Радищев Александр Николаевич: сочинение

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – биография, жизнь и творчество писателя

Детские годы

Известный писатель родился в конце лета 1749 года в Пензенской губернии. Его многочисленная семья проживала в Верхнем Аблязове и принадлежала к богатому дворянскому роду. Отец писателя был хорошо образованным человеком, знающим много языков. У него была большая библиотека.

Мать происходила из старинного рода дворян. Известно, что близкий родственник по материнской линии был первым университетским директором в Москве. Всё детство будущего писателя прошло среди братьев и сестёр, которых было в семье ещё десять. Им разрешалось общаться с крепостными крестьянами, которые рассказывали им сказки и разучивали с ними песни. Об этом известный писатель напишет в одной из глав своего популярного произведения.

Образование писателя

Родители будущего писателя старались дать своим детям хорошее образование, поэтому уроки им давали не только крепостные, но и нанимались специально учителя. Когда Александру исполнилось семь лет, его отправили в Москву для обучения. В доме дяди собирались гости, которых интересовало будущее страны. Среди них были и преподаватели университета. Их нанимали затем для обучения детей.

Известно, что в 1762 году Александра приняли в Пажеский корпус, где обстановка была совсем иной, чем в доме дяди. Основной целью занятий в этом учебном заведении было не получение знаний, а подготовка хороших придворных, поэтому основными науками были танцы и обучение этикету.

В 1766 году вместе с другими лучшими выпускниками Пажеского корпуса Александр Радищев по решению Екатерины Второй был отправлен в Лейпцигский университет. Императрица считала, что юноши должны были получить прекрасное образование. Они могли свободно посещать лекционные занятия по следующим дисциплинам:

  • математике;
  • философии;
  • праву;
  • иностранным языкам;
  • логике.

В этом университете преподавали замечательные и известные учёные. Так, будущий писатель любил посещать занятия философа Христиана Фюрхтеготта Геллерта, который преподавал словесные науки.

Вот именно здесь и увлёкся Александр литературой, даже занимался переводами.

Но эти прекрасные годы обучения омрачались постоянным надзором Екатерины Второй. За студентами следил майор Бокума, который постоянно писал на них доносы. Это привело к бунту, который бы мог привести будущего писателя и его друзей в тюрьму. Радищева и его товарищей арестовали, но русский дипломат вмешался и добился их освобождения.

Служба чиновника и литература

В 1771 году Александр Николаевич возвращается из Германии в Россию. В Петербурге он поступает в Сенат на место титулярного чиновника. Но работа оказалась монотонной и однообразной. Поэтому через два года известный писатель переходит на службу к генералу Брюсу, где его назначают военным прокурором.

Не забывал Александр Радищев и о светской жизни, посещая салоны и лучшие дома Петербурга. Он интересовался литературой того времени. Так он познакомился и с издателем журнала «Живописец». Именно в этом сатирическом печатном издании, возглавляемым Новиковым, и были опубликованы первые работы писателя Александра Радищева:

  • литературное сочинение «Офицерские упражнения»;
  • перевод «Размышления о греческой истории»;
  • наброски повести «Путешествие из Петербурга в Москву».

После удачной женитьбы будущий писатель стал строить и свою карьеру. Так, его сначала определили помощником управляющего таможни в Петербурге. Александр Радищев дослужился до коллежского советника, а затем возглавил Петербургскую таможню. Но при этом литературную деятельность не оставлял.

Публикация повести-путешествия

Краткая биография Радищева будет неполной, если не сказать о главном труде его жизни. Известно, что это «Путешествие из Петербурга в Москву» Александр Николаевич писал в течение девяти лет. Окончив его в 1788 году, он через год попытался опубликовать свою повесть, но все типографии относились к рукописи с опаской, считая её слишком «опасной». Это было вызвано тем, что основной темой повести стала критика правительства и размышления о непростой судьбе крестьянства в России.

Чтобы всё-таки напечатать свою книгу, Радищев создал собственную типографию. Для этого он специально купил печатный станок, а разрешение получил от полицмейстера Рылеева, который даже не стал читать рукопись. Он лишь только осмотрел оглавление, решив, что перед ним сентиментальное путешествие, жанр которого в то время был распространён.

Уже в конце весны 1790 года книга была напечатана, а в начале лета стала продаваться в одной из книжных лавок Петербурга.

Через две недели об этой повести говорил весь город: её не только перечитывали, но и передавали из рук в руки.

Вскоре прочитала это произведение Радищева и императрица, которая тут же отреагировала, посчитав, что в повести много дерзости, неповиновение власти. Вскоре все экземпляры книги были изъяты полицией и сожжены. И лишь только в 1888 году небольшими тиражами стали издавать повесть, а вот окончательный запрет был снят после революции.

Арест и ссылка

В конце июня 1790 года в дом к Александру Радищеву явилась полиция. Писателя тут же арестовали и отвезли в Петропавловскую крепость. Его дело вёл жестокий начальник Тайной экспедиции, поэтому весь июль Радищева мучили допросами. Затем его дело рассматривалось в Петербургской уголовной палате. Вскоре ему вынесли и приговор: смертная казнь.

Читайте также:
Почему жанр произведения А. Н. Радищева путешествие?: сочинение

Больше месяца писатель ждал исполнение приговора, но в начале сентября ему объявили о том, что императрица его помиловала и заменила смертную казнь на ссылку в Сибирь. Его отправили в Илимский острог на десять лет. Но Александр Радищев по состоянию здоровья просто не смог бы доехать до места назначения, если бы ему не помог старый друг и покровитель Александр Воронцов.

Граф высылал деньги чиновникам, которых проезжал Александр Николаевич, и писал письма с просьбами о том, чтобы к писателю относились мягче. А уже в начале 1792 года Радищев добрался в Илимск. Вместе с писателем в ссылку отправились два его сына и сестра покойной жены.

Радищев писал по дороге заметки о путешествии в Сибирь. Писатель изучал историю этого края, а также информацию о мыслителях конца восемнадцатого века. Но Радищев пробыл в ссылке не весь срок, так как к власти пришёл Павел Первый, который старался отменить многие решения своей матери. Он и освободил писателя.

Личная жизнь

Краткая биография Радищева интересна и тем, что он был влюблён в девушку, родители которой были против выбора дочери. Им не нравилось то, что Александр Николаевич был чиновником. Но в 1775 году они дали своё разрешение, и известный писатель женился на Анне Рубановской. В этом браке появилось трое сыновей и дочь.

Но семейная жизнь не оказалась счастливой, так как вскоре при родах жена умерла. Воспитанием детей стала заниматься её сестра Елизавета, которая впоследствии поехала с Радищевым в ссылку. Но оттуда она уже не вернулась, так как умерла в 1797 году.

Последние годы

После возвращения из ссылки Александру Радищеву разрешено было проживать в родовом имении, которое находилось в Калужской губернии. Талантливый поэт не был помилован, поэтому из своего поместья в Немцово никуда не выезжал. Лишь только однажды ему разрешили отправиться к родителям, чтобы с ними повидаться. В имении отца он прожил до 1801 года, продолжая писать. Так, находясь вдали от общества, Радищев создал экономический трактат о своем владении, в содержании которого доказал необходимость освобождения крестьян.

Амнистировали писателя Радищева лишь только тогда, когда к власти пришёл Александр Первый. Ему было разрешено вернуться в Петербург, а граф Воронцов помог ему найти работу в Комиссии составления законов. Эта должность вдохновила Радищева, и он тут же стал составлять проект «Гражданского уложения», главной идеей которого должна была стать отмена крепостничества.

Но начальство не поддерживало и лишь критиковало его идеи. Кроме того, начальник даже несколько раз намекал Александру Николаевичу о том, что с такими идеями возможна ещё одна ссылка в Сибирь. Своё недовольство властью и сам Радищев выражал в творчестве, написав две поэмы:

  • «Песни древних»;
  • «Песнь историческая».

Но ни одна из этих поэм так и не была закончена.

Несмотря на то, что содержание этих произведений переносит читателя в римскую историю, но прекрасно описывают те события, которые происходили в России:

  • последний переворот во дворце;
  • гибель Павла Первого;
  • приход к власти Александра Первого.

Неожиданная смерть

Осенью 1802 года известный писатель Александр Радищев умер. Известен тот факт, что незадолго до этого он написал слова о том, что за него отомстит потомство. В любой биографии Радищева кратко говорится о том, что же привело писателя к смерти. Обычно на уроке в классе ученики при изучении его творчества интересуются тем, какова причина смерти.

Существует несколько версий того, что же привело Радищева к смерти. Так, интересной считается та, в которой объясняется, что сын известного писателя приготовил жидкость для чистки эполет, а Александр Николаевич её случайно выпил. Такой состав состоял из смеси азотных и соляных кислот. Но всё-таки официальной версией стала смерть от чахотки.

Интересные факты

Отношение к творчеству Радищева не было однозначным: революционеры ценили писателя, но часто критиковали. Александр Пушкин считал его повесть-путешествие посредственным литературным сочинением.

Талантливый писатель добирался из Петербурга в Сибирь в течение 480 дней. Второй брак известного писателя возмутил светское общество, так как женитьба на свояченице считалось кровосмешением. Даже отец не желал этого брака. Известно, что в этом союзе появилось ещё трое детей, которые долгое время считались незаконнорождёнными.

Александр Радищев

краткая биография

Роль и место в литературе

Творчество Александра Николаевича Радищева может служить примером того, что в русской литературе середины и конца 18 века наблюдалось одновременное развитие как романтического, так и реалистического направления. Радищев явился зачинателем критического реализма за счет изображения им действительности в сатирическом ключе.

Если ранние работы Радищева несли в себе ярко выраженные признаки сентиментализма, то в дальнейшем его произведения становятся все более социально окрашенными. Но не только в этом заключалась самобытность его творчества. Высшим его проявлением многие исследователи считали утверждение просветительского реализма, который отличала связь с устным народным творчеством, тонкий психологизм и мягкий лиризм.

Читайте также:
Художественное своеобразие Путешествия из Петербурга в Москву А. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи: сочинение

Дом Радищевых в Верхнем Аблязове. Худ. Э. Бернштейн

Все чаще в своих произведениях автор выражает недовольство самодержавием, все чаще звучит уверенность в том, что народ вправе судить своего правителя, как преступника. Чтобы наглядно показать, как это может работать, Радищев написал оду «Вольность», в которой неприкрыто прославлялась народная революция. Толчком к написанию оды послужило восстание Пугачева и борьба простых американцев за независимость.

Радищева очень волновала проблема появления нового сознания у человека, которое бы соответствовало позиции патриота, гражданина, в целом, борца с поработителями. Но без наставников с высокими нравственными идеалами такая борьба была бы невозможна. Свое видение этого процесса он выразил в «Житии Ф.В. Ушакова».

Крепостной Мамонтов обучает Александра грамоте

Именно эти идеи и привели, в конечном счете, к появлению «Путешествия из Петербурга в Москву», в котором автор ярко и беспощадно отобразил положение российского народа. Главная идея «Путешествия» — освобождение путем революции, которая непременно должна произойти.

Происхождение и ранние годы

Родина Александра Радищева – Саратовское наместничество, село Верхнее Аблязово. Дата рождения – 31 августа 1749 года. Он появился на свет в многодетной семье, в которой, кроме него было одиннадцать детей. Имел дворянское происхождение, его дед по отцу, Афанасий Прокофьевич, был денщиком у самого Петра Первого.

Отец Александра, Николай Афанасьевич, был владельцем крупного поместья, отличался набожностью, и, вместе с тем, высокой образованностью, владел четырьмя иностранными языками. Предками матери, Феклы Саввичны, были дворяне Аргамаковы.

Образование

Радищев получил домашнее начальное образование. Читать и писать его научил крепостной П. Мамонтов, приложила руку к обучению юного воспитанника и его няня. Нанимали мальчику и француза-гувернера, который в итоге оказался не учителем, а сбежавшим дезертиром.

Жена Анна Радищева

Когда Александру исполнилось семь лет, его отправили в Москву. Там жил родственник Радищевых, дядей которого был сам директор Московского университета. В течение пяти лет Александр проживал у него, постигая курс университетской гимназии. Помимо этого, он участвовал в студенческих диспутах.

В 1762 году Александр заступил на службу пажом к императрице Екатерине, которую он в числе прочих сопровождал в поездке. Прожив два года в Петербурге, он, вместе с другими молодыми дворянами, отправился для обучения в университет Лейпцига. За пять лет обучения Радищев постиг литературу, языки, право, естественные науки, было в программе и музыкальное образование. Учился он блестяще и считался одним из лучших студентов. В 1771 году университет был окончен, и юноша вернулся в Россию.

Творчество

По возвращении Александр получил чин титулярного советника и приступил к службе в Сенате протоколистом. Свободное время он посвящал переводам. Так, им был переведен Г.Б. де Мабли «Размышления о греческой истории» и еще ряд произведений. В 1773 году Радищев пишет повесть на основе собственной биографии под названием «Дневник одной недели», которую опубликовали лишь в 1811 году. Это была первая сентиментальная исповедь в российской литературе. В те же годы была написана «История Российского сената», которая через некоторое время была уничтожена.

Радищев на допросе. Худ. Н. Баранов

В1773 году Александр Николаевич приступает к работе в Финляндской дивизии в качестве полкового судьи. Именно в это время он узнает о пугачевском бунте. Это событие оказало на него столь сильное впечатление, что с этого времени он стал ярым противником крепостничества.

В 1775 году Радищев ушел в отставку и приступил к очередной службе только через несколько лет. Прослужив до 1780 года юрист-консулом, он заступил на службу в Петербургскую таможню и стал ее управляющим.

В конце 1780-х годов наступило время активного творчества. В 1780 году было написано «Слово о Ломоносове», в 1783 году была закончена ода «Вольность». В 1782 году Радищев написал своему другу С.Н. Янову «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске», в котором содержались рассуждения о роли Петра Первого в истории России. Еще одно автобиографическое произведение было написано в 1788 году и рассказывало о Лейпцигском периоде жизни писателя.

Путь в ссылку. Худ. С Боим

В1780 году, на заседании Общества друзей словесных наук, членом которого он являлся, им была представлена и зачитана «Беседа о том, что есть сын Отечества», главным посылом которой была мысль о том, что человек – «существо свободное».

Кроме литературных произведений, из-под пера Радищева выходили и научные работы. Им созданы: «Проект нового генерального таможенного тарифа», «Описание Петербургской губернии», «Описание Тобольского наместничества» и другие труды.

Главные произведения

В 1790 году было написано главное произведение – «Путешествие из Петербурга в Москву», прочитав которое, Екатерина II назвала писателя «бунтовщиком хуже Пугачева».

Читайте также:
Художественное своеобразие Путешествия из Петербурга в Москву А. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи: сочинение

Издатели очень боялись уголовного преследования за публикацию «Путешествия», потому что оно было насквозь пропитано антикрепостническим и антисамодержавным духом. Поэтому все отказались от его печати. Радищеву ничего не оставалось, как приобрести оборудование и устроить типографию у себя дома.

Им было напечатано 650 экземпляров, которые были розданы друзьям и знакомым.

Радищева заключили в крепость и через некоторое время вынесли приговор, утвержденный Сенатом и Советом. После представления его императрице, писатель был признан виновным в издании этого произведения. В именном Указе подчеркивалось, что тяжесть его вины соответствует смертной казни. Но, благодаря заключению мира со Швецией, казнь заменили десятилетней ссылкой в Сибирь.

Во время ареста на Радищеве была легкая летняя одежда, в которой его и увезли из крепости в ссылку. Скорее всего, Екатерина, видя, как тяжело переносит заточение Радищев, надеялась, что он не доберется до пункта своего назначения. Но граф Воронцов распорядился, чтобы писателя обеспечили надлежащей одеждой, соответствующей такому долгому пути.

Музей Радищева в Саратове

В ссылке Радищева определили в Илимский острог. Здесь он провел долгие пять лет заключения. Постепенно быт его наладился, он стал помогать местным жителям тем, что лечил их и делал прививки от оспы их детям. Также он занялся обжигом посуды, оборудовав компактную гончарную печь. И, конечно же, он ни на минуту не оставлял свою литературную деятельность.

Последние годы

Когда к власти пришел Павел I, Радищева освободили, но с условием жить только в пределах своих деревень. Он перебрался в Немцово, где за ним был установлен постоянный полицейский надзор. Переписка его также строго контролировалась. Но Александр Николаевич не опускал руки, в этот период он написал поэму «Бова», «Описание моего владения» и другие произведения.

Музей Радищева на его родине

Полностью Радищева амнистировали уже при правлении Александра I. Ему был возвращен дворянский титул и разрешение на проживание в Петербурге. Новый император, разглядев в Радищеве то, что не увидели другие, включил его в комиссию по составлению законов.

Александр Николаевич Радищев умер 24 сентября 1802 года. Вокруг его смерти до сих пор ходит несколько версий: по одной из них (самой вероятной), он отравил себя ядом, другая версия гласит о смерти от чахотки и по третьей – причиной смерти стал несчастный случай.

Похоронен писатель на Волковом кладбище Санкт-Петербурга. Могила его находится на Литераторских мостках.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) Событие
1749 Год рождения А.Н. Радищева
1756 Отъезд в Москву на обучение
1762 Радищев отправляется для обучения с Пажеский корпус
1766 Отъезд в Лейпцигский университет
1771 Возвращение в Петербург. Служба в Сенате
1773 Перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории»
1773-1775 Служба прокурором в штабе финляндской дивизии
1775 Женитьба Радищева
1777 Поступление на службу в Коммерц-коллегию
1780 – 1790 Работа в таможне. Начало работы над «Путешествием»
1784 Вступление в «Общество друзей словесных наук
1789 Приобретение домашней типографии
1790 Радищев возглавил Петербургскую таможню
май 1790 Выход «Путешествия из Петербурга в Москву»
1790 Приговор к десятилетней ссылке в Сибирь
1796 Возврат Радищева из ссылки Павлом I
1802 Не стало Александра Николаевича Радищева
Интересные факты
  • начальной грамоте Радищева обучали крепостные;
  • экземпляр «Путешествия», который читала императрица, сохранился до настоящего времени, он испещрен пометками циничного содержания;
  • А.С. Пушкин весьма скептически относился как к «Путешествию», так и к его автору;
  • А.Н. Радищев был дважды женат. От обоих браков у него было семеро детей;
  • вторая жена Радищева отдала все свои драгоценности тюремным надзирателям, чтобы те не подвергали ее мужа пыткам;
  • уже в 20 веке многие революционеры говорили, что их взгляды сформировались во многом благодаря А.Н. Радищеву.
Память о писателе

Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева.

Могила на Волковом кладбище

Музей А. Н. Радищева открыт в 1945 году в селе Верхнее Аблязово (сейчас село Радищево) Кузнецкого района Пензенской области.

В честь Радищева был назван астероид под номером 2833.

В Москве, на Верхней Радищевской улице установлен памятник писателю.

Улицы Радищева существуют в Минске, Алма-Ате, Керчи, Симферополе и других городах СНГ.

Сочинение по повести Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Александр Николаевич Радищев создавал свое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» в течении десяти лет. Среди многочисленных творений автора, именно эта книга стала наиболее популярна в литературных кругах. Сначала она издавалась без всякого упоминания её автора. Литературные критики были поражены смелостью и дерзостью создателя столь откровенного повествования, который не боялся открыто высказываться о сильных мира сего и вообще о существующем в то время самодержавии в таком негативном ключе. Сама Екатерина, после того как имя автора стало известно, сравнила Радищева с самим Пугачевым. Кроме того, книга очень изменила жизнь писателя, ведь сразу после её издания он был арестован за обнародование своих вольных домыслов и якобы призыв крестьян к восстанию. По этой причине Радищев стал некой легендой своего времени, дворянином – революционером, не желающим мириться с купанием в роскоши помещиков и чиновников, между тем как крепостные крестьяне умирают от голода, работая по семь дней в неделю от зари до зари.

Читайте также:
Почему жанр произведения А. Н. Радищева путешествие?: сочинение

В своем произведении он достаточно ярко описывает всю изнанку России, страну, где царит беззаконие и хаос. По пути ему встречаются разные люди, из разных слоев населения и разного социального статуса. Каждый город – новая глава. Рассказ ведётся от лица одного путешественника, который в своем дневнике оставлял заметки о каждом населенном пункте, в котором ему приходилось останавливаться, описывал особенности жизни в том или ином городе. Все его записи сводились к тому, что где бы он не был, везде процветала коррупция и произвол среди чиновников. Помещики не считали своих крестьян за людей, с лёгкостью могли продать крепостного за порцию устриц или за новую карету. Путешественник принимал всю эту несправедливость достаточно близко к сердцу, ему до слез было обидно за русский народ, угнетаемый и униженный этими хозяевами жизни.

Люди, которые попадаются на его пути в большинстве своем обездоленные, бесправные и несчастные крестьяне. Они делятся с путешественником своими проблемами и жалуются на беспредел, творимый в их городе. Иногда среди его собеседников попадаются и помещики, которые отличаются порядочностью, но они, хоть и не довольны сложившейся ситуацией в стране, ничего не могут изменить и идти против всего капиталистического строя. Поэтому Радищев призывает их всех к восстанию и революции.

2 вариант

«Путешествие…» Радищева вошло в историю России как первое литературное произведение, изобличающее общественный и политический порядок России в конце XVIII века. Недаром приводятся слова тогдашней главы государства Екатерины II, мол автор – бунтарь не хуже самого Емельяна Пугачева.

Нужно заострить внимание на данном высказывании. Очевидно, Екатерина была женщиной неглупой. Вряд ли она лукавила, когда считала Радищева опасным человеком для российской государственности. Он не громил дворянские поместья, не вставал под ружье против регулярной армии. У писателя было более эффективное оружие – перо. Если Пугачев своими погромами мог затронуть небольшую часть европейской России, то Радищев распространением своей повести мог затронуть умы всей страны.

Издатели это прекрасно понимали, поэтому не спешили публиковать сей литературный обвинительный приговор. Более того, Радищев был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой. Все напечатанные экземпляры были преданы забвению. Что сказать, ведь даже большинство самых просвещенных русских людей не знали о ее существовании. О ней знал А. Пушкин, несколько литературоведов и ученых.

Используя современную терминологию, можно сказать, что книга было признана экстремистской. Официальный запрет с распространения книги был снят в 1905 году в свете либерализации политической системы после Первой русской революции.

В кратком анализе не стоит акцентировать внимание на сюжете, поэтому скажем, что повесть написана в стиле дорожного путешествия, где протагонист сталкивается с различными бытовыми ситуациями в ходе поездки. Он в сентиментальном ключе связывает эти ситуации с более масштабными политическими и общественными явлениями той поры: формы организации отношений между помещиками и крестьянами, тяжесть рекрутского набора на военную службу, притеснения и страдания крепостных крестьян, возможность продажи людей и другими.

Объединяющей мыслью для всех глав является то, что автор крайне негативно относится к крепостной системе тогдашнего общества. Простой работяга вынужден от зари до зари трудиться, чтобы обеспечить как барина, так и свою семью. Крестьянские девушки вообще приравнивались к скотине: помещик мог ее обесчестить по своему желанию или продать, как надоевшую игрушку.

На основании содержания повести, можно вполне сделать вывод, что Радищев был первым русским просветителем революционного толка.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Популярные сегодня темы

1831 — в деревне Горохово, недалеко от города Орла на свет появился будущий литератор Николай Семенович Лесков. Его раннее детство прошло в Орле, где отец, бывший семинарист, служил следователем.

Роман Достоевского Преступление и наказание еще раз показывает, насколько человек может перенести всю тяжесть нравственных потрясений, сколько было метаний в мыслях у Раскольникова.

Собакевич – это один из Чиновников в поэме “Мертвые души”, которую написал Н. В. Гоголь. Он был очень жаден и поэтому, когда к нему приехал Чичиков, главный герой поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя,

Авторству Антона Павловича Чехова принадлежит немало прозаических произведений – произведений лаконичных и при этом глубокомысленных. В этом тексте будет проанализировано

«Энеида» – поема, написанная на основе римской мифологии. Произведение описывает легендарного троянца и сына царя Трои Приама – Энея. Римская держава была основана Энеем после распада Трои.

Сочинение на тему «Путешествие из Петербурга в Москву. Радищев А.»

Александр Николаевич Радищев создавал свое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» в течении десяти лет. Среди многочисленных творений автора, именно эта книга стала наиболее популярна в литературных кругах. Сначала она издавалась без всякого упоминания её автора. Литературные критики были поражены смелостью и дерзостью создателя столь откровенного повествования, который не боялся открыто высказываться о сильных мира сего и вообще о существующем в то время самодержавии в таком негативном ключе. Сама Екатерина, после того как имя автора стало известно, сравнила Радищева с самим Пугачевым. Кроме того, книга очень изменила жизнь писателя, ведь сразу после её издания он был арестован за обнародование своих вольных домыслов и якобы призыв крестьян к восстанию. По этой причине Радищев стал некой легендой своего времени, дворянином – революционером, не желающим мириться с купанием в роскоши помещиков и чиновников, между тем как крепостные крестьяне умирают от голода, работая по семь дней в неделю от зари до зари.

Читайте также:
Почему жанр произведения А. Н. Радищева путешествие?: сочинение

В своем произведении он достаточно ярко описывает всю изнанку России, страну, где царит беззаконие и хаос. По пути ему встречаются разные люди, из разных слоев населения и разного социального статуса. Каждый город – новая глава. Рассказ ведётся от лица одного путешественника, который в своем дневнике оставлял заметки о каждом населенном пункте, в котором ему приходилось останавливаться, описывал особенности жизни в том или ином городе. Все его записи сводились к тому, что где бы он не был, везде процветала коррупция и произвол среди чиновников. Помещики не считали своих крестьян за людей, с лёгкостью могли продать крепостного за порцию устриц или за новую карету. Путешественник принимал всю эту несправедливость достаточно близко к сердцу, ему до слез было обидно за русский народ, угнетаемый и униженный этими хозяевами жизни.

Люди, которые попадаются на его пути в большинстве своем обездоленные, бесправные и несчастные крестьяне. Они делятся с путешественником своими проблемами и жалуются на беспредел, творимый в их городе. Иногда среди его собеседников попадаются и помещики, которые отличаются порядочностью, но они, хоть и не довольны сложившейся ситуацией в стране, ничего не могут изменить и идти против всего капиталистического строя. Поэтому Радищев призывает их всех к восстанию и революции.

Второстепенные персонажи

Проведя анализ «Из Петербурга в Москву», можно сказать, что автор показал в своем произведении материальное и правовое положение всех классов. Книга заканчивается «Словом о Ломоносове», указывая на то, что его вера в народ не беспочвенна.

Образ господина Ч

Этот человек поведал рассказчику свою историю о неудачном морском путешествии. Во время прогулки из-за отлива и шторма корабль застрял в камнях всего лишь в полутора километрах от берега. Чтобы его вытащить, нужна была помощь со стороны. Рулевой судна по имени Павел решил доплыть до берега и попросить помочь людям. Но ему отказали, так как начальник спал, а будить его нельзя было.

Конечно, нашлись добрые и отзывчивые люди, которые готовы были оказать помощь. Корабль удалось вытащить, и он отправился в путь.

После этих событий господин Ч. решил добраться до начальника с целью получить от него ответ, разобраться в сложившейся ситуации. Но его реакция была невозмутимой. Он ответил, что в его обязанности не входит спасение людей.

Барон Дурындин и слепой старик

Рассказчику пришло письмо, где сообщалось о браке престарелого барона и некой дамы, которая ранее была женщиной легкого поведения. Сейчас она владелица собственного «дома терпимости», на котором заработала довольно хорошие деньги.

Союз этот, конечно, основан не на светлых чувствах. Барон явно заинтересован в богатстве, а женщина не хочет встречать старость в одиночку.

Также в произведении главному герою встречается слепой старик. Встреча произошла на станции, мимо которой проезжал рассказчик. Старец пел, за что получал копейки. Главный персонаж предложил этому человеку деньги, но тот отказался, попросил дать ему что-нибудь, что поможет согреться зимой. Рассказчик подарил ему теплый платок.

Спустя какое-то время главный герой узнает о смерти старика. Ему было приятно осознавать, что подаренная вещь пригодилась старцу, так как он ходил в платке все оставшееся время, его даже похоронили в нем.

В повести особое внимание уделяется описанию жизни нищих людей, а точнее крестьян. Автор показывает тяжесть их труда, страдания народа. Он рассказывает о помещике, который отнял у них все — землю и свободу. Люди работают, чтобы их дети не умерли с голоду. Крестьяне измучены барщиной.

Каждый человек, который встречается рассказчику на пути, живет своей жизнью. Но эти встречи оставляют глубокий след в его сердце и мировоззрении. Он открывает глаза на многие проблемы, список которых огромен, меняет свои убеждения и взгляды.

Смысл произведения в том, что стране нужны перемены, новая власть и другие законы, которые будут защищать простой народ, а не знать.

Читайте также:
Художественное своеобразие Путешествия из Петербурга в Москву А. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи: сочинение

«Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение

Урок 11. Русская литература 9 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “«Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение”

Сегодня на уроке мы:

· вспомним признаки жанра путешествия;

· обсудим особенности формы и содержания «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева.

Путешествие как жанр появилось ещё в древности. Люди записывали свои впечатления о новых землях, чужих странах и местных обычаях.

В древнерусской литературе такие описания называли хождениями.

Например, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Давайте вспомним основные признаки жанра путешествия:

· рассказ ведётся от первого лица;

· основой литературного путешествия является очерк;

· автор пишет о событиях и фактах, с которыми встретился в пути;

· вместе с бытовыми зарисовками приводятся рассуждения автора о культуре и истории страны, по которой он путешествует.

Почему же Радищев решил выбрать для своей книги именно этот жанр?

Ответ можно найти в словах самого писателя. Он писал:

«Много можно узнать, если бы сыскался или житель столицы, или житель в губернии, или путешествователь, довольно имеющий твёрдости духа, любящий отечество и правду, а сверх того находяся в независимости своей в особенности, не имел нужды бояться мщения сильных, сделал бы картину преступающих в злоупотреблении властей».

Начинается книга с посвящения Алексею Кутузову, другу Радищева. Они вместе учились в Пажеском корпусе и университете Лейпцига.

По мере взросления их взгляды разошлись. Кутузов стал масоном.

«Хотя мнения мои о многих вещах различествуют с твоими, но сердце твоё бьёт моему согласно – и ты мой друг», ‒ пишет Радищев в посвящении.

Затем писатель продолжает: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлённа стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы». Эти строки указывают на цель книги.

Радищев хочет поделиться своими идеями и показать людям русскую жизнь без прикрас. Отвлечённой философии он противопоставляет «прямой взгляд» на действительность.

В качестве эпиграфа Радищев взял строки из поэмы Тредиаковского «Телемахида»:

«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Эти слова из отрывка о царстве Аида.

Там цари несут кару за свои земные дела. Они отражаются в двух зеркалах: «зерцале правды» и «зерцале лести». В зерцале правды цари видят чудовище тучное, грубое, огромное, у него сотня лающих пастей. С лёгкой руки Радищева эта фраза стала крылатой.

Стиль «Путешествия из Петербурга в Москву» сложный. Радищев использует множество церковнославянских слов, например, «лествица», «десница», «возглавие»,

Здесь много устаревших союзов и частиц, таких как дабы, токмо, аки.

Есть в ней и просторечия, и фольклорные элементы. При этом Радищев упоминает имена французских просветителей и пользуется современными социальными и политическими терминами, например, «общество» и «гражданин». Ещё одна особенность – постоянные отсылки к Библии.

В «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев соединяет жанр путешествия и жанр дневника.

Автор не просто показывает окружающую действительность, он выражает своё отношение к ней. Каждое событие наводит на размышления или вызывает воспоминания, иногда очень личного характера. Писатель открыто делится сокровенными мыслями, очень эмоционально реагирует на события и людей. Поэтому Радищева иногда называют основателем русского сентиментализма вместе с Карамзиным.

Кроме того, в книге есть элементы многих других жанров. Например, в главе «Новгород» приводится отрывок из летописи. В главе «Тверь» мы видим стихи – отрывок из оды «Вольность». В главах «Хотилов» и «Торжок» есть элементы публицистики. Но основным жанром всё-таки является путешествие.

Согласно канонам жанра, «Путешествие из Петербурга в Москву» написано от первого лица. Долгое время считали, что герой повествования – сам Радищев.

Позже учёные пришли к выводу, что герой повествования – это собирательный образ дворянина. Действительно, мы можем судить о его личности, но при этом ничего о нём не знаем. В книге не сказано о цели его поездки, внешности, титуле, состоянии и так далее.

Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» на первый взгляд проста.

В книге есть посвящение и 24 главы.

Каждая из глав по закону жанра носит название станции, которую проезжал путешественник. И в каждой из глав рассказывается своя отдельная история. Эти истории не связаны друг с другом по сюжету. Их объединяет линия героя-путешественника и его внутреннего пути, который он проходит, наблюдая картины русской жизни.

Читайте также:
Почему жанр произведения А. Н. Радищева путешествие?: сочинение

В книге можно выделить несколько циклов, которые объединяет одна тема.

Первый цикл начинается с «Выезда» и заканчивается главой «Спасская Полесть».

В нём путешественник переживает крушение своих иллюзий. Действительность оказывается не такой, как он себе представлял.

В Софии почтовый комиссар отказывается выполнять свою работу, лжёт, грубит. Герой едва сдерживает желание побить его. А выехать из Софии путешественнику удаётся при помощи взятки.

Грустная песня извозчика заставляет героя задуматься о душе русского народа и его нелёгкой судьбе:

«Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагрённый кровию от оплеух, многое может решить, доселе гадательное в истории Российской».

В главе «Тосна» герой потрясён качеством дороги от новой столицы до старой:

«Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою её почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав её гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала её непроходимою».

Он встречается со стряпчим, который подделывает дворянские родословные. Герой советует ему продать свои бумаги разносчикам на обёртки, «ибо мнимое маркизство скружить может многим голову, и он причиною будет возрождению истреблённого в России зла – хвастовства древния породы».

В Любани крестьянин рассказывает герою о своей тяжёлой жизни. Он обязан работать на барина шесть дней в неделю. Для себя крестьянин вынужден работать ночами и по праздникам.

«– Друг мой, ты ошибаешься, мучить людей законы запрещают», ‒ говорит ему путешественник.

«– Мучить? Правда; но небось, барин, не захочешь в мою кожу», ‒ отвечает крестьянин.

В пути герой рассуждает о беспределе помещиков. Он разгневан, но вдруг понимает, что и сам несправедлив со своими слугами. Ему становится стыдно. Закон, который даёт одному человеку власть над другим, кажется ему отвратительным.

В Чудово приятель путешественника рассказывает о бездушности чиновников. Сержант боится разбудить начальника, чтобы спасти попавших в шторм людей. А начальник и не собирается никого спасать. «Не моя то должность», ‒ говорит он.

В Петербурге этого начальника осуждали, но мер никаких не приняли. Друг путешественника в гневе даёт жёсткую оценку столичным властям: «Не въеду николи в сие жилище тигров. Единое их веселие – грызть друг друга; отрада их – томить слабого до издыхания и раболепствовать власти».

Мысль о порочности власти продолжается в главе «Спасская Полесть», где путник слышит сказку о наместнике, который тратит казённые деньги на свои прихоти. Позже герой встречается с человеком, которого обманул компаньон. Из-за несправедливых законов, он потерял всё. Его разорили, отдали под суд, жена до срока родила и умерла вместе с младенцем.

Потрясённый герой видит сон, в котором он – правитель процветающего края. К нему приходит странница Прямовзора и показывает, что процветание было обманом. Всюду царит беззаконие, люди бедствуют. Герой понимает, что власть обязана охранять закон, но на деле всё не так. Этот сон – кульминация первого тематического цикла.

Темы второго цикла – семья и общество. Напряжение и возмущение несправедливостью общества в нём нарастает. Начинается он с главы «Зайцово». Там герой встречается со своим знакомым Крестьянкиным, который ушёл из уголовной палаты.

Крестьянкин говорит о царящем беззаконии и рассказывает о крепостных, которые убили своего барина и его сыновей. Причиной бунта стало изнасилование одним из сыновей молодой крестьянки почти что на глазах у жениха. В этой главе автор обращается к мысли о развращённости нравов дворянства.

В главе «Крестцы» мы видим наставление отца-дворянина сыновьям. Здесь путешественник рассуждает о семье, вспоминает о разгульной молодости и кается в грехах юности. Его возмущает закон, который обязывает служить дворянских детей.

«Яжелбицы» возвращают героя к мысли о развращённости людей. В ней отец хоронит сына и винит в его смерти свою дурную болезнь. Причиной разврата герой считает государство, которое защищает проституцию.

Образец нравственности показан в главе «Едрово», где герой встречает крестьянку Анюту. Её красота, строгость и целомудрие восхищают путешественника.

В главах «Хотилов», «Вышний Волчок», «Выдропуск» и «Торжок» автор рассуждает об основах русского государства: крепостном праве, дворянских привилегиях, цензуре. Он утверждает, что крестьян нужно освободить, цензуру отменить, а дворянские привилегии уничтожить. Его идеал – свободное общество.

Эмоциональным подтверждением его проектов служит глава «Медное», где герой видит, как продают крестьян будто вещи.

В главе «Тверь» герой встречает модного поэта, который читает ему свою оду «Вольность». Этот гимн свободе герой воспринимает скептически. Здесь же даётся определение свободы: «Вольностию должно называть то, что все одинаково повинуются законам».

Третий цикл заключительный. В нём мы видим, что увиденное изменило героя. Он стремится бороться с беззаконием, совершая добрые дела. В «Городне» он помог вольным крестьянам избежать незаконного рекрутского набора. В «Клине» помогает слепому певцу. В главе «Пешки» герой ужасается нищете крестьянства. Он называет помещиков «алчными зверями» и «ненасытными пиявицами».

Читайте также:
Художественное своеобразие Путешествия из Петербурга в Москву А. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи: сочинение

Завершается «Путешествие из Петербурга в Москву» «Словом о Ломоносове» в главе «Чёрная грязь». Здесь Радищев воспевает заслуги Ломоносова, однако упрекает его в том, «что, следуя общему обычаю ласкати царям, нередко недостойным не токмо похвалы, стройным гласом воспетой, но ниже гудочного бряцания, ты льстил похвалою в стихах Елисавете». В этой главе Радищев рассуждает о роли личности в истории. Он верит, что человек способен изменить историю. Эта мысль объясняет цель написания книги и возвращает нас к посвящению: «возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных».

О творчестве Радищева можно сказать его же словами: «Блажен писатель, если творением своим мог просветить хотя единого, блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель».

Сочинение Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

В своем произведении Радищев, в форме путешествия, дал яркую картину российской жизни своего времени, прибавив к ней не только размышления морального характера, но и некоторые проекты реформ.

Много места в книге уделено крепостному праву, которое автор считал одной из главных проблем России. Радищев (через путешественника-рассказчика) показывает продажу крестьян за долги барина. Среди продаваемых его воспитать, кормилица и даже незаконнорожденный сын. Другой яркой картиной является свадьба крестьян, которых помещик женит против их воли.

Описывая избу, где останавливается рассказчик, автор показывает картину беспросветной нищеты крепостных. Отмечает он также и их тяжелый труд, показывая крестьянина, работающего на своей земле в воскресенье, так как шесть дней в неделю он должен отбывать барщину.

Однако демонстрируя ужасное положение большинства населения и испытывая к ним искреннее сочувствие, Радищев не идет дальше призывов к совести помещиков. Даже проект по отмене крепостного права, который случайно находит и читает главный герой, состоит в основном из доказательств необходимости освободить крестьян (как морального, так и экономического плана). Единственная мера, предусмотренная в этом документе – это призыв дворянам добровольно и в индивидуальном порядке дать волю своим крестьянам. В отношении государственных мер там не говорится ничего.

Критикует Радищев и российское чиновничество. Он показывает мелкого начальника, не желающего принять меры по спасению тонущих в поврежденной лодке и мотивирующего это тем, что подобные действия не входят в его прямые обязанности. С другой стороны, автор не останавливается на критике отдельных лиц. Он показывает судью, вышедшего в отставку из-за нежелания осудить крестьян за убийство жестокого помещика, то есть подводит читателей к выводу, что сама система устроена неправильно, в ней честный и добрый человек не может долго удержаться.

Касается автор и темы просвещения. В частности, встреченный рассказчиком семинарист рассказывает о плохой постановке системы духовного образования. Лекции в семинарии читаются бездарно и на латыни, что не способствует усвоению знаний.

Автор завуалировано призывает и к другим изменениями существующего строя. Он критикует дворянские привилегии, рекрутскую повинность и цензуру. Не давая четких проектов реформ, он хвалит порядки древнего Новгорода, где простые люди принимали участие в управлении.

Сочинение по произведению 2

Произведение написано немного сумбурно, урывками. Радищев, – русский дворянин и философ, рисковал головой, написав такое. В произведении он описывает не только погоду, но быт, условия существования крестьян, в большинстве своём крепостных, бесчеловечное отношение помещика к крепостникам. Этим Радищев уже критиковал самодержавие, но в произведении есть и прямые высказывания против него.

Произведение Радищева было опубликовано весной 1790 года. Сразу по приказу властей тираж был арестован, императрица ознакомилась с этим произведением м нашла его антигосударственным и вредным для российских умов. Весь тираж по её распоряжению был уничтожен а в отношении самого Радищего начато судебное разбирательства. Сначала как политического преступника его приговорили к смертной казни, но затем что бы дело не имело слишком большого резонанса его отправляют в ссылку на 10 лет. Однако, резонанс был, это было первый раз в российской истории что бы дворянин критиковал самодержавный строй. «Именно дворянин», для правящего класса тогда это было немыслимо. Это событие послужило началом российского оппозиционного движения среди высшего общества.

Проблема крепостничества не раз ставилась на рассмотрение Государственного Совета под председательством императрицы Екатерины. Но, всякий раз решение его откладывалось в долгий ящик. Казалось бы умные, пресвященные дворяне, в основном прозападные по сути своей, допускали у себя в стране рабовладение, никак по другому это назвать нельзя.

В своей переписке с Вольтером, Екатерина откровенно врала о том что «крестьяне наши и не страдают вовсе, а живут в сердечном согласии с помещиками».

Радищев критиковал не только крепостничество, но и систему (государство), её устройство. По сути дела в то время самодержавие держалось именно на крепостничестве, дворянах-землевладельцах, армии и полиции. Изъяв из этой структуры одно из этих звеньев, появилась бы опасность крушения всей структуры государства.

Читайте также:
Почему жанр произведения А. Н. Радищева путешествие?: сочинение

Главный герой произведения едет из Санкт-Петербурга в Москву, на пути он наблюдает «всё непотребство русской жизни» сталкивается с извечной российской глупостью и расхлябоностью. Работа Радищева это «слепок эпохи» правления Екатерины «Великой».

Рассуждение

Произведение является наиболее известным сочинением писателя, основной темой которого представляется изображение быта и нравов русских людей. Раскрывая данную тематику автор проводит анализ политических, социальных, философских проблем общества того исторического периода.

Своеобразие произведения заключается в сочетании в сюжетном повествовании нескольких стилистических направленностей: художественной, научной, публицистической.

Структурная композиция произведения представляет собой несколько глав, которые объединяются в хронологической и логической форме. Каждая глава представляет собой органическое продолжение следующей.

Структурное построение произведения представляет собой анализ индивидуальных ситуаций с дальнейшим их обобщением. При этом отличительной особенностью произведения является предоставление автором читательской аудитории возможности анализа каждого события, факта с последующими выводами, предлагаемыми писателем.

Основные герои произведения представляются в образе простых русских людей. Повествование же ведется от имени рассказчика, посредством которого автор демонстрирует собственное отношение к самодержавному правлению, крепостному праву и помещикам, открыто критикуя данное общественное явление и искренне сочувствуя простым людям.

Изображение волнующих автора проблем раскрывается посредством описания встреч рассказчика и обычных крестьян с демонстрацией их жизненного уклада, характеризующегося единством и силой русских людей.

Тем самым автор демонстрирует собственное убеждение, что, несмотря на тяготы жизни, русские люди сохраняют в себе огромную духовную силу и свободолюбие, которые, вырвавшись однажды, могут иметь непредсказуемые последствия, изображенные писателем в качестве крестьянских восстаний, закончившихся убийством собственных помещиков.

Таким образом, писатель сквозь строки своего произведения высказывает убеждение, что посредством народной революции возможно уничтожение существующего строя и освобождение от крепостничества. Соответственно, автор является бунтарем, борцом за свободу угнетенных людей и родной отчизны. /Произведение является не результатом сосредоточенного, спокойного литературного творчества, а пламенным порывом писателя, отличающегося высоким, просвещенным умом , добрым сердцем.

Путешествие из Петербурга в Москву

Популярные сочинения

Новый год один из любимых праздников всей нашей семьи. Я люблю готовиться к Новому году, ведь каждый раз подготовка становиться увлекательным приключением, доставляющим много радости и смеха.

Владимир Егорович Маковский слыл в русской культуре художником откровенно талантливым. Необычайная изысканность, утончённость и острое внимание к деталям привело его творчество

Море и всё, что с ним связано – любимая тема Айвазовского. Причём, всегда на его полотнах разворачивается какая-то трагедия. Он не рисует спокойное море.

«Путешествие из Петербурга в Москву»: краткое содержание и анализ

Иллюстрация к книге «Путешествие из Петербурга в Москву»: Wikipedia

Знаковым и революционным по содержанию стало произведение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Краткое содержание текста поможет понять, почему дорожные заметки героя стали самой смелой критикой крепостничества, процветавшего в России в XVIII веке. Философские размышления на тему неравенства и устройства России — главная тема произведения. Как она раскрыта, расскажем в статье.

«Путешествие из Петербурга в Москву»: краткое содержание

Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», краткое содержание которого представлено ниже, — это художественное изложение размышлений автора на тему крепостного права в России. Александр Николаевич Радищев был серьезно озабочен тем, что происходит с его страной, куда ведет неравенство и потребительское отношение помещиков к людям и чем может закончиться всплеск народного гнева.

«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев считал манифестом свободы, справедливости и мирной жизни для людей разных сословий. Эти идеи отображены в рассказе главного героя — путешествующего барина. Итак:

Экспозиция

Главной особенностью произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» является отсутствие в нем четкой композиции. Здесь нельзя выделить плавный переход от завязки к кульминации и развязки, ведь произведение — сборник с описаниями точек геолокации и размышлений на тему каждой отдельной ситуации.

В экспозиции теснее знакомимся с рассказчиком, мысленно рисуя себе его портрет:

  • главный герой — дворянин знатного происхождения;
  • это мужчина среднего возраста, не имеющий высокого чина;
  • человек состоятельный, в его распоряжении есть личный слуга;
  • путешественник имеет аналитический склад ума, способен анализировать и размышлять на острые социально-политические темы.

Экспозиция произведения «Путешествие из Петербурга в Москву»: YouTube/MyBook

Также в завязке дается красочное описание серого Петербурга, из которого выезжает странник в Москву. После плотного ужина с друзьями им овладевает беспокойный сон, но из-за плохой дороги путешественник просыпается уже в Софии.

Завязка

Критики считают, что произведение можно поделить на отдельные рассказы о каждой остановке путешественника. Такого же мнения придерживался и Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву», краткое содержание которого похоже на дневник странника, на самом деле имеет более глобальную задачу, чем просто описание перевалочных пунктов. Вот как линейно развивается композиция произведения:

  • в Софию главный герой прибыл ночью и был решительно настроен продолжать путь, но ямщики отказались запрягать лошадей. Пришлось подкупить их водкой;
  • в Тосне путешественник встречает еще одного интересного представителя того времени — стряпчего. Этот человек зарабатывал на жизнь тем, что придумывал дворянские родословные за деньги. Так чего же тогда на самом деле стоит так называемая голубая кровь?
  • по дороге из Тосны в Любань герой проезжает мимо поля, которое вспахивает крестьянин. Мужчине приходится работать в святое воскресенье, потому что шесть дней недели он трудится на барина и только так может прокормить своих отпрысков;
  • по дороге из Петербурга в Москву молодой человек также встречает старого товарища, который поспешно покидает город. Он рассказывает другу историю своего глубочайшего разочарования в системе: катаясь на лодке, господин Ч. попадает в шторм, его зажимает между камнями. Каким-то чудом мужчине удалось выбраться, но когда он побежал за помощью к местному начальнику, то встретил лишь презрение и нежелание выполнять должностные обязанности. И хоть спасение тех, кто потерпел крушение, прошло удачно, Ч. разуверился в человечности госслужащих;
  • почти доехав до Спасской Полести, путешественник берет в экипаж попутчика, который также рассказывает ему трагическую историю своей разбитой жизни. Став жертвой аферы по откупу, он был обманут и опорочен. В связи со стрессом его жена родила преждевременно, но и ребенок, и сама роженица скоропостижно скончались. Так одномоментно жизнь человека была разрушена, и никто ему не мог помочь реабилитироваться;
Читайте также:
Художественное своеобразие Путешествия из Петербурга в Москву А. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи: сочинение

Сцена по сюжету «Путешествие из Петербурга в Москву»: YouTube/MyBook

  • в Подберезье герой знакомится с сетующим на систему образования сценаристом;
  • в Новгороде путешественник заезжает к старому другу-купцу, который рассказывает ему о несовершенстве введенной вексельной системы;
  • в Крестцах барин вынужден наблюдать сцену расставания отца, отправляющегося на военную службу, с малыми детьми;
  • в Едрове мужчина узнает историю крестьянки Анюты, удивляясь, насколько силен и благороден простой русский народ;
  • будучи в Торжке, герой заводит знакомство с издателем, который желает печатать книги без надсмотра цензуры;
  • в деревне Городня пред ним разворачивается сцена рекрутского набора.

Кульминация и развязка

Примечательный факт: в произведении отсутствует четкая кульминация и развязка. Радищев делает лишь небольшое лирическое отступление в момент прибытия главного героя к пункту назначения. А также заканчивает повествование словом о Ломоносове, в котором прославляет начало русской словесности.

Книга «Путешествие из Петербурга в Москву» — это скорее не описание путешествия отдельного человека, а описание идей, философских мыслей и раздумий о несовершенстве существующего крепостного строя.

«Путешествие из Петербурга в Москву»: анализ произведения

Книга «Путешествие из Петербурга в Москву», главы которой больше похожи на дневниковые записи, — это правдивая история государства без прикрас. Со всеми изъянами системы, с мнимым величием и силой, которая часто вступает в конфронтацию с законом. В свое время это произведение произвело настоящую революцию сознания, показав черствость и несовершенство самодержавия. Итак:

«Путешествие из Петербурга в Москву»: история создания

Александр Николаевич Радищев долгое время вел небольшие заметки, где описывал реальные истории трагических судеб крестьян и помещиков. С 1785-го по 1786-й он создает отдельные главы будущего творения, художественно рассказывая истории о продаже крестьян за долги барина, а также поднимая тему цензуры.

Маршрут «Путешествие из Петербурга в Москву» авторства Кулаковой: Wikipedia

Многие критики придерживаются мнения, что на написание целостной книги Радищева вдохновило легендарное произведение Стерна «Сентиментальное путешествие». 1789 год становится знаковым для автора, ведь он заканчивает книгу и публикует ее. Но повесть оказала трагическое влияние на судьбу Александра Николаевича: сразу после издания автора карают 10-летней ссылкой.

Тема и конфликт

Абсолютно все повествование посвящено тираноборческой теме. Сильный управленец часто поступает не по закону, унижает и преследует несогласных, плодит нищету и неравенство в угоду собственной персоне.

Главный конфликт произведения разворачивается в плоскости противостояния самодержавия и крепостных. Сталкиваются:

  • глупость и необразованность;
  • алчность и жажда наживы;
  • черствость и отсутствие справедливости.

Эти черты русского характера автор считает наиболее проблемными и вызывающими разрушительные изменения в обществе.

«Путешествие из Петербурга в Москву»: особенности композиции и жанр

Произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», жанр которого определяется как путевые записки, предполагает некую завершенность каждой отдельной главы. Заметки героя не имеют никакой стилистической или композиционной связи, но при этом между ними прослеживается тесный логический контакт.

Подражая манере Стерна, автор создает яркую и красочную картину российского быта. Каждая история индивидуальна, а размышления путешественника приносят совершенно разные плоды. Но всех их объединяет недовольство положением дел, осуждение крепостного права и жестких самодержавных законов.

«Путешествие из Петербурга в Москву» — уникальное явление русского революционного реализма. Это гимн свободы и справедливости, ода переменам, которые вскоре произойдут.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: