Рассказ Срезал: сочинение

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

07.04.2019

Шукшин В. “Срезал”

Шукшин В., “Срезал”

Главные герои рассказа “Срезал” и их характеристика

  1. Глеб Капустин. Демагог, человек необразованный, глупый, но любит поговорить с умным видом. Кумир местных мужиков. Самодовольный, напрочь лишенный чувства такта и самокритики.
  2. Константин Иванович. Кандидат наук, филфак. Умный, образованный, не привыкший к беспредметному разговору. Легко теряется в неожиданных ситуациях.
  3. Валя, его жена, кандидат наук.
  4. Агафья Журавлева. Мать Константина.

План пересказа рассказа “Срезал”

  1. Ученые гости
  2. Глеб Капустин – местный авторитет
  3. Полковник и сожженная Москва
  4. Глеб идет в гости
  5. Разговор о философии
  6. Разговор об инопланетянах
  7. Торжество Глеба

Кратчайшее содержание рассказа “Срезал” для читательского дневника в 6 предложений

  1. В деревню к матери приехал сын Костя, его жена и дочь, все умные и образованные.
  2. Глеб Капустин любил срезать именитых гостей, как полковника, забывшего о том, кто сжег Москву.
  3. Глеб пришел к Агафье в гости и стал говорить на темы философии.
  4. Он удивил и насмешил кандидатов наук, но считал, что поставил из в тупик
  5. Глеб говорит откровенные глупости и Костя теряется, не зная как разговаривать с идиотом.
  6. Глеб торжествует, и мужики поздравляют его с очередной победой.

Главная мысль рассказа “Срезал”
Убедить в чем-то дурака просто невозможно.

Чему учит рассказ “Срезал”
Рассказ учит не быть о себе слишком высокого мнения, учит скромности, учит пользе систематических знаний. Учит уметь спорить и отстаивать свою точку зрения. Учит сохранять спокойствие в сложных ситуациях. Учит с юмором относится к глупостям, изрекаемым с умным видом.

Отзыв на рассказ “Срезал”
Мне понравился этот рассказ, хотя в нем и нет положительных героев. Глеб – демагог, понятия не имеющий о том, о чем так умно говорит. Он мастер играть пустыми словами, но при этом думает, что говорит что-то умное. Мужики в деревне все сплошь темные и необразованные. Кандидат легко теряется, отступает, не умеет себя сдерживать, слишком близко принимает к сердцу невежество простого человека. Но читается рассказ с интересом.

Пословицы к рассказу “Срезал”
Слышал звон, да не знает откуда он.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Всех дураков на свете не переучишь.
Свяжись с дураком, сам дурак будешь.
Дураку хоть кол на голове теши, он все свое несет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Срезал”:
В деревню Новая приехал Константин Иванович, проведать мать, Агафью Журавлеву. Ученый, кандидат наук. С ним приехала жена, тоже кандидат наук, и дочь школьница.
А вечером мужики ждали Глеба Капустина, начитанного и ехидного мужика сорока лет, который имел обыкновение срезать ученых гостей, приезжающих в деревню к родне. Мужики ждали таких вечеров, как спектакля.
В прошлом году Глеб срезал полковника, с которым разговорился о войне 1812 года. Полковник забыл фамилию графа, велевшего сжечь Москву, и Глеб торжествовал.
Матери знатных людей сильно не любили за это Глеба.
И вот Глеб пошел к бабке Агафье проведать кандидатов. Мужики толпой шли за ним. Глеб шел и грозился, намекая на то, что разных кандидатов развелось, как собак не резанных.
Гостей встретили радостно, накрыли стол. Глеб сел и улыбнулся. Первым делом он выяснил, что Константин работает на филфаке и сразу спросил его о первичности духа и материи.
Костя ответил, что первична материя. А Глеб уже заинтересовался понятием невесомости, сравнительно недавно открытым При этом Глеб упомянул стратегическую философию и Костя разволновался – такой философии не существовало.
Но Глеба это не смутило и он спросил, нет ли растерянности среди философов в связи с открытием невесомости. Кандидат засмеялся и позвал жену. Глеб же вдруг заинтересовался проблемой шаманизма у народов крайнего севера. Костя не мог понять серьезно говорит он или нет, но ответил, что такой проблемы нет. Глеб снова засмеялся и спросил про Луну и возможность ее искусственного происхождения. А потому ему было интересно, готовы ли ученые к встрече с инопланетянами, знают ли они, как найти с ними общий язык.
Глеб принялся развивать свою теорию контакта, а кандидат переглянулся с женой.
Глеб это заметил и буквально взлетел. Он только и ждал этого момента. Он сразу спросил, умеют ли они читать газеты, потому что кандидатство – это не костюм, а поток информации распространяется неравномерно.
Костя явно растерялся, а мужики посмеивались. Кандидат сказал, что Глеб сорвался с цепи и покатил бочку. Но Глеб перебил его и сказал, что жаргон может плохо кончится, а они здесь, в деревне, и телевизор смотрят, и газеты читают.
Кандидат назвал Глеба демагогом-кляузником. А Глеб сказал, что за всю жизнь ни одной кляузы не написал, а просто любит щелкать людей по носу, чтобы они были скромнее.
Валя, жена Кости, спросила, в чем Глеб видит их нескромность.
И Глеб сказал, что об этом они сами должны подумать, и вообще им следует выезжая в народ быть более подготовленными, а то можно легко в дураках остаться. А потом победно усмехнулся и вышел из избы.
Мужики восторженно потянулись следом, говоря, что Глеб здорово причесал Константина Ивановича, срезал. Они даже жалели кандидата, восхищаясь Глебом.
А Глеб назавтра обязательно спросит их мнение о кандидате, и великодушно заключит, что кандидатам полезно думать на досуге, чтобы не брать на себя слишком много.

Читайте также:
Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы: сочинение

Смысл рассказа «Срезал» Шукшина

Главная тема творчества русского, советского писателя В. М. Шукшина – жизнь простого деревенского человека. Один из самых известных рассказов Шукшина — рассказ «Срезал». Не случайно автор выбрал такое название для своего произведения.

КАКОЙ СМЫСЛ АВТОР ВЛОЖИЛ В НАЗВАНИЕ РАССКАЗА?

«Срезать» — в просторечии значит: «поставить на место», «унизить», «публично опустить в глазах других людей». Как колосок, срезанный серпом, падает на землю, так один человек теряет свою репутацию в результате хамского и резкого обращения с ним другого человека.

Смысл названия рассказа «Срезал» полностью соответствует его содержанию.

СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Герои произведений Шукшина часто недовольны своей жизнью, они не хотят быть «как все», мириться с одинаковостью и стремятся показать свою индивидуальность очень необычными поступками. Таких шукшинских героев называют «чудиками». Именно чудиками, а не чудаками.

«Чудики» живут среди обычных людей, в обычном мире. Но в них накапливается столько нереализованного потенциала, что в обыденной среде им тесно и душно. Эта огромная душевная сила пытается вырваться наружу и устремится к идеальному миру. Такие персонажи чувствуют свою чудаковатость, но не находят поддержки и понимания со стороны окружающих.

Обычно шукшинские «чудики» очень наивные, добродушные, трогательные люди. Но ситуацию, описанную в рассказе «Срезал», комичной назвать нельзя. Скорее она трагикомична.

Герой рассказа Глеб Капустин – тоже чудик. Но чудик злой, хамоватый и жестокий, к тому же имеющий претензию на роль лидера в своем социуме. Деревенский житель Капустин чувствует свою нереализованность и никчемность. Очевидно, жизненные обстоятельства не дали ему возможности получить образование, вырваться из деревни и совершить что-то значимое, что сделало бы его известным. А, возможно, исполнению мечты помешала банальная лень и нежелание упорно потрудиться.

Среди местных мужиков Глеб чрезвычайно популярен. Его умение «срезать» городских жителей, приезжающих в деревню — это зрелище яркое. Все они являются постоянными зрителями представлений, на которых Глеб Капустин является единственным актером. Для мужиков Глеб – очень умен, начитан и всесторонне развит. На самом деле этот человек невежественен, а образован весьма поверхностно. В основном, посредством чтения газет и журналов. К тому же у Глеба хорошо «подвешен язык», которым он умело владеет в дискуссиях. Типичный холерический темперамент помогает ему быстро реагировать на реплики и вопросы, что также способствует выполнению «миссии» по унижению собеседника.

Глеб ненавидит всех, кто когда-то уехал из родной деревни, занял свою нишу в жизни, «поднялся». Он пытается самоутвердиться за счет других. В основном, это городские образованные люди, которым он доказывает, что все их образование ничего не стоит.

В деревню к матери приезжает погостить на лето Константин Иванович Журавлев, ученый человек, кандидат наук, филолог. Ученый не загордился, не стал надменным. Он относится к землякам с должным уважением и почтением, несмотря на довольно высокое положение в обществе. Возможно, поэтому Константин Иванович проигрывает в споре с деревенским демагогом, что просто не позволяет себе опускаться до его уровня.

Глеб заранее готовится к «спектаклю», собирает вокруг себя зрителей – деревенских мужиков. Он и ведет-то представление по законам жанра. Задавая глупые вопросы о «проблемах шаманизма» и прочей ерунде, он подводит беседу к ее кульминации. Значения вопросов, которые он сам же задает образованному человеку, Глеб совершенно не понимает. Тем более, их не понимает собеседник. Дурацкие вопросы ставят Константина в тупик, и он не хочет на них отвечать. Именно этого и надо Глебу: показать, что раз ученый человек не отвечает, значит, он не знает ответа.

СМЫСЛ ФИНАЛА РАССКАЗА

В финале рассказа Глеб произнес фразу о том, что он любит «щёлкнуть по носу образованных». Не задирайся, мол. Унизив таким образом земляка, Глеб возвысился сам.

Но возвысился — то он в чьих глазах? – Только лишь в глазах таких же, как и сам, завистливых м злобных людей. Да еще в своих собственных. Теперь он может шествовать по деревне с гордо поднятой головой, не понимая при этом, что все его злорадство и пафос на самом деле ровным счетом ничего не стоит.

Рецензия на рассказ Шукшина «Обида»

Рецензия на рассказ В. М. Шукшина «Обида»

«Обида» — один из самых известных рассказов Шукшина, и это не случайно. В нем нашла отражение позиция Шукшина-гражданина: он мужественно признает не только существование непростых нравственных проблем в обществе, но и столь же мужественно утверждает, что нет простых решений этих проблем.

История обиды шукшинского героя Сашки на хамоватую продавщицу, а затем и на поддержавшего ее пожилого человека в плаще как будто снята скрытой камерой: настолько все правдиво и жизненно. Ссора в магазине разгорается из-за пустяка: продавщица рыбного отдела, оскорбила пришедшего в магазин с маленькой дочкой Сашку ни с того ни с сего. Он потребовал директора. Другая тетя, в кабинетике, не разрешила возникшего конфликта, а только усугубила Сашкину обиду. Его человеческое достоинство было задето, как говорит автор, потому что унижали его при дочери и потому, что в последнее время он наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал. Перед нами обыкновенный рабочий парень. Шукшин нисколько не идеализирует его, но в то же время понимает, почему Сашка не готов пожать плечами, повернуться и уйти к черту.

Читайте также:
Роль и место творчества Василия Шукшина: сочинение

Психология героя проста: он вспыльчив, не склонен анализировать ситуацию и вовремя благоразумно отступить. У него то и дело сводит челюсть, трясутся губы (слово затрясло автор повторяет особенно часто). Сашка пытается защищать свое достоинство в нелепой, почти комичной ситуации. Толпа (очередь) мыслит стереотипами: «Вас тут каждый вечер — не пробьешься. Вопросы, которые хочет задать Сашка наиболее рьяному защитнику продавщицы, звучат убедительно: до каких пор мы сами будем помогать хамству? И проблема эта не шуточная.

Шукшин справедливо упрекает нас за проклятое желание угодить хамоватому продавцу, чиновнику. Хамство плодит хамство. И вот уже человек в плаще издевательски отвечает на попытку Сашки объясниться: «Поговорите у меня в другом месте!». В ситуации, изображенной Шукшиным, особое внимание привлекают два героя. Это девочка, «крохотуля», которая «все понимает, и «человек в плаще», который долго жил, но не догадывается, что угодничать — нехорошо, скверно … У Шукшина «старый» не значит мудрый.

Когда Сашка приходит домой к Чукалову, «человека в плаще», движимый желанием поговорить с человеком и объясниться, то от него пахнет водкой. У него и его сына, спустившего Сашку с лестницы, темные злые глаза. Если в Сашке есть какая-то внутренняя интеллигентность, доброта к жене и дочерям, то Чукаловы — это только злоба и грубая сила. В сцене в их квартире звучат слова: громко позвал, уперся глазами, цепко … схватил, больно защемил, сгреб, пристукнул, протащил. Конфликт достигает кульминации, когда в голове Сашки возникает мысль о молотке, лежащем у него в прихожей. Напряженность действия усиливается тем, что авто показывает событие как бы уже свершившимся. Вот Сашка звонит в дверь, отталкивает пожилого, а если откроет сам Игорь, ставит ногу на упор, чтобы дверь не успели захлопнуть … Страшная развязка настолько близка, что становится жутко: из-за какой же мелочи, из-за какого пустяка может быть совершено преступление!

Однако Шукшин не доводит до такого финала: жена Вера успокаивает Сашку и уводит домой. В последних нескольких строках показано его душевное состояние. У Сашки навернулись на глаза слезы. Он нахмурился. Сердито кашлянул. Сунул руки в карманы, достал пачку сигарет, вытащил дрожащими пальцами одну, закурил. Все говорит о внутренней борьбе, о выборе, перед которым стоит Сашка. Видимо, ему не впервой выяснять отношения в драке. Вера, жена, говорит: С кем ты опять драку затеваешь!», «Опять на тебе лица нет!». Все решают слова жены: «Неужели тебе нас не жалко!» Выбор сделан: Сашка легким движением высвободил руку … И покорно пошел домой.

Финал рассказа воспринимается с облегчением, но остается ощущение неудовлетворенности, ведь зло не наказано. Через все повествование проходит важная мысль: с обидой, оскорблением не обязательно бороться, можно благоразумно уйти в сторону, не выяснять отношения, не возмущаться, не заводиться. Благоразумие, — иронизирует Шукшин, — вещь не из рыцарского сундука. Автор как будто приглашает читателя к диалогу на житейскую тему (у каждого в жизни был хоть один подобный случай), но в то же время затрагивает вопросы, выходящие за рамки обыденного: о внутренней культуре, совести, порядочности.

В этом рассказе Шукшин ставит героя в ситуацию, из которой почти нет выхода без ущерба для его человеческого достоинства, и не дает никаких рецептов, как следует поступать. Может быть, поэтому до сих пор его рассказы воспринимаются свежо, с интересом, они заставляют примеривать на себя описанные ситуации, взвешивать, сочувствовать, размышлять.

Рецензии на книгу «Рассказы» Василий Шукшин

Как можно не любить творчество Василия Макаровича Шукшина ? И хотя в одной интересной статье, не буду называть фамилию автора, даётся многостороннее объяснение творчества Шукшина, со всеми положительными и отрицательными моментами, тем не менее, не любить этого человека нельзя ! После того, как посмотрел “Калину красную”, а у моего отца это один из любимых фильмов, в сознании отложились шикарнейшие диалоги и мысли. Естественно захотелось почитать и книги этого человека. До серьёзных романов я пока, увы, не добрался, а вот рассказы прочитал. Из этого сборника особняком выделяется рассказ “Стёпка”, в которым обнажена русская душа и человеческая природа. Те кому захочется испытать катарсис думаю будет в самый раз ознакомится с ним. Конечно и другие рассказы хороши. Это и “Чудик” и “Срезал” и “Крепкий мужик”. Как там он говорил в “Калине”, : “Шаркнули по душе”.

Когда говорят о рассказах Шукшина, то обычно сразу вспоминают «чудика». «Чудик» – это не только герой одноименного рассказа, но и тип героя. Чудики – немного наивные, отчасти похожие на детей, открытые к миру люди. Они совершают поступки с теми самыми намерениями, которые обычно ведут в ад, чем вызывают недовольство окружающих, возмущающихся их непрактичностью. Например, раскрашивают от руки детскую коляску или покупают жене дорогие сапожки, не зная размера.
Лично мне нравится Шукшин тем, что у него нет такой резкой границы между городом и деревней, что город – это ад, где люди безразличны друг к другу, где нет места ни единому проблеску доброты. Вспомним «Людочку» Астафьева. Для Шукшина же важнее не место жительства героя, а его характер. Так героиня из рассказа «Девушка, старик и солнце» единственная, кому небезразличен старик. Даже родному сыну на него наплевать. Или старик, живущий в деревне, способен почувствовать одиночество ученого из города, понять, что есть вещи, которые объединяют всех (Космос, нервная система и шмат сала). Также Шукшин преодолевает этот разрыв тем, что часто в его рассказах дети живут в городе, а родители в деревне.
Довольно часто герои Шукшина находятся на распутье. Они теряют в жизни ориентиры и не понимают счастливы ли они. Например, показателен в этом смысле рассказ «Два письма». Вечером герой пишет другу письмо, где вспоминает детство, жалуется на жену и детей, решает съездить в родную деревню. Наутро же он пишет другое письмо, где описывает, как прекрасна его жизнь и предлагает этому другу съездить на курорт. Перечитав оба письма, сам герой не понимает, какое из них истинно, а какое ложно. Как же на самом деле идут его дела? Или, рассказ «Как зайка летал на воздушных шариках», где герой в минуту печали, когда тяжело больна его дочь, жалуется брату на жизнь. Потом же он даже не вспоминает об этом разговоре.
Трогательно изображает Шукшин матерей. Мать всегда будет защищать свое дитя, она готова умолять, унижаться, лишь бы спасти ребенка, даже если этот ребенок великовозрастный балбес. Она до конца будет верить, что нужно поговорить с вышестоящим, объяснить, что Витенька – хороший мальчик и тогда все наладится. В этой вере ее сила и красота.
Рассказы Шушина цепляют с первой фразы, часто в их основе какая-либо комическая ситуация, а еще они на удивление кинематографичны. Вместе с тем Шукшин умеет говорить о важном – о семье, о судьбе, о смысле жизни.

Читайте также:
«То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все». (В. Набоков). По произведением Василия Шукшина: сочинение

На все рассказы сразу я писать рецензии не умею, да и не все я их прочитала. Но есть один, который поразил меня больше всего. О нем, пожалуй, и напишу. И прочитала-то я его совершенно случайно!

Рассказ Шукшина «Как зайка летал на воздушных шариках» оставляет после себя впечатление некой недосказанности. Несмотря на свое незатейливое название, рассказ легкомысленным назвать не просто нельзя, но греху подобно. Повествование начинается вполне легко, хотя описанная ситуация не из простых: заболела однажды маленькая девочка Вера. Но дело было даже не в неизвестности, спасется ли она или нет, ведь доктор сказал, что она обязательно поправится. Но отец, видимо, уже сам измученный ее болезнью, истязавший себя и издергавший, казалось, даже не понял, что самое страшное позади. Для Федора Кузьмича была одна проблема: его девочка болеет, а значит, он сделает все, чтобы помочь ей справиться с этой болезнью и как можно быстрее. Но что нужно маленькой девочке? Волшебники, елка, отец? Ей нужна сказка и вера в настоящее. Или даже не ей она нужна так сильно, а больше ее отцу. Не задумываясь, кто больше нуждается в спасении, Федор Кузьмич вызывает своего брата, живущего за тридевять земель, чтобы тот рассказал его дочери сказку и подарил хотя бы крохотный кусочек волшебного мирка. И дядя Егор приезжает. Не сразу, но приезжает. Встречает старшего брата в смешном халате и немного нервного, рассеянного. И то ли коньяк, то ли отсутствие отвлеченных тем для разговора заставляют Федора Кузьмича кусками, вырванными из контекста его собственных мыслей, видимо, часто обдумываемых, вывалить на стол перед братом все его болезненное состояние души, всю его тревожность, недовольство и – страх. Вот так, наверное, и бывает со взрослыми сильными мужчинами, которые не подпускают уже к себе никого, но много размышляют о своей жизни. И не нужно ему ничье сочувствие, ему бы просто выплеснуть все то, что скопилось в его сердце за долгое время, что он успел передумать наедине с собой. Потому он нуждался в своем брате, что жене не мог открыться, и нельзя ей такое открыть. Все случилось не лучшим образом, и в этой семье во время несчастий каждый оказался сам за себя. Болезнь его дочери, вероятно, стала лишь еще одной каплей в море, но уже последней. Хотя ведь и на что ему жаловаться? Все ведь у него прекрасно. Даже и не вздумай жалеть! Сильным людям не нужна ничья жалость, она их только унижает. Просто бывает такой момент, когда нужно выговориться. Когда сам потом боишься своих слов и мыслей и не понимаешь, почему вдруг взбрели они в твою голову. Ведь все у тебя хорошо.

Произведение Шукшина меня изрядно поразило. Причем, наверное, тем оно так запало мне в душу, что я никогда не думала об этой стороне жизни ранее. Не каждый подросток задумывается в свои годы о том, как на смену ему придут другие поколения или, например, что не всегда в семье складываются доверительные отношения между супругами. Я, в силу своего возраста, не могу заглядывать далеко в будущее или оценивать его объективно. А этот рассказ подталкивает, направляет на путь истинный. Кричит, мол, пора остановиться и задуматься, пока не стало слишком поздно.

Читайте также:
Рецензия на рассказы В. М. Шукшина: сочинение

Каждый раз с осторожностью беру в руки книгу Шукшина. Потому, что знаю – будет написано хорошо, искренне, сильно. А такие сильные вещи вызывают сильные эмоции, ранят душу, царапают что-то такое на самом ее дне. Заставляют задавать себе неудобные вопросы. Хочется стать чище, как после бани. Или просто остановиться, подумать о своей жизни, о том, кто рядом с тобой, вдруг ты кого-то обидел.

Вот в рассказах Шукшин, как мне кажется, наиболее силен. Время людей из его рассказов, конечно, уходит. Проблема привыкания деревни к городу уже не так часто встречается. Но отношения поколений, судьбы и мысли мигрантов – тут все еще есть над чем задуматься.

Даже не знаю, какой из рассказов выделить в книге. После каждого щемит сердце, или наоборот становится тепло и спокойно. После каждого нужно делать перерыв, чтобы отдышаться. Что-то другое можно не прочитать, но эти истории я буду перечитывать обязательно.

Всякое вредное напряжение совсем отпустило Алешу, мелкие мысли покинули голову, вселилась в душу некая цельность, крупность, ясность — жизнь стала понятной. То есть она была рядом, за окошечком бани, но Алеша стал недосягаем для нее, для ее суетни и злости, он стал большой и снисходительный.

Каждый раз с осторожностью беру в руки книгу Шукшина. Потому, что знаю – будет написано хорошо, искренне, сильно. А такие сильные вещи вызывают сильные эмоции, ранят душу, царапают что-то такое на самом ее дне. Заставляют задавать себе неудобные вопросы. Хочется стать чище, как после бани. Или просто остановиться, подумать о своей жизни, о том, кто рядом с тобой, вдруг ты кого-то обидел.

Вот в рассказах Шукшин, как мне кажется, наиболее силен. Время людей из его рассказов, конечно, уходит. Проблема привыкания деревни к городу уже не так часто встречается. Но отношения поколений, судьбы и мысли мигрантов – тут все еще есть над чем задуматься.

Даже не знаю, какой из рассказов выделить в книге. После каждого щемит сердце, или наоборот становится тепло и спокойно. После каждого нужно делать перерыв, чтобы отдышаться. Что-то другое можно не прочитать, но эти истории я буду перечитывать обязательно.

Всякое вредное напряжение совсем отпустило Алешу, мелкие мысли покинули голову, вселилась в душу некая цельность, крупность, ясность — жизнь стала понятной. То есть она была рядом, за окошечком бани, но Алеша стал недосягаем для нее, для ее суетни и злости, он стал большой и снисходительный.

Каждый раз с осторожностью беру в руки книгу Шукшина. Потому, что знаю – будет написано хорошо, искренне, сильно. А такие сильные вещи вызывают сильные эмоции, ранят душу, царапают что-то такое на самом ее дне. Заставляют задавать себе неудобные вопросы. Хочется стать чище, как после бани. Или просто остановиться, подумать о своей жизни, о том, кто рядом с тобой, вдруг ты кого-то обидел.

Вот в рассказах Шукшин, как мне кажется, наиболее силен. Время людей из его рассказов, конечно, уходит. Проблема привыкания деревни к городу уже не так часто встречается. Но отношения поколений, судьбы и мысли мигрантов – тут все еще есть над чем задуматься.

Даже не знаю, какой из рассказов выделить в книге. После каждого щемит сердце, или наоборот становится тепло и спокойно. После каждого нужно делать перерыв, чтобы отдышаться. Что-то другое можно не прочитать, но эти истории я буду перечитывать обязательно.

Всякое вредное напряжение совсем отпустило Алешу, мелкие мысли покинули голову, вселилась в душу некая цельность, крупность, ясность — жизнь стала понятной. То есть она была рядом, за окошечком бани, но Алеша стал недосягаем для нее, для ее суетни и злости, он стал большой и снисходительный.

Короткие рассказы, на несколько страниц, но в каждом из них – «карахтер»!
Народная деревенская мудрость, народная же дурость, святая простота, цельность , прямота.
В этих рассказах есть что-то такое светло-простое. Не простоватое, не легковесное, а именно простое, без интеллектуальных изысков, концепций, эстетства. Здесь есть прямое отношение человека и природы. Человека и смерти. Человека и жизни.
Смотрит старик на Катунь, вспоминает свою жизнь, и есть в его думах светлая, чистая, простая печаль.
Или видит плотник старую церкву. И душу щемит у него от этой красоты бесхитростной.
Или ходит старая мать по инстанциям, уговаривает начальство отпустить её сына из тюрьмы. И горе её, и надежда её такие ясные, незамутнённые посторонними эмоциями, суетой, истерикой.
Нет здесь масок, манипуляций, притворства и игры в жизнь. Любят без изысков – горячо и страстно. Ненавидят честно и люто.
Что особенно ценно для меня – нет здесь морализаторства. Нет хороших, плохих. Есть люди.
Ни одного пресного персонажа. Каждый запоминается.
Я родилась и выросла в деревне. И знаю точно, что люди, которых описал Шукшин – не выдуманные. Они были. Они и сейчас есть.
Наше время – время интернетной суеты, бессмысленных ярких картинок и коротких эмоций. Именно поэтому особенно дорого прикоснуться к миру прямых отношений с жизнью.
Не устаю от Шукшина, могу читать его долго и много. Перечитываю регулярно его рассказы. И каждый раз они греют меня своей человечностью.

Читайте также:
Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина («Алёша Бесконвойный»): сочинение

Рецензия на рассказы В. М. Шукшина: сочинение

Свою рецензию я решила написать на рассказ Василия Макаровича Шукшина «Срезал», написанный в 1970 году.

Я знакома с Шукшиным-актером, я видела много фильмов с его участием. Также Шукшин был мне интересен как режиссер. Мне запомнились такие его известные фильмы, как «Калина красная», «Печки-лавочки», «Живет такой парень». Но Василий Макарович Шукшин был известен не только как актер и режиссер, но и как замечательный писатель. Им были написаны два романа, шесть повестей. Прочитав один из его сборников рассказов — «Характеры», хотел бы выделить рассказ «Срезал».

В своем произведении автор поднимает перед читателем тему социальной демагогии. Простой деревенский мужик Глеб Капустин, решивший, что он живет хуже других и обделен возможностью сделать свою жизнь лучше, мстит за это людям, которые выше его по социальному статусу (полковник, профессор, кандидат). В действительности эти люди не имеют никакого отношения к его жизни. Отсюда у героя такая зависть и злость. Но дурацкая месть заключается в том, что он пытается вести дискуссии с кандидатом и прочими по вопросам, в которых сам ничего не понимает и – не разбирается. Глеб Капустин всего лишь напичкан сведениями отовсюду: из газет, радио, телевидения, книг, плохих и хороших. Но все это перемешалось, и это он преподносит так, как будто он умный, образованный человек. Это месть ничуть не прикрашенная, а прикрашенная если, то для одурачивания своих товарищей.

Рассказ интересен тем, что в нем Шукшин описал не свойственный для деревни случай. Писатель, уделивший большую роль в своем творчестве деревенской жизни, показал деревенского жителя в необычной роли. Вторжение в деревню в таком неожиданном выверте, где уж вовсе не благостность, не патриархальность никакая. Не в каждой деревне найдется такой «умник».

Автор не пишет ничего о жизненных интересах главного героя, кроме того, что он работает на пилораме. В рассказе это упомянуто между делом, что можно просто эту деталь не принять во внимание. Создается впечатление, что вся его жизнь заключается в том, чтобы глупо мстить людям выше его по социальному уровню.

Глеб Капустин не способен прислушаться к голосу другого человека, их интонация всегда обличительна. Глеб никак не может понять, что для того, чтобы добиться чего-то в жизни, необходимо приложить усилия. Он просто снял с повестки дня вопрос, что для того, чтобы жить хорошо, надо что-то сделать. Он просто игнорирует это. Никаких тормозов почему-то на этом пути не оказалось. Постарайся, то тогда тоже станешь ученым или еще кем-нибудь, тоже будешь приезжать на такси и выгружать из багажника по пять чемоданов. Но деревенский мужик привык, что к нему обращаются, как к хозяину положения, хозяину страны, труженику. Он привык, что за него думают, ему все помогают, принимают важные решения. Противопоставлением этому служит в рассказе семья кандидатов Журавлевых, приехавших в отпуск в деревню. Хотя Глеб Капустин полагает, что он превзошел умных и образованных людей, на самом деле они не стремятся и не хотят с ним спорить. Они просто не понимают, что он от них хочет.

Шукшину ярко удалось показать деревенских мужиков, которые восхищаются «умом» Капустина и удивляются тому, как он «срезал» кандидата».

В одном из своих интервью Василий Макарович Шукшин сказал, что из своего сборника «Характеры» он выделяет рассказ «Срезал». И с ним нельзя не согласиться. «Срезал» стоит особняком в этом сборнике, он наиболее примечателен. Наверное, потому, что он не похож на другие рассказы. Рассказ очень своеобразен. Логика главного героя Глеба Капустина подталкивает на размышления. Такие герои, как Глеб Капустин, такие «чудачки» и придают яркость, непохожесть произведениям Василия Макаровича Шукшина. Рассказ «Срезал» написан доступным языком, он понятен любому читателю. Этот очень небольшой по объему рассказ произвел на меня неизгладимое впечатление. Тема, идея, проблемы, которые подняты в рассказе, не могут оставить равнодушным ни одного читателя.

РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ В. М. ШУКШИНА «СРЕЗАЛ»

Интерес к личности и судьбе В. Шукшина, широкое признание его книг и фильмов обусловлены тесной, кровной связью личной судьбы писателя и судеб его героев.

В его искусстве так причудливо переплелась жизнь самого художника и созданий его фантазии, что и не разобрать, кто там взывает к человечности — писатель Шукшин или персонаж рассказа.

Своеобразие творчества Шукшина, поразительное единство его художественного мира основаны прежде всего на неповторимой личности самого художника, выросшего на народной почве и сумевшего выразить целое направление духовной жизни народа.

Со времен Ломоносова русская деревня рождала много смекалистых, умных и деятельных, очень серьезно относящихся к жизни и искусству людей. Они прославили Землю Русскую, овладели высотами мировой науки и культуры, но навсегда оставались верными своей «малой родине». Известна целая плеяда писателей: В. Астафьев, В, Белов, В. Распутин, в судьбе которых соединилась духовная память народа и общечеловеческая культура.

Василий Шукшин начинал с рассказов о земляках, бесхитростных и безыскусных. Но уже в самом начале обнаружил новые возможности в изображении человека, сумел в частном увидеть общее. Сборник «Сельские жители» — начало. Не только творческого пути, но и большой темы — любви к родине, деревне.

Читайте также:
Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина (Экзамен): сочинение

Для Василия Шукшина деревня — это социальное, национальное и нравственное понятие, где сходится весь сложнейший комплекс человеческих отношений. И как это обычно бывает, желание сказать свое слово о людях, которые близки, выливается в размышления о своей народной жизни.

И в то время, когда некоторые критики упорно причисляли Шукшина к «деревенщикам», писатель задумывался не только о деревне и о городе — о России, о русском национальном характере.

Поговорить подробнее мне бы хотелось об одном небольшом рассказе «Срезал». Вообще Шукшин писал так, что вокруг каждого внешне непритязательного рассказа возникало «поле» критических и читательских раздумий и выводов. Давно известно утверждение, что талант невозможно свести ни к одной формуле, ни к системе формул. И может быть, не случайно, что с эволюцией творчества Шукшина критические разночтения только увеличиваются. Но вот что странно: при всевозможных противоречиях в оценке разных героев Шукшина критики прямо-таки единогласны в понимании Глеба Капустина. Или так уж прост, ясен этот Глеб Капустин? На первый взгляд — да.

Глеб Капустин — белобрысый мужик сорока лет, «начитанный и ехидный». Мужики специально водят его к разным приезжим знаменитостям, чтобы он их «срезал». Зачем это мужикам? Да вот получают же они какое-то удовольствие от того, что их деревенский, свой, может срезать любого приезжего, ученого. «Срезал» он и очередного «знатного» гостя, некоего кандидата наук Журавлева. Между ними состоялся разговор. И важно в нем то, что Глеб Капустин понимает Журавлева, а вот Глеб для кандидата — абсолютная загадка. Капустин понимает, что кандидату никак нельзя ударить лицом в грязь перед земляками. И тот будет упорствовать или многозначительно посмеиваться, когда речь пойдет о вопросах, которые он вроде и не обязан знать. Кандидату достается крепко.

Борьба шла на равных: кандидат посчитал Глеба дураком, Капустин же точно сумел схватить главное в Журавлеве — самонадеянность — и «срезал» его перед мужиками.

Капустин сам объяснил свою особенность; «Не задирайся выше ватерлинии. А то слишком много берут на себя. » И еще: «Можно сотни раз писать во всех статьях «народ», но знаний от этого не прибавится. Так что когда уж выезжаете в этот самый народ, то будьте немного собранней. Подготовленный, что ли. А то легко можно в дурачках очутиться».

Глеб не прост, как вообще неоднозначны герои Шукшина, но он жесток, а «жестокость никто, никогда, нигде не любил еще», замечает автор, хотя некоторые суждения Глеба небезосновательны.

В этом небольшом анализе я вовсе не Глеба хотела оправдать, а показать, что кандидат Журавлев оказывается все-таки не на высоте. И мне показалось это очевидным, заложенным в тексте. Стал бы истинный интеллигент откровенно и снисходительно посмеиваться над Глебом, а потом довольно грубо «тыкать» ему?

Шукшин знал цену подлинной интеллигентности и высказался на этот счет весомо и точно: «Начнем с того, что явление это — интеллигентный человек — редкое. Это — неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется — для созвучия — «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса: «Что есть правда?», гордость. И — сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если все это в одном человеке — он интеллигент. Но и это не все. Интеллигент знает, что интеллигентность — не самоцель».

Уже в самом начале творческого пути, в статье «Как я понимаю рассказ», Шукшин определенно заявил, что «без искренней, тревожной думы о человеке, о добре, о зле, о красоте» нет и писателя.

Лев Толстой говорил: «Главная цель искусства, если есть искусство и есть у него цель, та, чтобы проявить, высказать правду о душе человека. »

Движущими силами в произведениях Шукшина являются не внешние события, сюжет у него только повод, чтобы начать разговор. Потом повод «исчезает», и «начинает говорить душа, мудрость», ум, чувство. Все чаще герои Шукшина задумываются над основами бытия, все чаще обращаются к так называемым «вечным вопросам».

Тревожные раздумья о смысле жизни окрашивались у Шукшина в разные тона, «неразрешимые» вопросы задавались с разной степенью напряженности: в них можно обнаружить трагическую безысходность и светлую печаль, крик души «на пределе» и скорбные думы о конечности бытия, печальные мысли о сиюминутности человеческой жизни, в которой так мало места было доброте.

И остаются с нами слова В. Шукшина: «Нам бы немножко добрее быть. Мы один раз, уж так случилось, живем на земле».

С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин. С этим и будем жить!

Сочинение рецензия по творчеству Василия Макаровича Шукшина

Василия Макаровича Шукшина большинство из нас знает как прекрасного актера и талантливейшего кинорежиссера, но последние несколько десятков лет своей жизни он посвящал также и писательскому творчеству. С точки зрения личностных качеств, он обладал какой-то особой пронзительностью, проникновенностью и глубокой духовностью. Шукшина всегда тянуло к философским размышлениям, он старался понять сущность бытия, пытался разглядеть глубину самого глубинного. И, конечно же, все эти мысли нашли отражение в литературном творчестве. Так на свет появилась

Читайте также:
Реализм в творчестве Шукшина: сочинение

Сюжет и герои одного из рассказов В. Шукшина. («Далекие зимние вечера») Сюжет и герои одного из рассказов В. Шукшина. Наиболее современными В искусстве и литературе Мне представляются вечные Усилия художников, которые Отдаются исследованиям Души человеческой. Это всегда благородно, всегда Трудно. В.

Герои рассказов В. М. Шукшина (на примере одного рассказа) В. Шукшин пришел в литературу со своим героем. Его герои — деревенские люди, живущие простой на первый взгляд жизнью. Наблюдая эту жизнь, автор задумывается: а был ли в ней какой-то.

Коллизия рассказов Шукшина столкновение «городского» и «деревенского» Высоким порывам шукшинских героев, увы, не дано реализоваться в жизни, и это придает воспроизведенным ситуациям трагикомическую тональность. Однако ни анекдотические случаи, ни эксцентричное поведение персонажей не мешают писателю разглядеть в.

Духовный поиск героев В. М. Шукшина Немногим более десяти лет продолжалась творческая деятельность В. Шукшина, но сделанного им хватило бы иному на целую жизнь. Он начал с рассказов о земляках. Бесхитростных и безыскусственных. Он чутко уловил.

«Взваливши наши тяжести.» (по рассказу «Мастер» ) Василий Макарович Шукшин прожил только сорок пять лет, но сколько он успел сделать, хватило бы на многие жизни, одних рассказов у него более ста двадцати. У Шукшина важен весь рассказ.

Рассказ Шукшина «Чудик» Возьмем, «классический» рассказ «Чудик» и зададим для начала себе вопрос: а можно ли принимать его название за чистую монету, то есть считает ли Шукшин своего героя «чудиком» в собственном смысле.

Крестьянство в произведениях Шукшина В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В России издревле крестьянство занимало главную роль в истории: не по силе власти (наоборот, крестьяне были самыми бесправными).

Афоризм и парадокс в рассказах Шукшина Шукшина интересуют не всякие проявления характеров и не любые способы их изображения. Подробное и ровное описание чувств и поступков героев ему чуждо. Его излюбленный тип изобразительности — афоризм, дерзкий и.

Правда жизни в романе В. Шукшина «Калина красная» Каждый, кто писал и говорил о творчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности. Ведь Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя.

Изображение национального характера в рассказе В. Шукшина «Чудик» В. Шукшин — замечательный русский писатель. Изумительны и трогательны по своей приближенно­сти к жизни его рассказы. В их центре — простой рус­ский человек, самый обыкновенный. Его образ автор раскрывает во.

В. Шукшин и его произведения Изучение творчества В. Шукшина — задача сложная и актуальная. Его искусство постоянно рождает споры, научные дискуссии. Однако истинное искусство всегда сопротивляется прямолинейности суждений. Василий Шукшин — человек разносторонних дарований. Это.

КРЕСТЬЯНСТВО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. М. ШУКШИНА В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В России издревле крестьянство занимало главную роль в истории: не по силе власти (наоборот, крестьяне были самыми бесправными).

Тема народного правдоискательства в прозе В. Шукшина В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции — стремление помочь людям. И он пытается прежде всего помочь людям.

Не позволяй душе лениться На нашей Земле человек является высшим разумным существом. Я считаю, что это большая честь, но вместе с тем и обязанности у человека большие. Каждый должен совершенствовать себя, очищать свою душу.

Реализм в творчестве Шукшина В принципе, в главном Шукшин, разумеется, прав: всякая экранизация действительно связана с переходом одного вида искусства в другой, равно как и с неизбежными, по-видимому, потерями-приобретениями. Скажем, фильм «Война и мир».

«Чудаковатые герои» рассказов В. М. Шукшина Одним из авторов, которые проповедовали в своих произведениях доброту и отзывчивость, был Василий Макарович Шукшин. Это был человек с разносторонним талантом: актер, режиссер, писатель. От всех его творений идут душевная.

Поиски нравственного идеала в прозе В. Шукшина .Хочу верить в вечное добро, в вечную справедливость, в вечную высшую силу, которая все это затеяла на земле. Я хочу познать эту силу и хочу надеяться, что сила эта —.

Правда жизни — Шукшин Каждый, кто писал и говорил о творчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности. Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, его.

Роль и место творчества Василия Шукшина Все большие художники при очевидной, подчас абсолютной несхожести путей, какими они идут в искусстве, сходствуют между собой в одном — в исторических судьбах своего творчества. Дело, разумеется, не в признании.

Юмор в рассказах В. М. Шукшина Тот, кому знакомо (по фотографиям, телевизионным кадрам или портретам) лицо Василия Шукшина, навер­няка согласится с тем, что оно совершенно не похоже на тысячи других лиц, как не похожи его судьба.

Новый герой Шукшина (по рассказу «Чудик») Появление героя Шукшина в начале шестидесятых годов было несколько неожиданным. Автор сам понимал, что герой его выглядит не по принятой форме, но он с горячностью доказывал, что ничего странного в.

Читайте также:
Где брал материал для своих произведений В. М. Шукшин: сочинение

Право человека на мечту (сочинение-миниатюра по рассказу В. Шукшина «Миль пардон, мадам!») Что значит мечта в жизни человека? По-видимому, очень многое, потому что люди очень крепко держатся за свою мечту, охраняют ее от посягательств окружающих, веря, что без нее жизнь станет обыденной.

Грани русского национального характера в произведениях Шукшина Рассказы Шукшина являли вереницу жизненных эпизодов, драматизированных сценок, внешне напоминавших ранние чеховские рассказы с их не натужностью, краткостью («короче воробьиного носа»), стихией беззлобного смеха. Персонажами Шукшина стали обитатели сельской периферии.

Рецензия на рассказы В. М. Шукшина Многие знают и любят рассказы В. М. Шукшина. Маленькие жизненные ситуации, на которые никто бы не обратил внимания, вошли во всеми любимые сборники коротких рассказов. Простые и понятные, они заставляют.

Проза Василия Шукшина Василий Шукшин не сразу приобрел известность. Приходила она исподволь, по мере того как все более широким становился диапазон его творчества, проникновеннее сила его мысли. Писатель, романист и драматург, режиссер, актер.

Кинематография в творчестве Шукшина Говоря о Шукшине, как-то даже неловко упоминать об органической связи его с народом России. Да ведь он сам и есть этот народ-труженик, вышедший на новую дорогу жизни и полностью творчески.

Характеристика образа Егора Прокудина Егор Прокудин (воровская кличка — Горе) — главный герой повести, «сорокалетний, стриженый» уголовник, отсидев очередной (пять лет) срок, освобождается из заключения и по стечению обстоятельств вынужден поехать в деревню к.

Проблематика рассказа В. Шукшина «Срезал» Добро и зло — вечные темы, вечные ценности. Ос­таются они актуальными и в современной литерату­ре. «Все ли в деревне хорошо, на мой взгляд, или не все хорошо»,- так определял замысел.

Особенности народного характера в прозе В. М. Шукшина на примере одного из рассказов («Микроскоп») Общественная система тоталитарного типа нивелирует личность. Защитить ее берется искусство. С этой целью в конце 60-х годов В. Шукшин создает своего «Чудика». Брежневская цензура милостиво разрешает тому увидеть свет, ведь.

Над чем заставляет задуматься рассказ В. М. Шукшина «Обида»? Люди, что с нами происходит? Надо человеком быть. В. Шукшин В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Обида» речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из.

Сочинение-миниатюра «Чудики» В. М. Шукшина Василий Макарович Шукшин — известный писатель конца прошлого века. Он сам вышел из народа, поэтому и все свои произведения писал о народе. Рассказы Шукшина — это даже не рассказы, а.

Тема города и деревни в рассказах В. Шукшина Колыбелью, с которой началась творческая жизнь Шукшина, которая дала толчок к развитию его потрясающих творческих сил, стала деревня. Память, размышления о жизни вели его в село, здесь он распознавал «острейшие.

Судьба русского крестьянства в рассказах В. М. Шукшина 1. Сельские мотивы в жизни и творчестве Шукшина. 2. Самобытные герои шукшинской прозы. 3. Комическое и трагическое в «деревенских» рассказах. 4. Земля — поэтически многозначительный образ творчества Шукшина. Современная деревенская.

Нравственные проблемы в рассказах Василия Макаровича Шукшина На нашей Земле человек является высшим разумным существом. Я считаю, что это большая честь; но вместе с тем и обязанности у человека большие. Каждый должен совершенствовать себя, очищать свою душу.

Сочинение по расказу В. М Шукшина «Срезал» Интерес к личности и судьбе В. Шукшина, широкое признание его книг и фильмов обусловлены тесной, кровной связью личной судьбы писателя и судеб его героев. В его искусстве так причудливо переплелась.

«Нравственность — есть правда» Творчество писателя, кинорежиссера и актера В. М. Шукшина привлекает внимание остротой постановки извеч­ной проблемы о смысле жизни, о непре­ходящих духовных ценностях челове­ка — его нравственных идеалах, чести, долге, совести. В.

Я пришел дать вам волю Литературный путь Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), известного советского писателя, актера и кинорежиссера, продолжался около полутора десятилетий. Художник пытливый и проницательный, человек, обладавший исключительно тонким духовным зрением, которое позволяло ему в.

Мои размышления о творчестве В. М. Шукшина (2) Искусство В. Шукшина как писателя, актера, драматурга не может оставить равнодушным ни одного человека. Зададим себе вопрос: чем же берут за душу и сердце произведения Шукшина? Ответ на него прост.

Содержание рассказа Шукшина «Срезал» К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Попроведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьей долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне.

Анализ рассказа «Срезал» Шукшина В. М «Срезал» Рассказ «Срезал» чрезвычайно важен для понимания авторского мировоззрения. Известно, что В. М. Шукшин придавал ему особое значение. В центре произведения — фигура Глеба Капустина — начитанного и ехидного мужика.

Сейчас вы читаете: Сочинение рецензия по творчеству Василия Макаровича Шукшина

Рассказы, Василий Шукшин – отзыв

Классика советской литературы про жизнь обычных людей. “Сдаю” одного из лучших актёров озвучивания аудиокниг, благодаря которому рассказы Шукшина кажутся ещё более яркими + где посмотреть постановки по рассказам писателя в Петербурге (и не только)

Здравствуйте!

Я была удивлена тому, что на айреке до сих пор не было отдельной ветки с рассказами Шукшина. Думаю, нет таких взрослых россиян, которые никогда не слышали имени писателя. Василий Шукшин снимал фильмы, писал прозу и сценарии к кинокартинам, сам играл в кино. Моё знакомство с его творчеством началось с повести “Калина красная”, а продолжилось сборником рассказов, о чём я и решила поведать в своём отзыве.

Читайте также:
Цельность творчества В.Шукшина: сочинение

Увы, но подрастающая молодёжь в лучшем случае знает только одну из его дочерей, Марию Шукшину, а вот про отца мало кто слышал. Я так и не смогла найти информацию, есть ли его проза в школьной программе. Сама я уже не помню, проходили ли мы его. Мне казалось, что рассказ “Экзамен” затрагивали, но так ли это на самом деле – точно ответить не могу. Надеюсь, что мой отзыв будет полезен и тем, кто давно знаком с творчеством писателя, и тем, кто собирается обратиться к нему впервые.

В моём отзыве не будет “сюжетных спойлеров”. Я даю общую оценку его рассказам, не буду останавливаться на конкретных рассказах, но если вы хотите что-то спросить – обращайтесь в комментарии)

ПРО ЧТО ПИСАЛ ВАСИЛИЙ ШУКШИН

Произведения этого советского писателя неразрывно связаны с жизнью обычных людей. Он пишет так, как есть на самом деле: что люди думают, как живут. Он не пытается приукрасить простые бытовые ситуации. Его рассказы – это масса небольших зарисовок из жизни самых разных людей. Возможно, в 21 веке его истории немного потеряли актуальность, а потому будущим поколениям будет тяжело понять героев, нынешние подростки мыслят совсем не так, как даже я ещё лет 10 назад. Но если вы уже сознательно относились к жизни хотя бы в 90-е, особенно если жили в маленьких провинциальных городах или деревнях, то персонажи Шукшина будут вам близки.

Его герои – водители, рабочие, учёные, пьяницы, заключённые. В общем, самые обычные люди. И хоть большая часть рассказов была написана в 60е годы прошлого века, мысли персонажей понятны и сейчас. Вроде бы и человека в космос отправили, и Интернет создали, почти всё управляется компьютером, но людей, по большей части, беспокоит одно и то же: деньги, любовь, несбывшиеся мечты, неуважение со стороны близких, простая серая тоска.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЗЫ ШУКШИНА

В этом разделе нет сюжетных спойлеров, я рассказываю лишь об общих чертах, которые присущи рассказам Шукшина.

Я не литературовед, поэтому даю оценку исключительно на основании того, как я вижу произведения писателя. Короткие рассказы, кстати, вообще мало кто пишет. Я вот так сходу могу назвать разве что Антона Чехова да Александра Цыпкина, небольшие повести писал и Гоголь, но это всё-таки уже другой формат, повести есть и Шукшина. Конечно, если покопаться в памяти, то можно вспомнить ещё Куприна, Мопассана и пятёрку других, но всё-таки те пишут более крупные произведения. Творчество Шукшина же отличают именно короткие истории, некоторые можно прочитать минут за 10-20 – это первая особенность.

Я редко читаю его рассказы так, чтобы сразу понять финал. Часто остаётся ощущение незавершённости. Шукшин будто специально обрывает некоторые истории, чтобы читатель сам смог что-то додумать. Но если где-то бывает просто приятное послевкусие (“Сапожки”), то в других историях (“А по утру они проснулись”, “Верую”, “Раскас” и т. п.) остаётся целый простор для рассуждений на тему “Что хотел сказать автор?”. То есть вроде бы Шукшин и не претендует на глубокую философию, его рассказы – это скорее зарисовки из жизни, описания бытовых ситуаций, которые могли быть на самом деле, но первое время эта манера обрывать истории меня нервировала – это вторая особенность.

Он пишет очень ёмко и без прикрас. Я всё ещё с содроганием вспоминаю начало “Верую”:

Не могу сказать, что его рассказы изобилуют какими-то подробностями, всё-таки в то время была жёсткая цензура, но стиль письма у Шукшина своеобразный. Во-первых, видно, что писал мужчина. Во-вторых, манера разговора и поведения той поры передана замечательно, очевидцы того времени подтверждают. Так что свой собственный стиль – это третья особенность. Всё-таки Чехова от Гоголя я отличить не смогу (именно по выдранному куску описательному, к примеру), а Шукшина от Солженицына – очень даже.

Ещё я могу отметить, что у него почти нет полностью смешных рассказов. В каждом произведении есть какая-то нотка грусти, даже нередко вселенской тоски, я бы сказала. Где-то это чувство светлое, но по большей части начинаешь сразу загоняться, переносить на жизнь вокруг. В общем, под серым питерским небом нагнетает ещё сильнее – это четвёртая особенность.

Вроде уже несколько раз упомянула, но решила в этом разделе отдельно подчеркнуть, что пишет Шукшин про жителей посёлков и деревень, городские жители у него редко проскакивают. Сам писатель – выходец из Сибири, известный и почитаемый житель Алтайского края. Он хоть и перебрался со временем в Москву, чтобы учиться на режиссёра, но писать про родные края не перестал. Так что Василия Шукшина можно отнести к самым известным представителям так называемой “деревенской прозы”, наравне с Распутиным и Солженицыным. Отсюда и его сюжеты – это пятая особенность.

Нельзя обойти вниманием и то, что какими бы ни были его герои, но они всегда к себе располагают. Будь это простой шофёр или бывший заключённый, но он будет положительным героем. Я не говорю про второстепенных персонажей, которые могут чудить по-всякому, но вот в центре рассказов почти всегда человек, у которого благие намерения. К чему они могут привести и какими средствами он будет этого добиваться – это уже другой разговор, многие могут таких персонажей и осудить, но сам центральный герой лично мне почти всегда нравится в положительном ключе – это шестая особенность.

Читайте также:
Образы в рассказах Шукшина: сочинение

И напоследок отмечу то, что его главные герои – это мужчины. Именно вокруг мужика вертится каждая история, хотя женщины могут сыграть не последнюю роль в том или ином рассказе, но вот в какой-то степени Шукшина можно обвинить в том, что он обошёл стороной слабый пол. Уж не знаю, чем это вызвано, но если так подумать, то пусть лучше пишет о том, в чём разбирается. Часто попытки мужчин объяснить женские поступки (и наоборот) выходят просто глупыми. А мужские образы, причём в очень большом разнообразии, Шукшин передаёт превосходно!

СПЕКТАКЛИ ПО РАССКАЗАМ ШУКШИНА

Рассказы Василия Шукшина – богатейшая почва для театральной сцены. Про другие города я говорить не берусь, это вы и без меня сможете поискать в Интернете, но в Петербурге есть 2 постановки, актуальные на 2017 год. Я была на одной в театре “Комедианты” на Лиговском проспекте. Называется она “Земляки”, базируется на 5 рассказах Шукшина. Ходила с мамой-пенсионеркой, нам обеим очень понравилось! Вышло очень по-советски, с юмором, но душевно. Более подробный отзыв на спектакль.

Вторая постановка, которую я знаю, поставлена Юрием Гальцевым в Театре Эстрады на Большой Конюшенной. Играют, кстати, его ученики (он преподаёт в одном из театральных ВУЗов Петербурга). Называется “Шуры-Муры“, этим летом будет 20го июля, билеты от 400 рублей. Я планирую сходить

Ещё слышала про спектакль “Чудики“, но он наверняка гастрольный, играет там Фёдор Добронравов (его вы можете знать по древней уже передаче “6 кадров”). Так что москвичи могут поискать его в афишах. В Петербурге должен пройти в ноябре в ДК Ленсовета на Петроградке аккурат между “Квартетом И” и концертом группы Him) Билеты от 800 рублей.

Кстати, пока готовила отзыв, внезапно узнала, что у него есть два сына-актёра, достаточно известных. Это Иван Добронравов, который запомнился мне ещё с детства по роли мальчика в многосерийном фильме “Тайга” и в “Возвращении” Звягинцева, и Виктор, сыгравший Федю в “Не родись красивой”. Вот как, целая актёрская семья) Иван задействован и в спектакле “Чудики”. А главным режиссёром спектакля выступает режиссёр сериала “Не родись красивой”. Зрителям покажут адаптацию сразу девяти рассказов Шукшина.

И да, экранизировали не только повести Шукшина, но и рассказы, хотя это вы можете и без меня найти в Википедии. Я в последнее время больше увлечена театром

Я очень люблю такую незамысловатую прозу. Мне нравятся обычные зарисовки, которые хоть и придуманы, но уж очень похожи на настоящие истории. Нравится и то, что рассказы очень короткие – можно читать по одному в день или слушать по дороге на работу. Это прекрасный выбор для тех, кто чувствует нехватку чтения, но у кого нет возможности браться за что-то масштабное, так как читать урывками тяжело. А минут 20 время от времени каждый сможет выделить. Удобно и то, что истории не связаны между собой, поэтому начинать можно с любого места в книге и читать даже не по порядку.

Многие могут ругать советское время, но есть в них некая романтика. Я зачитываюсь рассказами этого автора, потому что очень люблю Россию даже со всеми её недостатками, проблемами и озлобленными людьми. Хорошего у нас тоже много, и в рассказах это также видно В общем, советую прозу Шукшина и для отдыха души, и в качестве своеобразного альбома с воспоминаниями для тех, кто застал СССР до его развала.

П.С. Если соберётесь скачивать в аудиоформате, то ищите в читке Вячеслава Герасимова (это не разглашение персональных данных, он является публичным лицом – прим. для модераторов). Рассказы Шукшина – не первое, что я слушаю в его исполнении. На мой вкус, он является одним из самых лучших актёров озвучивания на рынке аудиокниг, работает давно, но многое зависит от качества записи. Здесь чтец не будет пить воду у микрофона и громко глотать её во время читки, не будет заговариваться, да и актёрские данные у него определённо есть. Я слушала в его исполнении пару книг Николаса Спаркса, там запись была отвратительная, текст шёл сплошняком без вырезки брака по звуку. Патрицию Хайсмит и Нору Робертс тоже обошли с качеством записи. А вот Шукшин начитан прекрасно!

В общем, если у вас нет времени читать книги, аудиформат – прекрасная альтернатива. Можно слушать даже когда просто моете посуду. Именно в исполнении Герасимова Шукшин звучит ещё громче, ещё интереснее!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: