Свидригайлов и Раскольников в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова сочинение

В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» три персонажа имеют схожие черты, пусть это сравнение и неявно. Речь идет про Лужина, Свидригайлова и Раскольникова.

Первое, что объединяет этих героев, — это создание ими различных теорий, которые очень похожи. Лужин считал, что человек должен любить лишь себя и заботиться только о собственном благополучии. Его теория пропагандировала индивидуализм, но она была очень радикальной, ведь Лужин полагал, что ради личной выгоды можно делать что угодно, в том числе и совершать преступления. Свидригайлов полагал, что любое преступление может быть оправдано, если создано ради благой цели. С теорией Раскольникова о простых людях и «наполеонах» эти теории имеют много общего. По сути это одна и та же мысль, только в разном изложении.

Второе — все эти три героя являются преступниками. Лужин обвинил Соню Мармеладову в краже, которую она не совершала. Свидригайлов и вовсе был замешан в нескольких преступлениях, а также был заподозрен в отравлении своей жены, но никогда не попадался и проходил по делам свидетелем. Преступление Раскольникова понятно — он убил процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету.

А третье, что делает этих героев двойниками, — это то, что все они являются людьми непорядочными. В обществе Лужина и Свидригайлова называют подлецами, а Раскольников сам считает себя таковым.

Какова же роль этого приема, использованного автором? Лужин воплощает то, кем мог бы стать Раскольников. Конечно, их теории очень похожи, но возникли они в разных обстоятельствах. Лужин создал свое мировоззрение, чтобы оправдать свой образ жизни, свой эгоизм и свое тщеславие. Раскольников создал свою теорию в определенных социально-экономических условиях — бедности, одиночестве, тяжелой жизни. Свидригайлов тоже является возможным вариантом будущего героя. Задача этого приема состоит в том, что главный герой в реальной для него жизни видит варианты развития его жизненного сценария в реальных людях, которые окружают его, и, наблюдая за ними, выбирает, как ему поступить, чтобы не пожалеть. Такой выбор стоит и перед читателем, который тоже принимает решение каким нужно быть, а каким нельзя.

В романе «Преступление и наказание» Федор Достоевский использовал особенный прием — он ввел в повествование двойников главного героя, чтобы тот смог принять правильное решение и исправиться.

2 вариант

Главный герой романа Раскольников создает свою теорию и пытается проверить ее на практике. Все его тайные чувства, искушения, желания находят отражение в окружающих людях. В романе практически все персонажи являются двойниками Раскольникова, потому что признают допустимость переступить через жизнь другого человека. Катерина Ивановна при молчаливом соучастии Мармеладова переступает через Соню, спасая своих детей. Милейшая Пульхерия Александровна готова отдать за заклание жизнь дочери, спасая любимого первенца. И у остальных в той или иной мере проявляется эта способность пожертвовать другим. Исключение составляют лишь Соня и Дуня, которые способны жертвовать только собой.

Но более всего идея Раскольникова об возможности принести в жертву жизнь другого человека ради чьего-нибудь блага проявляется в образах Лужина и Свидригайлова, о которых мы узнаем впервые из письма матери к Родиону. Лужин представляется женихом Дуни, который облагодетельствовал ее после того, как она, опозоренная и оболганная после грязных домогательств старого развратника Свидригайлова, пребывала вместе с матерью в совершенно бедственном и отчаянном положении.

Лужин благообразный и респектабельный господин. Всем своим внешним видом и брезгливой физиономией демонстрирует свое превосходство. Одет во все слишком уж новенькое, даже перчатки новые и дорогие в руках держит лишь «для параду». Он хочет обновить свою жизнь в Петербурге, занявшись адвокатской практикой и женившись, устроить свою жизнь согласно мировоззрению рационального эгоизма, следуя своей теории целого кафтана, в основе которой «альтруистическая» идея, замешанная на обогащении самого себя. Он собирается заключить брак с бедной девушкой с выгодой для себя.

Он не очень молод, красив и образован, но смог сколотить капитал, служа в двух местах. Заключая брачную сделку, он получает то, чего ему не хватает: молодость, красоту, ум и целомудренность Дуни. А ее безденежье и беспомощность позволят иметь над ней власть. Лужин возводит себя сам на определенный социальный пьедестал, ему нужно, чтобы все смотрели на него снизу. Ради достижения своих целей готов пойти на все. В основе его поступков холодный расчет и никаких моральных устоев. Можно использовать беззащитность Дуни, чтобы властвовать над ней, можно оклеветать и опозорить Соню, чтобы вернуть расположение Авдотьи Романовны.

Читайте также:
Сон Раскольникова об убийстве лошади (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».): сочинение

Свидригайлов с Раскольниковым тоже «одного поля ягоды». Оба ненавидят Лужина. Даже такому отпетому негодяю омерзителен этот расчетливый делец. У Свидригайлова в прошлом много темного, почти криминального. Хотя проблем у него с законом нет. О нем ходят какие-то слухи, обвиняющие его в причастности к смерти жены, дворового лакея и девочки, которая удавилась после надругательства. Но он пренебрежительно относится к сплетням. Хотя о себе сам откровенно рассказывает много нелицеприятного. Он уже давно не ценит того положения, к которому так рвется Лужин. Он богат, у него неплохое имение, связи и положение, а его почему-то тянет посещать самые отвратительные клоаки Петербурга, потому что разврат он воспринимает как доставляющее наслаждение времяпрепровождение. Он иронически и цинично говорит о своих пороках. Хотя прекрасно осознает гнусность своих поступков. В отличие от Лужина, к Дуне он испытывает страстные чувства, готов на многое ради нее. Аркадий Иванович, как и Раскольников помогает деньгами семье Мармеладовых, как бы искупая свои грехи. Не вынеся приговора совести, кончает жизнь самоубийством.

Так, бесчеловечность идеи Раскольникова проявилась в жизни этих героев.

Также читают:

Картинка к сочинению Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой сатирическую комедию-фарс, завершающуюся финалом в виде трагифарса, с точки зрения автора, являющимся трагической буффонадой.

Рассказ А.Платонова «Корова» был создан в конце тридцатых – начале сороковых годов и назывался «Добрая корова». В своем рассказе автор показывает глубокие душевные переживания не только людей, но и животных

Есть много шуток и забавного интеллектуального юмора про богатство внутреннего мира и наличие этого мира как такового. Люди, которые считают человека не более чем просто немного более развитым приматом, вообще не видят в нем

Чингиз Айтматов один из выдающихся авторов, который так искусно передаёт национальные традиции, обычаи и бытовую жизнь киргизского народа. Он это делает на высоком мировом уровне, выражаясь человеческим языком

Иван Денисович Шухов — главный герой рассказа А. И. Солженицына — отбывает наказание в одном из лагерей огромной страны ГУЛАГ. Минута за минутой автор описывает день Шухова

Сочинение: “Свидригайлов – двойник Раскольникова?” по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 10 класс

Примеры готового сочинения на тему «Свидригайлов – двойник Раскольникова?» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  • Произведение: «Преступление и наказание»
  • Автор: Ф.М. Достоевский
  • Класс: 10 класс
  • 10 класс
  • Достоевский Ф.М.
  • Преступление и наказание
  • Русские писатели и поэты
  • Сочинения по русскому языку

Пример 1

“Преступление и наказание” – роман Федора Михайловича Достоевского, который поднимает вопросы морали и нравственности. Мы видим опровержение теории главного героя – Родиона Раскольникова. Однако в романе есть двойники этого персонажа, и самым ярким из них является господин Свидригайлов.
Почему мы можем считать этих мужчин похожими? Во-первых, у них очень схожие теории о жизни. Родион считает, что любые жертвы оправданы во имя благой цели, и не важно будь то убийство человека или просто какой обман. Свидригайлов в принципе думает также, единственное он готов совершать ужасные поступки ради собственной выгоды. Во-вторых, мужчин объединяют страшные деяния. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы и её сестры. Свидригайлов же, по слухам, виновен в смерти крестьянина и девочки, которая утопилась из-за него, потому что он разбил ей сердце. А кроме этого, вероятно, он виновен и в смерти своей жены Марфы Петровны. В-третьих, оба персонажа имеют собственное мнение и чужое им не важно. Они оба считают друг друга “странными” людьми, что тоже подталкивает нас к мысли, что они схожи. В-четвертых, оба мужчины являются подлецами. Раскольников сам себя так называет, однако следователь все же считает его не совсем безнадежным. А вот про Свидригайлова несколько людей думают, что он – подлец.
В итоге Раскольников благодаря Соне идет в полицию и признается в убийстве. Все-таки совесть в нем взыграла. Он готов понести наказание, чтобы потом можно было начать новую жизнь. Свидригайлов тоже пытается загладить свою вину, совершая благородные поступки, однако совесть сжирает его изнутри. Тогда он признается Дуне в любви, видя в этом свое спасение, но получает отказ и просит застрелить его. Девушка не соглашается на такое, тогда Свидригайлов стреляется сам.
Почему же такие разные вроде бы с виду и непохожие друг на друга люди могут считаться двойниками. Скорее всего из-за своих схожести их теорий. Только Родион считает, что, совершив преступление, нужно быть, как Робин Гуд, и поделиться нажитым добром с бедными, а Свидригайлов готов делать все только для себя любимого.
Автор показывает нам схожих героев, совершивших безнравственные поступки, однако Родион все же в итоге раскаивается вовремя и еще может измениться, а вот Свидригайлову уже поздно что-то делать, нужно было одуматься раньше, тогда бы у него было время ступить на правильную дорогу.

Читайте также:
Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Пример 2

Достоевский не ищет лёгких путей. Человек с глубоким внутренним миром создает ведет непростую философскую полемику в своих произведениях. Чтобы рассказать историю Раскольникова, автору недостаточно линейного повествования. Главная задача всех второстепенных персонажей — помочь понять главного героя и увидеть другие гипотетические возможности развития событий в зависимости от сделанного выбора.
Для меня именно образ Свидригайлова важен для понимания духовного возрождения Раскольникова.
Что мы знаем об Аркадии Ивановиче Свидригайлове? Офицер в отставке с тяжёлым и неподвижным взглядом сыскал себе славу злодея и сладострастника. Ужасные слухи тянутся за ним в Петербург об обиженных девочках-подростках, об отравленной жене, которая когда-то вытащила его из долговой ямы. Мы видим пустого, ничем не интересующегося человека, посетителя мест с грязнотцой.
Что общего может быть у такого человека с Раскольниковым? Свидригайлов — само воплощение тёмного начала, для него нет никаких моральных табу. Почему же Раскольникова так тянет к нему? Главный герой тоже вступил на тропу зла. Руки Раскольникова тоже в крови. Однако, мне не хочется верить в то, что Раскольников и Свидригайлов абсолютные двойники. Аркадий Иванович вызывает только антипатию своим отношением к людям, он не способен увидеть в человеке личность, не способен сострадать, а главное, чувствовать вину за содеянное. Человек — игрушка в его руках, которую нужно использовать для достижения своей цели.
Идея Раскольникова безумна. Да, одурманенный идеей бонапартизма, главный герой тоже готов идти по головам ради достижения своей заветной мечты — возвыситься над серой толпой. Он не только мечтает, он берет в руки топор и убивает мерзкую старуху-процентщицу, чтобы избавить мир от бесполезной твари. Для Раскольникова она не человек. Слышите здесь голос Свидригайлова? Но раз вступив на дорогу зла, Раскольников не готов идти по ней до конца. После вынужденного убийства Лизаветы, он больше не может так уверенно говорить о праве убивать во благо. Его идея начинает рушиться. Что это? Это совесть, которая проснулась, пробилась сквозь временное безумие. Пройдя через ад душевных мук, Раскольников раскаивается.
Вот эта главная отличительная черта: Раскольников готов начать новую нравственную жизнь, признать вину и попытаться изменить мир к лучшему. Свидригайлов просто не способен на нормальные человеческие чувства, ему никогда не признаться в своей жестокости.
Да, Свидригайлова можно назвать двойником Раскольникова. Но на каком-то этапе нравственного развития они выбирают разные пути, поэтому один сводит счёты с жизнью, а другой — начинает новую жизнь в добре и благости.

Свидригайлов и Раскольников как двойники в романе “Преступление и наказание”

Свидригайлов
(актер Е. Копелян,
фильм 1969 г.)

В романе “Преступление и наказание” встречается несколько так называемых двойников главного героя Родиона Раскольникова. Эти персонажи схожи с Раскольниковым в некоторых своих взглядах, поступках, чертах характера и т.д.

Читайте также:
Жест и мимика у Ф. М. Достоевского: сочинение

Без сомнения, господин Свидригайлов является одним из самых ярких двойников Раскольникова.

В этой статье представлены материалы о Свидригайлове и Раскольникове как двойниках в романе “Преступление и наказание” Достоевского.

Смотрите:
– Все материалы по “Преступлению и наказанию”
– Все статьи о Раскольникове
– Все статьи о Свидригайлове

Свидригайлов и Раскольников как двойники в романе “Преступление и наказание”

Свидригайлова можно считать двойником Родиона Раскольникова по нескольким причинам: этих героев сближают их теории, их преступления, а также их личные качества.

Сам Свидригайлов прямо говорит о том, что он и Раскольников очень похожи и являются “одного поля ягодами”:

“Ну, не правду я сказал, что мы одного поля ягоды?” (Свидригайлов о себе и Раскольникове, часть 4 глава I)

1. Теории Раскольникова и Свидригайлова

Теория Раскольникова оправдывает жертвы во имя благой цели. В свою очередь, теория Свидригайлова оправдывает жертвы во имя личного интереса. Теории героев являются очень схожими.


Теория Раскольникова:

“. люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. ” (часть 3 глава V)

“. я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел. ” (часть 6 глава V)


2. Преступления Раскольникова и Свидригайлова

По сюжету романа “Преступление и наказание” бедный студент Раскольников совершает страшное преступление — убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Свидригайлов, судя по всему, совершает за свою жизнь несколько преступлений. Во-первых, в прошлом он был шулером (карточным мошенником), что тоже является преступлением. Также о Свидригайлове ходят страшные слухи о том, что он якобы виновен в смерти нескольких человек (крестьянина, девочки-подростка). Кроме того, Свидригайлов, вероятно, виновен в смерти своей жены Марфы Петровны.


О Раскольникове:

“. я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, – и сделать все это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать…” (часть 5 глава IV)

“. скажи она мне: зарежь или отрави Марфу Петровну и женись на мне – это тотчас же было бы сделано. ” (часть 6 глава IV)

3. Оба имеют собственное мнение

И Раскольников, и Свидригайлов — это персонажи, которые всегда имеют свое мнение.

О Свидригайлове:

“Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь” (о себе, часть 4 глава I)

“Вы имеете собственное мнение и не струсили иметь его. Тем‑то вы и завлекли мое любопытство. ” (Свидригайлов о Раскольникове, часть 6 глава III)

“— Да постой на минутку, трубочист! Совсем сумасшедший!” (Разумихин о Раскольникове, часть 2 глава II)

“— Вы сумасшедший, — выговорил почему-то Заметов тоже чуть не шепотом и почему-то отодвинулся вдруг от Раскольникова.” (часть 2 глава VI)

“«А ведь это, пожалуй, и хорошо, что он меня почти за сумасшедшего считает», — подумал Раскольников.” (часть 3 глава III)

О Свидригайлове:

“— Но вы действительно, действительно сумасшедший! — вскричал Раскольников. ” (часть 4 глава I)


5. Оба “странные”

Раскольников называет Свидригайлова “странным человеком”. Господин Свидригайлов в свою очередь также считает Раскольникова “странным”. В этом смысле герои в силу своей странности также могут считаться двойниками.

О Свидригайлове:

“. он мне очень странным показался. ” (Раскольников о
Свидригайлове, часть 4 глава III)

“Он очень странный и на что‑то решился. “ (Раскольников о Свидригайлове, часть 4 глава II)

“. вы мне сами почему‑то кажетесь ужасно как странным. Как хотите, а что‑то в вас есть” (Свидригайлов о Раскольникове, часть 4 глава I)

6. Оба “подлецы”

Раскольников называет себя подлецом за то, что он совершил. Однако следователь Порфирий Петрович не согласен с ним и считает его “не безнадежным подлецом”. Что касается Свидригайлова, сразу несколько героев романа называют его подлецом. Таким образом, Раскольников и Свидригайлов могут считаться двойниками на этом основании.

Читайте также:
Мой Достоевский (размышления о прочитанном) 2: сочинение


О Раскольникове:

Пусть я подлец, а ты не должна. ” (Раскольников о себе и сестре, часть 3 глава I)

“. я знал, что я подлец. ” (Раскольников о себе, часть 6 глава VII)

“. нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!” (Раскольников о себе, часть 6 глава VIII)

“Вышло‑то подло, это правда, да вы‑то все‑таки не безнадежный подлец. Совсем не такой подлец. ” (Порфирий о Раскольникове, часть 6 глава II)

— Подлец! — прошептала Дуня в негодовании.” (Дуня о Свидригайлове, часть 6 глава V)

“И я мог хоть мгновение ожидать чего-нибудь от этого грубого злодея, от этого сладострастного развратника и подлеца!” (Раскольников о нем, часть 6 глава V)

Это были материалы о Свидригайлове и Раскольникове как двойниках в романе “Преступление и наказание” Достоевского.

«Свидригайлов и Раскольников в романе «Преступление и наказание»»

Мне все кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее…

Достоевский. Преступление и наказание.

В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский показывает зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова. Самыми значимыми в этом ряду являются, конечно, ее результаты — философские, социальные и нравственные. Именно они доказывают, что теория Раскольникова является трагическим заблуждением, порождением зла, которое уничтожает, в первую очередь, самого «носителя» разрушительной идеи.

Для того чтобы глубже показать характер Раскольникова, объяснить причины появления его теории и ее влияния на героя, писатель вводит в роман систему двойников — антиподов Родиона. Самым важным, на мой взгляд, во многом «фатальным» для героя, является Аркадий Иванович Свидригайлов.

Уже при первой встрече с Раскольниковым этот крайне циничный человек, на счету которого множество преступлений, заявляет, что они с Родионом «одного поля ягоды». И действительно, при внимательном прочтении, мы можем обнаружить между героями и их жизненными философиями немало общего. Так, оба они считают, что имеют право на преступление — как против общественных, так и против нравственных законов. Свидригайлов отравил свою жену Марфу Петровну, довел до самоубийства слугу Филиппа, жестоко оскорбил тринадцатилетнюю девочку. Раскольников же убил старуху-процентщицу и ее слабоумную беременную сестру.

Объединяет этих героев и сложность, противоречивость их натур. Совершая преступления, они, в то же время, в «минуты прозрения», пытаются уменьшить количество причиненного ими зла, совершая добрые поступки. Так, Аркадий Иванович вообще совершает больше добрых дел, чем все остальные герои романа. Именно он, будучи виновником бед Дуни Раскольниковой, избавляет девушку от позора и восстанавливает ее доброе имя. В Петербург этот герой приезжает для того, чтобы помочь Дуне освободиться от Лужина, он же щадит ее во время их последней встречи. Помимо этого, именно Свидригайлов берет на себя устройство дел семьи Мармеладовых, именно он предлагает Раскольникову деньги для бегства в Америку.

Родион, как мы помним, тоже стремился помочь нуждающимся. Ведь одной из причин рождения и реализации его теории было несогласие с несправедливым социальным устройством, желание облегчить участь своей семьи, помочь бедным — освободить их от старухи-кровопийцы. Больше того, Раскольников спасает девочку от приставаний взрослого мужчины, отдавая приставу свои последние деньги, участвует в судьбе семьи Мармеладовых и так далее.

Несмотря ни на что, и Свидригайлова, и Раскольникова мучает совесть. Ее голос «пробивается» к ним во снах и видениях. Вспомним, что к Аркадию Ивановичу являлись привидения загубленных им людей. Да и к Раскольникову, через его сны (об убитой лошади, смеющейся над ним старухе-процентщице) взывала его душа, протестующая против преступления героя.

Сближает Свидригайлова и Раскольникова и их отчаянье, разочарование в жизни, потеря смысла существования. Именно поэтому оба они думают о самоубийстве. Однако, если Аркадий Иванович реализует эту мысль, то Раскольникова ожидает совсем другой «жизненный сценарий». С чем это связано? Почему судьбы этих, во многом похожих, героев все же различны?

Ответ кроется в оценке обоими героями преступления Раскольникова. Свидригайлов видит причину убийства в сугубо прозаическом свете: «Он ограбил, вот и вся причина». Этот герой не может понять, что главное в теории Родиона — это фактор совести. Аркадий Иванович просто не знает, что это такое — это понятие давно исчезло из перечня его жизненных ценностей. Он совершает свои преступления от скуки, он экспериментирует над другими и собственной душой, чтобы как-то развлечься на этом свете. Раскольников же пытается найти ответ на мучающие его философские вопросы об устройстве мира и человека, пытается изменить неправильное, по его мнению, социальное устройство.

Читайте также:
Сущность морали буржуазного общества в романах Достоевского: сочинение

Поэтому у Родина неприятие существующего мира сохраняет в себе веру в идеал, в то, что мир может быть устроен иначе, его неприятие предполагает будущее. У Свидригайлова же неприятие мира, он не «видит» будущего, отрицает его. Именно поэтому Раскольников не может покончить с собой. Потому что это значило бы признать свое поражение, бесплодие своей идеи.

По мнению этого героя, не смерть должна восстановить нарушенную справедливость, а просвещение и очищение всей действительности, мира. Свидригайлов же признает свое бессилие перед миром и перед собственными страстями, у него нет выхода, нет идеи. Именно поэтому самоубийство — логичное завершение всей жизни этого героя.

Таким образом, автор на страницах своего романа «сводит» Раскольникова с Свидригайловым для того, чтобы показать, к чему может привести идея главного героя о возможности преступить нравственную черту. На примере Аркадия Ивановича мы видим, что подобная теория может полностью искалечить человека, лишить его смысла жизни и веры в будущее, уничтожить духовно и физически.

И, учитывая этот посыл, можно сказать, что роман Достоевского «Преступление и наказание» чрезвычайно актуален и для современного читателя. Сегодняшняя жизнь предлагает множество искушений, манящих ощущением собственного превосходства, всесилия, исключительности. Мало кто думает о том, что взамен нужно отдать самое дорогое — свою душу, что нужно преступить ту пресловутую нравственную черту, которая становится лейтмотивом всего произведения Достоевского. И в этом смысле путь, на который становится Раскольников в финале, должен помочь современному читателю найти свою правильную дорогу, ведущую к самосовершенствованию, а не разрушению.

Сочинение на тему: Нравственные проблемы в романе «Преступление и наказание»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Нравственные проблемы в романе «Преступление и наказание»

В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим. Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность. Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом. Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам — “униженным и оскорбленным”, — не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Достоевского волновало более всего преступление против нравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство человека охарактеризовано писателем как “убийство” самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что “спасти” Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной. В романе “Преступление и наказание” таким проводником — спасителем души человеческой — является Сонечка Мармела-дова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства. В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: “Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом”. Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, говорили много прекрасного о ее душе: “…голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”. Безропотная, беззащитная Сонечка Мармела-дова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение. Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться равнодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе — Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не перечила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня — “существо приниженное”, и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. “Приниженной” Сонечка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня. Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо. Но более всего в Соне прекрасно ее желание всем помочь, ее готовность отстрадать за других. Глубже всех она понимает Раскольникова, когда узнает о его преступлении. Она страдает за него, переживает. Эта богатая душа, богатая любовью и пониманием, помогла Раскольникову. Казалось, Раскольников вот-вот “погибнет” во мраке тьмы, бед и страданий, но вот появляется Соня. Эта сильная (по своей вере) девушка оказалась способною помочь, поддержать больше, чем кто бы то ни был. Когда Раскольников идет признаваться в совершенном преступлении, Сонечка одевает свой зеленый платок — символ страдания. Она готова отстрадать даже за преступление Раскольникова. Таким человеком можно лишь восхищаться! При первом знакомстве с Соней в лице ее мы видим столько запуганности, что кажется невозможным представить эту девушку другой. А это оказывается возможным. Достоевский внимание уделял не ее (кажущейся слабой) внешности, а ее волевой, сильной душе. Эта девушка спасла своей любовью, своей добротой и преданностью от “уничтожения” нашего героя. Сонечка — это как “луч света” в мире тьмы и разочарований, надежда на лучшее будущее, это вера, надежда и любовь. Долгий, страдальческий путь прошла Сонечка Мар-меладова: от унижений до уважения. Непременно она достойна счастья. После заключения Раскольникова Соня не предалась страху разлуки с ним. Она должна пройти до конца вместе с Раскольниковым все его испытания, лишения, радости и вместе с ним должна добиться счастья. В этом и заключается смысл любви. В остроге, равнодушная ко всему, душа Раскольникова мало-помалу привыкала к заботе, любви и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно, день ото дня открывалось и смягчалось. Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство — чувство любви. Наконец они оба обрели счастье. Пробудившаяся любовь в душе Раскольникова привела его к раскаянию в содеянном преступлении, к появлению нравственности. Ф. М. Достоевский, ввбдя образ Сонечки Мармеладовой, хотел сказать, что нравственность должна жить в душе каждого человека, как живет она в Соне. Необходимо ее сохранить,
несмотря на все беды и лишения, чего не сделал Раскольников. Человек, не сохранивший нравственности, не имеет права называть себя человеком. Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова — “чистый свет высокой нравственной идеи”.
.

Читайте также:
Теория Раскольникова и её разоблачение: сочинение

Нравственные проблемы в романе «Преступление и наказание»

Скачать сочинение

В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим.
Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.
Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом.
Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам — “униженным и оскорбленным”, — не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Достоевского волновало более всего преступление против нравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство человека охарактеризовано писателем как “убийство” самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что “спасти” Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной. В романе “Преступление и наказание” таким проводником — спасителем души человеческой — является Сонечка Мармеладова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства. В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: “Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом”. Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, говорили много прекрасного о ее душе: “. голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”. Безропотная, беззащитная Сонечка Мармеладова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение. Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться равнодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе — Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не перечила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня — “существо приниженное”, и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. “Приниженной” Сонечка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня. Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо. Но более всего в Соне прекрасно ее желание всем помочь, ее готовность отстрадать за других. Глубже всех она понимает Раскольникова, когда узнает о его преступлении. Она страдает за него, переживает. Эта богатая душа, богатая любовью и пониманием, помогла Раскольникову. Казалось, Раскольников вот-вот “погибнет” во мраке тьмы, бед и страданий, но вот появляется Соня. Эта сильная (по своей вере) девушка оказалась способною помочь, поддержать больше, чем кто бы то ни был. Когда Раскольников идет признаваться в совершенном преступлении, Сонечка одевает свой зеленый платок — символ страдания. Она готова отстрадать даже за преступление Раскольникова. Таким человеком можно лишь восхищаться! При первом знакомстве с Соней в лице ее мы видим столько запуганности, что кажется невозможным представить эту девушку другой. А это оказывается возможным. Достоевский внимание уделял не ее (кажущейся слабой) внешности, а ее волевой, сильной душе. Эта девушка спасла своей любовью, своей добротой и преданностью от “уничтожения” нашего героя. Сонечка — это как “луч света” в мире тьмы и разочарований, надежда на лучшее будущее, это вера, надежда и любовь. Долгий, страдальческий путь прошла Сонечка Мар-меладова: от унижений до уважения. Непременно она достойна счастья. После заключения Раскольникова Соня не предалась страху разлуки с ним. Она должна пройти до конца вместе с Раскольниковым все его испытания, лишения, радости и вместе с ним должна добиться счастья. В этом и заключается смысл любви. В остроге, равнодушная ко всему, душа Раскольникова мало-помалу привыкала к заботе, любви и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно, день ото дня открывалось и смягчалось. Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство — чувство любви. Наконец они оба обрели счастье. Пробудившаяся любовь в душе Раскольникова привела его к раскаянию в содеянном преступлении, к появлению нравственности.
Ф. М. Достоевский, вводя образ Сонечки Мармеладовой, хотел сказать, что нравственность должна жить в душе каждого человека, как живет она в Соне. Необходимо ее сохранить,
несмотря на все беды и лишения, чего не сделал Раскольников. Человек, не сохранивший нравственности, не имеет права называть себя человеком. Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова — “чистый свет высокой нравственной идеи”.

Читайте также:
Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского: сочинение

117530 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Нравственные проблемы в романе «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Социально-философская и психологическая проблематика романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Основные исследования о романе

Преображение души

Основная проблема «Преступления и наказания» касается нравственности. Главный герой проходит путь опустошения души, потери нравственных ориентиров. Он доходит до совершения преступления против человека – убийства. Причин такого падения множество: нищета, подлость людей, жестокость. Причиной можно считать и образование героя. Он не глуп, и видит, как живут те, кто богат за счет других. Раскольников не просто идет на преступление. Он разрабатывает теорию для объяснения своего поступка. Родион делит людей на две группы. Такого подхода не было у великих философов, изучающих устройство страны.

Научный труд по-своему распределяет возможности человека: «тварь дрожащая» и «право имеющих». «Твари» не могут изменять что-то вокруг себя, они вынуждены существовать, подчиняясь тем, кто «имеет право». Причислить себя к этой группе сложно. Родион идет на преступление. Он пытается доказать, что презирает законы. Он один из «наполеонов», которым все разрешено. Они смелы и свободны. Ошибочность позиции докажет жизнь. Раскольников не сможет стать тем, кем стремился быть. Совесть начинает мучить, и происходит переоценка теории.

История создания романа

Идея о написании крупного произведения, способного обрисовать всю неприглядность современного мира и вывести литературу на новый уровень, пришла к Достоевскому в середине 1860-х годов. Автор долго размышлял над тем, чему следует посвятить будущую книгу. В конечном счете он решил, что будет работать с концепцией о разрушительной вседозволенности и нравственном выборе героя.

Из-за серьезнейшей игровой зависимости и огромных долгов, связанных с проживанием в Германии, Федор Михайлович отчаянно нуждался в деньгах. В одном из писем к М. Н. Каткову, редактору московского периодического издания «Русский вестник», он озвучил придуманную им тематику и спросил, будет ли она интересной для читателей журнала. Кратко говоря, литератор находился в таком бедственном положении, что пытался продать еще не написанную работу.

Читайте также:
Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным: сочинение

Достоевский хотел сделать главного героя «новым» человеком, который страдал от глубочайшего кризиса духовности, поддался «незаконченным» идеям и «понес огромное переживание» от сразившего его чувства разъединенности с окружающим миром.

Каткову понравился замысел Достоевского. Он выдал нуждающемуся писателю триста рублей на расходы. Благодаря этим деньгам Федор Михайлович перестал думать о поиске средств на пропитание и приступил к сочинению книги. Текст романа создавался в краткий срок, в промежуток между 1865 и 1866 годом. Первая глава была закончена автором во время его пребывания в Висбадене, последующие части он написал уже после возвращения на родину.

Основная проблематика «Преступления и наказания» была заранее проработана Достоевским, имевшим несколько готовых сюжетных зарисовок, не вошедших в ранее изданные произведения. Одной из таких уже написанных историй был рассказ про тяжелую жизнь семейства Мармеладовых, другой — наброски автора, посвященные деталям его каторжной ссылки.

Создавая роман, литератор брал во внимание и реальных исторических персонажей-преступников:

  • француза Пьера-Франсуа Ласьера, составившего аморальный манифест и обвинявшего в своих жестокостях окружающее его общество;
  • раскольника Герасима Чистова, убившего двух женщин при помощи топора с целью ограбления.

После печати всех глав в журнале, роман был собран в единое издание и выпущен в свет в книжном варианте, дополненном авторскими правками.

Проблема человечности

Призыв следователя: «Станьте солнцем – и вас увидят!», можно считать лейтмотивом проблемы человечности в романе. Возвыситься в сложном мире можно, совершая добрые дела и поступки. Человек рождается для любви, добра и нежности. Человечность – основное качество Сони Мармеладовой. Своей судьбой она доказывает читателю, что нельзя становится жестокой и бессердечной, уступая ударам жизни. Служить людям непросто. Стать идеальной личностью невозможно, но быть человечным и справедливым можно. Проблема, которую поднимает роман, – воспитание истинной гуманности и достижение духовной гармонии с собой и внешним миром.

Проблематика произведения

Нравственные законы и ограничения, которые они накладывают на свободного человека, стали темой мучительных размышлений Родиона Раскольникова, желавшего проверить силу собственного духа. Главный герой романа ведет ничем не примечательную жизнь, но считает, что отличается от простых людей, которые не способны ни на большие свершения, ни на громкие дела. И останавливает их не что иное, как пресловутая нравственность, навязанная законом, являющаяся пережитком прошлого, преградой к достижению целей.

Читайте также:
Может ли быть чтоб все были несчастны, разве это справедливость (образ Раскольникова): сочинение

Список других проблем «Преступления и наказания», про которые необходимо упомянуть в анализе романа Достоевского:

  • ценность человеческой жизни;
  • распад личности и поиск границ ее свободы;
  • социальная несправедливость;
  • эгоизм и равнодушие к чужой беде;
  • вольная интерпретация морали и ее тотальное обесценивание обществом;
  • беззащитность бесправных людей «полусвета» (Мармеладовы, Лизавета и т. д. );
  • нравственное очищение через страдание.

Центральная проблема личности и общества раскрывается в образе Раскольникова, который в начале романа противопоставлен целому миру.

Главная идея произведения вложена автором в уста Порфирия Петровича, который советует стать Раскольникову солнцем, чтобы его наконец заметили. Согласно Достоевскому, возвыситься, осознав себя честным человеком, можно только через добрые и действительно полезные поступки. Эти же мысли высказывает и Соня Мармеладова, полюбившая заблудившегося в своих отравленных размышлениях Раскольникова и отправившаяся вслед за ним на каторгу, чтобы обратить его в веру и придать смысл его жизни.

Несмотря на то, что в глазах общества Соня Мармеладова, вынужденная продавать свою честь, чтобы прокормить семью, также является преступницей, ее прегрешение не идет ни в какое сравнение с моральным падением Раскольникова. Родион отрицает ценность жизни ради тщетной попытки самоутверждения, Соня же преступает через себя ради других, становясь настоящей библейской мученицей.

Важно, что Евангелие, которое Соня берет с собой на каторгу к Родиону, ранее принадлежало Елизавете. Эта святая книга проводит незримую духовную связь между безвинно убитой женщиной и человеком, лишившим ее жизни. Чтение главы о Лазаре и Иисусе является своеобразным смысловым центром произведения. Притча, повествующая о воскрешении жителя Вифании, указывает на возможность нравственного возрождения Родиона, который начал «оживать» после своей духовной смерти.

Нищая Россия

Автор поднимает сложные социальные проблемы России. Классик показывает, к чему может привести человека нищета. Нечеловеческие условия жизни толкают на преступления разного характера. Кто-то, как Раскольников, идет на убийство, кто-то, как Соня, – в проституцию. Нищета и пьянство становятся синонимичными понятиями. Люди пьют, наполняя трактиры. Вино не лечит души трудового населения. Оно еще более усугубляет положение мужиков. По пьянке они идут драться, воровать, убивать. Алкоголь меняет человека, раскрывая в нем самые низменные желания. Примером такого существования является Мармеладов. Он забывает о своей семье, не задумывается о завтрашнем дне и будущем детей.

Читайте также:
Уроки Достоевского по роману Преступление и наказание: сочинение

Нищая Русь представлена образом Петербурга. Город оживает на страницах романа, довершает колорит отвратительных кабаков, насыщает воздух вонью. Обстановка города толкает к суициду, так заканчивает жизнь самый беспринципный герой романа – Свидригайлов.

Жизненные ориентиры

Достоевский учит читателя выбору жизненных ориентиров, принципов и основ. Деньги не могут быть ими. Что выбрать? Достоевский предлагает жить чувствами. Сострадание, любовь возвышают человека, приближают его к Богу. Верой в него живет русский человек.

Проблем, которые поднимает роман, множество. Написать сочинение «Проблематика «Преступления и наказания» с использование предложенной информации станет проще. Можно вычленить только глобальные проблемы или остановиться на мелких, но не менее значимых.

«Преступление и наказание» проблематика

«Преступление и наказание» проблематика романа

В романе проблемы нравственного, философского и религиозного характера.

1. Проблемы общества. Нищета — одна из вечных проблем русского общества. Достоевский пишет о бедных и беспомощных людях, об их безысходности и трудностях, о многочисленных проблемах, которые их окружают. Писатель описывает в романе события со всеми подробностями, хотя принадлежал к высшему сословию. Он знал жизнь не понаслышке и прекрасно понимал своих героев.

2. Проблема нравственности. Одна из главных проблем романа — вопрос о жизненных приоритетах. Родион Раскольников сначала ставил превыше всего деньги, а потом уже все остальное. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим. Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

3. Проблема добра и зла в романе Достоевский прежде всего выясняет границы добра и зла отдельной личности, их идей, поступков. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом.

4. Проблема гуманизма Достоевский в романе «Преступление и наказание» анализирует поступки и чувства человека, совершившего преступление. Автора волнует то, что гуманный человек, чтобы спасти себя и других людей от нищеты, может убить «никчемное» существо.

Добрый, умный, образованный молодой человек любит свою мать, сестру, готов пожертвовать собой ради других. Настоящий гуманист вдруг сталкивается с довольно мерзким существом, старухой — процентницей, Алёной Ивановной, коллежской регистраторшей. Даже внешность этой старушенции вызывает отвращение. Она предстаёт перед ними жалким и ненужным существом. Узнав о ней, Раскольников решает убить её, чтобы впоследствии, завладев её капиталом, помочь матери, сестре, самому закончить университет и сделать много добрых дел для людей.

Нельзя не сказать об еще одной проблеме, затронутой Достоевским в своем произведении. Это сам город – Санкт-Петербург, где и происходят все события. Петербург играет очень важную роль в романе. Этот город усугубляет жизнь человека, влияет на его психику, разрушая её.

Вам может быть интересно:

  • Протеины: интересные факты
  • Что нужно сделать, чтобы не отказали в кредите? Как…
  • ТОП-5 идей для постов, которые помогут увеличить охват
  • Продвижение сайтов и всего несколько причин, чтобы…

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых компанейских — Главные герои «Преступление и наказание»
  • для самых любопытных — Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
  • для самых крутых — Читать «Преступление и наказание» полностью
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: