Рылеев: сочинение

Сочинение на тему: Стихи, поэмы и думы К. Ф. Рылеева

Сочинение.
Стихи, поэмы и думы К. Ф. Рылеева

В литературном движении 10—20-х годов XIX века важное место занимает творчество поэтов-декабристов — Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера, Раевского и многих других, чьи имена вошли в историю русской литературы как имена ближайших преемников Радищева. Наиболее ярким и талантливым среди поэтов-декабристов был Кондратий Федорович Рылеев. В декабре 1825 года главным зданием в Петербурге стала Петропавловская крепость: сюда свозили государственных преступников, участников восстания декабристов. Почти шестьсот человек привлекли к следствию. Сто двадцать один из них был признан виновным и отправлен в каторжные работы, в крепости, разжалованы в солдаты и переведены в действующую армию на Кавказ. Пять из них, в том числе и Рылеев, были казнены. Насильственно оборвалась жизнь поэта. Рылеева мы можем безоговорочно назвать поэтом-гражданином, в творениях которого жизнь и поэзия слились в одно целое. Незадол го до восстания декабристов Рылеевым было написано небольшое, но очень сильное стихотворение «Гражданин». В нем поэт призывает выполнить свой гражданский долг и вместе с тем предостерегает тех, кто «с хладнокровием бросает хладный взор на бедствия страдающей отчизны». Развивая свою мысль, поэт говорит: Они раскаются, когда народ, восстав, Застанет их в объятьях праздной неги. Такие политические стихи, как «Видение», «Гражданское мужество», «Я ль буду в роковое время…», поэмы «Войнаровский», «Наливаико», думы, агитационные песни, выводят Рылеева на первое место в литературном движении 10—20-х годов XIX века. Особое место занимают несколько песен, сложенных им в соавторстве с А. А. Бестужевым: «Ты скажи, говори…», «Ах, тошно мне…», «Уж как на небе две радуги…», «Как идет кузнец да из кузницы…» и другие. Своеобразие этих песен в том, что они очень близки по своему складу к народным. Они передают думы народа, порабощенного царской тиранией, барами и чиновниками: Ах, тошно мне И в родной стороне; Все в неволе, В тяжкой доле, Видно, век вековать. Нигде и ни в ком не находит народ правды: грабят его господа «без стыда», еще тяжелее народу от царских поборов: Нас поборами царь Иссушил, как сухарь, — То дороги, То налоги Разорили нас вконец. Однако и в крайней беде народ не падает духом, он верит в свои силы и способности: А что силой отнято Силой выручим мы то. Особое место в творениях Рылеева занимает поэтический цикл «Думы», который создавался в 1821—1823 гг., а в 1825 г. был издан отдельной книгой. В предисловии к этой книге Рылеев объяснил происхождение и особенности жанра составляющих ее стихотворений и цель, которую он стремился достигнуть: «Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти — вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине…» Центральное место в думах занимают образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина. Особенно дорог ему Волынский, воплощение «доблести гражданской», «отчизны верный сын», «заклятый враг постыдного неправосудья». Не возникает сомнения, что мысли, которые высказывает Волынский: «Славна кончина за народ. За истину святую. И казнь мне будет торжеством!», его готовность, «любовью к родине дыша», стать «за страждущих — железной грудью», — все это были убеждения самого Рылеева. Свой идеал поэта, «правды верного жреца», «поклонника пламенного добра», «органа истины священной», который «выше всех на свете благ/ Общественное благо ставил/ Святую добродетель славил», всегда оставался «гонимых обороной/ И зла непримиримым врагом», Рылеев воплотил в думе «Державин». Следует заметить, что установка на поучение, на воспитание положительным примером помешала исторически верному изображению в думах событий и деятелей прошлого. Но огромная популярность рылеевских дум свидетельствовала о своевременности этих произведений и действенности средств, к которым обратился поэт. Особое место в цикле занимает «Иван Сусанин», единственная дума Рылеева, в центре которой стоит не царь, не князь, не вельможа, мнящий принести темным безмолвным массам свободу, просвещение, а человек из народа, который служит правому делу так, как он его понимает. Сусанин — самый исторически правдивый характер из всех, которые мы видим в думах. Думу «Иван Сусанин» высоко ценил Пушкин. Глинка создал оперу «Иван Сусанин». Общенародной известностью пользовалась дума «Смерть Ермака», которая стала народной песней («Ревела буря, гром гремел»). В 1823 г. создается поэма «Войнаровский», отразившая значительные изменения, происходившие в творениях Рылеева. В ней уже нет того слияния автора с героем, в уста которого поэт вкладывает свои мысли и убеждения, которое было характерно для дум. Поэт и герой уже по-разному смотрят на происходящее, по-разному оценивают его. Содержание поэмы составляет теперь повествование, ход событий, которым она посвящена. Своеобразие рылеевской поэмы отметил Пушкин: «Рылеева «Войнаровский» несравненно лучше всех его «Дум», — писал он, — слог его возмужал и становится истинно-повествовательным, чего у нас почти еще нет». Ободренный высокой оценкой, которую получила у Пушкина первая поэма, Рылеев начинает поэму «Наливайко», посвященную борьбе за национальную независимость украинского казачества с панской Польшей в конце XVI века. Поэма осталась незаконченной. Судя по сохранившимся отрывкам, большое место в ней должно было занять изображение картин народной жизни и быта, участия народных масс в национально-освободительной борьбе. В главном герое поэмы подчеркнута его близость к народу, готовность отдать жизнь борьбе за освобождение народа от иноземного ига. Герой поэмы «Наливайко» — гетман, который поднял меч за свой край: Могу ли равнодушно видеть Порабощенных земляков? Нет, нет! Мой жребий: ненавидеть Равно тиранов и рабов Гетман Наливайко предвидел трагический исход, однако это не остановило его. В поэме есть как бы пророческие слова главного ее героя: Известно мне: погибель ждет Того, кто первый восстает На утеснителя народа — Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода? Погибну я за край родной, Я это чувствую, я знаю. Эти же слова можно отнести и к самому Рылееву. Декабрист Н. А. Бестужев увидел в них указание на «будущий жребий» поэта, и Рылеев согласился с ним. «Верь мне, — сказал он, — что каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для свободы России». Высшая доблесть и заслуга перед народом в его глазах — это деятельность борца за освобождение собственной страны.
На стихах Рылеева воспитывались последующие поколения борцов за свободу России. Имя Рылеева было для них, по выражению Огарева, «доблестным заветом и путеводною звездою».

Читайте также:
Язык, слово: сочинение

Рылеев Кондратий Федорович (1795-1826) – биография, жизнь и творчество поэта

Детство и юношество

Кондратий Федорович Рылеев родился 18 сентября (по новому стилю — 29 сентября) 1795 года. Местом его рождения стало село Батово, которое теперь является частью Гатчинского района Ленинградской области.

Отец мальчика был управляющим имением В. Голицыной. Федор Андреевич Рылеев отличался транжирством и страстью к азартным играм. Он дважды проигрывал имения, и семья рисковала стать нищей. Мать Кондратия, Анастасия Матвеевна Эссен, смогла уговорить родственников уступить имение по низкой стоимости. Так Батово удалось оставить за Рылеевыми.

Есть один интересный факт: до рождения Кондратия у Анастасии и Федора было четверо детей. Все они были слабыми и умирали, не дожив до года. Когда на свет появился пятый ребенок, он тоже не отличался особым здоровьем. Тогда священник посоветовал родителям назвать мальчика в честь человека, который встретится им на пути, когда они поедут крестить малыша. Анастасия и Федор последовали совету. Первым встречным оказался бедный солдат Кондратий. Его взяли с собой и сделали крестным отцом.

Федор был суровым и жестоким человеком, он часто наказывал крепостных. К жене и сыну он тоже был строг. Детство Кондратия сложно назвать легким. Мальчик очень боялся своего отца, часто прятался и плакал. Анастасия решила избавить сына от домашних сцен и попросила родственников помочь устроить его в кадетскую школу. После этого в возрасте шести лет Кондратий отправился в Санкт-Петербург. В начале 1801 года мальчик был зачислен на подготовительное отделение Первого кадетского корпуса.

Учеба и заграничные походы

Постепенно Кондратий привык к учебе в кадетском корпусе. Особенно ему нравилось читать, он много времени проводил в библиотеке. У него появилось много друзей, которые ценили его за честность и справедливость.

В 1813 году умер Кутузов, и Рылеев написал свое произведение «Любовь к Отчизне». До этого он успел сочинить несколько произведений о войне, но они не особо ему нравились. Война 1812 года пробудила в учащихся небывалый уровень патриотизма, и все они мечтали пойти на фронт.

В 1814 году Рылеев закончил обучение. Перед ним была одна цель — стать достойным гражданином своей страны. В юности он активно участвовал в заграничных походах и побывал в разных странах, среди которых:

  • Саксония;
  • Бавария;
  • Франция;
  • Польша и т. д.

Рылеев получил возможность наблюдать за обычными солдатами, увидеть их тяжелую жизнь. Он был представителем иного сословия и до начала походов не задумывался о том, как живут простые люди. Определение в армию позволило ему увидеть иную сторону жизни, которой он до этого не знал.

В Россию Кондратий вернулся в 1815 году. После свадьбы он переехал в Санкт-Петербург (1820). Восстание Семеновского полка так сильно поразило Рылеева, что он написал оду «К временщику». Только чудо помогло ему избежать тюрьмы. В этот момент поэт понял, что создание стихов тоже может помочь в борьбе против самодержавия.

Этапы деятельности

Рылеев не спешил становиться звездой среди поэтов, так как у него были другие планы. В 1821 году он получил предложение стать судьей. Кондратий Федорович не стал отказываться, так как на этом месте он мог защищать простых людей. За время работы он заслужил репутацию честного человека.

Все больше поэт стал задумываться о том, чтобы поднять молодежь на восстание. С этой целью он написал цикл дум, которые были посвящены историческим событиям. Осенью 1823 года Рылеев стал участником Северного общества.

Вместе с другими декабристами Рылеев издает альманах «Полярная звезда», в котором собрал стихотворения Пушкина, Дельвига, Вяземского и других известных поэтов, выступающих против самодержавия.

В большой квартире на набережной Мойки организовался своеобразный штаб Северного общества. В конце года Кондратий возглавил организацию, у него был настоящий дар вдохновлять людей.

Личная жизнь

В 1815 году Рылеев вернулся в Россию, после чего его командировали в Острогожский уезд Воронежской губернии. В этом месте он задержался на несколько лет. В Острогожске молодой мужчина познакомился со многими известными людьми. Среди местных жителей было много украинцев. Они сохранили особенности быта и привычки, что позволило Кондратию узнать, как живут другие народы.

Когда Рылеев приехал в Подгорное, он познакомился с помещиком М. А. Тевяшовым. Поэт начал учить его дочерей русскому языку и со временем влюбился в старшую девочку Наталью. Стихотворения Рылеева в этот период были посвящены его возлюбленной:

  • «Мечта»;
  • «Наташа, Амур и я»;
  • «Резвой Наташе» и т. д.

Два года он не мог попросить благословения у матери. Когда Рылеев это сделал, Анастасия благословила сына, но поставила жесткое условие: он должен был честно сказать возлюбленной о своей бедности. Помещик Тевяшов не испугался этого и согласился отдать молодому человеку свою дочь в жёны.

Венчание состоялось в 1820 г., а за два года до этого Рылеев ушел в отставку. В этом же году у них рождается дочь, которую назвали Анастасией. Вскоре молодые супруги переехали в Санкт-Петербург. В 1824 году на свет появился сын, но он был слабым и умер.

В это время в обществе начали ходить слухи о том, что Рылеев изменяет жене. Несмотря на сплетни, Наталья сильно переживала за мужа. Когда его пришли арестовывать, она в слезах выбежала на улицу и молила не трогать Кондратия.

Читайте также:
Ершов: сочинение

Наталья написала письмо царю с просьбой разрешить ей видеться с мужем. После этого послания Николай I распорядился оказать ей финансовую помощь. После казни Кондратия ей было назначено пожизненное содержание в размере 1 тыс. рублей, а ее дочь зачислили в Патриотический институт.

Последний год

В начале осени 1825 года Рылеев принял участие в дуэли. Он выступал в качестве секунданта и не пытался примирить участников. Кондратий всячески раздувал конфликт, что привело к гибели дуэлянтов.

В декабре умер Александр I, и декабристы были вынуждены срочно готовить выступление. Его запланировали на 14 декабря 1825 года, руководителем назначили Трубецкого, который оказался предателем. Сам Рылеев пришел на Сенатскую площадь в качестве гражданского лица. К вечеру в это место были стянуты правительственные войска. Их количество значительно превышало численность декабристов. Началось серьезное столкновение, поскольку Николай I дал приказ расстреливать «мятежников». Восстание было подавлено, всех выживших отправили в Петропавловскую крепость.

За Рылеевым пришли ночью. Его допросили и отправили к другим заключенным. В течение нескольких месяцев шли допросы. Поэт всячески лгал, рассказывал только о декабристах, которых арестовали. Он умалчивал о других товарищах, подчеркивал свою ненависть к царю.

В итоге Рылееву вынесли смертный приговор. Вместе с четырьмя декабристами он был признан руководителем восстания, за что его приговорили к повешению.

Приговор был исполнен 13 июля (по новому стилю — 25 июля) 1825 года. Во время казни веревка у Рылеева оборвалась, и он упал в яму эшафота. В истории такие случаи рассматривались как проявление Божьей воли, но приговор остался в силе. Рылеева повесили второй раз. Считается, что именно ему принадлежат слова о том, что в России даже повесить толком не могут.

Последняя просьба поэта была обращена к священнику. Он попросил помолиться за души декабристов, за жену и благословение для дочери. Место захоронения Рылеева неизвестно. Существует версия, что он был похоронен на острове Голодае вместе с другими декабристами.

Творчество Рылеева и его деятельность изучаются в школах. При жизни поэта было издано только два сборника. После казни многие его рукописи были уничтожены. Оставшиеся произведения распространялись нелегально и тайно.

У Рылеева была недолгая жизнь и трагичная судьба, свое главное произведение он так и не успел написать. Его портрет можно встретить в разных учебниках истории и литературы, в честь него названы улицы в разных городах России и Украины.

Рылеев, без которого не могли обойтись

225 лет назад в Гатчинском уезде родился Кондратий Фёдорович Рылеев – поэт, коммерсант, воин и бунтарь. Но по прошествии веков в первую очередь все-таки поэт

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Мы его чаще всего вспоминаем как декабриста. Хотя Рылеев, конечно, и слова такого никогда не слыхал – декабрист. Оно появилось позже, после их казни. За это время их и проклинали (с перехлестом), и идеализировали (снова «без рассудку»), а сегодня, кажется, в моде разоблачение недавних героев. Разоблачать, ясно, легче, чем разбираться в их непростом мировоззрении.

Он был настоящим поэтом. Да, не ровня Пушкину, Баратынскому и Жуковскому – но это слишком высокая мерка. Он был их достойным современником, собеседником, в чем-то – и соавтором, помощником. И Пушкин – а это немало – даже ревновал к Рылееву русскую историю.

Главное – это был поэт с уникальным жизненным опытом. Звучит слишком анкетно, но иначе и не скажешь. У Рылеева и до тайных обществ сложилась совершенно необыкновенная судьба. 15 лет он провел в стенах кадетского корпуса, исправно готовившего офицеров для армии. Он был беден, хотя и со стороны отца, и со стороны матери у Кондратия Федоровича имелось немало родственников, занимавших видное положение в армии.

В училище он и начал писать стихи на все случаи жизни – к восторгу однокашников и педагогов. В то время к поэзии относились, быть может, не вполне серьезно, но с радостью. Как к празднику.

При этом он мечтал то о воинской славе (именно о славе – не больше и не меньше, он был настоящим романтиком!), то о чем-то ином, более вольном… Потому что армейская дисциплина всегда ему претила. Всегда! Но не в 1812 году, когда он мечтал поскорее оказаться на поле боя и сразиться с французами. В годину Отечественной войны ему это не удалось. Он попал в действующую армию только в кампанию 1814 года, когда боевые действия уже шли во Франции и русская армия приближалась к логову Наполеона. Прапорщик Рылеев сражался в артиллерии, проливал кровь – хотя ему и недолго довелось повоевать. А через несколько лет после завершения Наполеоновских войн он вовсе уволился из армии.

Безусловно, он был масоном и служил общественному благу. В жертву этой идее был готов бросить и свой талант, и жизнь. В конце концов он поступил на службу в Российско-американскую компанию и полюбил Соединенные Штаты. Это молодое государство, в котором еще не отменили рабство, казалось ему образцом свободы.

Рылеев оказался способным коммерсантом. Таких в России во все времена было немного – особенно среди дворян. Показательно, что Рылеев и двух лет не прослужил в кампании – как его премировали роскошной енотовой шубой. К нему как к управленцу уважительно относился сам Михаил Сперанский – светило русской бюрократии. Рылеев был не только деятельным чиновником, но и совладельцем компании. Ему принадлежало 10 процентов акций, а императору Александру I, который считал это дело весьма перспективным – 20 процентов. Всего лишь в два раза больше… Рылеев умел «пробиваться», умел настойчиво использовать связи – дружеские и родственные. Стал достаточно состоятельным человеком. Но уже тогда он применял свои управленческие способности и в подпольном мире. Коммерсант был еще и романтиком. По терминологии нашего детства – революционным романтиком. И это тоже редчайший случай, который стоит рассмотреть как можно подробнее.

ДУМЫ ОБ ИСТОРИИ

Свои «Думы» Рылеев посвятил видному сановнику – адмиралу Николаю Мордвинову. И предварил цикл весьма патриотическими рассуждениями. И тут он нарвался на критику Александра Пушкина – человека, по сравнению с Рылеевым, слишком многое поставившего на поэзию.

Читайте также:
Катаев: сочинение

«Что сказать тебе о думах? во всех встречаются стихи живые, окончательные строфы Петра в Острогожске чрезвычайно оригинальны. Но вообще все они слабы изобретением и изложением. Все они на один покрой: составлены из общих мест Описание места действия, речь героя и — нравоучение. Национального, русского нет в них ничего, кроме имен (исключаю Ивана Сусанина, первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант)» – писал он Рылееву.

Такие слова дорогого стоят, хотя, скажем прямо, в переписке с другими адресатами Пушкин был к Рылееву строже. И подчас язвительно высмеивал почтенного ветерана кампании 1814 года.

«Кланяюсь планщику Рылееву, как говаривал покойник Платов — но я, право, более люблю стихи без плана, чем план без стихов», – иронизировал Пушкин над слишком рациональной поэзией Рылеева, для которого «гражданственность» явно была важнее самих стихов. В письме Александру Бестужеву Пушкин рассуждал: «Откуда ты взял, что я льщу Рылееву? …Он в душе поэт. Я опасаюсь, его не на шутку и жалею очень, что его не застрелил, когда имел тому случай – да черт его знал. Жду с нетерпением «Войнаровского» и перешлю ему свои замечания. Ради Христа! Чтоб он писал – да более, более!»

Рылеев отстреливался, говорил о высоких гражданских мотивах. Тогда это вовсе не считалось банальностью. Россия только открывала новые высоты патриотического самосознания – романтические. Победив Бонапарта на полях сражений, нужно было выстоять в бою с ним и на идеологическом поле. Тут – в особенности после серии дворцовых переворотов – уже вхолостую работали привычные принципы поклонения православному государю. Необходимо было нечто иное, во-первых – коренное, русское и только во вторую очередь – верноподданническое. Этим и занялся Рылеев в своих «Думах». Свое кредо он сформулировал в «программной» думе – «Державин»:

Он выше всех на свете благ

Общественное благо ставил

И в огненных своих стихах

Святую добродетель славил.

Пушкин отвечал саркастически: «Если кто пишет стихи, то прежде всего должен быть поэтом, если же хочешь просто гражданствовать, то пиши прозою». Нерв этого спора актуален и в наши дни. Рылеев отстаивал примат гражданственности. Пушкин – свободу творчества. Нечто подобное можно увидеть и в распрях современных соцсетей. Легче всего сказать, что Пушкин был прав, а Рылеев – всего лишь пропагандист или проповедник, но не поэт. Но почему тогда и Пушкин, и Лермонтов нередко прибегали к рылеевскому оружию? А Некрасов преобразовал русскую поэзию, превратив это понятия – «гражданин» – в своё кредо. И спорт этот интересен тем, что не никогда не завершится. И тем, что он продуктивен.

ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ

А ведь в «Думах» Рылеев смело обратился к тому, к чему Пушкин только подступался. Самая известная из этих исторических баллад – конечно, «Иван Сусанин».

Убейте! замучьте!— моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит».

«Злодей!— закричали враги, закипев,—

Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

Может быть, именно за это Рылеева награждала супруга Александра I, императрица Елизавета Алексеевна?

Любопытно, что этот сюжет станет ключевым для Николаевской России. На нем зиждилась знаменитая триада министра народного просвещения Сергея Уварова: «православие, самодержавие, народность». Опера Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)

Эта дума входила и в советскую школьную программу – порой даже не по литературе, а по чтению. Мы читали про Сусанина в младших классах. Правда, вместо, «умру за царя и за русь!» там значилось: «Не дрогнув, умру за родимую Русь!». И, хотя стих Рылеева здесь несколько тяжеловат, более впечатляющей исторической панорамы представить трудно.

ПОПЫТКА ЭПОСА

Русский характер не объяснить одним смирением. Среди излюбленных героев нашего фольклора – Стенька Разин и Ермак. Первый – враг московского царя. Второй – меч Москвы, дотянувшейся до Сибири, но в то же время – вольный казак. Дума «Смерть Ермака», ставшая народной песней – это настоящий эпос. По размаху, по размеренности, по широкой панорамности, по проникновению в исторический контекст. За каждой строчкой – второй и третий план.

Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молнии летали,

Бесперерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали.

Ко славе страстию дыша,

В стране суровой и угрюмой,

На диком бреге Иртыша

Конечно, сразу вспоминается мелодия этой песни – завораживающая. Но всё заложено в стихах.

Рылеев не был бы Рылеевым, если бы не намекнул на роковую роль власти в судьбе героя:

Лишивши сил богатыря

Бороться с ярою волною,

Тяжелый панцирь — дар царя

Стал гибели его виною…

В 1821 году, когда Рылеев написал эту «Думу», жанр исторической баллады в русской поэзии был еще слабо разработан. И он открывал новые земли. Потом на этом материке приземлится Алексей Константинович Толстой. Но Рылеев был первым. Да и сам замысел цикла «Дум» – поразительно смелый.

МЯТЕЖНИК

В его стихах, конечно, сквозил и главный мотив рылеевской жизни – обреченность борца за свободу, обреченность революционера: «Известно мне: погибель ждет / Того, кто первый восстает / На утеснителей народа; / Судьба меня уж обрекла. / Но где, скажи, когда была / Без жертв искуплена свобода?». Но его публиковали, считали патриотом. Только после приговора Рылеев надолго останется для России потаенным автором.

Мятежные или, по терминологии советских времен (вполне дельной), «вольнолюбивые» мотивы проявлялись в его стихах всё более явно, уже без исторических аллегорий:

Читайте также:
Шаламов: сочинение

Долго ль русский народ

Будет рухлядью господ,

И людями,

Как скотами,

Долго ль будут торговать?

Это – политический памфлет в рифму, весьма эмоциональный и искренний.

Рылеев вовсе не был самым именитым и влиятельным участником тайных обществ. Но бесспорно, что он – один из лидеров Северного общества – оказался едва ли не главным организатором декабрьского восстания, хотя и разочаровался в нем, увидев, что всё закончилось банальным и постыдным кровопролитием.

Из Петропавловской крепости он писал жене о Николае I: «Молись, мой друг, да будет он иметь в своих приближенных друзей нашего любезного отечества и да осчастливит он Россию своим царствованием».

И царь повел себя благородно: не оставил семью бывшего правителя Российско-американской компании, выделил Рылеевым пенсион.

Искренне ли Рылеев воспевал императора, против которого выводил солдат на площадь? Дело в том, что между Николаем I и такими либералами, как Рылеев, не было неодолимой пропасти. Кого они хотели видеть в числе правителей России? Михаила Сперанского, Алексея Ермолова, Павла Киселева… Все они вершили судьбами России и при Николае Павловиче.

В последней записке императору Рылеев не просил помилования для себя: он понимал, что в тот роковой день перешел черту… Но он умолял царя проявить милосердие к «товарищам моего преступления».

Священник, отец Петр Масловский, с которым Рылеев сблизился в дни заключения, подошел к приговоренному. Автор «Дум» приложил его руку к своей груди и сказал: «Слышишь, отец, оно не бьется сильнее прежнего». Он не бравировал хладнокровием. Просто показывал, что давно готов к гибели. И держался в последний час доблестно.

ПОТАЕННЫЙ АВТОР

После казни имя Кондратия Рылеева из официального контекста вычеркнули. В народе пели песни на его стихи, но в печати увидеть его произведения было невозможно, хотя многие его строки стали крылатыми. В «списках» стихи Рылеева ходили достаточно массово. Иногда его самые известные «Думы» цитировались без указания автора.

А с конца XIX века, когда о декабристах в учебниках писали исключительно как о преступниках, но строгий запрет на публикации был снят – «Думы» Рылеева уже изучали гимназисты. Просто трудно было найти в русской поэзии более сильных патриотических формул. Стихи Рылеева не умерли и в наше время. Они остались в хрестоматиях, поговорках и девизах.

Необязательно сочувствовать политическим устремлениям участников тайных обществ – тем более, что и сами они вовсе не были единомышленниками. Но помнить Рылеева необходимо.

Жизнь и творчество Кондратия Рылеева

Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826 гг.) является одним из известных русских поэтов, примкнувших к восстанию декабристов.

На свет будущий поэт появляется в пригороде Санкт-Петербурга в небольшой дворянской семье. Начальным образованием мальчика становится кадетский корпус в Санкт-Петербурге, во время учебы в котором Рылеев принимает участие в походах действующей российской армии.

После окончания обучения и выхода в отставку Рылеев, заключив брак с Натальей Михайловной Тевяшевой, работает в питерской уголовной палате, а затем поступает в Российско-американскую компанию на должность руководителя канцелярии. В семейной жизни с Тевяшевой у Рылеева рождается дочь, названная Анастасией.

В этот период берет начало творческая биография Рылеева в виде знаменитого произведения в жанре сатиры под названием «К временщику». После публикации произведения поэт становится членом Вольного общества любителей русской словесности, участвует в выпуске ежегодного издания «Полярная звезда», а также имеет принадлежность к масонской ложе.

Затем из-под пера поэта рождается историческое произведение «Думы», часть стихов из которых в дальнейшем становятся песнями, положенными на музыку, а спустя время издается поэма «Войнаровский». В этот же период Рылеев пробует свои силы на переводческом поприще, представляя для опубликования переведенные с польского языка вольные переводы стихотворений Немцевича Ю. «Глинский: Дума».

Жизненный путь Рылеева отмечен близким знакомством с Пушкиным А.С., а также Грибоедовым А.С. и Бестужевым А.А., с которыми поэт ведет активную переписку относительно литературоведческой деятельности. При этом Рылеев никогда не причислял себя к истинным представителям русской поэзии, предпочитая называть себя простым русским гражданином.

За два года до восстания декабристов Рылеев вступает в Северное тайное общество, став руководителем наиболее радикального крыла и призывая к установлению республиканского строя. Будучи активным участником Общества, Рылеев оказывается одним из пяти главных руководителей декабристского восстания, приговоренных к смертной казни через повешение. Ожидая исполнения приговора, поэт царапает на дне оловянной тарелки свои последние стихотворные строки, в которых выражает свою любовь к родине.

Первая попытка повешения Рылеева оказывается неудачной, поскольку на его шее обрывается веревка и только спустя время предпринимается повторная попытка, в результате которой поэт умирает. Место захоронения тридцатилетнего Рылеева неизвестно, как и других его соратников. По предположению исследователей, декабристы похоронены в одном из мест острова Голодай.

После казни Рылеева его произведения запрещаются к публикациям и в большом количестве уничтожаются. Однако благодаря Огареву Н.П. и Герцену А.И. среди поклонников русской поэзии нелегально распространяются рукописные тексты произведений Рылеева, а также же его европейские издания.

Вариант 2

В беллетристике начала девятнадцатого века главную нишу занимают произведения поэта – декабриста Кондратия Федоровича Рылеева. Он известен в российской поэзии как продолжатель тем, описанных в творениях Радищева.

Декабрь 1825 года насильно прервал жизненный путь стихотворца. Рылеев безусловно охарактеризовывается как поэт – гражданин, в поэзии которого жизненный и творческий путь переплетаются вместе. Перед декабристским мятежом Рылеев создал краткий, но чрезвычайно яркий стих «Гражданин». Здесь автор агитирует осуществить свое гражданское призвание и одновременно предупреждает бесчувственных взирателей на неблагополучия отечества.

Своеобразная ниша в рылеевских произведениях отдана стихотворной серии под названием «Думы». Важнейшая роль в них принадлежит образам борцов за неподвластность отечества и свободомыслие простых людей, против произвола и притеснения. Несомненно то, что размышления высказываемые главными героями в думах – это собственные мысли автора.

Яркое произведение этой серии – «Иван Сусанин». Это единственная рылеевская дума, в которой описан не знатный человек, питающий надежды принести дать простому люду освобождение и образование. Здесь описан сам представитель этого люда, служащий правде.

Читайте также:
Овидий: сочинение

Популярной среди темных масс стала дума «Смерть Ермака», а позже они превратили ее в песню.

Уже в поэме «Войнаровский» описываются существенные преобразования в стихотворном процессе Рылеева. Здесь отсутствует интеграция сочинителя и главного образа, умеющего мыслить и рассуждать как автор. Этим она отличается от дум. У стихотворца и главного действующего образа различные взгляды на происходящее и разная оценка его.

Пушкин высоко оценил эту поэму, и окрыленный этим Рылеев создает поэму «Наливайко», где описано противоборство за государственную самостоятельность между украинскими казаками и польскими панами в конце шестнадцатого века. Поэт не успел закончить его. Здесь главный образ Наливайко – гетман, вставший с мечом на защиту своего края. Он чувствует печальный конец, но это не пугает его.

Пророческие слова Наливайко из поэмы показывают смятение души и самого стихотворца. Неустрашимость, отвага и долг перед простым людом, все это он видит в деятельной борьбе за раскрепощение своей родины.

Творчество Рылеева повлияло также на умы других поэтов – борцов за свободу России.

Жизнь и творчество Кондратия Рылеева

Интересные ответы

Былинный богатырь Илья Иванович Муромец появился на свет где-то между 1150 и 1165 гг., точнее установить не удается. По поводу его национальности также не все ясно: на протяжении многих лет историк

Русская природа поистине великолепна своим многообразием и отличается какими-то особенными характеристиками во всех уголках необъятной страны. Территория Российской Федерации включает в себя разные природные зоны, которые подразделяются

Детская литература – одно из множества направлений в литературе. Много известных детских авторов знакомы с детства. Среди них и Виктор Юзефович Драгунский

Кальмары являются наиболее подвижными моллюсками, относящимся к классу головоногих. Они способны перемещаться с огромной скоростью, которая может достигать 200 км/час

В тропических лесах можно повстречаться, как с опасными хищниками, так и с безобидными грызунами. В таких местах обычно летают цветные попугаи и гигантские бабочки. По земле ползают большие пауки

ТВОРЧЕСТВО К. Ф. РЫЛЕЕВА

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №60» г. Чебоксары

Корчакова Е.В.

Открытый урок литературы.

ТВОРЧЕСТВО К. Ф. РЫЛЕЕВА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Анализ стихотворения «Невыразимое»

План анализа стихотворения:

Дата написания. Посвящение (если есть).

Тема – основная мысль. Как она воплощается?

Какие значимые события (если есть), чувства (в лирике). В связи с чем?

Какие выразительные средства есть в тексте? Роль этих средств.

Мое мнение (обосновать).

Вопросы по творчеству В. А. Жуковского.

Какую фамилию должен был бы носить В.А. Жуковский по праву своего рождения? (Бунин)

Имел ли Жуковский, познакомивший русских читателей с мировой литературой, университетское образование? (нет)

Чьим наставником он был в течение 15 лет до совершеннолетия своего воспитанника? ( Будущего царя Александра II)

К какому направлению русской литературы относится творчество поэта? (романтизм)

Выпишите названия произведений Жуковского из списка:

«Памятник», «Благодарность Фелице», «Светлана», «Лесной царь», «Полтава», «Перчатка», «Людмила», «Фелица», «Ленора».

III. Изучение новой темы.

Сообщение темы и целей урока.

Наш сегодняшний урок посвящается К.Ф. Рылееву – поэту-декабристу. “Твоё названье в мире этом мне стало доблестным заветом и путеводною звездой”, – писал Огарёв о К.Ф. Рылееве.

2. Слово учителя о Рылееве.

Родился в семье мелкопоместного дворянина Федора Андреевича и Анастасии Матвеевны. Отец Кондратия, полковник Федор Рылеев, был человеком деспотического нрава. В 1800 году мать Кондратия Рылеева вместе с детьми (с Коней и Аней — побочной дочерью Федора Андреевича) была вынуждена переехать в Батово.

Признание матери

Известен рассказ, что мать Рылеева видела вещий сон, в деталях предсказывающий судьбу сына. Он был опубликован в 1895 году в январском номере «Исторического вестника» под названием «Сон матери Рылеева».

Согласно рассказу трёхлетний Кондратий («Коня» был не первый ребенок четы Рылеевых, но первый выживший) был смертельно болен. Не то это был круп, не то дифтерит — доктора решить не могли, но с уверенностью говорили матери, что мальчик не выживет. Мать молилась, как никогда. Забылась в изнеможении и услышала тихий ласковый голос: «Опомнись, не моли Господа о выздоровлении. Он, Всеведущий, знает, зачем нужна теперь смерть ребенка. Из благости, из милосердия Своего хочет Он избавить его и тебя от будущих страданий. Что, если я тебе покажу их. Неужели и тогда будешь ты все-таки молить о выздоровлении!…— Да. да. буду. буду. все. все отдам. приму сама какие угодно страдания, лишь бы он, счастье моей жизни, остался жив. » — взывала мать, с мольбой обращаясь в ту сторону, откуда слышался голос. Анастасию Матвеевну повели по отдельным комнатам. То она видела сына за учебой, то уже взрослого на службе. Но вот уже и предпоследняя комната. В ней сидело много совсем не знакомых матери лиц. Они оживленно совещались, спорили, шумели. Кондратий с видимым возбуждением говорил им о чем-то. Тут Анастасия Матвеевна снова услышала голос, более грозный и даже резкий: «Смотри: одумайся, безумная. Когда ты увидишь то, что скрывается за этим занавесом, отделяющим последнюю комнату от других, будет уже поздно. Лучше покорись, не проси жизни ребенку, теперь еще такому ангелу, не знающему житейского зла. » Но Анастасия Матвеевна с криком: «Нет, нет, хочу, чтобы жил он». поспешила к занавесу. Тогда он медленно приподнялся, и она увидела — виселицу! Женщина вскликнула и очнулась. Ее первым движением было наклониться к ребенку, а он… спокойно спал. Ровное, тихое дыхание сменило болезненный свист в горле; щеки порозовели, и вскоре, проснувшись, мальчик протянул к маме руки.

В январе 1801 года он был определен в Первый кадетский корпус в Санкт-Петербурге (корпус находился прямо напротив Сенатской площади).

Товарищи уважали Рылеева за благородный и самоотверженный характер, который проявился за годы его обучения. В корпусе были приняты очень суровые телесные наказания. Попадало и Рылееву. Не раз он брал на себя вину товарищей. В феврале 1814 года Кондратий был выпущен артиллерийским офицером и успел принять участие в войне с Наполеоном.

Читайте также:
Чуковский: сочинение

По возвращении в Россию Рылеев недолгое время продолжал служить в армии. В 1818 году он вышел в отставку; в 1820 году женился на Наталье Михайловне Тевяшевой. После женитьбы Рылеев переехал в Петербург, сблизился с литературными кружками столицы. В это же время Рылеев много пишет и печатается в столичных изданиях. Одно из этих стихотворений поразило современников неслыханной дерзостью: оно было озаглавлено «К временщику» и метило в Аракчеева ( р еформатор русской артиллерии, генерал от артиллерии (1807), военный министр (1808-10), главный начальник Императорской канцелярии (с 1812) и военных поселений (с 1817)).

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесённый в важный сан пронырствами злодей!
Ты на меня взирать с презрением дерзаешь
И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!
Твоим вниманием не дорожу, подлец;
Из уст твоих хула — достойных хвал венец!

В начале 1823 года Рылеев вступил в революционное Северное общество . Он уже через год был избран директором общества. Стоит заметить, что Рылеев боролся против кровавых мер, вошедших в план действий декабристов. Перед 14 декабря Рылеев сложил свои полномочия; «диктатором» был избран князь Трубецкой, но Рылеев все-таки был на Сенатской площади. На следующую ночь он был арестован и заключен в каземат № 17 Алексеевского равелина Петропавловской крепости.

14 декабря 1825 года.

Заговорщики решили воспользоваться сложной юридической ситуацией , сложившейся вокруг прав на престол после смерти Александра I. С одной стороны, имелся секретный документ, подтверждающий давний отказ от престола следующего за бездетным Александром по старшинству брата, Константина Павловича , что давало преимущество следующему брату, крайне непопулярному среди высшей военно-чиновничьей элиты Николаю Павловичу . С другой стороны, ещё до открытия этого документа Николай Павлович под давлением генерал-губернатора Санкт-Петербурга графа М. А. Милорадовича поспешил отказаться от прав на престол в пользу Константина Павловича.

27 ноября население было приведено к присяге Константину. Формально в России появился новый император, было даже отчеканено несколько монет с его изображением . Константин престола не принимал, но и формально не отказывался от него в качестве императора. Создалось двусмысленное и крайне напряжённое положение междуцарствия. Николай решился объявить себя императором. На 14 декабря была назначена вторая присяга — «переприсяга». Наступил момент, которого ждали декабристы — смена власти. Члены тайного общества решили выступать, тем более, что на столе у министра уже лежало множество доносов и скоро могли начаться аресты.

Состояние неопределённости длилось очень долго. После повторного отказа Константина Павловича от престола Сенат в результате долгого ночного заседания 13-14 декабря 1825 года признал юридические права на престол Николая Павловича .

К ночи с восстанием было покончено. На площади и улицах остались сотни трупов.

После ареста

После допроса у императора, который оценил благородный характер Рылеева, он получил дозволение переписываться с женой и однажды (в начале лета 1826 года) виделся с ней и дочерью. Написанное Рылеевым в крепости говорит само за себя. После возвращения из ссылки Иван Пущин разыскал дочь Рылеева, сохранившую бумаги отца и матери. В 1872 году эти материалы были изданы отдельной книгой «Сочинения и переписка Кондратия Федоровича Рылеева».

Ещё во время следствия Николай I прислал жене Рылеева 2 тысячи рублей, а затем императрица прислала на именины дочери ещё тысячу. Царь продолжил свою заботу о семье Рылеева и после казни, и жена его получала пенсию до вторичного замужества, а дочь — до совершеннолетия.

21 декабря Наталья Михайловна писала мужу: «Друг мой! не знаю, какими чувствами, словами изъяснить непостижимое милосердие нашего Монарха. Третьего дня обрадовал меня Бог, и вслед за тем 2000 рублей и позволение посылать тебе белье. Наставь меня, друг мой, как благодарить Отца нашего Отечества. Настенька про тебя спрашивает, и мы всю надежду возлагаем на Бога и на Императора». На обороте этого письма рукой Рылеева набросано:

«Святым даром Спасителя мира я примирился с Творцом моим. Чем же возблагодарю я Его за это благодеяние, как не отречением от моих заблуждений и политических правил? Так, Государь, отрекаюсь от них чистосердечно и торжественно; но чтобы запечатлеть искренность сего отречения и совершенно успокоить совесть мою, дерзаю просить Тебя, Государь! будь милостив к товарищам моего преступления. Я виновнее их всех; я, с самого вступления в Думу Северного общества, упрекал их в недеятельности; я преступной ревностью своею был для них самым гибельным примером; словом, я погубил их; через меня пролилась невинная кровь. Они, по дружбе своей ко мне и по благородству, не скажут сего, но собственная совесть меня в том уверяет. Прошу Тебя, Государь, прости их: Ты приобретешь в них достойных верноподданных и истинных сынов Отечества. Твое великодушие и милосердие обяжет их вечною благодарностью. Казни меня одного: я благословляю десницу, меня карающую, и Твое милосердие и перед самой казнью не престану молить Всевышнего, да отречение мое и казнь навсегда отвратят юных сограждан моих от преступных предприятий противу власти верховной».

Рылеев был одним из тех трех несчастных, которых вешали дважды (вместе с Сергеем Муравьевым и Каховским). Веревки порвались во время казни, вероятно, из-за тяжести кандалов, по существующему обычаю Рылеев мог рассчитывать на помилование. Генерал-губернатор, видя, что трое упали, прислал адъютанта, чтобы взяли другие веревки и повесили их, что и было немедленно исполнено». По рассказу свидетелей казни, генералу предлагали известить о случившемся императора (не помилует ли теперь?), но Государь находился в Царском Селе, и генерал поступил как проще. Известно, что перед казнью священник Петр Мысловский сердечно прощался с осужденными. Когда он подошел к Рылееву, тот приложил его руку к своей груди и сказал: «Слышишь, отец, оно не бьется сильнее прежнего».

В подготовке восстания 14 декабря Рылееву принадлежала одна из ведущих ролЕй. Находясь в заключении, он брал всю «вину» на себя, стремился оправдать товарищей, возлагал тщетные надежды на милость к ним императора.

Читайте также:
9 класс: сочинение

Рылеев казнён через повешение 13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей выступления вместе с П. И. Пестелем , С. И. Муравьёвым-Апостолом , М. П. Бестужевым-Рюминым , П. Г. Каховским .

Значительную часть декабристов не надо было убеждать в неправоте их дела. О ней лучше всяких слов свидетельствовала кровь сотен людей, в том числе совершенно посторонних, попавших под три залпа картечью, выпущенных по восставшим войскам; сломанные судьбы сосланных на каторгу и отправленных «сквозь строй» участников выступления, многие из которых даже не знали, в чем они приняли участие: как известно, декабристы вывели солдат под предлогом защиты прав на престол великого князя Константина.

М.И. Муравьев-Апостол перед смертью признался, что «всегда благодарил Бога за неудачу 14 декабря»

«14 декабря нельзя ни чествовать, ни праздновать; в этот день надо плакать и молиться», – говорили вернувшиеся из ссылки декабристы.

Иван Сусанин.

Словарная разминка (4-5 мин.)

Чтение думы учителем

Первичное восприятие текста.

-Какие чувства возникли у вас при прослушивании этой думы?

Беседа с элементами выборочного чтения.

-С чего начинается повествование? Прочитайте.

-Как вы понимаете « ни зги не видно». Что означают слова « с сердцем вскричали враги»? Кто такие «ляхи»?

-В чём упрекают ляхи старого Ивана?

-Уверены ли они в своей победе? Докажите словами из текста.

-Кого защищает Сусанин?

-Куда он приводит неприятеля?

-Как он приглашает поляков отдохнуть? Какие слова говорит и каким тоном?

Найдите и прочитайте их.

Гумно – сарай для сжатых снопов

Окончины – окна

Москаль – подданный Московского государства

Жупан – полукафтан

Но чаще других встречается слово « сарматы».

Сарматы – образное сравнение с кочевниками-захватчиками, которые издревне приходили на Русь.

-Как вы думаете, поверили поляки Сусанину? Какими строчками вы это подтвердите?

С кем разговаривал Сусанин ночью? Найдите и прочитайте про себя разговор с сыном. Попробуем прочитать этот диалог, исключая слова автора.

В тексте вам встретится слово потаённо. Как вы его понимаете?

Чтение по ролям.

Что нового мы узнали об Иване Сусанине?

Перед каким выбором стоит герой?

Что выбирает Сусанин? Найдите эти строчки в тексте.

Сусанин предпочёл умереть за русский народ, чем жить предателем, но он обездолил свою семью. Правильно ли он поступил? Почему?

Итак, наступает утро. Прочитайте описание леса, в который входят на следующий день поляки, идущие за Иваном Сусаниным.

-Видно ли из этого отрывка, что обратной дороги нет? Почему ты так думаешь? Найдите слова, которые доказывают это.

-Как здесь ведёт себя Сусанин?

-Понимает ли он, что погибнет?

_Как, с каким чувством звучат последние его слова? Прочитайте их выразительно.

Скоро мы будем изучать творчество А.С. Пушкина. Он был потрясён гибелью декабристов, на рукописях появляются портреты друзей и рисунок виселицы с надписью “И я бы мог”. Декабристам, сосланным в Сибирь на каторгу, он пишет послание “Во глубине сибирских руд”.

Полное собрание сочинений в 13 томах

Виссарион Григорьевич Белинский принадлежит к числу тех деятелей передовой русской культуры, которыми гордится наша страна, которые знаменуют славу русского народа. В своем историческом докладе, посвященном 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, И. В. Сталин говорил о вероломном нападении гитлеровских захватчиков, имевших «наглость призывать к уничтожению великой русской нации, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова. » (И. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М. Госполитиздат, 1952, стр. 30). Названные имена — символ бессмертия русского народа, его величайшей роли в истории человечества, в истории мировой культуры.

Деятельность Белинского относится к 30—40-м годам XIX столетия. Восприняв самые передовые традиции прошлого — революционные традиции Радищева и декабристов,— Белинский поднял их на новую ступень развития социально-исторической и философской мысли. Своей литературно-критической и общественной деятельностью он закладывал основы революционно-демократического миросозерцания и тем самым пролагал путь марксизму в России. В книге «Детская болезнь „левизны“ в коммунизме» В. И. Ленин говорит: «Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания па практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы» (В. И. Ленин. Соч., т. 31, стр. 9).

Начало идейных исканий, которые привели передовую русскую мысль к марксизму, Ленин относит к 40-м годам XIX столетия.

1840-е годы — высший этап в литературно-общественной деятельности Белинского. Вступив в литературу еще в начале 30-х годов и пройдя сложный путь философского (от идеализма к материализму) и идейно-политического развития, Белинский всегда был и оставался демократом, защитником интересов народа. Любовь к родине, к своему народу вдохновляла Белинского в его стремлении указать народу правильный путь борьбы за свое освобождение, теоретически и исторически обосновать этот путь. В поисках революционной теории Белинский в 30-е годы не избежал ошибок и заблуждений, о которых он впоследствии не мог вспоминать без чувства глубокой горечи. С. М. Киров в статье, относящейся к 1911 году, назвал Белинского «великим искателем», который «всё величие своего гения устремил к отысканию истины. От юношеской трагедии „Дмитрий Калинин“ до предсмертных писем его всё проникнуто этим пылким исканием» («Литер. газета», 1 декабря 1939 г.).

Буржуазные и либерально-народнические публицисты стремились всячески умалить революционное значение деятельности и идей Белинского. Ленин опроверг их клеветнические измышления, установил прямую связь идей Белинского с борьбой русского народа за свое освобождение, указал на то, что в них нашли отражение настроения крепостных крестьян против крепостного права.

Как говорит Ленин, «предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении был еще при крепостном праве В. Г. Белинский. Его знаменитое „Письмо к Гоголю”, подводившее итог литературной деятельности Белинского, было одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору» (В. И. Ленин. Соч., т. 20, стр. 223—224).

Пафосом всей деятельности Белинского была борьба за освобождение народа от всякой эксплуатации. Белинский писал: «И настанет время—я горячо верю этому, настанет время, когда никого не будут жечь, никому не будут рубить головы. Не будет богатых, не будет бедных, ни царей и подданных, но будут братья—будут люди. » (ИАН, т. XII).

Читайте также:
Тургенев: сочинение

В условиях 1840-х годов, когда в России еще не было революционного пролетариата, Белинский не мог создать научно-материалистическую теорию социалистического переустройства общества. Однако Белинский был не только социалистом-утопистом, но и революционным демократом. Поэтому его не могли удовлетворить теории западноевропейских социалистов-утопистов, проповедовавших мирный переход от капитализма к социализму. Белинский признавал единственный возможный

путь социалистического преобразования общества — путь революционной борьбы. Говоря о будущем свободном обществе, он подчеркивал: «. смешно и думать, что это может сделаться само собою, временем, без насильственных переворотов, без крови» (ИАН, т. XII).

Крупнейший мыслитель домарксовского периода, материалист теоретик, деятельность которого имела мировое значение, Белинский в поисках правильной, революционной теории выработал оригинальный и глубокий взгляд на процесс исторического развития России и стран Западной Европы, на их государственный и общественный строй. Он заклеймил славянофилов как выразителей интересов помещичьего класса, видевших идеал России не в будущем, а в прошлом, то есть идеализировавших крепостничество и самодержавие. Он гневно выступал и против дворянско-буржуазных либералов-«западников», чуждых национальной чести и достоинства, рабски преклонявшихся перед капиталистическими порядками Западной Европы, сказав о таких «западниках»: «абстрактные человеки, беспачпортные бродяги в человечестве». Белинский был проницательным критиком не только феодально-крепостнического, но также капиталистического общественного и государственного устройства. Он писал: «Горе государству, которое в руках капиталистов, это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах. Для них война или мир значат только возвышение или упадок фондов — далее этого они ничего не видят» .(ИАН, т. XII).

Оценивая в исторической перспективе роль Белинского в русском освободительном движении, Ленин называл его одним из предшественников русской революционной социал-демократии.

Характер деятельности Белинского, которая была по преимуществу деятельностью литературного критика, определялся особенностями самой эпохи. В ту эпоху литература была важнейшим средством выражения народного самосознания и распространения освободительных идей.

В письме к Гоголю Белинский писал: «Только в одной литературе, несмотря на татарскую цензуру, есть еще жизнь и движение вперед. Вот почему звание писателя у нас так почтенно, почему у нас так легок литературный успех, даже при маленьком таланте. Титло поэта, звание литератора у нас давно уже затмило мишуру эполет и разноцветных мундиров. И публика тут права: она видит в русских писателях своих единственных вождей, защитников и спасителей от мрака самодержавия, православия и народности. » (ИАН, т. XII).

Именно таким вождем передовой общественной мысли, страстным борцом против самодержавно-крепостнического строя

и реакционной идеологии и был в это время больше, чем кто-либо, сам Белинский. Критик-трибун, Белинский ставил и решал в своих литературно-критических статьях насущно важные вопросы русской действительности. Беспощадно бичуя всё устарелое, отживающее, реакционное в литературе, а тем самым и в жизни, ниспровергая ложные литературные авторитеты, Белинский настойчиво и последовательно боролся за передовую идейность литературных произведений, за их народность, за глубоко правдивое воспроизведение действительности — за подлинный художественный реализм. Белинский впервые создал материалистическую эстетику реализма, явившуюся крупнейшим вкладом в историю мировой эстетической мысли. Гениальный литературный критик,— замечательный по глубине и точности эстетического проникновения, меткости оценок, яркой художественности характеристик,— Белинский вместе с тем был и выдающимся историком литературы, рассматривавшим литературные явления в их развитии и неразрывной связи с общественной жизнью. Исторически и теоретически обосновав закономерность победы реализма в русской литературе, Белинский создавал свою эстетику, опираясь на весь опыт истории русской литературы. Данные Белинским характеристики творчества Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Кольцова, Герцена, Гончарова и других русских писателей в основе своей остаются незыблемыми и в наше время. Раскрыв и показав в своих статьях национальную самобытность и величайшее значение русской литературы, Белинский дал глубокую оценку многих явлений и мировой литературы.

С необыкновенной чуткостью по первым же произведениям начинающих писателей Белинский умел угадывать будущие великие дарования и своими критическими замечаниями и советами могуче способствовал их развитию. Это воспитывающее и направляющее писателей-современников значение критики Белинского также составляет ее замечательную черту.

Традиции Белинского были продолжены и развиты Чернышевским и Добролюбовым. Добролюбов так определял значение Белинского для русской литературы:

«Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развилась она, Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшением. До сих пор его влияние ясно чувствуется на всем, что только появляется у нас прекрасного и благородного; до сих пор каждый из лучших наших литературных деятелей сознается, что значительной частью своего развития обязан, непосредственно или посредственно, Белинскому. Во всех концах России есть люди, исполненные энтузиазма к этому гениальному человеку, и, конечно, это лучшие люди России. » (Соч., т. II, 1935, стр. 470).

Как литературные критики и теоретики литературы и искусства Белинский, Чернышевский и Добролюбов являются прямыми предшественниками эстетики нашей советской эпохи, эстетики социалистического реализма. В докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград» товарищ А. А. Жданов сказал: «. лучшая традиция советской литературы является продолжением лучших традиций русской литературы XIX века, традиций, созданных нашими великими революционными демократами — Белинским, Добролюбовым, Чернышевским, Салтыковым-Щедриным, продолженных Плехановым и научно разработанных и обоснованных Лениным и Сталиным» (А. Жданов. Доклад о журналах «Звезда» и «Ленинград». Госполитиздат, 1952, стр. 20).

Белинский верил в русский народ и с гордостью думал о прекрасном будущем своей родины. В статье «Месяцеслов на 1840 год» он писал: «Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940-м году—стоящею во главе образованного мира, дающею законы и науке и искусству и принимающую благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества» (ИАН, т. III).

Живое значение наследия Белинского сохраняется и по сей день. Многое и многое из написанного великим критиком и ныне не утратило своей актуальности. Белинский является как бы нашим современником, активным участником строительства нашей социалистической культуры.

Читайте также:
Довлатов: сочинение

Произведения Белинского издавались в нашей стране несколько раз, но только после Великой Октябрьской социалистической революции они стали доступны широкому кругу читателей.

Настоящее полное собрание сочинений Белинского состоит из тринадцати томов. В собрание входят все оригинальные произведения Белинского и его письма.

В основу распределения материала по томам и расположения его внутри томов положен хронологический принцип. Исключение составляют художественные произведения Белинского и книга «Основания русской грамматики для первоначального обучения», помещенные в конце тех томов, к которым они хронологически относятся. Кроме того, серии статей, объединенных общим заглавием (например, «Сочинения Александра Пушкина»), помещаются в одном месте под датой первой статьи.

По томам сочинения и письма распределяются следующим образом:

Том I. Юношеское сочинение Белинского «Рассуждение )». Статьи и рецензии 1834—1835 годов («Лите-

ратурные мечтания», «О русской повести и повестях г. Гоголя», «Стихотворения Владимира Бенедиктова», «О стихотворениях Баратынского», «Стихотворения Кольцова» и др.).

Художественные произведения (Драма «Дмитрий Калинин»).

Том II. Статьи и рецензии 1836—1838 годов «О критике и литературных мнениях „Московского наблюдателя“», «Несколько слов о „Современнике“», «Вторая книга „Современника“», «Опыт системы нравственной философии. Соч. А. Дроздова», «Гамлет. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» и др.).

«Основания русской грамматики для первоначального обучения».

Том III. Статьи и рецензии 1839—1840 годов («Ледяной дом. Басурман. Соч. И. Лажечникова», «Кальян, стихотворения А. Полежаева. Арфа, стихотворения. Его же», «„Современник“, том 11 и 12» и др.).

Художественные произведения («Пятидесятилетний дядюшка»).

Том IV. Статьи и рецензии 1840—1841 годов («Сочинения в стихах и прозе Дениса Давыдова», «Полное собрание сочинений А. Марлинского», «Герой нашего времени», «Стихотворения М. Лермонтова», «Русская литература в 1840 г.», «Идея искусства» и др.).

Том V. Статьи и рецензии 1841—1842 годов («Разделение поэзии на роды и виды», «Деяния Петра Великого. Сочинения И. И. Голикова», «Сто русских литераторов», «Римские элегии. Сочинение Гёте», «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», «Русская литература в 1841 году» и др.).

Том VI. Статьи и рецензии 1842—1843 годов («Стихотворения Ап. Майкова», «Педант. Литературный тип», «Руководство к всеобщей истории. Сочинение Фридриха Лоренца», «Стихотворения А. Полежаева», «Похождения Чичикова, или Мертвые души», «Несколько слов о поэме Гоголя „Похождения Чичикова, или Мертвые души“», «Общее значение слова литература», «Общий взгляд на народную поэзию», «Речь о критике», «Сочинения Державина», «Сочинения Гоголя», «Русская литература в 1842 году» и др.).

Том VII. Статьи и рецензии 1843 года («Параша. Рассказ в стихах Т. Л.», «История Малороссии. Н. Маркевича» и др. «Сочинения Александра Пушкина. Статьи I—XI». 1843 — 1846 годы).

Том VIII. Статьи и рецензии 1844—1845 годов («Русская литература в 1843 году», «Парижские тайны. Роман Евгения Сю», «Руководство к познанию новой истории. Сочинения С. Смарагдова», «Русская литература в 1844 году», «И. А. Крылов», «Петербург и Москва» и др.).

Том IX. Статьи и рецензии 1845—1846 годов («Петербургская литература», «Тарантас. Соч. графа Соллогуба», «Физиология Петербурга», «Мысли и заметки о русской литературе», «Петербургский сборник» и др.).

Т о м X. Статьи и рецензии 1847—1848 годов («Взгляд на русскую литературу в 1846 году», «Похождения Чичикова, или Мертвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями», «Письмо к Гоголю», «Ответ „Москвитянину“», «Взгляд на русскую литературу 1847 года» и др.).

Алфавитный указатель произведений Белинского.

Том XI. Письма Белинского 1829—1840 годов.

Том XII. Письма Белинского 1841—1848 годов.

Алфавитный указатель адресатов Белинского.

Общий алфавитный аннотированный указатель имен и произведений, упоминающихся в тексте всех двенадцати томов, будет издан дополнительным (XIII) томом.

Тексты печатаются по прижизненным изданиям или по рукописям, если последние дают более авторитетный текст.

В состав томов I — X вводятся тексты, принадлежность которых Белинскому не вызывает сомнений. Анонимные статьи и рецензии, которые в разное время приписывались Белинскому, но принадлежность которых критику не может быть признана бесспорной, будут помещены в качестве приложения к изданию в XIII томе.

Правописание, принятое для настоящего издания, в основном соответствует современным нормам. Однако при этом сохраняются написания, свидетельствующие о произносительных и морфологических особенностях языка Белинского и эпохи 30—40-х годов прошлого века. Не изменяются, например: фёльетон, генварь, ипотеза, гумор, феатр, в роле (вместо «в роли»), дотрогиваться и т. п. Сохраняется также двоякое написание некоторых слов, свидетельствующее: а) о различном происхождении слов (сантиментальный и сентиментальный, апотеоз и апофеоз, реторический и риторический, новеллист и нувеллист); б) о наличии в языке наряду с книжными формами разговорно-народных (например, сертук и сюртук).

Явные опечатки или описки в воспроизводимом источнике исправляются без оговорок. Сокращенные слова воспроизводятся полностью за исключением общепринятых сокращений (т. е., и т. д., и т. п.). Редакторские вставки и замечания даются в угловых скобках.

Основной текст сочинений Белинского сопровождается краткими комментариями текстологического, библиографического, справочно-фактического и, в необходимых случаях, идеологического характера.

В разделе «Примечания» приняты следующие сокращенные обозначения источников:

ИАН — настоящее академическое издание сочинений В. Г. Белинского.

Н. т. — настоящий том.

ПссБ — Полное собрание сочинений В. Г.Белинского, под ред. С. А. Венгерова (тт. I —XI, СПб., 1900—1917) и В. С. Спиридонова (тт. XII и XIII, М.–Л., 1926 и 1948).

СсБ — Сочинения В. Белинского, изд. К. Т. Солдатенкова и Н. М. Щепкина (чч. I—XII, М., 1859 — 1862).

ПссГ — Полное собрание сочинений и писем А. И. Герцена, под ред. М. К. Лемке (тт. I—ХХII, ГИЗ, Пгр., 1919—1925).

ПссД — Полное собрание сочинений Н. А. Добролюбова, под общей редакцией П. И. Лебедева-Полянского (тт. I—VI, Гослитиздат, М.—Л., 1934—1939).

ПссЛ — Полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова (тт. I—V, изд. «Academia», М.—Л., 1935—1937).

ПссП — Полное собрание сочинений Пушкина, изд. Академии Наук СССР (тт. I—XVI, 1937—1949).

ПссЧ —Полное собрание сочинений Н. Г. Чернышевского (тт. I—XV, Гослитиздат, 1939—1951).

«Журнал М.Н.П.»—«Журнал Министерства народного просвещения».

Виссарион Белинский: Сочинения Александра Пушкина

Здесь есть возможность читать онлайн «Виссарион Белинский: Сочинения Александра Пушкина» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: literature_19 / Критика / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Читайте также:
Прус: сочинение

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Сочинения Александра Пушкина: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Сочинения Александра Пушкина»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Виссарион Белинский: другие книги автора

Кто написал Сочинения Александра Пушкина? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Сочинения Александра Пушкина — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Сочинения Александра Пушкина», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Виссарион Григорьевич Белинский

Сочинения Александра Пушкина

Сочинения Александра Пушкина. Санкт-Петербург. В типографии заготовления государственных бумаг. MDCCCXXXVIII Том I – 439; II – 376; III – 242. (8).

Это начало или почти половина полного издания сочинений Пушкина; почти половина, говорим мы, потому что предполагавшиеся в программе шесть томов оказались недостаточными для помещения всего написанного Пушкиным, и издатели прибавляют седьмой том, не возвышая цены на издание<1>. В одном журнале было замечено, что это не великолепное, но очень опрятное издание; <2>мы прибавим от себя, что еще и очень верное, что составляет одно из главных достоинств всякого хорошего издания. Так как оно, сверх того, и самое полное, и самое дешевое, то мы и не сомневаемся, что его тысячи экземпляров скоро распадутся по рукам читателей. Всякий образованный русский должен иметь у себя всего Пушкина: иначе он и не образованный и не русский. «Московский наблюдатель» не замедлит представить своим читателям подробный разбор сочинений Пушкина, а в этом библиографическом объявлении, кроме уже сказанного им о новом издании, ограничится двумя легкими замечаниями: первое, что, несмотря на важные преимущества нового издания перед старым[1], это старое все-таки не теряет своей цены, потому что в нем стихотворения расположены не по форме, часто случайной и условной, а хронологически, по времени их написания, чрез что дается средство следить за развитием поэта<3>. Второе обстоятельство, которое мы почитаем за нужное заметить, состоит в том, что, к крайнему нашему удивлению, ни в новом издании, ни во всех прежних изданиях «Онегина», сделанных под надзором самого Пушкина, не помещен из него следующий отрывок, который был напечатан в «Московском вестнике» 1827 года (часть V, № 20), под заглавием «Женщины», и которого невольно и тщетно ищешь в прибавлениях к поэме:

В начале жизни много правил
Прелестный, хитрый, слабый пол;
Тогда в закон себе я ставил
Его единый произвол.
Душа лишь только разгоралась,
И сердцу женщина являлась
Каким-то чистым божеством.
Владея чувствами, умом,
Она сияла совершенством.
Пред ней я таял в тишине:
Ее любовь казалась мне
Недосягаемым блаженством.
Жить, умереть у милых ног —
Иного я желать не мог.

То вдруг ее я ненавидел,
И трепетал, и слезы лил,
С тоской и ужасом в ней видел
Созданье злобных, тайных сил;
Ее пронзительные взоры,
Улыбка, голос, разговоры,
Все было в ней отравлено,
Изменой злой напоено,
Все в ней алкало слез и стона,
Питалось кровию моей…
То вдруг я мрамор видел в ней
Перед мольбой Пигмалиона,
Еще холодный и немой,
Но вскоре жаркий и живой.

Словами вещего поэта
Сказать и мне позволено:
Темира, Дафна и Лилета —
Как сон, забыты мной давно.
Но есть одна меж их толпою…
Я долго был пленен одною…
Но был ли я любим и кем,
И где, и долго ли. зачем
Вам это знать? не в этом дело!
Что было, то прошло, то вздор;
А дело в том, что с этих пор
Во мне уж сердце охладело,
Закрылось для любви оно,
И все в нем пусто и темно.

Дознался я, что дамы сами,
Душевной тайне изменя,
Не могут надивиться нами,
Себя по совести ценя.
Восторги наши своенравны
Им очень кажутся забавны;
И, право, с нашей стороны
Мы непростительно смешны.
Закабалясь неосторожно,
Мы их любви в награду ждем,
Любовь в безумии зовем,
Как будто требовать возможно
От мотыльков иль от лилей
И чувств глубоких и страстей!<4>

Стихотворения Александра Пушкина. Санкт-Петербург. В типографии департамента народного просвещения. 4 части: I и II 1829 года, III – 1832, а IV – 1835.

Издание «Сочинений Александра Пушкина» завершилось в 1841 г. – вышло 11 томов.

Имеется в виду суждение «Сына отечества» (1838, № 3, отд. IV, с. 80).

В рецензируемом Белинским издании «Сочинений А. Пушкина» была введена жанровая группировка произведений и, в частности, стихотворений. Так, в т. III стихотворения объединены в следующие группы: Лирические стихотворения. Песни, стансы и сонеты. Послания. Элегии. Эпиграммы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: