Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

  • А. С. Пушкин
  • А. С. Грибоедов
  • А. Н. Островский
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блок
  • А. А. Фет
  • А. П. Чехов
  • Б. Л. Пастернак
  • В. В. Маяковский
  • Г. Р. Державин
  • Д. И. Фонвизин
  • И. А. Бунин
  • И. А. Гончаров
  • И. А. Крылов
  • И. С. Тургенев
  • К. Д. Бальмонт
  • Л. Н. Толстой
  • М. А. Булгаков
  • М. А. Шолохов
  • М. В. Ломоносов
  • М. Горький
  • М. Е. Салтыков-Щедрин
  • М. И. Цветаева
  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Н. В. Гоголь
  • Н. С. Гумилев
  • Н. С. Лесков
  • С. А. Есенин
  • Свободная тема
  • Сочинения по картинам
  • Ф. И. Тютчев
  • Ф. М. Достоевский
  • Автор: Ф. М. Достоевский
  • Произведение: Преступление и наказание
  • Это сочинение списано 41 820 раз

Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими негодяями. Другим же героям предстоит пройти трудный и тяжелый путь воскрешения своей души, возвращения ей человеческого облика. К одним из таких персонажей относится и Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание».

Уже с первых страниц романа становится понятно, что Раскольников погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей, допускающей «кровь по совести». Размышляя над отечественной и всемирной историей, наблюдая современную российскую действительность, Родион приходит к выводу, исторический процесс и любое изменение, происходящее в обществе, осуществляются только за счет чьих‑либо страданий, человеческих жертв и крови. Поэтому все люди делятся на две категории: «тварей дрожащих», которые безропотно принимают любой порядок вещей, и «право имеющих» – людей, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Последние являются творцами истории, поэтому имеют право не останавливаться перед насилием, кровью, если это приведет их к осуществлению их идей. А развитие общества совершается как раз за счет попрания такими людьми «тварей дрожащих». Вынашивая свою идею о «сверхчеловеке», Раскольников мечтал о роли властелина и спасителя одновременно. Его настолько увлекает эта антихристианская идея, что он идет на убийство старухи и полностью погружает свою душу в пропасть, из которой, казалось бы, нет никакого выхода.

Пойдя на убийство беззащитной старухи, Раскольников надеялся, что сможет возвысить себя до уровня «сверхчеловека», но оказалось, что, напротив, опустился в нравственном отношении, стал похожим на таких негодяев, как Лужин и Свидригайлов. Единственное, что отличает его от них, так это муки совести. В какой‑то мере они становятся отправным пунктом на пути к духовному возрождению героя. Ведь если не было их, не стал бы Раскольников так анализировать свое преступление, не стал бы рваться к Соне, не принял бы от нее христианский крестик.

Родион чувствует, что в нравственном плане Соня намного выше его, так как не позволяет себе попирать людей, а испытывает к ним большую любовь. Христианская мораль Сони и заставляет Раскольникова по‑другому посмотреть на людей, увидеть, что его теория расходится с жизнью. Он слушает библейские рассказы Сони, пытается понять ее отношение к жизни и к людям, видит ее чистоту и душевную невинность. Это и заставляет его признаться в своем преступлении.

Однако раскаяние приходит к нему значительно позже, уже на каторге. Раскольников не признает себя виновным перед юридическими постановлениями и законами, ведь «они сами миллионами людей изводят». Свою вину он ощущает перед людьми. В конечном итоге он понимает, что ничем не отличается от других людей, от каторжников, с которыми ему приходится жить. Благодаря Соне он приходит к христианскому пониманию жизни, ее законов, приходит к Богу, и его душа возрождается для новой жизни. Пусть для многих людей он будет преступником, убийцей. Это клеймо он никогда не сможет смыть со своего имени. Но он смыл грязь со своей души, он искренне раскаялся в содеянном, и благодаря этому раскаянию сможет жить рядом с другими людьми и для других людей. Таким образом, духовное возрождение Раскольникова происходит не в момент его признания в преступлении, а в момент искреннего раскаяния в том, что он совершил, в момент полного отказа от его антигуманной теории и прихода к истинной вере, без которой не может жить человек.

Читайте также:
Анализ сна Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Тема падения и духовного возрождения человека в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – одно из ключевых произведений писателя-классика. Оно освещает не только проблемы “новой общественной болезни шестидесятых годов” – возникновение, распространение, развитие бесчеловечных идей, но и трагедию человеческой личности в этих социальных условиях, падение человека, его духовную и физическую деградацию и, увы, не всегда возрождение.
Роман удивительно драматичен, психологичен и многогранен. В нем показана своеобразная попытка бунта “униженных и оскорбленных”, однако попытка в корне неверная и давшая неожиданные плоды.
На наших глазах погибает человек. Этот человек – Родион Романович Раскольников, бедный студент Петербургского университета. Однако гибель его тем страшнее, что перед нами человек, чрезвычайно развитый в умственном и нравственном смысле, способный к глубокому анализу движений собственной и чужой души, умеющий, впрочем, создавать и не лишенные смысла теории для оправдания своих поступков.

Что же явилось причиной гибели Раскольникова? Ответ прост – его теория. Но не просты причины, по которым она возникла, сформировалась, окрепла и овладела умом и сердцем Родиона.

В невыносимых условиях жизни, среди крайней бедности, видя страдания “униженных и оскорбленных” и протестуя против своей явной принадлежности к их числу, у Раскольникова рождается его теория. Вспомним, какими картинами изобилует роман: кабаки, полные зловония, в которых пропадают такие люди, как Мармеладов, бесконечно любящий жену и детей, упивающийся собственными страданиями. Вот пьяная девочка, над которой кто-то жестоко надругался, и господин, похотливо подстерегающий ее. Может показаться, что автор намеренно сгущает краски. Это не так. Перед нами горькая, предельно обнаженная правда, которую Достоевский, как тонкий психолог, мастерски использует для того, чтобы затронуть самые чувствительные струны сердец читателей.

Но есть и другая причина – характер главного героя. “Угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувственен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера сменяются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то”, – таков весьма точный отзыв Разумихина.
Неслучайно автор дает своему герою такую фамилию. По моему мнению, в расколе души героя и возникновении его теории виновато общество. Страшнее всего то, что увлекает она людей, способных сказать новое слово, что-то изменить. Теорию Родиона Раскольникова можно назвать различно: теория вседозволенности, “сверхчеловека”, “двух разрядов”. Суть остается прежней – она и безнравственна, и бесчеловечна, ибо допускает убийство. Согласно ей, все человечество делится на две категории: “твари дрожащие” и “сильные мира сего”, попирающие законы человеческой морали. “Сильные мира сего” проливают, если нужно, кровь, и вершат суд ради осуществления своих идей. Раскольников задается вопросом, к какой категории он принадлежит: “тварь я дрожащая или право имею?” Поэтому он и совершает убийство.

Герой решает убить Алену Ивановну, процентщицу, с тем, чтобы деньги ее использовать на благо человечеству. Он думает, что это маленькое преступление загладится тысячами добрых дел. Раскольникову не нужны ни деньги, ни драгоценности. Ему нужна власть и самоутверждение.

По ходу действия романа герой не только не отказывается от теории, но и старается жить по ней. Он оказывается на самом дне: не осталось ни идеалов, ни любви, ни дружбы – ничего, только болезненные порывы и эмоции, больше похожие на припадки.

Самое ужасное заключается в том, что Раскольников не раскаивается в содеянном. Его муки носят иной характер – он признает свою слабость, принадлежность к “тварям дрожащим”. “Я не человека убил, я принцип убил!” – говорит герой. Его бунт против бесчеловечности сам по себе бесчеловечен, и потому теория вседозволенности терпит крах, не выдерживает жизненной проверки.

Казалось бы, улик нет, преступник объявился, все складывается в его пользу. Теперь нужно было подумать хотя бы одним “краешком мысли” о том, как использовать украденные деньги, чтобы стать добродетелем человечества. Но Раскольников не смог сделать этого.

Кроме того, по его теории получается, что и Соня, и мать, и сестра, и друг – щедрые, великодушные люди принадлежат к разряду “низших”. Герой всём сердцем восстает против этого. Ведь, если они низшие, топор Раскольникова мог бы обрушиться на них.

Получается, он убил старуху бесцельно. Денег, чтобы стать благодетелем, нет, убита Лизавета, та самая, кого Раскольников хотел освободить от такой жизни.

Читайте также:
Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (Особенности психологизма): сочинение

Неужели человек в этом романе мог погибнуть безвозвратно? Выздоровление героя будет медленным и мучительным, через столкновение с другой теорией – смирения и всепрощения, носителем которой является Сонечка Мармеладова.
На протяжении всего романа она рядом с Раскольниковым. Именно ей первой он признается в убийстве. Именно она делит с героем годы каторги.
Образ Сони чрезвычайно многогранен. С одной стороны, она воплощение кротости и страдания, а с другой – в ней возвеличены добро, жизнестойкость. В кротости и смирении этой самоотверженной девушки заложен глубокий смысл. Лишь сохраняя веру в счастье, любовь к жизни и людям, можно противостоять злу. Потому для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться чужого счастья путем убийства или насилия. Раскаяние – единственный путь спасения. И в финале Раскольников оказывается у ног Сонечки: “Как это случилось, он и сам не знал; но вдруг что-то как бы подхватило и бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени”.
Прозрение пришло: “Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы, но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскрешения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные истоки жизни для другого”. Им оставалось лишь семь лет – что эти семь лет перед счастьем обновленной жизни!

Роман Достоевского оставил глубочайший след в моей душе. Он удивительно многогранен в затронутых проблемах: мы видим и страдания “униженных и оскорбленных”, и падение человека, и его возрождение. Прочитав это произведение, я снова убедилась, что все человечество должно жить по заветам божьим. Если людям будет позволено переступить не только через себя, но и через других – исчезнет Добро, Надежда, Вера, Любовь. А как может существовать мир без любви?

«Тема нравственного падения и возрождения человека в романе «Преступление и наказание»»

Нравственное падение и возрождение в романе Достоевского «Преступление и наказание» происходит с его главным героем — Родионом Раскольниковым. Я попытаюсь проследить за жизнью Раскольникова и понять, почему же все-таки с ним произошло нравственное падение и что помогло его возрождению.

О прошлом Родиона Раскольникова Достоевский сообщает немногое: у него есть мать и сестра, отец и младший брат умерли. Родился и вырос он в крохотном городишке, в Петербурге три года учился на юридическом факультете университета, хотел жениться на дочери хозяйки только из сострадания к несчастной увечной девушке, но не успел, девушка умерла. Учась в университете, нуждаясь сам, поддерживал товарища-студента, больного чахоткой, а после его смерти содержал его отца и похоронил его на свои деньги, спас детей на пожаре. Причем, Достоевский вовсе не стремится дать все эти сведения в начале повествования, кое-что из них он дает даже в эпилоге.

Естественно возникает вопрос — почему писателя совсем не интересует прошлое героя? Объясняется это интересом Достоевского к природе человека. Ее познание, проникновение в ее тайны давало возможность определить пути нравственного возрождения человека. Достоевский раскрывает сознание и характеры своих героев через изображение их драмы, в период наивысшего обострения внутренней борьбы. Формой внутреннего движения его героев является не эволюция, а непрерывные метания между рассудком и влечениями чувства. Достоевского интересует не столько история Раскольникова, сколько его идея.

Главное в идее Раскольникова — его теория, разделение людей на «обыкновенных», которые должны жить в послушании и не имеют права переступать закон, и «необыкновенные», которые имеют права делать всякие преступления и всячески переступать закон.

Как сформировалась идея Раскольникова? Не составляет большого труда установить, что идея героя — это результат наблюдений, его размышлений об окружающей действительности и результат размышлений над ходом мировой истории. Раскольников болезненно ощущал бедность своей семьи, действительность каждый день сталкивала его с людской нищетой, трагедиями. Он не может принять такой мир. Отбросив мечты о переделке мира по законам всеобщего счастья, Раскольников признает «правоту» другого, противоположного, закона.

История убеждает его в том, что существовали всегда две категории людей. При этом великие личности (Ликург, Солон, Магомет, Наполеон) не останавливались перед жертвами, насилием, кровью, если это надо было для достижения каких-то целей. Их считали преступниками только современники. История же оправдывала жертвы законами прогресса. Мир так устроен, что развитие общества всегда совершается путем попрания «тварей дрожащих» людьми сильными. Раскольниковым овладевает мысль сломать ненавистный порядок вещей. Но прежде надо было убедиться в том, что он принадлежит к разряду людей необыкновенных. Раскольников решает убить старуху — процентщицу, чтобы проверить, «тварь ли он дрожащая» или «право имеет».

Читайте также:
Героиня романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

О мотивах Раскольникова у литературоведов не единого мнения. Они считают главным мотивом мотив искупления одного преступления «сотней», «тысячью добрых дел». Достоевский глубоко проникает во внутренний мир Раскольникова, обнажает его состояние на уровне подсознательного, через сны. Подсознание «напоминает» герою, что он добрый, что же теперь он замышляет?

Сразу после убийства Раскольников понимает отчетливо, что он потерпел поражение, но он еще пытается сопротивляться, доказать себе и другим, что он все-таки не «тварь дрожащая».

Внутреннее состояние Раскольникова после убийства определяется тем, что, с одной стороны, он испытывает страх быть разоблаченным, а с другой стороны, как только опасность разоблачения отступала, начинались душевные муки.

На вопрос о том, в каком направлении должно идти перерождение Раскольникова, можно ответить, проанализировав образ Сони Мармеладовой. Именно ее убеждения принимает Раскольников, ее образом Достоевский решает важнейший для него вопрос: в чем надо видеть источник обновления жизни, что делать для уменьшения зла в реальной жизни.

Соня не отвернулась с презрением и гневом от него, когда он открыл ей свою страшную тайну. Раскольникову мучительно хочется найти ответ на вопрос: что же дает Соне силы жить, сохранить в позоре и унижении чистую душу и любовь? Ответ получает Раскольников во время первой встречи с Соней: «Так ты очень молишься Богу-то, Соня?». На что Соня отвечает: «Что же бы я без Бога-то была?». Так возникает в романе идея Бога как источник нравственной силы.

В словах Сони звучит убежденность в том, что право распоряжаться человеческими жизнями принадлежит не людям — Богу. Раскольников на каторге окончательно принимает правду Сони.

Писатель убежден, что источник обновления жизни — не в изменении внешних условий, но в нравственном совершенствовании личности, умении страдать, в жизни по христианским заповедям.

46. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»)

46. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»)

Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими негодяями. Другим же героям предстоит пройти трудный и тяжелый путь воскрешения своей души, возвращения ей человеческого облика. К одним из таких персонажей относится и Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание».

Уже с первых страниц романа становится понятно, что Раскольников погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей, допускающей «кровь по совести». Размышляя над отечественной и всемирной историей, наблюдая современную российскую действительность, Родион приходит к выводу, исторический процесс и любое изменение, происходящее в обществе, осуществляются только за счет чьих-либо страданий, человеческих жертв и крови. Поэтому все люди делятся на две категории: «тварей дрожащих», которые безропотно принимают любой порядок вещей, и «право имеющих» – людей, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Последние являются творцами истории, поэтому имеют право не останавливаться перед насилием, кровью, если это приведет их к осуществлению их идей. А развитие общества совершается как раз за счет попрания такими людьми «тварей дрожащих». Вынашивая свою идею о «сверхчеловеке», Раскольников мечтал о роли властелина и спасителя одновременно. Его настолько увлекает эта антихристианская идея, что он идет на убийство старухи и полностью погружает свою душу в пропасть, из которой, казалось бы, нет никакого выхода.

Пойдя на убийство беззащитной старухи, Раскольников надеялся, что сможет возвысить себя до уровня «сверхчеловека», но оказалось, что, напротив, опустился в нравственном отношении, стал похожим на таких негодяев, как Лужин и Свидригайлов. Единственное, что отличает его от них, так это муки совести. В какой-то мере они становятся отправным пунктом на пути к духовному возрождению героя. Ведь если не было их, не стал бы Раскольников так анализировать свое преступление, не стал бы рваться к Соне, не принял бы от нее христианский крестик.

Читайте также:
Образ и характеристика Сони Мармеладовой и ее взаимосвязь с образом Раскольникова: сочинение

Родион чувствует, что в нравственном плане Соня намного выше его, так как не позволяет себе попирать людей, а испытывает к ним большую любовь. Христианская мораль Сони и заставляет Раскольникова по-другому посмотреть на людей, увидеть, что его теория расходится с жизнью. Он слушает библейские рассказы Сони, пытается понять ее отношение к жизни и к людям, видит ее чистоту и душевную невинность. Это и заставляет его признаться в своем преступлении.

Однако раскаяние приходит к нему значительно позже, уже на каторге. Раскольников не признает себя виновным перед юридическими постановлениями и законами, ведь «они сами миллионами людей изводят». Свою вину он ощущает перед людьми. В конечном итоге он понимает, что ничем не отличается от других людей, от каторжников, с которыми ему приходится жить. Благодаря Соне он приходит к христианскому пониманию жизни, ее законов, приходит к Богу, и его душа возрождается для новой жизни. Пусть для многих людей он будет преступником, убийцей. Это клеймо он никогда не сможет смыть со своего имени. Но он смыл грязь со своей души, он искренне раскаялся в содеянном, и благодаря этому раскаянию сможет жить рядом с другими людьми и для других людей. Таким образом, духовное возрождение Раскольникова происходит не в момент его признания в преступлении, а в момент искреннего раскаяния в том, что он совершил, в момент полного отказа от его антигуманной теории и прихода к истинной вере, без которой не может жить человек.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

«Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» Вопрос 6.21 Совершив убийство, как стал ходить Раскольников? После первых двадцати шагов как вел себя? А после пятидесяти или ста шагов –

«Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» Ответ 6.21 Выходя из дому, Родион Романович держал голову прямо.После двадцати шагов опускал голову, а руки складывал назад.Далее начинал шевелить губами и разговаривать с самим собой, иногда высвобождая одну руку и

«Открытие» мира и человека в литературе эпохи Возрождения

«Открытие» мира и человека в литературе эпохи Возрождения В XIV веке европейская цивилизация переживает бурное развитие. Это время великих географических открытий: учение Коперника подтверждается кругосветным путешествием Магеллана; Колумб ступает на землю Нового

Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Романы Достоевского – летопись страданий человеческих.II. Образ города-спрута, в котором «человеку пойти некуда» (слова Мармеладова в исповеди Раскольникову).1. Город социальных контрастов.2. Трущобы и

Помочь одному человеку, спасти одного-единственного человека

Помочь одному человеку, спасти одного-единственного человека Мать Терезу спросили, значит ли для нее что-нибудь ее слава, важно ли для нее, что ее интервьюируют, фотографируют, снимают в кино. Мать Тереза чуть-чуть лукаво склонила набок голову в белой косынке и, собрав свои

44. Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот»)

44. Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот») Ф. М. Достоевский был настоящим писателем-гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь

45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60-х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников

47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая

48. Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

48. Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за

49. Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

49. Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая

Читайте также:
Достоевский Ф. М. Гениальность писателя неоспорима: сочинение

50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание») «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей

51. Признание Раскольникова в преступлении (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

51. Признание Раскольникова в преступлении (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи-процентщицы, и

55. Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова

55. Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека.Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 1Достоевский выступил как романист в 1840–х годах. Но лишь в 1860–е годы, в условиях пореформенной России, окончательно определились основные черты его писательского дарования.Пореформенная эпоха принесла с собой «подъем чувства личности» у

Эпическое произведение (Художественная концепция романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Эпическое произведение (Художественная концепция романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Роман «Преступление и наказание» — одно из самых значительных произведений Достоевского. Но как довести студентов до собственного убеждения в законченности

«Кто Раскольников: преступник или фанат идеи»

Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория, оправдывает ли цель средства. Он долго колеблется в своем решении. Но Родион Романович все-таки убивает старушонку. И в этот момент в глубине души встает вопрос кто такой Раскольников: преступник или фанат идеи. Рассмотрим все за и против.

Идея фанатизма главного героя отрицается колебаниями Раскольникова, так как фанатизм охватывает всецело и всепоглощающе, сомнения не допустимы. Кроме того Раскольников хладнокровно продумывает свое преступление до мелочей, нет стихийности действий, присущей фанатизму. Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем и холодным умом. Только человек со скрытой преступной натурой, зашедший в тупик способен на такое преступление.

Раскольников – преступник. И ему нет оправдания. Он убил беспомощную старушонку-процентщицу, которая зарабатывала на жизнь как могла. Раскольников – юноша с большими амбициями, а на преступление пошел ради легкой наживы. Несмотря на оптимистический финал, мы не можем с уверенностью сказать, что преступление не повторится.

Личность в представлении писателей второй половины XIX века – это понятие, прежде всего, нравственное. Именно она движет общество вперед, способствует его развитию. Основной чертой индивида является способность к самокритике, самоанализу и стремление к совершенствованию. Поэтому доминирующую роль в произведениях русской литературы того времени занимают именно такие герои.

Ф. М. Достоевский был ярким представителем русской интеллигенции 60-70-х годов XIX века. Одной из основных особенностей его творчества было гуманное отношение к человеку, за которого он испытывал боль. Свои идеи автор воплощал в художественных произведениях, главными героями которых всегда были люди ищущие и думающие.

Таким был и Родион Раскольников. С самого начала он предстает перед нами как необычный человек. Мы понимаем, что в его душе что-то творится, в его голове кроется какой-то замысел, его терзает непонятная нам мысль: «. но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию». «Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, ко всякого рода обществу, особенно в последнее время

Начиная с первых страниц романа, Достоевский готовит своего героя к роковому шагу. Все, что окружает Раскольникова, нравственно и физически давит на него. Изображая героя в грязно-желтом Петербурге среди нищих, пьяниц, «униженных и оскорбленных», автор хочет показать ту оборотную сторону жизни города, показать, как гибнет умный и образованный человек. Погруженный в нищенскую обстановку, Родион начинает страдать, мучиться.

Хорошее нравственное воспитание Раскольникова не позволяет ему равнодушно смотреть на страдания людей, хотя он и сам находится в бедственном положении. «Вот тут. двадцать рублей, кажется, – и если это может послужить вам в_ помощь, то. я. одним словом, я зайду!» Герой смущен тем, что он помогает человеку, не усматривает в этом ничего сверхъестественного.

Читайте также:
Мертвый дом Федора Достоевского: сочинение

Несмотря на жестокость своей теории, которую он создал в своем воображении, он был отзывчивым и душевным человеком. Чем мог, он . помогал семье Мармеладовых. Уязвленная гордость героя мешала ему жить спокойно. Он слишком высоко ценил себя и не мог понять, почему умный и образованный человек должен давать грошовые уроки, чтобы сводить еле-еле концы с концами. И это, конечно, сыграло большую роль в развитии его душевного конфликта.

На протяжении всего романа Достоевский показывает нам внутренние диалоги Раскольникова, «диалектику» его души. Как человек думающий, герой постоянно рассуждает, анализирует свои поступки и делает выводы.

Создав теорию о «людях-гениях» и «муравейнике», герой вступает в спор с самим собой. Его действительно волнует вопрос, что он представляет собой. «Кто я – тварь дрожащая или право имею?» Гуляя по городу, сидя дома, разговаривая с окружающими его людьми, Раскольников все больше уверяется в правоте своей теории, в праве «гениев» на кровь «по совести».

Разговор в трактире, знакомство с Мармеладовым, письмо от матери – все это послужило решающим толчком к совершению его «пробы». Но что же дальше? «Проба» совершена, а душевные страдания не прекращаются. Убийство лишь стало началом всех нравственных страданий Раскольникова. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боятся выдать себя и сделать лишний шаг. Читателю кажется, что герой находится на пути к сумасшествию. Но именно сейчас Раскольников начинает понимать, что он такой же «муравей», такая же «тварь дрожащая», как и все остальные люди. Это заставляет героя еще больше страдать и мучиться. И жаль становится героя, страдающего, обезумевшего, оттолкнувшего от себя родных и друзей. Только одна Соня понимает его, принимает таким, как он есть. Именно она возрождает его вновь к жизни, призывает к мукам ради воскрешения души, ради спасения. И вот этот жестокий, эгоистичный человек сам сознается в преступлении, сам принимает на себя страдания. Конечно же, это влияние Сони Мармеладовой, живущей и руководствующейся чувством, которая с 336

помощью веры и любви возвращает героя к жизни. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Необычный финал романа является последним штрихом в раскрытии духовных исканий личности Родиона Раскольникова. Герой выбирает смирение, сострадание и, в конечном счете, отказывается от какого-либо протеста. Пройдя путь от убежденного атеиста до истинного христианина, герой нашел себя, нашел истинное счастье в жизни. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере. » Это жизнь настоящей личности, разумного и думающего существа. Только находясь в исканиях, раздумьях, постоянном духовном поиске, человек может считаться личностью.

Автор очень подробно и детально описывает его убогую, душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру. Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися от стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге. Фигура замечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники и цеховые рабочие.

Везде теснота, духота, скученность людей, вынужденных ютиться в убогих квартирках, что еще больше усугубляет чувство духовного одиночества в толпе.

Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Переполненный страданиями Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его искренняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в котором явственно проступает презрение.

Вообще именно на примере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема униженных и оскорбленных людей, их многочисленных бедствий в «сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице». Так возникает в романе образ Петербурга, холодного, мертвенного города, равнодушно взирающего на горе и страдания людей.

Великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитателей петербург ских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелые комнаты с дырявыми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютится семья Мар-меладовых. Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, не похожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Расколь-никова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина которых – постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека.

Читайте также:
Гуманизм творчества Ф. М. Достоевского: сочинение

Все эти примеры закономерно приводят к выводу о невозможности в этом жестоком мире жить по нормам общечеловеческой морали. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских заповедей. Герой романа Достоевского рано или поздно оказывается перед выбором: умереть или жить ценой сделок с совестью. К этому миру неприложи-мы общепринятые нравственные законы. Если бы Сонечка Мар-меладова не стала жить по желтому билету, то умерла бы с голоду ее семья. Когда Раскольников в разговоре с ней упоминает о самоубийстве как о единственно достойном выходе, его слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: «А с ними-то что будет?» Значит, любовь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям.

Соня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет и чистоту, и цельность, и высокую нравственность. Ее преступление оправдано христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.

Сестра Родиона Раскольникова Дуня согласна выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, – вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Значит, в мире униженных и оскорбленных, несмотря на ужасающие условия жизни, люди способны сохранять благородство, любовь, сострадание, великодушие. Изображая мир петербургских трущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездоленным и униженным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в невыносимых условиях.

Итоговое сочинение: Достоин ли преступник сочувствия? (2 варианта)

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему «Достоин ли преступник сочувствия?». Аргументы, тезисы, вступление, заключение — все это Вы можете проанализировать для глубокого погружения в тему. Приятного просвещения!

Вариант 1

(368 слов) У каждого преступления есть свои мотивы и свои обстоятельства, которые неповторимы. Поэтому нельзя сказать, что все правонарушители одинаковы. Соответственно, мы не можем дать универсальный ответ на вопрос, достойны ли они сочувствия? Кто-то совершил ошибку и еще сможет раскаяться, а кто-то никогда не исправится и будет вести себя аморально до конца дней своих. Один должен получить поддержку общества, а второй — нет. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, проанализируем литературные примеры.

Обратимся к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, вдохновленный и обманутый теорией о «право имеющих» и «тварях дрожащих», убил двух женщин и ограбил их, что направить скопленные ростовщицей деньги на благое дело. Безусловно, этот поступок ужасен и непоправим, но сам преступник вовсе не был циничным душегубом. До этого инцидента Родион был добрым, сострадательным и благородным юношей. Он вытащил двоих детей из горящего дома и спас девушку от насильника. Последние деньги он готов был пожертвовать беднякам, хотя сам жил небогато. Родион внушает читателю сочувствие, потому что он мучается от укора совести и признает свою вину. У него есть будущее, ведь он способен на раскаяние и исцеление. Вот такие преступники нуждаются в поддержке общества и должны ее получить.

Но совсем другого убийцу, беспринципного и эгоистичного, мы встречаем на страницах рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку не потому, что хотел кому-то помочь, а просто так. Она отказала ему, он разозлился и решил отомстить. Вот и все мотивы, стоившие жизни жертве. Когда люди обрушились на Ларру с гневом и обвинениями, он спокойно возразил, что может брать любую женщину силой, потому что может это делать. А вот мнение племени ему безразлично, каждый за себя. За такое аморальное поведение Ларру изгнали из общества, и даже Бог наказал его бессмертием, дабы он познал все муки одиночества и стал для других назиданием. Этот человек не нуждается в сочувствии, оно его не изменит, а значит, незачем тратить время на его переубеждение. Если преступник отказывается от других, не стоит навязывать ему поддержку и давать шансы, которые все равно будут истрачены зря.

Читайте также:
Крах недоконченной идеи (По роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Таким образом, есть убежденные в своей правоте преступники, которых не исправит никакое сочувствие. Им нужно только наказание. А вот те, кто оступился и еще желает найти правильный путь, достойны руки помощи. Их еще можно спасти и сделать ответственными членами общества.

Вариант 2

(489 слов) Когда преступник пойман, а его вина доказана, нет ничего проще осуждения и насмешек. Всегда можно попенять, укорить, покачать головами, ведь человек признан плохим. Однако мы не знаем всех обстоятельств дела. А ведь он, быть может, совершил вынужденный поступок, когда иного выбора не было. Может быть и так, что само его происхождение подтолкнуло его к падению в пропасть. И мы не можем судить грешника, пока сами не побываем на его месте, пока не вникнем в его мотивы и особенности положения. Соответственно, мы не имеем морального права отказать ему в сочувствии. Чтобы убедиться в этом, обратимся к примерам из литературы.

Вспомним пьесу М. Горького «На дне». Васька Пепел родился в семье вора, поэтому с детства носил это клеймо. Ему на роду было написано стать преступником, ведь криминальное дело его отца ввергло семью в нищету. Васька не имел ни образования, ни рабочей специальности. Он сразу вынужден был искать деньги на хлеб насущный. Раз он живет в ночлежке, значит, его ремесло не так уж и прибыльно. Оно позволяет ему лишь сводить концы с концами и не умереть от голода. Сам герой ненавидит свое дело и мечтает бросить его, чтобы завести нормальную семью с Наташей и жить по-человечески. Но он осознает, что сама судьба толкнула его на скользкий путь криминала, с которого очень трудно свернуть. Разве этот человек не достоин сочувствия? Он стал преступником не по своей воле, его вынудила сама жизнь в нищете и позоре. В его выборе виноват не столько он, сколько государство, не давшее ему никаких возможностей стать другим.

Также подробно можно проанализировать мотивы Катерины Львовны из произведения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Героиня убила мужа и свекра и напала на наследника своего супруга, маленького мальчика. Почему так произошло? Одной из главных причин является семейное положение Катерины Львовны. Муж и свекр винили ее в бесплодии и постоянно грубили. Они них она видела лишь несправедливые упреки и гонения. Ни должного внимания, ни ласки, ни поддержки она не получила, хотя выполняла все обязанности жены и хотела стать матерью. Целыми днями она сидела одна и ждала очередных колкостей. Конечно, это не повод для убийства, можно было бы развестись. Но не тогда. Катерина Львовна не имела права покинуть мужа и вынуждена была терпеть абьюз. Это накопленное годами негодование вылилось в страстный роман с Сергеем и последующие грехопадения. Катерина видела в этих убийствах единственный шанс на счастье, в котором ей так долго отказывали эгоистичные и жестокие люди. Ей можно посочувствовать, ведь в финале ее разочаровал и Сергей, для которого эта любовь не была серьезной. Этот пример показывает, что даже самое жестокое преступление может быть вынужденной мерой, жестом отчаяния, нервным срывом на фоне ужасного отношения.

Таким образом, преступник всегда достоин сочувствия, потому что человек никогда не преступает закон по своей воле. Он становится таким из-за обстоятельств, на которые он не в силах был повлиять. Да, это не смягчает его вину, не утешает жертв, но дает повод для милосердия. Протянуть руку помощи, поддержать словом — это так мало для нас и так много для отверженных.

Кто Раскольников: преступник или фанат идеи

Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория, оправдывает ли цель средства. Он долго колеблется в своем решении. Но Родион Романович все-таки убивает старушонку. И в этот момент в глубине души встает вопрос кто такой Раскольников: преступник или фанат идеи.

Рассмотрим все за и против. Идея фанатизма главного героя отрицается колебаниями Раскольникова, так как фанатизм охватывает всецело и всепоглощающе, сомнения не допустимы. Кроме того Раскольников хладнокровно продумывает свое преступление до мелочей, нет стихийности действий, присущей фанатизму.

Читайте также:
Характеристика образа Амалии Ивановны: сочинение

Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем и холодным умом. Только человек со скрытой преступной натурой, зашедший в тупик способен на такое преступление. Раскольников — преступник. И ему нет оправдания. Он убил беспомощную старушонку-процентщицу, которая зарабатывала на жизнь как могла.

Раскольников — юноша с большими амбициями, а на преступление пошел ради легкой наживы. Несмотря на оптимистический финал, мы не можем с уверенностью сказать, что преступление не повторится. Личность в представлении писателей второй половины XIX века — это понятие, прежде всего, нравственное.

Именно она движет общество вперед, способствует его развитию. Основной чертой индивида является способность к самокритике, самоанализу и стремление к совершенствованию. Поэтому доминирующую роль в произведениях русской литературы того времени занимают именно такие герои. Ф. М. Достоевский был ярким представителем русской интеллигенции 60-70-х годов XIX века. Одной из основных особенностей его творчества было гуманное отношение к человеку, за которого он испытывал боль.

Свои идеи автор воплощал в художественных произведениях, главными героями которых всегда были люди ищущие и думающие. Таким был и Родион Раскольников. С самого начала он предстает перед нами как необычный человек.

Мы понимаем, что в его душе что-то творится, в его голове кроется какой-то замысел, его терзает непонятная нам мысль: «…но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию». «Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, ко всякого рода обществу, особенно в последнее время Начиная с первых страниц романа, Достоевский готовит своего героя к роковому шагу.

Все, что окружает Раскольникова, нравственно и физически давит на него. Изображая героя в грязно-желтом Петербурге среди нищих, пьяниц, «униженных и оскорбленных», автор хочет показать ту оборотную сторону жизни города, показать, как гибнет умный и образованный человек. Погруженный в нищенскую обстановку, Родион начинает страдать, мучиться. Хорошее нравственное воспитание Раскольникова не позволяет ему равнодушно смотреть на страдания людей, хотя он и сам находится в бедственном положении.

«Вот тут… двадцать рублей, кажется, — и если это может послужить вам в_ помощь, то… я… одним словом, я зайду!» Герой смущен тем, что он помогает человеку, не усматривает в этом ничего сверхъестественного. Несмотря на жестокость своей теории, которую он создал в своем воображении, он был отзывчивым и душевным человеком.

Чем мог, он. помогал семье Мармеладовых. Уязвленная гордость героя мешала ему жить спокойно. Он слишком высоко ценил себя и не мог понять, почему умный и образованный человек должен давать грошовые уроки, чтобы сводить еле-еле концы с концами. И это, конечно, сыграло большую роль в развитии его душевного конфликта.

На протяжении всего романа Достоевский показывает нам внутренние диалоги Раскольникова, «диалектику» его души. Как человек думающий, герой постоянно рассуждает, анализирует свои поступки и делает выводы. Создав теорию о «людях-гениях» и «муравейнике», герой вступает в спор с самим собой. Его действительно волнует вопрос, что он представляет собой. «Кто я — тварь дрожащая или право имею?

» Гуляя по городу, сидя дома, разговаривая с окружающими его людьми, Раскольников все больше уверяется в правоте своей теории, в праве «гениев» на кровь «по совести». Разговор в трактире, знакомство с Мармеладовым, письмо от матери — все это послужило решающим толчком к совершению его «пробы». Но что же дальше?

«Проба» совершена, а душевные страдания не прекращаются. Убийство лишь стало началом всех нравственных страданий Раскольникова. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боятся выдать себя и сделать лишний шаг. Читателю кажется, что герой находится на пути к сумасшествию.

Но именно сейчас Раскольников начинает понимать, что он такой же «муравей», такая же «тварь дрожащая», как и все остальные люди. Это заставляет героя еще больше страдать и мучиться. И жаль становится героя, страдающего, обезумевшего, оттолкнувшего от себя родных и друзей. Только одна Соня понимает его, принимает таким, как он есть.

Именно она возрождает его вновь к жизни, призывает к мукам ради воскрешения души, ради спасения. И вот этот жестокий, эгоистичный человек сам сознается в преступлении, сам принимает на себя страдания. Конечно же, это влияние Сони Мармеладовой, живущей и руководствующейся чувством, которая с 336 Помощью веры и любви возвращает героя к жизни. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Необычный финал романа является последним штрихом в раскрытии духовных исканий личности Родиона Раскольникова.

Читайте также:
Судьба Мармеладовой и Раскольникова: сочинение

Герой выбирает смирение, сострадание и, в конечном счете, отказывается от какого-либо протеста. Пройдя путь от убежденного атеиста до истинного христианина, герой нашел себя, нашел истинное счастье в жизни. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?

Ее чувства, ее стремления по крайней мере…» Это жизнь настоящей личности, разумного и думающего существа. Только находясь в исканиях, раздумьях, постоянном духовном поиске, человек может считаться личностью. Автор очень подробно и детально описывает его убогую, душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру. Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися от стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге.

Фигура замечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники и цеховые рабочие. Везде теснота, духота, скученность людей, вынужденных ютиться в убогих квартирках, что еще больше усугубляет чувство духовного одиночества в толпе. Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы.

Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Переполненный страданиями Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его искренняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в котором явственно проступает презрение. Вообще именно на примере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема униженных и оскорбленных людей, их многочисленных бедствий в «сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице».

Так возникает в романе образ Петербурга, холодного, мертвенного города, равнодушно взирающего на горе и страдания людей. Великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитателей петербург ских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелые комнаты с дырявыми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютится семья Мар-меладовых. Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен.

Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, не похожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Расколь-никова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина которых — постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека. Все эти примеры закономерно приводят к выводу о невозможности в этом жестоком мире жить по нормам общечеловеческой морали. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских заповедей.

Герой романа Достоевского рано или поздно оказывается перед выбором: умереть или жить ценой сделок с совестью. К этому миру неприложи-мы общепринятые нравственные законы. Если бы Сонечка Мар-меладова не стала жить по желтому билету, то умерла бы с голоду ее семья.

Когда Раскольников в разговоре с ней упоминает о самоубийстве как о единственно достойном выходе, его слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: «А с ними-то что будет?» Значит, любовь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям. Соня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет и чистоту, и цельность, и высокую нравственность. Ее преступление оправдано христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.

Сестра Родиона Раскольникова Дуня согласна выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, — вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Значит, в мире униженных и оскорбленных, несмотря на ужасающие условия жизни, люди способны сохранять благородство, любовь, сострадание, великодушие. Изображая мир петербургских трущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездоленным и униженным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в невыносимых условиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: