Анализ рассказа В. М. Шукшина Выбираю деревню на жительство: сочинение

«Сельские жители», анализ рассказа Шукшина

Жанровые особенности

Рассказ «Сельские жители», оставаясь «рассказом-анекдотом», тяготеет к новелле. Неожиданный конец, в котором читатель узнаёт о том, что сын бабки Маланьи – лётчик, Герой Советского Союза, наполняет все её страхи перед полётом ироническим смыслом. В то же время финал рассказа ожидаемый, он проистекает из отношения сельских жителей к путешествиям. Рассказ повествует о «не путешествии», причины которого понятны сельским жителям и смешны читателю.

Проблематика

Основная проблема рассказа традиционна для Шукшина. Это социальная проблема взаимоотношений между городом и деревней. Город для деревенских жителей – воплощение мечты, образец для подражания, символ прогресса, к которому надо стремиться. Но деревня – истоки города, как материальные, так и духовные. Именно выходцы из деревни становятся знаменитыми горожанами, героями, гордостью страны.

Сюжет

Сюжет рассказа «Сельские жители» помещается в одном предложении: бабка Маланья получает в письме приглашение от живущего в Москве сына погостить у него и собирается лететь с внуком Шуркой на зимних каникулах, но, узнав от бывалого соседа о тяготах и опасностях путешествия на самолёте, откладывает поездку до лучших времён.

Всё действие рассказа умещается в 1 день. Утром Маланья получает письмо, вечером под её диктовку Шурка составляет телеграмму, в 11 вечера после работы (!) приходит сосед – школьный завхоз – и рассказывает о предстоящем путешествии. После рассказа бабка диктует Шурке письмо для сына о том, что она приедет летом. Ночью бабка и Шурка мечтают о будущем путешествии.

Главное в рассказе – не сюжет. Рассказ «Сельские жители» – повествование о неслучившемся. Читатель подозревает, что бабка так и не найдёт в себе сил и смелости полететь к сыну в Москву, о которой мечтает и она, и внук. Это реминисценция чеховской пьесы «Три сестры», где лейтмотив «в Москву, в Москву!» не привёл к поездке.

В отсутствии действия основная мысль рассказа, вынесенная в заглавие: инерция не позволяет сельским жителям вырваться из привычной среды (как бабке), но, если они вырвались – они достигают многого (как сын Маланьи и, очевидно, Шурка в будущем).

Герои рассказа

Бабка Маланья – простая сельская женщина. Только в конце рассказа, на последней странице, читатель узнаёт, что сын Маланьи – Герой Советского Союза. Об этом упоминает в письме Шурка, а потом и бабка выводит на конверте не только имя адресата, но и звание, считая, что так письмо лучше дойдёт. По словам Шурки, бабка сына «ужасно любит» и гордится им.

Путешествие для бабки – трудное, малопонятное дело. Она не понимает, как ехать разными видами транспорта и с большим количеством пересадок. Бабка боится лететь на самолёте (особенно после того, как сосед рассказал, что самолёт может загореться). Но Шурка знает, что его бабка не робкого десятка (иначе откуда бы у её сына качества, необходимые для лётчика), удивляется, что она испугалась именно самолёта: «Но ты тоже, бабонька: где там смелая, а тут испугалась чего-то. »

Шукшин подчёркивает, что бабка Маланья обладает качествами характера, которые она, очевидно, передала сыну: энергичная, жилистая, крикливая, очень любознательная.

Некоторые характерные особенности бабки можно считать общими для всех сельских жителей: она гостеприимна, угощает Егора медовухой (пивом), блюдёт традиции. Она мыслит себя как единое целое со своими односельчанами, всем встречным рассказывает о приглашении, у каждого спрашивает совета. Совет «знающего человека» Егора Лизунова для неё неоспорим.

Бабка не верит в прогресс. Она не только боится самолётов, но и составляет телеграмму как письмо (ведь она знает, как по традиции нужно писать, не поддаётся на уговоры Шурки, что телеграмма – это совсем другое).

Читайте также:
Образы в рассказах Шукшина: сочинение

У бабки и внука одна внешность на двоих: сухощавые, скуластенькие, с маленькими умными глазами. Шурка по характеру не похож на бабку. Он такой же любознательный, но застенчивый до глупости, скромный и обидчивый. Шурка – сын дочери бабки Маланьи, временно живущий у бабушки из-за того, что его мать устраивает личную жизнь. Он действительно много знает. Он не только умеет писать телеграмму, но и знает, сколько она будет стоить. Шурка знает, что, если загорелся мотор, то пламя нужно сшибать скоростью, догадывается, что дядя Егор видел не горящий мотор, а пламя из выхлопной трубы. Шурка знает, что в Кремль нынче всех пускают. Читатель понимает, кто источник знаний Шурки.

Ему рассказывал о Кремле Николай Васильевич, очевидно, учитель. Единственное, чего не знает Шурка: парашютов в самолёте действительно не дают.

Скромность Шурки не даёт ему прямо возражать бабке, но он своевольно пишет дяде в письме от себя, чтобы он пристыдил «бабоньку», написал, что летать не страшно: «Она вмиг полетит».

Егор Лизунов – сосед бабки Маланьи, школьный завхоз, авторитет в путешествиях: он много ездил и летал. Шукшин обращает внимание на такие детали, как заскорузлые ладони, седеющие потные (от тяжёлого труда) волосы. Другая характерная деталь портрета героя – это запах. Егор пахнет сбруей и сеном. Для сельского жителя такой запах – это запах дороги.

Запах Егора имеет объяснение, как и его позднее возвращение домой. Он с начальством вывозил стога сена в непогоду после бурана. Егор жалуется, что просил «деятелей» вывести сено ещё летом. Он – хозяйственный, практичный человек.

Для характеристики героев важны их речевые особенности. Речь бабки наполнена просторечиями: знамо дело, шибко уж страшно, в штаны наложил. Шурка как воплощение будущего обладает нужными знаниями, речь его грамотна. Крошечное наречие ещё в его письме показывает, что его мечта – перестать быть сельским жителем, уехать, как дядя, в Москву: «Мы же всё-таки сельские жители ещё».

Смысл названия одновременно и ироничен, и наполнен горечью. Герой Советского Союза – выходец из тех самых сельских жителей, о которых Шурка в письме говорит, что они не могут оторваться от своего села, потому что «тут огород пойдёт, свиннота разная, куры, гуси». Собирательный неологизм свиннота для Шурки символ всего сельского быта, мешающего увидеть общую с бабкой мечту – Москву, которую Шурка проходит в школе по географии и истории.

Краткое содержание Выбираю деревню на жительство Шукшина для читательского дневника

Бывший деревенский житель, Николай Григорьевич Кузовников, прожил внешне успешную и состоятельную жизнь. Переехав в город (судя по всему, он попал под волну индустриализации и урбанизации 30-х годов), главный герой устроился на достаточно непыльную работу — кладовщиком склада.

Занимаемая должность помогла Николаю Григорьевичу избежать мобилизации и отправки на фронт во время Великой Отечественной войны. За несколько десятилетий построения карьеры, главный герой занял более чем солидное материальное положение, кроме того, ему даже удалось помочь своим детям устроиться на схожие должности, тем самым и их будущее выглядит благополучным.

Николай Григорьевич явно не пример для подражания, поскольку не все материальные накопления были им добыты честным путем. В рассказе прямо говорится, что Кузовников с юридической точки зрения безусловно воровал. Но в качестве оправдания приводится тезис, что Николай Григорьевич мог бы воровать гораздо больше, фактически же ущерб, нанесенный его незаконной деятельностью, относительно невелик.

Главному герою остается совсем немного доработать до пенсии. И, несмотря на внешнее спокойствие и устоявшийся быт, он каждую субботу совершает поступки, которые с большим трудом поддаются объяснению. Закончив работу, Николай Григорьевич выпивает немного водки, едет на вокзал и ведет там разговоры с приезжими., деревенскими жителями. Там он признается, что сам является уроженцем деревни, что ему очень сильно хочется переехать из города в деревню, только не может подобрать, в какой именно деревне ему будет лучше жить. Кузовникову хотелось бы и продолжить работать кладовщиком, и наслаждаться деревенскими пейзажами.

Читайте также:
Рассказ Срезал: сочинение

Жители деревни принимали участие в разговорах с главным героем. Каждый приводил аргументы в пользу своей деревни, а Николай Григорьевич внимательно всех выслушивал, своеобразно руководил ходом разговора.

Рассказ заканчивается тем, что главный герой просто возвращался к себе домой, в сытую и состоявшуюся жизнь. Рассказ учит тому, что несмотря на материальное благополучие, все равно найдется что-то нематериальное, что не будет давать жить спокойно.

Читать краткое содержание Выбираю деревню на жительство. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Шукшин. Краткие содержания произведений

  • Алёша Бесконвойный
  • Беседы при ясной луне
  • Боря
  • В профиль и анфас
  • Ванька Тепляшин
  • Верую
  • Волки!
  • Выбираю деревню на жительство
  • Горе
  • Гринька Малюгин
  • Даешь сердце
  • Дебил
  • До третьих петухов
  • Дядя Ермолай
  • Жатва
  • Жена мужа в Париж провожала
  • Живёт такой парень
  • Забуксовал
  • Земляки
  • Калина красная
  • Космос, нервная система и шмат сала
  • Крепкий мужик
  • Критики
  • Любавины
  • Мастер
  • Материнское сердце
  • Микроскоп
  • Миль пардон, мадам
  • Обида
  • Одни
  • Осенью
  • Охота жить
  • Письмо
  • Постскриптум
  • Сапожки
  • Светлые души
  • Сельские жители
  • Слово о малой Родине
  • Солнце, старик и девушка
  • Срезал
  • Стенька Разин
  • Стёпка
  • Стёпкина любовь
  • Странные люди
  • Чередниченко и цирк
  • Чудик
  • Шире шаг, Маэстро
  • Экзамен
  • Энергичные люди
  • Я пришел дать вам волю

Картинка или рисунок Выбираю деревню на жительство

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В книге описываются события из жизни частной фермы вблизи городка Уиллингдон в Англии. Свиньи самые умные животные на ферме, убеждают остальных обитателей, что человек держит их в рабстве и нищете

«Мальчики с бантиками» является автобиографичной повестью. Здесь автор, от лица главного героя Савки Огурцова, рассказывает о своих годах, проведенных в школе юнг ВМФ на Соловках и его дальнейшем пути на Северном флоте.

«Детство» – первая повесть трилогии Льва Николаевича. Она написана в 1852 году. Жанр произведения можно трактовать как автобиографическую повесть. Повествует сам автор

Деревенские ученики собирали реликвию времен Великой Отечественной войны для школьного музея. Однажды ребята пришли к бабе Настасье. Они попросили у нее какую-нибудь реликвию.

В своем романе Жан-Жак Руссо досконально описывает идеал воспитания нового человека. Стоит сказать, роман пользовался существенной популярностью и в его времена и после, многие идеи использовались на практике в разных странах.

Краткое содержание Шукшин Алёша Бесконвойный

Алеша Бесконвойный – так сельские жители зовут скотника Костю Великова за то, что он никогда не давал согласие на работу в воскресные дни. В этот период Алеша растапливает баню. Один из таких субботних дней и описан в рассказе.

Утром Алеша начинает колоть дрова, нося полено, как будто оно живое. Затем носит воду, заливает в деревянные кадушки и большой котел. Устав курит сидя на пороге бани, смотря куда-то вдаль. Топка бани – это целая наука, которую Алеша изучил на отлично. Глядя на разгорающийся огонь, он чувствует тепло трепещущее где-то внутри него.

Ожидая пока дрова, перегорят, Алеша дома наслаждается чаем и беседует с женой Таисьей. Раньше жена устраивала ругань по поводу того, что Алеша весь день занимается своей баней. После того, как Алеша во время этих стычек дико орал, что не даст свою душу изрезать на куски, она решила молчать.

Читайте также:
Цельность творчества В.Шукшина: сочинение

Попив чаю Бесконвойный идет в баню, готовит веник и кочергой шуршит головешками. В его душе наступает покой, мысли о суете жизни уходят все дальше. Постепенно к Алеше медленно приходят мысли о смысле жизни. Насколько ужасна смерть? Можно ли умереть спокойно или нужно беспокоиться? К нему приходят воспоминания о войне. Как однажды он был ранен. В воспоминаниях всплывает случай, как возвращаясь с фронта, он остановился у молодой женщины, которая своими ласками завлекла его, а потом обворовала. Забрала немецкий трофейный ковер, сапоги и гимнастерку. Но за ту ночь, Алеша бы сам ей все отдал…

С чистым бельем в руках Алеша стоит и наслаждается прохладным воздухом, чтобы потом лучше чувствовать тепло бани. И вот наступает тот момент, когда вся человеческая злость и суета остаются далеко и распаренный Алеша не спеша парится, негромко напевая частушки. Теплые струи воду текут по телу, доставляя ни с чем несравнимое удовольствие. Алеша не хлещет себя веником, а мягко трясет, чтобы листочки касались кожи, как нежные ладони.

На улице темнеет. Алеша выходит из бани счастливым, обновленным и спокойным человеком. Лежа на постели, он чувствует, что сердце стучит в так вселенной. Суета вечно занятой жены, возвращает Бесконвойного в мир надоевших дел. Банный день закончился…

Рассказ учит быть верным себе и своим принципам.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Шукшин. Все произведения

  • Алёша Бесконвойный
  • Боря
  • В профиль и анфас
  • Ванька Тепляшин
  • Верую
  • Волки!
  • Выбираю деревню на жительство
  • Гринька Малюгин
  • Даёшь сердце
  • До третьих петухов
  • Дядя Ермолай
  • Жатва
  • Жена мужа в Париж провожала
  • Живёт такой парень
  • Забуксовал
  • Земляки
  • Калина красная
  • Космос, нервная система и шмат сала
  • Крепкий мужик
  • Критики
  • Любавины
  • Мастер
  • Материнское сердце
  • Микроскоп
  • Миль пардон, мадам!
  • Обида
  • Одни
  • Осенью
  • Охота жить
  • Постскриптум
  • Правда
  • Сапожки
  • Светлые души
  • Сельские жители
  • Слово о малой Родине
  • Солнце, старик и девушка
  • Срезал
  • Стенька Разин
  • Стёпка
  • Странные люди
  • Чередниченко и цирк
  • Чудик
  • Экзамен
  • Энергичные люди
  • Я пришел дать вам волю

Алёша Бесконвойный. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Николай Михайлович Карамзин был рожден в семье дворян. Сначала он учился дома, а потом поехал в пансион. Писатель с детства увлекался языками. Это увлечение сказалось на дальнейшем творчестве автора.

Конвой, застигнутый метелью, останавливаются на ночёвку в маленькой деревушке. Конвойный жандарм, Степан Петрович Гаврилов, не может уснуть. Он рассказывает о своём первом эскорте

Во время Гражданской войны самым обычным летним днем у кобылицы одного из солдат рождается жеребенок. Среди войны, где каждый день погибают десятки и сотни людей, таинство рождения кажется чем-то чудесным, но и в то же время странным

Вначале рассказывается о лебедях, летящих в тёплые края из-за холодов которые летели через море. День сменял ночь – ночь сменяла день, а они всё летели и летели. Всё лебеди очень устали, но всё ровно продолжали лететь.

Произведение «Принцесса Клевская», написанное французской писательницей Мари Мадлен де Лафайет, явилось основоположником психологического романа.

«Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина

Жанровые особенности

По классификации Шукшина, «Алёша Бесконвойный» – «рассказ-характер». В странных поведении и мыслях героя читатель должен увидеть мотивы его поступков и угадать черты характера.

Проблематика

Главная проблема – поиск смысла человеческой жизни. Все второстепенные герои смирились с бессмысленностью своей жизни, кроме главного героя, который нашёл утешение в. бане.

Читайте также:
Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина (Экзамен): сочинение

Важная проблема рассказа – проблема одиночества и понимания. Алёша не чувствует близости ни с женой, ни с пятью детьми. Его никто не понимает, но и он не пытается ни объясниться с другими, ни понять их.

Одна из проблем рассказа не лежит на поверхности, потому что смелостью была даже её постановка. Это проблема человеческой индивидуальности. Алёша рассуждает о том, что два человека не могут прожить одинаково, как не могут сгореть одинаково два полена. Читатель сразу понимал, в каком месте хотят, чтобы люди жили одинаково.

Сюжет и композиция

Рассказ начинается с личного местоимения, да ещё и в косвенном падеже – его. А из первого предложения читатель узнаёт, что Алёшу Бесконвойного на самом деле зовут Костя Валиков. Почему героя переименовали в Алёшу, неизвестно. Его прозвище значит «без царя в голове», безответственный, неуправляемый. В экспозиции объясняется, что Алёша не хотел работать ни в субботу, ни в воскресенье. О том, что делал Алёша в воскресенье, Шолохов умалчивает (но преподобным Алёшу обзывает). Зато в субботу герой топил баню.

Сюжет рассказа – история одной такой субботы. Если бы читатель захотел узнать, как правильно топить баню и в ней мыться, рассказ стал бы лучшей инструкцией.

Только парился Алёша 5 часов. Перерывы в мытье (перекуры) заняты размышлениями, ради которых Алёша задумывает баню. Мысли Алёши просты, это житейская философия, но сделанные Алёшей выводы не каждому открываются: люди не могут жить одинаково, перед смертью человек хочет жить и сопротивляется смерти. Алёша задаётся философскими вопросами: когда главное время жизни, какова тайна жизни, «надо жалеть свою жизнь или нет»? Мимоходом Алёша вспоминал важные эпизоды из жизни, играющие роль ретроспективных: войну и возвращение домой, первую умершую жену, рождение детей, общественную баню, которую посетил из любопытства.

Алёша хочет в баню настолько, что ноет сердце. Есть в отношении Алёши к бане нечто интимное и даже эротическое. Там Алёшу отпускает «всякое вредное напряжение». Жизнь становится понятной. Кульминация рассказа как бы пропущена. Шукшин подводит читателя к тому моменту, когда главное в бане начнётся, но потом сразу переходит к тому, как Алёша из бани пришёл, не слыша своего тела. Словно в бане он пережил встречу с возлюбленной.

После бани, как будто после рюмочки, Алёшу тянет на лирику. Нескладное стихотворение, сочинённое маленькой дочерью – квинтэссенция жизни самого Алёши. Его душа подобна белой берёзке, которая мокнет под дождём жизненных неурядиц. В стихотворении малышки берёзку накрыл лопух, и ей стало тепло и хорошо. Так и Алёша прячется в бане, но можно ли в ней спрятаться от жизни? Ведь и баня, и суббота кончаются.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Алёша Бесконвойный, достойный экспонат в галерее шукшинских «чудиков». Алёша колхозник, пастух. Он хочет отдыхать в субботу и в воскресенье. Скотина два дня не пастись не может, но Алёшу это не волнует. Главная черта, из-за которой Алёшу назвали Бесконвойным – безответственность, которая перечёркивает все положительные черты характера героя: он безотказный, старательный, умелый работник. Алёша любящий отец, хороший сосед (даёт взаймы денег). Он трудолюбив, сам готовит баню, моет её, колет дрова и носит воду.

Алёша доставляет своей жизнью множество неудобств близким. Жене стыдно за его поведение, но она боится с ним ругаться, помня, что его брат застрелился, поссорившись с женой. Старший сын, умный и старательный, стыдится, что его отец пастух. А какой-то колхозник должен делать за Алёшу всю работу в субботу и в воскресенье.

Читайте также:
Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина («Алёша Бесконвойный»): сочинение

Алёша много думает о жизни, но никому своих мыслей не открывает. Алёша не показывает своих чувств к детям, а к жене равнодушен. Да и любит ли он детей? Он не беспокоится, когда дети болеют. Вся его любовь заключается в том, что сердце ноет от любви и восторга. Герой пытается найти смысл жизни, ждёт озарения «про людей, про их жизнь». Ведь нельзя же считать смыслом жизни работу пастухом?

Вот для детей Алёша смысл жизни находит: они должны выучиться, уехать в большой город и возвыситься там до почета и уважения. Тогда смысл жизни Алёши состоял бы в том, чтобы суетиться возле приехавших на лето детей и их родни. А городские сразу бы заметили, какой Алёша добрый и заботливый.

Так через несобственно-прямую речь Шукшин передаёт сокровенную мечту Алёши – быть человеком значимым, важным. Эту потребность в признании Алёша никогда не реализует, потому что никак не проявляет ни доброты, ни заботы о других, ни любви.

Читатель понимает, что этих качеств у Алёши и нет. Даже собственное имя он утратил.

Единственный раз Алёша почувствовал свою значимость, когда по дороге с войны встретилась ему ласковая Аля, которая потом его обокрала. Теперь смысл жизни для Алёши заменяет баня. Но даже жена не решается указать Алёше на никчёмность его пристрастия. Потому что ранимость души в их роду, видимо, семейное: брат Алёши застрелился после ссоры с женой.

Стилистические особенности

В основе рассказа лежит ирония. Человек слывёт в деревне странным, потому что не работает в субботу и воскресенье, а в сельском хозяйстве так делать нельзя. Получается, что человека обвиняют в том, что он не готов работать без выходных.

Читатель узнаёт главного героя через авторскую характеристику, слова односельчан и жены, скупые разговоры героя на бытовые темы. Но главное средство характеристики героя – его внутренние монологи и несобственно-прямая речь. Просторечные слова в монологах указывают на то, что всё происходящее в субботу читатель видит глазами героя: и уход детей в школу, и то, как жена Таисия «усунулась» в сундук за свежим бельём, и такие детали, как «свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой» дух от берёзовых поленьев.

Анализ произведения Алеша Бесконвойный Шукшина

Практически каждый человек знаком с творчеством великого автора Василия Шукшина. Огромное количество его творений связаны с темой деревни и людей, которые живут там. Василий описывал людей, у которых есть свои проблемы, много дел и прочее. Подобным и стало произведение «Алеша Бесковойный».

Этот рассказ очень прост для восприятия. На протяжении произведения Шукшин часто вставляет моменты о своей жизни, показывая ее читателям.

Изначально кажется, что герой – полный бездельник, однако, углубляясь в рассказ, начинаешь понимать, что это совершенно ни так. Главный герой – красивый мужчина. Его зовут Костя, хоть всего его и называют Алешей Бесковойным. С утра до вечера мужчина трудиться на поле. Он никогда и никому не откажется в помощи, однако, с приходом выходных он лениться и хочет отдохнуть и заняться собой.

Поднимается Алеша с утра пораньше и хлопочет по дому. Первым делом берётся за дрова, потом растапливает баньку. Мужчина давно занимается этим делом и считает, что владеет этим мастерством идеально.

Алеша женат на прекрасной женщине Таисье, он любит пообщаться с женщиной на разные темы. Им всегда есть о чем поговорить. Часто, пока топиться баня, Алеша и Таисья просто болтают друг с другом. Раньше женщина не была в восторге от того, что на выходных муж пропадает постоянно в бане, наслаждаясь своими мыслями и одиночеством. Для Алеши баня – это отдых. Ведь когда он там, то все, что вокруг просто забывается на некоторое время. Он просто смотрит на огонь и думает о чем-то своем, сокровенном.

Читайте также:
Рецензия на рассказы В. М. Шукшина: сочинение

Именно в такие моменты мужчина вспоминает прошлое. О том, как прошел войну, о своем ранение. Там он познакомился с девушкой, которая ему очень нравилась. Однако, как бы мужчина не старался, привлечь ее не получилась. Она просто его обокрала и убежала.

Мужчина после баньки часто выходил на улицу, на холод и обратно забегал в помещение. Там он хлестал себя веником и пел частушки. Только после такого «своеобразного «обряда он возвращался в дом. В это время уже была ночь, и он ложился в постель, снова вспоминая о том, что его тревожит. Снова возвращаются все проблемы, переживания и сомнения. Как бы не было хорошо там, в бане, однако, от проблем никуда не деться. Это прекрасно понимал наш главный герой – Алеша Бесковойный. На следующее утро он снова шел на работу, ожидая выходных, чтобы отвлечься от всей этой суеты, от дурных мыслей и просто очиститься.

Вариант 2

Умение наслаждаться жизненным пространством, распоряжаться временем, которое предоставляется человеку на земле, отнюдь не является гедонизмом или чем-то подобным. В действительности такое умение является как бы выходом из времени, способностью преодолеть действительность и обрести некие духовные блага.

Костя Валиков по прозвищу Алеша Бесконвойный, который является главным героем одноименного рассказа, эту тихую радость приобретал при помощи еженедельного посещения бани. Суть всего банного процесса была подобна тому как, например, японцы отправляются наблюдать за цветением сакуры и проводят в этом неспешном занятии целый день. Только Костя занимался баней регулярно, каждую неделю и во многом именно относительно этого события и строился его жизненный цикл.

К слову о жизненном цикле тут весьма актуальным является добавить отношение других людей к поведению Алеши Бесконвойного. Они считали его обязанным работать и в субботу, которая формально является свободным днем, но для работников сельского хозяйства диктует другие условия. Действительно, для скотника, да и любого, кто работает с живым материалом (растениями, животными) требуется довольно пристальное и непрерывное внимание за своим трудом.

Тем не менее, главный герой не собирается отступать от собственного распорядка и в этом заключается его оппозиция обществу. Он регулярно занимается обретением, как об этом пишет автор, маленькой радости – своеобразной формы душевного покоя и равновесия. В этом заключается его духовная работа и на самом деле трудно сказать нечто против такого отношения к действительности, ведь забота о душе является весьма существенным делом.

На протяжении существенной части рассказа описывается как главный герой тщательно готовит баню и занимается парением, как вдумчиво относится к каждому этапу, включает элементы творчества. В этом деле он достиг совершенства и хотя внешне оно во многом попросту бесполезное, для самого героя оно приобретает огромную пользу и значимость. Вероятно, в этом заключена метафора Шукшина, который указывал на потребность исключить себя из социума на некоторый период для того чтобы достигнуть душевного равновесия.

Также Шукшин довольно тщательно описывает потребность отстаивать собственное право на подобное уединение, рассказывает о том, как тяжело было сначала Косте получить согласие и понимание от супруги Таисии. Для примера даже приводятся истории других семейных пар, где отсутствие понимания привело к печальным последствиям. Вероятно, каждому требуется нечто подобное как Алеше Бесконвойному.

Читайте также:
Где брал материал для своих произведений В. М. Шукшин: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Алеша Бесконвойный

Популярные сегодня темы

Основная идея произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» заложена в простой русской поговорке «Береги честь смолоду», которая и послужила эпиграфом е произведению

В нашей стране и во всем мире, даже школьник знает о великом подвиге русского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Ведь именно он первым побывал в космосе и вернулся обратно. Полет Гагарина состоялся 12 апреля 1961 года

Взаимоотношения между взрослыми и детьми остается вечной проблемой, и Тургенев решил попытаться ее раскрыть в произведении «Отцы и дети». Кроме этого она является для автора не только главной

«Война и мир» – всемирно известный роман-эпопея Л.Н.Толстого. Он охватывает огромное количество проблем, противоречивых тем. Например, проблемы войны и мира как в стране

Весьма любопытным является отсутствие имени в повести у панночки, которая соблазняет Андрия. Точнее, имя, вероятно, у нее все-таки есть, но автор его сознательно не упоминает. При этом панночке посвящено не так мало в тексте.

(по рассказам “Верую”, “Алёша Бесконвойный”, “Упорный”) – презентация

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемklasselen.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” (по рассказам “Верую”, “Алёша Бесконвойный”, “Упорный”)” — Транскрипт:

1 (по рассказам “Верую”, “Алёша Бесконвойный”, “Упорный”)

2 Целью данного реферата является исследовать русский национальный характер в творчестве Василия Макаровича Шукшина и определить, что нового он внёс в понимание русской души на примере рассказов “Верую”, “Алёша Бесконвойный”, “Упорный”.

3 В ходе работы над рефератом мной были изучены отдельные фрагменты статей В. Быстрова, К.Н. Озеровой, В.В. Филиппова, Е. Вертлиб “, посвящённые творчеству этого писателя.

4 Помимо этого я прочитала и проанализировала рассказы В. Шукшина “Алёша Бесконвойный”, “Упорный”, “Верую”, так как, мне кажется, что именно в этих рассказах проявилось новаторство В.М. Шукшина в раскрытии понятий “русская душа”, “русский национальный характер”.

5 Биографические сведения о В. М. Шукшине Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года. Семья потеряла кормильца, и уже с шести лет мальчику пришлось работать в колхозе. Уже в школьные годы он начинал писать, тогда сверстники звали его «Гоголь».

6 К концу войны он пишет небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни, которые, правда в печать не принимали. Позже он подает документы в Институт кинематографии, где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма.

7 Василий Шукшин – явление уникальное. Актер, снявшийся в 24 кинокартинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель.

8 Василий Макарович Шукшин – может быть, самый русский из всех современных наших авторов. Книги его, по собственным словам писателя, стали «историей души» русского человека.

9 Нравственность рассказов В.М. Шукшина. В своей статье “Мне бы только правду рассказать…” В. Быстров пишет, что жизнь для Шукшина воплощение земной мудрости, сложная гармония и дисгармония разных начал, изменчивая стихия, сдвинутое равновесие.

10 Шукшина интересует главным образом некий «момент» жизни человеческой души. Наглядным подтверждением тому может служить, рассказ «Верую!».

11 В одной из бесед Шукшин так объяснял свой замысел: «Мне показалось заманчивым. столкнуть некие представления о жизни, совсем разные. И извлечь отсюда что? Вот что: мы получаем очень много пищи, но не успеваем или плохо ее перевариваем, и отсюда сумбур у нас полнейший. Между прочим, отсюда сильнейшая тоска.

12 Герой Шукшина порой мечется, тоскует, печалится, даже бунтует именно оттого, что бывает не понят людьми, его окружающими. В свое время Шукшин выдвинул заостренную, несколько неожиданную формулу: «Герой нашего времени это всегда «дурачок», в котором наиболее выразительным образом живет его время, правда этого времени». Под «дурачком» здесь подразумевается именно некий чудак, несколько выпадающий из системы «нормальных» житейских представлений, мало наделенный практическим «здравым умом».

Читайте также:
Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы: сочинение

13 К.Н. Озерова в краткой биографии Шукшина отмечает, самобытность языка, на котором изъясняются шукшинские персонажи, именно язык главное средство создания характеров в прозе Шукшина.

14 «. Правда времени, по Шукшину, наиболее выразительным образом живет в «дурачке», в котором сошлись и гений, и талант, и мыслитель душа. совестливый ум народа. Шукшинский беспокойный «чудик» наследник «лишних людей» Тургенева, Лескова», – это отмечает Е. Вертлиб в работе “Русское – от Загоскина до Шукшина…”

15 Шукшинский «чудик», по мнению В.В. Филиппова, изложенному в статье “Наука поведения и её отступники”, странен и смешон для тех, кто живет прагматически, лицемерно скрывает свою эгоистическую сущность. Его поведение и желание делать добро противостоит массовому равнодушию.

16 Шукшинские «чудики» люди по-своему энергичные, ищущие. Они стремятся вырваться из привычного круга жизни, открыть новое. С их стремлением к справедливости и правдоискательством им живется нелегко. Часто их гнетет бездуховность окружающей жизни.

17 Учитывая жанровые особенности, сам писатель разделил свои рассказы на: 1) рассказ-судьбу, 2) рассказ-характер, 3) рассказ-исповедь, 4)рассказ-анекдот.

18 Анализ рассказов Шукшина. Первый рассказ, который необходимо проанализировать и напрямую связанный с темой моего реферата – “Верую!” (1971 г.), в названии которого выражено кредо героев, итог их поисков смысла жизни. Основная тема, которую поднимает в этом произведении Шукшин – тема трагедии одиночества, непонимания; поиски веры, смысла жизни; судьба незаурядных людей под гнётом пошлой жизни.

20 Шукшин сочувствует своим героям с «разумной душой». Они разные, порой он иронически оценивает их действия и слова, но всегда сострадает им, их незащищенности, одиночеству, желанию самоутвердиться, жажде взаимопонимания.

21 В 1973 году В.М. Шукшин пишет рассказ “Алёша Бесконвойный”. Уже само название произведения, заключающее в себе прозвище главного героя, указывает на чудаковатость и независимость персонажа. “Его когда-то звали не Алёша, он был Костя Валиков, но все в деревне звали его Алёшей Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость…”

23 В том же 1973 году Шукшин создаёт и рассказ “Упорный”, в название которого – указание на главную черту характера героя. Главная тема этого рассказа – упорство, потребность в творческой жизни, в признании, поиск высшего смысла жизни.

25 Основные черты русского национального характера по мнению Шукшина. Читая рассказы, мы встретились с разными героями в разных обстоятельствах. Герои эти различаются и по возрасту, и по жизненному опыту, и по отношению к жизни. Что же их объединяет? Только то, что они деревенские жители? Какие черты русского национального характера выделяет в них писатель? Какие из этих черт он ценит и считает главными, определяющими?

26 У них одинаковое «состояние души, когда человеку остается “или плясать, или уж рвать на груди рубаху и плакать, и скрипеть зубами. “». Это беспокойные «чудики», «дурачки», не похожие на других. Они не поняты людьми, их окружающими. Они чувствуют трагическое одиночество и отгороженность от других людей. Они импульсивны, порывисты, естественны, «недогматики». Это люди-бунтари, правдоискатели. Они нуждаются в свободе. Они противостоят равнодушию, эгоизму окружающих. Они близки миру природы и ценят гармонию мира. Они жаждут признания своей правоты, стремятся самоутвердиться в своей неординарности. Они мечтают о чуде, чуде познания, открытия, понимания смысла жизни. Они неравнодушны к происходящему вокруг.

27 В рассказах Шукшина “чудики” никогда не встречаются друг с другом. Их мало. Они разные. У каждого свой “пунктик”, своя идея: Максим ищет веру, хочет во что бы то ни стало понять, в чём смысл жизни; Алёша Бесконвойный это уже понял и наслаждается гармонией с природой; Моня Квасов мечтает сделать открытие – каждый сосредоточен на себе, своём предназначении, своей непохожести. Люди рядом с ними нужны для того только, чтобы эту непохожесть оттенять. Только попа можно воспринимать как человека близкого Максиму по духу: он тоже отличается от всех, тоже ищет истину, борется, не вписывается в заданные рамки. Все рассказы – это рассказы- характеры.

Читайте также:
Вера в гуманные начала жизни (по творчеству В. Шукшина): сочинение

28 Про Шукшина можно сказать, что он “писал без грима” – писал честно, не скрывая правды и не подгоняя результат под свои представления.

1942. Анализ рассказа Шукшина Алёша Бесконвойный Русский язык

Сочинение — Анализ рассказа Шукшина Алёша Бесконвойный. Русский язык

Наверное, каждый человек знает Василия Шукшина, который написал огромное количество разных произведений. Большинство произведений написано на тему деревни, а также жизни людей в этой деревне. Там живут люди с разными проблемами, делами и характерами. Не стало исключением произведение Алеша Бесковойный.

В этом произведении имеется простой для восприятия сюжет. Во время всего рассказа автор вспоминает свою жизнь и рассказывает своим зрителям.

Сначала можно понять, что главный герой является бездельником и не любит работать. Но когда начинаешь читать дальше, то понимаешь, что это не так. Главным героем является молодой и очень красивый мужчина по имени Костя, хотя все зовут его Алеша бесконвойный. Он работает каждый день на поле, помогает убирать или сажать урожай. В любой день он готов помогать и никогда никому не отказывает, но когда наступают выходные, то уже работать ему не хочется, а хочется отдохнуть и расслабиться. Но больше всего на свете ему хочется немного заняться собой. А сделать это можно только на выходных. В субботу он может истопить баню и заняться делами, которые ждут его целую неделю.

Алеша встает очень рано и начинает заниматься домашними делами. Сначала он начинает колоть дрова, которые уже давно находятся прямо посреди ограды. Дальше он начинает таскать воду в баню, а потом растапливает ее. Он очень долго занимался этой наукой и набирался опыта и сейчас он уверен в том, что действительно овладел этим навыком. Больше всего на свете ему нравится смотреть на разгоравшийся огонь и в душе у него находится тепло и спокойно.

У него есть жена Таисья, с которой ему нравится разговаривать на разные темы. И вот они сидят за столом и общаются пока топится баня. Раньше жене не нравилось то, что в выходные муж на целый день уходит в баню и наслаждается одиночеством.

Когда мужчина приходит в баню, то вся суета и проблемы отходят на второй план или на мгновенье забываются. И он переключается на огонь, который потихоньку затихает и угасает.

И в этот момент он вспоминает прошлое, в котором он был на войне и был очень сильно ранен. Также у него там была женщина, которой он очень сильно нравился. И она старалась разными способами привлечь его к себе, но у него ничего не получилось. И она обокрала его и исчезла.

После бани он вышел на улицу и на несколько минут задержался на холоде. После этого он заходит обратно в баню и начинает хлестать себя веником и напевать разные частушки, которые только приходили к нему в голову.

А уже после этого он возвращается домой как будто заново родившимся. А тем временем на землю опускается ночь. Потом он ложится на кровать и вспоминается все, что раньше его тревожило и окружало. И опять к нему приходят все проблемы, которые постоянно крутятся вокруг него и которые нужно решать как можно скорее.

Читайте также:
Реализм в творчестве Шукшина: сочинение

2 вариант

Алеша Бесконвойный — произведение русского писателя Василия Шушкина в 2016 году, впервые опубликован 5 сентября 2017 года.

Жанр — художественный вымысел.

Темой рассказа является то, что два человека не могут одинаково прожить жизнь, как два полена не могут одинаково гореть.

Костя Валиков, но его друзья и соседи зовут Алёшей Бесконвойным, потому что он никогда не соглашается работать в выходные дни ни за какую цену. В эти дни он лениться, отдыхает и парится в своей бане. Сначала кажется, что он бездельник и не хочет работать, но это не так ведь он есть одним из лучших работников в селе. Каждый рабочий день он пашет на поле с утра до веера.

Каждые выходные у него проходят одинаково, с утра он выходит на двор и колет дрова. После того как наколол дрова чтобы растопить баню, носит воду в котел и курит сигареты. Он давно занимается баней ведь его научил его отец, и считает, что обладает этим мастерством идеально. Любимое что он любит в бане, когда он смотрит на огонь он испытывает теплоту внутри. Когда дрова еще горят он идет домой разговаривая с женой на разные теми и пьет чай. Раньше она очень не любит что муж каждую субботу уходит в баню на весь день и ничего не делает. Но для Алеши баня — это отдых, где он может не думать о своей работе.

Попив чай, он идет в баню, где готовит веник из березы. Он всегда во время подготовки венечников думает, что будет после смерти и страшна ли она, что будет с его семей, как себя вести во время смерти. Вспоминает он и войну, на которой он был совсем недавно, один из случаев, когда он ехал с войны домой, по дороге его обокрала девушка которая пригласила его к себе домой, но он не жалеет своих вещей и хочет, чтобы такое еще раз повторилось.

После того как он пошел домой чтобы взять белье, остается на улице, чтобы потом лучше чувствовать тепло бани. Наступает момент, когда он заходит в баню и расслабляется начинаясь парится, это для него занятие которое ничем сравнить. Он берет веники, но не бет себя сильно, а легко касается кожи, и выходит на улицу несколько раз и тогда уже возвращался домой. На дворе уже стает темнее, наступала ночь, и Алеша приходит домой чувствуя обновленным, прилегши на кровать он вспоминает что надо покормить животные, но как бы хорошо там не было, однако в бане лучше. На следующий день он снова идет на роботу, ожидая выходных, чтобы отвлечься от мыслей и работы.

Алеша Бесконвойный — главный герой рассказа, которого на самом деле зовут Костя Валиков. Который очень любит отдыхать в бане на выходных, забывая о работе и мыслях. Алеша приносит своим близким множество неудобств.

Татьяна — жена Алеши. Она недовольна способом жизни своего мужа. Думает, что муж не любит ее и детей.

Композицией есть рассказ автора про одну из суббот главного героя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: