Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Сочинение: Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Автор: Салтыков-Щедрин М.Е.

Первые свои сказки знаменитый писатель-сатирик опубликовал в 1869 году, затем, начиная с 1880 года, они в течении семи лет регулярно появлялись в печати, вызывая неизменный интерес у читателей и бессильную ярость у властей. Что же так привлекало внимание всех к этим сказкам?

Прежде всего, как мне кажется, та смелость, с которой писатель изображал пороки русского общества. Он критиковал не отдельные недостатки отдельных людей, а всю систему общественных отношений в России, и его беспощадная критика принимала формы социальной сатиры, местами даже гротеска. Можно сказать, что сказки Салтыкова-Щедрина – это не просто зеркало,, в котором мы видим все социальные пороки, а это увеличительное стекло, выпукло показывающее нам их.

В сказках писателя отражаются многие «болезни» русского общества: глупость и никчемность помещиков, произвол градоначальников всех рангов, мздоимство и раболепие чиновников, забитость и покорность народа. Но главной темой, конечно, является тема «господа и народ». Именно ей посвящено большинство сказок.

Первой сказкой писателя была «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Начинается она традиционно для русских сказок: «Жили да были два генерала…» Но затем неожиданно для себя и читателя, повинуясь авторской фантазии, они оказываются на необитаемом острове. И выходит, что эти двое почтенных мужей, всю свою жизнь прослуживших в какой-то регистратуре, ни к чему не способны. Автор с нескрываемой иронией описывает, как генералы с недоумением осматривают остров и решают, как же им поступить в этих непредвиденных обстоятельствах: нужно ли писать доклад или пока воздержаться от этого? Остров, на котором очутились герои Салтыкова-Щедрина, буквально изобиловал всякой живностью: в лесу «рябчики свищут, тетерева толкуют, зайцы бегают», рыба в ручье «так и кишит», «на деревьях всякие плоды». Но глупые генералы раньше даже не представляли себе, «что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет»; один из генералов всю жизнь считал, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». И бедные герои при всем этом изобилии остаются голодными и затем чуть было не съели друг друга с голоду, но одному из них приходит в голову спасительная идея найти на острове мужика и заставить его работать на себя. И мужик, действительно, не только накормил и напоил генералов, но, по их приказу, сам сплел для себя веревку, которой генералы и привязывали его к дереву, «чтоб не убег». А затем мужик сделал лодку и доставил генералов домой, на Подьяческую улицу, за что благодарные генералы «выслали ему рюмку водки да пятак серебра». Салтыков-Щедрин с горькой усмешкой показывает нам в этой сказке истинную сущность отношения господ к народу: господа, целиком и полностью зависящие от труда народа, держат его в рабской покорности, посылая ему «от щедрот своих» крохи со своего стола.

Еще более ярко и выпукло эти отношения показаны в сказке «Дикий помещик». В ней изображение господ доведено до гротеска. Сатирик не только подсмеивается над глупым помещиком, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым, но изображает его ярко сатирически, гротескно. В сказке не только люди называют помещика глупым, но даже его друг-медведь. За что же князь удостоился такой «чести»? а за то, что довел своих мужиков до крайности, замучил штрафами и поборами до того, что взмолились мужики богу и упросили его избавить их от такого помещика. Добился глупый помещик своей цели: не стало в его имении мужиков, и воздух сделался чистый-пречистый. Но только об одном не думал князь: кто же будет холить и лелеять? И оказалось, что без своих Сенек помещик сам даже умываться не в состоянии. Он быстро одичал, оброс волосами, стал ходить на четвереньках, «утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то победный клик, среднее между свистом, шипением и рявканьем». «Но хвоста еще не приобрел», – тут же иронически замечает автор. Оказалось, что без мужика не только помещик не может прожить, но даже само государство: кто же еще, кроме них, будет платить подати и повинности? Именно народ, крестьяне, простые мужики, как это ясно доказывает писатель, являются основной государства, а не глупые помещики и бестолковые генералы. Без них Россия проживет, а вот без мужика-крестьянина – нет.

Читайте также:
История одного города М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие: сочинение

Конечно, далеко не всегда писатель, изображая народ, добродушно подсмеивался над ним. В сказке «Коняга» он сочувствует и сострадает Коняге, который с утра и до позднего вечера работает в поле, надрывая себя непосильным трудом, в то время как его братья, Пустоплясы, весело проводят время. Автор всегда был на стороне народа, а не господ и пустоплясов, и это нашло отражение в его чудесных сказках.

Сочинение на тему: Тема народа в сказках Салтыкова-Щедрина

Сочинение.
Тема народа в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина

Освобождение угнетенной народной массы от всех видов рабства было заветнейшей целью всей деятельности Салтыкова-Щедрина. В «Сказках» писатель воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, свои горькие раздумья над судьбами угнетенных масс, свои глубокие симпатии к трудовому человечеству и свои светлые надежды на силу народную. Многочисленные эпизоды и образы сказок, относящиеся к характеристике народных масс, дают многостороннюю, глубокую и полную драматизма картину жизни пореформенной крестьянской России. Здесь рассказано л беспросветном труде, страданиях, откровенных думах народа («Коняга», «Деревенский пожар», «Соседи»), о его вековой рабской покорности («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), о его тщетных попытках найти правду и защиту в правящих верхах («Ворон-челобитчик»), о стихийных взрывах его классового негодования против угнетателей («Медведь на воеводстве»). С горькой иронией отмечал сатирик податливость, рабскую покорность крестьянства в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Генералы здесь выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем другие краски. Они «ничего не понимают», они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. А между тем генералы мнят себя людьми благородными, помыкают мужиком: «Слышь, лежебок!… Сейчас марш работать!» Спасшись от смерти и разбогатев благодаря мужику, генералы высылают ему на кухню жалкую подачку: «…рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Сатирик подчеркивает, что ждать народу от эксплуататоров лучшей жизни бесполезно. Счастье свое народ может добыть, только сбросив его тунеядцев. В основу сказки «Коняга» автор положил народную пословицу: «Рабочий конь – на соломе, пустопляс – на овсе». Это мудрое изречение ярко обличает социальное неравенство в помещичье-буржуазной России. Трудно живется рабочей лошади: «День-деньской коняга из хомута не выходит», а корм такой, «что от него только зубы нахлопаешь» — солома. «Он не живет, но и не умирает». Иное житье у господских любимчиков пустоплясов – резвых скакунов, не способных работать, но умеющих красиво гарцевать: «Пустопляса в теплое стойло поставили, соломки мягонькой постелили, медовой сытой напоили и пшена ему в ясли засыпали…» Образ коня Пустопляса не только противопоставлен Коняге-труженику, но и обыгран Щедриным с тем, чтобы высмеять фальшивость барского «народолюбия». Бесстыдные эксплуататоры-пустоплясы на разные лады восхваляют народ-Конягу, дивятся его трудолюбию, неиссякаемой силе. Пустопляс-либерал хвалит «здравый смысл» Коняги, который сказывается в покорности, в сознании того, что «плетью обуха не перешибешь». Другой Пустопляс видит несокрушимость своего «братца» в том, «что он в себе жизнь духа и дух жизни носит». Пустоплясы-народники полагают, что стойкость Коняга-народ черпает в труде. Труд дает ему «душевное равновесие», «ту духовную ясность, которую мы, пустоплясы, утратили навсегда». А Пустопляс из конюшни кабатчика (очевидно, сельский буржуа) заявляет, что Коняга к своей участи привычен: «Хоть целое дерево об него обломай, а он все жив… Кто к какому делу приставлен, тот то дело и делай». В образе Коняги типически обобщено положение русского крестьянина, обездоленного реформой 1861 г. и закабаленного каторжным трудом. «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования; для нее он зачат и рожден, и вне ее он не только никому не нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб». Писатель верит, что «сказочную силу» народную освободит из плена сам народ: «мужик да Коняга». В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства: «Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: «Моя вода!» Курица за околицу выбредет – помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух – все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу: — Господи! Легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Этот помещик, как и генералы из сказки о двух генералах, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное. Он становится лесным хищником. человеческий облик помещик принимает лишь тогда, как возвращаются его крестьяне. Ругая дикого помещика за глупость, исправник говорит ему, что без мужиков все умрут с голоду, да и денег у господ не будет. Представители народа в сказках Щедрина горько размышляют над самой системой общественных отношений в России. Все они ясно видят, что существующий строй обеспечивает счастье только богатым. Никакой гармонии, никакого мира не может быть там, где одни класс живет за счет другого, держит народ в кабале. Об этом хорошо говорится в сказке «Соседи», где действуют крестьянин Ива Бедный и либеральный помещик Иван Богатый. Иван Богатый сам «ценностей не производил, но о распределении богатств очень благородно мыслил…» А Иван Бедный о распределении богатств совсем не мыслил, но взамен того производил ценности. И вот ведь какое недоразумение: Иван, который трудится, живет бедно, а тот, который рассуждает, — в достатке. И никто, кроме деревенского философа Простофили, этот вопрос решить не мог. По его словам, противоречие заключено в социальном строе – «планте». Замысел этой сказки состоит в том, чтобы призвать народ к коренному изменению «планта» — несправедливого социального строя.
Итак, в «Сказках» Щедрин, рисуя картину народных бедствий, раскрывал угнетенным массам жестокую правду непримиримой борьбы классов, призывал народ положить конец своему терпению и внушал ему веру в свои силы.

Читайте также:
Череда градоначальников в Истории одного города М.Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

М. Е. Салтыкова-Щедрина можно назвать одним из великих русских сатириков. В своем творчестве он развил традиции таких писателей, как Фонвизин, Крылов, Гоголь.

Чрезвычайно острые и тяркие произведения писателя были направлены на обличение многих пороков современного ему общества. Он изображает целое историческое время, изображает в сгущениях темных сторон жизни, критикуемых и отрицаемых во имя идеалов социальной справедливости и света.

Перед сатириком вставал вопрос, какая сила решит исход освободительной борьбы? Салтыков-Щедрин понимал, что этой силой должна быть сила народная. Однако русское крестьянство 80-ых годов не давало повода для оптимистических надежд.

Темы сказок Щедрина различны: деспотическая власть («Медведь на воеводстве»), господа и рабы («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), страх как основа рабской психологии («Премудрый пескарь»), каторжный труд («Коняга») и другие. Объединяющим тематически началом всех сказок выступает жизнь народа.

Щедрин всегда смотрел на мужика трезво и критически, он был далек от его идеализации. Скорее, он преувеличивал политическую наивность и гражданскую пассивность мужика. Сочувствие сатирика народу основывалось на трезвом понимании законов исторического развития, в котором именно народу принадлежало решающее слово.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» два подхода Щедрина к оценке народа как «исторического» субъекта и как «воплотителя идеи демократизма» совмещены. Эта сказка – своеобразный вариант «робинзонады». Мужик является у писателя первоосновой и источником жизни, подлинным Робинзоном. Разумеется, генералы, оказавшиеся на необитаемом острове, ничего не умели делать, всю жизнь просуществовали за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях.

Мужик же в сказке показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит сатирик. Щедрин поэтизирует его ловкость и находчивость, его трудолюбивые руки и чуткость к земле-кормилице. Генералы заставляют этого здоровенного «мужичину» вить для себя веревку, чтобы тот не убежал. И мужик покорно исполняет приказ. Писатель видит, что в мужике практически неистребима привычка подчиняться, он так же не представляет свою жизнь без господина, как и господин без него.

Читайте также:
Язык произведений М. Е. Салтыкова – Щедрина: сочинение

В сказке «Дикий помещик» барин ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки, совершенно одичал. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убежден в том, что народ – созидатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства.

Обобщенный образ народа с наибольшей эмоциональной силой воплощен в сказке «Коняга». И жизнь, и труд, и природа воспринимаются писателем через вековечные страдания мужика и Коняги. В сказке выражено не просто сочувствие и сострадание, но и глубокое понимание безмерной трагической безысходности жизни: «Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу из плена. Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге. И оба от рождения до могилы над этой задачей бьются, пот проливают кровавый, а поле и поднесь своей сказочной силы не выдало, – той силы, которая бы разрешила узы мужику, а Коняге бы исцелила наболевшие плечи».

Мысль о необходимости пробуждения народного сознания, поисков правды и составляет пафос всей книги, в которой загнанный крестьянский Коняга – символ народной жизни. «Нет конца работе!» – работой исчерпывается весь смысл его существования, «для нее он зачат и рожден, вне ее он только никому не нужен».

В сказке ставится вопрос “Где выход?” и дается ответ – в самом Коняге. Окружающие его интеллигенты могут сколько угодно спорить о его мудрости, трудолюбии, здравом смысле, но споры их кончаются, когда они проголодаются и начнут кричать дружным хором: «Н-но, каторжный, н-но!»

Драматические раздумья Салтыкова-Щедрина о противоречиях народной жизни достигают кульминации в сказке «Кисель». Сначала ели кисель господа, «и сами наелись, и гостей употчевали», а потом уехали «на теплые воды гулять». Кисель же свиньям подарили: «Засунула свинья рыло в кисель по самые уши и на весь скотный двор чавкотню подняла».

Смысл иносказания очевиден: сначала господа доводили народ до разорения, а потом им на смену пришли прожорливые буржуа. Но что же народ? Как ведет себя в процессе его покорения? «Кисель был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал оттого, что его ели» – читаем мы. Кисель даже радуется: «Стало быть, я хорош, коли господа меня любят!».

Таким образом, Щедрин в своих сказках не только высмеивал народ, но и сочувствовал ему, переживал, стремился помочь.

Читайте также:
Органчик: сочинение

Сочинение Народ и власть в произведениях Салтыкова-Щедрина

Свои произведения, начиная с 1860-х годов, М.Е. Салтыков-Щедрин создавал в жанре сказки. Благодаря этому писатель смог обратиться к таким важным литературным приемам как гротеск и гипербола, с помощью которых автор с успехом продемонстрировал в своей фирменной сатирической форме (используя, в том числе, эзопов язык и прибегая к особенностям фольклорного повествования) проблемы современной действительности.

Одной из главных тем в произведениях Салтыкова-Щедрина является тема народа и власти. Наиболее ярко и подробно она раскрыта в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Здесь в сатирическо-фантастической форме показана проблема социальной несправедливости, когда власть, думая, что она стоит выше народа, заставляет общество ей подчиняться. Власть и народ – два общественных лагеря, первый из которых представлен двумя генералами. Кроме того, что они всю жизнь «служили . в какой-то регистратуре», более ничего они не умели и не понимали. И ничего в этом нет удивительного, ведь как может что-то понять в жизни человек, который все свое время потратил на сидение в конторе и ничего не делал, ничему не учился, ничего толком не видел.

Вскоре регистратуру закрывают, а генералы оказываются на необитаемом острове. Выясняется, что прежнее их занятие теперь никакой пользы принести не может, да и вряд ли когда-то приносило. Таким образом, автор подчеркивает, что власть должна решать настоящие проблемы, заниматься реальными делами, которые полезны для общества. Только вот на практике выходит иначе – первым делом составляются доклады, а дела и вовсе не делаются.

Новая обстановка превращает генералов в диких и беспомощных животных. Она раскрывается истинную сущность этих людей, которые и в обычной своей жизни были настоящими хищниками, пряча под маской внешнего приличия свою звериную натуру. Они были даже хуже зверей. Они ничего не знают и не умеют, и все дела, за которые им приходится браться в новых условиях, буквально валятся из рук.

Столь бедственное положение вещей бескорыстно исправляет самый обыкновенный мужик. В описании героя автор прибегает к преувеличению, называя его «громаднейшим мужчиной», умениям и навыкам которого в решении житейских проблем не было равных. Далее Салтыков-Щедрин подчеркивает социальное положение народа относительно власти: «хотел было дать от них стрекача», «брюхом кверху» – все это указывает на то, что народ запуган и привык подчиняться.

Мужик представляется созидателем жизни и воплощением настоящих человеческих качеств. В награду за его труды генералы называют его бездельником и лентяем, а после благодарят «рюмкой водки и пятаком серебра» – по их мнению, для счастья простого человека больше ничего и не надо.

Эта награда служит антитезой богатству, которое получили генералы в казначействе. Данная ситуация показывает абсолютную несправедливость, когда социальное положение не соответствует человеческим качествам того, кто его занимает.

2 вариант

Большинству читателей писатель Салтыков-Щедрин известен как литературный деятель, который творил в жанре сказок. Именно как творец таких произведений он стал известен и популярен. Однако не только написанием сказок известен этот писатель, в его творчестве заметную роль оставили такие произведения, в которых затрагиваются темы народа и власти. Этим темам писатель посвятил много произведений, в которых пытался отобразить проблему общества на тот момент.

Взять такую известную многим сказку как «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В этом произведении наиболее подробно и чётко раскрывается данная тема. В своём стиле писатель Салтыков-Щедрин показал проблему той социальной несправедливости, которая царила на время написания произведения. Проблема эта состояла в том, что власть в стране ставила себя намного выше простого народа, заставляя общество в лице простых людей беспрекословно подчиняться ей. Смысл этого произведения состоит в том, что генералы, которые собой олицетворяют власть, попав на необитаемый остров, лишаются всего своего окружения и подчинённых. На деле и проверяется, что вся их деятельность, которой они занимались прежде, является бесполезной в реальных трудностях. И без простого мужика с его умением трудиться, они просто являются беспомощными существами. На примере этих двух противоположных образов писатель рассказал о том обществе, которое существовало на тот момент.

Читайте также:
Мое знакомство с творчеством Салтыкова-Щедрина: сочинение

В другом своём романе «История одного города» Салтыков-Щедрин с помощью сатиры, взяв для примера вымышленный им город, описал ситуацию, которая на его взгляд сложилась на тот момент во всей стране. Конечно, писатель существенно преувеличил с помощью юмора отрицательные качества, как власти, так и простого народа. Но если внимательно присмотреться, то можно разглядеть серьезную проблему, которая сложилась на тот момент в обществе. Проблема на его взгляд заключалась в том, что каждый городской начальник чувствует себя этаким царем с присущей ему глупостью и самовлюбленностью. Простые жители города в тоже время описываются писателем как недалекого ума люди, которые смирились со своей участью и готовые быть послушным стадом, выполняющие все указания начальства и лишенные всякой инициативы.

Вот в таком своём своеобразном стиле писатель Салтыков-Щедрин пытался отобразить в своих произведениях те проблемы, которые созрели в обществе на тот момент.

Также читают:

Картинка к сочинению Народ и власть в произведениях Салтыкова-Щедрина

Популярные сегодня темы

Люди каждый день общаются между собой. Это так просто, но при этом очень сложно. Никогда не стоит забывать про силу слова. Никто из нас не захочет оставить о себе плохого впечатления или оскорбить любимого человека

Дети играли на берегу, они делали маленький кораблик и спускали на воду. В один момент детки увидели мышиную нору. Там находился мышонок, он пытался убежать от ребят, но его поймали. Мальчишка хотел убить мышонка

Недоросль – выдающееся произведение, написанное Д. И. Фонвизиным в 1781 году. В этой комедии достаточно много героев, давайте поговорим о них.

Данную пословицу люди часто используют в жизни. Что же означает это выражение и когда оно уместно. Рассмотрим данную фразу на примерах.

Тема народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Щедрин в своих сказках обращается к народной теме. Уже позади остались как отмена крепостного права в 1861 г., так и реакция на это народных масс и интеллигенции. Попытки хождения в народ также не принесли облегчение простому мужику. Может от того, что они не знали жизнь и быт этого мужика. Как же ему живется на самом деле, Щедрин описал в своих сказках.

В них он развенчивает иллюзорные надежды на гармонию в социальной сфере. Тем более, что в 80-е годы, когда писались сказки, вера в возможность крестьянской революции все больше истощалась. Простой мужик сам по себе не знал и не мог совершить этот переворот. Ведь за его спиной стояли голодная семья, непаханое поле и рабочая скотина. Весь мрак такой беспросветной жизни отразился в одной из сказок – «Коняга».

Здесь в обобщенном виде дается беспросветное положение крестьянства в царской России: «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования; для нее он зачат и рожден, и вне ее он никому не нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб». Это рабское положение тянется многие века, а когда оно началось и закончится, никто не знает. Он живет, точно погружается в бездну, и из всех ощущений, доступных живому организму, знает только ноющую боль.

В образе Коняги воплотилась не столько дворовая скотина, сколько сам мужик. Его кормят только затем, чтобы он смог день отработать, и никому нет дела не только до его болей и ран, но и до него самого.

Как же такой мужик может сам поднять хотя бы голову, когда у него нет сил: «Голову Коняга держит понуро; грива на шее у него свалялась; из глаз и ноздрей сочится слизь; верхняя губа отвисла: как блин».

Читайте также:
Есть ли в комедии М.Е. Салтыкова-Щедрина Смерть Пазухина хоть один положительный герой?: сочинение

И в противовес этой забитой скотине Щедрин выводит в сказке еще один образ – его брата Пустопляса. И здесь подтверждается давно известная поговорка: «Сытый голодному не товарищ». Братец Коняги хорошо выглядит и сытно ест: «Пустопляса в теплое стойло поставили, соломкой мягонькой постелили, медовой сытой напоили и пшена ему в ясли засыпали». От такой праздной жизни ему стало скучно, и вспомнил он тут своего братца. О, сколько силы в простом русском человеке! «Смотрит – ан братец у него бессмертный! Бьют его чем ни попадя, а он живет; кормят его соломою, а он живет! И в какую сторону поля не взгляни, везде все братец орудует».

И даже природа не смягчает тяжелую жизнь работящего животного: «Для всех природа – мать, для него одного она – бич и истязание».

Все окружающее пытается словно раздавить Конягу. Описание его жизни за-канчивается еще более едкими словами: «Упирайся, Коняга! Вот у кого учиться надо! вот кому надо подражать! Н-но, каторжный, н-но!»

Однако не только среди забитых жизнью и хозяевами Щедрин описывает в своих сказках. Есть среди них и смекалистые. И эта смекалка помогает не только им, но и их хозяевам, которые становятся беспомощными без мужика. Например, в сказках «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

В сказке «Повесть о том, как . » показывается и ограниченность хозяев жизни, которые кроме слов-шаблонов больше ничего не знали: «Примите уверение в со-вершенном моем почтении и преданности». Или, например, в другой сказке: «Но бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял».

Сказочное волшебство отправило генералов на необитаемом острове и оставило помещика без мужика в своей усадьбе.

В «Повести о том, как . » у генералов все готовое перед глазами есть – просто руку протяни, а они не могут. В результате на помощь им приходит мужик. Те, кто правят государством, распоряжаются жизнями многих людей, не могут самого эле-ментарного – накормить самих себя. «Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Пробовал полезть – ничего не вышло, только рубашку изорвал».

Мужика же в этой сказке Щедрин наделил чудесными свойствами: «Из собствен-ных волос сделал силок и поймал рябчика . до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить». Но и здесь, на необитаемом острове, и там, в помещичьей усадьбе, («Дикий помещик») простой мужик остается скованным покорническими узами. Мужчина сам приготовил веревку, которой генералы привязали его к дереву, чтоб не убежал. Эта заложенная с детства покорность выражается и в выборе еды: генералам дал самые спелые яблоки, а себе одно кислое. Даже на необитаемом острове мужик не может позволить себе выбрать что-то получше. И добавляет себе еще одну заботу: как развеселить генералов, за то, что «мужицким его трудом не гнушалися». В конце сказки, как и в «Коняге», показывается «веселое» и «счаст-ливое» житье простого мужика: «Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра – веселись мужичина».

Гипербола, используемая Щедриным в своих сказках, позволила довести сюжет в сказке «Дикий помещик» до абсурда. Глупый помещик смог сделать то, что бог делать не стал: выжил мужика. В результате к какому итогу он пришел: «Ходил же все больше на четвереньках . Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел». «Озверел» дикий помещик, но даже звериное царство не признает его: мышонок не боится, а мед- ведь хоть и готов с ним в походы на зайцев ходить, называет его глупым помещиком. В конце концов водворили помещика назад. А вот проснувшееся животное начало не смогли сгладить и блага цивилизации: умывается только по принуждению и по временам мычит.

Читайте также:
Сказки для детей изрядного возраста: сочинение

Щедрин показывает в своих сказках то, что в простом народе заложены огромные силы и знания жизни изнутри. Даже совсем небольшие поблажки помогают простому мужику тверже стоять на ногах. Выведенные иносказательные образы помогает любому понять всю горечь их жизни.

Щедрин жестоко и беспощадно изобличает принципы созданного в России эк-сплуататорского общества. Однако вера в народ и его могучие силы и надежда на освобождение угнетенных масс остается в каждой сказке.

Особенности, своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина сочинение

М.Е Салтыков-Щедрин является одним из самых известных писателей-сатириков XIX века. Автор создал десятки произведений в различных жанрах (повести, очерки, романы), но самым излюбленным для автора стал жанр сказки. Практически все работы писателя созданы в форме сатиры, с помощью которой Щедрин критиковал несовершенство современного русского общества. В частности, его возмущала вопиющая социальная несправедливость, проявляющаяся в господском отношении власти к народу, а также рабская покорность самого народа по отношению к чиновникам.

Так, например, в романе «История одного города» Щедрин в скрытой сатирической форме рассказывает о проблемах русского общества. За образом города Глупова, где происходят события произведения, стоит целая страна – Россия. В комическом сюжете «Истории…» раскрывается резко негативное отношение автора к несправедливому российскому обществу. Основным литературным приемом в произведении является гротеск (преувеличение), который достигается в результате объединения двух составляющих – фантастической и реалистической. Благодаря этому приему Салтыков-Щедрин ярко демонстрирует уродство и комичность реальной жизни в стране. Описание персонажей также построено на гротеске, когда автор придает герою нехарактерные для человека свойства (у градоначальника в голове был встроен механизм, срабатывающий только на два слова – «не потерплю» и «разорю»).

Читатель должен самостоятельно разобраться в том, какой смысл заложен в романе, определить, какая реальность спрятана за ширмой полуфантастического мира. Произведение довольно сложно для восприятия, так как почти полностью построено на иносказании. Так называемый Эзопов язык используется автором как средство сатирического изображения окружающей действительности.

Несмотря на фантастичность повествования, в романе помимо иносказаний присутствуют также вполне реальные образы. Например, в персонаже Беневоленском скрывается Сперанский, в образе Бурчеева – Аракчеев, а Негодяев есть отражение Павла I. Таким образом, Эзопов язык способствует более глубокому и яркому изображению и пониманию событий окружающей жизни.

В своем романе Салтыков-Щедрин довольно часто прибегает к еще одному необходимому в сатирическом направлении художественному приему – гиперболе. С ее помощью автор в преувеличенном виде показывает истинные лица градоначальников, раскрывает их пороки и недостатки. Писатель использует преувеличение в описании одного из чиновников – как оказалось, голова у него была фаршированная.

В отношении своих персонажей Салтыков-Щедрин использует «злую иронию», обличающую пороки и нелепость реальной жизни. Такое резко отрицательное авторское отношение волей-неволей передается читателям произведения.

Помимо представителей властных структур писатель высмеивает помещиков, а также критикует безволие и покорность простого народа. В сказке «Дикий помещик» показан герой, который живет за счет крестьянского труда и при этом мечтает избавиться от простых людей. Удивительно еще то, что мужики принимают бредовые идеи и приказания своего барина как нечто разумное и великое, а вовсе не как угрозу для себя. Народ в сказке обезличен, впрочем, как и в реальной жизни. Он трудолюбив, покорен и легко управляем.

Таким образом, если проанализировать всю творческую деятельность Салтыкова-Щедрина, то можно заключить, что писатель посвятил свою жизнь борьбе с пороками современного ему российского общества.

Читайте также:
М. Е. Салтыков-Щедрин Художественные особенности: сочинение

2 вариант

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 столетия. Основным жанром его произведений является политическая сатира. Во многих его сказках, повестях, романах поднимает наболевшая для Российской действительности тема – угнетение народа крепостным правом. В своих произведениях писатель обличает монархический строй, ставший причиной не только физического, но идеологического рабства населения страны.

Сатира писателя несет в себе авторские особенности, она легко узнаваема и современным читателем. Салтыков-Щедрин в обличении чиновников и крепостников стал продолжателем творческих традиций Н.В.Гоголя. Однако сатира двух великих писателей, не смотря на общность выбранной ими темы, имеет ряд значительных отличий. Саркастическое изображение чиновников в “Ревизоре” проникнуто едкой иронией, но все же оно спокойно, невозмутимо и отчасти бесстрастно. Острая сатира Салтыкова-Щедрина, характерная для его сказок и знаменитой “Истории одного города”, приобретает фантастические, нереальные черты. При помощи гротеска писатель показывает уродливую действительность страны.

Так в сказке “Дикий помещик” автор обнажает паразитическую зависимость дворянства от крепостных. Главный герой даже умыться не может без помощи дворового Сеньки. Помещик живет богато и безбедно благодаря тяжелому каждодневному труду подневольных крестьян, но при этом он злится на них же за то, что они занимают его владения. После исчезновения крепостных глупого помещика, происходит преображение последнего не в самую лучшую сторону. Герой начинает дичать: обрастает шерстью, его ногти становятся длинными и крепкими как когти животных. Помещик охотится в парке, где некогда нежил свое белое мягкое тело, не привыкшее к труду, на зайцев, которых съедает вместе со шкуркой. Гротеско-насмешливая форма приобретает фантастические масштабы в изображении одичавшего дворянина. Салтыков-Щедрин называет свое произведение сказкой. Однако под иносказательной шутливой формой повествования, выбранной писателем, прячется реальная уродливая действительность, сложившаяся в стране.

В знаменитом сатирическом романе “История одного города” писатель смог поднять важные проблемы политической ситуации России. Монархический строй, изживающий себя, породил идеологию рабства. Глуповцы представители не только города Глупов, они олицетворяют русский народ, привыкший смиренно верить в справедливость сложившейся действительности. Жизнь народа трудна, но он безропотно принимает свою участь, выказывая начальниколюбие и небывалую терпимость. Автор сочувствует простым людям, однако их пассивность и безучастность к управлению собственным городом приводит его в недоумение. С едкой иронией Салтыков-Щедрин рисует образы градоначальников Глупова, используя гротекс, иносказательность и фантастический сюжет как основу для обличения их пороков. Так Брудастый вместо головы наделен устройством, способным исполнять две несложные пьесы: “разорю” и “не потерплю”. Герой не превращает своей деятельности даже тогда, когда его “голова” находится в починке у часовых дел мастера. И здесь сам собой напрашивает вопрос: как человек с пустой головой, а то и без нее вовсе может управлять городом? При помощи гротекса писатель обличает правящие верхи, а вместе с тем и монархический строй.

Салтыков-Щедрин посвятил свою творческую деятельность борьбе с угнетением русского народа. Острой сатирой проникнуты его произведения, обличающие пороки современной ему действительности. Писатель не приукрашивает ее, он правдиво отображает политическую ситуацию страны. Автор не оправдывает и пассивность народа, его незрелость и слепоту в самоуправлении. Однако Салтыков-Щедрин оставляет злую иронию в описании горькой жизни простых обывателей. Писатель верит в светлое будущее своей страны и ее народа.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности, своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина

Популярные сегодня темы

Глава «Пешки» повествует с самого начала о том, что путешествующий проголодался и хочет утолить свой голод. Ему бы хотелось бы городских деликатесов, но странник вынужден зайти поесть в простой деревенской избе. Там он достает из своих

В древние времена у Полярного моря в эскимосском поселке жил сильный, смелый и уважаемый человек по имени Киш. Но уважение и слава ему достались не сразу. Когда Киш был маленький, он помнил

Читайте также:
Сатирическая хроника русской жизни: сочинение

В рассказе Чехова «Хамелеон» есть важный персонаж по имени Прохор. Необходимо отметить, что простой повар занимает в рассказе определенное место, так как конфликт, в котором участвуют герои истории, разрешился при помощи Прохора.

Невозможно представить себе нашу жизнь без сострадания. Человек, обладающий этим замечательным качеством, поистине счастлив. Люди с добрым сердцем, к счастью, не редкость. Без них было бы очень трудно жить

Тема здоровья и правильного образа жизни вызывает большой интерес у взрослых людей во всём мире. Про неё написано много статей, книг, снимаются передачи.

Сочинение: Сатира в произведениях Салтыкова-Щедрина (два варианта)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.07.2020 · Обновлено 20.07.2020

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был мастером сатирической прозы, в которой он ловко обличал социальные и нравственные пороки, свойственные его современникам. Автор выбирал для многих своих произведений жанр сказок, благодаря этому выбору цензура пропускала те его произведения, в которых гротескно изображалась российская действительность второй половины девятнадцатого века, вписанная в волшебный сказочный мир. На примере таких известных сказок, как «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик» видно, насколько автор преуспел в жанре сатирических сказок, сочетая в них современный российский быт и русские фольклорные мотивы. В этом и состоит своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Многомудрый Литрекон предлагает Вам два эссе на эту тему: в первом разбирается произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», а во втором — «Дикий помещик». Универсальное вступление к ним дано в выше следующих строках (над Многомудрым Литреконом). Приятного просвещения!

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Разберем пример. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это сказка о двух глупых и беспомощных, генералах и о крестьянине, так и не избавившегося от рабского сознания даже после отмены крепостного права. Генералы — это два персонажа, потратившие всю свою жизнь на перебирание бумажек в регистратуре, которая в один прекрасный день закрылась за ненадобностью. Пережив это событие, генералы поселились на Подьяческой улице, начали получать каждый месяц пенсию и держать у себя кухарок, продолжая и дальше бессмысленно прожигать свою жизнь. Уже здесь совершенно ясно видна авторская насмешка над подобными людьми, не делающими никакого вклада в развитие страны, но живущими за её счёт.

Однажды оба генерала проснулись на необитаемом острове — элемент фантастики в этом событии является одним из сатирических приёмов автора, а сам этот момент описывается писателем с помощью использования классического сказочного зачина:

«Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.»

На острове они очутились в одних ночных рубашках и с орденами на шеях — деталях, подчёркивающих их верность своей бессмысленной службе. Оба сразу же начали думать о том, как им выбраться. Однако ни один из них не знал как найти нужные части света, как прокормить себя, ведь до этого момента генералы думали, что булки, которые они ели каждое утро в Петербурге, не пекутся, а изначально существуют в таком виде. Их глупость и беспомощность в данной ситуации гиперболизирована писателем, подчеркивающим таким образом несостоятельность подобных людей. Генералы голодали целые сутки, и после того, как они чуть не съели друг друга, проявили свою крайнюю глупость в попытках вести диалог и прочитали все статьи в «Московских ведомостях», им в голову пришла спасительная мысль: они решили отыскать мужика, который, по их мнению, обязательно должен был оказаться где-то рядом и помочь господам. Действительно, вскоре они нашли мужика, который спал под деревом и «самым нахальным образом уклонялся от работы.» Возмущенная реакция генералов и страх крестьянина перед их гневом описываются в произведении, как что-то абсолютно естественное, несмотря на то, что сказка была создана уже после отмены крепостного права. Используя приём гротеска, свойственный сатирическим произведениям, автор изображает попытки крестьянина угодить генералам:

«Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. «

Таким образом, Салтыков-Щедрин и высмеивает беспомощность высшего класса и указывает на проблему рабского мышления, оставшуюся у крестьян даже после освобождения. Однако автор в то же время ценит и трудоспособность крестьян, ведь один единственный мужик смог и сходить на охоту, и приготовить обед, и даже построить судно, доставившее обленившихся от эксплуатации чужого труда генералов домой. Финал сказки звучит печально и насмешливо одновременно: генералы остались такими же бесполезными, ничего не значащими членами общества, живущими на всём готовом, только теперь после жизни на острове, они стали ещё более толстыми и рыхлыми, мужик же получил от них в награду серебряный пятак, рюмку водки и остался довольным, не требуя большего за свой великий труд, спасший чужую жизнь. Умеренные аппетиты крестьянина и лень генералов смешны, однако, грустно то, что так будет всегда, и ничего в российской жизни не изменится, автор подчёркивает эту мысль саркастичной фразой, завершающей рассказ: «Веселись, мужичина!»

Читайте также:
Что такое элегия в творчестве Пушкина: сочинение

В сказке «Дикий помещик»

«Дикий помещик» — ещё одна сказка, в которой труженики противопоставлены беспомощному высшему классу, в данном случае барству.

Сатира в произведении проявляется в авторской иронии над глупостью помещика, мечтающего избавиться от крестьян, портящих ему в поместье воздух, но не понимающего, к чему это приведёт. Когда мужики, наконец, исчезают с его территории, барин думает, что это произошло, потому что небеса услышали его просьбы, на самом же деле они просто пожалели крестьян, живущих в нищете.

После того как глупый помещик начинает жить один, писатель, используя гиперболу, изображает его беспомощность. Без крестьян герой не может ни одеться, ни умыться, ни даже прогнать мышонка из комнаты. Его поместье приходит в запустение, и, описывая эту разруху, автор уже использует приём гротеска:

«В саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют.»

Сам помещик обрастает волосами, его ногти становятся похожими на когти, и он даже начинает разговаривать с медведем. Таким образом, Салтыков-Щедрин создаёт «сказку наоборот»: не животное наделено человеческими качествами, а человек уподобляется животному. Это ещё одно из проявлений злой сатиры автора.

Губернское начальство, недовольное тем, что из-за глупого барина в губернии начались проблемы с торговлей, приказывает изловить дикого помещика. В итоге всё встаёт на свои места, даже крестьяне возвращаются в поместье. Однако герой так и не становится прежним, он продолжает вести себя как животное и скучает по жизни в лесах. Финал этой сказки так же комичен, но и печален: комична дикая глупая натура помещика, но грустно то, что подобные неприспособленные к жизни дворяне, не ценящие крестьян и не понимающие их вклада в жизнь страны, являются частью реальности, в которой живёт Салтыков-Щедрин, понимающий, что так будет продолжаться ещё очень долго.

Сатира как творческий принцип Салтыкова-Щедрина — это его «оружие», которым он выявляет все недостатки российского общества, используя при этом такой простой и лёгкий жанр, как сказки. Однако эти сказки особенные: большое количество сарказма и иронии, глупые персонажи, фантастические фольклорные события, сочетающиеся с современным российским бытом — всё это делает сказки писателя сатирическими и позволяет ему изображать важные проблемы в фантастическом жанре. В этом и заключается мастерство гениального прозаика Салтыкова-Щедрина и особенности его сатиры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: