Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы.: сочинение

Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы

Содержание:

Предмет: Литература
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 04.03.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Роман Ф.М. Достоевский, по сути, является социально-психологическим и философским трудом. Достоевский показал дно капиталистического города, мир униженных и оскорбленных. Автор раскрывает общество, в котором правят деньги, общество, беспощадное к тем, у кого нет денег. Главный герой романа, Родион Раскольников, также становится жертвой капиталистического мира. Этот образ воссоздан психологически тонко, с характерной способностью Достоевского проникать во внутренний мир своих героев.

Автор рисует чрезвычайно сложные условия жизни своего героя. Раскольников жил в комнате, которая имела самый ужасный вид, с желтоватыми, пыльными и обоями повсюду за стеной. Сам Раскольников выглядел настолько жалким, что даже иногда на улице он получал милостыню, потому что вся его внешность вызывала чувство сострадания. Раскольников был отчислен из университета, потому что у него не было денег для дальнейшего обучения. Он не мог даже заплатить за квартиру вовремя.

Социальные мотивы преступления Раскольникова в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Условия, в которых живет Раскольников, вызывают у него протест. Бунт созревает, но он индивидуален. Раскольников считает, что всех людей можно разделить на две группы. Первая группа – обычные люди, в то время как у других есть дар или талант делать новые вещи в обществе. Эта категория людей может нарушать закон, нарушение закона для таких людей не является преступлением. Создавая свою теорию, Раскольников повел себя за грань, за которой стояло преступление.

Под влиянием жизненных обстоятельств он постепенно приходит к выводу, что его теория объясняет действия не только исторических деятелей, но и простых людей. Раскольникову наконец пришла в голову мысль об убийстве под влиянием признания Мармеладова. Это разговор о семнадцатилетней дочери Мармеладовой Сонечки, о том, что человек может смириться с любыми обстоятельствами, привыкнуть к ним. Раскольникову было жалко Соню, потому что ради спасения своей семьи от голода она встала на унизительный путь, но даже ее отцу не стыдно было брать у нее деньги.

Раскольников отвергает идею о том, что человек порочен по своей природе, и приходит к выводу, что это закон жизни общества. Есть жертва, и есть те, кто ее использует. И тогда он приходит к выводу, что желание его сестры Дуни жениться на богаче, который будет содержать их семью и дать Раскольникову возможность закончить учебу, по сути та же жертва, что и жертва Сони. Решение Родиона было однозначным – не страдать пассивно, а действовать.

Раскольников совершает убийство. Жертва его выбора – старуха, интересующаяся. Он считал старуху ненужным, злым и жадным человеком. Причиной было то, что такой скупой человек не должен жить, и что многие нуждающиеся могут стать счастливыми. После убийства старухи сразу происходит второе преступление. Он убивает ее сестру Лизавету, которая была неожиданным свидетелем убийства.

Состояние Родиона болезненно после совершенных злодеяний. Автор показывает, что основным наказанием является наказание не от общества, не от тяжелого труда, а от глубоких внутренних страданий, моральных страданий. Человек, осознающий себя убийцей, воспринимает мир по-другому. Раскольников пытается бороться со своим состоянием. Родион не понимает истинную причину своих мучений. Ему кажется, что главная причина в том, что он оказался «дрожащим существом», что жизнь показала его слабость, поэтому он говорит своей сестре, которая предлагает ему следовать совету следователя, что он не делает Считать себя преступником, что он виноват только в том, что не смог, не осуществил свой план.

Самым напряженным моментом драки является разговор со следователем Порфирием Петровичем, который понял, кто совершил убийство и пытается разоблачить Раскольникова. Достоевский исследует такую ​​проблему, как нравственное возрождение личности. Вот почему следователь, предлагая Родиону признание, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого Христос воскрес и из которого он сделал истинного христианина.

Сам Достоевский был против любого восстания. Восстание Раскольникова эгоистично, и это его слабость и гибель. Но бунт против существующих условий, направленный на изменение несправедливых условий общества, оправдан. Это в тяжелом труде Раскольников приходит к выводу, что его теория не имеет смысла и что нужно начинать новую жизнь.

Но есть люди, для которых вообще нет морального закона. Это люди, которые используют власть, которую им дают деньги. Сила романа заключается в том, что он эмоционально воздействует на читателя благодаря глубокому психологизму и реализму, провоцирует протест против несправедливого мира, где деньги имеют власть над человеком.

Тема греха и покаяния в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Сломать все надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Ф. М. Достоевский … сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь. Ф. М. Достоевский

Среди всех писателей XIX века можно найти много блестящих имен. Оба они были писателями, отмеченными несравненным талантом в создании мировых романов, и мастерами, которые обладали исключительной способностью изобразить дисгармонию буржуазного мира и его разрушительное влияние на человеческую душу. В этом пантеоне великих имен имя Ф. М. Достоевского занимает одно из первых мест.

Этот писатель обладал необычайным талантом: постигая и воплощая свои мысли о русской реальности в ярких образах, в острых конфликтах, Достоевский сумел изобразить проблемы, столь значимые в его произведениях, что их решением было определить дальнейшее нравственное развитие всего человечества.

Читайте также:
Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание.: сочинение

Жизнь и деятельность Достоевского пришлись на эпоху, когда в стране росло недовольство существующим порядком. В моральных муках своих героев, в их стремлении осмыслить современные общественные отношения, писатель выразил протест против господствующего зла.

Достоевский особенно ярко раскрыл эту тему в романе «Преступление и наказание», романе о России середины XIX века, о жителях ее столицы, которые погибли и погибли. В начале романа в Петербурге, в жаркий июльский день, мы встречаем молодого человека, блуждающего в тоске, как выясняется позже, бывшего ученика Родиона Раскольникова. «Давным-давно, как в нем возникла вся эта теперешняя жажда», которая недавно приняла «форму ужасного, дикого и фантастического вопроса». Что за вопрос, который так мучил Раскольникова?

Читая первые страницы романа, мы узнаем, что этот человек «вторгся» в какое-то дело, у него была своего рода «уродливая» мечта, которую он «каким-то образом невольно привык думать о предприятии». Эта мечта пришла к нему месяц назад, когда ему пришлось лежать с Аленой Ивановной, «Старушка-Кентавр», сестринским кольцом. Эта «глупая, бессмысленная настоящая, ничтожная . старуха» вызвала в душе Родиона непреодолимую ненависть и отвращение.

Встреча в столовой с Мармеладовым только усилила эту ненависть в душе и разуме Родиона. Услышав историю Сони и Катерины Ивановны, увидев бедность, в которой живет семья Мармеладовых, Раскольников еще больше убедился в том, что мир несправедлив. Мир полон зла, им правят богатые и жестокие, недостойные люди. Родион Раскольников поднял оружие против этого несправедливого мира. И старуха-перкуссионистка стала для него воплощением, символом этого зла, насилия, несправедливости. С этого момента в голове Раскольникова возникла и невероятно быстро возникла мысль об убийстве старухи, «бесполезной для кого-то и, наоборот, вредной для всех».

Депрессивное состояние, шок от бездонности человеческих страданий, а также вера в то, что «кровь совести» может быть оправдана, решена – вот факторы, которые заставили Родиона совершить серьезный грех – убийство.

Кара не заставила себя долго ждать. Целый месяц от преступления до признания проходит для Раскольникова в постоянной напряженности, что не останавливает внутреннюю борьбу ни на секунду. Это борьба с самим собой, выражающаяся в его лихорадочных метаниях, страшном раскаянии. Взять хотя бы его страшный сон, который он видит после убийства. Этот сон наполнен страшными, дикими, жуткими звуками, «таких неестественных звуков, таких воплей, криков, грохота, слез, избиений и проклятий, он никогда не слышал и не видел». Под влиянием этих звуков у Родиона Раскольникова стали появляться первые и еще робкие сомнения в его теории.

Настасья описала ему свое состояние: «Это кровь в тебе кричит». Но не его кровь кричит в нем, а кровь убитых им людей. Поскольку Раскольников противостоит совершенному им преступлению, только воспаленный мозг убеждается, что теория верна и что для Родиона убийство должно происходить так же, как смена дня и ночи. Но это не так. Убийство породило непроницаемую грань между ним и людьми: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного одиночества и отчуждения внезапно осознанно затронуло его душу». Как будто два отчужденных, по своим законам, мира живут бок о бок, непроницаемые друг для друга – мир Раскольникова, а другой – внешний мир.

Духовно истощенный бесконечными мыслями, он хочет безвозвратно и навсегда отделить себя от этого мира, но он не может вынести одиночества, он не может отказаться от любви к близким, полностью порвать с ними и поэтому не способен вынести свое преступление.

Измученный одиночеством, сомнениями и муками совести, Раскольников встает на путь смирения, отказывается от любого протеста, делает последний шаг, который должен хоть как-то уменьшить его муку, – решает признаться в своем поступке.

Прежде чем признаться в убийстве, он идет к Соне, чтобы как-то замедлить ход времени, отложить надвигающееся наказание: «Посмотри на человека!» Соня прощает любовь, ее вера убеждает Родиона “терпеть принятие”. Этим она возвращает Раскольникова людям, из которых он был удален совершенным преступлением. Соня спасает Раскольникова. Но он сам пошел к этому спасению, он был наказан и спасен собственным потерянным человечеством, его состраданием, его любовью.

Заключение

Однако самым страшным наказанием для Раскольникова было открытие страшной правды: преступление оказалось бессмысленным, он не достиг своей цели, потому что он «не убивал старуху, а убивал принцип». «Я не пересекся, я остался на этой стороне», – оказался обычный человек, – «дрожащее существо». «Поэтому я не имел права на такой шаг», – заключил Раскольников, наконец, находясь в тяжелом труде.

Здесь происходит окончательное пришествие Раскольникова к вере и отказ от «теории». Его рука тянется к Евангелию, происходит воскресение «падшего человека» и его покаяние.

Своим романом Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение существующего порядка, бессмысленности и вредности борьбы, прежде всего для самого человека. Всеобщей гармонии и счастья людей можно достичь только через активную христианскую любовь, страдания и смирение.

В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, которое так беспощадно раскрывает роман «Преступление и наказание».

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы.

Сломать все надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя!

Читайте также:
Кто Раскольников: преступник или фанат идеи: сочинение

Ф. М. Достоевский

… сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь.

Ф. М. Достоевский

Среди всех писателей XIX века можно встретить немало блистательных имен. Это были и писатели, отмеченные несравненным

талантом в создании мировых романов, и мастера, владевшие исключительным умением изображать дисгармонию буржуазного мира

и его тлетворное влияние на человеческую душу. В этом пантеоне великих имен имя Ф. М. Достоевского занимает одно из

Этот писатель обладал необычайным талантом: осмысляя и воплощая свои раздумья о русской действительности в ярких

образах, в острых конфликтах, Достоевский сумел изобразить в своих произведениях проблемы настолько значимые, что их

решение должно было определить дальнейшее нравственное развитие всего человечества.

Жизнь и творчество Достоевского выпали на эпоху, когда в стране росло недовольство существовавшими порядками. В

нравственных терзаниях своих героев, в их стремлении осмыслить современные им общественные отношения писатель показывал

протест против царившего зла.

Особенно ярко эту тему Достоевский раскрыл в романе «Преступление и наказание», романе о России середины XIX века, об

обитателях ее столицы, погибших и погибающих. В начале романа в Петербурге, в жаркий июльский день, мы встречаем

бредущего в тоске молодого человека, как потом выясняется, бывшего студента Родиона Раскольникова. “Давным-давно как

зародилась в нем вся эта теперешняя тоска», которая в последнее время приняла «форму ужасного, дикого и фантастического

вопроса». Что же это за вопрос, так мучивший Раскольникова? Читая первые страницы романа, мы узнаем, что этот человек

«покусился» на какое-то дело, у него зародилась какая-то «безобразная» мечта, которую он «как-то даже поневоле привык

считать уже предприятием». Мечта эта появилась у него месяц назад, когда ему пришлось заложить у Алены Ивановны,

«старухи-процентщицы», колечко сестры. Эта «глупая, бессмысленная, ничтожная… старушонка» вызвала в душе Родиона

непреодолимую ненависть и отвращение.

Встреча в распивочной с Мармеладовым лишь усугубила эту ненависть в душе и сознании Родиона. Услышав историю Сонечки и

Катерины Ивановны, увидев нищету, в которой живет семейство Мармеладовых, Раскольников еще более убедился в том, что мир

несправедлив. Мир полон зла, им управляют богатые и жестокие, недостойные люди. На этот несправедливый мир и ополчился

Родион Раскольников. А старуха-процентщица стала для него воплощением, символом этого зла, насилия, несправедливости. С

этого момента в голове Раскольникова возникла и с неимоверной скоростью стала разрастаться мысль об убийстве старухи,

«никому не нужной и, напротив, всем вредной».

Подавленное состояние, потрясение бездонностью человеческих страданий, а также вера в то, что «кровь по совести» может

быть оправдана, разрешена – вот те факторы, заставившие Родиона решиться пойти на тяжкий грех – убийство.

Кара не заставила себя ждать. Весь месяц от преступления до признания проходит для Раскольникова в непрестанном

напряжении, не прекращающейся ни на секунду внутренней борьбе. Это борьба с самим собой, выр

метаниях, страшнейших угрызениях совести. Взять хотя бы его ужасный сон, который он видит после убийства. Этот сон

наполнен страшными, дикими, жуткими звуками, “таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слёз, побоев и

ругательств он ещё никогда не слыхивал и не видывал”. Под действием этих звуков у Родиона Раскольникова начали

появляться первые и ещё робкие сомнения в своей теории. Настасья так охарактеризовала ему его состояние: “Это кровь в

тебе кричит”. Но в нём кричит не его кровь, а кровь убитых им людей. Всё существо Раскольникова воспротивилось

совершённому им преступлению, лишь воспалённый мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и что для Родиона убийство

должно быть так же обычно, как смена дня и ночи. Но это не так. Убийство породило между ним и людьми непроходимую черту: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и

отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его». Как бы два отчужденных, со своими законами, мира живут рядом,

непроницаемые друг для друга – мир Раскольникова и другой – внешний мир. Духовно обессиленный бесконечными

размышлениями, он хочет отделиться от этого мира бесповоротно и навсегда, но не может выдержать своего одиночества, не

может он отказаться от любви близких людей, окончательно порвать с ними и поэтому не в силах вынести своего

Истерзавшись от одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, отказывается от какого-либо

протеста, идет на конечный шаг, который хоть как-то должен был уменьшить его терзания, – он решает признаться в

содеянном. Перед признанием в убийстве он идет к Соне, чтобы хоть как-то замедлить течение времени, отдалить предстоящее

наказание, «на человека посмотреть!». Всепрощающая любовь Сони, её вера убеждают Родиона “страдание принять”. Этим она

возвращает Раскольникова к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением. Соня спасает Раскольникова. Но

ведь он сам шел навстречу этому спасению, он наказан и спасен своей собственной непотерянной человечностью, своим

состраданием, своей любовью.

Однако самым страшным наказанием для Раскольникова явилось открытие ужасной истины: преступление оказалось

бессмысленным, цели он не достиг, потому что он «не старуху убил, а принцип убил». «Не переступил, на этой стороне

остался», оказался человеком обыкновенным, «тварью дрожащею». «Стало быть, я не имел права на такой шаг», – окончательно

подытожил Раскольников, будучи уже на каторге. Здесь происходит окончательный приход Раскольникова к вере и отречение от

«теории». Рука его тянется к Евангелию, происходит воскрешение «падшего человека» и его покаяние.

Своим романом Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение

существующего порядка, в бессмысленности и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Всеобщая гармония и

счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот

призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который так беспощадно обличает роман

Читайте также:
Тема человека и судьбы в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского: сочинение

Тема греха и покаяния в русской литературе Грешная, заблудшая и погубленная душа Катерины в драме «Гроза»

Грех, для каждого он свой. Нет однозначного понятия греха. Каждый человек, хоть единожды, но совершал его. Ведь люди не безгрешны. Когда человек, обижает другого, он тоже совершает грех. Он испытывает чувство вины и угрызение совести. Искупление вины – покаяние.

Достаточный яркий случай одного из греха можно увидеть в драме А.Н. Островского «Гроза», на примере главной героини Катерины.

Измена, что же она значит и что может повлечь за ней? Для Катерины она оказалась губительна и грешна. Что по итогу, она не смогла пережить, и лишиться жизни.

По жизни Катерина светлая и добрая девушка, которая не смогла совладать с собой. Но у нее были на то свои причины. Замуж она вышла совсем юной девочкой. Свекровь была не самой лояльной женщиной, невестку она не уважала и считала собственностью своего сына, будто она просто вещь в их доме.

Возможно ли осудить Катерину за такой порыв души, который посетил ее сердце. Она просто хотела чувства полноправия в этой истории c Борисом. Она понимала, что содеянное – это грех, который она не сможет себе простить. А ведь просилась она поехать вместе с Тихоном, не хотела она оставаться. Понимала, что может совершиться грех.

Катерина так сильно пыталась не кинуться в беспамятную пропасть страсти, которая преобладала над ней. Но любовь, которая и была этой пропастью стала настоящим грехом для юной девушки.

В семейной жизни, она была словно в клетке. А с Борисом она смогла почувствовать себя живой и свободной. Любящей и любимой. Ведь ее душе была так необходима эта гармония и любовь.

Но как бы это не было хорошо для Катерины, она все таки совершила грех. Он гложил ее и тянул, как груз, все ниже и ниже.

Найдя один выход, видя в грозе, кару небесную, она решает покаяться, но после признания ее все отвергли и презирали. Хотя имели ли они на это право? Возможно даже с таким грехом, она была бы намного чище тех, кто больше всего ее осуждал.

Не видя другого выхода, она решается на еще один грех, который даже не сравнится с предыдущим. Она в агонии бросается в волгу, намерено лишая себя жизни.

В конце драмы погибает вместе с Катериной, с той, которая осмелилась броситься в отчаяние своей жизни, которое приносило ей любовь и свободу, но совершая грех. но еще и гибнет окружение того мира, который не понимал, что такая любовь и свобода не боится даже греха и губительного покаяния.

Грех в Грозе Островского

В произведении поднимается тема греха и покаяния. Данная тема сохраняет свою актуальность и по сей день. Ведь жизнь человека полна разочарований, когда ему приходится смириться с чем-нибудь, принять тот факт, что нужно жить дальше. Но иногда это сделать очень непросто. Ситуации, в которых оказывается человек, могут быть совершенно разными. Но все они зависят от одного: какое решение примет человек-пойдет на отчаянный шаг или смирится.

Главной героиней произведения является Катерина, молодая девушка, супруга Тихона. Она имеет покладистый характер, воспитана в патриархальных порядках. Но судьба девушки, чей образ предстает нам чистым и светлым, очень тяжелая. Положение, в котором оказалась Катерина, потрясает. Постоянные упреки ее свекрови, Кабановой, грубой и деспотичной женщины, несправедливость и предательство Тихона приводят к тому, что девушка не может смириться со своей судьбой. Как ни старалась она исправить отношения в семье, ничего не получалось. И тогда героиня в надежде на счастье предается чувству любви к другому-Борису. Но проблем не становится меньше- муки совести не дают покоя девушке. Она постоянно задается вопросом о том, стоит ли сознаться мужу. И все-таки Катерина не может более утаивать свой грех и рассказывает все свекрови и мужу. Это вызывает упреки и ругань свекрови, которая дает наставления сыну побить жену… Даже Борис, который, как думала девушка, сможет избавить ее от мучений, уезжать в Сибирь, боясь огласки людей. Все это заставляет героиню принять роковое решение-броситься в Волгу. Ее не страшит, что это грех, ведь она не может смириться со своей судьбой, принять тот факт, что она не будет счастлива, хотя она могла, постоянно угождать свекрови, сделаться рабою мужа. Единственным спасением для нее оказывается смерть.

В заключение хочется сказать, что иногда выбор человека зависит от того, в какой ситуации он оказался. В данном произведении проявляется тема отчаяния и смирения. Судьба несчастной девушки Катерины и ее трагический конец подтверждают, что смириться с чем-либо может быть очень сложно и иногда отчаянный поступок может оказаться единственным выходом.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Страх
    Каждый человек имеет страхи. Страхи есть и у детей, и у взрослых — независимо того, где они живут и какие у них взгляды на жизнь. Кто-то боится живущих в темноте монстров, кто-то живых змей, кто-то выговора начальника или лишения премии
  • Сочинение Троекуров и Дубровский (сравнение героев) 6 класс
    Написанное произведение великолепным автором Александром Пушкиным, входит в сборник рассказов, которые несут интересное повествование о жизни различных героев, которые обладают различными качествами и представлены
  • Сочинения по картинам Кипренского Ореста
    Говоря про Ореста Адамовича Кипренского, стоит сказать, что он вошел в историю, как замечательный художник, который сделал множество ярких работ. Стоит сказать, что он родился в простой семье крепостных людей

Проблема покаяния в пьесе Островского «Гроза»

В трагедии Островского » Гроза » были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова автор показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и разгульность молодого поколения. Все персонажи трагедии можно разделить на две группы. Одни считают, что можно получить прощение за любой грех, если потом покаяться, а другая часть считает, что за грехом следует наказание и нет от него спасения. Здесь возникает одна из важнейших проблем человека в целом и героев

Читайте также:
Краткая хроника жизни и творчества Достоевского: сочинение

«Грозы» в частности.

Покаяние как проблема появилось очень давно, когда человек поверил в то, что есть высшая сила, и убоялся ее. Он стал стараться вести себя так, чтобы умилостивить своим поведением богов. Люди постепенно вырабатывали способы умилостивления богов через определенные действия или поступки. Все нарушения этого кодекса считались неугодными богам, то есть грехом. Сначала люди просто приносили жертвы богам, делясь с ними тем, что имели. Апогеем этих отношений становится человеческое жертвоприношение, В противовес этому возникают религии монотеистические, то есть признающие одного Бога. Эти религии отказались от жертвоприношения и создали кодексы, определяющие нормы поведения человека. Эти кодексы стали святынями, так как считается, что они начертаны божественными силами. Примерами

Таких книг являются Библия христиан и Коран мусульман.

Нарушение устных или письменных норм является грехом и должно караться. Если сначала человек боялся быть убитым за прегрешения, то позже он начинает тревожиться за свою загробную жизнь. Человек начинает беспокоиться о том, что ждет его душу после смерти: вечное блаженство или вечное страдание. В блаженных местах можно оказаться за праведное поведение, то есть соблюдение норм, а грешники попадают туда, где будут вечно страдать. Тут-то и возникает покаяние, так как редкий человек мог прожить, не совершая грехов. Поэтому появляется возможность спастись от наказания, вымолив у Бога прощение. Таким образом, любой человек, даже последний грешник, получает надежду на спасение, если покается.

В «Грозе» проблема покаяния стоит особенно остро. Главная героиня трагедии, Катерина, переживает страшные муки совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, праведной жизнью и нравственным падением. Она не может запретить себе любить Бориса, но она сама себя казнит в душе, считая, что этим она отвергает Бога, так как муж для жены — это как Бог для церкви. Поэтому, изменяя мужу, она предает Бога, а значит, теряет всякую возможность спасения. Этот грех она считает непростительным и поэтому отрицает для себя возможность покаяния.

Катерина очень набожная, с детства она привыкла молиться Богу и даже видела ангелов, вот почему ее мучения столь сильны. Эти страдания доводят ее до того, что она, опасаясь кары Божьей (ее олицетворяет гроза), бросается в ноги мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. На это признание все реагируют по-разному, выявляя свое отношение к возможности покаяния. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живьем, то есть считает, что нет возможности простить невестку. Тихон же, наоборот, прощает Катерину, то есть верит в то, что она получит прощение от Бога.

Катерина верит в покаяние: она боится внезапной смерти не потому, что жизнь ее прервется, а потому, что она предстанет перед Богом не покаявшейся, грешной. Отношение людей к возможности покаяния проявляется, во время грозы. Гроза олицетворяет собой гнев Божий, и поэтому люди при виде грозы ищут пути спасения и ведут себя по-разному. Например, Кулигин хочет построить громоотводы и спасти от грозы людей; он считает, что люди могут спастись от кары Божьей, если покаются, тогда гнев Божий исчезнет через покаяние, как молнии уходят в землю через громоотвод. Дикой же уверен, что от гнева Божьего нельзя укрыться, то есть он не верит в возможность покаяния. Хотя надо заметить, что он может каяться, так как бросается в ноги мужику и просит прощения у него за то, что обругал.

Муки совести доводят Катерину до того, что она начинает думать о самоубийстве, которое христианская религия считает одним из самых тяжких грехов. Человек словно отвергает Бога, поэтому у самоубийц нет надежды на спасение. Тут возникает вопрос: каким образом такая набожная личность, как Катерина, смогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу? Может, она вовсе и не верила в Бога по-настоящему? Надо сказать, что свою душу она считала уже загубленной и просто не захотела жить в муках дальше, без надежды на спасение.

Перед ней встает гамлетовский вопрос — быть или не быть? Сносить мучения на земле или же совершить самоубийство и тем самым прекратить свои страдания? Катерина доведена до отчаяния отношением к ней людей и муками собственной совести, поэтому она отвергает возможность спасения. Но развязка пьесы символична: получается так, что у героини есть надежда на спасение, так как она не тонет в воде, а разбивается о якорь. Якорь похож на часть креста, где основание обозначает Святой Грааль (чаша с кровью Господа). Святой Грааль и символизирует спасение. Таким образом, есть надежда, что она была прощена и спаслась.

«Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза»»

Религия и религиозность… Что мы вкладываем в эти понятия? По каким критериям мы оцениваем степень религиозности человека? Какие важные составляющие включают в себя два эти понятия? На эти и другие вопросы следует опираться при рассмотрении одной из основных идей пьесы А. Н. Островского «Гроза».

Мы привыкли связывать понятия греха, возмездия и покаяния с понятием «религия». Причем «грех», «возмездие», «покаяние» — это своего рода религиозные константы, опровергать либо подвергать сомнению которые просто не приходит в голову «истинно верующему» человеку.

С позиции нравственности и морали принято полагать, что религия (любая религия) несет в себе законы истины и справедливости, добра и прощения. Безусловно, это так. Но это справедливо при идеальном рассмотрении религии. Если же подойти к этому вопросу со стороны человеческого фактора (со стороны одного человека, личности по отношению ко всему человечеству), то многие основополагающие религиозные законы вступят в противоречие с личной свободой человека. К примеру, основные заповеди христианской религии в большинстве своем основаны на запрете, определенном табу. Преступить запрет — значит, совершить грех, стать на путь греховной жизни: «Всякий, делающий грех, делает беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин.3:4). Из этого всего следует, что ставший на путь порока нарушает Закон Божий, следовательно, он виновен и должен бояться наказания.

Читайте также:
Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? (сочинение-рассуждени по: сочинение

«Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умирать не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой. После этого разговору-то, — вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!» — запуганная своей же собственной религиозностью, говорит Катерина Варваре в конце первого действия пьесы. По сути, грех Катерина совершила уже мысленно, и это угнетает ее. Это каким-то образом обесценивает ее собственную жизнь, ставя во главу угла вину и осознание этой вины как преступления.

По сути своей религиозность Катерины сходна с религиозностью Кабанихи: они обе не помнят о милосердии и прощении и делают из Бога страшного судью, воля которого — запрещать и карать. Утверждение «Бог есть любовь» теряет смысл в мире запрета. Идиллическая гармония семейной жизни замкнута на формальности. По религиозным соображениям человек, попавший в узы брака, не имеет права их разорвать. Назад дороги нет, шаг в сторону — прелюбодеяние, а значит, грех. А если в союзе двух людей нет любви, есть либо привычка, либо принуждение? Вся оставшаяся жизнь человека превращается в ад. Немудрено, что Катерина так обесценила свою жизнь. «…Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!» — это смутное чувство, которое Катерина, конечно, не может объяснить рационалистически. Это просыпающееся чувство личности. В душе героини оно, естественно, в соответствии со всем жизненным опытом купеческой жены, приобретает форму индивидуальной, личной любви. Свою любовь Катерина воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга, а религиозные заповеди для Катерины полны первозданного смысла.

Катерина — личность и фанатик одновременно. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит в этой борьбе опоры. вокруг нее уже все рушится, и все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной подлинного нравственного содержания. «Гроза», таким образом, не «трагедия любви», а скорее, «трагедия совести». Сознание греха не оставляет Катерину и в минуту счастья, и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. Катерина кается всенародно без надежды на прощение — вот он, мотив покаяния. Гибель Катерины поэтому предрешена и неотвратима, как бы не повели себя люди, от которых зависит ее жизнь. Она кается сама себе. Сама себе признается в своей любви, на которую у нее не хватает воли.

«Разве Я хочу смерти беззаконника?» — говорит Господь Бог. Не того ли, чтоб он обратился от путей своих и был жив? «Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь — и живите!» Получается, что Катерина должна признать преступлением свою любовь и покаяться в ней, а затем вернуться обратно, в тот ад, из которого она должна была выйти по велению любви.

Катерина — жертва не кого-либо из окружающих (что бы ни думали по этому поводу герои пьесы), а хода жизни.

Мир фанатизма суров. Из Бога сделали карателя. Его бесценный дар — жизнь — воспринимается как обязанность. Красота и любовь принимают уродливые формы. «Красота! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша!» — даже разум не служит истинной воле человека. А разразившаяся природная гроза пугает всех (кроме Кулигина) страхом возмездия за грехи.

Гроза — символ Божьего гнева и Божьей кары (такая символика есть и в Библии, и в святоотеческой традиции). Именно под впечатлением грозы (в сочетании с изображением «геенны» на фресках «сводчатой галереи» и с пророчествами «полусумасшедшей барыни) Катерина признается Тихону в совершенной измене.

Вспомним, что в споре Дикого и Кулигина по поводу установления громоотвода Кулигин называет грозу «электричеством», то есть сводит это понятие к простому явлению природы, снимает с нее символический покров. С другой стороны, тот же Кулигин истолковывает грозу в глубокой религиозно-философской перспективе: «Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза… Изо всего-то вы себе пугал наделали».

Этих «пугал» действительно понаделали сами люди, мирно прикрыв их якобы религиозной моралью.

Но религия религии рознь. Вопрос об истинной и ложной религиозности очень сложён и до сих пор еще не решен. И в наши дни многие религии, прикрываясь ложной лояльностью, все еще продолжают запрещать то, что запретить невозможно.

Все это позволяет истолковать пьесу «Гроза» как религиозно-философскую притчу. Если «гроза» — суд Божий, то для фарисея или воинствующего язычника Бог будет грозой, а для верящих в любовь — это «не гроза».

Сочинение: Тема греха и покаяния в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Автор: Достоевский Ф.М.

Философское исследование проблемы греха составляет смысловой центр романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главные герои романа – бывший студент Родион Раскольников и живущая «по желтому билету» Соня Мармеладова – нарушают моральный закон, «переступают черту». Раскольников, создавший «теорию», допускающую «кровь по совести», убивает старуху-процентщицу и ее сестру; Соня, спасая «мачеху злую и чахоточную» и ее детей от голодной смерти, продает себя на панели. При этом мотивом, заставляющим героев Достоевского переступить роковую «черту», является сострадание, любовь к ближнему. Применима ли категория греха к тому, что совершают эти «убийца и блудница»? Совершает ли тяжкий грех Раскольников, является ли «великой грешницей» Соня?

Читайте также:
Судьба Мармеладовой и Раскольникова: сочинение

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сначала определить понятие греха. Грех есть нарушение Божьей заповеди, следовательно, категория, связанная с религиозным миропониманием. В рамках такого миропонимания и Родион Романович, и Соня совершают «смертный грех» – нарушают заповедь. Однако автор ставит каждого из своих героев перед лицом трагически неразрешимой ситуации, когда одна моральная заповедь («Не убий», «Не прелюбодействуй») становится препятствием для выполнения другой моральной заповеди («Возлюби ближнего своего»).

Путь Раскольникова к преступлению начинается с идеи сострадания. Не собственная нищета удручает героя больше всего, а невозможность помочь кротким, незащищенным «милым существам». Раскольников не просто преступник «от отчаяния» – он преступник-мыслитель. В своих философских построениях он пытается убедить себя, что моральные запреты – это «предрассудки, одни только страхи напущенные». Запрет на убийство лишь теоретический «принцип», и он оборачивается злом, когда не позволяет защитить добро («милых существ»). Излюбленной идеей Раскольникова становится мысль о том, что задуманное (а затем и совершенное) им убийство – «не преступление». Бывают ситуации, рассуждает Раскольников, когда преступление является таковым только юридически, а не, по сути, и человек не только «право имеет», но и «обязан» совершить его: «Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!»

Встреча с Мармеладовым, рассказавшем историю Сони, становится для героя решающим моментом в его философском поиске. Для Раскольникова очевидно, что «преступление» Сони, поставившее ее вне общества, ее «грех», есть на самом деле высокий подвиг, великая жертва любви. Таким образом, «теория» доказана, препятствий больше не существует. Однако, убив «принцип» в своем сознании, Раскольников наталкивается па новую преграду. «Арифметика» сталкивается с «натурой», с глубоким внутренним отвращением к убийству, которое ощущает в себе Родион Романович.

Покаяние (по-гречески «метаноите» – «передумывание», «осмысление») и есть осознание греха, отказ от греха (а также готовность искупить грех через добровольно принятое страдание). «Предав себя», Соня мучительно страдает от сознания своей греховности, от неутолимой жажды покаяния. Ее покаяние катастрофично, чревато сумасшествием или самоубийством: «. я великая, великая грешница!» Раскольников же, напротив, все свои интеллектуальные силы тратит на то, чтобы преодолеть в себе сознание греха, убедить себя в обратном.

Свой путь к покаянию Раскольников начинает в тот момент, когда тотчас после убийства внезапно испытывает желание донести на себя. Но сознание героя еще не готово к раскаянию, «бунт» в его душе еще не утих. Родион Романович оказывается один на один со своей «натурой» и наблюдает в себе уже не «драму идей», а «драму чувств». То, что раньше казалось новой, сильной идеей, теперь утрачивает значение. Герой все больше понимает, что безвозвратно теряет связь с людьми. Он признается себе, что «ненавидит» мать и сестру, что жить, как раньше (до преступления), он уже не сможет никогда. Итогом долгого и мучительного созерцания собственной души становится взрыв отчаяния: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Это еще не покаяние, но важный, переломный момент в сознании Раскольникова.

Благодаря опыту нравственных мук, заставляющих героя исследовать свою душу, благодаря общению с Соней, не обвиняющей в своих мучениях никого и продолжающей любить людей и сострадать им, Раскольникову открывается непреложная истина: есть нечто в душе человека, что могущественнее интеллекта, важнее социального протеста; нечто, что составляет основу личности и без чего личность погибает. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя, отправная точка пути к «новой жизни», которую ему предстоит «дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом. »

Сочинение на тему: Соня Мармеладова святая или грешница

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 10.04.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Все персонажи романа Достоевского “Преступление и наказание” – трудные, полные испытаний, приводящие либо к нравственному возрождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести и Раскольникова к первому, и Свидригаилова ко второму. Меня поразил один из главных героев произведения Сонецкой Мармеладовой – кто эта девушка с нелегкой судьбой: падшая или святая?

Соня – девочка восемнадцати лет, маленького роста, со светлыми волосами и красивыми голубыми глазами. Ее мать умерла рано, а отец женился на другой женщине, у которой есть собственные дети. Необходимость заставляла Соню зарабатывать деньги низким способом: продавать свое тело. Но то, что отличает ее от всех других девушек той же профессии – это ее глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь греха не потому, что ее привлекали плотские удовольствия, она принесла себя в жертву младшим братьям и сестрам, пьяному отцу и сводной мачехе. Во многих сценах Соня предстает перед нами абсолютно чистой и невинной, будь то сцена смерти отца, в которой он сожалеет о своих поступках, осудивших его дочь на такое существование, или сцена, в которой Катерина Ивановна просит прощения за жестокие слова и обращение со своей падчерицей.

Я оправдываю хрупкую Соню, которая выбрала этот трудный путь. Ведь девушка не погружает голову в водоворот страсти, она все еще духовно чиста перед Богом. Может быть, она и не ходит в церковь из страха обличать слова, но в ее маленькой комнате на столе всегда есть Библия, стихи которой она знает наизусть. Более того, Соня не только спасает жизни своих близких, в романе она играет еще одну важную роль: Сонечка Мармеладова спасает потерянную душу Родиона Раскольникова, убившего старуху и ее сестру Лизавету.

Читайте также:
Характеристика образа Алены Ивановны: сочинение

В Соню приезжает Родион Раскольников, который давно ищет человека, чтобы рассказать о своих поступках, и который уже хочет наложить на себя руки. Ей, а не Порфирии Петровичу, он решил раскрыть свою тайну, потому что чувствовал, что только Соня может судить его по совести, и суд над ней будет отличаться от суда над Порфирией. Эта девушка, которую Раскольников назвал “глупой”, узнает о совершенном преступлении, целуется и обнимает Родиона и не помнит себя. Она единственная, кто может понять свою боль и пережить ее с людьми. Поскольку Соня не признает ничьего суда, кроме Бога, она не спешит обвинять Раскольникова, наоборот, она становится для него путеводной звездой, помогая ему найти свое место в жизни.

Соня помогает Раскольникову “встать” благодаря силе своей любви и умению переносить любые страдания ради других. Сразу же после того, как она узнала правду, она решила, что теперь будет неразлучна с Раскольниковым, последует за ним в Сибирь и заставит его поверить. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит ее о Евангелии, как будто это знак того, что для него начинается новая жизнь. И Раскольников, отвергнув свою теорию, не увидел перед собой “дрожащего существа”, не смиренную жертву обстоятельств, а человека, чья самопожертвование далека от смирения и цель которого – спасти погибшее, обеспечить эффективную заботу о ближнем.

Все, что можно описать как Соню, – это ее любовь и доверие, ее тихое терпение и ее бесконечное желание помочь. На протяжении всей своей работы она несет в себе свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа, в награду за все трудности, которые ей пришлось пережить, Соня получает счастье. А для меня она святая; святая, чей свет освещал пути других.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Образ и характеристика Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Соня Мармеладова девушка вызывающая у читателей не только сочувствие и жалость, но и уважение. Совсем еще молодая, она старается прокормить свою семью: отца пьяницу, мачеху бесконечно хворающую и ее детей. Никто не может ее упрекнуть в том каким способом ей приходится зарабатывать деньги. Как и все девушка с малолетства приученная к труду она пыталась честно заработать занимаясь шитьем, но за это платили такие копейки, что разве только хватило бы денег на одну воду и то без хлеба. Вот и пришлось бедной девочке идти на грех. При этом Соня никого не обвиняет в своей судьбе, она молча переносит все обиды. Даже деньги девушка отдает все семье.

Соня белокурая, голубоглазая, несмотря на свои восемнадцать лет она выглядит моложе. Нельзя сказать, что она красивая, но она очаровывает своей наивностью и добротой. Одеваясь вечером в наряд достаточно яркий и безвкусный она вызывает к себе не презрение, а жалость.

Теперь занимаясь не совсем хорошим делом она старается даже свою семью посещать как можно реже. Соня снимает комнату, чтобы не позорить своих родственников своим ремеслом. Характер девушки не испортился она как была добрая и бескорыстная так и осталась такой. Как же такая на вид невинная и глубоко православная стала на путь пропащей женщины? В этом и заключается вся сущность нашего бытия. Есть люди которые согласны заработать на кусок хлеба практически любым путем. Она понимает, что поступает плохо, но изменить ничего не может. Она не раз говорит, что все за свои дела будут отвечать перед Богом и она тоже.

Встретившись с Раскольниковым Соня понимает, что он совершил преступление убив человека, она убила человека в себе. Редко можно встретить человека переживающего чужие ошибки как свои. Она понимает, что любое плохое дело наказывается. Вот и с ней так получилось за ее работу Бог наказал тем, что она теперь должна по собственной воле следовать за Раскольниковым. Несмотря на это ее чистая душа продолжает верить в добро. Она безвозмездно помогает каторжникам, читает Раскольникову святое писание и он мало помалу начинает раскаиваться. По другому и быть не может. И они уже вместе мечтают о счастливой жизни.

Иногда и в жизни встречаются такие люди, которые своей добротой могут заставить раскаяться, встать на путь исправления. Жаль только, что самим им приходится очень тяжело не каждый может оценить их стремление.

Вариант 2

Сонечка Мармеладова – один из самых сложных и противоречивых образов русской классической литературы, главная героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Впервые мы узнаем о Соне почти в самом начале произведения от ее отца – чиновника Мармеладова: он рассказывает Раскольникову всю свою и ее нелегкую судьбу. Сонечка – дочь Мармеладова от первого брака. Когда ей было четырнадцать лет, Мармеладов женился вторично на Катерине Ивановне, вдове с тремя малыми детьми. Мармеладов пил, денег не было. И в такой среде до определенного возраста жила Сонечка Мармеладова, пока Катерина Ивановна в один из приступов озлобленности не высказала ей прямо о дармоедстве. А Сонечка была девушка не очень образованная и воспитания должного не получила. И могла, к сожалению, заработать только одним способом.

Читайте также:
Сон Раскольникова об убийстве лошади (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».): сочинение

Внешность у Сонечки приятная, даже симпатичная: это – хрупкая, тоненькая блондинка с нежным, «остреньким» и хорошеньким личиком. Выражение лица немного испуганное – Сонечка знает свое место: она живет по «желтому билету» и люди ее чураются. Она стесняется людей, стесняется себя и своей жизни. И первое впечатление таково, что это не очень умная и не очень далекая девушка.

Но у Сонечки есть масса положительных черт и достоинств. Она – добрая во всех смыслах этого слова: не злая и не жадная. Денег у нее в обрез, а она поит чаем детей портного Капернаумова, у которого нанимает комнату.

Сонечка – не злопамятная. Сколько она вытерпела от Катерины Ивановны – и крик, и битье, а не помнит зло, потому что не хочет помнить. Она пошла на панель, а ее папочка этому не препятствовал, потому что лежал пьяный. И она никогда не вспоминает об этом, потому что не хочет.

Она способна на жертвы – приносит в жертву для блага семьи и чужих детей свою молодую жизнь со всеми вытекающими отсюда последствиями. И у нее очень сильная воля – ведь чтобы терпеть все это, надо быть очень сильным человеком. И ей удается убедить Раскольникова принять страдание и искупить себя им, а он соглашается.

Сонечка может не только слушать, а слышать и понять, что является очень редким и ценным качеством. И поэтому Раскольников именно ей доверяет свою страшную тайну. Она видит, что действительно происходит с человеком, а не голые факты: убил, но какие страдания внутри.

У Сонечки внутри есть Бог, и она живет по Божьим заповедям: действительно любит ближних, как саму себя, никого не осуждает – ни отца, ни Катерину Ивановну. Когда Лужин обвиняет ее в краже денег, то даже Катерина Ивановна вступается за Сонечку, потому что она никогда не берет чужого. На первом месте у нее стоит душа – надо повиниться, а то замучаешься. А в душе – вера: Сонечка верит, что ее кипарисный крестик поможет Раскольникову.

Соне очень мало надо – она себя одну завсегда прокормит. Почти весь свой заработок она отдает отцу – пьянице и его семье, не спрашивая, куда уходят деньги.

Сонечка оказывается очень надежной и на нее можно положиться: она не бросает Раскольникова, а следует за ним в Сибирь. Там всегда находится рядом, регулярно пишет обо всем родным, потому что Раскольников относится ко всему равнодушно и отношений с родными не поддерживает. И ее, тоненькую и хрупкую, говорящую тихо и никогда не заискивающую, уважают арестанты за ее труд и любовь к ближнему.

Имя Сонечка Мармеладова давно стало именем нарицательным, примером сочетания в человеке огромной любви, терпения и жертвенности, которые в наше время, к сожалению, становятся все большей редкостью.

Сочинение 3

Есть такие герои классических произведений авторов прошлого века, которые ни при каких условиях не потеряют своей актуальности. Они уже обрели бессмертие и прочно заняли свое место в душах тех, кто не поленился и ознакомился с ними.

Яркий, невинный, но в тоже время порочный образ Сони Семеновны Мармеладовой, дочери обнищавшего пьянчуги Семена Мармеладова, занимает далеко не последнее место в романе Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”.

Сирота, вынужденная заниматься проституцией, чтобы прокормить отца, мачеху Катерину Ивановну и сводных братьев и сестер. Не возлагая ни на кого вину за свою несчастливую судьбу, она безропотно несет свой тяжкий крест, не требую благодарности взамен. Соня смиряется со своей участью. Будучи глубоко порядочной девушкой, ей очень стыдно за то, чем приходится заниматься. Ей тяжко находится в отчем доме, поэтому она лишь изредка наведывается туда и отдает заработанное мачехе, чтобы та могла купить своим детям еду. Она считает себя недостойной “высшего” общества, в котором ей иногда приходится оказываться.

Соня Мармеладова добрая и самоотверженная, доверчивая и истово верующая девушка. Весь ее облик говорит о том, что в выборе своих поступков она руководствуется лишь велением сердца и истинной верой в Бога.

Встреча Сони и Родиона Раскольникова, кажется, была предначертана кем-то свыше. Оба не чисты перед законом, он убил человека, она – свое тело и душу. Но они находят какое-то утешение друг в друге, хотя девушка не понимает и не принимает мыслей молодого человека. Как можно преступить “Закон Божий” и вознести себя до “необыкновенного человека”, вершащего “правосудие”? Жертвенность молодой Мармеладовой не знает границ. Не могла по-другому поступить она, как взвалить на себя еще и крест Раскольникова, скитаться с ним по городам и весям, а взамен довольствоваться прохладным отношением к себе. Но это Соня, такая тоненькая, маленькая, хрупкая с красивыми голубыми глазами, верная, не способная на лихие помыслы и поступки. Маленькая проститутка, пользующаяся любовью и уважением окружающих ее людей за все те блага, которые дарит им. И благодаря её стараниям, в душе преступника Раскольникова пробуждаются вера, любовь и раскаяние за содеянное. Он по-иному взглянул на жизнь, на её сущность.

Соня Мармеладова – это образ, за внешней оболочкой которого скрывается внутренняя красота, смиренность, всепрощение, бескорыстная любовь к людям и истинная вера в Бога. В этой героине Достоевский воплотил свои взгляды и идеалы.

Сочинение Образ Сони Мармеладовой (Преступление и наказание)

Образ Сони Мармеладовой стал поистине бессмертным. Он занимает особое место в классической литературе, являя собой образец доброты, сострадания и самопожертвования. Глядя на нее, читатель обретает драгоценное понимание таких чудесных явлений как преданная любовь и настоящая вера в Бога.

Читайте также:
Нравственные проблемы в романе Преступление и наказание: сочинение

Знакомство с героиней происходит не сразу. Героиня появляется уже тогда, когда Раскольников уже совершил свой роковой поступок и погубил собственную душу. Кажется, что Родиона ждет неминуемая погибель, и ничего уже поделать с этим нельзя. Но однажды судьба дарит ему чудесное знакомство с необыкновенной девушкой, которая полностью меняет его жизнь.

Первое упоминание о Соне мы слышим из уст ее отца, когда тот рассказывает о своей тяжелой судьбе, бедности и глубокой нужде. Говоря о семье, Мармеладов с теплотой и благодарностью называет имя Сонечки, своей единственной дочери. Его жена Катерина Ивановна была несчастной больной женщиной, отдававшей последние силы на то, чтобы заработать хоть какие-то деньги, в то время как отец семейства пропивал заработок. Тяжелые жизненные обстоятельства негативно сказались на характере Катерины Ивановны, которая начала раздражаться по мелочам, скандалить, обвиняя падчерицу в финансовой нужде. И тогда Соня, чтобы хоть как-то помочь семье, решила пожертвовать собой и начала заниматься проституцией.

Услышанная история произвела на Раскольникова сильнейшее впечатление, оставив в его несчастной душе яркий след.

Раскрывать внешность героини автор отнюдь не спешит. Впервые описание внешнего облика Сони происходит, когда девушка возвращается домой в день смерти своего отца. Скромная и чувствительная по своей сути, она не решалась войти в комнату, считая себя недостойной, опороченной.

В первую очередь автор указывает на стиль одежды Сони – наряд дешевый и нелепый, но яркий и вызывающий, что характерно для подобного рода занятий. Лицо бледное и худое, кроткий взгляд, все в ней говорило о душевной боли и свидетельствовало о сильнейшем чувстве унижения. На вид ей было лет 17, невысокая, худенькая и довольно симпатичная девушка с красивыми голубыми глазами.

Образ Сони Мармеладовой полон противоречий: с одной стороны, она хрупкая и слабая, но с другой – считает себя ужасной грешницей, присутствие которой рядом с другими людьми оскорбляет их. Ее так легко обидеть, она беззащитна перед жестокостью других людей. В то же время физическая слабость и неуверенность соседствуют с большой внутренней силой, в основе которой лежит любовь – к отцу, к детям, к Раскольникову, – любовь преданная и бескорыстная. Доброта и сострадание этой девушки не знают границ. Никто не умеет прощать так же, как она. Она простила свою мачеху, не посмела осуждать отца за его слабость и бесконечную тягу к выпивке. Она сочувствует Раскольникову, искренне жалеет его. На такое способен только по-настоящему сильный человек, цельная личность.

Но откуда в такой хрупкой девушке взялась эта удивительная сила? Соню спасает, ведет к свету и помогает вести к нему других ее самозабвенная вера в Бога. Неудивительно, что именно к ней Раскольников идут с покаянием и просьбой о помощи. Вера Сонечки подталкивает главного героя к признанию в своем ужасном деянии, к раскаянию и к его собственной вере в Бога, которая в итоге возвращает Раскольникова к жизни.

Вариант 5

Соня Мармеладова – центральный персонаж романа «Преступление и наказание» великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Автор вложил в героиню образ девушки, умеющей сострадать, прощать и любить. Он создал полную противоположность главному герою произведения Раскольникову в лице Сони Мармеладовой.

Соня – молодая, кроткая, робкая и миловидная девушка. То, чем занимается, она всячески презирает и осуждает ввиду своей набожности и нравственности. Девушка вынуждена работать в сфере проституции, чтобы прокормить свою семью. Ведь ее отец, некогда занимавший приличную должность чиновника, разорился и стал сильно пить. А мачехе, болеющей чахоткой, была необходима материальная поддержка для поддержания жизни маленьких детей. Сонечка стала заниматься этим унизительным и скверным трудом во имя лучшей жизни родных, жертвуя своей честью и принципами. Она не осуждает отца, не винит его в горестях семьи. Напротив, она смиряется со своей участью ради спокойствия и счастья близких.

Героиня – добрый, отзывчивый и способный на сострадание человек. Все заработанные деньги, до последней копейки, она отдает мачехи и горе-отцу. Стыдясь своей жизни, она старается меньше времени проводить дома. Но все знающие и окружающие Соню, понимая ее тяжелое положение, не пытаются унизить и оскорбить. Ведь ее поступки достойны уважения. Терпя такой позор на сердце, Соня добывает средства на пропитание своей семьи. Пожалуй, только махеча притесняет бедную девушку.

Соня послушно верит в Бога, живет по христианским канонам. Она почитает человеческую жизнь за самое ценное, независимо от статуса и материального положения каждого отдельного человека. Девушка испытывает любовь к каждому живущему, пытаясь помочь.

В ее понимании все люди равны между собой и между Божьим судом. А потому она не соглашается с теорией Раскольникова о делении людей на высшие и низшие сорта. Девушка искренне верит, что только Богу возможно осудить того или иного человека. Она осуждает Родиона лишь за то, что он так бесчестно поступил по отношению к старухе-процентщице. Никто не может отнять жизни у другого. Тем не менее, она сострадает бедному студенту, принимает часть его страданий на себя и вместе с ним отправляется на каторгу. Она желает помочь искупить грехи молодого человека и «очиститься» самой.

Через Соню Мармеладова Достоевский раскрывает свои мысли и убеждения касательно ценности человеческой жизни. В девушке он воплощает идеи сострадания, глубокой душевной доброты и благородности.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Сони Мармеладовой

Популярные сегодня темы

Комедия «Недоросль» была написана Денисом Фонвизиным еще в 18 веке. Но, несмотря на это, она является актуальной и интересной. Отметим, что в комедии есть очень много важных моментов

Моряк Лонгрен возращается после далёкого плавания. Его жена, чтобы найти хоть какие-то деньги просит у трактирщика Меннерса долг, закладывают свой браслет, но тот просит взамен лишь её любви

Читайте также:
Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

Во всем мире существует огромное количество разных цветов. С разными ароматами и цветами, но для меня ромашка, является самым любимым цветком

Нашли ли счастье в жизни Матрены странники, ищущие ответ на вопрос о счастье? Этому посвящена третья глава поэмы Некрасова, которая повествует о простой русской крестьянке Матрене Тимофеевне.

Поэма написана Пушкиным на основе реальных исторических событий, и ее герои или их прототипы являются историческими лицами.

Соня Мармеладова – святая или грешница (по роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Разработка урока по теме “Соня Мармеладова – святая или грешница” (по роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”)

Скачать:

Вложение Размер
sonya_svyataya_ili_greshnitsa.docx 26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Соня Мармеладова – святая или грешница? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

– раскрыть образ Сони Мармеладовой;

– понять, почему Соня – нравственный идеал писателя;

– показать, что Соня сильнее Раскольникова, что именно она ведет его к вере и покаянию.

Эпиграф: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и отец ваш не простит вам согрешений ваших»

Евангелие от Матфея

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

– Ребята, давайте вспомним, кого мы можем назвать грешником, а кого – святым человеком?

На доске (экране) два определения

Святой человек – человек, живущий по Законам Божиим, посвятивший свою жизнь защите интересов церкви и религий, а также сумевший побороть грех в собственной душе.

Грешник – тот, кто имеет грехи, живет во грехе, исполненный греха.

– Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос нашей темы? (Узнать, какие поступки делают Соню грешницей, а какие – святой)

3. Работа по теме урока

– Для того чтобы понять, что делает Соню святой, а что грешницей, нужно хорошо знать библейские сказания. Сегодня мы будем работать таким образом: на доске вы увидите цитаты, ваша задача – доказать, нарушает их Соня или соблюдает.

В процессе работы заполняется таблица (цитаты можно взять из таблицы)

То, что делает Соню святой

То, что делает Соню грешницей

1. «А я вам говорю не противиться злому. Но кто ударит тебя в правую щеку вою, обрати к нему и другую (…) Просящему у тебя дай» (Новый Завет)

Соня на грубое обращение Катерины Ивановны отвечает добром, стремиться помочь, даже переступив через моральные устои.

2 . «Нет большего подвига, нежели тот, в котором человек погубит душу свою за други своя» (Апостол Павел)

Соня идет на самопожертвование ради других.

«Не прелюбодействуй» (библейская заповедь)

Занимается проституцией, чтобы помочь семье

3. «Бог есть любовь», «Да любите друг друга», «Возлюби ближнего своего как самого себя», «Почитай отца и мать» (Ветхий Завет)

Соня любит отца-пропоицу, жестокую мачеху, прогнившего Лужина, убийцу Раскольникова.

4. «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Евангелие от Матфея)

Прощает всех, кто так или иначе причиняет ей боль.

5. История Иисуса Христа, который пошел на самопожертвование. Он, «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (послание евреям от апостола Павла)

Страдает духовно и физически – это путь к искуплению вины и вечной жизни, это роднит Соню с Иисусом.

6. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоей» (Евангелие)

Соня искренне и твердо верит в Бога, единственна книга, которую она читает – это Евангелие, сломить ее веру не может даже Раскольников, который выступает как змей-искуситель.

7. «Научай их законам Божьим, указывай им путь Его» (Ветхий Завет)

Соня ведет Раскольникова к вере к любви, к прощению через страдания.

4. Подводи итоги

– «Прощаются грехи её многие за то, что возлюбила она многое, а кому мало прощается, тот мало любит», «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Евангелие от Луки)

Ребята, посмотрите, что у нас получилось: того, что делает Соню святой, гораздо больше, чем делает ее грешницей. Так что же мы выберем: Соня – святая или грешница?

– Но ведь грех Соня все-таки совершила, причем для нее этот грех огромен – она преступила Божью заповедь, а вера для Сони – основа жизни. Так святая Соня или грешница? Что мы оставим в нашей теме?

Оставим оба слова, но уберем союз или: Соня – святая грешница.

Соня Мармеладова – святая или грешница

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к анализу эпизода.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско.

В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно об.

Еще один урок на популярный сюжет. Анализ 4 глав 4 м 5 частей романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.Сама очень люблю эти эпизоды. Считаю их ключевыми в романе. Да и в жизни каждого челов.

В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно общение с Соней заста.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ: «ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ. РОЛЬ ЭПИЛОГА».

Цель данного урока:определить, в чем заключается “правда” Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: