Образы в рассказах Шукшина: сочинение

Сочинение на тему: Образы в рассказах Шукшина

Покой – это один из ключевых образов в художественном мире шукшинского рассказа. Он противостоит суете. Но покой здесь не имеет ничего общего с застоем, он означает внутренний лад, уравновешенность, когда в душу человека вселяется “некая цельность, крупность, ясность – жизнь стала понятной”. Такое чувство приходит к Алеше Бесконвойному. Покой приходит к тому, кто понял жизнь, кто добрался до ее тайны. Это очень важный момент в концепции личности у Шукшина. Его вовсе не умиляет герой, который жил бы, подобно Платону Каратаеву или бунинским деревенским старикам, в стихийном согласии с миром, интуитивно осуществляя закон бытия.

Герой Шукшина – личность. Он чувствует себя свободным лишь тогда, когда осознает закон жизненной необходимости. Он обретает покой лишь тогда, когда сам, умом своим и сердцем, добирается до секретов бытия, и уже отсюда, от знания начал всего сущего опять-таки осознанно строит свои отношения с человечеством и мирозданием: “Последнее время Алеша стал замечать, что он вполне осознанно любит. Любит степь за селом, зарю, летний день. То есть он вполне понимал, что он – любит. Стал случаться покой в душе – стал любить. Людей труднее любить, но вот детей и степь, например, он любил все больше и больше”. (А в рассказе “Земляки” будет: “Хорошо! Господи, как хорошо! Редко бывает человеку хорошо, чтобы он знал: вот – хорошо. “)

Такова, по Шукшину, логика духовного возвышения: кто понял жизнь, тот постиг ее неизмеримую ценность, сознание ценности жизни рождает у человека чувство прекрасного, и он проникается любовью к миру и ко всему, что неискаженно наполнено жизнью. Как мы видели, к покою герой Шукшина идет “через думу” об окружающем его мире. Можно сказать так: покой во внутреннем мире героя наступает тогда, когда перед ним открывается вся глубь и ширь мира внешнего, его простор.

Простор – это второй ключевой образ в художественном мире шукшинского рассказа. Он характеризует художественную реальность, окружающую героя. “. А простор такой, что душу ломит”, – так можно сказать словами одного из героев о внутреннем мире шукшинского рассказа. И дело не только в неоглядной широте пространственного горизонта (хотя и это тоже очень важно), но и в том, что простором дышит у Шукшина каждый из предметов, которые он экономно вводит в свой “хронотоп”. Здесь почетное место занимают крестьянский дом (“Одни”), баня (“Алеша Бесконвойный”), старая печь (“В профиль и анфас”). Эти бытовые образы предстают у Шукшина как символы многотрудной жизни крестьянских родов, устойчивых нравственных традиций, передающихся из поколения в поколение, чистоты и поэтичности честной жизни тружеников. И малые подробности шукшинского “хронотопа”: “рясный, парной дождик”, веточка малины с пылью на ней, божья коровка, ползущая по высокой травинке, и многие другие – тоже наполнены до краев жизнью, несут в себе ее аромат, ее горечь и сладость. На основе этих “мелочей” Шукшин нередко строит предельно обобщенный образ бытия: “А жизнь за шалашом все звенела, накалялась, все отрешеннее и непостижимее обнажала свою красу перед солнцем” (“Земляки”). В этот величавый простор вписана жизнь человеческая. Именно вписана, совершенно четко обозначена в своих пределах. В художественном мире Шукшина далеко не случайны такие “образные” пары: старик и ребенок, бабка и внук (“Космос, нервная система и шмат сала”, “Сельские жители”, “Критики”), не случайно и то, что подводя итоги жизни, шукшинские старики нет-нет да и вспомнят свое детство (“Земляки”, “Думы”), и вовсе не случайно паромщик Филипп Тюрин перевозит на один берег свадьбу, а на другой – похоронную процессию (“Осенью”). Эти “пары” и есть образы пределов.

Как видим, художественный мир шукшинского рассказа представляет собой образную “модель” мироздания, не бытового или психологического, социального или исторического мира, а именно мироздания. Функция его двояка: он возбуждает мысль о бытии и сам же представляет собой воплощенный смысл бытия. И в принципе структура мирообраза в рассказе Шукшина парадоксальна. В центре мира – герой, ведущий философский спор (со своим оппонентом или с самим собой) о смысле жизни, а вокруг него – само мироздание, “построенное” по своему смыслу, воплощающее ту самую истину бытия, которую так мучительно ищет герой.

Типичность такого состояния героя и мира акцентируется зачином и финалом, обрамляющими рассказ. “Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные. Вот эпизоды одной его поездки” – так начинается рассказ “Чудик”. Подобным же образом начинаются рассказы “Горе”, “Алеша Бесконвойный”, “Миль пардон, мадам!”. Причем зачины и финалы рассказов звучат раскованно-разговорно. И “казус” предстает как один из тех бесчисленных, похожих друг на друга случаев, о которых “бают”, собравшись где-нибудь вечерком, сельские жители. А кончаются рассказы чаще всего некоей бытовой, какой-то “необязательной” фразой героя. Кончил Максим Думнов наказ своему племяннику, избранному председателем колхоза, уходит “и на крыльце громко прокашлялся и сказал сам себе: – Экая темень-то! В глаз коли. ” (“Наказ”). Все, разговор окончен, пора возвращаться к повседневности. Такое “разговорное” обрамление рассказа, конечно же, служит мотивировкой выбора какого-то одного фрагмента из потока жизни, но еще важнее, что оно устанавливает однородность этого фрагмента со всей жизнью: казус вытащен разговором из потока повседневности, в нем обнажился напряженнейший драматизм самой повседневности, и он опять уходит в поток жизни, растворяясь в ней без остатка.

Читайте также:
Образы чудиков в ранней прозе В. Шукшина: сочинение

Как единое целое, как завершенный образ мира шукшинский рассказ несет в себе поразительное по сложности содержание. Здесь драма в “ореоле” эпоса, драма, которая может разрешиться только в эпосе, она устремлена к эпосу, но так им и не становится. Ведь, кажется, достаточно герою, стоящему в центре своего “одомашненного”, родного и близкого, космоса, внимательно осмотреться вокруг, вдуматься, и откроется истина бытия, человек осознает себя, найдет свое законное место в мироздании – вступит в эпическое со-бытие, со-гласие с жизнью. Словам, все произойдет по методе “интересного попа” из рассказа “Верую!”: “Ты спросил: отчего болит душа? Я доходчиво рисую тебе картину мироздания, чтобы душа твоя обрела покой”. Метод “попяры” не так-то плох. Но вот беда: не видит Максим Яриков картину мироздания, не собирается у него бытие в связь, в целое, в закон. И потому его неистовый порыв в со-бытие не имеет разрешения. До со-бытия надо добраться сознанием, отсеяв шелуху, поднявшись над суетой. Здесь нужна мудрость. А пока герой не возвысился до мудрости, он “чудит”, жизнь его в противоположность желанному покою трагикомически сумбурна.

И чем крупнее характер, чем сильнее его “заносит” в стихийном порыве, тем дороже та цена, которую он платит за свои “чудачества”.

Особенности характера русских жен и матерей в произведениях В. М. Шукшина Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Перцева Е.Н.

В статье рассматриваются способы репрезентации характеров русских женщин прозе В.М. Шукшина, выделяются черты, присущие русским женам и матерям. Проводится анализ языковых средств, посредством которых репрезентируются данные черты.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Перцева Е.Н.

SPECIFIC FEATURES OF RUSSIAN WIVES’ AND MOTHERS’ CHARACTERS IN V.M. SHUKSHIN’S WORKS

This article discusses ways of representing characters of Russian women in the V.M. Shukshin’s prose, distinguishes traits of Russian wives and mothers. It analyses the linguistic means by which data are represented features.

Текст научной работы на тему «Особенности характера русских жен и матерей в произведениях В. М. Шукшина»

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Асс. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Перцева Е.Н.

Россия, г. Воронеж, тел. + 7(4732)71-50-48; e-mail: elena.perceva. 00@mail.ru

Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering The chair of Russian language and cross-cultural communication, assistant Pertseva E.N.

Russia, Voronezh, tel. +7(4732) 71-50-48; e-mail: elena.perceva. 00@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА РУССКИХ ЖЕН И МАТЕРЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.М. ШУКШИНА

В статье рассматриваются способы репрезентации характеров русских женщин прозе В.М. Шукшина, выделяются черты, присущие русским женам и матерям. Проводится анализ языковых средств, посредством которых репрезентируются данные черты.

Ключевые слова: национальный характер, образ матери, образ жены, женский русский национальный характер.

SPECIFIC FEATURES OF RUSSIAN WIVES’ AND MOTHERS’ CHARACTERS

IN V.M. SHUKSHIN’S WORKS

This article discusses ways of representing characters of Russian women in the V.M. Shukshin’s prose, distinguishes traits of Russian wives and mothers. It analyses the linguistic means by which data are represented features.

Keywords: national character of the mother, the image of wife, a female Russian national character.

Раскрытие сущности национального характера очень важно для понимания нации как уникального исторического субъекта. Существуют различные подходы к выявлению особенностей национального характера: этнографический подход, психологический, историко-культурный. Нельзя не выделить еще один – подход к национальному характеру как к художественной категории. Очевидно, что отражение характера нации в литературе имеет свою специфику. Национальный характер не тождествен индивидуальному, поэтому не может быть представлен одним конкретным образом, можно говорить только о совокупности черт, встречающихся у разных героев произведений.

Русский национальный характер в произведениях литературы раскрывается многомерно: он включает в себя, во-первых, реальную национально-историческую специфику внутреннего мира героя, во-вторых, национальные особенности художественного мышления самого писателя, его творческую индивидуальность. Изображение русского национального характера в художественном тексте, представляющее собой синтез субъективного и объективного, не претендует на историческую достоверность, однако

Читайте также:
Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина («Алёша Бесконвойный»): сочинение

© Перцева Е.Н., 2014

помогает создать определенное мнение об этом феномене.

Цель нашей работы – проследить, каким образом особенности русского женского национального характера показаны в одном из источников знаний об этносе – литературе, а конкретно в произведениях В.М. Шукшина, как одного из ярчайших писателей -знатоков русской души.

В творчестве В.М. Шукшина, в его личности, биографии самобытно выразились характер народа, духовное состояние. Социально-философская зоркость писателя позволила ему увидеть и запечатлеть в своих произведениях неповторимый характер русского человека.

Именно поэтому обращение к его творчеству с целью выявления черт характера, присущих русским женщинам является целесообразным.

Для исследования нами выбран именно женский русский национальный характер, так как женщина играет особую роль в русской культуре, в русском самосознании.

И. А. Ильин пишет: «Русская женщина по-особому женственная. Она излучает из себя внутреннюю гармонию, в которой в женской форме находят свое выражение и вечно-женственное, и вечно-мужественное, достигая в ней желанного равновесия. Русский национальный характер сам по себе имеет женственную доминанту» [2; с. 492]. Диалектика мужского-женского многое выстраивает в русской жизни: «Русская душа пронизана и оплодотворена лучом вечно-женственного, но везде, во всех сферах жизни ищет она норму вечно-мужественного. Вечно-женственное ей дано, а вечно-мужественное – задано» [2; с. 493].

Главным для русских людей является понятие женщины – матери, Богородицы. В Богородице на Руси издревле почиталось именно ее материнское начало. Русь именуется матушкой, родина – матерью.

Рассмотрим, каким образом материнские черты русского национального характера репрезентируются в творчестве В. М. Шукшина.

В рассказе «Материнское сердце» посредством выражений матери «батюшки -святы», ««ангел ты мой господний», «ангелы вы мои, люди добрые», ««Господи, помоги, батюшка», ««спаси тебя, Христос», ««возьми, да в уме помолись», « свечечку Николе -угоднику поставлю, попрошу тоже его», «Господи, да она пешком пойдет в эти краевые организации» репрезентируется такая черта характера, как религиозность, обращение к высшим, божественным силам в самый сложный момент жизни.

Вера в добро как важная черта русского национального характера актуализируется с помощью лексемы ««вера», а также с помощью лексических повторов: «она вызволит сына, она верила в это, верила», « ничего, добрые люди помогут, она верила, помогут», «и та неистребимая вера, что добрые люди помогут ей, вела ее и вела».

Такая особенность характера как глубокая понятливость, возможно даже на интуитивном уровне, воплощается с помощью глагола «поняла»: «поняла, что этот длинный враждебно настроен к ее сыну», «поняла, что и этот невзлюбил ее сына».

Жалостливость матери презентируется с помощью лексемы ««жалко», а также с помощью лексических повторов: «жалко сына Витьку, ох жалко», «когда они хворают, дети, тоже очень их жалко, но тут какая – то особая жалость – когда вот так, тут – просишь людей, чтоб помогли, а они отворачиваются, в глаза не смотрят».

Главное качество характера матери – сердечная мудрость, интуитивное постижение ситуации, угрожающей ее ребенку. Это качество подчеркивается с помощью прилагательного «мудрое»: «материнское сердце – оно мудрое».

Материнская боль за своих детей, страдание воплощаются с помощью существительного «слезы», глагола «плакать». Мать не показывает своих страданий, глубокую боль, находящуюся в сердце, это качество презентируется с помощью наречия «молча»: «она молча плакала, вытирала слезы концом платка» «на ходу, скоро, вытирая слезы концом платка», «не останавливалась, чтобы наплакаться вволю».

В рассказе «На кладбище» также видим воплощение материнского страдания по умершему сыну с помощью указанных выше лексем: «она молча поплакала, молча же вытерла концом платка слезы, вздохнула», «она опять поплакала, опять вытерла слезы и вздохнула», «женщина плачет», «да так горько плачет», « плачет какая – то женщина на кладбище», «то опять примется плакать», «об вас, говорит, плачу, об молодом поколении», «плачу об вашей непутевой жизни». Данное произведение представляет собой рассказ в рассказе, в котором мать на кладбище у могилы сына повествует случайному прохожему о Богородице, страдающей, проливающей слезы за всех людей. Таким образом, подобная композиция позволяет актуализировать в образе матери богородичные черты.

Религиозность как важная черта женского русского характера также выражена посредством следующих выражений: «божья мать», «образ божьей матери», «Господи, господи».

В рассказе «Ванька Тепляшин» беззащитность, уязвимость матери вербализуется с помощью лексем: «взмолилась», «жалкий голос», «заученно – жалкий», «привычно -жалкий», «униженно просит». Обида за сына, сострадание к своему ребенку также выражается с помощью лексем «плакать», «слезы»: «сидит и плачет», «вытирала полушалком слезы», «не плачь». Мать так любит своего ребенка, что становится уязвимой, готова пойти на любые унижения ради него.

Необходимо отметить, что ни в одном из проанализированных рассказов матери не называется по имени, то есть можно говорить о том, что в произведениях Шукшина мать предстает в своем главном изначальном высоком предназначении, образ матери осмысливается как обобщенный.

Читайте также:
Рецензия на рассказы В. М. Шукшина: сочинение

На основании сказанного выше, можно сделать выводы, что материнский характер в произведениях В. М. Шукшина включает следующие черты: религиозность, вера в добро, жалостливость, сердечная мудрость, уязвимость, молчаливое тихое страдание за своего ребенка.

Однако роль русской женщины не ограничивается материнством. Очень важно для русской женщины реализоваться в качестве жены, хранительницы очага. В произведениях В. М. Шукшина широко представлены образы жен. Можно отметить, что, если образы матерей у Шукшина идеализированы, возвышенны, характеризуются языковыми средствами, имеющими положительную семантику, то образы жен имеют как положительные, так и отрицательные черты. Можно выделить две группы образов -«добрые» и «злые» жены.

Еще в древнерусской литературе имеется значительный корпус учительных сочинений (слов, бесед, поучений, притч, афористических изречений) о «добрых» и «злых женах» .

«Злая жена» – кара Господня мужу (и всякому, соединившему с нею свою судьбу). «Добрая жена» – устроительница дома, она награда и спасение мужу. С ее образом связаны мотивы возрождения и воскресения.

Рассмотрим, какие характерные особенности присущи «добрым» и «злым» женам в произведениях В. М. Шукшина.

В повести «Печки – лавочки» репрезентируются такие черты доброй жены, как: беспокойство за своих близких «Как праздник подходит, так у меня душа загодя болит», ««Мама, ребятишек-то, это – смотри тут за ими. А то у меня душа болит», «Как же не беспокоиться, не чужой. Сердце – то болит». Беспокойство за мужа и детей настолько сильное, что вызывает душевную, сердечную боль, вербализуется с помощью лексемы ««болит».

Необходимо отметить такую черту характера, как религиозность, которая выражается посредством обращения к высшим, божественным силам: ««Господи, господи,-только и сказала Нюра».

«Добрую» жену отличает скромность. Эта черта актуализируется с помощью лексем робость, нерешительность, покраснела, боязливая, испугалась: ««Она прямо преобразилась вся. И куда девалась ее деревенская робость, нерешительность!», ««Нюра покраснела под взглядами мужчин», «Жена у меня боязливая», ««Да что вы, – испугалась Нюра».

Покладистость, миролюбивость «доброй» жены репрезентируется наречиями мирно, тихонько,тихо, терпеливо: ««.Нюра осталась стоять в очереди – терпеливо, с пониманием, что надо стоять, долго надо стоять», ««Ложись – ка спать,- мирно сказала Нюра», «Что же, правда, что ли, там такая жизнь? – спросила Нюра тихо», «Загороди меня, – тихонько попросила Нюра».

Но в ее характере есть и сила, мощь. Эти характеристики актуализируются с помощью лексемы ««мощная»: «« Нюра подошла, выдернула мощной рукой его из-за стола..».

Не склонность жены к конфликтам подчеркивается с помощью двойного отрицания и просторечного диалектного глагола «базланить» – кричать, шумно и громко, распоряжаться, орать : «Не она у меня не базланит. Это не то, что некоторые».

«Добрая» жена веселая, смешливая. Эти черты репрезентируются с помощью лексем ««смеяться», ««смешливая», «смех». «Нюра засмеялась. Она была очень смешливая женщина. И смеялась она как – то очень доверчиво и мило – хотелось ее смешить», «засмеялась милым своим смехом», «А Нюра смеется, дурочка. ».

Таким образом, доброй жене присущи такие черты как беспокойство за близких, скромность, покладистость, веселый нрав.

Одна из черт «злых» жен – жадность. В рассказе « Жена мужа в Париж провожала» жадность жены является началом горя, семейной трагедии: « Горе началось с того, что Колька скоро обнаружил у жены огромную, удивительную жадность к деньгам».

Такое качество как злость репрезентируется с помощью словосочетаний она зла, ненавидит его свирепо говорит, спросила зло, совсем зло, сколько злости, стали злые. «Валюша не думает откликаться, она зла на Кольку, ненавидит его за эти концерты,

стыдится», «Валюша, навалившись могучей грудью на подоконник, свирепо говорит. ». («Жена мужа в Париж провожала»). «Софья Ивановна, сноха, выглянула из другой комнаты, спросила зло: – А можно не орать? Вы же не на вокзале, верно?», «Вы прекратите орать?- опять спросила Софья Ивановна совсем зло, нервно».«-Вот она, моя жизнь! Видел? Сколько злости в человеке. Сколько злости!», «Не понимаю: почему они стали злые?» («Чудик»).

Из уст « злых» жен звучат грубые слова, это подчеркивается с помощью сниженной, бранной лексики: кретин, дурак, заткнись, башка. «Я те счас отреагирую – кастрюлей по башке, кретин!», «Кретин! Тебя же счас во всех квартирах обсуждают!» «Заткнись со своей деревней, – посоветовала Валя. – Ехай туда, кому ты здесь нужен!» («Жена мужа в Париж провожала»).

«Чтоб завтра же этого дурака не было здесь! – кричала Софья Ивановна». («Чудик»).

Таким образом, «злых» жен в произведениях Шукшина характеризует крикливость, сквернословие и жадность.

Исследование, проведенное в рамках нашей работы и предпринятое с целью выявления особенностей женского русского национального характера в произведениях В.М. Шукшина затрагивает лишь небольшую часть обширной темы – женский русский национальный характер и открывает огромные перспективы для дальнейшего рассмотрения этого феномена.

Читайте также:
Анализ рассказа В. М. Шукшина Выбираю деревню на жительство: сочинение

1.Васильев В.К. Архетипический сюжет о «добрых» и «злых женах» и его реализация в русской литературе (статья 1) // Вестн. Краснояр. гос. ун-та. Гуманит. науки. Красноярск, 2006. № 6. С. 250-254.

2. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Собр. соч. В 10 т. М., 1996. Т.6. Кн. С. 492-497.

3. Перцева Е. Н. Особенности языкового выражения черт русского национального характера в произведениях В.М. Шукшина // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. Вып. №8, 2012. С. 17-20.

4. Шукшин В.М. Собрание сочинений в 3 т.М.,1985.

Сочинение на тему «Творчество В.М. Шукшина»

Главной тематикой творчества Василия Макаровича Шукшина, бесспорно, являлось крестьянство, а главными героями большинства своих произведения Шукшин чаще всего выбирал именно деревенских жителей. Писатель неоднократно подчеркивал, что душевная открытость жителей сел и деревень гораздо заметнее, чем у городских.

Наиболее полно эта душевная открытость отразилась в образе чудика, героя одноименного рассказа 1967 года. Этот образ странного человека занимает значимое место в произведениях Шукшина, однако будет неправильным утверждать, что это основная типовая разновидность шукшинского героя. Творческий мир писателя не исчерпывался данным характером.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Типология его героев является многообразной и неожиданной. Особенно это заметно в прозе 70-х годов, когда внимание Шукшина направлено на драматические стороны сельской жизни. Этим вопросам посвящены прозаические произведения более крупных жанровых форм, например, роман «Я пришел дать вам волю» (1971 г.), киноповесть «Калина красная» (1973 г.).

Раскрывает остроту противоречий внутри крестьянского мира Шукшин уже в первом своем романе «Любавины» писатель, однако автор делает это не так всесторонне, как в более поздних произведениях, а на уровне сознания того времени.

В 1971 году Шукшин пишет новое произведение в жанре романа – «Я пришел дать вам волю». Теперь писатель обращается к одной из ярких исторических фигур – образу атамана Степана Разина – и показывает собственный взгляд на личность руководителя крестьянского восстания и концепцию его характера. При раскрытии образа донского атамана Шукшин, в первую очередь, акцентирует внимание на глубоких противоречиях личности великого бунтаря. Так, любя людей и желая освободить закрепощенного человека Разин может убить гонца, принесшего дурную весть. Шукшин не преуменьшает и не затушевывает жестокость, необузданность, самодурство своего героя, но и не умоляет его исторических заслуг. Еще одна отличительной черта романа является то, что Шукшин смотрит на казачью вольницу сквозь призму крестьянских проблем.

Обращается в своей прозе Шукшин и крестьянам, которые вышли из деревни. Наиболее яркое воплощение эта тематика получила в самом известном произведении автора повести «Калина красная». В «Калине красной» описывается непростая судьба Егора Прокудина, который решился переехать жить из родной деревни в город. «Калина красная» – произведение о преступлении, наказании и покаянии, о сострадании, о русской женщине и ее бескорыстной и исцеляющей любви, о простых людях, которые всегда готовы помочь попавшему в беду человеку. «Калину Красную» правильно будет также назвать «пропагандисткой» повестью, в которой автор советует сельским жителям, перебравшимся в город, быть осторожнее, точнее распознавать настоящих людей, самообразовываться.

Архив В. Шукшина насчитывает 125 опубликованных рассказов, в которых он по крупицам собрал достоверный портрет крестьянина и образ всего крестьянства в целом. В мире деревни писателю было интересно все: смысл и основы его существования, нравственные основы, человеческие судьбы, проблемы сиюминутные и вечные. Проза Шукшина драматургична, с большим количеством диалогов и преобладанием сценических эпизодов над эпизодами описательными. Шукшин практически не использовал законченный сюжет, поскольку он, по мнению писателя, всегда несет определенный вывод, мораль, а морализаторства писатель не переносил. Для Шукшина всегда было главным показать характер своего героя.

В своей прозе В.Шукшин смог раскрыть сложный, богатый и одновременно драматичный духовный мир сельского человека, на котором определенным образом сказался серьезный социальный слом крестьянской жизни, произошедший в революцию, гражданскую войну и коллективизацию. Важно, что при этом В.М. Шукшин всегда был объективен и никогда не идеализировал крестьянство.

Роль и место творчества Василия Шукшина — сочинение по творчеству В. М. Шукшина

И старый и малый большие художники при очевидной, подчас абсолютной несхожести путей, какими они идут в искусстве, сходствуют посреди собой в одном — в исторических судьбах своего творчества. Шаг, разумеется, не в признании, которое приходит к ним заранее пли позже, — совсем нет. Дело в другом: созидание каждого из них, будучи связанным прежде (за со своей эпохой, вырастая из условий ее духовной жизни, охватывает в себе и с течением времени все более проявляет талант быть фактом духовной жизни новых эпох, повых поколений, годность ответить ра вопросы, которые волнуют и будут заводить многие м многие поколения. В изучении их творчества сие обстоятельство и создает определенные трудности и в то же исполнившееся во многом облегчает задачу исследователя. Трудности понятны: у каждой новой эпохи принадлежащий духовный опыт, свой кругозор, наконец, своя учение оценок, и порой бывает пе так-то непринужденно отвлечься от них и посмотреть па писателя глазами его времени, отдать себе отчет его произведения в их конкретных связях с современной ему действительностью. Слог идет о творчестве такого своеобразного и такого сложного писателя, в духе Василий Шукшин. Время, на которое приходится лучшая пора его творчества, отошло от нас еще малограмотный слишком далеко, и мы с полным правом можем рассматривать себя современниками автора «Калины красной» п «Сельских жителей». Автор этих строк были свидетелями тех же самых событий, фигли и Шукшин, нас волновали те же проблемы, по какой причине волновали и его. И сам он для пас был одним с тех высоких авторитетов, от которых люди ждут ответа возьми свои насущнейшие жизненные вопросы. Но вот поуже почти десять лет, как его пет внутри нас. Мы помним Шукшина, помним время, в котором были его современниками, помним домашние вопросы. И это наше счастье — помнить. Однако в эту пору мы уже не только современники Шукшина, которым выпала эйфория быть первыми его читателями, но и люди, вступившие в в-девятых десятилетие XX века, а это означает многое, очень многое. Изменилось счастливый случай, изменилась жизнь. Изменились мы сами. И, конечно но, не могло не измениться наше отношение к Василию Шукшину, тсгчнео, наше перцепция его творчества. Ибо важным для нас в настоящее время оказы кается не только и, быть может, без- столько то, что мы были его современниками, почем то, что он сам стал нашим современником в нашем настоящем! Годы, прошедшие с времени смерти Шукшина, стали на самом деле периодом «шукшинского взрыва» в критике и литературном пауке. Фошка монографии, десятки и десятки статей, несколько литературоведческих и искусствоведческих диссертаций у нас и из-за рубежом — такова «шукипшиана» этих лет. Вероятно, всегда, кому приходилось в эти годы писать о Шукшине разве хотя бы просто перечитывать его произведения, испытывали (особенно в бульон время) чувство некоторой озадаченности и, больше того, растерянности. И отнюдь не только потому, что путь писателя оборвался настолько внезапно и утрата эта была воспринята всеми якобы-то по-особому болезненно. Характернее другое: оный привычный взгляд на Шукшина, та эмоциональная фон, которой окружено было в пашем сознании его кличка, — все это неожиданно повернулось какою-ведь новой стороной, наполнилось новым смыслом. И трудно было встретить слова, которыми можно было бы обозначить вещество происшедшей перемены, суть этого нового, лишь последовательно проясняющегося смысла. Литературный путь Шукшина продолжался бок о бок полутора десятилетий. Как мера писательской жизни момент этот, конечно же, мал, до обидного ничтожен. Прикинуть только, как много мог бы еще черкануть Шукшин! Но есть у этого срока и некая другая земля, а именно та, что полтора десятилетия — это до настоящего времени же полтора десятилетия, то есть срок сильнее чем достаточный, чтобы писатель не только всесторонне сложился, по и получил возможность подвести уже определенные творческие итоги. Шукшин малограмотный дал на них ответа, — во всяком случае, такого, какого ото пего ожидали. И вот присутствие в нашем сознании сих-то вопросов, на которые мы еще былые времена надеялись получить ответ от Шукшина и на которые нынче принуждены отвечать сами, скорее всего и создает в нас так ощущение растерянности, о котором я говорил. Ныне мы самим положением вещей принуждены испытывать творчество Шукшина как некую завершенную данность, завершенную добро бы и чисто внешним образом, но предполагающую свои узловые моменты, свою логику развития, самобытный, если можно так выразиться, сюжет. И выясняется, находиться может, самое главное: вопросы, возможность ответа для которые мы постоянно откладывали на будущее, Василько Шукшин, оказывается, не только поставил в своем творчестве, да и определенным образом ра

Читайте также:
Крестьянство в произведениях Шукшина: сочинение

Сочинение: Шукшин в. м. – Мои размышления о творчестве в. м. шукшина

В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции – стремление помочь людям. И он хотел помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности. Герои Василия Шукшина, подобно героям Льва Толстого, проходят путь духовных исканий. Писатель стремится раскрыть суть своих героев в кризисные моменты их жизни, в моменты выбора, разочарования, открытия и самопознания. Нравственные идеалы В. Шукшина воплощаются в характерах героев, унаследовавших все лучшее, что было свойственно русскому человеку. Все они стремятся обрести свое место в жизни страны, найти приложение своим силам. Герой киноповести “Живет такой парень” Пашка Колокольников живет так, как может, не задумываясь о том, как следует жить. Но при этом он полон внимания к людям, его деятельное добро – проявление сердечности. Он вообще живет не разумом, а чувством, и сердце его не обманывает. Иван Расторгуев – это хранитель русской земли. Герои Шукшина постоянно размышляют о вечном, о добре и зле, о смысле жизни, призвании человека. Многие из них склонны к максимализму, не готовы к компромиссам. Поиск истины для них начинается с познания окружающего мира. Самые активные споры начинаются тогда, когда речь заходит о роли и назначении человека в жизни, о его душевных качествах и путях самосовершенствования. Они пытаются все постичь своим умом, познать на собственном опыте. В духовных исканиях героя проявляются его натура, восприятие им действительности. Смысл жизни они видят в гармонии мира и человека. Поп из рассказа “Верую!” становится страстным жизнелюбом, как бы воплощая в себе радость стихийной жизни. По Шукшину, согласие с миром возможно только тогда, когда человек открыт для людей, отзывчив, готов подарить другим часть своей души. Шукшин восхищается героями-фантазерами, эдакими “чудиками”, воспринимающими жизнь поэтически, стремящимися наделить ее легендой, наполнить сказкой. Талантливые люди почти всегда щедры. Им тяжело бороться с повседневностью, но они находят опору в любви ко всему живому, к природе. Задача человека – освободиться от эгоизма, тщеславия, мелочности. Но как вернуть прекрасное, если оно утрачено? Шукшинские герои готовы постоянно пребывать в поиске истины. В этих противоречивых поисках, в заблуждениях, трудностях отразилось социальное и историческое состояние русского общества, важнейшие тенденции жизни. В них всегда присутствует жизнеутверждающее начало. С одной стороны – идеал целесообразности, пользы – с другой. При этом все любимые герои В. М. Шукшина ненавидят пошлость, мещанство, корысть. Мерилом ценности в произведениях писателя становится реальная жизнь. Отношение человека к жизни – вот основной критерий истинного, главное испытание героя на прочность.

Читайте также:
Цельность творчества В.Шукшина: сочинение

Искусство В. Шукшина как писателя, актера, драматурга не может оставить равнодушным ни одного человека. Зададим себе вопрос: чем же берут за душу и сердце произведения Шукшина? Ответ на него прост: крестьянский сын, он не только во всех тонкостях знал сельскую жизнь, он “чуял” ее нутром, сердцем, всем естеством своим, потому так естественны его герои, правдивы каждым своим поступком, жестом, речью, жизнью. А еще болью, которой пронизаны едва ли не все творения писателя. Болью за человека – за его неудавшуюся судьбу (“Залетный”), попранное достоинство (“Обида”), горе, с которым никто не может разминуться в этой жизни (“Горе”).
Сколько в русской, во всей мировой литературе написано – наверное, сотни тысяч страниц – о смерти и горе одиночества, которое она несет. И как написано! Красиво!
Но вот Василий Шукшин пишет небольшой рассказ, который так и называет – “Горе”. И потрясает души и сердца читателей. Вся история, рассказанная писателем, обыкновенная, житейская: у старика Нечая умерла жена, похоронил он ее, а вот прийти в себя от навалившейся на него беды не может. Ночами выходит на огород и “разговаривает” с покойницей. Это говорит уже не человек – сама боль людская, горе человеческое. Рассказ “Горе” – это подлинный шедевр. И написать его мог только человек, чувствующий чужую боль сильнее, нежели свою.
Сам Шукшин постоянно сомневается, мучительно размышляет о нашей жизни, о ее смысле, задает самому себе бесконечные вопросы, дает на них часто неудовлетворительные ответы. И многие его герои похожи на своего создателя – мятущиеся, нередко поступающие вопреки здравому смыслу, себе во вред. Но всегда писатель чтил в человеке искренность, прямоту, доброе начало. Даже в самом заблудшем своем герое он хотел видеть что-то хорошее, возвышающее его над прозой жизни.
Все шукшинские “чудики” – это, в сущности, люди с неудовлетворенной духовной потребностью. Отсюда их чудачества, иногда совсем невинные, иной раз – на грани нарушения закона и даже за этой гранью. Земля и люди сегодня, их бытие, их будущие судьбы — вот что волнует писателя, приковывает его внимание. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности терпения и доброты – через них узнается человек, а через него – время и сущность бытия.
Василий Шукшин знал и прекрасно понимал жизнь. Его знания складывались из личного опыта, наблюдений, проницательного видения, из его искусства понимать, разгадывать сущность явлений и фактов, сравнивать их, сопоставлять.
Шукшин – сын своей земли и своего времени, он принадлежит к разряду писателей, которым талант, отмеренный природой, позволяет шагнуть в будущее. И сегодня так же тревожно, как и двадцать лет назад, звучит его вопрос: “Что с нами происходит?”

Читайте также:
Проблема духовных ценностей в рассказах Шукшина: сочинение

Сочинение на тему: Шукшин и его произведения

Сочинение.
Шукшин и его произведения

Изучение творчества В. Шукшина — задача сложная и актуальная. Его искусство постоянно рождает споры, научные дискуссии. Однако истинное искусство всегда сопротивляется прямолинейности суждений. Василий Шукшин — человек разносторонних дарований. Это писатель, актер, кинодраматург, режиссер. Его творчество отвечает тем критериям, которые предложил сам писатель: в его искусстве мы найдем широкие размышления над жизнью народа, смелое и глубокое постижение ее реальных противоречий и сложности. Существенно и другое: авторские размышления вводят нас в творческую атмосферу, предоставляя возможность понять природу столь самобытного дарования. Живительным источником, почвой творчества В. Шукшина стали воспоминания и личный жизненный опыт писателя. Шукшин как художник складывался в 50-е годы. Его формировала послевоенная действительность, те опыт, знания, ощущения и восприятия, которые приобретались, впитывались юношей в общении с людьми в годы хождений по Руси. Дарование актера, режиссура, рассказчика, романиста, драматурга выявилось в цельном, многооб разном творчестве, которое справедливо называют феноменом. Редкостное многообразие содержания и форм разных видов искусства в творениях одного человека может найти объяснение в самой природе исключительного дарования Шукшина, в том особом восприятии реальности, импульсы которой, постоянно обновляя его, обусловливали сложнейшие внутренние процессы накопления наблюдений, знаний о человеке, обогащений духовного опыта. На этой основе открывались новые перспективы работы. Интенсивность и напряжение ее убеждают в том, что возможности творчества, исполненного глубиной страсти художника, были столь многогранны, что оказались неисчерпаемыми … В гармонии таланта со временем и жизнью народа истоки стремительного восхождения Шукшина к вершине признания. В народность его искусства заключены объяснение и разгадка феноменальности дарования художника, его творчества. Художественный мир Шукшина — многолюдный, динамичный и живописный. Земля — образ поэтически многозначный в творениях В. Шукшина. Дом родной, родная деревня, пашня, степь, мать — сыра земля… Народно-образные восприятия и ассоциации вводят нас в систему понятий высоких и очень сложных, исторических и философских: о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цепи поколений, о Родине, о необъяснимо притягательной силе земли. Этот всеобъемлющий образ естественно становится центром содержания творчества Шукшина. Размышления над судьбами крестьянства, думая о его прошлом и настоящем, В. Шукшин неизменно возвращался к земле: традициям, нравственным понятиям, верованиям, которые складывались у земледельца в труде, многовековому опыту и заботам крестьянина о хлебе насущном. Но земля у Шукшина — образ исторический. Ее судьба и судьбы людей едины, и разорвать эти вечные связи невозможно без трагически необратимых катастроф и гибельных последствий. Но нечто высокое, поэтическое и нравственное угадывал Шукшин. За крестьянским и общечеловеческим влечением к дому, родной деревне, родине — исконная привязанность души, обновляемая у каждого нового поколения. Бережно, внимательно, тактично присматривался Шукшин к человеку, улавливая именно моменты духовных исканий, размышлений, нравственного напряжения, в которых освещается личность. Проза, кинодраматургия, фильмы Шукшина остро драматичны, психологически уплотнены. Характеры изображаются в напряженно-кризисные моменты: выбора, самосознания, воспоминаний, трагедийного прощания с жизнью, разочарования или необычайных открытий. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности и доброте — через них узнается человек, а через него — время и сущность бытия. Пути постижения писателем бытия ведут его к познанию глубин души человеческой. А в этом — ключ к решению и древних, и новых загадок жизни. В этом сущность творчества Василия Шукшина. Шукшину принадлежат огромное количество глубоких, интересных рассказов, романов, фильмов. “Из детских лет Ивана Попова”, “Дядя Ермолай”, “Двое в телеге”, “Степка”, “Змеиный яд”, “Игнаха приехал”, “Любавины”, “Калинакрасная”, “Печки-лавочки”, “Странные люди”, “Горе”, “Залетный”, “Верую!”, “Земляки”, “Сельскиежители”, “Материнское сердце” — лишь некоторые из огромного списка произведений Василия Шукшина. “Калина красная” — социально-психологическая драма. Социальная сущность одиночества исследуется писателем от его истоков до трагического финала, когда герой осознает необратимость происшедшего: свое отчуждение от людей, матери, труда на земле. Автор видит истоки драмы Егора Проку-дина в самом характере героя, в особенностях его психологического склада и тем самым ставит судьбу Прокудина в прямую зависимость от безволия, слабости, компромиссов, однажды проявленных им. Василий Шукшин остается верен своим творческим принципам — доверия и требовательности к герою, который сам “сковал” свою судьбу и потому должен ответить за свои ошибки, упущения, ложь, зло. В. Шукшин не оставляет герою повода для самооправдания, сожаления или ссылки на особые обстоятельства его детства и юности. По мнению писателя, в ту пору, когда Егор—Горе стал жертвой жестоких, коварных отщепенцев, заблуждения, безволие помешали ему взглянуть смело правде в глаза. Егор предпочел притон Губошлепа честной трудовой жизни. И тем не менее финал драмы раскрывает глубокий духовный кризис, переживаемый героем: раскаяние, сознание вины, суровое самоосуждение, мучения совести, готовность искупить вину собственной жизнью… В данном, “прокудинском” случае индивидуальность и характер героя господствуют, направляя события, диктуя им свою волю. Финал киноповести и фильма очень сложен. Понимание невозможности замолить грех перед матерью — наиболее поучительная минута его судьбы. Но именно с этой минутой в него вселяется некое безразличие ко всему, что может отнять у него проклятую им же самим собственную жизнь. В “Калине красной” образ земли — первооснова сюжета и драмы Егора Прокудина — многозначен, этичен, восходя в конечном итоге к философским категориям: судьбы человеческой, добра, зла, счастья. Шукшинские характеры историчны. Принадлежность его к определенному времени, периоду или эпохе ограниченна, кажется, что данный характер лепило само время. в творениях В. Шукшина движение времени выразительно воплотилось в его удивительной характерологии. В рассказах писателя распознаются совершенно отчетливо военные и послевоенные годы. Важнейшей опорой рисунка характеров стал быт, приметы обыкновенной жизни, видимые на поверхности. Рассказы создаются в итоге глубоких размышлений автора над конкретными вопросами бытия народа. Очень сложная структура рассказа “Беспалый”. Стиль его блестяще демонстрирует многоплановость содержания, пересечение различных жанров, элементов — от драмы до фарса. Речевые потоки характеристичны, через них вырисовываются психологические черты действующих лиц. Серега Безменов — в ряду излюбленных героев Шукшина, которым свойственны естественность, прямота, откровенность, доверие к человеку. Автору дороги романтические порывы, влюбленность героя, осмеянная равнодушными людьми, чистота и сила праздничного чувства. И он сожалеет о том, что Сергей не смог защитить себя и свою любовь от грубого слова, от бестактности и пошлости. Герои Шукшина, разделяя пафос духовных иска ний писателя, предлагают свои объяснения того, что происходит с человеком, с нами, в наше время, свои программы усовершенствования личности. В. Шукшин требователен к человеку. Потому так суровы его критика и обличения всего безнравственного. Шукшинское творчество естественно входит в классическую традицию и продолжает ее в новых исторических условиях.
Искусство психологического портрета, речевое многообразие, мировосприятие, умудренное знание жизни, гуманизм, чувство ответственности — вот что характеризует Василия Шукшина и его творчество.

Читайте также:
Роль и место творчества Василия Шукшина: сочинение

Деревенские мечтатели: «Чудики» Василия Шукшина в поисках смысла жизни

Сочинение на тему «Творчество В.М. Шукшина»

Главной тематикой творчества Василия Макаровича Шукшина, бесспорно, являлось крестьянство, а главными героями большинства своих произведения Шукшин чаще всего выбирал именно деревенских жителей. Писатель неоднократно подчеркивал, что душевная открытость жителей сел и деревень гораздо заметнее, чем у городских.

Наиболее полно эта душевная открытость отразилась в образе чудика, героя одноименного рассказа 1967 года. Этот образ странного человека занимает значимое место в произведениях Шукшина, однако будет неправильным утверждать, что это основная типовая разновидность шукшинского героя. Творческий мир писателя не исчерпывался данным характером.

Типология его героев является многообразной и неожиданной. Особенно это заметно в прозе 70-х годов, когда внимание Шукшина направлено на драматические стороны сельской жизни. Этим вопросам посвящены прозаические произведения более крупных жанровых форм, например, роман «Я пришел дать вам волю» (1971 г.), киноповесть «Калина красная» (1973 г.).

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Раскрывает остроту противоречий внутри крестьянского мира Шукшин уже в первом своем романе «Любавины» писатель, однако автор делает это не так всесторонне, как в более поздних произведениях, а на уровне сознания того времени.

В 1971 году Шукшин пишет новое произведение в жанре романа – «Я пришел дать вам волю». Теперь писатель обращается к одной из ярких исторических фигур – образу атамана Степана Разина – и показывает собственный взгляд на личность руководителя крестьянского восстания и концепцию его характера. При раскрытии образа донского атамана Шукшин, в первую очередь, акцентирует внимание на глубоких противоречиях личности великого бунтаря. Так, любя людей и желая освободить закрепощенного человека Разин может убить гонца, принесшего дурную весть. Шукшин не преуменьшает и не затушевывает жестокость, необузданность, самодурство своего героя, но и не умоляет его исторических заслуг. Еще одна отличительной черта романа является то, что Шукшин смотрит на казачью вольницу сквозь призму крестьянских проблем.

Обращается в своей прозе Шукшин и крестьянам, которые вышли из деревни. Наиболее яркое воплощение эта тематика получила в самом известном произведении автора повести «Калина красная». В «Калине красной» описывается непростая судьба Егора Прокудина, который решился переехать жить из родной деревни в город. «Калина красная» – произведение о преступлении, наказании и покаянии, о сострадании, о русской женщине и ее бескорыстной и исцеляющей любви, о простых людях, которые всегда готовы помочь попавшему в беду человеку. «Калину Красную» правильно будет также назвать «пропагандисткой» повестью, в которой автор советует сельским жителям, перебравшимся в город, быть осторожнее, точнее распознавать настоящих людей, самообразовываться.

Читайте также:
Реализм в творчестве Шукшина: сочинение

Архив В. Шукшина насчитывает 125 опубликованных рассказов, в которых он по крупицам собрал достоверный портрет крестьянина и образ всего крестьянства в целом. В мире деревни писателю было интересно все: смысл и основы его существования, нравственные основы, человеческие судьбы, проблемы сиюминутные и вечные. Проза Шукшина драматургична, с большим количеством диалогов и преобладанием сценических эпизодов над эпизодами описательными. Шукшин практически не использовал законченный сюжет, поскольку он, по мнению писателя, всегда несет определенный вывод, мораль, а морализаторства писатель не переносил. Для Шукшина всегда было главным показать характер своего героя.

В своей прозе В.Шукшин смог раскрыть сложный, богатый и одновременно драматичный духовный мир сельского человека, на котором определенным образом сказался серьезный социальный слом крестьянской жизни, произошедший в революцию, гражданскую войну и коллективизацию. Важно, что при этом В.М. Шукшин всегда был объективен и никогда не идеализировал крестьянство.

Открытый урок по литературе в 11 классе на тему «Герои-«чудики» в рассказах В.М.Шукшина»

Открытый урок по литературе в 11 «А» классе 04.04.2015.

МОУ СОШ № 90 г. Ярославля.

Учитель Степанова Ольга Евгеньевна.

Тема «Творчество В.М. Шукшина: нравственная сила рассказов. Герои –«чудики».

раскрыть понятие «деревенская проза» на примере рассказов В.М.Шукшина, обсудить прочитанные рассказы писателя Шукшина, наблюдать над традициями русской классической литературы в творчестве писателя, развивать навыки идейно-художественного анализа литературных произведений.

. Слайд 1.(см. презентацию –портрет Шукшина)

Слово учителя: Те, кто провожали его в последний путь 6 октября 1974 года, никогда этого не забудут. «Подобных похорон Россия не помнит со времён Л.Н.Толстого»,- так сказал кинорежиссёр Сергей Герасимов на 1 из вечеров памяти Шукшина. Это печальное событие было воспринято и оплакано как общее большое горе, как величайшая утрата.

С пронзительной силой эти общие чувства переданы в стихотворениях многих поэтов: Высоцкого, Вознесенского, Евтушенко и др.

Выразительное чтение наизусть стихотворения Ольги Фокиной о Шукшине(«Сибирь в осеннем золоте»)

Запись темы

урока в тетрадях:

Рассказы В.М.Шукшина. Нравственная сила. Герои- «чудики».

Эпиграф урока

: Да почему же я такой есть?

2. Выставка книг.

Демонстрация и представление книг о Шукшине и произведений Шукшина на выставке в классе.

Слово учителя

: — «Взваливший наши тяжести»… До сих пор память о Шукшине живёт : кино- и телепоказы, Музей на Родине писателя в Алтайском крае, громадные тиражи изданий, в том числе за рубежом. Василий Макарович прожил всего 45 лет, из них-10-12 лет творческих.
3. Цели нашего урока
: вспомнить факты биографии писателя, обсудить прочитанные рассказы, проанализировать созданные им образы и художественные особенности рассказов, исследовать традиции русской классической литературы в произведениях Василия Макаровича.

4. Представление творческого проекта «Каким человеком был Шукшин»

( предварительно ученики готовили презентации о жизни писателя, представляли их. Лучшая презентация отобрана для представления в классе на уроке).

5. Слово учителя

-результаты предварительного анкетирования. (см. слайды 2,3,4)

6. Творческий проект «Литературная викторина»

— Шукшина задевали любые жизненные явления. Он жил, как все, а материал для творчества не искал специально: видел в самом обыкновенном, скучном интересное. О героях его рассказов можно сказать словами Н.В.Гоголя: «Да это, кажется, знакомый человек!»

Специально готовившиеся учащиеся проводят «Литературную викторину» в форме презентации . Класс отвечает на вопросы по сюжету, узнаёт по описанию героев рассказов, которые читали.

Итог проверки знаний.

7. Интерпретация рассказов

( по желанию 2-3 ученика устно интерпретируют рассказы)

какие они, герои Шукшина?( чудные)

Одна из проблем в рассказах Шукшина , отмеченная вами в анкетах ,- проблема нравственности.

Действительно, в каждом рассказе , по словам писателя, «нравственный урок, основанный на горестях и печалях человеческих, живых , трепетных нитях». Рассказы надо читать и перечитывать, думать над ними, постигая уроки нравственности и доброты. Популярность рассказов кроется в художественных особенностях его произведений.

8. Художественные особенности рассказов В.М.Шукшина

— Какие литературные традиции соблюдаются в произведениях писателя?

( Необходимо отметить традиции А.П.Чехова (форма рассказа, краткость, лаконичность), Н.С.Лескова (сказовая манера, образ человека из народа), Л.Н.Толстого(Платон Каратаев), традиции фольклора- образ Ивана — дурака)

— Что можно сказать о языке произведений писателя?

(отмечаются особенности лексики, синтаксиса и др.)

Групповое обсуждение

прочитанных рассказов по плану (см. слайд 7)

1. Что необычного в герое?

2. Художественные детали, создающие литературный портрет героя(внешние и внутренние)

3. Примеры его оплошностей или происшествий с ним.

3. Какие чувства вызывает герой у окружающих?

4. Оценка образа героя( качества его души)

5. Смысл названия рассказа.

Урок нравственности в рассказе.

Представление группами

своих выводов- размышлений по плану (о рассказах «Чудик». «Сапожки». «Бессовестные» и др. по выбору или определению учителя)

Особенно обращается внимание на художественные детали для создания литературных портретов героев(Работа с текстом)- см. слайд 5,6 в презентации (определение худ.детали)

Читайте также:
«То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все». (В. Набоков). По произведением Василия Шукшина: сочинение

9. Рефлексия. Составление синквейна (или домашнее задание) см. схему слайд 8.

Д.З. учебник Коровина с. 355-359( проч.) Читать Астафьев «Царь –рыба»

Сочинение по рассказу Шукшина В.М. «Срезал»

«Срезал»

Рассказ «Срезал» чрезвычайно важен для понимания ав­торского мировоззрения. Известно, что В.М. Шукшин прида­вал ему особое значение. В центре произведения — фигура Глеба Капустина — начитанного и ехидного мужика. Особую страсть питает он к горожанам: любит помериться с ними си­лой интеллекта.

Завязкой сюжета рассказа является приезд к старухе Агафье Журавлевой сына Константина Ивановича. Он кандидат наук, жена его — тоже, а дочка — школьница. В подарок матери привозят они то, что в их понимании необходимо для деревен­ской жизни: электрический самовар, халат и деревянные ложки.

Среди жителей деревни было немало людей, которые сде­лали карьеру и считались знатными (один полковник, два лет­чика, врач, корреспондент). К этой категории можно отнести и кандидата наук Журавлева. Непременным ритуалом приезда таких людей в родную деревню был их рассказ о своей жизни. При этом они шли на общение с народом с открытой душой, видя в земляках искренний интерес к себе. Глеб же любил устраивать из таких встреч целый спектакль, ожидая удачного момента, чтобы «срезать» зазнавшегося, по его мнению, чело­века, например, найти ошибку в суждении или уличить в не­знании какого-нибудь важного исторического факта.

Ретроспективный рассказ Шукшина о споре Глеба с пол­ковником по поводу того, кто велел поджечь Москву в 1812 году, уже является своеобразным намеком на драматиче­скую развязку сюжета. Амбициозное желание Капустина сре­зать кандидата, как называют Журавлева в рассказе, возникает уже в момент, когда он узнает о приезде Константина Ивано­вича. «Голой рукой не возьмешь», — заявляет он. Мужики же его подзадоривают, надеясь посмотреть на очередной спек­такль. «Так ведет опытного кулачного бойца, когда становится известно, что на враждебной улице объявился некий новый ухарь», — комментирует В.М. Шукшин их поведение.

Ничего не подозревающий кандидат встречает гостей ра­достно, по-дружески. В повествовании начинает звучать опре­деленная двусмысленность: с одной стороны, Журавлев — кандидат наук, а с другой — кандидат на очередное «среза­ние», жертва, которая еще не знает, какой поединок ей вскоре предстоит выдержать.

Вместо общих воспоминаний о детстве Капустин начинает беседу на философские темы. Журавлев пытается уклониться от дискуссии, отшучивается, но в планы Глеба это не входит. Слов­но клещ, впившийся в горло, или коршун, камнем падающий на добычу, начинает он доказывать Журавлеву, что не тянет интел­лект того на кандидатскую зарплату, что никакой он не мысли­тель, каким его считают, что не заслужил он того положения в обществе, которое имеет. А вот провинциалы, над ущербностью которых они с женой готовы посмеяться, ни в чем не уступят по части интеллекта, хоть и не отмечены учеными степенями.

В разговоре с Журавлевыми Капустин открыто объявляет им цель своих скандальных обвинений: «Люблю по носу щелкнуть — не задирайся выше ватерлинии». Символичны в этой связи фамилии героев: Журавлевы парят где-то высоко, составляя общественную элиту, а Капустин так и не оторвался от своего огорода. Справедливо ли это?

Разумеется, в споре с Журавлевым Капустин не прав как по форме, так и по содержанию. В его тирадах, обращенных к Константину Ивановичу, больше изощренных оскорблений и обвинений, чем рациональных идей и здравых мыслей. А уж устраивать весь этот спектакль перед человеком, к которому пришел в гости, совсем неуместно. Однако в позиции Капус­тина немало здравого смысла: совершая открытия и создавая новые книги, представители науки нередко просто прикрыва­ются словами о народном благе, забывая о том, как живет на­род на самом деле и что изменится в его реальной тяжелой и приземленной жизни от этих статей и открытий.

Рассказ В.М. Шукшина заставляет общество внимательнее относиться к интеллектуальному потенциалу русского челове­ка, подчеркивает необходимость поставить заслон на пути создания псевдоискусства, так называемой массовой культу­ры, на деле распространяющей дурной вкус и интеллектуаль­ную убогость. В.М. Шукшин своим произведением прежде всего «по носу щелкнул» любителей разговаривать с народом с позиции знати и кичиться своим высоким положением. Пи­сатель еще раз заставляет нас вспомнить, что социальный ста­тус, помимо благ и привилегий, накладывает на человека оп­ределенные обязанности. Прежде всего он должен ему соответствовать во всех отношениях. Для этого надо постоян­но работать над собой, расти в профессиональном и творче­ском плане, а не упиваться прежними заслугами.

Сочинение по рассказу Шукшина В.М. «Срезал»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: