Неспособность любить свойство незрелости души: сочинение

Неспособность любить — свойство незрелости души

Литература XX столетия так или иначе связана с социумом, разнообразными явлениями общественной жизни. Даже размышления о дружбе и любви проходят на фоне социально-политических потрясений и, в сущности, неотделимы от размышлений о судьбах человечества в XX веке.

Но вот писательница Франсуаза Саган тему любви и дружбы оставляет в рамках частной жизни человека. Но опять же как посмотреть на это. Жизнь парижской богемы, к которой принадлежат многие ее герои, показывает падение современных нравов. И тем самым такая жизнь обрисовывает широкий социальный фон, на котором развиваются коллизии романов Саган.

Свой первый роман Франсуаза Саган написала в 1954 году. Это роман “Здравствуй, грусть”. Он был воспринят современниками как знамение эпохи падения нравов. В художественном мире Саган нет места прочной и по-настоящему сильной человеческой привязанности. Зародившись и едва окрепнув, это чувство непременно гибнет. Ему на смену приходит чувство грусти и разочарования.

Автор — в то время девятнадцатилетняя студентка Сорбонны — быстро превратилась в литературную звезду. Реклама, конечно, умело использовала такой редкий случай, как написание произведения высокого художественного уровня в столь юном возрасте. Но настоящее потрясение публика получила от того, что юная героиня романа Сесиль — девушка из добропорядочной буржуазной семьи, только что вышедшая из закрытого католического учебного заведения, откровенно, нисколько не смущаясь, поведала о радостях физической любви. Сесиль свободно говорит о том, как прекрасно быть молодой, здоровой, любить жизнь и наслаждаться ею в объятиях любовника.

Состояние счастья достигается чисто импульсивным, бездумным существованием. Сесиль просто и искренне радуется южному солнцу, теплому морю, прекрасной природе. Она чувствует себя наподобие цикад, опьяненных зноем и лунным светом, и знает, что, когда кончится лето и они с отцом вернутся в Париж, она будет по-прежнему вести такой же легкий, ничем не обремененный образ жизни, нацеленный только на удовольствия. Так же легко и просто, ни о чем не задумываясь, живет ее отец.

Такую совершенно безоблачную идиллию нарушает появление Анны Ларсен — подруги покойной матери Сесиль, приехавшей с явной целью женить на себе беспутного и легкомысленного вдовца, сделать из него покорного мужа, порядочного семьянина. Это вполне могло удаться, если бы не противодействие со стороны Сесиль, которая ловкой интригой сумела расстроить намечающийся брак, что, в конечном счете, привело к гибели Анны.

Конфликт между Сесиль и Анной составляет ядро, главное содержание романа. Сесиль защищает бездуховное, эгоистическое, по сути, пустое существование. Она отстаивает чисто функциональный подход к людям, при котором человек важен и ценен не сам по себе, не в силу своих личных качеств, а лишь как предмет удовольствия. Анна, напротив, воплощает более высокую культуру чувств, более развитое духовное и нравственное начало. Если для Сесиль и ее отца любовь — всего лишь их собственные приятные ощущения от общения с меняющимися партнерами, то для Анны — это постоянная нежность, привязанность, потребность в ком-то. Сесиль отдает должное человеческим качествам Анны, восхищается ее культурой, ее достоинством, ее умением владеть собой. Она бы даже полюбила эту женщину, не окажись та на ее пути к удовольствиям.

Анна, с точки зрения Сесиль, сковывает и унижает ее как личность, не дает ей свободно и импульсивно развиваться, за что и наказана. Чувственное наслаждение жизнью одержало победу над благоразумием, рассудительностью и рационализмом. Чувства победили разум.

Но вот путь свободен, препятствие убрано, а вместо радости Сесиль вдруг остро ощутила совершенно незнакомое ей чувство и назвала его “грустью”. Она ясно осознала цинизм, безнравственность той веселой жизни, которую они с отцом ведут. Мир традиционных нравственных ценностей, который отстаивала Анна, представляется Сесиль и всему ее поколению утратившим привлекательность, безнадежно устаревшим. Выходит, нет ничего ценного, ради чего стоит жить, трудиться, гореть и вдохновляться. Сесиль ощущает это столь остро, что ей кажется, будто она заглянула в пропасть, в бездонную пустоту — и содрогнулась от ужаса.

Роман “Здравствуй, грусть” был сигналом тревоги, вызванным нравственным неблагополучием и торжеством бездуховности в обществе. Каждый герой, являясь частью общества и существуя по его законам, исповедуя мораль легкого, бездумного отношения к любви и дружбе, к человеческим отношениям, остается духовно одинок и пожинает плоды своего легкомыслия, своего эгоизма и своей безнравственности.

Герой другого романа Саган — “Немного солнца в холодной воде” — впервые в жизни сталкивается с самоотверженной и искренней любовью, которую вносит в его жизнь Натали. Жиль Ланибье, молодой и преуспевающий журналист, теряет эту замечательную женщину, поддавшись ложному чувству защиты собственного достоинства и желанию быть независимым.

Великолепный психолог, Франсуаза Саган пытается исследовать природу любви. Она задает себе вопрос о ее духовной или материальной сущности. Писательница ищет ответы на вопрос, что же такое настоящая любовь, где ее истоки? Что поделать, если зачастую духовная близость героев держится на физическом влечении и уходит вместе с ним.

Никто не замечает, как тот опыт, который накапливается в подобном общении, оборачивается для героев преждевременным духовным старением, потерей веры в мечты своей юности. По-настоящему любит Анна в романе “Здравствуй, грусть”, Натали — в романе “Немного солнца в холодной воде”. Но другие герои Саган изначально не способны воспринять и оценить то, что называют “настоящей любовью”. Это следствие незрелости души.

Им предстоит пройти определенный жизненный путь, только тогда они смогут приблизиться к пониманию любви.

Хотелось бы отметить один мотив, который часто встречается в произведениях Франсуазы Саган: мотив возвышенной любви молодого человека к немолодой женщине. Автор как бы подчеркивает опустошенность молодого поколения, которое тянется к любви, но находит ее только у более зрелых людей.

В XX трагедия человека, потерявшего смысл своей жизни, оказалась одной из основных художественных моделей литературы. Писатели разных художественных направлений ищут смысл человеческого существования именно в понятиях дружбы и любви. Но возможность нравственной победы человека связана с его собственным выбором, его индивидуальным решением.

Коллекция рефератов

Реферат-Коллекция! Только лучшие рефераты и курсовые работы.

Неспособность любить — свойство незрелости души

Литература
XX столетия так или иначе связана с социумом, разнообразными явлениями
общественной жизни. Даже размышления о дружбе и любви проходят на фоне
социально-политических потрясений и, в сущности, неотделимы от размышлений о
судьбах человечества в XX веке.

Но
вот писательница Франсуаза Саган тему любви и дружбы оставляет в рамках частной
жизни человека. Но опять же как посмотреть на это. Жизнь парижской богемы, к
которой принадлежат многие ее герои, показывает падение современных нравов. И
тем самым такая жизнь обрисовывает широкий социальный фон, на котором
развиваются коллизии романов Саган.

Свой
первый роман Франсуаза Саган написала в 1954 году. Это роман “Здравствуй,
грусть”. Он был воспринят современниками как знамение эпохи падения нравов. В
художественном мире Саган нет места прочной и по-настоящему сильной
человеческой привязанности. Зародившись и едва окрепнув, это чувство непременно
гибнет. Ему на смену приходит чувство грусти и разочарования.

Автор
— в то время девятнадцатилетняя студентка Сорбонны — быстро превратилась в
литературную звезду. Реклама, конечно, умело использовала такой редкий случай,
как написание произведения высокого художественного уровня в столь юном
возрасте. Но настоящее потрясение публика получила от того, что юная героиня
романа Сесиль — девушка из добропорядочной буржуазной семьи, только что
вышедшая из закрытого католического учебного заведения, откровенно, нисколько
не смущаясь, поведала о радостях физической любви. Сесиль свободно говорит о
том, как прекрасно быть молодой, здоровой, любить жизнь и наслаждаться ею в
объятиях любовника.

Состояние
счастья достигается чисто импульсивным, бездумным существованием. Сесиль просто
и искренне радуется южному солнцу, теплому морю, прекрасной природе. Она
чувствует себя наподобие цикад, опьяненных зноем и лунным светом, и знает, что,
когда кончится лето и они с отцом вернутся в Париж, она будет по-прежнему вести
такой же легкий, ничем не обремененный образ жизни, нацеленный только на
удовольствия. Так же легко и просто, ни о чем не задумываясь, живет ее отец.

Такую
совершенно безоблачную идиллию нарушает появление Анны Ларсен — подруги
покойной матери Сесиль, приехавшей с явной целью женить на себе беспутного и
легкомысленного вдовца, сделать из него покорного мужа, порядочного семьянина.
Это вполне могло удаться, если бы не противодействие со стороны Сесиль, которая
ловкой интригой сумела расстроить намечающийся брак, что, в конечном счете,
привело к гибели Анны.

Конфликт
между Сесиль и Анной составляет ядро, главное содержание романа. Сесиль
защищает бездуховное, эгоистическое, по сути, пустое существование. Она
отстаивает чисто функциональный подход к людям, при котором человек важен и
ценен не сам по себе, не в силу своих личных качеств, а лишь как предмет
удовольствия. Анна, напротив, воплощает более высокую культуру чувств, более
развитое духовное и нравственное начало. Если для Сесиль и ее отца любовь —
всего лишь их собственные приятные ощущения от общения с меняющимися
партнерами, то для Анны — это постоянная нежность, привязанность, потребность в
ком-то. Сесиль отдает должное человеческим качествам Анны, восхищается ее
культурой, ее достоинством, ее умением владеть собой. Она бы даже полюбила эту
женщину, не окажись та на ее пути к удовольствиям.

Анна,
с точки зрения Сесиль, сковывает и унижает ее как личность, не дает ей свободно
и импульсивно развиваться, за что и наказана. Чувственное наслаждение жизнью
одержало победу над благоразумием, рассудительностью и рационализмом. Чувства
победили разум.

Но
вот путь свободен, препятствие убрано, а вместо радости Сесиль вдруг остро
ощутила совершенно незнакомое ей чувство и назвала его “грустью”. Она ясно осознала
цинизм, безнравственность той веселой жизни, которую они с отцом ведут. Мир
традиционных нравственных ценностей, который отстаивала Анна, представляется
Сесиль и всему ее поколению утратившим привлекательность, безнадежно
устаревшим. Выходит, нет ничего ценного, ради чего стоит жить, трудиться,
гореть и вдохновляться. Сесиль ощущает это столь остро, что ей кажется, будто
она заглянула в пропасть, в бездонную пустоту — и содрогнулась от ужаса.

Роман
“Здравствуй, грусть” был сигналом тревоги, вызванным нравственным
неблагополучием и торжеством бездуховности в обществе. Каждый герой, являясь
частью общества и существуя по его законам, исповедуя мораль легкого,
бездумного отношения к любви и дружбе, к человеческим отношениям, остается
духовно одинок и пожинает плоды своего легкомыслия, своего эгоизма и своей
безнравственности.

Герой
другого романа Саган — “Немного солнца в холодной воде” — впервые в жизни
сталкивается с самоотверженной и искренней любовью, которую вносит в его жизнь
Натали. Жиль Ланибье, молодой и преуспевающий журналист, теряет эту
замечательную женщину, поддавшись ложному чувству защиты собственного
достоинства и желанию быть независимым.

Великолепный
психолог, Франсуаза Саган пытается исследовать природу любви. Она задает себе
вопрос о ее духовной или материальной сущности. Писательница ищет ответы на
вопрос, что же такое настоящая любовь, где ее истоки? Что поделать, если
зачастую духовная близость героев держится на физическом влечении и уходит
вместе с ним.

Никто
не замечает, как тот опыт, который накапливается в подобном общении,
оборачивается для героев преждевременным духовным старением, потерей веры в
мечты своей юности. По-настоящему любит Анна в романе “Здравствуй, грусть”,
Натали — в романе “Немного солнца в холодной воде”. Но другие герои Саган
изначально не способны воспринять и оценить то, что называют “настоящей
любовью”. Это следствие незрелости души.

Им
предстоит пройти определенный жизненный путь, только тогда они смогут
приблизиться к пониманию любви.

Хотелось
бы отметить один мотив, который часто встречается в произведениях Франсуазы
Саган: мотив возвышенной любви молодого человека к немолодой женщине. Автор как
бы подчеркивает опустошенность молодого поколения, которое тянется к любви, но
находит ее только у более зрелых людей.

В
XX трагедия человека, потерявшего смысл своей жизни, оказалась одной из
основных художественных моделей литературы. Писатели разных художественных
направлений ищут смысл человеческого существования именно в понятиях дружбы и
любви. Но возможность нравственной победы человека связана с его собственным
выбором, его индивидуальным решением.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Примеры итоговых сочинений

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.

Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.

Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться

придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.

Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог

воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,

провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.

Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё

предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

Сайгё

Сайгё (яп. 西行 Сайгё ? ) (1118—1190), Сайгё-хоси [1] (яп. 西行法師 Сайгё: хо:си ? ) , настоящее имя — Сато Норикиё (яп. 佐藤義清 Сато: Норикиё ? ) — японский поэт рубежа периодов Хэйан и Камакура, один из известнейших и популярнейших создателей стихов-танка.

Содержание

Биография

Сайгё родился в аристократической семье в период заката эпохи Хэйан. Отец будущего поэта принадлежал к роду служилых аристократов Сато (северная ветвь клана Фудзивара), мать происходила из рода Минамото. Случилось так, что время творчества Сайгё пришлось на трагический для Японии период борьбы кланов служилого дворянства (самураев) с дворцовой аристократией, что привело в конечном итоге к формализации власти императора и установлению длительного периода правления военных диктаторов (сёгунов). Обстановка в стране была тяжёлой, крестьяне, изнурённые многочисленными поборами, массово становились под знамёна самураев, в Японии царили хаос и неуверенность в будущем. Сато Норикиё в то время служил на почётной должности в Северной страже отошедшего от дел императора Тоба и был в центре всех событий. Очевидно, именно грядущая разруха, гибель и бедствия родственников и друзей заставили будущего поэта принять монашеское имя Энъи (яп. 円位 ) и уйти с государственной службы (по некоторым данным, Сайгё при этом оставил жену и дочь). Позже поэт примет творческий псевдоним Сайгё («К западу идущий»).

Сайгё о поэзии

«Когда приходил монах Сайгё, он любил потолковать о поэзии. Он говорил, бывало: „Цветы, кукушка, луна, снег – все, что манит нас, – пустота, хотя заполняет глаза и уши. Но разве родившиеся из нее стихи не истинные слова? Когда пишешь о цветах, ведь не думаешь, что это на самом деле цветы. Когда говоришь о луне, ведь не думаешь что это на самом деле луна. Вот и мы, следуя внутреннему зову, сочиняем стихи. Упадет красная радуга, и кажется, будто пустое небо окрасилось. Засветит ясное солнце, и кажется, будто пустое небо озаряется. Но ведь небо само по себе не окрашивается и само по себе не озаряется. Вот и в моей душе, как в пустом небе, разные вещи окрашиваются в разные тона, не оставляя следа. Да лишь такие стихи и воплощают истину Будды”» (из «Биографии Мёэ», записанной его учеником Кикай). [2] .

Примеры творчества

Времена года. Весна
Сложил в первое утро весны [3]

Окончился год.
Заснул я в тоске ожиданья,
Мне снилось всю ночь
Весна пришла. А наутро
Сбылся мой вещий сон.

* * *
Зубцы дальних гор
Подернулись легкой дымкой [4] …
Весть подают:
Вот он, настал наконец
Первый весенний рассвет.

* * *
Замкнутый между скал,
Начал подтаивать лед
В это весеннее утро.
Вода, пробиваясь сквозь мох,
Ощупью ищет дорогу.
перевод Веры Марковой

Примечания

  1. Хоси — монашеское звание.
  2. Цит. по: Ясунари Кавабата, «Красотой Японии рожденный»
  3. Имеется в виду «риссюн» — начало астрономической весны, когда солнце достигает 315° небесного экватора. По современному солнечному календарю приходится примерно на 4 февраля.
  4. Поэт изображает пейзаж возле горной хижины. Влажная дымка — один из первых признаков весны в Японии. Словами о том, что всего прекрасней весною рассвет, открывается знаменитая книга Сэй-Сёнагон «Записки у изголовья» (конец X в.).

Переводы

  • Сайгё. Горная хижина. М.: Художественная литература, 1979. 128 с.
  • Сайгё. Горная хижина. СПб.: Кристалл, 1999. 416 с. (Библиотека мировой литературы. Малая серия).

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Антенная решётка
  • Королевский лес

Полезное

Смотреть что такое “Сайгё” в других словарях:

Сайгё — (монашеское имя; настоящее имя Сато Нарикиё) (1118 1190), японский поэт. В 23 года оставил военную службу, семью, постригся и всю жизнь скитался по стране как нищий, бродячий монах. Его творчество пронизано глубоким пессимизмом. С.… … Большая советская энциклопедия

Сайгё — настоящее имя Сато Норикиё (1118 1190), японский поэт, буддийский монах. Окрашенная пессимизмом философская лирика в жанре танка (сборник «Санга сю»). Сочинение по поэтике «Беседы с Сайгё» (в записи его ученика). * * * САЙГЕ САЙГЕ (наст. имя Сато … Энциклопедический словарь

Сайгё — СÁЙГЁ (наст. имя Сато Норикиё) (1118–90), япон. поэт; будд. монах. Окрашенная пессимизмом филос. лирика в жанре танка (сб. Санга сю ), соч. по поэтике Беседы с Сайгё (в записи его ученика) … Биографический словарь

Сайгё — см. Сато Норикиё … Вся Япония

САЙГ — То же, что САЙГОН1 … Словарь Петербуржца

сайгæ — з.б.п … Орфографический словарь осетинского языка

сайгæйæ — з.б.п … Орфографический словарь осетинского языка

сайгүлік — зат. Шашасына шаң жұқпас жүйрік ат … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі

сайгүлікше — үст. Сайгүлік сияқты, сайгүлік тәрізді. Жалаңашталған сұрша ертұрманын сыпырған с а й г ү л і к ш е сылаң қағады (Қ.Қазиев, Иманжапырақ, 72) … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі

сайгæ-сайын — з.б.п … Орфографический словарь осетинского языка

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского (сочинение)

Творчество Маяковского нельзя назвать однозначным. Довольно условно творчество можно разделить до революции и после революции. После переезда в Москву из Грузии, он попадает под влияние членов РСДРП. Его два раза за один год арестовывают. Вот в тюрьме он первый раз в жизни пишет стихи.

Он учится в Училище живописи. Знакомится с Бурлюком. Идеи футуризма захватили и молодого Маяковского. Футуристы поэтические традиции, отрицали Пушкина, Достоевского, Толстого. Предлагали забыть их, как пережиток. И Маяковский в этом их поддерживал. Втроём они издавали журнал-альманах с весьма необычным названием «Пощёчина общественным вкусам».

Футуристы считали, что как писали классики, тогда писать было нельзя. Надо было всё разрушить и преобразовать во что-то новое. Этот бунт нашёл отражение в его ранних произведениях, таких как «Ночь» и «Утро». Он практически отрицает всю систему мироздания. Герой его ранних произведений сопоставляет себя с распятым Христом. Он ведёт себя вызывающе-провокационно.

В театре «Луна-парк» ставится его стихотворная трагедия «Владимир М.», где он сам и режиссер и главное действующее лицо. Футуристы вызывающе ведут себя, сейчас бы сказали – эпатируют. Привлекают к себе внимание, скандалят, дерутся, приходится вмешиваться полиции.

В своих стихах и поэмах «Пекло города», «Облако в штанах», «Нате! Нате!» он пишет о том, что буржуазная действительность морально калечит людей. Маяковский был против Первой Мировой войны. Даже ему, человеку не военному, далёкому от политики, было ясно, что это кровавая мясорубка.

«Облако в штанах» первоначально называлось «Тринадцатый апостол». Но под таким названием цензура не пропустила поэму. Тринадцатый апостол является символом обновления жизни. В поэме Маяковский высказывает свои жизненные лозунги. Их четыре. Он отвергает существующие любовь, порядок, искусство, религию. А чего хочет? Простого человеческого счастья.

После революции Маяковский не оставил свои футуристические идеи. Они нашли отражение в «Окнах сатиры», которые он выпускал, когда работал в РОСТА. В 20-х годах он ощущает себя не только поэтом новой советской России, а её полпредом. Вот его «Стихи о советском паспорте». Сколько гордости за свою красную книжечку, которую он достаёт из широких штанин.

И от которой шарахается таможенник, как будто это граната. И она вот-вот взорвётся прямо в его руках. Сколько гордости в его словах: « Я – гражданин Советского Союза!». Он посетил далёкую загадочную Америку, в которую многие так стремились тогда, и стремятся теперь. Цикл «Стихи об Америке». Где он говорит о гордости смотреть на буржуев свысока. Ему с высоты своего роста это хорошо удавалось.

Идеалам Октябрьской революции посвящена поэма «Владимир Ильич Ленин». Для него партия и Ленин едины. «Партия и Ленин – близнецы-братья…Мы говорим партия – подразумеваем Ленин». По-моему, точнее никто не сказал не до, не после Маяковского.

Сочинение по творчеству Маяковского

Честно признаюсь, что ещё совсем недавно я был полностью уверен в том, что Маяковского мне понять сложно. Однако вчера вечером, когда я безо всякой надежды взял его книгу и прочитал “Облако в штанах”, а затем ещё и ещё многие стихотворения, я вдруг почувствовал необыкновенную близость Маяковского к сегодняшнему будню, к моему душевному состоянию.

Мне кажется, что главная особенность всех произведений Владимира Владимировича в том, что буквально каждое слово, каждая строка любого стихотворения пытается нещадно обнажить душу самого Маяковского, а для этого нужна особенная смелость и мужество. Откровенность Маяковского — это не та сегодняшняя откровенность, которая переходит в распущенность, развращает человеческую мысль.

Откровенность для Маяковского — это прежде всего максимально возможная искренность, пытающаяся вызвать стремление искренности читателя. Для того чтобы понять Маяковского, необходимо непросто внимательно изучить как литературное произведение все его стихотворения, но надо каждое из них пропустить через себя и только тогда, когда пробудится первая нота твоей собственной души, собственного сердца, придет понимание творчества Маяковского. Наверное, для каждого из нас образ Владимира Маяковского рисуется в разных оттенках и красках, и каждый находит в стихотворениях то, что готов увидеть и узнать.

Маяковский — поэт будущего, который призывает всех к единству борьбы за лучшие времена, к совести и чистоте, к справедливости. Нет, не те “молодежь”, кто восхода жизни зарево, услыхав в крови зудеж, на романы разбазаривает. Разве это молодежь? Нет! Мало быть восемнадцати лет. Молодые — это те, кто бойцовым рядам поределым скажет именем всех детей! “Мы земную жизнь переделаем!”

«Тема революции в поэзии В. Маяковского» — сочинение

Теория учит нас тому, что есть два пути развития – эволюция и революция. Первый постепенен и медленен, второй – это резкий скачок, быстрое изменение. Но каково людям в таких ситуациях? Эволюционируя, человек успевает меняться за меняющейся обстановкой, он успевает подстраивать под окружающее свои мысли и привычки, образ жизни. А что происходит, когда революция с бешеной скоростью сметает все старое на своем пути, не оставляя много времени на раздумья и сомнения?!

Владимир Маяковский жил именно в такое время, когда в воздухе витал дух перемен. Общество было готовой уйти от одного и прийти к другому. Только мало кто осознавал, что именно он хочет увидеть в будущем. Маяковский же не столько понимал, сколько отчаянно верил в наступление светлых дней, «коммунистического далека». Также он понимал, что изменения в обществе есть следствие изменения людей. Каждый должен был сломать себя изнутри, чтобы добиться достойного будущего.

В дореволюционных стихах Маяковский сатирически изобличает общественные пороки, засилье быта и низменность мыслей. Он задыхается среди пустых людей. Лирический герой раннего Маяковского, ничего не боясь, бросает вызов обществу, призывает к переменам. В стихотворении «Надоело», перебрав образы типичных мещанских обывателей, он заключает:

Когда все расселятся в раю и в аду,

земля итогами подведена будет –

помните: в 1916 году

из Петрограда исчезли красивые люди.

Жующая и пьющая «пиджачная куча» пугает поэта, он готов «тысячами поцелуев» покрывать асфальт и омывать его слезами, лишь бы не видеть, как мещанство «заглатывает» общество и перекрывает дорогу переменам. Как сторонник изменений, он говорит читателю: не надо так существовать! Надо жить и дышать полной грудью, в мире же столько всего интересного и стоящего!

Революция 1917 года принесла Маяковскому новые надежды. Но он понимал, что свершение переворота – это не конец, а начало, что самая сложная работа впереди. Поэтому он стихотворно прославлял революцию и ее итоги. Поэт призывал не останавливаться, а продолжать движение вперед.

В 1918 году появляется «Ода революции». Здесь революция выступает как вдохновительница, как роковая женщина, воодушевляющая на подвиги. Она многолика и разнообразна:

Каким названьем тебя еще звали?

Революция – защитница «человеческого труда», она на стороне народа, и если ты вместе с ней – ты живешь, а не существуешь. Стихотворение пропитано энергией перемен, открывающей новые страницы истории:

Твоих шестидюймовок тупорылые боровы

взрывают тысячелетия Кремля.

Между тем, Маяковский рассматривает революцию со всех сторон, ведь для кого-то она – смысл жизни, а кому-то мешает спать ночами и спокойно ходить по улицам:

– о, будь ты проклята трижды! –

– о, четырежды славься, благословенная!

И еще одно стихотворение, посвященное этой теме, я хочу отметить особо. Когда мы читаем о революции в учебниках по истории – мы видим только внешнюю сторону событий: драки, столкновения, лозунги и торжественные речи… Но все это ничто без особого настроя, без энергии сотен людей, объединенных одной целью. Революция происходит на улицах и площадях, но еще большая революция происходит в душах и сердцах. Этой важной эмоциональной составляющей и посвящено стихотворение «Приказ по армии искусства»:

баррикады сердец и душ.

Движущая сила революции – народ. Но народ надо вдохновлять и воодушевлять, а это дело тружеников искусства — музыкантов, поэтов, художников:

Это мало – построить парами,

распушить по штанине канты.

Все совдепы не сдвинут армий,

если марш не дадут музыканты.

Получается, что революция – тоже искусство, требующее вдохновения, настроя, и, конечно же, немалого труда. Тем тяжелее бремя ответственности на плечах людей искусства, ведь от них зависит исход битвы за светлое будущее. Причем революция должна стать для них не просто единичным проявлением способностей, а образом мыслей, второй сущностью:

Довольно грошовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы – наши кисти.

Площади – наши палитры.

Маяковский собственным примером показывал «нужное» отношение к революции. Возможно, неслучайно он родился в то время, потому что насыщенное начало 20 века дало толчок для его огромного таланта. Ветер перемен кружит голову, заставляет проживать каждую минуту жизни, как последнюю, вынуждает творить и создавать, отбрасывая лень и усталость.

Хотя, возможно, Маяковский выдавал желаемое за действительное, превознося революцию и поднимая ее слишком высоко, незаслуженно высоко. Но этим поэт и вошел в историю: своей увлеченностью, силой воли, магнетизмом, будоражащей энергией стихов. Именно усилиями таких людей и происходят настоящие революции – революции в обществе и в сознании.

Вариант 2

Когда я впервые познакомился с Владимиром Маяковским, я не знал ни «Что такое хорошо, ни что такое плохо». Маяковский был для меня чистым листом, которому суждено было заполниться противоречивыми мыслями, криками, вопросами и, не всегда, ответами.

Владимир Владимирович сразу очаровал меня своей энергичностью. На смену надоевшим хореям и ямбам наконец-то пришло что-то неординарное, буйное, необузданное. Я думаю, во многом это то, что мы бы сейчас назвали «молодежное». Было непонятно, и это непонимание вызвало дикий интерес. Его строки вызывают резонанс внутри, заставляют взрываться и не позволяют оставаться безразличным. Особое построение стихотворения, особые рифмы – все это вызвало ощущение, что ты – скала, а Маяковский – кирка. Его фирменная железная хватка дала мне увидеть в Маяковском Мужчину, который настойчиво сам пробивает себе путь per aspera ad astra, который крепко стоит на своем, не боится громких заявлений и не менее громких поступков.

Вторым этапом моего знакомства с В. В. Маяковским и его творчеством стало прочтение статьи «Как делать стихи?» Не могу выразить, насколько это сильно повлияло на восприятие всей поэзии автора. Вдруг вместо хаотично расположенных «лесенок», я увидел гармонию, задумку, тщательно выверенные временем с точностью до буквы строки. Статья дала понимание того, как работает мастер, дала понимание, что это такая же техника, как и ямбы, и хореи. Именно после неё у меня самого проснулся интерес к поэзии, я как будто понял, что стихи это не только высокопарные слова и красивые рифмы. Мне кажется, Маяковский вообще изменил понятие «красиво» в поэзии. Многие поначалу не понимают этого поэта, считая его некрасивым, искривившимся, абсурдным. На самом деле, Маяковский дает взглянуть на то, что кажется уродливым под другим, непривычным углом зрения. Было также интересно узнать из статьи, почему, кому и зачем писал Владимир Владимирович.

Третий этап – любовная лирика. Через какое-то время я действительно понял, что многие стихи автора были написаны именно из-за столь томящей его Лилички. Здесь сложно что-то добавить, кроме того, что многие вещи начинаешь понимать только после того, как пережил или переживаешь сам. Маяковский в свойственной ему манере описывал свои чувства, мысли, страдания и радости, которые находят отклик внутри многих.

В целом, Маяковский стал для меня своего образа эталоном поэта. Именно на него я, зачастую, меряюсь, когда пишу очередное стихотворение. И дело тут не в слепом копировании стиля, а скорей с тем подходом, который он имел, обращаясь к поэзии. Конечно, в чем-то наши взгляды не сошлись, но я нашел в нем близкого по духу человека. Маяковский привнес тот заряд, который мне нужен в повседневной жизни, заряд, который нужен, чтобы в трудный момент не опустить руки, а поверив в свои силы, взять кирку и вырубить глыбу решительного шага вперед, имя которому «несмотря ни на что».

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского (сочинение)

Тема предназначения поэта и поэзии особенно актуальна для авторов, в творчестве которых на видное место выступает социальный, гражданский аспект жизни. В русской литературе поиски творческих ориентиров были характерны для творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Блока, Б.Л. Пастернака. Разумеется, не мог пройти мимо этой темы и числивший себя «агитатором, горланом, главарём» Владимир Владимирович Маяковский.

От классических образцов его поэзия принципиально отличалась и внешним строем, и содержанием. Однако сама нетрадиционная форма его стихов была направлена в первую очередь на то, чтобы привлечь читателя, завоевать его, то есть творчество Маяковского ни в коей мере не мыслилось им как «искусство ради искусства».

Образ пушкинского пророка, взывающего к сердцам людей, к поэтическому идеалу Маяковского гораздо ближе, чем это может показаться на первый взгляд. Пророк — это провидец, тот, кому дано узреть будущее, открыть людям истину. Безусловно, этот символ отвечал творческим целям футуристов, к которым принадлежал и Маяковский. Образ пророка вполне соотносился с их представлениями о своей роли в истории искусства и развитии общества, что видно на примере ранних стихов Маяковского:

Вижу идущего через горы времени,

которое не видит никто.

Поэтический талант, который, подобно звезде, загорается в человеке, в восприятии Маяковского не является лёгким даром. Поэзия предстаёт для него не столько продуктом «чистого» вдохновения, сколько результатом напряжённого интеллектуального труда, сопоставимого с самой тяжёлой и кропотливой физической работой. Такое понимание специфики поэтического творчества Маяковский выразил в сатирическом стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии». При чтении этого стихотворения невольно вспоминаешь «Разговор книгопродавца с поэтом» А.С. Пушкина. Произведения обоих поэтов перекликаются даже названиями!

С классиками — в первую очередь с Пушкиным и Некрасовым — Маяковского роднит и постоянное внимание к проблеме взаимоотношений поэта и «толпы». Именно к «толпе», к омещанившимся обывателям чаще всего обращается поэт в своих наиболее острых сатирических произведениях. Сами заглавия таких стихотворений указывают на адресата: «Вам!», «Нате!».

В творчестве Маяковского присутствуют и характерные для классиков обращения к собратьям по «писательскому цеху»:

дайте новое искусство,

чтобы выволочь республику из грязи.

Поэзию Маяковского в целом отличает устремлённость в будущее. Свой поэтический идеал он соотносит с масштабами эпохи.

По мнению Маяковского, поэт — это прежде всего Гражданин, призванный самим Временем служить своей стране и её народу. И в этом смысле его роль сравнима с назначением мощного прожектора, маяка, высвечивающего всё старое, косное и безобразное и одновременно проясняющего всё новое, несущее в себе черты будущего.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Сочинение Мой любимый писатель Есенин 11 класс

С работами великолепного стихотворца мое знакомство произошло еще в детском саду. Как-то раз на одном из утренников, посвященных природным богатствам, я продекламировала стихотворение Есенина «Береза». Эти строки про белоствольную красавицу мне запомнились на всю жизнь.

Сколько душевного тепла, добросердечности в них отражено. Березка отражала всю прелесть русской красоты, отчего дома. На протяжении всей жизни поэт относился с любовью к родному дому. Может быть, именно поэтому мне так дороги поэтические работы стихотворца. Ведь я разделяю такую любовь полностью. Сам Есенин признался как-то раз в том, что его лирика целиком посвящена самым открытым чувствам к Родине. Его слова еще раз подтверждают, что одним из основных мест в поэзии являлась тема любви к Родине.

Мне нравится зачитываться его стихами, так как в них поэт нежно и мелодично отзывался о русских природных красотах, а я тоже люблю лежать в чистом поле среди пшеничных колосьев и любоваться синим небом, прогуливаясь по лесу, обнимать белоствольные березы и вдыхать их чистый аромат. Именно об этих ощущения и чувствах писал Сергей Есенин. Интересно то, что поэт настолько был, проникнут любовью к родным местам, что даже, когда путешествовал заграницей, возил в своем чемодане горсть русской земли.

Самым интересным в его творчестве для меня стало то, что некоторые песни в музыкальном мире исполняются именно на стихи прекрасного поэта. Да и сам Есенин человек был любвеобильным и трепетно относился к своим родным. Свою мать и сестру он называл ласковыми именами. Поэтому и произведения его читать легко и просто, ведь они написаны с особой теплотой. Порой мне кажется, что Есенин писал все свои творения именно для меня. Трагическая смерть Есенина потрясла многих почитателей его творчества. Изучая его произведения можно понять, что у него было много недоброжелателей, и возможно он был убит. Но его слава не померкла. Творчество поэта привлекает читателей не только у нас в стране, но и за рубежом, и он долго еще будет оставаться в наших сердцах.

Вариант 2

Мой любимый поэт серебряного века – Сергей Есенин. Его имя известно во всем мире. Но он прежде всего поэт, воспевающий Русь. В его стихах чувствуется сердечная теплота, любовь к родной земле, к своему народу.

Детство и юность Есенина прошли в селе Константинове, на высоком берегу Оки. Будущий поэт рос среди раздолья средне-русской природы, и она научила его любить все вокруг. Уже в первых стихах поэта отражается многоцветный и радостный мир, который наполнен звуками, запахами, красками. Есенин слышит музыку в зимней вьюге, видит снежный ковер, расшитый метелицей, стройную березку сравнивает с девушкой, а ее смех – со звоном ветвей березки. Излюбленные цвета поэта – золотой, синий, голубой. Они символизируют состояние души.

Поэт любит всё живое – зверей, птиц, домашних животных. С глубоким сочувствием рассказывает он о собаке, у которой утопили щенков, о дряхлой корове, о жеребенке, вздумавшем обогнать поезд. Есенин не мог понять и принять жестокости к людям и животным.

Одна из особенностей творчества Есенина – его обращение к фольклору: из народной поэзии он черпает отдельные образы, сюжеты, мотивы, с помощью которых выражает свои чувства, впечатления.

Значительное место в творчестве поэта занимает любовная лирика. Но о каких бы переживаниях поэт ни писал – радости встречи, тоске разлуки, грусти, отчаянии – тема любви сливается с основной есенинской темой – темой Родины.

Мне в творчестве Есенина ближе всего строки поэта, в которых он воспевает «страну березового ситца», любуется ширью степных раздолий, синью озер. Почти в каждом стихотворении поэта присутствует ощущение родной земли. Самое замечательное произведение у Есенина, посвященное Родине, – «Русь». В нем он говорит о своей любви к России, передает боль и грусть за судьбу родной стороны.

Лучшие свои стихотворения Есенин создает в период 1924-1925г.г. В стихотворении «Отговорила роща золотая…» мы видим поразительный образ рощи, которая что-то уже «отговорила». От рощи взор поэта обращается к небу – появляется образ журавлиной стаи, что является выражением грусти и печали. Поэтом овладевает скорбь о быстротечности жизни. В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» поэт грустит по уходящей молодости и мысленно обращается к родному краю, называя его «страной березового ситца».

Сергей Есенин – народный поэт. Недаром так легко поются песни на его стихи. Его поэзию отличает умение видеть красоту во всем, что нас окружает. Есенин прожил короткую, но насыщенную жизнь и оставил нам богатое поэтическое наследие.

Также читают:

Картинка к сочинению Мой любимый писатель Есенин

Популярные сегодня темы

Серебрякова Зинаида Евгеньевна очень любила изображать в своих работах свою семью. Именно от просмотра таких картин, сердце наполняется радостью и любовью.

Читая рассказ Чехова Гриша, может показаться, что это простое описание череды событий, которые постигли маленького героя в течение одного дня. Но это не верно. В данном произведении скрыт достаточно тонкий смысл на уровне психологии.

Произведение по жанровой направленности представляет собой народную сказку о животных, обработанную литературным способом.

В этом мире ценности делятся на материальные и не материальные. К первым относятся различное имущество, финансы и подобное, а ко вторым: личные качества, социальное положение и другие различные феномены

Василий Жуковский написал «Светлана» в 1812 году. Жуковский во время своего становления подражал немецким и английским авторам, а «Светлана» стала результатом одного из переводов немецкого произведения «Ленора» автора Бюргера.

Сочинение на тему: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭЗИИ САЙГЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭЗИИ САЙГЕ

Сайге — великий кадзин XII века. Его твор­чество считается вершиной средневековой поэзии танка. В юности приняв монашество, поэт много путешествовал по стране и оставил обширное по­этическое наследие, в котором глубокая жизнен­ная философия выражена через колоритные об­разы природы.

Танка в переводе с японского означает « корот­кая песня». Это был очень популярный жанр ко­роткого нерифмованного стихотворения, состоя­щего из пяти строк. В первой и третьей строке — пять слогов, в каждой из остальных по семи: для танка характерен нечет. Вследствие этого в сти­хотворении возникает отклонение от кристально ­уравновешенной симметрии, которое так любимо в японском искусстве. Один из главных законов танка — неустойчивое и очень подвижное равно­весие, само стихотворение не может быть рассе­чено на две равновеликие половины. В маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ при­обретали особую значимость, поэтому была сфор­мирована система постоянных эпитетов и устой­чивых метафор. Метафора привязывает душевное состояние к знакомому предмету или явлению и тем самым сообщает зримую, осязаемую конкрет­ность. Слезы трансформируются в жемчуга или багряные листья. Тоска разлуки ассоциируется с влажным от слез рукавом: «Лицо выражает укор, но влажен рукав от слез». Печаль об уходящей юности и одиночество персонифицируются в де­реве вишни, с которой осыпаются цветы:

Думай лишь об одном!

Когда все цветы осыплются,

А ты под сенью ветвей Будешь жить одиноко,

В чем сердце найдет опору?

Любовь к танка традиционно культивирова­лась при императорском дворе. Устраивались поэтические состязания. В юности Сайге принад­лежал к гвардии, охранявшей императорский дворец. Но он рано осознал свое поэтическое при­звание как единственно для него возможное. Для творчества необходима духовная свобода, кото­рую поэт обретает в двадцать лет. Он постригся в монахи, оставив вассальную службу и, по неко­торым сведениям, жену и маленькую дочь. Будучи буддийским монахом, он влюблен в красоту природы до одержимости. При этом его поэзия кристально ясна и проста, вмещает в себе сложнейший мир мыслей и чувств:

Буйство ветра смирял Государь Сиракава,

Но и в его времена Вишен цветы осыпались.

Сиракава стал императором в возрасте четырнадцати лет, вскоре отрекся от престола. Изображается как сильный правитель: «буйство ветра смирял». Но и в его времена, независимо от человеческой воли, осыпались цветы вишни. Природа вечна в своей ослепительной красоте и умиротворяющей гармонии, но человек не вечен. Бытие быстротечно, наполнено страданиями. И только отречение от всех человеческих страстей, желаний, привязанностей поможет порвать с земным бытием. В буре времен мысль о вечности становится опорой, а вишневый цвет позволяет сосредоточиться на мечте о конечном освобождении

В поэзии Сайге воплотился принцип «югэн» что буквально означает «сокровенное, темное» «Югэн» был вначале философским термином китайского происхождения и означал извечное начало, скрытое в явлениях бытия. В японском искусстве «югэн» — сокровенная красота, не до конца явленная взору. К ней можно указать дорогу, для чего довольно намека, подсказки, штриха. Поэт, пытаясь выразить возвышенные и печальные поэтические чувства, прибегает языку символов:

Слышу, кукушка С самой далекой вершины Держит дорогу.

Голос к подножию гор Падает с высоты.

Обращение поэта к образу кукушки не случайно, ведь малая кукушка очень любима в японской поэзии, так же, как и соловей в русской. Поэты стремились услышать ее пение, иногда бодрствую до рассвета, потому что японская кукушка поет и ночью. О ней сложены легенды, она поет и в царстве мертвых. Согласно буддийским представлениям и народным легендам, душа умершего уходит по горной тропе, где в загробном царстве сопутствует кукушка. Голос кукушки — напоминание о скоротечности человеческой жизни:

…Когда после смерти пойду По горной тропе,

Пусть голос твой, как сейчас,

О том же мне говорит.

Это один из примеров поэзии Сайге, приобща­ющих читателей к прекрасному и неизреченно­му. Но книга «Горная хижина» содержит более тысячи пятисот стихотворений. До сих пор оста­ется загадкой: составил ли эту знаменитую кни­гу сам поэт или его ученики. В дневнике одного монаха осталась запись о том, что автограф «Горной хижины» действительно существовал и по­гиб при пожаре в книгохранилище монастыря.

Стихи в книге расположены тематически: сна­чала идут времена года, от первого его дня до пос­леднего. Потом небольшой цикл «Любовь». И, наконец, «Разные песни», на любую тему. Там собраны стихи о любви и странствиях, философ­ские размышления. Согласно давней традиции, стихам предпосылаются краткие заголовки или развернутые вступления: «Когда я жил в Сага, то из монастырского сада по ту сторону дороги ко мне долетал аромат сливы»; «Когда слагали сти­хи на тему картины на ширмах, я написал о тех людях, что лишь издали смотрят, как сановни­ки Весеннего дворца толпятся вокруг цветущих вишен». Иногда в роли заголовка выступает все­го лишь одно слово: «Кукушка», «Фиалка», «Луна».

Сайге обновляет сложившуюся веками тради­цию: вводит в свои стихи слова из обиходной речи, говорит на темы, не принятые раньше. В его стихах мало традиционных украшений: лишь изредка он использует эпитеты, прибегает к игре слов. Иногда Сайге использует прием хонкадори: в танка вплетаются строки из знаменитейших стихотворений, но старый образ осмысливается по-новому.

Японская поэзия во многом трудна для вос­приятия, требует от читателя сосредоточенного чтения. Но этот творческий акт, дающий простор воображению, достойно вознаграждается. Танка, написанные, казалось бы, на самые жгучие темы современности, смотрят на века вперед.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: