думает о себе и погружена в свои мысли. Настоящими ее друзьями были книги. Девушка хотела найти ответы на свои вопросы, но близкие люди не могли их дать. Тогда Татьяна обращалась к книгам, в которых было все просто и понятно расписано.

    У Татьяны необычный характер. Она не пыталась понравиться парням и поэтому не кокетничала ни с кем. Главными качествами для девушки была любовь и ее честь. Обычно в произведениях девушек либо называли яркими необычными именами, либо описывал как девушек необычайной красоты. Автор решает сразу сказать, что Татьяна не самая красивая девушка и имя у нее самое обычное.

    Даже после того как она стала светской дамой она скучает по дому и по коллекции книг. Татьяна никогда не смотрела на всех с высока и была обычной девушкой близкой к народу. Татьяна была мечтательницей, и даже состоя в светском обществе, понимала, что не нужно никого унижать. Ей не нравились эти глупые детские праздники. Татьяне даже часто снились сны напоминающие русские народные сказки. И по ее описанию было видно, где она родилась, и она этим полностью гордилась. Она росла под присмотром няни, а не какой-нибудь дорогостоящей гувернантки. Татьяна считала, что в жизни происходит все именно так как описано в книгах. В основном Татьяна читала любовные поэму, а потом лирические романы, которые нашла в кабинете у Онегина.

    Татьяна с первого взгляда влюбляется в Онегина, который напоминает ей героев ее любимых книг. Но он оказывается не такой хороший, как кажется на первый взгляд.

    В Татьяне Лариной сочетались множество образов русских женщин. Пушкин называет свою героиню настоящей идеальной женщиной. Из всех героев больше любви он отдает именно Татьяне.

    Другие темы: ← Лирика Пушкина↑ ПушкинОбраз Дубровского →

    Вариант 2

    Каждый из нас смотрел с восхищением на миниатюры Боровикова и О. Кипренского, где изображены наши милые женщины с неповторимыми судьбами и несбывшимися мечтами. Пушкин же в своем творчестве сумел отобразить в образе Татьяны Лариной тип истинно русской женщины.

    Чем же нас привлекает этот персонаж? Во-первых, своими глубокими национальными корнями, своей русской основой. Татьяна нравилась практически всем в светском обществе. Она была на первом плане среди петербургских и московских дам. Конечно же этим можно гордиться и радоваться, однако девушка к своему успеху относится равнодушно. И финальном разговоре с Онегиным, мы видим, какая она на самом деле-настоящая и искренняя Татьяна. И даже Александр Сергеевич ее любит. Возможно поэтому, создавая этот образ, писатель постепенно создавал этапы жизненного пути героини, стремясь показать, как менялся ее характер.

    Душа любимой женщины всегда остается загадкой, и Пушкин, стремясь постигнуть тайну Татьяны приглашает читателя, доверяя ему самое дорогое. Мы видим, как девушка беззаботно живет в доме у родителей, как зачитывается тихими вечерами, как ведет душевные разговоры с няней. Татьяна в детстве ни с кем из детей не играла, и поэтому всю суть окружающего ее мира она познавала из художественной литературы. Именно в книгах девушка знакомилась с людьми и их характерами. Героиня произведения знакомится с народной поэзией, и она проникнута к ней с любовью. Близость к природе и народу раскрывает в ней самые лучшие качества, такие как открытость, искренность. Среди представителей светского общества и помещиков она выделяется особым умом. Она понимает, что жизнь общества в деревне пошла, и хочет встретить человека, который был похож на героя из литературных романов. Именно таким ей показался Онегин, который прибыл из Петербурга, рассудительный и благородный. И она влюбляется в него, решив признаться в своем чувстве в письме. Однако, девушка получает отказ, который был для нее неожиданностью. Татьяна не может и разлюбить его, но в тоже время понимает, что такой человек ее не достоин.

    И хотя любовь приносит ей страдания, но нравственные правила стойки и тверды. В Петербурге в обществе ее уважают и ценят. Но девушка сильно меняется, став гордой и недоступной. Но хотя в ней произошли некоторые перемены, она так и остается прелестной. Вся ее прелесть заключалась совсем даже не во внешнем благородстве, а в простоте, уме. И здесь Татьяна находится в полном одиночестве. Она не находит то, о чем мечтала. В сцене последней встречи с Онегиным в Татьяне еще глубже раскрываются лучшие ее качества, и самое основное, что чувство долго и душевное благородства берут вверх над всеми событиями, происходящими в ее жизни. Это и делает ее образ таким милым и привлекательным.

    Милый идеал

    Критик Белинский говорил об образе Лариной как об изображении Пушкиным первого женского характера. Он также отмечал, что это самый любимый для поэта из персонажей его романа. В нём воплотился его «милый идеал», так как героиня наделена лучшими чертами, присущими типичной русской женщине. Виссарион Белинский называет Татьяну гениальной натурой, которая сама не подозревает о своей гениальности. Он видит в ней прекрасный цветок, который случайно вырос среди скал.

    Читайте также:
    Основные темы лирики Пушкина: сочинение

    Она относится к исключительным натурам, вопреки обстоятельствам, проявившим себя. А причиной тому — её целостность и гармоничность. Татьяну можно охарактеризовать как натуру глубокую и сильную, с немногосложным характером. Она не мучается болезненными противоречиями. Ей присущи цельность и гармония. При этом качества героини на протяжении повествования не меняются, они лишь развиваются.

    Сочинение 3

    Татьяна Ларина, вне сомнений, любимая героиня А.С.Пушкина. В этой простой девушке собрано мало внешней красоты и благородства, даже народное имя её — Татьяна — говорит о том, что вся прелесть девушки в её нравственной чистоте и близости к родине.

    Автор неспроста замечает, что «Татьяна — русская душою», ведь, живя в деревне, она не принимала нравов светского общества, дичилась даже собственной семьи. Конечно, в «Евгении Онегине» существует множество моментов, доказывающих искреннюю привязанность девушки к России. Это и её любовь к русской зиме, и почитание старых обрядов и преданий, близость к няне, происходящей из народа, любовь к русской природе. Татьяне, воспитанной на воле, в деревне, среди русских лесов и полей, нелегко было уехать в Москву. Однако, выйдя замуж и обретя благородство, Татьяна Ларина не изменилась. Её любят и хвалят в светском обществе за простоту и ум, тонкий вкус и доброе сердце. Татьяна же здесь несчастна: пышность света чужда девушке, она тоскует о русской природе и своём родном доме.

    Любовь Татьяны Лариной к Евгению Онегину — это самая настоящая любовь русской женщины. Несмотря на влияние зарубежных романов, которые А.С.Пушкин иронично нарекает «обманами Ричардсона и Руссо», мы понимаем, что искренность, простота и жертвенность, которые проявляет в своих чувствах Татьяна, навеяны воспитанием няни и русским народом, где женщина в любви традиционно проявляет самоотверженность и стойкость. Против воли девушка выходит замуж, но и теперь её чувство к Евгению Онегину не гаснет. Наступает долгожданная взаимность, но теперь уже главный герой получает отказ. Дело не в том, что Татьяна слишком горда или разлюбила Евгения. Она убеждена, что теперь верность мужу — её святой долг, о чём говорит в ней её чистая и светлая русская душа. Девушка объясняется с возлюбленным мудро и просто, без степенности и стати, обретенных за время жизни в светском обществе. Евгений с лёгкостью узнает в ней прежнюю, милую и невинную Татьяну, и только теперь понимает, как многое потерял, прежде отказав ей.

    Таким образом, мы понимаем, что «милый идеал» А.С.Пушкина — это обыкновенная русская девушка, душевная красота которой необыкновенна, но не каждому под силу заметить это сразу. Для того, чтобы понять образ Татьяны Лариной, необходимо самому чтить традиции русского народа, чьи лучшие черты впитала героиня, и испытывать огромную любовь к России.

    Примерный план

    Для написания сочинения рекомендуется составить его план. Чтобы рассказать о любимой героине Александра Сергеевича как о носительнице русских черт, можно остановиться на следующем:

    1. Мнение Белинского.
    2. Предтеча женских русских образов.
    3. Особенность имени.
    4. Черты характера.
    5. Влияние няни и семьи.
    6. Жажда любви.
    7. Письмо к Онегину.
    8. Пробуждение ума.
    9. Второе объяснение с Евгением.
    10. Женский национальный характер.

    Он поможет раскрыть особенности Татьяны, русской душой.

    Образец женского откровения

    Прибывший из столицы блестящий аристократ Онегин, молодой представитель высшего света, к тому же весь окружённый тайной, страдающий в глубине души не мог не захватить воображения юной девушки, жаждущей любви.

    И её письмо является актом отчаяния, благородным порывом. Он одновременно и наивен, и романтичен. В нём Таня предстаёт без всякого лицемерия, без прикрас. Как писали критики того времени, это послание сильно повлияло на умы русских читателей. Оно воспринималось в качестве величайшего образца, раскрывающего «откровения женского сердца».

    Предтеча национальных женских характеров

    Татьяну Ларину можно назвать предтечей тургеневской девушки. Такая девушка весьма женственна, хотя, на первый взгляд может показаться, что она не так уж и красива. Однако она отличается особым шармом. Можно сказать, что в каком-то смысле это человек «не от мира сего».

    Тургеневская девушка:

    • впечатлительна;
    • романтична;
    • яркий интроверт;
    • живёт в собственном мире;
    • много читает.

    Описание Татьяны похоже на описание, данное Тургеневым Наталье Ласунской. Это героиня его романа «Рудин», которая:

    • оставалась часто неподвижной;
    • задумывалась;
    • опускала руки;
    • на её лице выражалась внутренняя работа мыслей;
    • она ощущала себя сильно, глубоко, но тайно.

    Все эти черты можно увидеть в Татьяне. То есть, в её лице Алексанр Сергеевич отобразил героиню, которая стала прообразом других женщин с русским характером, в том числе и тургеневских девушек.

    Преданья старины глубокой

    В становлении Татьяны Лариной большую роль сыграла няня Филипьевна, женщина крестьянского происхождения. Она в своей памяти хранила множество «старинных былей» с небылицами, страшных рассказов о злых духах и историй о девицах, что очень привлекало её воспитанницу. Пушкин пишет, что его любимой героине были чужды детские проказы, она не играла в куклы. В темноте зимних ночей страшные рассказы няни пленяли её сердце.

    Филипьевна с её простотой и добротой бесконечно предана господской семье и любит свою воспитанницу. Для Тани она не служанка, а по сути — единственный близкий человек. Ведь именно ей, а не маменьке или сестрице она доверяет тайну своей влюблённости в Евгения и просит о передаче ему письма.

    Этот образ помогает понять, откуда в Татьяне так много черт, присущих русской душе.

    Пуглива, как лань

    Таню поэт противопоставляет её сестре, румяной светловолосой Ольге. Он говорит, что назвать Татьяну прекрасной вряд ли можно. Она не привлечёт ни румяной свежестью, ни красотой. В отличие от жизнерадостной, кокетливой Оли, цвет её лица бледный, а вид унылый.

    Читайте также:
    Мастерство в построении диалога. По одному из произведений русской литературы XIX века — А.С.Пушкин Моцарт и Сальери: сочинение

    В начале произведения перед нами предстаёт барышня-подросток, отличающаяся стеснительностью. Она «дика, печальна, молчалива» и боязлива, подобно лесной лани. К родителям ласкаться Таня не умеет и часто проводит время в одиночестве, сидя у окна. Пушкин говорит также о её «рассеянной лени».

    Объяснение через годы

    Именно чтение книг, принадлежавших Онегину, стало поворотным моментом в перерождении Лариной из деревенской девочки в женщину высшего света. Оно глубоко поразило Евгения, который открылся ей так же, как некогда она открылась ему. Объяснение для Татьяны было совсем не простым. В нём отразилось всё, что характеризует сущность русской женщины. Речь идёт о пламенной страсти, задушевности искреннего чувства, чистоте, наивности, благородстве натуры.

    Но вместе с тем присутствовало и оскорблённое самолюбие, некоторое резонёрство, бравирование добродетелью. Татьяна Ларина упрекает Евгения за то, что он не влюбился в неё раньше, в дни её юности, она мстит за попранное самолюбие.

    Противопоставление дамам высшего света

    Современникам в нём виделось слияние простоты и истины. В этом они находили высшую красоту чувства. При этом перед светскими дамами Александру Сергеевичу пришлось оправдывать порыв своей любимой героини. И он считал, этот факт бедой для общества, о чём и сожалел.

    Таким образом, Татьяна противопоставляется высшему свету, который отличался чопорностью и неискренностью. Её присутствие не «порождает сплин», подобно рафинированным дамам из высшего света. Она вызывает у окружающих искренние чувства.

    Акт сознания героини

    Объяснение Татьяны с Евгением, с её обожаемым идеалом, явилось крахом всех надежд девушки. Однако пожирающее её любовное пламя не было погашено. Для Лариной несчастье стало новым импульсом к жизни. При этом она отчаянно страдала, хотя страдания эти во многом происходили от её собственных фантазий. Но от этого они не становились меньше, а, напротив, разгорались всё сильнее.

    Девушка стала посещать опустевшее жилище Онегина. Пережитые страдания и книги, которые ей удалось прочитать, способствовали тому, что в Татьяне произошёл акт сознания. В том, что ей следует покориться своей участи, девушку убедило постижение незнакомого ей мира, полного скорбей. А если и отдаваться жизни сердца, то делать это в самой глубине души.

    Фольклорные черты

    Сон, который приснился Лариной накануне ее именин, был о национальных мифологических чудовищах, о медведе, спасшем ее. Это тоже характеризует героиню как носительницу простонародной культуры. Сон напоминает страшную сказку: героиня попадает на заснеженную поляну, она должна преодолеть мост, который сулит гибель.

    Испытания – это лейтмотив сказок, все главные герои сказок проходят испытания, тогда их ждет награда. Сон девушки показывает, что сама испытание она пройти не может, ей помогает медведь. Можно предположить, что по сюжету романа это животное символизирует будущего мужа-князя, который станет опорой Татьяны.

    С образом Лариной связана вставка в роман русской народной песни. Песня девушек – еще один аспект народного быта, описанный Пушкиным. Сбор ягод с барских кустов занимал много времени у молодых незамужних крестьянок. Помещиками был придуман способ, который позволял контролировать честность этой работы (отсутствие воровства) – девушки должны были петь народные песни, тогда они не смогли бы жевать. Образы крестьянок, которые появляются в романе, перед объяснением Татьяны и Евгения, помогают понять читателю, что происходит в душе героини. Она ощущает себя простой девушкой без каких-то жеманных или кокетливых манер.

    Устная речь Лариной живая, разговорная, в ней встречаются просторечные элементы (тошно, нужды). Как и многие дети русских помещиков, Татьяна плохо знала все тонкости письменного русского языка, поэтому письмо Онегину она составляет на французском языке. Отсутствие прочных навыков владения письменной формой родного языка – еще одна национальная черта русского народа.

    Ларина любит русскую зиму с ее народными забавами (катания на санях).

    Автор подчеркивает, что героиня и природа – это единое целое, описания природы в романе сопровождают повествования о Татьяне. Молодая девушка описывается через эпитеты зимней природы – зимняя, холодная, морозная. Во сне она тоже видит снежную природу, идет по снежной поляне.

    Воплощение в образе Татьяны русского национального характера: сочинение

    А. С. Пушкин создал в романе “Евгений Онегин” пленительный образ русской девушки, который назвал своим “верным идеалом”. Он не скрывает своей любви к героине, своего восхищения ею. Автор переживает и грустит вместе с Татьяной, сопровождает ее в Москву и Петербург.

    Рисуя в романе образы Онегина и Ленского как лучших людей эпохи, все свои симпатии и любовь он, однако, отдает этой провинциальной барышне с неброской внешностью и простонародным именем Татьяна.

    Может быть, в этом и состоит особая привлекательность и поэтичность ее образа, связанного с простонародной культурой, таящейся в недрах русской нации. Она развивается в романе параллельно с дворянской культурой, сориентированной на западноевропейскую литературу, философию, науку. Поэтому и внешний, и внутренний облик Онегина и Ленского не дает возможность увидеть в них именно русских людей. Владимира Ленского можно скорее принять за немца “с душою прямо геттингенской”, который “из Германии туманной привез учености плоды”. Одежда, речь и манера поведения Онегина делают его похожим то на англичанина, то на француза. Татьяну же поэт называет “русскою душою”. Ее детство и юность прошли не среди холодных каменных громад Петербурга или московских соборов, а на лоне привольных лугов и полей, тенистых дубрав. Она рано впитала в себя любовь к природе, изображение которой как бы дорисовывает ее внутренний портрет, придавая особую одухотворенность и поэтичность.

    Читайте также:
    Моё восприятие Татьяны Лариной: сочинение

    Татьяна (русская душою,
    Сама не зная, почему)
    С ее холодною красою
    Любила русскую зиму.

    Для “мечтательницы нежной” природа полна тайн и загадок. Еще до того, как “обманы Ричардсона и Руссо” начнут занимать ее ум, Татьяна легко и естественно входит в волшебный мир русского фольклора. Она чуждалась шумных детских забав, так как “страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей”. Татьяна неотделима от национальной простонародной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой, вещими снами.

    Татьяна верила преданьям
    Простонародной старины,
    И снам, и карточным гаданьям,
    И предсказаниям луны.

    Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных русских сказок. Таким образом, личность Татьяны была сформирована обстановкой, в которой она росла и воспитывалась не под руководством гувернантки-француженки, а под присмотром крепостной няни. Развитие души Татьяны, ее нравственности происходит под влиянием народной культуры, быта, нравов и обычаев. Но на формирование ее умственных интересов значительное воздействие оказывают книги — сначала сентиментальные любовные романы, затем романтические поэмы, найденные в онегинской библиотеке. Это накладывает отпечаток на духовный облик Татьяны. Именно увлеченность выдуманной жизнью произведений английских и французских авторов вырабатывают в героине книжное представление о действительности. Это оказывает Татьяне плохую услугу. Увидев в первый раз Онегина, она влюбляется в него, принимая Евгения за восторженного героя ее любимых книг, и объясняется ему в любви. И после того, как исчезают ее иллюзии и мечты, она вновь пытается разобраться в характере Онегина при помощи книг, которые он читал. Но романтические поэмы Байрона с его мрачными, озлобленными и разочарованными героями опять приводят ее к ошибочному выводу, заставляя увидеть в возлюбленном “Москвича в Гарольдовом плаще”, то есть жалкого подражателя литературных образцов. В дальнейшем Татьяне приходится постепенно изживать в себе эти воздушные романтические грезы, преодолевать идеалистическое книжное отношение к жизни. И помогает ей в этом здоровая жизненная основа, которую впитала она вместе с бытом, нравами и культурой русского народа, с родной природой. В один из самых трудных жизненных моментов, терзаясь любовью к Онегину, Татьяна обращается за помощью и советом не к матери или сестре, а к неграмотной крестьянке, которая была для нее самым близким и родным человеком. Ожидая встречи с Онегиным, она слышит безыскусную народную “Песню девушек”, которая как бы выражает ее переживания.

    Милые сердцу Татьяны картины родной природы остаются с ней и в великосветском холодном Петербурге. Вынужденная скрывать свои чувства, Татьяна своим внутренним взором видит знакомый деревенский пейзаж, лишенный экзотики, но овеянный неповторимой прелестью.

    Татьяна смотрит и не видит,
    Волненье света ненавидит;
    Ей душно здесь. она мечтой
    Стремится к жизни полевой,
    В деревню, к бедным поселянам
    В уединенный уголок. Значит, маска “равнодушной княгини” скрывает лицо “простой девы” с прежними стремлениями. Мир нравственных ценностей не изменился. Пышность роскошной гостиной, успехи в свете она называет “ветошью маскарада”, потому что “этот блеск, и шум, и чад” не может скрыть пустоты и внутреннего убожества столичной жизни.

    Все поступки Татьяны, все ее мысли и чувства окрашены народной моралью, которую она вобрала в себя с детства. В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет свою любимую героиню исключительной душевной цельностью. Поэтому, полюбив Онегина, она первая объясняется ему в любви, преступая условности дворянской морали. Под влиянием народных традиций, которые внушают детям уважение и почтение к своим родителям, Татьяна выходит замуж, подчиняясь воле матери, которая хочет устроить ее жизнь.

    Вынужденная жить по лицемерным законам светского общества, Татьяна честна и откровенна с Онегиным, потому что любит его и доверяет ему. Нравственная чистота героини особенно ярко проявляется в ее ответе Евгению, который тоже выдержан в духе народной морали:

    Я вас люблю (к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна.

    В этих словах отразились все лучшие черты героини: благородство, честность, сильно развитое чувство долга. Способность Татьяны отказаться от единственного человека, которого она любит и будет любить, говорит о ее сильной воле, нравственной чистоте. Татьяна просто не способна лгать человеку, который ей предан, или обречь его на позор, чтобы соединиться с любимым человеком. Если бы Татьяна ответила на любовь Онегина, то нарушилась бы целостность ее образа. Она бы перестала быть Татьяной Лариной, превратившись в Анну Каренину.

    Таким образом, Татьяна предстает в романе “Евгений Онегин” воплощением национального русского духа и пушкинским идеалом. В ее образе гармонически соединились лучшие стороны дворянской и простонародной культуры.

    Всадник – характеристика литературного героя

    Всадник — один из двух полярных персонажей стихотворной повести. Появляется во Вступлении в образе безымянного государя, замышляющего на высоком берегу реки близ Финского залива основать великий город, столицу «державы полумира», «в Европу прорубить окно». В финале 1-й части предстает в образе неподвижно-величественной статуи, Медного всадника, «кумира», который в «неколебимой вышине» стоит спиною к бедному чиновнику — дворянину Евгению и с той же самой точки смотрит вдаль, поверх «возмущенной Невы», не обращая внимания на стихию, которая словно бунтует против своего покорителя. Во 2-й части статуя (как это часто у Пушкина случается) оживает и, сойдя с постамента, в свете луны на «звонко-скачущем коне» преследует обезумевшего Евгения, который во время наводнения потерял невесту и бросил вызов «кумиру»: «Ужо тебе!»

    Если антагонист В. бедный Евгений не имеет фамилии, то В. — не имеет даже имени. В первых же строках Вступления имя заменяется местоимением «он» («Стоял он, дум великих полн. »). Во 2-й части поэмы эта местоименная конструкция будет повторена («. того, чьей волей роковой / Под морем город основался»). Безымянность героя тем более труднообъяснима, чем привычнее сюжет зачина — Петр I стоит у Финского залива и сквозь убогую природу прозревает будущее великолепие Петербурга. (Непосредственным источником Пушкину послужил тут образ Петра-строителя из очерка «Прогулка в Академию Художеств» К. Н. Батюшкова; но и Батюшков, в свою очередь, опирался на давнюю традицию имперской культуры.) Но Пушкину и этого мало; он последовательно обыгрывает отзвук петровского имени в названии города («петербургская повесть», «Петра творенье», «град Петров», «сон Петра», «Петроград», «Петрополь», «площадь Петрова»). И столь же последовательно уклоняется от прямого именования своего героя. Условно приходится называть его В., поскольку центральным символом поэмы стал именно скульптурный памятник Петру I работы М. Фальконе, установленный на Дворцовой площади Санкт-Петербурга и изображающий императора верхом на вздыбленном коне; правой рукой он указует путь России. Но, как было сказано, в пространство поэмы он вступает задолго до того, как превращается во В.; с тем же успехом можно было бы назвать его Основателем Города.

    Читайте также:
    Типичность личности Онегина в одноименном романе Пушкина: сочинение

    Безымянность героя принципиальна; не случайно и раздвоение его образа. Во Вступлении он олицетворяет творческое начало истории; в основном тексте —

    Пушкинская мысль погружается в темные глубины исторического процесса, где невозможно однозначное решение. Особенно это заметно на фоне других обращений Пушкина к теме Петра I, как правило беспримесно-сочувственных. А также на фоне образа «идеального правителя» Дука, созданного в стихотворной повести «Анджело». («Анджело» был завершен перед самым началом работы над «Медным всадником».) Если слабоволие Дука куда предпочтительней суровости Анджело, то в «петербургской повести» все смысловые акценты расставлены принципиально иначе.

    С одной стороны, В. не только мертвенно-суров, но и (во Вступлении) могуч и даже по-своему прекрасен, хотя именно его волей основан «город под морем», что в конце концов приведет к катастрофе. С другой — он не случайно назван «кумиром», что отсылает читателя к библейскому запрету на сотворение себе кумира (Исх. 20, 4). С третьей — в языке 1-й половины XIX»Шв. эпитет «медный» не нес в себе отрицательной окраски. С четвертой — рядом с В., который олицетворяет безличие государственного могущества, в «Медном всаднике» возникает образ современного государя, который «со славой» правит Россией в год страшного наводнения. Этот государь, подобно В., безымянный и опять же, подобно В., прозрачно связанный со своим историческим «прототипом», Александром!, — безволен, мягок. Он выходит на авансцену сюжета в светло-печальной дымке исторической элегии. «. На балкон / Печален, смутен вышел он / И молвил: с Божией стихией / Царям не совладеть. / Он сел /И в думе скорбными очами / На злое бедствие глядел». Но эти строки взяты в кольцо из жестких, подробных, детальных картин наводнения. «Гроба с размытого кладбища / Плывут по улицам», тут же «На звере мраморном верхом» сидит несчастный Евгений. А посередине этого «антипейзажа» — неприступный дворец, лишенный государственной силы, деятельной энергии, власти. Образ Печального Царя (имя — условно) — не антитеза В.; это его бледная тень. То, что в «Анджело» с его полусказоч-ной-полуигровой атмосферой могло казаться выходом из противоречий, в «Медном всаднике» оборачивается очередной трагедией.

    Эта принципиальная смысловая многомер-ность образа В., равно как сложность авторского отношения к бедному Евгению, не могла не породить многочисленные его истолкования.

    Образ и характеристика Евгения в поэме Медный всадник Пушкина сочинение

    В произведении А. С. Пушкина «Медный всадник» Евгений — один из центральных персонажей. Этот герой является своеобразным обобщением, порождением «петербургской» эпохи в отечественной истории. Его можно назвать «маленьким человеком» — ведь жизненные смыслы Евгения заключаются в простом человеческом счастье. Он желает обрести уютный дом, семью, благополучие.

    Обобщенный образ

    При подготовке характеристики Евгения из «Медного всадника» можно подчеркнуть, что А. С. Пушкин в своем произведении «Медный всадник» специально отказывается от присвоения Евгению какой-либо фамилии. Этим поэт стремится показать, что занять его место может абсолютно любой человек. В образе этого персонажа нашли свое отражение жизни многих тогдашних петербуржцев.

    Смысл этого обобщения заключается в том, что Евгений в поэме является олицетворением народной массы, воплощением тех, кто оказался несчастным и обездоленным по вине правительства. В момент вспышки мятежа Евгений, пусть и на секунду, уравнивается с императором. Возвышение его происходит в тот момент, когда он, находясь среди бушующих волн, сидит «на мраморном звере верхом». В этом положении Евгений уравнивается в своих масштабах с великаном.

    Образ маленького человека в русской литературе

    Маленький человек в отечественной литературе — одна из сквозных тем. К ней обращались многие писатели и поэты 19 века. А. С. Пушкин затронул ее одним из первых в своей повести «Станционный смотритель». Гоголь, Чехов, Достоевский и многие другие стали продолжателями этой темы.

    Каков же образ маленького человека в русской литературе? Этот человек мал в социальном плане. Он находится на одной из низших ступеней общественной иерархии. Кроме того, мир его притязаний и духовной жизни до крайности беден, узок, наполнен множеством запретов. Философских и исторических проблем не существует для этого героя. Он находится в замкнутом и узком мире своих жизненных интересов.

    Противопоставление Петру

    Продолжая давать характеристику Евгению из «Медного всадника», стоит отметить противопоставление героя императору. В сцене наводнения читатель видит Евгения сидящим за Медным всадником. Он сложил руки крест-накрест (здесь поэт проводит параллель с Наполеоном), однако у него нет шляпы. Евгений и всадник смотрят в одном направлении. Но их мысли заняты совершенно разными вещами. Петр вглядывается в историю – его не интересуют жизни отдельно взятых людей. А взгляд Евгения устремлен на дом его возлюбленной.

    Читайте также:
    Дружеская и любовная лирика Пушкина: сочинение

    В характеристике Евгения из «Медного всадника» можно указать, что в лице Петра и Евгения великий русский поэт олицетворил два начала – безграничной человеческой слабости и точно такой же беспредельной мощи. В этом споре сам Пушкин становится на сторону Евгения. Ведь мятеж «маленького человека» против вмешательства в его жизнь вполне правомерен. И именно в этом мятеже читатель видит духовное пробуждение главного героя. Бунт является тем, что заставляет прозреть Евгения. Вина же «кумира» перед такими людьми трагична и не может быть искуплена. Ведь он покусился на самое ценное – свободу.

    Вариант 3

    Евгений — главный персонаж бессмертной поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». Он «молод и здоров». У Евгения аристократическое происхождение: его родословная берет своё начало из старинного боярского рода. Несмотря на свое почетное происхождение, Евгений не снискал славы среди людей высшего общества, потому как его некогда уважаемый род подвергнут забвению.

    Герой работает на государственной службе. Евгений — мелкий чиновник, финансовое положение которого, оставляет желать лучшего. Герой трудолюбив: для того, чтобы заработать на жизнь, Евгений готов трудиться сутки напролет. Он снимает небольшую комнату в одном из спальных районов Петербурга. Герой влюблен в девушку по имени Параша, с которой он искренне надеется создать крепкую и дружную семью, однако его планы, к сожалению не осуществились. Трагическая гибель Параши перечеркивает все планы влюбленного на счастливую семейную жизнь.

    Потрясенный смертью любимой, Евгений не находит себе места. В его глазах больше нет огонька, а сердце и душа разбиты горем. Словно одичалый, он практически в бессознательном состоянии, бродит по улицам Петербурга. Некогда опрятный и полный жизненных сил человек, влачит бессмысленное и жалкое существование.

    Во время стихийного бедствия герой крепко держится за медного всадника. В этом эпизоде, автором подчеркивается такая мелкая деталь, как взгляд героя: Евгений смотрит в том же направлении, что и всадник. Однако, взгляд Петра устремлен вглубь веков( всадник думает об исторических свершениях, его не заботят людские судьбы), а чиновник смотрит на ветхое жилище любимой, которое, так же как и сотни домов, находится в центре бушующей стихии.

    Сопоставляя Евгения и медного всадника, автор дает читателю понять, что у героя, в отличии от основателя Петербурга, есть любящее сердце: Евгений переживает за судьбу любимого человека, в то время как Петр I (и в его лице государство) на это не способен.

    Автор, в произведении «Медный всадник», подчеркивает конфликт государства и отдельно взятой личности. Памятник Петра I, олицетворяет государство, а Евгений выступает простым бедным чиновником, жертвой обстоятельств. Во всех своих бедах герой винит Россию, в частности медного всадника, который построил город в столь неблагополучном месте.

    Судьба героя трагична. История Евгения — олицетворение феодальной России, государства, где «историческая необходимость» превалирует над сотнями человеческих жизней.

    Другие сочинения: ← Отношение Гринёва к Пугачёву↑ ПушкинОбраз и характеристика Насти в рассказе Барышня-крестьянка →

    Кто ближе читателю?

    В этом противопоставлении двух героев читатель видит их основное отличие, которое также дополнит характеристику Евгения из «Медного всадника». Герой наделен живым сердцем, он умеет переживать за другого человека. Он может печалиться и радоваться, смущаться и трепетать. Несмотря на то что Медный всадник предстает перед нами занятым размышлениями о жизнях людей, об их благоустройстве (здесь поэт имеет в виду и самого Евгения как будущего обитателя города), большую читательскую симпатию все-таки вызывает этот «маленький человек», а не «кумир».

    Цитаты из «Медного всадника»

    Поскольку произведение принадлежит творениям русской классической литературы, огромное количество цитат уже вошло обиход. Не все знают, откуда именно взято то устойчивое выражение, которое повторяется день за днем.

    Посмотрим, какие же цитаты из «Медного всадника» являются самыми известными и распространенными.

    • «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».
    • «Померкла старая Москва».
    • «…Россию поднял на дыбы».
    • «Люблю тебя, Петра творенье».
    • «И жизнь ничто, и сон пустой».
    • «Живет в Коломне, где-то служит».
    • «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия».
    • «Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».
    • «Вскипела кровь».
    • «Вода и больше ничего!»
    • «И чтобы дождь в окно стучал не так сердито, оно забыто».
    • «И он желал, чтоб ветер выл не так уныло».

    Мечты Евгения

    Бедность его не является пороком. С ней можно справиться, если упорно трудиться; тогда она станет временным явлением. Здоровье и молодость главного героя – это намек поэта на то, что пока что Евгений ничего другого не может предложить обществу. Он трудоустроен в чиновничьей конторе. Ему не очень нравится такая жизнь, однако он надеется на лучшее и готов работать долго и упорно, чтобы добиться благополучия. Точно так же дела обстоят и с квартирой, которую снимает Евгений в одном из дальних районов. Главный герой надеется на то, что и она будет сменена на лучший вариант.

    В характеристике Евгения в поэме «Медный всадник» можно упомянуть и о его возлюбленной. Девушка Евгения по имени Параша — под стать ему. Она небогата и живет вместе со своей матерью на окраине города. Евгений любит девушку, мыслит свое будущее только с Парашей, связывая с ней все лучшие мечты. Но события, которые произошли в дальнейшем, разрушили планы «маленького человека». Река потопом накрыла домик Параши и ее матери, унесла их жизни. Из-за этого Евгений тронулся умом. Страдание его было неизмеримо. Он скитался по городу в одиночестве, две недели питаясь лишь теми подачками, которые давали ему бедняки.

    Читайте также:
    Предполагаемая судьба Евгения Онегина и Татьяны Лариной: сочинение

    Сочинение про Евгения

    Главным героем поэму Пушкина « Медный всадник» является Евгений. Главный персонаж – типичный житель Петербурга, думает лишь о материальном достатке и о том, как скорее продвинуться по карьерной лестнице ввысь.

    Евгений весь в семейных хлопотах, не задумывается о будущем, о своем долге и Родине. Если все эти компоненты соединить воедино, получится образ маленького человека. Таких Александр Сергеевич не любит.

    У данного героя нет фамилии. В этом элементе, в принципе, проявляется отношения автора к персонажу. Таким приемом Пушкин пытается доказать читателю, что на роль главного персонажа данного произведения подойдет любой житель Петербурга.

    Во время наводнения в городе, Евгений не пытается никак помочь в ситуации, он просто наблюдает. В этом и заключается эгоизм персонажа, он не думает ни о чем, кроме своей выгоды и себя. Все его мысли заняты весьма банальными вещами.

    После происшествия в городе Евгению становиться не по себе, ему кажется, что он медленно сходит с ума. Он постоянно блуждает по любимым улицам Петербурга. В голову лезут мысли о прошлом, как же раньше было хорошо. Для Пушкина это положительное качество живого и настоящего человека.

    На фоне всего этого стресса выступает природа. Окружающий шум хорошо гармонирует с шумом в душе Евгения. После того, как к нему приходит осознание всего произошедшего, к Евгению возвращается здравый ум. Он начинает ощущать огромную потерю.

    Наконец-то в главном герои просыпается патриотизм. Он хочет отомстить за все, поэтому и поднимает восстание. Читая произведение, на данном этапе можно заметить коренные изменение в герои.

    Главной задачей Пушкино было показать насколько может быть беспощадным маленький человек, который затеял бунт. Хоть этот случай и можно назвать трагедий, но, не смотря на эмоции, люди могут и хотят бороться за правду.

    Можно сказать, что Евгений – прототип русского народа, который иногда слеп, но главное вовремя открыть глаза. Русский народ может и хочет менять свою жизнь к лучшему. Наверное, это то главное, что хотел донести своим читателем Александр Сергеевич Пушкин. Он своим произведением призывал всех идти до конца и бороться за правду.

    Гибель Евгения

    Утомленное сознание персонажа рисует ему бредовые картины – так продолжается поэма «Медный всадник». Характеристика Петра и Евгения может содержать описание момента гнева «маленького человека», обращенного на императора. Евгений начинает обвинять Медного всадника в том, что он основал город в таком месте. Ведь если бы Петр выбрал другую область для города, то жизнь Параши могла бы сложиться по-другому. И обвинения «маленького человека» настолько полны брани, что его воображение не выдерживает и оживляет памятник Петру. Он гонится всю ночь за Евгением. Тот засыпает под утро, изможденный от этой погони. Вскоре от горя главный герой погибает.

    «Маленький человек» или герой?

    Наводнение, которое превратилось для Евгения в личную трагедию, превращает его из простого человека в Героя поэмы «Медный всадник». Характеристика Евгения, кратко изложенная, может содержать в себе его описание в начале поэмы и преобразование по мере развития событий.

    Сначала тихий и неприметный, он становится поистине романтическим персонажем. У него оказывается достаточно смелости, чтобы, рискуя собственной жизнью, отправиться в лодке через «волны страшные» к маленькому домику, находящемуся у самого Финского залива, где жила его возлюбленная. В поэме он лишается ума, а безумие, как известно, нередко сопровождает романтических героев.

    Характеристика Евгения в поэме «Медный всадник»: амбивалентность персонажа

    Этот пушкинский персонаж обладает амбивалентностью – с одной стороны, он мал и безлик; с другой – Евгений является единственным героем произведений поэта, который обладает рядом человеческих достоинств. Он вызывает у читателя сострадание, а в какой-то момент – даже восхищение. Несмотря на то что Евгений является простым обывателем, его отличают высокие нравственные качества. Этот бедный чиновник умеет любить, быть верным и человечным.

    Характеристика героя Евгения в поэме «Медный всадник» была любопытна многим исследователям литературного наследия Пушкина. Некоторые из них, например Ю. Борев, видят в Евгении не меньшую тайну, чем в образе императора. Да, он «маленький» человек, частное лицо. Однако персонаж претендует на самоценность. В его мечтах немало высоких моментов. Безумие его можно назвать «высоким», ведь в нем герой выходит далеко за рамки обыденного сознания.

    С помощью многих приемов великий русский поэт достигает сочетаемости двух противоположных образов – императора и мелкого чиновника. Ведь для Пушкина миры этих героев равнозначны.

    Анализ произведения Пушкина

    Поэма «Медный всадник» по праву считается одним из самых лучших произведений великого Александра Сергеевича Пушкина. Произведение имеет особое звучание, интонацию и даже ритм. Все это в комплексе создает прекрасный слуховой эффект, который производит неизгладимое впечатление на каждого, кто однажды услышал поэму. Многие моменты уже входят в ряды хрестоматии, ведь во время чтения произведения перед глазами встает образ прекрасного и величественного Санкт-Петербурга.

    Поэма была создана Александром Сергеевичем в 1833 году. Вся она посвящена герою того времени — Петру I. Именно образ Петра Великого и стал тем самым медным всадником — огромным памятником, где император изображен в качестве воина, сидящего на коне. Этот памятник находится в Санкт-Петербурге, у самого берега Невы.

    Нужно сразу сказать, что отношение Пушкина к реформам, проведенным Петром, очень сильно изменилось со временем. Его поэма «Медный всадник» изначально не прошла цензурный барьер, но вскоре все-таки была допущена к печати. Произведение является своеобразным протестом поэта к нынешнему правительству, которое постоянно ставит свои правила перед народом и требует их безукоризненного выполнения.

    В центре сюжета всего два персонажа — Евгений и Медный Всадник — величественный монумент, установленный в честь великого реформатора. Евгений в произведении «Медный всадник» играет ведущую роль — памятник реформатору преследует его, отчего главный герой начинает страдать паранойей, виня монумент во всех своих неурядицах.

    Читайте также:
    Тема поэта и поэзии в лирике Александра Пушкина: сочинение

    Герои поэмы Медный всадник Пушкина (характеристика)

    Одним из великих классиков русской литературы является Александр Сергеевич Пушкин. Этот выдающийся писатель за свою жизнь написал множество произведений, которые считаются бестселлерами мировой литературы. Одним из таких произведений является поэма «Медный всадник». Данная поэма рассказывает нам историю одного человека, настроение которого очень похожа на погоду Петербурга. Для того чтобы провести анализ данного произведения, охарактеризуем главных и второстепенных героев поэмы. Начнем с главных героев.

    Главные герои

    Евгений

    Некогда принадлежал к знати, является чиновником, живущим в бедности. Много мечтает о будущем. Живет желанием поскорее встретить свою любимую женщину, которая проживает на противоположном берегу реки Невы. Из-за долгих проливных дождей, река Нева выходит из берегов, что увеличивает время до встречи со своей возлюбленной. Этот факт очень огорчает главного героя. Но во время разлива погибает его возлюбленная, что помутило сознание чиновника и он вынужден жить на улице. Винит в произошедшем Петра, обращаясь к его памятнику. После уверен в том, что все эти беды ему были посланы самим Богом.

    Медный всадник

    Данный герой является олицетворением императора Петра первого. В данном произведении образ является двойственным. С одной стороны Петр первый представлен как мудрый правитель, реформатор, справедливец и защитник бедных. С другой стороны он представлен как грубый и очень жестокий правитель. Именно образ Медного всадника впоследствии преследовал помутившего рассудком Евгения. Петр первый является в истории России первым реформатором. Который привнес много нового в жизнь русского народа. Является градостроителем Петербурга. Но многие считают его тираном и деспотом, так как был очень жестокий правитель, резок в отношении к чиновникам и людям в целом. Любил творить то что ему придет в голову и плевал на мнения остальных.

    Второстепенные персонажи

    Перевозчик

    Является тем персонажем, который за небольшую плату соглашается отвезти Евгения на лодке к его возлюбленной. Данному персонажу отведена роль связующего звена между возлюбленными.

    Параша

    В данном произведении является любимой женщиной бедного чиновника Евгения. Является очень красивой женщиной с чистой душой и сердцем. Любит жизнь и без ума от Евгения. Так же ожидает встречи с любимым и вынуждена коротать вечера в одиночестве в размышлениях о будущем, о детях и Евгении. Живет на обратной стороне реки Невы в крохотной избушке вместе с матерью. Параша является смыслом жизни Евгения, в которой он души не чает. Но она трагически погибает во время одного из наводнения вызванными длительными проливными дождями. После гибели Параши Евгений сходит с ума, так как теряет тот самый смысл жизни. Что в итоге его находят мертвым. Утонув в реке его тело выбрасывает на островок посередине реки Невы.

    Вариант 2

    В данном замечательном произведении можно наблюдать, как автор умело показал историю жизни людей, которые находились в непростой ситуации. Будучи всемирно известным автором, Пушкин зарекомендовал себя как мастер сказок, поэм, стихов, рассказов и повестей. Стоит сказать, что нынешнее поколение должно быть ему благодарно за то, что он оставил столько невероятных творений и работ, многие из которых остаются актуальными и на сей день. Главного героя произведения Евгения, можно назвать человеком, который привык искать счастье жизни в том, чтобы проводить спокойное и размеренное время со своей семьей, а также находиться рядом со своей любимой. Его душевное состояние описывается как такое, которое можно сравнить с погодными явлениями, наблюдаемыми в городе Петербург. В данной поэме он выступает в роли одинокого и душевно слабого человека, который находится в потерянном и подавленном состоянии. После того, как его супруга умирает, то он постепенно начинает сходить с ума, и город ему кажется серым и унылым.

    Данный персонаж показан бедным чиновником, который в определенный момент времени принадлежал к знати. Он находится в таком состоянии, когда его жизнь представляют лишь надежды и мечты, а также он рассчитывает на то, что его будущая жизнь будет намного лучше текущей. Он таит надежду встретить свою любимую, которая ждет его на другой стороне Невы. Когда, из-за непогоды, он сделать этого не может, то впадает в отчаяние, и все же надеется на желанную встречу. Когда он понимает, что случается трагедия, при которой возникает немалое количество жертв, то впадает в депрессию.

    Образ Медного всадника

    Он является олицетворением Петра Первого, который содержит в себе наличие его проступков и подвигов. С точки зрения писателя, данный персонаж представлен в двойственном образе. С одной стороны, это очень справедливый и умный правитель, который произвел множество замечательных реформ, которые повлияли на жизни многих людей, а с другой стороны, он, как и большинство простых людей, не лишен пороков и недостатков, так как часто бывает груб и недальновиден. Преследуя главного героя, он отображается как нечто символическое, что и является причиной помутнения рассудка у персонажа.

    Образ этого героя показан на протяжении недолгого времени, так как он является перевозчиком Евгения в тот самый злосчастный день, когда герой решает отправиться к своей любимой. Соглашается он его перевести за гривенник.

    Любимая девушка героя показана как простая героиня, которая вела спокойное существование, живя на берегу реки вместе со своей матушкой. Из-за несчастного случая, она погибла, и это стало причиной тому, что Евгений потихоньку начинает терять рассудок.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Герои поэмы Медный всадник

    Популярные сегодня темы

    Литературный стиль в форме классицизма представляет собой изображение идеально-прекрасных событий, способствующих совершенствованию человеческой духовной жизни

    Читайте также:
    О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны (5): сочинение

    Андрей Болконский и Пьер Безухов – два главных героя, которое постоянно находятся в духовных поисках и поисках себя. Их не устраивает обыкновенная жизнь

    Вадик является второстепенным персонажем произведения, описываемого события тяжелого послевоенного времени. Вадик представляет собой ученика седьмого класса, рослого и сильного подростка с длинной рыжеволосой челкой, выглядевшего старше своих лет.

    Хутор Татарский описывается Шолоховым в романе «Тихий Дон», он является местом, где происходят центральные события. Автор описывает хутор в трех состояниях: во времена спокойные, во время Первой Мировой войны и разразившегося Гражданского противостояния.

    Завязка сюжета в «Ревизоре» берет свое начало с ключевой фразы о том, что едет проверяющий. Исходит она из уст городничего, и обращена ко всем важным персонам. Известие воспринимается как неприятное

    Анализ и характеристика главных героев «Медного всадника» Пушкина

    В творчестве Александра Сергеевича присутствуют не только глубокие и проникновенные стихотворения, но и поэмы, где Пушкин описывает важные проблемы. Этим произведением является «Медный всадник». Характеристика главных героев доказывает, что для классика важна тема маленького человека. Основной прием, которым пользуется писатель, — стандартизация. Все его персонажи — это представители своей эпохи.

    1. История написания
    2. Краткое содержание поэмы
    3. Жанр и направление произведения
    4. Характеристика персонажей
    5. Основная тема
    6. Раскрытие проблем
    7. Отношение государства

    История написания

    Поэма является завершающим повествованием из тех произведений, которые были написаны во время Болдинской осени. В начале 1834 года Пушкин заканчивает работу над «Медным всадником».

    В те времена, когда жил Александр Сергеевич, было несколько типов людей: первые обожали Петра Великого, вторые приписывали государю родство с дьяволом. На этом фоне появлялись мифы: одни царя начали называть «отцом отечества», говорили о его необыкновенном уме, об основании города-рая (Санкт-Петербург), другие пророчили гибель Северной столицы, звали Петра Первого антихристом, обвиняли в тесных связях с потусторонними силами.

    Писатель собрал разные видения личности царя-реформатора, чтобы максимально полно дать оценку времени правления Петра.

    Краткое содержание поэмы

    Начинается произведение с описания Петербурга, откуда родом и является Евгений. Этот простой бедный служащий не желает разбогатеть, для него важнее остаться счастливым и добропорядочным семьянином. Деньги ему необходимы только для надобности обеспечить свою любимую девушку Парашу.

    Евгений мечтает о свадьбе и детях, хочет встретить старость вместе со своей возлюбленной. Но этим грезам не суждено было сбыться. В поэме описывается наводнение, которое произошло в 1824 году. Это можно назвать самой страшной порой для города, в то время люди погибали в глубинах вод, когда Нева поглощала Петербург своими волнами.

    Во время этого природного катаклизма и умирает Параша. Евгений же проявил мужество при потопе, он не думал о себе, а сразу побежал к дому любимой. Когда стихия угомонилась, он торопится к знакомым воротам: вот ракита, но ни калитки, ни дома нет. Увиденное Евгением сломало его, он обреченно плетется по улицам Питера, начинает вести жизнь странника и ежедневно переживает события того ужасного мгновения.

    В один из дней он наталкивается на дом, где до этого жил, и увидел статую Петра I на коне — Медного всадника. Главный герой ненавидит царя за то, что он основал город на Неве, который погубил любимую девушку. Но неожиданно всадник оживает и со злостью скачет на обидчика. Через время бродяга погибает.

    Злобные речи главного персонажа в адрес Перта Великого толкуют по-разному:

    • ничтожный ропот маленького человека, его мнение не может стоять в одном ряду с силой, которая требуется для изменений глобального масштаба;
    • восстание христиан против язычников;
    • бунт против самодержавного строя.

    В произведении описываются интересы простого человека и государства. Вроде бы Петербург называли северным Римом, но при этом его строительство на реке являлось опасным для населения, и наводнение — доказательство этому.

    Жанр и направление произведения

    Поэма написана четырехстопным ямбом. Структура ее очень оригинальна: большое вступление, его вообще можно выделить как полноценное произведение, затем две части, где описывается Евгений, потоп и нападение Медного всадника. Эпилог отсутствует, вернее, его не выделил отдельно сам писатель, он кратко написан в последних 18 строках об острове и гибели главного персонажа.

    Невзирая на необычную композицию, поэма воспринимается как единое целое. Это обусловлено эффектом структурного параллелизма. Петр I жил на одно столетие раньше, чем Евгений, однако это не помешало создать чувство присутствия царя. Его личность выражается в скульптуре Медного всадника, при этом сам Петр появляется во вступлении, когда описывается экономическое и стратегическое значение Петербурга. Писатель также несет идею о бессмертии царя, ведь даже после его смерти возникали нововведения и продолжительное время действовали старые.

    Личность Петра возникает в течение всего произведения или как собственная персона, или в образе скульптуры, которую оживил помутившийся рассудок Евгения. Промежуток времени рассказа между вступлением и первой главой — 100 лет, однако, невзирая на этот большой прыжок, читатель его не ощущает, так как писатель связал наводнение 1824 года с его «виновником», поскольку именно Петр возвел город на реке. Нужно отметить, что эта поэма по структуре абсолютна несвойственна для стиля Пушкина, это было экспериментом.

    Характеристика персонажей

    «Медный всадник», по большому счету, — это размышления Пушкина о роли Петра Первого в истории правления, о последствиях его преобразований. В поэме присутствуют второстепенные и главные герои:

    1. Медный всадник. Является олицетворением Петра Первого, его могущества и ошибок. Этот герой у писателя двойственен. Это всевидящий, справедливый и мудрый правитель, родоначальник преобразований. Но при этом простой, грубый и непредусмотрительный человек, его самодурство принесло много несчастий. Статуя преследует несчастного Евгения, это довольно многозначительный и символичный образ. В царе некоторые видели не мудрого правителя, а властного тирана.
    2. Евгений. Его характеристику в «Медном всаднике» Пушкин описывает как образ «маленького человека», писатель даже не дает ему фамилию. Это бедный служащий, живет грезами, заботами о грядущем. Хочет быстрее встретиться с любимой, которая живет на другом берегу реки. Из-за урагана Нева разлилась по городу, это омрачает героя, он тоскует без возлюбленной. Оказавшись на месте трагедии, он увидел развалины и мертвые тела, его рассудок мутнеет. Он долго бродит, ночует на свалках, живет милостыней. В один из дней Евгений находится около скульптуры Петра, вспоминает печальные события, угрожает ему. В забытье герою показалось, что царь рассердился и преследует его.
    3. Параша. Любимая девушка Евгения, живет на другом берегу в небольшом доме. Это все, что можно узнать о героине. Она умерла при потопе. Параша — смысл жизни для Евгения, утратив ее, он не видит будущего. Через время героя нашли мертвым — он утонул в реке, а его тело выбросило на остров.

    Среди героев поэмы есть также перевозчик. Во время стихии за гривенник он перевез главного героя на лодке к дому любимой.

    Основная тема

    Столкновение простого человека и государства — основная тема произведения Пушкина. В этой поэме писатель проводит размышление над ролью одной личности в судьбе всей страны. Всадник является образом Петра Великого, правление которого приближалось к тирании и самодурству. Он ввел реформы, полностью изменившие ход жизни русского народа.

    Читайте также:
    Вопрос о роли и значении летописей в процессе создания «Бориса Годунова»: сочинение

    Борьба интересов государства и народа в этом случае неизбежна, естественно, власти выигрывают. Писатель размышляет о государственном строе во времена правления Петра и о судьбе конкретно взятого персонажа в нем — Евгения. Он делает вывод, что власть в любом случае жестока к народу, а заслуживает ли ее величие этих жертв — вопрос не решенный.

    Также классик описывает тему трагичной смерти родного человека. Герой не может выдержать одиночества и горя потери, он не видит, за что можно зацепиться дальше, если нет любви.

    Раскрытие проблем

    При своих масштабах (примерно 500 стихов) эта поэма объединяет в себе одновременно несколько планов повествования. В ней встречаются подробности документальной хроники и личной жизни, выдумка и действительность, современность и история. Пушкин пытался раскрыть следующие проблемы:

    1. Равнодушие. Местному населению никто не помогал спастись, последствий стихии также никто не ликвидировал, а возмещение ущерба и помощь пострадавшим и не снилась государственным служащим. Правительство проявило равнодушие к народу.
    2. Одиночество. Евгений не вынес жизни без любимой. Писатель размышляет, как все же люди чувствительны и уязвимы, как разум слаб и подвергается терзаниям.
    3. Проблема личности и власти. Евгений олицетворяет народ, он является мелким чиновником, беден. Его душа преисполнена возвышенных чувств к возлюбленной. В лице власти описан памятник Петру.

    В забвении взгляд Евгения натыкается на скульптуру, а больное воображение ее оживляет. Это и есть неизбежное столкновение человека и власти. Всадник гонится за главным персонажем. Как посмел он роптать на царя? Правитель размышлял намного масштабнее, строя полнометражные планы, он с высоты видел собственные творения, не всматривался в людей, которых захлестнули реформы.

    Отношение государства

    С образом Петра Великого читатель знакомится во вступлении. Здесь он описывается как Творец, который покорил стихию и основал город на Неве.

    Его нововведения были губительны для простых людей, ведь они ориентированы лишь на знать. Да и последней пришлось туго: можно вспомнить, как придворным стригли бороды. Но главной жертвой был обычный народ: именно они тысячами жизней настелили дорогу к Петербургу.

    «Город на костях» — это олицетворение государственного строя. В реформах комфортно жил только Петр и его окружение, поскольку они видели лишь одну сторону нововведений — прогрессивную и полезную, а то, что пагубное действие этих реформ легло на плечи «маленьких людей», их не интересовало. На погибающий в воде Петербург вся знать глядела с высоты птичьего полета и не прочувствовала на себе все печали водного сооружения города. Царь отражает в себе безапелляционную правительственную систему: нововведениям быть, а люди «как-то проживут».

    Если вначале читатель видит Творца, то ближе к середине произведения писатель пропагандирует идею, что Петр I не Бог, и полностью усмирить стихию он не может. В финале поэмы можно лицезреть только каменное подобие бывшего правителя.

    Образ государя и сегодня вызывает споры у современников. Невозможно не признать его заслуг, но и закрывать глаза на страдания обычных людей, на плечи которых легли все преобразования, тоже нельзя. Как к нему относиться, каждый определяет самостоятельно, а писатель в своем произведении показал многостороннюю личность царя.

    Анализ поэмы «Медный всадник» Пушкина

    В поэме «Медный всадник» отражены размышления автора на тему исторического персонажа – о противоречивой личности Петра Великого, о неоднозначности его поступков. Предлагаем для ознакомления краткий и полный анализ поэмы Пушкина «Медный всадник». Поэту удалось создать красивейшее стихотворное описание масштабных планов Петра, бурлящих вод Невы, раскрыть большую человеческую трагедию «маленького» человека.

    Год написания и публикации — Написанная в 1833 году, поэма вышла в печать лишь в 1837 году, уже после смерти великого поэта.
    История создания — Работу над «Медным всадником» Пушкин начинает в поместье Болдино. Он размышляет о судьбе России, об ее правителях, самодержавии. Поэта интересует личность Петра Великого, по поводу которого мнения людей диаметрально разделились. Одни обожествляли царя и его деяния, а другие сравнивали его нечистой силой. Итогом размышлений Пушкина и стала данная поэма.
    Жанр — Историческая поэма, стихотворная повесть.
    Направление — Реализм.
    Основная идея — Пушкин показывает столкновение двух сил, находящихся на противоположных полюсах – могущественного правителя, защищенного неограниченной самодержавной властью, и беззащитного маленького человека с его повседневными обыденными потребностями.
    Тема — Самодержавная власть Петра I.
    Проблема — Конфликт между государственной властью, которая руководствуется исторической необходимостью, и потребностями маленького человека.
    Композиция — Композиция поэмы состоит из двух частей и включает в себя довольно большое вступление, которое можно рассматривать, как отдельную часть произведения. В первой и второй частях рассказывается о главном герое, сокрушительном наводнении, и о ненависти героя к Медному всаднику – памятнику Петру I.

    1. п.1. Тематика и проблематика
    2. п.2. Идея и пафос
    3. п.3. Основные герои (их место в образной системе)
    4. п.4. Литературные приёмы
    5. п.5. Конфликт произведения
    Читайте также:
    Мастерство в построении диалога. По одному из произведений русской литературы XIX века — А.С.Пушкин Моцарт и Сальери: сочинение

    п.1. Тематика и проблематика

    1. Тема: Правление Петра I – выдающегося самодержца России.

    Проблема: Самодержавная власть руководствуется исторической необходимостью, а не интересами человека.

    Ненависть главного героя к царю проявляется не сразу. Когда сознание у безумного Евгения проясняется, то он, как бы, видит основного виновника своей трагедии – царя, заложившего город в неудачном месте. Петр I руководствовался политической необходимостью – укреплением границ России со шведами, не подумав о последствиях своего замысла для народа. Сложно сказать, действительно ли наводнение – следствие недальновидности Петра или нет, но здесь важен смысл. Авторитарное правительство во главу угла ставит свои интересы, удовлетворяет собственные амбиции, а не потребности народа в защите и безопасности. Нередко диктаторы разжигают войны, принося, тем самым, много бед и страданий. На поле битвы погибают лучшие сыны отечества.

    2. Тема: Петр I – особенности его личности.

    Проблема: Противоречивость человеческой природы на примере личности Петра I.

    В произведении на примере Петра I, показано, насколько противоречив человек. Когда мы видим конкретную историческую личность со всеми его достижениями, преобразованиями, реформами и открытым проявлением негативных качеств характера, то сложно определиться в своем отношении к нему. Скорее всего, Пушкин не мог собрать образ Петра воедино, почему и написал «Медного всадника».

    3. Тема: Взаимоотношение государственной власти и отдельного маленького человека.

    Проблема: Очень часто народ недоволен правительством, обвиняет его в собственной несостоятельности. Для авторитарных правителей важны достижения в целом, они не учитывают нужды народа. История рассказывает о том, что за строительство Петербурга подневольный люд заплатил своим здоровьем, а иногда и жизнью. Самодержавная власть особо не обращала внимания на подобные «мелочи». С другой стороны, бедняки исторически привыкли к тому, что их жизнью управлял господин, и так существует до сих пор. Человек может изменить свою ситуацию, но он ничего не делает, обвиняя правительство во всех своих нерешенных проблемах.

    4. Тема: Любовь.

    Проблема: Потеря любимого человека может обернуться серьезной болезнью, пожизненной трагедией для другой половины.

    Главный герой Евгений – мелкий служащий, бедный молодой человек, не имеющий собственного угла. Уже в этом описании чувствуется, что его жизнь бедна событиями, и то, что он чувствует себя неудачником. Конфликт усугубляется, когда Евгений теряет в наводнение свой единственный луч света – возлюбленную Парашу. У него нет больше ничего, что ему дорого – несчастный сходит с ума. Так человек реагирует на трагедию, когда он недоволен собой, и у него немного собственных интересов, целей, друзей, материальных благ.

    п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

    Пафос поэмы передан в восхищении автором деяниями Петра I. На месте будущей столицы вначале был пустырь, болота, непроходимые леса, чернели чухонские избы. Благодаря царю на этом же месте появился город, сверкающий своей красотой.

    Пушкин прославляет великого преобразователя, реформатора, строителя, создавшего для России просто сказочный город-столицу. Строки, описывающие достижения Петра I, читаешь с большим воодушевлением. Лишь в конце пафос сменяет мрачное настроение – Пушкин пишет, что рассказ его будет печален.

    п.3. Основные герои (их место в образной системе)

    В поэме ощущается сильное противоборство образов Евгения и царя, символически представленного Медным всадником. Конфликт образов показан обоюдный. Главный герой обвиняет царя в произошедшей трагедии, а царь преследует его за «преступные» мысли.

    п.4. Литературные приёмы

    С большой теплотой и любовью описывает Пушкин строительство города, его величие. Поэт использует яркие эпитеты, метафоры, в результате чего из-под его пера выходят красивейшие строки. Благодаря его литературным приемам, появляется чувство гордости за решение, которое принимает Петр I, за воплощение его великого замысла. Из описания видно, как Пушкин восхищается Петербургом, верит в будущее России.

    Красиво, сильно, эмоционально описан момент наводнения – взбунтовавшаяся стихия, сметающая все на своем пути.

    Большую роль в поэме играют такие символы, как Медный всадник. Сам памятник – это символ самодержавной власти, всадник – правитель, а конь – народ России, пришпоренный умелым седоком.

    Символичен тот момент, что безумный Евгений бунтует, но бунт его больше не в словах, а в его состоянии, умело переданным Пушкиным. Евгений говорит царю всего два слова, но всадник начинает преследовать его. Этот момент тоже символичен. Он показывает, что любой народный бунт жестоко карается авторитарной властью.

    п.5. Конфликт произведения

    Основной конфликт произведения – противостояние интересов властей и предпочтений маленького человека, стремящегося к максимальной безопасности для себя и своих близких.

    Здесь сталкиваются два полюса – сила и слабость. Решения конфликта я не вижу. Можно только сказать, что он стал проявленным в момент озарения Евгения-безумца.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: