Соня Мармеладова- падшая или святая?: сочинение

«Правда» Сони Мармеладовой (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Вера в Бога

Пройти все жизненные испытания Соне Мармеладовой помогает ее вера в Бога. Несмотря на все жизненные трудности, когда семья Сони находилась в бедственном положении, героиня смогла сохранить в себе любовь, милосердие и способность сострадать всем людям.

Соня верит, не задумываясь, инстинктивно. Героиня считает, что все люди на земле равны перед Богом, что справедливость восторжествует. Сонечка способна проникнуть в смысл бытия.

Узнав о преступлении Раскольникова, Соня говорит ему, что это произошло только из-за того, что он «от бога отошел». За это он и был наказан: «поражен» богом.

Вера Сонечки способна воскресить не только ее, но и других людей.

«Правда» Сони в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тема. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони.

  1. Образовательная: определить «правду» Сони Мармеладовой, определить нравственный ориентир автора; проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на “преступление” Сонечки, как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне; закреплять знание материала по роману, проверить степень усвоения материала.
  2. Воспитательная: утвердить мысль о высшей ценности человеческой личности и человеческой жизни, дать (или закрепить) представления о христианских ценностях, о нравственных ценностях романа; формировать гуманизм.
  3. Развивающая: развитие логического мышления, умение сравнивать, обобщать, доказывать.

Романы Ф.М. Достоевского – это размышления о пути человеческом, о выборе, который делает человек: путь совести, сострадания – нелегкий путь. Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть».Как вы думаете, кто же в романе несет этот свет? (Примерный ответ: Таким теплым светом становится Соня).

  • Ребята, давайте посмотрим на историю семьи Мармеладовых и на историю Сонечки. (Пересказ заранее подготовившегося ученика по Ч1ГЛ2). В чем же причина бедственного положения Сони? (Примерный ответ: Девушке пришлось зарабатывать деньги собой, чтобы не погибли любимые люди).
  • Историю жизни Сони мы узнаем вместе с Раскольниковым. Опишите сцену первого визита Раскольникова к Соне? (Краткий пересказ, учащиеся не готовились специально). Какова цель посещения? (Примерный ответ: Раскольников считает ,что их судьбы и преступления схожи, но есть разница между «преступлением» Сони (ради семьи, в первую очередь) и преступлением Раскольникова (проверка теории). Соня – «неумолимый приговор» для Раскольникова).

Отметить христианский лейтмотив — 30 серебряников. Соня отдает Екатерине Ивановне 30 целковых, отцу отдает на похмелье последние 30 копеек.

  • Почему падшая женщина спасает душу Раскольникова? (Примерный ответ: Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей). Какие черты подчеркивает в ней Достоевский? (Достоевский постоянно подчеркивает ее робость, застенчивость, даже запуганность.)
  • Ребята, в чем же «правда» Сони? Какими принципами она живет? Во имя чего преступила героиня? Прошу обращаться к тексту, цитировать. (Примерный ответ: Соня «преступила», чтобы спасти от голодной смерти свою семью. Во имя любви к ним она готова перенести любые страдания. Соня – человек с чуткой душой, наделенный даром бесконечного сострадания к людям).
  • Жизнь тяжела и для Сони, и для Родиона. Как ее воспринимают герои? (Рассуждения учащихся)

Протест.
Он не принимает жизнь такой, какая она есть.

Его теория есть путь насилия над другими.

В позоре и унижении она сохранила чуткую и отзывчивую душу.

Во имя любви к людям она выбирает путь насилия над собой; ради спасения других она идет на унижение и позор. Это один из путей, по Достоевскому, решения проблемы обновления мира.

Учитель прости ребят приводить примеры из текста к каждому положению в таблице. Эта таблица – у учеников в тетради.

  • Что показалось Раскольникову странным у Сони? Почему? (Примерный ответ: Для Раскольникова странно то, что Соня и Лизавета дружили (их отношения были основаны на человечности и человеколюбии, уважении и взаимном сострадании); у Сони Новый Завет, который подарила ей Лизавета, крестик. Также удивляет Раскольникова выражение сониного лица в экстремальной ситуации (например, на поминках). Странным ему все это кажется потому, что как может падшая женщина говорить о сострадании и уповать на Бога, верить в него).
  • Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня кроткая, тихая? (Примерный ответ: Нет. Если разговор заходит о жизненных принципах, о вере в Бога, Соня не тихая, а решительная, сильная уверенная. Достоевский убеждает нас, что именно христианская религия помогла Соне сохранить чистую душу и выжить (Раскольников задает ей вопрос о самоубийстве), только вера в Бога дает ей силы).

Вывод в тетрадь: Раскольников живет разумом, а Соня – сердцем и религией.

  • Что главное в поведении Сони? (Примерный ответ: Соня не протестует, а смиряется и страдает. Примеры из текста. Раскольников спрашивает у Сони: «Что делать?» Соня предлагает искупить свою вину страданием).

Запись в тетрадь: Нравственная суть жизни, по Достоевскому, в смирении и способности сострадать. Достоевский: «…покупается счастье страданием».

  • Докажите, что в романе писатель утверждает «правду» Сони Мармеладовой? (Примерный ответ: В конце романа Раскольников принимает путь Сони: «…он ничего бы не разрешил теперь сознательно; он только ЧУВСТВОВАЛ…»).

Поступки Сонечки

Сама Соня считает себя грешницей, потому что ей пришлось продавать себя. И Раскольников говорит о том, что героиня тоже преступила нравственные законы, она, как и он, преступница, но убила она свою жизнь. Родион пока не способен понять, что цели этих преступлений и падений были разные. Соня Мармеладова пошла по «желтому билету» не потому, что хотела проверить некую теорию, а потому что хотела помочь своим близким. Ее преступление против самой себя – это добро во имя другого человека. Способность к самопожертвованию – смысл ее жизни. Именно так должен поступать верующий человек.

Соня не считает себя праведницей, она чувствует свою вину за содеянное и пытается раскаяться. Это показывает эпизод чтения Евангелия.

С верой Сонечки в Бога связано и то, что она считала человеком и убийцу Раскольникова, она пыталась наставить его на истинный путь, помочь ему обрести себя. Теория Бога Сони, гласившая о равенстве всех людей перед Всевышним, позволила героине относиться к Раскольникову как к простому человеку. Не зря она читает ему про воскрешение Лазаря. Соня показывает Раскольникову, что подняться после нравственного падения может любой человек. Она призывает его к этому. Соня искренне помогает Раскольникову и всем находящимся на каторге. Для них она является символом прощения за их преступления.

Читайте также:
Краткая хроника жизни и творчества Достоевского: сочинение

Смысл жизни

Соня Мармеладова — девушка из бедной семьи, дочь бывшего чиновника. Она любит своего пропойцу отца, сводных сестер и брата, даже озлобленную больную мачеху. Чтобы помочь им выжить, она получила «желтый билет» и стала торговать собой. Кратко ее характеризует следующее:

  1. Сонина вера в Бога инстинктивна и лишена сомнений. Она помогает девушке выдержать тяжкие испытания, выпавшие на ее долю. Пройдя через житейскую грязь, Соня остается чистой в своих помыслах.
  2. В глазах общества она преступила нравственные законы. Но если Раскольников совершил преступление для того, чтобы проверить некую теорию, Соня Мармеладова пошла на это ради своих близких. Все ее поступки определяет способность к самопожертвованию.
  3. Сама Мармеладова считает себя грешницей, она полна раскаяния. Но девушка понимает, что для нее нет возможности изменить свою жизнь.

Несмотря на все зло, которое Сонечка претерпела от окружающих, она не утратила милосердия и любви к людям. Узнав о том, что Раскольников убийца, девушка не отталкивает его от себя. Она полна сострадания и хочет помочь ему вернуться на путь истинный. Она утверждает, что человек может обрести Бога и подняться после нравственного падения. Для этого Соня читает Раскольникову про воскрешение Лазаря.

Мармеладова уверена, что любой человек, каким бы он ни был, имеет право получить добро от своего ближнего. Она считает, что в глубине души у каждого есть добрые намерения. Даже когда Раскольников спрашивает, достоин ли жизни такой подлец, как Лужин, девушка отвечает, что не ей его судить.

Выражение авторской позиции

Ф. М. Достоевский, демонстрируя несостоятельность теории Родиона Раскольникова, показывает не только его правду, но и правду Сони Мармеладовой. Именно в ее мировоззрении проявились истинные мысли самого писателя.

Автор противопоставляет бунт главного героя смирению Сонечки. В этом конфликте мировоззрений в итоге побеждает правда Сони. Раскольников утверждает, что ее взгляды на жизнь теперь и его. Правда Сони, которая является правдой самого Ф. М. Достоевского, побеждает теорию Раскольникова.

Сам писатель говорил так: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу». Именно это может привести каждого человека к счастью и умиротворению и именно этому учит Соня других людей. Она не ярая фанатичка, а настоящий праведник, который способствует тому, чтобы каждый человек пришел к Богу самостоятельно.

Соня для Ф. М. Достоевского – олицетворение душевной чистоты и любви. Она смогла очиститься от греха, освободиться от нравственного порока благодаря своей вере. Помимо этого Соня является девушкой, способной изменить и другого человека к лучшему. Именно она способствует «воскрешению» Раскольникова. Хотя в произведении не сказано об этом, однако читатель понимает, что Раскольников находится на пути к Богу, что и воскресит его в дальнейшем.

Данная статья рассмотрит мировоззрение Сони Мармеладовой, авторское отношение к ее идеям, также статья поможет написать сочинение «Правда Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».

История Сони Мармеладовой

Соня Мармеладова не сразу появляется в романе. С ней читатель знакомится постепенно. Она вступает в повествование в тот момент, когда уже свершилось убийство, и Раскольников оказался в ловушке софистических заблуждений. Он лишил жизни двух людей и оказался на дне, откуда выбраться не сможет. Соня Мармеладова стала спасительной веревкой, мостом, с помощью которого Раскольников сумел вернуть себе целостность.

О Соне читатель впервые узнает из рассказа ее отца, Семена Мармеладова. Соня – его единственная родная дочь, остальные трое детей – приемные, дети Катерины Ивановны, второй жены Мармеладова. Женился на ней Мармеладов, когда Соне было четырнадцать лет. Женщина тяжело работала, чтобы хоть как-то прокормить детей, постоянно голодных и страдающих от алкоголизма главы семья.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Правда Сони Мармеладовой 420 руб.
  • Реферат Правда Сони Мармеладовой 230 руб.
  • Контрольная работа Правда Сони Мармеладовой 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Однажды настал момент, когда женщина, больная чахоткой, уже не была в состоянии работать, и спасать семью пришлось Сонечке. Однако Катерина Ивановна выказывала девушке только неблагодарность. Соня понимает боль и причину раздражения мачехи и не держит зла на нее. Катерину Ивановну на скандальное поведение и скряжничество толкало безвыходное положение семьи и беспросветное отчаяние. И тогда Соня приняла решение, что обязана помочь своей семье.

Соня подрабатывала швеей, однако это приносило совсем маленький доход и никак не могло улучшить тяжелое положение семьи Мармеладовых. Часто доверчивость девушки приводила к тому, что ей и вовсе не платили за работу.

Единственным занятием, приносящим доход молоденькой необразованной девушке, в то время была проституция. Получив «желтый билет», Соня жила отдельно, чтобы избежать общественного осуждения и не порочить репутацию своей семьи. Она поселилась у некоего господина Капернаумова в арендованной комнате. Раскольников, после того, как узнал, что в семье Мармеладова кроме Сонечки больше нет источника дохода, осуждает позицию ее родственников. По мнению Раскольникова, они пользуются девушкой.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Историю Сони Родион услышал от Мармеладова, и этот рассказ запал в душу молодого человека.

Но несмотря на все жертвы девушки, история заканчивается печально. Мармеладов погибает, сбитый на улице лошадью извозчика. Катерина Ивановна в скором времени умирает от туберкулеза, а трое ее детей оказываются в сиротском доме.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых компанейских — Главные герои «Преступление и наказание»
  • для самых любопытных — Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
  • для самых крутых — Читать «Преступление и наказание» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Противопоставление теорий

Правда Раскольникова и Сони Мармеладовой противопоставляются друг другу в романе. Родион рассказывает девушке свою теорию, которую кратко описывает цитата: «Кто тварь дрожащая, а кто имеет право», но та ее совершенно не понимает. Его рассуждения кажутся ей странными и нелогичными, его доводы на нее не действуют. Между главными героями возникает следующий конфликт:

Читайте также:
Героиня романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

  1. По мнению Раскольникова, бороться с дурным обществом нужно здесь и сейчас, но Соня не находит в самосуде выхода из положения.
  2. Девушка твердо верит в Бога. Ее теория заключается в том, что Бог все исправит, ситуация со временем изменится к лучшему, и каждый получит то, что заслуживает.
  3. Она упрекает Родиона в безбожии, которое его портит. По мнению Мармеладовой, чтобы очистить свою душу, ему необходимо не только раскаяться в преступлении, но и задуматься о духовных ценностях.

Смирение девушки противопоставляется бунту Родиона. Действительно, убийство старухи-процентщицы не решает проблем и не меняет общество, оно лишь губит жизнь самого убийцы. Таким образом автор старается доказать, что в конфликте двух мировоззрений побеждает Сонечка.

После того как преступление было раскрыто, девушка не бросает своего друга и отправляется за ним в ссылку. Она добра и милосердна не только к Раскольникову, но и другим каторжанам. Так она освобождается от собственных грехов и учит милосердию других. В конце романа взгляды Сони становятся взглядами главного героя. Он сожалеет о содеянном, но уже поздно.

В сочинении о самопожертвовании Сони Мармеладовой следует упомянуть о том, что для автора эта тема очень важна Девушка в романе олицетворяет любовь и душевную чистоту. Ее вера в Бога не фанатична, это вера настоящего праведника, и она очищает девушку от порока.

Доброта и милосердие Сонечки меняют к лучшему другого человека. Именно она способствует «воскрешению» Раскольникова. Хотя об этом не говорится в романе, читатель понимает, что Родион воспринимает мировоззрение Сони и находится на пути к Богу.

Соня Мармеладова — святая или грешница (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Сочинение на тему: Соня Мармеладова святая или грешница

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 10.04.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Все персонажи романа Достоевского «Преступление и наказание» — трудные, полные испытаний, приводящие либо к нравственному возрождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести и Раскольникова к первому, и Свидригаилова ко второму. Меня поразил один из главных героев произведения Сонецкой Мармеладовой — кто эта девушка с нелегкой судьбой: падшая или святая?

Соня — девочка восемнадцати лет, маленького роста, со светлыми волосами и красивыми голубыми глазами. Ее мать умерла рано, а отец женился на другой женщине, у которой есть собственные дети. Необходимость заставляла Соню зарабатывать деньги низким способом: продавать свое тело. Но то, что отличает ее от всех других девушек той же профессии — это ее глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь греха не потому, что ее привлекали плотские удовольствия, она принесла себя в жертву младшим братьям и сестрам, пьяному отцу и сводной мачехе. Во многих сценах Соня предстает перед нами абсолютно чистой и невинной, будь то сцена смерти отца, в которой он сожалеет о своих поступках, осудивших его дочь на такое существование, или сцена, в которой Катерина Ивановна просит прощения за жестокие слова и обращение со своей падчерицей.

Я оправдываю хрупкую Соню, которая выбрала этот трудный путь. Ведь девушка не погружает голову в водоворот страсти, она все еще духовно чиста перед Богом. Может быть, она и не ходит в церковь из страха обличать слова, но в ее маленькой комнате на столе всегда есть Библия, стихи которой она знает наизусть. Более того, Соня не только спасает жизни своих близких, в романе она играет еще одну важную роль: Сонечка Мармеладова спасает потерянную душу Родиона Раскольникова, убившего старуху и ее сестру Лизавету.

В Соню приезжает Родион Раскольников, который давно ищет человека, чтобы рассказать о своих поступках, и который уже хочет наложить на себя руки. Ей, а не Порфирии Петровичу, он решил раскрыть свою тайну, потому что чувствовал, что только Соня может судить его по совести, и суд над ней будет отличаться от суда над Порфирией. Эта девушка, которую Раскольников назвал «глупой», узнает о совершенном преступлении, целуется и обнимает Родиона и не помнит себя. Она единственная, кто может понять свою боль и пережить ее с людьми. Поскольку Соня не признает ничьего суда, кроме Бога, она не спешит обвинять Раскольникова, наоборот, она становится для него путеводной звездой, помогая ему найти свое место в жизни.

Соня помогает Раскольникову «встать» благодаря силе своей любви и умению переносить любые страдания ради других. Сразу же после того, как она узнала правду, она решила, что теперь будет неразлучна с Раскольниковым, последует за ним в Сибирь и заставит его поверить. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит ее о Евангелии, как будто это знак того, что для него начинается новая жизнь. И Раскольников, отвергнув свою теорию, не увидел перед собой «дрожащего существа», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, чья самопожертвование далека от смирения и цель которого — спасти погибшее, обеспечить эффективную заботу о ближнем.

Все, что можно описать как Соню, — это ее любовь и доверие, ее тихое терпение и ее бесконечное желание помочь. На протяжении всей своей работы она несет в себе свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа, в награду за все трудности, которые ей пришлось пережить, Соня получает счастье. А для меня она святая; святая, чей свет освещал пути других…

Трагическая судьба Сони Мармеладовой

Отец Сони падок на алкоголь, со временем он теряет все, тащит из дома вещи для продажи, а его семья вынуждена голодать. Совестливая и милосердная девушка, не сумев найти достойной и оплачиваемой работы, решилась на отчаянный шаг и отправилась на улицу продавать своё тело. Она вынуждена жить отдельно от своей семьи как недостойная, обречена носить вульгарные одежды и прятать в пол глаза при виде «честных» дам.

Читайте также:
Шаги Раскольникова к преступлению: сочинение

Несчастная девушка уверена, что она великая грешница, которая не достойна быть в одном помещении с приличными людьми. Для неё табу присесть рядом с мамой Родиона или пожать руку Дуне. Она застывает в нерешительности на пороге родительского дома, боясь своим присутствием оскорбить гостей, которые, как и она, пришли проститься с погибшим Мармеладовым. Соня так кротка и слаба, что обидеть её может любой вроде подонка Лужина, подкинувшего ей деньги с целью обвинить в воровстве, или сварливой хозяйки съёмной квартиры. Сирота просто не в состоянии дать отпор.

Святая грешница

На­сту­пи­ло пя­тое, пред­по­след­нее, вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста (до Пас­хи оста­лось две неде­ли). Се­го­дня Пра­во­слав­ная Цер­ковь пред­ла­га­ет нам в ка­че­стве при­ме­ра об­ра­тить­ся к жиз­ни од­ной кра­си­вой жен­щи­ны из Алек­сан­дрии Еги­пет­ской. В мо­ло­до­сти она бы­ла всем из­вест­ной в этом пор­то­вом го­ро­де блуд­ни­цей, или, го­во­ря ли­те­ра­тур­ным язы­ком, кур­ти­зан­кой. На пер­вый взгляд это мо­жет по­ка­зать­ся стран­ным и да­же вы­зы­ва­ю­щим! Неуже­ли в со­кро­вищ­ни­це хри­сти­ан­ской свя­то­сти ма­ло дру­гих при­ме­ров для под­ра­жа­ния – та­ких непо­роч­ных дев как Вар­ва­ра, Ека­те­ри­на (са­мо имя ко­то­рой пе­ре­во­дит­ся как «все­гда чи­стая») и иных, с дет­ства хра­нив­ших вер­ность сво­е­му Небес­но­му Же­ни­ху? Тем бо­лее, что «на па­нель» её толк­ну­ла не нуж­да, как, на­при­мер, Со­ню Мар­ме­ла­до­ву! Она са­ма при­зна­ва­лась, что, уй­дя от ро­ди­те­лей в две­на­дца­ти­лет­нем воз­расте и по­те­ряв чи­сто­ту, «неудер­жи­мо и жад­но влек­лась к муж­чи­нам». «Я тор­го­ва­ла со­бой не ра­ди ко­ры­сти. По­сту­па­ла я так, чтобы при­влечь к се­бе большее чис­ло же­ла­ю­щих. Это бы­ла моя жизнь: я по­чи­та­ла жиз­нью по­сто­ян­ное по­ру­га­ние сво­е­го те­ла». Тем бо­лее важ­но по­нять, по­че­му же быв­шая блуд­ни­ца во­шла в тро­и­цу свя­тых (вме­сте с Гри­го­ри­ем Па­ламой и Иоан­ном Лествич­ни­ком), став­ших сим­во­ла­ми ве­ли­ко­пост­но­го «Учи­ли­ща бла­го­че­стия»!

Раз­гуль­ная жизнь пад­шей де­вуш­ки про­дол­жа­лась 17 лет. Од­на­жды, за­ба­вы ра­ди, Ма­рия при­мкну­ла к па­лом­ни­кам, на­прав­ляв­шим­ся в Иеру­са­лим, опла­тив до­ро­гу ко­ра­бель­щи­кам сво­им те­лом. Раз­гу­ли­вая по Свя­то­му го­ро­ду и «охо­тясь за ду­ша­ми юно­шей», – как гла­сит жи­тие, – Ма­рия уви­де­ла лю­дей, шед­ших в храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Здесь хра­ни­лась ве­ли­чай­шая хри­сти­ан­ская свя­ты­ня – Гол­гоф­ский Крест.

Вме­сте с тол­пой мо­ля­щих­ся Ма­рия во­шла в при­твор, но её по­пыт­ки про­ник­нуть внутрь хра­ма бы­ли тщет­ны. Ка­кая-то неви­ди­мая си­ла от­бра­сы­ва­ла её с по­ро­га об­рат­но. На­ко­нец, она сда­лась и от­сту­пи­ла в угол при­тво­ра. «И то­гда, – рас­ска­зы­ва­ла она впо­след­ствии, – мне от­кры­лась при­чи­на, по ко­то­рой не да­но мне бы­ло узреть жи­во­тво­ря­щее дре­во Кре­ста, ибо ду­хов­ные очи мои оза­ри­ло сло­во спа­се­ния, указуя, что мер­зость дел мо­их за­кры­ва­ла мне до­ступ в храм. Я на­ча­ла пла­кать и скор­беть, уда­ряя се­бя в грудь и из глу­би­ны ду­ши ис­пус­кая сто­ны, и тут уви­де­ла над со­бой ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы». Об­ра­тив­шись к ней с мо­лит­вой, греш­ни­ца смог­ла бес­пре­пят­ствен­но вой­ти в храм, а за­тем, вер­нув­шись к иконе, по­лу­чи­ла от­кро­ве­ние, услы­шав го­лос: «Пе­рей­ди Иор­дан, и об­ре­тёшь бла­жен­ное успо­ко­е­ние!»

В хра­ме свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля у Иор­да­на она при­ча­сти­лась, за­тем пе­ре­пра­ви­лась на во­сточ­ный бе­рег ре­ки и ис­чез­ла из ми­ра. Бо­рясь с ис­ку­ше­ни­я­ми, Ма­рия про­ве­ла в пу­стыне дру­гие 17 лет, преж­де чем встре­ти­ла пер­во­го жи­во­го че­ло­ве­ка – иеро­мо­на­ха Зо­си­му, про­мыс­ли­тель­но уеди­нив­ше­го­ся во вре­мя Ве­ли­ко­го по­ста имен­но в этом ме­сте. (У мо­на­хов Лав­ры Свя­то­го Сав­вы су­ще­ство­вал обы­чай про­во­дить Свя­тую Че­ты­ре­де­сят­ни­цу по­оди­ноч­ке и воз­вра­щать­ся в оби­тель к празд­ни­ку Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим.) Он упро­сил Ма­рию, став­шую те­перь по­движ­ни­цей, по­ве­дать ему ис­то­рию её жиз­ни. Во вре­мя их сов­мест­ной мо­лит­вы свя­тая на ло­коть от­ры­ва­лась от зем­ли. Ста­рец ис­пол­нил­ся бла­го­го­вей­но­го тре­пе­та, со сле­за­ми об­ни­мал её сто­пы и про­сил у неё бла­го­сло­ве­ния. А Ма­рия на­зы­ва­ла се­бя греш­ни­цей, не име­ю­щей доб­ро­де­те­лей, и про­си­ла у него бла­го­сло­ве­ния.

Они усло­ви­лись встре­тить­ся у Иор­да­на, бли­же к его мо­на­сты­рю, на сле­ду­ю­щий год, чтобы Ма­рия смог­ла при­ча­стить­ся. По про­мыс­лу Бо­жию, это слу­чи­лось в Страст­ной чет­верг. Сто­яв­ший на за­пад­ном бе­ре­гу ре­ки ста­рец уви­дел, как Ма­рия осе­ни­ла Иор­дан крест­ным зна­ме­ни­ем и «по­шла по во­де немокрен­но». При­няв из его рук при­не­сён­ные Свя­тые Тай­ны, «она воз­де­ла ру­ки к небу, ста­ла сте­нать и пла­кать и вскри­ча­ла: „Ныне от­пу­ща­ешь ра­бу Твою, Вла­ды­ко, по сло­ву Тво­е­му, с ми­ром. Ибо ви­де­ли очи мои спа­се­ние Твое!“» Тай­ный смысл этой Си­мео­но­вой мо­лит­вы был для Зо­си­мы скрыт, по­то­му что свя­тая са­ма по­про­си­ла его: «Сей­час сту­пай в свой мо­на­стырь, а на сле­ду­ю­щий год сно­ва при­ди в то ме­сто, где я в пер­вый раз те­бя уви­де­ла. И вновь по во­ле Бо­жи­ей уви­дишь ме­ня». Ста­рец воз­вра­тил­ся, «ис­пол­нен­ный ли­ко­ва­ния и ве­ли­ко­го стра­ха, ко­ря се­бя за то, что не спро­сил име­ни свя­той; од­на­ко на­де­ял­ся сде­лать это в сле­ду­ю­щем го­ду».

При­дя через год в пу­сты­ню, он уви­дел в устье вы­сох­шей ре­ки «ту свя­тую жен­щи­ну, ле­жа­щую мёрт­вой; ру­ки её бы­ли сло­же­ны по обы­чаю, а лик об­ра­щен к вос­хо­ду». Опла­кав её и со­тво­рив по­гре­баль­ную мо­лит­ву, он вдруг уви­дел на­чер­тан­ную на пес­ке над­пись: «Здесь схо­ро­ни, ав­ва Зо­си­ма, остан­ки сми­рен­ной Ма­рии, и прах пре­дай пра­ху, непре­стан­но воз­но­ся мо­лит­вы Гос­по­ду за ме­ня, скон­чав­шу­ю­ся в ночь Стра­стей Спа­си­те­ля, по при­ня­тии Свя­тых Тайн». Это озна­ча­ло, что она скон­ча­лась ещё год то­му на­зад через несколь­ко ча­сов по­сле их вто­рой (и по­след­ней) встре­чи, 1 ап­ре­ля 522 го­да, в Ве­ли­кую Пят­ни­цу. Мо­ги­лу для её по­гре­бе­ния стар­цу по­мог вы­рыть огром­ный лев, охра­няв­ший те­ло свя­той.

Пре­да­ние о жиз­ни греш­ни­цы-свя­той хра­ни­лось в мо­на­сты­ре Зо­си­мы, а позднее бы­ло за­пи­са­но как «Жи­тие Ма­рии Еги­пет­ской, быв­шей блуд­ни­цы, чест­но под­ви­зав­шей­ся в Иор­дан­ской пу­стыне» (ав­тор это­го ше­дев­ра ран­не­ви­зан­тий­ской агио­гра­фии – пат­ри­арх Со­фро­ний Иеру­са­лим­ский, †638 г.). По­пуляр­ность жи­тия за­сви­де­тель­ство­ва­на мно­го­чис­лен­ны­ми пе­ре­ло­же­ни­я­ми и вклю­че­ни­ем его в со­став бо­го­слу­же­ния чет­вер­га пя­той сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста (Сто­я­ние Ма­рии Еги­пет­ской, или Ан­дре­ево сто­я­ние). Сю­жет жи­тия был ис­поль­зо­ван И. С. Ак­са­ко­вым в по­э­ме «Ма­рия Еги­пет­ская».

Читайте также:
Филантропический подвиг Мармеладова: сочинение

Жизнь свя­той Ма­рии Еги­пет­ской рас­смат­ри­ва­ет­ся как дву­еди­ный сим­вол де­я­тель­но­го рас­ка­я­ния, пре­об­ра­жа­ю­ще­го все су­ще­ство че­ло­ве­ка, и от­вет­но­го Бо­жия ми­ло­сер­дия. Под­лин­ное Хри­сти­ан­ство глу­бо­ко «оп­ти­ми­стич­но»: здесь нет ме­ста над­мен­ной брезг­ли­во­сти по от­но­ше­нию к лю­дям с «непо­пра­ви­мо ис­пор­чен­ной ре­пу­та­ци­ей» (как в свет­ском об­ще­стве), или к «непри­ка­са­е­мым» (как в ка­сто­вом об­ще­стве), и неимо­вер­ное ка­за­лось бы вос­хож­де­ние из невоз­врат­ной без­дны гре­ха к орео­лу свя­то­сти от­кры­то и каж­дой совре­мен­ной кол­ле­ге Ма­рии до её об­ра­ще­ния. Имен­но по­это­му этой быв­шей греш­ни­це и по­свя­ще­но по­след­нее вос­кре­се­нье Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы (Со­ро­ка­днев­но­го по­ста), важ­ней­ше­го по­ка­ян­но­го пе­ри­о­да пра­во­слав­но­го ли­тур­ги­че­ско­го го­да.

Ма­рия Еги­пет­ская по­чи­та­ет­ся у нас как свя­тая «пре­по­доб­ная». Её па­мять по непо­движ­но­му (ми­ней­но­му) ка­лен­да­рю – 1/14 ап­ре­ля.

Юрий Ру­бан, канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Изд. и лит.: Жи­тие Ма­рии Еги­пет­ской, быв­шей блуд­ни­цы, чест­но под­ви­зав­шей­ся в Иор­дан­ской пу­стыне (VII в.) // Жи­тия ви­зан­тий­ских свя­тых / Пе­ре­вод, всту­пит. ста­тья и прим. С. В. По­ля­ко­вой. СПб., 1995, с. 185–213; Се­ли­ва­нов Д. Б. Жи­тие и служ­ба Ма­рии Еги­пет­ской (ав­то­реф. канд. дис­серт.). М., 1994; Пре­по­доб­ная Ма­рия Еги­пет­ская. Пе­ре­славль-За­лес­ский, 1997.

Вера в Бога

Пройти все жизненные испытания Соне Мармеладовой помогает ее вера в Бога. Несмотря на все жизненные трудности, когда семья Сони находилась в бедственном положении, героиня смогла сохранить в себе любовь, милосердие и способность сострадать всем людям.

Соня верит, не задумываясь, инстинктивно. Героиня считает, что все люди на земле равны перед Богом, что справедливость восторжествует. Сонечка способна проникнуть в смысл бытия.

Узнав о преступлении Раскольникова, Соня говорит ему, что это произошло только из-за того, что он «от бога отошел». За это он и был наказан: «поражен» богом.

Вера Сонечки способна воскресить не только ее, но и других людей.

referat5vip.ru

Главное меню

  • Главная
  • Сочинения по русской литературе
  • Сочинение по картине
  • Сочинения по русскому языку
  • Анализ стихотворения
  • Биографии писателей
  • Краткое содержание произведений
  • Твори з української мови
  • Сочинения ОГЭ
  • Сочинения на ЕГЭ
  • Математика
  • Сочинения на английском
  • Шпаргалки по литературе

Соня Мармеладова- падшая или святая?

У всех героев романа

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова, — кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?

Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.

Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.

Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.

Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она — святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

Сочинение. Соня Мармеладова — падшая или святая? в романе «Преступление и наказание. Духовный подвиг сони мармеладовой Реализация домашнего задания

Соня Мармеладова- падшая или святая?

У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?

Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.

Читайте также:
Характеристика образа Алены Ивановны: сочинение

Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.

Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.

Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

Тема: Соня Мармеладова – святая или грешница? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Раскрыть образ Сони Мармеладовой;

Понять, почему Соня – нравственный идеал писателя;

Показать, что Соня сильнее Раскольникова, что именно она ведет его к вере и покаянию.

Эпиграф: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и отец ваш не простит вам согрешений ваших»

Евангелие от Матфея

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, кого мы можем назвать грешником, а кого – святым человеком?

На доске (экране) два определения

Святой человек – человек, живущий по Законам Божиим, посвятивший свою жизнь защите интересов церкви и религий, а также сумевший побороть грех в собственной душе.

Грешник – тот, кто имеет грехи, живет во грехе, исполненный греха.

Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос нашей темы? (Узнать, какие поступки делают Соню грешницей, а какие – святой)

3. Работа по теме урока

– Для того чтобы понять, что делает Соню святой, а что грешницей, нужно хорошо знать библейские сказания. Сегодня мы будем работать таким образом: на доске вы увидите цитаты, ваша задача – доказать, нарушает их Соня или соблюдает.

В процессе работы заполняется таблица (цитаты можно взять из таблицы)

То, что делает Соню святой

То, что делает Соню грешницей

1. «А я вам говорю не противиться злому. Но кто ударит тебя в правую щеку вою, обрати к нему и другую (…) Просящему у тебя дай» (Новый Завет)

Соня на грубое обращение Катерины Ивановны отвечает добром, стремиться помочь, даже переступив через моральные устои.

2 . «Нет большего подвига, нежели тот, в котором человек погубит душу свою за други своя» (Апостол Павел)

Соня идет на самопожертвование ради других.

«Не прелюбодействуй» (библейская заповедь)

Занимается проституцией, чтобы помочь семье

3. «Бог есть любовь», «Да любите друг друга», «Возлюби ближнего своего как самого себя», «Почитай отца и мать» (Ветхий Завет)

Соня любит отца-пропоицу, жестокую мачеху, прогнившего Лужина, убийцу Раскольникова.

4. «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Евангелие от Матфея)

Прощает всех, кто так или иначе причиняет ей боль.

5. История Иисуса Христа, который пошел на самопожертвование. Он, «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (послание евреям от апостола Павла)

Страдает духовно и физически – это путь к искуплению вины и вечной жизни, это роднит Соню с Иисусом.

6. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоей» (Евангелие)

Соня искренне и твердо верит в Бога, единственна книга, которую она читает – это Евангелие, сломить ее веру не может даже Раскольников, который выступает как змей-искуситель.

7. «Научай их законам Божьим, указывай им путь Его» (Ветхий Завет)

Соня ведет Раскольникова к вере к любви, к прощению через страдания.

4. Подводи итоги

– «Прощаются грехи её многие за то, что возлюбила она многое, а кому мало прощается, тот мало любит», «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Евангелие от Луки)

Ребята, посмотрите, что у нас получилось: того, что делает Соню святой, гораздо больше, чем делает ее грешницей. Так что же мы выберем: Соня – святая или грешница?

Читайте также:
О мастерстве Достоевского в раскрытии психологии героя: сочинение

Соня Мамеладова мученица или великая грешница? (по роману “Преступление и наказание”).

Сколько живёт человечество, всегда в нём были Добро и Зло. Но кто из них кто – не всегда отличишь с первого взгляда. Самопожертвование, благородство – вот что всегда ценилось в людях. Но ценим мы лишь благородных рыцарей на белых конях. А что же простые люди? Неужели нет в них благородства?

Не правы те, кто думают так. Один из ярчайших образов сочетания «добра и зла» нарисовал Ф. М. Достоевских в своём романе «преступление и наказание» в лице Сони Мармеладовой. Это центральный женский образ, у которого, как и у Раскольникова имеются «двойники». В неё Достоевский вложил идее о совершенном человеке. Судьба её плачевна. «… безответная она, и голосок у неё такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бедненькое, худенькое…» – Так говорил о ней Мармеладов, её отец, который был отставным титулярным советником. Жена его, Катерина Ивановна, мачехой была Соне. Дела в семье шли плохо: не чем было кормить троих детей, оставшихся у Катерины Ивановны от покойного любимого мужа. Да, не по любви она вышла за Мармеладова, а из нужды – «Плача и рыдая, и руки ломая – пошла! Ибо некуда было идти». Дела же Мармеладова были не в лучшем состоянии. Но добила его нелюбовь Катерины Ивановны – она видела в нём лишь рабочую силу. Работал он – и любила она его. А перестал работать, так и жизни ему не стало. Катерину Ивановну можно понять – нечем ей детей кормить было. И в очередном порыве бессильной ярости сказала она Сонечке:« Живёшь ты, дармоедка, у нас, ешь и пьёшь, и теплом пользуешься». И сказала она Соне пойти «на дело»: «А что ж? чего беречь-то? Эко сокровище!». И пошла Сонечка – некуда было деваться этой чистейшей, ещё детской, душе. «И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила. а взяла только. платок. накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да тело все вздрагивают. » – говорил с восхищением, но сквозь бессильны слёзы её отец. Не подвиг ли это?

Но субъективное общество, мерящее всю действительность своим неоспоримым судом, принимающим во внимание лишь внешне улики, клеймит её грешницей. Она вынуждена жить отдельно от семьи по настоянию квартирной хозяйки; Лебезятников заявляет, что не может находиться под оной крышей с «таковской»; Лужин называет её в своём письме к Пульхерии Александровне девицей «отъявленного поведения» И лишь невольные, противоречивые сова Раскольникова оценили её жертвенный желтый билет по достоинству: «Ай да Соня! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли! Ко всему-то человек-подлец привыкает!»

Да, Соня не ангел, и на дело она пошла низкое. Но это было в сто раз сложнее именно для неё, ибо она была крайне набожна. Она бесконечно верит в Бога: «Так ты очень молишься богу-то, Соня? – Что ж бы я без бога-то была?» Её вера бесконечна, хотя и чрезмерна, углубившаяся пошатнувшейся от страдания психикой. И тщетно старался переубедить её Раскольников своими атеистическими доводами. Пророчил её младшей сестре Полечке такую же судьбу… Но вера её была непоколебима. Она не была душой представительницей той профессии, в которой находилась. Тот разврат «задел её лишь механически». В пору считать человека с такой силой и непоколебимостью духа помешанным. Не понять Раскольникову умом Соню, понял он её лишь душой. Она – олицетворение «тихой совести» в романе. Ибо человека от зверя всегда отличала совесть. И зря Родион пытался умом заглушить свою человечность, зря пытался доказать свою теорию. «Нет жизни в человеке, сотворившим зло!» – вот главная идя образа Сони, и несёт она её через весь роман.

Та кто же такая Соня? Мученица или великая грешница? Или вообще, как сказал о ней раскольников, юродивая? «Лизавета! Соня! Бедные, кроткие. С глазами короткими… Милые. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут? Они всё отдают… глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!»

Нет, не юродивая – или тогда все мы помешавшиеся. Лучше быть помешанным на добре, чем отъявленным негодяем. И при этом не важно, насколько глубоко ты ушёл во тьму. И в тёмных доспехах моно быть рыцарем света. Грешница? Возможно, но не больше каждого из нас. Никому она не приносила зла, никого не принуждала жить также. Всё-таки, мученица – не каждому дан такой подвиг – презирать грех и совершать его, неволясь каждый день! И не потерять возможности любить, спасать других. Ради Катерины Ивановны и детей она всё это начала. Доказательством первозданной чистоты служит её любовь к Раскольникову – она исцелила его душу от камня великого греха. И пошла с ним на каторгу, и в острог приходила нему каждый день. И вылечила его душу. И не каждый «чистый» на первый взгляд на такое способен. Лучше быть тёмным воином на службе добра, чем, облачившись во всё белое,сеять зло.

Соня Мармеладова- падшая или святая?

У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?

Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.

Читайте также:
Роман «Братья Карамазовы» – вершина мистического реализма Достоевского: сочинение

Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.

Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.

Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

Сочинение. Соня Мармеладова — падшая или святая? в романе «Преступление и наказание»

Сочинение.

Соня Мармеладова — падшая или святая? в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?
Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.
Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.
Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.
Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.
Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

Читайте также:
Каковы причины, побудившие Раскольникова на убийство старухи-процентщицы и причины, останавливающего его (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

Предисловие к дневнику.

Долго думал, как начать. Не знаю, что бы вы хотели от меня услышать. Скажу лишь, что в руках ваших история моей душевной болезни, писавшаяся в течение многих лет. Заболел я, видимо, уже давно, но только в последнее время стал в полной мере осознавать, сколь страшен мой недуг. Долго не пускал я в свою больную душу раскаяние, но вот оно всецело завладело мною. О, если бы вы только знали, как это мучительно и страшно осознать всю чудовищность поступков, совершенных твоими руками! К счастью, я неизлечимо заболел и умираю, иначе бы, честное слово, не смог бы все равно жить с таким грузом на душе. Жаль вот только маменьку да сестру. Сонечка ездила к ним, говорит, все время плачут по моей загубленной душе. А сама Сонечка почти не плачет, только молится. Не знаю, сможет ли меня еще что-то спасти.

Я знаю, какие неземные муки приносит осознание того, что ты убил. Хотел себе доказать, что не тварь дрожащая, что право имею… Доказал… что теория моя была дьяволом нашептана.

Потому-то я и хочу, чтоб эта история моя увидела свет, ибо знаю, что не одну еще душу молодую и гордую тревожат подобные размышления. Может быть, эти откровения больной души послужат поучением моим современникам и поколению, идущему следом.

Отрывки из дневника Родиона Раскольникова.

Июня 2-го дня 18.. года. Всю ночь не спал – мысли разные одолевали… Днем встретил профессора Ц., звал обратно на факультет, говорил, что не гоже таким способностям пропадать… Нет, не хочу! Вообще не хочу никого видеть!

…А денег все нет. Сижу весь день в комнате и трясусь. Как все это противно и гадко! Все чаще в голову закрадывается мысль: неужто я рожден был, чтоб по углам трястись и всю жизнь в нищете прозябать? Я ведь всего однажды живу, я ведь тоже хочу…

Июня 4-го дня 18.. года. Вчера получил от маменьки письмо. Невероятно расстроился: у них совсем нет денег. Дуня вынуждена была пойти работать. И ведь сколько раз им говорил: не шлите мне денег, сам о себе позабочусь! Так нет же, упрямятся… Маменька в письме написала, что вышла на нашей улице история. Убили одного мерзавца из-за денег. Началось расследование и тут же прекратилось, потому что убийца сам пришел с повинной. Я думаю, это оттого, что он слабый человек…

Июля 10 дня. Как все это отвратительно! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? Это вздор, это нелепость!

Июля 14 дня. Уже которую ночь не сплю, голова как чугун, а мысли все несутся да несутся куда-то. И одна страшнее другой…

Июля 15 дня. Сегодня получил еще одно письмо от маменьки. Дунечка собралась замуж! За мерзавца, которого не любит! Этот ангел, чтобы кусок хлеба в доме был… Ради денег! Нет, не бывать этому никогда! Не позволю ей жизнь свою губить!

Того же дня, позже. А что я сделать-то смогу? А, Раскольников? Что ты им можешь обещать в свою очередь? Миллионер будущий, Зевес, их судьбою располагающий!

Меня кошмары по ночам мучают… Такие странные… Вижу то, чего бы в жизни ни за что не испугался, а во сне так и столбенею. Вот как-то приснилось мне, будто лошадь секут. Вижу, что насмерть забивают, кричу, пытаюсь остановить, спасти ее. Не получается. Не успеваю. Я плачу, аж слезами захлебываюсь, целую ее, целую, да только все без толку… Господи, тяжело как!

Июля 16 дня. Вчера Мармеладов задал один, очень интересующий и меня, вопрос: «Что значит, когда уже некуда больше идти? Ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» Как точно сказано! И я, кажется, знаю, куда мне нужно идти…

Июля 17 дня. Ни о чем не рассуждаю и совершенно не могу рассуждать. Всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у меня более ни свободы рассудка, ни воли. Все решено окончательно…

Сентябрь, 2. Долго не мог писать. Был в горячке, тяжело болел. Думал даже с собой покончить.

Ну вот. Я сделал это! Я убил ее, эту процентщицу. Да еще и Лизавету, сестрицу ее. Дернул черт ей раньше положенного домой явиться. Но я не хотел, Лизавету я случайно…

А старуху не жалко! Я право имею! Да и ладно бы кого, а то… Я только всем лучше сделал.

Сентябрь, 10. Что-то на меня нашло, и вдруг ночью принялся молиться… Видно, нужно смириться с тем, что я обычный человек, не лучше всех остальных… Старуха была только болезнь…я переступить поскорее хотел…я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался…

Того же дня, позже. Нервы расстроены до предела…А вдруг меня найдут? Вычислят? Поймут, на лице прочитают содеянное? Сегодня произошел странный (или страшный?) случай. Меня искал один мещанин, спрашивал обо мне у дворника. Он назвал меня «убивцем»…

Кто этот вышедший из-под земли человек? Он видел все, это несомненно. Почему он только теперь выходит из-под полу? Да, господи, муха летала, она видела! Разве этак можно?

Еще позже. Что делать? Куда бежать, если вдруг. Нет, тогда покончить с собой, покончить немедленно.

Сентябрь, 12. Завтра расскажу Соне все. Она у меня одна осталась. С матерью и сестрой разорвал. Мы теперь с ними по разные стороны… А с Соней… Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!

Сентябрь, 15. Соня знает обо всем. В мыслях совсем по-другому думал открыть ей, но вышло так. Она, узнав обо всем, принялась целовать и обнимать меня. Господи, я расплакался, как мальчишка! Но мне стало легче, первый раз с того дня…

Сентябрь, 16. И все-таки я уверен: кто крепок духом и умом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, то у них и прав. Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит!

Читайте также:
Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

Все предо мной, как в тумане… Очень тревожит Свидригайлов… Пакостный какой человек!

Сентябрь, 22. Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру Лизавету топором, и ограбил. Так я и сказал, пришел в контору и сказал. Соня помогла… А Свидригайлов застрелился…

Следующий год, число не обозначено. Меня отправили на каторгу. Я здесь уже давно. Перечитал все, что писал раньше. Боже, какой же я был дурак! Опасный дурак… И только ведь сейчас начинаю понимать, что глубоко был болен душевно. Спасибо Сонечке, помогает мне спасти свою душу… если ее еще можно спасти. Зажегся желанием напечатать все эти записи, всю историю души моей. Может, это кому поможет. Посмотрим, что из этого выйдет…

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Сегодня, наверное, один из самых счастливых дней в моей жизни – наконец-то мне удалось достать клочки бумаги и немного чернил. Я так давно этого хотел, что эта мысль чуть опять не довела меня до помешательства. Все же я еще слишком нервозен и вспыльчив. Видимо каторга пока не совсем «вылечила» меня…

Да, каторга действительно может лечить. На фоне тех физических страданий, которым я подвергаюсь здесь уже два года, семь месяцев и четырнадцать дней, нравственное страдание отходит на второй план. Лишь изредка волны душевной боли захлестывают существо мое, воспоминания о минувшем рвутся наружу… в эти минуты мне необходим собеседник. Но такового здесь нет, люди вообще меня сильно раздражают. И вот чудо – клочки посеревшей бумаги совершенно случайно попадают в руки мои. Теперь душа моя будет иметь отдохновение… И я с трепетом приступаю к записям своих мыслей.

Как же все это произошло, что же свело меня с ума.

К примеру, можно говорить о ряде случайностей, которые утвердили меня в том, что старуху необходимо убить и что в этом убийстве нет ничего плохого. Я помню случайный разговор в трактире, из которого стало известно, что смерти процентщицы желаю не только я. Старуха становится в моем понимании бичом человечества, гнойником, который необходимо удалить. А потом как легко ко мне попадает топор.
Обстоятельства подталкивали меня к убийству! И я не мог пройти мимо этих «знаков»… Именно они лишили меня последних сомнений по поводу того, необходимо ли совершать этот проступок. Не будь этих случайностей – кто знает, чем бы все закончилось…

А потом произошло убийство… Но я не хочу об этом писать. Еще слишком живо во мне воспоминание лица этой бедной полоумной девушки, которая случайно оказалась там, в этой кровавой квартире…

А потом было следствие…

Я сам направился к Порфирию Петровичу в гости, чтобы, во-первых, познакомиться, а во-вторых, сообщить, что был закладчиком у Алёны Ивановны и что хотел бы со временем вернуть заложенные вещи.

С самого начала разговора я рассчитывал и взвешивал каждое своё слово. Я «пытался» быть ни в чём не виновным… Старался вести себя естественно, а сам пытливо за всем наблюдал. Но с течением времени я начинал всё больше нервничать. У меня периодически начинала появляться одна и та же мысль: «Знает!» Моя игра уже не казалась мне такой забавной и успешной: «Хорошо ли? Натурально ли? Не преувеличил ли?» Ах, эта нервическая болезнь…

Наконец, я помню, мне предоставилась передышка, когда Порфирий Петрович вышел приказать принести чаю. Мысли в моей голове проносились как молнии, я начал всех подозревать и презирать. Уже нельзя было понять, здоров я или нет. Я помню, как внутренне обращался к своему мучителю:

– Ну, бейте прямо, а не играйте, как кошка с мышью. Это ведь невежливо Порфирий Петрович, ведь я ещё, может быть, не позволю-с. Встану, да и брякну всем в рожу всю правду… А что, если мне только кажется.

И мне кажется, я совершенно выдал себя, когда речь зашла о статье, которую я написал полгода до этого.

Порфирий Петрович сам вызвал меня на этот разговор, прося разъяснить некоторые положения статьи, а именно утверждение, что люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных». Сначала нехотя, а затем всё более разгорячаясь, забывая об осторожности, я пояснял: «Я только в главную мысль мою верю. Она состоит именно в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде новое слово. Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего».

А что, разве не так? Я и сейчас согласен поспорить на эту тему, да и спорить нечего! Необыкновенные люди имеют право по совести на совершение преступления, если оно служит достижению цели! Порфирий Петрович просил меня пояснить, как же можно отличить один разряд от другого, потому что, якобы, может произойти путаница и один из одного разряда вообразит, что он принадлежит к другому разряду, и начнёт устранять все препятствия. Глупости, «материал» даже во сне не поднимает голову над обстоятельствами, которые его душат! А вообще-то он на меня намекал, как это было явно и нагло!

А потом была Соня… Это светлое пятно в моей памяти, она помогала мне избавиться от душевой муки.

Впервые я увидел ее, когда принес домой её отца, которого переехала лошадь. Мармеладова была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером). Но потом она постепенно раскрыла свой внутренний мир, и я поразился тому, насколько несчастна и чиста эта девушка. Спасибо, родная!

О! Вот теперь, мне кажется, я понял очень важную вещь. И все стало на свои места! Я разгадал свой сон, тот, что не давал мне покоя все это время.

Я видел свой родной город, мне около семи лет, я гуляю со своим отцом. Всё наполнено очарованием детства. Кроме одного места – кабака, там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались. Мы проходим мимо этого кабака… Особенное обстоятельство привлекает мое внимание… Из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные, большие такие мужики в красных и синих рубашках. Вся эта ватага залазит в телегу, в которую впряжена старая тощая лошадка, которая просто не сможет двинуть с места такую тяжелую ношу. Хозяин начинает бить лошадь кнутом и кричать: «Не трошь! Моё добро! Что хочу, то и делаю. Садись ещё, все садись! Хочу, чтобы непременно вскачь пошла. » Затем к нему присоединяются ещё несколько человек, таких же пьяных как и он. В итоге они забивают лошадь до смерти.

Читайте также:
Судьба Мармеладовой и Раскольникова: сочинение

Я плачу. Один из секущих задевает меня по лицу, но я не чувствую, ломаю свои руки, кричу…

Теперь я понял, что это значит! Я во сне – и ребенок, и Миколка с кнутом, забивающий свою лошадь. Я увидел, во что я могу превратиться, и мне было противно и страшно. Ребёнок во мне сопротивлялся, ведь он единственный, кто восстаёт против пьяных убийц.

Кабак – это, скорее всего, Петербург. Тот самый город, который я виню в своём ужасном положении. Да, этот город переделал меня, изуродовал. Но, как и пьяные мужики в моем сне, я пришёл в этот город и остался в нём добровольно.

Во сне хозяин лошади постоянно повторял – «Моё добро!» Он считал, что имеет право на убийство, хотя никто, в окружающей его толпе, не понимал, зачем он это делает. А в скором времени и сам я скажу: «Тварь я дрожащая, или право имею?»

Как я устал, эти воспоминания совершенно меня опустошили, но зато эти записи помогли мне понять, что все произошедшее со мною не череда бессвязных эпизодов, а судьба, моя судьба…

Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

День первый, пасмурный с проблесками ослепительного солнца:

Я только в главную мысль мою верю. Она состоит именно в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде новое слово. Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего».

День решений, важный:

Слышал случайный разговор в трактире, из которого узнал, что смерти процентщицы страстно жажду не только я… Старуха – страшная раковая опухоль, которая уже дала метастазы, достаточно посмотреть на её сестру. совершенно забитое существо.

Ночь решений, бессонная:

Странно это, странно это… Я чувствую в себе силы необъятные, я смогу совершить задуманное! Я достоин лучшего, светлого и замечательного. Я сделаю два великих дела – освобожу мир от чудовища и спасу своих мать и сестру!

В конце концов, тварь я дрожащая или право имею? А что если тварь… Нет, властелин судьбы и не иначе!!

День свершений, кровавый:

Я устал… Я почему то страшно утомился… Ах, зачем там оказалось это бедное создание… Но не стоит об том. Невинных бог не оставит… Необходимо отдохнуть… У меня потом будет время подумать обо всем… Я наверное болен… мой проклятый Петербург…

Убийца… Такой приговор выносит мне справедливое общество. Да, я соглашусь, я – убийца. Но этим определением не исчерпывается моя характеристика, потому что моя жизнь – это не детективный роман о преступлении и наказании, а великое произведение о нравственных категориях, являющихся альфой и омегой психологии человечества – причинах и последствиях поступков.

День странный, плохой:

Одним из самых главных в нашем разговоре является вопрос Порфирия Петровича о том, что будет с «обыкновенным» человеком, если он совершит преступление, посчитав себя «необыкновенным» и выдумав себе какую-нибудь цель-идею. И я ответил, что если совесть есть, тот будет страдать, коль осознает ошибку: «Это и наказание ему, – опричь каторги»…

Эти слова мои стали пророческими…

Наказание, которое определил я себе сам, оказалось намного страшнее каторги, которая грозит мне в случае моей поимки. Но ничего у них не выйдет… Я слишком умен, чтобы меня можно было как мышку поймать на кусок сыра…

И даже если я попаду под суд, я знаю, что меня оправдают. Я не буду лебезить и врать, я сам буду своим правдивым адвокатом… У прокурора ничего не получится…

Прокурор: «Родион Раскольников совершил зверское убийство двух беззащитных женщин – проценщицы и её сестры Лизаветы. Он убил их топором, который принёс с собой. После убийства обвиняемый ограбил дом, захватив с собой несколько ценных вещей, и скрылся с места преступления. Доказательства вины неоспоримы. И за преднамеренное двойное убийство с целью ограбления Родион Раскольников должен быть сослан на каторжные работы».

Адвокат: «Да, всё было именно так, как говорит господин прокурор. Но я прошу обратить внимание суда присяжных на обстоятельства, приведшие Родиона Раскольникова к совершению столь тяжкого преступления.

Господин прокурор утверждает, что старуха-процентщица была беззащитной и, видимо, безобидной женщиной. И таковой она, конечно, могла показаться, когда прогуливалась по улицам Петербурга. Но для моего подопечного эта старуха была олицетворением всего жестокого мира, который окружает бедного человека; она была символом несправедливости. И Раскольников считал, что её убийство принесёт больше пользы, чем вреда. Что после её смерти освободятся, наконец-то, души молодых людей, которые она держала у себя в залог. Ведь старуха была ростовщиком… а попасть в лапы такого рода людей – большое несчастье для любого. Так разве ж можно судить его после этого.

Таким образом, вынудило его на совершение преступления чувство справедливости (пускай и сложившееся в больном мозгу), а отнюдь не природная или беспричинная жестокость. Да и сам город сыграл здесь немаловажную роль. Этот жёлтый Петербург сделает убийцей кого угодно…»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: