Слонимский: сочинение

Хронологический список сочинений С. Слонимского

СОЧИНЕНИЙ С. СЛОНИМСКОГО

1954 Песенка о будильнике. Для голоса и фортепиано.

1956 Баллада. Для арфы.

1956 Две пьесы. Для альта и фортепиано.

1957 Бурлеска. Для гобоя и фортепиано.

1957 Карнавальная увертюра. Для симфонического оркестра.

1957 Пасмурный вечер. Для фортепиано.

1957 Гопак. Для фортепиано.

1957 Юмористические картинки. Сюита для малого симфонического оркестра.

1958 Симфония № 1.

1958 Концертная сюита. Для скрипки с оркестром.

1958 Четыре русские народные песни. Для оркестра народных инструментов.

1958 Весна пришла! Вокальная сюита для среднего голоса и фортепиано.

1959 Сюита. Для альта и фортепиано.

1959 Песни вольницы. Вокальный цикл для меццо-сопрано,

1959 Центр нападения умрет на заре. Музыка к спектаклю.

1960 Марш гидростроителей. Для тенора, баритона и фортепиано.

1960 Соната. Для скрипки соло.

1961 Пастораль и токката. Для органа.

1961 Песни вольницы. Вокально-симфонический цикл для меццо-сопрано, баритона и симфонического оркестра.

1961 Хроматическая свирель. Для флейты соло.

1962 Поднялась погодка. Обработка русской народной песни. Для голоса и

1962 Комиссаржевская. Музыка к научно-популярному фильму.

1962 Соната. Для фортепиано.

1962 Как воспитать эгоиста. Музыка к научно-популярному фильму.

1963 Голос из хора. Кантата

1963 Хореографические миниатюры. кобсона.

1963 Проходящая красотка. Юмористическая сценка по рисунку П. Пикассо.

1963 Три грации. Сюита в форме вариаций по Боттичелли, Родену и Пикассо.

1963 Фавн и нимфа. По Родену. Для фортепиано.

1963 Польские строфы. Вокальный цикл для меццо-сопрано и флейты

1964 Концерт-буфф. Для камерного оркестра.

1964 Диалоги. Инвенции для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны.

1964 Русская токката. Для арфа.

1964 Три пьесы. Для виолончели соло.

1964 Лирические строфы. Цикл для голоса и фортепиано.

1964 Русские народные песни. Концертные обработки. Для голоса и

1964 Детские пьесы. Для фортепиано.

1964 Перед судом истории. Музыка к кинофильму.

1965—1967 Виринея. Музыкальная драма.

1965—1970 Икар. Балет.

1966 Прощание с другом. Вокальная сцена для высокого голоса.

1966 Таинственная стена. Музыка к кинофильму.

1966 Республика Шкид. Музыка к кинофильму.

1967 Две русские песни. Для хора без сопровождения.

1967 Псалмы Давида. Монологи для высокого голоса, гобоя,

валторны и арфы.

1967 Интервенция. Музыка к кинофильму.

1968 Детские пьесы. Для фортепиано.

1968 Антифоны. Для струнного квартета.

1969 Северные пейзажи. Для хора без сопровождения.

1969 Шесть романсов на стихи А. Ахматовой.

Для голоса и фортепиано.

1969 Хроматическая поэма. Для органа.

1970 Колокола. Для фортепиано.

1970 Сюита из балета «Икар» (в 7-ми частях).

1970 Песня Гаэтана. Для голоса и фортепиано. лока.

1970 Девушка пела. Для голоса и фортепиано.

1970—1972 Мастер и Маргарита. Камерная опера.

1971 Веселые песни. Вокальный цикл для сопрано, флейты пикколо,

тубы и ударных.

1972 Колористическая фантазия. Для фортепиано.

1972 Ревизор. Музыка к спектаклю.

1972 Полька из музыки к комедии «Ревизор».

Для фортепиано в 4 руки.

1972 Вальс из музыки к комедии «Ревизор». Для фортепиано.

1972 Хоровые игры. Для детского хора, мальчика-солиста и 2-х ударных

1973 Концерт. Для симфонического оркестра, трех электрогитар и солирующих инструментов.

1973 Драматическая песнь. Для симфонического оркестра.

1973 Вечерняя музыка. Для хора без сопровождения (без слов) и тамтама.

1973 Капельные пьески. Для фортепиано.

1973 Мелодия. Для скрипки и фортепиано.

1973 О тех, кого помню и люблю. Музыка к кинофильму.

1974 Четыре стихотворения О. Мандельштама. Для голоса и фортепиано.

1974 Десять стихотворений А. Ахматовой. Для голоса и фортепиано.

1974 Романтики. Музыка к спектаклю.

1974 Я скажу тебе с последней прямотой. Хор без сопровождения на

стихотворение О. Мандельштама.

Запев и позывные. Для камерного хора без сопровождения.

1974 Четыре романса на стихи А. Блока. Для меццо-сопрано и фортепиано.

1974 Сонатинное аллегро. Для валторны и фортепиано.

1974 Монолог и токката. Для кларнета и фортепиано.

1974 Четыре русские песни. Для хора без сопровождения. Слова народные.

1974 Виринея. Ораториальная сюита из одноименной оперы.

1975 Песни трубадуров. Для сопрано, тенора, 4-х блок-флейт и лютни.

1975 Песнохорка. Для контральто, флейты, гобоя, трубы, балалайки, баяна,

ложек, виброфона и 3-х электрогитар.

1975 Праздничная музыка. Для балалайки, ложек и симфонического оркестра.

1975 Две пьесы. Для фортепиано.

1975 Посмотри в лицо судьбе. Ироническая песенка для голоса и

1975 Solo espressivo. Для гобоя соло.

1975 Песнь песней Соломона. Лирический фрагмент для сопрано, тенора,

камерного хора, гобоя, валторны и арфы.

1975 Симфонический мотет.

1975 Иван и Коломбина. Музыка к кинофильму.

1976 Экзотическая сюита. Для 2-х скрипок, 2-х электрогитар,

саксофона и ударных.

1976 Хоровод и фуга. Для органа.

1976 Башкирская девичья. Для голоса, флейты и 2-х бонго.

1976 Две пьесы. Для домры и фортепиано.

1977 Два хора на стихи А. Пушкина. Без сопровождения.

1977 Две пьесы. Для фортепиано

1977 Тихий дон. Концерт. Для смешанного хора.

1977 Тихий Дон. Музыка к спектаклю.

1978 Симфония № 2.

1978 Рондо-юмореска. Для органа.

1978 Две пьесы. Для фортепиано.

1978—1980 Мария Стюарт. Опера-баллада.

1980 Новгородская пляска. Для кларнета, тромбона, виолончели,

фортепиано и ударных (с записью на пленке).

1980 Рондо на тему Ш. Гуно. Для трубы и фортепиано.

1980 Венгерский марш. Для фортепиано в 4 руки.

1980 Интермеццо памяти Брамса. Для фортепиано.

1981 Тихая музыка. Для флейты и симфонического оркестра.

1981 Мария Стюарт. Вокально-симфоническая сюита из одноименной оперы.

1981 Musica lirica. Для флейты, скрипки и клавесина.

1981 Сюита путешествий. Для фортепиано.

1981 Альбом для детей и юношества. Пьесы. Для фортепиано.

1982 Симфония № 3.

1982 Симфония № 4.

1982 Дифирамб. Приветственная ария. Для ансамбля виолончелистов и

1982 Ночь белая. Хор без сопровождения.

1982 Романтический вальс. Для фортепиано.

1983 Сoncerto primaverile (Весенний концерт). Для скрипки и струнного оркестра.

1983 Симфония № 5.

1983 Песня о Ленинграде. Для баса, смешанного хора и симфонического

Читайте также:
Диккенс: сочинение

1983 Строфы «Дхаммапады». Для сопрано, флейты, арфы и ударных.

1983 В мире животных. Детская сюита. Для виолончели и фортепиано.

1983 Четыре стасима из трагедии Софокла “Эдип в Колоне”.

Для смешанного хора без сопровождения.

1983 Железная дорога. Для смешанного хора, трубы, фортепиано и ударных.

1983 Ленинградские белые ночи. Для смешанного хора без сопровождения.

1983 Маленький триптих. Для хора без сопровождения.

1983 Два вокализа. Для меццо-сопрано и фортепиано.

1983—1984 Симфония № 6.

1983—1984 Симфония № 7.

1983—1985 Шесть дуэтов. Для сопрано, меццо-сопрано и фортепиано.

1984 Четыре романса на стихи Ф. Тютчева. Для тенора и фортепиано.

1984 Песня 5-й Ленинградской партизанской бригады. Для смешанного

хора без сопровождения.

1984 Вариации на тему Мусоргского. Для фортепиано.

1984 Монодия по прочтении Еврипида. Для скрипки соло.

1984 Портреты красавиц. Сюита. Для 2-х фортепиано в 4 и 8 рук.

1984 Две обработки русских народных песен. Для фортепиано в 4 руки.

1984 Две русские народные песни. Обработка для хора без сопровождения.

1984 Три детские пьесы. Для фортепиано.

1985 Cимфония № 8. Для струнного оркестра, трубы и колоколов.

1985 Пять романсов на стихи М. Лермонтова. Для голоса и фортепиано.

1985 Три хора на стихи А. Фета без сопровождения.

1985 Весенняя сонатина. Для фортепиано.

1985 Концертный вальс. Для скрипки и фортепиано.

1985 Ноктюрн. Для скрипки и фортепиано.

1986 Белой ночью. Для голоса и фортепиано. хматовой.

1986 Песенка. Для голоса и фортепиано. хматовой.

1986 Соната. Для скрипки и фортепиано.

1986 Соната. Для виолончели и фортепиано.

1986 Заречье. Три песни для хора на стихи А. Прокофьева

1986 Песни на стихи М. Цветаевой. Для голоса (контральто) и гитары.

1986 Вариации на тему народной песни «Из-за леса, леса томного». Для

1986—1993 Воспоминания о старинном романсе. 7 дуэтов для сопрано, меццо-

сопрано и фортепиано.

1987 Рубаи. Пять стихотворений А. Джами. Для тенора и фортепиано.

1987 Мое поколение. Песня для голоса и гитары. елега.

1987 Две песни на стихи В. Красова. Для голоса и фортепиано.

1987 Пять песен на стихи Б. Ахмадулиной. Для голоса и гитары.

1987 Две пьесы по сказке Шарля Перро. Для фортепиано в 4 руки.

1987 Концерт. Для гобоя и камерного оркестра.

1987 Симфония № 9.

1988 Пять английских песенок. Для детского хора.

1988 Божий день. Для хора без сопровождения. ольцова.

1988 Славянский концерт. Для органа и струнного оркестра.

1988 Газели Надиры. Для сопрано и фортепиано.

1988 Мадригал прекрасной даме. Для фортепиано.

1988 Армянская песня. Для фортепиано.

1988 Элегия памяти Сибелиуса. Для фортепиано.

1988 Две пьесы. Для фортепиано в 4 руки.

1988 Две пьесы. Для фортепиано в 4 руки.

1989 Американская рапсодия на тему G – H. Для 2-х фортепиано

1989 Робеспьер. Музыка к спектаклю.

1989 Французская сюита из музыки к пьесе Р. Роллана

«Смерть Робеспьера». Для фортепиано.

1989 Сказка о мертвой царевне. По А. Пушкину. Пьеса для фортепиано в 4 руки.

1989 Сказка о рубаке и рыке. По А. Пушкину. Пьеса для фортепиано в 4 руки.

1989 Грезы райской птицы. Для фортепиано.

1990 Речитатив, Ария, Бурлеска. Для флейты, фортепиано и ударных.

1990 Шесть романсов на стихи О. Мандельштама. Для голоса и фортепиано.

1990 Две сказки. Для арфы.

1990 Принцесса, не умевшая плакать. Сюита для фортепиано.

1990 Король-музыкант. Сюита для фортепиано.

1990 Две сказки. Для фортепиано.

1991 Гамлет. Dramma per musica.

1991 Аполлон и Марсий. Симфония с солирующей флейтой и арфой.

1992 Симфония № 10 “Круги ада” по Данте.

1992 Лесные музыканты. Для детского хора. Слова народные.

1992 Дом нот. Для детского хора. яховицкой.

1993 Три детские пьесы. Для фортепиано.

1993 В день шабаша. Для голоса и фортепиано. Стихи. Э. Шац.

1993 К Лире. Ода Горация. Для смешанного хора, арфы и тромбона.

1993 Памятник. Для мужского хора и тромбона.

1993 К Лидии (Ссора влюблённых.) Ода Горация (Ш, 9). Для сопрано,

баритона и фортепиано.

1993 Воспоминания о ХIХ веке. Цикл для фортепиано.

1993—1995 Царь Иксион. Камерная опера (монодическая драма).

1993—1995 . Русская трагедия

в 13-ти видениях с 3-мя эпилогами и увертюрой.

1994 24 прелюдии и фуги. Для фортепиано.

1994 Альба. Для флейты и фортепиано.

1994 Drei Lieder nach Versen J. Mandelstam.

Deutsch von Paul Celan. (Три песни на стихи О. Мандельштама

в переводе П. Целана). Для меццо-сопрано, скрипки,

виолончели и фортепиано.

1994 Петербургские видения. Для симфонического оркестра.

1995 Альба. Для скрипки и фортепиано.

1995 На смерть Георгия Жукова. Баллада для баритона, флейты,

виолончели, фортепиано и ударных.

1995 Москва кабацкая. Три песни на стихи С. Есенина. Для баса,

гитары и фортепиано.

1995 Две детские пьесы. Для фортепиано в 4 руки.

1995 Песни неудачника. Пять жестоких романсов. Для баса, гитары, фортепиано и ударных.

1996 Чеченская рапсодия. Для арфы.

1996 Две детские пьесы. Для фортепиано.

1996 Летнее утро. Сюита для фортепиано.

1996 Два танца. Для скрипки и фортепиано.

1996 Звезда востока. Для скрипки и фортепиано.

1997 Еврейская рапсодия. Концерт [№ 1]. Для фортепиано,

струнных, флейты и ударных.

1997 Тучка золотая. Для детского хора и фортепиано.

1997 Зимняя дорога. Для детского хора и фортепиано.

1997 Волшебный сад. Для женского хора без сопровождения.

Слова. А. Мжельской.

1997 Роза без щипов. Для флейты и сопрано. жельской.

1997 Самарский педагогический университет. Приветственный кант.

Для хора без сопровождения. ейбграда.

1997 Два романса на стихи А. Пушкина. Для голоса и фортепиано.

1997 Три стихотворения А. Кушнера. Для голоса, флейта и фортепиано.

1997 Корейская сюита. Пять пьес. Для фортепиано, с движущейся

пентатоникой в мелодии.

1997 Прелюдия и фуга в корейских ладах. Для фортепиано.

1997 Песня гордой девушки. Для фортепиано.

1997 Песня Олеси. По повести А. Куприна «Олеся». Для голоса и оркестра.

Читайте также:
Толстой А. К.: сочинение

1997 Песня Олеси. По повести А. Куприна «Олеся». Для голоса и фортепиано.

1997 Lamento furioso. Для скрипки, кларнета и фортепиано.

1998 Шесть романсов на стихи М. Лермонтова и Г. Державина.

Для меццо-сопрано, баритона и фортепиано.

1998 Один день жизни. Кантата.

1998 Концерт. Для виолончели и камерного оркестра.

1999 Гимн Петербургской консерватории. Приветственный кант. Для хора и

симфонического оркестра. лонимского.

1999 Северная баллада памяти Грига. Для фортепиано.

1999 Вальс-элегия. Для фортепиано.

1999 Две песни на стихи А. Городницкого. Для баса и фортепиано.

1999 Жизнь-разлучница. Для голоса и фортепиано.

1999 Видения Иоанна Грозного. Ораториальная сюита по одноименной опере.

2000 Три романса на стихи А. Кушнера. Для голоса и фортепиано.

2000 Трио. Для скрипки, виолончели и фортепиано.

2000 Приветственный кант Всемирному клубу петербуржцев.

Для хора без сопровождения.

2000 Концертный этюд на тему Н. Паганини. Для фортепиано.

2001 Король Лир. Dramma per musica.

2001 Концерт № 2. Для фортепиано с оркестром.

2001 Три песни на стихи Н. Рубцова. Для баса и фортепиано.

2001 Ричеркар. Для фортепиано.

2001 Принцесса Пирлипат или наказанное благородство. Балет в 1 –м акте.

2001 Человек из бара. Сюита для баса, саксофона и фортепиано.

2001 Вальс принцессы. Для флейты, скрипки и фортепиано.

2001 Две песни на стихи Т. Вольтской. Для меццо-сопрано и баяна.

2002 Три песенки на стихи Е. Рейна. Для баса, тромбона

и деревянного бруска

2002 Русский калейдоскоп (Через 60 лет после Сталинградской битвы).

2002 Испанские эпиграммы. Для среднего голоса и фортепиано.

2003 Здравствуй ад! Для баса, контрабаса и фортепиано.

Три стихотворения А. Кондратова.

2003 Рыцарский романс Нине. Для голоса и фортепиано. умелева.

2003 Сюита из балета «Принцесса Пирлипат или наказанное

благородство». Для симфонического оркестра (в 9-ти частях).

2003 Павловский вальс – галоп. Для симфонического оркестра.

2003 Симфония № 11.

2003 Реквием (Requiem).

2003 Царевна лягушка. Концертная сюита. Для балалайки

и симфонического оркестра (в 6-ти частях).

2004 Волшебный орех. Балет в 2-х актах.

2004 Domine Yesu. Для сопрано, скрипки и виолончели.

2004 Симфония № 12.

2004 Симфония № 13. (Четыре стасима трагедии).

2004 Вальс несбыточных грез. Для фортепиано.

2005 Концерт – симфония. Для альтовой домры и симфонического

или народного оркестра.

2005 Песни на стихи А. Кольцова. Для тенора и фортепиано.

2005 Хоровод, песня, скоморошина. Для фортепиано.

2005 Концерт. Для альта и камерного оркестра.

2006 Веселый фуриант—полька. Для фортепиано.

2006 Осень. Романс на стихи Н. Сорокиной.

2006 Но почему? Романс на стихи Н. Сорокиной.

2006 Песня ледяной царевны. орокиной.

2006 Веселая мазурка. Для фортепиано.

2006 Прекрасное видение окутанное мглою. Для фортепиано.

2006 Антигона. Ораториальная опера.

2007 Симфония № 14.

2007 Симфония № 15.

2007 Два стихотворения Г. Гарбовского. Для баса и фортепиано.

2007 Три романса. Для среднего голоса и фортепиано. оловьева.

2007 Две гравюры на стихи М. Чубкиной. Для сопрано и фортепиано.

2007 Симфония № 16.

2008 Симфония № 17.

2008 Квинтет. Для 2 скрипок, альта, виолончели и фортепиано.

2008 Симфония № 18.

2008 Симфония № 19.

2008 Симфония № 20.

2008 Хор «Видя разбойник». Для женского хора. На древнерусский

2008 «O Himmel, Himmel». Для голоса, флейты, виолончели, фортепиано

и ударных. андельштама.

2009 Песня Маргариты. Для меццо-сопрано и симфонического

оркестра. Стихи из «Фауста» Гете (нем. яз.).

2009 Симфония № 21.

2009 Симфония № 22.

2009 Симфония № 23.

2009 Симфония № 24.

2009 Симфония № 25.

2009 Симфония № 26.

2009 Симфония № 27. Лирическая.

2009 Три романса. Для голоса и фортепиано. ермонтова.

2010 Симфония № 28.

2010 Три романса. Для голоса и фортепиано. ютчева.

2010 Песни. Для контральто и фортепиано. Стихи М. Цветаевой.

2010 Симфония № 29.

2010 Симфония № 30.

2010 Триумфальный марш. Для флейты-пикколо, 11 флейт и фагота

2010 Веселые и грустные, страшные и смешные приключения.

6 циклов легких и трудных фортепианных пьес для учащихся

младшего и старшего возраста. (44 пьесы)

2011 Альбом фортепианных пьес. Для детей и юношества.

I. Первые шаги пианиста. (13 пьес)

II. Музыкальное путешествие по странам и континентам (18 пьес)

2011 Симфония № 31.

2011 Два романса. Для среднего голоса и фортепиано. Стихи А. Толстого.

2011 «Один день ребенка». Детская сюита для фортепиано (18 пьес)

2011 Симфония № 32.

2011 Три романса. Для голоса и фортепиано.

Шефнера и И. Тхоржевского.

2011 Три пьесы. Для фортепиано из балета «Волшебный орех».

Транскрипция для 6 рук автора

2012 Башкирская девичья. Для голоса фортепиано.

Слонимский: сочинение

СЛОНИМСКИЙ Сергей

Слонимский Сергей Михайлович — один из лидеров современной отечественной музыки, Композитор, музыковед, пианист, автор произведений во всех жанрах.

Родился 12 августа 1932 года в Ленинграде.Семья Слонимских причастна к науке, литературе и искусству. Отец музыканта Михаил Леонидович был известным писателем, членом содружества «Серапионовы братья», которое ощутимо влияло на облик литературного Ленинграда 1920-х годов. Дядя Николай Леонидович, выпускник Петербургской консерватории, стал авторитетнейшим американским музыковедом.

Ленинградское детство Сергея отмечено рано проявившимися стремлениями к музыке. Сочинять он начал в пять лет, до первых уроков в музыкальной школе с пианисткой Анной Даниловной Артоболевской и композитором Сергеем Яковлевичем Вольфензоном. Даже стихи он не читал, а пропевал, превращая в песенки. Толчком к сочинению послужило событие его детской жизни: Сережа впервые попал в театр на спектакль. Это была «Красная Шапочка» Евгения Шварца. Придя домой, мальчик тут же написал песенки Лисы, Зайцев и Волка.

1930–1950-е годы — пора ленинградских открытий: начало занятий музыкой, поступление в Ленинградскую консерваторию, встречи с педагогами, которые остались в памяти навсегда, первые композиторские опыты, концертные выступления. Среди разноголосицы событий, наводнявших детство и юность, особую по важности линию составило знакомство с новыми для Слонимского музыкальными сочинениями.

Читайте также:
Стивенсон: сочинение

Знаменательно, что первым вдохновителем Сережи стал Прокофьев. Дерзостный новатор, непокорный ученик Лядова и Римского-Корсакова, он помог Слонимскому и обрести себя, и почувствовать благотворную связь с кучкистской традицией. Впервые услышав прокофьевские «Сказочку» и Марш из «Детской музыки», мальчик ощутил: «В таком роде и я смогу!».

Свежая мелодическая и ладовая речь, сокровенная чистота лирической интонации, стихийная сила наваждений-ритмов — вот те принципы стилистики Прокофьева, которые постепенно осознавались Слонимским и преломлялись им в собственном творчестве. Неслучайно с симфониями Прокофьева молодой музыкант позднее связал свои научные интересы, написав диссертацию и монографию. Эти работы дополняют представление о творческом credo Слонимского: ведь он говорит о музыке, во многом родственной своей.

Детство совпало с трудными годами войны, эвакуацией в Пермь. Но не прервались занятия музыкой. Открытием стало знакомство с оперной и балетной классикой — «Князем Игорем» Бородина, «Евгением Онегиным», «Лебединым озером», «Щелкунчиком» Чайковского в исполнении ленинградцев — эвакуированных артистов Театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Его дирижер Исай Эзрович Шерман сделался наставником Слонимского в ту пору. Все это способствовало формированию в творческой личности будущего композитора такой ключевой для него черты, как театральность.

С 7-й, «Ленинградской», симфонии начался путь Слонимского к Шостаковичу. Эта музыка вошла в сознание юного композитора как воплощение правды о войне, неотъемлемой частью которой был образ родного города.

Мысли и чувства, рожденные войной, музыкант пронесет через всю жизнь. К 60-летию Победы Слонимский напишет свою 12-ю симфонию (2004), которую посвятит Академическому симфоническому оркестру Санкт-Петербургской филармонии — исполнителю-соавтору трагического опуса Шостаковича. А баллада Слонимского «На смерть Жукова» со стихами И. Бродского (1995) стала единственным музыкальным и поэтическим приношением легендарному полководцу, «скромная лепта Родину спасшему».

В военные годы возникли первые контакты Сережи с Москвой, где он обучался в Центральной музыкальной школе по композиции у Евгения Иосифовича Месснера и Виссариона Яковлевича Шебалина. Здесь Слонимский узнал и полюбил Грига — еще одно знаковое имя в его музыкальном пантеоне. Переклички с норвежским романтиком выйдут на поверхность в фортепианной «Северной балладе» (1999). Нечто григовское окрасит ладогармонический язык и проникновенные лирические темы Слонимского — например, тему Офелии из оперы «Гамлет».

Возвратившись домой, Сережа продолжил обучение в школе-десятилетке при Ленинградской консерватории у Самария Ильича Савшинского по фортепиано, Бориса Александровича Арапова и Юрия Анатольевича Балкашина по композиции.

Наряду с детальным вслушиванием в оперы Мусоргского, Римского-Корсакова на уроках музыкальной литературы юный музыкант штудировал дома по клавиру гонимую «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Глубокий след оставили 9-я симфония Бетховена, «Шехеразада», «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, «Болеро» Равеля, сочинения Шебалина, а также вальсы Шопена, «Кампанелла» Листа в исполнении Генриха Нейгауза, 6-я соната Прокофьева, вошедшая в репертуар Святослава Рихтера.

С 1950 года Слонимский — студент Ленинградской консерватории, которую окончил по двум факультетам — как композитор и как пианист (1955). Незабываемо то, что он получил в классах композитора Ореста Александровича Евлахова (ученика Шостаковича), крупного специалиста в области древнерусского певческого искусства Николая Дмитриевича Успенского, тонкого знатока фольклора Феодосия Антоновича Рубцова, глубокого исследователя оркестра Израиля Борисовича Финкельштейна, автора проникновенных мелодий Венедикта Венедиктовича Пушкова, замечательного пианиста-артиста Владимира Владимировича Нильсена.

Главное: в годы юности как никогда стремительно шло освоение Слонимским разных сфер музыки. Если постижение тайн древнерусской монодии и полифонического письма открывало пути в глубь веков, то изучение объявленных в послевоенную пору «формалистами» Брамса, Малера, Рихарда Штрауса, Дебюсси, позже — Шёнберга, Веберна, Луиджи Ноно, Ксенакиса подводило к пониманию направлений развития современного западноевропейского искусства.

Познание нового, а вернее — жизнь в музыке с каждым годом становилась полноводней, теснее сплетаясь с кипучей жизнью Ленинграда — Петербурга. В общении с выдающимся современным композитором Люцианом Абрамовичем Пригожиным, друзьями-сверстниками постигалась музыка ХХ века. Размышления о направленности, принципах собственного творчества питали также премьеры и вернисажи, выступления отечественных исполнителей и зарубежных гастролеров, контакты с поэтами, писателями, художниками, режиссерами, книги и спектакли. Так продолжается поныне. Все значимые культурные события города на Неве — в поле зрения Слонимского, которого часто можно встретить в одном из концертных залов.

Сегодня Сергей Слонимский — профессор Санкт-Петербургской консерватории, народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации имени М. И. Глинки, премии правительства Санкт-Петербурга (1996), Академик Российской академии образования, кавалер Командорского креста ордена «За заслуги» Республики Польша. Основатель и ведущий Музыкальных собраний Фонда культуры Петербурга, член Союза композиторов. В октябре 2009 года удостоен премии «Балтийская звезда».

Сочинения Сергея Слонимского часто исполняются в России и за рубежом.

Сергей Михайлович умер 9 февраля 2020 года в Санкт-Петербурге.

Основные произведения:

Ораториальная опера «Антигона» (2006) по трагедии Софокла (партитура и дирекцион)

Музыкальная драма «Виринея» (1965–1967) по мотивам повести Л. Сейфуллиной

Опера-баллада «Мария Стюарт» (1978–1980) на либретто Я. Гордина

Dramma per musica «Гамлет» (1990–1991) по трагедии У. Шекспира в переводе Б. Пастернака

Dramma per musica «Король Лир» (2000–2001) по трагедии У. Шекспира в переводе Б. Пастернака

Камерная опера (монодическая драма) «Царь Иксион» (1993–1995) по античному мифу и трагедии Ин. Анненского

Русская трагедия в четырнадцати видениях с тремя эпилогами и увертюрой «Видения Иоанна Грозного» на либретто Я. Гордина (также издана Сюита из этой оперы. Для солистов, хора и симф. оркестра. Партитура)

Сюита из балета «Волшебный орех» по «Сказке о крепком орехе» Э. Гофмана. Для большого симфонического оркестра. Партитура

Симфонический распев. Для духовых, струнных, ударных, двух арф и двух балалаек. Партитура

Кантаты (среди них «Голос из хора» (1962–1963) на стихи Александра Блока, «Один день жизни» (1998) на тексты «Главы о тысяче» Дхаммапады в переводе В. Топорова)

Фортепианная музыка (в две и четыре руки, а также сборник пьес для самых маленьких — «Первые шаги на клавиатуре»)

Читайте также:
Замятин: сочинение

Реквием для солистов, хора и симфонического оркестра (2003)

Сочинения для хора (в т. ч. песня «Петербургская звезда», сборник хоров для детей, Два хора на стихи А. Введенского), а также множество вокальных (песни и романсы) и симфонических, камерно-инструментальных произведений, среди которых:

Слонимский: сочинение

  • Поддержите наш сайт →

Sergei Slonimsky

Наследовать достоин только тот,
Кто может к жизни приложить наследство.

И. В. Гете, «Фауст»

Он действительно один из тех немногих современных композиторов, в ком неизменно видят продолжателя традиций. Чьих? Обычно называют М. Мусоргского и С. Прокофьева. Не менее стойко в суждениях о Слонимском подчеркивается и противоположное: яркая индивидуальность музыки, ее запоминаемость и легкая узнаваемость. Опора на традиции и собственное «я» у Слонимского не исключают друг друга. Но к единству этих двух противоположностей добавляется третья — умение достоверно творить в музыкальных стилях разных времен и народов, будь то русская деревня дореволюционного времени в опере «Виринея» (1967, по мотивам повести Л. Сейфуллиной) или старая Шотландия в опере «Мария Стюарт» (1980), поразившая даже шотландских слушателей глубиной проникновения. Такое же свойство подлинности лежит на его «античных» сочинениях: балете «Икар» (1971); вокальных пьесах «Песнь песней» (1975), «Прощание с другом в пустыне» (1966), «Монологи» (1967); опере «Мастер и Маргарита» (1972, «Новозаветные сцены»). При этом автор стилизует старину, сочетая музыкальные принципы фольклора, новейших композиционных техник XX в. с собственной индивидуальностью. «Слонимский, видимо, обладает тем особым даром, который выделяет одного композитора из многих: умением говорить на различных музыкальных языках, и при этом печатью личностного качества, лежащей на его произведениях», – считает американский критик.

Автор многих сочинений, Слонимский непредсказуем в каждом новом из них. Вслед за кантатой «Песни вольницы» (1959, на народные тексты), в которой удивительное претворение русского фольклора позволило говорить о Слонимском как об одном из вдохновителей «новой фольклорной волны», появилась Соната для скрипки solo — опус предельной современной экспрессии и сложности. После камерной оперы «Мастер и Маргарита» возник Концерт для трех электрогитар, солирующих инструментов и симфонического оркестра (1973) – оригинальнейший синтез двух жанров и форм музыкального мышления: рок- и симфонического. Такая амплитуда и резкая смена образно-сюжетных интересов композитора поначалу многих шокировала, не давая понять: каков же подлинный Слонимский? «. Порой после очередного нового сочинения его поклонники становятся его „отрицателями“, а эти последние — поклонниками. Одно лишь остается постоянным: его музыка всегда вызывает интерес слушателей, о ней думают и спорят». Постепенно обнаружилось неразрывное единство разных стилей Слонимского, например умение даже додекафонии придавать черты фольклорного мелоса. Оказалось, что такие ультрановаторские приемы, как использование нетемперированного строя (треть- и четвертитоновых интонаций), свободной импровизационной ритмики без штилей, свойственны фольклору. А при тщательном исследовании его гармонии выявилось, как своеобразно использует автор принципы старинной гармонии и народного многоголосия, конечно, наряду с арсеналом средств романтической и современной гармонии. Именно поэтому в каждой из девяти своих симфоний он создал некие музыкальные драмы, часто связанные между собой образами — носителями главных идей, олицетворяющих разные проявления и формы добра и зла. Столь же ярко, богато, симфонично раскрыты именно в музыке сюжеты всех четырех его музыкально-сценических сочинений — балета и трех опер. В этом одна из главных причин непрерывного исполнительского и слушательского интереса к музыке Слонимского, широко звучащей в СССР и за рубежом.

Родившийся в 1932 г. в Ленинграде, в семье видного советского писателя М. Слонимского, будущий композитор унаследовал духовные традиции русской демократической творческой интеллигенции. С раннего детства он помнит близких друзей отца: Е. Шварца, М. Зощенко, К. Федина, рассказы о М. Горьком, А. Грине, атмосферу напряженной, трудной, драматичной писательской жизни. Все это быстро расширяло внутренний мир ребенка, учило смотреть на мир глазами писателя, художника. Острая наблюдательность, аналитичность, четкость в оценках явлений, людей, поступков – постепенно развили в нем драматургическое мышление.

Музыкальное образование Слонимского началось в предвоенные годы в Ленинграде, продолжилось во время войны в Перми и в Москве, в Центральной музыкальной школе; завершилось в Ленинграде — в школе-десятилетке, в консерватории на факультетах композиции (1955) и фортепиано (1958), и наконец, в аспирантуре — по теории музыки (1958). Среди учителей Слонимского Б. Арапов, И. Шерман, В. Шебалин, О. Месснер, О. Евлахов (композиция). Проявившиеся с детских лет склонность к импровизации, любовь к музыкальному театру, увлечение С. Прокофьевым, Д. Шостаковичем, М. Мусоргским — во многом определили творческий облик будущего композитора. Вволю наслушавшись в военные годы в Перми, где был в эвакуации Кировский театр, классических опер, юный Слонимский импровизировал целые оперные сцены, сочинял пьесы, сонаты. И, наверное, в душе гордился, хотя и огорчался, что такой музыкант, как А. Пазовский, — тогда главный дирижер театра — не верил, что десятилетний Сергей Слонимский написал романс на стихи Лермонтова сам.

В 1943 г. Слонимский купил в одном из московских галантерейных магазинов клавир оперы «Леди Макбет Мценского уезда» — запрещенное произведение Шостаковича сдали в утиль. Опера была выучена наизусть и переменки в ЦМШ оглашались «Сценой порки» под недоуменно-неодобрительные взгляды учителей. Музыкальный кругозор Слонимского рос стремительно, мировая музыка поглощалась жанр за жанром, стиль за стилем. Тем страшнее для молодого музыканта был 1948 год, сузивший мир современной музыки до тесного, ограниченного стенами «формализма» пространства. Как и все музыканты этого поколения, учившиеся в консерваториях после 1948 г., он был воспитан лишь на классическом наследии. Только после XX съезда КПСС началось глубокое и непредубежденное изучение музыкальной культуры XX в. Композиторская молодежь Ленинграда, Москвы интенсивно наверстывала упущечкое. Вместе с Л. Пригожиным, Э. Денисовым, А. Шнитке. С. Губайдулиной они учились друг у друга.

Читайте также:
Джойс: сочинение

Одновременно важнейшей школой для Слонимского стал русский фольклор. Множество фольклорных экспедиций — «целая фольклорная консерватория», по выражению автора, — прошли в постижении не только песни, но и народного характера, уклада русской деревни. Однако принципиальная художественная позиция Слонимского требовала чуткого вслушивания и в современный городской фольклор. Так в его музыку органично вошли интонации туристских и бардовских песен 60-х гг. Кантата «Голос из хора» (на ст. A. Блока, 1964) — первый опыт сочетания далеких стилей в единое художественное целое, определенный впоследствии А. Шнитке как «полистилистика».

Современное художественное мышление формировалось у Слонимского с детства. Но особенно важными были конец 50 — начало 60-х гг. Много общаясь с ленинградскими поэтами Е. Рейном, Г. Гэрбовским, И. Бродским, с актерами М. Козаковым, С. Юрским, с лениноведом B. Логиновым, кинорежиссером Г. Полокой, Слонимский рос в созвездии ярких талантов. В нем прекрасно сочетаются зрелость и озорство, скромность, доходящая до щепетильности, и смелость, активная жизненная позиция. Его острые, честные выступления всегда доказательны, подкреплены чувством справедливости и огромной эрудицией. Юмор Сергея Слонимского — колючий, точный, приклеивается как меткое народное словцо.

Слонимский не только композитор и пианист. Он блестящий, артистичнейший импровизатор, крупный музыковед (автор книги «Симфонии C. Прокофьева», статей о Р. Шумане, Г. Малере, И. Стравинском, Д. Шостаковиче, М. Мусоргском, Н. Римском-Корсакове, М. Балакиреве, острых и полемичных выступлений по вопросам современного музыкального творчества). Он также педагог — профессор Ленинградской консерватории, в сущности создатель целой школы. Среди его учеников: В. Кобекин, А. Затин, А. Мревлов — всего более 30 членов Союза композиторов, в т. ч. и музыковеды. Музыкально-общественный деятель, заботящийся об увековечении памяти и исполнении незаслуженно забытых сочинений М. Мусоргского, В. Щербачева, даже Р. Шумана, — Слонимский является одним из авторитетнейших современных советских музыкантов.

Музыка любви и молитвы

Широту и многообразие художественных поисков композитора являют его оперы и балеты – от античного “Икара” до романтического “Волшебного ореха”, от навеянной русским фольклором “Виринеи” до балладной “Марии Стюарт”, от “Видений Иоанна Грозного” и шекспировских “Гамлета” и “Короля Лира” до “Мастера и Маргариты” по Булгакову…

Автор изысканных “Антифонов” для струнного квартета обращается и к аудитории рок-музыки в концерте для оркестра, трех электрогитар и солирующих инструментов. Создатель трех с половиной десятков симфоний, он по праву гордится и популярной песней “У кошки четыре ноги” из фильма “Республика Шкид”.

Ушел из жизни мой старинный друг. Нашей дружбе, страшно сказать, более 60 лет! И это не корпоративная дружба музыкального критика и композитора, членов одного и того же творческого союза. Тогда, когда дружба только начинала складываться, мы принадлежали к разным корпорациям – их даже нередко противопоставляли – физиков и лириков.

Студенты ленинградских вузов – будущие врачи, инженеры, математики, физики – мы были завзятыми филармонистами. Перенесемся на миг в 50-е – начало 60-х. Тесной студенческой компанией мы дружили с композиторами-фронтовиками Борисом Клюзнером, Вадимом Салмановым, с молодыми композиторами Сергеем Слонимским, Люцианом Пригожиным, Борисом Тищенко. В антрактах концертов в фойе, в “курилке” мы встречались и с Михаилом Семеновичем Друскиным, выдающимся историком музыки, свидетелем и участником тех премьер Шостаковича, Прокофьева, Стравинского, что были для нас, увы, только легендой. Мы расспрашивали Михаила Семеновича о 20-х – 30-х, о “заветном-запретном” – музыка ХХ века тогда едва выходила из тени.

Наш живой интерес к современной музыке естественно распространялся на самых молодых ее авторов – наших сверстников. Вместе со своими друзьями я состоял в редакциях стенных газет “Слушатель” в Большом зале и “Музыкальная жизнь” в Малом. Именно в них появились мои первые рецензии на филармонические концерты и в их числе отклики на премьеры молодого – он был всего на три года меня старше – Сергея Слонимского. “Карнавальная увертюра”, Первая симфония, “Песни вольницы”, Соната для фортепиано – среди самых ярких, запомнившихся впечатлений.

Потом Сергей Михайлович доверит мне аннотации к премьерам “Симфонического мотета”, “Драматической песни”, сюиты из “Виринеи”, к грампластинкам… Пригласит на репетиции и премьерные спектакли оперы “Видения Иоанна Грозного” под управлением Мстислава Ростроповича в Самаре (газетная полоса в “Мариинском театре” будет отведена моей обстоятельной рецензии). Появятся мои отклики на симфонии, концерты, вокальные циклы композитора. Став коллегой Сергея Михайловича по профессиональному цеху (он же Союз композиторов Санкт-Петербурга), я оставался, прежде всего, благодарным слушателем. И восторгался необъятной эрудицией, всесторонним профессионализмом композитора, пианиста, музыковеда, публициста.

Однажды, полжизни тому назад, я договорился со Слонимским о встрече на Театральной площади у консерватории – он обещал дать партитуру, сейчас не припомню какую. Опоздав сверх приличий, стал извиняться. Сережа прервал меня, усмехнувшись, и сказал: “А я за это время пропел фугу Баха”.

“Русское чудо – музыка М. И. Глинки” – так назвал свою открытую лекцию профессор Санкт-Петербургской консерватории Слонимский. Он анализировал музыку Глинки, тут же играя по памяти фрагменты из опер, симфонических партитур, фортепианных пьес и романсов, с такой любовью, что ни разу не возникло ощущения, будто он, как Сальери, “поверил алгеброй гармонию”. Напротив, музыка предстала, словно омытая живой водой.

Слушая Тридцать вторую симфонию 80-летнего мастера, – ее премьера в Михайловском театре состоялась в один вечер с первым действием “Мастера и Маргариты”, многострадальной оперы Слонимского – я невольно подумал: среди трех с лишним десятков симфоний, среди сотен других его сочинений есть музыка на любой вкус (кроме плохого, разумеется). Как сказал поэт, “Каждый выбирает по себе/Слово для любви и для молитвы”. И всякий раз выбирает сообразно жизненному моменту. Сегодня я выбрал бы Десятую симфонию “Круги ада”, которой композитор ознаменовал в 1992 году свое 60-летие. Авторское посвящение симфонии “Всем живущим и умирающим в России” не должно восприниматься как мрачный эпиграф. Композитор воздает должное мужеству тех, кто оставался и остается со своей страной, кто делит с ней горький хлеб, радости и упования.

Читайте также:
Драйзер: сочинение

На концерте в родной консерватории, где отмечали 85-летие композитора, Слонимский в конце вечера импровизировал на заданные темы. Сергей Михайлович вставал из-за рояля, комментируя каждую тему и обращаясь к приславшему ее, – публика была, что называется, своя. Он вспоминал учителей, вручивших ему эстафету первой в России композиторской школы. С любовью говорил о молодых коллегах, рассказывал смешные истории из советского прошлого – байки, ставшие музыкантским фольклором. А за роялем он был по-прежнему молодой виртуоз, задорно сочетающий строгий контрапункт и музыку улицы, сугубый авангард и новую простоту.

Композитора часто спрашивали, не жалеет ли он, что не уехал на Запад.

– Нет, я не жалею, потому что я русский музыкант, я сердцем люблю свою страну, – неизменно отвечал он.

Старейшина петербургской композиторской школы, Народный артист России, лауреат государственных премий, кавалер многих отечественных и зарубежных орденов Сергей Михайлович Слонимский до конца своих дней был полон сил и творческих планов. Прощай, дорогой Сережа! Вечная память!

Сергей Слонимский о своих произведениях. Из интервью композитора авторам “РГ”

Владимиру Дудину:

Кто и за что запретил исполнять оперу “Мастер и Маргарита”?

Сергей Слонимский: Ленинградский обком партии. 1-м актом оперы в 1972 году взялся дирижировать Геннадий Рождественский в Ленинградском Доме композиторов. Я собрал певцов из Мариинского театра, артистов из оркестра Мравинского, фаготист Печерский надел клетчатый пиджак, изображая Фагота. Но кто-то донес, что опера – против советской власти. На генеральную репетицию пришел скромный человек “выполнять служебный долг”. Запретить не решились, но приказали никого не пускать – концерт закрытый. На входе милиция проверяла паспорта. Пытались не пустить даже Товстоногова. Люди из обкома проникли на концерт под видом хористов. Сразу после исполнения мы собрались у Рождественского, который посоветовал прийти в девять утра, чтобы сделать запись, потому что в десять начинает работать обком, откуда наверняка позвонят и запретят. И оказался прав. Ровно в десять раздался звонок из обкома: “Больше никому не показывать – наложить вето!” Я тут же переправил запись в Москву, где ее переписали мои друзья. Но она уже была под запретом.

Какова, по-вашему, главная тема в романе Булгакова?

Сергей Слонимский: Неограниченная власть – главное зло, тем более власть тирана. При этом власть Воланда оказывается добрее, чем власть Пилата: Воланд справедлив, воздает злом за зло, добром за добро.

Если всякая власть – зло, то какой вы представляете модель государства?

Сергей Слонимский: Ну что я буду дилетантски рассуждать? Лишь немногим на вершине власти, получив возможность решать судьбы людей, удается не испортиться самим. У меня есть опера об Иване Грозном: там самодержец перестает видеть людей – видит только голосующие единицы. Что касается соотношения власть – народ, то его бы надо поставить с головы на ноги: чтобы не народ думал о том, кто у него начальник, а начальники думали о том, как живет народ. Как только кто-то становится начальником, даже если это ректор или губернатор, у меня сразу спрашивают, как я отношусь? А почему я должен как-то относиться? Это ко мне должны как-то относиться.

Сегодня Владимир Юровский продолжит традицию исполнения “Мастера и Маргариты” в Михайловском театре. Почему вы выбрали этот театр?

Сергей Слонимский: Петербургский Союз композиторов послал письмо в Михайловский театр, где говорилось, что на его сцене шли мои оперы “Виринея” и “Мария Стюарт”, и что было бы неплохо, если бы театр откликнулся на мой юбилей. Там заинтересовались “Мастером и Маргаритой” и обратились к Владимиру Юровскому, отец которого провел премьеру в Москве и Петербурге в 1989 году и потом в Ганновере. Юровский-младший решил, что нужно отметить 40-летие запрета оперы, исполнив, как и тогда, только 1-й акт.

Татьяне Эсауловой:

Обращаясь к японской поэзии, древним шумерским текстам, фрагментам Ветхого Завета, насколько Вы погружаетесь в другую культуру, в ту или иную эпоху?

Сергей Слонимский: Я пишу то, чем я сам захвачен. Когда мне было 25 лет, мне подарили книгу японских стихов, которые произвели на меня огромное впечатление лаконизмом и образностью. Я стал собирать японские гравюры, а потом написал вокальный цикл на стихи японских поэтов. Японский композитор Ооки, когда его послушал, сказал: “О, это чистое дыхание наших гор!”. Для меня это была высшая похвала.

Общаясь с замечательным историком и переводчиком древней поэзии Игорем Михайловичем Дьяконовым, я открыл для себя переводы “Эпоса о Гильгамеше” и “Песни песней” и затем написал музыку к этим великим текстам. При этом я, конечно же, мысленно жил в шумеро-аккадском мире, путешествовал вместе с Гильгамешем и искал Бессмертие. Это вечная тема и, наверное, первое в истории произведение о трагизме небытия. Песнь песней Соломона – напротив, изумительный гимн любви. Когда я писал свою “Песнь песней” и оперу “Мастер и Маргарита”, конечно, воображал Иерусалим. Когда сочинял “Песни Вольницы” на стихи древних русских песен – представлял себе старую русскую деревню.

В конце 70-х годов, мысленно живя в Шотландии, в Эдинбурге, я изучал национальную музыку и нашёл изумительные инструментальные образцы, древние песни и молитвенные песнопения. В Шотландии даже вышла моя авторская статья с этими музыкальными примерами. Разумеется, эта работа отразилась в моей опере “Мария Стюарт” – я писал о Шотландии так, как её слышу, как её чувствую. Я трудно учу иностранные языки, плохо запоминаю слова, но вот музыкальный язык той или иной страны становится мне понятен и близок, когда я слушаю его в реальном звучании.

Чем определяется неповторимый русский колорит многих ваших сочинений?

Читайте также:
Задорнов: сочинение

Сергей Слонимский: Я большой любитель русской старины, фольклора, знаменного распева и строчного пения. Мне кажется, что в каждой национальной культуре есть образцы, которые являются основой. Моя основа – это, конечно, Мусоргский, Глинка, Стравинский, Прокофьев, на которых я воспитан. Но, вместе с тем, в числе моих любимейших композиторов – Монтеверди, Шуман, Брамс, Малер, Шопен… Музыке изначально свойственна универсальность. И, в то же время, в каждом значительном произведении всегда есть тонкий и поэтичный национальный колорит.

В чем видите выражение духа в сочинениях?

Сергей Слонимский: Специально я над этим не задумываюсь, не встаю в позу этакого духовного композитора. Я чувствую, что у человека есть душа, чувствую ее и в себе. Мне кажется, душа проявляется ярче и сильнее всего именно в музыке. Конечно, существование души было бы невозможно, если бы не было Всевышнего. Но я это не демонстрирую и этим не спекулирую.

Удалось ли прикоснуться к тайне “вечной жизни” в творчестве?

Сергей Слонимский: В финале “Мастера и Маргариты” – Вечный Дом. Что это? Это ведь не рай. В этом романе есть загадочные вещи, до сих пор не расшифрованные. Например, почему добрый Иешуа через своего посланца Левия Матвея сообщает Воланду, что Мастер не заслужил света, а заслужил покой? Неужели Иешуа стал начальником-бюрократом, который распределяет свет и тень? Вечный дом – это состояние вечного благоденствия человека с любимой женщиной, возможность работать, творить. То есть та идеальная жизнь, которой Мастеру не хватало на Земле.

Моя тема – личность, индивидуальность. Вовлекаемая в гигантские конфликты общества, эта чистая, нравственно ценная личность гибнет, но морально побеждает. Поэтому финалы большинства моих сочинений печальны.

Гражданская панихида и похороны Сергея Слонимского состоятся в четверг, 14 февраля. Отпевание пройдет в Никольском соборе. Похоронен Сергей Слонимский будет в Комарово.

Кто такой Сергей Слонимский?

В Санкт-Петербурге на 88-м году жизни скончался народный артист России, композитор Сергей Слонимский. Об этом сообщил ответственный секретарь Союза композиторов города Борис Березовский. Сообщается, что Слонимский скончался после продолжительной болезни. «Сергея Михайловича знали и любили все, он был почетным гражданином Петербурга. Никакие важные вопросы, связанные с консерваторией, никогда не решались без учета его мнения. Сложно пока осознать всю тяжесть потери, но мы понимаем, что наследие, которое он оставил, всегда останется с нами, и наши потомки всегда будут обращаться к его музыке как к образцам высокого мастерства», — цитирует ТАСС ректора Санкт-Петербургской государственной консерватории Алексея Васильева.

Биография

Сергей Слонимский родился 12 августа 1932 года в Ленинграде в семье писателя Михаила Слонимского и Иды Исааковны Каплан-Ингель. Заниматься музыкой начал с детства: в 11 лет брал частные уроки. В 1945–1950 годах учился игре на фортепьяно у советского педагога и пианиста Самария Савшинского, а также композиции — у Бориса Арапова и Сергея Вольфензона. Впоследствии поступил в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова (ныне Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А Римского-Корсакова).

В 1958 году Слонимский окончил аспирантуру под руководством композитора и музыкального педагога Тиграна Тер-Мартиросяна.

Кандидат искусствоведения, профессор. С 1959 года преподавал в консерватории музыкально-теоретические дисциплины, а с 1967 до 2019 года — композицию. Также Слонимский принимал участие в фольклорных экспедициях, собирал русские народные песни.

Сергей Слонимский писал музыку к опере, балету и фильмам, сочинения для оркестра и хора, вокально-симфонические сочинения, романсы и песни. Среди его наиболее известных произведений — оперы «Виринея» (1965–1967), «Мастер и Маргарита» (написана в 1970 – 1972 годах, премьера состоялась в 1989 году), «Мария Стюарт» (1978 – 1980), «Гамлет» (1990 – 1991), «Король Лир» (2000 – 2001, премьера состоялась в 2016 году). В 1971 году на музыку Сергея Слонимского был поставлен балет «Икар», премьера прошла на сцене Кремлевского Дворца Съездов. До 1977 года балет шел на сцене Мариинского театра.

Слонимский также написал музыку для фильмов «Республика ШКИД» (1966), «Интервенция» (1968), «О тех, кого помню и люблю» (1973) и других картин.

Награды

Сергей Слонимский — обладатель званий « Заслуженный деятель искусств РСФСР » , « Народный артист РСФСР » . В 1983 году композитору была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки за оперу «Мария Стюарт», в 1995 году — премия правительства Санкт-Петербурга, в 2002 году — Государственная премия в области литературы и искусства. Также он имел ряд других государственных и профессиональных наград за достижения в области композиторского искусства.

Семейное положение

Сергей Слонимский был женат на Раисе Николаевне Слонимской (р. 1948). Она музыковед, доктор педагогических наук и кандидат искусствоведения, профессор СПбГИ. Слонимская является автором учебного пособия «Сольфеджио на материале музыки С. Слонимского».

Сочинение на тему Новый год

Новый год – волшебное время для каждого человека, любого возраста. Этот праздник с нетерпением ждут весь год. Именно в эту ночь происходит столько чудес, что даже самые отпетые критики начинают верить в новогоднее волшебство. Сердца наполняются любовью, а дом невероятной праздничной атмосферой.

С наступлением зимы все вокруг становится невероятно суровым и неприступным. Сугробы снега таят в себе неизведанные и никому непостижные секреты, а солнечный свет так и норовит пробить этот снежный покров. Окружающая белоснежная пелена предвещает всеми любимые праздники. Нов год и Рождество ждут все без исключений. Эти два праздника ставят во главу всех торжеств.

Новый год обычно в каждой семье проходит по определенным традициям. У кого-то место празднования год за годом не изменчиво, у других наполнение стола, а у остальных состав. Данный праздник считается семейным, ибо именно в эту ночь за столом собирается все семейство и их сплачивает одно и то же торжество.

Новый год в моей семье проходит следующим образом… Все собираются у нас дома. За столом сидит как минимум человек 10. На стол накрываем и готовим мы с мамой, а папа занимается покупками и организацией елки и праздника в целом.

Читайте также:
Петрарка: сочинение

В Новогоднюю ночь существует традиция загадывать желание в 00:00, под бой курантов. В это время мы зажигаем бенгальские огни и желаем друг другу всего самого хорошего, кто чего хочет. После идем пускать салют, и взрослые обмениваются подарками, а дети находят свои гостинцы от Дедушки Мороза под елкой. Уровень волшебства на максимуме. Радостная атмосфера после этого царит в доме еще долгое время.

Я считаю, что Новый год не должен мерятся возрастными мерками – это всемирный праздник. В эту ночь можно испытать невероятную силу обновления всего. Меняется год, меняются люди, меняются мнение и взгляды на вещи. Изменению поддается практически все, наша жизнь становится еще более насыщенной и яркой. Мы должны находить в себе силы держаться на плаву каждый последующий год. Наша задача плыть на той волне, которую задал год-новобранец.

Новый год дает почувствовать себя ребенком, даже человеку в 80 лет. Я считаю, что это один из самых главных праздников, когда наши сердца наполняются любовью, радостью и теплом. Пускай за окном холодная зима, но в сердце вечное лето, вечный комфорт и спокойствие.

Сочинение 2

Любой праздник, по своему, интересен и привлекателен. Но для меня всегда лучшим праздником был и есть Новый год. Еще с детства я помню волнующее ожидание его наступления, предвкушение предстоящих подарков, надежду на чудо. А момент загадывания желания? Свое желание я тщательно обдумывал на протяжении всего года и готовился к празднику, как к чему-то необыкновенному.

Такие атрибуты Нового года, как украшенная елка, разноцветные гирлянды, бенгальские огни, фейерверки буквально завораживают и делают этот праздник особенно загадочным, а где-то и волшебным. Запах свежего дерева, снежинки, вера в деда мороза, нарядные костюмы, счастливые лица — все это бывает лишь в Новый год. Каждый год ты знаешь, что будет, а радуешься как в первый раз. Именно в Новый год у меня настоящее чувство праздника.

Приближение праздника в школе

В последнее время я чувствую приближение Нового года еще в школе. У нас это сразу заметно. В конце декабря школа преображается и все в ней дышит по-другому. И дело не только в ее нарядном убранстве, но и в людях. Учителя чаще улыбаются, а в воздухе витает запах таинства. Вдруг начинаешь понимать, что ты нужен школе, ты неразрывная часть ее.

В школе устраивают концерты, причем каждый год разные. Мы с одноклассниками понимаем, что скоро расстанемся на время каникул и это еще больше сближает нас. Я заметил, что перед Новым годом люди становятся добрее, с теплотой вспоминают своих близких, с удовольствием выбирают подарки, вместе собираются. Этот праздник объединяет людей. Сильная вера и надежда на лучшее в новом году помогают оставить плохое в прошлом.

Я думаю, что Новый год ждут люди на всей планете. Также, как я, с нетерпением, в преддверие чего-то очень хорошего и долгожданного. Я осознаю всю прелесть данной сказки, в которую до сих пор так хочется верить. И продолжаю верить.

Как я встречу новый год

Прекрасный праздник новый год. Каждый раз мы провожаем разные символы и встречаем новые. И так каждый 12 лет они меняются и именно в этом году символ года будет приносить вас удачу и много добра. С каждым разом он кажется все интереснее и все добрее.

Как же я хочу провести этот новый год. Для начала нарядить большую пышную елку различными сверкающими шариками, мишурой и гирляндами, а на самую верхушку большую красивую звезду. Наклеить снежинки на окна и украсить комнату различными фигурками деда мороза и снегурочки. Настроение уже новогоднее, но он еще не скоро ждать курантов еще два дня. Так долго кажется длится время, когда ты в ожидании.

И вот 31 декабря. Я бегу под елку открывать подарки, которые как сказала мама мне принес ночью дед мороз за то что я вел себя хорошо в этот году. Позвонить поздравить друзей и ждать конечно же гостей при этом помогая маме на кухне готовить.

За окном градусов тридцать ниже нуля и снежинки все кружатся в воздухе плавна ложась на покров земли. Они такие красивые и такие разные. С папой мы вышли порадоваться этому зрелищу и сделать красивых снежных ангелов, которые тоже будут рады новому году. Ну и какой новый год без мандаринов. Они по всюду, они очень вкусные, ведь именно в этом заключается дух нового года.

Время уже вечер и гости начинают подходить с подарками и поздравлениями, садятся за стол и ждут куранты. Слушаем поздравления и итоги уходящего года от президента, а позади мелькает наша елка, которую недавно мы наряжали всей семьей. Открытое шампанское взорвалось очень громко и у каждого по бокалу в руке.

Куранты пробили полночь и все загадали желания прокричав дружно ура. За окном загромыхали салюты все люди счастливы и в этот момент трудно не верить в чудо. Именно так я хочу провести новый год. С родными и близкими. С семьей и друзьями.

Вариант 4

Иногда я задумываюсь над смыслом различных праздников и вижу в этом единственный основной смысл – сделать календарь какой-то целостной структурой.

К примеру, на протяжении года есть дни работников различных профессий. Никто не остается без собственного профессионального дня.

Таким образом, мы отдаем некоторые почести всем людям в стране, благодаря которым и существует государство и фактически и крутится этот календарный год. Каждый человек становится частью года, частью общего движения. Повторение цикла продолжается ежегодно и представляет собой некоторое упорядоченное движение.

Читайте также:
Симонов: сочинение

Новый год является в свою очередь точкой отсчета, от которой очередной цикл начинается и в которой также завершается. Понятное дело, день вполне формальный, ведь, по сути, Новый год он каждый день. Дело зависит от того откуда брать отсчет.

Так или иначе, эта точка отсчета имеет существенное значение для всех людей. Начинается очередной цикл, этот переход традиционно знаменуется своеобразным напутствием и подведением итогов от главы государства.

Поэтому в этом празднике заключается глубокое единение народа. Люди всех профессий и вариантов занятий, которые обеспечивали функционирование всего государства, начинают очередной годовой период. Конечно, в этом есть повод для празднования.

Именно поэтому так актуально на такой праздник подвести и собственные итоги. Именно поэтому так популярны различные обещания, которые люди дают себе на очередной период и цели, которые люди ставят на следующий год.

Для меня каждый Новый год сейчас не ассоциируется с типичными атрибутами, такими как оливье и мандарины, каникулы. Этот праздник является в большей степени символическим и позволяет мне ощущать себя частью некого единства, непрерывной круговерти, в которой и я занимаю какое-то пространство и имею какую-то роль. Наверное, смысл этого праздника и существует для такого глобального понимания.

Сочинение Что сказала мне мама перед Новым годом

Готовимся к празднику

В современном мире празднуется колоссальное количество праздников, но среди них Новый Год – самый любимый и долгожданный. В ожидании Нового Года начинаешь верить в чудеса, наряжать елку, в ожидании подарков от деда мороза, за то, что хорошо вел себя весь год, родители накрывают стол различными вкусностями, а по квартире разносится сладкий запах мандарин и конфет.

К Новому Году всегда готовишься заранее, что бы успеть завершить все начатые дела. Мне мама всегда говорила, что нельзя вступать в новый год с неоконченными делами и долгами, так как в новом году будут преследовать несчастья, потому я всегда спешил к 31-му декабря все начатые дела завершить.

Праздничный стол

К праздничному столу мама традиционно готовит много вкусных блюд, но неизменным среди них, как и во многих других семьях, является, конечно же «оливье». Это, пожалуй, одна из причин, почему я так сильно люблю Новый Год.

Обычно я стараюсь не спать до наступления Нового Года и просматриваю подборку новогодних фильмов, одним из моих любимых, неизменно остается «Один дома». Под каждый бой новогодних курантов я загадываю желание. Как сказала мне мама перед Новым Годом: «сколько желаний успеешь загадать под бой курантов, столько обязательно и сбудется». Прослушав новогодние поздравления президента, мы всегда отправляемся запускать в небо салюты, хлопушки, и зажигаем бенгальские огни.

Слова мамы

Мама мне всегда говорила, что Новый Год – семейный праздник, и потому встречаем мы его всегда в кругу всех родственников и друзей. Танцы и музыка у нас не прекращаются до самого утра. А на утро я спешу заглянуть под елку и посмотреть, что же мне принес дед мороз. В прошлом году под елкой я нашел много конфет, новую зимнюю куртку и приставку с играми.

Я очень люблю Новый Год, особенно когда на улице по настоящему зимняя погода: лежит снег и можно слепить из него снежную бабу, поиграть в снежки или оставить на снегу след ангелочка. Мама говорить, что перед Новым Годом даже взрослые впадают в детство и начинают верить в чудеса.

Несколько интересных сочинений

Речи и мысли Наполеона в романе характеризуют его как циничного, эгоистичного самоуверенного правителя, не осознающего свою ответственность за совершаемое.

Вопрос Почему Мертвые души- поэма? появился и волнует читателей с момента выпуска произведения в 1842 году.

В начале романа Александру 28 лет. Он еще молод, но уже давно не юн и незрел. Внешность государя описывается приятной наружностью, пышущей молодостью и императорским величием. По характеру он – благородный рыцарь

С давних времен и по сей день существует такая проблема, как конфликт отцов и детей. Она считается вечной, и затрагивает каждое поколение. Всему виной разница во взглядах старшего и младшего поколений

Передо мной картина Петрова-Водкина «Селедка». Стоит отметить, что художник часто изображал еду на своих натюрмортах. Смотря на картину, сначала может показаться, что еда довольно простая и примитивная

Сочинения про Новый год

Новый год для меня – самый любимый и долгожданный праздник. В преддверие Нового года мною овладевает странное чувство, что должно случиться что-то волшебное и радостное. Повсюду атмосфера праздника, и люди готовятся к его приходу – покупают пышные ели домой, различные фрукты и сладости на стол, и конечно, подарки для своих близких. Для детей, Новый год – это настоящая сказка.

Накануне Нового года мы начинаем готовиться к его празднованию. Украшаем нашу елку и комнаты яркими гирляндами и игрушками, мишурой и разноцветными шарами. Квартира преображается, становится праздничной и еще более уютной.

Каждый год к праздничному столу мама готовит много всего вкусного и необычного. К нам в гости приходят близкие друзья и родственники. Все веселятся, поют и танцуют, участвуют в забавных конкурсах. Ближе к полуночи, выходим на улицу, запускаем салюты и любуемся красивым фейерверком. Повсюду слышны поздравления, восторг и радость от прихода Нового года. А на утро, я с нетерпением бегу к елке, чтобы узнать какой же подарок мне подарили.

Уверен, что в этом году празднование Нового года будет еще увлекательнее, а наступающий год принесет лишь счастье и радость!

  1. «Как я встретил новый год»
  2. «Новый год – потрясающий праздник»
  3. «Наступает Новый год!»
  4. «Скоро Новый год!»
  5. «Новый год… Волшебство…»
  6. Мини-сочинения про «Новый Год»

Сочинение «Как я встретил новый год» 7 класс

С планом и эпиграфом! Этот праздник бывает лишь раз в году. Его ждут абсолютно все люди на земле от мала до велика. Ждут с нетерпением. Многие заранее готовятся встретить его как подобает. Нет, это не день рождения, это новый год! В новогоднюю ночь, под бой курантов, все загадывают свои желания. Загадывают, и искренне надеются, что оно сбудется в наступающем новом году. Небо сотрясается от огромного количества салютов, оно полностью светится, будто радуется вместе с нами. В эту ночь все получают новогодние подарки, и дарят их другим. Такой шикарный праздник требует подготовки.

Читайте также:
Бородин: сочинение
Сочинение «Новый год – потрясающий праздник» 6 класс

Новый год – потрясающий праздник! Все украшено, везде огоньки, дома посреди комнаты вырастает колючее дерево. Люди в Новый год становятся добрее и счастливее. Все заняты приготовлениями к торжеству. Ищут украшения для елки, саму елку, подарки под елку. Дети пишут письма Деду Морозу и с волнением ждут праздника.

Сочинение «Новый год… Рождество… Волшебство…» 7-9 класс

Зима припорошила искрящимся снегом городские улицы, надела на деревья роскошный наряд. Мороз покрыл причудливыми узорами окна домов, заковал реку в ледяные оковы. На крышах домов выросли сосульки. Это значит, что скоро Новый Год!

Новый Год – это самый волшебный, самый красивый, самый таинственный и веселый праздник! С начала декабря город начинает готовиться к торжеству: улицы украшены разноцветными огнями, на площадях города выросли величавые ёлки, в витринах магазинов мерцают новогодние гирлянды. Создается ощущение, что ты попал в сказку. В это время даже воздух пропитан новогодним волшебством.

Сочинение «Наступает Новый год!» 4 класс

Наступает Новый год! В этом Новом году я обещаю быть послушным, добрым и отзывчивым. Я буду помогать своим родителям маме, папе, бабушке, дедушке. Новый год мы отпразднуем в кругу семьи. Дождемся тоста президента. Его будут показывать на всех каналах в одно и тоже время. И будем веселиться всю ночь!

Сочинение «Скоро Новый год!»

Скоро Новый год! Каждый из нас по-своему ждет этого замечательного праздника. Кто-то мечтает о подарке, кто-то мечтает куда-то съездить и тому подобное. Но самое главное – мы все ждем этого праздника с нетерпением. Все мы готовимся к этому празднику, как минимум за месяц. Родители выбирают Праздничное меню, что одеть, что подарить друзьям и близким и тому подобное. Но мы – дети – тоже не остаемся в стороне. Мы тоже мечтаем о заветных подарках от деда Мороза и близких людей.

Мини-сочинения на тему «Новый Год» 2, 3, 4 класс

«Новый Год» Новый год! Самый замечательный праздник! Ночь.. 12 часов. Бой курантов. Поздравление с Новым годом от президента. Салют. Звон бокалов. Радость. Смех. Встречают этот праздник по-разному. Но желают одно и то же: счастья, удачи, здоровья. Новый год! Замечательный праздник! Ждём тебя! Приходи скорее!

«Новогодняя ночь» Новогодняя ночь – самая чудесная и волшебная ночь в году. Ведь миллионы людей разных национальностей, в разных уголках нашей планеты, этой ночью не спят, как бывает обычно, а празднуют в кругу семьи и близких людей новогоднюю ночь – смену старого года новым.

«Новый Год» Этот радостный и всеми любимый праздник, морозный и красочный Новый год в нашей семье принято встречать в тихой и теплой домашней обстановке, в кругу дорогих и близких людей, которые искренне наслаждаются обществом друг друга. Нам никогда не скучно вместе, и я всегда предпочту семейное застолье компании веселых сверстников.

«Любимый праздник – Новый Год» Новый год – лучший праздник на свете! С самого детства остается он в наших сердцах, и живет вечно.. Каждый год ожидаем мы волшебства, стремясь наконец-то прикоснуться к чуду, к волшебному празднику зимы!

А сколько радости доставляют новогодние хлопоты? Сколько забот предвещают они? И только в бой курантов мы можем вздохнуть спокойно, и наслаждаться этим незабываемым моментом. Запахи.. Сколько волшебных новогодних ароматов мы знаем? Запах елки, мандаринов, предвкушаем запах любимых конфет и пирожных, и конечно же запах чуда посетившего дом! Сердце переполняется радостью в эти минуты! Как хорошо, что есть такой праздник – Новый год!

О «Новом годе» Новый год – праздник, который все очень любят. Хотя многие народы не отмечают Новый год (например, англичане празднуют только Рождество), в России очень ждут Новогоднюю ночь. В Новый год на столе множество угощений, обязательно – оливье и мандарины. Все веселые и счастливые, в ожидании полуночи. Наверно, все любят этот замечательный праздник.

«Скоро Новый год!» Совсем скоро наступит Новый год! – любимый праздник для детей! Дети с радостью играют в снежки и катаются на санках. А самое замечательное, что придет Дедушка Мороз и подарит долгожданные подарки. На утренниках и празднование Нового года ребята повеселятся с Дедом Морозом и Снегурочкой! Все дети любят и с нетерпением ждут Новый год!

«Почему я люблю Новый год» Из всех праздников в году мне больше всего нравится Новый год. Почему? Спросите вы.

Во-первых, ты с нетерпением ждёшь следующий год. Знаешь, что в следующем году ты станешь на один год старше.

Во-вторых, ты собираешься за столом всей семьёй, считаешь, сколько секунд остается до первого января. Открываешь подарок и радуешься вместе с близкими. Особенно радостнее дарить подарок своими руками, представляя лицо получаемого человека, ты радуешься больше чем он. Смотря в окна, ты видишь радостные лица людей, держащие бенгальские огни.

Вот почему мне нравится этот праздник!

Не нашли что искали? вот еще

Важно знать: Сочинения представлены в ознакомительных целяx. Используйте данный материал в качестве идеи для написании уникальной работы. Всё получится! Успехов и хороших оценок!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: