Своеобразие жанра сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Сочинение на тему «Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина»

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обратился еще в 60-е годы XIX века, создав три замечательных произведения: «Дикий помещик», «Пропала совесть» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

В данном сочинении мы проанализируем художественное своеобразие этих и других сказок Салтыкова-Щедрина.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Знаменитый «прокурор русской общественной жизни» родился и вырос в семье богатой помещицы М. Е. Салтыковой. В его родном доме царила темная обстановка взаимной вражды, лицемерия и бесчеловечности. Суровый и жестокий характер матери писателя распространялся и на ее собственных детей. С детства Салтыков был знаком с тяжкими условиями труда и жизни крепостных. Писатель говорит:

«Я вырос на лоне крепостного права, и все ужасы этой вековой кабалы я видел в их наготе».

Дальнейшие жизненные наблюдения за дикими нравами и общественными порядками разбудили в писателе ненависть к самодержавно-крепостническому строю, стремление к социальной справедливости и горячую, полную жгучего сочувствия любовь к многострадальному народу России. В первых же своих литературных произведениях Салтыков- Щедрин выступает обличителем бюрократического аппарата Российской империи, общественного устава и тяжелейшего положения бесправных крестьян. Занимая различные государственные должности, писатель не раз выступал защитником обиженных и оскорбленных простых тружеников. Его слова: «Я не дам в обиду В мужика. Будет с него, господа… Очень даже слишком будет,» — с восхищением передавались современниками из уст в уста.

Свою любовь и сострадание к бедным, грязным «бессловесным смердам» Салтыков-Щедрин пронес через все свое творчество. С особенной яркостью она отразилась в его сатирических сказках. В них писатель широко использует к художественные гиперболы, гротесковые сравнения, элементы фантастики и эзоповские иносказания. Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Салтыковым-Щедриным с огромной любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, умен. Таков он в любимой многими сказке великого сатирика «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1849 г.).

Здесь мужик все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море«. Генералы выглядят жалкими по сравнению с великаном-мужиком. Они «ничего не понимают«, они грязны физически и духовно, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Генералы привыкли жить чужим трудом, и, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки диких зверей, готовых пожрать друг друга. Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло им обычный «генеральский облик«.

Наряду с сатирическим обличением паразитических привилегированных классов и сословий Салтыков-Щедрин затрагивает в сказке и вторую основную тему — положение народа в эксплуататорском обществе. С чувством скорби и грустной иронии изобразил сатирик рабское поведение мужика. Среди обилия плодов, дичи и рыбы никчемные генералы погибали на острове от голода, т. к. могли обладать куропаткой только в изжаренном виде. Беспомощно блуждая, они, наконец, набрели на спящего «лежебоку” и заставили его работать: «Спишь, лежебок!…сейчас марш работать!«. Это был мужик-труженник, мастер на все руки. Он и яблок достал с дерева, и картофеля в земле добыл, и силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовил. Это сильный мужчина! Перед его силой не устояли бы генералы.

А между тем он безропотно подчинился своим поработителям. Дал им по десятку яблок, а себе взял «одно кислое«. Сам же веревку свил, чтобы генералы держали его ночью на привязи. Да еще готов был «генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, пожаловали и мужицким трудом его не гнушалися!». Спасшись от смерти и разбогатев благодаря мужику, генералы высылают ему на кухню жалкую подачку: «рюмку водки и пятак серебра: «веселись, мужичина!».

Читая эту сказку, мы видим и теплый юмор автора при описании разнообразных умений мужика в добывании пищи, и горький сатирический смех Салтыкова-Щедрина – смех, рожденный болью от сознания терпеливой, рабской покорности народа. Через авторскую иронию и сарказм, проистекающих из характеристик легкомысленных генералов, Салтыков-Щедрин вызывает у нас непримиримое отношение к наглому, самодовольному паразитизму.

В своей едкой сатире Салтыков-Щедрин продолжает традиция великих писателей: Фонвизина, Грибоедова и Гоголя. Как и они, используя в своем творчестве смех в качестве оружия, Салтыков- Щедрин придаст ему огромное значение, «ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех«. Таким обличительным, сатирическим смехом пронизаны все сказки Салтыкова-Щедрина.

Своеобразие жанра сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Салтыков- Щедрин, для своего творчества избрал весьма верную стезю –сатира, указывающая на действительность. Михаил Евграфович продолжил традицию Грибоедова, Фонвизина, Гоголя, сделав своим политическим оружием – сатиру. С её помощью он удачно боролся с острыми вопросами своего времени.

Читайте также:
«Сказка — ложь, да в ней намек...» (по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина): сочинение

К сказочному жанру писатель обращается неоднократно: в тысяча восемьсот шестьдесят девятом году впервые, а потом в тысяча восемьсот восемьдесят первом году, когда убийство царя привело к ужесточению цензуры.

Используя сказочный жанр, как и многие писатель того времени, Салтыков-Щедрин описывает пороки общества, и человека в отдельном.

Писатель творил для «детей изрядного возраста» и его сказки представляли собой крайне резкую критику, высмеивающую существующий строй и они же, служили оружием, которое обличало самодержавие России.

По тематике, сказки Салтыкова-Щедрина разнообразны. Михаил Евграфович описывал пороки самодержавия в «Богатыре» и в сказке «Медведь на воеводе; высмеивал деспотизм дворянства в «Диком помещике», но, совершенно особенное осуждение вызывает у сатириков и критиков взгляд либералов в «Карасе-идеалисте» и страшит полное равнодушие чиновников в «Праздном разговоре». Довольно-таки красноречиво писатель высмеивает обывательскую трусость в сказке «Премудрый пескарь».

Но, есть у Салтыкова-Щедрина одна тема, которая присутствует, чуть ли не в каждой сказке – угнетённость, усталость русского народа. В особенности ярко, данное явление, просматривается в таких сказках, как «Коняга» и «Как один мужик двух генералов прокормил». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Как тематика, так и проблематика, определяют всё разнообразие главных действующих героев, которые описаны в произведениях автора. Глупые правители, которые не просто удивляют, они поражают невежеством! Это и самодуры помещики, купцы и чиновники, это и обыватели, и простые деревенские мужики. Порой, герои настолько достоверно автором описываются, что в их чертах видятся конкретные исторические персонажи. Есть и герои иносказательные, и аллегоричные, а используя сказочно-фольклорную форму, Салтыков-Щедрин рассказывает своему читателю о злободневных вопросах, тем самым, выступая в защиту, простолюдин и передовых идей.

Своей динамичностью и резкой переменой сюжета, удивляет сказка «Повесть о том, как один мужик …». Автор использует удивительный и фантастический литературный приём! Генералы, словно бы «по щучьему велению» оказываются на необитаемом острове! Автор иронически показывает во всей красе беспомощность и недееспособность, невозможность мыслить самостоятельно, двух глупых чиновников!

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали». И только из-за собственной ограниченности, они оба чуть не умерли от голода, но тут на помощь генералам приходит мужик – мастер на все руки: и охотиться умеет, и приготовить дичь смог … В этой сказке, образ «здоровенного мужчины» олицетворяет, как слабость русского народа, так и силу духа.

Необычные способности мужика, его мастерство и проворность, одновременно сочетаются с классовой пассивностью и покорностью, то бишь, это явно показано автором в абзаце, где мужик вьёт сам для себя верёвку, чтобы генералы на ночь привязали его к дереву. А абзац, где мужик насобирал спелых и сочных яблок для генералов, себе же он взял то, что было кислым, да ещё и радовался тому, что чиновники «его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом его не гнушались».

О чём говорит сказка? О том, что по представлению самого же писателя, народ – опора государства. Именно народ, является и духовной ценностью и материальным благом. А вот чиновники, заносчивые, и этого не понимают, отчего заплатили мужику, за своё же спасение, серебряным пятаком, да рюмкой водки. В «Диком помещике» Салтыков-Щедрин, данную заносчивость, описал ещё ярче! Здесь помещик считает себя выше простолюдин, не способный боле терпеть «холопьего духу», он просит Господа избавить его раз и навсегда от крестьян, но даже не понимал, что остаётся без … кормильца!

Притесняя свой народ, эксплуатируя его труд, Бог превратил помещика … в паразита, который ничего не умел, ни к чему не был приспособлен, он мог только «нежить своё тело белое, рыхлое, рассыпчатое». Когда исчезли крестьяне, помещик и вовсе одичал, а потом прекратился привоз продовольствия в город, а государству никто не заплатил подать. О чём автор хотел сказать, повествуя читателю данную историю? Он призывал к уважению народа, без которого чиновникам просто невозможно выжить.

И в ещё одной сказки писатель затрагивает эту же тему. Сказка названа «Коняга», и была она написана писателем в тысяча восемьсот восемьдесят пятом году. Её стиль отличается от двух других сказок, и в первую очередь, полным отсутствием действия. Это произведение считается самым сильным у автора, которое было посвящено тяжёлому положению русского народа. Образ самого коняги-работяги – собирательный, и он олицетворял подневольного крестьянина-труженика, в котором отражались миллионы трагических судеб, громадной силы, бесправия и загнобления.

Читайте также:
Игрушечные люди: сочинение

Сказка показывает полную покорность народа, его бессловесность и отсутствие бороться за лучшую жизнь. Коняга, «замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными рёбрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами» – это портрет, созданный и описанный Салтыковым-Щедриным, который скорбел по незавидно судьбе бесправных крестьян. Думая о будущем крестьян, писатель испытывал муки, ведь он, беззаветно любил свою родину.

При помощи эзопова языка, фольклорных традиций, использования фантастических элементов и сатиры, сказки автора, звучали каждый раз, по-разному, да и темы автор брал такие, чтобы указать на политическую проблему и на то, как её можно решить.

В своих сказках, Салтыков-Щедрин выступал как защитник передовых идей, интересов крестьян, а обогатив свои творения фольклором, он наполнил их новым содержанием и превратил сказочный жанр в воспитательный.

Герои и сюжеты сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Основная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Книга Салтыкова-Щедрина «Сказки» включает тридцать два произведения. Сказки обычно определяют как итог его сатирического творчества. Салтыков-Щедрин затронул в этих маленьких произведениях множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем. Он широко представил и глубоко осветил жизнь русского общества второй половины XIX в., воспроизвел всю его социальную анатомию, коснулся всех основных классов и группировок. Произведения щедринского сказочного цикла объединяются некоторыми общими идеями и темами. Эти общие идеи и темы, проникая друг в друга, придают определенное единство всему циклу и позволяют рассматривать его как произведение целостное, охватываемое общей идейно-художественной концепцией. Самый общий смысл в проблематике «Сказок» заключается в развитии идеи непримиримости классовых интересов в обществе, в стремлении понять самосознание угнетенных, в пропаганде социалистических идеалов и необходимости общенародной борьбы. Идея непримиримости классов и борьбы против социального неравенства особенно ярко выражена в сказках «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Карась-идеалист», «Бедный волк» и др. Сатирик, с одной стороны, рисует картину классовых противоречий, произвола властей и страдания угнетенных, с другой — разоблачает и клеймит несостоятельность и вред всяких рецептов мирного урегулирования классовых интересов. В художественном зеркале «Сказок» представлены: 1) сатира на правительственные верхи самодержавия и эксплуататоров; 2) сатира на поведение разных слоев интеллигенции; 3) положение народных масс; 4) моральные проблемы и проблемы революционного мировоззрения. Словами и образами, полными гнева и сарказма, Щедрин изобличает в сказках принципы эксплуататорского общества, идеологию и политику дворянства и буржуазии. Резкостью сатиры против верхов самодержавия отличаются три сказки: «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь». В сказке «Медведь на воеводстве» издевательски высмеиваются царь, министры, губернаторы, заметны признаки памфлета на правительство Александра III. Основной смысл этой сказки состоит в разоблачении жестоких невежественных правителей эпохи и монархии как антинародной деспотической государственной системы. В сказке «Орел-меценат» писатель высмеивает деятельность царизма на поприще просвещения. Орел-меценат решил заняться водворением наук и искусств при дворе, учредить «золотой век» просвещения. В этом произведении Щедрин заклеймил холопство в народе и искусстве, показал, что монархический строй враждебен подлинному просвещению. Он допускает его только в таких пределах и в таком виде, которые потребны для услаждения паразитических верхов: «орлы для просвещения вредны». Карающий смех сатирика не оставляет в покое представителей массового хищничества — дворянство и буржуазию. Они выступают в сказках то в обычном социальном облике помещика («Дикий помещик»), генерала («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), купца («Верный Трёзор»), кулака («Соседи»), то — и это чаще — в образах волков, лисиц, щук, ястребов и т.д. Умение сатирика обнажать «хищные интересы» крепостников ярко проявилось уже в первых его сказках — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Приемами остроумной сказочной фантастики Щедрин показал, что источником материального благополучия и дворянской культуры является труд мужика. Генералы-паразиты обнаружили повадки диких зверей, очутившись на острове без прислуги, одни: «В глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились». Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло им обычный «генеральский» облик. В повествовании же о диком помещике мужик не нашелся… И помещик одичал, с головы до ног оброс волосами, «ходил же все больше на четвереньках», «утратил даже способность произносить членораздельные звуки». Щедрин высмеивает лицемерие хищников-тунеядцев и разных прекраснодушных апологетов разбоя. Волк обещал помиловать зайца («Самоотверженный заяц»), другой волк однажды отпустил ягненка («Бедный заяц»), орел простил мышь («Орел-меценат»), добрая барыня дала погорельцам милостыню, а поп обещал им счастливую загробную жизнь («Деревенский пожар») — об этом пишут с восхищением другие… Салтыков ниспровергает все эти панегирики, усыпляющие бдительность жертв. Разоблачая ложь о великодушии и красоте «орлов», он говорит, что «орлы суть орлы только и всего. Они хищны, плотоядны … хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное время (от разбоя) дремлют». Еще больше внимания, чем верхам, сатирик уделил в своих сказках изображению быта, психологии, поведения «пестрых людей», разночинной массы, разоблачению обывательского страха перед жизнью. В «Премудром пискаре» сатирик выставил на публичный позор малодушие той части интеллигенции, которая в годы реакции поддалась постыдной панике. Пискарь, чтоб не быть съеденным хищными рыбами, забился в глубокую нору, лежит и «все-то думает: кажется, что я жив? Ах, что-то завтра будет?» Он не заводил ни семьи, ни друзей. «Он жил и дрожал — только и всего». Щедрин в сказке «Самоотверженный заяц» иронизирует, с одной стороны, над наглыми волчьими повадками поработителей, а с другой — над слепой покорностью их жертв. В сказке «Карась-идеалист» речь идет о тех идейных заблуждениях, утопических иллюзиях, которые были присущи части передовой интеллигенции, принадлежавшей к лагерю демократии и социализма. В ней звучит мотив наивного правдоискательства и критика утопических иллюзий о возможности достижении социальной гармонии путем морального перевоспитания эксплуататоров. Скорбная дума о положении народа, о его судьбе, о его нуждах, любовь к нему и забота о его счастье проходят через все творчество Щедрина. Образ народа представлен во многих сказках и, прежде всего, в таких, как «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Праздный разговор», «Коняга», «Кисель» и др. В них писатель воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, горькие раздумья над судьбой угнетенного народа и свои светлые надежды на силу народную. Наряду с политическими и социальными проблемами Щедрин постоянно касался в своем творчестве и проблем моральных. Осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде революционно-демократической нравственности посвящены такие сказки, как «Пропала совесть», «Добродетели и пороки», «Дурак», «Баран Непомнящий», «Христова ночь», «Приключение с Крамольниковым». В них сатирик показывает полное извращение всех нравственных категорий в паразитическом обществе, где совесть превращена в «негодную тряпицу», добродетели легко уживаются с пороками на почве лицемерия, подлинное человеческое достоинство признают ненормальным, опасным и подвергают гонению. Особое место в творчестве Щедрина занимают сказки о правдоискателях («Христова ночь», «Рождественская сказка», «Путем-дорогою»). В них раскрывается трудность борьбы за правду и все-таки необходимость ее. Внести сознание в народные массы, вдохновить их на борьбу за свои права, пробудить в них понимание своего исторического значения — в этом состоит основной идейный смысл «Сказок» Щедрина, и к этому он призывает своих современников.
Сейчас смотрят: Похожие сочинения

  • Cказки Cалтыкова-Щедрина как политическая сатира
  • «Сказка — ложь, да в ней намек…» (по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина)
  • «Сказка ложь, да в ней намек!» (по сказкам М. Салтыкова-Щедрина).
  • Аллегория в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина и в баснях И.А. Крылова
  • Аллегория и гротеск — художественные средства русской литературы (по произведениям Салтыкова-Щедрина)
  • Анализ сказки М. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
  • Анализ сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик»
  • Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  • Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга»
  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Здравомысленный заяц»
  • Басенное начало в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
  • В чем непреходящая ценность сказок Салтыкова-Щедрина?
  • Волшебная сила смеха М.Е.Салтыкова-Щедрина
  • Детство, отрочество, юность и молодость Салтыкова-Щедрина
Читайте также:
Мое знакомство с творчеством Салтыкова-Щедрина: сочинение

Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.

В сказках Щедрина перед нами возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры (сказки «Бедный волк», «Медведь на воеводстве»), жестокие эксплуататоры («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), смирившиеся обыватели («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц»), беспощадные и тупые властители («Богатырь», «Орел-меценат») и, наконец, образ великого и многострадального русского народа («Коняга», «Баран непомнящий», «Ворон-челобитчик» и многие другие). Маски животных не скрывают истинного лица, сущности этих излюбленных щедринских образов, а, наоборот, подчеркивают и даже обнажают ее.

И не случайно расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е г. XIX в. Именно в этот период разгула политических страстей в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу.

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, эксплуататоры — в образах хищников. Символом крестьянской России, замученной и обездоленной, является образ Коняги из одноименной сказки.

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он может все: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится иронично, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном-мужиком.

Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они «ничего не понимают», они грязны духовно и физически, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи.

Читайте также:
Есть ли в комедии М.Е. Салтыкова-Щедрина Смерть Пазухина хоть один положительный герой?: сочинение

Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и многочисленным переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политического содержания сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт и социальных функций на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.

Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности.

Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки: «Не давши слова — крепись, а давши — держись!», «Уши выше лба не растут», «Моя хата с краю», «Простота хуже воровства». Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, беспутную канарейку, трусливого зайца и так далее. У персонажей, олицетворяющих трудовой народ, язык особый. Их речь естественна, умна, лаконична. Это речь человека, а не маски, не куклы. Им свойствен глубокий лиризм, слова их идут от страдающего и доброго сердца.

«Сказки» Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие его жизни, и лишь только три сказки созданы в 1869 году. Таким образом, именно этот жанр как бы подводит итог сорокалетней творческой деятельности писателя.

» Волшебная сила смеха М. Е. Салтыкова-Щедрина»

У всех на памяти знаменитая «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», заклеймившая самодовольный паразитизм господствующих сословий и воздавшая должное жизнестойкости мужика. Вместе с тем писатель тоскует по поводу того, что русский крестьянин еще «беден сознанием своей бедности», скорбит, ощущая отсутствие в массах в середине прошлого века организованной революционной энергии.
Тяжко страдал Салтыков-Щедрин от преследования цензуры, от лая литературных «шавок», наконец, от ощущения той пропасти, которая

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Реальное и фантастическое 1. Сатира Салтыкова-Щедрина. 2. Жанровые особенности сказок. 3. Герои. 4. Фантастические мотивы. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина — это совершенно особый пласт творчества писателя. Практически все Салтыков-Щедрин создал в последние годы.

Особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Форма сказки была выбрана писателем не только потому, что этот жанр предоставлял возможность скрыть истинный.

Сатирические циклы Салтыкова-Щедрина После закрытия журнала «Современник» (1866) Салтыков-Щедрин перешел в преобразованные «Отечественные записки». Там были опубликованы все произведения сатирика 70-х — начала 80-х годов, в том числе и сатирический цикл «Помпадуры и.

Изображение жизни трудового народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Важное место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают его «Сказки», которые подводят итог сорокалетней творческой деятельности автора. Большая часть сказок была написана в последние десять лет жизни писателя. И это, конечно, не.

Сатира на человеческие пороки в произведениях М. Б. Салтыкова-Щедрина Многие писатели и поэты использовали сказку в своем творчестве. С ее помощью автор высмеивал тот или иной порок человека и всего общества. Сказки Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и отличны одна от.

Краткое содержание романа «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин — один из выдающихся писателей-сатириков классической русской литературы. Его талант оригинален, своеобразен и интересен, мимо его творчества нельзя пройти. Писатель много и плодотворно работал, от произведения к произведению совершенствуя.

Герой романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Порфирий Владимирович Головлев, прозванный Иудушкой и Кровопивушкой,- «последний представитель вымороченного рода». Прототипом героя явился «злой демон» семьи Салтыковых — старший брат Михаила Евграфовича, Дмитрий, который при возникшей тяжбе о наследстве.

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина Жанр сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина составляет особый пласт, явившийся своеобразным итогом творчества сатирика. Основанные на западноевропейских и национальных русских литературных традициях, сказки Салтыкова-Щедрина самобытны и не похожи ни.

Читайте также:
М. Е. Салтыков-Щедрин Художественные особенности: сочинение

Какие качества русского народа вызывают наибольшее раздражение и гнев М. Е. Салтыкова-Щедрина? Как известно, сказки свои М. Е. Салтыков-Щедрин писал, протестуя против самодержавия и существующего общественного строя. Поэтому в его произведениях всегда присутствуют различные сословия, о которых чаще всего говорится в иносказательной.

Тематика и художественные особенности «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина Известно, что Салтыков-Щедрин начал писать свои политические сказки еще в шестидесятые годы и что именно эти небольшие по объему произведения стали вершиной его творчества, итоговым произведением. В «Сказках для детей.

Осмеяние обывательщины, трусости и самодурства в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Книга М. Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки» стала своеобразным итогом, обобщением всей творческой деятельности писателя. На ее страницах мы снова встречаемся с помпадурами, но они уже предстают перед нами в образах медведей.

Салтыков-Щедрин назвал художественную литературу «сокращенной вселенной» Это тонкое и точное определение вполне применимо к наследию классиков, в котором спрессован многовековой духовный опыт человечества. Классика всегда была мощным возбудителем в развитии культуры любого народа. Изолировать современную литературу.

Тема народа в «Истории одного города» Своеобразие Щедрина — великого художникТворчество Салтыкова-Щедрина не раз становилось предметом жарких споров еще при жизни писателя. Враждебные сатирику литераторы и журналисты нередко извращали не только идейную направленность его произведений, но.

Характеристика образа Угрюма-Бурчеева Угрюм-Бурчеев — в прошлом «прохвост» (просторечное искажение слова «профос» — полковой палач, позднее — «пара-шечник», уборщик нечистот), назначенный глуповским градоначальником за преданность: в доказательство своей любви к начальнику отрубил себе.

Гротеск в сатире Щедрина. Тема эта нами далеко не исчерпана Конкретный анализ сочинений Щедрина убедил нас и том, что гротеск, не являясь «непременной» чертой поэтики писателя, вместе с тем занимает в его сатире весьма важное место. Гротеск использовался Салтыковым па.

Художественное своеобразие романа «История одного города» Говоря о своеобразии сатиры в творчестве Салтыкова — Щедрина, нужно понимать, что его сатирический стиль, его приемы и методы изображения героев формировались вместе с идейно-творческим формированием взглядов писателя на народ.

М. Е. Салтыков-Щедрин Художественные особенности Сказка — один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической.

Эзопов язык в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина Эзопов язык, или иносказание, — восходящая к незапамятным временам форма художественной речи. Недаром она связывается с именем Эзопа — полулегендарного создателя греческой басни, жившего, по видимому, в шестом веке до.

До какой низости может дойти человек Салтыков-Щедрин — один из выдающихся писателей-сатириков классической русской литературы. Его талант оригинален, своеобразен и интересен, мимо его творчества нельзя пройти. Писатель много и плодотворно работал, от произведения к произведению совершенствуя.

Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин — один из самых известных литературных сатириков XIX века. Роман «История одного города» является вершиной его художественного творчества. Несмотря на название, за образом города Глупоза скрывается целая.

Значение сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина Он был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорбна. М. Горький Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни второй половины.

Формирование гротесковых приемов типизации в сатире Щедрина Вернувшись в 1856 году из ссылки в Петербург, Салтыков вновь обращается к литературной деятельности и пишет большой цикл произведений, объединенных под названием «Губернские очерки». Произведения эти создавались па основе тех.

Тема народа в прозе Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина Большинство повестей и рассказов Николая Васильевича Гоголя пропитаны фантастикой и сатирическим изображением действительности, равно как и сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Многие произведения этих поистине русских Писателей раскрывают образ той чиновничьей.

Сказки для детей изрядного возраста Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика особое место занимают его сказки. Форму народной сказки использовали многие.

«Сатирический талант писателя Щедрина» Атаманы-молодцы, беспутные клементинки, рукосуи и лапотники, майор Прыщ и бывалый прохвост Угрюм Бурчеев пережили Салтыкова-Щедрина. М. Булгаков Одним из подлинных шедевров русской литературы XIX века по праву считается цикл Салтыкова-Щедрина.

Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина 1 М. Е. Салтыкова-Щедрина можно назвать одним из величайших русских сатириков. В своем творчестве он развил традиции таких писателей, как Фонвизин, Крылов, Гоголь. Чрезвычайно острые и желчные произведения писателя были направлены.

Герои и сюжеты сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина 2 «Каждую вещь надо называть ее Настоящим именем, а если это опасно в Действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в Сказке» Г. Х. Андерсен Все мы в детстве любим.

Читайте также:
Сказки для детей изрядного возраста: сочинение

Мастер сатиры Салтыков-Щедрин Даже внешний облик Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина поражает нас драматическим сочетанием мрачной суровости и затаенной, сдержанной доброты. Острым резцом прошлась по нему жизнь, испещрила глубокими морщинами. Неспроста сатира издревле считалась наиболее.

Сочинение по сказкам «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» В своих сказках М. Е. Салтыхов-Щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях. Основная проблема, затрагиваемая автором в произведениях (особенно в сказках), — взаимоотношения эксплуататоров и.

«Губернские очерки» и «История одного города» Салтыков-Щедрин — оригинальный писатель, занимающий особое место в русской литературе. В своем творчестве он показывал социальные недостатки общественного устройства России, рисовал жизнь без прикрас, но не только давал свод пороков.

Изображение обывательщины в романе «История одного города» Салтыкова-Щедрина интересует отношение народа к власти, самодержавию. Ведь, бунтуя против отдельных представителей власти на местах, народ посылал ходоков к правителям. Многовековая вера в доброго царя жила после утраты веры в.

Что делает Иудушку Головлева «вечным типом»? Тип пустослова (Иудушки Головлева) — художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. До этого в русской литературе, у Гоголя, Достоевского, встречались образы, отдаленно напоминающие Иудушку, но это лишь легкие намеки. Ни до.

Смешны или грустны финалы сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина. 2. Жанр сказки в творчестве писателя. 3. Основные проблемы и образы. 4. Художественное своеобразие. 5. Финал — смех или слезы? Сатиры смелый властелин. А.

Сочинение по повести «История одного города» В творчестве Салтыкова-Щедрина «История одного города» (1869 -1870) занимает одно из центральных мест. Это яркий образец политической сатиры, в которой подвергаются бескомпромиссной критике самые основы самодержавия, разоблачаются любые формы деспотизма.

Жанр сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказку как жанр использовали в своем творчестве многие писатели и поэты. С ее помощью автор выявлял тот или иной порок человечества или общества. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и.

Роль Гротеска в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Если в раннем творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина почти отсутствовали приемы резкого сатирического преувеличения, то ко времени создания «Истории одного города» писатель уже максимально использовал необыкновенные сравнения и уподобления, составившие основу.

Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» М. Е. Салтыкова Щедрина) Тема самовластия, как и тема собственности, постоянно была в центре внимания Щедрина-писателя. И если служение призраку собственности нашло свое выражение в романе «Господа Голов левы», особенно в образе Иудушки, то.

Пародия как художественный прием в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Так начнем повесть сию. М. Е. Салтыков-Щедрин Объясняя «Историю одного города», Салтыков-Щедрин утверждал, что это книга о современности. В современности он видел свое место и никогда не считал, что созданные.

Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина 2 «Сказки» — вершина творчества М. Е.Салтыкова-Щедрина. За небольшим исключением, они создавались в течение четырех лет (1883-1886гг). Как писатель-гуманист, Салтыков-Щедрин в этих произведениях показывает трагедию жизни русского крестьянства, встает на защиту.

Деспотическая власть Арины Петровны Господа Головлевы роман о семье, но, в первую очередь, это роман о подлинных и мнимых ценностях, о том, для чего живет человек на Земле. В Господах Головлевых автор исследует природу.

Сейчас вы читаете: » Волшебная сила смеха М. Е. Салтыкова-Щедрина»

Волшебная сила смеха М. Е. Салтыкова-Щедрина

У всех на памяти знаменитая «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», заклеймившая самодовольный паразитизм господствующих сословий и воздавшая должное жизнестойкости мужика. Вместе с тем писатель тоскует по поводу того, что русский крестьянин еще «беден сознанием своей бедности», скорбит, ощущая отсутствие в массах в середине прошлого века организованной революционной энергии.
Тяжко страдал Салтыков-Щедрин от преследования цензуры, от лая литературных «шавок», наконец, от ощущения той пропасти, которая

отделяла передового писателя от народа, а подчас и от демократического читателя. Свой «эзопов язык» он неоднократно называл рабьим. Но именно в передовой литературе, заключавшей в себе «принцип ответственности» и пробуждавшей в читателе «зачатки ответной совести», он видел естественное средство протеста и революционного просвещения. Вот почему он так высоко поднимал предназначение русского писателя-демократа: «Писатель не крот, который в темной норе выполняет свое провиденциальное назначение, а существо общественное и общительное, для которого полная радость наступает только

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Биография Параллельно с тургеневской летописью духовных исканий передовой интеллигенции второй половины XIX ст. в русской литературе создавалась сатирическая летопись общественно-исторической жизни, выводившая на поверхность изъяны и.

Читайте также:
Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина: сочинение

Биография Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович — русский писатель-реалист, критик, автор острых сатирических произведений, известный под псевдонимом Николай Щедрин. Детство и образование Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 января.

Социально-политические мотивы сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин — признанный во всем мире мастер сатиры. Его талант проявил себя в трудное для России время. Стали явными противоречия, разъедавшие страну изнутри, разлад в.

Проблема истории в художественном мире А. С. Пушкина Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год.

СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА Салтыков-Щедрин — один из величай- ших сатириков мира. Всю свою жизнь он по- святил борьбе за освобождение русского на- рода, критикуя в своих произведениях са-.

Идейное содержание «Сказок» Салтыкова-Щедрина Сатиры смелый властелин. А. С. Пушкин Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — оригинальный писатель русской литературы, занимающий в ней особое место. Он был и остается крупнейшим мастером.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — великий сатирик-гуманист Мастер сатиры. Даже внешний облик Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина поражает нас драматическим сочетанием мрачной суровости и затаенной, сдержанной доброты. Острым резцом прошлась по нему жизнь, испещрила.

Рецензия на «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Жизненный и литературный путь М. Е. Салтыкова-Щедрина закономерно привел его к «Истории одного города». Эту смелую, честную книгу, полную живого смеха и глубокой скорби, ненависти.

Трагическое в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин обогатил русскую сатиру разнообразием жанров и форм. Неожиданная смелость в выборе жанра позволяла по-новому смотреть на мир. Щедрину легко давались и большие, и малые.

«В Салтыкове есть. .. этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимает одно из ведущих мест среди писателей-демократов. Он был учеником Белинского, другом Некрасова. В своих произведениях Салтыков-Щедрин подверг резкой критике самодержавно-крепостнический строй.

Художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина Демократическая литература второй половины XIX века стремилась пробудить гражданскую совесть в русском обществе, воздействуя поэтическим «словом отрицанья» или острием политической сатиры. Но убедительнее всех эзоповым.

Сказки Салтыкова-Щедрина как политическая сатира Талант величайшего русского сатирика Салтыкова-Щедрина во всем блеске раскрылся в его сказках. Этот жанр позволяет скрыть истинный смысл произведения от цензуры. В сказках Щедрин раскрывает.

М. Е. Салтыков-Щедрин — сатирик В России каждый писатель воистину и резко индивидуален. М. Горький Каждый из великих писателей национальной литературы занимает в ней свое особое, только ему принадлежащее место.

Анализ сказки «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за.

ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ «СКАЗОК» М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «Сказки» Салтыкова-Щедрина не слу- чайно называют итоговым произведением ав- тора. В них со Всей остротой подняты те про- блемы России 60-80 гг. XIX века, которые.

Особенности авторских приемов в творчестве Михаила Салтыкова-Щедрина М. Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы, таких как романы, повести, рассказы, очерки, сказки. Почти.

Сказки Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин — один из величайших русских сатириков, который бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, укоренившиеся в психологии.

Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века Неизменным предметом моей литературной деятельности был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия. М. Е. Салтыков-Щедрин М. Е. Салтыков-Щедрин — это не просто один.

САТИРА КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сатира — основной творческий принцип Салтыкова-Щедрина. «Сказки» созданы в по- следние годы жизни писателя (1883-1886) и предстают перед нами неким итогом работы Салтыкова-Щедрина в литературе.

Отражение пороков общественной жизни в повести Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города» В трудных условиях приступает Салтыков-Щедрин к работе над одним из вершинных произведений своего сатирического творчества — «Историей одного города». Если в «Губернских очерках» основные стрелы.

Способы выражения авторской позиции в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Среди самых значительных творений замечательного русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина своей идейной глубиной и художественной силой выделяется «История одного города». Произведение это создавалось писателем на.

Жанр сказки в творчестве Михаила Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыкова-Щедрина — это длинная череда миниатюрных по объему картин, в которых запечетлена жизнь русского общества. Постепенно вызревая в творчестве писателя из фантастических и образных.

Эзопов язык как художественный прием (на примере одного или нескольких произведений) Сатира — способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии отрицательных явлений, действительности, разоблачений пороков общественного значения. «Сатира.

Читайте также:
Особенности жанра сказки у М. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Сатирические приемы в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 1 вариант В итоговый период своего творчества М. Е. Салтыков-Щедрин обращается к иносказательной форме сказки, где, описывая житейские ситуации «эзоповым языком», высмеивает пороки современного писателю.

Сатира как творческий принцип Салтыкова-Щедрина «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1883-1886) составляют самостоятельный этап его творчества. За небольшим исключением, они созданы в последние годы жизни писателя и предстают перед нами неким.

СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказки подводят итог всему сатирическо- му творчеству Салтыкова-Щедрина. В сказ- ках показаны все стороны общественной и политической жизни России 60-80-х годов XIX века. Салтыков-Щедрин разоблачал.

Сатирический талант писателя Щедрина Атаманы-молодцы, беспутные клементинки, рукосуи и лапотники, майор Прыщ и бывалый прохвост Угрюм Бурчеев пережили Салтыкова-Щедрина. М. Булгаков Одним из подлинных шедевров русской литературы XIX века.

Анализ сказки «Медведь на воеводстве» М. Е. Салтыкова-Щедрина Сатирическое изображение господствующих классов и различных социальных типов ярко выразилось в сказочной форме в произведении «Медведь на воеводстве». Уже в начале сказки писатель уведомляет читателя.

Библия в системе поэтики Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» План. Введение………………………………………………………. ………………………….. 3 Глава I Характеристика мировоззрения Достоевского. 1. Морально-этические и религиозные взгляды художника; вопрос о «природе» человека…………………………12 2. Отношение писателя к Библии; роль.

Острота политической сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в.

Герои и сюжеты сатирических сказок Салтыкова-Щедрина В сказках Салтыкова-Щедрина отображены основные социальные, политические, идеологические и моральные проблемы, которыми характеризовалась русская жизнь второй половины XIX века. В сказках показаны все основные классы.

Сатира как творческий принцип Сатира Щедрина — особое явление в русской литературе. Смех органически присущ нашей культуре. И если Пушкин мог с полным правом сказать: «От ямщика до первого.

Тематическое и идейное разнообразие сказок Салтыкова-Щедрина Салтыкова-Щедрина можно по праву назвать одним из величайших сатириков России. Наиболее ярко и выразительно сатирический талант Салтыкова-Щедрина проявился в сказках «Для детей изрядного возраста», как.

Герои и сюжеты сатирических сказок Михаила Салтыкова-Щедрина В «Сказках» ярко проявились художественные приемы сатирической типизации. Фантастика, гротеск, гипербола, аллегория являются основными. Широко используются образы животного мира. Выбор образов, конечно, не случаен, корреспонденции.

В сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Среди огромного наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки в. стихах или прозе.

Особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Форма сказки была выбрана писателем не только потому, что этот.

Крестьянская и помещичья Русь в сказках Салтыкова Щедрина Среди огромного наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки в стихах или прозе.

Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть «пороки российской действительности» и заставила задуматься над судьбой России. Он.

Аллегория и гротеск — художественные средства русской литературы (по произведениям Салтыкова-Щедрина) …В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу как высшей реальности. Ф. Шиллер Салтыков-Щедрин — оригинальный писатель русской литературы, занимающий в ней особое место. Он.

«История одного города» Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие Творчество Салтыкова-Щедрина, демократа, для которого самодержавно-крепостнический строй, царящий в России, был абсолютно неприемлем, имело сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество «рабов и господ», бесчинство помещиков.

Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина 2: сочинение

Среди огромного наследия М.Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки в стихах или прозе воссоздавали целый мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические мотивы, примером тому могут служить сказки А. С. Пушкина. Остросатирические сказки создает и Щедрин в 1869-м, а также в 1880 –1886 годах.

Сказки — итог многолетних наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка.

Существует мнение, что, когда в творчестве выходит на первый план политическое содержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствие определенной идеологии, забывая о художественности, искусство и литература начинают вырождаться. Не потому ли сегодня малоизвестны «идейные» романы 20 – 30-х годов, скажем, «Цемент», «Соть» и прочие? Салтыков-Щедрин считал, что литература — это прекрасное средство в политической борьбе. Писатель убежден, что «литература и пропаганда — одно и то же». Салтыков-Щедрин — продолжатель русской сатиры Д.И. Фонвизина, Н.А. Радищева, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя и других великих писателей. Но он в своих произведениях усилил это художественное средство, придав ему характер политического оружия. От этого его книги были острыми и злободневными. Однако они сегодня, пожалуй, не менее популярны, чем в XIX веке. Трудно представить нашу классическую литературу без Салтыкова-Щедрина. Это во многом совершенно своеобразный писатель. «Диагност наших общественных зол и недугов» — так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. Сосланный в молодости в Вятку, Михаил Евграфович хорошо изучил социальную несправедливость, произвол властей. Убедился, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам Салтыков-Щедрин проникся уважением. Жизнь помещичьей семьи писатель прекрасно изобразил в «Господах Головлевых», начальников и чиновников — в «Истории одного города» и многих других произведениях. Но наибольшей выразительности он достиг в произведениях малой формы, в сказках «для детей изрядного возраста». Эти сказки, как справедливо отмечали цензоры, — самая настоящая сатира.

Читайте также:
Череда градоначальников в Истории одного города М.Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

В сказках Щедрина множество типов господ: помещиков, чиновников, военачальников и даже самодержцев. Писатель изображает их часто совершенно беспомощными, глупыми и высокомерными. Например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». С едкой иронией Салтыков пишет: «Служили генералы в какой-то регистратуре… следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали». Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, только жить за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях.

Прав был Чехов, когда писал, что косность и скудоумие искореняются с большим трудом. В современной нам реальности часто встречаются герои произведений Салтыкова-Щедрина.

А русский мужик — молодец. Он все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит сатирик за смирение и низкопоклонство. Генералы заставляют этого здоровенного мужичину вить для самого себя веревку, чтобы не убежал. И тот покорно выполняет приказ.

Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной холопский дух. Наконец мужицкий мир исчез. И остался помещик один-одинешенек. И, конечно, одичал, потерял человеческий облик. «Весь он… оброс волосами… а когти у него сделались, как железные». Намек автора совершенно ясен: трудом крестьян живут помещики. И потому у них всего довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли. Все это отобрано у крестьян, а главное — отнята свобода.

Салтыков-Щедрин не может и не хочет смириться с тем, что народ слишком терпелив, забит и темен. И потому выводит «господ» в карикатурном свете, показывая, что не так уж они страшны.

В сказке «Медведь на воеводстве» изображен Медведь, который своими бесконечными разоряющими крестьян погромами вывел мужиков из терпения, и они посадили его на рогатину, «содрали шкуру». Идея сказки заключается в том, что в бедах народа виновато самодержавие вообще, а не только жестокие или плохие чиновники.

Основной художественный прием в сказках Салтыкова-Щедрина — аллегория. И то, что Медведь оказался на рогатине, символично. Это своеобразный призыв народа к борьбе за свои права и свободы.

Также и в сказке «Коняга» в образе заморенной непосильным трудом лошади представлен народ-труженик, «сеятель и хранитель» родной земли, безграничных ее просторов, создающий ее красоту и богатство. А «Пустоплясы» — краснобаи-народники, которые на словах сочувствуют трудовому народу, его тяжелому положению, а на деле ведут такой же паразитический образ жизни, как и господа.

Сказка-символ, которая в аллегорической форме обобщает обличительный пафос отсталого самодержавного строя в России, — «Богатырь». Уповают «людишки» на Богатыря напрасно: спит Богатырь. Не приходит он к ним на помощь и когда пожар сжег русскую землю, и когда враг на нее напал, и когда голод случился. Только на свои силы нужно рассчитывать «людишкам». А Богатырь в дупле не проснется, так как гадюки ему все туловище проели. Поднимайся, Иван-богатырь, защищай землю родную, думай своей головой о ее будущем.

Каким бы ни было отношение к творчеству Салтыкова-Щедрина в наши дни, но пo-прежнему дорог нам писатель-сатирик своей любовью к народу, честностью, желанием сделать жизнь лучше, верностью идеалам. Многие его образы стали близкими и понятными нам сегодня. Разве не звучат и ныне горькой правдой слова из сказки «Дурак» о герое ее, что «совсем он не дурак, а только подлых мыслей у него нет, оттого он к жизни приспособиться не может»?

Спустя полвека М. Горький говорил о значении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Необходимо знать историю города Глупова — это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина — самого правдивейшего свидетеля нашей духовной нищеты и неустойчивости…»

Читайте также:
Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина: сочинение

Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин – один из выдающихся писателей-сатириков русской литературы. Многие его произведения направлены на обличение пороков общества. Вершины выразительности он достигает в своих небольших сказках «для детей изрядного возраста». Именно отношения между народом и помещиками, чиновниками стали основной темой многих его сказок. Писатель прекрасно изучил жизнь чиновников, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, он имел возможность убедиться, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе.

Пафос сказок заключается в разоблачении социального неравенства, жестокой эксплуатации народных масс помещиками, в любви к угнетенному и страдающему народу, в думах о его бесправном положении, в горьких сетованиях на его покорность, на его наивные политические надежды найти правду и защиту у власти.

Сатирик критикует не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность самого трудового народа. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин клеймит ничего не умеющих, беспомощных генералов. Он с достаточной долей сарказма показывает нам ужасающую картину, как голодные генералы готовы съесть друг друга, не умея достать пищу в кишащих рыбой ручьях, в лесу, полном фруктов. Паразитический образ жизни приводит к тому, что они не знают элементарного: верят, что булки растут на деревьях в том виде, в каком их подают к столу. Но вот, что генералы прекрасно знают и умеют, так это эксплуатировать народ. Чтобы не погибнуть на острове, они отыскивают «лежебоку мужика», который впоследствии все для них и сделает: и пищу приготовит, и с острова вывезет домой, и платы не потребует. Но сатира писателя направлена здесь и против мужика, который «суп в пригоршнях готовит, силки плетет…», но и веревку, которой его связывают, он изготавливает сам.

Даже когда мужик кормит генералов яблоками, для них он выбирает спелые да румяные, а себе – кислые да гнилые. Откуда такая покорность? Писатель возмущен таким положением вещей, он видит в этом вину не только правящего класса, но и крестьян, разрешающих закабалять себя, не поднимающихся на социальный протест, довольствующихся малым.

В сказке «Самоотверженный заяц» похожая ситуация. Заяц покорно ждет, когда сытому волку придет охота его съесть.«Добрый» волк отпускает Зайца домой проведать невесту. И Заяц возвращается , покорно ждет своего часа.

В сказке «Коняга» писатель размышляет о судьбе крестьянства. Если мужик из сказки о двух генералах сообразителен, то образ коняги из одноименной сказки становится символом порабощения народа. Генералы, помещики, буржуазия, купцы, как «пустоплясы», говорят о своей любви к народу, восхищаются его трудолюбием, а на деле живут чужим трудом. Сытые «пустоплясы» в духе идей славянофилов и либералов рассуждают о причинах бессмертия Коняги. Один предполагает, что Коняга силен тем, что в нем от постоянной работы «здравого смысла много накопилось», другой видит в Коняге «жизнь духа и дух жизни», третий утверждает, что Коняге «труд дает… душевное равновесие», четвертый – что просто Коняга привык к участи своей и нуждается только в кнуте.

Писателю горько, что русское крестьянство своими руками вьет веревку, которую угнетатели накинули ему на шею. Щедрин призывает народ задуматься над своей судьбой, сбросить гнет.

Сочувствуя угнетенному народу, Щедрин выступает против жестокой эксплуатации народных масс помещиками. Помещики изображаются никчемными, дикими, ведущими паразитический образ жизни. В сказке «Дикий помещик» эксплуататор народа пожелал, чтобы все мужики пропали. Так и произошло. Только помещик в результате стал диким, беспомощным, потому что без крестьян он ничего не мог сделать. Всю жизнь этот помещик жил за счет труда крестьян, а когда они исчезли, он совсем одичал. Крестьянский труд не ценился, помещики не осознавали, что без него они погибнут.

Мы видим, что сказки Салтыкова-Щедрина – великолепный художественный памятник минувшей эпохи, пример осуждения всех форм зла во имя добра, равноправия и справедливости. В этих небольших шедеврах сатирического искусства, предназначенных «для детей изрядного возраста», писатель создает очень яркий образ крестьянской и помещичьей Руси, который поражает своей точностью и актуальностью и для наших дней. Автор изображает бесправие русского народа, противопоставленное хорошей жизни «власть имущих». Не это ли же, по сути, присутствует и в современной жизни? Остается только надеяться, что труд Салтыковка-Щедрина, направленный на борьбу за улучшение жизни, когда-нибудь принесет достойные плоды и его голос будет услышан.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: