«Сказка — ложь, да в ней намек…» (по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина): сочинение

Сочинение «Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина?»

Сегодня читателям Литероведа мы предлагаем пролистать страницы некоторых удивительных произведений великого русского сатирика и найти ответ на вопрос: «Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина».

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», – писал А.С.Пушкин о всеми любимом жанре устного народного творчества. Эти небольшие произведения – поистине кладезь мудрости, источник знаний и радости. Они учат нас быть добрыми, справедливыми, трудолюбивыми, любить свою землю, свой дом, семью, помогать тем, кто нуждается в помощи и защищать слабых и обездоленных. То же самое можно сказать и о литературных сказках, которые мы с большим удовольствием читали и читаем и, конечно, будет читать. М.Е.Салтыков-Щедрин известен как писатель-сатирик. Его называли «прокурором общественной жизни». Все отрицательные стороны общественного устройства он «обвинял» не только в таких произведениях, как «Господа Головлевы», «История одного города», «Пошехонская старина», но и в «Сказках для детей изрядного возраста». Сказки Салтыкова-Щедрина были написаны за короткий срок в 80-е годы XIX века и стали итогом многолетних наблюдений автора над жизнью, общественным устройством, отношениями между людьми. Открывая книгу сказок, мы попадаем в иной мир, где есть говорящие животные, рыбы, птицы. Но читатель в их образах ясно угадывает человеческие характеры, привычки, желания. Читая эти небольшие произведения, мы многому учимся.

Например, сказка «Верный Трезор» рассказывает Трезоре, который в течение многих лет верно служил своему хозяину. За свою службу он получал миску помоев, был благодарен хозяину и за цепь, на которой сидел, и за редкую похвалу, и даже за побои. Но когда пес постарел и перестал должным образом служить, его сначала заменили другим четвероногим сторожем, а потом утопили в реке и сразу о нем забыли. Вроде бы простая история, но насколько поучительная! Автор предупреждает нас, что люди несправедливы к другим и способны за верность и многолетнюю преданность платить черной неблагодарностью. Сказка учит уважать и ценить себя, тогда и другие будут относиться к тебе с уважением.

Не об этом ли говорит писатель и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»? Это история о двух генералах, чудесным образом оказавшихся на необитаемом острове. Им грозила голодная смерть, так как они ничего не умели в своей жизни делать, даже считали, что булки растут на деревьях. От возможности стать людоедами и от гибели их спас простой мужик, который тоже чудесным образом оказался на том самом необитаемом острове. Он сумел наловить рыбы, сварить суп в пригоршне, найти яблоки, соорудить лодку и доставить генералов в Петербург. Автор не скрывает своей иронии, он не только зло и едко высмеивает правящий класс, беспомощный, никчемный, не способный на решение самых простых хозяйственных вопросов, но и не одобряет мужика, который привык жить рабом, прислуживать правящему классу. «Пора перестать быть верными Трезорами и начать уважать себя», – будто призывает своих читателей автор.

Любой школьник, хоть раз прочитавший сказку «Премудрый пескарь», надолго запоминает ее содержание. Перед смертью родители-пескари предупредили сына, что мир полон опасностей, которые исходят и от других рыб, и от человека. Страх навсегда поселился в душе пескаря, заставил его вырыть нору, поселиться там и забыть о жизни. Всю жизнь пескарь только дрожал, даже перед смертью, когда впервые рискнул выйти из своего убежища, чтобы наконец понять, что значит жить, он тоже дрожал. Так и умер, не узнав ничего о жизни, не почувствовав ее вкуса и не поняв самого главного. В образе премудрого пескаря мы угадываем людей, которые прячутся от всяких житейских трудностей, не понимая, что тем самым опустошают свою жизнь, лишают ее смысла.

Нельзя не отметить воспитательную роль сказки «Пропала совесть». Автор рассказывает о том, как однажды пропала совесть. За этим событием последовали грабежи, разбои, ложь и лицемерие. Люди, которые находили совесть, пытались скорее от нее избавиться, потому что она мешала совершать злодеяния. Долго гуляла от человека к человеку совесть, никому не была нужна, пока однажды не решила поселиться в сердце маленького ребенка в надежде, что он вырастет порядочным человеком. Читая это произведение, легко угадать мысли писателя: он призывает беречь совесть, не терять ее, не выбрасывать, потому что человек без совести превращается в морального урода.

Какие же уроки преподают нам сказки великого сатирика? Они учат нас любить и уважать себя, ценить свою свободу, потому что жизнь без нее превращается в тяжкую муку, не терять свою совесть. Не стоит прятаться от трудностей и превращать свою жизнь в бесцельное существование – таков наказ автора. Написанные почти два столетия назад, в девятнадцатом веке, сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина остаются актуальными и в современном мире, поэтому время от времени их полезно брать в руки, перечитывать и извлекать из них те уроки, которые мы не поняли ранее, но которые полезно понять сейчас.

Коллекция сочинений: «Сказка — ложь, да в ней намек. » (по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина)

Разделы

  • Краткие содержания произведений М. Е. Салтыков-Щедрина
  • Сочинения и анализы произведений М. Е. Салтыков-Щедрина
  • Сочинения и анализы по произведению М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головолёвы»
  • Сочинения и анализы по произведению М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
  • Биография М. Е. Салтыков-Щедрина
  • Характеристики, описания литературных героев произведений М. Е. Салтыков-Щедрина
Читайте также:
Язык произведений М. Е. Салтыкова – Щедрина: сочинение

В наличии

  • Рефераты
  • Сочинения
  • Топики

Онлайн видео бесплатно.

Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее «волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем». Сказка затей­лива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устно­го творчества она продолжила свою жизнь в литературе. Сказки нового времени, как и народные, говорят о вечных проблемах, волнующих человека в любую эпоху: о жизни и смерти, любви и ненависти, благородстве и подлости, добре и зле. Правда, в сказках XIX и XX веков печального больше, чем радостного. Слишком много страданий при­шлось пережить людям. Пошатнулась их вера в «сбывши­еся сказки». Однако обращение к любимому всеми жанру свидетельствует о стремлении писателей вылечить «болез­ни общества», спасти человеческие души, вернуть им на­дежду на справедливость и счастье.

Такая позиция, как мне кажется, близка великому рус­скому сатирику М. Салтыкову-Щедрину. Его трудно на­звать сказочником: слишком горькие выводы делал он, раз­мышляя над жизнью России второй половины XIX века. Но чем пристальнее вглядывался писатель в окружавшую его действительность, тем яснее различал опутавшие ее сети «небывальщины». Неслыханная жестокость политическо­го режима, чудовищное бесправие народа действительно гра­ничили с фантастикой. Все это способствовало обращению Салтыкова-Щедрина к жанру сказки. Возможно, в малень­ких шедеврах писателя нет правдоподобия, зато есть прав­да. Каждая из сказок — законченное и совершенное произ­ведение. Но целостное представление о замысле и идейной позиции автора возникает только после знакомства со мно­гими из них. Цикл фантастических миниатюр Салтыкова-Щедрина — один из ярчайших образцов жанра русской литературной сказки, о котором мне хотелось бы поразмышлять в своей работе, обратившись к важнейшим воп­росам философии, политики и нравственности, так просто и доступно представленным писателем пение мужиков не кончилось и они не расправились с «во­еводой».

Писатель настаивал на необходимости наказания «хо­зяев жизни», но в большинстве случаев люди, наделенные властью, процветали. Два генерала, всю жизнь прослужив­шие в какой-то регистратуре, которую затем устранили «за ненадобностью», внезапно оказались на необитаемом ост­рове и обнаружили свою полную беспомощность, неспособ­ность к какому-либо делу. Они чуть не съели друг друга, хотя кругом было много плодов, дичи, рыбы. Генералы, наверное, умерли бы с голоду, если бы в конце концов не нашли сообразительного и предприимчивого мужика, ко­торый обеспечил их всем необходимым. Не забыли спасен­ные «отблагодарить своего спасителя, выслали рюмку вод­ки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Попытки нравственного воздействия на таких «небо­коптителей», с точки зрения писателя, бесполезны. В сказ­ке «Карась-идеалист» надежды карася на то, что он прав­дой щуку «до седьмого пота прошибет», опровергаются пе­чальным концом мечтателя: при слове «добродетель» щука до того изумилась, что проглотила несчастного спорщика. В отличие от карася, «премудрый пескарь» твердо знал, что хищников нужно опасаться. От страха, что может быть съеден щукой, он безвылазно сидел в своей норе. Пескарь «жил — дрожал и умирал — дрожал». Перед смертью он вдруг задумался: ради чего жил, кого утешил, кто вспом­нит о нем? Показывая жалкое существование пескаря, пи­сатель поднимается до философского обобщения и судит тех, кто прячется в «футляр», кто боится ответственности за зло, которое царит в мире. Салтыков-Щедрин убежден, что «обезумевшие от страха» пескари «живут даром, место занимают».

Трагедию всего русского народа автор видел в доброволь­ном рабстве и неумении протестовать против неестественно жестоких форм жизни. Вера в благодушество орла-мецената и мощь гнилого богатыря опутывала Россию паутиной лжи, насилия, смирения. Образ Коняги из одноименной сказки становится символом всего порабощенного народа. Плоды его труда присваивают генералы и помещики. Коняга же привык к своей участи и нуждается только в кнуте.

Писателю горько, что мужик своими руками вьет себе веревку. Щедрин стремится пробудить чувство достоинства в людях. Он не хочет, чтобы талантливый народ, сочинив­ший столько прекрасных, добрых, светлых сказок, сам стал героем безысходных и мрачных, «фантастически» же­стоких историй. Свою надежду на счастливое преображе­ние жизни, на неизбежность справедливого возмездия пи­сатель воплощает в сказке «Христова ночь». Вначале мы видим тоскливый серый пейзаж. На всем лежит печать си­ротливости, все сковано молчанием, задавлено какой-то грозной кабалой. Но раздается звон колоколов, и мир ожи­вает. Совершается великое чудо: воскресает поруганный и распятый Христос, воскресает, чтобы совершить суд над грешной землей. Он обращается со словами «Мир вам!» к народу, не утратившему веры в торжество правды, клей­мит «мироедов», но все же открывает им путь к спасению — суд их совести беспощадный, но справедливый. Только предателей не прощает Христос, обрекая их на вечное стран­ствие. На наших глазах свершается Страшный суд, но не в загробном мире, а на земле, где много оступившихся, за­бывших христианские идеалы. Это, конечно, всего лишь утопия, но писатель верил в нее, потому что без такой веры жить невозможно.

Читайте также:
Сказки для детей изрядного возраста: сочинение

Литературная сказка Салтыкова-Щедрина «густо насе­лена» и комическими и символическими персонажами. Ге­роев-людей автор ставит в необычное положение и тем са­мым «развязывает им руки и язык». Животным писатель придает человеческие черты, для того чтобы разоблачить опасные социальные пороки. Автор использует традицион­ные народные образы-символы (глупый и злой медведь, трусливый заяц, свирепый волк, хищная щука), но созда­ет и новые аллегории (карась-идеалист, орел-меценат, пре­мудрый пескарь). Излюбленные художественные приемы Щедрина — гипербола и гротеск, которые усиливают горе­стные впечатления от столкновения с «чудесами» русской жизни.

Фольклорный жанр был необходим автору, чтобы до­стучаться до каждого сердца, заставить каждого человека поверить в свои силы, отказаться от добровольного раб­ства. Салтыков-Щедрин страдал оттого, что лучшие и достойные люди находились в зависимости от невежествен­ных, жадных, бесполезных «хозяев», что невостребованны­ми оставались недюжинные способности простого народа, что несправедливые общественные отношения противоре­чили незыблемым нравственным законам, забвение кото­рых могло обернуться катастрофой. Философские уроки писателя важны не только для прошлого, но и для буду­щего. Они современны сейчас не столько своей политичес­кой заостренностью, сколько тревогой за наши души. Твор­чество Салтыкова-Щедрина — это доказательство того, что литературной сказке обеспечена долгая жизнь в искусстве. Ведь она учит нас быть верными добру и предупреждает об опасности тех, кто забыл о законах нравственности и поко­рился злу.

«Сказка — ложь, да в ней намек…» (по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина): сочинение

«Это присказка – не сказка, сказка будет впереди»

  • «В некотором царстве, в некотором государстве»
  • «Жил-был царь Берендей, у него было три сына»
  • «Жил-был старик»

3. Сказочное число «3»

  • «… жил да был царь с царицею, у него было три сына»
  • «… у него было три дочери»
  • «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве»
  • «в третий раз отправился Иван на бой»

Из этого мы узнаём, что число 3- волшебное.

4. Наказ отца

  • «Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, выбрался из охотников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал»

5. Запрет и Нарушение запрета

Теперь главному герою придется доказать, что он взрослый. Для этого ему придется отправиться в «потусторонний» мир, в царство мёртвых, чтобы в нем умер «безответственный мальчишка» и герой смог возродиться в виде взрослого мужчины.

6. Тридевятое царство, тридесятое государство.

7 . Дорога – описание пути в потусторонний мир

· «Близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли, пришли они в густой, дремучий лес, спустились в глубокий овраг, и тут колечко остановилось»

· «Сел Иван-царевич на него верхом, серый волк и поскакал – синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает»

· «Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Много царств и земель прошел Андрей. Клубок катится, нитка от него тянется; стал клубок маленький, с куриную головочку; вот уж до чего стал маленький, не видно и на дороге»

· « Отправился Федор-царевич в дорожку. Видели, что садился, а не видели, в кою сторону укатился. Ехал он близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру – красна солнышка до закату»

· «Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы»

· “Иванушка сходил к кузнецу, сковал три костыля, испек три просвиры и пошел разыскивать Машеньку”

· «Улетающий Финист говорит девушке: «Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня»

· «Говорит жена-лягушка: «Ну, Иван-царевич, ищи меня в седьмом царстве, железные сапоги износи и три железных просвиры сгложи»

  • «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом»
  • «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!»
  • «Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке»
  • «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти»
  • «По старому присловию, по мамкину сказанью: «Избушка, избушка, — молвил Иван, подув на нее, — стань к лесу задом, ко мне передом». И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка»
  • «Избушка, избушка, повернись к лесу глазами, а ко мне воротами: мне не век вековать, а одну ночь ночевать. Пусти прохожего»

Первое испытание выдержано: Иван знал заклинание, сумел подуть на избушку и повернуть ее. «Избушка поворотилась к нему передом, двери сами растворились, окна открылись». А дальше просто жуть какая-то: «Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами: вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами».

  • «Избушка повернулась к морю задом, к нему передом. Царевич взошёл в неё и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит баба-яга костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит»
  • «Сидит там Баба Яга, костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос»
  • «Сидит Баба Яга – костяная нога, сама черная, а во рту один клык торчит»
  • «На печи, на девятом кирпиче, лежит Баба Яга, костяная нога, зубы – на потолке, а нос в потолок врос»
  • «Избушка повернулась, Андрей вошел и видит: на лавке сидит седая старуха, прядет кудель»
  • «Баба-Яга, впереди голова, в одном углу нога, в другом другая»
  • «На печке лежит Баба-Яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос»
Читайте также:
Особенности жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

14. Баба-яга – проводник («Русским духом пахнет»)

  • Что это за обостренное обоняние Бабы-яги? Дело в том, что Иван, попадая в мир мертвых, “пахнет” не особым русским духом, а живым человеком. Этот запах чужд обитателям подземного царства, поэтому все его обитатели сразу же на него реагируют.
  • «Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел»
  • «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится»
  • «Русский дух ко мне в лес зашел!»
  • «Фу, как русская кость воняет»

15. Второе испытание для посвященного – обращение к Бабе Яге

16. Волшебные помощники – предметы

17. Волшебные помощники – животные

«Иван-царевич … идёт чистым полем, попадается ему медведь. «Дай, — говорит, — убью зверя!» А медведь провещал ему: «Не бей меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе».
Идёт он дальше, глядь, а над ним летит селезень; царевич прицелился из ружья, хотел было застрелить птицу, как вдруг провещала она человечьим
голосом:
«Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сама пригожусь».
Он пожалел и пошёл дальше. Бежит косой заяц; царевич опять за ружье, стал целиться, а заяц провещал ему человечьим
голосом:
«Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сам пригожусь».
Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба.
«Ах, Иван-царевич, — провещала щука, — сжалься надо мною, пусти меня в море».
Он бросил ее в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается»

«Сказка ложь, да в ней намек!» (по сказкам М. Салтыкова-Щедрина)

Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для воплощения комического. Чаще всего выделяются следующие виды и приемы комического: сатира, юмор, гротеск, ирония. Сатиру называют взглядом «через увеличительное стекло» (В. Маяковский). Объектом сатиры в литературе могут быть самые разные явления. Политическая сатира встречается чаще всего. Ярким доказательством тому являются сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Фантастичность сказочных сюжетов позволила Салтыкову-Щедрину продолжать критику общественного строя, обходя цензуру даже в условиях политической реакции. Щедринские сказки рисуют не просто злых или добрых людей, не просто борьбу добра и зла, как большинство народных сказок, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX века.

Рассмотрим особенности проблематики сказок писателя на примере двух из них. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин показывает образ труженика-кормильца. Он может достать пищу, сшить одежду, покорить стихийные силы природы. С другой стороны, читатель видит безропотность мужика, его покорность, беспрекословное подчинение двум генералам. Он даже сам привязывает себя на веревку, что лишний раз указывает на покорность, забитость русского мужика. Автор призывает народ к борьбе, протесту, призывает проснуться, обдумать свое положение, перестать безропотно подчиняться.

В сказке «Дикий помещик» автор показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшись без мужика. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное, более того — становится лесным хищником. И жизнь эта, в сущности, продолжение его предыдущего хищного существования. Достойный внешний облик дикий помещик, как и генералы, приобретает снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне.

Таким образом, автор дает недвусмысленную оценку современной ему действительности.

По своей литературной форме и стилю сказки Салтыкова-Щедрина связаны с фольклорными традициями. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, птиц. Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет четких временных и пространственных рамок. Но, используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции. Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной. жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами современности. Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков-Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.

Читайте также:
Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина 2: сочинение

«Сказка — ложь, да в ней намек…» (по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина) Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее «волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем». Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится. Читать далее.

Вопросы и ответы к сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Каковы художественные особенности «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина являются по своему пафосу и направленности политическими сатирами. Сатирические образы созданы на основе аллегории и гротеска. В сказках М. Е. Салтыков-Щедрин использует традиционные образы зверей, наполняя их новым. Читать далее.

Сказка — ложь, да в ней намек! (А. С. Пушкин) (по русской литературной сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина) Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для воплощения комического. Чаще всего выделяются следующие виды и приемы комического: сатира, юмор, гротеск, ирония. Сатиру называют взглядом «через увеличительное стекло» (В. Маяковский). Объектом. Читать далее.

«Сказка ложь, да в ней намек» Любая сказка, народная или литературная, представляет собой совершенно уникальное явление. Читатель незаметно подпадает под влияние сказочного вымысла, оказывается в мире, в котором действуют иные законы. Действительность преображается таким образом, что нельзя провести какую-то аналогию с миром реальным. Несмотря на то. Читать далее.

Жанровое своеобразие в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки Щедрина основаны на фольклорной форме и стиле, но при этом являются литературными сказками, которые в фантастической, аллегорической или гротесковой форме изображают окружающий мир. По духу они ближе всего к литературной сказке Пушкина, в которой ирония и юмор сочетаются с. Читать далее.

Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина I. «Это был писатель-боец, стоявший на юру» (И. С. Тургенев). II. Мастер социально-политической сатиры. 1. «Я вырос на лоне крепостного права. Я видел царство испуга». Голос революционного демократа в аллегорическом жанре разоблачительной сатиры. Читать далее.

Тест по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Какой главный прием использует М. Е. Салтыков-Щедрин для создания сатирического образа города Глупова? А. Гротеск Б. Сравнение В. Метафора 2. Против чего направлена сатира в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина? А. Крепостничество Б. Бюрократизм В. Глупость 3. Кто. Читать далее.

Сказки Салтыкова-Щедрина: сюжетные линии и образы Сказки Салтыкова-Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обращение к самому жанру сказки также. Читать далее.

Сочинение на тему: «Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина» Сказки Михаила Ефграфовича Салтыкова-Щедрина были созданы в последние годы жизни писателя (1883-1886) и представляют собой отдельный пласт его творчества, определенным итогом литературной деятельности Салтыкова. Сказки Салтыкова Щедрина называют художественным синтезом всего творчество писателя. Это не случайно — велика их идейная. Читать далее.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА СКАЗКИ У М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказку как жанр использовали в своем творчестве многие писатели и поэты. С ее помощью автор выявлял тот или иной порок человечества или общества. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и не похожи на сказки других авторов. Сатира в форме сказки. Читать далее.

В чем непреходящая ценность сказок Салтыкова-Щедрина? Все писатели через свои произведения пытаются донести до нас, читателей, собственные сокровенные мысли. Настоящий писатель, в силу своего таланта и особенностей внутреннего мира, происходящие вокруг события всегда чувствует острее и переживает глубже, чем обыкновенный человек. Выступая своеобразным эмоциональным «индикатором», он. Читать далее.

Сочинение на тему: «Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, как обличение пороков» Особенностью написания произведений Салтыкова-Щедрина является сатирическая направленность. Автор выбрал жанр сатиры, форму сказки, так как это помогает скрыть от цензуры истинный смысл произведения, так же жанр сказка позволяет передавать различные события простым языком, доступным для читателя. Основная тема сказок Щедрина. Читать далее.

Приемы и средства сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина служили ему тем обходным путем, с помощью которого он мог обмануть цензуру. Выражая свои идеи в аллегоричной, иносказательной форме, автор мог свободно говорить о том, что думает, не опасаясь, что его произведения сочтут крамолой. Слова в. Читать далее.

Идейно-тематическое содержание сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина В сказках получают развитие излюбленные темы писателя: обличение самодержавия и бюрократизма, трусости и политической несостоятельности русского либерализма, паразитизма правящих сословий, пассивности народа, обывательской психологии. Условно все сказки Щедрина можно разделить на четыре группы. Первую из них составляют сказки, содержащие сатиру. Читать далее.

Сатирическая направленность сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина Общеизвестен особый характер таланта М. Е. Салтыкова-Щедрина: все произведения писателя — сатира, доведенная до сарказма. Но зачем же смеяться над тем, над чем плакать хочется? Издревле повелось, что смех — сильнейшее оружие разрушения гнилого, обнаружения подлого и бессмысленного. Осмеять что-либо. Читать далее.

Читайте также:
Что сближает роман Замятина Мы и роман Салтыкова-Щедрина История одного города?: сочинение

Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Сказки — итог творчества писателя. Три из них написаны в 60-е гг. («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»), остальные в 80-е гг. XIX века. Основными темами сказок являются: А). Читать далее.

Сочинение на тему: «Анализ сказки «Дурак» Салтыкова-Щедрина» Сказка. Этот жанр использовал в своем творчестве Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно сказка помогает автору показать реальность такой, какая она есть. Начиная читать произведения этого писателя, мы узнаем в них привычные для нас сказки. Используемые речевые обороты («жили-были», «долго ли коротко. Читать далее.

Тематическое и идейное разнообразие сказок Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыкова-Щедрина можно по праву назвать одним из величайших сатириков России. Наиболее ярко и выразительно сатирический талант Салтыкова-Щедрина проявился в сказках «Для детей изрядного возраста», как он сам их назвал. Наверное, нет ни одной темной стороны российской действительности того. Читать далее.

Образы животных в сказках Салтыкова-Щедрина И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: «В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения. Читать далее.

Сатира на человеческие пороки в произведениях Салтыкова-Щедрина Многие писатели и поэты использовали сказку в своем творчестве. С ее помощью автор высмеивал тот или иной порок человека и всего общества. Сказки Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и отличны одна от другой. Сатира была оружием писателя. В середине XIX века из-за. Читать далее.

Особенности жанра сказки у М. Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826-1889) — русский писатель-сатирик. Демократ-просветитель, идейный ученик В. Г. Белинского… Творчество направлено против самодержавно-крепостнического строя («Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», «Пошехонская старина», «Сказки» и др.). Большой энциклопедический словарь Многие писатели и поэты использовали сказку в своем творчестве. Читать далее.

Сатирическая направленность сказок Михаила Салтыкова-Щедрина Общеизвестен особый характер таланта Салтыкова-Щедрина: все произведения писателя — сатира, доведенная до сарказма. Но зачем же смеяться над тем, над чем плакать хочется? Издревле повелось, что смех — сильнейшее оружие разрушения гнилого, обнаружения подлого и бессмысленного. Осмеять что-либо означает уже. Читать далее.

Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин — писатель-сатирик. Все его творчество направлено на критику существующих порядков в стране и, в первую очередь, на неправильное государственное устройство. В произведениях писателя продолжена традиция Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. В хрониках и. Читать далее.

Обобщающий смысл «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина Среди классиков русского классического реализма XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин занимает место непревзойденного художника, мастера социально-политической сатиры. В стремлении расширить круг читателей, с одной стороны, и преодолеть рогатки цензуры — с другой, писатель обращается к жанру сказки. Используя традиционную фольклорную. Читать далее.

Особенности жанра сказки у Михаила Салтыкова-Щедрина Сказки «для детей изрядного возраста» — так обозначил свое сатирическое творчество Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Можно было бы добавить и следующие строчки: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок.» В пору строжайшей цензуры писатель своими сатирическими сказками. Читать далее.

Особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Форма сказки была выбрана писателем не только потому, что этот жанр предоставлял возможность скрыть истинный смысл произведения от цензуры, но и потому, что он позволял. Читать далее.

Особенности жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, и Н. А. Некрасов. М. Е. Салтыков-Щедрин взял за основу одного из лучших своих. Читать далее.

Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть, господа и рабы, страх как основа рабской психологии, каторжный труд и др. Объединяющим тематическим началом. Читать далее.

Гипербола и гротеск в сказке Михаилп Салтыкова? Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Творчество Салтыкова Щедрина можно с полным правом назвать высшим достижением социальной сатиры 1860-1880 х гг. Ближайшим предшественником Щедрина не без основания принято считать Н. В. Гоголя, создавшего сатирико философскую картину современного мира. Однако Салтыков Щедрин ставит перед собой принципиально иную. Читать далее.

ЖАНР СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказки Салтыкова-Щедрина обычно определяют как итог творчества великого сатирика. И такой вывод в какой-то мере оправдан. Сказки хронологически завершают собственно сатирические произведения писателя. Как жанр щедринская сказка постепенно вызревала в творчестве писателя из фантастических и образных элементов его сатиры. Немало. Читать далее.

Читайте также:
Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина Жанр сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина составляет особый пласт, явившийся своеобразным итогом творчества сатирика. Основанные на западноевропейских и национальных русских литературных традициях, сказки Салтыкова-Щедрина самобытны и не похожи ни на какие другие. В них сплетается воедино фантастическое и реальное. Читать далее.

Идейное содержание «Сказок» Салтыкова-Щедрина Сатиры смелый властелин. А. С. Пушкин Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — оригинальный писатель русской литературы, занимающий в ней особое место. Он был и остается крупнейшим мастером социального обличения. Его творчество оказало огромное влияние на последующую русскую литературу. «Сказки» Салтыкова-Щедрина не случайно. Читать далее.

«Анализ сказки М. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».» Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 60-80-х годов XIX века больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки «для детей изрядного возраста», то есть для взрослого. Читать далее.

Народ в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Важное место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают его «Сказки», которые подводят итог сорокалетней творческой деятельности автора. Большая часть сказок была написана в последние десять лет жизни писателя. И это, конечно, не случайно. Салтыков-Щедрин прибег к жанру сказки в 80-е годы XIX. Читать далее.

Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть «пороки российской действительности» и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были. Читать далее.

Сатира в творчестве Салтыкова-Щедрина Имя Салтыкова-Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали «неблагодарным» жанром — государственный режим никогда не принимал едкую критику писателей. Народ пытались оградить от творчества таких. Читать далее.

Жанр сказки в творчестве Михаила Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыкова-Щедрина — это длинная череда миниатюрных по объему картин, в которых запечетлена жизнь русского общества. Постепенно вызревая в творчестве писателя из фантастических и образных элементов его сатиры, сказки выкристаллизовались как жанр, хронологически завершивший сатирическое творчество писателя. Фольклорные заставки, а. Читать далее.

ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ «СКАЗОК» М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «Сказки» Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях России высказывались многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником. Читать далее.

Разное — «Значение сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина Он был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорбна… М. Горький Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни второй половины XIX века. Значение его сатирических произведений для истории России огромно. Читать далее.

Изображение русского мужика в сказке Михаила Салтыкова? Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Сатира М. Е. Салтыкова Щедрина правдива и справедлива, хотя нередко ядовита и зла. Его сказки — это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда, и высмеивание господ и помещиков. Сказки Салтыкова Щедрина —. Читать далее.

Исследовательский проект тема: «Сказка – ложь, да в ней намек»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Кочкинская средняя общеобразовательная школа»

тема: «Сказка – ложь, да в ней намек…»

Выполнила: ученица 1класса

3. Методы исследования.

4. Основная часть

– выводы по результатам исследования

6. Перечень литературы

Проект «Сказка – ложь, да в ней намёк. »

Все ребята нашего класса любят сказки. Раньше нам их читали родители и учительница, а сейчас мы научились читать и сами можем знакомиться с народной мудростью.

Древние традиции нашего народа заложены в русских народных сказках. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.

Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.

Когда мы пришли в первый класс, многие из моих одноклассников не умели выполнять правила поведения и уважительно относиться к старшим. Но, когда учительница задавала вопрос, все правильно отвечали по поводу правил поведения и хороших манер. Получается, что ответы все давали верные, а поступали не всегда правильно. Если мы обсуждали сказку, всем было интересно работать. Я решила обратиться к сказкам и изучить их.

Область исследования: литература.

Предмет исследования: русские народные сказки.

Взрослые часто просят нас соблюдать правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу. Особенно их огорчает, как мы ведём себя по отношению к своим родителям, бабушкам, дедушкам, учителям. А ведь эти люди о нас заботятся и стараются дать всё самое лучшее.

Читайте также:
Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина: сочинение

Я предположила, что, наверно, взрослые не зря просят соблюдать нас правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу, а русские народные сказки могут научить меня и моих одноклассников уважительному отношению к старшим.

Я поставила перед собой Цель: проследить как русский народ через сказки учил детей относиться к старшим.

    изучить русские народные сказки; выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения хорошего тона; проследить, какими приёмами пользовались составители сказок для того, чтобы научить героев уважительному отношению к старшим; привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.

    чтение сказок, изучение литературы по теме, сравнительный анализ сказок.

Я провела практическое исследование на основе русских народных сказок. Обратившись к толковому словарю я узнала, что сказка – это произведение устного народного творчества, повествующее о вымышленных событиях. Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. По образцу народных сказок создавались и литературные сказки. Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше сказки передавались из уст в уста. Но не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты.

В ходе исследования я работала над русскими народными сказками.

В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка не послушала, что ей наказывали отец с матерью, и её братец попал в беду. Но девочка не растерялась и побежала искать братца. По дороге она встречает яблоню, печку, речку с кисельными берегами. Когда девочка обращалась к этим персонажам без уважения, никто не хотел ей помочь. А когда она стала обращаться ласково и уважительно: печка – матушка, речка – матушка, все девочке помогли. Родителей девочка называет батюшка и матушка. Даже к злой бабе-Яге обращается вежливо. В этой сказке девочке помогли упорство, трудолюбие и вежливое обращение.

В сказке «Колобок» герой сбежал от бабы и деда не зная, что его ждут большие опасности. Вся история Колобка закончилась тем, что его съела хитрая лиса. Непослушание колобка привело его к гибели.

Попала в опасность и Машенька из сказки «Маша и медведь», когда не послушала старших и отстала от подружек. В этой сказке Машенька тоже очень ласково и вежливо называет свих родных бабушкой и дедушкой. Девочке помогли выбраться из сложной ситуации смекалка и трудолюбие.

В сказке «Морозко» девушка, которая была терпелива и вежлива с Морозом получила в награду соболью шубу, золото, серебро и короб с богатыми подарками. Пять раз спрашивал Морозко Красную девицу, дедову дочку:- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? А девушка хоть и замерзла сильно, чуть языком шевелит, а отвечает вежливо и ласково:- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.- Ой, тепло, голубчик, Морозушко! Здесь мы видим как награждалось уважительное отношение в любой, даже самой тяжёлой, ситуации.

В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» любовь между сестрой и братом помогла им выйти из этой трудной ситуации.

В сказке «Каша из топора» солдат обращается к старой женщине «Здравствуй, божья старушка!» Хоть старуха и была вредная, но солдат не грубил ей, потому, что она была старше его и заслуживала уважения. В итоге, своей вежливостью и терпеливостью солдат добился желаемого и сварил вкусную кашу.

В результате исследования я выяснила:

    в большинстве русских народных сказок встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, то есть мы – читатели можем получить урок; в русских народных сказках непослушание родителям или взрослым наказывалось, а терпение и послушность вознаграждались; герой получал помощь только тогда, когда он вежливо обращался за ней и многим героям пришлось проходить целые испытания чтобы понять это; обращение к родителям и старшим людям было уважительным и ласковым: батюшка, матушка, бабушка, дедушка, божья старушка, старенький старичок, к родным – сестрица, братец; главным в сказках был труд, с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.

Всё-таки моё предположение подтвердилось: взрослые не зря беспокоятся о нас и не разрешают нам грубить, вредничать и лениться. Они хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. А сказки, написанные много-много лет назад, помогают нам это понять.

В классе я познакомила ребят со своим исследованием и продолжаю с интересом изучать русские народные сказки.

Я думаю, что по сказкам можно проводить много разных исследований. Хотелось бы продолжить работу в этом направлении. Например, можно изучить:

    сюжеты волшебных сказок, сюжеты бытовых сказок, характеры и жизнь героев, которые встречаются во многих сказках.

Русские народные сказки:

«Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и медведь», «Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Каша из топора»

Образы градоначальников в романе История одного города сочинение Салтыков-Щедрин

Салтыков-Щедрин – гениальный сатирик своего времени, который помимо обличающих сказок писал ещё и большие произведения, в которых также высмеивал какие-то устои общества, характеры людей. Одним из таких его творений является «История одного города», в котором рассказывается о глуповцах и их правителях градоначальниках, каждый из которых внёс свой вклад в развитие города. Каким был этот вклад – отдельная тема.

Читайте также:
Череда градоначальников в Истории одного города М.Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Первый градоначальник Брудастый был ограниченным человеком, который то и дело произносил фразу «Разорю!». Прозвали его так в честь злой и свирепой породы собак, брудастых. В голове его было что-то вроде органчика, иногда он даже снимал её. Органчик сломался – Брудастого увезли.

Двоекуров по сравнению с Брудастым куда более положительный персонаж. Он хотел построить академию, но вместо неё вышла тюрьма. Он заставил всех жителей есть лавровый лист и горчицу, что, конечно, является самодурством. Умер он от возраста.

Фердыщенко – глупый и очень ленивый градоначальник. Он совсем не занимается государственными делами, вместо этого только гуляет и пьянствует. В конце концов влюбляется в одну девушку и сходит с ума. Умирает от переедания.

Негодяев – это бывший крестьянин. Он был дурным правителем, за годы его властвования люди перестали хоть как-то развиваться, совсем опустились, а внешне начали походить на зверей.

Прыщ – градоначальник, приехавший не с целью уладить дела города, а с целью отдохнуть. Что иронично, во время его правления жители стали богаче, но это только вследствие отсутствия сбора налогов. Умер от того, что его голову съел какой-то дворянин, и было это не от дикости последнего, здесь всё гораздо проще (или, наоборот, сложнее) – голова Прыща была фаршированной.

Грустилов, соответствуя своей фамилии, был меланхоликом, и умер он, о чём не сложно догадаться, от грусти. Годы его правления – это полнейшая анархия. Грустилов был любвеобилен, у него не было моральных принципов. Многие критики видят в этом образе черты Александра I.

Угрюм-Бурчеев – жёсткий градоначальник, спавший на камне. Он очень любил военную тему и постоянно внедрял эту дисциплину, требуя от всех военной подготовки.

Градоначальники в этом произведении – лучшее подтверждение таланта Салтыкова-Щедрина. Образы существующих людей, которые в те времена стояли «у руля» легко угадываются в характерах героев. Автор даёт градоначальникам говорящие фамилии, что характерно сатире. Гипербола, сарказм и гротеск – то, что помогает Михаилу Евграфовичу рассказать о исторических лицах так, чтоб это поняли только люди умные и хоть немного думающие.

2 вариант

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был талантливым сатириком, которые высмеивал начальников и правительство. В романе «История одного города» Салтыков-Щедрин пишет о городе Глупове, который за сто лет своего существования поменял многочисленное количество градоначальников. Михаил Евграфович любил пользоваться в описании своих героев гротеска, таким образом, он считал, что в полной мере описывал характер и образ начальников, чиновников.

Салтыков-Щедрин считал, что даже преувеличение не может испортить образа, который писатель пытался передать читателю. Михаил Евграфович относился к начальникам не как к людям, он больше считал их не за людей, а за функции. Каждый из чиновников выполнял свои функции, но никто никогда не обращал внимания на людей и их потребности. Чиновники и начальники никогда не слышали людей, потому что им было все равно на них, каждый из них беспокоился лишь о своем благосостоянии. Каждому градоначальнику и чиновнику не нравится, что народ приходит к ним с многочисленными жалобами, поэтому они стараются от них как можно быстрее откреститься. При этом каждый из них считает, что думать не обязательно, а скорее всего даже вредно для них.

Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» описал огромное количество градоначальников, которые пытались управлять городом Глупов. Писатель пытался осветить всю несостоятельность самодержавия. Каждый из градоначальников пытался править по своему, но все точно знали, что не должны идти на поводу у народа. Салтыков-Щедрин написал о полной несостоятельности власти и высмеял градоначальников.

В романе пишется о многочисленных градоначальниках сменяющих один одного и об их нелепом руководстве городом. Михаил Евграфович создал образ многих начальников и описал в одном романе. Начальники все отличались, но лишь в одном они были все одинаковы, они секли своих горожан. Некоторые из них объяснили, за что наказывали их, а другие даже не считали нужным объяснять.

Градоначальник Дементий Варламович Брудастый был очень глуп и своеобразен. Его словами всегда были «Не потерплю» и «Разорю» народ не понимал начальника. В один из дней они нашли градоначальника сидящим за своим столом, но без головы она спокойно лежала рядом. Здесь писатель решил выделить такой момент, что голова градоначальника была абсолютна пуста. Мастер часов подсказал народу Глупова, что голова была неисправна, в углу стоял органчик и кричал лишь две фразы: «Не потерплю» и «Разорю». Тогда он решил оповестить в Петербург, чтобы прислали новую исправную голову, но она так и не пришла. Салтыков-Щедрин высмеивает Брудастого, что он начальник с пустой головой.

Затем в Глупове появились самозванцы, а потом и вовсе город некоторое время был предоставлен сам себе. Затем Глуповом пытались руководить градоначальницы, но тоже ничего не вышло.

Читайте также:
Игрушечные люди: сочинение

После многочисленных смен начальников в Глупов приехал Петр Петрович Фердыщенко, при котором город расцвел на шесть лет. Затем Фердыщенко совершил ошибку и влюбился в замужнюю девушку, и в город пришла засуха. Когда народ разобрался с Аленкой, Фердыщенко увлекся другой женщиной и пришли пожары. Тогда Петр Петрович решил бросить женщину и закончить свою службу городу путешествием. На третий день путешествий по городу он умер от объедения. Таким образом, писатель решил сделать акцент на том, что градоначальник очень любил себя и умер от чревоугодия, коим являлся его грехом.

За Фердыщенко последовали другие начальники, которые разоряли город и не знали вообще, как им управлять. Подавляли народное восстание войнами и пытались привить свою религию. Один устраивал каждодневные баллы, что привело к голоду, потому что люди обленились и перестали засеивать огороды. Некоторые из градоначальников, то и дело занимались лишь своей личной жизнью и больше их ничего не волновало.

Когда в Глупове появился последний градоначальник, город был беден и растаскан предшественниками. Угрюм-Бурчеев оказался не совсем умным человеком и Салтыков-Щедрин пишет о нем, что он идиот. Бурчеев решает снести город и построить на его месте новый идеальный, с идеальными улицами и людьми. Но начальнику так и не удалось возвести идеальный город с ровными уличками, ведь ему помешала река. Как ни старался Бурчеев, река не поддавалась и осталась на своем месте, тогда Угрюм-Бурчеев увидел что-то, что автор называет «оно» и убежал из города навсегда. Так и закончилась жизнь города Глупов и его горожан глуповцев. Они все шли за своими начальниками и делали то, что им навязывали и приказывали. Таким образом, они вместе с начальниками загубили свой родной город.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, написав свой роман «История одного города» хотел показать читателю, что стоит отстаивать свои права и всячески их защищать. Не стоит подстраиваться под каждого начальника и губить свой город. Салтыков-Щедрин использовал много смешных моментов, но и с ними читателю понятно о том, что власти не хотят делать ничего для народа, а лишь пускают пыль в глаза, а люди им верят. Хоть в этом романе и много моментов, которые вызывают улыбку, на самом деле в романе пишется о том, как не совсем умные начальники загубили жизнь целого города и его горожан. Свои романом Салтыков-Щедрин призывает каждого человека не доверять слепо каждому кто приходит к власти, а самим что-то делать для своей страны и города.

Сочинение Образы градоначальников в романе История одного города

Роман «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина был опубликован в 1870 году. Пользуясь литературным приемом гротеск, автор высмеивает самодержавие. В произведении, признанном сатирическим, нашли отображение образы, созданные по подобию некоторых российских самодержцев и политических деятелей. Повествование идёт от имени вымышленного летописца.

На примере истории города Глупова и его градоначальников, писатель образно показывает все изъяны исторической несостоятельности самодержавного строя. При всей кажущейся неправдоподобности, Щедрин описывает реальные события. При самовластии управлять государством порой назначались самые случайные люди. Достаточно было произвести положительное впечатление на монарха или его приближённых. Тому в истории немало примеров.

Рисуя портреты градоначальников, Щедрин создаёт образы бездарных временщиков, пригревшихся у власти. Весь их интерес заключается в том, чтобы наворовать побольше. Им неинтересна судьба государства, из казны которого они воруют. Народ, живущий в этом государстве, и вовсе никому не нужен.

Градоначальников в городе Глупове перебывало великое множество. Их было ни много, ни мало, а целых 22 человека, согласно «описи градоначальников». Каждый из них выделялся среди других чем-то особенным. Так, например, Дементий Брудастый, которому выпала честь быть первым градоначальником города Глупова. Он был назначен на эту должность впопыхах. Возможно, поэтому никто не обратил внимания на то, что вместо головы у него был маленький органчик.

Некто Угрюм-Бурчеев, человек недалёкий по складу своего ума. Это один из самых отрицательных образов среди градоначальников Глупова. Неспособный учиться, думать и созидать, этот человек мечтал о всеобщей муштре и беспрекословном исполнении своих глупых указов.

Недаром у всех градоначальников такие характерные фамилии. Иногда они указывают на прототип, с которого писался образ героя произведения. Так, например, образ Бородавкина, который стремился к осуществлению реформ, можно отождествить с Петром I. Градоначальник Пфейфер напоминает Петра III, Негодяев – Павла I, Грустилов – Александра I, Перехват-Залихватский указывает на Николая I. А под Угрюм-Бурчеевым подразумевался граф Аракчеев.

Все деяния и «заслуги» управителей города Глупова не выдерживают никакой критики. Чем бы каждый из ни занимался, пользы городу и людям, живущим в нём, не было никакой. Городом правили разные люди. Но всех их объединяло одно: человеконенавистническое начало. Все их действия были направлены на личное обогащение, разворовывание государственной казны, безоговорочное подчинение народа.

С такими правителями народу жилось всё хуже и хуже. Посредством созданных образов, автор показывает всю суть единовластия и истинное лицо тирании. Что бы ни происходило в городе Глупове, кто бы ни был у власти, произвол и насилие над населением оставалось постоянным. Какими бы «благими» намерениями ни руководствовались градоначальники, людям они не сулили ничего, кроме новых бед и репрессий.

Читайте также:
Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Образы градоначальников в романе История одного города

Популярные сегодня темы

Такой персонаж, как Калашников получился в произведении очень интересным и раскрытым. Автор поднял большую проблему, в которой хотел показать, насколько важной может быть проблема, связанная с восстановлением образа

Шпекин Иван Кузьмич – один из основных персонажей комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Он работает почтмейстером в рассматриваемом городе N.

Отец Александра Сергеевича был военным человеком. Он получил французское образование. В отставку ушел майором. После службы начал карьеру статского советника.

Одним из ключевых персонажей произведения является Варвара Петровна Ставрогина, мать одного из главных героев романа Николая Ставрогина.

Это произведение является первым в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Образы градоначальников в романе «История одного города» (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Образы градоначальников в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» воплотили в себе все возможные пороки, свойственные имеющим власть людям. Каждый из этих правителей внёс свой вклад в развитие города, но какой вклад – это уже отдельный вопрос.

Автор хорошо знал устройство «государственного аппарата», лично был знаком с начальниками всех чинов и рангов. Для того чтобы показать присущие им пороки в полной мере он использовал приём гротеска, считая это наиболее подходящим средством отображения действительности. При помощи гротеска можно выйти за пределы правдоподобного, выделить и преувеличить какую-нибудь черту характера, чтобы разъяснить причины происходящих событий. По мнению Салтыкова-Щедрина данный приём не искажает действительность, а позволяет отобразить все её стороны.

В романе повествуется об истории одного города, имеющего символичное название – Глупов. Особое место в жизни этого города занимают градоначальники. Все они становились начальниками по воле случая. Каждый начальник правил по-своему, но результат их правления был всегда одинаков – разорение жителей и пресечение мятежей.

Первым градоначальником Глупова был Амадей Мануйлович Клементий. Изначально он работал поваром в Италии и прославился своим талантом в приготовлении макарон. Герцог Курляндский забрал его в Россию в качестве своего повара, а со временем Клементий получил необходимый чин и стал градоначальником Глупова. Как правитель он запомнился жителям тем, что заставлял их всех готовить макароны. Спустя три года своего правления был отправлен в ссылку за государственную измену.

Следующим градоначальником города стал Фотий Петрович Ферапонтов. Он был парикмахером герцога Курляндского. Его четырёхлетнее правление ознаменовалось усиленной борьбой с неплательщиками налогов. Любил жестокие зрелища и его правление закончилось как раз таким образом: был растерзан собаками в лесу.

Примечательной фигурой среди градоначальников является Ламврокакис. Он правил Глуповым целых одиннадцать лет. Ламврокакис – беглый грек, у которого не было ни имени, ни отчества, ни чина. До своего правления он торговал на рынке. Был до смерти заеден клопами у себя в постели.

Следующим, особо отличившимся градоначальником, стал Дементий Варламович Брудастый. Он был очень ограниченным человеком, тем не менее, стал настоящей легендой среди правителей Глупова. За небольшой срок правления (менее одного года) он издал множество законов, указов и постановлений. Его любимыми фразами были: «Не потерплю» и «Разорю». В народе Брудастого звали «органчиком», потому что в его голове был механизм очень похожий на данный музыкальный инструмент. Однажды его «органчик» пришёл в непригодность и, воспользовавшись смутой, его сняли и увезли из города. При правлении Брудастого жители города находились в постоянном страхе, а после окончания его власти в Глупове начались беспорядки.

После Дементия Варламовича к власти в Глупове пришёл Семён Константинович Двоекуров. Его правление длилось восемь лет. Он оказался самым активным и деятельным градоначальником: вымостил две улицы в городе, организовал пивоварение и мёдоварение, пытался открыть в Глупове академию, но в итоге открыл тюрьму. Пытался навести порядок в своём городе при помощи насилия – сёк глуповцев розгами за любую провинность. Двоекуров – единственный градоначальник, который умер своей смертью.

Ещё одним запоминающимся градоначальников Глупова был Пётр Петрович Фердыщенко. В прошлом он был простым солдатом. Правил городом 6 лет и за этого время практически не занимался делами. Его можно охарактеризовать как глупого и легкомысленного правителя. В последний год своего правления, словно сошёл с ума: занялся своими прямыми обязанностями, пытался навести порядок в городе, стал более жадным и жестоким человеком. Умер от переедания во время путешествия по окрестностям Глупова.

Все описания градоначальников в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина вполне реалистичны, несмотря на использование фантастических элементов и приёмов гротеска. Автору удалось создать образы, сочетающие в себе самые низкие человеческие качества. Описывая многочисленных правителей города Глупова, он раскрывает истинную суть самодержавия, основанного на произволе и преследовании личных целей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: