Взаимоотношения главного героя и общества в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».: сочинение

Человек и общество в произведении “Евгений Онегин”. Что можно написать?

Человек и общество в произведении “Евгений Онегин”. Что можно написать в сочинении?

Евгений Онегин – первый стихотворный роман, в котором остро ставится проблематика линости и общества, их взаимодействия.

Проблематика поиска цели и смысла существования, смысла жизни всегда была и будет актуальна.

Через стихотворное повествование Пушкин показывает читателям тот самый поиск, что становится истиной для его героев.

Поиск перестает быть инструментом, он становится самоцелью, замещая собой все остальное.

А общество, социум, то самое мелкопоместное дворянство – усиливают это.

Социум изображен вполне типично – многие социальные архетипы прошлого легко узнаваемы.

Прошлого ли? Они и сейчас есть, люди не очень изменились со временем.

Критик и современник Пушкина, Белинский, назвал этот роман в стихах – энциклопедией русской жизни.

И было за что. За прямоту и бескомпромиссность изображения лирических персонажей и жихни вокруг.

Страдающий эгоист Онегин не может быть сам по себе, он занимает свое место в мозаике общества, даже если сам совершенно не хочет этого. Но деваться некуда – любой мизантроп может стать вынужденно социальным, если для этого создать условия.

Отношения человека в общества в романе Евгений Онегин реалистичны, даже сквозь субъективную призму.

Зависимость человека от общества – один из центральных мотивов романа Евгений Онегин.

если брать это произведение в качестве аргумента к направлению итогового сочинения “человек и общество”, то нужно помнить о том, что в нем нужно говорить об обществе, в котором жил Онегин в целом и о том, как это общество на героя воздействовало и как он сам воспринимал этот социум. Почему Онегина называют “лишним” человеком, а роман “энциклопедией русской жизни”. да потому что в нем описана вся жизнь русского дворянства 30-40 х годов 19 века. что было характерно для этой жизни? Балы, бессмысленные разговоры и в целом бессмысленное времяпровождение. Русской дворянской молодежи по сути нечем было заняться. Онегин не зря уезжает в деревню, пытаясь заняться имением и провести какие-то изменения в нем, но и это оказывается не по душе ему. говоря об Онегине, Пушкин олицетворяет всю дворянскую молодежь того времени и называет его “лишним”, потому что он не может жить в таком обществе. вот об этом и нужно говорить в сочинении, развивая свою мысль. можно оговориться и о том, что дворянская молодежь не ценила чувства, считая их игрой, и привести в пример отношения Татьяны и Евгения. Можно сказать и о том, что неприемлема для этой молодежи была и дружба, и также рассказать о “дружбе” Онегина и Ленского.

Евгений Онегин-роман в стихах-произведение, которое остро ставит проблему человека, отдельной личности, и общества, света, с его законами и правилами. И Евгений Онегин -сам часть этого общества, светской жизни, и он бережет свою репутацию, отчего отказывает Татьяне, дает ей отповедь, хотя и не сближается ни с кем из дворян, уезжая на своем скакуне тогда, когда соседи пытаются прийти к нему в дом. Но тем не менее он не может отделить себя от общества и вставать в прямое противостояние.

Татьяна также не может прекословить обществу, когда выходит замуж, и потому дает ответную отповедь Онегину, говоря о правилах приличия и о том, что нужно быть верной своему мужу. Таким образом, человек не может не зависеть от общества, от его догм, и это может привести к страданиям.

Если рассматривать историю описанную в произведении Пушкина “Евгений Онегин”, то общество играет в нем немаловажную роль! Начнем с самого начала, когда Онегин отказывает влюбленной Татьяне. Он принимает высказывания и рассуждения двора (общества) превыше собственных чувств. Затем все идет своим чередом. Татьяна принимает предложение руки и сердца от другого мужчины и выходит замуж.

Осознавший ошибку Онегин просит ее изменить мужу и быть с ним. Но девушка непреклонна – она не идет боле по велению сердца, а слушает разум. Который говорит ей, что изменять мужу ни в коем случае нельзя. Это позор и отказывает Онегину. Тот в свою очередь осознает, что потерял истинное счастье навсегда.

В данном романе, практически все взаимодействия человека в обществе, показаны за счет мироощущения Евгения Онегина и его неопределенности в любви. Все потому, что автор показывает нам человека, который по сути, не знает, чего он хочет.

От этого, он начинает внедратся в те связи, которые можно назвать однозначно как позитивные, так как в них зарождается любовь и разоушать их. В частности это видно по тому, как он начинает без зазрения совести, ухаживать за Ольгой, в которую влюблен Ленский и вынуждает того вызвать его на дуэль. Итогом дуэли становится смерть Ленского, после которой Онегин однозначно становится и входит в тепаж разрушителя и деструктивного социального элемента. Кроме того, я напомню, но он ведь еще и отверг Татьяну, которая его любила и по нему страдала.

Однако Пушкин показывает то, что порой в жизни мстит само время и те перемены, которые оно несет. Это подтверждается тем, что сам Онегин, сам в последствии влюбляется в Татьяну, но она уже не хочет его, так как желает сохранить верность мужу, а не идти на поводу у остаточных чувств.

Широта охвата действительности, многоплановость, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита делают роман уникальным. В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни 20-х годов XIX столетия.

Пушкин в своем произведении делает анализ социального исторических условий существования российского общества своего времени, акцентируя наше внимание на самых животрепещущих проблемах. Автор изображает нравы различных слоев общества. быт и жизнь.

Показав трагедию онегинского поколения и тем самым осудив общественный строй России, автор утверждает в романе такой идеал общества, в котором индивид мог свободно развиваться. Поэт стремился изобразить начало поворота в обществе, пробуждение интереса к жизни и быту обычных людей.

Вот почему идея обновления и возрождения личности тесно связна у автора с общением с обычным народом. Наиболее эта идея нашла свое отображение в образе милой Татьяны.

Не секрет, что Пушкин симпатизировал декабристам, осуждая патриархальный образ жизни дворянства. Дошедшая до нас в отрывках десятая глава полностью посвящена декабристам.

Главные занятия московских дворян – сплетни, подражание иностранному, пустая болтовня. Пушкин показывает нам бездуховность столичного общества. Время для них будто остановилось:

Читайте также:
Характеристика Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина Капитанская дочка): сочинение

При этом, Пушкин любит Москву:

Отличается ли на фоне Москвы петербургское общество? Мы можем понять это из описания обычного дня Онегина:

Все общество Петербурга живет такой бессмысленной жизнью. Пушкин дает поразительно яркие образы провинциального дворянства:

И все же, провинциальное общество не столь чопорно в сравнении с Петербургом и Москвой. Черты поместного дворянство отражены в образах семьи Лариных. Глава семейства Дмитрий Ларин был “простой и добрый барин”. Его вдова Прасковья Ларина в девичестве читала французские романы, вздыхая о

Она вышла замуж за безразличного ей человека, который увез ее в деревню:

Она хранила “привычки милой старины”, была набожной и соблюдала церковные праздники.

Молодое поколение представлено Татьяной и Ольгой – двумя сестрами. Ольга не интересна Пушкину, он ограничивается лишь описанием внешности. Но образ Татьяны раскрыт полностью.

В своих любимых книгах она видела другую жизнь, более значительную, более насыщенную, других людей.

Основным духовным качеством Татьяны является высокое благородство, поэтому она ближе всех к жизни людей со своими обычаями и нравами.

Говоря о столице и провинции, Пушкин не забыл об простом народе. Автор убежден, что обычные люди с их неограниченным потенциалом могут стать творческой силой, которая так необходима России на этом критическом этапе.

Следует отметить, что Пушкин, говоря о крепостных, всегда указывает на то, как трудно им жить. Но в основном Пушкин изображает хозяев, а крестьян и слуг.

Необходимым фоном для образа благородной жизни является русская природа.

Автор рисует для нас весенние, зимние и осенние пейзажи:

Роман “Евгений Онегин” является настоящей “энциклопедией русской жизни” – до того полно изображены главные тенденции жизни России 20-х годов XIX века.

Пушкин полностью и глубоко раскрыл появление опасной и модной болезни разочарования, объяснил ее причины разобщенности дворянства и народа и наметил выход из общественного кризиса и из социального “недомогания”.

Россия не раз переживала трудные моменты в своей истории. И нельзя забывать о великих людях, среди которых Пушкин занимает одно из ведущих мест. Если мы будем помнить их, мы можем избежать многих ошибок в будущем.

Взаимоотношения главного героя и общества в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».: сочинение

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

12.1. Как меняется главный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» под влиянием жизненных обстоятельств?

12.2. Каково значение образов Варвары и Кудряша в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?

12.3. В чём заключается сложность и неоднозначность изображения любви в лирике А. А. Ахматовой?

12.4. Мотив пути в творчестве Александра Блока.

Комментарии к сочинениям.

12.1. Как меняется главный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» под влиянием жизненных обстоятельств?

А. С. Пушкин различными способами раскрывает характер главного героя, Евгения Онегина: через внутренний монолог, портрет, поступки, отношение к окружающим. События, происходящие в романе, охватывают большой период времени (в начале романа Онегину восемнадцать лет, в конце — двадцать шесть). Автор показывает эволюцию героя. Читатель видит изменения, произошедшие в Онегине.

В первой главе это избалованный молодой человек, который «острижен по последней моде, как dandy лондонский одет», «ученый малый, но педант», праздно, в бесконечных развлечениях убивающий время.

Оказавшись в деревне, Онегин также не в состоянии что-либо полезное совершить. Через два дня деревня наскучила Евгению. Поддавшись на уговоры Ленского, своего «от делать нечего» друга, Онегин знакомится с семьей Лариных. Проверку дружбой Онегин также не выдерживает: он убивает на дуэли Ленского. Как, впрочем, и не выдерживает испытания любовью: герой не способен на искренние чувства.

В восьмой главе мы вновь встречаемся с нашим героем. Прошло несколько лет, он, как и прежде, одинок, не найдя занятия по душе («Томясь в бездействии досуга Без Службы, без жены, без дел,| Ничем заняться не умел»), приезжает в Петербург. Увидев Татьяну на балу в новом качестве, в образе «законодательницы зал», Онегин поражен и. влюбляется. Теперь уже он страдает, с нетерпением ждет встречи с ней, мучим ревностью. Во всем остальном наш герой не изменился, но автор показывает, что Онегин по-настоящему любит!

Онегин – один из «лишних людей». Его таким сделало общество, социальный порядок. Трудно не согласиться с мнением Белинского, что Онегин – «страдающий эгоист».

12.2. Каково значение образов Варвары и Кудряша в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?

Второстепенные персонажи в пьесе Островского «Гроза» не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они показывают отношения людей к своей несвободе. Система образов в пьесе такова, что все второстепенные персонажи образуют условные пары, и лишь Катерина одинока в своем истинном стремлении вырваться из-под гнета “самодуров”.

Постоянной спутницей Катерины является Варвара, сестра ее мужа Тихона. Она главный оппонент героини. Главное ее правило: «Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было». Варваре не откажешь в уме и хитрости, она прекрасно понимает суть отношений между людьми в их доме, но не считает нужным бороться с матушкиной «грозой». Для неё ложь — норма жизни. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.

Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием «купеческого заведения». Он приспособился к самодурству Дикого. Больше того, можно даже предположить, что из Кудряша мог бы получиться второй Дикой.

В конце пьесы Варвара и Кудряш покидают «темное царство». Каков их дальнейший путь? Они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни.

12.3. В чём заключается сложность и неоднозначность изображения любви в лирике А. А. Ахматовой?

Тема любви в русской литературе многогранна: любовь как смысл жизни, несчастная любовь, любовь как испытание — лишь несколько подходов к раскрытию темы. В стихотворениях Ахматовой любовь — это глоток свежего воздуха, без которого не мыслится сама жизнь, это трагедия и разочарование, это полёт и страдание. «Великая земная любовь» — именно так можно определить суть лирики Ахматовой. Поэт изображает не романтические преувеличенные чувства — она говорит о простом и земном человеческом счастье. В ранней лирике Ахматовой любовь часто предстает трагичной и безответной.

Читайте также:
Образ стихии в поэме Медный всадник: сочинение

Не любишь, не хочешь смотреть?

О, как ты красив, проклятый!

И я не могу взлететь,

А с детства была крылатой.

Да, любовь прекрасна, но, как ни странно, она, по мнению Ахматовой, почти всегда обречена на несчастье:

Брошена! придуманное слово.

Разве я цветок или письмо?

Горькая ирония слышится в этих словах. Да, она поднимается, она переборет болезнь и через много лет будет в том же сдержанном ритме, тем же размером писать о трагедии неизмеримо более страшной.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить…

В одном их своих стихотворений Ахматова назвала любовь «пятым временем года». И в том, что любовь находится в центре поэтического мира Ахматовой, нет ничего удивительного: любовь всегда определяет судьбу женщины.

Стихотворения Анны Ахматовой о любви подкупают своей четкостью, лаконичностью формы и мудростью содержания: «Сколько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает. Как я рада, что нынче вода под бесцветным ледком замирает».

Поэзия Ахматовой — это исповедь влюбленной женской души. Поэтесса, по словам О. Мандельштама, «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века».

12.4. Мотив пути в творчестве Александра Блока.

Мотив пути возникает в творчестве Блока практически с самых исто-ков: новый герой молодого Блока — путник, который заявляет о себе так: «Стою на царственном пути».

В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» мотив пути, странствий, поиска убывает, хотя «пейзаж пути» сохраняется:

Я вышел. Медленно сходили

На землю сумерки зимы.

Поэт стремится каллегорическому ее выражению: не случайно в стихах «позднего Блока» так часто встречаются связанные с мотивом пути-дороги иносказательные выражения, например, «надеясь отыскать пути», «наш путь-

стрелой татарской древней воли пронзил нам груды), «и путь мой далек», «дорога долгая легка», «мы путь расчищаем» и т.д.

В поэме «Двенадцать» также присутствует мотив пути:

. Идут двенадцать человек.

Россия избрала свой путь и Блоку, как верному сыну своей страны, предстоит следовать этим путём.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2 Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1 Тема не раскрыта 2. Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки 2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

3. Опора на теоретико-литературные понятия Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 3 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2 4. Композиционная цельность и логичность Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Главные герои Повестей Белкина (Пушкин) сочинение

Книга Пушкина Александра Сергеевича «Повести Белкина» – это сборник рассказов известного русского писателя, с которым все знакомы с самого детства.

В цикл, написанный автором «Повести Белкина» входит несколько повестей: «Барышня-крестьянка» – история о молодой девушке, которая хотела посмеяться над парнем, а вместо этого влюбилась в него сама, «Выстрел», «Гробовщик», «Метель», а также «Станционный смотритель». Каждая повесть по-своему интересна, а особый колорит им придают их персонажи.

Белкин – это главное действующее лицо сборника «Повести Белкина». Персонаж был придуман Александром Сергеевичем. И именно Иван Петрович и написал все истории.

Сильвио – центральный персонаж истории «Выстрел». Это благородный, справедливый и смелый мужчина, бывший офицер и отличный стрелок. Ему 35 лет. Среди героев повести также рассказчик, графиня Маша и граф. Последний из них был очень богат, успешен и красив. Именно он был на дуэли с Сильвио.

Марья Гавриловна – главная героиня истории «Метель». Это очень милая девушка, которая была влюблена в бедного прапорщика. Она решила выйти за него замуж даже наперекор родительской воли, но судьба распорядилась иначе.

Владимир – прапорщик, возлюбленный Марьи Гавриловны. Он отвечал девушке взаимностью и должен был стать её мужем. Однако опоздал на венчание и ушёл на службу.

Бурмин – молодой мужчина, полковник который начинает испытывать чувства к Марье Гавриловне. Он признаётся девушке в любви и говорит, что обручен. Как оказалось, его невестой и была Марья.

Андриан Прохоров – главный персонаж повести «Гробовщик». Это не самый благородный человек, который был готов на всё ради денег, а людей рассматривал не иначе как своих потенциальных клиентов.

Вырин Самсон – центральный персонаж повести «Станционный смотритель». Это добродушный, спокойный и хороший, но очень несчастный человек. Он очень любил свою дочь.

Дуня – это бойкая и молодая девочка, дочка Самсона Вырина. Она очень ветрена и кокетлива. Девушка мечтает о богатой жизни, поэтому как выпадает шанс, уезжает и оставляет отца.

Ротмистр Минский – холодный, самовлюблённый и эгоистичный офицер, молодой гусар. Он с большим презрением относился к простым людям, а увезя Дуню, сделал её своей содержанкой.

Алексей Берестов – главный персонаж повести «Барышня-крестьянка». Это очень образованный молодой человек – весёлый, общительный, романтичный.

Лиза Муромская – главный женский образ истории «Барышня-крестьянка». Это совсем молодая девушка – образованная и умная. Она переоделась крестьянкой, чтобы познакомиться с Алексеем, который впоследствии стал её мужем.

«Повести Белкина» – это очень значимое для всей русской литературы произведение. В нём собрано множество самых разных образов, которые и делают эти истории такими живыми и захватывающими.

Читайте также:
Пушкин и Лермонтов историки: сочинение

2 вариант

«Повести Белкина»- цикл отдельных эпизодов, объединенных единым рассказчиком. У каждого рассказа свои персонажи и в определенный момент повествования одни герои сменяют другие, неизменным остается помещик Белкин, от имени которого и ведется повествование.

Иван Петрович Белкин

Белкин – помещик села Горюхино, учился н и воспитывался он местным дьячком, который и привил мальчику любовь к литературе. Отец мальчика был в офицерском чине секунд-майора. Семья жила не богато, но домовитость хозяина помогало вести хозяйство в уверенном порядке. Иван Петрович пошел по стопам отца и пошел служить в пехоту егерского полка. Служба продлилась около 8 лет, но после смерти родителей вернулся в родовое гнездо и стал помещиком.

Внешностью герой ничем особым не отличался: рост средний, худощавый, лицо отличалось бледностью, нос прямой, русые волосы и глаза серого цвета.

Не имея опыта управления и послушав местных крестьян, Белкин сменил старосту, поставив старуху- ключницу. Хозяйство от неумелого и добросердечного помещика стало разоряться. Вел Иван Петрович размеренную жизнь и практически основным занятием его было написание данной повести. На стол редактору рукопись попала от его друга после смерти Белкина.

Сильвио

У каждого человека в жизни есть определенная цель, у главного героя первого рассказа «Выстрел» из цикла «Повести Белкина» Сильвио месть. Герой офицер, увиденный глазами двух разных лиц. Полковник, который рассказывают историю Белкину, видит в Сильвио удалого гусара, играющего со смертью на дуэлях.

Смелый и решительный герой завистлив по отношению к другим. Он мстит своему сопернику, поскольку тот успешнее его в жизни. В долгожданный день мести Сильвио отказывается убить графа и стреляет в картину. Автор показывает читателю, что в любом человеке может проснуться душа.

Граф

Граф – соперник Савльвио. Он мужественный человек, не бросающий на ветер слова. Юноша не боится смерти и готов был принять ее на первой дуэле, но соперник оставил право выстрела за собой. Несмотря на плохие отношения, граф уважает своего соперника, считая его настоящим мужчиной. День мести, выбранный Сальвио, неудачен для героя. Он недавно женился и его жена сильно переживала за него, но граф не может переступить через законы общества. Благородный поступок соперника показывает герою, что сила духа сильнее принятых стереотипов.

Мария Гавриловна

Семнадцатилетняя девушка Мария Гавриловна- главная героиня рассказа «Метель». Воспитывалась она в семье помещика Ненарадова. Отец Гаврил Гаврилович очень любит свою дочь. Девушка мечтательна, любит читать, живет в своем романтическом мире. Влюбившись в прапорщика Владимира, девушка готова на тайное венчание. Обряд был проведен, но девушка поняла, что вышла замуж за другого человека. Чувствительная девушка тяжело заболевает. Родители готовы согласиться с выбором девушки, но Владимир отказывается от свадьбы.

После выздоровления Мария влюбляется в Бурмина, который отвечает ей взаимностью, но он женат на другой девушки, которую тот даже не знает. Узнав истину молодые становятся счастливы, они являются супругами.

Характеристика прапорщика Владимира

Владимир- занимал чин прапорщика, молод, не богат. В душе романтик юноша влюбился в красавицу Марию и мечтает создать с ней семью. Понимая, что родители любимой не дадут согласие на их брак, Владимир убеждает девушку венчаться с ним тайно. Узнав о произошедшей из-за метели ошибки и венчании невесты с другим, герой отказывается от своей любви. Для прапорщика главное мнение общества и принятые в нем законны.

Война проявила в герои положительные качества. Владимир сражается за Родину и погибает героем, так и не познав семейного счастья.

Полковник Бурмин

Полковник Бурмин смелый и честный человек. Он авантюрист по натуре. Неожиданное венчание изначально воспринимается не больше как приключение, произошедшее по вине непогоды. Познакомившись с Машей и влюбившись в нее полковник понимает о невозможности женитьбы на любимой. Узнав, что Мария –его венчанная супруга, герой становится счастливым.

Андриан Прохоров

Андриан Прохоров- центральный персонаж рассказа «Гробовщик», который занимается изготовлением гробов По натуре человек он мрачный, его не радует жизненные достижения. Похоронных дел мастер озабочен лишь вопросом получения очередного заказа. События, происходящие вокруг него, им воспринимается с точки зрения рабочего процесса. Смерть человека-источник обогащения, дождь- прогорание бизнеса.

Исполнение мечты – переезд на новую квартиру не вызывает эмоционального восторга героя. Повернуться лицом к жизни, ему помогает сон, в котором к нему в гости приходят умершие клиенты. Проснувшись Андриан понимает, что необходимо изменить свое отношение к жизни.

Сапожник Готлиб Шульц

Противоположность Андриану Прохорову сапожник Готлиб Шульц, который любит жизнь, веселый и общительный. Он пригласил Прохорова в гости, где открыто насмехается над героем. Предлагая выпить за здоровье умирших клиентов Андриана. У сапожника много друзей, он любитель больших шумных компаний.

Самсона Вырин

Главный герой рассказа «Станционный смотритель» Самсон Вырин, который рнаботает на станции, где и живет с дочуркой Дуней. Самсон- заботливый отец, готовый жизнь отдать за свое дитя. К людям относится с уважением, человек общительный и веселый. Потеря дочери отразилась на его характере , Вырин стал замкнут, с людьми общаться не хотел. Несмотря на свое социальное положение, Самсон- гордый и честный человек. Он не взял грязных денег Минского как откуп за его дочь. Для него гораздо проще было пережить смерть Дуни, чем

Характеристика Дуни

Молодая, глупая девочка Дуня живет со своим отцом на станции. С детства она приучена работать по хозяйству, все у нее в руках кипит. В душе же мечтает о романтических отношениях, красивой жизни. Офицер Минский кружит девочке голову и та, бросает отца, бежит в город, где становится женой гусара. Городская жизнь загубила Дуню, она становится черствой, не вспоминает об отце. Смерть отца приводит ее в чувство, она каяться, но ей уже не вернуть самого родного для нее человека.

Минский- офицер, привыкший добиваться своего. Он идет на любые хитрости, чтобы соблазнить молоденькую дочку смотрителя. Притворившись больным, подкупает доктора, не позволяет отцу увидеть дочь, выгоняет его из своего дома. При всех отрицательных черт характера, герой честен по отношению к Дуни, он обеспечивает девушку и заботится о ней.

Характеристика Лизы Муромской

Лиза Муромская- главный герой заключительной повести, рассказанной Белкиным. Молодая, красивая девушка живет в деревне с разорившимся отцом. У нее сильный характер, она добивается поставленной цели. Выросшая на романтических произведения, Лиза мечтает о сильной любви. Смышленая девушка, переодевшись в крестьянку покоряет сердце молодого барина соседа. Девушка тоже влюбляется, но семья враждуют и героиня переживает, что согласия на их брак пара не получит. Своими решительными действия Муромская получает благословение отца.

Читайте также:
Анализ стихотворения Зимнее утро.: сочинение

Алексей Берестов

Алексей- юноша, мечтающий о карьере военного возвращается в родимый дом. Отец видит в нем продолжателя его дела. Молодой человек любит все европейское, отец же русофил, который ненавидит своего соседа Муромского за его стремление подражать английской моде. Алексей-романтик, влюбляется в Лизу Муромскую, которая знакомится с юношей в образе Акулины- крестьянской девушки. Встречи влюбленных носят систематический характер и герой понимает, что ему необходимо принять решение и рассказать отцу о его намерении взять в жены простую крестьянку. Удивлению и счастью Алексея нет предела, когда он узнает, что его возлюбленная дочь соседа, на брак с которой дает свое благословение отец.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои Повестей Белкина

Популярные сегодня темы

Антон Павлович Чехов всегда погружал читателей в проблемы обычных людей. Рассказывал об их страданиях и переживания. Так сказать, рассматривал жизнь „маленького” человека без высших чинов.

Повесть «Собачье сердце», написанная в жанре научной фантастики, в 1925 году, русским писателем Михаилом Булгаковым, не принимавшим революцию, и не понимавшим понятия «разруха».

Лето было жаркое и засушливое. Воздух изнывал от несносной духоты, а пыльный асфальт плавился от жгучего, палящего солнца. Кое-где появившиеся в земле трещины говорили о том, что небо еще не проронило ни капельки дождя.

Трудом создается всё, чем пользуется человек. Труд делится на несколько категорий. Зачастую, когда люди слышат слово «труд», возникает ассоциация с физическими нагрузками и тяжелой работой. Но это только одна из разновидностей.

Величайшее своё произведение роман Тихий Дон Михаил Александрович Шолохов пишет долго, двенадцать лет. Всё до мелочей в нём отточено, а в образе главного героя Григория Мелехова собраны все проблемы

Открывая классику. Эссе о русской литературе

Это сборник коротких эссе, посвященных произведениям русских классиков. Автор стремится сквозь шум времени расслышать родные и далёкие голоса русских писателей ХIХ – ХХ вв. – Пушкина и Гоголя, Тургенева и Лескова, Толстого и Достоевского, Островского, Фета и Блока, Бунина и Иванова, Булгакова и Набокова, Пастернака, Цветаевой и Рубцова. Как современно и целительно звучат их живые голоса сегодня!

Оглавление

  • В КРУГЕ СВЕТА. Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка»
  • УМЯГЧЕНИЕ СЕРДЕЦ. «Повести Белкина» Александра Сергеевича Пушкина
  • ПОЭМА СМЕХА И СЛЁЗ. «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя
  • САМООБМАН. Комедия «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя
  • РАСКАТЫ ГРОМА. Драма «Гроза» Александра Николаевича Островского
  • РОМАН О ЛЮБВИ. «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Открывая классику. Эссе о русской литературе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

УМЯГЧЕНИЕ СЕРДЕЦ. «Повести Белкина» Александра Сергеевича Пушкина

С особым чувством открываешь в наши немилостивые дни первое прозаическое произведение Александра Сергеевича Пушкина — «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830), произведение загадочное, но которое будто и не требует разгадки.

Пять коротких повестей — «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка», услышанных вымышленным автором Иваном Петровичем Белкиным от разных других вымышленных рассказчиков, «народных сказителей», и записанных им, — «случайно» попадают в руки к издателю А. С. Пушкину.

Но зачем потребовалась поэту такая многократная удалённость от собственного слова? Зачем построил он такую глубокую линию обороны своего писательского «я»? Или текст, вышедший из-под его пера, нуждался в совершенно особом представлении читателю? Слово Пушкина, кажется, проходит через несколько дополнительных фильтров-голосов многочисленных рассказчиков о произошедшем событии, чтобы соединиться в единую новую партитуру в голосе мифического автора Ивана Петровича Белкина, «кроткого и честного» молодого дворянина. Именно написанная им рукопись в итоге и ляжет на стол к Издателю, которой тот придаст окончательную огранку — подчас утонченно ироничную, подчас добродушно философскую.

Пушкин не просто имитирует превращение устного слова в литературный текст, нет, он действительно насыщает свое творение благодатью народного разума. Этот первый прозаический опыт Пушкина рождает поистине «смиренную» прозу, кроткую прозу, которая, словно в согревающий кокон, погружена в теплую, младенческую тысячелетнюю мудрость народа.

В письме к П. А. Плетневу 15 августа 1831 года поэт пишет: «…Посылаю тебе сказки моего друга Ив. П. Белкина… P.S. Эпиграфы печатать перед самым началом сказки, а заглавия сказок на особенном листе…». Есть в письме среди замечаний и такие: «1) Как можно более оставлять белых мест, и как можно шире расставлять строки. 2) На странице помещать не более 18-ти строк».

Сколь символично это указание автора! Ведь краткость пушкинской прозы оставляет огромное свободное пространство — те самые «белые места», которые заполняются незримой, но такой реальной теплотой и любовью к земному, грешному человеку с его страстями, желаниями, надеждами и разочарованиями. Думается, никто, кроме самого Творца, не мог бы испытывать большее милосердие и сострадание к своему творению. Именно это духовное пространство сострадательной христианской любви и заполняет «белые места» первой прозы Пушкина.

Именно в нем, возможно, и кроется загадка «сказочной» природы «Повестей Белкина», о которой с глухим осуждением говорил критик В. Г. Белинский.

При всей сюжетной разности повестей есть в них явное скрепляющее начало. Так, в художественном мире Белкина никогда не сбываются самые худшие ожидания и предвидения его героев и самого читателя. Не у каждой истории бывает счастливый конец, но ее герои обязательно избегнут той пропасти, в которую, казалось бы, неминуемо должны были упасть.

Пушкин щадит своих героев и, несмотря на самые трагические обстоятельства, старается окружить их хотя бы сочувствием.

Открывает сборник повесть «Выстрел». Ее герои счастливо минуют две неотвратимые кровавые развязки, которые будто и обойти никак невозможно. Вначале главный герой, Сильвио, отставной гусар, искусный стрелок и бесстрашный дуэлянт, не вызывает на дуэль оскорбившего его офицера, недавно прибывшего в часть: «Мы не сомневались в последствиях и полагали нового товарища уже убитым… Мы с удивлением спрашивали: неужели Сильвио не будет драться? Сильвио не дрался». А затем читатель узнает, что Сильвио не стрелял и в оскорбившего его графа.

На редкость доверительные отношения возникают между рассказчиком этой истории — подполковником И. Л. П. (во время встречи с Сильвио — ещё молодым офицером) и отставным гусаром, ожидающим свой отложенный выстрел: «Имея от природы романтическое воображение, я всех сильнее прежде сего был привязан к человеку, коего жизнь была загадкою и который казался мне героем таинственной какой-то повести. Он любил меня; по крайней мере со мной одним оставлял обыкновенное свое резкое злоречие и говорил о разных предметах с простодушием и необыкновенною приятностию».

Читайте также:
Вольнолюбивая лирика Пушкина: сочинение

Сильвио открывает перед своим юным другом самую тяжелую страницу своей жизни и посвящает его в тайну дуэли, оскорбления, которое когда-то нанес ему на балу блестящий молодой граф. Отставной гусар не скрывает и истинной причины своего поведения с оскорбившим его новым офицером: «Если б я мог наказать Р***, не подвергая вовсе моей жизни, то я б ни за что не простил его… Шесть лет тому назад я получил пощечину, и враг мой еще жив».

С почти такой же доверительностью сам граф, которого, неожиданно для себя, через несколько лет встречает рассказчик, описывает своему новому знакомому и соседу развязку дуэли и последний выстрел Сильвио, один из самых страшных моментов своей жизни.

Сильвио не прольет кровь, но он накажет графа иначе. Он накажет его неизгладимыми воспоминаниями и угрызениями совести. Сильвио заставляет графа начать дуэль и выстрелить, а после промаха, всаживает свою пулю в то самое место на картине, висящей на стене, куда попал граф за несколько минут до этого.

Сильвио не убивает, но в конце повести погибает сам и погибает героически. «Сказывают, что Сильвио, во время возмущения Александра Ипсиланти, предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении под Скулянами», — так заканчивается «Выстрел». Открыв историческую справку, можно прочитать, что битва под Скулянами происходила в период греческого восстания за освобождение от османского ига и в этом сражении у греков не было ни малейшей надежды на победу.

Казалось бы, откуда в этой повести взяться теплу, пониманию, сопереживанию, когда речь идет о дуэли, гордыне, мести? И, однако, самые смешанные чувства — от восхищения до страха — испытывают и герои и читатель этой пушкинской «сказки».

Вторая повесть — «Метель» также словно разрушает все привычные событийные шаблоны. Романтическая семнадцатилетняя девица, воспитанная на французских романах, и к тому же богатая невеста — Марья Гавриловна проживает с родителями в поместье Ненарадове. Она влюбляется в бедного армейского прапорщика — Владимира Николаевича, о котором родители запрещают ей даже думать. Молодые решают обойтись без благословения и собираются тайно венчаться в сельской церкви.

Всё продумано и оговорено до мелочей, но неожиданно разбушевавшаяся метель спутывает все карты и бесповоротно меняет ход событий. Причем воронка судьбы непредсказуемо затягивает в себя и нового героя — молодого гусара Бурмина. Позднее, при встрече с Марьей Гавриловной, раненый полковник Бурмин, герой войны 1812 года, расскажет о всех странных обстоятельствах своего невольного участия в их общей судьбе: «В начале 1812 года… я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю… Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней…».

Природная стихия в повести всех расставит по своим новым местам, а вернее разбросает. Владимир, несчастный жених, проплутав всю ночь, доедет до уже закрытой церкви только к утру и поймет, что трагически опоздал и его невеста стала женой другого. Бурмин, заблудившись и замерзнув, вбежит в церковь и легкомысленно обвенчается с миловидной незнакомой девушкой. А на другой день проснётся на новой станции и на время забудет о своей проказе. Сама же юная невеста ни жива ни мертва вернется под родительский кров и сляжет в горячке.

И дальше события будут происходить по самому невероятному сценарию. Поняв из бреда своей больной дочери только то, что она безумно влюблена во Владимира, родители согласятся на их брак. Однако бывший жених в отчаянии уедет в армию и умрет в Москве перед вступлением в город войск Наполеона.

Но колесо судьбы еще не завершило круг, и произойдет чудо. Случайные супруги встретятся вновь. И признание Бурмина в любви к Марье Гавриловне, его рассказ о своей невероятной женитьбе четыре года назад счастливо соединят на время разрозненные части целого.

В каждой истории в «Повестях Белкина» кто-то умирает. В «Выстреле» в финале говорится о смерти главного героя, в «Метели» умирают жених Владимир и отец Марьи Гавриловны. В четвертой повести «Станционный смотритель» рассказ заканчивается на могиле несчастного старого смотрителя. Даже в безоблачной пятой повести «Барышня-крестьянка» отец героя — Иван Петрович Берестов и отец героини — Григорий Иванович Муромский — оба рано овдовели. Да и сама обложка, под которой собраны все истории — «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», — не даёт забыть о бренности человеческого бытия. Смерть вымышленного автора словно обозначает другое, надмирное пространство, из которого смотрит он на сей мир с особой теплотой и сострадательностью. Но истинным апофеозом темы смерти становится третья, срединная повесть — «Гробовщик».

Гробовщик Адриан Прохоров, напившись на серебряной свадьбе в гостях у своего нового соседа — немецкого сапожника Готлиба Шульца, не может перенести унижения. Все собравшиеся ремесленники пьют за здоровье тех, на кого они работают, а над Адрианом открыто насмехаются: «Что же? пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов». Вот и решает гробовщик созвать к себе на пир тех, на которых работает, — «мертвецов православных». А громко званые гости возьми да и явись к нему в дом в ту же ночь! Но от ужаса не может всех по достоинству принять опрометчивый хозяин: «Между мертвецами поднялся ропот негодования… и бедный хозяин, оглушенный их криком и почти задавленный, потерял присутствие духа, сам упал на кости отставного сержанта гвардии и лишился чувств».

Однако миновал кошмар, взошло солнце, и живой и невредимый гробовщик проснулся в своей постели.

Пушкин писал «Повести Белкина» в Болдине, когда вокруг свирепствовала холера. Но в своей будто бы самой «черной сказке», напугав читателя и подготовив его к ужасному концу, вдруг одним росчерком пера выгнал смерть за порог, благо сделать это было в его силах.

Читайте также:
Политическая лирика: сочинение

Четвертая и предпоследняя история «Станционный смотритель», может быть, самая печальная из всех. Как и в повести «Выстрел» рассказ в ней ведется от первого лица, а поведал эту историю «автору» Петру Ивановичу Белкину титулярный советник А. Г. Н. В рассказе звучит такое неподдельное сострадание к герою — бедному станционному смотрителю Самсону Вырину, покинутому единственной обожаемой дочерью Дуней. Обманом увозит юную красавицу молодой гусар Минский в Петербург. И одинокий отец не может вынести разлуки и неведения о ее судьбе. Только на мгновенье увидит Самсон Вырин свою Дуню в роскошном доме в Петербурге. Но несчастный отец навсегда выброшен из ее жизни и судьбы.

Близко к сердцу принимает печальную повесть смотрителя уже останавливавшийся в его доме и знакомый с Дуней титулярный советник. Посетит он и скромную могилу своего знакомого: «Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцем. Отроду не видал я такого печального кладбища». От мальчика-проводника Ваньки узнает рассказчик, что приезжала богатая дама в карете с тремя барчатами и долго лежала и плакала на могиле. «А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром — славная барыня!» — заключает Ванька.

Не повторила Дуня судьбу блудного сына, чего так боялся Самсон Вырин, историю которого изображали картинки, развешанные по стенам их скромного жилища. Но опоздала она припасть в объятия старого любящего отца. От горя и одиночества он спился и умер. Несчастьем родителя было оплачено нежданное, непредвиденное счастье и богатство дочери.

Но память об умершем станционном смотрителе, о его любящем сердце никуда не исчезает в мире Пушкина. Даже местные ребятишки продолжают помнить этого доброго дедушку.

Словно яркий луч весеннего солнца, искрится радостью, весельем и игрой молодости последняя повесть «Покойного Ивана Петровича Белкина» — «Барышня-крестьянка». И в ней, как и в других повестях, не оправдываются самые худшие ожидания героев и читателя. Случай на охоте вдруг примиряет отцов влюбленных героев, их давняя вражда переходит в дружбу и желание связать своих детей супружескими узами. Так Лиза Муромская и Алексей Берестов нежданно-негаданно получают родительское благословение. А «барышня-крестьянка» — Лиза, выдумщица и баловница, безболезненно меняет свой маскарадный облик и оказывается в объятиях влюбленного Алексея.

Пушкин заканчивает эту историю да и весь сборник словами: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку».

Действительно, нет ничего «излишнего» ни в одной строке пушкинской прозы. Редкую свободу дарит Пушкин своему читателю, свободу, которая открывает такую глубину мира и жизни, о которой раньше никто и не подозревал.

Анализ «Повести Белкина»

сочинение по литературе 6 класса

История создания

Цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» был создан А. С. Пушкиным в очень короткий срок (сентябрь — октябрь 1830 г.). Он относится к знаменитому плодотворному периоду в творчестве поэта — Болдинской осени.

И. П. Белкин

В авторском вступлении «От издателя» Пушкин сообщает вымышленные подробности о жизни И. П. Белкина. Это был необычайно добрый и мягкий человек, не имеющий никакого представления о ведении хозяйства. Выйдя в отставку, он поселился в своем имении и занялся литературной деятельностью.

Воспользовавшись молодостью хозяина, крестьяне совершенно отбились от рук. «По причине… неопытности и мягкосердия» хозяйство окончательно пришло в упадок. Белкин не обращал на это никакого внимания. Все свободное время он читал, слушал истории ключницы, общался со своим лучшим приятелем.

Иван Петрович скоропостижно скончался, не дожив до тридцати лет. Он оставил после себя множество никому не нужных рукописей, часть которых и составила «Повести Белкина».

По утверждению приятеля покойного все повести «большею частию справедливы и слышаны им (Белкиным) от самых разных особ».

Обзор цикла

а. Выстрел

Повесть представляет собой историю армейского офицера Сильвио, прославившегося своей меткой стрельбой и хладнокровием. Однажды он поразил товарищей отказом от участия в дуэли, что было расценено, как проявление трусости.

Сильвио объясняет рассказчику причину своему поведения. В молодости у него состоялась дуэль. Противник промахнулся, а Сильвио отложил свой выстрел. Он до сих пор ждет удобного момента, чтобы отомстить, поэтому не может подвергать свою жизнь опасности.

Спустя несколько лет автор узнал финал этой истории. Сильвио потребовал продолжить дуэль, когда его бывший соперник удачно женился. Граф вновь промахнулся, а Сильвио не стал стрелять, удовлетворившись смятением и страхом противника.

б. Метель

История, в которой главную роль играет слепой случай. Бедный прапорщик Владимир Николаевич собирался тайно обвенчаться с любимой девушкой — Марьей Гавриловной. В ночь побега разыгралась сильная метель. Владимир, заблудившись, опоздал в церковь, а Марья Гавриловна была случайно повенчана с незнакомым человеком.

Через несколько лет Марья Гавриловна познакомилась с полковником Бурминым. Он признался ей в любви, но заявил, что уже связан узами брака с неизвестной женщиной. После рассказа полковника выясняется, что он и был тем случайно подвернувшимся женихом, с которым когда-то обвенчали Марью Гавриловну.

в. Гробовщик

Короткая юмористическая история гробовых дел мастера, к которому в страшном сне пришли в гости его «клиенты» — покойники.

г. Станционный смотритель

Печальная повесть о мелком чиновнике Самсоне Вырине. Смотритель жил вместе со своей единственной любимой дочерью Дуней. Проезжающий через станцию ротмистр с помощью обмана увез Дуню с собой. Попытки вернуть дочку ни к чему не привели. Самсон утратил смысл жизни, начал пить и вскоре умер. Раскаявшаяся Дуня опоздала застать отца в живых.

д. Барышня-крестьянка

Самая веселая и жизнерадостная повесть цикла. Барышня Лиза притворяется крестьянкой Акулиной, чтобы познакомиться с сыном соседнего помещика — Алексеем. Тайные встречи приводят ко взаимной любви. Узнав, что отец собирается женить его на дочери соседа Лизе, Алексей отправляется в соседнее имение, чтобы воспрепятствовать этому браку. Там он неожиданно узнает, что его любимая Акулина и есть Лиза.

Основной смысл и идеи «Повестей Белкина»

Пушкин стремился показать широкую картину русской жизни, включающую представителей разных сословий. Прежде всего его интересуют живые конкретные люди, а не их сословная принадлежность.

Положительные или отрицательные человеческие качества не зависят от знатности и богатства. В «Выстреле» вызывает восхищение благородство и мужество дворянина Сильвио. В «Метели» чувствуется искреннее сострадание к трагедии влюбленных молодых людей, причиной которой стала бедность Владимира. В «Станционном смотрителе» симпатии автора явно на стороне практически бесправного класса низших чиновников. Шутливая в целом повесть «Гробовщик» заставляет задуматься о несчастной судьбе представителей презираемой профессии, которым в насмешку могут предложить выпить «за здоровье своих мертвецов». Мрачная работа приводит к тому, что «Адриан Прохоров был обыкновенно угрюм и задумчив».

Читайте также:
ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ (жизнь и деятельность).: сочинение

Неприятие сословных границ ярче всего продемонстрировано в «Барышне-крестьянке». Крепостная Настя является лучшей подругой дворянки Лизы. Алексею неважно, что его любимая — простая крестьянка. Ради нее он готов бросить все и «жить своими трудами». Романтическая для своего времени мечта свидетельствовала о том, что узкие сословные рамки будут неизбежно преодолены в будущем.

Цикл «Повести Белкина» Пушкина: анализ и характеристика произведений


Цикл «Повести Белкина» был создан в период «Болдинской осени» в 1830 г. Это был период, когда из-за начавшейся холеры был объявлен карантин на въезд и выезд в Петербург и Пушкин вынужден был провести всю осень до окончания карантина в имении Болдино. Повести были изданы в 1831 году. Издание было анонимным, то есть Пушкин приписал авторство некоему Белкину. Цикл состоит из пяти повестей, которые, якобы, некогда рассказал автору ныне покойный Иван Петрович Белкин. Это повести: «Барышня-крестьянка», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Метель» и «Выстрел».
Идея цикла в том, что автор показал все этажи русского общества, снизу до верху. Здесь всё изложено сжато и просто, нет ни одного лишнего слова. Пушкин не объясняет поступки своих героев, тем более не пускается в пространные объяснения мотивов их действий. Тем не менее, читатель прекрасно понимает мотивы поступков его героев, с их достоинствами и недостатками.

Персонажи повестей не являются яркими индивидуальностями, как большинство пушкинских героев. Они типичные представители своей среды. На первом плане у них бытовая сторона. Но пушкинское построение рассказа, развитие сюжета, кульминация и счастливая развязка держат интерес читателя на протяжении всего повествования.

Выстрел

Сюжет повести довольно простой. Герой повести Сильвео, будучи натурой примечательной во всём, что касалось гусарского удальства, возненавидел своего не менее достойного молодого соперника. Дело дошло до дуэли, в ходе которой его соперник проявил такое равнодушие к смерти, что Сильвео не стал стрелять, оставив за собой право выстрела. Долгие годы он ждал подходящего случая для мести, пока, наконец, не получил известие о женитьбе своего врага. Явившись к нему с требованием реализовать свой выстрел, он получил полное удовлетворение, унизив его перед женой. На прощание он довольно точно выстрелил в картину, оставив в ней дырку, которая и послужила поводом для воспоминаний.

Главный герой повести личность, конечно, сильная и незаурядная. Но, все его достоинства меркнут на фоне его зависти к более удачливому сопернику. Зависть, как известно мужчину, тем более гусара, никак не красит. Ещё более блекнут его достоинства от мелочной мстительности. Эти качества, тем более усугубляются, когда он доводит до ужаса жену графа, целясь в него. Однако, в последний момент что-то останавливает его от убийства. Думаю, что не столь важна истинная причина, важнее другое, человек не стал убивать другого человека. Вполне возможно, в этот момент в главном герое проснулись истинные человеческие чувства.

Такой финал характерен тому пушкинскому духу, придающему столько душевного тепла «Повестям Белкина». Он убеждает читателя без лишнего пафоса поверить в торжество «добрых чувств» над глупыми и никчемными правилами общества. Благородство Сильвео может показаться спонтанным, но это есть жившее в нём изначально качество души.

Анализ произведения

«Выстрел» А. С. Пушкин написал во время своего наиболее плодотворного периода — Болдинской осени 1830 года. Тогда же были созданы «Маленькие трагедии» и «Сказка о попе и работнике его балде». Все эти произведения изучают на уроках литературы в 6 классе .

Повесть «Выстрел» написана в зарождающемся в то время жанре «реализм». По сведениям литературоведов, основанием для ее создания стал случай, произошедший с самим поэтом. Пушкина вызвал на дуэль его знакомый офицер Зубов, которого он уличил в нечестной игре. Во время поединка поэт ел черешни, не обращая внимания на противника. Зубов стрелял и промахнулся, а Пушкин отказался от своего выстрела.

Произведение состоит из двух глав. В первой происходит завязка сюжета, во второй — его окончание. От имени автора выступает один и тот же человек, но действие происходит в разных местах. В книге «Выстрел» есть главные герои:

  • Сильвио — гусарский офицер в отставке;
  • Рассказчик — молодой армеец, от имени которого ведется повествование.

Также там имеются второстепенные персонажи. Автор дает им следующие характеристики:

  • Граф Б *** — мужчина в возрасте около 30 лет, привлекательный наружности, владелец большого имения. В молодости он был гусарский офицером, стрелялся с Сильвио на дуэли;
  • Графиня Б *** — жена графа, красивая женщина.

Чтение краткого пересказа повести Белкина «Выстрел» для читательского дневника не сможет дать полной картины произведения. Этого недостаточно для того, чтобы раскрыть тему или составить план сочинения, но оно поможет понять смысл названия повести и запомнить главное в развитии сюжета.

Метель

Своеобразная пьеса ситуаций. Роковые и счастливые случайности, которым отводится отводится в повести немаловажная роль. Романтическая героиня повести Марья Гавриловна соглашается на тайный брак с Владимиром, отверженным её родителями. В результате роковой случайности, точнее из-за сильной метели, героиня венчается с неизвестным гусаром. Владимир уходит на войну с Наполеоном и погибает. В результате цепи счастливых случайностей, повесть приходит к счастливой развязке.

В характеристике главной героини, автор сразу отмечает, что она воспитана на французских романах, потому и влюблена. Возможно, что ей нравился Владимир от того, что начиталась романов. Это уже свидетельствует о легкомысленности её характера, как, впрочем, и о её романтизме. Владимир нисколько не отстаёт от Марии. Такоё же романтик. Он склонен мечтать о тайном венчании, после которого, по его мнению, родители растрогаются и дадут им своё благословение. Его рассуждения чем-то напоминают одного из гоголевских героев, Манилова. Когда же обстоятельства требуют действий, он, по большому счёту, оказывается ни к чему не способен.

Автор не скрывает своего ироничного отношения к героям с их увлечением романтической модой. Но, когда в действие вклинивается война, многое меняется. Любая война открывает души людей, оставляя только истинное. Романтик Владимир героически гибнет, становится героем. Бурмин, шутки ради, обвенчавшийся с неизвестной девушкой, теперь смотрит на это иначе и разыскивает свою неведомую жену, чтобы жениться на любимой. Лучшие страницы повести — описание метели, самой главной героини повести,сыгравшей роковую роль для Владимира и счастливую для Марьи Гавриловны и Бурмина.

Читайте также:
О чем нас заставляет задуматься повесть А. С. Пушкина Дубровский?: сочинение

История создания

«Повести Белкина» были написаны в один из самых продуктивных периодов творчества Пушкина — в Болдинскую осень 1830 года. Писатель был вынужден вести затворническую жизнь в имении Большое Болдино из-за того, что в то время распространился холерный карантин. Кроме того, на тот момент Александр Сергеевич был вдохновлён подготовкой к свадьбе с Натальей Гончаровой, этот фактор также повлиял на создание большого количества шедевров. Главным законом, по которому он писал «Повести Белкина», как он сам говорил, были точность и краткость.

Из его дневников и черновиков известно, что изначально повесть должна была состоять только из первой главы. Она была написана 12 октября и заканчивалась словами «окончание потеряно», тем самым автор хотел сохранить тайну развязки, чтобы читатель сам мог ее додумать, но спустя два дня, Пушкин создал вторую часть произведения «Выстрел». Из уст современников, а также и от самого Пушкина известно, что история, рассказанная в повести, автобиографична. Она связана с дуэлью Александра Сергеевича с офицером Зубовым (она произошла в 1822 году в Кишиневе), на которую писатель пришел с горстью черешни и демонстративно ею завтракал, пока соперник стрелял. Изначально автор не включил ее в сборник, так как хотел выпустить как самостоятельное произведение, но затем передумал, и при первом издании она заняла четвёртое место среди пяти рассказов, расположившись между «Барышней — крестьянкой» и «Метелью».

Гробовщик

Здесь мы попадаем в среду торговцев и ремесленников. Главные герои здесь гробовщик Прохоров Адриан, его дочки и друзья. Герои не озабочены романтическими фантазиями, они твёрдо ходят по земле и решают земные проблемы. Такие, как предстоящие богатые похороны купчихи Трюхиной, которые могут перехватить конкуренты. Смерть человека для таких, как гробовщик это всего лишь возможность заработать деньги. Даже во сне он рассматривает своих покойных клиентов только с точки зрения их прибыльности. В мертвецах, которые пришли в гости к Адриану, автор ярко отразил те социальные отношения, которые существовали в то время в обществе.

Станционный смотритель

Пушкинский маленький человек — это прародитель гоголевского Акакия Башмачкина. Чиновник, которого могут поколотить знатные проезжие. Уверенный в том, что его украденная проезжим гусаром дочка Дуня, брошена им, желает ей смерти. Однако всё происходит наоборот. Гусар Минский оказавшийся человеком достойным, женился на Дуне. Ожидания отца не оправдались, дочь его стала богата и знатна. Однако, искушённый читатель понимает, что дочь свою Самсон Вырин всё-таки потерял. Мир Вырина и мир Минского разделяет огромная яма, которую он не в состоянии преодолеть. Дуня смогла перешагнуть её не задумываясь только благодаря своей слепой любви к Минскому и женской непосредственности.

Однако, у неё не хватило духу пойти дальше и перешагнуть через правила «приличного» общества, в котором она оказалась. Фактически она отказалась от отца. Её последующий приезд уже на могилу отца всего лишь попытка успокоить свою совесть. Если бы конец был бы таким, как предполагал Вырин, вышла то бы очередная история про несчастную доверчивую девушку и негодяя- соблазнителя, коих было в ту пору немало. Однако у Пушкина всё гораздо глубже и реалистичнее. Казалось бы, счастливый конец повести оставляет трагический осадок.

Анализ цикла «Повести Белкина» Пушкина А.С.

Всего в «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» входит 5 повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Уже эпиграф, взятый Пушкиным ко всем повестям Белкина из «Недоросля» Фонвизина, является по своей сути пародийным:

Г-жа Простакова: То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

Скотинин: Митрофан по мне.

Речь идет о Митрофане, имя которого стало нарицательным и которое обозначает человека темного, необразованного, а кроме того, не желающего учиться. Далее «от издателя» приводятся сведения об Иване Петровиче Белкине, которые «с большим трудом» были собраны у его знакомых. С одной стороны, Пушкин здесь вновь максимально «заземляет» ситуацию, с другой — использует обычный для него прием гротеска — форма не соответствует содержанию (эпиграфы предваряют бытовые произведения, сами по себе эпиграфы лишь внешне соответствуют тематике историй, но по сути нелепы и смешны). Для особо «дотошных» исследователей в сноске дается «пояснение», от кого именно Белкин слышал свои истории: «Смотритель» рассказан был ему титулярным советником А. Г. H., «Выстрел» подполковником И. Л. П., «Гробовщик» приказчиком Б. В., «Метель» и «Барышня» девицею К. И. Т. Это тоже своего рода пародия на литературный прием, использующий «достоверность описываемого», прием довольно распространенный в эпических произведениях (это придает повествованию соответствующий размах, раздвигая временные рамки повествования и придавая рассказываемому оттенок легендарности, мифологичности).

Описывая нрав покойного Ивана Петровича Белкина, автор идет по тому же пути, что и ранее: детально описывает жизненные перипетии человека совершенно, подчеркнуто ничем не примечательного, прожившего свою жизнь в имении, погруженного в быт. Белкин родился в селе Горюхине от «честных и благородных» родителей. Первоначальное образование получил от деревенского дьячка. Как отмечает автор устами знакомого покойного Белкина, «сему-то почтенному мужу был он, кажется, обязан охотою к чтению и занятиям по части русской словесности» (снова нарочитое снижение тона повествования). Восемь лет покойный служил в пехотном егерском полку (с 1815 по 1823 гг., т. е. не принимая участия в военных действиях), после же смерти родителей вернулся в имение. Хозяйство он вел плохо, любые дела его вгоняли в сон, староста его воровал, дела были пущены «на волю Господа». Иными словами, Белкин был «добрый малый», чьей добротой пользовались все, кому не лень (сравни с образом Дмитрия Ларина — отца Ольги и Татьяны — из «Евгения Онегина»). Совершенно ничем не примечательный человек, как оказывается, оставил после себя большое количество произведений, которые столь же бесхитростны и просты, как и он сам. С этими бесхитростными произведениями столь же бесхитростно и обходятся: «… Иван Петрович оставил множество рукописей, которые частию у меня находятся, частию употреблены его ключницею на разные домашние потребы. Таким образом прошлою зимою все окна ее флигеля заклеены были первою частию романа, которого он не кончил». Смерть Белкина также заурядна: «Иван Петрович осенью 1828 года занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер, несмотря на неусыпные старания уездного нашего лекаря, человека весьма искусного, особенно в лечении закоренелых болезней, как то мозолей, и тому подобного». Напоследок сосед Ивана Петровича сообщает его внешние, «особые» приметы, основная особенность которых состоит как раз в том, что в них нет ничего особенного: «Иван Петрович был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав». В конце письма сосед призывает автора напечатать эти бесхитростные произведения, считая, что публика должна оценить по достоинству доброту и искренность покойного Ивана Петровича.

Читайте также:
Почему должно изучать Пушкина?: сочинение

Барышня-крестьянка

Это последняя история цикла. Во многом она напоминает водевильный сюжет с переодеваниями. Герои здесь также романтичны, но романтизм их рождён не французскими романами, а их натурами. К тому же романтизм героев деятельный. За своё счастье они борются, Алексей готов идти на жертву ради любимой и отказаться от отцовского состояния.

Героиня повести Лиза, дочь богатого барина, переодевшись в крестьянку, встречает в лесу Алексея Берестова и молодые люди влюбляются. Алексей, искренне считая Лизу-Акулину крестьянкой, решает на ней жениться, презрев социальные предрассудки. Достойное решение для молодого человека, надо признать. Характеризует его с самой лучшей стороны. Особенно усиливается уважение к нему, когда он готов отказаться ради любимой девушки от богатства. Это характеризует его не только как человека честного и благородного, но смелого. Маскарадный образ Лизы помог обнаружить истинные чувства героев, когда в них открылись простые русские люди.

Анализ произведения А.С. Пушкина «Повести Белкина»

Александр Сергеевич Пушкин — знаковая фигура не только для русской, но и для мировой культуры. Его гений определил на многие десятилетия пути развития словесного искусства и родного языка, именно с его имени начинается Золотой век отечественной литературы. Анализ «Повестей Белкина», произведения, открывшего новые пути для русской прозы, видится важным для понимания творчества Пушкина в целом.

История создания

Осенью 1830 года Пушкину пришлось задержаться в Болдине по причине эпидемии холеры. В этот период, один из самых плодотворных в его творчестве, были созданы также некоторые главы «Евгения Онегина» и «Маленькие трагедии». В окончательном варианте белкинского цикла — 5 повестей: «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка». Написанные для цикла «Записки пожилого» и «Самоубийца» в финальную редакцию не вошли, также не была закончена повесть «История села Горюхина».

«Повести Белкина» стали первым прозаическим произведением, напечатанным при жизни Пушкина.

Исследователи нашего времени считают белкинский цикл истоком русской реалистической прозы. Хотя современники Пушкина восприняли написание этого произведения как некую шутку, прихоть гения. В воспоминаниях Александра Сергеевича есть упоминание о том, как отреагировал на цикл повестей его друг, поэт Баратынский, — он гомерически рассмеялся.

Сочинение на тему пушкин повести белкина

“Повести Белкина” являются замечательным образцом реалистической прозы XIX века. Александр Сергеевич Пушкин создает в этом цикле незабываемую галерею образов, живущих и действующих на фоне прекрасной русской природы. Благородные и сильные, добрые и жестокие, серьезные и лукавые — эти герои живут в своем мире, но он прочно вошел в нашу жизнь. Мы уже не мыслим своего существования без героев Пушкина. Они учат нас благородству и терпению, самостоятельности и добру. Остановимся подробнее на повести “Метель”. Ее нехитрый сюжет легко запоминается и долго будоражит воображение читателя. Кажется, что это авантюрная повесть, которая задумана автором, чтобы рассказать об удивительных вещах, которые случаются в жизни. Но Пушкин намного мудрее, чем кажется на первый взгляд. Показав двух молодых, легкомысленных людей, автор развивает мысль об ответственности человека за свои поступки. Сколько бы нам ни было лет, мы обязаны думать, что последует за нашими действиями, чем они обернутся для окружающих. Марья Гавриловна, ослепленная любовью, бежит из родительского дома, не подозревая, что наказывает себя, может быть, на всю жизнь. Она слишком молода и влюблена, чтобы думать о ком-нибудь, кроме Владимира. Оказавшись обвенчанной с неизвестным, она покорно и терпеливо несет свой жребий, не обвиняя никого. Наша героиня утратила надежду на счастье, но сохранила любовь к жизни, окружающим. Она по-прежнему красива и приветлива, ровна в общении со всеми, никому не оказывая предпочтения. Марья Гавриловна прекрасно понимает, что обмануть можно всех, но только не судьбу и Бога. Она даже не пытается этого делать. За свое благородство и верность, покорность судьбе Марья Гавриловна “награждается” встречей с нареченным. Это почти фантастично. Но Пушкин-художник — реалист, и в его произведении все происходит очень логично и правдоподобно. Бурмин открывает героине и читателям самые потаенные глубины души. Он не боится показаться злодеем, оттолкнуть от себя любимую женщину. Молчать для него далее невыносимо. Мы сочувствуем герою, воспринимая его поступок как легкомыслие, которое только молодостью можно объяснить и простить. За свою жестокую шутку он платит годами одиночества и раскаяния, поэтому получает в конце концов награду от судьбы. Какие прекрасные чувства, возвышенные герои! Повесть “Барышня-крестьянка” озорная и веселая, как ее главная героиня. Лиза Муромская, благовоспитанная и образованная девушка, живущая по законам помещичьего уклада. Но как балованное дитя, она старается обойти законы своего круга. Начитавшись романов, мечтательная натура Лизы жаждет приключений. Девушка представить себе не может, что жизнь сама вскоре сведет ее с Алексеем Берестовым, которого так жаждет увидеть героиня. Простое любопытство, начавшееся как веселая интрига с переодеванием, вскоре перерастает в глубокое и сильное чувство. Молодые люди любят друг друга, но каждый видит перед собой непреодолимую преграду: Лиза робеет сознаться в содеянной шалости, Алексей видит непреодолимую трудность в браке с крестьянкой. Жизнь сама решает за героев. Им ничего не остается, как просить благословения родителей. Прекрасный мир, шагнувший со страниц произведений Пушкина, учит нас мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким нам людям. “Повести Белкина”, написанные Пушкиным более ста пятидесяти лет назад, по-прежнему интересны, открывают новый мир, способный обогатить возвышенными чувствами. Они являются неиссякаемым кладезем, из которого можно черпать бесконечно. Другие сочинения на тему “Повести Белкина” Пушкина ?

Жанровые и стилистические особенности

Сам автор определяет жанр как повесть, то есть произведение, являющееся промежуточным вариантом между рассказом и романом, тяготеющем к хроникальности и бытописанию. Однако многие исследователи отмечали наличие черт жанра новеллы в каждой из частей цикла. Новелла — небольшое произведение, характеризующееся неожиданным финалом и остросюжетностью. Каждый из героев белкинского цикла попадает в исключительные обстоятельства, которые заканчиваются довольно курьезно. С новеллой произведения роднит и небольшой круг действующих лиц, лаконичность сюжета и авторского повествования.

Читайте также:
Стихотворение «Анчар» А. С. Пушкина — обличение деспотизма: сочинение

Однако каждая из повестей характеризуется и собственной жанрово-стилистической особенностью:

  • Анализируя пушкинский «Выстрел», можно увидеть черты, свойственные воинской повести: описываются нравы и описание быта армейской среды. Рассказчик отмечает не особо поэтичные и романтические подробности: дуэли без повода, пьянство, игру в карты. Сам сюжет связан с защитой воинской чести и описанием воинской удали.
  • «Метель» обнаруживает общие черты с сентиментальной повестью. На первый план выходит тема чувств главной героини, она готова многим пожертвовать ради любви. Мотив судьбы, рока, который разлучает ее с любимым, также характерен для произведений этого направления.
  • «Станционный смотритель» имеет много общего с жанром притчи благодаря своей социально-философской подоплеке. Фокус внимания на общечеловеческих ценностях — отеческой любви, моральных аспектах поступка Дуни роднят повесть с этим жанром. Аллегоричность, свойственная притче, подчеркивается картинками, на которых изображены события, связанные с библейской историей блудного сына.
  • «Гробовщик» имеет черты анекдота и одновременно готической повести. С анекдотом его роднит юмористическая концовка, с готической повестью — довольно мрачный сюжет, связанный с появлением мертвецов и скелетов.
  • В «Барышне-крестьянке» прослеживается присутствие мотивов комедии положений: переодевания Лизы Муромской, которые ведут к курьезным ситуациям в мольеровском духе, юмористические моменты, связанные со взятой на себя чужой ролью (например, несвойственные крестьянке обороты речи — «сударь, не извольте забываться»).

Образы в произведении

В белкинском цикле воплощено бытописание различных сословий: высшего класса (Марья Гавриловна, Лиза Муромская), мелких ремесленников (гробовщик), чиновничьей среды (станционный смотритель), военных (Сильвио). Пушкин, как художник направления реализма, с присущей ему лаконичностью создает очень выпуклые и зримые образы. Англоманство Муромского, пьянство и буйство в армейской среде, романтические увлеченности Марии Гавриловны и напускной байронизм Берестова — отличительные культурные черты общества того времени.

Несмотря на принадлежность к разным сословиям, герои похожи: в целом все они довольно типичны и обыкновенны, исключительных характеров вроде Онегина в произведении нет.

Нет присущему романтизму деления героев на положительных и отрицательных — автор создает живые характеры. Минский, похитивший Дуню у безутешного отца, тем не менее осознает, что совершил плохой поступок, и просит у смотрителя прощения; раскаивается в своем розыгрыше Бурмин.

Пушкин не занимается длинными описаниями быта того или иного героя, через лаконичные детали перед зрителем разворачивается особенность характера персонажа: простреленная стена в доме Сильвио, английский сад Муромского.

Все пять произведений из цикла Пушкина «Повести Белкина» посвящены одной теме – жизни обычных людей, с их большими и маленькими проблемами, надеждами и мечтами. Эта жизнь прекрасна в своей простоте и безыскусности, и полностью отражает реалии окружающего мира, бесконечно далекие от возвышенных идеалов романтизма.

В небольших по объему произведениях писатель талантливо раскрыл проблематику положения в обществе «маленького человека» («Станционный смотритель»), нравственности и социальных противоречий («Выстрел»), любви («Барышня-крестьянка», «Метель»), желаний и стремлений простых ремесленников («Гробовщик»).

Примечательно, что во всех произведениях писатель отказался от разделения героев на резко отрицательных и положительных персонажей. Каждого из них он показывает со всех сторон, во всей многогранности и неоднозначности характеров.

Основная мысль цикла заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь представителей различных слоев русского общества, от самого низа и до верха. Пушкин не объясняет поступки своих героев, предоставляя право читателям делать собственные выводы. Жить по совести, не делать зла ближним, радоваться тому, что имеешь – то, чему учит цикл «Повести Белкина».

Тематика и идейная наполненность

Одна из идейно-тематических особенностей «Повестей Белкина», проходящая красной нитью почти через все части цикла, — насмешка над штампами и типичными образами, свойственными литературе романтизма.

В «Метели» с иронией отмечается увлеченность Марьи Гавриловны французскими романами, также эксплуатируется сюжетный штамп о влюбленности состоятельной девушки в бедного молодого человека и невозможность их воссоединения. В «Барышне-крестьянке» описано стремление Берестова казаться романтическим героем — он носит кольцо с черепом и высказывается в духе Чайлда Гарольда о своем разочаровании в жизни, хотя на деле он веселый, наполненный жаждой жизни человек. В «Выстреле» доведен до абсурда романтический мотив отстаивания чести, какой на самом деле отсутствует, — по сути, Сильвио никто и не оскорблял.

В «Повестях Белкина» Пушкин с симпатией описывает жизнь русской провинции, не смеется над ней и не ищет острых переломных моментов. Все его герои по-своему вызывают интерес и сочувствие.

Исследователь пушкинского творчества Хализев В. Е. отмечает, что герои в «Повестях Белкина» несут в себе печать ограниченности, но вместе с тем и человечности. Сильвио ограничен свой мыслью о мнимой поруганной чести, но все же находит в себе сострадание пожалеть графа; раскаивается Дуня, которая бросила отца, пожелав иной, богатой и роскошной жизни.

Кратчайшее содержание повести «Барышня-крестьянка»

Главные герои:

  • Иван Петрович Берестов – богатый помещик.
  • Григорий Иванович Муромский – его сосед, также богатый барин.
  • Алексей – сын Берестова, красивый молодой человек, приехавший домой после окончания университета.
  • Лиза – дочь Муромского.

Помещики-соседи Берестов и Муромский не ладили. Однако, когда приехал сын Берестова, дочь Муромского захотела посмотреть, настолько ли он хорош собой, как о нем рассказывают. Для этого она переоделась в крестьянку Акулину. Молодой Алексей и переодетая в крестьянку Лиза встречались около 2 месяцев и полюбили друг друга.

Тем временем, их родители помирились и Берестов пригласил Муромского с сыном в гости. Лиза прихорошилась и напудрилась до неузнаваемости, и Алексей действительно не узнал ее. Родители же их хотели поженить детей. Лиза открылась Алексею только после того, как Алексей сделал предложение Акулине и приехал отказать Берестову в женитьбе на его дочери, так как ему нравится обычная крестьянка Акулина. Но придя в их дом, он узнает в Лизе свою Акулину, чему несказанно радуется.

Перейти к более развернутому пересказу повести «Барышня-крестьянка»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: