Образы народа в романах Вальтера Скотта: сочинение

Романтизм в английской литературе 19 века: Вальтер Скотт

Романтизм в английской литературе 19 века.

1. Вальтер Скотт
– (Из биографии): годы жизни, происхождение, образование, профессия (или профессиональная деятельность).
– Темы, жанры и черты романтизма в романах: «Пуритане», «Роб Рой», «Эдинбургская темница», «Айвенго», «Квентин Дорвард».

* 15 августа 1771 года – 21 сентября 1832 года; родился в Эдинбурге, в семье состоятельного шотландского юриста Уолтера Скотта и Энн Ратерфорд – дочери профессора медицины Эдинбургского университета; шотландский прозаик, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат. Считается основоположником жанра исторического романа.
* В художественной литературе Скотт первый поставил проблему исторического бытия и судеб страны в плане вполне современном и актуальном. Впервые в английской литературе он создал романы философско-исторического содержания и тем самым оказался великим новатором, увлекшим целое поколение европейских читателей. Глубокая симпатия Скотта к народным массам не вызывает никакого сомнения. Лучше, чем кто-либо другой из современных ему писателей, он рассказал народную жизнь Шотландии в критические периоды ее истории. Несправедливости и притеснения экономического, политического и религиозного характера, героические восстания доведенного до отчаяния народа нашли в нем своего несравненного живописца. С изумительной для того времени смелостью он показал специфику горной Шотландии, родовой строй и психологию древних кельтских кланов. В романах Скотта, пожалуй, впервые в европейской литературе появился на сцене народ: не отдельные более или менее выдающиеся личности “простого звания”, но целые группы, толпы народа – крестьяне, ремесленники, пастухи, рыбаки, воины. Народ у него – это настоящий людской коллектив, движущийся, мыслящий, сомневающийся, объединенный общими интересами и страстями, способный к действию в силу собственной закономерной реакции на события. Во всех почти романах Скотта действует этот коллективный герой. Пуритане в “Пуританах”, горцы в “Легенде о Монтрозе”, в “Роб Рое”, в “Пергской красавице” – все это массовые герои, и герои деятельные. Вальтер Скотт расширил границы романа. Никогда еще роман не охватывал такого количества типов, сословий, классов и событий. Чтобы как можно более точно воспроизвести характер политических деятелей, он освободил их от придуманной любовной интриги и передал ее вымышленным героям. Историческая точность была соблюдена, но вместе с тем сохранена и обязательная романическая интрига. Заимствовав многое из “готического” романа, Вальтер Скотт переосмыслил традиции. Герой-режиссер и “глубокий сюжет”, которые в “готическом” романе возбуждали интерес или страх, у Скотта служат другим целям и приобретают философско-историческое значение. В его творчестве история всегда тесно связана с пейзажем, который действует на воображение, вызывая у зрителя ряд ассоциаций. Эта способность “романтического” пейзажа погружать зрителя в меланхолическую задумчивость, вызывать в нем цепь образов и размышлений философского и исторического характера. Основу художественного метода Скотта составляет романтизм. Влияние В. Скотта-романиста на английскую и мировую литературу трудно переоценить. Он не только открыл исторический жанр, но и создал новый тип повествования, основанный на реалистическом изображении сельской жизни, воспроизведении местного колорита и особенностей речи жителей различных уголков Великобритании, положив начало традиции, которой воспользовались как его современники (Булвер-Литтон, У.Г. Эйнсуорт), так и последующие поколения писателей (Э. Гаскелл, сестры Бронте, Д. Элиот и др.).
«Айвенго» (1819), действие романа в конце 12 в., борьба между англосаксами и завоевателями нормандцами. Побеждают нормандцы, что исторически закономерно, победа означает победу нового общ.порядка. Рисует реалистическую картину жестоких феод.порядков и нравов. Средневековье в романе – кровавый и мрачный период. Образ короля Ричарда идеализирован, в этом консерватизм Скотта, это повлекло за собой романтизацию. Реалистично передан народ и его вожаки – Робин Гуд (Локсли). Но на мастерски воссозданном истор.фоне, при сравнении с галереей оригинальных и блестящих образов, проигрывают центральные герои – Айвенго, Ровена. Много истор. Деталей, подробности – истор.колорит. Шотландец Вальтер Скотт (1771—1832) выступил в конце 1790-х и в 1800-х годах как переводчик, журналист, собиратель фольклора, автор романтических поэм и баллад. В 1814 году Вальтер Скотт неожиданно стал всемирно известным писателем. Это случилось после выхода в свет его первого романа «Уэверли». За этим произведением последовали еще 25 романов, несколько сборников рассказов, пьес, поэм, двухтомник «История Шотландии», многотомная «Жизнь Наполеона Бонапарта» и другие сочинения, написанные их автором в течение семнадцати лет (с 1814 по 1831 год). Позаимствовав у реалистов XVIII века их юмор и их любимого героя, среднего англичанина, писатель чаще всего вводит в свои романы в качестве главного персонажа юношу-дворянина, честного, отзывчивого, небогатого и довольно заурядного. Этот бесцветный герой и его возлюбленная или невеста исполняют, как правило, служебную роль: рассказывая об их романтических приключениях, Скотт получает возможность мимоходом нарисовать коллективный образ вооруженного народа, поднимающегося на борьбу против произвола монарха, феодалов, чужеземных захватчиков. Полностью солидаризируясь с Б. Г. Реизовым, хотелось бы подчеркнуть, что «синтетический роман» (термин критика) взял на себя функции драмы. Описание, повествование, диалог – три компонента романа – должны были в определенном соотношении сочетаться друг с другом и составлять единое целое. «Задача романиста,- писал В. Скотт,- заключается в том, чтобы дать читателю полное и точное представление о событиях, какое возможно при помощи одного только воображения, без материальных предметов. В его распоряжении только мир образов и идей, и в этом его сила и его слабость, его бедность и его богатство. У автора романа нет ни сцены, ни декоратора, ни труппы актеров, ни художника, ни гардероба; слова, которыми он пользуется в меру своих способностей, должны заменить все то, что помогает драматургу. Действие, тон, жест, улыбка влюбленного, насупленные брови тирана, гримаса шута – все это должно быть рассказано, так как ничто не может быть показано».Описания Скотта, кажущиеся несколько пространными современному читателю, выполняют роль не только экспозиции, но и исторического комментария к событиям и персонажам, но если приглядеться внимательнее, то можно отметить, что в романах Скотта нет ненужных деталей и излишних подробностей. Задачей автора является возбудить интерес у читателя, вот почему общая характеристика места действия (шотландский замок, цыганский табор, монастырь, хижина отшельника, шатер полководца) должна сильно действовать на воображение и создавать определенный настрой. Повествовательная линия в романах Скотта заслуживает специального анализа. Создавая историческую перспективу развития событий, Скотт приобщает своего читателя к новой роли – не только участника событий, но и остраненного человека, взирающего на все со стороны. Третьим компонентом романа после описания и повествования является диалог. Для В. Скотта диалог имел первостепенное значение. Диалоги у него определяются историзмом, особенностями поэтики. Устранение автора от повествования дает возможность персонажу самостоятельно передвигаться, мыслить и говорить. Современное мышление может исказить представление о характере персонажа, поэтому нужно, чтобы читатель сам перешел в другую эпоху, столкнулся с историей с глазу на глаз. Диалог в романе ставил заслон субъективизму автора, облегчал процесс перевоплощения в героя определенной эпохи. С помощью диалога легче всего можно было представить стиль и облик эпохи, обстановку, в которой находился герой. В шотландских романах («Уэверли», «Пуритане», «Роб Рой», «Эдинбургская темница», «Пертская красавица») особую роль играет включение в диалог местного диалекта. Он подчеркивает национальность героев, характеризует их образ жизни, мыслей, их обычаи, нравы. Речь персонажей в романах отличается от речи автора, что несомненно свидетельствует о том, что Скотт не отождествлял себя с персонажами, напротив, авторскими ремарками и комментариями он хотел подчеркнуть временную дистанцию между собой и своими героями, стимулировать интерес читателя к изображаемому, нарушить размеренность ритма произведения. Творчески осваивая критерии художественности, выдвинутые Бернсом, Вордсвортом, Байроном, Скотт своими романами решил задачу связи исторической жизни с частной и этим, по свидетельству В. Г. Белинского, «. дал историческое и социальное направление новейшему европейскому искусству». Отвергая рационализм просветителей XVIII в. и их представления о человеческой природе, Скотт нарисовал в своих исторических романах картины жизни, нравов различных классов английского и европейского общества прошлых эпох. При этом он сумел затронуть также и многие проблемы современной ему социологии, нравственности, политической справедливости, призывая установить прочный мир между государствами, осуждая виновников несправедливых войн. Скотт смело развивал глубоко новаторскую по тем временам мысль о роли народных масс и народных движений в переломные моменты истории, когда решались судьбы целой нации; он ввел в романы образы людей из народа – народных заступников и народных мстителей (Роб Рой, Меррилиз, Робин Гуд). Композиция исторического романа Скотта отражает понимание исторического процесса писателем: обычно судьбы его героев тесно связаны с тем крупным историческим событием (с революцией, мятежом, бунтом), изображение которого занимает центральное место в произведении. Вопреки своим личным планам и намерениям, каждый персонаж Скотта неизбежно оказывается втянутым в водоворот событий, исход которых определяется характером борьбы социальных сил, волей великих исторических личностей (Кромвель, Людовик XI, Карл Смелый, Роберт Брюс, Елизавета I, Ричард I), а также вмешательством вождей и народных заступников, образы которых Скотт создавал, черпая материал из хроник, легенд и преданий. Позаимствовав у реалистов XVIII в. их юмор и их любимого героя, среднего англичанина, писатель чаще всего вводит в свои романы в качестве главного персонажа юношу-дворянина – человека небогатого, честного, доброго. Этот герой и его возлюбленная или невеста исполняют в произведении, как правило, служебную роль: рассказывая об их романтических приключениях, Скотт получает возможность нарисовать коллективный образ народа, поднимающегося на борьбу против произвола монарха, феодалов, чужеземных захватчиков. Неприметность, ординарность главного героя и героини не позволяют им затмить яркие, колоритные характеры и портреты народных вождей и исторических лиц, которые появляются в романе Скотта на короткое время, чтобы в нужный момент сыграть свою определяющую роль в судьбе того социального движения, которое они представляют, и заодно решить судьбы обыкновенных персонажей, втянутых в исторический конфликт. Творческий метод и стиль Скотта – явление сложное, порожденное переходной эпохой промышленного переворота и борьбы за парламентскую реформу (1780-1832). Основу художественного метода Скотта составляет романтизм. Как и все романтики, он не принял утверждения капиталистических отношений. Скотт-романист обратился к изучению истории народных движений и социальной борьбы прошлых эпох. При этом он полагал, что все конфликты в средние века, в эпоху Возрождения, в XVII и XVIII в. в Британии разрешались разумным примирением антагонистических сил (таким образом, считал Скотт, завершилась рознь между англосаксами и норманнами, борьба между феодалами и буржуазией в 1688 г.). Однако новое обострение общественных противоречий в Англии в 1819-1820 гг. лишило писателя веры в перспективность компромисса: он понял, что деятели этого компромисса отнюдь не «разумные и добрые люди», а заурядные буржуазные хищники. В романе «Ламмермурская невеста» (1819) Скотт нарисовал образ одного из жестоких и корыстных деятелей 1688 г. – сэра Уильяма Аштона.
Романтизм в мировоззрении В. Скотта определил художественную структуру его произведений. Скотт строит сложные авантюрно-романтические сюжеты, в которых отводит место многочисленным случайностям, изменяющим (вопреки логике развития характеров) ход событий; встречается у него и фантастика (правда, преподносимая как народные суеверия); идеализированные, «байронические» характеры действуют наряду с реалистическими образами. Скотт постоянно повторял, что художник не может ограничиться лишь фактами истории, он обязан сочетать правду истории с вымыслом, с фантазией, цель которой увлекать и волновать читателя, заставить его сопереживать персонажам романа, разделить с ними все их радости и надежды. В то же время нельзя не заметить, что вымысел сочетается с исторической правдой, и творчество Скотта доказывает, что роман XIX в. является более совершенным по сравнению с романом предыдущего столетия. Правдивые описания быта, нравов, математически точные анализы экономических, социальных и политических причин конфликтов, возникающих между различными классами, конкретные, имущественные и практические мотивы поведения персонажей, их классовая типичность, стремление автора к «шекспиризации» образов – все это свидетельствует о наличии мощной реалистической струи в творчестве писателя. Скотт неизменно требовал, чтобы писатели обязательно следовали правде жизни, умели подчеркнуть связь, существующую между прошлым и настоящим, убедительно показав развитие, эволюцию исторических событий, борьбу антагонистических сил, доказав неизбежность победы нового, более высоко и совершенно организованного социального устройства над примитивными, патриархальными, отмирающими отношениями.
По своей тематике и проблематике все прозаические произведения Скотта можно разделить на две группы: романы шотландского цикла, написанные в основном до 1820 г., и романы о средних веках в Англии и Европе. Один лишь раз Скотт обращается к описанию современной ему жизни – в романе «Сент-Ронанские воды» (1824).
Роман «Айвенго» (1820) занимает особое место в творческой биографии В. Скотта. К этому времени романист написал несколько шотландских романов и решил обратиться к английскому и европейскому материалу. «Айвенго» также открывает цикл романов о средневековье и о крестовых походах («Талисман», «Граф Роберт Парижский», «Квентин Дорвард»).
«Айвенго» был создан в течение трех месяцев, хотя в отличие от предшествующих романов время действия его было отнесено в далекое прошлое Англии, спустя сто лет после норманнского завоевания. Более того, события относятся к 1194 г., когда король Ричард Львиное Сердце возвратился в Англию из австрийского плена. В «Айвенго» сосредоточены различные противоборствующие интересы: политические, национальные и социальные. Ричард ведет борьбу за престол, отнятый у него его братом принцем Джоном. Саксы, завоеванные норманнами, не могут примириться с участью покоренного народа, и война против норманнов обусловлена не только национальными, но и социальными противоречиями. Норманны находятся на более высоком уровне социального развития, но саксонская знать не может простить им потери своих владений и жестокого истребления соотечественников. В стране не сложилась единая нация, государственная система, национальный язык и культура. Судьба вымышленного персонажа доблестного рыцаря Айвенго зависит от участи английского короля Ричарда, который под именем Черного рыцаря появляется среди своих подчиненных и стремится узнать об их настроениях. Главную привлекательность романа составляют динамика действия, колорит средневековья, выраженный не только в реалиях быта, в речи героев, описании обычаев и нравов, но и в мощной балладной эпической традиции, воспевающей благородство, смелость и справедливость демократического короля, находящегося на равных то в обществе монаха, то среди разбойников во главе с Робин Гудом, то на рыцарском поединке. Разнообразие сцен и эпизодов, быстрая смена событий свидетельствуют о верности шекспировской традиции в изображении эпохи и характеров. Главный пафос романа заключается в утверждении места личности в историческом процессе. Жизнь частная неотделима от судьбы государства, монарха. Сочетание любовной и авантюрно-приключенческой линий придают убедительность и динамику сюжету исторического повествования. Повествователь, не вмешивающийся в происходящее, но комментирующий его, на какое-то время приостанавливает ход событий, но потом как бы наверстывает упущенное, быстро приближаясь к счастливой развязке. Король в романе идеализирован, приближен к балладному образу мудрого и справедливого правителя, а образ Айвенго – типично романтический, вполне соответствующий трактовке монарха, который ему покровительствует. Верный своему поэтическому кредо, Скотт уважает право каждого народа на свою историю, культуру, обычаи. Поэтому в романе с такой достоверностью и убедительностью одинаково полно и многосторонне показаны норманн Буагильбер и еврей Исаак, сакс Седрик и король Ричард, гонимые и угнетенные, угнетатели и завоеватели. Одно из главных достоинств романа в том, что каждый персонаж от знатного рыцаря или храмовника до свинопаса или шута строго индивидуализирован, каждый по-своему говорит, носит одежду, общается с другими героями. Проблема становления сильного государства всегда интересовала В. Скотта. XV век во Франции – это период зрелого феодализма, когда силы феодальной анархии могли оказать пагубное влияние на формирование централизованного государства. Главный политический конфликт эпохи, как всегда у В. Скотта, верно обозначен в романе «Квентин Дорвард» (1823). Это конфликт между Людовиком XI, которого поддерживают города, торговцы и ремесленники, и Карлом Смелым герцогом Бургундским, опирающимся на старые феодальные привилегии. Частная жизнь здесь еще в большей степени, чем в «Айвенго», подчинена общественной. На первый план выступают исторические персонажи. Среди них Людовик XI, характер которого очень динамично раскрывается на протяжении всего романа. Главный акцент в этом произведении падает на характеры, а не на события. Последние играют вспомогательную роль, высвечивая отдельные стороны натуры того или иного персонажа. Особый интерес представляет стиль романа. Использование архаизмов подчеркивает колорит средневековья; различные социальные группы и народности, изображенные писателем, также создают живую, многоликую картину эпохи. Полно и богато представлен внутренний мир персонажа, оттеняя и подчеркивая определенные черты характера, натуры, темперамента. Например, коварство, лицемерие, хитрость и политический опыт Людовика противопоставлены рыцарской отваге, прямолинейности, неосторожности и политической недальновидности Карла Смелого. Их окружают люди, соответственно разделяющие их вкусы и привычки и также принадлежащие к различным политическим группировкам. Реалии быта, например приметы большого торгового города Льежа, детали костюма дядюшки Пьера (переодетого короля), полнее, чем в предыдущих романах, раскрывают события, связанные с доминирующими политическими силами эпохи. Эти нраво- и бытописательские эпизоды функциональны и подчеркивают динамику сюжета произведения.

Сочинение по роману Айвенго Скотта

«Айвенго» Вальтера Скотта является образцом рыцарского романа. В нем есть все элементы, присущие жанру. Главный герой – доблестный рыцарь без страха и упрека. Он странствует по миру, попутно исправляя несправедливости на своем пути при помощи возлюбленной и доблестных друзей.

Скотт помещает Айвенго в очень интересную историческую эпоху. В 12 веке правил один из любимых королей всей Англии Ричард Львиное Сердце. Именно его автор очень органично вписывает в произведение. Рядом с ним находится место и для культового вымышленного персонажа – Робина Гуда и его команды лучников.

На фоне этих ярких личностей главный герой не теряется. Он наоборот выглядит очень ярким и приближенным к жизни персонажем. Будучи наследником очень богатого рода, он ведет очень скромный образ жизни. Дело в том, что в юности он поссорился с отцом из-за разности их политических взглядов. Отец разозлился и выгнал пылкого юношу, лишив его наследства.

Так Айвенго стал странствующим рыцарем. Несмотря на ссору с отцом, он продолжал придерживаться своих взглядов. Для юноши главным было благосостояние народа в первую очередь, а не господ и придворных. Он не считал зазорным общаться с простыми людьми. Он подружился со свинопасом Гуртом, евреем Исааком.

Сделав доброе дело, он становится другом для них. Хорошие люди не забывают доброты в свой адрес, и всячески пытаются отплатить тем же. Именно поэтому, когда Айвенго потребовалась помощь, то на выручку ему пришли именно Гурт с Исааком и его дочерью Ребеккой. Таким образом автор показывает, что положительные человеческие качества не зависят от происхождения. Даже обычный крестьянин может оказаться благородным человеком, заботящимся о близких.

Особенно характеризует Айвенго его преданность возлюбленной. Еще в юности он влюбился в воспитанницу отца Леди Ровенну. И даже во время изгнания он не оставлял надежды вернуться к ней. Отчасти именно из-за нее он решил стать прославленным рыцарем, которому есть, что предложить невесте кроме руки и сердца.

Леди Ровенна в свою очередь продолжала ждать своего Айвенго, не проявляя интереса к потенциальным женихам, которых ей присматривал опекун. Девушка с радостью принимала гостей в замке только, чтобы выведать вести о возлюбленном. Поэтому так волнительна встреча возлюбленных на рыцарском турнире. Никем не узнанный Айвенго дарит победный венок Леди Ровенне. А она сама догадывается, что это именно ее возлюбленный.

2 вариант

Данное великолепное произведение было написано гениальным автором по имени Вальтер Скотт. В нем рассказывается о событиях двенадцатого века, где в те времена в Англии правил король Ричард, которому дали прозвище «Львиное Сердце». События данной истории рассказывают о том, как на той территории воевали норманны и саксы, а также велись внутренние войны между землевладельцами и простыми людьми, которым очень непросто жилось в те времена.

В такое непростое время показано возвращение Айвенго, который находился в путешествиях по таким странам, как Италия, Греция и Франция. После того, как его собственный отец выгнал его из дома, потому что их взгляды на строительство будущего государства очень сильно разнились, Айвенго переодевается в бедняка, и тайно пробирается в жилье отца. Там он встречает девушку, которая была воспитана Седриком, к которой он хранил нежные чувства, и с нетерпением ждал встречи с ней. Говоря про образ Айвенго, стоит сказать, что в первую очередь, он старался видеть в людях только хорошее. Также он был сторонником того, чтобы феодальный строй был отменен, так как считал, что все люди в глазах Бога равны.

Главный герой также умеет отлично сражаться, и показывает себя храбрым и умелым воином. На одном из турниров, он выиграл почетный приз, влюбив в себя сотни зрителей, которые с восторгом наблюдали за его грациозными движениями во время рыцарских сражений. В тот момент, когда его сильно ранят, его товарищи не отказываются от него, они заботятся о нем, и стараются вылечить друга. После этого, автор делает лирическое отступление, где сравнивает основу смысла жизни с такими понятиями, как дружба, честь и любовь. Помимо этого, стоит отметить, что данное мировоззрение заложено и в самом герое. Большая роль в данном произведении отведена королю Англии того времени – Ричарду Львиному Сердцу. Одев таинственную маску, он вынес Айвенго из полыхающего замка, тем самым спасая его от неминуемой гибели. Также, он сумел помирить Айвенго и Седрика друг с другом, и благословил героя на брак с Ровеной. Произведение получилось очень реалистичным, интересным и наполненным глубоким философским смыслом.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Айвенго Скотта

Популярные сегодня темы

Афанасий Афанасьевич Фет – образованный и талантливый поэт. Получая образование в университете, поэт, уже создал краткий сборник стихов. В силу того, что в душе Афанасий был, романтик, он писал исключительно о красоте природы

Образ Пьера Безухова и Андрея Болконского помогает не только раскрыть женский идеал А. Толстого в романе «Война и мир», но и передать смысл жизни человека.

Одним из произведений писателя Антона Павловича Чехова является пьеса «Вишневый сад». В литературной критике эта пьеса обсуждается и считается входящей в число классических произведений художественной литературы

Иван Грозный IV до сих пор является самой интересной и противоречивой фигурой в истории России. Он стал первым русским царем, в то время как его предшественники носили титул – великий князь. Иван Грозный был потомком Рюриковичей

Пожалуй, каждый из нас задумывался о том, что необходимо совершать победы над самим собой. Ведь это придает человеку уверенности, укрепляет его силу воли, характер, заставляет его проявлять себя даже в моменты

Образы русских князей в поэме Слово о полку Игореве

Образы древнерусских князей в произведении проработаны достаточно тщательно: молодые и лихие Игорь и Всеволод, умудренный опытом Святослав, который защищает общерусские интересы и.т.д. Можно сказать, что разбитная молодость конкурирует со «старой закалкой» и рождает некий конфликт. Однако невооруженным глазом видно, что автор более тяготеет к точке зрения Святослава.

Игорь представляется отважным в бою. Ему не чужды патриотизм и любовь к своему народу. Чувствуется в князе и целеустремленность – ведь даже дурное предзнаменование в виде затмения не смогло остановить его, заставить пересмотреть свои планы. Что же касается корысти, нельзя сказать, что герой к ней тяготеет – если в нем и есть некая доля тщеславия, то его скорее интересуют военные подвиги, нежели золото.

Но нельзя сказать, что в князе Игоре нет отрицательных черт – он честолюбив, эгоистичен – потому, порой не замечает, что его личные решения могут приносить не только пользу, но и весомый вред государству.

Тем не менее, Игорь – не отрицательный герой. Да, он ошибается в своих действиях главы государства, но имеющиеся в нем положительные качества все же вселяют веру в то, что это неплохой человек со своим уникальным мировоззрением, по своему старающийся привести Киевскую Русь к счастливой жизни.

Что же касается Всеволода, он изображен великим воеводой, основной интерес которого – дружина. В бою ему равных нет – князь с легкостью расправляется с любым противником, источает героизм и бесстрашие. Он чем-то напоминает былинного богатыря. Но, тем не менее, Всеволод также может быть верным товарищем, любящим братом, ему не чуждо ничто человеческое. Хоть война и закалила его тело и душу, он не потерял главного, что должно быть у человека – души, умения любить и ценить близких.

Однако видно, что автору куда ближе князь Святослав – он изображен как рассудительный зрелый мужчина, опытный и справедливый правитель всего государства, который ставит интересы державы выше своих собственных. В отличие от молодого, своевольного Игоря, данный герой умеет различать пользу и вред своих поступков, не лишен способности к анализу, умеет разработать правильные стратегию и тактику.

Стоит отметить, что Святослав защищает интересы государства бескорыстно. Бояре очень уважают его. Вполне вероятно, что автору хотелось бы, чтобы и молодые князья, по прошествии лет, остепенились и стали похожими на этого героя. Опытный князь предлагает всем объединиться в интересах земли Русской – он видит ошибки правления Игоря, но не серчает на него – главное, спасти ситуацию.

Святослав – неплохой дипломат. Его можно назвать умом Руси того времени. Его поступки, как правило, логичны и последовательны. В речах всегда присутствует рациональное зерно. Хотя, нетрудно догадаться, что так происходит ввиду его опытности – ведь возраст также играет большую роль. Молодость, как правило, слепа и немного глупа. И лишь только жизненный опыт способен правильно расставить приоритеты, заставляет многое переосмыслить и понять.

2 вариант

Образы русских князей в произведении «Слово о Полку Игореве» описаны очень точно и осмысленно. По произведению можно сказать что, конкуренция молодых князей и князей со строй закалкой приводит к конфликту. Но заметно, что сам автор сильнее приближен к точке зрения князя Святослава.

Князь Игорь описал автором как патриот, он очень любит свой народ. В бою он выглядит очень отважно. В нем была такая целеустремленность, которой многие могли только позавидовать. Его ни что не могло остановить на пути к достижению желаемого. Даже затмение и дурным предзнаменованием не удержало князя идти вперед. Этого героя скорее всего интересовали не золото, а подвиги, которые он совершал. Его очень тяжело назвать корыстным, скорее он был тщеславным в плане славы, нежели золота.

В Игоре так же присутствуют и отрицательные черты, такие как эгоизм и честолюбие. Он не замечает, что его личные решения могут нанести огромный вред государству. Но нельзя назвать этого персонажа отрицательным героем. Его ошибки и неправильные действия не говорят о том что он плохой человек. По своему он старался, чтобы привести Киевскую Русь к лучшей жизни.

Великий воевода Всеволод. Единственное что интересовало этого человека это его дружина. Он был бесстрашным, в бой он шел с легкостью, ему не находилось равных. Он мог справиться практически с любым соперником. Несмотря на то что он походил больше на старинного русского богатыря, он оставался верным другом и хорошим братом. Несмотря на то, что он пережил многое, но войне, он остался душевным, искренним человеком. Всеволод очень ценил своих близких и умел любить.

Святослав-герой который был очень близок самому автору. Он изобразил его как зрелого, справедливого и опытного мужчину. Святослав был правителем государства, и интересы своей страны он ставил выше своих собственных интересов. В отличие от других он умел расценивать правильно свои поступки. Он понимал какие решения, и действия могут принести пользу, а какие нет. Святослав хорошо умел анализировать и всегда точно разрабатывал стратегии.

Святослава считали умом Руси. Каждый его поступок отличался последовательностью. Все эти качества он обрел благодаря своему опыту и зрелому возрасту. В отличие от более молодых и неопытных, он всегда точно знал что будет лучше и какие решения будут правильны для блага государства. Благодаря своему жизненному опыту он умело расставлял все на свои места.

Также читают:

Картинка к сочинению Образы русских князей в поэме Слово о полку Игореве

Популярные сегодня темы

Произведение «Илиада» до сих пор вызывает споры историков. Одни утверждают, что она описывает реальные события, другие считают, что это художественный вымысел. Автор тоже вызывает сомнения

Любые поступки, совершаемые человеком, условно можно разделить на две категории, к которым они могут принадлежать. Это категория Хочу и категория Надо.

Настолько простая и милая картина! Она похожа даже просто на упражнение в художественной школе, но настолько симпатично всё. Плюс – очень натурально. Так и кажется, что эти одуванчики настоящие, а ещё кувшин…

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была подарена всемирному искусству В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету все известной народной истории «Иван-царевич и Серый Волк». Рассматривая её, тотчас вспоминается детство, как ты сидишь перед телевизором

Два друга: внук тринадцати лет и дед семидесяти трех, что же может связывать их дружбу? Оба больше всего любили смотреть кино. Не просто по телевизору, а именно в кинотеатре

Образы русских князей в «Слове о полку Игореве»

Образы древнерусских князей в произведении проработаны достаточно тщательно: молодые и лихие Игорь и Всеволод, умудренный опытом Святослав, который защищает общерусские интересы и.т.д. Можно сказать, что разбитная молодость конкурирует со «старой закалкой» и рождает некий конфликт. Однако невооруженным глазом видно, что автор более тяготеет к точке зрения Святослава.

Игорь представляется отважным в бою. Ему не чужды патриотизм и любовь к своему народу. Чувствуется в князе и целеустремленность – ведь даже дурное предзнаменование в виде затмения не смогло остановить его, заставить пересмотреть свои планы. Что же касается корысти, нельзя сказать, что герой к ней тяготеет – если в нем и есть некая доля тщеславия, то его скорее интересуют военные подвиги, нежели золото.

Но нельзя сказать, что в князе Игоре нет отрицательных черт – он честолюбив, эгоистичен – потому, порой не замечает, что его личные решения могут приносить не только пользу, но и весомый вред государству.

Тем не менее, Игорь – не отрицательный герой. Да, он ошибается в своих действиях главы государства, но имеющиеся в нем положительные качества все же вселяют веру в то, что это неплохой человек со своим уникальным мировоззрением, по своему старающийся привести Киевскую Русь к счастливой жизни.

Что же касается Всеволода, он изображен великим воеводой, основной интерес которого – дружина. В бою ему равных нет – князь с легкостью расправляется с любым противником, источает героизм и бесстрашие. Он чем-то напоминает былинного богатыря. Но, тем не менее, Всеволод также может быть верным товарищем, любящим братом, ему не чуждо ничто человеческое. Хоть война и закалила его тело и душу, он не потерял главного, что должно быть у человека – души, умения любить и ценить близких.

Однако видно, что автору куда ближе князь Святослав — он изображен как рассудительный зрелый мужчина, опытный и справедливый правитель всего государства, который ставит интересы державы выше своих собственных. В отличие от молодого, своевольного Игоря, данный герой умеет различать пользу и вред своих поступков, не лишен способности к анализу, умеет разработать правильные стратегию и тактику.

Стоит отметить, что Святослав защищает интересы государства бескорыстно. Бояре очень уважают его. Вполне вероятно, что автору хотелось бы, чтобы и молодые князья, по прошествии лет, остепенились и стали похожими на этого героя. Опытный князь предлагает всем объединиться в интересах земли Русской – он видит ошибки правления Игоря, но не серчает на него – главное, спасти ситуацию.

Святослав – неплохой дипломат. Его можно назвать умом Руси того времени. Его поступки, как правило, логичны и последовательны. В речах всегда присутствует рациональное зерно. Хотя, нетрудно догадаться, что так происходит ввиду его опытности – ведь возраст также играет большую роль. Молодость, как правило, слепа и немного глупа. И лишь только жизненный опыт способен правильно расставить приоритеты, заставляет многое переосмыслить и понять.

Образы князей в поэме «Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» — произведение, являющееся историческим памятником древней литературы: несмотря на небольшой объем, поэма вмещает в себя описание подвига Игорева войска, пейзажную картину древней Руси и образы князей, правивших в 12 веке.

В своем произведении автор избегает описания внешности и характера персонажей, но при этом мы четко представляем себе их образы, и поступки князей для нас понятны. Одним из главных персонажей в «Слове» является Игорь, которому автор явно симпатизирует. Князь Новгород-Северский предстает перед нами в роли доблестного воина, способного пожертвовать многим ради защиты своей Родины. Игоря не останавливает даже солнечное затмение, которое на Руси считалось дурной приметой, предвещающей беду или смерть. Но, кроме положительных черт персонажа, автор также уделяет внимание и тем характеристикам Игоря, которые привели князя к поражению. Главный герой самолюбив и тщеславен, он не считает нужным просить помощи у других князей, и идет на половцев лишь со своим братом Всеволодом, потому что не хочет делить славу и награбленные богатства с другими. Но силы двух молодых князей оказывается мало, и они проигрывают ночной бой с половцами, теряя почти всю свою армию. Образ Игоря производит на нас двоякое впечатление: мы восхищаемся им во время сражения, при этом осуждая его эгоистичное поведение, проявляющиеся в определенных эпизодах на протяжении всей поэмы.

Автор также наделяет и брата Игоря, Всеволода, героическими чертами. Мужество и доблесть князя буй-тур Всеволода не может не удивить читателя: во время сражения он, как истинный богатырь, пускает стрелы в своих врагов — защищает Родину, забывая о своих ранах и страхах. Можно сказать, что автор, изображая поведение Всеволода в бою, явно прибегает к приему гиперболизации, часто используемому в фольклорных произведениях. Наделяя князя богатырскими качествами, автор на контрасте подчеркивает его эгоизм и самолюбие, свойственные брату.

Но в поэме «Слово о полку Игореве» все же есть один персонаж, являющийся идеальным, по мнению автора, – князь Киевский, Святослав. Создатель «Слова» изображает его главою целого государства. Именно Святослав объединяет всю Русь и заботится о ее интересах: его сильно печалит поведение Игоря и Всеволода, поэтому Святослав созывает князей с просьбой о помощи оказавшимся в беде братьям. Его «золотое слово, со слезами смешанное» является важным фрагментом всей поэмы, потому что именно оно выражает идею автора об объединении русских князей.

Оставить комментарий Отменить ответ

Сочинение: Образы князей в «Слове и полку Игореве»

(452 слова) Когда-то В.Г. Белинский написал, что «Слово…» – это «прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». С этим высказыванием согласятся многие литературоведы, критики и даже современный читатель. Произведение не только выделяется своим жанровым своеобразием, ярким образом автора, но и сложной системой героев, которая не позволяет читателю однобоко взглянуть на персонажей повести, особенно в отношении изображения князей.

Безусловно, главным героем поэмы является Игорь, великий князь Новгород-Северских земель. Его фигура – центральная. С его помощью завязывается основной сюжет «Слова…», который развивается параллельно с трансформацией образа протагониста. В начале произведения автор изображает князя не с самой положительной стороны. Его поспешность, самонадеянность и намеренная слепота к природным знакам, которые в те времена являлись важной составляющей жизни русского народа, обличаются и порицаются писателем. Из исторического контекста читателю становится известно, что враги, которых хочет победить Игорь, уже были недавно побиты войсками Святослава. Но, ввиду своего желания обрести славу и всеобщее уважение, Игорь не прислушивается к знакам судьбы, не оценивает здраво свои силы и возможности, обрекая русских воинов на верную гибель. Главная цель героя – «копье преломить в конце поля половецкого». После поражения в битве с половцами, автор не «карает» князя в тексте, наоборот – он сожалеет и сочувствует потерям русского войска. Он облачает главного героя в «ясного сокола», что помогает бежать из плена. Сам автор ликует, радуется возвращению князя на родину.

Особое внимание автор также обращает на изображение помощников князя. Всеволода, брата Игоря, он изображает отважным и сильным воином. Сравнивая его с «буй туром», другими словами, ярым быком, писатель демонстрирует храбрость воина, его твердое намерение одолеть врага на благо Руси. Изображение героя параллельно сопровождается анализом его внутреннего состояния. Герой с нежным чувством вспоминает свою семью, любимую жену, родной дом. Но автор не может скрыть и отрицательных качеств князя. В битве герой забывает об общерусских интересах, ставя бой и свою страсть к сражениям превыше всего. Он, как и Игорь, пошел в поход безо всяких сомнений.

Идеалом автора является князь Святослав. Его «золотое слово» приходится идейным центром поэмы. Он говорит о необходимости объединения русских земель и прекращения междуусобиц, что совпадает с мыслями писателя. Святослав – герой-резонёр. Он не только отражает мнение автора относительно опасного положения русских земель, но и является мудрым героем, полным решимости помочь своим вассалам, не порицая их за поражение, а лишь сочувствуя и сострадая потерям.

К системе образов князей также относятся половецкие воины – Гзак и Кончак. Они изображаются отважными воинами, способными постоять за свои земли «с ордой своею дикой», «с криками и с воем». Автор, как истинный патриот, относится к ним с вражеским настроением. Но при этом он не принижает достоинства их войска и храбрость, с которой они одержали победу.

Необходимо добавить, что образы князей описаны многогранно и колоритно. Сложная система раскрытия персонажей позволила изобразить русские и вражеские войска с обеих сторон, что помогает читателю лучше проникнуться содержанием повести.

Автор: Полина Борискина

Образы русских князей в “Слове о полку Игореве”

Идеал автора – князь мужественный и

Сильный, способный побеждать врагов

И оборонять Русскую землю.

“Слово о полку Игореве”, несмотря на небольшой объем, – произведение густонаселенное. Древнерусские князья, их доблестные ратники, женщины, среди которых незабываемая Ярославна, старики, дети – с одной стороны, а с другой – половецкие воины, хан Кончак, осторожный Гза и другие. И все это – живая Киевская Русь, которая трудится, воюет, страдает, скорбит, радуется, размышляет о жизни, славит героев.

переднем плане поэмы, как на живописном полотне, три русских князя, к мыслям и поступкам которых неотрывно приковано внимание читателя. Это молодые Игорь и Всеволод и старый, мудрый Святослав, князь Киевский. Противопоставление неопытных, горячих братьев и Святослава, защитника общерусских интересов, взгляды которого разделяет автор, и составляет идейный центр произведения.

Герои “Слова” изображены своеобразно, непривычно для нас: не показан их внешний облик, не рассказана история их жизни, но это не мешает нам представить себе древнерусских витязей, понять причины их поступков. Вот перед нами

Игорь – удельный князь Новгород-Северский. Это храбрый воин, патриот русской земли. Он “стянул ум крепостью своею и. .. исполнившись ратного долга, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую”. Его не останавливает даже дурное предзнаменование – солнечное затмение.

Коротко и убедительно объясняет он своей дружине цель похода -“копье преломить в конце поля половецкого”, то есть окончательно разбить кочевников. Не богатства, добываемые в боях, интересуют его, а военная слава. После разгрома половцев в первом бою он берет себе лишь воинские знаки побежденных врагов: “красный стяг, белую хоругвь, красный бунчук, серебряное древко”. Однако автор не скрывает и отрицательных черт Игоря: он честолюбив, тщеславен и эгоистичен, не считается с общерусскими интересами и наносит вред общему делу.

Это типичный русский князь конца XII века. Мы не можем не восхищаться Игорем, когда видим его в бою, когда он отказывается от примирения с врагом и, рискуя жизнью, бежит из плена. Но мы осуждаем его поведение, навлекшее новые беды на Русскую землю.

Брат Игоря, князь Всеволод, наделен в произведении героическими чертами. Главная его забота и гордость – дружина. “Буй тур Всеволод” воспитал ее любовно и требовательно и считает готовой к решительным боям. Битва – его стихия. В пылу боя он забывает обо всем: о почестях, богатом отчем доме, о милой жене Глебовне.

Всеволод сражается героически и неутомимо; как былинный богатырь, врезается он в гущу врагов: В то же время это нежный, любящий брат, верный товарищ. Однако, любуясь Всеволодом, автор не может не осуждать и его за эгоизм и честолюбие, неумение подняться до понимания общерусских интересов.

Только Святослав, князь Киевский, по мнению создателя “Слова”, идеальный герой. Он изображен как глава всего Киевского государства, заботящийся о его интересах. Его очень печалит своеволие Игоря и Всеволода.

Чтобы обсудить создавшееся после поражения молодых князей положение, он созывает бояр и держит с ними совет.

Бояре уважают Святослава и доверяют ему. Автор мечтает, чтобы так относились к князю Киевскому все русские князья, чтобы подчинялись они мудрому, опытному, всезнающему человеку, для которого превыше всего интересы Русской земли. Святослав – человек большого государственного ума, умеет проанализировать причины поражения Игоря и призывает князей объединиться, чтобы защитить Отечество.

Его “золотое слово, со слезами смешанное”, – выражение мудрости и прозорливости выдающегося государственного деятеля.

Князь Святослав превосходит других русских князей и как талантливый военачальник. Недаром славу ему поют и за рубежами Руси.

Автор видит в Святославе ту реальную силу, которая сможет одолеть врага.

По мнению создателя “Слова”, Святослав – идеальный князь, бескорыстный защитник общерусских интересов. Вот почему в его “золотое слово” автор вложил собственные мысли, призывая русских князей преодолеть междоусобицы, проявить настоящую государственную мудрость.

Сочинение: Русские князья в «Слове о полку Игореве»

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 02.08.2020 · Обновлено 02.08.2020

(580 слов) Произведение из древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве», рассказывает о неудавшемся походе Новгород-Северского князя Игоря на половцев. Войско князя было разбито, сам он попал в плен. Автор осуждает самонадеянность Игоря и приводит в пример другого князя, Святослава, чтобы показать, какими должны быть русские правители. Все их образы достойны внимания.

В те времена Русь распалась на несколько княжеств, и далеко не все русские земли подчинялись киевскому князю. Большинство русских правителей заботилось только о собственных интересах, из-за чего значительно ослабла обороноспособность страны. Но всех русских людей по-прежнему объединяли единый язык, единая религия и память о славном прошлом.

Феодальной раздробленностью на Руси воспользовались степные кочевники, половцы. Они угоняли людей в рабство, забирали имущество и скот, жгли города и сёла. Поэтому глава небольшого Новгород-Северского княжества Игорь вместе со своими сыновьями и братом, князем Курским и Трубчевским Всеволодом, отважился бросить вызов многочисленной половецкой орде. Он выступил в поход, чтобы вновь присоединить к русским землям город Тмутаракань, когда-то принадлежавший Черниговскому княжеству и находившемуся на месте нынешней Тамани.

Неизвестный нам автор «Слова» вспоминает о том, что совсем недавно киевский князь Святослав во главе объединённых сил из разных русских княжеств победил половцев. Святослав − мудрый политик и искусный полководец. В своём «золотом слове» он упрекает Игоря и Всеволода за самонадеянность, за то, что они ослушались его и пошли воевать с небольшими силами. Устами Святослава автор обращается к правителям самых больших и сильных русских княжеств, напоминает им об их могуществе и призывает, забыв взаимные обиды и распри, объединиться для борьбы с общим врагом.

Поэт возносит хвалу Галицкому князю Ярославу Осмомыслу, который высоко сидит на своём престоле, подперев Карпатские горы, «закрыв ворота королю». Имеется в виду венгерский король, венгры, так же как и половцы, были кочевниками и часто тревожили русскую землю. В «Слове» говорится и о главе Владимиро-Суздальского княжества, Всеволоде Большое Гнездо, самом могущественном князе на Руси, с которым считались не только русские князья, но и иноземные монархи. Поэт с восхищением говорит, что войско Всеволода настолько велико, что «его воины могут Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать».

Автор осуждает самого князя Игоря за его самоуверенность и тщеславие, которые привели его к беде, но отдаёт должное его настойчивости, храбрости и самоотверженности. Игорь бежит из плена, а не предлагает за себя выкуп, уплата которого легла бы тяжёлым бременем на его землю, и, прежде всего, на простой народ. Брат Игоря Всеволод ─ также отважный и умелый воин. В пылу сражения он забывает о себе ради победы, ради общего дела. Недаром автор наград ил его прозвищем «буй Тур». Тур ─ дикий бык. Интересен и образ жены Игоря, Ярославны. Её плач ─ один из самых ярких и поэтичных эпизодов в произведении. Она просит природу, солнце, ветер, Днепр вернуть ей мужа. И готова сама обернуться птицей и лететь за любимым хоть на край света. Словно вняв её мольбам, на море начинается буря, которая помогает Игорю освободиться.

Несмотря на поражение и пленение Игоря, автор поёт хвалебную песнь о его возвращении в Киев. А в призыве к единству и борьбе с половцами он вложил всю свою любовь к родине, веру в то, что она достойна своего великого прошлого и лучшего будущего.

«Слово о полку Игореве» ─ литературное произведение. Но автор широко использует устную речь, былинные мотивы, дохристианские, языческие образы. Тем самым подчёркивается преемственность современной автору Руси с прежде единой Киевской Русью. В строках «Слова» звучит его надежда на то, что русские земли снова станут одним целым, и никакой враг им не будет страшен. «Слово» стало заметным явлением не только в древнерусской литературе, но и литературе XIX и XX веков. Поэты и писатели не только переводили произведение, но и использовали в своём творчестве.

Образы князей в «Слове о полку Игореве»

сочинение по литературе 9 класса

«Слово о полку Игореве» — это не только повествование о походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. В первую очередь, это история судьбы всего русского народа в 12 веке.

Всё произведение, от первого до последнего слова, проникнуто одной общей идеей – идеей единства Русской земли. Постоянные атаки внешних врагов, плач Ярославны, поражение дружины князя Игоря и его дальнейшее раскаяние, тревожные думы Святослава Киевского – всё это изображается автором для того, чтобы убедить княжества в необходимости объединения их сил. Но это решение зависело целиком от воли русских князей, а многие из них заботились только о личном благополучии.

Роль князя Игоря и Всеволода в «Слове о полку Игореве»

Сцена из оперы «Князь Игорь». Красноярский театр оперы и балета

Большое место в «Слове о полку Игореве» отводится освещению поступков главных участников похода – князя Игоря и его брата Всеволода.

Князь Игорь Святославич отличается своим мужеством и отвагой. Он храбрый воин, который с готовностью отправился защищать родную землю. Ради блага Руси Игорь готов на любые жертвы и лишения. Перед началом похода князь вдохновляет торжественной речью свою дружину, призывая их сложить головы за свободу Русской земли. Даже ужасное предзнаменование не в силах поколебать решимость князя Игоря постоять за свою Родину. Не обращая внимания на солнечное затмение, он всё-таки выступает в поход, а за ним следуют его преданные воины.

Таким же доблестным князем представляется в «Слове о полку Игореве» и младший брат Игоря Всеволод. Автор описывает его, как яростного и храброго воина, который, не задумываясь, кидается в атаку. Неслучайно он получил прозвище «бой-тура», ведь тур – это древний дикий бык, отличающийся своей немыслимой силой и выносливостью.

Всеволод всегда рвался в бой первым, увлекая следом за собой своё войско. Его воины гордились своим предводителем, и никогда не падали духом, беря пример с отважного князя.

Однако автор не только восхищается мужеством Всеволода, он также обращает внимание и на его негативные стороны. Он упрекает молодого князя в том, что тот в пылу битвы позабыл о близких и своей Родине. Увлечённый сражением Всеволод не смог реально оценить силы противника, поэтому обрёк большую часть своего войска на гибель.

Отношение автора к русским князьям

У автора «Слова о полку Игореве» двойственное отношение к русским князьям. С одной стороны он симпатизирует им, а с другой – осуждает.

Автор осуждает Игоря и Всеволода за их стремление к личной славе. Он говорит, что нельзя ставить свои потребности, выше нужд Русской земли. Именно поэтому Игорь, сбежав из плена, сразу направляется в Киев. Он осознал свою вину, и хочет исправить содеянное, попросив помощи у великого князя Святослава.

Но в то же время автор сочувствует потерпевшему поражение войску. Он скорбит вместе с природой, Ярославной и другими русскими женщинами о невосполнимой для русской земли утрате.

Идеал правителя

Автор «Слова о полку Игореве» воплотил свой идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли в князе Святославе Киевском. Его образ раскрывается в тревожном сне и золотом слове. Он скорбит о безрассудных князьях, не захотевших помочь ему в объединении Руси.

Святослав – настоящий защитник своей Родины, хранитель её чести и славы. Но таким он представляется именно в «Слове», а в действительности его образ во многом не соответствует герою древнерусской повести. Согласно неопровержимым фактам, Святослав Всеволодович не оказал особого влияния на политическую жизнь Руси. Он владел только одним Киевом, и часто его власти не хватало даже для управления этим городом-государством.

Но автор осознанно преувеличил достоинства каждого из князей, потому что только они, по его мнению, могли спасти Русскую землю от надвигающейся беды. Именно поэтому князья изображены, как русские богатыри, настоящие патриоты, сильные и мужественные воины. Они готовы сложить голову ради свободы и независимости своей Родины, и их бесстрашие служит примером для многих поколений.

Битва с половцами. Иллюстрация В. Фаворского

«Слово о полку Игореве» — один из самых значительных памятников литературы Киевской Руси. Уже более двух столетий оно не перестаёт будоражить умы литературоведов и историков. Несмотря на многочисленные исследования, это произведение до сих пор остаётся одним из самых непонятных в мировой литературе.

Интересной его особенностью является то, что автор намеренно избегает описания внешности и характеров своих героев. Тем не менее, это не является помехой для понимания образов русских князей.

Прославление русских князей

Автор «Слова о полку Игореве» прославляет воинскую доблесть правителей русских княжеств. Для их прославления служат образы-символы: солнце, свет, ветер, сокол, орёл, соловей. В «Слове» отмечаются заслуги многих князей, и даже, несмотря на осуждение поступка князя Игоря, автор отмечает, что земле будет тяжело без него, как телу без головы.

Князь Игорь

Новгород-северский князь Игорь Святославич предстаёт в «Слове о полку Игореве» в роли доблестного воина, способного всем пожертвовать ради защиты своей Родины. Его даже не остановило солнечное затмение, являющееся на Руси дурным предзнаменованием, предвещающим верную погибель.

Однако кроме положительных качеств, автор упоминает и те черты, которые привели князя Игоря к совершению необдуманного поступка. Главный герой оказывается самолюбивым и тщеславным. Желая прославиться, он не стал просить помощи у соседних княжеств, и отправился в опасный поход против половцев только в сопровождении своего младшего брата.

Силы и опыта одного молодого князя оказывается недостаточно. Игорь проигрывает решающий бой, и теряет большую часть своего войска из-за собственной недальновидности.

Учитывая всё вышесказанное, образ Игоря оказывает двоякое впечатление. Им невозможно не восхищаться во время сражения с половцами, но в то же время его нельзя не осудить за безрассудное поведение, повлекшее за собой сотни смертей.

Князь Всеволод

Князь Всеволод также наделён героическими чертами, он изображён сильным и отважным воином. Во время битвы он ведёт себя, как настоящий богатырь. Не обращая внимания на боль и страхи, младший брат Игоря яростно сражается за свободу Русской земли.

Сравнивая Всеволода с диким быком, автор показывает его безграничную храбрость и твердое намерение одержать победу над своим врагом. Однако в сражении молодой князь забыл об интересах своей Родины. Будучи одержимым страстью битвы, он не смог реально оценить окружающую его обстановку, и тем самым погубил большую часть своего войска.

Князь Святослав

Воплощением мудрости и величия выступает в «Слове о полку Игореве» киевский князь Святослав Всеволодович. Его образ несколько идеализирован. Автор видит его во главе всех русских княжеств, поэтому превозносит качества правителя всей Руси.

Именно Святослав призывает князей забыть былые распри и обиды, и объединиться, для того чтобы вместе встать на защиту родной земли от общего врага. Из страшного сна он узнает о несчастье, постигшем северских князей. Его сильно огорчает поведение Игоря и Всеволода, поэтому Святослав созывает правителей остальных княжеств и просит их помочь оказавшимся в беде братьям.

Его золотое слово – очень важный эпизод «Слова о полку Игореве», потому что именно в нём выражена основная авторская идея о единении Русской земли.

Другие князья в «Слове о полку Игореве»

В «Слове о полку Игореве» автор упоминает и других русских князей. К примеру, он рассказывает о великом галицком князе Ярославе Осмомысле, который не даёт напасть на Русь венгерскому королю. Его могущество простирается далеко за пределы его владений, и даже Киев зависит от воли галицкого князя, и старается ему всячески угодить.

Также в «Слове» вспоминается князь Роман Мстиславович Волынский, прославившийся своим мужеством и отвагой. Автор призывает его прийти на помощь Русской земле и оградить её от посягательств внешних врагов.

В этом призыве к сражению заключается искренняя забота о будущем великой Руси. Путь к успеху будет нелёгким, но он обязательно окончится победой. Именно поэтому всем русским князьям необходимо объединиться, собрать общее войско, вдохновить своих воинов на подвиги, и отправиться в новый поход, который навсегда положит конец нападкам половцев.

Отношение автора

Все княжеские образы «Слова о полку Игореве» подчинены главной авторской идее — необходимости объединения Русских земель. Летописец с большим уважением относится к личным качествам русских князей, как воинов: доблести, мужеству, храбрости. При этом он справедливо упрекает своих героев в том, что их жажда личной славы приводит к эгоизму, а в конечном счете, к бесконечным раздорам.

Князья в «Слове» — трагические порождения своей эпохи. Они по-своему любят свою родную землю, но честолюбие в их душах одерживает верх над трезвым расчетом. Роковая феодальная формула «Мы собе, а ты — собе» оборачивается для всей Руси бесконечными бедами и страданиями.

Игорь

Князь Игорь — центральный герой «Слова». В начале повествования он выглядит настоящим защитником Русской земли против половцев. Игорь мужественно обращается к дружине: «Луцу жъ бы потяту быти [зарубленным в битве], неже полонену быти». Смелый князь прав: бесконечные половецкие набеги можно было прекратить лишь мощным ответным ударом.

Страстному желанию Игоря одержать над врагом победу не могут помешать даже грозные предзнаменования. Игнорируя явные зловещие приметы, честолюбивый князь, с точки зрения автора, уже совершает большую ошибку.

Победа над передовым отрядом половцев совсем вскружила голову Игорю. Захватив вражеские боевые знаки («стягъ», «хорюговь», «чолка», «сребрено стружие»), он уже не сомневается в своей окончательной победе.

Накануне решающей битвы предзнаменования становятся еще более грозными, но князь рвется в бой. Слепое безрассудство Игоря приводит к его унизительному поражению и пленению половцами. Он сам виноват в том, что пересел «изъ сҍдла злата, а въ сҍдло кощиево [рабское]». Через Святослава Киевского автор обвиняет Игоря с братом Всеволодом в забвении общерусских интересов ради собственной славы. Поход был изначально обречен на поражение, потому что многочисленному половецкому войску могли противостоять только объединенные русские дружины.

Несмотря на весь вред, который повлек за собой неудачный поход, автор испытывает искреннее сочувствие к Игорю. Князь совершил большую ошибку, но продолжает оставаться одним из главных защитников Руси. Именно поэтому бегству Игоря из плена помогает бог и вся природа. Вернувшегося из плена князя автор сравнивает со светящимся на небе солнцем, при виде которого ликует вся Русская земля: «страны ради, гради весели».

Всеволод

Князь Всеволод дополняет образ своего брата. Он с радостью соглашается принять участие в походе, не заручившись поддержкой остальных русских князей. Главным для Всеволода является также принадлежность к одному роду: «Одинъ братъ… ты, Игорю! оба есвҍ Святъславличя!».

Очень характерной чертой Всеволода является его упоение битвой, затмевающее перед князем все на свете. «Яръ туре Всеволодҍ» в пылу сражения забывает не только о ранах, но даже о феодальных обязанностях, своем княжестве и любимой жене. Такое безрассудное поведение может быть характерно для рядового воина, но никак не для князя.

Всеволоду приходится разделить участь брата. Оба храбрых Святославича слишком поздно понимают, что для победы над сильным врагом нужно прежде всего забыть о личных амбициях и покончить с внутренними разногласиями между русскими князьями.

Зачинатели междоусобиц

Автор с осуждением отзывается о виновниках феодальной раздробленности. Одним из них он считает родоначальника Ольговичей — Олега Святославича, который «мечемъ крамолу коваше и стрҍлы по земли сҍяше». Имеется в виду печально известная битва на Нежатиной Ниве между потомками Ярослава Мудрого. В ней принимали активное участие наемные половецкие отряды. Называя Олега иронически Гориславичем, автор с горечью отмечает, что в те времена произошло небывалое запустение русских земель: «рҍтко ратаевҍ кикухать» (редко пахари погоняли лошадей).

К зачинателям усобиц, по мнению автора, относится и родоначальник полоцких князей — Всеслав. Добыв киевское княжение силой, этот князь навлек на себя божественную кару и был вынужден всю жизнь «влъкомъ рыскаше».

«Золотое слово»

В горькой речи умудренного жизненным опытом Святослава Киевского автор выражает свою главную мысль. «Золотое слово» Святослава содержит справедливое обвинение Игорю и Всеволоду в том, что они проступили вопреки его воле. Святослав прославился победами над половцами, но сейчас лишен необходимой поддержки: «Княже ми непособие» (князья мне не помогают). Отсутствие единства на Русской земле уже привело к первым гибельным последствиям: поражению Игоря и нападению половцев на Переяславль Русский.

Остальные князья

Ко всем удельным князьям автор обращается со страстным призывом постоять за Русь. В этих образах намеренно преувеличены могущество и слава. Всеволод Юрьевич может веслами расплескать Волгу; дружина Рюрика и Давида Ростиславичей «рыкаютъ акы тури»; Ярослав Владимирович Галицкий подпирает венгерские горы и т. д.

Вся эта сила и мощь ничего не будут стоить, пока на Руси продолжаются кровавые междоусобицы. Крамолы лишают нынешних могучих князей славы предков («выскочисте изъ дҍдней славҍ») и помогают половцам безнаказанно грабить и разорять русские земли.

Сочинение Князь Игорь в поэме Слово о полку Игореве (Образ и характеристика)

В данном произведении, которая представлена в виде летописи, присутствует неувядающая сквозь года актуальность того, что патриотизм занимает в жизни человека одну из самых значимых ролей, и то, как он относится к родной земле, говорит и об остальных качествах личности. Писатель показывает эпоху предыдущих поколений, в которой сосредоточено огромное количество персонажей, которые становятся готовыми отдать свои жизни во блага отечества. Все они по-своему уникальны, и индивидуализация рассказывает как о положительных, так и отрицательных сторонах их жизни.

Главным персонажем в данной эпичной летописи считается князь по имени Игорь. Он управляет большим городом под названием Новгород и является достойным представителем своего семейства. У него есть семья в лице жены Ярославны, которая его любит и ждет. Ей было отведено отдельное место в произведении, а ее роль в нем колоссальна.

Описание князя позволяет читателю представить себе конкретный образ. Он был изображен как молодой тридцатилетний мужчина, который был полон сил. Помимо этого, он искусно владел оружием, умел превосходно сражаться, и слыл храбрым и могучим лидером. Когда Игорь был тяжело ранен, он не отступил с поля боя, а продолжал подбадривать своих воинов мотивирующей речью. Однако помимо плеяды положительных черт, автор демонстрирует и отрицательные – такие, как горячий пыл мужчины, который и толкает его на «безрассудный поход» на половецкие силы. Однако, среди читательской среды, этот поступок трактуется крайне неоднозначно. С одной стороны, он представлялся защитником Отечества и защищал свой край от врага. Но с другой, он подверг риску и даже гибели многим бравым и честным воинам, которые были в любой миг отдать свои жизни за эту идею.

Когда же войско возвращается домой, народные массы встречают их крайне весело и со всеми почестями. Это очередной раз показывает, как военное время сплачивает людей, и то, что русский народ является патриотичным и искренним. Автор попытался передать эти чувства и настроения в большом объеме для того, чтобы читатель погрузился в ту эпоху, для которой подобные явления считались привычными, а проявление подобных качеств, как у Игоря, делали их народными любимцами. Отвага главного персонажа создавала патриотический настрой не только у воинов, которые были рядом с ним, но также и у простого народа, который верил в силы благодаря столь храброму князю, воину и человеку.

Характеристика 2

«Слово о полку Игореве» рассказывает нам о походе русских князей на половцев в тысяча сто восемьдесят пятом году, закончившимся неудачно. Автор данного произведения неизвестен, до сих пор учеными ведутся споры по поводу авторства. Большинство историков склоняется к тому, что человек, описавший события сражения, был ее участником. Оригинал произведения был найден и переведен на русский язык Мусиным-Пушкиным, а в тысяча восемьсот двенадцатом году сгорел во время пожара в Москве. Главный герой поэмы – новгород-северский князь Игорь, в котором сочетаются как положительные, так и отрицательные качества.

Во-первых, князь Игорь совершил неразумный поступок, отправившись в поход, чтобы быть не хуже другого князя. Несмотря на то, что все, вплоть до затмения, указывало не неудачный исход событий, Игорь не отказался от своего решения идти в бой. Победив половцев, князь устроил шумный праздник, из-за которого большая часть его войска погибла, а он сам оказался в плену у половцев. Импульсивный характер князя и жажда славы чуть не лишили Игоря жизни.

Во-вторых, автором произведения князь Игорь описывается как бесстрашный и умелый воин. Он сражался наравне со своим войском, поддерживал его во время битвы. Оказавшись в плену, Игорь переживал из-за последствий своего необдуманного поступка и волновался о судьбе Русского Государства. Он искренне любит свое Отечество и хотел освобождения Руси от половецких войск. Благодаря хорошо продуманному плану, князь сумел возвратиться домой. Несмотря на неудачную битву и разгромленное войско, Игоря соотечественники встречают как героя, что говорит о его положительной репутации среди населения.

Таким образом, личность князя в произведении «Слово о полку Игореве» показывается нам с разных сторон. Несколько раз Игорь подвергал опасности свою жизнь и всего войска из-за жажды награды и славы среди князей. Он потерял войско и оказался в плену из-за своего эгоизма. При этом Игорь был истинным патриотом, волновавшимся за судьбу своей Родины, и готовым защищать ее любой ценой. Кроме того, князь пользовался уважением у войска, являясь отважным и умелым воином. Я считаю Игоря достойным представителем русского княжества того времени, так как несмотря на наличие отрицательных качеств, благодаря своей отваге и решимости, он заслужил любовь своего народа.

Князь Игорь в поэме Слово о полку Игореве

Популярные сочинения

В одном из поздних высказываний Фет говорил про то, как он не представляет возможным писать о чем-то другом помимо красоты или любви. Если говорить о красоте, то чаще всего Фет

Композиционная структура произведения отличается уникальностью, поскольку впервые используется в русской литературе.

На картине изображен мальчик. Перед ним, на столе, расположен разлинованный лист бумаги и письменные принадлежности. Подход серьезный. Но пока ни одной строчки не написано

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: