Живое отношение к современности в творчестве русских писателей XIX века: сочинение

«Живое отношение к современности» в творчестве русских писателей XIX века

«Живое отношение к современности». В. Белинский писал, что «Евгений Онегин» есть роман исто­рический. Он написан после событий 1825 года. Александр Сер­геевич Пушкин жил судьбой России, кроме того среди друзей поэта было много декабристов, поэтому Пушкин был близок к декабристским идеям и идеалам. Все это нашло отражение в ро­мане «Евгений Онегин».

В романе «Евгений Онегин» Александр Пушкин поднимает одну из важных проблем, волновавших всех прогрессивных лю­дей XIX века, — положение думающей и передовой интеллиген­ции России. В произведении такими представителями являются Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Ленский. Хотя у главных ге­роев разные характеры: Ленский и Татьяна — романтичные лю­ди, Онегин — более реалистичный и практичный человек, — их объединяет одно: они являются «лишними» людьми в обществе. Эти люди не хотят жить по-старому и пытаются изменить свою жизнь, поэтому они не нужны обществу. Главные герои стара­ются найти ответы на вопросы, которые волнуют их. Евгений Онегин читает Руссо, Вольтера, пытается понять книгу Адама Смита. К сожалению, все его попытки оканчиваются безре­зультатно.

Ленский воспитывался в Германии. Он учился в Геттинген­ском университете — «рассаднике вольнодумства». Это, конеч­но, сказалось на мыслях и суждениях Ленского. Являясь по­клонником Шиллера и Гете, Ленский ищет в их произведениях смысл жизни, философию людей и общества. Ленский — романтичный человек, оторванный от народной жизни, поэтому он ве­рит в победу добра над злом, в братство людей.

На первый взгляд кажется удивительным, что два таких раз­ных человека, как Ленский и Онегин, становятся друзьями.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень…

Этих двух молодых людей роднят философские взгляды на жизнь, поиск истины и смысла жизни.

Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду —

Все подвергалось их суду.

С Татьяной их сближает одиночество. В своем письме к Оне­гину она пишет:

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает…

Главные герои произведения — благородные люди. У них еще осталось понятие чести. В послании к Евгению Онегину, веря в благородство молодого человека, Татьяна пишет такие строки:

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю…

Героиня знает, что ее возлюбленный никому не раскроет ее тайну.

Онегин, Ленский, Татьяна Ларина — одинокие люди, потому что в своем развитии они опередили окружающее общество. Тол­па не понимает их. Недаром Онегин бежит из Петербурга, так как уже не может находиться в «душном» обществе. Татьяну также не понимают близкие ей люди. Кроме того, Татьяну не ин­тересует это общество, где люди или глупы, или чужды высоким идеалам. Недаром героиня сразу же выделяет из толпы Евгения Онегина — человека нового и прогрессивного.

Жизнь человека, который хочет изменить мир, не может быть счастливой. Так и получается: Ленский убит на дуэли, Татьяна томится в высшем свете, а Евгений Онегин стоит на распутье.

Великолепно А. С. Пушкин описывает поместное дворянство. Сами фамилии говорят за себя: Петушков, Скотинин. Разговоры этих людей ограничиваются только темами о псарне и вине. Их ничего не интересует, и к новшествам они относятся с опаской. Так, они ставят клеймо на Онегине, когда тот пытается ввести небольшие изменения в своем поместье:

И в голос все решили так,

Что он опаснейший чудак.

Общество, описанное Пушкиным, похоже на общество в про­изведении Грибоедова «Горе от ума». От человека, который пы­тается что-то изменить, все шарахаются, как от чумы. Это про­исходит потому, что круг интересов таких людей «толпы», «об­щества» очень узок. Им хорошо на своем месте: тепло и сытно.

«Разгадать тайну народной психеи для поэта — значит уметь быть равно верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий», — заметил В. Белинский. Дей­ствительно, картина всего русского общества была бы не полной, если бы А. С. Пушкин не описал быт и традиции простого люда. Поэт видел будущую Россию без крепостничества, без рабства, по­этому на протяжении всего романа чувствуется боль за русский народ. Жизнь крестьян трудна: девушек заставляют петь в саду, чтобы они не съели лишней ягоды, морят непосильной работой.

Читайте также:
Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин (2): сочинение

Несмотря на то что Пушкин был со многим не согласен в уст­ройстве российского общества, он любил Родину. Это видно из описания святок, гадания:

Татьяна любопытным взором На воск потопленный глядит:

Он чудно вылитым узором Ей что-то чудное гласит;

Из блюда, полного водою,

Выходят кольца чередою;

И вынулось колечко ей Под песенку старинных дней:

«Там мужички-то все богаты,

Гребут лопатой серебро,

Кому поем, тому добро И слава!» Но сулит утраты Сей песни жалостный напев;

Милей кошурка сердцу дев.

Пушкин — сын своей эпохи. Он жил и творил в XIX веке. Это было сложным временем для России. Тирания, рабство, произ­вол — все это вызывало тревогу за будущее страны у передового дворянства и интеллигенции. Белинский сказал, что «Евгений Онегин» — это энциклопедия русской жизни. Действительно, в этом романе показаны все стороны русского общества XIX ве­ка, страдания и горе людей. Романом «Евгений Онегин» Пуш­кин показывает свое отношение к окружающей действительнос­ти. Этим произведением писатель пытается изменить мир и сде­лать его лучше.

Характеристика литературы девятнадцатого века (Школьные сочинения)

Девятнадцатое столетие принято называть золотым веком русской литературы, ведь именно в этот период происходят грандиозные битвы и сражения, колоссальные перевороты и восстания, другими словами, события, которые не могли не возбудить в сердцах поэтов и писателей сильнейшие чувства, нашедшие отражение в душе русского народа. Писатели девятнадцатого века особенно отличаются дерзостью мысли и широтой взглядов, и, быть может, именно поэтому произведения, рождённые в этом столетии, — бесценны, а проблемы, рассматриваемые в них, — бессмертны. Девятнадцатый век положил начало двум литературным направлениям, значительно обогатил русскую классику великолепными творениями великих художников слова и выжег на памятнике русской культуры имена тех, чьи творения продолжают жить после смерти творцов.

В конце восемнадцатого века в русской литературе зародилось новое литературное направление, название которого происходит от французского слова «sensation», переводившегося как «чувство». Основателем этого течения принято считать Карамзина, который в 1792 году написал «Бедную Лизу», что по сей день называют шедевром сентиментальной прозы. Повесть о бедной девушке с богатой историей чувств так тронула сердца читателей, что в 1801 году в свет вышла повесть «Бедная Маша» Измайлова, а в 1802 году — «Генриетта» Свечинского.

Идея сентиментализма заключалась в том, чтобы показать духовные терзания человека, обладающего богатым внутренним миром, и с помощью эмоций воздействовать на наблюдателя художественной рукописи. Таким образом, например, Карамзин демонстрирует всю глубину горьких чувств Лизы и внушает читателям ту мысль, что «и крестьянки любить умеют». Сентиментализм в России просуществовал недолго, быстро исчерпав себя и тем самым уступив дорогу новому литературному направлению.

Отечественная война 1812 года не прошла бесследно для русского народа: разочарование в окружающей действительности дало начало такому культурному явлению, как романтизм. В нём идёт противопоставление двух миров: мира, выдуманного лирическим героем, и мира реального, несовершенного и далёкого от идеала. Лирический герой-романтик, обладая исключительными чертами психологического портрета, вступал в неравную битву с внешним миром и проигрывал. Вся прелесть войны независимой личности с жестокой реальностью была по достоинству оценена русскими писателями, и, кажется, в творчестве каждого литератора можно уловить нотку романтизма. В России отцом этого направления принято считать Жуковского(баллада «Светлана», «Лесной царь»), но надо сказать, что в его романтических произведениях проскальзывает большое количество мистических образов, что, без сомнения, делает его творчество ещё более уникальным и интересным. Острое осознание противоречивости жизни также нельзя не увидеть в творчестве таких мастеров слова, как Пушкин(поэма «Цыганы»), Лермонтов( поэма «Мцыри»), которые точно так же, как другие писатели, не устояли перед обаянием этого культурного течения. В скором времени на смену таинственной природе романтизма пришла суровая действительность реализма.

Считается, что именно «Евгений Онегин» стал первым русским реалистическим романом, так как в этом произведении присутствуют и субъективизм в изображении жизни, и нравственный идеал автора (Татьяна Ларина), и внимание к точности и достоверности детали: можно смело заявить, что в «Евгении Онегине» есть все черты реализма. Хотя впервые тень этого литературного направления пала на творчество Крылова: именно в его баснях можно почувствовать неразбавленную горечь действительности. В «Горе от ума» Грибоедова также можно уловить нотку реализма: пугающая истина жизни здесь обнажена до предела и у одних вызывает горький смех, у других — слёзы отчаяния. Реализм проявлялся в творчестве многих писателей: талантливые сочинители любили изображать реальность и демонстрировать все несовершенства окружающего нас мира и общества, пытаясь эмоционально воздействовать на читателей, возбудить в их сердцах ответные чувства. Таким образом, русские классики раскрывают тему маленького человека в «Станционном смотрителе» (Пушкин), «Шинели» (Гоголь), «Преступлении и наказании» (Достоевский). В то же время говорят о народе и дворянстве в «Муму» (Тургенев), «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Салтыков-Щедрин), «Войне и мире» (Толстой). И не забывают обличить пороки типичных представителей современного им общества в «Евгении Онегине» (Пушкин), «Горе от ума» (Грибоедов), «Отцах и детях» (Тургенев) и «Герое нашего времени» (Лермонтов).

Читайте также:
Дружеская и любовная лирика Пушкина: сочинение

Именно в девятнадцатом веке литература получила стремительное развитие, так как быстрая смена литературных направлений не могла не оказать такого влияния на культуру русского народа. Русская классика девятнадцатого столетия поражает разнообразием взглядов и мнений, жанров и литературных явлений; талантливейшие писатели России создают в этот период великие произведения, не утратившие своей силы слова спустя столетия, но ставшие достоянием русской культуры, гордостью русского общества.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»

Автор: Guru · 03.04.2018

Александр Пушкин был либерально настроенным гражданином, проповедующим активную жизненную позицию. Он часто критиковал представителей власти за то, что они не могут обеспечить благополучия и процветания народу – движущей силе России. Одним из таких обличающих стихотворений является «Деревня».

История создания

«Деревня» была написана в 1819 году. Если договорить о периодах творчества, стихотворение можно отнести ко второму, петербургскому этапу. На произведение повлияли и новые общественно-политические идеи, тайные собрания декабристов, общение с ними. В то время поэт увлекался дискуссиями о несправедливости самодержавия и антигуманизме крепостничества.

Именно в это время Александр Сергеевич примкнул к тайному союзу декабристов, в котором уже тогда вынашивались проекты конституции, ограничивающей власть царя. Однако новые сторонники восторженного и пылкого поэта не спешили принимать его «в дело». Они боялись, что провал революционного выступления повлечет за собой суровое наказание, и хотели уберечь талантливого Пушкина от неистового гнева самодержавия, который мог обернуться для поэта гибелью. А потому вклад творца был сугубо литературный, и о выступлении декабристов на Сенатской площади в 1825 году он узнает только после того, как оно состоялось, не приняв в нем участия и не запятнав свое имя.

Жанр, размер, направление

Можно заметить, что стихотворение написано в жанре ораторского выступления. Автор является голосом всех прогрессивно мыслящих людей того времени, которые не согласны с системой крепостничества. Пушкин специально обратился к такому жанру, так как произведением является своеобразным призывом покончить с несправедливостью. Это дает основание отнести «Деревню» к реалистическому направлению. Хотя есть и черты романтизма. Творец – типичный романтический герой, противопоставленный обществу барства. На примере антитезы села и города мы видим принцип двоемирия, характерный для данного направления. Есть идеальный мир и противопоставленная ему реальность.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, чередующимся с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма (1-я, 3-я строки) чередуется с женской (2-я, 4-я строки).

Композиция

Композицию «Деревни» можно определить как двухчастную. При прочтении в глаза бросается яркая антитеза. В первой части поэт воспевает красоту природы, говорит о том, как ему хорошо отдыхается и легко дышится в деревне. Затем будто начинается совершенно другое стихотворение, так как настроение резко меняется. Во второй части Пушкин рассуждает об «обратной стороне медали» этой красоты – «барстве диком».

Таким образом, с помощью композиции автор выражает главную мысль стихотворения: крепостничество портит народ и губит будущее страны. Наши земли богаты и плодородны, наша природа красива и ласкова, наши люди высокоморальны и сильны. А вот бесчувственная и эгоистичная власть перечеркивает все эти достоинства, грабя своих же потомков непомерным потреблением и безответственным отношением к этим богатствам.

Читайте также:
Почему должно изучать Пушкина?: сочинение

Главные герои и их характеристики

Лирический герой может ценить природу и чувствовать слияние с миром. Поэт рисует блаженную картину: нивы, луга, «сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «мирный шум дубрав». Потом лирическое «Я» автора меняется. Из восторженного ценителя красоты он превращается в ярого оппозиционного критика, который понимает недочеты социального устройства своей родины. Он не оставляет в покое и себя, говоря о том, что его дар недостаточно пронзителен, чтобы пронять черствые сердца.

Примечателен образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…». Это невежественные, алчные и порочные люди, которые пируют за счет «рабства тощего». Поэт сочувствует крестьянам, в частности «девам юным», которые «цветут для прихоти бесчувственной злодея». Пушкин много времени проводил в своих загородных усадьбах, поэтому много знал и видел, как иные соседи обращаются с крепостными. Причем автор подмечает, что у господ нет оснований считать себя выше простонародья, ведь и барин, и холоп в одинаковой мере невежественны и дики. Только один возвышается за счет своего страдания и праведного труда, а второй лишь падает в наших глазах, потому что является несправедливым тираном.

Темы и проблемы

  • Главная проблема произведения – несправедливость крепостного права. Пушкин стремится показать его несвободу и жестокость. Пока одни люди безгранично властвуют над другими, в обществе будет назревать напряженность, да и страна с таким микроклиматом не будет развиваться гармонично.
  • Тема природы. Автор восхищается деревенским пейзажем, его вдохновляют красоты деревенской глуши, где к природным богатствам прибавляются духовные и нравственные ценности: честный труд, большое и здоровое семейство, гармония с окружающим миром.
  • Проблема невежества. Поэт сетует на то, что ему не дано достучаться до злых сердец помещиков, которые, вероятно, и не читают его стихов, да и вообще ничего не читают. Поэтому им и кажется, что рабство – это нормальное явление, что они действительно имеют право тиранить крестьян и красть у них последнее достояние.
  • Тема творчества. Автор возмущен, что судьба обделила его «витийства грозным даром». Он полагает, что его строки недостаточно убедительны для власть имущих. В этом призыве очевидна самокритика Пушкина, его вечное стремление в совершенству.
  • Проблема бесправия крестьян. Описывается не только порочность господ, но и тяжкое бремя их рабов. Девушки обречены стать игрушкой для барина, а добродетельными женами и матерями. Молодые люди – всего лишь физическая сила для новых нужд помещика, их жизни скоротечны и безрадостны от изнуряющего труда.
  • Антитеза деревни и города. Сельская местность предстает идеальным уединенным местом, где любой человек может стать лучше и найти силы стряхнуть лень с души. А вот столичный лоск только нагоняет тоску и провоцирует праздность мысли и духа. Там одно притворство, здесь же поэт обрел истину.

Автор восстает против жестокости самодержавия и желает свободы для своих соотечественников, которых он считает равными себе, к какому бы сословию они не принадлежали. Он пытается донести людям идею о том, что в такой несправедливости больше невозможно жить.

Кроме того, смысл «Деревни» заключается в том, чтобы показать контраст между красотами и благами русской земли и теми, кто ею распоряжается. Барство разоряет страну, угнетает народ, в нем же самом нет никакой пользы, потому что такая власть только развращает душу. Основная мысль стихотворения в том, что поэт всеми силами хочет приблизить «свободы просвещенной прекрасную зарю».

Средства художественной выразительности

Главным средством художественной выразительности в «Деревне» является антитеза – она помогает раскрыть замысел автора. Первую часть Пушкин оформляет так, что читатель погружается в атмосферу спокойствия. Это создается благодаря эпитетам: «мирный шум», «тишина полей», «лазурные равнины».

Вторая часть произведения более эмоциональна, Пушкин недоволен и даже возмущен сложившейся ситуацией. Отсюда вытекает много слов с яркой эмоциональной окраской, преимущественно эпитетов: «барство дикое», «неумолимый владелец», «пагуб людей», «тягостный ярем». С помощью анафоры (во второй части стихотворения строки несколько раз начинаются со слова «Здесь») Александр Сергеевич пытается перечислить все, чем он недоволен, выразить все безобразие, которое наблюдает.

Читайте также:
Осуждение произвола в повести Пушкина «Дубровский»: сочинение

Анализ стихотворения «Деревня» Пушкина

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 139.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 139.

Деревенская атмосфера дарила душе А. С. Пушкина умиротворение, в то же время поэта угнетало бесправие крестьян. Эти смешанные чувства отразились в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Деревня» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Деревня.

История создания – над стихотворением поэт начал работать в 1819 г. в Михайловском, а завершил его в Петербурге. Опубликовали “Деревню” лишь в 1826 г. под названием «Уединение».

Тема стихотворения – красота деревенской природы и угнетение народа.

Композиция – Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который делится на две части, контрастные по настроению: обращение к сельской природе – рассказ о бесправии крестьян. Стихотворение состоит из пяти строф с разным количеством строк.
Стихотворный размер – шестистопный ямб, в произведении использованы все виды рифмовки.

Жанр – элегия.

Метафоры«приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».

Эпитеты«роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «мельницы крылаты», «прихоть бесчувственная».

История создания

В начале XIX века в России активно обсуждался крестьянский вопрос. Власти получали сведения об обстоятельствах жизни простого народа, литература пополнилась произведениями, раскрывающими проблему угнетения крестьян, а цензура усилила надзор. В таких условиях в 1819 г. появилось стихотворение «Деревня».

Александр Сергеевич начал работать над произведением в Михайловском. Первоначальная его версия попала в руки Александра I. Император положительно отзывался о стихах и даже выразил благодарность молодому поэту. Но в это время Пушкин не опубликовал «Деревню». В 1825 г. после восстания декабристов усилился контроль со стороны цензуры. В стихотворение пришлось вносить правки, чтобы его напечатали. Первую часть текста с коррективами напечатали в 1826 г. под названием «Уединение». Полный текст увидел мир лишь в 1829 г. Название «Деревня» использовали в более поздних публикациях.

В произведении автор раскрывает две темы: деревенская атмосфера и угнетение крестьян. Контрастные по настроению, они взаимодополняются, придают друг другу выразительности. Обе проблемы передаются сквозь призму восприятия лирического героя.

Первые четыре строфы стихотворения посвящены сельской атмосфере. В них изображены прекрасные пейзажи, отображаются эмоции лирического «Я». Герой обращается к «пустынному уголку» , наслаждаясь его умиротворенностью. Он признается, что ради этих ощущений покинул забавы и пиры. Здесь он ощущает, как мысли сами рождаются в его голове.

Далее лирический герой воссоздает привольные пейзажи. Особенность картин природы в том, что при помощи их выражается «любовь» к деревенской атмосфере. Пейзажные зарисовки очень красочные. Они охватывают все: луга со скирдами, ручьи озера, холмы и нивы. Вдали лирический герой видит стада, хаты и мельницы. От картин природы веет спокойствием, в то же время они динамичные. В четвертой строфе лирический герой рассказывает, что лоно природы – лучшее место для творчества.

После идиллических картин появляются строки, выражающие угнетенное состояние лирического героя. Все дело в том, что пейзажи – лишь прекрасная оболочка, изнанка которой – несчастливая жизнь крестьян. Барство позволило забрать у людей все: труд, время, собственность. Александр Сергеевич открыто говорит, что сделано все это незаконно, насильственным путем. В последних строках лирический герой выражает надежду, что когда-то народ освободиться.

Композиция

По смыслу стихотворение делится на две части: обращение лирического героя к деревне, включающее пейзажные зарисовки и рассказ о жизни народа. Формальная композиция не соответствует смысловой. Стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий.
Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. С. Пушкин использовал все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, кольцевую АВВА и парную ААВВ.

Жанр произведения – элегия. Автор описывает пейзажи, переплетая их с грустными раздумьями о судьбе простого народа. В последних строках ярко проявляются разочарование и грусть. Грустью наполнены не только размышления лирического героя о бесправии крестьян, но и описания природы.

Читайте также:
Сочинение по стихотворению А. С. Пушкина К Чаадаеву.: сочинение

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи их он создает панорамную картину деревни, передает эмоции, переполняющие лирического героя.

В тексте часто встречаются метафоры: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца» .

Дополняются пейзажи и размышления эпитетами – «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «мельницы крылаты»,«прихоть бесчувственная» , «измученные рабы» .

Краткий анализ стихотворения «Деревня» («Вновь я посетил…») по плану

1. История создания

Стихотворение «Деревня» Александр Сергеевич начал писать в 1819 году, будучи еще совсем юным. Тогда он находился в Михайловском – материнском родовом имении, где и наблюдал двоякую картину.

С одной стороны, пасторальное уединение, поля, красота природы. С другой – непосильный крестьянский труд, позорное ярмо рабства. Переживания, чувства, искреннее негодование автора отразились в произведении.

Опубликовано оно было только в 1826 году, и то лишь первая, «пейзажная» часть, слегка подкорректированная.

Полный вариант предстал перед публикой лишь в 1829 году. Автор указал другое название: «Уединение», а более привычное современному читателю «Деревня» появилось позже.

2. Литературное направление

Стихотворение относится к двум литературным направлениям.

В нем явно просматриваются черты реализма: описание тяжелого быта крестьян, например.

Однако лирический герой, яро противостоящий сложившемуся жизненному укладу, полностью соответствует требованиям романтизма.

3. Род

По роду это гражданская лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность «Деревни» – ораторское выступление, рассчитанное на публичное чтение. Но также можно увидеть черты элегии, характерные признаки послания.

Одним словом, происходит частое для пушкинской лирики жанровое смешение.

5. Проблематика

Автор затрагивает очень серьезные, глобальные для общества того времени проблемы. Он обращает внимание прогрессивной публики на рабское, невыносимое положение крестьянства и явно осуждает барство.

6. Тематика

В стихотворении мы наблюдаем смешение разнообразных тем.

Тут есть описание прекрасной природы. Автор красноречиво рисует умиротворенные пейзажи и признается в своей любви к деревенскому уединению, тишине, создающей атмосферу, идеально подходящую для раздумий, неторопливых размышлений.

На этом фоне особенно страшно и чужеродно выступает тема порабощения народа, барского самодурства и беззакония по отношению к крепостным крестьянам.

7. Идея

Пушкин написал это стихотворение, чтобы в ярких красках нарисовать деревенский быт, отобразить неспешно текущее время, но вместе с тем и привлечь внимание к животрепещущему социальному вопросу.

Только через шесть лет, зимой 1825 года, на Сенатскую площадь выйдут декабристы, чтобы требовать отмены крепостного права. Пушкин же поднял эту тему в своем литературном творчестве гораздо раньше.

На молодого поэта во многом повлияли взгляды общественно-политических тайных обществ и кружков, в которые он вступал, еще учась в Лицее. В этом смысле Пушкина смело можно назвать голосом прогрессивной молодежи своего времени.

8. Пафос

Стихотворение сообщает противоречивые эмоции.

С одной стороны – умиротворение, наслаждение мирными пейзажами, спокойствие и ощущение тихого счастья на лоне природы.

С другой – отчаянье, бессильная злоба, гнев, все те негативные чувства, которые вызывает барское отношение к крепостным.

Вообще, «Деревня» представляет собой одну большую, развернутую, мастерски исполненную антитезу. В ней читатель видит четкое противопоставление прекрасного мира, в котором живут крестьяне, их невыносимому существованию.

Так сталкиваются романтизм и реализм в пушкинском творчестве.

9. Система образов

Автор строит свое произведение на явном противопоставлении, что отражается в системе образов.

Сначала перед мысленным взором восхищенного читателя предстает деревенский пейзаж. Здесь царит природная красота, умиротворение, покой.

На таком фоне особенно уродливо выглядит реальность крепостничества:

Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.

Читатель как будто получает пощечину, от которой невозможно отмахнуться. Его глаза раскрываются, и эффект от такого резкого перехода получается поразительный: мало кто не задумается над поднятым Пушкиным вопросом, мало кто не обратит внимание.

Читайте также:
Шутливые поэмы Граф Нулин и Домик в Коломне: сочинение

Именно так и работает гениальная литература: поэт становится пророком, голосом народа, проводником истины и правды. Рисуя яркие художественные образ, он добивается невероятной силы и мощи слова.

Барство предстает чем-то диким, страшным, ужасающим. Оно довлеет над крестьянами, делая их жизнь невыносимой.

10. Центральные персонажи

Как таковых, центральных персонажей нет, потому что все образы обобщены, что характерно для ораторских выступлений.

Пушкин поднимает проблему и привлекает к ней внимание, но не вводит конкретных действующих героев.

11. Лирический герой

Лирический герой «Деревни» – своеобразная художественная проекция личности Пушкина.

Это его глазами мы наблюдаем печальную и одновременно пугающую, дикую картину, это он передает нам противоречивые, сильные чувства.

12. Сюжет

Сюжетная линия, как таковая, отсутствует.

Автор дает сначала описание деревенского пейзажа, тишины, спокойствия. Рассказывает, как ему тут хорошо, и что он с удовольствием променял свет на такое уединение.

Однако потом резко возникают картины невыносимого положения крестьянства и гневно звучат осуждающие слова по отношению к барству и рабству.

13. Композиция

Композиция явно двухчастная, условно ее можно назвать зеркальной.

В первой части поэт рисует прекрасные пейзажи, наслаждается тишиной и простотой деревенской жизни. Он использует красивые эпитеты, множество прилагательных. Создается статичная картина, в которой будто замерло время: луга, поля, дубравы, «праздная вольность».

Вторая часть дается в резких, яростных лексических конструкциях. Пушкин изображает невыносимый быт крепостных крестьян, их порабощение самодурами-дворянами.

Создается невероятно живой, сильный эффект «кривого зеркала»: прекрасный мир отражается своей ужасной стороной, от которой читатель уже не может отмахнуться, так ярко и резко она представлена.

Используя такой контраст, Пушкин гениально воплощает цель любого ораторского произведения: обратить внимание на существующую проблему и подтолкнуть к действию, вызвать нужные чувства у слушателей.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык произведения точный, выразительный, эмоциональный.

Рисуя уединенные пейзажи, автор использует много прилагательных, существительных, тем самым создавая спокойную картину деревенского умиротворения.

Но во второй части лексика резко меняется. Появляются слова с выраженным отрицательным значением («рабство», «невежество», «убийственный позор»).

Кроме того, язык наполняется глаголами, и перед читателем предстает совсем другая, динамичная картина истязания народа, происходящего с попустительства правящей власти.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано катренами (четверостишиями), всего их пять.

Размер – шестистопный ямб.

В тексте встречаются все возможные виды рифмовки:

  • перекрестная (АБАБ),
  • опоясывающая (ВГГВ),
  • парная (ДДЕЕ).

16. Средства художественной выразительности

Пушкин использовал множество эпитетов: «невидимый поток», «порочный двор», «мирный шум» и т.д.

Встречается много олицетворений: «приветствую тебя, пустынный уголок», «барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой», «рабство тощее влачится по браздам».

Кроме того, текст наполнен метафорами: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «лоно счастья и забвенья».

А вообще, весь текст построен на приеме антитезы: противопоставление прекрасной природы и ужасающего барства.

17. Значение произведения

Произведение стало одним из первых, отражающих политические взгляды юного поэта. Оно имеет огромное значение для понимания всего творчества Пушкина.

18. Актуальность

Стихотворение актуально, потому что вопрос свободы человека поднимается даже в современном обществе, пусть и в других аспектах.

19. Моё отношение

Мне нравится «Деревня», потому что в этом произведении Пушкин красочно изобразил природные картины и вложил целую гамму разнообразных чувств.

20. Чему учит

Оно учит уважительному отношению к свободе другого человека, а также умению наслаждаться спокойствием и уединением.

Кроме того, он учит видеть обратную сторону любого явления.

Анализ стихотворения «Деревня» (А.С. Пушкин)

А.С. Пушкин в стихотворении «Деревня» затронул многие темы, которые неразрывно связаны со всем творчеством автора. В произведении звучат сквозные темы поэта и толпы, свободолюбия, природы, социальной несправедливости. Многомудрый Литрекон поможет вам разобраться в идейно-тематических особенностях произведения и понять его, дабы внести свой вклад в Ваши познания о пушкинской лирике, являющейся литературном богатством нашей страны.

История создания

А.С.Пушкин начал писать произведение в 1819 году. Первая половина XIX века связана с усилением недовольства среди населения, требовавшего отмену крепостного права, поэтому многие литературные деятели затрагивали тему рабства в своих произведениях. Стихотворение «Деревня» также находится среди них.

Первоначальную версию произведения Пушкин отказался публиковать, ведь всегда подходил к созданию стихотворений с трепетом перфекциониста. В 1825 году поэт решил напечатать своё доработанное творение, однако из-за недавно произошедших событий в России, которые заставили властей ожесточить цензуру (восстание декабристов в 1825 году), в текст пришлось вносить поправки. В 1826 году стихотворение было опубликовано под названием «Уединение». «Полная версия» произведения была опубликована лишь в 1829 году.

Читайте также:
Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»: сочинение

Жанр, направление, размер

  • В произведении нельзя выделить один конкретный жанр. В нём присутствует и послание (обращение к деревне), и элегия (размышления о жизни, грустные рассуждения о современном обществе, ярко выраженная тоска лирического героя).
  • Также нельзя однозначно определить направление. Романтизм в произведении ощущается с первых строк: герой идеализирует природу, осуждает общество и презирает цивилизацию. Он находит себя в уединении, подробно останавливается на состоянии своего внутреннего мира. В то же время автор делает акцент на социальной проблематике, не свойственной романтизму. Он подробно описывает проблемы крепостной России и делает это без прикрас, останавливаясь на самых зверских проявлениях «барства дикого». Это признаки реализма. Произведение относится и к пейзажной лирике (описание картин сельской природы), и к философской (размышления о нелегком положении крестьян, о сущности жизни, о свободе). Чаще всего такие произведения относят к вольнолюбивой лирике.
  • Стихотворение «Деревня» написано шестистопным ямбом, в нём отчетливо прослеживаются все виды рифмовки: перекрестная, кольцевая, параллельная.

Композиция

По смыслу стихотворение «Деревня» можно разделить на две части.

  1. В первой лирический герой наслаждается встречей с любимым «пустынным уголком», восхищается красотой «мирных» пейзажей. Он бродит по знакомым местам, обращает внимание на каждую деталь, чувствует все запахи, слышит все звуки. В этом крае лирический герой обретает душевную гармонию. Он избавляется от суеты, шумных балов, встреч и наедине с природой постигает великие истины бытия («Учуся в истине блаженство находить»).
  2. Во второй части стихотворения лирический герой говорит о том, какая мысль омрачает его душу. «Среди цветущих нив и гор» невозможно не заметить убогую жизнь крестьян, их вечные страдания. Безвольные, невежественные, порабощенные, они вынуждены работать на других людей, не имея права ни на собственное мнение, ни на надежды, ни на достойные условия жизни. В конце произведения звучит отчаянный возглас поэта. Он мечтает застать те дни, когда «по манию царя» рабство покинет этот уголок, и наступит свободная, счастливая жизнь для этих бедных людей.

Образы и символы

Произведения А.С.Пушкина насыщено многими образами и символами.

  • Так, в центре произведения находится многозначный образ русской деревни. Для лирического героя это не только воплощение душевной гармонии, восхищение красоты природы, умиротворение, открытие истин, но и отражение страшной страницы истории России – рабства. Среди пейзажных видов невозможно не разглядеть нищету крестьян, вынужденных усердно трудиться во благо «барства дикого». Их безвольной жизни нельзя не сочувствовать, не сострадать. Поэтому лирический герой испытывает внутреннее противоречие, находясь в «приюте трудов и вдохновения», но видя вокруг несправедливость, горе и страх.
  • Образ лирического героя раскрывается в его мировоззренческой позиции — «друг человечества». Он — совестливый и добродетельный поэт, который даже не верит в то, что наделен даром слова, ведь его строки бессильны против тирании. Его чуткое сердце страдает от того, что вокруг царит несправедливость. Но он не только сожалеет, он пытается исправить ошибки общества, направляя все силы размышления на создание мощного призыва, который разбудит людей и вынудит их отказаться от рабства. Он жертвует забавами и наслаждениями, чтобы направить все силы на работу. Таким образом, лирический герой посвящает свою лиру народу, и в его готовность посвятить себя общественным нуждам является прекрасным мотивирующим примером для дворянства того времени. Недаром Пушкина так любили декабристы и так боялся царь.
  • Образ «барства дикого» представлен во всей красе: это люди без чести и совести, равнодушные к горю других. Они растлевают крестьянских девушек «для прихоти бесчувственной», а их братьев и отцов принуждают к труду, который истощает их силы. Но владелец неумолим, и судьбы народа его не волнуют, он присвоил его, как делает это разбойник.
  • Образ крестьянства нарисован мрачными красками: «рабство тощее», «невежества убийственный позор», «тягостный ярем до гроба все влекут». Люди лишены воли, не имеют прав даже на надежду, ведь в любой момент барская прихоть может перечеркнуть их жизнь. В такой атмосфере безнадежности нет стимула к чему-то стремиться, поэтому само крестьянство не может спасти себя из плена. «Толпы измученных рабов» обречены на вымирание.
  • Образ России обладает подчеркнутой двойственностью. С одной стороны, город, где процветают пороки и суета. Забавы приравниваются к заблуждениям, и иллюзорность света автор подчеркнул упоминанием Цирцеи — героини древнегреческой легенды, которая обманом удерживала знаменитого Одиссея в своем плену. Эту Россию он противопоставляет другой — деревенской, где «барство дикое» помыкает «тощим рабством» и распространяет нищету, невежество, оскудение на русских землях. Автор отчетливо показывает взаимосвязь двух миров: пока в одном цветет незаслуженная праздность, в другом надрывается от непосильной ноши трудовой народ.
Читайте также:
Вопрос о роли и значении летописей в процессе создания «Бориса Годунова»: сочинение

Темы, настроения, проблемы

В стихотворении «Деревня» А.С.Пушкина есть многогранная тематика и злободневная проблематика.

  1. Основная тема — двойственность деревенской жизни. С одной стороны, там красиво и отрадно, с другой — бедно и мрачно. Довольство природы противостоит нужде ограбленных крестьян. Все результаты их труда скапливаются у господ и растрачиваются в их бесконечной мотовской игре. Автор описал все стороны жизни российской глубинки и столкнул ее противоречия в одной элегии.
  2. С самых первых строк ощущается неразрывная связь человека и природы. Лирический герой обретает гармонию с собой среди спокойных пейзажей, среди родных видов. Именно они пробуждают его творческие силы. Деревенскую красоту он противопоставляет городской суете и делает вывод, что его место в глубинке, где он может свободно мыслить и творить. Если природа дает, то цивилизация в образе города забирает, если в деревне поэт находит свою музу и внемлет оракулам, то за ее пределами он связан условностями общества и ослеплен его иллюзиями.
  3. Окружающая обстановка настраивает его на философские размышления. Он думает об истинах жизни: нельзя завидовать глупцу, необходимо жить и мыслить свободно, никогда не внимать роптанью «толпы непросвещенной» (раскрывается темы свободы, поэта и толпы). Герой, находясь наедине с собой, освобождается от предрассудков и заблуждений. Он обретает мудрость и силу, чтобы достучаться до людей.
  4. Во второй части стихотворения поднимается основная проблема – рабство и тирания, сковавшие деревню. Лирический герой описывает ужасы безвольной жизни зависимого человека, беззаконие и порочность его владельца. Он сострадает крестьянину, но находит, что этого недостаточно. Он понимает, что решение проблемы нужно искать даже не в поэзии, которая бессильна повлиять на всех, а в политике. Он призывает монарха повлиять на ситуацию, но сомневается, что доживет до этого дня.
  5. Еще одна важная проблема — бессилие поэта и поэзии. Автор с горечью признает, что ему не дано достучаться до людей и помочь рабам освободиться. Он сетует на «бесплодный жар», который разгорелся в его душе, и жалеет о своей неспособности решить общественные проблемы даром убеждения. Только тяжелая рука монарха может сотворить перемены, но будет ли на то его воля? Едва ли.
  6. Настроение в стихотворении двойственное: в первой части оно наполнено радостью открытий и внутреннего преображения, а во второй оно пропитано сочувствием и сожалением: не только об участи крестьян, но и о собственной беспомощности.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – осуждение крепостного права и обличение устройства российского общества. Лирический герой сочувствует крестьянину, который вынужден до гроба нести свое тяжкое бремя, изнемогать в постоянных работах на своего владельца. Он наблюдает за тем, как увеличиваются эти «толпы измученных рабов». Герой с грустью смотрит на состояние жизни простого народа, стремится голосом своим «сердца» встревожить, но все напрасно: либо он не наделен таким даром, либо сами люди глухи к пророку, ведь наслаждения и заблуждения города не дают им подумать о судьбе страны.

Смысл авторской позиции понять несложно: Пушкин намеренно хвалит деревню, где так хорошо думать и творить. Это намек на то, что элита просто не видит жизни России, не вылезая из шикарных палат. Только на лоне природы можно прислушаться к себе и понять, куда стоит направить свои силы и возможности. Там же человек может наглядно рассмотреть, как живется обреченному на нищету трудовому крестьянству. Все эти условия и впечатления эффективнее поэтического слова докажут необходимость перемен.

Читайте также:
Второстепенные действующие лица романа «Евгений Онегин»: сочинение

Средства выразительности

В стихотворении «Деревня» А.С.Пушкин использовал различные тропы, без которых невозможен подробный разбор произведения.

  • Основное средство художественной выразительности – контраст. В начале произведения поэт рисует мирные картины природы в деревне, которые вдохновляют его на создание произведений, а затем он описывает «темную» часть своего уголка – рабство. В последней части появляются страшные картины жизни крепостных людей, изображен их нелегкий труд.
  • Широко распространены антитезы: «барство дикое» сталкивается с «рабством тощим», довольство и изобилие природы противопоставляется позорной нужде, в которой живут крестьяне.
  • В этих частях особое внимание следует уделить эпитетам: «мирный шум дубров» и «рабство тощее», «светлые ручьи» и «толпы измученных рабов».
  • Поэт также использует олицетворение: шумят ручьи, везде «подвижные картины».
  • Столь же распространены метафоры: деревня – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «мельницы крылаты», «лоно счастья и забвенья».

Стихотворение и анализ «Деревня»

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой — я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой — люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты;

Везде следы довольства и труда…

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидывать судьбе

Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединеньи величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Краткое содержание

Стихотворение «Деревня» написано А.С. Пушкиным в 1819 году, во время пребывания в Михайловском, где он искал временного уединения, устав от суеты светского общества.

Приветствуя и прославляя прекрасный уголок, как он ласково называет деревню, автор отмечает его превосходство над шумными и глупыми великосветскими забавами. В природной красоте местности – цветущих садах, лугах, ручьях и озерах, холмах и полях открываются ему истоки истины и та древняя мудрость, которую несут «оракулы веков».

В деревне. Худ. П. Суходольский

Однако автора ужасает контраст между красотой природы и царящим в деревне помещичьим беспределом, безнаказанным барским произволом и бесправным, рабским положением крестьян.

Произведение делится на две смысловые части. Первую часть можно назвать идиллической картинкой русской деревни. Довольные, трудолюбивые крестьяне, прекрасная природа – все это умиротворяюще действует на лирического героя.

Читайте также:
Береги честь смолоду (по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка): сочинение

Во второй части перед читателем предстает совершенно другая картина. Он видит изможденных от непосильного труда людей, от зари до заката работающих в полях, совсем еще юных девушек, со страхом ожидающих, как барин распорядится их судьбой, маленьких детей, оставленных без присмотра матерями, не разгибающими спины на пшеничном поле, жестокие наказания подневольных работников за малейшую провинность.

Эти картины пронизаны тоской и несправедливостью. Автор, испытывая глубокое сочувствие и сострадание, возмущенно подчеркивает, что такое явление, как крепостное право, уже само по себе противоречит человеческой природе.

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом отчаявшегося героя. В нем, помимо безнадежности, звучит и слабая надежда быть когда-нибудь услышанным.

Анализ

История создания

В начале 19 века Россия все еще оставалась аграрной страной с экономикой, зависящей от натурального хозяйства. Однако резкое увеличение населения послужило причиной истощения земледельческих ресурсов. Назрела необходимость перевода экономики на капиталистические рельсы. В связи с этим, остро возник вопрос: что делать с крестьянами? Еще при Павле I им были даны определенные послабления, но вплотную заниматься крестьянским вопросом начал Александр I.

В это время Пушкин сближается с декабристами, увлекшись их революционными взглядами на преобразование общественного строя. На этой волне он, в 1819 году, пишет стихотворение «Деревня», которое было одобрено самим императором, так как поэт в это время еще не был опальным. Но публикация стихотворения все время откладывалась, а после восстания декабристов и Пушкин оказался в после зрения властей. Первая, наиболее нейтральная, пейзажная часть была опубликована в 1826 году с измененным названием «Уединение», а полный текст стихотворения «Деревня» появился только в 1829-м.

В тот период многие литераторы обращались в своих произведениях к теме крепостничества, не остался в стороне и Пушкин. Главную проблему поэт видит в том, что крепостной строй является тормозом прогресса и отбрасывает Россию на позиции экономически слаборазвитых стран.

Композиция

Композиционно стихотворение является зеркальным и состоит из двух частей. Эффект зеркальности заключается в том, что красивая картинка, как в кривом зеркале превращается в ужасающую действительность, которую уже не получается игнорировать.

Первая часть относительно статична за счет описания пейзажей и деревенской тиши. Во второй части в ход идут резкие словесные конструкции, описывающие рабский труд крепостного крестьянства.

Благодаря этому контрасту, достигается главная цель автора: обнажить проблему и заставить обратить на нее внимание, одновременно подтолкнув к действию.

Жанр «Деревни» не определяется одним словом. Здесь наблюдается смесь элегии и политической сатиры, оды и послания. Произведение относится к исторической и философской лирике..

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении использован пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Из средств художественной выразительности широко представлены метафоры: «мельницы крылаты», «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «лоно счастья и забвенья», «подругу размышленья» и т.д.

Эпитеты: «душистые скирды», «нивы полосаты», «измученные рабы», «лазурные равнины», «темный сад», «мирный шум» и другие передают настроение поэта. Аллегория: «оракулы веков».

Как и в большинстве своих произведений, в «Деревне» автор также использует архаизмы: «витийства», «глас», «влачится», «рыбарь».

Риторические приемы заключены в вопросах:

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

И над отечеством свободы просвещённой

Взойдёт ли наконец прекрасная заря?

Риторических восклицаниях: «Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!», «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» и риторическом обращении: «о друзья».

Проблематика и основная идея произведения

Проблематика стихотворения – крепостное право, как явление, противоречащее человеческим свободам, идея – необходимость его незамедлительной отмены. Эти убеждения утвердились у Пушкина после общения с И.С. Тургеневым, который занимался подготовкой писем к императору об отмене крепостничества в России.

Прошло шесть лет после написания «Деревни», когда в 1825 году декабристы вышли на Сенатскую площадь. Пушкин же обратился к этой проблеме гораздо раньше, все еще находясь под влиянием тайных политических обществ, в которых он состоял, учась в Лицее. Это свидетельствует о прогрессивности и зрелости его взглядов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: