Раскольников есть истинно русский человек…: сочинение

Итоговое сочинение-2021. Тема «Преступление и наказание»

В помощь школьнику. Разбираем направления итогового сочинения 2020-2021: примерные темы, цитаты, книги, фильмы

Текст: Ольга Лапенкова

Согласно православному учению, у человека есть «помыслы» — искушения, или, простыми словами, дурные намерения. Помыслы могут появиться у кого угодно — даже у святого, и если человеку в голову пришла недобрая мысль, это ещё не делает его грешником. Всё дело в том, что решит подвергшийся искушению, что он выберет: добро или зло. Да-да, всё как в «Звёздных войнах»: есть светлая сторона Силы, есть тёмная, а третьего не дано.

Пусть так, спросит читатель, но как понять, какое решение — правильное? Если перед нами стоит простой и понятный выбор — потратить, например, полчаса свободного времени, чтобы помочь в учёбе отстающему однокласснику, или пройти мимо, — всё вроде бы понятно. С другой стороны, откуда мы знаем, в какой момент наша помощь начинает идти во вред? Условный троечник попросит позаниматься с ним раз, два, три. а потом привыкнет, что вы делаете домашнее задание вместе, — и, оставшись с учебником и тетрадкой наедине, не ударит пальцем о палец. А затем, когда он получит «два» за контрольную, виноватым окажетесь вы.

Здесь читатель наверняка запротестует и скажет: при чём же тут преступление? Плохая оценка — совсем не то же самое, что кража, или порча чужого имущества, или нанесение побоев. А если есть сомнения, что считается преступлением, а что нет, — нужно всего-навсего прочитать Уголовный кодекс.

Так-то оно так, но далеко не за все злодеяния сажают в тюрьму. Существуют и преступления против общественной морали — например, предательство. Представьте, что человек, которому вы с раннего детства доверяли сокровенные переживания, в один «прекрасный» день нашёл нового друга — и тут же перестал с вами разговаривать. Стали бы вы подавать в суд на неверного товарища? Разумеется, нет. Но смогли бы вы, как говорится, простить и отпустить?

Более того — если человек совершил некрасивый поступок раз, два, три, — не является ли это тревожным звоночком? Конечно, далеко не каждый человек, обидевший родственника или друга, станет «настоящим» преступником. Но вряд ли можно найти преступника, который безупречно вёл себя с окружающими, — если, конечно, речь не идёт о людях с психиатрическими диагнозами.

Кстати, вот ещё любопытный вопросец: как отличить человека, который пошёл на преступление осознанно, от «клинического» психопата? Даже профессионалы порой расходятся во мнениях, считать того или иного пациента невменяемым. Тогда как обезопасить себя и своих близких: не сидеть же сутками напролёт дома?

Однозначных ответов на все эти вопросы нет и быть не может — к такому выводу, нужно думать, вы и придёте в сочинении, если выберете направление «Преступление и наказание».

  • А вот и возможные темы:
  • • Где пролегает грань между моралью и законом?
  • • Что может помешать человеку совершить страшную ошибку?
  • • Кто виноват в том, что человек стал преступником: он сам или окружающее его общество?
  • • Может ли человек совершить преступление против своей воли?
  • • Существуют ли «благородные разбойники» не в легендах, а в реальной жизни?
  • • Можно ли совершить дурной поступок из хороших побуждений?
  • • Правда ли, что муки совести страшнее любого наказания?
  • • Существуют ли преступники, которых не мучает совесть?

ЦИТАТЫ

Предлагаем несколько вариантов фраз-эпиграфов (но в основной части приводить эти цитаты, разумеется, тоже можно):

  • • Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.
  • (Евангелие от Марка)
  • • Гораздо легче погасить в себе свет, чем рассеять тьму вокруг.
  • (С. В. Лукьяненко)
  • • Как в буйной слепоте страстей
  • Мы то всего вернее губим,
  • Что сердцу нашему милей!
  • (Ф. И. Тютчев)
  • • Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?
  • (М. А. Булгаков)
  • • На свете можно ли безгрешного найти?
  • (Омар Хайям)
  • • Мы живем, умереть не готовясь,
  • забываем поэтому стыд,
  • но мадонной невидимой совесть
  • на любых перекрестках стоит.
  • (Е. А. Евтушенко)
  • • Какие б ни грозили горести
  • И где бы ни ждала беда,
  • Не поступайся только совестью
  • Ни днем, ни ночью, никогда!
  • (Э. А. Асадов)
  • • Я всё простил, что испытал когда-то,
  • И ты прости, — взаимная расплата!
  • (У. Шекспир)
Читайте также:
Сочинение по роману Достоевского «Униженные и оскорбленные»: сочинение

Напоминаем, что в основной части работы нужны аргументы, то есть примеры-иллюстрации к своим рассуждениям. Предлагаем две книги и один фильм: они наверняка подойдут вам, какая бы тема ни попалась.

КНИГИ

Ф. М. Достоевский. «Кроткая» (1876)

Само название направления — «Преступление и наказание» — неприкрыто отсылает к знаменитому роману Фёдора Михайловича, так что в декабре школьники всей страны завалят экспертов почти одинаковыми (а то и вовсе списанными из интернета) работами о теории Раскольникова и его «двойниках» — Лужине и Свидригайлове. Ничего плохого в таком аргументе, разумеется, нет — но мы предлагаем вам пойти более оригинальным путём и обратиться к небольшому произведению Достоевского, которого нет в школьной программе, а именно к повести «Кроткая». Если в «Преступлении и наказании» Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая, мол, никому в жизни не принесла никакой пользы, а вот вреда от неё было немало, — то в «Кроткой» главным героем выступает сам ростовщик, требующий с тех, кто закладывает у него вещи, огромные проценты.

Молодой человек, некогда служивший в «блестящем» полку, самовольно отправился в отставку; ушёл, как говорится, в никуда, но ему повезло — далёкая родственница упомянула его в завещании и оставила 3 000 рублей (по тем временам — солидный капитал). На эти-то деньги герой и открыл нечто вроде ломбарда, где и познакомился с будущей супругой:

«Меня прежде всего поразили её вещи: серебряные позолоченные серёжечки, дрянненький медальончик — вещи в двугривенный. Она и сама знала, что цена им гривенник, но я по лицу видел, что они для неё драгоценность, — и действительно, это всё, что оставалось у ней от папаши и мамаши, после узнал. Раз только я позволил себе усмехнуться на её вещи. То есть, видите ли, я этого себе никогда не позволяю, у меня с публикой тон джентльменский: мало слов, вежливо и строго. Но она вдруг позволила себе принести остатки (то есть буквально) старой заячьей куцавейки, — и я не удержался и вдруг сказал ей что-то вроде как бы остроты. Батюшки, как вспыхнула! Глаза у ней голубые, большие, задумчивые, но — как загорелись! Но ни слова не выронила, взяла свои «остатки» и — вышла. Тут-то я и заметил её в первый раз особенно и подумал что-то о ней в этом роде, то есть именно что-то в особенном роде. Да; помню и ещё впечатление, то есть, если хотите, самое главное впечатление, синтез всего: именно что ужасно молода, так молода, что точно четырнадцать лет. А меж тем ей тогда уж было без трёх месяцев шестнадцать».

Итак, насмерть запуганная девушка, недавно похоронившая отца и мать, остаётся одна в бездушном городе. Где раздобыть денег на жильё и пропитание? Героиня не хочет идти по той же дорожке, что Соня Мармеладова из «Преступления и наказания», — и решает выйти замуж за надменного ростовщика. Человек этот на первый взгляд не такой уж плохой, но именно его ужасное обращение в конце концов становится причиной гибели несчастной. (И нет, это не спойлер: читатель видит девушку в гробу уже на второй странице.)

«Подслушивая» размышления и воспоминания главного героя, автор задаётся вопросом: можно ли назвать убийцей человека, который изводил другого не физически, а психологически? А если он делал это не вполне осознанно, но вследствие душевных травм, которые, судя по всему, «идут» из самого детства? Умеющий, когда нужно, быть жёстким и даже жестоким со своими героями, в этой повести Фёдор Михайлович по-своему жалеет и жертву, и палача — но жертву, конечно, больше.

О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1890)

Читайте также:
Трущобы и нищие углы бедноты фон романа «Преступление и наказание»: сочинение

Переместимся из Российской Империи в викторианскую Англию: здесь проживает молодой аристократ удивительной красоты — Дориан Грей. Его семейство, некогда наделённое огромной властью и неизмеримыми богатствами, нынче вырождается: наш главный герой — последний потомок клана Девере. Его мама, неотразимая Маргарет, отклоняла одно предложение руки и сердца за другим, пока не сбежала с каким-то «ничтожеством». Разгневанный, отец Маргарет нанял человека, который под надуманным предлогом вызвал неугодного зятя на дуэль и убил. Изнемогая от горя и ненависти, девушка вернулась-таки под отчий кров — и спустя полгода умерла во время родов. Но не слишком долгой оказалась и жизнь дедушки Дориана, так что в свои двадцать этот молодой человек, которого никто толком не воспитывал, только и делает, что расхаживает по приёмам — и общается с такими же аристократами, как он сам.

Один из друзей мистера Грея — художник Бэзил Холлуорд: этот человек восхищён красотой юноши и готов потакать всем его капризам, лишь бы Дориан позировал ему в мастерской. Бэзил, в свою очередь, близок с опаснейшим человеком по имени Генри Уоттон. Генри, в общем-то, не злодей, — но его циничные шутки и «отеческие» наставления приводят к тому, что Дориан отвергает общественную мораль и решает «изучить жизнь», проще говоря — пуститься во все тяжкие. В судьбу юноши вмешиваются и сверхъестественные силы: один из портретов, написанных Бэзилом Холлуордом, стареет вместо своего натурщика, а Дориан может творить что угодно — и не терять своей изумительной красоты.

Дориан Грей, в начале романа невинный, разве что немного избалованный, ближе к развязке предстаёт воплощением всех смертных грехов. Сможет ли он вернуться на путь истинный? Раскается ли Генри Уоттон в том, что «отравил» душу Дориана, — и сумеет ли верный Бэзил помочь давнему другу?

Виртуозный стилист, Оскар Уайльд прописывает диалоги высокообразованных, но пустоватых аристократов так умело, что читатель, вслед за главным героем, охотно подпадает под обаяние острослова Уоттона. И только на последних страницах понимает: слова — оружие не менее опасное, чем нож или пистолет.

ФИЛЬМ

«Матч-пойнт» (2005), реж. Вуди Аллен

Ирландский теннисист Крис Уилтон, понимая, что добиться высот в профессиональном спорте ему не под силу, устраивается тренером в частный клуб. Там он знакомится с молодым аристократом Томом Хьюитом, который, в свою очередь, сводит его со своей сестрой Хлоей. Хлоя твёрдо намерена выйти замуж за Криса, а ещё, используя возможности отца, «вылепить» из молодого человека преуспевающего дельца. Уилтон понимает, что такая возможность выпадает раз в жизни, но не может забыть о другой девушке — знающей себе цену актрисе-красавице Ноле Райс. Вот только Нола встречается с Томом.

Начинаясь как любовная драма, ко второму часу фильм классика американского кинематографа Вуди Аллена превращается в настоящий триллер. Уже женатый, Крис Уилтон не может избавиться от тяги к Ноле, и та начинает его шантажировать. Чем дальше заходит обманутая любовница, тем на более решительные меры готов пойти главный герой. Тут-то автор и спрашивает у зрителя: что такое преступление — и в какой момент Крис переходит черту, которая навсегда «отрезает» его ото всех людей мира?

Финал поражает зрителя, привыкшего, что в большинстве кинокартин с подобным набором персонажей — сомневающийся глава семейства, властная супруга, вольная как ветер любовница — всё заканчивается разоблачением незадачливого муженька и одним на троих «разбитым корытом». Вуди Аллен наглядно показывает: есть кое-что намного хуже, чем срыв покровов и неизбежно следующий за ним семейный скандал. Но не будем спойлерить — это было бы кощунственно: фильмы, оказывающие на зрителя настолько же сокрушающее воздействие, надо ещё поискать. Не случайно произведение Вуди Аллена номинировали на самую престижную кинопремию — «Оскар».

Раскольников есть истинно русский человек…: сочинение

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Читайте также:
О мастерстве Достоевского в раскрытии психологии героя: сочинение

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. Авторское отношение к героям и событиям в «Слове о полку Игореве».

12.2. Почему теория Раскольникова привела героя к духовному кризису? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

12.3. Как в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» связаны личная судьба и история народа?

12.4. Красота мира и человека в произведениях отечественной поэзии второй половины ХХ − начала ХХI в. (Не менее трёх стихотворений)

Комментарии к сочинениям.

12.1. Авторское отношение к героям и событиям в «Слове о полку Игореве».

Каждая фраза, каждый образ «Слова» свидетельствуют об авторе как о патриоте Русской земли. Знание и достоверное изображение всех подробностей похода князя Игоря позволяют высказать предположение, что автор был непосредственным участником описываемых событий. И, наконец, неравнодушное отношение автора к главному герою своего повествования говорит о том, что он, вероятно, был одним из его сподвижников. В образе Игоря мы видим многочисленные княжеские доблести, патриотизм, любовь к родной земле. С другой стороны, автор видит не только достоинства, но и недостатки своего героя. Так, он ясно дает понять, что поражение, которым закончился поход, имело своими причинами отсутствие у князя ясного представления о необходимости единения и совместной борьбы против врага, стремление к личной славе.

12.2. Почему теория Раскольникова привела героя к духовному кризису? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Теория Раскольникова, реализованная на практике, открыла самому герою парадоксальное соседство в его душе любви к людям и презрения к ним. Он считает себя избранником, который имеет право (и даже должен) убить, чтобы облагодетельствовать не только себя, но и все человечество. И здесь же он вдруг понимает, что его притягивает и власть ради самой власти, желание господствовать над другими. Нелепая теория Раскольникова и ее крушение видится Достоевскому закономерным событием. Он показал, как туманность спасительности и благодетельности новой идеи, ее неопределенность может послужить некой психологической завесой, способной усыпить даже совесть человека, чтобы уничтожить, размыть границы между понятиями добра и зла. Раскольников постепенно осознает сущность своей идеи, ее гибельность, ее действительный смысл. Он испытывает сильнейшие муки совести и готов к покаянию, готов отныне руководствоваться в своей жизни только заповедями Евангелия. По мнению Достоевского, восстановить в герое человеческий облик способна только жертвенная, дающая любовь, причем не абстрактная, ко всему человечеству, а конкретная, к конкретному ближнему. Для Раскольникова таким спасением является сострадательная любовь между ним и Соней Мармеладовой.

12.3. Как в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» связаны личная судьба и история народа?

В поэме «Реквием» личная трагедия осознается как трагедия всенародная, а всенародная — как личная. Сама поэтесса вспоминала: «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шёпотом):

– А это вы можете описать?

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом.

1 апреля 1957 года.

И Ахматова создает обобщенный портрет всех женщин, что разделили с ней такую же судьбу:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною.

От первой до десятой главы перед читателем открывается трагедия Человека, Женщины, Матери, которую Ахматова раскрывает через свою собственную, личную. Многообразие поражающих деталей, оттенков чувства потери близких заставляет читателя переживать вместе с героиней эти страшные события. В последней, десятой, главе возникает образ Богоматери, образ вечного материнского страдания. Этот образ подготовлен всем ходом событий, а тема безвинно уничтоженных, «распятых» проходит красной нитью через всю поэму: «На губах твоих холод иконки», «И звон кадильный, и следы куда-то в никуда», «О твоем кресте высоком и о смерти говорят».

Читайте также:
Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? (сочинение-рассуждени по: сочинение

12.4. Красота мира и человека в произведениях отечественной поэзии второй половины ХХ − начала ХХI в. (Не менее трёх стихотворений)

Благодатным материалом для сочинения являются стихи Высоцкого о любви!

«Баллада о любви»:

Когда вода всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На берег тихо выбралась любовь

Или «Красивых любят чаще и прилежней. »:

Красивых любят чаще и прилежней,

Весёлых любят меньше, но быстрей, –

И молчаливых любят, только реже,

Зато уж если любят, то сильней.

В какой день недели, в котором часу

Ты выйдешь ко мне осторожно?

Когда я тебя на руках унесу

Туда, где найти невозможно?

Настоящие чувства! Без пошлости, без обыденности и грязи. Как не хватает нам этого в современном мире!

А стихи Высоцкого о дружбе! «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…». Как порой непросто отличить настоящую дружбу от приятельских отношений, как самому научиться дружить и не ошибиться в друге?

Тема может быть раскрыта на произведениях В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Р. Рождественского, А. Вознесенского и других.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2 Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1 Тема не раскрыта 2. Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки 2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

3. Опора на теоретико-литературные понятия Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 3 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2 4. Композиционная цельность и логичность Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Сочинение: “Считаете ли вы Раскольникова преступником? Почему?” по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 10 класс

Примеры готового сочинения на тему «Считаете ли вы Раскольникова преступником? Почему?» по роману Ф.М. Достоевского

  • Произведение: «Преступление и наказание»
  • Автор: Ф.М. Достоевский
  • Класс: 10 класс
  • 10 класс
  • Достоевский Ф.М.
  • Преступление и наказание
  • Русские писатели и поэты
  • Сочинения по русскому языку

Пример 1

Роман “Преступление и наказание” Федора Михайловича Достоевского является психологическим произведением, которое поднимает множество философских вопросов. Центральной темой является человеческая совесть, благодаря которой люди могут анализировать свои поступки и делать правильные выводы, помогающие раскаяться и исправиться.

Главный герой романа – Родион Раскольников, бедный студент, однако его нельзя расценивать, как обычного преступника. Он всегда старается анализировать свои мысли, готов прийти на помощь другим. Он озлоблен тем положением, в котором живет: он беден, бессилен помочь близким. Из-за этого он решается на ужасный поступок – убийство старухи-процентщицы. Он искренне уверен, что убив ее, поможет многим людям, которых она обрекает на страдания. Раскольникову кажется, что смог понять людей, добраться до истины жизни. Он уверен, что он такой же “необычный” человек, как Наполеон, что он также может вершить судьбы людей. Раскольников решил, что он сам закон, что ему все можно. Он хочет доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, что он может переступить черту, он “настоящий властелин”. Ошибка Раскольникова в том, что ему кажется, будто он борется с безнравственным строем, с законом, поступает правильно, а ведь на самом деле он сам поступает аморально. Родион слишком самоуверен, он думает, что за свои поступки ответит только перед собой. Родион, услышав слово “преступление” кричит: «Преступление! Какое преступление. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
Конечно же в мыслях Раскольникова есть здравый смысл, но он думает о несчастных и угнетенных. Однако мысли об убийстве человека должны пресекаться здравым смыслом. Если бы он изложил свою теорию только на бумаге, его бы можно было считать просто бедным сумасшедшим, доведённым таким образом жизни до состояния близкого к безумию. Однако Раскольников все это воплощает в жизнь. Вместе со старухой он убивает и её сестру. Таким образом студент отнимает две жизни. А кто он такой, чтобы делить всех на “плохих” и “хороших”? Почему он может убивать людей? Кто он такой, чтобы судить их? Он не может давать жизнь, а значит и не в праве ее отнимать.

Читайте также:
Нравственный идеал в произведениях Достоевского (по роману «Преступление и наказание»): сочинение

В конце концов, благодаря Соне, Родион идет в полицию и сознается в содеянном. Его отправляют в Сибирь на каторгу.

Достоевский хочет показать, что за содеянное всегда приходится платить. Нельзя добиться блага через насилие и убийство. Достоевский своим романом как бы спорит с революционерами, которые утверждают, что единственный путь к счастью – “призвать Русь к топору”.

Раскольников, бесспорно, преступник. Однако в конце концов он переосмысливает содеянное: «Разве я старушонку убил? Я себя убил».

Пример 2

В цивилизованном обществе убийство давно не считается приемлемым способом решения проблемы. А в христианстве самый тяжёлый грех — отнять чужую жизнь. Да, я считаю Родиона Раскольникова преступником. Для себя я могу оправдать человека, если он защищал свою жизнь или жизнь своих близких. Однако, Раскольников заранее продумал детали преступления, подготовился к его совершению, украл из дворницкой орудие убийства. Он выбрал очень кровавый и жестокий способ — зарубить топором безоружную старую женщину. Она была неприятной, даже отвращение вызывала, пользовалась для своей выгоды бедностью и беспомощностью людей. Её жадности не было предела, но это не повод для убийства.

Раскольников руководствовался своей философской идеей о том, что мир делится на властителей и покорных рабов. Одним поступком он хочет переступить черту, выбраться из нищеты наверх, почувствовать свою силу. Он даже преступлением не считает убийство мелочной ростовщицы, “твари дрожащей”. Ей, по мнению Родиона, уже нечего на этом свете делать, а он враз станет в ряды правителей, спасёт мир от бесполезной вши.

Вся эта теория начинает рушиться, когда в момент убийства появляется Лизавета, младшая сестра старухи-процентщицы. Лизавета, безобидная и беззащитная, становится свидетелем преступления Раскольникова. Она раньше времени возвращается домой, и Раскольникову приходится избавиться от свидетеля таким же страшным способом. И если раньше он оправдывал себя тем, что отнимает жизнь у никчёмной и гадкой старухи, то теперь чем себя успокоить?

Постепенно Раскольников приходит к тому, что его теория несостоятельна. Достоевский проводит своего героя через долгие раздумья и душевные терзания. Почему Раскольников вообще мучается? Что это, совесть? Конечно! Он воспитан в любви, его душа измучена несправедливостями мира, но он порядочный, отзывчивый и сострадающий человек. Сон об избитой лошади, отношение к Соне, переживания за мать и сестру — доказательства его душевной доброты. Со временем он осознает, что счастье нельзя построить на крови, что смерть не может стать началом новой жизни, что даже самое маленькое зло нельзя оправдать потенциальным благом для человечества. Жизнь всегда остаётся самой главной ценностью, и никто не вправе распоряжаться чужими судьбами. Поэтому Раскольников для меня — преступник, но он симпатичен мне, именно поэтому я рада, что в финале романа главный герой пришел к раскаянию.

Читайте также:
Никодим Фомич — квартальный надзиратель: сочинение

Преступление и наказание Родиона Раскольникова

Роман «Преступление и наказание» был написан в трудный для России период — разрушения устарев­ших патриархальных устоев и формирования ново­го — буржуазного общества, ставящего превыше все­го власть денег, капитала, обесценивая тем самым ду­ховные идеалы человечества. И совершенно естественным является то, что в связи с засильем ци­низма и равнодушия остро встала проблема трагедии человеческой личности, потерявшей нравственные ориентиры. «Куда идти? Что делать? Каких держать­ся руководящих истин? » — с горечью вопрошал Сал­тыков-Щедрин. И вопросы эти лейтмотивом проходи­ли через жизнь каждого человека.

Не осталась безучастной и прогрессивная литера­тура. Толстой, Тургенев, Некрасов и многие другие русские писатели и поэты поднимали в своем творче­стве вопросы, связанные с тяжелым положением рус­ского народа, с одиночеством отдельно взятой лично­сти, с попытками современников обрести свое место в этом мире. Одним из самых значительных произведе­ний того времени стал роман Ф. М. Достоевского. Великий писатель раскрыл образ, вполне типичный для своей эпохи — образ человека, пытающегося осмыс­лить свою роль в обществе и, как следствие, одержи­мого идеей. Ведь, как правило, любые смутные време­на, разрушающие вековые устои, способствующие распаду духовных ценностей, порождают массу со­мнительных, а порой и абсурдных идей или теорий, овладевающих молодыми, неокрепшими умами.

Уже на первых страницах романа мы видим моло­дого человека, порабощенного одной из таких полубе­зумных идей, допускающей «кровь по совести», убий­ство одного «никчемного» существа ради благополу­чия многих других — «лучших». А разве не на этом построена вся мировая история? Ведь любое разви­тие, всякий прогресс подразумевает возвеличивание одних ценой страдания других. Если исходить из это­го, все человечество можно разделить на две катего­рии: «сильные мира сего» — люди, чьи средства дале­ки от нравственных норм, но оправданы конечной це­лью — утверждением величия собственной личности. И другие — «твари дрожащие», те самые «никчем­ные», по мнению Раскольникова, люди, которые и предназначены только для того, чтобы быть прине­сенными в жертву великим особам.

Именно этот вопрос рассматривает Раскольников в своей, написанной шестью месяцами раньше, статье «О преступлении», где кроме того рассматривает «пси­хологическое состояние преступника в продолжении всего хода преступления». И вполне закономерно то, что идея принадлежности к той или иной категории людей захватывает молодого человека, который зада­ется вопросом: «. вошь ли я, как все, или человек?».

Поглощенный бесчеловечной идеей, как в бреду ме­чется он по грязным улицам душного Петербурга, на­блюдая безрадостные картины человеческого бытия, лишь усугубляющие напряженность его сознания.

Мы почти ничего не знаем о том долгом мыслитель­ном процессе, в результате которого за месяц лежа­ния «в углу», в каморке, похожей на гроб, родилась его идея. Непонятно нам сначала и что это за «ужас­ный, дикий, фантастический вопрос» волнует героя. Лишь после совершившегося убийства раскрывается перед нами идея Раскольникова во всем ее ужасе и во всем величии.

Ошибочность идеи понимается очень скоро, ведь расплата за содеянное начинается сразу. После не­скольких дней беспамятства Раскольников понима­ет, что уже не может жить по-прежнему. Он словно «ножницами отрезал себя от всего и всех». Эта отчуж­денность угнетает живую натуру героя, душа его стре­мится к людям в надежде обрести утраченное равно­весие.

Усугубляет душевный разлад Раскольникова и встреча с реальным прообразом его идеала «сильного мира сего» — Свидригайловым. Не испытывая муки совести, будучи вполне уверенным в допустимости своих деяний, узаконивший для себя разврат, убийст­во, насилие, этот человек упивается вседозволенно­стью. Но и его ждет суровое наказание, заканчиваю­щееся самоубийством.

Нравственные страдания помогает разделить Раскольникову не менее несчастная, но обладающая без­граничной духовной силой, Сонечка Мармеладова. Именно перед ней, мучимый раскаянием, герой рас­крывает свою душу. Именно Соне — авторскому во­площению бесконечных нравственных мук и чисто­ты, суждено направить Раскольникова на путь обнов­ления. Именно Сонечка выступает носителем великой идеи Достоевского о том, что братское едине­ние между истинно верующими людьми спасет мир, и основа этого единения лежит в глубинах народной России.

Именно Соня и любовь к ней Раскольникова спо­собствуют очищению его души. Страдания, выпав­шие на его долю на каторге, искреннее раскаяние раз­рушают остатки бесчеловечной теории. И как проро­чество звучат слова Достоевского: «Уже подрастает поколение, которое будет гуманно, человечно и вели­кодушно».

Читайте также:
Смысл названия романа Преступление и наказание: сочинение

«Сон об убийстве лошади» (анализ эпизода из главы 5, части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

Одна из сильнейших сторон писательского мастерства Ф.М. Достоевского – его дар психолога. Притягательность произведений одного из самых «трудных» в мире классиков состоит в его умении проникать в самые сокровенные, порой темные тайники человеческой души; постигать загадочность и неповторимость человеческой натуры. «Он стремится приблизить читателя к потоку, калейдоскопу мыслей, чувств своего героя. Поэтому Достоевского называют писателем – психологом», – отмечал А.В. Луначарский.
Характер Родиона Раскольникова, главного героя романа Достоевского «Преступление и наказание» противоречив: он весь в сомнениях, колебаниях. В нем причудливо сочетается непомерная гордость, озлобленность, холодность с мягкостью, добротой, отзывчивостью к чужим несчастьям.
Мы встречаемся с этим героем в трудные для него дни, когда в его душе идет напряженная борьба. Убить процентщицу Алену Ивановну для него означает доказать самому себе, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет», что он из тех избранных, которым все дозволено; а отказаться от своего намерения – признать свое ничтожество, свою неизбранность.
Сон, приснившийся Раскольникову в преддверии страшного преступления, сон, возвративший его к страшному эпизоду из детства, играет в повествовании большую идейно-художественную роль.
Во-первых, сон Родиона Раскольникова в лаконичной форме дает читателям некоторые очень важные сведения о семье главного героя, о взаимоотношениях в ней. Раскольников рос в семье, в которой традицией были прогулки отца с сыном («он семи лет и гуляет в праздничный день, под вечер, со своим отцом за городом»). А также – посещение церкви и кладбища, уважение к памяти умерших предков («Среди кладбища каменная церковь, с зеленым куполом, в которую он два раза в год ходил с отцом с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал»).
Мы отмечаем, что мальчика стремились воспитывать в духе христианских традиций: посещать храм божий, помнить об умерших близких и молиться за упокой их души, быть духовно близким с родителями.
Во-вторых, мы делаем вывод, что уже в детстве Раскольников был чуток и восприимчив к происходящему. Он замечал грязь и пороки социальной действительности, и они вызывали в нем неприятие. Так мальчика пугал и отталкивал кабак – средоточие разврата, пьянства: «В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо гуляя с отцом». И наоборот, мальчик интуитивно тянулся ко всему, что олицетворяло доброе светлое начало: «Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большей частию без окладов, и старого священника с дрожащею головой».
В-третьих, Достоевский обличает жестокость, на которую, как это ни страшно, способен человек, и которая заставляет усомниться в человеческом начале в нем. Обезумевшая толпа народа предаются жестокому развлечению – избиению несчастной лошадки, «маленькой, тощей, саврасой крестьянской клячонки». Это «преступление» олицетворяет собой ту темную частичку человеческой души, о которой знал и писал Достоевский.
Народ спорит: способна ли эта несчастная кляча, запряженная в телегу, выдержать огромный вес – огромную, обезумевшую толпу. Эти люди перестают быть людьми, ибо нельзя назвать людьми тех, кто мучает безответное животное, кто способен бить, топтать живое существо и при этом испытывать удовольствие от вида страданий, крови…
Миколка, который «хлещет, хлещет, и уже не знает, чем и бить от остервенения», призывает толпу «сечь до смерти», «добивать» лошадку. «По морде ее, по глазам хлещи, по глазам!» – кричит он. «Да что на тебе креста, что ли, нет, леший!» – воскликнул «один старик из толпы». Но проходит несколько секунд, и даже этот старик «не выдержал и усмехнулся», настолько смешным ему показалось, что «этака лядащая кобыленка» еще и «лягается». Апогея жестокости толпа достигает, когда, подчинившись Миколке, все хватают «кнуты, палки, оглоблю и бегут к издыхающей кобыленке».
В-четвертых, этот сон, вернувший Раскольникова в детство, – своего рода сон–предупреждение. Он говорит о несовместимости того страшного, что он задумал, и ранимой, чуткой, восприимчивой к страданиям других натуры Раскольникова, сердце которого полно сочувствия, острой жалости ко всем, кому плохо, кого обижают. Во всей этой толпе людской, потерявшей человеческий облик, нашелся только один человек – это ребенок, мальчик Родя. Только он один жалеет лошадку. Восприимчивое, ранимое, доброе сердце ребенка живо откликается на страдания несчастного, безответного существа.
«- Папочка, папочка», – кричит он отцу, – «папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют!»
Родя плачет; не помня себя, «пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует в глаза, в губы».
Более того, Родя не пассивен в выражении своего сочувствия. При виде страдания живого существа он бросается к нему на помощь; не думает о себе, а ведь обезумевшая толпа могла довольно жестоко поступить с теми, кто решил помешать ей развлекаться. Герой хочет горячо защищать того, кого обижают, мучают: «Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается своими кулачонками на Миколку».
Герою этот сон, напомнивший о чудовищном эпизоде из своего детства, словно послан свыше. Он предостерегает Раскольникова от ошибки, поскольку становится очевидно: человечность Раскольникова не позволяет ему жить со страшным грузом на сердце, отягощенной преступлением совестью.

Читайте также:
Достоевский – психологический романист: сочинение

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / «Сон об убийстве лошади» (анализ эпизода из главы 5, части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Сон Раскольникова о забитой лошади в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

Предостережение и кошмары

Всего Раскольников видел 5 снов. Два из них были до совершения преступления, остальные — после, в моменты душевных терзаний и раскаяния:

  • первый — о забитой кляче, взывающий к совести и здравому смыслу героя, пытающийся его предостеречь;
  • второй — об оазисе, в котором Раскольников видит себя гением, создавшим идеальный мир. Он грезит построением нового мира — сначала небольшого островка посреди бесконечной песчаной глади горя, а затем — рая на Земле (описание этого мира напоминает Эдем);
  • третий сон Раскольников видит через помутнённое сознание после совершения преступления, находясь в бреду. В нём героя терзает страх, что его могут разоблачить и поймать. Наяву он не предпринимает никаких попыток скрыться и сбежать;
  • в четвёртом кошмаре Родион вновь сталкивается со своей жертвой — старой процентщицей. В квартиру к ней он попадает, следуя за каким-то человеком. Старуха сидит в углу и смеётся, Раскольников пытался справиться с ней, но у него это не вышло. Убегая из квартиры, герой встречает на пути множество людей, провожающих его глазами. Раскольников, мучимый страхом разоблачения и позора в реальности, сталкивается с ним во сне;
  • в последнем сне Раскольников видит конец света. В это время он находился на каторге и лежал в больнице. Этот сон в болезненном бреду свидетельствует об обновлении души героя, о её перерождении и его глубокой работе надо собой и раскаянием в своём грехе.

Через сны героя можно проследить динамику его поведения и чувств. Даже если читать их в кратком изложении, можно проанализировать, как изменялся Раскольников, как начал сомневаться в правильности своей теории.

Значение сна Раскольникова

В пятой главе первой части романа описан сон Раскольникова о забитой кляче. В этом эпизоде герой показывает читателю свою истинную натуру. Образ лошади сохранился у Родиона в памяти, возможно, потому, что он уже видел эту сцену наяву в далёком детстве.

Этот сон герой видит накануне совершения убийства. Его скрытое значение — предостережение героя, открытие его истинных чувств. Раскольников видел, как человек хлестал лошадь по кротким глазам и испытывал к ней жалость. Он не преступник на самом деле, его сердце всё ещё открыто к состраданию. Однако он отрекается от этого и идёт на преступление.

Сон с замученной лошадью у Раскольникова имеет особый смысл. Его анализ позволит увидеть настоящие чувства персонажа.

«Раскол» души героя

Первое, что бросается в глаза читателю, — звучность фамилии главного героя. Она точно передаёт весь смысл существования Родиона. Его душа была расколота, а сам он не раз стоял на пороге мучительного выбора.

Читайте также:
Мертвый дом Федора Достоевского: сочинение

По теории Раскольникова, люди делятся на две категории:

  • «низшие» — простые, «твари дрожащие»;
  • особые люди, имеющие право ради достижения своих великих целей совершить преступление.

Главный посыл теории состоит в том, что благополучие большинства возможно через истребление меньшинства.

Сам герой, пытаясь выяснить, к какой категории он относится, решает провести эксперимент. Жестокий опыт — убийство Алёны Ивановны не приносит тех результатов, о которых мечтал Раскольников. Он искренне верил, что относится к «имеющим право» однако, на деле он оказался «тварью дрожащей». Осознавая это, герой проходит через ряд мучительных испытаний, существующих на границе морали и совести.

Раскольников не понимает, что его искренняя вера в добро и желание помогать другим идёт вразрез с возвышением себя над другими через его теорию. Совершая преступление прежде всего над собой, Раскольников не замечает насилия над своей истинной сущностью. Когда он стремится к совершению душевных и честных поступков, чем утешает мать, сестру и Соню, он поступает легко и непринуждённо.

Раздвоенность, противоречивость Раскольникова объясняется тем, что душа его постоянно находится в терзании и выборе между мотивами за и против преступления. Эта борьба преследует его непрерывно — и во сне, и наяву.

Как бы ни хотел Раскольников стать чёрствым рационалистом, отречься от совести ради преступления, эксперимента над собой, он бы не смог. Все душевные терзания вызваны ещё живым чувством совести. Ведь в глубине души герой осознаёт, что преступление «по совести» невозможно. Раскольникова спасают его близкие люди. К концу произведения он чувствует в себе внутренние изменения и, наконец, осознаёт, что все страдания могут искуплены только настоящей безграничной любовью.

Несмотря на совершение убийства и оправдание его тем, что он хочет на украденные деньги помочь другим людям, Раскольников пришёл к пониманию ошибки. Через жестокие муки совести он осознал, что его теория неверна. Сон про лошадь в «Преступлении и наказании» помогает увидеть истинную натуру героя. Даже кратко содержание снов и их анализ помогает читателю понять подлинные мотивы героя и его состояние.

««Сон об убийстве лошади» (анализ эпизода из главы 5, части 1 романа «Преступление и наказание»)»

Одна из сильнейших сторон писательского мастерства — его дар психолога. Притягательность произведений одного из самых «трудных» в мире классиков состоит в его умении проникать в самые сокровенные, порой темные тайники человеческой души; постигать загадочность и неповторимость человеческой натуры. «Он стремится приблизить читателя к потоку, калейдоскопу мыслей, чувств своего героя. Поэтому Достоевского называют писателем — психологом», — отмечал .

Характер Родиона Раскольникова, главного героя романа Достоевского «Преступление и наказание» противоречив: он весь в сомнениях, колебаниях. В нем причудливо сочетается непомерная гордость, озлобленность, холодность с мягкостью, добротой, отзывчивостью к чужим несчастьям.

Мы встречаемся с этим героем в трудные для него дни, когда в его душе идет напряженная борьба. Убить процентщицу Алену Ивановну для него означает доказать самому себе, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет», что он из тех избранных, которым все дозволено; а отказаться от своего намерения — признать свое ничтожество, свою неизбранность.

Сон, приснившийся Раскольникову в преддверии страшного преступления, сон, возвративший его к страшному эпизоду из детства, играет в повествовании большую идейно-художественную роль.

Во-первых, сон Родиона Раскольникова в лаконичной форме дает читателям некоторые очень важные сведения о семье главного героя, о взаимоотношениях в ней. Раскольников рос в семье, в которой традицией были прогулки отца с сыном («он семи лет и гуляет в праздничный день, под вечер, со своим отцом за городом»). А также — посещение церкви и кладбища, уважение к памяти умерших предков («Среди кладбища каменная церковь, с зеленым куполом, в которую он два раза в год ходил с отцом с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал»).

Читайте также:
Нравственный идеал в произведениях Достоевского (по роману «Преступление и наказание»): сочинение

Мы отмечаем, что мальчика стремились воспитывать в духе христианских традиций: посещать храм божий, помнить об умерших близких и молиться за упокой их души, быть духовно близким с родителями.

Во-вторых, мы делаем вывод, что уже в детстве Раскольников был чуток и восприимчив к происходящему. Он замечал грязь и пороки социальной действительности, и они вызывали в нем неприятие. Так мальчика пугал и отталкивал кабак — средоточие разврата, пьянства: «В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо гуляя с отцом». И наоборот, мальчик интуитивно тянулся ко всему, что олицетворяло доброе светлое начало: «Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большей частию без окладов, и старого священника с дрожащею головой».

В-третьих, Достоевский обличает жестокость, на которую, как это ни страшно, способен человек, и которая заставляет усомниться в человеческом начале в нем. Обезумевшая толпа народа предаются жестокому развлечению — избиению несчастной лошадки, «маленькой, тощей, саврасой крестьянской клячонки». Это «преступление» олицетворяет собой ту темную частичку человеческой души, о которой знал и писал Достоевский.

Народ спорит: способна ли эта несчастная кляча, запряженная в телегу, выдержать огромный вес — огромную, обезумевшую толпу. Эти люди перестают быть людьми, ибо нельзя назвать людьми тех, кто мучает безответное животное, кто способен бить, топтать живое существо и при этом испытывать удовольствие от вида страданий, крови…

Миколка, который «хлещет, хлещет, и уже не знает, чем и бить от остервенения», призывает толпу «сечь до смерти», «добивать» лошадку. «По морде ее, по глазам хлещи, по глазам!» — кричит он. «Да что на тебе креста, что ли, нет, леший!» — воскликнул «один старик из толпы». Но проходит несколько секунд, и даже этот старик «не выдержал и усмехнулся», настолько смешным ему показалось, что «этака лядащая кобыленка» еще и «лягается». Апогея жестокости толпа достигает, когда, подчинившись Миколке, все хватают «кнуты, палки, оглоблю и бегут к издыхающей кобыленке».

В-четвертых, этот сон, вернувший Раскольникова в детство, — своего рода сон-предупреждение. Он говорит о несовместимости того страшного, что он задумал, и ранимой, чуткой, восприимчивой к страданиям других натуры Раскольникова, сердце которого полно сочувствия, острой жалости ко всем, кому плохо, кого обижают. Во всей этой толпе людской, потерявшей человеческий облик, нашелся только один человек — это ребенок, мальчик Родя. Только он один жалеет лошадку. Восприимчивое, ранимое, доброе сердце ребенка живо откликается на страдания несчастного, безответного существа.

«- Папочка, папочка», — кричит он отцу, — «папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют!»

Родя плачет; не помня себя, «пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует в глаза, в губы».

Более того, Родя не пассивен в выражении своего сочувствия. При виде страдания живого существа он бросается к нему на помощь; не думает о себе, а ведь обезумевшая толпа могла довольно жестоко поступить с теми, кто решил помешать ей развлекаться. Герой хочет горячо защищать того, кого обижают, мучают: «Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается своими кулачонками на Миколку».

Герою этот сон, напомнивший о чудовищном эпизоде из своего детства, словно послан свыше. Он предостерегает Раскольникова от ошибки, поскольку становится очевидно: человечность Раскольникова не позволяет ему жить со страшным грузом на сердце, отягощенной преступлением совестью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: