Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина («Алёша Бесконвойный»): сочинение

Краткое содержание Шукшин Алёша Бесконвойный для читательского дневника

Интересно, что главный герой (тот самый Алёша) не Алёша вовсе, а Костя и совсем не «бесконвойный». Он даже немного обижался на людей за это прозвище, которое означало безответственность и неуправляемость. Так его называли за одну странность, которая, впрочем, странной казалась только в деревне.

Алёша не работал в субботу и воскресенье. Вот и вся странность. Он топил баню, парился… Для него это целый ритуал. В деревне не совсем его понимали, все смеялись, мол, не на фабрике ведь работаешь, чтоб так выходные себе устраивать. К нему приставали – выйти в субботу на уборку урожая, на посев и тому подобное, но он всегда отказывал. Он даже не ходил на собрания по субботам! Все ходили, а ему до всех дела и нет.

Сколько с ним разговаривали «коллеги»! Он кивает, улыбается. Но стоит спросить – пойдет ли он в субботу на работу. Он уверенно говорит «нет».

А топка бани такой важный для него процесс, что он даже волнуется. Дров нужно натаскать, воды… Он настоящий мастер по растопки бани. Всё это нужно Алёше для того, чтобы восстановиться.

Жена не возражает против его хобби. Пока он растапливает печь, жена рассказывает, что к ним заходили денег занять, она и помогла. Алёше-Косте приятно, что у них достаточно средств, чтоб людям помогать.

Детей париться Алёшка не смог приучить, не в ту «породу» они. В баню-то ходят помыться, но не парятся. Жена собирает детей, чистую одежду им даёт. Алёшка после бани в философском и медитативном настроении. Жена немного на другой волне, всё беспокоится о делах домашних. И Алёшка с грустью понимает каждый субботний вечер, что баня кончилась. Суббота ещё продолжается, а любимое дело – нет. Теперь опять ждать всю неделю, чтобы подготовить себе баню.

Рассказ учит отстаивать своё право на отдых, на хобби, на то, чтобы отвлечься от суеты, очиститься физически и духовно.

Читать краткое содержание Алёша Бесконвойный. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Шукшин. Краткие содержания произведений

  • Алёша Бесконвойный
  • Беседы при ясной луне
  • Боря
  • В профиль и анфас
  • Ванька Тепляшин
  • Верую
  • Волки!
  • Выбираю деревню на жительство
  • Горе
  • Гринька Малюгин
  • Даешь сердце
  • Дебил
  • До третьих петухов
  • Дядя Ермолай
  • Жатва
  • Жена мужа в Париж провожала
  • Живёт такой парень
  • Забуксовал
  • Земляки
  • Калина красная
  • Космос, нервная система и шмат сала
  • Крепкий мужик
  • Критики
  • Любавины
  • Мастер
  • Материнское сердце
  • Микроскоп
  • Миль пардон, мадам
  • Обида
  • Одни
  • Осенью
  • Охота жить
  • Письмо
  • Постскриптум
  • Сапожки
  • Светлые души
  • Сельские жители
  • Слово о малой Родине
  • Солнце, старик и девушка
  • Срезал
  • Стенька Разин
  • Стёпка
  • Стёпкина любовь
  • Странные люди
  • Чередниченко и цирк
  • Чудик
  • Шире шаг, Маэстро
  • Экзамен
  • Энергичные люди
  • Я пришел дать вам волю

Картинка или рисунок Алёша Бесконвойный

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Сказка братьев Гримм «Сладкая каша» повествует о том, как однажды девочка из одной бедной семьи пошла в лес за ягодами, так как им нечего было есть.

Гробовщик переехал в новый дом. Его сосед сапожник позвал его в гости на семейный праздник. Гробовщик у сапожника напился, а когда гости пили за здоровье своих клиентов, гробовщику в шутку предложили выпить за мертвецов

В рассказе Михаила Пришвина очень иронично и завораживающе рассказывается о взаимоотношениях ежа и автора. У автора была бытовая проблема – мыши в доме

Творение автора по праву можно назвать летописью Москвы того периода. Писатель на протяжении полувека изучал быт и обычаи горожан – от времен Александра II до эпохи Сталина

В одной стране жил либерал, который, в силу собственных прихотей, весьма скептически относился ко многим вещам. Личные взгляды и убеждения вынуждали его порой высказывать недоверчивые суждения о происходящем вокруг.

Как вы понимаете высказывание: «Быть подлинным – значит быть верным самому себе»? (Ошо) (По рассказу В. М. Шукшина «Алёша Бесконвойный»). (Итоговое сочинение (декабрьское))

Уметь сохранить в своей душе доброту и человечность, способность к милосердию и состраданию – это значит быть верным самому себе, быть подлинным, настоящим. Но для сбережения самого себя, своего лучшего «я» необходим труд души. Нужно уметь находить время, чтобы задуматься о самом себе, о своей душе, о смысле жизни. Нравственная сила человека в его добром поступке, в его «разумной душе», которая непременно стремится к добру.

Такого героя мы находим в рассказе В.

М. Шукшина «Алёша Бесконвойный». На самом деле этого персонажа зовут Костя Валиков. Но в деревне все привыкли называть его Алёшей Бесконвойным «за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость». С одной стороны, прозвище Алёши выражает ироничное отношение односельчан к необычному земляку. В этом прозвище чувствуется незлобивое подтрунивание над любителем субботней бани. С другой стороны, это имя оживляет народные представления об Алексее, Божьем человеке.

Пастух, скотник и кочегар Костя Валиков пять дней в неделе безотказный, старательный, умелый работник. Но в субботу и воскресенье он категорически отказывается работать. За это «преподобного Алёшу» и прозвали Бесконвойным. Никакие увещевания на него не действуют. Он твёрдо убеждён в своём праве на два выходных.

«Чудинка» этого героя состоит в том, что суббота полностью посвящается бане. Для него это не простое соблюдение чистоты тела, а некий ритуал, священнодействие. Он светлеет лицом, когда рано утром в субботу вспоминает, что сегодня – топить баню.

Это обычное событие наполняется для него неким высшим смыслом, превращается в искусство. «Аккуратно, с наслаждением» колет он только берёзовые дрова, потому что от них «стойкий жар». В этот день всё вокруг для него одухотворяется, а душа живёт любовью ко всему миру: к дождику, к снеговому холодному ветру.

Читайте также:
Рассказ Срезал: сочинение

В эти минуты Алёша «серьёзно вдумывается в жизнь», пытается постичь тайну бытия. Суета отступает на второй план, она живёт самостоятельной жизнью «за окошечком бани». А сам герой становится недосягаем для «мелких мыслей», для «суетни и злости», в его душу вселяется «цельность, крупность, ясность».

Перед нами сельский праведник, живущий любовью к детям, к «степи за селом, к заре, к летнему дню». Праведность Алёши подчёркивается религиозно-литературной реминисценцией: «Загорится какой-нибудь куст тихим огнём сверху… И так вдруг обогреет тебя нежданная радость…» Мотив ангела, являющегося пророку в виде горящего куста, есть и в Библии, и в Коране.

Одно из основных качеств Алёши – его доброта, незлобивость, неспособность копить в душе обиды. Истории любви героя к «Але крепдешиновой» может истолковываться как история любви праведником грешницы. «Аля крепдешиновая» заманила к себе домой солдатика, возвращающегося с фронта, чтобы обворовать. Но Алёша не держит зла на душе; вспоминая эту женщину, только усмехается: «он её любил, Алю-то».

Подрастающий сын начинает стыдиться отца – скотника и пастуха. Но Алёша, преодолев обиду, не показывает и виду, что заметил перемену в сыне.

Никто в селе не понимает Костю Валикова и всерьёз не принимает, его «предбанная» радость раздражает окружающих. Не понимают и дома высокого духовного настроя героя. На его воспоминания о сочинённом дочкой стишке жена «ничего не сказала, усунулась опять в сундук, откуда тянуло нафталином».

В рассказе «Алёша Бесконвойный» автор исследует удивительную способность народной духовности проявиться в неожиданных фактах. Это произведение искусства учит добру, учит ценить и любить жизнь, быть верным самому себе, а значит быть подлинным. Умение героя одухотворять каждый миг существования, делает его жизнь богатой и по-настоящему полной. Душа простого пастуха обретает целостность и покой.

Возвращение к себе, открытие в собственной душе духовных возможностей – такую задачу решает в этом рассказе писатель.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сочинение на тему: Духовные искания героев Шукшина.

Поиск нравственного идеала в прозе В. М. Шукшина
В прозе В. М. Шукшина поражает то, что герои ее всегда мыслители, которые спорят о вечном и сиюминутном, размышляют о жизни и мечтах человека. Не склонные к покорности и компромиссам, они всех готовы исправить по собственной программе нравственного усовершенствования. Среди таких людей — герои шукшинских рассказов Саша Ермолаев, Колька Паратов, Князев и другие.

Многие такие шукшинские «мыслители» живут в обыденной житейской обстановке, однако умеют открывать в ней новое и радостное, никем раньше не замеченное. Таковы Саша Неверов («Залетный»), сельский поп из рассказа «Верую!», Алеша Бесконвойный в одноименном рассказе, Матвей Рязанцев («Думы»). Они стремятся постичь своим умом все — от микромира до космоса. Например, Андрей Ерин, озабоченный грядущими судьбами человечества, напряженно рассматривает в микроскоп различные предметы, а Макар Жеребцов «въедливо» учит людей добру и терпению.

В своих духовных исканиях каждый герой идет нехожеными тропами, и на этом пути он совершает единственные в своем роде открытия, проявляет себя как индивидуальность. Однако все герои вместе составляют единое многоголосие, потому что правду жизни видят в торжестве нравственности и гармонии человека с миром. Так, мы слышим сильный жизнелюбивый голос попа, проповедующего веру в жизнь: «Ты пришел узнать: во что верить. Верь в жизнь. В авиацию, в химизацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию! В космос и невесомость! — ибо это объективно-о!» Саня Неверов из рассказа «Залетный» утверждает путь самовоспитания, внимательного отношения к себе и к людям, говорит о необходимости нести в жизнь деятель-

ные любовь и добро. Алеша Бесконвойный ищет прочные органичные связи человека с миром и находит их в любви: «Последнее время Алеша стал замечать, что он вполне осознанно любит. Любит степь за селом, зарю, летний день. Стал стучаться покой в душе — стал любить». Только в состоянии любви мир кажется Алеше светлым: «Мир вокруг покачивался согласно сердцу».

Почти все шукшинские правдоискатели отличаются максимализмом и категоричностью суждений, но все они любят послушать умудренных жизнью стариков с их спокойной, неторопливой рассудительностью.

Голос автора звучит в этом многоголосии спокойно и уверенно. Он поэтизирует радость и красоту бытия, говорит о созидательном отношении человека к своей жизни. Шукшинский идеал — это дом, земля, любовь, красота, труд. Идеал этот вполне достижим, реален, более того, притягателен даже в эпоху технических преобразований.

Нравственная позиция автора раскрывается в тех рассказах, где он выступает как участник событий («Дядя Ермолай», «Горе», «Петя», «Жил человек», «Боря», «Рыжий»). В большинстве этих рассказов Шукшин говорит о преемственности поколений, духовном выпрямлении человека, ожесточившегося в суете и мелочах быта.

Более того, Шукшин обращается непосредственно к читателю, призывая его принять участие в диалоге: «Я думал: «Что же жизнь — комедия или трагедия. Комедия или жуткая трагедия, в которой все мы — от Наполеона до Бори — неуклюжие, тупые актеры, особенно Наполеон. Зря все-таки воскликнули: «Не жалеть надо человека!» . Уважать — да. Только ведь уважение — дело наживное. Жалость — это выше нас, мудрее наших библиотек. Мать — самое уважаемое, что ни на есть в жизни, самое родное — вся состоит из жалости. Оставь ей все, а отними жалость, и жизнь в три недели превратится во всесветный бардак. » («Боря»).

Народное понимание жалости, равнозначное любви, которое утверждает Шукшин, в основе своей вовсе не сентиментально.

Автор не испытывает ничего, кроме возмущения, когда ему приходится сталкиваться с людьми-«гориллами». По мнению Шукшина, гармония в человеческих отношениях создается в преодолении бездушия и борьбе со злом. Счастье в концепции писателя — это деятельное бытие, где созидательное начало принадлежит самому человеку.

Читайте также:
Цельность творчества В.Шукшина: сочинение

Нравственная проблематика рассказов Шукшина

Нравственная проблематика рассказов Шукшина

План реферата:

1) Краткая биография В.П.Шукшина

2) Нравственность рассказов Шукшина

а) “Думы” и “Дядя Ермолай”

б) “Микроскоп”, “Забуксовал”, “Космос, нервная система и шмат сала”

г) И многие другие рассказы

1) Краткая биография В.П.Шукшина.

Василий Макарович Шукшин родился в 1929году в селе Сростки Бийского района Алтайского края. После окончания сельской семилетней школы поступил в Бийский автомобильный техникум, но закончить его не удалось, поэтому работал в колхозе. В 1946году покинул родное село и переехал в Калугу.

Вплоть до 1949года работал сначало слесарем-такелажником на турбинном заводе в Калуге, потом на тракторном заводе в городе Владимере, слесарем, разнорабочим головного ремонтно-восстановительного поезда.

В 1953году вернулся в село Сростки, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости.

Затем приезжает в Москву и в 1954году поступает на режиссерское отделение Всесоюзного государственного института кинемотографии. Именно во время учебы снялся в своей первой главной роли в фильме М.Хуциева “Два Федора”, это было в 1956году. В этом же году был впервые опубликован в журнале “Смена” с рассказом “Двое на телеге”.

И вот с 1963года В.Шукшин – становится режиссером киностудии им. М.Горького. Снял по своему сценарию фильмы “Живет такой парень”,”Ваш сын и брат”.

Шукшин за свою короткую жизнь был актером, режиссером, литератором. Он снялся в 58фильмах, поставил по собственным сценариям такие фильмы как “Печки-лавочки” в 1973году, “Калина красная” в 1974году.

“Перу писателя принадлежат два романа, шесть повестей, множество рассказов и книга публицистики (сборник новелл “Сельские жители”в 1963году, “Там в дали” в 1968году, сборник рассказов “Характеры” в 1974году, в том же году “Беседы при ясной луне”, и роман “Я пришел дать вам волю” и др.).”

Но жизнь этого талантливого человека к сожалению закончилась рано – в 1974году, на 46году жизни В.М.Шукшин скоропостижно скончался во время съемок кинофильма “Они сражались за Родину”.

1) Русская литература XX века Христоматия для 11класса. – М.,c1993г., II часть.

2) Нравственность рассказов Шукшина.

В литературе 60х – 70х годов одной из главенствующих тем – была тема деревни. Обострение общественного интереса к экономическим и социально-идеологическим процессам, происходящим в сельском хозяйсиве вызвало в жизни ряд замечательных произведений Ф.Абрамова,

В.Белова, В.Тендрякова и конечно же Василия Шукшина. Их произведения тем и замечательны, что не замкнуты в границы лишь деревенской темы, в них нашли выражение социальные и духовные, нравственные интересы современного общества. Писатели устремлены к познанию нравственных истоков характера деревенского человека, стремительно меняющегося в то время. Преображаются социальные условия деревенского бытия.

Среди русских современных писателей, мастеров рассказа, Шукшину отведено почетное место. Его новеллистическое творчество – явление яркое и самобытное.

При всем многообразии жанровых форм Шукшина – есть то, что их объединяет, – излюбленная нравственная проблематика и присущая только этому автору творческая манера, тот творческий почерк, по которому узнаешь каждую его страницу.

Проза Василия Шукшина явление своеобычное, со своими стилевыми особенностями. Характеры увиденные в жизни, писатель додумывает, развивает, довоображает. Шукшин вглядывается в свой персонаж и исследует его как художник досконально, открывая его душевную многослойность, многогранность.

В его рассказах жизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаимости, в удивительном разнообразии. Интонация его произведений подвижна, богата оттенками. Шукшин на нескольких страницах создает неповторимый человеческий характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия.

Форма у него несет в себе лаконичность, экономию средств вырожения и необыкновенную насыщенность. Шукшин обращается к обыденному, казалось бы значительному, факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким ее пониманием.

Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описаний, в них обычно отсутствует экспозиция, персонажи стремительно вводятся в действие.

Никогда не найдешь в шукшинских рассказах пусть самой занятной, но самодовлеющей детали. Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны. Его пейзажи, отвечающие душевному состоянию персонажей, всегда предельно кратки.

Особенно важное средство среди тех средств выразительности, к которым прибегает Шукшин, имеет диалог. Он никогда не несет функции простой информативности, в нем заключено движение повествования, в нем раскрываются характеры. Язык диалога – подвижен, современен, насыщен колоритными речениями.

Шукшин редко ведет повествование от первого лица. Объективная форма повествования от третьего лица привлекала тем, что позволила прибегать к самым разным приемам, использовать многообразие художественных средств.

Никогда не сталкиваемся у Шукшина с заданностью построения, от каждого рассказа веет жизненностью, эмоциональной непосредственностью, – уж тут не упрекнуть автора в рациональности. Сюжетные ситуации, в которых показаны герои, острота и актуальность проблем – все это увлекает и волнует читателя.

Не “рассказы настроения” влекут к себе Шукшина. Он стремится создать яркий, оригинальный характер, характер историчный, то есть несущий в себе отпечаток времени.

Особенное пристрастие Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность. Шукшин признавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжает молодежь, нехватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, не слышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке. Шукшин глубоко переживал тот разрыв, который существовал между материальными условиями жизни человека в городе и в деревне, между уровнем культуры.

Шукшин – писатель глубоко социальный. Он исследовал новые социальные явления, протаптывал свою тропку в искусстве и обращаясь к неизведанным пластам жизни. Его привлекала к себе обычная жизнь обыкновенных людей, где под покровом повседневности он мог видеть особенное – те черты, которые в совокупности создавали русский национальный характер. Русский национальный характер, русский народ в его историческом движении – вот что неизменно занимало творческое мышление Шукшина в годы его зрелости. Его интересует прежде всего нравственный мир человека.

Читайте также:
Анализ рассказа В. М. Шукшина Выбираю деревню на жительство: сочинение

Для литературы 70х годов характерны глубокая постановка нравственных проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам человеческой души, смелость художественных исканий. В этом русле и развивается творчество Шукшина, полные веры в неисчерпаемые возможности человеческой личности. В великом современном споре о человеке он всегда на стороне оптимизма, но и не благостен, – он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу.

Прямая и беспощадная критика некоторых явлений, встречающихся в нравственной сфере нашего общества, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества, Шукшин не только бичует их носителей, но и предостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепить нас читателей.

Шукшин никогда не контролирует своих героем. Он умеет обнаружить в обыденном характере прорастающее в нем типизирующее начало. Его правда не бывает книжной, она выстрадала, она возникла как итог его жизни.

Исследуя как художник новые социальные явления, Шукшин протаптывал свою тропу в искусстве и обращался к неизведанным пластам жизни. Это – обычная жизнь обыкновенных людей. Социальные конфликты занимают Шукшина прежде всего с их нравственной стороны. Художник с глубоким интересом вглядывается в индивидуальную психологию героя.

Одна из главных его тем – тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. Для его творчества характерна постановка сложных этических проблем. Что же такое счастье и как же оно достигается? Что дает человеку честный труд? Какова же та жизненная позиция, то миропонимание, тот кодекс нравственности, что помогает достигнуть высокого удовлетворения и подлинного счастья?

3) Его рассказы:

а) “Думы” и “Дядя Ермолай”.

Основой нравственности для Шукшина всегда был труд, труд – на пользу обществу, труд – удовлетворение и радость.Для него это было то миропонимание, которое складывалось в ранние детские годы. Всю свою жизнь писатель был великим тружеником и умел ценить в людях приверженность к труду. Поэтому и хочется остановить внимание читателя прежде всего на рассказах, в которых созданы образы трудолюбов.

В рассказе “Думы” (1967) это старый крестьянин, председатель колхоза Матвей Рязанцев.

В воспоминаниях Матвея проходит вся его жизнь неотделимая от жизни общества. Всю жизнь Матвей делал то, что надо было делать. Вступив в колхоз и выстрадал многие перемены в деревне. Началась война – пошел воевать. Перенес тяжелое ранение, а когда вернулся после госпиталя домой – избрали председателем колхоза.

Напряженно-кризисное состояние героя рождается в момент высшей гармонии – слияния с природой. Писатель акцентирует внимание человека на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства.

Поиски ответов на вечные вопросы о смысле жизни и преемственности поколений требуют от писателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности материнства и доброты – через них познается человек, а через него – время и сущность бытия. Пути постижения писателем ведут его к познанию глубин души человеческой. А в этом – ключ к решению древних и новых загадок жизни.

Раздумья Матвея Рязанцева оптимистичны, пронизаны пониманием собственного жизненного предназначения. Рассказ “Думы” философски насыщен, здесь философия становится чувством или чувство философией.

Рассказ “Дядя Ермолай” написан в 1917году. Рассказчик вспоминал о честном и работящем Ермолае и о его ненависти ко всем видам иждивенчиства, захребетничества, корыстолюбия. Он в стремлении передать душевную красоту хлебороба.

Мать писателя, Мария Сергеевна, так говорила об этом рассказе: “знать надо деревню и людей, чтобы правда правдой стала. У Васи все получалось, потому что с измальства труд крестьянский узнал”.

В рассказах “Дядя Ермолай” и “Думы” созданы типичные народные характеры, передана психологическая атмосфера современной деревни, когда сельских тружеников так же , как и всех советских людей, волнуют проблемы и противоречия века.

б) “Микроскоп”, “Забуксовал” и “Космос, нервная система и шмат сала”.

Деревня тянется к духовным ценностям. Приобщение к культуре происходит порой причудливым путем, рождая парадоксы. Эти парадоксы привлекают внимание Шукшина, и из под его пера выходят такие рассказы, где герой изображает вечный двигатель или на свои трудовые рубли, что ждут в семье, покупает микроскоп, с помощью которого стремится прикоснутся к тайнам природы. Рассказ “Микроскоп” пронизан юмором, но в глубине его образной системы – глубокая мысль о духовности, без которой нет подлинного человека, и о разрушающей душу меркантильности, о “вещной болезни”, ставшей столь распространенной в наше время.

Шукшин радуется, когда трудовой человек вырывается из каждодневного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья.

Можно зло посмеяться над героем рассказа “Забуксовал”, который вдруг задумался над тем, что чудесные строки Гоголя о Руси-тройке возникли в связи с тройкой, на которой ехал пройдоха Чичиков. Но стоит ли смеятся?

Прекрасный образ восьмиклассника Юрки создал Шукшин в рассказе “Космос, нервная система и шмат сала” (1966). Живет мальчик на квартире старого одинокого пенсионера Наума Евстигнеича. Юрка из соседней деревни, где нет десятилетки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил десятилетку, а паренек, больше того, мечтает потом поступить в медицинский институт.

Юрке не хватает до конца месяца продуктов, полученных от матери, и он ест хлеб всухомятку. Старик дает ему порой в долг пшена на кашу. Наум Евстигнеич скряга отменный. Живет он зажиточно, в кладовке чего только у него нет. Старик удивляется: зачем учиться еще 8лет, – что бы стать хирургом и получать маленькую зарплату. Он советует Юрке учиться на шофера. Наум ругает учение и все дары цивилизации. И идет у него вечный спор с его пятнадцатилетним жильцом. Юрка жадно впитывает знания. У него ясное представление о будущем. В буседах школьника Юрки и деда Наума сталкиваются две жизненные позиции, два взгляда на мир. Юрка живет трудно голодновато, но мир открыт перед ним, и в будущее он смотрит с великой верой. Дед Наум зажиточен, но скуповат. Дети ушли от него. Он озлоблен, груб, язвителен. Но даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. В нем просыпается что-то доброе.

Читайте также:
Проблема духовных ценностей в рассказах Шукшина: сочинение
в) “Осенью”.

В рассказах Шукшина – сложная картина жизни, – за простыми реалиями существования открывается второй план, углубляющий понимание философии того или иного произведения.

Таков и рассказ “Осенью” (1973). Это один из лучших рассказов Шукшина, несущий в себе глубокое гуманистическое содержание, отличающийся тонкостью психологического письма, грустно-лирической интонацией.

Скрестились судьбы трех людей. Филипп Тюрин в юности полюбил красавицу Марью Ермилову, и Марья тоже его любила, – и дело шло к свадьбе. Убеждения Филиппа не позволяли ему венчаться в церкви, а Марья, под влиянием родителей и деревенских обычаев того времени, заупрямилась: венчаться, и все. Так и расстались. С годами боль не ушла. Уже была семья, детишки. А болело и болело по Марье сердце. Жена поняла причину постоянной печали и замкнутости Филиппа и возненовидела его. Доходили до Филиппа слухи, что и в семье Марьи нет лада, что и Марья тоскует. Прошли годы. И вот на пароме встречает Филипп похоронную процессию и узнает, что везут хоронить Марью. И захотел Филипп в последний раз взглянуть на любимое лицо, да и то муж Марьи – Павел прогнал его.

И завершается рассказ печальными мыслями Филиппа о том, что нельзя воротить прошлое и прожить жизнь по другому. Судьба всех троих исковеркана покорностью Марьи старым обычаям, юношеским максимализмом Филиппа, отстаивавшего новые формы жизни и не сумевшего убедить любимую, бравадой Павла, отбившего красивую девушку. Вот так и оказалось – все трое лишили себя счастья.

Читатель этого рассказа не может не почувствовать потрясения человеческими судьбами, не может не поверить в то, что счастье достижимо, но надо уметь постоят за него, оно редко приходит без зова.

г) И многие другие рассказы.

Шукшин хотел видеть человека прекрасным во всех его проявлениях

– в труде, в высоте духовных и нравственных запросив, в любви к женщине и уважении к старикам, в добром внимании к окружающим людям, в сопричастности к большому миру. И все свое хотение он выражал в своих рассказах, и именно потому его рассказы глубоко нравственны.

В своих рассказах автор с большим искусством воспроизводит в драме характеров и в комедии нравов исторические черты и детали, например в рассказах “Мужик Дерябин”, “Непротивленец Макар Жеребцов”, “Привет Сивому!”, “Мой зять украл машину дров!”, “Бессовестные”. Аналитическая мысль писателя, выделяя те или иные социально-психологические признаки и качества характеров, проницательно распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное. Рассказа создаются в результате глубоких размышлений автора над конкретными вопросами бытия народа.

“Сураз”, “Раскас”, “Беспалый”, “Страдания молодого Ваганова” – рассказы, казалось бы, тематически близкие, убеждают нас в неповторимости, самоценности каждого случая и его финала. Даже курьезная история неожиданно заставляет угадывать скрытую за нею значимость случая, вызывая сочувствие герою. Поступки героев порой неожиданны, часто непредсказуемы, они заставляют нас не только удивляться человеческим характерам, но и относиться к личности с уважением, считаться с нею.

Смерть наведывается к героям Шукшина,и, кажется, в ней нет ничего загадочного, хотя переход от неистовой “циганочки” к вечному покою трагически противоестественен. Смерть – разрушение жизни, непоправимое несчастье (“Горе”, “Как помирал старик”, “Сураз”, “Залетный”, “Охота жить”, “Осенью”, “Солнце, старик и девушка”, “Жил человек”, “Заревой дождь”). Умудренно-спокойное принятие смерти как неизбежности, завершающий путь человека, народно в своей основе.

Ситуации рассказов менее всего поддаются “разъяснению”, они требуют объемного восприятия: в шуме голосов, в цвете, в резкой смене сценических планов с неожиданным финалом. Внутреннее напряжение, достигнув предельно высокой точки, может разрешится драматически или комедийно. Таковы ситуации рассказов “Страдания молодого Ваганова”, “Версия”, “Хахаль”, “Вянет пропадает”, “Бессовестные” и д.р.

“Сатира Шукшина глубоко реалистична, ей свойственны аналитичность, динамизм, конкретность. Однако специфические черты сатиры меньше всего выражены во внешним рисунке характеров. Их нужно искать в природе внутренних изменений, в сути динамики, завершающейся к удивительным метаморфозам персонажей.” Созданные Шукшиным типы осознаются нами как сатирические лишь в ходе действия или в финале. Таковы, например, характеры Князева, Капустина, Шурыгина, логика развития которых заключается в саморазоблачении, обнаружения собственной несостоятельности, своей отрицательной сущности – в самооправержении.

1) Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. – М.,1981г.

4) Заключение.

Шукшинское слово, богатое интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, пластично очерчивая облик, духовный строй персоонажей.

В своих художественных исканиях Шукшин преобразовывал жанры, открывая их новые возможности и резервы. Однако новаторство Шукшина традиционно. Шукшин, изображая, поэтизируя сокровенное в реальной жизни, ориентировался на народное мироощущение, юмор, речь, опирался на традиции классики.

Творчество В.Шукшина я попыталась представить в свободном, естейственном движении: в цельности и единстве проблематики, жанров, стилевой специфики. Цельность творчества Шукшина обусловлена нравственно-эстетической позицией художника, которая с развитием его искусства становилась все более четкой, определенной, воинствующей по отношению ко всему недоброму, отрицательному, в их разных качествах и обличиях.

Иные циклы рассказов представляют своего рода витки усложняющегося содержания, которое поднимает нас на новую ступень знания жизненных явлений и характеров, требующих от автора и читателя более совершенных качеств исследования и анализа. Тогда, на высшей ступени, наблюдается переход к сатире, цель которой не сводится, однако, к простому осмеянию. Это – сатира высокая, гражданственная, по сути своей трагедийная.

Искусство психологического портрета, речевое многообразие, мировосприятие, умудренное знание жизни, гуманизм, чувство ответственности – это и многое другое роднит творчество Шукшина с читателем.

Используемая литература:

1) Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. – М.,1981г.

2) Карпова В. Талантливая жизнь. – М., 1986г.

Читайте также:
Роль и место творчества Василия Шукшина: сочинение

3) Русская литература XX века Христоматия для 11класса. – М., 1993г., II часть.

Проблема духовных ценностей в рассказах Василия Шукшина

ПРОБЛЕМА ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РАССКАЗАХ В. ШУКШИНА

В середине 40-х годов прошлого века, заканчивая статью пятую ” Сочинения Александра Пушкина”, – В. Г. Белинский заметил: “Наше время преклонит колени только перед художником, которого жизнь есть лучший комментарий на его творения, а творения – лучшее оправдание его жизни”. В неостывающих спорах о Василии Шукшине, его месте и зна – чении в современном искусстве, эти слова во многом объясняют тот общественный резонанс, который вызвала безвременная смерть писателя и который

превратился в глубокий и устойчивый интерес ко всему, что сделано и сказано Шукшиным.

Для Василия Шукшина деревня – не столько географическое понятие (хотя и географическое тоже), сколько социальное, национальное и нравственное, где проявляется весь сложнейший комплекс человеческих отношений. И как это бывает по непреложному человеческому закону, желание сказать свое слово о людях, которые близки, выливается в размышления о всей народной жизни. И Шукшин-писатель не одинок в этом восприятии мира русской деревни. В. Белов и В. Распутин, Е. Носов и Ф. Абрамов, В. Астафьев и С. Залыгин неоднократно подчеркивали,

что нет проблем чисто деревенских, а есть – общенародные, общегосударственные.

Именно так эти писатели понимают тему деревни, ибо там видят корни всей нации.

Есть в художественной позиции Шукшина, в его размышлениях о деревне один аспект, я думаю, крайне современный – проблема духовных ценностей. Шукшин, может быть, как никто другой, много и упорно думает о том, почему деревня не всегда получает настоящую культуру и искусство, протестует против тех, кто создает так называемые “варианты произведения для села”: “Беда в том, что этот суррогат городской культуры оказывает огромное влияние на село” (вспомним хотя бы рассказы “Артист Федор Грай”, “Крыша над головой” и др.).

Движущими силами в произведениях Шукшина являются не внешние события. Сюжет у него только повод, чтобы начать разговор. Затем повод “исчезает”, и “начинает говорить” душа, мудрость, ум, чувство. Все чаще герои Шукшина задумываются над основами бытия, все чаще обращаются к так называемым “вечным вопросам”.

В художественном мире Шукшина герою, который задумался, испытал потребность понять себя, уже ощутил внутреннюю дисгармонию души, но еще не умеет ответить на проклятые (они становятся у шукшинских героев именно “проклятыми”) вопросы, принадлежит огромное место. Герои чувствуют неудовлетворенность, мучительный душевный непокой. Они мечутся. Ищут, думают.

Анализ рассказа В.М. Шукшина «Выбираю деревню на жительство»

. данного рассказа, мы понимаем, что писатель находится на стороне деревни. «Выбираю деревню на жительство» – это не только процесс, но уже . Николая Григорьевича, и не было. Все творчество Шукшина основано на изображении граней не только человеческого характера, но . И мы понимаем, что истинная причина ежесубботних походов героя крылась именно в этом – ему необходимо было . уже списали это сочинение.

Жаждут. Не просто праздника, а праздника души. Как, например, герой рассказа “Верую!” Максим Яриков. Навалилась какая то особенная тоска на него, сорокалетнего, злого на работу мужика.

Не может Максим сказать, что с ним происходит. Чувствует, что болит душа, но объяснить, почему, не может. Ненавидит он тех “людей, у которых нету души. Или она поганая”.

Думает, мается, страдает, размышляя о том, “а зачем все… Зачем живет он и люди вокруг него?”.

Услышал Максим Яриков, что к Лапшиным приехал “самый натуральный” поп, и пошел к нему узнать: “У верующих душа болит или нет?”. Между попом и Максимом происходит разговор, истинно русский разговор, о смысле бытия, о добре и зле, о душе человеческой… И поп, которому “ничто человеческое не чуждо”, предпринимает на глазах Максима нелегкую попытку осмысления истины. Всегда у Шукшина, как и в жизни, все непросто.

Мучительные раздумья Максима роднят его с попом, и в то же время явное попово вольнодумие в трактовке известного постулата религии (Ведь сказал Христос: “Я есть Путь, Истина и Жизнь”) сближает его с автором.

Но у попа все-таки есть вера, есть свой суровый, могучий Бог. Имя ему – Жизнь. Более того, в душевной маете Максима поп видит весьма важный момент, можно сказать, социально важный: “Душа болит? Хорошо!

Ты зашевелился, ядрена мать! А то бы тебя с печки не стащить с равновесием-то душевным”. Шукшин постоянно углубляет социальный и нравственный аспект исследуемых конфликтов и ситуаций. Героев Шукшина начинают интересовать проблемы жизни и смерти вообще, в их философском смысле.

Заставляя своего героя взглянуть на себя, на собственную жизнь, Шукшин часто предметом исследования берет тот момент душевного напряжения, сдвига, надлома, когда герою кажется, что силы и жизнь были им растрачены понапрасну, что спел он уже песню своей жизни, но спел плохо: “Жалко – песня-то была хорошая”. Тревожные раздумья о смысле жизни окрашивались у Шукшина в разные тона, неразрешимые вопросы задавались с разной степенью напряженности: в них можно обнаружить трагическую безвыходность и светлую печаль, крик души “на пределе” и скорбные думы о конечности бытия, печальные мысли о сиюминутности человеческой жизни, в которой так мало места было красоте. Пафос творчества Шукшина видится, прежде всего, в постановке нравственных вопросов о судьбах и правах человеческой личности. В этой связи очень показательна сказка “До третьих петухов”.

Произведение начинается со спора персонажей русской классической литературы о том, может ли Иван-дурак, этот “низкий” герой устного народного творчества, находиться в “высшем” обществе. Оказывается, не может, так как Иван должен доказать свое право на место в библиотеке, добыв справку у Мудреца, что он умный… Иван, подчиняясь чужой воле, отправляется за справкой. Впро – чем, не совсем так.

Читайте также:
«То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все». (В. Набоков). По произведением Василия Шукшина: сочинение

Сочинения об авторе шукшин

. в прозе 70-х годов, когда внимание Шукшина направлено на драматические стороны сельской жизни. Этим вопросам посвящены прозаические произведения . Шукшина» «Деревенская проза в творчестве В.М. Шукшина» «Горькая истина Шукшина» «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть…» Источник: http://library35.tendryakovka.ru/?page_id=10826 Сочинение «МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ В. М. ШУКШИНА» .

Не за справкой Шукшин отправил своего героя за тридевять земель, а набираться ума-разума, что подчеркнуто уже подзаголовком сказки. И отказом Ивана от справки-формальности, липы, которую ему предлагают черти. Этим можно объяснить и то, что шукшинскому Ивану-дураку, в отличие от фольклорного, не помогают чудесные силы, он все препятствия должен преодолеть сам.

Иначе как ему набраться ума-разума?

Вот Иван встречает на своем пути “избушку на курьих ножках, а вокруг кирпич навален, шифер, пиломатериалы всякие”. Шукшин сразу сопрягает в сознании читателя условные, фантастические и вполне современные бытовые реалии. За повествованием о необычных злоключениях героя отчетливо проглядываются уродливые сцены современной автору жизни. В избушке ожидает Ивана и первое испытание – встреча с Горыны чем, которая становится первой капитуляцией Ивана, первым отступлением перед злой силой, первым унижением на пути “за справкой”. “В душу как вроде удобрение свалили, – грустно сказал он. – Вот же тяжко!

Достанется мне эта справка…”. Испытанное унижение оборачивается новой силой взрыва, и Иван, не обращая внимания на предупреждение встреченного по пути Медведя, отправляется к чертям. Надо сказать, что Иван так ни разу и не прислушался к мудрому голосу Ильи Муромца, который сердцем чует его беду.

В этом также видна особенность шукшинской сказки, герой которой должен, повторяю, сам до конца пройти свой путь, чтобы понять, на что он способен.

Важное место в сказке занимает Мудрец – образ-гротеск. Мудрец – это определенный социальный тип, паразитирующий на уважительном отношении к науке, он “имеет” власть, не снившуюся никакому фантасту: Мудрец может “разрешить” вулкану извергаться или считать “недействительным” любой факт. Мудрец привел Ивана в компанию современных бездельников, чтобы с его помощью развеселить Несмеянушку.

И когда ему это не удалось, он пустился “на очень и очень постыдный выверт – решил сделать Ивана посмешищем”, то есть решил унизить его. Тут впервые Иван выходит победителем и, пока молодые люди раздевают Мудреца в поисках “лишнего ребра”, забирает печать. Вроде бы цель достигнута: добыта не справка даже, а знак власти Мудреца – печать.

Но счастливым концом сказка не завершается. Шукшин отправляет своего Ивана в обратный путь, чтобы он прошел той же дорогой, по которой шагал к Мудрецу. Чтобы набраться ума-разума, Иван должен еще раз увидеть и понять, что оставил он после себя, безоглядно исполняя чужую волю – стремясь к справке.

Счастливого финала в сказке Шукшина “До третьих петухов” явно нет: отнюдь не торжествующим победителем возвращается Иван в библиотеку. Ведь добытая печать оплачена дорогой нравственной ценой.

Многие ключевые образы творчества Шукшина также связаны с природой его народного мироощущения. Разные мотивы, переплетаясь в его произведениях, становятся нравственно-философ скими образами-символами, характерными чертами поэтики художника. Все это связано у Шукшина с такими вечными ценностями его мира, как совестливость, жалость, добро… Особое место среди человеческих ценностей занимает у Шукшина доброта.

Он видел в способности чистого сердца к добру самое дорогое богатство: “Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”.

Владимир Иванович Даль. Жизненный путь

. «Русских сказок» уничтожают. даль врач писательский очерк К 1841 году писательская карьера Владимира Ивановича резко идёт в гору. . восстановлению зрения. Писательская карьера Начиная с 1832 года, Владимир Иванович начинает сочинять свои первые произведения. Дебютным становится рассказ . городе. Эта же книга становится «выигрышным билетом» на пути к хорошей работе. «Русские сказки» по счастливой .

Глубокая любовь к людям приводит художника к простой, казалось бы, мысли: жизнь только тогда будет прекрасной, когда люди будут делать добро и радовать друг друга. Вот и в “Калине красной “, точно передавая мотив переворота, происходящего в душе Прокудина, Шукшин делает осознанный акцент на утверждении благотворной силы встречного добра, в безграничные запасы которого в народе он уверовал на всю жизнь. Среда прочих ценностей человеческого общежития жалость в мире Шукшина стоит рядом с добром. Пожалуй, у нас нет такого другого писателя, как Василий Шукшин, который бы постоянно, неутомимо, везде, где только можно, возвеличивал Жалость.

Не только без Правды, Совести, Добра, но и без Жалости нельзя себе представить Шукшина.

Шукшин сумел своими книгами задеть за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясенно спросить самих себя: “Что с нами происходит?”. Не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду и этой правдой объединить, сблизить людей. Какой за всем этим труд!

При жизни Шукшин становился легендой. Когда он ушел от нас, все поняли: “Мы – люди, потрясенные Шукшиным…”. О чем еще может мечтать Художник?

Однако не это было для него основным, не культа своего твор – чества добивался писатель, он хотел научить нас вот чему: “Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле.

Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее”. Шукшин этим жил, в это верил, это проповедовал всем своим творчеством.

Примеры похожих учебных работ

Творчество Шукшина

. международных кинофестивалей. За полтора десятилетия литературной деятельности Шукшиным написаны пять повестей (“Там, вдали”, “А . суждений, игнорированию его самобытности. Творчество В. Шукшина противилось любым попыткам разрушить его цельность .

Образ русской деревни в произведениях В.М. Шукшина

. рассказы и повести Василия Макаровича Шукшина. В его рассказах о земляках видится большая писательская любовь к русской деревне, тревога за сегодняшнего человека и . в городах. В России издревле русские деревни занимало самую главную роль в истории. .

Читайте также:
Вера в гуманные начала жизни (по творчеству В. Шукшина): сочинение
Загадка русской души в творчестве В.М. Шукшина

. литературно-художественных произведений к картине творчества Шукшина в целом. Потому Шукшин так труден для . Шукшина до конца жизни. В 1968 году в издательстве «Советский писатель» вышел сборник рассказов «Там, вдали», в 1973 – сборник «Характеры», в .

Творчество В.М. Шукшина

. и многожанровое единство. Концепция личности и народа исследуется как центральная в творчестве В. Шукшина, всесторонне обоснованная писателем в историческом и нравственно-эстетическом аспектах (см. главы: «Критерий нравственного», «Когда утрачиваются .

Сочинения об авторе шукшин

. в прозе 70-х годов, когда внимание Шукшина направлено на драматические стороны сельской жизни. Этим вопросам посвящены прозаические произведения . «пропагандисткой» повестью, в которой автор советует сельским жителям, перебравшимся в город, быть .

Сочинение на тему: Проблема духовных ценностей в рассказах Василия Шукшина

ПРОБЛЕМА ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РАССКАЗАХ В. ШУКШИНА

В середине 40-х годов прошлого века, заканчивая статью пятую ” Сочинения Александра Пушкина”, – В. Г. Белинский заметил: “Наше время преклонит колени только перед художником, которого жизнь есть лучший комментарий на его творения, а творения – лучшее оправдание его жизни”. В неостывающих спорах о Василии Шукшине, его месте и зна – чении в современном искусстве, эти слова во многом объясняют тот общественный резонанс, который вызвала безвременная смерть писателя и который превратился в глубокий и устойчивый интерес ко всему, что сделано и сказано Шукшиным.

Для Василия Шукшина деревня – не столько географическое понятие (хотя и географическое тоже), сколько социальное, национальное и нравственное, где проявляется весь сложнейший комплекс человеческих отношений. И как это бывает по непреложному человеческому закону, желание сказать свое слово о людях, которые близки, выливается в размышления о всей народной жизни. И Шукшин-писатель не одинок в этом восприятии мира русской деревни.

В. Белов и В. Распутин, Е. Носов и Ф. Абрамов, В. Астафьев и С. Залыгин неоднократно подчеркивали, что нет проблем чисто деревенских, а есть – общенародные, общегосударственные. Именно так эти писатели понимают тему деревни, ибо там видят корни всей нации.

Есть в художественной позиции Шукшина, в его размышлениях о деревне один аспект, я думаю, крайне современный – проблема духовных ценностей. Шукшин, может быть, как никто другой, много и упорно думает о том, почему деревня не всегда получает настоящую культуру и искусство, протестует против тех, кто создает так называемые “варианты произведения для села”: “Беда в том, что этот суррогат городской культуры оказывает огромное влияние на село” (вспомним хотя бы рассказы “Артист Федор Грай”, “Крыша над головой” и др.).

Движущими силами в произведениях Шукшина являются не внешние события. Сюжет у него только повод, чтобы начать разговор. Затем повод “исчезает”, и “начинает говорить” душа, мудрость, ум, чувство. Все чаще герои Шукшина задумываются над основами бытия, все чаще обращаются к так называемым “вечным вопросам”.

В художественном мире Шукшина герою, который задумался, испытал потребность понять себя, уже ощутил внутреннюю дисгармонию души, но еще не умеет ответить на проклятые (они становятся у шукшинских героев именно “проклятыми”) вопросы, принадлежит огромное место. Герои чувствуют неудовлетворенность, мучительный душевный непокой. Они мечутся.

Ищут, думают. Жаждут. Не просто праздника, а праздника души.

Как, например, герой рассказа “Верую!” Максим Яриков. Навалилась какая то особенная тоска на него, сорокалетнего, злого на работу мужика. Не может Максим сказать, что с ним происходит.

Чувствует, что болит душа, но объяснить, почему, не может. Ненавидит он тех “людей, у которых нету души. Или она поганая”.

Думает, мается, страдает, размышляя о том, “а зачем все… Зачем живет он и люди вокруг него?”.

Услышал Максим Яриков, что к Лапшиным приехал “самый натуральный” поп, и пошел к нему узнать: “У верующих душа болит или нет?”. Между попом и Максимом происходит разговор, истинно русский разговор, о смысле бытия, о добре и зле, о душе человеческой… И поп, которому “ничто человеческое не чуждо”, предпринимает на глазах Максима нелегкую попытку осмысления истины. Всегда у Шукшина, как и в жизни, все непросто.

Мучительные раздумья Максима роднят его с попом, и в то же время явное попово вольнодумие в трактовке известного постулата религии (Ведь сказал Христос: “Я есть Путь, Истина и Жизнь”) сближает его с автором.

Но у попа все-таки есть вера, есть свой суровый, могучий Бог. Имя ему – Жизнь. Более того, в душевной маете Максима поп видит весьма важный момент, можно сказать, социально важный: “Душа болит?

Хорошо! Ты зашевелился, ядрена мать! А то бы тебя с печки не стащить с равновесием-то душевным”.

Шукшин постоянно углубляет социальный и нравственный аспект исследуемых конфликтов и ситуаций. Героев Шукшина начинают интересовать проблемы жизни и смерти вообще, в их философском смысле.

Заставляя своего героя взглянуть на себя, на собственную жизнь, Шукшин часто предметом исследования берет тот момент душевного напряжения, сдвига, надлома, когда герою кажется, что силы и жизнь были им растрачены понапрасну, что спел он уже песню своей жизни, но спел плохо: “Жалко – песня-то была хорошая”. Тревожные раздумья о смысле жизни окрашивались у Шукшина в разные тона, неразрешимые вопросы задавались с разной степенью напряженности: в них можно обнаружить трагическую безвыходность и светлую печаль, крик души “на пределе” и скорбные думы о конечности бытия, печальные мысли о сиюминутности человеческой жизни, в которой так мало места было красоте. Пафос творчества Шукшина видится, прежде всего, в постановке нравственных вопросов о судьбах и правах человеческой личности.

В этой связи очень показательна сказка “До третьих петухов”. Произведение начинается со спора персонажей русской классической литературы о том, может ли Иван-дурак, этот “низкий” герой устного народного творчества, находиться в “высшем” обществе. Оказывается, не может, так как Иван должен доказать свое право на место в библиотеке, добыв справку у Мудреца, что он умный…

Читайте также:
Крестьянство в произведениях Шукшина: сочинение

Иван, подчиняясь чужой воле, отправляется за справкой. Впро – чем, не совсем так. Не за справкой Шукшин отправил своего героя за тридевять земель, а набираться ума-разума, что подчеркнуто уже подзаголовком сказки. И отказом Ивана от справки-формальности, липы, которую ему предлагают черти.

Этим можно объяснить и то, что шукшинскому Ивану-дураку, в отличие от фольклорного, не помогают чудесные силы, он все препятствия должен преодолеть сам. Иначе как ему набраться ума-разума?

Вот Иван встречает на своем пути “избушку на курьих ножках, а вокруг кирпич навален, шифер, пиломатериалы всякие”. Шукшин сразу сопрягает в сознании читателя условные, фантастические и вполне современные бытовые реалии. За повествованием о необычных злоключениях героя отчетливо проглядываются уродливые сцены современной автору жизни. В избушке ожидает Ивана и первое испытание – встреча с Горыны чем, которая становится первой капитуляцией Ивана, первым отступлением перед злой силой, первым унижением на пути “за справкой”. “В душу как вроде удобрение свалили, – грустно сказал он. – Вот же тяжко! Достанется мне эта справка…”.

Испытанное унижение оборачивается новой силой взрыва, и Иван, не обращая внимания на предупреждение встреченного по пути Медведя, отправляется к чертям. Надо сказать, что Иван так ни разу и не прислушался к мудрому голосу Ильи Муромца, который сердцем чует его беду. В этом также видна особенность шукшинской сказки, герой которой должен, повторяю, сам до конца пройти свой путь, чтобы понять, на что он способен.

Важное место в сказке занимает Мудрец – образ-гротеск. Мудрец – это определенный социальный тип, паразитирующий на уважительном отношении к науке, он “имеет” власть, не снившуюся никакому фантасту: Мудрец может “разрешить” вулкану извергаться или считать “недействительным” любой факт. Мудрец привел Ивана в компанию современных бездельников, чтобы с его помощью развеселить Несмеянушку.

И когда ему это не удалось, он пустился “на очень и очень постыдный выверт – решил сделать Ивана посмешищем”, то есть решил унизить его. Тут впервые Иван выходит победителем и, пока молодые люди раздевают Мудреца в поисках “лишнего ребра”, забирает печать. Вроде бы цель достигнута: добыта не справка даже, а знак власти Мудреца – печать.

Но счастливым концом сказка не завершается. Шукшин отправляет своего Ивана в обратный путь, чтобы он прошел той же дорогой, по которой шагал к Мудрецу. Чтобы набраться ума-разума, Иван должен еще раз увидеть и понять, что оставил он после себя, безоглядно исполняя чужую волю – стремясь к справке.

Счастливого финала в сказке Шукшина “До третьих петухов” явно нет: отнюдь не торжествующим победителем возвращается Иван в библиотеку. Ведь добытая печать оплачена дорогой нравственной ценой.

Многие ключевые образы творчества Шукшина также связаны с природой его народного мироощущения. Разные мотивы, переплетаясь в его произведениях, становятся нравственно-философ скими образами-символами, характерными чертами поэтики художника. Все это связано у Шукшина с такими вечными ценностями его мира, как совестливость, жалость, добро…

Особое место среди человеческих ценностей занимает у Шукшина доброта. Он видел в способности чистого сердца к добру самое дорогое богатство: “Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”.

Глубокая любовь к людям приводит художника к простой, казалось бы, мысли: жизнь только тогда будет прекрасной, когда люди будут делать добро и радовать друг друга. Вот и в “Калине красной “, точно передавая мотив переворота, происходящего в душе Прокудина, Шукшин делает осознанный акцент на утверждении благотворной силы встречного добра, в безграничные запасы которого в народе он уверовал на всю жизнь. Среда прочих ценностей человеческого общежития жалость в мире Шукшина стоит рядом с добром.

Пожалуй, у нас нет такого другого писателя, как Василий Шукшин, который бы постоянно, неутомимо, везде, где только можно, возвеличивал Жалость. Не только без Правды, Совести, Добра, но и без Жалости нельзя себе представить Шукшина.

Шукшин сумел своими книгами задеть за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясенно спросить самих себя: “Что с нами происходит?”. Не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду и этой правдой объединить, сблизить людей. Какой за всем этим труд!

При жизни Шукшин становился легендой. Когда он ушел от нас, все поняли: “Мы – люди, потрясенные Шукшиным…”. О чем еще может мечтать Художник? Однако не это было для него основным, не культа своего твор – чества добивался писатель, он хотел научить нас вот чему: “Нам бы про душу не забыть.

Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее”.

Шукшин этим жил, в это верил, это проповедовал всем своим творчеством.

Твір на тему: Сочинение на тему: Проблема духовных ценностей в рассказах Василия Шукшина

Related posts:

Нравственные проблемы в рассказах Василия Макаровича Шукшина На нашей Земле человек является высшим разумным существом. Я считаю, что это большая честь; но вместе с тем и обязанности у человека большие. Каждый должен совершенствовать себя, очищать свою душу.

Проблема нравственности в рассказах В. М. Шукшина В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. В своем творчестве он раскрывает многие проблемы, в том числе, нравственные. Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои.

Своеобразие героев деревенской прозы Василия Шукшина Деревенская проза занимает одно из ведущих мест в русской литературе. Основные темы, которые затрагиваются в романах такого жанра, можно назвать вечными. Это вопросы нравственности, любви к природе, доброго отношения к.

Читайте также:
Рецензия на рассказы В. М. Шукшина: сочинение

Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5-11-х классах У Сухомлинского в “Родительской педагогике” можно прочитать: “Есть опасная вещь – лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть – выбрось ее, не.

Нравственные проблемы в рассказах В. Шукшина Рассказы Василия Шукшина раскрывают все стороны повседневной жизни простого человека. Писатель как бы “рисует” картины жизни отдельных людей, их отношения, характеры, привязанности, стремления и многое другое, что только может происходить.

Сочинение размышление по творчеству Василия Шукшина Сочинение размышление по творчеству Василия Шукшина Словосочетание “сельский горожанин” привычным стало сравнительно недавно. Появление его связано с крупными изменениями социального, экономического, демографического характера, которые получили толчок к массовому развитию лишь.

Герой и время в рассказах В. М. Шукшина С появлением первых рассказов Шукшина в литературу вошло понятие “шукшинский герой”. В пояснении говорили о “человеке в кирзовых сапогах””, то есть о жителе сельской глубинки, а также о “чудиках” с.

“Теплый” юмор в рассказах В. Шукшина В рассказах Шукшина читатель находит созвучие многим своим мыслям. В рассказах описываются повседневные события. Такие истории могли произойти практически с каждым. Однако именно в этой обыденности и таится глубочайший смысл.

“Чудики” в рассказах В. Шукшина “И поднималась в душе хворь. Но странная какая-то Хворь – желанная. Без нее чего-то не хватало”. В. Шукшин Василий Макарович Шукшин – счастливый писатель. Сейчас, когда стали читать гораздо меньше.

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В. М. Шукшина Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году на Алтае в крестьянской семье. Военное детство, работа в колхозе, попытки устроиться в городе, смена множества рабочих профессий – все это закалило характер.

Новый тип героя в рассказах В. М. Шукшина (на примере рассказа “Чудик”) В развитии жанра короткого рассказа В. М. Шукшин был продолжателем традиций А. П. Чехова. Художественной целью изображения цепи комических эпизодов, происходящих с героем, являлось у Шукшина раскрытие его характера. Сюжет.

“Революция обнаруживает и высоту человеческой природы, и истребление духовных ценностей” Н. А. Бердяев (по одному или нескольким произведениям русской литературы XX века) План I. Трагедия революционных потрясений и войн. II. Писатели – летописцы истории. 1. Непосредственные участники революционных событий. 2. Булгаков – отражатель противоречий эпохи: А) судьба интеллигенции в период “смуты” –.

Сочинение на тему Художественное осмысление общечеловеческих ценностей в творчестве Лины Костенко -7 Свое поэтическое завещание Лина Костенко щедро дарует современникам, струнами касаясь сердец читателей. Сила ее слова в чистоте и честности. По-видимому, такими она хочет видеть нас всех, бескомпромиссными и порядочными.

Нравственные идеалы героев В. М. Шукшина В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции – стремление помочь людям. И он хотел помочь людям найти правду.

Складність духовних шукань героїв Шукшина ВАСИЛЬ ШУКШИН 11 клас ТВОРИ З ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ ВАСИЛЬ ШУКШИН Складність духовних шукань героїв В. М. Шукшина Добро – це добре діло, це важко, Це не просто. Не хвалитеся добротою, Не робіть.

Сочинение на тему Тема любви, красоты и памяти в рассказах И. Бунина Июн Иван Алексеевич Бунин – один из крупнейших представителей критического реализма двадцатого века. В литературу он вошел в конце прошлого столетия, в трудные и тяжелые годы социального и духовного кризиса.

Сочинение на тему Герои времени в рассказах Чехова -8 Недавно я прочла рассказ Чехова “Ионыч”. Чехов страстно бичевал человеческую пошлость в быту и настроениях интеллигенции. Нарисовав множество образов русских интеллигентов, Чехов добился огромной силы типизации. Имена некоторых его.

Мои размышления о творчестве В. М. Шукшина Искусство В. Шукшина как писателя, актера, драматурга не может оставить равнодушным ни одного человека. Зададим себе вопрос: чем же берут за душу и сердце произведения Шукшина? Ответ на него прост.

Не позволяй душе лениться (по рассказам В. Шукшина) На нашей Земле человек является высшим разумным существом. Я считаю, что это большая честь, но вместе с тем и обязанности у человека большие. Каждый должен совершенствовать себя, очищать свою душу.

“Волки!”, анализ рассказа Шукшина Жанровые особенности “Волки!” Шукшина – рассказ-характер. Характеры тестя и зятя проявляются не только через столкновение друг с другом, но и через столкновение со стихией – волками. Проблематика Нравственная проблематика рассказа.

Нравственная проблематика рассказов В. М. Шукшина Говорить в наше время о Шукшине – это значит говорить о тех жизненных ценностях, которые взращивала и лелеяла вся русская литература. В. М. Шукшин – человек с великой русской душой.

Право человека на мечту (сочинение-миниатюра по рассказу В. Шукшина “Миль пардон, мадам!”) Что значит мечта в жизни человека? По-видимому, очень многое, потому что люди очень крепко держатся за свою мечту, охраняют ее от посягательств окружающих, веря, что без нее жизнь станет обыденной.

Мої роздуми про творчість В. Шукшина ВАСИЛЬ ШУКШИН 11 клас ТВОРИ З ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ ВАСИЛЬ ШУКШИН Мої роздуми про творчість В. М. Шукшина Мистецтво В. Шукшина як письменника, актора, драматурга не може лишити байдужим жодну людину. Поставимо ж.

Сочинение на тему Проблема нравственного выбора в одном из произведений Солженицына Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. Солженицына Александр Солженицын… навсегда останется в совестливой памяти человечества… Генрих Белль Общеизвестна истина: каждая эпоха творит сво­его героя, наиболее полно воплотившего ее.

Моральні ідеали героїв В. Шукшина ВАСИЛЬ ШУКШИН 11 клас ТВОРИ З ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ ВАСИЛЬ ШУКШИН Моральні ідеали героїв В. М. Шукшина В. М. Шукшин став продовжувачем кращих традицій класичної російської літератури. Він завжди вважав, що головне в.

Читайте также:
Реализм в творчестве Шукшина: сочинение

Сюжет и герои одного из рассказов В. Шукшина Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека… В. Белинский Творчество В. М. Шукшина, прозаика, кинодраматурга, режиссера, актера, развивалось по своим глубоко индивидуальным законам. Шукшин открывал возможности разных.

Поиски нравственного идеала в прозе В. Шукшина …Хочу верить в вечное добро, в вечную справедливость, в вечную высшую силу, которая все это затеяла на земле. Я хочу познать эту силу и хочу надеяться, что сила эта –.

Духовный поиск героев В. М. Шукшина Немногим более десяти лет продолжалась творческая деятельность В. Шукшина, но сделанного им хватило бы иному на целую жизнь. Он начал с рассказов о земляках. Бесхитростных и безыскусственных. Он чутко уловил.

Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) Почему произошла переоценка ценностей Ивана Васильевича. Молодой человек, Иван, влюбляется на балу в дочь полковника. “…В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я.

Крестьянство в произведениях Шукшина В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В России издревле крестьянство занимало главную роль в истории: не по силе власти (наоборот, крестьяне были самыми бесправными).

Сочинение на тему: Проблема духовных ценностей в рассказах Василия Шукшина

Нравственная проблематика рассказа В. М. Шукшина «Охота жить». (Школьные сочинения)

«Нравственность есть Правда» – так называется статья известного русского писателя Василия Макаровича Шукшина. В своих небольших по объёму рассказах автор исследует нравственные проблемы добра и зла, совести и хамства, духовности и бездуховности. Жить по правде – это значит следовать нравственным законам, веками выработанным народом. Чтобы быть настоящим человеком, нужно жить народными радостями и горестями, думать, как народ, потому что народ всегда знает правду.

Этот нравственный критерий народной жизни и является основой творчества писателя.

В. М. Шукшин убеждён в том, что главной темой искусства является «необходимость добра». Он исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброту, совестливость.

В рассказе «Охота жить» изображено столкновение двух людей, противоположных во всём: в образе жизни, в отношении к людям, во взглядах на труд, на нравственные ценности.

В начале повествования мы знакомимся со старым охотником Никитичем. Это простой человек, близкий к природе, живущий вдали от городской цивилизации, в глухой тайге. Быт его неприхотлив и скромен, лишён комфорта. Его дом – избушка на взгорке «в одно оконце» и тайга, в которой он чувствует себя как дома. Холодной зимой уют создаёт камелёк с разгоревшимися дровами. В морозные вечера Никитичу хорошо думается в одиночестве. На душе у него легко, очевидно, потому, что никогда и никому он не делал зла. Прошлое старика небогато событиями. «С малых лет таскался он по тайге – промышлял», – сообщает о нём автор.

Но вот в избушке появляется незнакомый человек, которого Никитич принимает за отставшего от своей партии геолога. Парень понравился охотнику красивым лицом, прямым и смелым взглядом. Одно насторожило: взгляд какой-то «стылый», которому не хватает доброты и человечности.

Постепенно из беседы героев выясняется, что у них разное отношение к жизни, к людям, разные нравственные ценности. «Охота жить!» – это нравственное правило незнакомого парня. «Жить всем охота», – возражает старик. Парень руководствуется в своих поступках только страстным желанием жить самому, «жить красиво», не считаясь с другими людьми. Охотник признаёт право на жизнь за каждым человеком. Испытывая доверие к Никитичу, молодой человек признаётся, что сбежал из тюрьмы. Старик не одобряет поступка «Коли – профессора», но жалеет молодого человека.

Между героями разгорается спор о добре. Озлобленный на весь мир лагерник убеждён: «Добрых людей нет!» Но старик твёрдо стоит на своём: «Не было бы добрых людей, жись ба давно остановилась. Сожрали бы друг друга или перерезались».

Ситуация обостряется, когда в избушку приходят охотники, один из которых – начальник районной милиции. Парень притворяется спящим, а ночью, захватив ружьё Никитича, уходит. Старик не держит зла на беглеца, но ему обидно, что на добро лагерник отвечает злом. «Последнее ружьишко у старика взять» – это «ни стыда, ни совести» не иметь. Опытный художник, хорошо знающий тайгу, преграждает путь вору. Жалея парня, который без ружья в тайге может погибнуть, он оставляет ему ружьё с уговором, что тот оставит его в деревне у знакомого. За свою доброту старик получает выстрел в спину. Парню так «охота жить», что он решает убрать лишнего свидетеля: «Так лучше, отец. Надёжней».

Добро и зло в рассказе разграничены. Человек из народа Никитич отличается высокой нравственностью, порядочностью, совестливостью, он верит в силу добра, не предполагает, что на добро можно ответить злом. За эту веру в добро старик поплатился жизнью. Лагерник живёт по волчьим законам, не верит в добро. Им руководит животное желание жить. Он не способен понять право другого человека на жизнь.

Рассказ заставляет задуматься над многими нравственными проблемами. Почему зло одерживает победу над добром? Почему в наше время остро ощущается дефицит добра? Что нужно делать, чтобы в мире было больше честности, порядочности? Тревога за будущее страны вызвала к жизни этот рассказ. Он и является доказательством того, что «искусство стремится непременно к добру». Свой долг писатель видел в том, чтобы утверждать высокие нравственные ценности, убеждать людей в необходимости добра.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: