«То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все». (В. Набоков). По произведением Василия Шукшина: сочинение

«То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все». (В. Набоков). По произведением Василия Шукшина: сочинение

Пушкин, или Правда и правдоподобие

Пушкин, или Правда и правдоподобие

Жизнь иногда обещает нам праздники, которые никогда не состоятся, или дарит нам готовых персонажей для книг, которых мы никогда не напишем. А бывает, что она нам преподносит подарок, а его неожиданную полезность мы оцениваем гораздо позже. В свое время я знал одного занятного человека. Если он еще жив, в чем я сомневаюсь, он должен стать украшением сумасшедшего дома. Когда я его встретил, он был на грани помешательства. Его безумие, причиной которого, как говорили, было падение с лошади в ранней молодости, выражалось в том, что, полностью опустошив рассудок, оно заполнило его ложной старостью. Мой больной не только считал себя старше, чем он был на самом деле, но ему еще и казалось, что он участвовал в событиях прошлого века. Этот человек, приближающийся к сорокалетию, крепкий и краснолицый, рассказывал мне, с легким покачиванием головы, свойственным мечтательным старикам, как мой дед совсем еще ребенком забирался к нему на колени. Быстрый подсчет, который я мысленно произвел, слушая его, заставил меня дать ему совершенно неправдоподобный возраст. Поистине поразительным было то, что с каждым годом, по мере того как болезнь прогрессировала, он отдалялся во все более глубокое прошлое. Когда я его встретил двенадцать лет тому назад, он мне рассказывал о взятии Севастополя. Месяц спустя со мной уже беседовал генерал Бонапарт. Еще неделя — и вот мы уже в разгаре Вандейской битвы. Если мой маньяк еще жив, то он, должно быть, очень далеко, возможно среди норманнов, или даже, кто знает, в объятиях Клеопатры. Бедная странствующая душа, удаляющаяся все быстрее и быстрее по склону времени. И с каким обилием слов, с каким оживлением, какой высокомерной или проницательной улыбкой. Впрочем, он прекрасно помнил реальные события своей жизни, только их странно переставлял. Так, рассказывая о своем несчастном случае, он его постоянно отодвигал все дальше в прошлое, постепенно меняя декорацию, как в этих драмах классического театра, в которых костюм глупо меняют в зависимости от эпохи. В его присутствии невозможно было упомянуть ни об одной знаменитой личности прошлого, чтобы он, с невероятным великодушием старого болтуна, не поспешил добавить какое-нибудь свое о ней воспоминание. Между тем, запас образования, которого он скорее нахватался, чем получил, родившись в бедной и провинциальной среде и прослужив в каком-то заброшенном полку, так и остался совсем ничтожным. Ах, какой бы это мог быть восхитительный спектакль, интеллектуальное пиршество, если бы утонченная культура, глубокие знания в истории и минимум природного таланта составили компанию его блуждающему слабоумию! Вообразите, что бы мог Карлейль извлечь из такого безумия! К несчастью, мой бедняга был по существу необразован и очень плохо эрудирован, для того чтобы наслаждаться редкостным психозом, и довольствовался тем, что питал свое воображение набором банальностей и расхожих идей, более или менее ложных. Скрещенных рук Наполеона, трех волосков Железного Канцлера или меланхолии Байрона и нескольких мелких анекдотов, называемых историческими, которыми грамматисты начиняют свои учебники, ему, увы, вполне хватало для описания детали и характера, и все великие мужи, которых он близко знал, становились у него похожими друг на друга как братья. Нет ничего более странного, чем наблюдать картину мании, кажется, уже по своей сути предполагающей знакомство со всем миром, вдохновение, проницательность, а обреченной на блуждание в пустой голове.

Я вспоминаю этого бедного больного всякий раз, как только раскрываю одно из любопытных творений, которые принято называть “романтизированными биографиями”. Я вижу здесь ту же потребность прожорливого, но ограниченного ума захватить какого-нибудь аппетитного великого человека, какого-нибудь сладкого беззащитного гения, и ту же решительность ловкого, хорошо информированного господина, который переходит в далекое прошлое так же просто, как переходит бульвар, с вечерней газетой в кармане. Как это делается, хорошо известно. Сначала берут письма знаменитости, их отбирают, вырезают, расклеивают, чтобы сделать для него красивую бумажную одежду, затем пролистывают его сочинения, отыскивая в них его собственные черты. И, черт возьми, не стесняются. Мне приходилось сталкиваться с совершенно курьезными вещами в подобных повествованиях о жизни великих, вроде одной биографии известного немецкого поэта, где от начала до конца пересказывалось содержание его поэмы “Мечта”, представленное как размышление над мечтой его собственной. Действительно, что может быть проще, чем заставить великую личность вращаться среди людей, мыслей, предметов, описанных им самим, и выпотрошить до полусмерти его книги, для того чтобы начинить свою? Биограф-романист делает те находки, которые ему выгодны, а то, что выгодно ему, как правило, становится едва ли не самым худшим для его героя, и история жизни последнего неизбежно бывает искажена, даже если факты в ней достоверные. И вот, слава Богу, мы имеем психологию сюжета, игривый фрейдизм, навязчивое описание мыслей героя в какой-то момент,– набор случайных слов, напоминающий железную проволоку, соединяющую жалкие кости какого-нибудь скелета,– литературный пустырь, где среди чертополоха валяется старая вспоротая мебель, неизвестно как сюда попавшая. Сумасшедший. которого я вспоминал, тоже рассказывал анекдотические истории об императорах и поэтах так, словно эти люди жили с ним на одной улице. Зажав в уголке рта папиросу, он в непринужденной манере рассуждал о босых ногах Толстого, серебристой седине почтенного Тургенева, цепях Достоевского и, наконец, добирался до любовных увлечений Пушкина.

Не знаю, есть ли во Франции такие календари, как наши, когда на обратной стороне каждого листка дается текст для пятнадцатиминутного чтения,– словно, предлагая вам прочитать эти несколько назидательных и занятных строк, неизвестные составители хотели возместить вам потерю еще одного дня, страничку с числом которого вы собираетесь оторвать. Обычно сверху вниз следовали: дата какой-нибудь битвы, поэтическая строфа, идиотская пословица и обеденное меню. Часто там фигурировали стихи Пушкина; именно здесь читатель совершенствовал свое литературное образование. Эти несколько жалких строф, плохо понятых, прореженных как гребень, огрубевших от постоянного повторения кощунственными губами, возможно, составили бы все, что русский мещанин знал о Пушкине, если бы не несколько популярных опер, которые якобы заимствованы из его творчества. Бесполезно повторять, что создатели либретто, эти зловещие личности, доверившие “Евгения Онегина” или “Пиковую даму” посредственной музыке Чайковского, преступным образом уродуют пушкинский текст: я говорю преступным, потому что это как раз тот случай, когда закон должен был бы вмешаться; раз он запрещает частному лицу клеветать на своего ближнего, то как же можно оставлять на свободе первого встречного, который бросается на творение гения, чтобы его обокрасть и добавить свое — с такой щедростью, что становится трудно представить себе что-либо более глупое, чем постановку “Евгения Онегина” или “Пиковой дамы” на сцене.

Читайте также:
Реализм в творчестве Шукшина: сочинение

Наконец, к календарю и опере у неискушенного читателя присоединяются воспоминания начальной школы, сочинения — все время одни и те же — о героях Пушкина. Не забудем еще несколько скабрезных каламбуров, которые любят ему приписывать, и тогда у нас сложится достаточно правдивая картина состояния пушкинского духа у громадного большинства русских.

Наоборот, те из нас, кто действительно знают Пушкина, поклоняются ему с редкой пылкостью и искренностью; и так радостно сознавать, что плоды его существования и сегодня наполняют душу. Все доставляет нам удовольствие: каждый из его переносов, естественных как поворот реки, каждый нюанс ритма, также как мельчайшие подробности его жизни, вплоть до имен людей, его окружавших, а сейчас слившихся с ним в одну тень. Преклоняясь перед блеском его черновиков, мы стремимся по ним распознать каждый этап разгара его вдохновения, которым создавался шедевр. Читать все до одной его записи, поэмы, сказки, элегии, письма, драмы, критические статьи, без конца их перечитывать — в этом одно из достоинств нашей жизни.

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Лекции по русской литературе. Приложение

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 13

ПОШЛЯКИ И ПОШЛОСТЬ

Мещанин — это взрослый человек с практичным умом, корыстными, общепринятыми интересами и низменными идеалами своего времени и своей среды. Я говорю именно о «взрослом», солидном человеке, так как ребенок или подросток с повадками мещанина — всего лишь попугай, подражающий манерам законченных обывателей; ведь попугаем быть легче, чем белой вороной. Обыватель и мещанин — в какой- то степени синонимы: в обывателе удручает не столько его повсеместность, сколько сама вульгарность некоторых его представлений. Его можно назвать «благовоспитанным» и «буржуазным». Благовоспитанность предполагает галантерейную, изысканную вульгарность, которая бывает хуже простодушной грубости. Рыгнуть в обществе — грубо, но рыгнуть и сказать: «Прошу прощения» — не просто вульгарно, но еще и жеманно. Понятие «буржуазность» я заимствую у Флобера, а не у Маркса. Буржуазность во флоберовском понимании свидетельствует скорее о складе ума, чем о содержимом кошелька. Буржуа — это самодовольный мещанин, величественный обыватель.

Маловероятно, чтобы этот тип существовал в первобытном обществе, хотя элементы мещанства можно обнаружить и там. Представьте себе на мгновение людоеда, требующего к обеду изысканно разделанную человеческую голову. Точно так же американский обыватель желает, чтобы отечественные апельсины всегда были ярко-оранжевыми, лососина — нежно-розовой, а виски — золотисто-желтым. Но, как правило, мещанство возникает на определенной ступени развития цивилизации, когда вековые традиции превратились в зловонную кучу мусора, которая начала разлагаться.

Обыватель — явление всемирное. Оно встречается во всех классах и нациях. Английский герцог может быть столь же вульгарным, как американский пастор, французский бюрократ или советский гражданин. У Ленина, Сталина и Гитлера представление об искусстве и науке было насквозь буржуазным. Рабочий или шахтер нередко оказываются такими же откровенными буржуа, как банковский служащий или голливудская звезда.

Мещане питаются запасом банальных идей, прибегая к избитым фразам и клише, их речь изобилует тусклыми, невыразительными словами. Истинный обыватель весь соткан из этих заурядных, убогих мыслей, кроме них у него ничего нет. Но надо признать, что в каждом из нас сидит эта заклишированная сущность, и все мы в повседневной речи прибегаем к словам-штампам, превращая их в знаки и формулы. Это не означает, однако, что все люди — обыватели, но предостерегает от машинального обмена любезностями. В душный день каждый второй прохожий непременно спросит вас: «Вам не очень жарко?» Из этого не следует, что ваш собеседник — пошляк. Он может оказаться обыкновенным попугаем или словоохотливым иностранцем. Когда вас спрашивают: «Как поживаете?» — ответ: «Прекрасно» может прозвучать унылым штампом, но начни вы распространяться о своем здоровье, вы рискуете прослыть педантом и занудой. Иногда банальность — хороший щит или надежная уловка от разговора с дураками. Я встречал просвещеннейших людей — поэтов, ученых, которые в кафе обходились двумя-тремя словами: «да, нет, благодарю вас».

Персонаж, выступающий под именем «величественного пошляка», не просто обыватель-новичок, нет, это — профессиональный жеманник с головы до пят, законченный тип благопристойного буржуа, всемирный продукт заурядности и косности. Он — конформист, приспособившийся к своей среде. Ему присущи лжеидеализм, лжесострадание и ложная мудрость. Обман — верный союзник настоящего обывателя. Великие слова Красота, Любовь, Природа — звучат в его устах фальшиво и своекорыстно. Таков Чичиков из «Мертвых душ», Скимпол из «Холодного дома», наконец, Омэ из «Мадам Бовари». Обыватель любит пустить пыль в глаза и любит, когда это делают другие, поэтому всегда и всюду за ним по пятам следуют обман и мошенничество.

Обыватель с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть разрывается между стремлением поступать как все и приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, — и страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. Он жаждет останавливаться в лучших отелях, путешествовать в 1-м классе океанского лайнера с капитаном в белоснежном кителе и великолепным сервисом. Соседство с главой компании и европейским аристократом может вскружить ему голову. Нередко он — сноб. Богатство и титул приводят его в восторг: «Дорогая, сегодня я болтал с герцогиней!» Пошляк не увлекается и не интересуется искусством, в том числе и литературой — вся его природа искусству враждебна. Но он с жадностью поглощает всяческую информацию и отлично натренирован в чтении газет и журналов. Он ревностный читатель «Сэтердей Ивнинг Пост» и, просматривая газету, обычно отождествляет себя с героями передовиц. Представитель сильного пола воображает себя симпатичным судебным исполнителем или другой важной птицей, скажем, замкнутым холостяком с душой ребенка и игрока в гольф. Если это читательница — эдакая мещаночка, она видит себя в роли обворожительной, румяной, белокурой секретарши (с виду девчушка, в душе — благочестивая мать, сочетавшаяся законным браком со своим молодцеватым шефом). Обыватель не отличает одного автора от другого; читает он мало и всегда с определенной целью, но может вступить в общество библиофилов и смаковать прелестные, прелестные книги: винегрет из Симоны де Бовуар, Достоевского, Сомерсета Моэма, «Доктора Живаго» и мастеров эпохи Возрождения. Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукции Ван Гога или Уистлера, втайне предпочитая им Нормана Рокуэлла.

Читайте также:
Рецензия на рассказы В. М. Шукшина: сочинение

В своей приверженности к утилитарным, материальным ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса. Сама по себе реклама может быть очень хороша — иные ролики поднимаются до настоящих высот искусства, речь не об этом. Суть в том, что реклама всегда играет на обывательской гордости обладания вещью, будь то комплект нижнего белья или набор столового серебра. Я имею в виду определенный тип рекламы. К примеру, в доме появился радиоприемник или телевизор (машина, холодильник, посуда — все что угодно). Их только что доставили из магазина. От удовольствия мать всплескивает руками, возбужденные дети толпятся вокруг, младшенький вместе с собакой тянется к тому месту, куда водрузили Идола, даже бабушка со всеми своими лучистыми морщинками виднеется где-то на заднем плане, а в стороне от всех, заложив большие пальцы в проймы жилета, с победоносным видом высится Отец, он же Папаша, он же Горделивый Даритель. Мальчики и девочки в рекламе неизменно усыпаны веснушками, а у малышей всегда отсутствуют передние зубы. Я ничего не имею против веснушек (на самом деле они очень идут иным юным созданиям). Вполне возможно, специальное исследование подтвердит, что у большинства маленьких американских граждан они есть, а в другом исследовании докажут, что у всех удачливых судебных исполнителей и красивых домохозяек в детстве они были. Повторяю: я не имею ничего против веснушек как таковых. Но я считаю неслыханной пошлостью то, что с ними сделали рекламные и прочие агентства. По рассказам очевидцев, если мальчик без веснушек или слегка веснушчатый должен появиться на телеэкране, ему наклеивают искусственные веснушки, минимум 22 штуки — восемь на каждой щеке и 6 на носу. В комиксах веснушки напоминают сильную сыпь. В одном сериале они были обозначены крошечными кружками. Если веснушчатых юных героев обычно играют белокурые или рыжеволосые красавчики, то у молодых статных мужчин, как правило, темные волосы и густые черные брови. От шотландца до кельта — такова эволюция.

Глубочайшая пошлость, источаемая рекламой, не в том, что она придает блеск полезной вещи, но в самом предположении, что человеческое счастье можно купить и что покупка эта в какой-то мере возвеличивает покупателя. Конечно, сотворенный в рекламе мир сам по себе безвреден — каждый знает, что сотворен он продавцом, которому всегда подыгрывает покупатель. Самое забавное не в том, что здесь не осталось ничего духовного, кроме экстатических улыбок людей, приготовляющих или поглощающих божественные хлопья, не в том, что игра чувств ведется по законам буржуазного общества; нет, самое забавное, что это — теневой, иллюзорный мир, и в его реальное существование втайне не верят ни продавцы, ни покупатели, особенно в нашей мудрой, прагматичной и мирной стране.

У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольного величественного мещанства — пошлость. Пошлость — это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым. Я утверждаю, что простой,

Сочинение на тему «Человечность» – примеры и аргументы из литературы

Пример сочинения

Часто люди обходят стороной нуждающихся. Бомж вызывает отвращение неопрятным внешним видом. Мало кто задумывается, какие обстоятельства привели его к плачевному состоянию. Быть отзывчивым — это готовность помочь нуждающемуся, а не презирать его за внешние качества.

В жизни приходится иметь дело с грубыми людьми. Редко они бывают по-настоящему злыми и бессердечными. Часто хамство вызвано проблемами в жизни — ссорами в семье, тяжелым финансовым положением. Прежде чем осуждать, нужно разобраться в причинах, толкающих человека на грубость по отношению к окружающим.

Пример из реальной жизни. Мальчика Сашу обижал в школе одноклассник Леша: обзывался, толкал. Отец пришел защитить сына. Он мог схватить обидчика за грудки, оскорбить или дать подзатыльник. Но мужчина смог вывести хулигана на искренний разговор.

Оказалось, что Леша живет в нищей семье с отцом, который его постоянно обижает. Парень не мог ответить на грубую силу взрослого мужчины, поэтому в школе пытался отыграться на более слабых. Отец Саши пригласил Лешу в гости. Мальчики помирились и стали друзьями. Потребность обижать людей отпала, так как у Леши появился друг, с которым можно поделиться как горем, так и радостью.

Не будь отец Саши тактичным, он бы просто накричал на хулигана. Леша, получив негативный жизненный опыт, стал бы еще более агрессивным, продолжая выплескивать злость на других одноклассников.

В мире много людей, для которых беспечность — норма. Уже не раз были случаи, когда человеку становилось плохо на улице, он хватался за сердце или падал на землю. Окружающие проходили мимо, считая, что кто-то обязательно поможет — но им некогда, да и не хочется вникать в чужие проблемы. В результате люди умирали, хотя оказание первой медицинской помощи могло спасти жизнь. Человечность — это готовность помочь самостоятельно, а не перекладывать ответственность на общество.

Совесть помогает понять, правильно ли мы поступаем. Можно назвать ее своеобразным датчиком. Когда человек пытается избежать ответственности, вместо оказания помощи совесть даст сигнал.

Гуманизм — это фундамент, на котором стоит цивилизация. Без нее вокруг воцарится эгоизм, на котором мир продержится недолго.

Варианты из литературы

Кладезем, помогающим осознать возможную глубину духовности личности, является литература. Герои некоторых произведений олицетворяют собой все то лучшее и нравственное, что есть в людях. Можно привести следующие примеры человечности из литературы:

  1. Платонов А. П. «Юшка». Герой был объектом для насмешек: он плохо выглядел, не мог позволить себе развлечений и вкусной пищи. Когда несчастный умер, то выяснилось, что он копил деньги для оплаты образования сироте. Герой понимал, что у него нет возможности добиться успеха в жизни, но ради другого человека он откладывал про запас последние деньги, чтобы сирота смог обрести счастье.
  2. Булгаков М. А. «Собачье сердце». Профессор проводил эксперименты, которые противны природе. Когда он понял, что не имеет моральных прав для изменения незыблемых законов существования, то отказался от дальнейших исследований. Человечность проявляется в умении усмирить свою гордыню ради общего блага. Если бы профессор продолжал работу, стараясь прикрыть голос совести оправданиями, он бы мог снискать великую славу и почет.
  3. Грибоедов А. С. «Горе от ума». Чацкий смело выражает свою точку зрения о вопросе крепостничества. Во времена, когда происходит развитие событий, такая смелость могла испортить репутацию героя. Высокие нравственные качества Чацкого, несмотря на опасность, не позволяют ему молча смотреть на проблемы общества.
  4. Максим Горький. «Челкаш». Моральные принципы вора оказываются выше, чем у крестьянина. Преступник отказывается убивать сообщника ради денег, тогда как крестьянин готов обагрить руки кровью. Занимаясь воровским ремеслом из-за плохой жизни, испытывая недостаток в самых необходимых вещах, человек остается верен принципам чести — он достойно проходит испытание, помня о значении доброты.
  5. Пушкин А. С. «Капитанская дочка». Атаман Пугачев сохраняет жизнь Петру несмотря на то что тот воевал против него, видя в нем человек чести и слова. Забыв о грозящей его жизни опасности, Петр заботится о девушке, которая находится в окружении однополчан Пугачева. Атаман не испытывает слепой ярости, уничтожая врага. Он видит человека в каждом, кто предстает перед ним.
  6. Шолохов М. А. «Судьба человека». Несмотря на жестокость врага, главный герой сохраняет понятие о добре. Пройдя через войну, плен и потерю семьи, он не опускает руки. Герой берет под свою опеку сироту и продолжает жить. Благодаря целеустремленности и вере в лучшее, он, забыв о бесчеловечности в прошлом, верит в красоту мира и светлое будущее.
  7. Твардовский Т. А. «Василий Теркин». В одной из глав главный герой помогает старикам. Несмотря на то что ему приходится переживать все тяготы войны, он не смотрит на мирных граждан свысока. Василий помогает старикам советом и делом. В этом проявляется человечность — живя в тяжелых условиях, нужно продолжать помогать нуждающимся.
  8. Куприн А. И. «Чудесный доктор». Врач узнает, что семья Мерцалова живет в сыром подвале, мучаясь от болезней и голода. Милосердный доктор дает им лекарства и деньги, чтобы люди могли исцелиться и перебраться в комфортные условия.
  9. Тургенев И. С. «Ася». Гагин взял на попечение незаконнорожденную сестру, хотя мог отказаться от нее. Увидев, что девушка испытывает чувства к молодому человеку, который не собирался на ней жениться, Гагин убедил его не мучить девушку пустыми надеждами.
  10. Васильев Б. Л. «Самый последний день». Женщина отказывается покидать дом, который собираются снести. Она не рассказывает, какие мотивы ей движут, и люди видят в поведении Марии Тихоновны тщетное желание поступить наперекор обществу. В итоге строители выяснили, что на войне погибли все ее сыновья, а дом напоминает женщине о временах, когда мальчики были живы. Люди отказываются сносить дом и организовывают музей в честь героев.
  11. Мамин-Сибиряк Д. Н. «Вольный человек Яшка». Бурлаки увидели обессилевшую стаю гусей. Поймать их не составляло труда. Но за несчастных птиц заступился Яшка. Он храбро отстаивал свое мнение и смог спасти гусей от смерти. Человечность по отношению ко всем живым существам говорит о высоких моральных качествах.

Самостоятельность мышления, независящая от стереотипов, и художественная красота произведений помогают осознать значимость человечности из аргументов в литературе. Такие примеры воспитали многие поколения людей. Читая тексты с ранних лет, человек понимает как нужно вести себя в жизни — помогать нуждающимся и быть доброжелательным.

Герои войны

Ценным уроком становятся истории добрых поступков, которые люди совершают во время войны. Несмотря на страх, голод и жесткие климатические условия, русский характер не позволял гражданам оставлять в беде соотечественников. Оказать помощь, когда сам находишься на грани выживания — высшая добродетель.

Читайте также:
Цельность творчества В.Шукшина: сочинение

Во время войны в плен попадают тысячи солдат. Видя врага вблизи, а не через призму пропаганды, люди обнаруживали таких же работяг и семьянинов, как они сами. Редки случаи, когда человек идет воевать с радостью. Никому не хочется променять мирную жизнь на риск быть убитым. Поэтому те, кто убивал друг друга по приказу главнокомандующих, редко испытывали настоящую ненависть.

Понимая, что все солдаты — это обычные люди, многие врачи помогали как своим раненым, так и пленникам. Их за это могли осуждать, иногда угрожали расправой, но настоящий гуманист не мог отказать в помощи. Вывод: человечность нужно сохранять при любых обстоятельствах.

Видя ужасы, которые творят враги, теряя товарищей, сложно сохранить человечность. Но если отождествить себя с солдатом вражеской армии, то легко понять — он человек с такими же страхами и желаниями.

Конечно, война вынуждает убивать и делать страшные вещи. Но когда встает выбор, пощадить поверженного противника или уничтожить, то человечность велит сохранить жизнь. Забрать ее можно, вернуть — нет. Умение простить, дать шанс исправиться — проявление истинной духовной силы.

Случаи из современной жизни

Рассуждать о добропорядочности только в прошлом не совсем корректно. С каждым годом общество становится более терпимым друг к другу, люди вступают в ряды волонтеров. Мир становится лучше. Можно привести некоторые примеры нынешних героев:

  1. Во время наводнения в Бангладеш мальчик, рискуя жизнью, спас тонущего олененка. Без помощи храбреца у животного не было шансов спастись.
  2. Мужчина остался жить в опасной зоне у Фукусимы, чтобы ухаживать за брошенными животными. Люди не вспомнили о них, торопясь спастись и забывая, что каждая жизнь бесценна.
  3. Трое учеников Астраханской школы увидели человека, провалившегося под лед. Подстраховывая друг друга, чтобы не упасть в воду, они вытащили мужчину и пытались согреть его, пока не прибыла карета скорой помощи.
  4. В городе Арамиль собака оказалась в ловушке: ее лапа застряла на старом полузатопленном мосту. Мужчина вплавь добрался до животного (в декабре), вытащил лапу и доставил пса на берег.
  5. Валдайская школьница, которой всего 12 лет, вывела из горящего дома троих детей. Несмотря на риск для жизни, она в первую очередь думала о том, что нужно помочь нуждающимся.

Это лишь малая часть героических поступков, которые люди совершают каждый день. Ими движет понимание, что главное в жизни — творить добро.

Вывод по теме

Развитие личности и цивилизации возможно, благодаря состраданию и отзывчивости. Они сокрушают барьеры религиозных и расовых различий. Без взаимопомощи люди вряд ли дожили бы до наших дней, так как в одиночку никто не способен выживать и развиваться.

Читайте также:
Образы в рассказах Шукшина: сочинение

Нужно проявлять добросердечие не только к людям, но и к животным.

Тезисно, человечность — что это? Определение, которое подойдет лучше всего, — умение ценить жизнь и делать все, чтобы ее сохранить.

Иоганн В. Гёте сказал: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком». Следует вспоминать об этом выражении каждый раз, когда кому-то требуется помощь.

Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой (Д.С.Лихачёв). (По рассказу В. Потанина Украденная жизнь). Направление равнодушие и отзывчивость. (Итоговое сочинение (декабрьское))

Человечность – это добро, заложенное в природе человека, это отзывчивость, милосердие, сострадание. Человек, по утверждению поэта Мандельштама, “не волк. по крови своей”. Человек способен противостоять злу и сохранить в себе человечность, какими бы жестокими ни были обстоятельства его жизни. Проявление звериного начала – это отклонение от нормы, это искажение человеческой природы. Русская литература всегда была внимательна к проявлению человечности в своих героях, она всегда стремилась пробуждать в своих”чувства добрые”, учила милосердию, состраданию, отзывчивости.

Писатели двадцатого века продолжают гуманистические традиции русских классиков:А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А .П. Чехова.

Веру в человека воплощает в своём рассказе “Украденная жизнь”. напечатанном в февральском номере журнала “Москва” за 1996 год, известный современный писатель Виктор Потанин.

Действие этого небольшого произведения происходит в “лихие девяностые”. Пространство предельно локализовано и ограничено стенами маленького тесного кафе. Двое сидят за столиком у двери.

Почему автор поместил своих героев у двери, которую постоянно открывают, и она громко постанывает или издаёт “что-то кошачье”? Соседство с дверью мешает, но герои увлечены разговором и ничего не замечают. В сущности, они находятся рядом с порогом, который символизирует собой порог.

Вспомним роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, где самое важное, значительное происходит на пороге. Раскольников в своей каморке – клетушке, занимавшей половину комнаты – шкафа, мог, не вставая, снять крюк с двери, а это значит, что он жил почти на пороге. На пороге произошла знаменитая молчаливая сцена между Раскольниковым и Разумихиным, когда что-то неуловимое пробежало между ними, и Разумихина потрясла ужасная мысль – догадка о причастности своего друга к убийству старухи – ростовщицы.

Сама ситуация пьяного разговора между потанинскими героями в многолюдном кафе напоминает сцену пьяной исповеди – покаяния Мармеладова перед Раскольниковым в пивной. Атмосфера маленького кафе – “гвалт кругом, матерщина” – сходна с тем диким хохотом и издевательскими репликами, которые сопровождали исповедь Мармеладова. Да и фраза потанинского рассказа: “Человек ко всему привыкает”, – отсылает нас к размышлениям Раскольникова о том, что семейство Мармеладовых привыкло к ужасной жертве Сони: “Ко всему подлец-человек привыкает!” Но тут же Родион Романович восклицает: “Ну а коли я соврал. коли действительно не подлец человек. “

Так подлец или не подлец человек или он достоин сострадания и милосердия? Нужно ли жалеть человека? Посмотрим, как отвечает на эти вечные вопросы современный писатель Виктор Потанин.

Перед нами два бывших одноклассника, встретившиеся после десятилетней разлуки. Обоим лет по пятидесяти. Во всём они кажутся антиподами: во внешнем облике, в характере, в поведении, в отношении к жизни.

Один из них – Михаил Иванович Подаруев, сельский врач, большеголовый, грузный мужчина с тяжёлыми пудовыми кулаками. В детстве он получил очень меткое прозвище “Топтыгин” за свою медвежью неповоротливость, неуклюжесть, за добродушие сказочного персонажа. В портрете Топтыгина подчёркивается контраст: он кажется “человеком – горой”, у самой вершины которой синеют наивные детские глаза: “такое рыхлое тело – и эта синь, как на лугу”.

Второй – Николай Семёнович Сидоренко – “вертлявый худенький человечек с круглым личиком и вздёрнутым носиком, отчего в лице проступала дерзость. В детстве он получил прозвище “Суслик”.

Внутреннее состояние героев меняется на всём протяжении рассказа. Топтыгин вначале “впал в меланхолию”: “. худо у меня на душе. Других лечу, а себя не умею”. Он ощущает недовольство собой: “. моя мама старообрядка. Но я её недостоин, как и той жизни, что она прожила. Ни одного светлого дня”.На покаянную речь своего друга “философ” Суслик глубокомысленно изрекает:”Если нет скорбей, нет и спасенья. ” Смысл этой фразы, сниженной ироническим отношением автора к своему герою, всё же восходит к философской мысли Ф. Достоевского о страдании, очистительном для души человека.

Речи Сидоренко напоминают хлестаковское враньё. По словам Николая Семёновича, он важный чиновник, работает в коммунальном хозяйстве: “Весь городишко – моя усадьба. И уже господином меня величают”, “Три манто” жены, “у дочки не меньше”, две машины в разных гаражах. денег много. как снега за окном – всё это сродни хлестаковским горячему супу в кастрюльке, присланному на пароходе из Парижа, и арбузу в семьсот рублей на столе.

Но если Хлестаков врёт самозабвенно, даже вдохновенно, как поэт, и сам верит своему вранью, и слова из него вылетают непроизвольно, то Суслик, сочиняя себе роскошную жизнь, подозрителен: “Ты мне не веришь, Топтыгин”.

В конце концов выясняется, что Суслик – “алкаш и мечтатель” и идти ему некуда. Он “украл” чужую жизнь, представив себя значительным лицом. Но прежде всего он украл жизнь у самого себя. Ему нечего о себе рассказать, кроме того, что он ничего не помнит и пьёт: “Пью я, миленький, пью по-крупному, потому и худой”. И страхи Суслика тоже придуманные: боится он прихода к власти коммунистов, своего “раскулачивания” и того, что вновь появятся “тройки” и приговорят его без суда к стенке. Только и знаем мы из детства Сидоренко, что, когда Топтыгин свой горячий школьный завтрак, котлетки да булочки, тащил собаке по кличке Марсик. Суслик – “свою порцию сразу в рот”.

На первый взгляд, Николай Семёнович Сидоренко, с его банальной фразой “все там будем” и примитивной моралью “хватай, что рядом лежит”, с его совестью “в броне”, не оставляет нам надежды на проявление человечности в нём, не внушает веры в добро.

Топтыгин не завидует “несметному богатству” своего бывшего одноклассника, но и не осуждает за пьяное бахвальство, а лишь сочувствует товарищу. Он не умеет, в отличие от своего друга, забывать. Помнит детство: “как у дворян – на гнилой картошке да на водичке”. мать работала в школе, а отец пришёл с фронта и умер. Умерла жена Валюша, с которой жили. “как сиамские близнецы”. Одна кровь, одна душа, одно сердце”. Не может Михаил Иванович смириться с этой утратой. Одно из самых дорогих воспоминаний детства – собака Марсик, “ласковый, чуткий пёс”, уши “огромные, тёпленькие, как сковородки”. Здесь -то и выясняется, что и Топтыгин “украл” – сочинил себе жизнь. Он рассказал Суслику нечто мистическое: к нему вернулся спустя сорок лет “оттуда” Марсик, тот самый Марсик, которого убил когда-то пастух Лёнька Кривой.

Читайте также:
Проблема духовных ценностей в рассказах Шукшина: сочинение

Враньё Суслика и Топтыгина разное. Легенда о “возвращении” Марсика с того света необходима Подаруеву, чтобы “не утонуть в своих безднах”, “устоять на ногах”, “выплыть”, ибо “не всегда правдой душу вылечишь”, как заметил странник Лука в пьесе М. Горького “На дне”.

Топтыгин – необыкновенно милый и добрый человек, способный на милосердие и сострадание, на бескорыстную помощь ближнему. Он понимает, что односельчане идут к нему в больницу за надеждой и врач для них – “местный Христос”. Он всех жалеет: худого, измождённого Суслика приглашает к себе в деревню, сочувствует старенькой одинокой учительнице, у которой в школе “зарплатка с мышиный хвостик”, лечит бесплатно нищий деревенских старух.

Рассказ заканчивается признанием Сидоренко в том, что он всё наврал, и его покаянным плачем. В душе этого героя появляется надежда на воскрешение: “. а я вот возьму и брошу пить. И воскресну”. Вопрос Николая Семёновича: “Мы же люди – или как. ” – остаётся без ответа. Ответ на этот вопрос даст сама жизнь, своя, а не украденная.

Герои Потанина обретают веру в себя, а читатель – веру в человека, в победу добра. Мы ещё раз убеждаемся в том, что человечность – одно из важнейших явлений литературы.

Примеры итоговых сочинений

5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Может ли путешествие изменить человека?

Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.

Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.

Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.

Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.

Читайте также:
Анализ рассказа В. М. Шукшина Выбираю деревню на жительство: сочинение

В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Что сильнее: закон или совесть?

Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения

совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.

Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.

Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана

и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.

Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Читайте также:
Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина (Экзамен): сочинение

Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.

В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.

5 сочинений про человечность для ОГЭ

Человечность – это самое важное человеческое качество, которое объединяет в себе такие качества как: доброта, сочувствие и искренность.

  1. Что такое Человечность – сочинение
  2. Сочинение на тему Человечность
  3. Что я понимаю под словом Человечность
  4. Человечность и равнодушие
  5. Сочинение-рассуждение про Человечность

Что такое Человечность – сочинение

Все люди нуждаются в заботе, тепле и любви. Это все можно назвать словом – человечность. Еще один синоним – гуманность. Гуманность означает то, что человек относится к другим людям с должной терпимостью, толерантностью, пониманием и т.д.

Человечность, как это ни странно, присуща не всем людям, поскольку многие уже стали забывать, что она означает. Люди без конца ругаются, завидуют, оскорбляют друг друга, унижают, даже убивают. Доброта, искренность, взаимовыручка и человечность стали на вес золота. Почему же так случилось?

В условиях технического прогресса в погоне за достижениями, регалиями, финансовыми возможностями и славой люди стали забывать об элементарных потребностях, ценностях и человеческом уважении. Часто из всего пытаются извлечь выгоду, какую-то прибыль или награду. Миром правит хаос и потребительское отношение.

В таких жизненных условиях настоящая человечность и любовь важны как никогда. Гуманизм и понимание нужно проявлять хотя бы по отношению к любимым и близким людям – избранный круг. Естественно, что для всех мил и прекрасен не будешь, но добропорядочность и воспитанность также никто не отменял.

В общении друг с другом нужно соблюдать вежливость, уважение и т.д. Это элементарные нормы простого воспитанного человека. Сюда как нельзя лучше подходит пословица: «Поступай с другими людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Человечность, кстати, не всегда относится лишь к людям. Сюда можно отнести и отношение к братьям нашим меньшим. Коты, собаки, лошади, черепахи, хомячки, еноты… Кто угодно из домашних и бродячих животных. Они нуждаются в проявлении тепла, добра, любви и заботы.

Всего того, что определяет собой человечность. Тем более, что одинокие уличные коты и собаки особенно жаждут увидеть проблеск света и добра в глазах человека. Домашний кот купается во всем этом, он накормлен, упитан, обласкан.

Поэтому, никогда не стоит забывать уделить минутку тому, кто лишен каких-то благ, материальных или моральных. Хоть человеку, хоть коту. Абсолютно неважно. Главное – оставаться человеком. В любой момент, в любой ситуации, в любой компании. Ведь основная потребность каждой личности – уважение и хорошее отношение от других членов общества.

Никто не хочет сносить хамство или унижения. Именно поэтому лучше всего начать с самого себя. Следить за собственным языком и уровнем воспитания. И все будет отлично!

Сочинение на тему Человечность

В повседневной жизни мы часто слышим от взрослых, насколько ценится человечность в людской натуре. Считается, что если человек зачерствеет и станет подобен машине, он будет преследовать лишь собственные амбиции и забудет про всякую мораль. Давайте разберемся, что это за качество и почему оно так часто встречается в литературе.

Человечность — это совокупность доброты, отзывчивости, привязанности и других положительных качеств, которые проявляются к нуждающемся в трудную минуту. Лишь существо с душой может проявлять это качество, иначе все люди были бы подобны животным.

Когда мы поднимаем коляски женщинам или переводим бабушек через дорогу, что является для нас не таким уж и тяжким трудом, мы тем самым показываем свое не безразличие к людям. с таких небольших шагов и начинается становление Человека.

Что же в литературе? Там эта тема тоже всегда актуальна. Возьмем один из ярких примеров — “Собачье сердце” Булгакова, в котором профессор ставит опыт над псом по перенесению сознания, но через некоторое время он понимает, что собака навсегда останется собакой и прекращает свой эксперимент, дабы спасти ей жизнь.

Читайте также:
Где брал материал для своих произведений В. М. Шукшин: сочинение

Человечность в книге Шолохова “Судьба человека” мы видим тогда, когда главный герой, несмотря на все свои невзгоды и унижения, готов делится “дарованным” хлебом с заключенными в лагере, или же когда он берет к себе под опеку бездомного мальчика, и, дабы его не расстраивать, притворяется его отцом.

В фильме “12 разгневанных мужчин” присяжным нужно вынести приговор, и когда казалось бы вердикт уже ясен, один человек решил усомнится в доводах и с течением времени на его сторону переходят и другие присяжные. Главным доводом “спасителя” становится то, что он напоминает остальным ценности человеческой жизни и призывает к человечности и справедливости.

В итоге мы видим, что человечность воспевалась всегда и везде (примеры разных лет и разных культур), но каждый человек сем для себя решает, станет ли это качество ему помехой, когда он будет делать карьеру или создавать семью, или же ему важнее быть поддержкой и опорой любого нуждающегося, даже во вред своим собственным интересам.

Что я понимаю под словом Человечность

Как часто нам приходится слышать, что кто-то поступил бесчеловечно или, наоборот, оказался человечным! Видимо, такое качество, как человечность, не присуще нам с рождения, но является отличительной характеристикой человека порядочного, личности с большой буквы. Что же это такое?

По моему мнению, человечность предполагает целых комплекс черт, позволяющих нам гуманно относиться к окружающим. Добродетель, милосердие, уважение, честность – всё это входит в рассматриваемое понятие.

Перечисленные качества в своей совокупности помогают понять мотивы поступков других людей, осознать своё родство с ними и, несмотря на какие-либо разногласия, отнестись к ним гуманно, независимо от ситуации.

Русская классическая литература предлагает читателю немало историй о героях, являющихся образцом человечности. Вспомним роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Искренняя, светлая и жертвенная Соня – та, кого действительно можно назвать человечной.

Чувство сострадания к ближним заставляет героиню потупиться собственной честью и гордостью и пойти торговать собой, чтобы прокормить семью. Отлучённая от церкви, эта девушка, тем не менее, выступает истинным носителем христианской морали.

Гуманность не позволяет героине принять теорию Раскольникова, она осуждает его чудовищный поступок, но не отказывается от Родиона и навещает его на каторге.

Гимном человечности становится роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, ещё не зная врага в лицо, дарит Пугачёву тулупчик за то, что тот вывел их из зимнего бурана. Бунтарь не забыл барской милости и при захвате Белогорской крепости спас молодого человека от виселицы.

Несмотря на принадлежность к разным политическим лагерям, герои проявили великодушие, человеческие отношения оказались для них выше собственных амбиций.

Умение проявить человечность по отношении к окружающим – важное качество, которое необходимо в себе развивать, чтобы быть достойным носить звание человека. Не зря поэт С. А. Михалков сказал «Будь Человеком, человек», подчёркивая, что мы не просто часть животного мира, но разумные существа, способные на отзывчивость, чуткость и дружелюбие.

Человечность и равнодушие

С самого рождения своих детей родители стараются воспитать в них лучшие качества, чтобы выпустить в свет достойными людьми, способными преодолевать препятствия на жизненном пути и приносить радость другим людям.

Чтобы к нам относились так, как мы этого желаем, необходимо научиться сострадать окружающим людям, которые нуждаются в помощи. Именно так проявляется человечность.

Если человек способен оказаться мысленно на месте того, кто страдает, прочувствовать его состояние, понять переживания, то это первый шаг на пути к пониманию чужих проблем. Второй шаг – это оказание помощи даже совершенно незнакомому человеку, который оказался в трудной ситуации.

Стремление оказать помощь нуждающемуся человеку, отреагировать на его просьбы, беспомощность – показатель неравнодушной русской души. Об этом неоднократно упоминают в своих произведениях писатели русской литературы. Жалость, неравнодушное отношение к животным, людям.

Так, героиня рассказа Куприна «Куст сирени» готова оказывать помощь своему супругу всегда, не щадя своих сил. Благодаря своей смекалке, уму, она способствует тому, что он успешно защищает свой долгожданный план. Девушка не просто сопереживает его неудачам, но и отзывается, бескорыстно спасая его в трудные минуты.

Люди, которые проявляют человечность, как правило, преданны, добры и отзывчивые в жизни. Им не знакомы понятия жестокость, злоба и обман. Нередко родители задумываются о причинах равнодушного отношения к тем, кто остро нуждается в помощи. Недостаток в воспитании является пробелом, который приводит к отсутствию человечности в людях.

Восполнить его можно с помощью чтения литературных произведений, в которых есть примеры героических, добрых поступков или подвигов. Со стороны родителей это могут быть убедительные беседы о жалости, доброте к окружающим людям или животным.

К сожалению, в современном мире многие люди не способны сострадать, проявлять милосердие. Нельзя сказать, что они бесчеловечны, но иногда могут проявлять равнодушие, вместо того, чтобы спасти кого-то от беды.

Так человечность обходит их стороной, будто прячась за маской. Распространенным примером может послужить действие человека, обратившего внимание на сломанную ветку дерева, но прошедшего стороной, вместо того, чтобы перетянуть ее.

Таким образом, счастлив тот, у кого большое сердце, в котором есть место для добрых поступков, сострадания и человечности.

Сочинение-рассуждение про Человечность

Определение понятия человечность беспокоит многих. Это интересует и подростков, и взрослых людей. Человеколюбие является важным качеством души человека. Она дает о себе знать еще в детском возрасте и потом, в течение жизни. Любовь к людям формируют своим личным примером все, кто окружает ребенка с самого рождения.

Человечность, или гуманность, проявляется в поступках. Только искренний, отзывчивый, сопереживающий человек может по праву называться человечным.

Если человек склонен проявлять гуманность, то он будет проявлять ее ко всем, и к людям, и к животным. Человечность делает людей благородными и любящими своих ближних. Опираясь на гуманность, мы можем спасать жизни, давать напутствия людям, которые специально или по стечению обстоятельств совершили неправильные поступки.

Если бы все люди проявляли гуманность по отношению к окружающим, мир стал бы добрее и светлее. Бесчеловечные люди похожи на зверей, которые ради своей выгоды могут пожирать тех, с кем живут на одной территории. Миру необходимо больше людей, умеющих проявлять гуманность и великодушие в отношении других членов общества.

Читайте также:
Вера в гуманные начала жизни (по творчеству В. Шукшина): сочинение

В рассказе Б. Васильева сыновья Марии Тихоновны пали на фронте. В доме все напоминало о них, поэтому мать не хотела его покидать. Строители, которым нужно было разрушить дом, запланированный под снос, просто подумали, что она слабоумная и злобная. Когда рабочие, все же, принуждают выйти из дома, она берет с собой портреты своих погибших детей, тогда строители обо всем догадались.

Бульдозерист сразу изменил свое отношение к женщине. Мужчина понимает, что мать пережила огромное горе. В этом рассказе показана человечность бульдозериста по отношению к несчастной женщине. Также гуманность проявил Семен Митрофанович, организовавший музей, сослуживцы сыновей, передавшие модель танка, односельчане, где были захоронены ее сыновья.

Человечность проявляют и жители деревень. Там принято помогать погорельцам, которые остались без средства к существованию. Все проявляют сочувствие и жалость к таким людям, и делятся, кто чем может. Кто-то дает продукты, кто-то одежду, одеяла, деньги. Кто-то может приютить на время ремонта.

Есть профессия, называемая волонтер. Это люди, которые безвозмездно помогают людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Они выезжают в места стихийных бедствий, помогают больным людям.

Если проанализировать другие хорошие поступки людей, можно с уверенностью сказать, что основа их – человечность.

Читайте также: Смерть Базарова – анализ 27 главы из романа «Отцы и дети».

Самое главное проявить вовремя человечность по отношению к окружающим людям. А для того чтобы оно действительно вовремя проявилось нужно постоянно его развивать в себе.

Человечность нужно проявлять не только друг к другу, но и животным. Особенно к тем, которые выброшены на улицу и им даже нечего кушать. Домашние питомцы постоянно получают не только любовь, ласку, но и вкусную еду, а вот выброшенные на улицу животные всего этого лишаются.

Человечность — одно из важнейших явлений, отраженных в русской литературе.

Что такое Человечность – сочинение

Все люди нуждаются в заботе, тепле и любви. Это все можно назвать словом – человечность. Еще один синоним – гуманность. Гуманность означает то, что человек относится к другим людям с должной терпимостью, толерантностью, пониманием и т.д.

Человечность, как это ни странно, присуща не всем людям, поскольку многие уже стали забывать, что она означает. Люди без конца ругаются, завидуют, оскорбляют друг друга, унижают, даже убивают. Доброта, искренность, взаимовыручка и человечность стали на вес золота. Почему же так случилось?

В условиях технического прогресса в погоне за достижениями, регалиями, финансовыми возможностями и славой люди стали забывать об элементарных потребностях, ценностях и человеческом уважении. Часто из всего пытаются извлечь выгоду, какую-то прибыль или награду. Миром правит хаос и потребительское отношение.

В таких жизненных условиях настоящая человечность и любовь важны как никогда. Гуманизм и понимание нужно проявлять хотя бы по отношению к любимым и близким людям – избранный круг. Естественно, что для всех мил и прекрасен не будешь, но добропорядочность и воспитанность также никто не отменял.

В общении друг с другом нужно соблюдать вежливость, уважение и т.д. Это элементарные нормы простого воспитанного человека. Сюда как нельзя лучше подходит пословица: «Поступай с другими людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Человечность, кстати, не всегда относится лишь к людям. Сюда можно отнести и отношение к братьям нашим меньшим. Коты, собаки, лошади, черепахи, хомячки, еноты… Кто угодно из домашних и бродячих животных. Они нуждаются в проявлении тепла, добра, любви и заботы.

Всего того, что определяет собой человечность. Тем более, что одинокие уличные коты и собаки особенно жаждут увидеть проблеск света и добра в глазах человека. Домашний кот купается во всем этом, он накормлен, упитан, обласкан.

Поэтому, никогда не стоит забывать уделить минутку тому, кто лишен каких-то благ, материальных или моральных. Хоть человеку, хоть коту. Абсолютно неважно. Главное – оставаться человеком. В любой момент, в любой ситуации, в любой компании. Ведь основная потребность каждой личности – уважение и хорошее отношение от других членов общества.

Никто не хочет сносить хамство или унижения. Именно поэтому лучше всего начать с самого себя. Следить за собственным языком и уровнем воспитания. И все будет отлично!

Поступок подростка из Нью-Йорка

Данное качество не обходится без сострадания и доброжелательности. В настоящее время в реальной жизни большое количество зла, и люди должны проявлять друг к другу сострадание. Показательным примером из жизни на тему человечности является поступок 13-летнего жителя Нью-Йорка по имени Нах Эльпштейн. На бар-мицву (или совершеннолетие в иудаизме) он получил в подарок 300 тыс. шекелей. Все эти деньги мальчик решил пожертвовать израильским детям. Не каждый день можно услышать о подобном поступке, являющимся истинным примером человечности из жизни. Сумма пошла на строительство автобуса нового поколения для работы юных ученых на периферии Израиля. Данное транспортное средство представляет собой мобильный класс, который поможет юным учащимся в будущем стать настоящими учеными.

Сочинение на тему Человечность

В повседневной жизни мы часто слышим от взрослых, насколько ценится человечность в людской натуре. Считается, что если человек зачерствеет и станет подобен машине, он будет преследовать лишь собственные амбиции и забудет про всякую мораль. Давайте разберемся, что это за качество и почему оно так часто встречается в литературе.

Человечность — это совокупность доброты, отзывчивости, привязанности и других положительных качеств, которые проявляются к нуждающемся в трудную минуту. Лишь существо с душой может проявлять это качество, иначе все люди были бы подобны животным.

Когда мы поднимаем коляски женщинам или переводим бабушек через дорогу, что является для нас не таким уж и тяжким трудом, мы тем самым показываем свое не безразличие к людям. с таких небольших шагов и начинается становление Человека.

Что же в литературе? Там эта тема тоже всегда актуальна. Возьмем один из ярких примеров — “Собачье сердце” Булгакова, в котором профессор ставит опыт над псом по перенесению сознания, но через некоторое время он понимает, что собака навсегда останется собакой и прекращает свой эксперимент, дабы спасти ей жизнь.

Человечность в книге Шолохова “Судьба человека” мы видим тогда, когда главный герой, несмотря на все свои невзгоды и унижения, готов делится “дарованным” хлебом с заключенными в лагере, или же когда он берет к себе под опеку бездомного мальчика, и, дабы его не расстраивать, притворяется его отцом.

Читайте также:
Рассказ Срезал: сочинение

В фильме “12 разгневанных мужчин” присяжным нужно вынести приговор, и когда казалось бы вердикт уже ясен, один человек решил усомнится в доводах и с течением времени на его сторону переходят и другие присяжные. Главным доводом “спасителя” становится то, что он напоминает остальным ценности человеческой жизни и призывает к человечности и справедливости.

В итоге мы видим, что человечность воспевалась всегда и везде (примеры разных лет и разных культур), но каждый человек сем для себя решает, станет ли это качество ему помехой, когда он будет делать карьеру или создавать семью, или же ему важнее быть поддержкой и опорой любого нуждающегося, даже во вред своим собственным интересам.

Что я понимаю под словом Человечность

Как часто нам приходится слышать, что кто-то поступил бесчеловечно или, наоборот, оказался человечным! Видимо, такое качество, как человечность, не присуще нам с рождения, но является отличительной характеристикой человека порядочного, личности с большой буквы. Что же это такое?

По моему мнению, человечность предполагает целых комплекс черт, позволяющих нам гуманно относиться к окружающим. Добродетель, милосердие, уважение, честность – всё это входит в рассматриваемое понятие.

Перечисленные качества в своей совокупности помогают понять мотивы поступков других людей, осознать своё родство с ними и, несмотря на какие-либо разногласия, отнестись к ним гуманно, независимо от ситуации.

Русская классическая литература предлагает читателю немало историй о героях, являющихся образцом человечности. Вспомним роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Искренняя, светлая и жертвенная Соня – та, кого действительно можно назвать человечной.

Чувство сострадания к ближним заставляет героиню потупиться собственной честью и гордостью и пойти торговать собой, чтобы прокормить семью. Отлучённая от церкви, эта девушка, тем не менее, выступает истинным носителем христианской морали.

Гуманность не позволяет героине принять теорию Раскольникова, она осуждает его чудовищный поступок, но не отказывается от Родиона и навещает его на каторге.

Гимном человечности становится роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, ещё не зная врага в лицо, дарит Пугачёву тулупчик за то, что тот вывел их из зимнего бурана. Бунтарь не забыл барской милости и при захвате Белогорской крепости спас молодого человека от виселицы.

Несмотря на принадлежность к разным политическим лагерям, герои проявили великодушие, человеческие отношения оказались для них выше собственных амбиций.

Умение проявить человечность по отношении к окружающим – важное качество, которое необходимо в себе развивать, чтобы быть достойным носить звание человека. Не зря поэт С. А. Михалков сказал «Будь Человеком, человек», подчёркивая, что мы не просто часть животного мира, но разумные существа, способные на отзывчивость, чуткость и дружелюбие.

Человечность и равнодушие

С самого рождения своих детей родители стараются воспитать в них лучшие качества, чтобы выпустить в свет достойными людьми, способными преодолевать препятствия на жизненном пути и приносить радость другим людям.

Чтобы к нам относились так, как мы этого желаем, необходимо научиться сострадать окружающим людям, которые нуждаются в помощи. Именно так проявляется человечность.

Если человек способен оказаться мысленно на месте того, кто страдает, прочувствовать его состояние, понять переживания, то это первый шаг на пути к пониманию чужих проблем. Второй шаг – это оказание помощи даже совершенно незнакомому человеку, который оказался в трудной ситуации.

Стремление оказать помощь нуждающемуся человеку, отреагировать на его просьбы, беспомощность – показатель неравнодушной русской души. Об этом неоднократно упоминают в своих произведениях писатели русской литературы. Жалость, неравнодушное отношение к животным, людям.

Так, героиня рассказа Куприна «Куст сирени» готова оказывать помощь своему супругу всегда, не щадя своих сил. Благодаря своей смекалке, уму, она способствует тому, что он успешно защищает свой долгожданный план. Девушка не просто сопереживает его неудачам, но и отзывается, бескорыстно спасая его в трудные минуты.

Люди, которые проявляют человечность, как правило, преданны, добры и отзывчивые в жизни. Им не знакомы понятия жестокость, злоба и обман. Нередко родители задумываются о причинах равнодушного отношения к тем, кто остро нуждается в помощи. Недостаток в воспитании является пробелом, который приводит к отсутствию человечности в людях.

Восполнить его можно с помощью чтения литературных произведений, в которых есть примеры героических, добрых поступков или подвигов. Со стороны родителей это могут быть убедительные беседы о жалости, доброте к окружающим людям или животным.

К сожалению, в современном мире многие люди не способны сострадать, проявлять милосердие. Нельзя сказать, что они бесчеловечны, но иногда могут проявлять равнодушие, вместо того, чтобы спасти кого-то от беды.

Так человечность обходит их стороной, будто прячась за маской. Распространенным примером может послужить действие человека, обратившего внимание на сломанную ветку дерева, но прошедшего стороной, вместо того, чтобы перетянуть ее.

Таким образом, счастлив тот, у кого большое сердце, в котором есть место для добрых поступков, сострадания и человечности.

Пример человечности из жизни: донорство

Нет более благородного поступка, чем подарить другому свою кровь. Это настоящая благотворительность, и каждый, кто идет на этот шаг, может быть назван настоящим гражданином и человеком с большой буквы. Доноры – это сильные духом люди, которые обладают добрым сердцем. Примером проявления человечности в жизни может служить житель Австралии Джеймс Харрисон. Почти каждую неделю он сдает плазму крови. Уже очень давно он был удостоен своеобразного прозвища – «Человек с золотой рукой». Ведь из правой руки Харрисона более тысячи раз брали кровь. И за все годы, что он занимается донорством, Харрисон сумел спасти более 2 млн. человек.

В юные годы донор-герой перенес сложную операцию, в результате которой ему пришлось удалить легкое. Жизнь ему удалось спасти только благодаря донорам, пожертвовавшим 6,5 литров крови. Спасителей Харрисон так никогда и не узнал, однако решил, что до конца жизни будет жертвовать кровь. Поговорив с врачами, Джеймс узнал о том, что его группа крови необычна, и может использоваться для спасения жизней новорожденных детей. В его крови присутствовали очень редкие антитела, которые способны решить проблему несовместимости резус-фактора крови матери и эмбриона. Благодаря тому, что Харрисон каждую неделю сдавал кровь, у врачей была возможность постоянно изготавливать новые порции вакцины для таких случаев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: