Сопоставление стихотворений Деревня и Вновь я посетил…: сочинение

Краткий анализ стихотворения «Деревня» («Вновь я посетил…») по плану

1. История создания

Стихотворение «Деревня» Александр Сергеевич начал писать в 1819 году, будучи еще совсем юным. Тогда он находился в Михайловском – материнском родовом имении, где и наблюдал двоякую картину.

С одной стороны, пасторальное уединение, поля, красота природы. С другой – непосильный крестьянский труд, позорное ярмо рабства. Переживания, чувства, искреннее негодование автора отразились в произведении.

Опубликовано оно было только в 1826 году, и то лишь первая, «пейзажная» часть, слегка подкорректированная.

Полный вариант предстал перед публикой лишь в 1829 году. Автор указал другое название: «Уединение», а более привычное современному читателю «Деревня» появилось позже.

2. Литературное направление

Стихотворение относится к двум литературным направлениям.

В нем явно просматриваются черты реализма: описание тяжелого быта крестьян, например.

Однако лирический герой, яро противостоящий сложившемуся жизненному укладу, полностью соответствует требованиям романтизма.

3. Род

По роду это гражданская лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность «Деревни» – ораторское выступление, рассчитанное на публичное чтение. Но также можно увидеть черты элегии, характерные признаки послания.

Одним словом, происходит частое для пушкинской лирики жанровое смешение.

5. Проблематика

Автор затрагивает очень серьезные, глобальные для общества того времени проблемы. Он обращает внимание прогрессивной публики на рабское, невыносимое положение крестьянства и явно осуждает барство.

6. Тематика

В стихотворении мы наблюдаем смешение разнообразных тем.

Тут есть описание прекрасной природы. Автор красноречиво рисует умиротворенные пейзажи и признается в своей любви к деревенскому уединению, тишине, создающей атмосферу, идеально подходящую для раздумий, неторопливых размышлений.

На этом фоне особенно страшно и чужеродно выступает тема порабощения народа, барского самодурства и беззакония по отношению к крепостным крестьянам.

7. Идея

Пушкин написал это стихотворение, чтобы в ярких красках нарисовать деревенский быт, отобразить неспешно текущее время, но вместе с тем и привлечь внимание к животрепещущему социальному вопросу.

Только через шесть лет, зимой 1825 года, на Сенатскую площадь выйдут декабристы, чтобы требовать отмены крепостного права. Пушкин же поднял эту тему в своем литературном творчестве гораздо раньше.

На молодого поэта во многом повлияли взгляды общественно-политических тайных обществ и кружков, в которые он вступал, еще учась в Лицее. В этом смысле Пушкина смело можно назвать голосом прогрессивной молодежи своего времени.

8. Пафос

Стихотворение сообщает противоречивые эмоции.

С одной стороны – умиротворение, наслаждение мирными пейзажами, спокойствие и ощущение тихого счастья на лоне природы.

С другой – отчаянье, бессильная злоба, гнев, все те негативные чувства, которые вызывает барское отношение к крепостным.

Вообще, «Деревня» представляет собой одну большую, развернутую, мастерски исполненную антитезу. В ней читатель видит четкое противопоставление прекрасного мира, в котором живут крестьяне, их невыносимому существованию.

Так сталкиваются романтизм и реализм в пушкинском творчестве.

9. Система образов

Автор строит свое произведение на явном противопоставлении, что отражается в системе образов.

Сначала перед мысленным взором восхищенного читателя предстает деревенский пейзаж. Здесь царит природная красота, умиротворение, покой.

На таком фоне особенно уродливо выглядит реальность крепостничества:

Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.

Читатель как будто получает пощечину, от которой невозможно отмахнуться. Его глаза раскрываются, и эффект от такого резкого перехода получается поразительный: мало кто не задумается над поднятым Пушкиным вопросом, мало кто не обратит внимание.

Именно так и работает гениальная литература: поэт становится пророком, голосом народа, проводником истины и правды. Рисуя яркие художественные образ, он добивается невероятной силы и мощи слова.

Барство предстает чем-то диким, страшным, ужасающим. Оно довлеет над крестьянами, делая их жизнь невыносимой.

10. Центральные персонажи

Как таковых, центральных персонажей нет, потому что все образы обобщены, что характерно для ораторских выступлений.

Пушкин поднимает проблему и привлекает к ней внимание, но не вводит конкретных действующих героев.

11. Лирический герой

Лирический герой «Деревни» – своеобразная художественная проекция личности Пушкина.

Это его глазами мы наблюдаем печальную и одновременно пугающую, дикую картину, это он передает нам противоречивые, сильные чувства.

12. Сюжет

Сюжетная линия, как таковая, отсутствует.

Автор дает сначала описание деревенского пейзажа, тишины, спокойствия. Рассказывает, как ему тут хорошо, и что он с удовольствием променял свет на такое уединение.

Однако потом резко возникают картины невыносимого положения крестьянства и гневно звучат осуждающие слова по отношению к барству и рабству.

13. Композиция

Композиция явно двухчастная, условно ее можно назвать зеркальной.

В первой части поэт рисует прекрасные пейзажи, наслаждается тишиной и простотой деревенской жизни. Он использует красивые эпитеты, множество прилагательных. Создается статичная картина, в которой будто замерло время: луга, поля, дубравы, «праздная вольность».

Вторая часть дается в резких, яростных лексических конструкциях. Пушкин изображает невыносимый быт крепостных крестьян, их порабощение самодурами-дворянами.

Читайте также:
Образ кавказского пленника в русской литературе.: сочинение

Создается невероятно живой, сильный эффект «кривого зеркала»: прекрасный мир отражается своей ужасной стороной, от которой читатель уже не может отмахнуться, так ярко и резко она представлена.

Используя такой контраст, Пушкин гениально воплощает цель любого ораторского произведения: обратить внимание на существующую проблему и подтолкнуть к действию, вызвать нужные чувства у слушателей.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык произведения точный, выразительный, эмоциональный.

Рисуя уединенные пейзажи, автор использует много прилагательных, существительных, тем самым создавая спокойную картину деревенского умиротворения.

Но во второй части лексика резко меняется. Появляются слова с выраженным отрицательным значением («рабство», «невежество», «убийственный позор»).

Кроме того, язык наполняется глаголами, и перед читателем предстает совсем другая, динамичная картина истязания народа, происходящего с попустительства правящей власти.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано катренами (четверостишиями), всего их пять.

Размер – шестистопный ямб.

В тексте встречаются все возможные виды рифмовки:

  • перекрестная (АБАБ),
  • опоясывающая (ВГГВ),
  • парная (ДДЕЕ).

16. Средства художественной выразительности

Пушкин использовал множество эпитетов: «невидимый поток», «порочный двор», «мирный шум» и т.д.

Встречается много олицетворений: «приветствую тебя, пустынный уголок», «барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой», «рабство тощее влачится по браздам».

Кроме того, текст наполнен метафорами: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «лоно счастья и забвенья».

А вообще, весь текст построен на приеме антитезы: противопоставление прекрасной природы и ужасающего барства.

17. Значение произведения

Произведение стало одним из первых, отражающих политические взгляды юного поэта. Оно имеет огромное значение для понимания всего творчества Пушкина.

18. Актуальность

Стихотворение актуально, потому что вопрос свободы человека поднимается даже в современном обществе, пусть и в других аспектах.

19. Моё отношение

Мне нравится «Деревня», потому что в этом произведении Пушкин красочно изобразил природные картины и вложил целую гамму разнообразных чувств.

20. Чему учит

Оно учит уважительному отношению к свободе другого человека, а также умению наслаждаться спокойствием и уединением.

Кроме того, он учит видеть обратную сторону любого явления.

Анализ стихотворения «Вновь я посетил» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.11.2019 · Обновлено 18.11.2019

В своей лирике А. С. Пушкин обращается к самым разнообразным темам. Говорит о любви, рассуждает о предназначении поэта и поэзии, любуется природой и пытается осмыслить мир вокруг себя. Результатом такого осмысления становятся философские стихотворения, когда переломные жизненные моменты заставляют поэта иначе взглянуть на себя и мир, задуматься над взаимосвязью времен, обстоятельств и людей. Один из ярчайших примеров философской лирики Пушкина – стихотворение «Вновь я посетил». Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию разбор стихотворения «Вновь я посетил» по плану.

История создания

Стихотворение «Вновь я посетил» Пушкин написал в 1835 году, когда после длительного перерыва приехал в родовое имение Ганнибалов-Пушкиных, село Михайловское. Там протекали дни беззаботной юности поэта, там он провел два непростых, но плодотворных для его творчества года ссылки.

Пушкин к этому времени уже достиг поэтической зрелости и определенной мудрости, он создает большие исторические работы и, наряду с ними, тихие и глубокие лирические тексты. Знакомые, но изменившиеся теперь пейзажи и воспоминания о пережитом в Михайловском наводят поэта на размышления о юности и старости, о связи поколений и неумолимости законов бытия, результатом которых становится стихотворение «Вновь я посетил». В черновиках поэта сохранились большие фрагменты, которые не вошли в окончательный текст, что свидетельствует о долгой кропотливой работе над произведением.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Вновь я посетил» можно определить как элегию, представляющую собой печальные размышления о смысле жизни и ее бренности, которые часто возникают на фоне наблюдения за природой. Поэт несколько обновляет традиционное содержание элегии, демонстрируя не привычные для жанра грусть и одиночество, а светлое, умиротворенное принятие жизни и ее законов.

В стихотворении «Вновь я посетил» Пушкин использует редкую для своего творчества форму «белого стиха», что помогает наиболее точно передать личные глубокие переживания.

Размер текста – простой и, одновременно, торжественный пятистопный ямб. На первый план выходят интонационный рисунок, психологические паузы, использование многоточий. Это позволяет создать эффект разговорной речи, как будто поэт размышляет в настоящем времени, непосредственно перед читателем.

Композиция

Текст стихотворения можно условно разделить на три части.

  1. В первой части говорится о возвращении лирического героя в родные места. Прошло время, изменилось не только Михайловское, но и сам поэт: он через многое прошел, стал старше, опытнее и мудрее. Воспоминания заставляют его окунуться в прошлое, вновь пережить прежние ощущения.
  2. Вторая часть рисует перед нами картины природы и сельской жизни, которые открываются перед лирическим героем. Разбросанные по берегу деревни, озеро и дорога – пейзаж на первый взгляд тот же, что десятилетие назад, однако теперь в описание закрадывается мотив увядания и обветшания: рыбак тянет за собой «убогий невод», старая мельница «насилу крылья ворочает при ветре».
  3. Рядом со знакомыми соснами у дороги поэт замечает молодую поросль, и это становится отправной точкой для третьей части – размышлений о преемственности поколений и обращения к потомкам.
Читайте также:
Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.: сочинение

Интересно, что стихотворение «Вновь я посетил» строится как рассуждение лирического героя. Интонационный рисунок создает ощущение, что перед нами лишь фрагмент этих размышлений, глубокий личный опыт и длительные духовные искания поэта как будто остаются за рамками произведения, но отчетливо просматриваются в паузах и многоточиях текста.

Образы и символы

В центре стихотворения «Вновь я посетил» оказывается лирический герой – проекция самого А. С. Пушкина. Герой вновь посещает родные места, где все напоминает ему о мечтаниях юности и близких людях («минувшее меня объемлет живо»). Время внесло коррективы в знакомые пейзажи, изменился, «покорный общему закону», и он сам. Мы видим, что герой тонко чувствует эти изменения, отчего в строках сквозит легкая грусть. Эта грусть сменяется умиротворением и надеждой, когда поэт видит расцвет новой жизни – молодую зеленую рощу, и предрекает, что его внуки застанут расцвет этих деревьев и вспомнят о нем.

Описывая деревенский пейзаж, Пушкин создает целый ряд ярких картин, где ключевыми становятся образы трех старых сосен и молодой поросли рядом с ними. Старые деревья – его давние «знакомцы», они почти не изменились с юности поэта, однако рядом с ними выросла «младая роща». Эта роща видится герою «зеленой семьей» и даже сравнивается с детьми, она становится символом нового поколения и непрерывного обновления жизни.

Темы, настроение и проблемы

  • Основной темой стихотворения «Вновь я посетил» является философское осмысление поэтом жизни и смерти, быстротечности существования. Вновь посетив знакомые места, лирический герой получает возможность увидеть произошедшие изменения: нет больше старушки-няни и не слышно «шагов ее тяжелых», рыбак тянет через озеро свой «убогий невод», скривилась старая мельница. Есть и то, что радует глаз и сердце поэта: рядом со старыми соснами он замечает «племя младое, незнакомое» — свежую зеленую рощу, то есть жизнь идет своим чередом и на смену старому неизбежно приходит новое.
  • Еще одной темой текста можно назвать связь человека и природы. Именно внимательное наблюдение за природой, ее одушевление и обращение к ней становится отправной точкой для размышлений лирического героя, раскрывает ему общие для всех естественные законы жизни.
  • Печальный ностальгический настрой первой части текста по ходу размышлений поэта сменяется светлым принятием текущего порядка бытия, а в финале поднимается до торжественного гимна новой жизни.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Вновь я посетил» – это бессмертие через вечное и непрерывное развитие жизни. Поэт принимает быстротечность времени и естественные законы бытия, согласно которым природа и человек неминуемо стареют и умирают, но при этом без опасения смотрит в будущее, так как видит в нем продолжение настоящего. Земля предков и память потомков в тексте стихотворения становятся связующими человечество нитями, которые не дают ему рассыпаться на части и кануть в небытие.

Пушкин обращается к молодому поколению на равных, предполагает, что «молодое племя» должно быть лучше своих отцов и дедов. Пусть сам поэт не застанет «могучий поздний возраст» молодой рощи, но она обязательно поприветствует однажды его внука, значит, жизнь будет продолжаться. В этом и заключается смысл стихотворения «Вновь я посетил».

Средства выразительности

Стихотворение «Вновь я посетил» строится без рифмы, поэтому основной смысловой акцент переносится на ритмический рисунок текста и выразительную силу каждого слова.

  • Активно используются поэтом многочисленные тропы, среди которых есть точные и яркие эпитеты: «лесистый холм», «златые нивы», «неведомые воды», «убогий невод», «угрюмый товарищ».
  • Создать описания помогают образные метафоры («минувшее меня объемлет живо», «по брегам отлогим рассеяны деревни») и сравнения («кусты теснятся под сенью их как дети», «как старый холостяк»).
  • Основным средством создания образа «молодого племени» становится олицетворение. Старые сосны и молодая зелень называются «зеленой семьей», приветствуют лирического героя и становятся адресатом его пламенного обращения в финале. Способность посмотреть на природу как на живую силу позволяет поэту продемонстрировать ее сходство и связь с жизнью человека.
  • С помощью красивой аллитерации «знакомым шумом шорох их вершин» поэт позволяет читателям не только увидеть, но услышать и почувствовать раскрывшуюся перед ним картину.

Философские вопросы быстротечности времени и бессмертия, которые волновали Пушкина на протяжении всего творческого пути, поэту удалось точнее осмыслить при посещении после долгого перерыва родных сердцу и наполненных воспоминаниями мест. Стихотворение «Вновь я посетил» становится для Пушкина своеобразным подведением итогов. Белый стих, форма лирического фрагмента и простой язык помогают создать глубокий философский текст, проникнутый благословением жизни и природы и спокойным, уверенным принятием естественных законов бытия.

Исторические события в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

Основу сюжета романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» составляют исторические события – Крестьянская война или, как ее ещё называют, Пугачёвский бунт. Александра Сергеевича очень интересовало прошлое России, в частности история восстания казаков на Урале в 1773 году, которое повлекло за собой народные волнения, ставшие причиной масштабного кровопролития. Великий русский писатель ездил в места начала Крестьянской войны, собирал информацию, беседовал со свидетелями событий, изучал архивы времён правления Екатерины II.

Читайте также:
Онегин в начале и конце романа: сочинение

В современной Пушкину России назревала угроза новой гражданской войны, всё государство регулярно страдало от многочисленных бунтов и общественного недовольства, причиной которого было крепостное право. Этим и объясняется выбор автора данной исторической темы романа «Капитанская дочка». Александр Сергеевич пытался изучить все подробности ужасных событий минувших лет, чтобы постараться подробно изобразить в своём произведении и не допустить их повторения.

Замысел написания романа, основанного на исторических событиях, появился у писателя задолго до начала работы над «Капитанской дочкой». Найденные очерки говорят о том, что первые пробы были в 1820 году. Работая в Министерстве иностранных дел, А.С. Пушкин объявил Николаю I о своём желании написать историю Петра Великого. Император одобрил идею писателя и разрешил исследовать все документы, находящиеся в государственном архиве. Отвлечься от запланированной темы Александра Сергеевича заставил случайно найденный приговор Пугачёву и его сообщникам. В скором времени после изучения данного документа появились первые наброски будущего исторического романа о жизни молодого дворянина во время Пугачёвского восстания, а через 3 года «Капитанская дочка» вышла в печать.

Описанные события происходят в конце 18 века. Для придания роману правдоподобности, Пушкин пишет его в форме воспоминаний главного героя, который был непосредственным участником Крестьянской войны. За время развития действия Пётр Гринёв взрослеет и морально совершенствуется, у него полностью меняются ценности и нравственные идеалы. Сложная жизненная ситуация сделала из беспечного мальчишки настоящего мужчину, сумевшего сохранить честь и мужество, пережив тяжёлые испытания. На молодого офицера автор показал, как может измениться человек под влиянием страха за свою жизнь и жизнь своих близких.

Александр Сергеевич раскрыл в своём произведении актуальную во многие времена тему бунта, зреющего в сердцах обычных людей в результате недовольства своей судьбой. Пугачёвское восстание – это всего лишь один из примеров, насколько легко и быстро может подняться русский народ для борьбы за свою идею, и усмирить его после этого мирным путём невозможно. Для разрешения подобного конфликта необходимо пролитие большого количества крови и в романе «Капитанская дочка» погибает много людей, в том числе и невинных.

Автор считает, что основной причиной озлобленности русского народа является крепостное право. Угнетённые люди хотят только одного – свободы, и согласны идти за любым, кто им это пообещает.

А.С. Пушкин никого не оправдывает и не обвиняет, он просто описывает происходящие события, выступая в роли наблюдателя. Роман «Капитанская дочка» можно назвать историческим не только потому, что сюжет разворачивается на фоне реальных исторических фактов, а ещё из-за того, что автор описал жизнь всех слоёв общества во время правления Екатерины II. Наблюдая за жизнью родителей главного героя, мы можем увидеть быт дворян среднего класса, которые преданы своей родине и ставят понятие чести превыше всего. Образы членов семьи Мироновых рассказывают о жизни провинциального дворянства, далёких от светских развлечений и городской суеты. Они живут тихо, спокойно, по совести, но найти общий язык с крестьянами, как и Гринёвы, не могут. Преданный слуга Савельич во многом не согласен со своими господами, но любит молодого барина всем сердцем и остаётся верным ему до конца. Крестьяне той эпохи разделились на две группы – одни остались служить своим хозяевам, а другие восстали против крепостного права и господствующего слоя общества в целом. Они слепо шли за Пугачёвым в надежде о лучшей судьбе, не замечая обмана.

От исторического труда «Капитанскую дочку» отличает не только выдуманная история жизни главного героя, но и не совсем достоверное изложение событий от лица офицера, который имел определённое виденье и понимание. Он оценивал происходящее со своей точки зрения, как любой другой человек.

Не зря многие критики считают роман «Капитанская дочка» лучшим произведением русской литературы, которое сумело объединить в себе литературный вымысел и историческую реальность. Только такому великому и талантливому писателю как Александр Сергеевич Пушкин удалось справиться с подобной задачей.

Исторические события в романе “Капитанская дочка”: историческая основа, правда и вымысел

Художник С. Герасимов

Роман “Капитанская дочка” – знаменитый исторический роман великого русского поэта и прозаика А. С. Пушкина.

В этой статье представлен анализ исторических событий в романе “Капитанская дочка”: историческая основа, правда и вымысел в романе.

Смотрите: Все материалы по “Капитанской дочке”

Исторические события в романе “Капитанская дочка” Пушкина: историческая основа, правда и вымысел

“Незадолго до смерти Пушкин стал чаще обращаться к русской жизни, изучал отечественную историю и в своих произведениях оставил нам верную картину русских нравов XVIII столетия. Из повестей Пушкина более всего замечательна “Капитанская дочка”, сюжет которой взят из времен Екатерины II и Пугачевщины.

Читайте также:
Светский Петербург в романе «Евгений Онегин»: сочинение

В ней сохранены многие исторические черты того времени, но не во всех подробностях. Объясняется это отличием исторической повести от истории. В повести автор большее внимание обращает на явления частной жизни, принимающей то или другое направление под влиянием исторических происшествий, поэтому и в “Капитанской дочке” оставлены только те исторические подробности, которые служат объяснением судьбы и характеров действующих лиц рассказа.”

(С. З. Бураковский “Хрестоматия новой русской литературы”, 1871 г.)

Н. И. Черняев об исторических лицах в “Капитанской дочке”:

“В «Капитанской дочке» отразились и помещичья жизнь, и военный быт, и крепостное право, и русский разбойничий люд, и петербургский двор, и казаки, и инородцы, и иноземные выходцы второй половины прошлого века.

Исторических лиц в тесном смысле этого слова, т. е. таких, имена и дела которых сохранились в истории, в «Капитанской дочке» сравнительно немного. К ним принадлежат: Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Рейнсдорп, Екатерина II — и только, причем лишь один Пугачев относится к числу главных действующих лиц романа.

Но если подразумевать под историческими лицами всех типичных представителей давно минувшей эпохи, не исключая и тех, которые забыты историей как наукой, но которые делали историю, то в «Капитанской дочке» не окажется ни одного лица, которое нельзя было бы назвать историческим и которое не являлось бы ярким выразителем духа и особенностей второй половины XVIII века, когда подготовлялась и разыгрывалась пугачевщина.

Гриневы, Мироновы, Швабрин, Савельич и т. д. — все это такие исторические и бытовые типы, без отчетливого изображения и понимания которых нельзя живо описать и представить себе пугачевскую смуту, ее происхождение и развязку.”

Е. Н. Купреянова об исторической основе, правде и вымысле в “Капитанской дочке”:

“Пушкин ведет повествование именно от лица недалекого, но благородного Гринева. Это дает Пушкину возможность, оставаясь в рамках цензурных требований, осветить ряд исторических событий и лиц, не изменяя своему собственному мнению о них.

Гринев и история его взаимоотношений с Марией Ивановной нужны были Пушкину главным образом для того, чтобы в рамках этого сюжета, поддерживая занимательность рассказа, правдиво изобразить картину народного восстания. Соответственно с этой задачей первостепенное значение приобрел для Пушкина образ Пугачева.

Пушкин понимал историческую закономерность пугачевского восстания и с точки зрения народных интересов оправдывал его. В лице Пугачева Пушкин видел и изображал не кровожадного злодея, каким принято было его считать с точки зрения официальной, а сильного, одаренного человека, сумевшего возглавить открытое проявление народного возмущения.

Пушкин сочувствовал движению Пугачева в том смысле, что понимал его историческую закономерность и видел в нем движение подлинно народное. Он сочувствовал угнетенному положению закрепощенного крестьянства и восхищался скрытыми в нем народными силами и талантами.”

Народная Россия и мыслящее дворянство, их настоящее и будущее, вся противоположность их интересов, не исключающая возможностей взаимопонимания, — вот неполный перечень вопросов, затронутых в истории «странных отношений» Гринева и его «вожатого».”

(Петрунина Н. Н. “У истоков «Капитанской дочки»”, 1974 г.)

3228. Исторические события в романе Капитанская дочка Пушкина Русский язык

Сочинение — Исторические события в романе Капитанская дочка. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Капитанская дочка фундаментальный исторический роман А. С. Пушкина стал одним из последних его произведений при жизни. Произведение было издано в конце 1836 года, через два месяца его автора убьют на дуэли. За историческую основу Пушкиным взята крестьянская война 1773 — 1775 годов на юго-востоке России.

Пушкина привлекала и особо интересовала история Пугачёвского бунта на Урале. Он ездил туда, опрашивал очевидцев, просиживал днями в архивах. По началу Пушкин хотел писать роман про благородного разбойника, перешедшего (по личным мотивам) на сторону бунтаря Пугочёва. Позднее отказался от этой задумки.

А. С. Пушкин не хотел, что бы произведение носило отпечаток литературщины, поэтому решил предать ему форму более историческую (мемуарную). Серьёзность романа состоит не только в эпохальных исторических событиях в нём описанных, но и в том что в нём описан жизненный путь молодого человека. По мере развития сюжетной линии персонаж Гринёва растёт и крепнет как физически так и духовно. Под конец романа, он уже не юнец, а молодой мужчина, офицер. Историческая обстановка выковала из него мужчину. Тут Пушкин показывает, как исторические катаклизмы отображаются на внутренней природе человека. Коллега по цеху Пушкина, − Гоголь считал что роман «Капитанская дочка» это основоположник жанра реализма в русской литературе.

В романе поднята очень важная и страшная тема для России. Это тема «русского бунта, жесткого и беспощадного» по своей сути. По мнению писателя Бунина (лауреата Нобелевской премии), «дух пугачёвчины витал над Россией давно», порой выливаясь в самые причудливые и карикатурные формы, − пугачёвское восстание одно из них, кульминация, это революция 1917 и последующая гражданская война (1918-1922).

Читайте также:
Изучение творческой истории «Евгения Онегина»: сочинение

Пушкиным описано что «русский народ» очень легко поднять на бунт (революцию) но успокоить, поставит в рамки поведения русского мужика не возможно. Единственный способ это уничтожить, таким образом, крови будет много, её много в романе. Пушкиным показано что народ (тёмный в массе своей) охотно верит и идёт за самозванцем каким бы он не был. «Как народ пошёл за Лениным…», − говорит Бунин. Бунин пишет, что интеллигенция смотрела на народ через разовые очки. У Пушкина этого нет, он смотрит на народную стихию и народ более объективно, не оправдывая и не обеляя. Просто описывает что произошло. На «Капитанскую дочку» ссылается другой автор М. Булгаков в своём произведении «Белая гвардия», которое так же повествует об ужасном бунте русской толпы.

Главная причина такой ожесточённости со стороны народа, Пушкин находит, − это крепостное право. Люди бесправны, хотят свободы, государство свободы не хочет, поэтому закономерно что они бегут под знамёна того кто им эту свободу обещает. Пугачёвщина, её корни отчасти в самом народе, и власть своим поведением стимулирует, бунты и революции. Не желая давать свободу и умиротворение, оно доводит страну до «ручки».

Главная идея романа, отображена во фразе отца Гринёва «береги платье снову, а честь смолоду!». И Гринёв сохранил свою честь до конца.

Вариант 2

Пушкин, интересовавшись восстанием под началом беглого казака Емельяна Пугачева, на протяжении 12 лет собирал материалы и изучал эту тему. Плодом этих изысканий станет издание двух трудов. В 1834 — «История Пугачевского бунта», с первоначальным названием «История Пугачева», которое было изменено Николаем I, сказавшим, что у бунтовщика истории быть не может. Позже, в 1836, появился исторический роман «Капитанская дочка».

В основу написания романа легли события крестьянской войны на Волге и Урале с 1773 по 1775 г. Но Екатерина II, пытаясь уничтожить память о бунтовщиках, меняла даже географические названия, с ними связанные, чтобы стереть память о строптивых яицких казаках. Так река Яик стала Уралом. А все документы, связанные с этими событиями, были засекречены, о восстании было запрещено упоминать. Пушкин просит брата прислать ему роман «Ложный Петр III», изданный в Лондоне, единственный источник исторических сведений о восстании Пугачева. Прочитав, он назовет этот роман пустым.

Пушкину хотелось понять и разобраться в причинах противостояния дворянства и крестьян. Он, с юности увлеченный идеями вольнодумства, за что был отправлен в ссылку, сначала воспринимал Пугачева как народного заступника. Ведь он сам призывал подняться «падших рабов». Но эти романтические представления о русском народе были развеяны окончательно, когда в 1930 году поэт стал свидетелем последствий «холерных» бунтов. Ужасы этой народной вольности, жестокость по отношению к офицерам и дворянам поразили его. Более 100 человек были подвергнуты истязаниям, перерезаны, закопаны живыми.

В 20 томе «Свода законов Российской империи» Пушкин найдет статью о наказании смертной казнью Емельки Пугачева. После этого начинается работа в архивах, но к самым главным документам с допросами Пугачева, его не допустили. Потому он предпринял поездку по местам Пугачевского восстания, собирая воспоминания очевидцев, различные документы. Благодаря Пушкину, проделавшему такую грандиозную работу, проливается свет на многие события.

И ранее яицкие вольнолюбивые казаки восставали от притеснений: их облагали непомерными налогами, жалование зажимали. Казаков поддерживали и угнетаемые властями коренные жители. Пугачев восставшим был нужен, как предводитель. Он, используя их веру в царя-заступника, назвался именем убиенного императора Петра Федоровича, которому довелось править всего полгода. Благодаря этой легенде, ему присягали на верность русские казаки, башкиры, калмыки, татары. Имея боевой опыт, Пугачев создал армию, назначал офицеров, издавал законы и манифесты. Восставшие выдвигали требования к правительству, требуя свободы и равенства перед законом всех вер, народов и сословий. Поэтому, в отличие от иных стихийных бунтов, эти события называют крестьянской войной.

Назвав роман «Капитанская дочка», Пушкин спрятал под историей любви главных героев повествование о страшной странице в русской истории и свои размышления о русском бунте.

Исторические события в романе Капитанская дочка Пушкина

Капитанская дочка фундаментальный исторический роман А. С. Пушкина стал одним из последних его произведений при жизни. Произведение было издано в конце 1836 года, через два месяца его автора убьют на дуэли. За историческую основу Пушкиным взята крестьянская война 1773 — 1775 годов на юго-востоке России.

Пушкина привлекала и особо интересовала история Пугачёвского бунта на Урале. Он ездил туда, опрашивал очевидцев, просиживал днями в архивах. По началу Пушкин хотел писать роман про благородного разбойника, перешедшего (по личным мотивам) на сторону бунтаря Пугочёва. Позднее отказался от этой задумки.

А. С. Пушкин не хотел, что бы произведение носило отпечаток литературщины, поэтому решил предать ему форму более историческую (мемуарную). Серьёзность романа состоит не только в эпохальных исторических событиях в нём описанных, но и в том что в нём описан жизненный путь молодого человека. По мере развития сюжетной линии персонаж Гринёва растёт и крепнет как физически так и духовно. Под конец романа, он уже не юнец, а молодой мужчина, офицер. Историческая обстановка выковала из него мужчину. Тут Пушкин показывает, как исторические катаклизмы отображаются на внутренней природе человека. Коллега по цеху Пушкина, − Гоголь считал что роман «Капитанская дочка» это основоположник жанра реализма в русской литературе.

Читайте также:
Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»: сочинение

В романе поднята очень важная и страшная тема для России. Это тема «русского бунта, жесткого и беспощадного» по своей сути. По мнению писателя Бунина (лауреата Нобелевской премии), «дух пугачёвчины витал над Россией давно», порой выливаясь в самые причудливые и карикатурные формы, − пугачёвское восстание одно из них, кульминация, это революция 1917 и последующая гражданская война (1918-1922).

Пушкиным описано что «русский народ» очень легко поднять на бунт (революцию) но успокоить, поставит в рамки поведения русского мужика не возможно. Единственный способ это уничтожить, таким образом, крови будет много, её много в романе. Пушкиным показано что народ (тёмный в массе своей) охотно верит и идёт за самозванцем каким бы он не был. «Как народ пошёл за Лениным…», − говорит Бунин. Бунин пишет, что интеллигенция смотрела на народ через разовые очки. У Пушкина этого нет, он смотрит на народную стихию и народ более объективно, не оправдывая и не обеляя. Просто описывает что произошло. На «Капитанскую дочку» ссылается другой автор М. Булгаков в своём произведении «Белая гвардия», которое так же повествует об ужасном бунте русской толпы.

Главная причина такой ожесточённости со стороны народа, Пушкин находит, − это крепостное право. Люди бесправны, хотят свободы, государство свободы не хочет, поэтому закономерно что они бегут под знамёна того кто им эту свободу обещает. Пугачёвщина, её корни отчасти в самом народе, и власть своим поведением стимулирует, бунты и революции. Не желая давать свободу и умиротворение, оно доводит страну до «ручки».

Главная идея романа, отображена во фразе отца Гринёва «береги платье снову, а честь смолоду!». И Гринёв сохранил свою честь до конца.

Исторические личности

Гоголь не ставил перед собой цель описать конкретные исторические личности в повести. Он был увлечен не ними, а общим образом героев освободительного движения Украины в конце XV века. Историческую основу повести Тарас Бульба» автор подчеркивает в главе двенадцать: «молодой, но сильный духом гетьман Остраница предводил всею несметною козацкою силою».

Именно в строках повествования «Тараса Бульбы» отражено мощное и безудержное стремление народа Украины отстоять свою независимость и волю. Через исторические века Николай Васильевич Гоголь обращается ко всем братьям-славянам со страниц своей бессмертной повести.

Образ запорожского казачества

Художественной доминантой повести является романтизированный Гоголем образ жизни запорожского казачества. С этой точки зрения как бы ставится под сомнение сама историческая основа повести «Тарас Бульба». Но это далеко не так. Историческое проникновение в сюжет повести приводит к осознанию того, что Гоголь в данном случае выступает как слагатель новой оригинальной былины о неповторимых характерах и славных подвигах наших далеких предков-казаков.

Духовная основа образа Тараса Бульбы величественна, прежде всего, своей глубокой и осознанной жертвенностью. Тарасу по судьбе выпадает пронести четвертную жертву за честь своего казацкого рода, которая в своей масштабности перетекает в жертву за нацию и веру. Сюжетная суть этой жертвенности очень жестокая: отец собственной рукой убивает сына Андрея, совершившего предательство. Тот же отец принимает геройскую смерть другого сына-богатыря Остапа, а затем и смерть дорогой жены и матери его сыновей. На наших глазах отец, муж и воин Тарас превращается в тот дух, который всей своей силой противостоит врагам родной земли и веры.

Идея написания повести

По словам самого Гоголя, замысел написания «Тараса Бульбы» возник в одночасье. Незадолго до этого Николай Васильевич закончил писать «Вечера на хуторе близ Диканьки» — программное этническое произведение о жизни простых людей милой ему Украины. После этого он берется за написание исторического цикла под названием «Миргород». Часть первая этой эпопеи как раз и состояла из двух повествований — «Тарас Бульба» и «Старосветские помещики». Их напечатали в 1835 году. Такая вот историческая основа повести «Тарас Бульба».

Главным героем задуманной повести становится пожилой уже казак, отец двух прекрасных сыновей, полковник войска запорожского — Тарас Бульба. Именно в нем автор олицетворяет лучшие качества запорожского казака конца XV века. Сама же повесть по жанру, без сомнения, историческое произведение. В ней присутствует широкая многоплановость как бытовых, так и батальных сцен с описанием огромного количества действующих лиц.

Читайте также:
“К Чаадаеву”: сочинение

Образ Тараса Бульбы

Тарас Бульба в истории запорожского казачества очень органичен. Он наделен конкретными историческими чертами и полностью соответствует сути героя эпохи Гетманщины в Украине. Исторические события в повести «Тарас Бульба» раскрывают все особенности характера этого необыкновенного казака. В постоянной и напряженной борьбе и в поступках Бульбы, как в зеркале, отражаются времена славного былого Украины.

Казацкий полковник Тарас Бульба. Исторические личности, подобные ему, вышли на авансцену в то время, когда на всей территории Приднепровья шли ожесточенные освободительные войны. Это было грандиозное время, когда борьбу с ненасытными ляхами и неудержимыми монголо-татарами вело одно украинское казачество – главная военная и духовная сила Гетманщины.

Личность Петра Гринева

Этот юноша получил нравственное воспитание у себя дома, отец старался по мере возможности контролировать поведение мальчика. Наконец, он отправил его служить в Белогородскую крепость в надежде, что сын получит важные жизненные уроки. Там Петр Гринев проявил себя добрым и благородным, не терпящим подлости и наглости. Он смело вступается за честь любимой девушки Марии, прося освободить ее из заточения, даже невзирая на то, что при этом самому грозит опасность от Емельяна Пугачева. Для Гринева характерно безошибочное нравственное чутье. Он умеет быстро распознавать характеры окружающих его людей. Так, оказавшись в Белогородской крепости и познакомившись с новыми людьми, герой смог оценить душевную чистоту Маши Мироновой и распознать подлую и низменную натуру Алексея Швабрина.

А вот в грозном бунтовщике Емельяне Пугачеве, казалось бы, отрицательном персонаже, Петр сумел рассмотреть незаурядного человека, которому наряду с отрицательными чертами характера присущи такие качества как широта русской души, ум и находчивость. Несмотря на нормальное отношение к бунтовщику, Гринев никогда бы не смог сделаться предателем. Он предпочитал принять смерть через повешение, чем присягнуть на верность самозванцу, но Савельич спас своего господина. А жертвенность Петра, который подарил простому мужику (которого впоследствии Гринев узнал в Пугачеве) заячий тулуп, спустя время, окупилась сторицей.

Описание характера Алексея Швабрина

Алексей Швабрин – полный антипод Петра Гринева, человек подлый, дерзкий, наглый и самовлюбленный. Убивший во время игры на шпагах своего знакомого, даже переведенный в наказание в крепость, он не изменил свой образ мышления, но снова проявлял свой скверный характер.. Не умеющий дружить, он из зависти клевещет на своего друга Петра Гринева, высмеивая его талант писать стихи. Несмотря на свой дворянский титул, Алексей в своем самолюбии не гнушается даже предательством и подлостью, причем совершает плохие поступки неоднократно. Первый раз Алексей проявляет себя крайним подлецом на дуэли с Петром Гриневым, когда, воспользовавшись тем, что он отвернулся на окрик слуги, тяжело ранит его.

Предлагаем ознакомиться с “характеристикой Емельяна Пугачева” в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Яркое предательство мы видим после взятия бунтовщиками Белогородской крепости, когда в минуту опасности он, спасая свою шкуру, трусливо перебегает на сторону самозванца Пугачева! А как деспотично Швабрин отнесся к Марии Мироновой! Несмотря на то, что девушка осталась круглой сиротой в день нападения Пугачева на крепость, он запер ее в избе и держал на хлебе и воде, принуждая силой выйти замуж.

Создавая образ Швабрина, автор хотел показать человека, лишенного каких-либо моральных принципов и душевных качеств.

Образ Емельяна Пугачева

«Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай» – эти слова произнес Емельян Пугачев, предводитель крестьянского восстания, описанный в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ этого героя вызвал немало споров и возмущения в то время, ведь в первый раз смутьян и бунтовщик, являющийся предводителем крестьянского восстания, предстал перед читателем не в роли жестокого, кровожадного убийцы, а как талантливый и храбрый вождь народа, который сумел возглавить крестьянское восстание благодаря смекалке, уму, неиссякаемой энергии и выдающимся способностям.

В дворянстве он видел исключительно зло и жестоко расправлялся с теми, кто, по его мнению, угнетал простой бедный народ, крестьян. Александр Сергеевич Пушкин в лице Пугачева создал образ человека, который, несмотря ни на что, помнит о сделанном ему добре. Из благодарности за заячий тулупчик и чарку водки, которыми Петр Гринев поделился во время бурана, Емельян Пугачев неоднократно сохраняет ему жизнь. Петр не раз убеждается в том, что этот человек не такой ужасный, каким преподносит его людям царская власть.

Александр Пушкин описывает Пугачева в своей повести не только как предводителя крестьянской войны, но и в образе простого казака. В его речи слышны присказки, пословицы, поговорки, иносказания. Он заставляет называть себя «царем-батюшкой», и объясняет это требование тем, что на Руси всегда будет жить вера в доброго царя. В отношениях с подчиненными можно заметить демократизм и отсутствие чинопочитания. Каждый имеет право высказать собственное мнение и не согласиться с точкой зрения «государя».

Читайте также:
Пленник: сочинение

Таким образом, Емельян Пугачев – личность противоречивая и загадочная. К сожалению, его жизнь закончилась трагически – предводителя крестьянского восстания казнили через обезглавливание, но главными особенностями образа Емельяна Пугачева остаются героизм и величие.

Сюжет повести

Историческая основа повести «Тарас Бульба» подтверждается и самим сюжетом этого литературного шедевра. Повествование начинается весело и красиво. В дом к родителям приезжают два бывших бурсака. Отец бурсаков, бывалый казак Тарас Бульба, с ходу устраивает уже взрослым сыновьям испытание, проверяя их поведение в бою. Будучи настоящим казаком, отец стремится, чтобы и сыновья переняли от него храбрость и воинственность. Поэтому сразу по приезду сыновей они все вместе отправляются в Запорожскую Сечь, несмотря на запреты матери.

Читая-перечитывая сцены перемещения Тараса Бульбы и его сыновей до Сечи, понимаешь, что Гоголь просто отдыхал душой, когда писал это произведение. Какое колоритное описание степи, природы, жизни, быта и настроения казацкого товарищества! Размах творческой жилки Гоголя в этой небольшой по объему повести грандиозный. В образах действующих лиц повести автор сумел воплотить весь эпохальный момент войны и истории всего народа Украины.

Гоголь – исследователь украинской древности

Будучи художником и поэтом, Гоголь, как никто, сумел воодушевиться песнопениями и сказаниями народа Украины. Именно такая среда повлияла на формирование духа украинского казачества. С другой стороны, Гоголя сполна можно назвать историком-исследователем украинской «давныны». И это занятие для него было очень органичным. Еще юношеские исторические опыты писателя Гоголя показывают, насколько глубоко и проникновенно его интересовали почти мистические образы того же пана Данилы в повести «Страшная месть» или пана Чуба в сказочной повести «Ночь перед Рождеством».

Будучи образованным человеком своего времени, Гоголь добросовестно изучил все первоисточники, повествовавшие о великом прошлом. А это были и труды ученых, и народные произведения, и записи современников. Но, в первую очередь, его интересовала Запорожская Сечь. Вот так источник для исторического, героического и художественного осмысления прошлого своей родины. Гоголь, романтик по душе, не мог пройти мимо такой глубокой исторической темы.

Система уроков по повести «Капитанская дочка»

Гринёв ни на минуту не поколебался “повторить ответ своих великодушных товарищей”. Но судьба распорядилась иначе. Означало ли чудесное спасения Гринёва его бесчестие? Нет, он не присягнул самозванцу, а значит, не предал ни своей офицерской чести, ни погибших товарищей.

Савельич, спасший Гринёва и рьяно убеждавший его поцеловать у злодея ручку, тоже выполняет свой долг. Он верен любимому воспитаннику до самозабвения: “…а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!”

Героически погибшая Василиса Егоровна становится символом женской преданности и верности.

Может быть, бесчестен злодей, по чьей воле вершится расправа с беззащитными белогорцами? Но у Пугачёва своё представление о долге и чести. Он, предводитель крестьянского освободительного движения, должен беспощадно бороться с дворянством, с армейскими офицерами, не пожелавшими изменить данной раз присяге. Это его честь и его правда. Поступается ли он ими, пожалев мальчишку, подарившего ему когда-то заячий тулупчик? На первый взгляд да. Но человеческая честь требует вернуть долг. Как Гринёв, отблагодарив вожатого, отнёсся к нему гуманно и честно, так и самозванец взамен тулупа дарит ему жизнь. В этот момент им руководит милосердие.

Есть лишь один герой, выкупивший свою жизнь ценой бесчестия: “…увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане”.

Задание к девятому уроку по восьмой главе

Какие противоречивые мысли о дальнейшем пути овладевали Гринёвым?

Объясните символический смысл песни, которую поёт Пугачёв со своими сподвижниками.

Почему Гринёв, говоря с Пугачёвым, не боится его?

Почему Пугачёв так милостив к Гринёву?

Гринёв оказывается на распутье, и, как в былинах, все дороги опасны, всякий путь, всякое решение грозит смертью ему или его близким. Как офицер, он должен явиться “туда, где бы его служба могла ещё быть полезна отечеству”, то есть в ближайшую военную часть — в Оренбург. Но как человек, как мужчина, он не может оставить под властью пугачёвцев лежащую в беспамятстве Марью Ивановну. Впервые два понятия о долге вступили в противоречие в душе героя. Какое решение принять? Любое будет неверным, достойного выхода из положения Пётр Андреевич не видит. Да и положение его в мятежной слободе двойственно: помилованный дворянин и офицер сидит за одним столом с мятежниками, беседует с убийцей своих товарищей.

В сцене пугачёвского пира особенно важна песня, которую поют бунтовщики. Пушкин не просто упоминает об этой песне, но и приводит полный её текст. Почему? Ребятам несложно прийти к выводу, что именно в этих словах заключена история жизни самих поющих. Пугачёв знает, что ждут его “среди поля хоромы высокие, что двумя ли столбами с перекладиной”. Когда-нибудь его “царствование” оборвётся, восстание потерпит поражение. Зачем же ему такая жизнь? В песне ответа нет, дадим возможность восьмиклассникам самим ответить на этот вопрос. Кто-то считает, что Пугачёву важна власть и ради неё он готов прожить короткую жизнь, но царём. Другие думают, что Пугачёву нужна слава. Ближе всех к истине, пожалуй, те, которые считают, что только свобода может дать герою истинное счастье и ощущение жизни. Натура Пугачёва требует широты и размаха и не терпит подневольной, зависимой, рабской жизни (всё сказанное относится и к его соратникам).

Читайте также:
Художественный разбор стихотворения Пушкин А. С. «К Чаадаеву»: сочинение

Интегрированный урок (литература + история) “Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»”

Цель: Познакомить учащихся с историческими событиями 1773 года, показать причины обращения Пушкина к теме пугачёвского восстания, сомнения в выборе главного героя.

Образовательная: повторить известные детям биографические сведения о Пушкине, повторить понятие – исторический роман, расширить знания детей об истории пугачёвского бунта.

Воспитательная: прививать интерес к истории Отечества, учить эмоциональному восприятию материала, воспитывать нравственные качества и интерес к чтению.

Коррекционная: следить за правильным произношением окончаний, предлогов, приставок, за соблюдением правил орфоэпии, словесного ударения, коррекция словарного запаса на основе изучения новых слов и понятий.

Тип урока: интегрированный (литература, история), урок – лекция с использованием мультимедийной презентации.

Словарь: сюжет, мятеж, возмущение, восстание, фаворит, цензор, присяга, предание.

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

а) Повторение по вопросам.
б) Чтение статьи учебника-хрестоматии (стр.33).
в) Слово учителя

– причины обращения поэта к пугачёвскому бунту
– Пушкин собирает материал о пугачёвском восстании
– время, изображённое в повести
– работа над повестью

III. Итог урока.

IV. Задание на дом.

Урок сопровождается показом мультимедийной презентации (Приложение 1)

I. Организационный момент.

– Что вы знаете о жизни и творчестве Пушкина?
– Какие произведения Пушкина вы читали и изучали? Что вам понравилось?

II. Самостоятельное чтение статьи учебной хрестоматии на стр.33, в которой сделан переход к повести “Капитанская дочка”.

III. Слово учителя.

“Что такое исторический роман? Это книга, которую
читают три дня, а помнят всю жизнь”.

1) Причины обращения поэта к пугачёвскому бунту.

Причины, побудившие Пушкина обратиться к истории Пугачёва, связаны с событиями 14 декабря 1825 года. После того, как Пушкин узнал о восстании декабристов, о чём бы он ни думал, что бы ни писал, мысль о “друзьях, братьях, товарищах” владела им неотступно.

Потрясённый вестью о подвиге и гибели друзей, поэт обращается к истории своего народа, к теме народных восстаний.

Именно в это время рождаются “Песни о Стеньке Разине”, затем “Послание в Сибирь”.

Именно с сосланными в Сибирь декабристами делится поэт возникшим замыслом: “Я хочу написать сочинение о Пугачёве: “ Я отправляюсь на места, перееду через Урал, поеду дальше и приеду просить у вас убежища в Нерчинских рудниках”.

Пушкина волнует вопрос, почему все крестьянские бунты и дворянские мятежи потерпели поражение? Можно ли найти другие пути к благоденствию России? Фигура мятежного Пугачёва всё более и более притягивает Пушкина. Он решает посвятить ему исторический труд “История Пугачёва” и художественное произведение.

2) Как Пушкин собирает материал о Пугачёве.

Ещё из ссылки в Михайловском в письмах к брату, друзьям он просил прислать ему “Жизнь Емельки Пугачёва” и другие материалы о нём. В последующие годы он много читал о Пугачёве, изучал архивные документы. Но всё это казалось ему недостаточным, хотелось знать больше, лучше. В 1833 году, взяв на службе четырёхмесячный отпуск, он решил объездить места, где происходили крестьянские восстания; посмотреть, где стояли войска Пугачёва, где пылали помещичьи усадьбы, где, может быть, живы ещё были старики – свидетели восстания.

Он отправляется в Казанскую и Оренбургскую губернии. В сентябре он посетил Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск – станицу Берды.

Он работал с увлечением, беседовал со стариками, записывал песни, сказки, рассказы о Пугачёве. “Я сплю и вижу приехать в Болдино и там запереться…” – писал он жене и поздней осенью был уже в Болдине, приводил в порядок свои записки, писал “Историю Пугачёва”. В конце следующего года “История Пугачёва” вышла в свет. Царь Николай I переделал название. Он считал, что такой преступник, как Пугачёв, не может иметь истории, и велел назвать книгу “История пугачёвского бунта”.

Но Пушкин видел в Пугачёве не преступника, а крупного вождя крестьянского движения, показал его руководящую роль в народном мятеже, рассказал о нём, как о человеке умном, талантливом, который умел беспощадно относиться к врагам и великодушно к простым людям

3) Время, изображённое в повести.

Пушкин изобразил в повести ХVII век, царствование Екатерины II, урождённой Софии Фредерики Августы, принцессы Ангальт – Цербстской. В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Фёдоровича.

В июне 1762 года Екатерина II пришла к власти, с помощью гвардии свергнув Петра III, своего мужа, который был убит, а дворяне, служившие в гвардии и оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. Время её правления называли екатерининской эпохой. В этот период Россия расширила свою территорию, вела обширную торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья. Укрепился аппарат власти, расширился двор, развивалась наука.

Читайте также:
Духовная эволюция Онегина (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

Положение же крепостных крестьян в это время ещё более ухудшилось: крестьяне нищенствовали, их можно было продавать, как вещи, как скот. Газеты пестрели объявлениями о продаже крестьян. По указу императрицы помещики получили право без суда наказывать провинившихся крестьян, ссылать их на каторгу, творить произвол. Бесправие, нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись. В такой обстановке после внезапной и таинственной для народа смерти Петра III разнеслись слухи, что император жив, что убит кто-то другой, а император где-то скрывается. Но он появится и спасёт народ, даст крестьянам свободу и землю.

И вот в бескрайних оренбургских степях появляются воззвания, написанные на простом и понятном народу языке от имени императора Петра III.

Этим императором назвался яицкий казак Емельян Иванович Пугачёв За ним пошёл народ, восстание охватило огромную территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено, а Пугачёв казнён.

4) Работа над повестью.

Работа над историей Пугачёва вдохновила Пушкина: он начал писать повесть “Капитанская дочка” – лучшее своё произведение в прозе. Он поменял шесть планов, так ни на одном и не остановившись. Работа над повестью шла трудно, ведь пугачёвщина была темой запретной. В повести Пушкин хотел сделать главным героем дворянина-офицера, перешедшего на сторону восставших. Несколько раз он переделывает сюжет, меняя фамилии героев. Наконец он остановился на одном, который и останется в окончательном варианте текста романа – Гринёв. Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик А.М.Гринёв числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в “сообщении с злодеями, но по следствию оказались невинными”. Гринёв в повести Пушкина стал очевидцем, свидетелем и участником событий. Вместе с ним мы пройдём путём испытаний, ошибок и побед, открытий и трудностей, путём познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия.

В повести Пушкин показал кровавые эпизоды пугачёвщины. Но он не восторгается крестьянским мятежом. Ещё в историческом труде он показал, что жестокость восставших была спровоцирована несправедливостью местных и правительственных властей. На страницах повести появляется башкирец – участник бунта 1741 года. Страницы, где описывается этот человек, нельзя читать без содрогания.

Итак, Пушкин закончил повесть за год до своей гибели осенью 1836 года. Он сдал “Капитанскую дочку” в цензуру на разрешение печатать. Он отправил цензору письмо, в котором писал: “Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки пугачёвские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги”.

Пушкин имеет в виду историю офицера Шванвича. Отец его, силач, буян и задира, ещё во времена Петра III в трактирной ссоре разрубил щеку Алексею Орлову, любимцу Екатерины II, супруги Петра III. Алексей Орлов возглавил заговор, в результате которого Пётр III был свергнут с престола, а Екатерина стала императрицей. Шванвич думал, что будет казнён, но Орлов не стал мстить обидчику, а остался приятелем с Шванвичем. Через много лет сын Шванвича “имел малодушие пристать к Пугачёву и глупость служить ему со всеусердием”. Рассказывали, что именно Алексей Орлов – теперь уже граф, фаворит императрицы, “выпросил у государыни смягчения приговора” сыну своего прежнего врага, а затем друга. Что в этом “анекдоте” достоверного?

Молодой Шванвич, взятый восставшими в плен, присягнул Пугачёву и служил в его штабе. После разгрома мятежа Шванвич бежал, но был пойман и арестован. Его лишили дворянства и чинов, сослали в Сибирь. Он умер, так и не дождавшись смягчения своей участи. Где же “помилование императрицы”, которое так поразило Пушкина, что он положил его в основу романа? Никакого помилования не было. И, конечно, не было сцены с отцом, упавшим в ноги императрицы. Пушкин это знал, но это был “отвлекающий маневр”. Пушкин разъясняет цензору, в чём сюжет “Капитанской дочки”. Он, ссылаясь на это предание, внушает ему, что роман, собственно говоря, и написан ради финального эпизода – встречи Маши Мироновой и Екатерины II и, следовательно, имеет целью прославить царское милосердие. Пушкин вынужден так истолковывать сюжет романа, потому что сюжет “Капитанской дочки” был совсем иной. Об этом мы узнаем на последующих уроках.

IV. Итог урока.

V. Задание на дом:

1) Чем был вызван интерес А.С.Пушкина к истории пугачёвского восстания?
2) Прочитать I главу повести “Капитанская дочка”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: