Роль и место творчества Василия Шукшина: сочинение

Роль и место творчества Василия Шукшина

Все большие художники при очевидной, подчас абсолютной несхожести путей, какими они идут в искусстве, сходствуют между собой в одном – в исторических судьбах своего творчества. Дело, разумеется, не в признании, которое приходит к ним раньше пли позже, – совсем нет. Дело в другом: творчество каждого из них, будучи связанным прежде всего со своей эпохой, вырастая из условий ее духовной жизни, заключает в себе и с течением времени все более проявляет способность быть фактом духовной жизни новых эпох, повых поколений, способность ответить ра вопросы, которые волнуют и будут волновать многие м многие поколения. В изучении их творчества это обстоятельство и создает определенные трудности и в то же время во многом облегчает задачу исследователя.

Трудности понятны: у каждой новой эпохи свой духовный опыт, свой кругозор, наконец, своя система оценок, и порой бывает пе так-то просто отвлечься от них и посмотреть па писателя глазами его времени, осмыслить его произведения в их конкретных связях с современной ему действительностью.

Речь идет о творчестве такого своеобразного и такого сложного писателя, как Василий Шукшин. Время, на которое приходится расцвет его творчества, отошло от нас еще не слишком далеко, и мы с полным правом можем считать себя современниками автора «Калины красной» п «Сельских жителей». Мы были свидетелями тех же самых событий, что и Шукшин, нас волновали те же проблемы, что волновали и его. И сам он для пас был одним из тех высоких авторитетов, от которых люди ждут ответа на свои насущнейшие жизненные вопросы. Но вот уже почти десять лет, как его пет среди нас. Мы помним Шукшина, помним время, в котором были его современниками, помним свои вопросы. И это наше счастье – помнить. Однако сегодня мы уже не только современники Шукшина, которым выпала радость быть первыми его читателями, но и люди, вступившие в девятое десятилетие XX века, а это означает многое, очень многое. Изменилось время, изменилась жизнь. Изменились мы сами. И, конечно же, не могло не измениться наше отношение к Василию Шукшину, тсгчнео, наше восприятие его творчества. Ибо важным для нас сегодня оказы кается не только и, быть может, не столько то, что мы были его современниками, сколько то, что он сам стал нашим современником в нашем настоящем!

Годы, прошедшие с времени смерти Шукшина, стали поистине периодом «шукшинского взрыва» в критике и литературном пауке. Четыре монографии, десятки и десятки статей, несколько литературоведческих и искусствоведческих диссертаций у нас и за рубежом – такова «шукипшиана» этих лет.

Вероятно, все, кому приходилось в эти годы писать о Шукшине или хотя бы просто перечитывать его произведения, испытывали (особенно в первое время) чувство некоторой озадаченности и, больше того, растерянности. И не только потому, что путь писателя оборвался столь внезапно и утрата эта была воспринята в

Литературный путь Шукшина продолжался около полутора десятилетий. Как мера писательской жизни срок этот, конечно же, мал, до обидного ничтожен. Подумать только, как много мог бы еще написать Шукшин! Но есть у этого срока и некая другая сторона, а именно та, что полтора десятилетия – это все же полтора десятилетия, то есть срок более чем достаточный, чтобы писатель не только вполне сложился, по и получил возможность подвести уже определенные творческие итоги.

Шукшин не дал на них ответа, – во всяком случае, такого, какого от пего ожидали. И вот присутствие в нашем сознании этих-то вопросов, на которые мы еще вчера надеялись получить ответ от Шукшина и на которые сегодня принуждены отвечать сами, скорее всего и создает в нас то ощущение растерянности, о котором я говорил. Ныне мы самим положением вещей принуждены рассматривать творчество Шукшина как некую завершенную данность, завершенную хотя и чисто внешним образом, но предполагающую свои узловые моменты, свою логику развития, свой, если можно так выразиться, сюжет. И выясняется, быть может, самое главное: вопросы, возможность ответа на которые мы постоянно откладывали на будущее, Василий Шукшин, оказывается, не только поставил в своем творчестве, но и определенным образом разрешил. И нужно лишь повнимательнее присмотреться к его произведениям, к характерным особенностям его взгляда, чтобы признать меру их разрешения вполне достаточной.

Этот процесс как раз и идет в современной критике: творчество Шукшина как бы заново сопоставляется, «сверяется» с условиями, в каких оно развивалось, уточняются принципы его систематизации, пересматриваются отдельные оценки и т. д. Опыт учит, и в целом можно считать, что сегодняшнее представление о Шукшине гораздо глубже н разностороннее, чем оно было, скажем, лет десять назад.

И все же приходится признать, что отнюдь не все трудности, связанные с изучением творчества Шукшина, для нас уже позади. Шукшин не только не изучен в должной мере, но и во многом еще не «прочитан». В истолковании отдельных его произведений, как и в понимании общего характера его творческой эволюции, мы нередко исходим из представлений, сложившихся в прошлом, представлений, часто подсказанных единственно потребностями литературной борьбы тех времен и потому односторонних. К этому надо еще прибавить, что и в новых своих построениях мы подчас идем теми же самыми путями, что и прежде, используем те же приемы анализа, что и тогда, достигая лишь того, что одна односторонность уступает место другой, и только.

Биография Василия Шукшина

Автор: Guru · Опубликовано 31.01.2021 · Обновлено 05.02.2021

Василий Шукшин ассоциируется в сознании каждого как истинно русский человек и писатель. Он был всесторонне развитым человеком. Трудно ответить, кто он больше: писатель, драматург, режиссер или актер. Все ему удавалось одинаково хорошо.

Читать его произведения означает прикоснуться к русскому быту и русской душе. Образы, описанные Шукшиным настолько правдивы, что кажется, что с каждым знаком лично. У него много произведений, каждое из которых является настолько емким, что кажется, переживания героя переживает сам читатель.
Казалось бы, в его произведениях нет лихо закрученного сюжета, однако читаются они на одном дыхании и навевают размышления. Наверное, жизнь его сложилась так, что ничего не надо было придумывать и искать особенные приемы, чтобы описать страдания своих героев.

Жизнь его была нелегка, иногда настолько заводила в тупик, что не мог ни в чем найти выход, кроме как в алкоголе.

Читайте также:
Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы: сочинение

Детство и юность

Родился Василий Макарович в Алтайском крае в селе Сростки 25 июля 1929 года. Его родители коренные жители тех мест, по социальному положению крестьяне. Имели свое небольшое крестьянское хозяйство, но с приходом Советской власти вступили в колхоз.

Отец, Макар Леонтьевич, работал механизатором. Либо он не мог забыть свое единоличное хозяйство и колхоз его тяготил, либо характер имел неуживчивый, но так случилось, что в 1933 году подвергся репрессиям, а затем его расстреляли. Васе было всего четыре года, сестра Наташа была младше на два года. Мать осталась одна после смерти отца, и все тяготы по воспитанию малолетних детей легли на ее хрупкие плечи.
В детстве Василий Макарович носил фамилию Попов (по матери). Понятно, что носить фамилию репрессированного родителя означало лишить себя будущего и страдать ни за что. Вскоре в семье появился отчим, Павел Куксин.
Наверное, он был хорошим и честным человеком, взяв в жены женщину, чей муж подвергся репрессиям и был расстрелян. Кроме того, нелегко тогда было воспитать двоих чужих детей. Василий Макарович вспоминает отчима в своем рассказе «Первое знакомство с городом».

Шукшин очень сожалеет, что не помнил своего отца, что неудивительно: отца расстреляли, когда Василий был еще совсем маленьким. Но недолго мать побыла замужней женщиной, не успела еще насладиться женским счастьем.
Павла ( отчима Василия)призвали на фронт, и через год мать получила похоронку. Василий остался в семье за старшего. Ему было всего тринадцать лет. Односельчане говорили о Шукшине, как о мальчике, который рано повзрослел. По характеру он был угрюм и нелюдим.

Ничего не объединяло Василия со сверстниками. Он оставался в стороне, а когда общался, требовал, чтобы его непременно называли Василием. Много рассказов посвящено детству. Главным героем многих из них является Ваня Попов. Не трудно догадаться, о чьем детстве эти рассказы. Поэтому и написаны они легко, слова, вложенные в творчество, шли из глубины души.

Образование Василия Макаровича началось в простой деревенской школе. Он плохо учился, занятия мальчика явно не интересовали. Но была у Василия одна страсть: книги. Он читал все подряд, да и выбирать было не из чего. Какие книги можно найти в Алтайской деревне, поэтому и читал, что находил.

В 1943 году, кое – как окончив сельскую школу, юноша переезжает в Бийск, где поступает в автомобильный техникум. Обучение не закончил, вернулся в родное село, поработал немного в колхозе, затем переехал в Бийск, где много скитался в поисках места в жизни. Какие только он ни пробовал профессии: разнорабочий, стропальщик, маляр, грузчик. Нигде не смог найти себе применение.

В 1949 году был призван на службу в морфлот. Служил на Балтике и Черноморском флоте. После армии вернулся на родину, закончил экстерном обучение и получил место учителя русского и литературы, потом работал здесь же директором школы.

В 1954 году он решил уехать в Москву. Поступил на режиссерский факультет ВГИКа, где его наставником стал М.Ромм.

Личная жизнь

Первой и единственной официальной женой Василя Шукшина стала Мария Ивановна Шумская. Это была его первая любовь, которая и стала его первой женой. Мария была родом из одной деревни с Василием Макаровичем. Там же она стала работать сельской учительницей.

Они расписались в 1955 году, когда Василий Макарович учился во ВГИКе и осваивал профессию режиссера. Недолго продлилась их семейная жизнь. Мария настолько привыкла к деревенской жизни, что даже замужество не заставило ее покинуть родное село. Она не поехала в столицу за своим мужем.

Так и закончилась их семейная жизнь, еще не начавшись. Василий Макарович был необычайно влюбчив. Его романы были постоянными, жены все были гражданскими.

В гражданском браке с Викторией Сафроновой, дочерью драматурга, поэта и переводчика, у Шукшина рождается дочь Катя. Во время гражданского брака с Викторией на его горизонте появляются одновременно две Лидии: Федосеева и Чащина.

Он разрывается между тремя женщинами, пытаясь разобраться в своих чувствах. Удивительно, за что его так любили женщины. Он не отличался особой красотой, внешность Шукшина была самой заурядной. Но что присутствовало у Василия безусловно: это необычайная харизма.

Он был талантлив не только в искусстве, но и в человеческих отношениях. Недаром столько женщин сходило по нему с ума. Но все, кто знали писателя, считают, что единственная женщина, которую Василий любил всю жизнь, была его мать.

Творчество Василия Шукшина

Трудно поверить, что писательский стаж Шукшина всего лишь десять лет. Писатели, которые создавали произведения большее количество лет, не всегда имеют столько ярких произведений. В начале творчества произведения писателя рассказывали о людях, с которыми он рядом жил. Теплое отношение к людям разного возраста, большой жизненный опыт и умение заглянуть в душу человека помогли ему создать незабываемые рассказы.

Все его герои наделены умением анализировать и мыслить, образы воистину народные. Шукшин показывает, что люди, не имеющие образования и большой должности, имеют большую житейскую мудрость.

В образе героев произведений писатель показывает внутренние терзания человека по поводу выбора своего жизненного пути. Образы полны трагизма, как и жизнь самого писателя. Шукшин в своих оценках персонажей жестко обличает человеческое зло, безнаказанность, своеволие, которые имеют место в повседневной жизни.

Василий Макарович начал публиковаться в 1958 году. Первые его произведения были небольшие по объему, но глубокие по содержанию. Они выглядят как зарисовки образов и нравов жителей деревни. Они не надуманы автором, Василий Макарович жил с ними рядом, поэтому образы так реалистичны.

Среди первых его рассказов можно выделить « Земляки», «Сельские жители. Само название говорит о том, что хочет поведать писатель. Его истинно русская душа оставалось всю жизнь в его произведениях, ведь там, на Родине, осталась мама.

В ранних рассказах писатель задается вопросом: вот трудятся крестьяне, его односельчане, на земле, днями и ночами, оставляют свое здоровье. А есть ли в этом смысл? Такое размышление завершает рассказ «Дядя Ермолай».
Вопрос крестьянского труда в его рассказах соотносится с жителями села старшего поколения. Молодые герои его произведений ближе к городской среде. Служба в армии, работа, выбранная специальность стали предметом описаний в более поздних произведениях.

Читайте также:
Крестьянство в произведениях Шукшина: сочинение

Так как он описывал только реальность, окружающую его, герои произведений становятся причастны к жизни в городе, когда он сам покинул родную деревню. На страницах книг писатель жестко отзывается о людях, способных причинить душевную рану другому человеку.

В рассказе «Обида» автор прослеживает путь умного, доброго паренька Саши Ермолаева, которого прилюдно унизили и оскорбили. Он превращается в беспощадного и агрессивного члена общества. Сельских жителей он рисует, прежде всего, добрыми, открытыми и незлобивыми людьми, но замечает в них идеи собственничества, зависти.

Ярким образом деревенского скряги является Тимофей Худяков в рассказе «Билетик на второй сеанс». Он всю жизнь приворовывал, но ему удавалось гладко скрывать свои махинации и выходить «сухим из воды». Он накопил себе на жизнь все, о чем мечтал. Казалось бы, живи и радуйся. Но он отчаянно одинок, и это чувство не дает ему покоя.
Многие герои литературных произведений Шукшина попадают в городскую среду из привычной им деревенской. Но не все находят там себе применение. В основном им трудно адаптироваться, они ищут себя.

Кроме этого, герои Шукшина, наверное, как и он сам, не хотят жить привычной жизнью, хотят найти для себя чего-то большего, но многих это губит.

Яркий пример мечущегося по жизни человека герой киноповести «Калина красная» Егор Прокудин. Он уголовник, но с первых страниц книги и сцен в кинофильме он не вызывает отвращения.

Он не смог правильно выбрать свой путь в жизни, потому и оказался в тюрьме. Егор может иметь много денег, на него обращают внимание красивые женщины, но по душе ему пришлась простая сельчанка Люба с открытой и нежной душой.

Он вызывающе ведет себя при знакомстве с родителями невесты. В образе Любы Шукшин отразил лучшие черты, какие присущи жительнице деревни. Она сама открытый человек и верит, что Егор врать не может.

Сам по себе хороший человек Егор в поисках хорошей, с его точки зрения, жизни, попал в круг злых и беспощадных людей. До последнего герой надеялся, что возможно завязать с прошлой жизнью и безболезненно расстаться со своими бывшими дружками.

Но в жизни за все надо платить, это Шукшин испытал на себе. Об этом он призывает помнить читателя, поэтому и конец киноповести трагичен.

Редко встречаются такие таланты, каким был Шукшин. За свою короткую жизнь он стал известен не только как писатель, но и драматург, актер, режиссер. К сожалению, жизнь его рано оборвалась, но наследие, которое он оставил людям, трудно переоценить.

Последние годы жизни и смерть Шукшина

Василия Шукшина нельзя было назвать здоровым человеком. Он постоянно мучился язвой желудка. Болезнь преследовала его на протяжении долгого времени. Особенно она усилилась во время съемок фильма «Калина красная».
Режиссер очень переживал, так как фильм приходилось на ходу переделывать. Он очень боялся, что фильму не дадут хода или снимут его не так, как мечтал режиссер. Он в это время лечился от застарелой язвы. Но постоянно сбегал из больницы, чтобы принять участие в съемках.

Слегка подлечившись, Шукшин стал сниматься в фильме «Они сражались за Родину». Он плохо себя чувствовал и работал буквально на износ. Он как – будто предвидел свою кончину. Однажды, сидя в гримерке, Василий начал что-то рисовать на пачке сигарет.

К нему подошел Бурков, который вместе с Василием принимал участие в съемках. Он увидел на картине деревья, людей, небо. Георгий поинтересовался, что это такое он рисует. Шукшин не смутился и ответил, что это похороны. Бурков выхватил рисунок и выбросил вон.

Во время съемок «Они сражались за Родину» фильм «Калина красная» повезла в Болгарию его жена Лидия. Фильм после первого показа имел грандиозный успех. Она не почувствовала, что ее мужу что-то угрожает, настолько была счастлива от такой реакции публики на фильм. Но в этот день Шукшина не стало.
Случилось это на пароходе «Дунай», где была размещена съемочная группа для проживания. С вечера Шукшин почувствовал себя неважно, Бурков предложил ему побыть вместе. Но Василий отказался. Среди ночи Георгий пошел в каюту друга, но обнаружил его мертвым.

Умер Василий Макарович Шукшин 2 октября 1974 года. Ему было всего 45 лет. Можно сказать, что ушел из жизни в самом расцвете творческих сил. Похороны состоялись 7 октября 1974 года на Новодевичьем кладбище.
Много слухов ходило по поводу его внезапной смерти. Многие друзья и близкие не верили, что он умер случайно. Его смерть считают насильственной. Однако официальная версия: инфаркт миокарда.

Не стало хорошего и талантливого человека, но в памяти людей он остался своими литературными произведениями и фильмами. Сколько бы мог сделать еще, если бы смерть не забрала его так рано. На родине писателя открыт его музей.

«Где брал материал для своих произведений В. М. Шукшин»

Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе. Этот жанр по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Современного читателя волнуют вопросы нравственности, любви к природе, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни. Среди писателей современности, писавших или пишущих в жанре деревенской прозы, ведущее место занимают такие писатели, как Виктор Петрович Астафьев («Царь-рыба», «Пастух и пастушка»), Валентин Григорьевич Распутин («Живи и помни», «Прощание с Матерой»), Василий Макарович Шукшин («Сельские жители», «Любавины», «Я пришел дать вам волю») и другие.

Особое место в ряду писателей-«деревенщиков» занимает Василий Макарович Шукшин. Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли.

Василий Макарович Шукшин родился в 1929 г., в селе Сростки Алтайского края. Именно благодаря своей малой родине, Шукшин научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни. В 1958 г. Василий Шукшин дебютирует в кино («Два Федора»), а также в литературе («Рассказ в телеге»). В 1963 1. Шукшин выпускает свой первый сборник рассказов «Сельские жители». К Шукшину приходит всемирная известность. Но он не останавливается на достигнутом. Следуют годы напряженной и кропотливой работы, В 1965 г. выходит его роман «Любавины», и в том же году на экранах страны появляется фильм «Живет такой парень», который удостаивается главной премии на фестивале в Венеции. Только по одному этому примеру можно судить, с какой самоотдачей и интенсивностью работал художник.
А может это торопливость, нетерпение? Или желание немедленно утвердить себя в литературе на самой прочной — «романной» – основе? Безусловно, это не так. Шукшиным было написано всего два романа. И как говорил сам Василий Макарович, его интересовала одна тема: судьбы русского крестьянства. Шукшин сумел задеть читателя за живое, пробиться в его душу и заставить его потрясение спросить: «Что с нами происходит?» Шукшин не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду и этой правдой сблизить людей. И быть понятым! Все усилия Шукшина-творца были направлены к этому. Он считал: «Искусство – так сказать, чтобы тебя поняли».

Читайте также:
Вера в гуманные начала жизни (по творчеству В. Шукшина): сочинение

С первых шагов в искусстве Шукшин объяснял, спорил, доказывал. Ему говорят, что фильм «Живет такой парень» – это комедия. Он недоумевает и пишет послесловие к фильму. Ему подкидывают на встрече с молодыми ученье и каверзный вопрос, он тушуется, а потом садится за статью («Монолог на лестнице»).

Отправной точкой, с которой началась творческая жизнь Шукшина, которая дала толчок к развитию его потрясающих творческих сил, стала деревня. Память, размышления о жизни вели его в село. Здесь он распознавал «острейшие схлесты и конфликты», которые побуждали к широким размышлениям , над проблемами современного общества. «Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми», — писал Шукшин. В народности искусства Шукшина заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты и артистизма. В творчестве Шукшина, в его личности, биографии самобытно выразились характер народа, духовное состояние, условия его бытия в эпоху 40—70-х гг. — послевоенного тридцатилетия.

Где брал материал для своих произведений писатель? Везде, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. Герой Шукшина оказался не только незнакомым, но и отчасти непонятным читателю. Любители «дистиллированной» прозы требовали «красивого героя», чтобы, не дай Бог, не растревожить собственную душу. А в героях Шукшина поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока.
Сам Шукшин признавался: «Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа». Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может, ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы и ведет иногда к самым неожиданным результатам.
Обожгла боль от измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца («Беспалый»). Оскорбил очкарика в магазине хам-продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель («А поутру они проснулись. ») и т. д.
В таких ситуациях герои Шукшина могут даже покончить с собой («Сураз», «Жена мужа в Париж провожала»). Нет, не выдерживают они оскорблений, унижений, обиды. Обидели Сашку Ермолаева («Обида»), «несгибаемая» тетя-продавец нахамила. Ну и что? Бывает. Но герой Шукшина не будет терпеть, а будет доказывать, объяснять, пробиваться сквозь стену равнодушия. И . схватится за молоток. Или уйдет из больницы, как это сделал Ванька Тепляшин («Кляуза»). Очень естественная реакция человека совестливого и доброго.

Нет, Шукшин не идеализирует своих странных, непутевых героев. Идеализация вообще противоречит искусству писателя. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому. И вот уже не разобрать, кто там взывает к человечности писатель Шукшин или Ванька Тепляшин.

Шукшинский герой, сталкиваясь с «узколобым гориллой», может в отчаянии сам схватиться за молоток, чтобы доказать неправому свою правоту, и сам Шукшин может сказать: «Тут надо сразу бить табуреткой по голове — единственный способ сказать хаму, что он сделал нехорошо» («Боря»). Это чисто «шукшинская» коллизия, когда правда, совесть, честь не могут доказать, что они – это они. А хаму так легко, так просто укорить совестливого человека.

И все чаще столкновения героев Шукшина оказываются драматическими для них.
Шукшина многие считали писателем комическим, «шутейным», но с годами все отчетливее обнаруживалась односторонность этого утверждения, как, впрочем, и другого — о «благодушной бесконфликтности» произведений Василия Макаровича. Сюжетные ситуации рассказов Шукшина остроперипетийны. В ходе их развития комедийные положения могут драматизироваться, а в драматическом обнаруживается комическое. При укрупненном изображении необычных, . исключительных обстоятельств, сюжет предполагает их возможный взрыв, катастрофу, которые ломают привычный ход жизни героев. Чаще всего поступки героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости («Осенью»).

Писал ли Шукшин жестоких и мрачных собственников Любавиных, вольнолюбивого мятежника Степана Разина, стариков и старух, рассказывал ли о неизбежном уходе человека и прощании его со всем земным, ставил ли фильмы о Пашке Когольникове, Иване Расторгуеве, братьях Громовых, Егоре Прокудине, он всегда изображал своих героев на фоне конкретных и обобщенных образов – реки, дороги, бесконечной пашни, родного дома, безвестных могил. Шукшин наполняет этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, решая кардинальную проблему: что есть человек ? В чем суть его бытия на Земле?

Исследование русского национального характера, складывавшегося на протяжении столетий, и изменений в нем, связанных с бурными переменами XX века, составляет сильную сторону творчества Шукшина.

Земное притяжение и влечение к земле — сильнейшее чувство земледельца. Земля — поэтически многозначительный образ в искусстве Шукшина: дом родной, пашня, степь, Родина, мать-земля. Народно-образные ассоциации и восприятия создают цельную систему понятий национальных, исторических и философских: о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цепи поколений, о Родине, о духовных связях. Всеобъемлющий образ земли-Родины становится центром тяготения всего содержания творчества Шукшина: основных коллизий, художественных концепций, нравственно-эстетических идеалов. Обогащение и обновление, даже усложнение исконных понятий о земле, доме в творчестве Шукшина вполне закономерно. Его мировосприятие, жизненный опыт, обостренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа, обусловили такую своеобразную прозу.

Читайте также:
Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина (Экзамен): сочинение

Сочинение на тему «Творчество В.М. Шукшина»

Главной тематикой творчества Василия Макаровича Шукшина, бесспорно, являлось крестьянство, а главными героями большинства своих произведения Шукшин чаще всего выбирал именно деревенских жителей. Писатель неоднократно подчеркивал, что душевная открытость жителей сел и деревень гораздо заметнее, чем у городских.

Наиболее полно эта душевная открытость отразилась в образе чудика, героя одноименного рассказа 1967 года. Этот образ странного человека занимает значимое место в произведениях Шукшина, однако будет неправильным утверждать, что это основная типовая разновидность шукшинского героя. Творческий мир писателя не исчерпывался данным характером.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Типология его героев является многообразной и неожиданной. Особенно это заметно в прозе 70-х годов, когда внимание Шукшина направлено на драматические стороны сельской жизни. Этим вопросам посвящены прозаические произведения более крупных жанровых форм, например, роман «Я пришел дать вам волю» (1971 г.), киноповесть «Калина красная» (1973 г.).

Раскрывает остроту противоречий внутри крестьянского мира Шукшин уже в первом своем романе «Любавины» писатель, однако автор делает это не так всесторонне, как в более поздних произведениях, а на уровне сознания того времени.

В 1971 году Шукшин пишет новое произведение в жанре романа – «Я пришел дать вам волю». Теперь писатель обращается к одной из ярких исторических фигур – образу атамана Степана Разина – и показывает собственный взгляд на личность руководителя крестьянского восстания и концепцию его характера. При раскрытии образа донского атамана Шукшин, в первую очередь, акцентирует внимание на глубоких противоречиях личности великого бунтаря. Так, любя людей и желая освободить закрепощенного человека Разин может убить гонца, принесшего дурную весть. Шукшин не преуменьшает и не затушевывает жестокость, необузданность, самодурство своего героя, но и не умоляет его исторических заслуг. Еще одна отличительной черта романа является то, что Шукшин смотрит на казачью вольницу сквозь призму крестьянских проблем.

Обращается в своей прозе Шукшин и крестьянам, которые вышли из деревни. Наиболее яркое воплощение эта тематика получила в самом известном произведении автора повести «Калина красная». В «Калине красной» описывается непростая судьба Егора Прокудина, который решился переехать жить из родной деревни в город. «Калина красная» – произведение о преступлении, наказании и покаянии, о сострадании, о русской женщине и ее бескорыстной и исцеляющей любви, о простых людях, которые всегда готовы помочь попавшему в беду человеку. «Калину Красную» правильно будет также назвать «пропагандисткой» повестью, в которой автор советует сельским жителям, перебравшимся в город, быть осторожнее, точнее распознавать настоящих людей, самообразовываться.

Архив В. Шукшина насчитывает 125 опубликованных рассказов, в которых он по крупицам собрал достоверный портрет крестьянина и образ всего крестьянства в целом. В мире деревни писателю было интересно все: смысл и основы его существования, нравственные основы, человеческие судьбы, проблемы сиюминутные и вечные. Проза Шукшина драматургична, с большим количеством диалогов и преобладанием сценических эпизодов над эпизодами описательными. Шукшин практически не использовал законченный сюжет, поскольку он, по мнению писателя, всегда несет определенный вывод, мораль, а морализаторства писатель не переносил. Для Шукшина всегда было главным показать характер своего героя.

В своей прозе В.Шукшин смог раскрыть сложный, богатый и одновременно драматичный духовный мир сельского человека, на котором определенным образом сказался серьезный социальный слом крестьянской жизни, произошедший в революцию, гражданскую войну и коллективизацию. Важно, что при этом В.М. Шукшин всегда был объективен и никогда не идеализировал крестьянство.

Деревенские мечтатели: «Чудики» Василия Шукшина в поисках смысла жизни

Сочинение на тему «Творчество В.М. Шукшина»

Главной тематикой творчества Василия Макаровича Шукшина, бесспорно, являлось крестьянство, а главными героями большинства своих произведения Шукшин чаще всего выбирал именно деревенских жителей. Писатель неоднократно подчеркивал, что душевная открытость жителей сел и деревень гораздо заметнее, чем у городских.

Наиболее полно эта душевная открытость отразилась в образе чудика, героя одноименного рассказа 1967 года. Этот образ странного человека занимает значимое место в произведениях Шукшина, однако будет неправильным утверждать, что это основная типовая разновидность шукшинского героя. Творческий мир писателя не исчерпывался данным характером.

Типология его героев является многообразной и неожиданной. Особенно это заметно в прозе 70-х годов, когда внимание Шукшина направлено на драматические стороны сельской жизни. Этим вопросам посвящены прозаические произведения более крупных жанровых форм, например, роман «Я пришел дать вам волю» (1971 г.), киноповесть «Калина красная» (1973 г.).

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Раскрывает остроту противоречий внутри крестьянского мира Шукшин уже в первом своем романе «Любавины» писатель, однако автор делает это не так всесторонне, как в более поздних произведениях, а на уровне сознания того времени.

В 1971 году Шукшин пишет новое произведение в жанре романа – «Я пришел дать вам волю». Теперь писатель обращается к одной из ярких исторических фигур – образу атамана Степана Разина – и показывает собственный взгляд на личность руководителя крестьянского восстания и концепцию его характера. При раскрытии образа донского атамана Шукшин, в первую очередь, акцентирует внимание на глубоких противоречиях личности великого бунтаря. Так, любя людей и желая освободить закрепощенного человека Разин может убить гонца, принесшего дурную весть. Шукшин не преуменьшает и не затушевывает жестокость, необузданность, самодурство своего героя, но и не умоляет его исторических заслуг. Еще одна отличительной черта романа является то, что Шукшин смотрит на казачью вольницу сквозь призму крестьянских проблем.

Обращается в своей прозе Шукшин и крестьянам, которые вышли из деревни. Наиболее яркое воплощение эта тематика получила в самом известном произведении автора повести «Калина красная». В «Калине красной» описывается непростая судьба Егора Прокудина, который решился переехать жить из родной деревни в город. «Калина красная» – произведение о преступлении, наказании и покаянии, о сострадании, о русской женщине и ее бескорыстной и исцеляющей любви, о простых людях, которые всегда готовы помочь попавшему в беду человеку. «Калину Красную» правильно будет также назвать «пропагандисткой» повестью, в которой автор советует сельским жителям, перебравшимся в город, быть осторожнее, точнее распознавать настоящих людей, самообразовываться.

Читайте также:
Цельность творчества В.Шукшина: сочинение

Архив В. Шукшина насчитывает 125 опубликованных рассказов, в которых он по крупицам собрал достоверный портрет крестьянина и образ всего крестьянства в целом. В мире деревни писателю было интересно все: смысл и основы его существования, нравственные основы, человеческие судьбы, проблемы сиюминутные и вечные. Проза Шукшина драматургична, с большим количеством диалогов и преобладанием сценических эпизодов над эпизодами описательными. Шукшин практически не использовал законченный сюжет, поскольку он, по мнению писателя, всегда несет определенный вывод, мораль, а морализаторства писатель не переносил. Для Шукшина всегда было главным показать характер своего героя.

В своей прозе В.Шукшин смог раскрыть сложный, богатый и одновременно драматичный духовный мир сельского человека, на котором определенным образом сказался серьезный социальный слом крестьянской жизни, произошедший в революцию, гражданскую войну и коллективизацию. Важно, что при этом В.М. Шукшин всегда был объективен и никогда не идеализировал крестьянство.

Открытый урок по литературе в 11 классе на тему «Герои-«чудики» в рассказах В.М.Шукшина»

Открытый урок по литературе в 11 «А» классе 04.04.2015.

МОУ СОШ № 90 г. Ярославля.

Учитель Степанова Ольга Евгеньевна.

Тема «Творчество В.М. Шукшина: нравственная сила рассказов. Герои –«чудики».

раскрыть понятие «деревенская проза» на примере рассказов В.М.Шукшина, обсудить прочитанные рассказы писателя Шукшина, наблюдать над традициями русской классической литературы в творчестве писателя, развивать навыки идейно-художественного анализа литературных произведений.

. Слайд 1.(см. презентацию –портрет Шукшина)

Слово учителя: Те, кто провожали его в последний путь 6 октября 1974 года, никогда этого не забудут. «Подобных похорон Россия не помнит со времён Л.Н.Толстого»,- так сказал кинорежиссёр Сергей Герасимов на 1 из вечеров памяти Шукшина. Это печальное событие было воспринято и оплакано как общее большое горе, как величайшая утрата.

С пронзительной силой эти общие чувства переданы в стихотворениях многих поэтов: Высоцкого, Вознесенского, Евтушенко и др.

Выразительное чтение наизусть стихотворения Ольги Фокиной о Шукшине(«Сибирь в осеннем золоте»)

Запись темы

урока в тетрадях:

Рассказы В.М.Шукшина. Нравственная сила. Герои- «чудики».

Эпиграф урока

: Да почему же я такой есть?

2. Выставка книг.

Демонстрация и представление книг о Шукшине и произведений Шукшина на выставке в классе.

Слово учителя

: — «Взваливший наши тяжести»… До сих пор память о Шукшине живёт : кино- и телепоказы, Музей на Родине писателя в Алтайском крае, громадные тиражи изданий, в том числе за рубежом. Василий Макарович прожил всего 45 лет, из них-10-12 лет творческих.
3. Цели нашего урока
: вспомнить факты биографии писателя, обсудить прочитанные рассказы, проанализировать созданные им образы и художественные особенности рассказов, исследовать традиции русской классической литературы в произведениях Василия Макаровича.

4. Представление творческого проекта «Каким человеком был Шукшин»

( предварительно ученики готовили презентации о жизни писателя, представляли их. Лучшая презентация отобрана для представления в классе на уроке).

5. Слово учителя

-результаты предварительного анкетирования. (см. слайды 2,3,4)

6. Творческий проект «Литературная викторина»

— Шукшина задевали любые жизненные явления. Он жил, как все, а материал для творчества не искал специально: видел в самом обыкновенном, скучном интересное. О героях его рассказов можно сказать словами Н.В.Гоголя: «Да это, кажется, знакомый человек!»

Специально готовившиеся учащиеся проводят «Литературную викторину» в форме презентации . Класс отвечает на вопросы по сюжету, узнаёт по описанию героев рассказов, которые читали.

Итог проверки знаний.

7. Интерпретация рассказов

( по желанию 2-3 ученика устно интерпретируют рассказы)

какие они, герои Шукшина?( чудные)

Одна из проблем в рассказах Шукшина , отмеченная вами в анкетах ,- проблема нравственности.

Действительно, в каждом рассказе , по словам писателя, «нравственный урок, основанный на горестях и печалях человеческих, живых , трепетных нитях». Рассказы надо читать и перечитывать, думать над ними, постигая уроки нравственности и доброты. Популярность рассказов кроется в художественных особенностях его произведений.

8. Художественные особенности рассказов В.М.Шукшина

— Какие литературные традиции соблюдаются в произведениях писателя?

( Необходимо отметить традиции А.П.Чехова (форма рассказа, краткость, лаконичность), Н.С.Лескова (сказовая манера, образ человека из народа), Л.Н.Толстого(Платон Каратаев), традиции фольклора- образ Ивана — дурака)

— Что можно сказать о языке произведений писателя?

(отмечаются особенности лексики, синтаксиса и др.)

Групповое обсуждение

прочитанных рассказов по плану (см. слайд 7)

1. Что необычного в герое?

2. Художественные детали, создающие литературный портрет героя(внешние и внутренние)

3. Примеры его оплошностей или происшествий с ним.

3. Какие чувства вызывает герой у окружающих?

4. Оценка образа героя( качества его души)

5. Смысл названия рассказа.

Урок нравственности в рассказе.

Представление группами

своих выводов- размышлений по плану (о рассказах «Чудик». «Сапожки». «Бессовестные» и др. по выбору или определению учителя)

Особенно обращается внимание на художественные детали для создания литературных портретов героев(Работа с текстом)- см. слайд 5,6 в презентации (определение худ.детали)

9. Рефлексия. Составление синквейна (или домашнее задание) см. схему слайд 8.

Д.З. учебник Коровина с. 355-359( проч.) Читать Астафьев «Царь –рыба»

Сочинение по рассказу Шукшина В.М. «Срезал»

«Срезал»

Рассказ «Срезал» чрезвычайно важен для понимания ав­торского мировоззрения. Известно, что В.М. Шукшин прида­вал ему особое значение. В центре произведения — фигура Глеба Капустина — начитанного и ехидного мужика. Особую страсть питает он к горожанам: любит помериться с ними си­лой интеллекта.

Завязкой сюжета рассказа является приезд к старухе Агафье Журавлевой сына Константина Ивановича. Он кандидат наук, жена его — тоже, а дочка — школьница. В подарок матери привозят они то, что в их понимании необходимо для деревен­ской жизни: электрический самовар, халат и деревянные ложки.

Среди жителей деревни было немало людей, которые сде­лали карьеру и считались знатными (один полковник, два лет­чика, врач, корреспондент). К этой категории можно отнести и кандидата наук Журавлева. Непременным ритуалом приезда таких людей в родную деревню был их рассказ о своей жизни. При этом они шли на общение с народом с открытой душой, видя в земляках искренний интерес к себе. Глеб же любил устраивать из таких встреч целый спектакль, ожидая удачного момента, чтобы «срезать» зазнавшегося, по его мнению, чело­века, например, найти ошибку в суждении или уличить в не­знании какого-нибудь важного исторического факта.

Ретроспективный рассказ Шукшина о споре Глеба с пол­ковником по поводу того, кто велел поджечь Москву в 1812 году, уже является своеобразным намеком на драматиче­скую развязку сюжета. Амбициозное желание Капустина сре­зать кандидата, как называют Журавлева в рассказе, возникает уже в момент, когда он узнает о приезде Константина Ивано­вича. «Голой рукой не возьмешь», — заявляет он. Мужики же его подзадоривают, надеясь посмотреть на очередной спек­такль. «Так ведет опытного кулачного бойца, когда становится известно, что на враждебной улице объявился некий новый ухарь», — комментирует В.М. Шукшин их поведение.

Читайте также:
Реализм в творчестве Шукшина: сочинение

Ничего не подозревающий кандидат встречает гостей ра­достно, по-дружески. В повествовании начинает звучать опре­деленная двусмысленность: с одной стороны, Журавлев — кандидат наук, а с другой — кандидат на очередное «среза­ние», жертва, которая еще не знает, какой поединок ей вскоре предстоит выдержать.

Вместо общих воспоминаний о детстве Капустин начинает беседу на философские темы. Журавлев пытается уклониться от дискуссии, отшучивается, но в планы Глеба это не входит. Слов­но клещ, впившийся в горло, или коршун, камнем падающий на добычу, начинает он доказывать Журавлеву, что не тянет интел­лект того на кандидатскую зарплату, что никакой он не мысли­тель, каким его считают, что не заслужил он того положения в обществе, которое имеет. А вот провинциалы, над ущербностью которых они с женой готовы посмеяться, ни в чем не уступят по части интеллекта, хоть и не отмечены учеными степенями.

В разговоре с Журавлевыми Капустин открыто объявляет им цель своих скандальных обвинений: «Люблю по носу щелкнуть — не задирайся выше ватерлинии». Символичны в этой связи фамилии героев: Журавлевы парят где-то высоко, составляя общественную элиту, а Капустин так и не оторвался от своего огорода. Справедливо ли это?

Разумеется, в споре с Журавлевым Капустин не прав как по форме, так и по содержанию. В его тирадах, обращенных к Константину Ивановичу, больше изощренных оскорблений и обвинений, чем рациональных идей и здравых мыслей. А уж устраивать весь этот спектакль перед человеком, к которому пришел в гости, совсем неуместно. Однако в позиции Капус­тина немало здравого смысла: совершая открытия и создавая новые книги, представители науки нередко просто прикрыва­ются словами о народном благе, забывая о том, как живет на­род на самом деле и что изменится в его реальной тяжелой и приземленной жизни от этих статей и открытий.

Рассказ В.М. Шукшина заставляет общество внимательнее относиться к интеллектуальному потенциалу русского челове­ка, подчеркивает необходимость поставить заслон на пути создания псевдоискусства, так называемой массовой культу­ры, на деле распространяющей дурной вкус и интеллектуаль­ную убогость. В.М. Шукшин своим произведением прежде всего «по носу щелкнул» любителей разговаривать с народом с позиции знати и кичиться своим высоким положением. Пи­сатель еще раз заставляет нас вспомнить, что социальный ста­тус, помимо благ и привилегий, накладывает на человека оп­ределенные обязанности. Прежде всего он должен ему соответствовать во всех отношениях. Для этого надо постоян­но работать над собой, расти в профессиональном и творче­ском плане, а не упиваться прежними заслугами.

Сочинение по рассказу Шукшина В.М. «Срезал»

Сочинение по произведению на тему: Деревенская проза В.Шукшина

В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу. Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой. ф
В зарубежной литературе очень мало произведений подобного типа. Значительно больше их в нашей стране. Такая ситуация объясняется не только особенностями формирования государств, регионов, их национальной и экономической спецификой, но и характером, “портретом” каждого народа, населяющего данную местность. В странах Западной Европы крестьянство играло незначительную роль, а вся народная жизнь кипела в городах. В России издревле крестьянство занимало самую главную роль в истории. Не по силе власти (на- оборот — крестьяне были самыми бесправными), а по духу — крестьянство было и, наверное, по сей день остается движущей силой российской истории. Именно из темных, невежественных крестьян вышли и Стенька Разин, и Емельян Пугачев, и Иван Болотников, именно из-за крестьян, точнее из-за крепостного права, происходила та жестокая борьба, жертвами которой стали и цари, и поэты, и часть выдающейся русской интеллигенции XIX века. Благодаря этому произведения, освещающие данную тему, занимают особое место в литературе.
Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе. Этот жанр в наши дни по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Современного читателя волнуют проблемы, которые поднимаются в романах такого жанра. Это вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни. Среди писателей современности, писавших или пишущих в жанре деревенской прозы, ведущее место занимают такие писатели, как Виктор Петрович Астафьев (“Царь-рыба”, “Пастух и пастушка”), Валентин Григорьевич Распутин (“Живи и помни”, “Прощание с Матерой”), Василий Макарович Шукшин (“Сельские жители”, “Любавины”, “Я пришел дать вам волю”) и другие.
Особое место в этом ряду занимает Василий Макарович Шукшин. Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и зарубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель.
Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году, в селе Сростки Алтайского края. И через всю жизнь будущего писателя красной нитью пролегла красота и суровость тех мест. Именно благодаря своей малой родине
Шукшин научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни. Уже с самого начала творческого пути он обнаружил новые пути в изображении человека. Его герои оказались непривычными и по своему социальному положению и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту. Став уже вполне зрелым молодым человеком, Шукшин отправляется в центр России. В 1958 году он дебютирует в кино (“Два Федора”), а также и в литературе (“Рассказ в телеге”). В 1963 году Шукшин выпускает свой первый сборник — “Сельские жители”. А в 1964 году его фильм “Живет такой парень” удостаивается главной премии на фестивале в Венеции. К Шукшину приходит всемирная известность. Но он не останавливается на достигнутом. Следуют годы напряженной и кропотливой работы. Например, в 1965 году выходит его роман “Любавины” и в то же время на экранах страны появляется фильм “Живет такой парень”. Только по одному этому примеру можно судить с какой самоотдачей и интенсивностью работал художник.
А может это торопливость, нетерпение? Или желание немедленно утвердить себя в литературе на самой прочной — “романной” — основе? Безусловно это не так. Шукшиным было написано всего два романа. И как говорил сам Василий Макарович, его интересовала одна тема: судьбы русского крестьянства. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставит нас потрясенно спросить: ”Что с нами происходит”? Шукшин не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду, и этой правдой сблизить людей. Он был одержим одной мыслью, которую хотел додумать вслух. И быть понятым! Все усилия Шукшина — творца были направлены к этому. Он считал: “Искусство — так сказать, чтобы тебя поняли. ” С первых шагов в искусстве Шукшин объяснял, спорил, доказывал и мучился, когда не был понят. Ему говорят, что фильм “Живет такой парень” — это комедия. Он недоумевает и пишет послесловие к фильму. Ему подкидывают на встрече с молодыми учеными каверзный вопрос, он тушуется, а потом садится за статью (“Монолог на лестнице”).
Колыбелью, с которой началась творческая жизнь Шукшина, которая дала толчок к развитию его потрясающих творческих сил, стала деревня. Память, размышления о жизни вели его в село, здесь он распознавал “острейшие схлесты и конфликты”, которые побуждали к широким размышлениям над проблемами современной жизни общества. Начало многих исторических явлений и процессов Шукшин видел в послевоенной деятельности. После войны он подался в город, как и многие в то время. Будущий писатель работал слесарем во Владимире, строил литейный завод в Калуге, был разнорабочим, грузчиком, учеником маляра, восстанавливал разрушенные войной железные дороги. Наверное, вся ужасная картина разрушенной, сожженной послевоенной земли повлияла на Василия Шукшина, заставила взяться за перо. “Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми” — писал Шукшин. Неизгладимый след на творчестве Василия Шукшина оставила самобытность и колорит деревенской жизни. В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты и артистизма. В творчестве Шукшина, в его личности, биографии самобытно выразились характер народа, духовное состояние, условие его бытия в эпоху 40—70-х годов — послевоенного тридцатилетия.
Где брал материал для своих произведений писатель? Везде, там, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. И понадобилось, чтобы явился из глубин народных крупный талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору. Герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти непонятным. Любители “дистиллированной” прозы требовали “красивого героя”, требовали, чтобы писатель выдумывал, чтобы не дай бог не растревожить собственную душу. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как ни странно, именно потому, что герой не выдуман. А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. А когда герой выдуман в угоду кому-то, вот здесь полная безнравственность. Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока.
Сам Шукшин признавался: “Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа”. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще неосознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам.
Обожгла боль от измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца (“Беспалый”).
Оскорбил очкарика в магазине хам продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель (“А поутру они проснулись. ”) и т. д. и т. п.
В таких ситуациях герои Шукшина могут даже покончить с собой (“Сураз”, “Жена мужа в Париж провожа- ла”). Нет, не выдерживают они оскорблений, унижений, обиды. Обидели Сашку Ермолаева (“Обида”), “несгибаемая” тетя-продавец нахамила. Ну и что? Бывает. Но герой Шукшина не будет терпеть, а будет доказывать, объяснять, прорываться сквозь стенку равнодушия. И . схватится за молоток. Или уйдет из больницы, как это сделал Ванька Тепляшин, как это сделал Шукшин (“Кляуза”). Очень естественная реакция человека совестливого и доброго.
Нет, Шукшин не идеализирует своих странных, непутевых героев. Идеализация вообще противоречит искусству писателя. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому. И вот, уже не разобрать, кто там вызывает к человечности — писатель Шукшин или Ванька Тепляшин.
Шукшинский герой, сталкиваясь с “узколобым гориллой”, может в отчаянии сам схватиться за молоток, чтобы доказать неправому свою правоту, и сам Шукшин может сказать : “Тут надо сразу бить табуреткой по голове — единственный способ сказать хаму, что он сделал нехорошо” (“Боря”). Это чисто “шукшинская” коллизия, когда правда, совесть, честь не могут доказать, что они — это они. А хаму так легко, так просто укорить совестливого человека. И все чаще столкновения героев Шукшина становятся драматическими для них. Шукшина многие считали писателем комическим, “шутейным”, но с годами все отчетливее обнаруживалась односторонность этого утверждения, как, впрочем, и другого — о “благодушной бесконфликтности” произведений Василия Макаровича. Сюжетные ситуации рассказов Шукшина остроперепетийны. В ходе их развития комедийные положения могут драматизироваться, а в драматических обнаруживается нечто комическое. При укрупненном изображении необычных, исключительных обстоятельств, ситуация предполагает их возможный взрыв, катастрофу, которые, разразившись, ломают привычный ход жизни героев. Чаще всего поступки героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости (“Осенью”).
Писал ли Шукшин жестоких и мрачных собственников Любавиных, вольнолюбивого мятежника Степана Разина, стариков и старух, рассказывал ли о разломе сеней, о неизбежном уходе человека и прощании его со всеми земными, ставил ли фильмы о Пашке Когольникове, Иване Расторгуеве, братьях Громовых, Егоре Прокудине, он изображал своих героев на фоне конкретных и обобщенных образов — реки, дороги, бесконечного пространства пашни, родного дома, безвестных могил. Шукшин понимает этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, решая кардинальную проблему: что есть человек? В чем суть его бытия на Земле?
Исследование русского национального характера, складывавшегося на протяжении столетий и изменений в нем, связанных с бурными переменами XX века, составляет сильную сторону творчества Шукшина.
Земное притяжение и влечение к земле — сильнейшее чувство земледельца. Родившееся вместе с человеком образное представление о величии и мощи земли, источнике жизни, хранители времени и ушедших с ним поколений в искусстве. Земля — поэтически многозначительный образ в искусстве Шукшина: дом родной, пашня, степь, Родина, мать — сыра земля. Народно-образные ассоциации и восприятия создают цельную систему понятий национальных, исторических и философских: о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цели поколений, о Родине, о духовных связях. Всеобъемлющий образ земли — Родины становятся центром тяготения всего содержания творчества Шукшина: основных коллизий, художественных концепций, нравственно-эстетических идеалов и поэтики. Обогащение и обновление, даже усложнение исконных понятий о земле, доме в творчестве Шукшина вполне закономерно. Его мировосприятие, жизненный опыт, обостренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа, обусловили такую своеобразную прозу.
Первой попыткой осмысления В. Шукшиным судеб русского крестьянства на исторических изломах, стал роман “Любавины”. В нем речь шла о начале 20-х годов нашего столетия. Но главным героем, главным воплощением, сосредоточием русского национального характера для Шукшина являлся Степан Разин. Именно ему, его восстанию, посвящен второй и последний роман Шукшина “Я пришел дать вам волю”. Когда впервые заинтересовался Шукшин личностью Разина, сказать трудно. Но уже в сборнике “Сельские жители” начинается разговор о нем. Был момент, когда писатель понял, что Степан Разин какими-то гранями своего характера абсолютно современен, что он — сосредоточие национальных особенностей русского народа. И это драгоценное для себя открытие Шукшин хотел донести до читателя. Сегодняшний человек остро ощущает, как “сократилась дистанция между современностью и историей”. Писатели, обращаясь к событиям прошлого, изучают их с позиции людей XX столетия, ищут и находят те нравственные и духовные ценности, которые необходимы в наше время. Проходит несколько лет после окончания работы над романом “Любавины”, и Шукшин на новом художественном уровне пытается исследовать процессы, происходящие в русском крестьянстве. Поставить фильм о Степане Разине было его мечтой. К ней он возвращался постоянно. Если принять во внимание природу шукшинского дарования, вдохновлявшегося и питавшегося живой жизнью, учесть, что он сам собирался играть роль Степана Разина, то от фильма можно было бы ожидать нового глубокого проникновения в русский национальный характер. Одна из лучших книг Шукшина так и называется — “Характеры” — и само это название подчеркивает пристрастие писателя к тому, что скаладывалось в определенных исторических условиях.
В рассказах, написанных в последние годы, все чаще звучит страстный, искренний авторский голос, обращенный прямо к читателю. Шукшин заговорил о самом главном, наболевшем, обнажая свою художническую позицию. Он словно почувствовал, что его герои не все могут высказать, а сказать обязательно надо. Все больше появляется “внезапных”, “навыдуманных” рассказов от самого себя Василия Макаровича Шукшина. Такое открытое движение к “неслыханной простоте”, своеобразной обнаженности — в традициях русской литературы. Тут собственно уже не искусство, выход за его пределы, когда душа кричит о своей боли. Теперь рассказы — сплошное авторское слово. Интервью — обнаженное откровение. И везде вопросы, вопросы, вопросы. Самые главные о смысле жизни.
Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. “Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”, — говорил он.
С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.

Читайте также:
Рассказ Срезал: сочинение

Где брал материал для своих произведений В. М. Шукшин: сочинение

В современной литературе В. Шукшин поднимает проблемы нравственности нашего общества, выступает в защиту человека, его прав.

В произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое описание российской деревни, его творчество характеризует глубокое знание языка и деталей быта, на первый план в нем зачастую выходят глубокие нравственные проблемы и общечеловеческие ценности (рассказы «Охота жить», «Космос, нервная система и шмат сала»).

Уже с самого начала творческого пути он обнаружил новые
пути в изображении человека. Его герои оказались непривычными и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту, но в каждом из них видна интересная, своей уникальностью, личность.
Это люди российской деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык.

Рассказы Василия Шукшина глубоко психологичны. Его волнуют и чистые, открытые отношения между людьми, и проблема хамства, чувство ненависти и злобы. Писатель высмеивает трусость, зависть, ограниченность ума некоторых людей и в то же время с трепетом и нежностью рассказывает о материнской любви, об отцовских слезах, подчеркивая каждый раз духовное богатство и мудрость простого сельского человека.

Люди в его рассказах способны на «необычные», по мнению односельчан поступки, но душа у них такая, им это необходимо, и иногда эти поступки меняют их самих.

Сергей хочет доставить радость “хоть раз в жизни” любимому человеку, жене. Он покупает ей дорогие сапожки, ничего, что размер не подошел. Ласковое слово в нужную минуту всегда все исправит.
В рассказе “Микроскоп” поиск истины начинается с познания окружающего мира. Андрей Ерин, столяр, открывает для себя тайны микромира. Он озабочен грядущими судьбами человечества.

Андрей Ерин размышлял, как же уничтожить микробы: “Скипидаром. Не возьмет. Водка-то, небось, покрепче. я ж пью, а вон видел, што делается в крови-то!” Решил током попробовать.
“В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными”.
Увидев в микроскоп, что в воде и крови имеется большое количество микробов, Ерин “понял” позицию ученых, у которых “микроскопы-то получше нашего”: “И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и придумали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, начнется”.
Главный герой рассказа подкупает чистотой и возвышенностью своей души и своих помыслов.
Сын Андрея очень увлекся работой с микроскопом, пробудилась в нем жажда знаний. Напрасно, конечно, жена сдала микроскоп в “комиссионку”.
В большом рассказе “Охота жить” Шукшин противопоставил два отношения к жизни двух людей: старого таежника Никитича и беглого преступника, молодого парня.
Парень красивый, здоровый, взгляд у него “стылый”, руки не рабочие. До ареста был “агентом по снабжению. По культурным связям с зарубежными странами”. Он рвется в город: “Там милые, хорошие люди, у них тепло, мягко, играет музыка. Они вежливые и очень боятся смерти. А я иду по городу, и он весь мой”. Основное желание парня — “охота жить!”.
Никитич считает, что “не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась”. Парень же считает иначе: “Если бы я встретил где-нибудь вашего Христа, я бы ему с ходу кишки выпустил. Я бы сейчас нового Христа выдумал: чтоб он по морде учил бить”.
После случайного прихода в таежную избушку начальника районной милиции и еще двоих мужчин, парень бежит ночью из избы, прихватив ружье и кисет Никитича. Никитича возмутила эта кража, и он догнал парня. Но пожалел его и оставил ему ружье с условием, что в деревне парень отдаст ружье Ефиму Мазаеву. Парень из этого ружья убил Никитича выстрелом в спину: “Так лучше, отец. Надежнее”.
Чему учит этот рассказ? Доброта должна быть разборчивой, продуманной, иначе она обернется вредом и бедой.
Часто поступки этих героев импульсивны, необдуманны, но необходимы душевно для них.
Обожгла боль от измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца(“Беспалый”).
Оскорбил очкарика в магазине хам продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель (“А поутру они проснулись. ”) и т. д.
В таких ситуациях герои Шукшина могут даже покончить с собой (“Сураз”,”Жена мужа в Париж провожала”).

Читайте также:
Рецензия на рассказы В. М. Шукшина: сочинение

Нет, не выдерживают они оскорблений, унижений, обиды. Рассказ Шукшина “Обида” как раз относится к этой теме. Главный герой — Сашка — молодой мужчина. Однажды он пришел в магазин, где продавщица нагрубила ему, сказав, что вчера он, будучи пьяным, устроил в магазине скандал. Но такого не было, и Сашка очень обиделся на несправедливость, на покупателя, который поверил продавщице. Но проблема, поднимаемая в этом рассказе, гораздо глубже обиды. Вопрос стоит о душе человека, о том, что у разных людей и души-то разные. И оказывается, что чем чище, добрее у человека душа, тем он слабее.

Получается, что быть честным, открытым и добрым плохо; для самого же человека это оборачивается иногда трагедией. Шукшинский герой, сталкиваясь с грубостью, может в отчаянии сам схватиться за молоток, чтобы доказать неправому свою правоту. Это чисто «шукшинская» позиция, когда правда, совесть, честь не могут доказать, что они – это они. А хаму так легко, так просто укорить совестливого человека.
И все чаще, столкновения героев Шукшина становятся драматическими для них. Но герой Шукшина не будет терпеть, а будет доказывать, объяснять, прорываться сквозь стенку равнодушия. Очень не естественная реакция для человека совестливого и доброго.
Нет Шукшин не идеализирует своих странных, непутевых героев. Идеализация вообще противоречит искусству писателя. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому. И вот, уже не разобрать, кто там вызывает к человечности – писатель Шукшин или, к примеру, Ванька Тепляшин.
Сюжетные ситуации рассказов Шукшина остро – социальны. В ходе их развития комедийные положения могут драматизироваться, а в драматических обнаруживается нечто комическое. При увеличенном изображении необычных, исключительных обстоятельств, ситуация предполагает их возможный взрыв, катастрофу, которые разразившись, ломают привычный ход жизни героев. Чаще всего поступки героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости.
Рассказы Шукшина, тематически относясь к «деревенской прозе», отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточено не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои.

Читайте также:
Где брал материал для своих произведений В. М. Шукшин: сочинение

Город и притягивал Шукшинского героя как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам, – писал он, – что я – не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато. »

Эта сложная психологическая ситуация определяла необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными людьми»,«непутевыми людьми». В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик» (по одноименному рассказу, 1967). Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших его сборников Характеры. Каждый из героев назван по имени и фамилии – автор словно подчеркивает их абсолютную жизненную достоверность. Их странные, а порой и нелепые поступки не вызывают авторского осуждения.

В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте простого человека Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей, не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности.

В рассказе “Срезал” он показал деревенского демагога Глеба Капустина, получающего удовольствие от того, что ему удается глупым высказыванием «щелкнуть по носу» умных односельчан.

Непротивленец Макар Жеребцов, герой одноименного рассказа, в течение недели учил деревенских людей добру и терпению «с пониманием многомиллионного народа», а по выходным подбивал их пакостить друг другу, объясняя свое поведение тем, что его жизненное предназначение – «в большом масштабе советы-то давать».

Важное место в произведениях Шукшина занимает проблема конфликтности творчес­кой личности и окружающего его общества. Автор сразу же отделяет «творческого героя» от окружающих, указывая странности его характера, образа мыслей, поведения. «Творческие» герои Шукшина отличаются даже обли­ком: Семен Рысь — длинный, худой, носатый — совсем не богатырь на вид; Васека — длинный и нескладный, с большим утиным носом; Моня Квасов ­белобрысый, скуластый, с глубокими маленькими глазками, сильно выделя­ющейся большой нижней челюстью, подчеркивающей упрямый характер. Тем самым устанавливается оппозиция: творец – общество, которая часто перерастает в открытый конфликт.

Читайте также:
Проблема духовных ценностей в рассказах Шукшина: сочинение

Творческая личность никогда не вписывается полностью в существую­щую систему отношений, принципов и ценностей, творец — всегда «чудик», всегда оказывается непонятым, неп­ризнанным, смешным. Вызывает у людей недоумение.

Семен Рысь, непревзойденный мастер, который мог бы, по уверениям окружающих, «как сыр в мас­ле кататься», но не хочет он так жить — «склизко».

Смеются и жалеют люди «непутевого» и непонятного Васеку, без устали вы­резающего «никому не нужные куклы». Н.Н.Князев со своей «неуемной ду­шой» плохо уживается с людьми, никто не хочет дослушать его и понять. Его жалеют, как жалеют больного, дурочка, юродивого, но жалостливое учас­тие противно и ненавистно Князеву. Непонятым оказывается и Андрей Ерин, потративший долго собираемые семьей деньги на пустяковину — мик­роскоп «для научных открытий» («Микроскоп»), и Василий Егорович Князев («Чудик»), которого за «народное творчество» (с любовью расписанную детскую коляску) обругала сноха.

В свою очередь, у творческого человека, вызывают недоумение окружающие люди, их мир кажется ему непонятным, нелепым, абсурдным.

Каждый из Шукшинских персонажей в своем творчестве выходит за сложившиеся рамки, «загребает против течения», вы­нужден добывать признание своим идеям и доказывать собственную значи­мость. «Постоянно бьющийся лбом о челове­ческую глупость и тупость» Князев всюду «суется со своими тетрадями», ему говорят, что это вздор, чепуха, бред, пытаются отговорить, но все без толку. Моню Квасова убеждают и отговаривают от затеи изобрести вечный двигатель. Семен Рысь спорит со специалистами, доказывающими нецелесообразность восстановления красавицы-церкви. Только в постоянной конфликтной ситуации возможно творчество, которое становится выходом (или попыткой выхода) из некоторой сложившейся системы принципов и ценностей, ее преобразованием, налаживанием новых межличностных отношений.

Творчество художника всегда ориентировано на публику, он всегда работает для кого-то, считает Шукшин, и тем болезненнее оказывается непонимание. В результате — горькое разочарование, бессильное отчая­ние, грусть, боль, обида, превращающаяся в «привычную, постоянную, застарелую злость». Творчество делает человека «без­защитным и беспомощным в этом железном мире», убеждает Шукшин. Чтобы творить, нужно быть сильным. Далеко не всякий способен доказать окру­жающим свое право на творчество и ценность своих идей. «Тысячи должны пробовать писать, чтобы один стал писателем», говорил Шукшин.

Ни полный творческих мечтаний молодой врач Солодовников («Шире шаг, маэстро!), ни столяр Семен Рысь, ни «мыслитель» Князев не выдержали противостоя­ния, устали, «сгорели», «не дотворили». Они были вынуждены принять общую «точку зрения», которая ранее им казалась лишенной смысла, и поэтому «обидно, досадно и совестно» («Мастер»). Пожалуй, ни один из «творческих героев» Шукшина не смог до конца реализовать свои идеи, завершить свой «праздник» творчества.

Творческая несостоятельность и бесплодность объясняются прежде всего непризнанием, непониманием и, в итоге, социальной изоляцией талантливой личности. Спрятанная в тексте шукшинская мысль о губительности социальных условий для возникновения и осуществления творческих идей становится прозрачной. Тяга шукшинских «сельских жителей» к знаниям (столь же страстно-болезненная, как и у самого Шукшина) гасится социальным окружением и несвободой; тяга к необычному душится теми, кто не выходит за пределы обыденного.

Разное отношение у Шукшина к своим «творческим» героям: доброе или насмешливое сочувствие, искреннее уважение, сострадание, неприязнь, но всегда эти чувства с оттенком неподдельного изумле­ния. Творчество осталось для Шукшина тайной.

Шукшину, как никому другому, не только удалось глубоко показать образ жизни различных людей, но и с удивительной проницательностью раскрыть моральный облик как негодяя, так и честного человека. Действительно, проза Василия Шукшина может служить своеобразным учебным пособием, которое учит избегать или не повторять многих ошибок.

В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается
от всех остальных жанров. В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу. Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее, эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой.

Заключение.

Где брал материал для своих произведений писатель? Везде где живут люди. Какой материал, такие герои. Василий Шукшин использовал тот материал, и тех героев, которые редко раньше попадали в сферу искусства.

И чтобы это случилось понадобилось, чтобы явился из глубин народных крупный талант, чтобы с любовью и уважением рассказывавшем о
своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом
искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору. Герой Шукшина
оказался не только незнакомым, а отчасти непонятным. Любители
прозы требовали “красивого героя”, требовали, чтобы писатель выдумывал, чтобы не дай бог не растревожить собственную душу.
Полярность мнений, резкость оценок возникали, как не странно, именно
потому, что герой не выдуман. А когда герой представляет собой реального
человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным.
А когда герой выдуман в угоду кому-то, вот здесь полная безнравственность.
Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг вечный двигатель изобретёт

Сам Шукшин признавался: “Мне интереснее всего исследовать характер человека- не догматика, человека, не посаженного на науку поведения.

Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа”. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: