Рогожин – характеристика литературного героя: сочинение

Образ и характеристика Парфена Семенович Рогожина в романе Идиот Достоевского сочинение

Роман «Идиот» является одним из самых любимых для читателей Федора Михайловича Достоевского. В произведении дается много глубоких и проникновенных человеческих образов. Читатель не сможет остаться равнодушным к ним. В своем труде автор воплотил свою главную мечту – создать образ идеального, положительного человека. Но полностью раскрыть значимость добра и положительных качеств возможно на противопоставлении их негативным.

Одним из отрицательных героев стал Парфен Семенович Рогожин. Это был молодой человек, лет двадцати семи. Он имел происхождение из богатой семьи. Его отец был значимым гражданином в обществе. После своей смерти он оставил сыну огромный капитал. Несмотря на большое состояние, сына старый купец воспитывал в строгости. Дом никогда не изобиловал роскошной обстановкой.

Внешне Парфен отличался маленьким ростом с курчавыми, черными волосами. Сплюснутый нос, тонкие губы и маленькие, сверкающие глаза выдавали в нем сумрачность и суровость. Лицо его часто было бледным, и несмотря на крепкое телосложение, выглядело изможденным. По характеру он был самодовольным молодым мужчиной, на лице которого можно было не раз заметить нахальную, грубую и насмешливую улыбку.

На свое образование Рогожин не тратил много времени. Все, чему вероятно он научился – это писать и читать. Его больше привлекала разгульная жизнь пьяницы, который участвовал в многочисленных кутежах и прочих безобразиях.

Любовь не обходит стороной и такого отрицательного героя. Однажды он осознает, что страстно влюбился в Настасью Филипповну. Она была молодой красивой дворянкой, в которую так же влюблен князь Мышкин. Парфен старается любой ценой завоевать даму и добиться ее расположения и любви. Он необузданно ревновал свою избранницу к сопернику. Читателю невозможно понять такую любовь и принять ее. Скорее это была смесь страстного влечения и одновременно огромной ненависти к объекту своего желания. Он ненавидел Настасью за то, что она заставляла его проходить через разные унижения. Не пытаясь справиться со своими негативными чувствами, он приходит к такому результату, что убивает Настасью Филипповну. Сам отправляется в тюрьму.

В представленном автором образе Рогожина Парфена, он раскрывает причины, которые мешают людям любить. Он не способен был любить, понимать и прощать. Причинами были его собственная гордость и самолюбие. Главное его стремление в жизни было утверждение себя и превознесения над другими. В результате человек с такими пороками наоборот теряет свое лицо. Своими поступками он лично приносит себе боль и страдание. Такие люди никогда не смогут быть счастливыми, потому что счастье заключается в проявлении любви к другим.

Сочинение Парфён Семёнович в романе Идиот

«Идиот» — это произведение, которые пользуется уважением во всём мире. Образы героев в романе полны глубины, читая, проникаешься к ним симпатией, как к живым людям. Федор Михайлович Достоевский показал идеального по всем качествам человека. Но невозможно увидеть свет, пока не наступит тьма. Поэтому в романе существуют и антагонисты. Один из них – Парфён Семёнович Рогожкин.

Это молодой человек двадцати семи лет, маленького роста, коренастый, с чёрными, вьющимися волосами. Лицо его было бледным, как у мертвеца. Тонкие губы, изображающие нахальную улыбку, маленькие глаза, сверкающие дьявольским огоньком, не добавляли доброты в его образ. Выглядел он сурово и изнеможённо.

Отец Парфёна Семеновича был богатым человеком, однако дом их был обставлен довольно скромно и даже мрачно. Несмотря на то, что воспитывался Рогожкин в строгости, он всё равно вырос разгульным человеком, которому по душе жизнь пьяницы.

Сам он был человеком вспыльчивым, которого невозможно обуздать. Он заложник своего же эго. Алчность, стремление возвыситься над другими делают его жизнь невыносимой, но он не в состоянии закончить это. Жизнь тех, кто хоть недолго был связан с Рогожкиным, навсегда приобретает зловещую тень.

Но любви покорны все, даже такой негативный персонаж. Парфён Семёнович влюбляется в красивую дворянку Настасью Филипповну. Рогожкину приходится проходить настоящие испытания, чтобы завоевать расположение Настасьи, сердце которой всё равно принадлежит другому. Из-за этого его любовь приобретает негативный оттенок, он начинает ненавидеть объект своего желания. Пытаясь справиться с душевными терзаниями, он закалывает ножом возлюбленную, после чего проводит долго время в беспамятстве, страдая из-за своего поступка. Признавшись во всём, он отправляется в Сибирь на пятнадцать лет.

Образ Парфёна Семёновича рассказывает нам о границах, которые мешают любить и жить счастливо. Его самолюбие взяло верх над чувствами к другому человеку. Рогожкин изначально не способен был любить, он лишь страстно желал. Мысль о том, что Настасья не принадлежит ему, действовала разрушительно на него. Он лишил её жизни, лишь бы больше не испытывать сжигающей его ревности. Рогожкин символизирует противоположность всего доброго и светлого, что может быть в человеке. Это образ тьмы, зла и безумия. Но лишь на этом фоне можно по-настоящему оценить всепрощающее добро.

Другие сочинения: ← Птаха в рассказе Уроки французского↑ ДругиеОбраз и характеристика Рассказчика Игнатича в рассказе Матренин двор →

Парфен Рогожин. Характеристика и образ литературного героя. Анализ персонажа.

ПАРФЁН РОГОЖИН

— центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Идиот» (1867-1869). Парфён Р. — одна из самых трагических фигур в русской литературе. Поначалу — битый собственным отцом купчик в смазных сапогах и тулупе, потом — миллионер, равнодушный к приумножению своего состояния, и, наконец, в финале — убийца. На первых страницах романа, в вагоне Петербургско-Варшавской железной дороги, рассказ Р. о себе и о встрече с Настасьей Филипповной — экспозиция всего, что в романе произойдет. Это воспаленная исповедь незнакомым людям — о смерти отца, о том, как на отцовских похоронах «с покрова парчового на гробе родителя, ночью, брат кисти золотые обрезал», о миллионном наследстве, жгущем руки, и, наконец, о женщине, которой он за десять тысяч «подвески» купил, за что был избит отцом. Исповедь грозит бедой. Страсть поселилась в душе Р., а между ним и предметом страсти — пропасть. В мучительных попытках перешагнуть эту пропасть — трагическое движение характера.

Читайте также:
Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? (сочинение-рассуждени по: сочинение

Достоевский в «Идиоте» сталкивает и переплетает самые разные социальные стихии — от великосветской до самой низкой, низменной. Благодаря своему капиталу Р. как бы посредине, он вхож в богатые дома. Но рогожин-ская компания, его постоянная свита — полууголовные типы, как мухи к меду прилипающие к чужим деньгам. Известен интерес Достоевского к уголовным хроникам. Психологию преступника, пожалуй, никто из русских писателей не изучил так глубоко и всесторонне, как Достоевский. Тема преступления, Сибири, каторги то и дело возникает на страницах романа. Но при всем том сказать, что Р. — тип преступника, невозможно. В нем поселилось непостижимое для другого человека чувство — прежде всего к князю Мышкину. «Неизвестно мне, за что я тебя полюбил», — было сказано при первой встрече, а потом это переходит в любовь-ненависть, изматывающую душу. Не случайно лицо Р. постоянно мерещится князю. У вокзала, в уличной толпе, в церкви, у лавки ножовщика — всюду он видит это бледное лицо и горящие глаза. Видит, тут же забывает, потом вспоминает и спрашивает Р., он ли это был.

Тот не скрывает: он. По желанию Парфена они побратались, поменялись крестами — Р. будто отвел от себя страшную мысль, попросил мать благословить своего названого брата. Мышкин, бродя по городу, убеждает себя, что Парфён «на себя клевещет; у него огромное сердце, которое может и страдать, и сострадать. Когда он узнает всю истину и когда убедится, какое жалкое существо эта полоумная, поврежденная, — разве не простит он ей все прежнее, все мучения свои? Разве не станет ее слугой, братом, другом, провидением? Сострадание осмыслит и научит самого Рогожина…» Такова логика Мышкина, и в ней свет его души. А Р. в это время уже заносит над князем нож. «Парфён, не верю!» — успел крикнуть Мышкин и упал в падучей. Припадок спас ему жизнь. У Р. темная, звериная душа. Всмотревшись в портрет его отца, Настасья Филипповна заметила, что Р., если бы деньги полюбил, то «не два миллиона, а пожалуй, и десять скопил, да на мешках своих с голоду бы и помер». Но случилась «напасть», одна страсть подменила другую, и вся жизнь Парфена переломилась. В страшных мучениях, не зная, что делать, чтобы эти муки, свои и чужие, прекратить, он идет на убийство. Финальная мизансцена страшна: у тела мертвой Настасьи Филипповны ночуют в обнимку, как два брата, Мышкин и Р.

В «Заключении» Достоевский рассказывает, что во время судебного процесса Р. был молчалив, ничем не подтвердил мнения своего адвоката о воспалении мозга, напротив, ясно и точно припомнил все мельчайшие обстоятельства события, а строгий приговор выслушал сурово и «задумчиво». После этого автор бегло упоминает, что многие другие, обыкновенные, герои его романа «живут по-прежнему, изменились мало, и нам почти нечего о них передать». Так что характер и судьба Р., Настасьи Филипповны, Мышкина явно отстраняются от ряда обыкновенных.

Инсценировка романа «Идиот» делалась неоднократно. В спектакле Театра им. Вахтангова (и в фильме И.А.Пырьева) роль Рогожина играл М.А.Ульянов; в БДТ (1958) (постановка Г.А.Товстоногова) — Е.А.Лебедев (1957).

  • adminn

Параллельная прямая

Парфён Семёнович Рогожин, молодой человек «небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми маленькими, но огненными глазами», – потомственный русский купец.

Если сюжетное ядро романа можно условно представить в виде равностороннего любовного треугольника (Настасья Филипповна – князь Мышкин – Аглая Епанчина), причём с каждой из сторон этого треугольника будет соприкасаться немало привходящих тем и мотивов, то линию Парфёна Рогожина можно вообразить в виде прямой линии, строго параллельной той, что связывает Настасью Филипповну и князя Мышкина. Причём линия Рогожина не имеет никаких отклонений и не связана ни с какими привходящими мотивами. Такова уж натура Парфёна, человека прямого, на мелочи не разменивающегося.

Рогожин, Мышкин и Россия

Подобно тому, как Настасья Филипповна считает Рогожина способным бросить «баловство» (т. е. её) ради миллионов, так князь Мышкин, убеждённый «в некоторых достоинствах» Рогожина, пытается хотя бы попробовать увлечь его своими идеями. Кроме искреннего убеждения в необходимости Рогожину, как истинно русскому человеку, его идей о России и в важности искреннего служения России таких людей, как Рогожин, князь имеет на уме, как чуть ли не ещё более важную цель, отвлечь Рогожина от Настасьи Филипповны. Ибо убеждён в гибельности сближения между ними для обоих и на вопрос Гани Иволгина о том, женился бы Рогожин на Настасье, отвечает:

— Женился бы, а чрез неделю, пожалуй, и зарезал бы её.

Но что же за «идеи» предлагает Мышкин Рогожину? Об этих их московских разговорах в романе упоминается весьма смутно. Интересно, что и Настасья предлагает Рогожину:

— Ты бы образил себя хоть бы чем, хоть бы «Русскую историю» Соловьёва прочёл…

«Образить – словцо народное, — замечает (позднее, в «Дневнике писателя») автор романа: – дать образ, восстановить в человеке образ человеческий». И добавляет: «Слышал от каторжных».

А Рогожин купил себе новый садовый нож и закладывал им Соловьёва. Потом этим же ножом он и зарезал Настасью Филипповну, что, в общем. не без символизма…

Знакомство с событиями романа

Произведение Достоевского «Идиот» является классикой литературы. Главные герои до сих пор вызывают интерес. Основные персонажи:

  • Князь Лев Николаевич Мышкин;
  • Настасья Филипповна Барашкова;
  • Парфен Семёнович Рогожин;
  • Афанасий Иванович Тоцкий.

Князь Мышкин является главным героем, вокруг которого происходят все события. Это добрый и милосердный мужчина, со своим взглядом на мир, который многими не принимается, в результате чего его считают умалишённым. Он долгое время находился в Швейцарии на лечении и спустя время возвращается на родину в Россию. Он остался без состояния, и совсем бедный в вагоне знакомится с Парфеном Рогожиным.

У второго довольно-таки суровая судьба. Добивался успеха в жизни: от мелкого купца до миллионера. Несмотря на это, не имел успеха в отношениях, страдал от неразделённой и издевательской любви к Барашковой, которая имела славу падшей женщины. О ней он и рассказывает своему соседу.

Читайте также:
Характеристика образа Раскольниковой Дуни: сочинение

Мышкин приезжает в Петербург, и вскоре встречается с Настасьей Филипповной, которая была содержанкой при деньгах. Она была красивой женщиной, но с трагичной судьбой, которую разрушил её попечитель. В результате чего она стала неуверенной, презирала себя и также относилась к окружающим её мужчинам.

Рогожин зовёт её замуж, предлагая ей средства, в то время как Мышкин искренне желает на ней жениться и отбелить её имя. Она начинает испытывать чувства к князю, но знает, что не подходит ему. Рогожин и Настасья Филипповна решают пожениться. Но Парфен несмотря ни на что, очень ревновал возлюбленную к Мышкину, и даже пытался избавиться от него, но не смог сделать это с князем, а убил Барашкову в день свадьбы.

Льва Николаевича общество не приняло, Настасья умерла, и он окончательно теряет ум. Ему приходится вернуться в Швейцарию раз и навсегда.

Смысл

В своём романе Достоевский изобразил всю греховность общества, в котором он жил. Многочисленные пороки, нищета и безумие окружают людей, превращая их в озлобленных зверей. Даже высокодуховный князь Мышкин оказывается неспособным противостоять всей этой мерзости и снова замыкается в себе. Основная идея романа «Идиот» состоит в том, что люди не готовы принять Христа в новом обличии и не сильно продвинулись со времен распятия миссии. Вера выродилась в пустую обрядность и больше не поддерживает людей в борьбе со злом внутри них.

В то же время писатель показывает, что люди не безнадёжны. Даже самая опустившаяся персона в глубине души остаётся человеком. Человечество ещё может исцелиться, вернуться на правильный путь, если обратится к Богу и осознает своё единство. Такова главная мысль романа «Идиот».

Образ

В романе Парфён Рогожин описан как человек страстный, легко воспламеняющийся, необузданный[1]. Типичный представитель русского народа с характером широким, буйным, несдержанным. В романе его характер и качества полностью противопоставлены качествам князя Мышкина, что выражается даже во внешности. Страстно, до безумия влюблён в Настасью Филипповну и, получив большое наследство, кутит вместе с ней. Но когда она хочет выйти замуж за князя Мышкина, несдержанная натура доводит Рогожина до того, что он закалывает Настасью Филипповну ножом после того, как убегает с ней раньше, чем состоялась свадьба. В романе Парфён символически представляет образ Антихриста, дьявола, в противоположность князю Мышкину, символизирующему собой образ Христа. Но в то же время он символизирует греховного человека со всеми его пороками, прегрешениями. Однако князь Мышкин, как истинный искупитель грехов человеческих, всепрощающий Иисус Христос, прощает Рогожину величайший грех — убийство Настасьи Филипповны — и успокаивает обезумевшего Парфёна, как мать успокаивает плачущего ребёнка. Его образ символичен и является одним из основных характеров в творчестве Достоевского, и одним из ключевых в его понимании вселенной в его творчестве. Он представляет собой образ тьмы, загробного мира, и несёт с собой заряд отрицательной энергии, возможно, даже сам не подозревая об этом. Жизнь тех, кто пересекался с ним хоть раз, ломается навсегда без возможности возвратить потерянное.

РУСТЬЮТОРС

  •  Главная
  •  ЕГЭ по русскому языку 
    • Пробный ЕГЭ
    • Проверка сочинения ЕГЭ
    • Теория ЕГЭ
    • Варианты ЕГЭ
    • Практика ЕГЭ по заданиям
    • Сочинение ЕГЭ
    • Примеры сочинений ЕГЭ
    • Тексты ЕГЭ
  •  Итоговое сочинение 
    • Направления ИС
    • Примеры итоговых сочинений
    • Аргументы для ИС
  •  ОГЭ по русскому языку 
    • Устное собеседование
    • Изложение ОГЭ
    • Теория ОГЭ
    • Варианты ОГЭ
    • Практика ОГЭ по заданиям
    • Сочинение ОГЭ
    • Примеры сочинений ОГЭ
    • Тексты ОГЭ
  •  ВПР по русскому языку 
    • ВПР 4 класс
    • ВПР 5 класс
    • ВПР 6 класс
    • ВПР 7 класс
    • ВПР 8 класс
  •  Диктанты 
    • Входные диктанты
    • Итоговые диктанты
    • Контрольные диктанты
  •  Литература 
    • Теория литературы
    • Краткие содержания
    • Анализ произведений
    • Литературные герои
    • Списки ллитературы
    • Короткие рассказы
  •  Русский язык для всех 
    • Синтаксис
    • Язкознание
    • Стилистика
    • Правила русского языка
  •  Изложения
  •  Платные материалы

Парфен Рогожин. Характеристика и образ литературного героя. Анализ персонажа.

ПАРФЁН РОГОЖИН – центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Идиот» (1867-1869). Парфён Р. – одна из самых трагических фигур в русской литературе. Поначалу – битый собственным отцом купчик в смазных сапогах и тулупе, потом – миллионер, равнодушный к приумножению своего состояния, и, наконец, в финале – убийца. На первых страницах романа, в вагоне Петербургско-Варшавской железной дороги, рассказ Р. о себе и о встрече с Настасьей Филипповной – экспозиция всего, что в романе произойдет. Это воспаленная исповедь незнакомым людям – о смерти отца, о том, как на отцовских похоронах «с покрова парчового на гробе родителя, ночью, брат кисти золотые обрезал», о миллионном наследстве, жгущем руки, и, наконец, о женщине, которой он за десять тысяч «подвески» купил, за что был избит отцом. Исповедь грозит бедой. Страсть поселилась в душе Р., а между ним и предметом страсти – пропасть. В мучительных попытках перешагнуть эту пропасть – трагическое движение характера.

Достоевский в «Идиоте» сталкивает и переплетает самые разные социальные стихии – от великосветской до самой низкой, низменной. Благодаря своему капиталу Р. как бы посредине, он вхож в богатые дома. Но рогожин-ская компания, его постоянная свита – полууголовные типы, как мухи к меду прилипающие к чужим деньгам. Известен интерес Достоевского к уголовным хроникам. Психологию преступника, пожалуй, никто из русских писателей не изучил так глубоко и всесторонне, как Достоевский. Тема преступления, Сибири, каторги то и дело возникает на страницах романа. Но при всем том сказать, что Р. – тип преступника, невозможно. В нем поселилось непостижимое для другого человека чувство – прежде всего к князю Мышкину. «Неизвестно мне, за что я тебя полюбил», – было сказано при первой встрече, а потом это переходит в любовь-ненависть, изматывающую душу. Не случайно лицо Р. постоянно мерещится князю. У вокзала, в уличной толпе, в церкви, у лавки ножовщика – всюду он видит это бледное лицо и горящие глаза. Видит, тут же забывает, потом вспоминает и спрашивает Р., он ли это был.

Читайте также:
Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Раскольникова: сочинение

Тот не скрывает: он. По желанию Парфена они побратались, поменялись крестами – Р. будто отвел от себя страшную мысль, попросил мать благословить своего названого брата. Мышкин, бродя по городу, убеждает себя, что Парфён «на себя клевещет; у него огромное сердце, которое может и страдать, и сострадать. Когда он узнает всю истину и когда убедится, какое жалкое существо эта полоумная, поврежденная, – разве не простит он ей все прежнее, все мучения свои? Разве не станет ее слугой, братом, другом, провидением? Сострадание осмыслит и научит самого Рогожина. » Такова логика Мышкина, и в ней свет его души. А Р. в это время уже заносит над князем нож. «Парфён, не верю!» – успел крикнуть Мышкин и упал в падучей. Припадок спас ему жизнь. У Р. темная, звериная душа. Всмотревшись в портрет его отца, Настасья Филипповна заметила, что Р., если бы деньги полюбил, то «не два миллиона, а пожалуй, и десять скопил, да на мешках своих с голоду бы и помер». Но случилась «напасть», одна страсть подменила другую, и вся жизнь Парфена переломилась. В страшных мучениях, не зная, что делать, чтобы эти муки, свои и чужие, прекратить, он идет на убийство. Финальная мизансцена страшна: у тела мертвой Настасьи Филипповны ночуют в обнимку, как два брата, Мышкин и Р.

В «Заключении» Достоевский рассказывает, что во время судебного процесса Р. был молчалив, ничем не подтвердил мнения своего адвоката о воспалении мозга, напротив, ясно и точно припомнил все мельчайшие обстоятельства события, а строгий приговор выслушал сурово и «задумчиво». После этого автор бегло упоминает, что многие другие, обыкновенные, герои его романа «живут по-прежнему, изменились мало, и нам почти нечего о них передать». Так что характер и судьба Р., Настасьи Филипповны, Мышкина явно отстраняются от ряда обыкновенных.

Инсценировка романа «Идиот» делалась неоднократно. В спектакле Театра им. Вахтангова (и в фильме И.А.Пырьева) роль Рогожина играл М.А.Ульянов; в БДТ (1958) (постановка Г.А.Товстоногова) – Е.А.Лебедев (1957).

Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот»)

Настасья Филипповна

О том, кем является Настасья Филипповна, известно каждому прочитавшему роман Достоевского «Идиот». В начале романа даётся её портретное описание. Читатель узнаёт, что это настоящая красавица. По характеру девушка довольно противоречива.

Она родилась в семье дворянина, в семилетнем возрасте осталась без родителей. Её приметил помещик Афанасий Тоцкий, проживавший по соседству. Он забрал девочку себе на попечение, стал обучать её музыке и французскому языку.

Когда ей исполнилось 16, Тоцкий совратил её. Молодая женщина испытывает смешанные чувства, которыми ей не с кем поделиться. Со временем она начинает понимать, что с ней произошло нечто ужасное. Осознавая своё положение, героиня надеется, что Тоцкий возьмёт её в жёны, но тот не намерен этого делать. Так, девушка ощущает себя преданной. Сильная любовь и привязанность сменяется гневом к обидчику и невыносимым стыдом.

После всего, что случилось, девушке кажется, что её мир разрушен, судьба сломана. Ощущая внутри сильнейшую боль, она проявляет определённую смелость в высказываниях, предпочитает яркие наряды, делает громкие заявления о собственной «недостойности и испорченности». Она готова себя подать первому встречному. Всё это лишь последствия пережитой психологической травмы.

В её базовой конструкции сломано то, что называют человеческим достоинством. Настасья отчаянно пытается отыскать то, что позволило бы ощутить себя чистой, незапятнанной, соприкоснуться со своей непорочностью, однако у неё ничего не выходит. Когда она знакомится с князем Мышкиным, добрейшей души человеком, она видит в нем эдакого спасителя, который позволит ей отмыться от грязи. Тот охотно соглашается с этой ролью, но в итоге она оказывается для него слишком тяжёлой ношей.

В романе Фёдора Достоевского «Идиот» главная героиня действительно страдает. Будучи энергичной и волевой, она оказывается в замкнутом круге, зацикленность на прошлых бедах не даёт ей двигаться дальше. Это эмоциональная и несчастная девушка. Писатель много говорит о её мыслях и чувствах, интерпретируя их в самом «высоком» смысле. Эмоции героини выводятся за рамки чисто внутренних переживаний. Автор произведения признает в молодой женщине наивность и мечтательность, однако вместе с тем отмечает её глубину и силу.

Парфён Рогожин

Парфён Рогожин — один из самых ярких героев произведения, это отрицательный персонаж, которому чуждо общество. Он родился в семье богатого купца, который, однако, воспитывал сына в строгости. Он вырос под властью родителя-тирана. Даже когда ему уже было 25 лет, отец избивал его до полусмерти и запирал в доме. Как и Настасья Филипповна, это «ребёнок-травматик». Однако, в отличие от девушки, он так и не сумел осознать, что родитель поступал с ним жестоко, и отомстить ему.

Нельзя сказать, что Парфён стал мазохистом, ведь он не получает никакого удовольствия от чужих страданий. Но всё же стоит отметить, что с детства он привык к иерархичным отношениям, в которых ему отведена роль покорного и пресмыкающегося раба. Его это тяготит, но по-другому персонаж не может. Поэтому он и влюбляется в женщину, которая во всех отношениях стоит выше его. Это касается:

  • социального положения;
  • происхождения;
  • образования.

Ему сыграло на руку, что Настасья оказалась содержанкой. Если бы она оказалась замужней женщиной, Рогожин был обречён на поражение по причине очевидного неравенства. А также, скорее всего, его привлекли гордость и желание отомстить, которыми была одержима «злая королева».

После смерти отца Рогожин стал обладателем огромного капитала. Внутри у парня появилась пустота, которую ему нужно было чем-то заполнить.

Внешность его имеет следующие характеристики:

  • небольшой рост;
  • крепкое телосложение;
  • курчавые тёмные волосы;
  • тонкие губы;
  • нахальная и грубая улыбка;
  • измождённый вид;
  • резкий, самодовольный взгляд;
  • лицо, выражающее «мёртвую бледность».

В романе «Идиот» Рогожин ведёт разгульный образ жизни, ему по душе кутежи и гулянки. Он не проявляет интереса к образованию, достаточно лишь того, что он научился читать и писать. Когда он влюбляется в Настасью, она становится самым важным объектом в его жизни. Поэтому Парфён начинает бороться за неё. Желая завоевать её сердце, он дарит ей подвески с бриллиантами стоимостью 10 тысяч рублей. Знакомство с красавицей буквально выбивает Рогожина из колеи.

Автор описывает Рогожина как страстного мужчину, который легко воспламеняется. Его смело можно назвать типичным представителем русского народа. Это абсолютная противоположность князя Мышкина.

Любовный треугольник

Когда князь Мышкин делает предложение Настасье, она отвечает ему отказом. Когда она была содержанкой помещика Тоцкого, то мечтала повстречать такого простодушного и искреннего человека, но потом социум навязал совершенно иной шаблон, которому она теперь и следует.

Читайте также:
Человек – целый мир: сочинение

Девушка отлично осознает, какие пагубные последствия может иметь для князя Мышкина женитьба на греховной женщине. Так, она выходит замуж за Парфёна Рогожина, его главного соперника. Этим своим поступком девушка губит не только себя, но также и тех, кто был к ней неравнодушен. Рогожин — опасный дикий зверь, которого невозможно приручить. Настасье было интересно довести до крайности и сломать этого человека, что она и сделала. В финале эта игра погубила их обоих.

Автор показывает на протяжении всего произведения, что Рогожин и Настасья Филипповна не могут быть счастливы вместе. Девушка говорит, что никогда не сумеет испытать любовные чувства к нему, а он, в свою очередь, не в силах спокойно реагировать на такое пренебрежение. К Парфёну Настасья относится, как к лакею, что не может не возмущать его. Он испытывает дикую ревность, ненавидя князя Мышкина, который предрекает смерть девушки. Так, его предсказание сбывается, и Настасья погибает от ножа Рогожина. Вообще, Мышкин стал воплощением совершенно иного типа отношений, в которых нет:

  • садистских игр;
  • постоянной борьбы за власть;
  • унижения и оскорблений;
  • попыток самоутвердиться за счёт другого.

Писатель не говорит о том, за что именно Рогожин погубил любимую, однако поступок персонажа был нужен для общего сюжетного замысла. Настасья поняла, что сострадающая любовь Мышкина не способна сделать их счастливыми. Её побег с Рогожиным выражает сознательное желание умереть. Парфён не хотел убивать возлюбленную, однако все же совершил это преступление.

Едва ли кто помнит, что Настасья Филипповна носит фамилию Барашкова. Так, если провести аналогию с Рогожиным, то станет ясно, что он преследует девушку, как хищный зверь гонится за своей жертвой. Закалывая Настасью ножом, он обрывает её физическую жизнь, однако мало кто понимает, что в действительности она умерла задолго до этого.

Знакомство с событиями романа

Произведение Достоевского «Идиот» является классикой литературы. Главные герои до сих пор вызывают интерес. Основные персонажи:

  • Князь Лев Николаевич Мышкин;
  • Настасья Филипповна Барашкова;
  • Парфен Семёнович Рогожин;
  • Афанасий Иванович Тоцкий.

Князь Мышкин является главным героем, вокруг которого происходят все события. Это добрый и милосердный мужчина, со своим взглядом на мир, который многими не принимается, в результате чего его считают умалишённым. Он долгое время находился в Швейцарии на лечении и спустя время возвращается на родину в Россию. Он остался без состояния, и совсем бедный в вагоне знакомится с Парфеном Рогожиным.

У второго довольно-таки суровая судьба. Добивался успеха в жизни: от мелкого купца до миллионера. Несмотря на это, не имел успеха в отношениях, страдал от неразделённой и издевательской любви к Барашковой, которая имела славу падшей женщины. О ней он и рассказывает своему соседу.

Мышкин приезжает в Петербург, и вскоре встречается с Настасьей Филипповной, которая была содержанкой при деньгах. Она была красивой женщиной, но с трагичной судьбой, которую разрушил её попечитель. В результате чего она стала неуверенной, презирала себя и также относилась к окружающим её мужчинам.

Рогожин зовёт её замуж, предлагая ей средства, в то время как Мышкин искренне желает на ней жениться и отбелить её имя. Она начинает испытывать чувства к князю, но знает, что не подходит ему. Рогожин и Настасья Филипповна решают пожениться. Но Парфен несмотря ни на что, очень ревновал возлюбленную к Мышкину, и даже пытался избавиться от него, но не смог сделать это с князем, а убил Барашкову в день свадьбы.

Льва Николаевича общество не приняло, Настасья умерла, и он окончательно теряет ум. Ему приходится вернуться в Швейцарию раз и навсегда.

Прототип главной героини

Литературоведы, изучавшие жизненный путь писателя и его творчество, утверждают, что прототипом Настасьи Филипповны выступает возлюбленная Достоевского Апполинария Суслова. Их разница в возрасте насчитывала два десятка лет. Родные и знакомые писателя называли девушку Полиной. После того как завязался роман, она потребовала, чтобы Достоевский развёлся с женой, однако он отказался. Лишь после смерти своей законной супруги Достоевский сделал предложение Полине, но на этот раз она уже его не приняла. Их отношения всегда были сложными, нервными и мучительными для обоих.

Апполинария воспитывалась в очень благоприятной среде. Родившись в семье богатого купца, она получила превосходное образование. Девушка занималась написанием рассказов и повестей, однако её творения не имели литературной ценности. Девушка требовала от своего возлюбленного содействия в публикации произведений. Однажды одно из них было опубликовано в журнале Достоевского.

Интересно, что историю девушки со сломанной судьбой можно найти и в произведениях более поздних прозаиков. Например, литературоведы предполагают, что в своём «Докторе Живаго» Пастернак, создавая образ любовницы богатого адвоката Ларисы, находился под влиянием «Идиота» Достоевского. Как бы ни было, героини обладают идентичными чертами.

В 2020 году была опубликована книга Н. Мироновой «Синдром Настасьи Филипповны». Героиня писательницы оказалась жертвой насилия, что впоследствии привело к большим психологическим проблемам (иррациональная ненависть по отношению к мужчинам, стремление влюблять в себя, при этом оставаясь в недосягаемости).

Таким образом, Рогожин убил Настасью из-за жгучей ревности к Мышкину, однако нельзя обвинять в случившемся князя. Ведь он изначально знал, чем всё кончится. Девушка была обречена на гибель, и жертвенная смерть — это её выбор. Это женщина, которая не сумела найти выход и стала заложницей судьбы.

Можно предположить, что к трагедии привело внутреннее раздвоение Настасьи. Если Мышкин отражает её Свет, то Рогожин — Тень, и оба мужчины ей необходимы. Невозможность выбрать кого-то одного отражает неспособность девушки ощутить внутреннюю целостность и справиться со своими психологическими проблемами.

Читайте также:
Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Концепция любви в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

 Произведения Ф. М. Достоевского с точки зрения отражения в них русской ментальности анализировали многие ученые, которые пришли к выводу, что «в языке его произведений присутствуют все характеристики русского языка, отражающие основные составляющие отечественного национального самосознания» [4, с. 48].

Концептами, наиболее полно отражающими указанную ментальность, являются «любовь», «судьба», «свобода», «воля», «совесть», «тоска» [2, с. 10]. Именно в них заключена значимая информация об основных особенностях характера, представлениях о жизни, о месте и роли человека, о человеческих взаимоотношениях. Анализ языка произведений Достоевского представляет особый интерес с точки зрения отражения в нем национальной ментальности.

Достоевский в своем творчестве, безусловно, опирался на русскую языковую картину мира. Даже можно говорить о том, что основными концептами его творчества являются ключевые концепты именно этой концептосферы.

Концепт «любовь» играет значимое место в художественном творчестве Достоевского. В его произведениях встречаются разные типы любви: любовь с положительным значением, со значением отрицательным и любовь, которая заключает в себе и положительное, и отрицательное значение. Среди эпитетов к слову «любовь», встречающихся у Достоевского, можно выделить следующие слова, которые характеризуют любовь с положительной стороны: благородная, великая, духовная, истинная, радостная, чистая. Но встречаются еще и слова, которые характеризуют любовь с отрицательной стороны: безнадежная, безнравственная, болезненная, дикая, насильственная.

Чаще всего любовь приводит героев Достоевского не к счастью, радости и свету, а к мукам, страданиям и тьме. Можно утверждать то, что такая любовь возникает только в нездоровом обществе, и ей может противостоять любовь христианская, всечеловеческая, достичь которой можно только постоянной работой над собой. Для некоторых героев Достоевского любовь оказывается не счастьем и высшим благом, а болезнью и мукой [2, с. 19]. Обратимся к роману «Идиот».

Свою любовь к Настасье Филипповне князь Мышкин определяет как «любовь-жалость». Он признается Рогожину: «Я ведь тебе уже и прежде растолковал, что я ее не любовью люблю, а жалостью. Я думаю, что я это точно определяю» [3, c. 173]. Любовь же Рогожина к Барашковой — это «любовь-злость». Эта «любовь-злость» приносит человеку много страдания и, по мнению главного героя, может привести к ненависти. Рогожин любит Настасью слепо и страстно, прощает ей всё, но ревность в итоге берет верх, и он все-таки убивает предмет своей любви. В этом чувстве жертвой являются оба героя. Барашковой в лице князя дается огромный шанс на «воскресение» её души и изменение положения «падшей женщины», но она из-за чрезмерной гордости и себялюбия обрекает себя на гибель от рук много выстрадавшего Рогожина. Можно говорить о том, что Настасья из-за роковой любви к самой себе совмещает роль, как охотника, так и жертвы, так как губит сразу двух мужчин: одного доводит до полного безумия (князь Мышкин), а другого до безумия и преступления (Рогожин).

Рогожин в романе отмечает, что любовь Мышкина к Настасье Филипповне сильнее его чувств. Герои будто предначертаны друг другу, они неоднократно испытывают явление «дежавю», о чем часто упоминает Барашкова: «А как вы узнали, что это я? Где вы меня видели прежде? Что это, в самом деле, я как будто его где-то видела?» [3, c. 89]. «Право, где-то я видела его лицо! ― проговорила она вдруг уже серьезно, внезапно вспомнив опять давешний свой вопрос» [3, c. 99]. Любви Мышкина к Настасье Филипповне абсолютно чужда страсть. Его любовь не страстная, а чистая и жертвенная, полная самоотвержения. Князь Мышкин не может не жалеть Настасью Филипповну, хотя знает, что это причиняет ей боль. Он чувствует себя виноватым в грехе жалости к окружающим. Такую любовь можно, безусловно, называть христианской. «Именно таким чувством обусловлено желание Мышкина умереть за предмет любви подобно тому, как Христос готов был отдать жизнь за людей» [5].

Любовь же Льва к Аглае пронизана теплотой. Девушка для него — луч солнца. Аглая была нужна ему для победы в его душе света и гармонии, которые он начал обретать в Швейцарии и которые около Настасьи Филипповны стали вытесняться тьмой и разладом. Они с Аглаей Епанчиной родственные души, детскость девушки и озорство роднит ее с юродивостью князя [1, с. 9]. Но следует отметить, что чувствам девушки присущ эгоизм и ревность. Князь Мышкин, обладая благородным и добрым сердцем, никак не может понять, почему люди так жестоки друг к другу. Он всегда старался всех понять, принять и простить.

Что же касается самой Барашковой, то любовь у нее особенная, она любит «по-своему». Эта любовь совмещает в себе много качеств: сладострастие, эгоизм, которого Настасья Филипповна стыдится. Именно поэтому она бежит из-под венца от князя Мышкина, чтобы не погубить его. Ее любовь не лишена и сострадания, ведь Барашкова понимает, что Лев беззащитен в этом жестоком обществе, полном корысти и фальши. Есть в ее любви и «материнские, платонические чувства» [5]. Для нее князь, прежде всего, человек, чистый чувствами и помыслами.

Таким образом, можно говорить о том, что в романе Достоевского «Идиот» любовь является роковым и болезненным чувством, которое приводит князя Мышкина к сумасшествию, а Настасью Филипповну к смерти. В художественной системе Достоевского любовь существует как динамический принцип, который одновременно враждует и смешивается у человека с себялюбием. Но, несмотря на это, любовь к другим — неотъемлемая часть человека, которая является первичной по отношению к разуму и, следовательно, бескорыстной. Любовь играет важную роль в романе «Идиот». Именно это чувство является завязкой романа, однако любовь в произведении Достоевского не может дать человеку счастья, а приносит лишь горе, страдание и муку. Можно заключить, что в романе Достоевского любовь равна страданию. Очевидно, что появление в обществе такой любви оценивается автором как негативное явление [1, с. 11], страдающие современники Достоевского, живущие в нездоровом обществе, неспособны получить от своих чувств умиротворение. В этом их несчастье.

Читайте также:
Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе: сочинение

Парфен Рогожин. Характеристика и образ литературного героя. Анализ персонажа.

Настасья Филипповна

О том, кем является Настасья Филипповна, известно каждому прочитавшему роман Достоевского «Идиот». В начале романа даётся её портретное описание. Читатель узнаёт, что это настоящая красавица. По характеру девушка довольно противоречива.

Она родилась в семье дворянина, в семилетнем возрасте осталась без родителей. Её приметил помещик Афанасий Тоцкий, проживавший по соседству. Он забрал девочку себе на попечение, стал обучать её музыке и французскому языку.

Когда ей исполнилось 16, Тоцкий совратил её. Молодая женщина испытывает смешанные чувства, которыми ей не с кем поделиться. Со временем она начинает понимать, что с ней произошло нечто ужасное. Осознавая своё положение, героиня надеется, что Тоцкий возьмёт её в жёны, но тот не намерен этого делать. Так, девушка ощущает себя преданной. Сильная любовь и привязанность сменяется гневом к обидчику и невыносимым стыдом.

После всего, что случилось, девушке кажется, что её мир разрушен, судьба сломана. Ощущая внутри сильнейшую боль, она проявляет определённую смелость в высказываниях, предпочитает яркие наряды, делает громкие заявления о собственной «недостойности и испорченности». Она готова себя подать первому встречному. Всё это лишь последствия пережитой психологической травмы.

В её базовой конструкции сломано то, что называют человеческим достоинством. Настасья отчаянно пытается отыскать то, что позволило бы ощутить себя чистой, незапятнанной, соприкоснуться со своей непорочностью, однако у неё ничего не выходит. Когда она знакомится с князем Мышкиным, добрейшей души человеком, она видит в нем эдакого спасителя, который позволит ей отмыться от грязи. Тот охотно соглашается с этой ролью, но в итоге она оказывается для него слишком тяжёлой ношей.

В романе Фёдора Достоевского «Идиот» главная героиня действительно страдает. Будучи энергичной и волевой, она оказывается в замкнутом круге, зацикленность на прошлых бедах не даёт ей двигаться дальше. Это эмоциональная и несчастная девушка. Писатель много говорит о её мыслях и чувствах, интерпретируя их в самом «высоком» смысле. Эмоции героини выводятся за рамки чисто внутренних переживаний. Автор произведения признает в молодой женщине наивность и мечтательность, однако вместе с тем отмечает её глубину и силу.

Парфён Рогожин

Парфён Рогожин — один из самых ярких героев произведения, это отрицательный персонаж, которому чуждо общество. Он родился в семье богатого купца, который, однако, воспитывал сына в строгости. Он вырос под властью родителя-тирана. Даже когда ему уже было 25 лет, отец избивал его до полусмерти и запирал в доме. Как и Настасья Филипповна, это «ребёнок-травматик». Однако, в отличие от девушки, он так и не сумел осознать, что родитель поступал с ним жестоко, и отомстить ему.

Нельзя сказать, что Парфён стал мазохистом, ведь он не получает никакого удовольствия от чужих страданий. Но всё же стоит отметить, что с детства он привык к иерархичным отношениям, в которых ему отведена роль покорного и пресмыкающегося раба. Его это тяготит, но по-другому персонаж не может. Поэтому он и влюбляется в женщину, которая во всех отношениях стоит выше его. Это касается:

  • социального положения;
  • происхождения;
  • образования.

Ему сыграло на руку, что Настасья оказалась содержанкой. Если бы она оказалась замужней женщиной, Рогожин был обречён на поражение по причине очевидного неравенства. А также, скорее всего, его привлекли гордость и желание отомстить, которыми была одержима «злая королева».

После смерти отца Рогожин стал обладателем огромного капитала. Внутри у парня появилась пустота, которую ему нужно было чем-то заполнить.

Внешность его имеет следующие характеристики:

  • небольшой рост;
  • крепкое телосложение;
  • курчавые тёмные волосы;
  • тонкие губы;
  • нахальная и грубая улыбка;
  • измождённый вид;
  • резкий, самодовольный взгляд;
  • лицо, выражающее «мёртвую бледность».

В романе «Идиот» Рогожин ведёт разгульный образ жизни, ему по душе кутежи и гулянки. Он не проявляет интереса к образованию, достаточно лишь того, что он научился читать и писать. Когда он влюбляется в Настасью, она становится самым важным объектом в его жизни. Поэтому Парфён начинает бороться за неё. Желая завоевать её сердце, он дарит ей подвески с бриллиантами стоимостью 10 тысяч рублей. Знакомство с красавицей буквально выбивает Рогожина из колеи.

Автор описывает Рогожина как страстного мужчину, который легко воспламеняется. Его смело можно назвать типичным представителем русского народа. Это абсолютная противоположность князя Мышкина.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Идиот»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Идиот»
  • для самых компанейских — Главные герои «Идиот»
  • для самых крутых — Читать «Идиот» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

Любовный треугольник

Когда князь Мышкин делает предложение Настасье, она отвечает ему отказом. Когда она была содержанкой помещика Тоцкого, то мечтала повстречать такого простодушного и искреннего человека, но потом социум навязал совершенно иной шаблон, которому она теперь и следует.

Девушка отлично осознает, какие пагубные последствия может иметь для князя Мышкина женитьба на греховной женщине. Так, она выходит замуж за Парфёна Рогожина, его главного соперника. Этим своим поступком девушка губит не только себя, но также и тех, кто был к ней неравнодушен. Рогожин — опасный дикий зверь, которого невозможно приручить. Настасье было интересно довести до крайности и сломать этого человека, что она и сделала. В финале эта игра погубила их обоих.

Автор показывает на протяжении всего произведения, что Рогожин и Настасья Филипповна не могут быть счастливы вместе. Девушка говорит, что никогда не сумеет испытать любовные чувства к нему, а он, в свою очередь, не в силах спокойно реагировать на такое пренебрежение. К Парфёну Настасья относится, как к лакею, что не может не возмущать его. Он испытывает дикую ревность, ненавидя князя Мышкина, который предрекает смерть девушки. Так, его предсказание сбывается, и Настасья погибает от ножа Рогожина. Вообще, Мышкин стал воплощением совершенно иного типа отношений, в которых нет:

  • садистских игр;
  • постоянной борьбы за власть;
  • унижения и оскорблений;
  • попыток самоутвердиться за счёт другого.
Читайте также:
Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского: сочинение

Писатель не говорит о том, за что именно Рогожин погубил любимую, однако поступок персонажа был нужен для общего сюжетного замысла. Настасья поняла, что сострадающая любовь Мышкина не способна сделать их счастливыми. Её побег с Рогожиным выражает сознательное желание умереть. Парфён не хотел убивать возлюбленную, однако все же совершил это преступление.

Едва ли кто помнит, что Настасья Филипповна носит фамилию Барашкова. Так, если провести аналогию с Рогожиным, то станет ясно, что он преследует девушку, как хищный зверь гонится за своей жертвой. Закалывая Настасью ножом, он обрывает её физическую жизнь, однако мало кто понимает, что в действительности она умерла задолго до этого.

Прототип главной героини

Литературоведы, изучавшие жизненный путь писателя и его творчество, утверждают, что прототипом Настасьи Филипповны выступает возлюбленная Достоевского Апполинария Суслова. Их разница в возрасте насчитывала два десятка лет. Родные и знакомые писателя называли девушку Полиной. После того как завязался роман, она потребовала, чтобы Достоевский развёлся с женой, однако он отказался. Лишь после смерти своей законной супруги Достоевский сделал предложение Полине, но на этот раз она уже его не приняла. Их отношения всегда были сложными, нервными и мучительными для обоих.

Апполинария воспитывалась в очень благоприятной среде. Родившись в семье богатого купца, она получила превосходное образование. Девушка занималась написанием рассказов и повестей, однако её творения не имели литературной ценности. Девушка требовала от своего возлюбленного содействия в публикации произведений. Однажды одно из них было опубликовано в журнале Достоевского.

Интересно, что историю девушки со сломанной судьбой можно найти и в произведениях более поздних прозаиков. Например, литературоведы предполагают, что в своём «Докторе Живаго» Пастернак, создавая образ любовницы богатого адвоката Ларисы, находился под влиянием «Идиота» Достоевского. Как бы ни было, героини обладают идентичными чертами.

В 2020 году была опубликована книга Н. Мироновой «Синдром Настасьи Филипповны». Героиня писательницы оказалась жертвой насилия, что впоследствии привело к большим психологическим проблемам (иррациональная ненависть по отношению к мужчинам, стремление влюблять в себя, при этом оставаясь в недосягаемости).

Таким образом, Рогожин убил Настасью из-за жгучей ревности к Мышкину, однако нельзя обвинять в случившемся князя. Ведь он изначально знал, чем всё кончится. Девушка была обречена на гибель, и жертвенная смерть — это её выбор. Это женщина, которая не сумела найти выход и стала заложницей судьбы.

Можно предположить, что к трагедии привело внутреннее раздвоение Настасьи. Если Мышкин отражает её Свет, то Рогожин — Тень, и оба мужчины ей необходимы. Невозможность выбрать кого-то одного отражает неспособность девушки ощутить внутреннюю целостность и справиться со своими психологическими проблемами.

Идиот

«Идиот» был принят критиками, мягко говоря, с недоумением. Характерны в этом смысле письма Достоевскому Николая Страхова

Николай Николаевич Страхов (1828–1896) — идеолог почвенничества, близкий друг Толстого и первый биограф Достоевского. Страхов написал важнейшие критические статьи о творчестве Толстого, до сих пор мы говорим о «Войне и мире», во многом опираясь именно на них. Страхов активно критиковал нигилизм и западный рационализм, который он презрительно называл «просвещенство». Идеи Страхова о человеке как «центральном узле мироздания» повлияли на развитие русской религиозной философии. ⁠ , с которым писателя связывали очень тёплые отношения. В самом начале 1868 года, когда были опубликованы первые главы романа, он пишет автору: «Идиот» интересует меня лично чуть ли не больше всего, что Вы писали», «я не нашёл в первой части «Идиота» никакого недостатка». Но чем дальше, тем лаконичнее отзывы — Страхов только уверяет, что ждёт конца романа, и обещает написать о нём. Только в 1871 году он наконец прямо высказывает своё впечатление от романа: «Всё, что Вы вложили в «Идиота», пропало даром».

Одним из первых рецензентов «Идиота» был Николай Лесков, — во всяком случае, именно ему приписывают авторство анонимной рецензии, опубликованной в первом номере «Вечерней газеты» за 1869 год. В ней «Мышкин, — идиот, как его называют многие; человек крайне ненормально развитый духовно, человек с болезненно развитою рефлексиею, у которого две крайности, наивная непосредственность и глубокий психологический анализ, слиты вместе, не противореча друг другу…». Куда более прямо он высказался уже в другом тексте, «Русских общественных заметках»: «Начни глаголать разными языками г. Достоевский после своего «Идиота»… это, конечно, ещё можно бы, пожалуй, объяснять тем, что на своём языке ему некоторое время конфузно изъясняться».

Но язвительнее всех выступил сатирик Дмитрий Минаев — он отозвался на публикацию не рецензией, а эпиграммой:

У тебя, бедняк, в кармане Грош в почёте — и в большом, А в затейливом романе Миллионы нипочём. Холод терпим мы, славяне, В доме месяц не один. А в причудливом романе Топят деньгами камин. От Невы и до Кубани Идиотов жалок век, «Идиот» же в том романе Самый умный человек.

Подобные колкие отзывы появлялись и после публикации романа. Михаил Салтыков-Щедрин в 1871 году вспоминает об «Идиоте» в отзыве на совсем другой роман, «Светлова» Иннокентия Омулевского

Иннокентий Васильевич Омулевский (настоящая фамилия — Фёдоров; 1836–1883) — прозаик, поэт. Начал заниматься литературой в начале 1860-х годов: печатался в «Современнике» и «Русском слове». Приобрёл известность благодаря роману «Светлов, его взгляды, его жизнь и деятельность» (1871), его переиздание в 1874 году было запрещено цензурой. Публикация второго романа «Попытка — не шутка» тоже была запрещена, автора арестовали за антиправительственные высказывания, но вскоре освободили за недоказанностью обвинений. В конце жизни Омулевский сильно нуждался, в 1883 году умер от разрыва сердца. ⁠ . В нём он упоминает о Достоевском как о литераторе исключительном «по глубине замысла, по ширине задач нравственного мира». Но здесь же обвиняет его в том, что эта «ширина задач» в «Идиоте» реализуется не самыми очевидными средствами. «Дешёвое глумление над так называемым нигилизмом и презрение к смуте, которой причины всегда оставляются без разъяснения, — всё это пестрит произведения г. Достоевского пятнами совершенно им не свойственными и рядом с картинами, свидетельствующими о высокой художественной прозорливости, вызывает сцены, которые доказывают какое-то уже слишком непосредственное и поверхностное понимание жизни и её явлений».

Читайте также:
Мистическая основа морали в романе «Братья Карамазовы»: сочинение

Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Нравственное падение и возрождение в романе Достоевского «Преступление и наказание» происходит с его главным героем – Родионом Раскольниковым. Я попытаюсь проследить за жизнью Раскольникова и понять, почему же все-таки с ним произошло нравственное падение и что помогло его возрождению.

О прошлом Родиона Раскольникова Достоевский сообщает немногое: у него есть мать и сестра, отец и младший брат умерли. Родился и вырос он в крохотном городишке, в Петербурге три года учился на юридическом факультете университета, хотел жениться на дочери хозяйки только из сострадания к несчастной увечной девушке, но не успел, девушка умерла. Учась в университете, нуждаясь сам, поддерживал товарища-студента, больного чахоткой, а после его смерти содержал его отца и похоронил его на свои деньги, спас детей на пожаре. Причем, Достоевский вовсе не стремится дать все эти сведения в начале повествования, кое-что из них он дает даже в эпилоге.

Естественно возникает вопрос – почему писателя совсем не интересует прошлое героя? Объясняется это интересом Достоевского к природе человека. Ее познание, проникновение в ее тайны давало возможность определить пути нравственного возрождения человека. Достоевский раскрывает сознание и характеры своих героев через изображение их драмы, в период наивысшего обострения внутренней борьбы. Формой внутреннего движения его героев является не эволюция, а непрерывные метания между рассудком и влечениями чувства. Достоевского интересует не столько история Раскольникова, сколько его идея.

Главное в идее Раскольникова – его теория, разделение людей на «обыкновенных», которые должны жить в послушании и не имеют права переступать закон, и «необыкновенные», которые имеют права делать всякие преступления и всячески переступать закон.

Как сформировалась идея Раскольникова? Не составляет большого труда установить, что идея героя – это результат наблюдений, его размышлений об окружающей действительности и результат размышлений над ходом мировой истории. Раскольников болезненно ощущал бедность своей семьи, действительность каждый день сталкивала его с людской нищетой, трагедиями. Он не может принять такой мир. Отбросив мечты о переделке мира по законам всеобщего счастья, Раскольников признает «правоту» другого, противоположного, закона.

История убеждает его в том, что существовали всегда две категории людей. При этом великие личности (Ликург, Солон, Магомет, Наполеон) не останавливались перед жертвами, насилием, кровью, если это надо было для достижения каких-то целей. Их считали преступниками только современники. История же оправдывала жертвы законами прогресса. Мир так устроен, что развитие общества всегда совершается путем попрания «тварей дрожащих» людьми сильными. Раскольниковым овладевает мысль сломать ненавистный порядок вещей. Но прежде надо было убедиться в том, что он принадлежит к разряду людей необыкновенных. Раскольников решает убить старуху – процентщицу, чтобы проверить, «тварь ли он дрожащая» или «право имеет».

О мотивах Раскольникова у литературоведов не единого мнения. Они считают главным мотивом мотив искупления одного преступления «сотней», «тысячью добрых дел». Достоевский глубоко проникает во внутренний мир Раскольникова, обнажает его состояние на уровне подсознательного, через сны. Подсознание «напоминает» герою, что он добрый, что же теперь он замышляет?

Сразу после убийства Раскольников понимает отчетливо, что он потерпел поражение, но он еще пытается сопротивляться, доказать себе и другим, что он все-таки не «тварь дрожащая».

Внутреннее состояние Раскольникова после убийства определяется тем, что, с одной стороны, он испытывает страх быть разоблаченным, а с другой стороны, как только опасность разоблачения отступала, начинались душевные муки.

На вопрос о том, в каком направлении должно идти перерождение Раскольникова, можно ответить, проанализировав образ Сони Мармеладовой. Именно ее убеждения принимает Раскольников, ее образом Достоевский решает важнейший для него вопрос: в чем надо видеть источник обновления жизни, что делать для уменьшения зла в реальной жизни.

Соня не отвернулась с презрением и гневом от него, когда он открыл ей свою страшную тайну. Раскольникову мучительно хочется найти ответ на вопрос: что же дает Соне силы жить, сохранить в позоре и унижении чистую душу и любовь? Ответ получает Раскольников во время первой встречи с Соней: «Так ты очень молишься Богу-то, Соня?». На что Соня отвечает: «Что же бы я без Бога-то была?». Так возникает в романе идея Бога как источник нравственной силы.

В словах Сони звучит убежденность в том, что право распоряжаться человеческими жизнями принадлежит не людям – Богу. Раскольников на каторге окончательно принимает правду Сони.

Писатель убежден, что источник обновления жизни – не в изменении внешних условий, но в нравственном совершенствовании личности, умении страдать, в жизни по христианским заповедям.

Тема падения и духовного возрождения в романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского

Совершив преступление, Раскольников оказался не в состоянии вынести всех его последствий. Он слишком понадеялся свои силы, и эта надежда обманула его. Достоевский шаг за шагом следит за сменой чувств и настроений в душе Раскольникова и показывает, как он постепенно, с закономерной неизбежностью приходит к той развязке, которая заставляет его отдаться в руки правосудия.

Двойное убийство (второю, случайною жертвой Раскольникова делается кроткая и простодушная Лизавета, сестра старухи ростовщицы) потрясает до основания весь его душевный организм. Чувство полной растерянности, бессилия и отвращения к самому себе овладевает им, и только инстинкт самосохранения побуждает его принять какие-либо меры для того, чтобы скрыть следы своего преступления. Но мысль об этом преступлении ни на минуту не оставляет его, преследует его повсюду, мучит его, как тяжелый кошмар. И вся жизнь превращается для него в какой-то сплошной, мучительный кошмар, самая действительность принимает в его глазах какие-то призрачные формы, так, что он иногда сам не сознает хорошенько, бредит ли он или видит что-либо наяву.

Читайте также:
Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Вся прошлая жизнь кажется ему чем-то бесконечно далеким, он чувствует себя точно отрезанным от всех и от всего, и в его душе все более и более растет какое-то «мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения».
Его угнетает сознание невозможности простых, искренних человеческих отношений даже с самыми близкими людьми. Страшная тайна, которую он постоянно носит с собой, разобщает его со всем окружающим. Ему тяжело с матерью и сестрой, хотя он их горячо любит. Дуня, благодаря своей врожденной чуткости, быстро подмечает это, хотя и не понимает причину подобного отношения. Ей невольно бросается в глаза та принужденность, которую Раскольников постоянно обнаруживаете отношениях с ними. «Он точно по обязанности отвечает»,-замечает Дуня. И сам Раскольников также мучительно чувствует это отчуждение, отделяющее его от близких ему лиц: «. Точно из-за тысячи верст на вас смотрю. »-говорит он им.

Вместе с тем, однако, Раскольников чувствует непобедимую потребность поделиться с кем-нибудь своей тайной, раскрыть кому-нибудь свою душу. Он почти не в состоянии сдержаться и едва не пробалтывается Заметову, а затем Разумихину. То же странное и непонятное чувство заставляет его отправиться к следователю Порфирию Петровичу, хотя в этом вовсе не было настоятельной необходимости. Он испытывает такое ощущение, точно ходит по краю пропасти, и его тянет туда, и в этом «диком, истерическом ощущении» заключается для него «часть нестерпимого наслаждения».

В конце концов эта мучительная потребность открыть кому-нибудь страшную тайну своего преступления одерживает верх над всеми соображениями благоразумия, и Раскольников идет к Соне и объявляет ей обо всем, что он совершил. Он избирает именно Соню для этого признания, потому что она, как и он сам, такая же «преступница», с точки зрения обычной морали, такая же «отверженная», «падшая». Но Соня нарушила моральный закон, «преступила», из совершенно иных побуждений, чем Раскольников: она пожертвовала собою, «наложила на себя руки», по выражению Раскольникова, чтобы спасти от голодной смерти свою семью: пьяницу отца, больную и озлобленную мачеху и ее маленьких детей. Совершив высокий подвиг самоотвержения, Соня несет свой жизненный крест безропотно и покорно, затаивая свои нравственные терзания в глубине души. И этот молчаливый героизм вызываете Раскольникове восторженное удивление, и в порыве неожиданного чувства он кланяется ей в ноги. В этот момент Соня представляется ему как бы живым воплощением человеческого горя.

Раскольников не довольствуется просто признанием: он старается объяснить Соне внутренние мотивы своего преступления. Впрочем, в этот момент он вовсе не считает совершенного им убийства преступлением. Его мучит не убийство само по себе, не угрызения совести, а сознание, что он не в силах вынести всех его последствий и что он по¬этому не имел права «переступать». Он казнит сам себя за эту слабость своей природы, не позволившую ему вынести до конца страшного испытания, предпринятого им. Из этого испытания Раскольников вынес убеждение, что он не принадлежит к разряду Наполеонов, которым «все позволено», и это убеждение причиняет ему наибольшие мучения. И это сознание, что он – не Наполеон, а «дрожащая тварь», и что, следовательно, он понапрасну пролил кровь, не имея на это «права», – наполняет его душу холодным отчаянием. «Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя навеки!» восклицает он.

Признаваясь перед Соней в совершенном преступлении, Раскольников хотел только снять с себя хотя бы отчасти бремя своей страшной тайны. В этот момент он не чувствовал еще никакого раскаяния, а в сделанном видел только роковую «ошибку». Но Соня совсем иначе взглянула на дело: в ее лице Раскольников нашел себе нелицемерного судью, обращавшегося прежде всего к его собственной совести. Первым словом, которое вырвалось из ее груди, когда она узнала о преступлении Раскольникова, было отчаянное восклицание: «Что вы, что вы это над собой сделали!»-и тотчас же она прибавляет с истерическим плачем: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете»! В этих двух невольных восклицаниях выразилась вся сущность ее воззрений на преступление: она считает, что своим преступлением Раскольников совершил грех против собственной нравственной природы и что поэтому преступление есть величайшее «несчастие». Но вместе с тем Соня тотчас же указывает Раскольникову и тот выход, который ему еще остается: «страдание принять и искупить себя им».

Однако Раскольников не сразу пошел по тому пути, который так ясно был указан ему Соней. Он еще пробовал сопротивляться, пробовал уклониться оттого «неумолимого приговора», который заключался для него в словах Сони. Но внутренние терзания были слишком велики, чтобы он мог долго оставаться в том же неопределенном и мучительном положении. К тому же из слов Порфирия Петровича он убедился, что на него пало подозрение, что за ним неотступно следят, что каждую минуту его могут арестовать и отправить в тюрьму. Раскольникову не остается другого выбора: или наложить на себя руки, или добровольно отдаться в руки правосудия. Он решается на последнее. Но даже после принятого решения он совершенно далек от внутреннего раскаяния. «Но я не знаю, для чего я иду предавать себя», – говорит он сестре, а когда та отвечает, что покаянием и страданием он наполовину смывает свое «преступление», Раскольников восклицает в каком-то внезапном бешенстве: «Преступление? Какое преступление. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку процентщицу?».

С таким же настроением Раскольников отправился и на каторгу. И здесь также первое время он мучился теми же мучениями внутренней пытки, которая заключалась в сознании напрасно погубленной собственной жизни. Он еще не чувствовал раскаяния, а без этого раскаяния невозможно было для него и нравственное возрождение. Но с ним вместе отправилась в Сибирь и Соня,-и ей-то, этой безгрешной грешнице, удалось совершить в душе Раскольникова чудо нравственного возрождения. Она совершила это чудо не словами, не призывом к исправлению, а живым примером своей личности, всецело проникнутой кротостью, незлобием и всепрощением. Все страдания жизни не внесли озлобления в ее душу, к ней не пристала никакая жизненная грязь, она и в падении сохранила высокую нравственную чистоту, потому что самое падение ее было следствием ее высокой самоотверженной любви к ближним.

Читайте также:
Человек – целый мир: сочинение

И гордая, мятежная душа Раскольникова смирилась перед величием этой самоотверженной любви, и эта любовь воскресила его к новой жизни, потому что «сердце одного заключало в себе бесконечные источники жизни для сердца другого». Но Достоевский не рассказывает нам историю этого душевного воскресения, ограничиваясь лишь указанием на этот переворот, обновивший нравственное существование Раскольникова, вернувший его к жизни и к людям.

Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Нравственное падение и возрождение в романе Достоевского «Преступление и наказание» происходит с его главным героем – Родионом Раскольниковым. Я попытаюсь проследить за жизнью Раскольникова и понять, почему же все-таки с ним произошло нравственное падение и что помогло его возрождению.
О прошлом Родиона Раскольникова Достоевский сообщает немногое: у него есть мать и сестра, отец и младший брат умерли. Родился и вырос он в крохотном городишке, в Петербурге три года учился на юридическом факультете университета, хотел жениться на дочери хозяйки только из сострадания к несчастной увечной девушке, но не успел, девушка умерла. Учась в университете, нуждаясь сам, поддерживал товарища-студента, больного чахоткой, а после его смерти содержал его отца и похоронил его на свои деньги, спас детей на пожаре. Причем, Достоевский вовсе не стремится дать все эти сведения в начале повествования, кое-что из них он дает даже в эпилоге.
Естественно возникает вопрос – почему писателя совсем не интересует прошлое героя? Объясняется это интересом Достоевского к природе человека. Ее познание, проникновение в ее тайны давало возможность определить пути нравственного возрождения человека. Достоевский раскрывает сознание и характеры своих героев через изображение их драмы, в период наивысшего обострения внутренней борьбы. Формой внутреннего движения его героев является не эволюция, а непрерывные метания между рассудком и влечениями чувства. Достоевского интересует не столько история Раскольникова, сколько его идея.
Главное в идее Раскольникова – его теория, разделение людей на «обыкновенных», которые должны жить в послушании и не имеют права переступать закон, и «необыкновенные», которые имеют права делать всякие преступления и всячески переступать закон.
Как сформировалась идея Раскольникова? Не составляет большого труда установить, что идея героя – это результат наблюдений, его размышлений об окружающей действительности и результат размышлений над ходом мировой истории. Раскольников болезненно ощущал бедность своей семьи, действительность каждый день сталкивала его с людской нищетой, трагедиями. Он не может принять такой мир. Отбросив мечты о переделке мира по законам всеобщего счастья, Раскольников признает «правоту» другого, противоположного, закона.
История убеждает его в том, что существовали всегда две категории людей. При этом великие личности (Ликург, Солон, Магомет, Наполеон) не останавливались перед жертвами, насилием, кровью, если это надо было для достижения каких-то целей. Их считали преступниками только современники. История же оправдывала жертвы законами прогресса. Мир так устроен, что развитие общества всегда совершается путем попрания «тварей дрожащих» людьми сильными. Раскольниковым овладевает мысль сломать ненавистный порядок вещей. Но прежде надо было убедиться в том, что он принадлежит к разряду людей необыкновенных. Раскольников решает убить старуху – процентщицу, чтобы проверить, «тварь ли он дрожащая» или «право имеет».
О мотивах Раскольникова у литературоведов не единого мнения. Они считают главным мотивом мотив искупления одного преступления «сотней», «тысячью добрых дел». Достоевский глубоко проникает во внутренний мир Раскольникова, обнажает его состояние на уровне подсознательного, через сны. Подсознание «напоминает» герою, что он добрый, что же теперь он замышляет?
Сразу после убийства Раскольников понимает отчетливо, что он потерпел поражение, но он еще пытается сопротивляться, доказать себе и другим, что он все-таки не «тварь дрожащая».
Внутреннее состояние Раскольникова после убийства определяется тем, что, с одной стороны, он испытывает страх быть разоблаченным, а с другой стороны, как только опасность разоблачения отступала, начинались душевные муки.
На вопрос о том, в каком направлении должно идти перерождение Раскольникова, можно ответить, проанализировав образ Сони Мармеладовой. Именно ее убеждения принимает Раскольников, ее образом Достоевский решает важнейший для него вопрос: в чем надо видеть источник обновления жизни, что делать для уменьшения зла в реальной жизни.
Соня не отвернулась с презрением и гневом от него, когда он открыл ей свою страшную тайну. Раскольникову мучительно хочется найти ответ на вопрос: что же дает Соне силы жить, сохранить в позоре и унижении чистую душу и любовь? Ответ получает Раскольников во время первой встречи с Соней: «Так ты очень молишься Богу-то, Соня?». На что Соня отвечает: «Что же бы я без Бога-то была?». Так возникает в романе идея Бога как источник нравственной силы.
В словах Сони звучит убежденность в том, что право распоряжаться человеческими жизнями принадлежит не людям – Богу. Раскольников на каторге окончательно принимает правду Сони.
Писатель убежден, что источник обновления жизни – не в изменении внешних условий, но в нравственном совершенствовании личности, умении страдать, в жизни по христианским заповедям.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: