Пришвин: сочинение

Творчество М.М.Пришвина
творческая работа учащихся (4 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
blank_uchastnika_konkursa.docx 21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Бланк участника конкурса

Фамилия, имя, отчество

Долюк Ксения Руслановна

Образовательное учреждение, класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Койгородок», 4б класс

Марфюк Наталья Васильевна

Контактный телефон, Е-mail

Сочинение на литературную тему

Название конкурсной работы

О творчестве М.М.Пришвина

Квитанция № от 2013г.

Работа обучающейся Долюк Ксения заняла второе место на республиканском конкурсе (с международным значением) «Творчество М.М.Пришвина»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с. Койгородок»

Творчество Михаила Михайловича Пришвина

Работу выполнила Долюк Ксения

Руководитель Марфюк Наталья

Васильевна, учитель начальных

«Всё прекрасное на земле – от солнца,

а всё хорошее – от человека».

Жил на земле добрый волшебник. Он понимал птичий язык, понимал язык зверей и сам с ними разговаривал. Он слышал, как тёмным летним вечером разговаривают между собой деревья! И разговор деревьев понимал. И с цветами здоровался, и воду из шляпки гриба пил, и солнце показывало ему свой рубиновый глаз… А зовут этого волшебника – Михаил Михайлович Пришвин! Произведения Михаила Михайловича меня удивляют и покоряют. Писатель воспевает природу, исследует её, изучает то, как человек связан с природой, с землёй, на которой живёт и трудится.

Родился Михаил Михайлович в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии, в купеческой семье, в дворянской усадьбе, доставшейся по наследству его отцу, там он провёл детство, часто возвращался туда в течение жизни. О том, как он стал писателем, я узнала из автобиографического романа «Кащеева цепь». Мать мальчика осталась молодой вдовой с пятью детьми. Мальчик видит, как трудно матери растить

детей и давать им образование, видит нужду крестьян, и вот он решает, что все люди, как в няниной сказке, находятся в плену у Кащея Бесмертного – в мире, где царит зло, а он, мальчик, призван разорвать его цепь. Я вижу, как год за годом мальчик – мечтатель борется со злым Кащеем не за себя одного, а за счастье всего живого на земле. Из первого класса гимназии он убегает однажды в сказочную для него «золотую страну Азию» в поисках мест, свободных от власти Кащея. Его ловят и с позором возвращают. Проходит еще два года. Мальчик не поладил с учителем – и его исключают из гимназии. Юношей он вступает в круг революционной молодежи. Год тюрьмы, высылка за границу, университет в Лейпциге – и молодой агроном возвращается на родину. Он уже пишет и издает агрономические книги. Но ему становится ясно: наука – не его призвание. Он круто изменяет свою судьбу: обращается к искусству, становится писателем. С дорожной сумкой и охотничьим ружьем уходит он в неисследованные северные леса, потом в азиатские степи, куда рвался с детства. А вскоре рождаются его первые художественные книги: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Черный араб». Они исполнены поэзии и любви к природе и помогают нам глубже узнать ее. Пришвин побывал на Дальнем Востоке и на Урале, в Кабарде и на Вологодчине, объехал костромские леса. Каждый год, от весенней капели до глубокой осени, он живет и работает среди лесов и полей, пишет там свои рассказы и делает ежедневные короткие записи о природе. Эти записи похожи на стихотворения в прозе: «Календарь природы», «Лесная капель», «Глаза земли», «Незабудки», «Золотой луг», «Моим молодым друзьям». Пришвина многие упрекали в том, что он мало пишет о людях, все о животных да о природе. Лишь Алексей Максимович Горький не соглашался с этим. «…Да, на мой взгляд и не о природе пишете вы, – писал он Пришвину, – а о большем, чем она, – о земле, великой матери нашей». Сам Михаил Михайлович считал, что он пишет и о природе, и о земле, и главное, – о людях: « И так я нашел для себя любимое дело, искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека; и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл». Удивительная сказка – быль «Кладовая солнца», в которой природа помогает человеку, предупреждает об опасности – нужно только уметь слышать её голос. А для этого необходимо любить свой край, каждую веточку и цветок, каждую птичку и зайчика, как любят их Настя, и Митраша, и сам писатель.

Я хочу закончить своё сочинение словами писателя, которые слышали и знают все. Обращаясь к нам, читателям, Михаил Михайлович утверждает, что мир полон чудес, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши, не слышим. Множество маленьких чудес видят глаза писателя, и всё это хранит его перо. Он любил природу, умел её видеть и слышать. И нас, читателей, учил тому же. Читая его книги, начинаешь понимать, сколько прекрасного и удивительного вокруг тебя на земле.

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок содержит мультимедийную презентацию по биографии писателя и конспект урока.

Из биографии писателя.

Художественно- познавательная литература 20-30-х годов. Презентация создана для педагогов образовательных учреж.

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: “Творчество М.М.Пришвина «Предмайское утро»; «Глоток молока»” Школа России.

Тема урока: Творчество М. М. ПришвинаЦели: на основе рассказа М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных; обучать выразительному чтению .

презентация по чтению “Жизнь и творчество М.М. Пришвина&quot.

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайло.

Сочинение ЕГЭ по тексту Пришвина на тему: В чем заключается роль искусства?

Пример проверенного сочинения ЕГЭ по тексту Пришвина (с выделением ошибок)

Баллы (оценка) за сочинение по критериям

Название критерия Баллы
К1 Проблема 1/1
К2 Комментарий 5/5
К3 Авторская позиция 1/1
К4 Отношение к позиции и обоснование 1/1
К5 Смысловая цельность, речевая связности, последовательность 0/2
К6 Точность и выразительность 1/2
К7 Орфография 3/3
К8 Пунктуация 2/3
К9 Языковые нормы (грамматические ошибки) 0/2
К10 Речевые нормы (речевые ошибки) 0/2
К11 Этические нормы 1/1
К12 Фактические ошибки 1/1
ИТОГО 16/24

Примечание: (объяснение ошибок) и рекомендации

К3: Авторская позиция.

Не вполне четко выражена авторская позиция.

Лучше написать так:

Авторская позиция очевидна: роль искусства в жизни человека велика, оно сопровождает нас на всем жизненном пути, помогая найти близких людей, приобрести внутренний баланс, оно способно увековечить человека.

К5: Смысловая цельность, речевая связности, последовательность.

Есть нарушения связности предложений и абзацев.

– между 1 и 2 абзацем нет связи.

– пояснение ко второму примеру не связано с примером лексически.

– есть и другие нарушения связи между предложениями («Искусство. »

– есть нарушение в последовательности рассуждений (в авторской позиции вы приводите лишнюю мысль, которую не развиваете далее)

– логическая ошибка (Вы пишете: «Пришвин предлагает задуматься», хотя он не предлагает задуматься нам, а сам доносит эту мысль.

К6: Точность и выразительность.

Есть нарушения точности мысли.

К8: Пунктуационные ошибки.

Мы выделили 2 ошибки, но балл сняли только за одну, так как там присутствует вариативность при постановке знаков препинания. Лучше избегать таких конструкций в сочинении. Могут снять балл.

Слово «действительно» может быть как вводным словом, так и обстоятельством в предложении. В вашем случае логично предположить, что это вводное слово из разряда «уверенность/неуверенность в чем-либо»

Сложные союзы расчленяются ( такие как «несмотря на то что»), если перед ними есть усилительные, отрицательные частицы, вводные слова, наречия и др.

К9: Грамматические ошибки

Нарушение управления: «отрывки произведений»

Нарушение границ предложения: ( Также из текста мы узнаем, что рассказчик всегда вспоминает о “неведомых друзьях”, которые с ним сотрудничают, когда поражается произведениями собственного духовного труда, он говорит: “В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь.”)

Инверсия, затрудняющая понимание: «в данном нам для анализа отрывке произведения»

К10: Речевые ошибки

Неуместное использование разговорной конструкции «творческая жила». Более того, существует устойчивое выражение «творческая жилКа», а не жила.

Речевая недостаточность – «в то же время».

Неуместное употребление указательного местоимения «делает ЭТО возможным»

Неправильный подбор синонима «играет большую роль».

Чтобы улучшить сочинение, изучите следующие статьи:

Пришвин: сочинение

Я родилась и живу в Архангельской области, г. Котласе. Это настоящий русский север!

Живя на севере, я наблюдаю за его природой. Она меня впечатляет больше всего. Огромные леса, расстилающиеся на тысячи километров. Берёзовые рощи, которые захватывают дух своей красотой. Близ Котласа течёт лесная речка – Лименда, в которой очень чистая вода, летом в жару, так и манит искупаться в ней. Впадают в речку родники, вода в них ледяная и сверкающая.

Есть такие места на севере, где бьют артезианские колодцы из земли. Неподалёку от Котласа расположены Солёные озера. В них не плавают рыбы и не произрастают водоросли. Вода и грязи в этих озёрах издавна считаются целебными, в тех местах построены знаменитые на всю Россию курорты Сольвычегодск и Солониха.

Богат Север ягодами: в июне на болотах созревает солнечная морошка, в сентябре на смену ей приходит царица северных ягод – клюква, радуют глаз кусты смородины, малины, разноцветными бусинами усыпали угоры брусника, голубика, земляника, черника…

Есть в лесу грибы: белые, рыжики, лисички, подосиновики, подберёзовики, маслята, сыроежки, волнушки, грузди, опята, бычки и другие. Все северяне с детства знают их свойства, умеют отличить ядовитый гриб от съедобного, осенью в лесу многолюдно, целыми семьями выходят грибники на «тихую охоту».

Разнообразен животный мир севера: медведи, волки, куницы, лисы, песцы, олени, кабаны, лоси, росомахи и другие.

Каждый год, в конце весны в начале лета, царят на Севере белые ночи. В июне солнце вовсе не заходит за горизонт.

На севере очень красиво поют птицы. Чистый воздух, прозрачная вода в реках и озёрах, густые леса. Я считаю, что север таинственный, неразгаданный и необычайный. Он прекрасен своей дикой природой. Вот за что я люблю свою малую родину!

Восхищение родной природой пронизывает произведения подавляющего большинства русских классиков, современные писатели, поэты, художники также вдохновляются русской природой, воспевая её красоту, величие, могущество, таинственность и многообразие. Самым выдающимся певцом русской природы был Михаил Михайлович Пришвин.

Родился писатель в 1873 г., в селе Хрущева – Левшина, Орловской губернии, учился на агронома, прославили Пришвина рассказы о природе.

Вначале трудовой деятельности будущий писатель работал учителем, преподавал литературу и природоведение, свои уроки тесно связывал с жизнью, водил учеников к бабкам-знахаркам, от которых ребята узнавали о лекарственных растениях, Михаил Михайлович понимал, что народные знания неоценимы.

Пришвин много путешествовал по России. Несколько месяцев провёл в окрестностях Выг – озера в Поморье. Там Михаил Михайлович знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы. На основе этих впечатлений была создана книга очерков «В краю непуганых птиц». Пришвин писал в рассказе: «Кто никогда не бывал в не тронутых культурой уголках нашего Севера и знает родной народ только по представителям, например, черноземного района, того поразит жизнь северных людей. Поразят эти остатки чистой, не испорченной рабством народной души. Сначала, кажется, что вот, наконец, найдена эта страна непуганых птиц: так непривычна эта простота, прямота, услужливость, милость и непосредственность. Душа отдыхает, встретив в жизни то, что давно уж забыто и разрушено, как иллюзия». По словам Пришвина понятно, чем Север его впечатлил. Михаилу Михайловичу душевно приятно находиться в таком месте, где всё просто и открыто.

Пришвин пишет, что Север это край непуганых птиц, т.е. он неразгаданный и нетронутый. Удивляет писателя простота северного народа. Люди открытые, все всё друг о друге знают. «Как бывает, влюблённому кажется, будто все люди в существе своём прекрасны и ему, влюблённому кажется, что даже злодеи желают добра, так и в моей стране детства, в этом краю непуганых птиц, все люди мне были хороши, и так много хороших в одном месте я никогда и нигде не видал».

На Севере Михаил Михайлович познакомился с певцом былин с Григорием Андриановым. Григорий рассказывал Пришвину истории из жизни с самого детства. И чем глубже погружался старик в прошлые времена, тем они становились милее. Пришвин писал после услышанного: «Трудно передать то настроение, которое охватило и унесло меня куда-то, когда я услыхал первый раз былину». Певец былин говорил, что всё, что он поёт это, правда. Из этих слов певца Пришвин понял, почему стихи, которые казались такими скучными в гимназии, на Севере целиком захватывали внимание. Самым главным было то, что Григорий верил в то, что пел.

Я думаю, сам Пришвин тоже свято верил в то, что писал, иначе его строки не брали бы так за душу любого читателя. Если он пишет о лесе, то мы невольно уходим мыслями в этот лес, если о зверях, то чувствуем их близость, деревья у писателя ведут беседу между собой, перекликаются ароматами: «Берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на полянку, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку – осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. А вот как Пришвин описывает обыкновенные почки: «…шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля».

С тех времён, когда Пришвин гостил у нас на Севере прошёл почти целый век, многое изменилось в характерах, отношениях людей, в том числе в отношении к природе. Но главное: восхищение красотой тайги, доброта ко всякому человеку остались неизменны. Читая рассказы Пришвина, испытываешь чувство гордости за свой родной край.

Хочется, надеется, что страна непуганых птиц будет ждать меня с любовью, куда бы я не уехала и мои дети ещё увидят и почувствуют его таким, как вижу и чувствую я.

Пришвин Михаил Михайлович

произведений: 316
томов: 14

книги в fb2 и epub

Собрание сочинений в восьми томах

  • Том 1. В краю непуганых птиц. За волшебным колобком
  • Том 2. Кащеева цепь. Мирская чаша
  • Том 3. Журавлиная родина. Календарь природы
  • Том 4. Жень-шень. Серая Сова. Неодетая весна
  • Том 5. Лесная капель. Кладовая солнца
  • Том 6. Осударева дорога. Корабельная чаща
  • Том 7. Натаска Ромки. Глаза земли
  • Том 8. Дневники

Во первый том восьмитомного Собрания сочинений М. М. помещены его ранние произведения, в том числе такие известные, как «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком» и другие.

Во первый том восьмитомного Собрания сочинений М. М. помещены его ранние произведения, в том числе такие известные, как «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком» и другие.

Во второй том Собрания сочинений М. М. Пришвина входят автобиографический роман писателя «Кащеева цепь» и повесть «Мирская чаша», а также рассказы, написанные в 1914-1923 гг.

В третий том вошли известные произведения М. М. Пришвина, характеризующие творчество писателя 20-х годов, – «Охота за счастьем», «Журавлиная родина», «Календарь природы», а также другие рассказы и очерки.

Четвертый том Собрания сочинений М. М. Пришвина составили произведения, созданные писателем в 1932-1944 гг. повести «Жень-шень», «Серая Сова», «Неодетая весна», рассказы для детей и очерки.

В пятый том вошли произведения тридцатых – начала пятидесятых годов: «Лесная капель», «Повесть нашего времени», «Кладовая солнца» и другие рассказы.

В шестой том Собрания сочинений М. М. Пришвина входят произведения, созданные писателем в последние годы жизни: роман-сказка «Осударева дорога» и повесть-сказка «Корабельная чаща».

В седьмой том Собрания сочинений M. M. Пришвина вошли произведения, созданные писателем по материалам его дневников – «Натаска Ромки» (Из дневника охоты 1926-1927) и «Глаза земли».

Зеленый шум

В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M. M. Пришвина (1873-1954) вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, о красоте русской природы и животном мире нашей страны.

Иллюстрации художника С. M. Харламова.

Глаза земли. Корабельная чаща

Михаил Михайлович Пришвин оставил обширные многолетние дневники за пятьдесят лет жизни. Над ними писатель работал с такой же тщательностью, как над остальными своими художественными произведениями. Краткая запись дневника являлась часто материалом при зарождении нового произведения, но вместе с тем эти записи имеют самостоятельную художественную и биографическую ценность.

Книга «Глаза земли» создана из дневников 1946-1950 годов. Это – собрание мыслей, представленных в афористической или поэтической образной форме.

Также в книгу вошла повесть-сказка «Корабельная чаща».

Кладовая солнца

В книгу входят избранные рассказы и сказка-быль «Кладовая солнца» о неповторимой прелести и богатстве родной природы.

Для младшего и среднего школьного возраста.

Рисунки К. Рачёва.

Незабудки

«Незабудки» – размышления писатели о творчестве, искусстве, росте и формировании личности, о смысле жизни.

Дорога к другу (дневники)

Дневники известного писателя-природоведа, которые знакомят юных читателей с богатством его мироощущения. Взаимосвязь природы, человека и искусства – основная тема дневников.

Рисунки В. Звонцова.

Мы с тобой: Дневник любви

«Мы с тобой» – книга о любви. По форме она представляет собой диалог двух её героев: писателя Михаила Пришвина и Валерии Дмитриевны Лебедевой (урождённой Лиорко), с которой Пришвин встретился в конце жизни и которая стала его женой.

Эта встреча нашла своё отражение в «Дневнике» писателя за 1940-й год, послужившем основанием для этой книги.

Цвет и крест

Издание состоит из трех частей:

1) Два наброска начала неосуществленной повести «Цвет и крест». Расположенные в хронологическом порядке очерки и рассказы, созданные Пришвиным в 1917-1918 гг. и составившие основу задуманной Пришвиным в 1918 г. книги.

2) Художественные произведения 1917-1923 гг., непосредственно примыкающие по своему содержанию к предыдущей части, а также ряд повестей и рассказов 1910-х гг., не включавшихся в собрания сочинений советского времени.

3) Малоизвестные ранние публицистические произведения, в том числе никогда не переиздававшиеся газетные публикации периода Первой мировой войны, а также очерки 1922-1924 гг., когда после нескольких лет молчания произошло новое вступление Пришвина в литературу.

  • Живая вода. Советский рассказ 20-х годов
  • Под чистыми звездами. Советский рассказ 30-х годов
  • Слово о солдате

Лучшие рассказы советских писателей, созданные в 1920-е гг., отразили эпоху революции, эпоху ломки старого и зарождения нового мира. Предлагаемый сборник представит читателю прозу крупнейших советских писателей и даст возможность увидеть богатство манер и стилей, характерных для литературы тех лет. Все эти произведения, интересные с точки зрения отражения определенного периода истории нашей литературы, имеют непреходящую художественную ценность.

Лучшие рассказы советских писателей, созданные в 1920-е гг., отразили эпоху революции, эпоху ломки старого и зарождения нового мира. Предлагаемый сборник представит читателю прозу крупнейших советских писателей и даст возможность увидеть богатство манер и стилей, характерных для литературы тех лет. Все эти произведения, интересные с точки зрения отражения определенного периода истории нашей литературы, имеют непреходящую художественную ценность.

В сборник включены рассказы М. Горького, В. Вересаева, К, Федина, А. Фадеева, Ив. Катаева, В. Катаева, Б. Горбатова, М. Зощенко, А. Платонова и других писателей, созданные в тридцатые годы.

В сборник включены рассказы и очерки известных советских писателей, опубликованные в 1941-1945 годах в журнале «Красноармеец» (ныне «Советский воин»). Посвященные подвигу советского человека в годы Великой Отечественной войны на фронте и в тылу, они написаны по свежим следам событий и фактов и проникнуты горячей любовью к Родине, твердой уверенностью в торжестве правого дела – неизбежной победе нашего народа над злейшим врагом человечества – германским фашизмом.

Сочинение «Творчество М.Пришвина»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с. Койгородок»

Творчество Михаила Михайловича Пришвина

Работу выполнила Долюк Ксения

Руководитель Марфюк Наталья

Васильевна, учитель начальных

с.Койгородок

Работа обучающейся Долюк Ксении заняла второе место на республиканском конкурсе (с международным значением) «Творчество М.М.Пришвина».

«Всё прекрасное на земле – от солнца,

а всё хорошее – от человека».

Жил на земле добрый волшебник. Он понимал птичий язык, понимал язык зверей и сам с ними разговаривал. Он слышал, как тёмным летним вечером разговаривают между собой деревья! И разговор деревьев понимал. И с цветами здоровался, и воду из шляпки гриба пил, и солнце показывало ему свой рубиновый глаз… А зовут этого волшебника – Михаил Михайлович Пришвин! Произведения Михаила Михайловича меня удивляют и покоряют. Писатель воспевает природу, исследует её, изучает то, как человек связан с природой, с землёй, на которой живёт и трудится.

Родился Михаил Михайлович в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии, в купеческой семье, в дворянской усадьбе, доставшейся по наследству его отцу, там он провёл детство, часто возвращался туда в течение жизни. О том, как он стал писателем, я узнала из автобиографического романа «Кащеева цепь». Мать мальчика осталась молодой вдовой с пятью детьми. Мальчик видит, как трудно матери растить

детей и давать им образование, видит нужду крестьян, и вот он решает, что все люди, как в няниной сказке, находятся в плену у Кащея Бесмертного – в мире, где царит зло, а он, мальчик, призван разорвать его цепь. Я вижу, как год за годом мальчик – мечтатель борется со злым Кащеем не за себя одного, а за счастье всего живого на земле. Из первого класса гимназии он убегает однажды в сказочную для него «золотую страну Азию» в поисках мест, свободных от власти Кащея. Его ловят и с позором возвращают. Проходит еще два года. Мальчик не поладил с учителем – и его исключают из гимназии. Юношей он вступает в круг революционной молодежи. Год тюрьмы, высылка за границу, университет в Лейпциге – и молодой агроном возвращается на родину. Он уже пишет и издает агрономические книги. Но ему становится ясно: наука – не его призвание. Он круто изменяет свою судьбу: обращается к искусству, становится писателем. С дорожной сумкой и охотничьим ружьем уходит он в неисследованные северные леса, потом в азиатские степи, куда рвался с детства. А вскоре рождаются его первые художественные книги: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Черный араб». Они исполнены поэзии и любви к природе и помогают нам глубже узнать ее. Пришвин побывал на Дальнем Востоке и на Урале, в Кабарде и на Вологодчине, объехал костромские леса. Каждый год, от весенней капели до глубокой осени, он живет и работает среди лесов и полей, пишет там свои рассказы и делает ежедневные короткие записи о природе. Эти записи похожи на стихотворения в прозе: «Календарь природы», «Лесная капель», «Глаза земли», «Незабудки», «Золотой луг», «Моим молодым друзьям». Пришвина многие упрекали в том, что он мало пишет о людях, все о животных да о природе. Лишь Алексей Максимович Горький не соглашался с этим. «…Да, на мой взгляд и не о природе пишете вы, – писал он Пришвину, – а о большем, чем она, – о земле, великой матери нашей». Сам Михаил Михайлович считал, что он пишет и о природе, и о земле, и главное, – о людях: « И так я нашел для себя любимое дело, искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека; и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл». Удивительная сказка – быль «Кладовая солнца», в которой природа помогает человеку, предупреждает об опасности – нужно только уметь слышать её голос. А для этого необходимо любить свой край, каждую веточку и цветок, каждую птичку и зайчика, как любят их Настя, и Митраша, и сам писатель.

Я хочу закончить своё сочинение словами писателя, которые слышали и знают все. Обращаясь к нам, читателям, Михаил Михайлович утверждает, что мир полон чудес, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши, не слышим. Множество маленьких чудес видят глаза писателя, и всё это хранит его перо. Он любил природу, умел её видеть и слышать. И нас, читателей, учил тому же. Читая его книги, начинаешь понимать, сколько прекрасного и удивительного вокруг тебя на земле.

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».

«Фортепианные пьесы из России. 49 музыкальных образов» С. Слонимского Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тарновская Т.К.

В данной работе рассмотрены и проанализированы малоизвестные и пока еще не опубликованные в России произведения петербургского композитора Сергея Слонимского. Музыкальные циклы написаны для детей младших и средних классов детской школы искусств, музыкальных кружков и студий, а также других музыкальных образовательных учреждений. В исследовании автор впервые обращает внимание на стилистику, композиционные приёмы и педагогические принципы Слонимского, отражённые в произведениях из малоизученного сборника «Фортепианные пьесы из России. 49 музыкальных образов». Три цикла сборника представляют собой авторскую хрестоматию для начинающих пианистов, в которой собраны пьесы разных жанров и направлений: от простой монодии к полифонии и ансамблевой музыке. Варьирование и усложнение композитором гармонического языка, фактуры, метро-ритмических конфигураций и стилевых особенностей в детских фортепианных циклах рассматриваются автором сквозь призму педагогической целесообразности. Данный подход убедительно показывает, что обозначенная проблема требует не только теоретического изучения, но и своего разрешения в практической деятельности.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Тарновская Т.К.

“PIANO PLAYS FROM RUSSIA. 49 MUSICAL IMAGES” of S. SLONIMSKY

This paper discusses and analyzes little-known and unpublished works (in Russia) by Sergei Slonimsky, a St. Petersburg composer. Musical works are written for children of junior and middle classes of children’s art schools, music clubs and studios, as well as other musical educational institutions. In the study the author draws attention to the style, compositional techniques and pedagogical principles of Slonimsky, reflected in the works of a book of “Piano Plays from Russia. 49 Musical Images”, poorly known in Russia. The three cycles of the collection present a textbook for pianists, who are only beginners. The composer’s work contains pieces of different styles and genres: from the simple monody to polyphony and ensemble music. The variation and complexity of the composer is expressed in a harmonic language and texture, Metro-style rhythmic configurations and features in children’s piano cycle are considered through the prism of the author of pedagogical expediency. This approach clearly shows that the identified problem requires not only a theoretical study, but also of its resolution in practice.

Текст научной работы на тему ««Фортепианные пьесы из России. 49 музыкальных образов» С. Слонимского»

вень. Кировский район – это одно муниципальное образование, которое в течение всего исследуемого периода не смогло перейти из типа плохих условий готовности к введению и освоению ФГОС НОО в Ставропольском крае.

Прирост наблюдался в более ускоренном темпе в Александровском районе и в более медленном – в Кировском районе. Разница между динамикой индивидуальных ИНДЕКСОВ готовности образовательных организаций данных районов в период за четыре года составила 93,39 баллов.

Все результаты были подвергнуты корреляционному анализу, с помощью которого удалось подтвердить, что связь между

выбранными ресурсами образовательных организаций статистически значима и положительна.

Таким образом, управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений на локальном и региональном уровнях. В связи с этим, создание системы педагогического мониторинга с целью изучения качества условий готовности образовательных учреждений к введению и освоению ФГОС НОО, становится важнейшей задачей управленческой деятельности каждого муниципального образования Ставропольского края.

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования. Приказ Минобрнауки России; 06.10.2009; № 373. (Ред. от 18.12.2012).

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации; 29 декабря 2012; № 273-Ф3.

3. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. Санкт-Петербург: «Образование – культура», 1998; Книга 1.

4. Петрухин В.В., Проблема организации и апробации системы педагогического мониторинга в образовательном учреждении. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-7.htm

5. Васильева Э.К., Лялин В.С. Статистика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. Москва, 2012.

6. Балашова Е.А., Чернецов В.В. Индексный метод в задачах факторного анализа социально-экономических процессов. Вестник СГТУ. 2009; 1: 139 – 144.

1. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal’nogo gosudarstvennogo standarta nachal’nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii; 06.10.2009; № 373. (Red. ot 18.12.2012).

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal’nyj zakon RossijskojFederacii; 29 dekabrya 2012; № 273-FZ.

3. Majorov A.N. Monitoring vobrazovanii. Sankt-Peterburg: «Obrazovanie – kul’tura», 1998; Kniga 1.

4. Petruhin V.V., Problema organizacii i aprobacii sistemy pedagogicheskogo monitoringa v obrazovatel’nom uchrezhdenii. Available at: http:// www.eidos.ru/journal/2007/0115-7.htm

5. Vasil’eva ‘E.K., Lyalin V.S. Statistika: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po special’nostyam ‘ekonomiki i upravleniya. Moskva, 2012.

6. Balashova E.A., Chernecov V.V. Indeksnyj metod v zadachah faktornogo analiza social’no-‘ekonomicheskih processov. VestnikSGTU. 2009; 1: 139 – 144.

Статья поступила в редакцию 26. 08.15

Tarnovskaya T.K., postgraduate, St. Petersburg State Institute of Culture (St. Petersburg, Russia), E-mail: tarn72@mail.ru

“PIANO PLAYS FROM RUSSIA. 49 MUSICAL IMAGES” of S. SLONIMSKY. This paper discusses and analyzes little-known and unpublished works (in Russia) by Sergei Slonimsky, a St. Petersburg composer. Musical works are written for children of junior and middle classes of children’s art schools, music clubs and studios, as well as other musical educational institutions. In the study the author draws attention to the style, compositional techniques and pedagogical principles of Slonimsky, reflected in the works of a book of “Piano Plays from Russia. 49 Musical Images”, poorly known in Russia. The three cycles of the collection present a textbook for pianists, who are only beginners. The composer’s work contains pieces of different styles and genres: from the simple monody to polyphony and ensemble music. The variation and complexity of the composer is expressed in a harmonic language and texture, Metro-style rhythmic configurations and features in children’s piano cycle are considered through the prism of the author of pedagogical expediency. This approach clearly shows that the identified problem requires not only a theoretical study, but also of its resolution in practice.

Key words: children’s piano album, music for children, musical pedagogy, S. Slonimsky, musical series works.

Т.К. Тарновская, соискатель СПбГИК, г. Санкт-Петербург, E-mail: tarn72@mail.ru

«ФОРТЕПИАННЫЕ ПЬЕСЫ ИЗ РОССИИ. 49 МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ» С. СЛОНИМСКОГО

В данной работе рассмотрены и проанализированы малоизвестные и пока еще не опубликованные в России произведения петербургского композитора Сергея Слонимского. Музыкальные циклы написаны для детей младших и средних классов детской школы искусств, музыкальных кружков и студий, а также других музыкальных образовательных учреждений. В исследовании автор впервые обращает внимание на стилистику, композиционные приёмы и педагогические принципы Слонимского, отражённые в произведениях из малоизученного сборника «Фортепианные пьесы из России. 49 музыкальных образов». Три цикла сборника представляют собой авторскую хрестоматию для начинающих пианистов, в которой собраны пьесы разных жанров и направлений: от простой монодии к полифонии и ансамблевой музыке. Варьирование и усложнение композитором гармонического языка, фактуры, метро-ритмических конфигураций и стилевых особенностей в детских фортепианных циклах рассматриваются автором сквозь призму педагогической целесообразности. Данный подход убедительно показывает, что обозначенная проблема требует не только теоретического изучения, но и своего разрешения в практической деятельности.

Ключевые слова: детский фортепианный альбом, музыка для детей, музыкальная педагогика, С. Слонимский, музыкальные циклы

Фортепианная музыка для детей ежегодно пополняется новыми сочинениями отечественных композиторов, таких как Ж. Металлиди, [1], [2] Г. Портнов, [3] С. Баневич, [4] Б. Зотов [5] и

многих других. В этом ряду плодотворно сотрудничает и известный петербургский композитор Сергей Слонимский. Фортепианные сочинения для детей С. Слонимского представляют собой

значительный пласт педагогического наследия. Пьесы отличаются яркими образами, изобилием различных приёмов звукоиз-влечения, разнообразными фактурными и ритмическими рисунками.

Как правило, С. Слонимский пишет музыку для детей по заказу педагогов, учеников, исполнителей. Так, Анна Даниловна Артоболевская – первая учительница музыки композитора – стала заказчиком «Капельных пьес». Известный педагог, композитор, музыкально-общественный деятель, составитель детских фортепианных сборников Сергей Яковлевич Вольфензон неустанно пополнял серию изданий «Пьесы Ленинградских композиторов для фортепиано» многочисленными сочинениями С. Слонимского. В шестнадцати сборниках, выпущенных Ленинградским отделением Всесоюзного издательства «Советский композитор» с 1969 по 1988, увидели свет шестнадцать пьес С. Слонимского. Многие из них композитор писал специально по просьбе своего учителя и наставника С. Вольфензона. Фаина Брянская – известный не только в России, но и за рубежом педагог, пианистка, автор сборников для чтения с листа также включала в свои издания пьесы Слонимского, как благодатный материал для работы. Кроме того, она же дала название пьесе «Мультфильм с приключениями»

Своим рождением детские фортепианные циклы обязаны многим музыкальным общественным деятелям. Так, будучи художественным руководителем Малого зала филармонии, Наталья Еремина предложила С. Слонимскому программное задание по «Сюите путешествий». Генеральный директор издательства «Композитор – Санкт-Петербург», в прошлом музыкальный редактор детской редакции телевидения и главный редактор музыкальной редакции радио Светлана Эмильевна Таирова подтолкнула С. Слонимского на создание музыкальной сказки «Принцесса, разучившаяся плакать». Так родилась одноименная увлекательная и романтичная детская музыкальная сюита по сказке Р. Баумбаха. Сборник для самых юных пианистов «Первые шаги на клавиатуре» также был написан по просьбе Светланы Эмильевны.

Особое место занимают пьесы, написанные специально для пианиста Аркадия Аронова. Это лишний раз подчёркивает важность фортепианного творчества Слонимского не только для детей, но и для зрелых мастеров, а также для многочисленных любителей домашнего музицирования.

За последние пять лет вышли еще несколько сборников петербургского композитора для юных пианистов не только в России, но и в Германии в издательстве Verlag Neue Musik. В 2011 году зарубежный сборник фортепианных пьес под общим названием «Фортепианные пьесы из России. 49 музыкальных образов» также родился по заказу немецких педагогов. Работа над его созданием проходила практически параллельно с сочинением отечественных фортепианных тетрадей под общим названием «Весёлые и грустные, страшные и смешные приключения: шесть циклов легких и трудных пьес для учащихся младшего и среднего возраста», которые вышли в свет в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург». Вероятно, поэтому общие тенденции прослеживаются и в принципе построения миниатюр: от простого к сложному, и в композиционных приемах, включающих в себя особенности гармонического языка и ритмических формул.

В первом цикле под названием «Первые шаги пианиста» простые монодии играются поочерёдно каждой рукой отдельно, затем обеими руками в расходящемся движении («Дуэт согласия»). Далее несложные увлекательные и яркие по характеру пьесы знакомят юных пианистов с ладами народной, средневековой и ренессансной музыки: «Радостный танец в мажоре» (в натуральном мажоре), «Задорный танец» (в лидийском ладу), «Плавный танец» (в миксолидийском ладу), «Печальная песня в миноре» (в гармоническом миноре), «Лирический напев» (в эолийском ладу), «Суровый напев» (в дорийском ладу), «Воинственный напев» (во фригийском ладу). Завершает первый цикл знакомство с полифонической музыкой, широко распространенной и исполняемой в средних веках: Канон, Двойной контрапункт, Маленькая фуга. Голосоведение и полифоническая ткань в каждой новой пьесе насыщаются более сложной фактурой и ритмическим рисунком. Усложняется и размер полифонических миниатюр (Канон написан в размере %, Двойной контрапункт -в размере 6/8, а Маленькая фуга уже в размере 3/2). Таким образом, изучение первого цикла юными исполнителями может послужить прочным фундаментом для закрепления умений и навыков не только технического, но и полифонического фортепиан-

ного мастерства, а также значительно расширить теоретические познания в строении ладо-гармонических функций.

Второй цикл под названием «Летний день ребёнка» анонсирован С. Слонимским как подражание фортепианному наследию для детей и юношества Р Шумана: «В целом цикл написан под влиянием любимого мною с детства «Альбома для юношества» Роберта Шумана и посвящен памяти этого высоко чтимого мною композитора» [6]. Созвучны по настроению и по форме пьесы «Горькая обида» Слонимского и «Первая утрата» Р Шумана, квартовые скачки и воинственное настроение в пьесе «Грозный всадник» перекликаются с похожими композиционными приемами пьесы «Охотничья песенка» Р. Шумана, а «Марш охотников» четкими ритмическими и пунктирными рисунками напоминает «Марш солдатиков». Однако не менее яркое тематическое и ладо-гармоническое сходство обнаруживается и с пьесами из «Детской музыки» Сергея Прокофьева – любимейшего композитора С. Слонимского с детских лет. Уже в первой миниатюре «Утро» слышны похожие интонации, мелодические обороты и аккордовые последовательности из одноименной пьесы Прокофьева.

В цикле можно провести параллели и с другими мастерами детской фортепианной музыки. Так, совершенно очевидно миниатюра Оживленная прогулка» С. Слонимского роднится с пьесой А. Гречанинова «Игра в лошадки, а «Вечерняя молитва» перекликается с пьесой «В церкви» из детского альбома П.И. Чайковского.

В целом же, цикл отражает композиционные приёмы и стилистику, присущие более ранним фортепианным сочинениям С. Слонимского для детей: те же детские развлечения и забавы («Игра в пятнашки»), пьесы-настроения («Грустное настроение»). Образы природы также ярко и рельефно выписаны мелодическими и гармоническими оборотами. Миниатюра «Дождь идет» на фоне непрерывного движения насыщена напряженными интервальными скачками от терции до септимы, как бы создавая тем самым нарастание ливневого потока.

Гармонически ярко и необычно расцвечена зарисовка «Волшебный лес». Скользящие гармонии струятся из одного аккорда в другой благодаря использованию приема запаздывающей педали. Легкими секундовыми переливами наполнена миниатюра «Пение птиц в лесу». Частая смена размеров и длительностей словно отражают птичьи переклички и заливистые трели, а заодно приучают учащихся к нерегулярной ритмике и овладению мелкой техникой, исполнению витиеватых украшений.

Атмосферу веселого торжества живописует сочинение «Веселый пир». Сочетание кластерной и аккордовой техники, пунктирного ритма, бравурного вступления, яркой динамики и трехдольного размера напоминают характер дворцового парадного полонеза XIX века. Компактная трехчастная пьеса по праву может стать ярким концертным украшением в репертуаре юных пианистов.

Отдельными номерами следуют ансамблевые пьесы для четырехручного исполнения: «Вальс» и «Полька». Пьесы предназначены для детей младшего и среднего возраста и имеют равнозначные партии. Оба ансамблевых произведения наделены яркими жанровыми танцевальными характеристиками: мелодическая линия на фоне аккордового сопровождения, трехдольный размер в Вальсе и синкопированный ритм с подскоками и акцентами в Польке вырисовывают особенности каждого танца. Вышеназванные опусы – это широко развернутые по форме, яркие, концертные сочинения.

Завершает второй музыкальный цикл (как проекция завершения дня из жизни ребенка) распевная мелодия нежной и убаюкивающей «Колыбельной».

Третий цикл – «Музыкальное путешествие по странам и континентам» – открывает детям стилистику и особенности музыкальной культуры разных стран. «Американская песня» представляет собой оттиск современного спиричуэлса, в котором слышны джазовые гармонии, многоголосная фактура изложения и типичные для джазовой музыки интервальные ходы. Удалой задорный характер присущ пьесе «Русская пляска». Главная тема проходит трижды в разных тональностях, словно передавая эстафету танцующих участников по кругу.

«Агрентинский танец» с первых же тактов погружает исполнителя и слушателей в зажигательный танцевальный карнавал. Основная тема танца заимствована из ансамблевой пьесы композитора «Кот в сапогах» из цикла «От пяти до пятидесяти». Ритмически острый пунктирный ритм, триольные последовательности и синкопы рельефно вырисовывают стилистику и особенности страстного танго. Пьеса, несомненно, может служить

Вокальные сочинения Сергея Слонимского

В последнее время часто звучат два композиторских имени: одно – ныне живущего петербургского композитора Сергея Слонимского (ему в августе исполняется 85 лет) и другое – ушедшего в мир иной Моисея Вайнберга.

Почти одновременно поставлены две оперы Вайнберга: «Идиот» (в Большом театре) и «Пассажирка» (в Екатеринбургском театре оперы и балета и в «Новой опере им. Колобова» в Москве).

Полуконцертное исполнение оперы Сергея Слонимского «Король Лир» и его же «Реквиема» осуществил Госоркестр России им. Е. Светланова. Несколько концертов камерной музыки содержали сочинения Слонимского и Вайнберга.

«Желанные собеседники» – так назывался один из этих концертов, 13 февраля 2017 года в Камерном зале Московской филармонии.

Первое отделение –восемь вокальных сочинений Сергея Слонимского. Второе отделение – «Северная баллада памяти Грига» для фортепиано С. Слонимского, романсы русских авторов (М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова и П. Чайковского), близких Слонимскому по духу, – и две песни самого композитора.

Вокальная часть программы была исполнена солисткой Большого театра России, лауреатом международных конкурсов и фестиваля-конкурса исполнительского мастерства «Играем Слонимского» Юлией Мазуровой (меццо-сопрано) и заслуженным артистом Российской Федерации пианистом и композитором Александром Покидченко – он же автор программы, её концертмейстер и ведущий.

Идея программы и её название возникли у А. Покидченко во время встречи Сергея Слонимского со студентами и преподавателями Московского института музыки имени Альфреда Шнитке. Своими «желанными собеседниками» Сергей Слонимский назвал тогда нескольких русских композиторов XIX века, близких ему по духу, – в том числе тех, чьи сочинения были отобраны для концерта.

Другим стимулом этой программы стало знакомство Покидченко с Юлией Мазуровой: она, по его мнению, ещё в санкт-петербургской консерватории очень хорошо исполняла романсы Слонимского.

Первое отделение концерта было полностью посвящено вокальному творчеству юбиляра. Сюда вошли: цикл из пяти песен на стихи Марины Цветаевой: «Цельный день мне было душно», «Смотри, чтоб другой дорожкою», «Вот опять окно», «Где слезиночки роняла», «Проста моя осанка»; «Молитва» на стихи М. Лермонтова (не «В минуту жизни трудную», как известный романс Глинки, а «Не обвиняй меня, Всесильный»), «Башкирская девичья песня» на стихи Всеволода Рождественского и «Тесно сердце» из цикла «Три романса на стихи Владимира Соловьёва».

Все эти романсы и песни, написанные на стихи таких разных по стилю поэтов, объединяет одно чрезвычайно важное свойство композитора: чуткость к просодии именно русского стиха. При этом сохранено различие стиля каждого из этих поэтов.

Александр Покидченко

Особо показательно в этом смысле прозвучал контраст первой песни программы – и остальной её части. Александр Покидченко вышел на сцену, без какого бы то ни было объявления сел за рояль и блестяще, в приблатнённой манере, сам спел песню «До нашей эры соблюдалось чувство меры» на слова Владимира Высоцкого. Музыку к ней сочинил Сергей Слонимский, автор тридцати трёх симфоний, восьми опер, трёх балетов и прочей «академии».

Такое начало развеселило зал. Для молодёжной части аудитории это было неожиданностью. А вот старшую её часть такое соседство вряд ли удивило: полвека назад песня Сергея Слонимского «У кошки четыре ноги» из кинофильма «Республика ШКИД» (1966) была известна всем.

Насколько мне известно, «До нашей эры…» единственная авторская песня с «чужой» музыкой, записанная Владимиром Высоцким.

Слонимскому не близка ни патриотическая, ни гламурная песня. А вот песню блатную он любит; считает, по крайней мере, внутренне честной и точно отражающей тот социальный срез общества, внутри которого она бытует.

Песня «До нашей эры…» была написана Слонимским для кинофильма «Интервенция», через два года после «Республики ШКИД». Но в этом виде она в фильм не вошла. Другой текст на эту мелодию спел в «Интервенции» Ефим Копелян.

В первом отделении трудно выделить какой-либо номер. Прекрасно был исполнен весь цикл на стихи Марины Цветаевой. И всё же я бы особо отметил «Смотри, чтоб другой дорожкою» и «Вот опять окно». Очень хорошо была не только спета, но и сыграна «Башкирская девичья песня».

Есть ещё одна причина интереса Александра Покидченко (закончившего Московскую консерваторию по классу композиции) к творчеству Слонимского. Он ученик известного музыковеда Е. Б. Долинской, которая исследует творчество Слонимского и пишет о нём книгу. Елена Борисовна присутствовала в зале, и в конце первого отделения Покидченко её приветствовал, вручив ей букет. Она в свою очередь сказала экспромтом несколько слов о Слонимском, точно подметив, что в своём творчестве он с каждым годом молодеет.

После «Северной баллады памяти Грига» Слонимского, тонко исполненной Александром Покидченко, зазвучали романсы: Грига «Люблю тебя» (стихи Г.-Х. Андерсена), М. Балакирева «Обойми, поцелуй» (ст. А. Кольцова), Римского-Корсакова «Щекою к щеке ты моей приложись» (ст. Г. Гейне в пер. М. Михайлова) и «Вздымаются волны» (ст. А. К. Толстого); П. Чайковского «Смотри, вон облако» (ст. Н. Грекова), «Али мать меня рожала» (ст. Мицкевича в пер. Мея), «И больно, и сладко» (ст. Е. Ростопчиной).

Нельзя не отметить, что романсы были выбраны весьма редко звучащие. Наиболее удались во втором отделении «Люблю тебя» Э. Грига и «Щекою к щеке ты моей приложись» Н. Римского-Корсакова.

Концерт завершили две замечательные песни Слонимского «Уж я с вечера сидела» (прозвучавшей и на бис) и «Змея-мачеха», блистательно исполненные Юлией Мазуровой. Она героически выдержала огромную вокальную нагрузку. Ведь певица исполнила программу каждого отделения без традиционных в таких концертах инструментальных пауз. Всю программу она спела безукоризненно вокально и превосходно драматически.

Великолепен во всех видах был и пианист Александр Покидченко. В первую очередь, он очень удачно составил всю программу и прекрасно, очень эмоционально вёл её. Показал он себя и замечательным, очень чутким концертмейстером с безукоризненным вкусом и блестящим пианизмом. Наиболее ярко качество его пианизма проявилось, естественно, в сольной фортепианной «Северной балладе памяти Грига».

Радует, что эта программа сможет получить и международный резонанс. Как сказал А. Покидченко, на май планируется её исполнение в Вене.

А в Москве 24 и 26 мая 2017 года в Бетховенском зале Большого театра силами Молодёжной оперной программы Большого театра состоится концерт, составленный из редко исполняемых русских романсов первой половины ХIХ века (помимо сверхпопулярных Глинки и Даргомыжского). В программу войдут романсы Александра Алябьева, Петра Булахова, Александра Варламова, Алексея Верстовского, Михаила Виельгорского, Александра Гурилёва. Педагог-репетитор этой программы – Александр Покидченко.

Ах, если бы исполнители обратили внимание ещё на трёх замечательных (увы, уже ушедших) композиторов нашей эпохи: Николая Сидельникова, Николая Корндорфа и Юрия Буцко…

Читайте также:
Толстой Л. Н.: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: