Сон Раскольникова об убийстве лошади (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».): сочинение

Пусть герой страдает: как заставить читателя сопереживать

В первой главе романе Достоевского «Преступление и наказание» описывается сон Раскольникова о лошади. Анализ этого сновидения кратко раскрывает внутренний мир и эмоциональное состояние Родиона. Авторы довольно часто применяют подобную форму в своих произведениях. При помощи этого приема они подают скрытую от читателя информацию более ярко и завуалированно. Стоит заметить, что герой относился к животным с большим трепетом и не терпел жестокого отношения к ним. Сновидение возвращает главного персонажа в детство, где он беззащитный и совсем маленький.

Есть персонаж — есть эмпатия

Имя, основные жизненные обстоятельства и чувства, пусть и не явно выраженные, — этот минимум уже способен высечь искру эмпатии: простое оповещение слушателя о существовании другого человеческого существа само по себе активирует сеть зеркальных нейронов.

По этой причине даже стереотипный персонаж из второсортной литературы получит свою долю нарративной эмпатии: описание не обязательно должно быть реалистичным, сойдет и довольно халтурное. Литературовед и когнитивист Патрик Колм Хоган замечает по этому поводу:

«В то время как литературные критики и профессионалы ценят романы за то, что те нарушают условности и сдвигают нормы, реакция читателей на знакомые ситуации и шаблонные сюжетные ходы активирует искреннюю эмпатию — к предсказуемым поворотам и трафаретным персонажам».

Впрочем, яркие и необычные образы действуют иначе: замедляя темп чтения, они позволяют читателю лучше прочувствовать героя, отмечают литературовед Дэвид Миалл и психолог Дон Куикен.

Несмотря на то что схожесть читателя с литературным героем (в особенности схожесть жизненных целей) способствует отождествлению, он не обязательно должен разделять наши взгляды на жизнь или быть чем-то на нас похожим; он может быть другого возраста, пола/гендера или религиозных убеждений. Это может быть даже животное — главное, чтобы читателю поведали о том, как его зовут, как оно выглядит, какими чертами характера обладает, как себя ведет, какую роль в развитии сюжета играет и как разговаривает.

Смысл сна

При анализе сна Раскольникова многие исследователи произведений Достоевского почти однозначно полагают, что его сутью является неготовность Родиона преступить государственный закон и проверить собственную теорию на практике. Сновидение говорит о том, что у главного персонажа сильно много человечности, поэтому он морально не готов к преступлению, которое намеревается совершить.

Душа парня слишком кроткая, эмоциональная и чувствительная. Молодой человек хочет проверить личную теорию о том, что окружающие люди делятся на определенный материал. Ради этой цели он способен пойти на убийство и если необходимо, то лишиться свободы.

Сон о лошади в «Преступлении и наказании» показывает такие качества Раскольникова:

  • чувство справедливости;
  • юношеский максимализм;
  • доверчивость.

Родион относит себя к независимой от обстоятельств категории людей. Он постоянно доказывает самому себе, что гибель процентщицы является добрым делом по отношению к тем, кто долгое время находится у нее в долговой кабале.

Персонаж давно принял решение, но не готов совершить убийство. Другими словами, он не может осознать всей сути желаемого.

Душа Раскольникова пытается сопротивляться и бороться с рассудком. Этот момент и подчеркивает сновидение о забитой лошади. Очень важно, что ночные грезы приходят накануне задуманного преступления. Они подсказывают Родиону, что он вовсе не тот человек, который обязан спасти мир путем борьбы со злом своими руками.

Пусть герой действует

Вместо того чтобы описывать характер героя, позвольте ему действовать и объясните мотивы его поступков — так вы с большей вероятностью вовлечете читателя эмоционально и сподвигнете его проецировать личные переживания на персонажа.

Источник: nuvolanevicata / istockphoto.com

Пусть герой страдает

Эмпатия к вымышленным персонажам проявляется легче и быстрее, когда те переживают негативные эмоции. Сьюзан Кин замечает, что, хоть ее студенты нередко описывают единение с героем в моменты радости и наслаждения, эмпатическое сострадание трогает гораздо глубже.

«Такие горькие и тягостные переживания, как скорбь или досада, больше нуждаются в целебной силе сочувствия», — объяснял Адам Смит в «Теории нравственных чувств». С другой стороны, несчастья персонажа трогают нас потому, что мы часто переносим их на себя: текст, пробудивший затаенные страхи читателя, с головой затянет его в море эмпатии. По той же аналогии нам легче сопереживать героям, которые — как и мы — совершают ошибки.

Детские страхи героя

Сон Раскольникова о забитой кляче возвращает его в детство, где ему всего 7 лет. Достоевский в кратком содержании этого эпизода затрагивает воспоминания Родиона из реальной жизни. Герой довольно тяжело переносит плохое обращение с животными. Он часто видит, как люди избивают лошадей по глазам. В сновидении главный персонаж возвращается в беззаботный период, в котором с ним рядом находится отец, а следовательно, мальчик вроде бы защищен.

Но в снах Раскольников не испытывает чувства душевного спокойствия, поэтому их нельзя назвать очень радостными.

Родион в этой сцене наблюдает за поведением пьяной компании, которая хочет заставить коня ехать вскачь. Но животное слишком тощее и чересчур маленькое, поэтому несправедливость этой ситуации налицо. Оно не способно сдвинуться с одного места, а желающих покататься становится все больше. Ребенку очень больно от того, что кобылу хотят замучить.

Однако толпа не желает замечать абсурдности событий. Люди бьют клячу по бокам, неистово хлещут по глазам и морде. От подобной несправедливости у Раскольникова случается истерика. Мальчик хочет защитить коня и спасти его. Но он неспособен ни морально, ни физически достучаться до окружающих.

Следите за ритмом

Эмпатия обычно возрастает в середине сюжетных линий, когда проблема или загадка, стоящая перед персонажами, еще не решена, и спадает (а иногда пропадает) в моменты колебаний и метаний. Зная об этом, автор может контролировать темп и структуру повествования, чтобы повысить уровень читательской эмпатии, — например, использовать многоуровневое повествование, придать концовке силы или оставить ее слабой.

Читайте также:
Судьба Мармеладовой и Раскольникова: сочинение

Учтите, что сложность и прерывистость текста может служить преградой сочувствию: возможность проследить причинно-следственную связь упрощает отождествление с персонажами и, следовательно, эмпатию.

Форма имеет значение

Уровень вовлеченности и сочувствия зависит от длины произведения, его соответствия жанру, прорисованности места действия, количества томов в книжной серии и темпа повествования.

Что касается авторского стиля, некоторые исследователи считают, что эстетические достоинства произведения повышают шансы возникновения эмоционального ответа и нарративной эмпатии. Другие предполагают, что чрезмерное восхищение авторским стилем отвлекает читателя, мешает его погружению в вымышленную реальность и, соответственно, сопереживанию ее обитателям.

Стихотворение в прозе как жанр

Чаще всего стихотворением в прозе называют короткие прозаические произведения, которые по своему характеру напоминают лирические стихотворения. Такие произведения проявили себя, как жанр, в европейской прозе 19 века. Главным отличием от стихотворения является отсутствие стихотворной организации речи.

Стихотворению в прозе присуща повышенная эмоциональность и бессюжетная композиция, а характер изображается лишь в одном его проявлении. Такое произведение называют именно стихотворением, потому что действительность в нем изображается со стороны субъективного переживания, а не путем изображения объективных явлений.

Стихотворению в прозе в обязательном порядке присуща специфическая лиричность и эмоциональность речи автора. Это наличие эмоциональных пауз и обилие восклицательный, вопросительных построений фраз, и своеобразная мелодичность и ритмичность слов. Примерами стихотворений в прозе являются «Маленькие поэмы в прозе» Бодлера и «Стихотворения в прозе» Тургенева.

Станьте героем сами

Согласно анализу Кин, самым безошибочным инструментом воздействия на читателя было и остается повествование от первого лица. Позиция, с которой автор имеет возможность изобразить внутренний мир и эмоциональное состояние героя, наиболее выгодная, потому что такой подход передает «подлинные» мысли героя, напрямую связывая его с читателем. Несмотря на то что повествование со стороны вызывает слабую эмпатическую реакцию, третье лицо, или «всезнающий рассказчик», также вызывает доверие и эмпатию. Такой ракурс позволяет автору перемещаться от одного героя к другому, достоверно воспроизводя их мысленные монологи через несобственно-прямую речь и создавая наиболее полную картину происходящего — прием, которым мастерски пользовался Флобер, создавая мир «Мадам Бовари».

Как использовать связь между внешним и внутренним состоянием для влияния на зрителей

11.11.201924.11.2019 Елена ЛитвиненкоPosted in Выступления на камеру и онлайн, Профессиональное саморазвитие

Хотите симпатий и доверия? Тогда вряд ли стоит руководствоваться принципом «я – такой, как есть и не хочу ни под кого подстраиваться». Придется пересмотреть свои предпочтения в одежде. Согласитесь, если вас пригласят к английской королеве, то вам придётся выглядеть так, как принято при дворе, не так ли? Кроме того, следует учитывать тот факт, что изменение внешнее — и внутреннее состояние изменяет.

Любому оратору, эксперту, тренеру, руководителю необходимо подбирать имидж соответственно той аудитории, перед которой он собирается выступать. Ведь известно, что «свой» или «чужой», в первую очередь, мы определяем глядя на внешний вид. По цвету футболки люди определяют из какой команды игрок или по форме из какой армии солдат, какую организацию представляет служащий. В соответствии с этим, человеку свойственно практически мгновенно ощущать симпатию или неприязнь.

Существует два пути сменить внешний вид человека:

  1. Естественный, который происходит постепенно от внутренних перемен и изменений в образе жизни — к внешним. К примеру, с увеличением достатка, как правило, люди становятся более ухоженными, часто полнеют и меняют гардероб.
  2. Мгновенное преображение внешности, при котором изменения идут от внешнего к внутреннему образу. При этом, замечено, что со смены внешнего вида начинаются глубокие позитивные личностные изменения для подавляющего большинства людей. Изменяется не только внутреннее ощущение себя, меняются жизнь и судьба…

Мэри Кэй Эш говорила: «Если ты пока ещё не королева – притворись ею!», а значит: выгляди как королева, двигайся как королева, говори, как королева, действуй как королева и ты ею обязательно станешь.

Внешнее и внутреннее состояние связаны. Как это использовать?

Актеры меняют внешность со времён возникновения театра. Актёр в костюме нищего ведёт себя как нищий, а в костюме принца принимает осанку и манеры принца . Теперь этот эффект начали использовать и психотерапевты. Они предположили, что для нового самоощущения (а потом и для новой жизни) не годится старый костюм.

Мгновенное преображение внешности – это любимая уловка для шпионов, а также приём, который часто употребляется в повествовании детских сказок. Искусно изменив внешность, чтобы скрыть свою истинную сущность, человек неизбежно начинает двигаться иначе, говорить иначе, меняется его поведение. Если мы хотим для общения с малознакомыми людьми, как можно быстрее стать «своим», то, образно говоря, надо облачиться в «футболку их команды».

Этот эффект вы, скорее всего, наблюдали не раз, и даже ощущали на себе. Вспомните, как вы реагировали на слова кого-либо из политиков, утверждавших, что он такой же простой парень, как и вы, однако при этом одетого «с иголочки» от кутюр, с дорогущими часами на запястье. Или же вот вам абсолютно противоположный пример – презентации продукции Apple Стивом Джобсом, который отлично понимал, какую аудиторию он хочет заинтересовать. Именно для того, чтобы стать «своим», он проводил свои презентации в джинсах и свитере!

Как открывать сердца и двери, используя внешний вид?

Самая яркая история мгновенного преображения–это Золушка. Она по мановению волшебной палочки, получает в подарок от Феи полное изменение имиджа. Во-первых, её преобразили внешне (лицо, прическа, макияж). Во-вторых, длинное платье с корсетом изменило её осанку, а изящные хрустальные туфельки — походку.

Читайте также:
Роман «Братья Карамазовы» – вершина мистического реализма Достоевского: сочинение

Ну и, в-третьих, как водится, самое интересное: увидев своё отражение, она изменилась внутренне. К счастью, характер её остался, по-прежнему, добрым и отзывчивым, но совершенно изменилось внутреннее состояние. Ведь от внешнего вида человека часто зависит уверенность в себе, в своей привлекательности, что неизменно накладывает отпечаток его манеру поведения, а уж тем более выступление и общение.

Давайте вспомним историю Золушки. Во дворце, куда она попадает благодаря своему преображению, она легко становится «своей». Свободно общается с королём и принцем, ощущая себя среди равных. И уже потом, в общении она проявляет свои лучшие качества. Ее оценили как личность. Поэтому, её жизнь меняется кардинально.

Вы подумали, что стоит только изменить имидж и… весь мир в кармане? Увы, это не так. Золушка страстно желала попасть на бал. А чтобы изменить свою жизнь, она неустанно трудилась. Преображение внешности стало шансом, который она использовала.

Это вам тоже может быть интересно:

Упражнения на ускорение и замедление темпа речи для публичных выступлений

Упражнения для речи, чтобы управлять энергетикой во время выступления

Методы и приемы, чтобы преодолеть страх публичных выступлений

Выступление оратора без улыбки — это нереализованные возможности

Эти правила точно сработают?

Не обязательно. Эмпатия бывает непредсказуемой, проявляется от случая к случаю и не всегда совпадает с нарративными установками. Сочувствие может возникнуть не к тщательно прорисованному главному герою, а к схематически набросанному персонажу. Кин называет феномен несоответствия авторского замысла читательской эмпатии «эмпатической неточностью».

К тому же нарративную эмпатию может случайным образом усилить соответствие текста определенной исторической, культурной или общественной ситуации: контекст художественного произведения влияет на качество, силу и оттенки эмпатии.

Кин замечает, что ни один роман не в состоянии вызвать эмпатическую реакцию всех без исключения читателей. Такие особенности, как возраст, опыт, предубеждения, знания об описываемом периоде и даже качество внимания, влияют на то, как мы распознаем чужие эмоциональные состояния; на этот навык влияют и унаследованные генетические характеристики. Как отмечал Майкл Стейг, «определенные личные качества и опыт позволяют некоторым читателям оригинальнее и глубже других разбирать эмоциональный пазл литературного произведения».

Сон Об Убийстве Лошади (Анализ Эпизода Из Главы 5 Части Романа Ф М Достоевского Преступление И Наказание )

Сон Раскольникова о лошади (анализ)

Эта сцена со сном показывает Раскольникова совсем с другой стороны. Его душа очень ранимая и эмоциональная. Он совсем не готов совершать противоправные действия, которые ему хочется спланировать и совершить. Он слишком человечен по отношению к людям. Можно смело сказать, что Раскольников хочет узнать, правдива ли его теория о людях «материалах», и людях, которые в любой ситуации могут наплевать на свою совесть и сердце, и пойти против закона.

Сон возвращает его в детство. С самого детства Родиона воспитывали как христианина и очень чувствительного и отзывчивого мальчика, а особенностью Родиона была большая любовь к животным. И вот во сне он видит, как большая компания пьяниц плохо обращается с красивой, но очень худой лошадкой. Лошадь уже с ног валится, а желающих на ней прокатится все больше. От сильной несправедливости у Родиона случается истерика, он хочет помочь животному, но он не в состоянии достучаться к убийце.

Повествование о сильном избиении клячи настолько реалистично выглядит, что читатель невольно участвует в выдуманной ситуации. Ему очень жалко лошадь и невыносимо оттого, что нельзя остановить беснующихся окружающих. Если внимательно проанализировать произведение, то становится видно, что Достоевский применяет большое количество восклицательных предложений и этим только подчеркивает ужасную атмосферу происходящего. Самым страшным является общее безразличие толпы.

При анализе сна Раскольникова многие исследователи произведений Достоевского почти однозначно полагают, что его сутью является неготовность Родиона преступить государственный закон и проверить собственную теорию на практике. Сновидение говорит о том, что у главного персонажа сильно много человечности, поэтому он морально не готов к преступлению, которое намеревается совершить.

В романе два Миколки. Во сне Миколка – хозяин лошади, решивший прокатить пьяную толпу. Он бьёт свою «кобылёнку», потому что она ему «сердце надрывает». В портрете этого крестьянского парня подчёркивается его греховное начало: «молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом». Но есть и Миколка – праведник. Это юный маляр, решивший взять на себя грех Раскольникова и пострадать, чтобы очистить свою душу. В портрете этого Миколки подчёркивается высокая духовность, готовность на подвиг: «В глазах его сверкала решимость, но в то же смертная бледность покрывала лицо его, точно его вели на казнь. Совсем побелевшие губы его слегка вздрагивали». Толстый краснорожий грешник Миколка и бледный, с тонкими сухими чертами лица Николай не случайно носят одно имя. Это как бы два лица одного народа, в самой низости своей хранящего правду Божию.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» состоит из шести частей. В первой части герой совершает убийство старухи- процентщицы, в остальных повествуется о шагах молодого человека на пути раскаяния. Такая композиция романа подчёркивает мысль о том, что совершить тяжкий грех легко, а чтобы искупить его, необходимо пройти длительный путь, полный страдания.

Сон Об Убийстве Лошади (Анализ Эпизода Из Главы 5 Части Романа Ф М Достоевского Преступление И Наказание )

Контраст читатель видит уже в описании городка, являющемся началом эпизода: кабак, вызывающий страх у мальчика, противопоставлен церкви, стоящей посреди кладбища; и эту церковь семилетний Раскольников любит. Ребёнок не боится кладбища, могилки родных вызывают у него религиозное чувство. Не случайно то, что мальчик с отцом идут к кладбищу с церковью, но останавливаются у кабака и становятся свидетелями ужасающей сцены. Так впоследствии главный герой романа (уже не мальчик, а молодой человек двадцати трёх лет), душой тянущийся к Богу, увидит смерть: только из неравнодушного наблюдателя убийства он превратится в убийцу, который попытается стать равнодушным, потому что “сильные мира сего”, по мнению героя, не должны подвергаться мукам совести.

Читайте также:
Пророческое слово Достоевского: сочинение

Когда Достоевский рисует картину убийства лошади, в его палитре становится преобладающим кроваво-красный цвет — цвет агрессии, смерти (у Миколки мясистое, красное лицо, налитые кровью глаза; у лошади — окровавленная морда). Убийца Миколка вызывает у читателей возмущение и ненависть: здоровый, крепкий мужик убивает слабое, беззащитное существо. Говоря о лошади, Достоевский называет её словами с уменьшительно-пренебрежительными суффиксами (лошадёнка, клячонка, кобылёнка), для того чтобы подчеркнуть бессилие животного, его невозможность защитить себя.

В толковании сна исследователи творчества Ф.М.Достоевского практически однозначно сходятся во мнении, что его суть – неготовность персонажа преступить закон, проверить свою теорию в действительности. Сон говорит о том, что у Раскольникова слишком много человечности, он не готов к убийству, которое планирует совершить. Душа молодого человека слишком тонкая, он чувствителен и эмоционален. Раскольников готовится проверить свою теорию о том, что все люди делятся на “материал” и тех, кто способен преступить закон, совесть, если это необходимо.

Он видит пьяную компанию, которая пытается заставит лошадь ехать “вскачь”. Она маленькая и тощая. Несправедливость ситуации налицо: кобыла не в состоянии сдвинуться с места, а желающих прокатиться всё больше. Мальчику неистово больно оттого, что страдает животное, но окружающие, кажется, не замечают абсурдности ситуации: хлещут кобылу по бокам, стегают по морде и глазам. От вопиющей несправедливости у ребёнка случается истерика, он хочет спасти животное, помочь ему, но не физически, не морально не в состоянии достучаться до убийц.

Ответы к заданию: 1) Совершение пробы — посещение старухи-процентщицы. 2) Знакомство с Мармеладовым, историей его жизни; 3) Помощь Мармеладову. В комнатке семейства Мармеладовых. 4) Получение письма от матери. 5) Встреча с пьяной девочкой и охота за ней «жирного франта».

Обратимся теперь не к символам этого сна, а к самому Родиону, который во сне погрузился в мир своего детства. Он вновь переживает кошмар, свидетелем которого был в раннем детстве: Родион вместе с отцом направляется на кладбище, чтобы навестить могилу маленького брата, погибшего в 6-месячном возрасте. А путь их пролегал через кабак. У кабака стояла ломовая лошадь, которая была запряжена в телегу. Из кабака вышел пьяный хозяин лошади и стал приглашать своих приятелей прокатиться на телеге. Когда старая лошадь не сдвинулась с места, Микола стал хлестать ее кнутом, который он затем сменил на лом. После нескольких ударов лошадь умирает, а Родион, видя это, бросается на него с кулаками.

Сны, которые видит во сне человек, передают психологическое состояние самого человека. Очень много писателей используют такой прием для того, чтобы более точно и ярко описать внутреннее состояние главных или второстепенных героев. Сон о лошади, который видит Раскольников, также несет в себе нечто таинственное, что поможет понять его внутренние переживания и эмоции.

В основе построения эпизода лежит принцип антитезы: противопоставлены тощая клячонка и ломовые лошади, которые перевозят тяжёлые телеги, Миколка, убивающий животное, и мальчик, целующий мёртвую голову лошади, зрители, хохочущие и острящие, и свидетели убийства, осуждающие Миколку и жалеющие Савраску.

«Преступление и наказание» является своеобразным напутствием, даже наказом Ф. М. Достоевского для читателей, особенно для молодых, подобных Раскольникову, которые также пытаются как можно раньше оказаться среди гениев, как их кумиры. Автор прекрасно передаёт весь психологизм такого мышления и показывает, что это не так уж и плохо; он показывает, что каждый имеет право искупить свою вину и стать новым человеком так, как это сделал Родион.

Каждая деталь романа связана с Раскольниковым, потому что произведение посвящено ему и, в целом, мир — «Петербург Достоевского» — это версия города, которую видит именно Родион; его глазами передаётся суть Петербурга в романе. Город предстаёт исключительно грязным, вонючим, с гнетущей атмосферой — это тот образ столицы, который в голове героя, а не объективное его отображение.

Сочинение: Сон об убийстве лошади (анализ эпизода романа Ф

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказа­ние» их уже невозможно различить. Сон о трихинах и сон Свидригайлова, иллюзии Раскольникова и бред Мармеладова — в равной мере и пророчества, и характеристика, и фило­софские этюды. Первый сон в романе — сон Раскольникова об убийстве лошади. Этот сон он видит после «пробы», и он вплетается в сложную систему обоснований убийства. Он снится Раскольникову сразу после того, как он проявил сострадание, опровергающее его систему, и сон этот сам Раскольников называет «безобразным».

И если в начале сна мы видим благочестивого Родиона, для которого вера еще жива, для которого она дышит и красотой обряда, и доверием, то взрослый Раскольников будет искать хоть мало­го огонька веры до самого эпилога. Бессилие отца лишило его этой детской, истинной веры, и стало все разрешено, не стало никакой власти, кроме власти собственного рассудка, склон­ного к заблуждениям.

Раскольникову снится его детство, родной городок. Детство обычно ассоциируется с самым беззаботным периодом жизни, лишенным необходимости прини­мать жизненно важные решения, брать на себя всю ответственность за свои поступки. И не случайно именно в детство возвращается Раскольников во сне. Уже по этому можно судить, что проблемы взрослой жизни его угнетают, он хочет отказаться от них, не знать их вовсе. Кроме того, детство подразумевает инстинктивное разграничивание добра и зла. Символичен и образ отца, с которым идет во сне маленький Ро­дион. Ведь отец — традиционно символ защиты, безо­пасности. Кабак, мимо которого они проходят, и пьяные мужики, выбегающие оттуда,— это уже обра­зы реального мира, измучившего героя. Один из му­жиков, Миколка, приглашает остальных прокатить­ся на его телеге, в которую впряжена «маленькая, то­щая саврасая крестьянская клячонка». Все соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, за­ставляя ее тянуть телегу, но из-за хилости та не может идти даже шагом. Мальчик с ужасом видит, как ло­шадь «секут по глазам, по самым глазам!». Среди кри­ков пьяной толпы слышится «Топором ее, чего!». То­гда хозяин с остервенением добивает клячу. Раскольников-ребенок смотрит на все происходящее в жутком страхе, потом в порыве жалости и возмуще­ния бросается защищать лошадь, но, увы, слишком поздно. Атмосфера вокруг происходящего раскалена до предела. С одной стороны — злобная агрессия пья­ной толпы, с другой — непереносимое отчаяние ребен­ка, на глазах которого осуществляется страшное в своей жестокости действо, сотрясающее его душу жа­лостью к «бедной лошадке». И в центре всего — ужас и слезы добиваемой клячи. Для передачи экспрессив­ности эпизода писатель почти каждую фразу заканчивает восклицательным знаком.

Читайте также:
Достоевский Ф. М. Гениальность писателя неоспорима: сочинение

В «Преступлении и наказании» описано четыре сна Родиона Раскольникова, но я хочу рассмотреть и про­анализировать первый сон, приснившийся герою по­сле того, как он принял окончательное решение под­твердить свою теорию о «дрожащих тварях» и «право имеющих», то есть решение убить старуху-процент­щицу. Страшась самого слова «убийство», он посто­янно спрашивает себя: «. да разве то будет?». Сама возможность осуществить задуманное ввергает его в ужас, но, пытаясь доказать себе, что он принадлежит к касте высших существ, смеющих пролить «кровь по совести», Раскольников храбрится и подстегивает свое самолюбие мыслями о спасении множества убо­гих, когда именно он выступит в роли благородного спасителя. Но сон Родиона, описанный Достоевским, сводит на нет все циничные рассуждения героя, от­крывая нам его ранимую, беспомощную в своем за­блуждении душу.

Раскольников не понимает, что его искренняя вера в добро и желание помогать другим идёт вразрез с возвышением себя над другими через его теорию. Совершая преступление прежде всего над собой, Раскольников не замечает насилия над своей истинной сущностью. Когда он стремится к совершению душевных и честных поступков, чем утешает мать, сестру и Соню, он поступает легко и непринуждённо.

Сам герой, пытаясь выяснить, к какой категории он относится, решает провести эксперимент. Жестокий опыт — убийство Алёны Ивановны не приносит тех результатов, о которых мечтал Раскольников. Он искренне верил, что относится к «имеющим право» однако, на деле он оказался «тварью дрожащей». Осознавая это, герой проходит через ряд мучительных испытаний, существующих на границе морали и совести.

Более того, Родя не пассивен в выражении своего сочувствия. При виде страдания живого существа он бросается к нему на помощь; не думает о себе, а ведь обезумевшая толпа могла довольно жестоко поступить с теми, кто решил помешать ей развлекаться. Герой хочет горячо защищать того, кого обижают, мучают: «Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается своими кулачонками на Миколку».

Миколка, который «хлещет, хлещет, и уже не знает, чем и бить от остервенения», призывает толпу «сечь до смерти», «добивать» лошадку. «По морде ее, по глазам хлещи, по глазам!» — кричит он. «Да что на тебе креста, что ли, нет, леший!» — воскликнул «один старик из толпы». Но проходит несколько секунд, и даже этот старик «не выдержал и усмехнулся», настолько смешным ему показалось, что «этака лядащая кобыленка» еще и «лягается». Апогея жестокости толпа достигает, когда, подчинившись Миколке, все хватают «кнуты, палки, оглоблю и бегут к издыхающей кобыленке».

Сцена с лошадью преступление и наказание

Таким образом, первый сон Раскольникова, с од-ной стороны, открывает герою весь ужас задуманного им, с другой — подталкивает его к совершению пре-ступления. Но по мере развития сюжета Достоевский приводит нас к мысли о верности лишь первого значе-ния сна — крика души о недопустимости злодеяний.

Делая анализ сна Раскольникова, мы убеждаемся, что сон не имеет свойства подчиняться разуму, поэтому в нем видно натуру человека. Идеей Достоевского было показать этим сновидением непринятие душой и сердцем Родиона убийства. Реальная же жизнь, где герой заботится о матери и сестре, желает доказать свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» личностях, заставляет его идти на преступление. Он видит в убийстве пользу, которая заглушает муки его натуры. В старушонке студент видит никому не нужное, вредное существо, которое вскоре и само умрет. Тем самым писатель вложил в первый сон истинные причины преступления и противоестественность убийства.

Подробный анализ и значение сна Раскольникова о лошади

Достоевский — очень тонкий психолог. Он словно выворачивает наизнанку души своих героев перед читателем. Но делает это не явно, а постепенно, как бы рисуя перед зрителем картину, на которой каждый должен увидеть особенные узоры. В произведении «Преступление и наказание» сон — это способ раскрытия внутреннего мира Раскольникова, его переживаний, эмоций и дум. Поэтому так важно определить содержание снов Раскольникова, их смысловую нагрузку. Также это необходимо для того, чтобы разобраться как в самом романе, так и в личности героя.

Читайте также:
«Бедные люди» — пример тавтологии: сочинение

Делая анализ сна Раскольникова, мы убеждаемся, что сон не имеет свойства подчиняться разуму, поэтому в нем видно натуру человека. Идеей Достоевского было показать этим сновидением непринятие душой и сердцем Родиона убийства. Реальная же жизнь, где герой заботится о матери и сестре, желает доказать свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» личностях, заставляет его идти на преступление. Он видит в убийстве пользу, которая заглушает муки его натуры. В старушонке студент видит никому не нужное, вредное существо, которое вскоре и само умрет. Тем самым писатель вложил в первый сон истинные причины преступления и противоестественность убийства.

В толковании сна исследователи творчества Ф.М.Достоевского практически однозначно сходятся во мнении, что его суть – неготовность персонажа преступить закон, проверить свою теорию в действительности. Сон говорит о том, что у Раскольникова слишком много человечности, он не готов к убийству, которое планирует совершить. Душа молодого человека слишком тонкая, он чувствителен и эмоционален. Раскольников готовится проверить свою теорию о том, что все люди делятся на “материал” и тех, кто способен преступить закон, совесть, если это необходимо.

Сон возвращает Родиона в детство – ему около 7 лет. Автор затрагивает воспоминания героя из реальной жизни: он крайне тяжело переносит плохое отношение к животным, не раз наблюдает, как люди бьют лошадей (в гневе, неистово, незаслуженно, и страшнее всего – по глазам). Во сне главный герой возвращается в детство, в беззаботный период, когда рядом с ним отец, а значит он под защитой. Однако во сне Родион не испытывает покоя и едва ли его можно назвать радостным.

Подробный анализ и значение сна Раскольникова о лошади

В первой главе романе Достоевского «Преступление и наказание» описывается сон Раскольникова о лошади. Анализ этого сновидения кратко раскрывает внутренний мир и эмоциональное состояние Родиона. Авторы довольно часто применяют подобную форму в своих произведениях. При помощи этого приема они подают скрытую от читателя информацию более ярко и завуалированно. Стоит заметить, что герой относился к животным с большим трепетом и не терпел жестокого отношения к ним. Сновидение возвращает главного персонажа в детство, где он беззащитный и совсем маленький.

  1. Детские страхи героя
  2. Смысл сна
  3. Полный провал теории

Детские страхи героя

Сон Раскольникова о забитой кляче возвращает его в детство, где ему всего 7 лет. Достоевский в кратком содержании этого эпизода затрагивает воспоминания Родиона из реальной жизни. Герой довольно тяжело переносит плохое обращение с животными. Он часто видит, как люди избивают лошадей по глазам. В сновидении главный персонаж возвращается в беззаботный период, в котором с ним рядом находится отец, а следовательно, мальчик вроде бы защищен.

Но в снах Раскольников не испытывает чувства душевного спокойствия, поэтому их нельзя назвать очень радостными.

Родион в этой сцене наблюдает за поведением пьяной компании, которая хочет заставить коня ехать вскачь. Но животное слишком тощее и чересчур маленькое, поэтому несправедливость этой ситуации налицо. Оно не способно сдвинуться с одного места, а желающих покататься становится все больше. Ребенку очень больно от того, что кобылу хотят замучить.

Однако толпа не желает замечать абсурдности событий. Люди бьют клячу по бокам, неистово хлещут по глазам и морде. От подобной несправедливости у Раскольникова случается истерика. Мальчик хочет защитить коня и спасти его. Но он неспособен ни морально, ни физически достучаться до окружающих.

Смысл сна

При анализе сна Раскольникова многие исследователи произведений Достоевского почти однозначно полагают, что его сутью является неготовность Родиона преступить государственный закон и проверить собственную теорию на практике. Сновидение говорит о том, что у главного персонажа сильно много человечности, поэтому он морально не готов к преступлению, которое намеревается совершить.

Душа парня слишком кроткая, эмоциональная и чувствительная. Молодой человек хочет проверить личную теорию о том, что окружающие люди делятся на определенный материал. Ради этой цели он способен пойти на убийство и если необходимо, то лишиться свободы.

Сон о лошади в «Преступлении и наказании» показывает такие качества Раскольникова:

  • чувство справедливости;
  • юношеский максимализм;
  • доверчивость.

Родион относит себя к независимой от обстоятельств категории людей. Он постоянно доказывает самому себе, что гибель процентщицы является добрым делом по отношению к тем, кто долгое время находится у нее в долговой кабале.

Персонаж давно принял решение, но не готов совершить убийство. Другими словами, он не может осознать всей сути желаемого.

Душа Раскольникова пытается сопротивляться и бороться с рассудком. Этот момент и подчеркивает сновидение о забитой лошади. Очень важно, что ночные грезы приходят накануне задуманного преступления. Они подсказывают Родиону, что он вовсе не тот человек, который обязан спасти мир путем борьбы со злом своими руками.

Полный провал теории

Повествование о сильном избиении клячи настолько реалистично выглядит, что читатель невольно участвует в выдуманной ситуации. Ему очень жалко лошадь и невыносимо оттого, что нельзя остановить беснующихся окружающих. Если внимательно проанализировать произведение, то становится видно, что Достоевский применяет большое количество восклицательных предложений и этим только подчеркивает ужасную атмосферу происходящего. Самым страшным является общее безразличие толпы.

Ни один человек не пытается оказать помощь кобыле. Только короткие и робкие реплики свидетельствуют о том, что владелец поступает совсем не по-человечески.

Кровавая расправа над клячей, сильные слезы коня — любая деталь, увиденная маленьким мальчиком, сигнализирует о том, что он никаким способом не способен принять убийство. Сострадая лошади, Раскольников намеревается убить реального человека. Если внимательно прочитать роман, то становится ясно, что его подсознание пытается противостоять преступлению. Собственная теория персонажа терпит крах, потому что он не является тем, кто может легко убивать.

Читайте также:
Петербург Ф. М. Достоевского (по роману Преступление и наказание): сочинение

В произведении были описаны и другие сновидения главного героя:

  • оазис в Египте;
  • сон про Илью Петровича;
  • сновидение со смеющейся старухой.

Подробный анализ сновидений главного героя о лошади и других очень важен. Он позволяет лучше понять образ Раскольникова, его моральные качества и восприятие окружающего мира. Персонаж постоянно находится на распутье и не может определиться, как правильно поступить.

Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

Сны, которые видит во сне человек, передают психологическое состояние самого человека. Очень много писателей используют такой прием для того, чтобы более точно и ярко описать внутреннее состояние главных или второстепенных героев. Сон о лошади, который видит Раскольников, также несет в себе нечто таинственное, что поможет понять его внутренние переживания и эмоции.

Сон возвращает Раскольникова в его детство, где ему около 7 лет. С самого детства, мальчик не переносил жестокого обращения с животными, и когда он видел, как бьют лошадей разными предметами, могут что-то засунуть в глаза, в нем загоралась жестокая злость к этим людям. Так как сон вернул теперь уже молодого человека в детство, нельзя сказать, что он слишком счастливый в этот период своей жизни, хоть и находится под защитой своего отца, в самый беззаботный период жизни.

Любовь к животным можно увидеть в сцене, когда маленький Раскольников увидел компанию из пьяных мужчин, которые уж очень желали покататься на лошади. Лошадь была очень худая, и совсем не в состоянии сдвинуться с места, но с каждой минутой все больше и больше человек хотели именно сейчас на ней покататься.

От своей невозможности помочь бедному животному, и хоть как-то усмирить живодеров, у маленького мальчика случается истерика. Он прекрасно понимает, что ни физически, ни морально, он не может помочь лошади.

Эта сцена со сном показывает Раскольникова совсем с другой стороны. Его душа очень ранимая и эмоциональная. Он совсем не готов совершать противоправные действия, которые ему хочется спланировать и совершить. Он слишком человечен по отношению к людям. Можно смело сказать, что Раскольников хочет узнать, правдива ли его теория о людях «материалах», и людях, которые в любой ситуации могут наплевать на свою совесть и сердце, и пойти против закона.

В ситуации с забитой старушкой, которая постоянно начисляла проценты за снятие жилья, Раскольников пытается долгое время переубедить себя и свою совесть, что именно в этом действии умысел был добрый, ведь он спас тех людей, которые остались доживать свои дни в снятых комнатах.

Очень интересно, что сон-воспоминание о лошади из детства снится ночью перед тем днем, когда Раскольников совершает злодеяние. Именно этот сон показывает ему, что не он должен спасать этот мир от таких ужасных и черных людей. Кто-то другой, но точно не он, и тем более не собственными руками.

К сожалению, и детские воспоминания, и ситуация после убийства подтверждают тот факт, что Раскольников не тот человек, который переступит через свою совесть.

Популярные сегодня темы

Еще в 1835 году Н.В.Гоголь начал работу над своим произведением, ставшим теперь литературной классикой, комедией «Ревизор». Сколько бы времени не прошло, суть проблем нашего общества остается

Сивка – Бурка – одна из самых распространенных русских народных сказок. Конечно же, само понятие «сказка» подразумевает события, которые никогда не происходили в реальности (и вряд ли произойдут).

11 декабря 1918 гг. — день рождения Александра Исаевича Солженицына

Все люди нуждаются в заботе, тепле и любви. Это все можно назвать словом – человечность. Еще один синоним – гуманность. Гуманность означает то, что человек относится к другим людям с должной терпимостью, толерантностью, пониманием и т.д.

Родина – это самое тёплое и любимое слово каждого человека. Ведь оно ассоциируется с твоим родным домом, где ты родился и вырос. Под ним мы подразумеваем семью, кто нас воспитал и дал нам направления на верный жизненный путь

Страшный сон Родиона Раскольникова

Опыт анализа эпизода

Читать Достоевского сложно. Не в обиду Льву Толстому будет сказано, но, за исключением, пожалуй, лишь собственных последователей – Андрея Белого и Михаила Афанасьевича Булгакова, – Достоевский – самый трудновоспринимаемый прозаик из вошедших в школьную программу. В его произведениях все как на подбор: и глубокие “вечные” проблемы, и мастерский психологизм, прослеживающий развитие мельчайших черт человеческой натуры, и сам метод “фантастического реализма”, когда сверхъестественное неожиданно

Описание сна, привидевшегося Родиону Роман (бессмертное произведение)овичу Раскольникову в вечер накануне убийства старухи процентщицы (в V главе I части романа), является одним из ключевых моментов сюжета “Преступления и наказания”.

На первый взгляд этот уход в бессознательное на время вырывает главного героя из рамок окружающей действительности, в которой начинает развиваться придуманный им страшный план, и дает бедному студенту небольшую передышку от той болезненной лихорадки,

То с криком: “Уездили клячу!” – умирает измученная Катерина Ивановна Мармеладова. То вдруг чудесным образом материализуется приснившийся главному герою Миколка, оказавшийся, правда, не дюжим мужиком с красной мордой и “толстой такой шеей”, а скромным красильщиком. Зато появляется он заодно с неким кабатчиком Душкиным, который, по словам Разумихина, “бабушкин сон рассказывает” и при этом “врет, как лошадь” (сравнение сколь неожиданное, столь и нарочитое).

Все эти мимолетные указания звучат как назойливая нота, однако же не раскрывают глубокой символики загадочного сна.

Читайте также:
Раскольников есть истинно русский человек...: сочинение

Вернемся вновь к тем обстоятельствам, в которых это сновидение возникает в воспаленном мозгу Раскольникова. Пытаясь избавиться от навязчивой идеи, герой стремится уйти как можно дальше от дома: “Домой идти ему стало вдруг ужасно противно: там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца, и он пошел куда глаза глядят”. Блуждая таким образом, Родион Роман (бессмертное произведение)ович попадает в отдаленную часть Петербурга. “Зелень и свежесть, – пишет Достоевский, – понравились сначала его усталым глазам… Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных.

Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие”.

Уж слишком сложный человек Раскольников, чтобы его, без добровольного на то согласия, просто-напросто “заела среда”. До этого сам Родион Роман (бессмертное произведение)ович начинает доискиваться уже много позже, разговаривая с Соней в пятой части романа: “Работает же Разумихин! Да я озлился и не захотел. Я тогда, как паук, к себе в угол забился.

О, как ненавидел я эту конуру! А все-таки выходить из нее не хотел. Нарочно не хотел!” Очевидно, что ужасная теория о разделении людей на “дрожащих тварей” и “имеющих право” скрывается все же не в петербургских трущобах, хоть и немало ей поспособствовавших, а в сознании самого героя, и поэтому ожидаемого просветления во время прогулки по зеленым Островам на самом деле не происходит.

Все действия героя здесь отличаются бессмысленным автоматизмом: “…раз он остановился и пересчитал свои деньги… но вскоре забыл, для чего и деньги вытащил из кармана”, – а впечатления от увиденного словно не доходят до его сознания, не оставляют в нем четкого цельного образа: “особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел”; “встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами и забывал о них прежде, чем они скрывались из глаз”.

Значение сна Раскольникова

В пятой главе первой части романа описан сон Раскольникова о забитой кляче. В этом эпизоде герой показывает читателю свою истинную натуру. Образ лошади сохранился у Родиона в памяти, возможно, потому, что он уже видел эту сцену наяву в далёком детстве.

Этот сон герой видит накануне совершения убийства. Его скрытое значение — предостережение героя, открытие его истинных чувств. Раскольников видел, как человек хлестал лошадь по кротким глазам и испытывал к ней жалость. Он не преступник на самом деле, его сердце всё ещё открыто к состраданию. Однако он отрекается от этого и идёт на преступление.

Сон с замученной лошадью у Раскольникова имеет особый смысл. Его анализ позволит увидеть настоящие чувства персонажа.

Страхи из детства

Сон возвращает Родиона в детство – ему около 7 лет. Автор затрагивает воспоминания героя из реальной жизни: он крайне тяжело переносит плохое отношение к животным, не раз наблюдает, как люди бьют лошадей (в гневе, неистово, незаслуженно, и страшнее всего – по глазам). Во сне главный герой возвращается в детство, в беззаботный период, когда рядом с ним отец, а значит он под защитой. Однако во сне Родион не испытывает покоя и едва ли его можно назвать радостным.

Он видит пьяную компанию, которая пытается заставит лошадь ехать “вскачь”. Она маленькая и тощая. Несправедливость ситуации налицо: кобыла не в состоянии сдвинуться с места, а желающих прокатиться всё больше. Мальчику неистово больно оттого, что страдает животное, но окружающие, кажется, не замечают абсурдности ситуации: хлещут кобылу по бокам, стегают по морде и глазам. От вопиющей несправедливости у ребёнка случается истерика, он хочет спасти животное, помочь ему, но не физически, не морально не в состоянии достучаться до убийц.

Конспект урока по литературе «Анализ эпизода «Первый сон Раскольникова»»

учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Школа №1592 им. Е.Н. Чернышева»

Конспект урока «Анализ первого сна Раскольникова об истязании лошади»

«Диалоги главных героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского»

Я намеренно не называю его моим любимым произведением, потому что на чтение книг Достоевского сердце любого нормального человека отзывается болью и состраданием, а любить боль как-то не совсем естественно.
Но я хотел бы отметить другую особенность романа «Преступление и наказание», а именно то, что это философский, «идеологический» роман. В центре его два основных героя: человек и идея. О том, как они могут взаимодействовать, изменяться, влиять друг на друга, какой взрывоопасной может порой оказаться эта связь-смесь, я и прочитал у Ф.М. Достоевского.

Итак, человек. Раскольников Роман Родионович. Студент. Привлекательной наружности. Добр, отзывчив, чувствителен к чужому несчастью, чему имеется немало подтверждений в романе. Обладает острым, пытливым умом и сильным характером.

Идея. Я подчеркнуто говорю: «Идея», потому что имею в виду в данном случае не теорию Раскольникова о двух разрядах людей, рожденную в темной комнате, похожей на гроб. Я имею в виду идею, пришедшую к нему в результате осмысления действительности, уменьшить зло на земле, осчастливить человечество.

Потребность в этом, по мнению Родиона Романовича, назрела давно, а жизнь ее как бы подгоняет и торопит нашего героя. Он узнает историю Сони Мармеладовой: чистейшая душой восемнадцатилетняя девушка становится проституткой, чтобы прокормить мачеху и ее детей; Дуня, сестра Родиона, собирается «продать себя» в жены богатею Лужину, чтобы иметь средства, в том числе и на его, Родиона, учебу.

В такой ситуации надо что-то делать, что-то придумать, бездействие становиться для Раскольникова душевной подлостью. «Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!» — возмущается он позицией Мармеладова, плачущего о своей дочери, но в то же время находящего в себе силы принимать от нее деньги, добытые такой страшной ценой. Идея «мелких дел», конкретной посильной помощи уже не удовлетворяет нашего героя.

Читайте также:
Шатов — центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: сочинение

Но годится ли для этой роли сам Родион Романович, входит ли он сам в число тех избранных, о которых говорится в его теории. Проверкой должен стать поступок, который и покажет, «тварь ли он дрожащая» или «право имеет». А «право имеет» тот, кто может «переступить» через чужую кровь и совести своей при этом не «обеспокоить». И герой решается на преступление. Выбор жертвы диктует ему его человеколюбие: «из всех вшей — наибесполезнейшая», зловредная старуха-процентщица. Автор, как бы в поддержку героя, и внешность ей дает соответствующую, вызывающую какое-то брезгливое чувство. Но, скорее всего, это проверка, испытание для нас, читателей: пожалеем Алену Ивановну или «переступим» вместе с Раскольниковым.

И вот все уже продумано и решено. Топор занесен над головой злосчастной старухи и … «Результат» эксперимента Раскольникова таков: убита та, что была им приговорена; убита ее сестра Лизавета, что была из числа «униженных и оскобленных», то есть тех, для кого, по идее, и старался герой, о ком и болел душой; убита горем мать Раскольникова, узнавшая, что натворил ее Родя; умирает душевно и сам герой, оказавшийся неспособным вынести содеянное: «Разве я старушонку убил? Я себя убил…»

Как же так? Как же из гуманнейшей идеи — спасти человечество — вызрели такие плоды? Где произошло перерождение? Оно произошло там, в квартире старухи, где великий альтруист превращается в великого эгоиста, испугавшегося разоблачения и убившего свидетеля.

Такова воля и ловушка автора, который показывает нам, что не любое действие — доблесть, иное действие может стать страшной виной, что максималист — «нетерпеливец», который по «наполеоновским» правилам хочет навязать жизни свое «хотение», уподобляется пьяному хозяину лошади из сна Раскольникова: «Хочу, чтоб беспременно вскачь пошла. » Цель-то хороша, да средство, вспомните какое.
И это даже не нуждается в доказательствах. В доказательствах и определенном душевном усилии читателя нуждается другое — то, что роман «Преступление и наказание» о каждом из нас. И если нет у тебя в голове раскольниковской идеи, а в руках топора, это еще не значит, что не приходилось тебе переступать через другого человека, попирая его достоинство, пригвождая грубым словом или зачеркивая равнодушием. «У каждого из нас своя старуха, даже если не убивал ее. У каждого своя Лизавета, только она иначе называется». И поэтому все изменения в жизни начинать, по-моему, надо не с человечества, а с себя. Именно так я прочел роман «Преступление и наказание».

klassreferat.ru

Меню сайта

  • Сочинения
  • Сочинения по литературе
  • Сочинения на свободную тему
  • Анализ стихотворения
  • Полные произведения
  • Сочинения по картинам
  • Краткое содержание произведений
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Сочинения ЕГЭ, ОГЭ
  • Краткие биографии
  • Исторические портреты
  • Справочник по русскому языку

Сочинение на тему

Диалоги главных героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

Я намеренно не называю его моим любимым произведением, потому что на чтение книг Достоевского сердце любого нормального человека отзывается болью и состраданием, а любить боль как-то не совсем естественно.
Но я хотел бы отметить другую особенность романа «Преступление и наказание», а именно то, что это философский, «идеологический» роман. В центре его два основных героя: человек и идея. О том, как они могут взаимодействовать, изменяться, влиять друг на друга, какой взрывоопасной может порой оказаться эта связь-смесь, я и прочитал у Ф.М. Достоевского.

Итак, человек. Раскольников Роман Родионович. Студент. Привлекательной наружности. Добр, отзывчив, чувствителен к чужому несчастью, чему имеется немало подтверждений в романе. Обладает острым, пытливым умом и сильным характером.

Идея. Я подчеркнуто говорю: «Идея», потому что имею в виду в данном случае не теорию Раскольникова о двух разрядах людей, рожденную в темной комнате, похожей на гроб. Я имею в виду идею, пришедшую к нему в результате осмысления действительности, уменьшить зло на земле, осчастливить человечество.

Потребность в этом, по мнению Родиона Романовича, назрела давно, а жизнь ее как бы подгоняет и торопит нашего героя. Он узнает историю Сони Мармеладовой: чистейшая душой восемнадцатилетняя девушка становится проституткой, чтобы прокормить мачеху и ее детей; Дуня, сестра Родиона, собирается «продать себя» в жены богатею Лужину, чтобы иметь средства, в том числе и на его, Родиона, учебу.

В такой ситуации надо что-то делать, что-то придумать, бездействие становиться для Раскольникова душевной подлостью. «Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!» — возмущается он позицией Мармеладова, плачущего о своей дочери, но в то же время находящего в себе силы принимать от нее деньги, добытые такой страшной ценой. Идея «мелких дел», конкретной посильной помощи уже не удовлетворяет нашего героя.

Но годится ли для этой роли сам Родион Романович, входит ли он сам в число тех избранных, о которых говорится в его теории. Проверкой должен стать поступок, который и покажет, «тварь ли он дрожащая» или «право имеет». А «право имеет» тот, кто может «переступить» через чужую кровь и совести своей при этом не «обеспокоить». И герой решается на преступление. Выбор жертвы диктует ему его человеколюбие: «из всех вшей — наибесполезнейшая», зловредная старуха-процентщица. Автор, как бы в поддержку героя, и внешность ей дает соответствующую, вызывающую какое-то брезгливое чувство. Но, скорее всего, это проверка, испытание для нас, читателей: пожалеем Алену Ивановну или «переступим» вместе с Раскольниковым.

Читайте также:
Мертвый дом Федора Достоевского: сочинение

И вот все уже продумано и решено. Топор занесен над головой злосчастной старухи и … «Результат» эксперимента Раскольникова таков: убита та, что была им приговорена; убита ее сестра Лизавета, что была из числа «униженных и оскобленных», то есть тех, для кого, по идее, и старался герой, о ком и болел душой; убита горем мать Раскольникова, узнавшая, что натворил ее Родя; умирает душевно и сам герой, оказавшийся неспособным вынести содеянное: «Разве я старушонку убил? Я себя убил…»

Как же так? Как же из гуманнейшей идеи — спасти человечество — вызрели такие плоды? Где произошло перерождение? Оно произошло там, в квартире старухи, где великий альтруист превращается в великого эгоиста, испугавшегося разоблачения и убившего свидетеля.

Такова воля и ловушка автора, который показывает нам, что не любое действие — доблесть, иное действие может стать страшной виной, что максималист — «нетерпеливец», который по «наполеоновским» правилам хочет навязать жизни свое «хотение», уподобляется пьяному хозяину лошади из сна Раскольникова: «Хочу, чтоб беспременно вскачь пошла. » Цель-то хороша, да средство, вспомните какое.
И это даже не нуждается в доказательствах. В доказательствах и определенном душевном усилии читателя нуждается другое — то, что роман «Преступление и наказание» о каждом из нас. И если нет у тебя в голове раскольниковской идеи, а в руках топора, это еще не значит, что не приходилось тебе переступать через другого человека, попирая его достоинство, пригвождая грубым словом или зачеркивая равнодушием. «У каждого из нас своя старуха, даже если не убивал ее. У каждого своя Лизавета, только она иначе называется». И поэтому все изменения в жизни начинать, по-моему, надо не с человечества, а с себя. Именно так я прочел роман «Преступление и наказание».

Система диалогов в романе «Преступление и наказание»

Для понимания человека у Достоевского очень важную роль играют речевые характеристики персонажей. Каждый персонаж выделяется своей манерой говорить. Что же узнаем мы о герое Достоевского посредством речевой характеристики? Проследить это попробуем в романе «Преступление и наказание».

Речевая характеристика персонажей складывается из двух аспектов. Во-первых, из пояснений, которые даются самим автором сразу же после прямой речи и в которых речь персонажей характеризуется автором прежде всего с эмоциональной стороны. Например: «Э, черта еще этого недоставало,, – бормотал он, скрипя зубами, – нет, это мне теперь… некстати… Дура она, – прибавил он громко». Или Раскольников «проговорил нехотя и сурово». Или: «Это правда», – процедил Зосимов. «Врешь ты, деловитости нет», – вцепился Разумихин». Во-вторых, это собственно прямая речь: построение фраз, использование стилистически окрашенных слов, восклицания, междометия, повторы, типы обращений, использование различных частиц (типа -с: «Да, нумера-с», -то: «Алена-то Ивановнатко: «Приходите-тко» и т. д.) [10, с. 45].

В романе «Преступление и наказание» диалоги занимают центральное место. Именно в диалогах раскрываются характеры героев, их душевное состояние и мысли.

Важно то, что Достоевский высказывает свои мысли, свои идеи не через авторскую речь, а через речь своих героев. Он как бы проверяет истинность этих идей, заставляя своих героев вести «словесные поединки». Ведь роман Достоевского – это роман идей, и каждый герой является носителем определенной идеи, воплощением определенной темы.

Основная тема романа, как нам кажется, – борьба добра и зла. В диалогах Раскольникова с Свидригайловым проходит основное развитие идейной линии романа. Наиболее отчетливо идейная борьба проявляется в разговорах Порфирия Петровича и Раскольникова. Именно в речевой характеристике проявляется идея Порфирия и Раскольникова.

С Порфирием Петровичем Раскольников старается расчетливо и точно играть, но Порфирий, пожалуй, единственный персонаж романа, который до конца понимает Раскольникова. Порфирий пытается свести Раскольникова к его идеям. Достоевский три раза сталкивает Раскольникова и Порфирия. В первом диалоге происходит столкновение идей. Раскольников и Порфирий как бы изучают друг друга. Порфирий начинает понимать, что Раскольников близок ему, и пытается вызвать Раскольникова на откровенность, в то время как Раскольников, чувствуя, что Порфирий способен проникнуть в его тайну, стремится всеми силами «закрыться» и не дать Порфирию проникнуть в его идейный мир. Посмотрим, как это выражается в их речи.

Автор, характеризуя речь Порфирия Петровича, употребляет такие выражения, как: говорит «с умишкой», «смеясь», «спокойно». Это говорит о том, что Порфирий чувствует некоторое превосходство по отношению к Раскольникову, он внутренне спокоен, уравновешен и методично изучает своего собеседника. Эти характеристики автора подчеркиваются самим построением речи Порфирия: она в основном правильная, плавная. В то же время нельзя сказать, что она эмоционально нейтральная. В ней достаточно много восклицаний. Иногда даже она прерывается:

«- Да зачем же стулья-то ломать, господа, казне ведь убыток! – весело закричал Порфирий Петрович».

«- Пожалуйте-е, напротив, на-а-против! если бы вы знали, как вы меня интересуете! Любопытно и смотреть и слушать… и «, признаюсь, так рад, что вы изволили наконец пожаловать…»

Однако эмоциональность речи Порфирия какая-то наигранная. Он говорит подчеркнуто весело, раскованно, а на самом деле напряженно изучает Раскольникова. Своей веселостью он пытается, как мне кажется, усыпить бдительность Раскольникова и подтолкнуть его к непроизвольной откровенности. Его речь полна намеков, он как бы поддразнивает Раскольникова, пытаясь вывести его из равновесия.

«- И неужели в совершенном бреду? Скажите пожалуйста, – с каким-то особым жестом покачал головой Порфирий»..

Иначе построена речь Раскольникова. Первое, что бросается в глаза, – это оценка Раскольниковым своих слов и слов собеседника. Почти все его высказывания, а также многие высказывания Порфирия сопровождаются внутренними репликами, в которых Раскольников как бы оценивает каждый отдельный шаг, отдельный этап беседы и прикидывает, как ему вести себя дальше.

Читайте также:
В чем суть теории Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

«Хорошо ли? Натурально ли? Не преувеличение ли? – причитал про себя Раскольников». Или: «Знает! – промелькнуло в нем как молния». «Глупо! Слабо! Зачем я это прибавил!»

Эти внутренние реплики подчеркивают напряжение Раскольникова, его страх перед Порфирием. Внешняя речь также довольно напряженна и натянута. Раскольников не принимает веселый тон беседы, предложенный Порфирием. Он отвечает ему сдержанно, опасаясь произнести лишнее слово, иногда – видимо, когда напряжение достигает высшего предела, – Раскольников пытается его скрыть развязной речью.

«- Надоели они мне еще вчера, – обратился вдруг Раскольников к Порфирию с нахально вызывающей усмешкой…» Об огромном внутреннем напряжении свидетельствует неловкость речи Раскольникова: «- Как это вы так заметливы. – неловко усмехнулся было Раскольников…»

Борьба за идею, начавшаяся при первой встрече, продолжалась во второй встрече и завершилась в третьей признанием Раскольникова, то есть победой над ним Порфирия.

В последней встрече Порфирий снимает маску, в которой играл с Раскольниковым в предыдущих беседах. Он предлагает Раскольникову откровенный и серьезный разговор.

«- Я рассудил, что нам по откровенности теперь действовать лучше, *- продолжал Порфирий Петрович, немного откинув голову и опустив глаза, как бы не желая более смущать своим взглядом свою прежнюю жертву и как бы пренебрегая своими прежними приемами и уловками, – да-а, такие подозрения и такие сцены продолжаться долго не могут».

Это находит отражение и в речи Порфирия. Она становится более сбивчивой и прерывистой, это подчеркивает искренность его слов. Раскольников в начале встречи продолжает все так же оценивать ход борьбы, мы видим все те же внутренние реплики, он говорит как бы с оглядкой, но, поняв, что Порфирий все знает, Раскольников замолкает, и их диалог превращается в монолог Порфирия, который лишь изредка прерывается репликами Раскольникова, показывая его реакцию на услышанное. Внутренние реплики Раскольникова на протяжении всего романа обращают внимание на одну особенность данного персонажа. Он не мыслит о явлениях, людях, а говорит с ними.

«Гм… Так, значит, решено уж окончательно: за делового и рационального человека изволите выходить, Авдотья Романовна…»

Именно поэтому в своей внутренней речи он нередко говорит за других, как бы споря с самим собой [12, с. 60].

В тексте романа внутренняя речь героя занимает не меньшее, а, может, даже и большее значение, чем речь, обращенная к людям, поэтому мы можем сделать вывод, что для Раскольникова главным оппонентом является он сам.

Построение речи способно показать не только внутренний мир героя, раскрыть его идеи, душевное состояние, отношение к другим людям, но и показать или подчеркнуть какие-то иные черты, характеризующие личность, например умственное развитие, степень образования, социальное положение и т. д.

Ярким примером того, как речь характеризует умственное развитие человека, является короткая сцена у харчевни, в которой подчеркивается некоторая умственная отсталость Ли-заветы.

Интересно, что Достоевский сначала характеризует персонаж, а потом иллюстрирует данную характеристику диалогом.

«Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка…»

«- Завтра? – протяжно и задумчиво сказала Лизавета, как будто не решаясь…»

«- Хорошо, приду, – проговорила Лизавета, все еще раздумывая, и медленно стала с места трогаться».

На живые и элементарные предложения мещанина Лизавета отвечала «протяжно, раздумчиво, как будто не решаясь».

Речь Сони подчеркивает ее набожность, смиренность перед Богом, верность религиозным принципам.

«- С Полечкой, наверное, то же самое будет…» – говорит Раскольников.

«- Нет! Нет! Не может быть, нет! – как отчаянная, громко вскрикнула Соня, как будто ее ножом ранили. – Бог, Бог такого ужаса не допустит». Соня очень боится, что Полечка может пойти по ее пути, но она верит, что Бог не допустит этого ужаса. Или: « – А тебе Бог что за это делает? – спросил Раскольников». Соня долго молчала, как бы не могла отвечать.

«Молчите! Не спрашивайте! Вы не смеете. » По-моему, в этих двух принципах очень ярко показано благоговение перед Богом.

Также речь характеризует некоторых персонажей и с точки зрения их образованности. Например, Лужин. Он получает наслаждение от звука собственной речи. Говорит правильно, последовательно (разговор о молодежи), старается показать свою ученость: «…спешили отрекомендовать о своих познаниях…»

Речь является важным показателем социального положения героев. Достоевский дает яркие социальные характеристики практически всех персонажей романа, и эти характеристики иллюстрируются их речью.

Мармеладов говорит солидно, с достоинством. Маленький человек – тоже человек. Речь Лужина нарочно вежливая, высокомерная, подчеркивающая более высокое положение над Раскольниковым (из грязи в князи) [12, с. 71].

Таким образом, анализ речи героев романа показывает, что речевая характеристика является одним из наиболее важных способов раскрытия внутреннего мира героев, их душевного состояния, социального положения, умственного развития и т. д.

Достоевский умело пользуется этим приемом для написания портретов своих героев. Можно сказать даже, что он в ряде случаев предпочитает этот способ описательному и поэтому строит свой роман в форме развернутой системы диалогов, где внутренняя речь сочетается с внешней, в репликах уточняются отдельные черты героев и показано отношение автора к своим героям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: