Реализм в творчестве Шукшина: сочинение

Литература языковедение : Сочинение: Жанр деревенской прозы в творчестве Василия Шукшина

В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу. Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее, эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой.
В зарубежной литературе очень мало произведений подобного типа. Значительно больше их в нашей стране. Такая ситуация объясняется не только особенностями формирования государств, регионов, их национальной и экономической спецификой, но и характером, “портретом” каждого народа, населяющего данную местность. В странах Западной Европы, крестьянство играло незначительную роль, а вся народная жизнь кипела в городах. В России издревле крестьянство занимало самую главную роль в истории. Не по силе власти (наоборот – крестьяне были самыми бесправными), а по духу – крестьянство было и, наверное, по сей день остается движущей силой российской истории. Именно из темных, невежественных крестьян вышли и Стенька Разин, и Емельян Пугачев, и Иван Болотников, именно из-за крестьян, точнее из-за крепостного права, происходила та жестокая борьба, жертвами которой стали и цари, и поэты, и часть выдающейся русской интеллигенции XIX века. Благодаря этому произведения, освещающие данную тему занимают особое место в литературе.
Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе. Этот жанр в наши дни по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Современного читателя волнуют проблемы, которые поднимаются в романах такого жанра. Это вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни. Среди писателей современности, писавших или пишущих в жанре деревенской прозы, ведущее место занимают такие писатели, как Виктор Петрович Астафьев (“Царь-рыба”, “Пастух и пастушка”), Валентин Григорьевич Распутин (“Живи и помни”, “Прощание с Матерой”), Василий Макарович Шукшин (“Сельские жители”, “Любавины”, “Я пришел дать вам волю”) и другие.
Особое место в этом ряду занимает Василий Макарович Шукшин. Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и зарубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель.
Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году, в селе Сростки Алтайского края. И через всю жизнь будущего писателя красной нитью пролегла красота и суровость тех мест. Именно благодаря своей малой родине, Шукшин научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни. Уже с самого начала творческого пути он обнаружил новые пути в изображении человека. Его герои оказались непривычными и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту. Став уже вполне зрелым молодым человеком, Шукшин отправляется в центр России. В 1958 году он дебютирует в кино (“Два Федора”), а также и в литературе (“Рассказ в телеге”). В 1963 году Шукшин выпускает свой первый сборник -“Сельские жители”. А в 1964 году его фильм “Живет такой парень” удостаивается главной премии на фестивале в Венеции. К Шукшину приходит всемирная известность. Но он не останавливается на достигнутом. Следуют годы напряженной и кропотливой работы. Например: в 1965 году выходит его роман “Любавины” и в то же время на экранах страны появляется фильм “Живет такой парень”. Только по одному этому примеру можно судить с какой самоотдачей и интенсивностью работал художник.
А может это торопливость, нетерпение? Или желание немедленно утвердить себя в литературе на самой прочной – “романной” – основе? Безусловно это не так. Шукшиным было написано всего два романа. И как говорил сам Василий Макарович, его интересовала одна тема: судьбы русского крестьянства. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставит нас потрясенно спросить: ”Что с нами происходит”? Шукшин не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду, и этой правдой сблизить людей. Он был одержим одной мыслью, которую хотел додумать вслух. И быть понятым! Все усилия Шукшина – творца были направлены к этому. Он считал: “Искусство – так сказать, чтобы тебя поняли. ” С первых шагов в искусстве Шукшин объяснял, спорил, доказывал и мучился, когда не был понят. Ему говорят, что фильм “Живет такой парень” – это комедия. Он недоумевает и пишет послесловие к фильму. Ему подкидывают на встрече с молодыми учеными каверзный вопрос, он тушуется, а потом садится за статью (“Монолог на лестнице”).
Колыбелью, с которой началась творческая жизнь Шукшина, которая дала толчок к развитию его потрясающих творческих сил, стала деревня. Память, размышления о жизни вели его в село, здесь он распознавал “острейшие схлесты и конфликты”, которые побуждали к широким размышлениям над проблемами современной жизни общества. Начала многих исторических явлений и процессов Шукшин видел в послевоенной деятельности. После войны он подался в город, как и многие в то время. Будущий писатель работал слесарем во Владимире, строил литейный завод в Калуге, был разнорабочим, грузчиком, учеником маляра, восстанавливал разрушенные войной железные дороги. Наверное, вся ужасная картина разрушенной, сожженной послевоенной земли повлияла на Василия Шукшина, заставила взяться за перо. “Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми”- писал Шукшин. Неизгладимый след на творчестве Василия Шукшина оставила самобытность и колорит деревенской жизни. В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты и артистизма. В творчестве Шукшина, в его личности, биографии самобытно выразились характер народа, духовное состояние, условие его бытия в эпоху 40 – 70х годов – послевоенного тридцатилетия.
Где брал материал для своих произведений писатель? Везде, там, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. И понадобилось, чтобы явился из глубин народных крупный талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору. Герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти непонятным. Любители “дистиллированной” прозы требовали “красивого героя”, требовали, чтобы писатель выдумывал, чтобы не дай бог не растревожить собственную душу. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как не странно, именно потому, что герой не выдуман. А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. А когда герой выдуман в угоду кому-то, вот здесь полная безнравственность. Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока.
Сам Шукшин признавался: “Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа”. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам.
Обожгла боль от измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца (“Беспалый”).
Оскорбил очкарика в магазине хам продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель (“А поутру они проснулись. ”) и т. д. и т. п.
В таких ситуациях герои Шукшина могут даже покончить с собой (“Сураз”, “Жена мужа в Париж провожала”). Нет, не выдерживают они оскорблений, унижений, обиды. Обидели Сашку Ермолаева (“Обида”), “несгибаемая” тетя-продавец нахамила. Ну и что? Бывает. Но герой Шукшина не будет терпеть, а будет доказывать, объяснять, прорываться сквозь стенку равнодушия. И . схватится за молоток. Или уйдет из больницы, как это сделал Ванька Тепляшин, как это сделал Шукшин (“Кляуза”). Очень естественная реакция человека совестливого и доброго.
Нет Шукшин не идеализирует своих странных, непутевых героев. Идеализация вообще противоречит искусству писателя. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому. И вот, уже не разобрать, кто там вызывает к человечности – писатель Шукшин или Ванька Тепляшин.
Шукшинский герой, сталкиваясь с “узколобым гориллой”, может в отчаянии сам схватиться за молоток, чтобы доказать неправому свою правоту, и сам Шукшин может сказать : “Тут надо сразу бить табуреткой по голове – единственный способ сказать хаму, что он сделал нехорошо” (“Боря”). Это чисто “шукшинская” коллизия, когда правда, совесть, честь не могут доказать, что они – это они. А хаму так легко, так просто укорить совестливого человека. И все чаще, столкновения героев Шукшина становятся драматическими для них. Шукшина многие считали писателем комическим, “шутейным”, но с годами все отчетливее обнаруживалась односторонность этого утверждения, как, впрочем, и другого – о “благодушной бесконфликтности” произведений Василия Макаровича. Сюжетные ситуации рассказов Шукшина остроперепетийны. В ходе их развития комедийные положения могут драматизироваться, а в драматических обнаруживается нечто комическое. При укрупненном изображении необычных, исключительных обстоятельств, ситуация предполагает их возможный взрыв, катастрофу, которые разразившись, ломают привычный ход жизни героев. Чаще всего поступки героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости ( “ Осенью ” ).
Писал ли Шукшин жестоких и мрачных собственников Любавиных, вольнолюбивого мятежника Степана Разина, стариков и старух, рассказывал ли о разломе сеней, о неизбежном уходе человека и прощании его со всеми земными, ставил ли фильмы о Пашке Когольникове, Иване Расторгуеве, братьях Громовых, Егоре Прокудине, он изображал своих героев на фоне конкретных и обобщенных образов – реки, дороги, бесконечного пространства пашни, родного дома, безвестных могил. Шукшин понимает этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, решая кардинальную проблему : что есть человек ? В чем суть его бытия на Земле ?
Исследование русского национального характера, складывавшегося на протяжении столетий и изменений в нем, связанных с бурными переменами ХХ века, составляет сильную сторону творчества Шукшина.
Земное притяжение и влечение к земле – сильнейшее чувство земледельца. Родившееся вместе с человеком, образное представление о величии и мощи земли, источнике жизни, хранители времени и ушедших с ним поколений в искусстве. Земля – поэтически многозначительный образ в искусстве Шукшина : дом родной, пашня, степь, Родина, мать – сыра земля . Народно – образные ассоциации и восприятия создают цельную систему понятий национальных, исторических и философских : о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цели поколений, о Родине, о духовных связях. Всеобъемлющий образ земли – Родины становятся центром тяготения всего содержания творчества Шукшина : основных коллизий, художественных концепций, нравственно – эстетических идеалов и поэтики. Обогащение и обновление, даже усложнение исконных понятий о земле, доме в творчестве Шукшина вполне закономерно. Его мировосприятие, жизненный опыт, обостренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа, обусловили такую своеобразную прозу.
Первой попыткой осмысления В. Шукшиным судеб русского крестьянства на исторических изломах, стал роман “Любавины”. В нем речь шла о начале 20-х годов нашего столетия. Но главным героем, главным воплощением, сосредоточием русского национального характера для Шукшина являлся Степан Разин. Именно ему, его восстанию, посвящен второй и последний роман Шукшина “Я пришел дать вам волю”. Когда впервые заинтересовался Шукшин личностью Разина, сказать трудно. Но уже в сборнике ”Сельские жители” начинается разговор о нем. Был момент, когда писатель понял, что Степан Разин какими-то гранями своего характера абсолютно современен, что он – сосредоточие национальных особенностей русского народа. И это, драгоценное для себя открытие, Шукшин хотел донести до читателя. Сегодняшний человек остро ощущает, как “сократилась дистанция между современностью и историей”. Писатели, обращаясь к событиям прошлого, изучают их с позиции людей ХХ столетия, ищут и находят те нравственные и духовные ценности, которые необходимы в наше время.
Проходит несколько лет после окончания работы над романом ”Любавины”, и Шукшин на новом художественном уровне пытается исследовать процессы, происходящие в русском крестьянстве. Поставить фильм о Степане Разине было его мечтой. К ней он возвращался постоянно. Если принять во внимание природу шукшинского дарования, вдохновлявшегося и питавшегося живой жизнью, учесть, что он сам собирался играть роль Степана Разина, то от фильма можно было бы ожидать нового глубокого проникновения в русский национальный характер. Одна из лучших книг Шукшина так и называется – “Характеры” – и само это название подчеркивает пристрастие писателя к тому, что скаладывалось в определенных исторических условиях.
В рассказах, написанных в последние годы, все чаще звучит страстный, искренний авторский голос, обращенный прямо к читателю. Шукшин заговорил о самом главном, наболевшем, обнажая свою художническую позицию. Он словно почувствовал, что его герои не все могут высказать, а сказать обязательно надо. Все больше появляется “внезапных”, “навыдуманных” рассказов от самого себя Василия Макаровича Шукшина. Такое открытое движение к “неслыханной простоте”, своеобразной обнаженности – в традициях русской литературы. Тут собственно уже не искусство, выход за его пределы, когда душа кричит о своей боли. Теперь рассказы – сплошное авторское слово. Интервью – обнаженное откровение. И везде вопросы, вопросы, вопросы. Самые главные о смысле жизни.
Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. “Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”, – говорил он.
С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.

Читайте также:
Где брал материал для своих произведений В. М. Шукшин: сочинение

Сочинение: Жанр деревенской прозы в творчестве Василия Шукшина

В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу. Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее, эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой.
В зарубежной литературе очень мало произведений подобного типа. Значительно больше их в нашей стране. Такая ситуация объясняется не только особенностями формирования государств, регионов, их национальной и экономической спецификой, но и характером, “портретом” каждого народа, населяющего данную местность. В странах Западной Европы, крестьянство играло незначительную роль, а вся народная жизнь кипела в городах. В России издревле крестьянство занимало самую главную роль в истории. Не по силе власти (наоборот – крестьяне были самыми бесправными), а по духу – крестьянство было и, наверное, по сей день остается движущей силой российской истории. Именно из темных, невежественных крестьян вышли и Стенька Разин, и Емельян Пугачев, и Иван Болотников, именно из-за крестьян, точнее из-за крепостного права, происходила та жестокая борьба, жертвами которой стали и цари, и поэты, и часть выдающейся русской интеллигенции XIX века. Благодаря этому произведения, освещающие данную тему занимают особое место в литературе.
Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе. Этот жанр в наши дни по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Современного читателя волнуют проблемы, которые поднимаются в романах такого жанра. Это вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни. Среди писателей современности, писавших или пишущих в жанре деревенской прозы, ведущее место занимают такие писатели, как Виктор Петрович Астафьев (“Царь-рыба”, “Пастух и пастушка”), Валентин Григорьевич Распутин (“Живи и помни”, “Прощание с Матерой”), Василий Макарович Шукшин (“Сельские жители”, “Любавины”, “Я пришел дать вам волю”) и другие.
Особое место в этом ряду занимает Василий Макарович Шукшин. Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и зарубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель.
Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году, в селе Сростки Алтайского края. И через всю жизнь будущего писателя красной нитью пролегла красота и суровость тех мест. Именно благодаря своей малой родине, Шукшин научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни. Уже с самого начала творческого пути он обнаружил новые пути в изображении человека. Его герои оказались непривычными и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту. Став уже вполне зрелым молодым человеком, Шукшин отправляется в центр России. В 1958 году он дебютирует в кино (“Два Федора”), а также и в литературе (“Рассказ в телеге”). В 1963 году Шукшин выпускает свой первый сборник -“Сельские жители”. А в 1964 году его фильм “Живет такой парень” удостаивается главной премии на фестивале в Венеции. К Шукшину приходит всемирная известность. Но он не останавливается на достигнутом. Следуют годы напряженной и кропотливой работы. Например: в 1965 году выходит его роман “Любавины” и в то же время на экранах страны появляется фильм “Живет такой парень”. Только по одному этому примеру можно судить с какой самоотдачей и интенсивностью работал художник.
А может это торопливость, нетерпение? Или желание немедленно утвердить себя в литературе на самой прочной – “романной” – основе? Безусловно это не так. Шукшиным было написано всего два романа. И как говорил сам Василий Макарович, его интересовала одна тема: судьбы русского крестьянства. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставит нас потрясенно спросить: ”Что с нами происходит”? Шукшин не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду, и этой правдой сблизить людей. Он был одержим одной мыслью, которую хотел додумать вслух. И быть понятым! Все усилия Шукшина – творца были направлены к этому. Он считал: “Искусство – так сказать, чтобы тебя поняли. ” С первых шагов в искусстве Шукшин объяснял, спорил, доказывал и мучился, когда не был понят. Ему говорят, что фильм “Живет такой парень” – это комедия. Он недоумевает и пишет послесловие к фильму. Ему подкидывают на встрече с молодыми учеными каверзный вопрос, он тушуется, а потом садится за статью (“Монолог на лестнице”).
Колыбелью, с которой началась творческая жизнь Шукшина, которая дала толчок к развитию его потрясающих творческих сил, стала деревня. Память, размышления о жизни вели его в село, здесь он распознавал “острейшие схлесты и конфликты”, которые побуждали к широким размышлениям над проблемами современной жизни общества. Начала многих исторических явлений и процессов Шукшин видел в послевоенной деятельности. После войны он подался в город, как и многие в то время. Будущий писатель работал слесарем во Владимире, строил литейный завод в Калуге, был разнорабочим, грузчиком, учеником маляра, восстанавливал разрушенные войной железные дороги. Наверное, вся ужасная картина разрушенной, сожженной послевоенной земли повлияла на Василия Шукшина, заставила взяться за перо. “Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми”- писал Шукшин. Неизгладимый след на творчестве Василия Шукшина оставила самобытность и колорит деревенской жизни. В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты и артистизма. В творчестве Шукшина, в его личности, биографии самобытно выразились характер народа, духовное состояние, условие его бытия в эпоху 40 – 70х годов – послевоенного тридцатилетия.
Где брал материал для своих произведений писатель? Везде, там, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. И понадобилось, чтобы явился из глубин народных крупный талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору. Герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти непонятным. Любители “дистиллированной” прозы требовали “красивого героя”, требовали, чтобы писатель выдумывал, чтобы не дай бог не растревожить собственную душу. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как не странно, именно потому, что герой не выдуман. А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. А когда герой выдуман в угоду кому-то, вот здесь полная безнравственность. Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока.
Сам Шукшин признавался: “Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа”. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам.
Обожгла боль от измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца (“Беспалый”).
Оскорбил очкарика в магазине хам продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель (“А поутру они проснулись. ”) и т. д. и т. п.
В таких ситуациях герои Шукшина могут даже покончить с собой (“Сураз”, “Жена мужа в Париж провожала”). Нет, не выдерживают они оскорблений, унижений, обиды. Обидели Сашку Ермолаева (“Обида”), “несгибаемая” тетя-продавец нахамила. Ну и что? Бывает. Но герой Шукшина не будет терпеть, а будет доказывать, объяснять, прорываться сквозь стенку равнодушия. И . схватится за молоток. Или уйдет из больницы, как это сделал Ванька Тепляшин, как это сделал Шукшин (“Кляуза”). Очень естественная реакция человека совестливого и доброго.
Нет Шукшин не идеализирует своих странных, непутевых героев. Идеализация вообще противоречит искусству писателя. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому. И вот, уже не разобрать, кто там вызывает к человечности – писатель Шукшин или Ванька Тепляшин.
Шукшинский герой, сталкиваясь с “узколобым гориллой”, может в отчаянии сам схватиться за молоток, чтобы доказать неправому свою правоту, и сам Шукшин может сказать : “Тут надо сразу бить табуреткой по голове – единственный способ сказать хаму, что он сделал нехорошо” (“Боря”). Это чисто “шукшинская” коллизия, когда правда, совесть, честь не могут доказать, что они – это они. А хаму так легко, так просто укорить совестливого человека. И все чаще, столкновения героев Шукшина становятся драматическими для них. Шукшина многие считали писателем комическим, “шутейным”, но с годами все отчетливее обнаруживалась односторонность этого утверждения, как, впрочем, и другого – о “благодушной бесконфликтности” произведений Василия Макаровича. Сюжетные ситуации рассказов Шукшина остроперепетийны. В ходе их развития комедийные положения могут драматизироваться, а в драматических обнаруживается нечто комическое. При укрупненном изображении необычных, исключительных обстоятельств, ситуация предполагает их возможный взрыв, катастрофу, которые разразившись, ломают привычный ход жизни героев. Чаще всего поступки героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости ( “ Осенью ” ).
Писал ли Шукшин жестоких и мрачных собственников Любавиных, вольнолюбивого мятежника Степана Разина, стариков и старух, рассказывал ли о разломе сеней, о неизбежном уходе человека и прощании его со всеми земными, ставил ли фильмы о Пашке Когольникове, Иване Расторгуеве, братьях Громовых, Егоре Прокудине, он изображал своих героев на фоне конкретных и обобщенных образов – реки, дороги, бесконечного пространства пашни, родного дома, безвестных могил. Шукшин понимает этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, решая кардинальную проблему : что есть человек ? В чем суть его бытия на Земле ?
Исследование русского национального характера, складывавшегося на протяжении столетий и изменений в нем, связанных с бурными переменами ХХ века, составляет сильную сторону творчества Шукшина.
Земное притяжение и влечение к земле – сильнейшее чувство земледельца. Родившееся вместе с человеком, образное представление о величии и мощи земли, источнике жизни, хранители времени и ушедших с ним поколений в искусстве. Земля – поэтически многозначительный образ в искусстве Шукшина : дом родной, пашня, степь, Родина, мать – сыра земля . Народно – образные ассоциации и восприятия создают цельную систему понятий национальных, исторических и философских : о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цели поколений, о Родине, о духовных связях. Всеобъемлющий образ земли – Родины становятся центром тяготения всего содержания творчества Шукшина : основных коллизий, художественных концепций, нравственно – эстетических идеалов и поэтики. Обогащение и обновление, даже усложнение исконных понятий о земле, доме в творчестве Шукшина вполне закономерно. Его мировосприятие, жизненный опыт, обостренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа, обусловили такую своеобразную прозу.
Первой попыткой осмысления В. Шукшиным судеб русского крестьянства на исторических изломах, стал роман “Любавины”. В нем речь шла о начале 20-х годов нашего столетия. Но главным героем, главным воплощением, сосредоточием русского национального характера для Шукшина являлся Степан Разин. Именно ему, его восстанию, посвящен второй и последний роман Шукшина “Я пришел дать вам волю”. Когда впервые заинтересовался Шукшин личностью Разина, сказать трудно. Но уже в сборнике ”Сельские жители” начинается разговор о нем. Был момент, когда писатель понял, что Степан Разин какими-то гранями своего характера абсолютно современен, что он – сосредоточие национальных особенностей русского народа. И это, драгоценное для себя открытие, Шукшин хотел донести до читателя. Сегодняшний человек остро ощущает, как “сократилась дистанция между современностью и историей”. Писатели, обращаясь к событиям прошлого, изучают их с позиции людей ХХ столетия, ищут и находят те нравственные и духовные ценности, которые необходимы в наше время.
Проходит несколько лет после окончания работы над романом ”Любавины”, и Шукшин на новом художественном уровне пытается исследовать процессы, происходящие в русском крестьянстве. Поставить фильм о Степане Разине было его мечтой. К ней он возвращался постоянно. Если принять во внимание природу шукшинского дарования, вдохновлявшегося и питавшегося живой жизнью, учесть, что он сам собирался играть роль Степана Разина, то от фильма можно было бы ожидать нового глубокого проникновения в русский национальный характер. Одна из лучших книг Шукшина так и называется – “Характеры” – и само это название подчеркивает пристрастие писателя к тому, что скаладывалось в определенных исторических условиях.
В рассказах, написанных в последние годы, все чаще звучит страстный, искренний авторский голос, обращенный прямо к читателю. Шукшин заговорил о самом главном, наболевшем, обнажая свою художническую позицию. Он словно почувствовал, что его герои не все могут высказать, а сказать обязательно надо. Все больше появляется “внезапных”, “навыдуманных” рассказов от самого себя Василия Макаровича Шукшина. Такое открытое движение к “неслыханной простоте”, своеобразной обнаженности – в традициях русской литературы. Тут собственно уже не искусство, выход за его пределы, когда душа кричит о своей боли. Теперь рассказы – сплошное авторское слово. Интервью – обнаженное откровение. И везде вопросы, вопросы, вопросы. Самые главные о смысле жизни.
Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. “Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”, – говорил он.
С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.

Читайте также:
Образы чудиков в ранней прозе В. Шукшина: сочинение

Сочинение: Вера в гуманные начала жизни (творчество В. М. Шукшина)

Изучение творчества В. Шукшина — задача сложная и акту­альная. Ее решение необходимо с точки зрения научно-познава­тельной и нравственно-эстетической. Не оставляя никого равно­душным, искусство В. Шукшина постоянно рождает споры, на­учные дискуссии, которые далеко еще не закончены.

Герои В. Шукшина откровенно, независимо, горячо спорят о вечном и сиюминутном, о добре и зле, о смысле жизни, о призвании человека. Многие из них, как, например, Саша Ермолаев, Колька Пиратов, Иван Дегтярев, Князев, — макси­малисты, не склонные к компромиссам, покорности или не­вмешательству. Они готовы исгравить всех и вся, предлагая собственные конструктивные программы, поправки, усовер­шенствования. Шукшинские мыслители живут в реальной обстановке, отнюдь не тяготясь повседневностью. Многие из них, любя жизнь, ценя ее радости, в самой реальности откры­вают нечто новое, не замечаемое другими, как, например, ху­дожник Саня Неверов («Залетный»), священник («Верую!»), Матвей Рязанцев («Думы»).
[sms]
Мир героев Шукшина многообразен, богат красками, полон динамики. Поиск истины начинается с познания окружающего мира. Реальный мир как место обитания человека признается всеми героями. Споры, разногласия возникают, когда речь идет о роли и назначении человека, о его нравственных качествах, путях усовершенствования. Шукшинские философы — матери­алисты и гуманисты — обнаруживают в своих суждениях кон­кретность и логику, независимость, стремление постичь все сво­им умом — от микромира до космоса. В духовно-нравственных исканиях каждый из героев проявляет свое восприятие дейст­вительности, свою натуру, духовную организацию. Перед ними развертывается свиток многохарактерных, совершенно неповто­римых видений, восприятий и мнений. Их психологически убе­дительно выраженная личностность делает каждый поиск не только субъективным, но и как бы приоритетным, заключаю­щим в себе единственные в своем роде открытия.

Как прожить жизнь? В чем ее высший смысл? Герои нахо­дят ответы, требовательно познавая окружающий мир, самокритично допрашивая себя. Они справедливо полагают, что бесценный дар жизни преступно растрачивать попусту. Чело­век тогда и велик, когда он чувствует пульс окружающего его мира, гармонию с движением бытия. В поисках шукшинскими героями истины, через заблуждения, трудности, в своеобраз­ной мозаичной форме споров персонажей, в существе их во­просов и ответов, опровержений, в защите нравственных идеа­лов отразилось общее: социально-историческое и современное состояние народной жизни. В многоголосии проступают основ­ные направления идей и мнений: жизнеутверждающее начало, поэтизирующее жизнь, и рационалистическое, сторонники ко­торого руководствуются идеями целесообразности и пользы. Объединяет их пафос отрицания мещанства, эгоизма, приоб­ретательства, корысти — всего, что искажает, уродует облик жизни.

Читайте также:
Крестьянство в произведениях Шукшина: сочинение

Свои идеалы писатель утверждает во всех жанрах творче­ства. Ему дорого проявление простых и прекрасных нравст­венных чувств, подтверждающих достижимость идеала: труд, память о родине, о доме отчем, любовь к матери, ощущение кровной связи с землей, радость общения с окружающим ми­ром, — тот круг переживаний и чувствований, который очер­чивает нравственный облик человека, который свойствен жи­вой душе.

В. Шукшина волновали все те вопросы, которыми жили на­род и общество, — от обыденных до государственно важных. В. Шукшин, будучи гражданином своей страны, русским чело­веком, художником, стремился к познанию жизни отдельного человека и народа в целом. И все свои знания и собственные мысли о русском народе, его характере, судьбе, культуре, геро­ическом и трудном историческом пути, о городе и деревне, о тех ситуациях, которые складывались под влиянием наступ­ления технического прогресса, преобразующего деревенскую жизнь, он воплотил в своих героях.[/sms]

Вера в гуманные начала жизни (по творчеству В. Шукшина): сочинение

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ВАСИЛИЙ ШУКШИН

Вера в гуманные начала жизни (по произведениям В. М. Шукшина)

Изучение творчества В. Шукшина-задача сложная и актуальная. Его решение необходимо с точки зрения научно-познавательного и нравственно-эстетического.

Не оставляя никого равнодушным, искусство В. Шукшина постоянно рождает споры, научные дискуссии, которые далеко еще не закончены. Диспут, который начался в середине шестидесятых годов, обнажил расхождение оценок и мнений в определении типа героя В. Шукшина, продолжается в наши дни.

Герои В. Шукшина откровенно, независимо, горячо спорят о вечном и ежеминутное, о добре и зле, о смысле жизни, о призвании человека. Многие из них, как, например, Саша Ермолаев, Николай Пиратов, Иван Дегтярев, Князев, – максималисты, не склонны к компромиссам, покорности или невмешательства. Они готовы исправить всех и вся, предлагая собственные конструктивные программы, поправки, усовершенствования. Шукшинські мыслители живут в реальной обстановке, отнюдь не тяготясь повседневностью. Многие из них, любя жизнь, ценя его радости, в реальности открывает нечто новое, не замечаемое другими, как, например, художник Саша Неверов («Залетный»), священник («Верую»), Матвей Рязанцев («Думы»), Мир героев Шукшина многообразен, колоритный, полон динамики.

Читайте также:
Анализ рассказа В. М. Шукшина Выбираю деревню на жительство: сочинение

Поиск истины начинается с познания окружающего мира. Реальный мир как место обитания человека признается всеми героями. Споры, разногласия возникают, когда речь идет о роли и назначении человека, о его моральные качества, пути совершенствования. Шукшинські философы – материалисты и гуманисты – обнаруживают в своих суждениях конкретность и логику, независимость, стремление постичь все своим умом – от микромира до космоса.

В духовно-нравственных исканиях каждый из героев проявляет свое восприятие действительности, свою натуру, духовную организацию. Перед ними разворачивается свиток багатохарактерних, вполне неповторимых видений, восприятий и думок. их психологически убедительно выраженная личность делает каждый поиск не только субъективным, но и как бы приоритетным, который заключает в себе единственные в своем роде открытие.

Как прожить жизнь? В чем его высший смысл? Герои находят ответа, требовательно познавая окружающий мир, самокритично допрашивая себя. Они справедливо полагают, что бесценный дар жизни преступно растрачивать зря. Человек тогда и большая, когда она чувствует пульс окружающего его мира, гармонию с устремлением бытия.

В поисках шукшинськими героями истины, через ошибки, трудности, в своеобразной мозаичной форме споров персонажей, в существе их вопросов и ответов, опровержений, в защите нравственных идеалов отразилось общее: социально-историческое и современное состояние народной жизни, его важнейшие тенденции обновления и преобразования. В многоголосии проступают основные направления идей и мыслей: жизнеутверждающее начало, которое поэтизирует жизнь, и рационалистическое, сторонники которого руководствуются идеями целесообразности и пользы. Объединяет их пафос отрицания мещанства, эгоизма, корысти – всему, что искажает, вироджує образ жизни.

Свои идеалы писатель подтверждает во всех жанрах творчества. Ему дорогой проявление простых и прекрасных нравственных чувств, подтверждающих достижимость идеала: труд, память о родине, о родительский дом, любовь к матери, ощущение кровного связи с землей, радость общения с окрестным миром, – тот круг переживаний и чувствований, который очерчивает нравственный облик человека, который свойствен живой душе. В. Шукшина волновали все те вопросы, которыми жили народ и общество, – от повседневных до государственно важных. В. Шукшин, как гражданин своей страны, русский человек, художник, шел к познанию жизни отдельного человека и народа в целом.

Читайте также:
Цельность творчества В.Шукшина: сочинение

И все свои знания и собственные мысли о русском народе, его характере, судьбе, культуре, героическом и трудный исторический путь, о городе и деревне, о те ситуации, которые складывались под влиянием технического прогресса, который превращает сельское жизнь, он воплотил в своих героях.

Вера в гуманные начала жизни (по творчеству В. Шукшина)

Изучение творчества В. Шукшина – задача сложная и актуальная. Ее решение необходимо с точки зрения научно-познавательной и нравственно-эстетической. Не оставляя никого равнодушным, искусство В. Шукшина постоянно рождает споры, научные дискуссии, которые далеко еще не закончены. Герои писателя откровенно, независимо, горячо спорят о вечном и сиюминутном, о добре и зле, о смысле жизни, о призвании человека.

Многие из них, как, например, Сашка Ермолаев, Колька Пиратов, Иван Дегтярев, Князев, – максималисты, не склонные к компромиссам, покорности или невмешательству. Они готовы исправить всех и вся, предлагая собственные конструктивные программы, поправки, усовершенствования. Шукшинские мыслители живут в реальной обстановке, отнюдь не тяготясь повседневностью. Многие из них, любя жизнь, ценя ее радости, в самой реальности открывают нечто новое, не замечаемое другими, например художник Саня Неверов (“Залетный”), священник (“Верую!”), Матвей Рязанцев (“Думы”).

Мир героев Шукшина многообразен, богат красками, полон динамики. Поиск истины начинается с познания окружающего мира. Реальный мир как место обитания человека признается всеми персонажами. Споры, разногласия возникают, когда речь идет о роли и назначении человека, о его нравственных качествах, путях усовершенствования.

Шукшинские философы – материалисты и гуманисты – обнаруживают в своих суждениях конкретность и логику, независимость, стремление постичь все своим умом: от микромира до космоса. В духовно-нравственных исканиях каждый из героев проявляет свое восприятие действительности, свою натуру, духовную организацию. Перед ними развертывается свиток многохарактерных, совершенно неповторимых видений и мнений. Их психологически убедительно выраженная личностность делает каждый поиск не только субъективным, но и как бы приоритетным, заключающим в себе единственные в своем роде открытия.

Как прожить жизнь? В чем ее высший смысл? Герои находят ответы, требовательно познавая окружающий мир, самокритично допрашивая себя. Они справедливо полагают, что бесценный дар жизни преступно растрачивать попусту.

Читайте также:
«То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все». (В. Набоков). По произведением Василия Шукшина: сочинение

Человек тогда и велик, когда он чувствует пульс окружающего его мира, гармонию с движением бытия. В поисках шукшинскими героями истины, через заблуждения, трудности, в своеобразной форме споров персонажей, в существе их вопросов и ответов, опровержений, в защите нравственных идеалов отразилось общее: социально-историческое и современное состояние народной жизни. В многоголосии проступают основные направления идей и мнений; жизнеутверждающее начало, поэтизирующее жизнь, и то рационалистическое, сторонники которого руководствуются идеями целесообразности и пользы. Объединяет их пафос отрицания мещанства, эгоизма, приобретательства, корысти – всего, что искажает, уродует облик жизни. Свои идеалы писатель утверждает во всех жанрах творчества.

Ему дорого проявление простых и прекрасных нравственных чувств, подтверждающих достижимость идеала: труд, память о родине, о доме отчем, любовь к матери, ощущение кровной связи с землей, радость общения с окружающим миром – тот круг переживаний и чувствований, который очерчивает нравственный облик человека, который свойствен живой душе. В. Шукшина волновали все те вопросы, которыми жили народ и общество, – от обыденных до государственно-важных. В. Шукшин, будучи гражданином своей страны, русским человеком, художником, стремился к познанию жизни отдельного человека и народа в целом.

И все свои знания и собственные мысли о русском народе, его характере, судьбе, культуре, героическом и трудном историческом пути, о городе и деревне, о тех ситуациях, которые, складывались под влиянием наступления технического прогресса, преобразующего деревенскую жизнь, он воплотил в своих героях.

Твір на тему: Вера в гуманные начала жизни (по творчеству В. Шукшина)

Related posts:

Нравственные идеалы героев В. М. Шукшина В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции – стремление помочь людям. И он хотел помочь людям найти правду.

Віра в гуманні начала життя – за творами В. Шукшина ВАСИЛЬ ШУКШИН 11 клас ТВОРИ З ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ ВАСИЛЬ ШУКШИН Віра в гуманні начала життя (за творами В. М. Шукшина) Вивчення творчості В. Шукшина-завдання складне й актуальне. Його рішення необхідно з погляду.

Читайте также:
Рецензия на рассказы В. М. Шукшина: сочинение

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В. М. Шукшина Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году на Алтае в крестьянской семье. Военное детство, работа в колхозе, попытки устроиться в городе, смена множества рабочих профессий – все это закалило характер.

Правда жизни в романе В. Шукшина “Калина красная” Каждый, кто писал и говорил о творчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности. Ведь Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя.

Сочинение размышление по творчеству Василия Шукшина Сочинение размышление по творчеству Василия Шукшина Словосочетание “сельский горожанин” привычным стало сравнительно недавно. Появление его связано с крупными изменениями социального, экономического, демографического характера, которые получили толчок к массовому развитию лишь.

Вопросы и ответы к жизни и творчеству Л. Н. Толстого Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям? Лев Толстой прожил большую и сложную жизнь, в которой было.

Вопросы и ответы к жизни и творчеству М. А. Булгакова Какие пьесы Булгакова и какие прозаические произведения вам знакомы? Пьесы “Дни Турбиных” (по роману “Белая гвардия”), “Бег” (был снят художественный фильм), “Иван Васильевич” (кинофильм “Иван Васильевич меняет профессию”), “Зойкина квартира”.

Не позволяй душе лениться (по рассказам В. Шукшина) На нашей Земле человек является высшим разумным существом. Я считаю, что это большая честь, но вместе с тем и обязанности у человека большие. Каждый должен совершенствовать себя, очищать свою душу.

Нравственные проблемы в рассказах Василия Макаровича Шукшина На нашей Земле человек является высшим разумным существом. Я считаю, что это большая честь; но вместе с тем и обязанности у человека большие. Каждый должен совершенствовать себя, очищать свою душу.

Сюжет и герои одного из рассказов В. Шукшина Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека… В. Белинский Творчество В. М. Шукшина, прозаика, кинодраматурга, режиссера, актера, развивалось по своим глубоко индивидуальным законам. Шукшин открывал возможности разных.

Духовный поиск героев В. М. Шукшина Немногим более десяти лет продолжалась творческая деятельность В. Шукшина, но сделанного им хватило бы иному на целую жизнь. Он начал с рассказов о земляках. Бесхитростных и безыскусственных. Он чутко уловил.

Своеобразие героев деревенской прозы Василия Шукшина Деревенская проза занимает одно из ведущих мест в русской литературе. Основные темы, которые затрагиваются в романах такого жанра, можно назвать вечными. Это вопросы нравственности, любви к природе, доброго отношения к.

“Призвание всякого человека в духовной деятельности – постоянном искании правды и смысла жизни” (по творчеству А. П. Чехова) Особое место в творчестве А. П. Чехова занимает жанр рассказа. Этот жанр отличается краткостью, поэтому писателю очень важно в лаконичной форме передать главную мысль произведения, его идейный пафос. Практически все.

Новый тип героя в рассказах В. М. Шукшина (на примере рассказа “Чудик”) В развитии жанра короткого рассказа В. М. Шукшин был продолжателем традиций А. П. Чехова. Художественной целью изображения цепи комических эпизодов, происходящих с героем, являлось у Шукшина раскрытие его характера. Сюжет.

Нравственная проблематика рассказов В. М. Шукшина Говорить в наше время о Шукшине – это значит говорить о тех жизненных ценностях, которые взращивала и лелеяла вся русская литература. В. М. Шукшин – человек с великой русской душой.

Тема русской деревни в одном из произведений современной отечественной литературы (на примере рассказа В. Шукшина “Срезал”) Как много в нашей стране есть того, что можно воспевать в гимнах, песнях, стихах и рассказах! И многие посвящали жизнь прославлению нашей страны, многие умирали за ее нетленную, завораживающую красоту.

Читайте также:
Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина («Алёша Бесконвойный»): сочинение

Крестьянство в произведениях Шукшина В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В России издревле крестьянство занимало главную роль в истории: не по силе власти (наоборот, крестьяне были самыми бесправными).

Герой и время в рассказах В. М. Шукшина С появлением первых рассказов Шукшина в литературу вошло понятие “шукшинский герой”. В пояснении говорили о “человеке в кирзовых сапогах””, то есть о жителе сельской глубинки, а также о “чудиках” с.

“Чудики” – главные герои рассказов В. Шукшина “То, что идет от сердца, до сердца и доходит”. Дж. Пиэтт Для литературы 70-х годов характерна глубокая постановка нравственных проблем. В этом русле развивается и творчество В. М. Шукшина, полное.

“Непротивленец Макар Жеребцов” (сочинение-миниатюра по рассказу В. Шукшина) Человек XXI века живет на перекрестке информационных потоков. Он получил возможность знать почти обо всем, что происходит в любой точке земного шара, но заплатил за это спокойствием и душевным равновесием.

Образы “чудиков” в ранней прозе В. Шукшина Герой нашего времени – это всегда “дурачок”, в котором наиболее выразительным образом живет его время, правда этого времени. В. Шукшин Герои рассказов Василия Макаровича Шукшина – зачастую простые, нехитрые, открытые.

“Теплый” юмор в рассказах В. Шукшина В рассказах Шукшина читатель находит созвучие многим своим мыслям. В рассказах описываются повседневные события. Такие истории могли произойти практически с каждым. Однако именно в этой обыденности и таится глубочайший смысл.

Проблема нравственности в рассказах В. М. Шукшина В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. В своем творчестве он раскрывает многие проблемы, в том числе, нравственные. Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои.

Художественное своеобразие рассказов В. М. Шукшина Без сомнения, В. М. Шукшин является мастером в жанре короткого рассказа. Этого писателя можно считать продолжателем традиций классической русской литературы. Основной целью человеческой жизни Шукшин считал желание помочь окружающим. Особенностью.

Мир героев Шукшина “Все, окружающее художника, должно быть объектом его исследования; для искоренения человеческих пороков надо до конца разобраться в их природе; люди должны знать всю правду, какой бы горькой она ни была”.

Эссе на свободную тему “Вера” Вера – это внутреннее убеждение человека, его личная правда, истина. Вера бывает сильной и непоколебимой. Бывает и такая вера, которую способны сокрушить внешние обстоятельства. Люди верят в Бога, в высший.

Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова (рассуждение по рассказу Куприна Куст сирени) В те времена, которые описаны в рассказе, очень сложно определить, счастливы были женщины вообще. Их роль была проста и однотонная, заботится о муже, ухаживать за домом, воспитывать детей. Некоторые дамы.

Роль злого начала в судьбе человека (По трагедии “Фауст” И. В. Гете) Иоганн Вольфганг Гете является основоположником немецкой литературы новой эпохи. Этот многогранный, одаренный человек оставил после себя заметный след и в литературе, и в науке. Творчество Гете является точным отображением наиважнейших.

Складність духовних шукань героїв Шукшина ВАСИЛЬ ШУКШИН 11 клас ТВОРИ З ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ ВАСИЛЬ ШУКШИН Складність духовних шукань героїв В. М. Шукшина Добро – це добре діло, це важко, Це не просто. Не хвалитеся добротою, Не робіть.

Вера в гуманные начала жизни (по творчеству В. Шукшина)

Вера в гуманные начала жизни

Изучение творчества В. Шукшина – задача сложная и актуальная. Ее решение необходимо с точки зрения научно-познавательной и нравственно-эстетической. Не оставляя никого равнодушным, искусство В. Шукшина постоянно рождает споры, научные дискуссии, которые далеко еще не закончены.

Герои В. Шукшина откровенно, независимо, горячо спо­рят о вечном и сиюминутном, о добре и зле, о смысле жизни, о призвании человека. Многие из них, как, например, Саша Ермолаев, Колька Пиратов, Иван Дегтярев, Князев, – мак­сималисты, не склонные к компромиссам, покорности или невмешательству. Они готовы исправить всех и вся, пред­лагая собственные конструктивные программы, поправки, усовершенствования. Шукшинские мыслители живут в ре­альной обстановке, отнюдь не тяготясь повседневностью. Многие из них, любя жизнь, ценя ее радости, в самой реальности открывают нечто новое, не замечаемое другими, как например, художник Саня Неверов (“Залетный”), свя­щенник (“Верую”), Матвей Рязанцев (“Думы”). Мир ге­роев Шукшина многообразен, богат красками, полон динамики.

Поиск истины начинается с познания окружающего мира. Реальный мир как место обитания человека признается все­ми героями. Споры, разногласия возникают, когда речь идет о роли и назначении человека, б его нравственных качествах, путях усовершенствования. Шукшинские философы – мате­риалисты и гуманисты — обнаруживают в своих суждениях

конкретность и логику, независимость, стремление постичь все своим умом — от микромира до космоса.

В духовно-нравственных исканиях каждый из героев про­являет свое восприятие действительности, свою натуру, ду­ховную организацию. Перед ними развертывается свиток мно­гохарактерных, совершенно неповторимых видений, восприя­тий и мнений. Их психологически убедительно выраженная личностность делает каждый поиск не только субъективным, но и как бы приоритетным, заключающим в себе единствен­ные в своем роде открытия.

Как прожить жизнь? В чем ее высший смысл? Герои нахо­дят ответы, требовательно познавая окружающий мир, само­критично допрашивая себя. Они справедливо полагают, что бесценный дар жизни преступно растрачивать попусту. Чело­век тогда и велик, когда он чувствует пульс окружающего его мира, гармонию с движением бытия.

Читайте также:
Роль и место творчества Василия Шукшина: сочинение

В поисках шукшинскими героями истины, через заблуж­дения, трудности, в своеобразной мозаичной форме споров пер­сонажей, в существе их вопросов и ответов, опровержений, в защите нравственных идеалов отразилось общее: социально-историческое и современное состояние народной жизни. В многоголосии проступают основные направления идей и мне­ний: жизнеутверждающее начало, поэтизирующее жизнь, и рационалистическое, сторонники которого руководствуются идеями целесообразности и пользы. Объединяет их пафос от­рицания мещанства, эгоизма, приобретательства, корысти — всего, что искажает, уродует облик жизни.

Свои идеалы писатель утверждает во всех жанрах творче­ства. Ему дорого проявление простых и прекрасных нрав­ственных чувств, подтверждающих достижимость идеала: труд, память о родине, о доме отчем, любовь к матери, ощущение кровной связи с землей, радость общения с окружающим ми­ром, — тот круг переживаний и чувствований, который очер­чивает нравственный облик человека, который свойствен жи­вой душе.

В. Шукшина волновали все те вопросы, которыми жили народ и общество, — от обыденных до государственно важ­ных. В. Шукшин, будучи гражданином своей страны, рус­ским человеком, художником, стремился к познанию жизни

отдельного человека и народа в целом. И все свои знания и собственные мысли о русском народе, его характере, судьбе, культуре, героическом и трудном историческом пути, о горо­де и деревне, о тех ситуациях, которые складывались под вли­янием наступления технического прогресса, преобразующего деревенскую жизнь, он воплотил в своих героях.

Мои размышления о творчестве В. М. Шукшина

Искусство В. Шукшина как писателя, актера, драматурга не может оставить равнодушным ни одного человека. Зада­дим себе вопрос: чем же берут за душу и сердце произведе­ния Шукшина? Ответ на него прост: крестьянский сын, он не только во всех тонкостях знал сельскую жизнь, он “чуял” ее нутром, сердцем, всем естеством своим, потому так естествен­ны его герои, правдивы каждым своим поступком, жестом, речью, жизнью. А еще болью, которой пронизаны едва ли не все творения писателя. Болью за человека — за его неудав­шуюся судьбу (“Залетный”), попранное достоинство (“Обида”), горе, с которым никто не может разминуться в этой жизни (“Горе”).

Сколько в русской, во всей мировой литературе написано — наверное, сотни тысяч страниц — о смерти и горе одиноче­ства, которое она несет. И как написано! Красиво!

Но вот Василий Шукшин пишет небольшой рассказ, кото­рый так и называет — “Горе”. И потрясает души и сердца читателей. Вся история, рассказанная писателем, обыкновен­ная, житейская: у старика Нечая умерла жена, похоронил он ее, а вот прийти в себя от навалившейся на него беды не может. Ночами выходит на огород и “разговаривает” с покой­ницей. Это говорит уже не человек — сама боль людская, горе человеческое. Рассказ “Горе” — это подлинный шедевр. И написать его мог только человек, чувствующий чужую боль сильнее, нежели свою.

Сам Шукшин постоянно сомневается, мучительно размыш­ляет о нашей жизни, о ее смысле, задает самому себе беско­нечные вопросы, дает на них часто неудовлетворительные от­веты. И многие его герои похожи на своего создателя —

мятущиеся, нередко поступающие вопреки здравому смыслу, себе во вред. Но всегда писатель чтил в человеке искренность, прямоту, доброе начало. Даже в самом заблудшем своем ге­рое он хотел видеть что-то хорошее, возвышающее его над прозой жизни.

Все шукшинские “чудики” — это, в сущности, люди с не­удовлетворенной духовной потребностью. Отсюда их чудаче­ства, иногда совсем невинные, иной раз — на грани наруше­ния закона и даже за этой гранью. Земля и люди сегодня, их бытие, их будущие судьбы – вот что волнует писателя, при­ковывает его внимание. Любовь, дружба, сыновние и отцов­ские чувства, материнство в беспредельности терпения и доб­роты — через них узнается человек, а через него — время и сущность бытия.

Василий Шукшин знал и прекрасно понимал жизнь. Его знания складывались из личного опыта, наблюдений, прони­цательного видения, из его искусства понимать, разгадывать сущность явлений и фактов, сравнивать их, сопоставлять.

Шукшин — сын своей земли и своего времени, он принад­лежит к разряду писателей, которым талант, отмеренный при­родой, позволяет шагнуть в будущее. И сегодня так же тре­вожно, как и двадцать лет назад, звучит его вопрос: “Что с нами происходит?”

Нравственные идеалы героев В. М. Шукшина

В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции — стремление помочь лю­дям. И он хотел помочь людям найти правду, сохранить ис­тинные духовные ценности. Герои Василия Шукшина, подоб­но героям Льва Толстого, проходят путь духовных исканий. Писатель стремится раскрыть суть своих героев в кризисные моменты их жизни, в моменты выбора, разочарования, откры­тия и самопознания.

Нравственные идеалы В. Шукшина воплощаются в ха­рактерах героев, унаследовавших все лучшее, что было свой-

ственно русскому человеку. Все они стремятся обрести свое место в жизни страны, найти приложение своим силам.

Герой киноповести “Живет такой парень” Пашка Коло-кольников живет так, как может, не задумываясь о том, как следует жить. Но при этом он полон внимания к людям, его деятельное добро — проявление сердечности. Он вообще жи­вет не разумом, а чувством, и сердце его не обманывает. Иван Расторгуев — это хранитель русской земли.

Герои Шукшина постоянно размышляют о вечном, о добре и зле, о смысле жизни, призвании человека. Многие из них склонны к максимализму, не готовы к компромиссам. Поиск истины для них начинается с познания окружающего мира. Самые активные споры начинаются тогда, когда речь заходит о роли и назначении человека в жизни, о его душевных каче­ствах и путях самосовершенствования. Они пытаются все постичь своим умом, познать на собственном опыте. В ду­ховных исканиях героя проявляются его натура, восприятие им действительности. Смысл жизни они видят в гармонии мира и человека.

Читайте также:
Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы: сочинение

Поп из рассказа “Верую!” становится страстным жизне­любом, как бы воплощая в себе радость стихийной жизни. По Шукшину, согласие с миром возможно только тогда, ког­да человек открыт для людей, отзывчив, готов подарить дру­гим часть своей души. Шукшин восхищается героями-фан­тазерами, эдакими “чудиками”, воспринимающими жизнь по­этически, стремящимися наделить ее легендой, наполнить сказ­кой. Талантливые люди почти всегда щедры. Им тяжело бороться с повседневностью, но они находят опору в любви ко всему живому, к природе.

Задача человека — освободиться от эгоизма, тщеславия, мелочности. Но как вернуть прекрасное, если оно утрачено? Шукшинские герои готовы постоянно пребывать в поиске истины. В этих противоречивых поисках, в заблуждениях, трудностях отразилось социальное и историческое состояние русского общества, важнейшие тенденции жизни. В них все­гда присутствует жизнеутверждающее начало. С одной сторо­ны — идеал целесообразности, пользы — с другой. При этом все любимые герои В. М. Шукшина ненавидят пошлость, ме­щанство, корысть. Мерилом ценности в произведениях писа-

теля становится реальная жизнь. Отношение человека к жиз­ни — вот основной критерий истинного, главное испытание героя на прочность.

Сочинение по теме «Вера в гуманные начала жизни»

Изучение творчества В. Шукшина — задача сложная и актуальная. Ее решение необходимо с точки зрения научно-познавательной и нравственно-эстетической. Не оставляя никого равнодушным, искусство В. Шукшина постоянно рождает споры, научные дискуссии, которые далеко еще не закончены.

Изучение творчества В. Шукшина — задача сложная и актуальная. Ее решение необходимо с точки зрения научно-познавательной и нравственно-эстетической. Не оставляя никого равнодушным, искусство В. Шукшина постоянно рождает споры, научные дискуссии, которые далеко еще не закончены.

Герои В. Шукшина откровенно, независимо, горячо спорят о вечном и сиюминутном, о добре и зле, о смысле жизни, о призвании человека. Многие из них, как, например, Саша Ермолаев, Колька Пиратов, Иван Дегтярев, Князев, — максималисты, не склонные к компромиссам, покорности или невмешательству. Они готовы исправить всех и вся, предлагая собственные конструктивные программы, поправки, усовершенствования. Шукшинские мыслители живут в реальной обстановке, отнюдь не тяготясь повседневностью. Многие из них, любя жизнь, ценя ее радости, в самой реальности открывают нечто новое, не замечаемое другими, как например, художник Саня Неверов («Залетный»), священник («Верую»), Матвей Рязанцев («Думы»).

Мир героев Шукшина многообразен, богат красками, полон динамики. Поиск истины начинается с познания окружающего мира. Реальный мир как место обитания человека признается всеми героями. Споры, разногласия возникают, когда речь идет о роли и назначении человека, о его нравственных качествах, путях усовершенствования.

Шукшинские философы — материалисты и гуманисты — обнаруживают в своих суждениях конкретность и логику, независимость, стремление постичь все своим умом — от микромира до космоса. В духовно-нравственных исканиях каждый из героев проявляет свое восприятие действительности, свою натуру, духовную организацию. Перед ними развертывается свиток многохарактерных, совершенно неповторимых видений, восприятий и мнений. Их психологически убедительно выраженная личностность делает каждый поиск не только субъективным, но и как бы приоритетным, заключающим в себе единственные в своем роде открытия. Как прожить жизнь? В чем ее высший смысл?

Герои находят ответы, требовательно познавая окружающий мир, самокритично допрашивая себя. Они справедливо полагают, что бесценный дар жизни преступно растрачивать попусту. Человек тогда и велик, когда он чувствует пульс окружающего его мира, гармонию с движением бытия. В поисках шукшинскими героями истины, через заблуждения, трудности, в своеобразной мозаичной форме споров персонажей, в существе их вопросов и ответов, опровержений, в защите нравственных идеалов отразилось общее: социально-историческое и современное состояние народной жизни. В многоголосии проступают основные направления идей и мнений: жизнеутверждающее начало, поэтизирующее жизнь, и рационалистическое, сторонники которого руководствуются идеями целесообразности и пользы. Объединяет их пафос отрицания мещанства, эгоизма, приобретательства, корысти — всего, что искажает, уродует облик жизни.

Свои идеалы писатель утверждает во всех жанрах творчества. Ему дорого проявление простых и прекрасных нравственных чувств, подтверждающих достижимость идеала: труд, память о родине, о доме отчем, любовь к матери, ощущение кровной связи с землей, радость общения с окружающим миром, — тот круг переживаний и чувствований, который очерчивает нравственный облик человека, который свойствен живой душе. В. Шукшина волновали все те вопросы, которыми жили народ и общество, — от обыденных до государственно важных.

В. Шукшин, будучи гражданином своей страны, русским человеком, художником, стремился к познанию жизни отдельного человека и народа в целом. И все свои знания и собственные мысли о русском народе, его характере, судьбе, культуре, героическом и трудном историческом пути, о городе и деревне, о тех ситуациях, которые складывались под влиянием наступления технического прогресса, преобразующего деревенскую жизнь, он воплотил в своих героях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: