Тема защиты природы в современной прозе (Распутин, Айтматов): сочинение

Тема защиты природы в современной прозе

Природа — это книга, каждая страница которой полна глубокого смысла.

Поиски смысла жизни — это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Художественная литература учит нас любить природу. Человек и природа занимают важное место в произведениях современной литературы. Эта тема звучит в произведениях Валентина Распутина «Прощание с Матерой», Чингиза Айтматова «Плаха».

В повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» мы видим остров Матеру — это земля, отделенная многими водами от всего мира. Остров для писателя является святым местом на земле. В деревне мы видим царственный «листвень», который, несмотря на все старания людей уничтожить его, уцелел. Обитательницы острова, старухи-праведницы, принимают гонимого везде Бого-дума. Хотя он именно тот человек, который молится о благополучии Руси, презирает суету и богатство. Он ненавидит тех, которые уничтожают самое святое и дорогое, что было у людей в этой деревушке: сжигают их дома, оскверняют могилы их близких. Большинство жителей острова оттягивают свой отъезд как могут. Последние дни они живут в другом времени — времени прощания, тревоги и боязни; что их ждет за пределами этого острова? Кажется, вместе с людьми плачет и природа. По ночам Матеру обходит «Хозяин» — вымышленное существо, добрый дух земли. В этой повести мы видим страдания людей, вынужденных покидать свою родную землю.

Тема природы прослеживается и в романе Чингиза Айтматова «Плаха». В романе мы видим людей, стремящихся к наживе любой ценой: будь то истребление животных или продажа наркотиков, прямое убийство. В произведении описывается вечное царство природы. Степи, зеленые долины — все поражает своей неповторимостью. С болью в душе Айтматов говорит об уничтожении этой красоты. Природу уничтожают сами же люди. Даже волки не могут смириться с этим. Волки — самые злобные и сильные хищники, но и они кажутся беззащитными и страдают от рук людей. Со всем этим пытается бороться Авдий Каллистратов, но ему трудно жить в мире зла. И в столкновении с уничтожителями животных Авдий погибает. Погибает, как мученик, как Христос.

Писатели в своих произведениях призывают людей остановиться и призадуматься над тем, что они творят. Я считаю, что мы должны относиться к природе гораздо бережливее. Ведь мы сами являемся частицей природы. И если природе становится плохо, непременно будет плохо и нам.

Тема защита природы в современной прозе Трудно найти в мире литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме: человек и природа. Имена почти всех писателей связаны с живописными местами. Пушкин не отделим от Михайловского, Толстой — от Ясной Поляны. Отношение человека к природе — одна из. Читать далее.

Тема общей судьбы человека и природы в современной прозе Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко План I. Человек — хозяин и защитник природы. II. Проблема взаимоотношения человека и природы в произведениях русских писателей. 1. Читать далее.

Тема природы Природа всегда занимала особое место в литературе. Не обошли эту тему писатели 20 века. Но если раньше природу воспевали, восхищались ею, то в произведениях писателей современников ясно звучит призыв спасти то, что мы теряем. 20-ый век с его нравственными и. Читать далее.

Тема Великой Отечественной войны в современной прозе Годы Великой Отечественной войны — это годы тяжелых испытаний для нашей страны. Великая Отечественная война оставила множество шрамов в душах людей, как прошедших через нее, так и родившихся после. Нет семьи, которая не потеряла бы мужа, брата, сына. Сколько было. Читать далее.

Тема репрессий в современной прозе За последние несколько лет вышло много книг, правдиво рассказывающих о Сталине и сталинских репрессиях. Главная фигура этих произведений — Сталин. Страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Сам он лично знал лишь малую их часть. По-разному рисуют его А. Рыбаков, А. Солженицын. Читать далее.

Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе (по произведению одного из писателей) Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они — кто старше, кто моложе Остались там, и не о том же речь, Что я не смог, их не сумел сберечь. Речь не. Читать далее.

Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе. (По повести В. Быкова «В списках не значился») Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе. (По повести В. Быкова «В списках не значился») Великая Отечественная война — одно из самых значимых событий XX века для России. Она унесла миллионы жизней, и не было, наверное, в стране ни. Читать далее.

Нравственные проблемы в современной прозе Ч. Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей нашего времени. И в романе «Плаха» он вскрывает те пласты бытия, поднимает те вопросы, которые требуют своего осмысления и выражения в слове. Этот роман — крик, отчаяние, призыв одуматься, осознать свою. Читать далее.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. И. Тютчев Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в. Читать далее.

Описание природы в прозе XIX века Лев Николаевич Толстой — большой мастер слова, под его пером оживали, приобретали неповторимое звучание любой описываемый эпизод, сцена, портрет героя, но картины природы особенно полны необъяснимого очарования. Толстой любил природу, она затрагивала струны его души, в самом обычном пейзаже он. Читать далее.

Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 г. Тех, кто суровой осенью 1941 г. защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски пропахал»… Они не стояли за. Читать далее.

Читайте также:
Пригородный поезд дальнего следования (по повести В. Ерофеева Москва-Петушки): сочинение

ВАЖНОСТЬ ЗАЩИТЫ МИРА ЖИВОТНЫХ (по повести-сказке Дж. Даррелла «Говорящий сверток») ВАЖНОСТЬ ЗАЩИТЫ МИРА ЖИВОТНЫХ (по повести Дж. Даррелла «Говорящий сверток») Всем, кто читал забавные и увлекательные произведения Дж. Даррелла, знают, что их автор — страстный и неутомимый защитник мира живой природы. По большому счету, ему все равно, кого защищать: обезьянку. Читать далее.

Сочинение на тему: «Проблема влияния природы на человека. Почему не каждый воспринимает красоту природы?!» Природа подарила нам жизнь, дала возможность жить, любить, развиваться. Мы перед ней в неоплатном долгу. Но почему же, все чаще мы становимся свидетелями жестокого поведения человека по отношению к природе?! Каждый из нас должен понимать всю важность природы, ее огромную. Читать далее.

Человек и природа в современной литературе (анализ 2-3 произведений) Не то, что мните вы — Природа, Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть послушный нам язык. Тютчев Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходя-щие в природе и окружающем мире. Читать далее.

Тема природы в повести В. Г. Распутина «Живи и помни» План 1. Связь творца и отечества. 2. Сюжет повести. 3. Картины природы как один из способов выражения авторской идеи. Не секрет, что Валентин Распутин был очень привязан к русской земле. Свое творческое кредо он формулирует так: «…защищать совесть, веру и. Читать далее.

Экологическая тема в современной литературе Грустно. И ни черта не понять, что там мозгует режим: Северным рекам шеи свернуть или отнять Гольфстрим! Фазиль Искандер. Как — то в кинотеатре повторного фильма я случайно посмотрел старый фильм «Хозяин тайги». Хотя он был снят еще до моего. Читать далее.

Проблема нравственности в современной прозе (Ю. Поляков. «Сто дней до приказа») Под словом «нравственность» понимают общепринятые нормы морали, охраняемые общественным мнением. Эти нормы сложились в процессе жизни и деятельности общества. Считается, что тот, чьи поступки противоречат нормам морали, поступает безнравственно и его поведение должно осуждаться обществом. Уже невооруженным глазом видно, что. Читать далее.

ТЕМА ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА Обусловленность изображения природы творческим методом поэта. Проявление традиций сентиментализма в пейзажной лирике лицейского периода. Пейзаж как средство создания фона, на котором изображается мир чувств лирического героя. Романтические традиции в изображении пейзажа. Образы-символы. Реалистический пейзаж. Природа как философская тема. Противопоставление бессмертной. Читать далее.

Военная тема в современной литературе Великая Отечественная война является страшным событием в истории нашего народа. Свидетелям и участникам война дала такой эмоциональный заряд, открыла им мир и человека в таких высоких и в таких страшных проявлениях, что забыть об этом просто невозможно. И хотя наш. Читать далее.

Мое любимое произведение в современной литературе Роман Чингиза Айтматова «Плаха» — крупное событие в литературе последнего времени. В нем автор обращается к таким проблемам, не решив или хотя бы не поставив которые, дальше просто нельзя жить. Лейтмотив романа — тревога за утрату веры в высшие идеалы. Читать далее.

ТЕМА ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА Острое чувство родной природы. Душевная просветленность, «половодье чувств» в лирике Есенина. Драматизм и глубокая искренность поэзии. Основные черты природного мира в лирике Есенина: природа как божественное начало, уподобление растительного мира животному, «очеловечение» природы, диалог между человеком и природой, восприятие страдания. Читать далее.

Тема природы в лирике Жуковского Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Он основоположник русского романтизма. Белинский говорил, что Жуковский дал для русской поэзии «душу и сердце». «Душа и сердце» присутствуют в произведениях, где Жуковский говорит о природе. Природа была неотъемлемой частью в жизни. Читать далее.

Проблема нравственной свободы в современной прозе Кто научился думать, того полностью лишить свободы нельзя. Вл. Дудинцев. Не так уж часто встречаются книги, чтение которых составляет впечатление беседы с мудрыми и понимающими тебя собеседниками. Еще реже попадаются книги-«друзья», что делают нас лучше и умнее. Я смогла бы. Читать далее.

«Человек и природа в современной литературе (по одному-двум произведениям) Двадцатый век принес человечеству множество проблем, и среди них — экологическую. Все чаще приходится задумываться о последствиях нерационального использования природных ресурсов, об опасности загрязнения почвы, воды и воздуха. Естественно, литература не может обойти эту проблему. Наиболее остро экологическая тема стоит. Читать далее.

НРАВСТВЕННАЯ СВОБОДА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой! И. В. Гете Не так уж часто встречаются книги, чтение которых составляет впечатление беседы с мудрыми и понимающими тебя людьми. Еще реже попадаются книги-«друзья», которые делают. Читать далее.

Тема природы в поэзии «серебряного века» (на примере творчества И. А. Бунина) Пора и горе, и ненастье, И зиму темную забыть, — Одно есть только в мире счастье — Весь божий свет душой любить! И. Бунин План 1. Поэзия в творчестве Бунина. 2. Многообразие красок, звуков, запахов. 3. «Любовь и радость бытия». Читать далее.

Природа и человек в современной отечественной прозе М. М. Пришвин относится к тем счастливым писателям, которых можно открывать для себя в любом возрасте: в детстве, в юности, будучи зрелым человеком, в старости. И это открытие, если оно состоится, поистине будет чудом. Особый интерес вызывает глубоко личная, философская. Читать далее.

Проблемы культуры, природы, человека и пути их решения Данные проблемы взаимоотношений были затронуты многократно, но они никогда не потеряют своей актуальности. О проблемах природы, культуры и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности. В русской литературе советского периода взаимоотношение человека с природой часто изображались в соответствии с. Читать далее.

Читайте также:
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве: сочинение

Тема любви в прозе Куприна Вас так никто не любит. Я один. Я вас люблю, как проклятый. До смерти. Н. Винграновский План 1. Тема возвышенной любви в произведениях Куприна. 2. Истинная любовь — основа всего. 3. Повесть «Гранатовый браслет» — гимн всепобеждающей любви. 4. Повесть. Читать далее.

Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря, поворачивать вспять течение рек, заставлять природу работать на себя. А. Читать далее.

Тема природы в поэзии С. А. Есенина Сергея Александровича Есенина часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение. В стихах. Читать далее.

Тема деревни в современной литературе (по произведениям В. Распутина) Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Н. Рубцов Творчество известного русского писателя, нашего современника, Валентина Распутина большей частью посвящено проблемам деревни. Он из тех русских мыслителей, которые не. Читать далее.

Тема деревни в современной литературе (по повести В. Белова «Привычное дело») А все, что в душе и в судьбе наболело, — Привычное дело, привычное дело… А. Передреев Без деревни городу не прожить, общество это хорошо знает, и тем не менее деревня в России постоянно находится в более невыгодном с житейской точки. Читать далее.

Тема родины и природы в творчестве С. А. Есенина С. Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Глубокая внутренняя сила его поэзии, совпадение пути с. Читать далее.

Тема войны в современной литературе (По творчеству В. Быкова) Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно… А. Твардовский Мне нравится, как пишет о войне Василь Быков. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата. Читать далее.

Тема войны в современной литературе (По произведениям В. Быкова) Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно… А. Твардовский Победа в Великой Отечественной войне, жестокой и беспощадной, досталась советскому народу непомерно высокой ценой. Двадцать миллионов людей отдали свои жизни за свободу дорогой их сердцу Родины. Война испытывала. Читать далее.

Тема человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака Замечательному русскому поэту Борису Пастернаку довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии». Читать далее.

Человек и природа в прозе 1960-х — 1980-х годов Во многих произведениях советской литературы 1960-80-х годов отношение к природе, восприятие ее являются мерилом нравственности человека. В повестях «Весенние перевертыши» В. Тендрякова, «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Царь-рыба» В. Астафьева именно в отношении к. Читать далее.

Тема природы в лирике Бунина Русская лирика богата поэтическими образами природы. Поэты обожествляли родной край, незабываемые русские просторы, красоту обычных пейзажей. И. А. Бунин не был исключением. Полюбив один раз природу родной страны, он постоянно обращается к этой теме в своих стихах, передавая необычные краски. Читать далее.

Тема Родины и природы в лирике С. Есенина Тема Родины — одна из главных в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и. Читать далее.

Libliteratura – СОЧИНЕНИЯ НА ЛЮБОЙ ВКУС

–> –>Категории раздела –>

Заказать сочинение

Есть что добавить?

Каталог статей

Тема защиты природы в современной прозе (Распутин, Айтматов)

Скачать сочинение

В наше время существует огромное количество проблем. Но одно из важнейших мест занимает экологическая проблема.

Уничтожая природу, мы уничтожаем наше будущее и будущее наших детей. Экологическая ситуация постоянно ухудшается из-за человеческой глупости, жадности, недальновидности. Тема защиты природы волнует многих писателей. Она является ведущей в произведениях В. Астафьева, Ч. Айтматова, В Распутина и других авторов.

Философское осмысление проблемы взаимоотношений человека и природы — в романе Ч. Айтматова “Плаха”. В романе олицетворением природы выступает семья волков во главе с синеглазой волчицей Акбарой. Именно они, хищники, избраны писателем для роли обреченных на смерть существ. Гармония жизни в Моюнкумской саванне была взорвана “хунтой”. На стада сайгаков была устроена облава. “Изначальное равновесие” было нарушено: волки и сайгаки мчались рядом, объединенные общим стремлением уйти от врага — человека. В этой ситуации человек и зверь поменялись местами. Акбара увидела лицо человека, которое “явилось так близко и так страшно, что она ужаснулась”. Волчица увидела в человеке страшного зверя с бессмысленной жаждой убивать. Бессмысленное массовое уничтожение животных — это угроза земному процветанию, предвестие гибели живого мира. Автор доказывает мысль, что уничтожение природы сочетается с уничтожением всего человеческого в людях.

Природа мстит человеку, но ее месть не целенаправленна. Из-за жестокости одних страдают невиновные люди. Трагична судьба Бостона, человека честного, надежного, высокодуховного. Бостон знает и понимает природу. Он понимает “изнемогающее от горя сердце Акбары”, которая три раза потеряла потомство по вине человека. Бостон пытается вернуть волчат, унесенных из логова пьяницей Базарбаем, но это ему не удается. Когда волчица уносит сына Бостона, трагедия Моюнкумской саванны завершается. Бостон, стреляя в волчицу, нечаянно убивает своего сына. Убив сына, Бостон убивает свое будущее. Волчица и ребенок умирают вместе, чем доказывается единство всего живого.

Читайте также:
Женщина и война: сочинение

Человек, по мысли писателя,— часть природы. Когда он перестает ощущать себя этой частью, нарушается гармония, что и ведет к катастрофе.

В повести В. Распутина “Прощание с Матерой” говорится о последних месяцах небольшой сибирской деревни. Старуха Дарья тяжелее всех воспринимает новость о том, что деревня, где прошла вся ее жизнь, должна быть затоплена. Дарья пытается сопротивляться, но плотина уже построена, и она не может ничего изменить.

Павел, сын Дарьи, задумывается о целесообразности решения, принятого “на верху”. Вспоминая, что затоплена будет “самая лучшая, веками ухоженная и удобренная” земля, Павел думает: “А не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы!”

Образ Дарьи напоминает об ином, более бережном отношении к жизни, природе, человеку, основанном на таких понятиях, как долг, помять, совесть. Ей понятно то, к чему многие остаются глухи. Она чувствует себя ответственной за все, что происходит вокруг, за Матеру, за землю, которая “всем принадлежит — кто до нас был и кто после нас придет”. Но главное беспокойство Дарьи — об утрате того, что человека делает человеком.

На наших глазах под воду уходит старая деревня, а с нею — вековой уклад, целый мир.

Уничтожение природы всегда влечет за собой последствия, одно из которых — необратимые духовные потери современного человека, оторванного от народных корней. Именно этой теме посвящено произведение В. Распутина “Прощание с Матерой”.

Человеку необходимо одуматься и понять, что без природы невозможна жизнь. А оберегать и защищать ее — это долг каждого. Именно этому и учит современная литература.

Проблема интеллигенции и революции: сочинение

Начало XX века явилось переломной эпохой в судьбе России. Революция, Гражданская война изменили не только социально-политическую обстановку в стране, они сильно повлияли на мысли, настроения людей. Многие потеряли веру, опору в жизни. Все вокруг перевернулось с ног на голову. Человеку трудно было ориентироваться в безумном мире, где старые, существовавшие на протяжении столетий ценности разрушены, а новые еще не утверждены. Каждого затронули революционные события, и поэтому естественным было желание осмыслить происходящее. Большинство писателей не могли не отразить случившееся в своих произведениях, потому что сами часто являлись участниками революций, свидетелями коренных изменений. Как творческие личности, они стремились дать оценку сложившейся в стране ситуации, когда были подняты многочисленные проблемы, когда люди оказались разделенными на два лагеря и их отношения стали строиться на основе выработанных новой эпохой законов, по принципу классовой ненависти и неприятия инакомыслящих.

Многие оказались словно выброшенными за борт, поэтому в работах писателей была поднята проблема “лишних людей” — тех, кто по своим убеждениям, воспитанию не мог согласиться с тем, что происходило вокруг. Интеллигенция чувствовала себя ответственной за Россию, за ее будущее, поэтому некоторые шли на сторону революции, искренне веря в то, что она поможет стране, другие, наоборот, разочаровывались, не принимали ее и стремились сохранить старые идеалы.

Каждый писатель по-своему относился к происходящим событиям: кто-то писал на злобу дня, выполняя социальный заказ, прославляя новые ценности, кто-то, продолжая традиции “золотого века”, желал сохранить русскую культуру, они оценивали революцию с точки зрения вечных истин: добра и зла, справедливости, любви.

Часть писателей в своих книгах писали о бессмысленности происходящего. К ним относится И. Бабель. В “Конармии” он описывает Гражданскую войну, с которой мы знакомимся через восприятие главного героя — Кирилла Лютова. Он был интеллигентом, и в новелле “Мой первый гусь” мы узнаем о том, как тяжело ему освоиться среди конармейцев, относящихся неприветливо, враждебно к ему подобным. Они грубы, жестоки и, чтобы тебя приняли, надо быть таким же. Кириллу Лютову приходится отказываться от своих позиций, опускаться до уровня этих конармейцев, внутренне герой сильно переживает, но внешне он пытается сохранить хладнокровие. Разве это нормально, когда человек ради того, чтобы остаться просто живым, должен поступаться своими принципами, превращаться в грубое, безнравственное существо. В новеллах “Письмо” и “Смерть Долгушева” И. Бабель пишет о страшной реальности, когда жестокость становится нормой жизни, когда брат убивает брата, сын — отца, отец — сына. происходит переоценка ценностей: моральное делается аморальным, утверждается понятие нового гуманизма: для укрепления идеалов революции используются любые средства, человек получает право вершить судьбу другого, решать, может он жить или нет. Так, убивают раненого Долгушева. Кириллу Лютову трудно принять окружающую действительность. В условиях нового времени интеллигент оказывается в двойственном положении, он раздваивается между требованиями реального мира и тем, что заложено в его душе. Герой Бабеля “ломается”, уступает, хотя постоянно внутренне тяжело реагирует на происходящие вокруг события. Автор сочувствует своему герою, для него страшна потеря нравственности.

Другое отношение к интеллигенции испытывает Фадеев. Он был писателем новой эпохи, участником революционных событий и событий Гражданской войны. В своем произведении Фадеев создает определенное настроение для понимания революции, утверждает идеалы нового гуманизма. В “Разгроме” явно ощущается его презрительное отношение к интеллигенту. Он изображает Мечика человеком, внутренне готовым к предательству, слабой, несформировавшейся личностью и сравнивает с Морозкой — сильным, уверенным в себе и своей позиции. Автор в образе Левинсона создает нового героя, непоколебимого, превыше всего ставящего дело. Положительным может быть только рабочий или крестьянин, интеллигент же является отрицательным героем. Фадеев относится к нему предвзято, в его понимании интеллигент не в состоянии честно служить революции. Такое отношение писателя вызвано тем, что он оценивал человека с классовой, общественно-политической точки зрения.

Можно провести параллель между произведением Фадеева и Пастернака. В “Докторе Живаго” автор тоже поднимает проблему “лишнего человека”, стремится понять, какова роль интеллигенции в происходивших событиях. Но Пастернак писал в пятидесятые годы, то есть у него была возможность посмотреть на случившееся как бы со стороны, более объективно. Его отличает совершенно другое мировоззрение, он подходит к личности с общечеловеческих позиций, с точки зрения вечных ценностей. Его герой никому не доверяет и сам отвечает за совершенные поступки. Попав в плен, Юрий Живаго ведет себя благородно. Он, несмотря на то что не по собственной воле очутился в отряде, лечит раненых, исполняет врачебный долг. Война вызвала дисгармонию в душе героя, и в плену у него возникает желание переосмыслить все, что творится с ним. Юрий Живаго возвращается к вечным истинам, которые были заложены в нем с самого рождения, с которыми он воспитывался. Пастернак стремился показать то, что никакие потрясения не могут и не должны заставить человека отказываться от выработанных многими поколениями традиций, сбивать его со светлого пути истины.

Читайте также:
Разрушение стереотипов (Возвращение забытых имен): сочинение

О судьбе русской интеллигенции писал Булгаков. Он был свидетелем всего происходящего и понимал, что революция I разрушит культуру России, потому что нанесет страшный удар по интеллигенции, являющейся носительницей старых традиций и олицетворяющей собой русскую культуру. Писатель с теплотой и симпатией описывает семью Турбиных. Их дом, [ несмотря на разыгравшуюся метель, на окутавший все мрак, символизирует успокоение, доброту, любовь. Для Булгакова страшно, что это должно неизбежно погибнуть и что в хаосе и неразберихе могут не заметить потери самого ценного, ведь, умирая, интеллигенция уносит с собой русскую культуру. Люди не задумываются о том, что очень трудно восстановить уничтоженное. Как будут жить новые поколения, если сметены старые основы жизни? Этот вопрос писатель задает всем своим произведением. О причинах трагедии русской интеллигенции говорит герой пьесы “Дни Турбиных” Алексей Турбин: “Народ не с нами, он против нас”. В изолированности носителей культуры видит Булгаков их трагедию. Писатель глубоко переживает, что в России утрачиваются вечные ценности, традиции, передававшиеся из поколения в поколение.

Революция сильно повлияла на людей, на творчество писателей, во многом определила тематику и проблематику их произведений. Каждый писатель в зависимости от занимаемой им позиции, от отношения к революции по-своему описывал ситуацию, стремился дать оценку тому, какова роль русской интеллигенции в происходивших событиях. Но, несмотря на различные взгляды, на преобладавшее в определенное время отрицательное отношение к интеллигенции, несомненным было то, что, разрушая старые устои, традиции, отказываясь от вечных ценностей, не так легко утвердить новые идеалы, отвечающие только потребностям революции.

«Интеллигенция и революция» – анализ статьи А.А. Блока

Крах старой России

В газете «Знамя труда», принадлежавшей левым эсерам, 1 февраля 1918 года были опубликованы рассуждения А. Блока о проблемах взаимоотношений революционного движения и творческой среды. Поэт сделал попытку объяснить коллегам по цеху, что свершившийся социальный переворот имеет под собой глубинную основу. Новый порядок, по его мнению, может и должен быть оправдан даже на фоне гибели совершенно невиновных людей, которым не удалось уловить политический ритм времени.

Энергичное и пропитанное горячим чувством высказывание автор начинает с констатации факта смерти старого режима. В содержании «Интеллигенции и революции» краткое утверждение: «России больше нет!» — сопровождается довольно емким комментарием, указывающим, что империя умерла не в 1917 г., а намного раньше. Последнюю возможность ухватиться за правильный курс Блок видел в реформах П. А. Столыпина, считая, что их реализации помешали царские министры С. Ю. Витте и П. Н. Дурново. Годы после убийства Столыпина обозначены им, как ужасная длинная ночь, наполненная призраками.

Страхи, долго мучившие поэта, перестали быть абстрактными, когда на фронт пришло известие об отречении Николая II и падении монархии в результате Февральских событий. Вернувшись в Петроград, Александр Александрович буквально ликовал от осознания свершившейся революции и радовался, что власть перешла в руки Вре́менного правительства. Когда эйфория закончилась, его стала пугать мысль о свержении самодержавия, поскольку было абсолютно не понятно, что будет дальше?

В неуправляемых переменах очень трудно разглядеть какие-либо отчетливые намеки на улучшение жизни, но Блок настойчиво пытался отказаться от сомнений и грусти о потерянном, навсегда разрушенном мире.

Не жалея резких эпитетов, писал: «Переделать все! Устроить так, чтобы все стало новым, а лживая, грязная, скучная, безобра́зная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной!».

Мировая война

Продолжая оправдывать бесчинства и преступления большевиков, «служитель муз» обращается к мыслям о войне, давая понять читателю, что именно в ней он поначалу видел силу, способную очистить общество от зла. В конспекте «Интеллигенции и революции» Блок называет Первую мировую войну «европейской бойней», явившейся вершиной лжи, мерзости и грязи. В ярких красках отмечает главные, на его взгляд, приметы морального разложения армии, уставшей воевать за ценности российской державы:

  1. Скука, от которой изнывают бойцы.
  2. Безделье, сводящее с ума.
  3. Гнусность «довоенных квартир», заключающаяся в пьянстве, ссорах, картеже и изменах.

Неслучайно автор несколько раз повторяет: «Болота, болота, болота». Чтобы бороться со старым мироустройством, затянутым в трясину мерзости, необходима буря. Саму по себе войну как основное разрушительное явление Блок называл «пошлятиной», а участие России в европейских баталиях он считал глупостью и издевательством над людьми: «Трудно сказать, что тошнотворнее: то кровопролитие или то безделье, та скука, та пошлятина; имя обоим — великая война».

Зинаида Гиппиус в мемуарах «Мой лунный друг» привела отрывок из разговора, где Александр Блок откровенно признавался в любви к Германии, объявившей Российской империи войну. Он считал, что нужно как можно скорее заключить мир, сдаться без боя, чтобы избавить русский народ от «скучающей пошлости» и заняться настоящим делом — разжечь священный огонь революции.

В статье же положение интеллигенции на войне он и вовсе считал сумасшествием, а масштаб трагедии вздором: «Цвет интеллигенции сидит годами в болоте на узенькой тысячеверстной полоске, которая называется фронтом». Противостояние ведущих держав виделось ему незначительной чепухой, а не глобальным переделом мира. О своем состоянии говорил, что чувствовал себя удрученным и больным, находясь на передовой.

Таким образом, с помощью приема повторяющегося конструкта и экспрессии Блок объяснил, как расчет на очистительную силу передела мира не оправдался, надежда осталась только на революцию.

Интеллигенция в эпоху перемен

Февраль 1917 года А. Блок воспринял как колоссальный социальный взрыв, имеющий мировое значение. Потрясение, которое должно устремить людей к свободе и величию.

Читайте также:
Человек в тоталитарном государстве (по произведениям русских писателей 20 века): сочинение

Однако бескровный захват власти, неразбериха с организацией управления, множество противоречивых обещаний и пустых речей — все это огорчало поэта, считающего, что благое дело не терпит таких промедлений и топтания на месте, а интеллигенция должна быть в авангарде перемен.

Несмотря на беспокойство о судьбе народа, Блок прекрасно понимал и остро чувствовал наличие духовной пропасти между образованной частью общества и народными массами, являющимися движущей силой революции.

Главная мысль, которую он хочет донести до творческой элиты, заключается в необходимости:

  • Преодолеть страх перед народом, охваченным буйством большевистской пропаганды.
  • Осознать справедливость проявления ненависти к царскому режиму.
  • Встать на защиту «деяний» революции.

По мнению Блока, интеллигенция в эпоху глобальных социальных перемен обязана сыграть важнейшую роль посредника между властью и народом. Приводится простое объяснение этой мысли при помощи яркой метафоры: только творческие люди могут слышать и понимать музыку революционной бури. С помощью художественного образа музыки Александр Блок решает три проблемы:

  • Доказывает интеллигенции, что терять и бояться нечего, поскольку истинные ценности не имеют материальной основы.
  • Заявляет о гармонии революции, подчеркивая, что художник становится «носителем ритма» перемен.
  • Мягко оправдывает большевистский террор, настаивая на том, что оркестр не может играть слаженно без жесткого управления.
  • Убеждает читателей в справедливости своего рассуждения.

Призыв: «Мир и братство народов — вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток.

Музыка, которую имеющий уши должен слышать» — сменяется обличением: «Русской интеллигенции — точно медведь на ухо наступил: мелкие страхи и словечки». Писатель настаивает, что у образованной элиты нет права быть вне политики.

Задачи художника

Обозначив наличие особой миссии для служителей искусства, Блок отчаянно пытается найти преемственную связь между традиционной культурой и революционным кошмаром. Он говорит, что великие писатели, такие как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский тоже вынуждены были погружаться в полный мрак и мужественно пребывать в нем, чтобы обрести собственную надежду на будущее: «Ибо они верили в свет!».

От лица революции Блок призывает элиту к ответу за грехи отцов, считая, что все являются звеньями одной цепи. Он рассуждает простым способом: если не каждый творческий человек ощущает тяжесть ошибок предков, то лучшие наверняка должны чувствовать ответственность. Этой выборочной «справедливостью» поэт старается закрыться от пугающей действительности.

Блок подчеркивает, что прежний мир канул в Лету. России больше нет, равно как и Европы, но они обретут новый вид. Возможно, жить придется «в удесятеренном ужасе», станет нестерпимо тяжело, поэтому главной задачей каждого художника будет взять свое законное оружие — слово — и привести его в действие.

Обращаясь к писателям, он ставит им цель: «сказать такие слова, каких давно не говорила наша усталая, несвежая и книжная литература». Одновременно призывает не кривить душой, не ехидничать и не прислуживать политикам.

Отношение к власти

Текст эссе выстроен в форме воображаемого диалога, где автор обозначает проблему интеллигенции, задает вопрос, а затем отвечает с позиции нового, победившего порядка. Крайности и перегибы, допускаемые революционерами, он пытается смягчить или представить закономерным историческим ответом угнетенных слоев населения.

Смысл расправы над всеми, кто не соглашался с методами большевиков и революцией, у Блока кратко сводится к идее возмездия не конкретным политическим силам, а старому миру.

Однако последствия Октябрьского переворота были пугающие, но он пытается оправдать разрушения и смерть, учиненные вихрем стихии. В статье говорится: «Те, кто места себе не находил от ненависти к царизму, готовы опять броситься в его объятия, только бы забыть, что сейчас происходит».

Революция предполагает волю народа, а беспощадность расправы над царской властью оправдана временем. Поэт считает, что все происходит правильно, а те, кто не могут осознать этого очевидного факта, справедливо становятся жертвами. Ему хочется убедить читателя, что интеллигенция должна служить делу крестьян и рабочего класса. Однако в этой мысли есть явное противоречие: большевики — это не представители простого народа, охваченного стихийным порывом свержения царя, а радикальная часть русской интеллигенции, направившей лавину народного гнева в нужное русло, умело дирижируя музыкой революции.

Как известно, Блок поддержал советскую власть и даже работал в Чрезвычайной комиссии. После выхода в печать «Интеллигенции и революции» многие друзья и коллеги по цеху объявили Александру Александровичу бойкот, обвинив его в предательстве идей гуманизма, оправдании насилия и кровопролития.

Поэт в скором времени разочаровался в идеалах 1917 года, а также в своем творчестве, где воспевал революцию, возлагая надежды на новую прекрасную жизнь.

Незадолго до смерти Блок опять обратился к вопросу отношений интеллигенции и власти, только теперь он был убежден, что для освобождения нужны лишь покой и воля.

Интеллигенция и революция – сочинение

1. Б.Л.Пастернак и его “многострадальный” роман. “Доктор Живаго”.

2. Автор и его герои.

3. Проблема интеллигенции в эпоху революции. Сопоставление с “Разгромом” А.Фадеева.

4. Другие проблемы в романе.

5. Используемая литература.

Река художника еще всесильней

Со всех вещей смывает грязь и пыль,

Преображенней из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль.

Б.Л.Пастернак и его многострадальный “ Доктор Живаго”.

Наверно, ни одно писательское творение XX века не вызывало такого резонанса в мире, как роман Бориса Леонидовича Пастернака “Доктор Живаго”. Великий, считавшийся самым аполитичным, поэт стал политическим символом свободы и борьбы против подавления личности. Лидеры мировых держав включились в борьбу вокруг романа.

Читайте также:
Проблемы молодежи в современной литературе: сочинение

Пастернака обвиняли в том, что его книга “ клеветнически изображающая Октябрьскую революцию, народ, совершивший эту революцию, и строительство социализма в Советском Союзе, была поднята на щит буржуазной прессой и принята на вооружение международной реакцией”.

На обще московском собрании писателей в 1958 году обсуждалось “поведение Пастернака”, где был вылит ушат грязи на Бориса Леонидовича.

Оскорбления, типа – пасквилянт, сорняк, самовлюбленный эстет сыпались на писателя.

Во время травли люди забыли простую истину, – художник всегда имел право сказать то, что сказал: без оглядки на партию, на идеологию.

Пастернака исключили из Союза писателей.

Много позднее, спустя 30 лет В. Семичастный, бывший первым секретарем ЦК ВЛКСМ скажет: “ Что поделаешь – время – собрался пленум писателей – 500 человек. И ни один не защитил.… Хоть теперь некоторые говорят: “Я бы должен был пойти, не прикидываться больным и выступить против”.

Отмена позорного исключения поэта из Союза писателей стала общественным актом.

Диапазон оценок романа велик, что понятно, когда речь идет о произведении, не вписывающемся в привычный круг литературных представлений.

Сам Борис Леонидович считал свой роман первой настоящей работой.

“ Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорока пятилетие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно разработанного, как в идеале у Диккенса или Достоевского, – эта вещь будет выражением моих взглядов на жизнь человека в истории и на многое другое…”- писал Пастернак в письме Ольге Ивинской.

Борис Леонидович отдавал себе прямой отчет в том, что романом отныне круто менял весь маршрут своей жизни, свою судьбу, но у него вырвалось наружу “желание начать договаривать до конца…”

Пастернак ощущал неправедность своего спокойного существования в условиях тоталитарной власти и хотел эту несправедливость искупить

Создание романа – сознательная жертва – недаром первым из сочиненных стихов Юрия Андреевича – “Гамлет” насыщенно новозаветным смыслом. “Чашу сию” Пастернак выпил и именно поэтому был счастлив.

Автор и его герои .

Д.С.Лихачев уверен, что автор (Пастернак) пишет о самом себе, но пишет как о постороннем, он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь, что жизнь Юрия Андреевича Живаго – это альтернативный вариант жизни самого Пастернака.

С этим можно не согласиться. Я считаю, что сам писатель был шире своего героя и в нем не уместился, понадобились и Гордон и Дудоров, и Лара и даже Симочка, которые в некоторых вопросах дополняли Живаго.

Но без сомнения, доктор Живаго – выразитель сокровенного, лирический герой

Пастернака, который и в прозе остался лириком.

Реальная биография Бориса Леонидовича не давала ему возможности высказать до конца всю тяжесть положения между двумя лагерями в революции.

В романе эта двойственность замечательно показана в сцене сражения между партизанами и белыми. Доктор Живаго ранит одного из юнцов Белой армии, а затем находит и у этого бойца и у убитого партизана один и тот же 90-й псалом, по представлениям того времени, оберегавший от гибели.

Живаго переодевает белого солдата в одежду партизана, выхаживает его, зная намерение парня после поправки вернуться в армию Колчака. Он лечит Человека.

Заслуживает внимания взгляд С. и В. Пискуновых на Лару, как на образ Жизни.

Не случайно, в момент сближения с Живаго она работает сестрой милосердия.

“Сестра моя – жизнь”- произведение Пастернака.

В ней гармоничное сочетание стихийности и культуры, тела и ума, раскованного самоутверждения и самоотрицания.

Проблема интеллигенции в эпоху революции. Сопоставление с “Разгромом” А.Фадеева.

Юрий Живаго – представитель русской интеллигенции. Причем он – интеллигент и по духовной жизни – поэт от Бога, и по профессии милосердной, человеколюбивой – врач; по неисчерпаемой душевности, “домашности внутреннего тепла” и по стремлению к независимости.

Юрий Андреевич воспитан наукой, искусством, укладом жизни прошлого века. Отсюда в романе столько скрытых и очевидных реминисценций из русской классической литературы. Они помогают понять героя, передать его мироощущения.

У него больше колебаний и сомнений, больше лирического отношения к событиям, чем ясных ответов и окончательных выводов. В этих колебаниях не слабость Живаго, а его интеллектуальная и моральная сила. У него нет воли, если под волей подразумевать способность без колебаний принимать однозначные решения, но в нем есть решимость духа не поддаваться соблазну однозначных решений, избавляющих от сомнений.

Пастернак стремился осмыслить проблему русской интеллигенции, привыкшей к мысли о самостоятельной ценности каждого мыслящего человека, интеллигенции, которая “отшатнулась от искажений и извращений идеи, а не от самой идеи”.

Борис Леонидович Пастернак был не первым, кто отразил в своем произведении проблему интеллигенции в революции. Вспомним А. Фадеева и его “Разгром”. Ведь там тоже писатель показывает неприятие революции представителем интеллигенции. Но как различен подход к этой проблеме у двух авторов!

В “Разгроме” отряд Левинсона являет собой как бы “Ноев ковчег” революции, в котором место лишь избранным. В противовес им писатель воссоздает образы “лишних людей” революционной эпохи – это и “блаженный” Пика, и самодовольный Чиж, и безвольный Мечик. Последний является представителем “колеблющейся” интеллигенции, отброшенной ходом революции в политическое небытие. По определению Левинсона, Мечик – “никчемный пустоцвет” на фоне обновляющейся жизни.

Александр Фадеев воплотил в романе “левинсонскую” мудрость революции, что и определяет в конечном итоге авторские симпатии и антипатии.

В “Докторе Живаго” же Пастернак взглянул на события гражданской войны с позиции “неприсоединившегося” интеллигента.

“… революция там изображается вовсе не как торт с кремом. Почему – то ее принято изображать как торт с кремом…” – это из слов автора о своем романе.

Примечательно, что оба героя не прижились в отрядах, хотя попали туда они по разным обстоятельствам, да и отряды разительно отличаются друг от друга.

Читайте также:
Проблема интеллигенции и революции: сочинение

Мечик и Живаго сильно различаются и между собой: “Революционность” Павла напоминает скорее игру в революцию, стремление найти выход для накопившихся молодых сил, требующих “борьбы и движения”.

Юрий Андреевич – человек твердых убеждений, основу которых составляет взгляд на человека, как на высшую ценность жизни. Гуманистические принципы доктора ставят его выше того выбора, перед которым встает бессильный Мечик, включившийся в схватку, и не способный на жертвенность.

Живаго не принимает законы этой схватки, обрекающей народ на несчастья и лишения.

С этим связано определенное понимание героем своего долга, оказывающегося сильнее личных симпатий: доктор с одинаковой заботой выхаживает раненых партизан и Сережу Ранцевича, добровольца колчаковской армии, видя в них, прежде всего страдающих людей.

У Пастернак одна из центральных проблем романа – незащищенность творческой личности, проблема свободолюбивой, ответственной личности, утверждающей, а не разрушающей жизнь.

Оба писателя убеждают нас в том, что интеллигенция в 20-е годы “колебаться” могла только в сторону неприятия революции. Вот только характеры этого неприятия различны: один доказывает этим свою несостоятельность, другой, наоборот демонстрирует незыблемость своих взглядов.

“Разгром” написан на “горячем” материале недавних событий.

“Доктор Живаго”- с оглядкой на десятилетия, последовавшие за “триумфальным шествием” революции.

Имеем ли мы право не обращать внимания на этот взгляд?

События Октябрьской революции входят в Живаго так же, как входит в него сама природа. Он их воспринимает, как нечто независимое от воли человека, подобно явлениям природы.

Чтобы понять отношение Пастернака к событиям, надо привести сцену из романа: Купив у мальчика – газетчика экстренный выпуск с правительственным сообщением из Петрограда “ об образовании Совета Народных Комиссаров, установлении в России советской власти и введением в ней диктатуры пролетариата”” Юрий Живаго, возвратясь домой, громко разговаривает:

“ Какая великолепная хирургия! ( Истинное восхищение врача) Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы…

… это небывалое, это чудо истории, это откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины, без внимания к ее ходу.… Это всего гениальнее”.

После восхищения берет свое реальная жизнь. Житейский дискомфорт иссушает Живаго, жестокость разгулявшейся красной партизанщины отталкивает его, причем отталкивает и жестокость белых. Отталкивает равнодушие новой власти к культуре.

Революция, гражданская война развязала “звериные инстинкты”, “общипала догола государство”.

Пренебрежение законностью, культ насилия, моральное одичание – все это идет оттуда.

Критически вглядываясь в происходящее, Живаго видит, что революционным переменам сопутствует пренебрежение духовными ценностями человека во имя материального равенства, растет владычество фразы, утрачивается вера в собственное мнение.

Революционный процесс разметал среду интеллигенции и в то же время вынес ее обломки на поверхность, помещая заурядных представителей этой среды выше, чем они заслуживали: что считалось заурядным, стало выглядеть исключительным.

Пастернак всегда был чужд чистоплюйства в поэзии. Революционные события предстали перед ним во всех их обнаженной сложности, и в своем романе он и показывает противоречия в эмоциональном понимании происходящего.

Живаго – образ интеллигенции, умирает в атмосфере “ отсутствия воздуха”.

На протяжении всего романа разразившаяся в стране революция будет постепенно “хоронить” Живаго.

“Доктор почувствовал приступ обессиливающей дурноты… Его не пропускали, на него огрызались… Он стал протискиваться через толпу на задней площадке, вызывая новую ругань, пинки и озлобление…”

Пастернак реализовал метафору – отсутствие воздуха. Еще А. Блок сказал, что Пушкина “убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. С ним умирала его культура”.

А позже он скажет уже о себе: “… Поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем, жизнь потеряла смысл”.

Г ерои романа испытываются огнем русской революции, которую Пастернак считал поворотным событием в судьбах XX века. Они занимают по отношению к ней разные позиции – и в зависимости от занятой позиции складываются их судьбы.

Путь, который выбрал Живаго, не сулит побед в финале, не избавляет от ошибок, но только этот путь достоин человека – художника, человека – поэта. Юрий остается самим собой. За это, словно в восполнении реальной биографии, ему и дается возможность прожить свою идеальную судьбу в биографии духовной, воплощением которой становится тетрадь его стихотворений. Именно она завершает роман.

Другие проблемы в романе

Но было бы ошибкой считать роман Пастернака только повествованием об интеллигенции и революции.

Это произведение о смерти и бессмертии, вечных загадках бытия, кардинальных проблемах человеческого существования, которые обнажаются на разломах истории. “Доктор Живаго” – роман о потере идеала и о попытке обрести его заново, “напоминание о свете и гармонии в условиях мглы и вихря”.

Интересен взгляд Г. Гачева на роман Пастернака, – он рассматривает проблему и сюжет романа, как проблему Истории и Жизни.

“В XX веке История обнаружила себя как враг Жизни, Всебытия. История объявила себя копилкою смыслов и бессмертий. Многие оказываются сбиты с панталыку, верят науке и газете и сокрушаются. Другое – человек культуры и Духа: из самой истории он знает, что такие эпохи, когда водовороты исторических процессов норовят обратить человека в песчинку, не раз бывали (Рим, Наполеон). И он отказывается от участия в истории, самолично приступает к творчеству своего пространства – времени, создает оазис, где обитает в истинных ценностях: в любви, природе, свободе духа, культуры. Таковы Юрий и Лара.

История может себе позволить откладывать приход к истине, счастью. У нее в запасе бесконечность, а у людей определенный срок – жизнь. Среди сумятицы, человек призван проориентировать себя прямо на настоящее, в безусловных ценностях. Они ведь просты: любовь, осмысленный труд, красота природы, свободная мысль”.

“Доктор Живаго” – учебник свободы, начиная со стиля и кончая умением личности утвердить свою независимость от тисков истории, причем Живаго, в своей независимости не индивидуалист, не отвернулся от людей, он – доктор, он лечит людей, он обращен к людям.

“… Истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидеть, как трава растет. Войны, революции, цари, Робеспьеры – это ее органические возбудители, ее бродильные дрожжи. Революции производят люди действенные, односторонние фанатика, гении самоограничения. Они в несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, много – годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшего к перевороту, как святыне”. – Эти размышления Живаго важны, как для понимания исторических взглядов Пастернака, так и его отношение к революции, к ее событиям, как некой абсолютной данности, правомерность появления которой не подлежит обсуждению.

Читайте также:
Пригородный поезд дальнего следования (по повести В. Ерофеева Москва-Петушки): сочинение

“Доктор Живаго” – это роман также и о любви. Сложные взаимоотношения Лары и Юрия, когда перипетии революции и войны то соединяли, то разъединяли их, в чем – то похожи на взаимоотношения Кати и Рощина в трилогии А. Толстого “Хождение по мукам”. Но Толстой ставит историю выше любви, а Пастернак поставил историю любви выше истории, как таковой. И в этом принципиальное различие не только 2-х романов, но и 2-х концепций.

В своем итоговом произведении Борис Леонидович постарался высказать отношение по всем волновавшим его вопросам философии, этики, религии, искусства, не обходя и того вопроса, от которого “бегал” не только в творчестве, но и в интервью, не только до “Живаго”, но и после него – национального, еврейского.

Правда, Юрий, главный резонер авторских идей, хранит по этому поводу “великое молчание”. Даже в разговоре с Ларой которая переживает, не от одной ли головы ее сочувствие страдающим от погромов евреям, на ее вопрос, согласен ли он с Лариным недоумением, почему евреи так упрямо не хотят ассимилмроваться, Живаго, вопреки своей обычной словоохотливости, отвечает лишь: “Я об этом не думал. У меня есть товарищ, некий Гордон. Он тех же взглядов”.

Этот Миша Гордон, будущий соученик и друг Юрия, впервые появляется на страницах одиннадцатилетним мальчиком, когда становится свидетелем самоубийства старшего Живаго.

Какие же мысли одолевают ребенка? “С тех пор, как он себя помнил, он не переставал удивляться, как это при одинаковости рук и ног и общности языка и привычек можно быть не тем, что все, и притом чем-то таким, что нравится немногим и чего не любят? Он не мог понять положения, при котором, если ты хуже других, ты не можешь приложить усилий, чтобы исправиться и стать лучше. Что значит быть евреем? Для чего это существует? Чем вознаграждается или оправдывается этот безоружный вызов, ничего не приносящий, кроме горя? [. ] Миша постепенно преисполнился презрения к взрослым, заварившим кашу, которую они не в силах расхлебать”.

Таковы мысли второклассника Миши Гордона в год. Можно предположить, что это и а взгляды 70-летнего Бориса Пастернака шесть десятилетий спустя. Дело даже не в общеизвестном равнодушии поэта к собственному еврейскому происхождению. Достаточно того, что никакого другого подхода к еврейству в романе не предложено, тогда как этот методически развивается и углубляется как самим Гордоном, так, косвенно, и другими, незнакомыми с ним персонажами.

Гордон как человек, отказывающийся от своих национальных корней, непременно должен убедить себя, что эти корни никакой ценности не представляют и держаться за них – ошибка, причем не только для него, но и для всех единородцев. Поэтому ко всем существительным, которые можно было бы сопроводить прилагательным “еврейские” (будь то долг, борьба или страдание) Гордон без долгих рассуждений и попыток обоснования привешивает определения “непонятный”, “ненужная”, “бессмысленное”. То же касается и веры. “Урожденный” христианин спокойно почитает святость обоих заветов как Ветхого, так и Нового, и может вполне веротерпимо и уважительно относиться к иудаизму: Бог-то один, а в каких формах ему поклоняться это вопрос в большой мере традиции. Но Гордон должен обосновать хотя бы для себя свой переход из одной религии в другую, превосходство второй над первой. И тут извлекаются на свет идеи, изобретенные христианским средневековьем, да позже выброшенные за ненадобностью и теологической сомнительностью: “Как могли они [евреи] дать уйти от себя душе такой поглощающей красоты и силы [речь, разумеется, о Христе и Христианстве], как могли думать, что рядом с ее торжеством и воцарением они останутся в виде пустой оболочкиэтого чуда, им однажды сброшенной?”

“Увлечение” христианством у Гордона доходит до того, что он собирается переводиться из университета в Духовную академию, и Живаго справедливо догадывается, что толкает его к этому пресловутое желание перестать “быть не тем, что все, и чего не любят”.

В зрелые годы старания Гордона “усредниться” увенчались, наконец, успехом. Автору, похоже, не хочется уже тратить место и краски на иллюстрирование этой печальной метаморфозы, и он просто “от себя” сообщает о гордоновском “неумении свободно мыслить” и “бедствии среднего вкуса, которое, хуже бедствия безвкусицы”.

“Доктор Живаго” – роман об участи человека в истории. Образ дороги центральный в нем.

Фабула романа прокладывается, как прокладываются рельсы… петляют сюжетные линии, стремятся вдаль судьбы героев и постоянно пересекаются в неожиданных местах – как железнодорожные колеи.

“Доктор Живаго”- роман эпохи научной, философской и эстетической революции, эпохи религиозных поисков и плюрализации научного и художественного мышления; эпохи разрушения норм, казавшихся до этого незыблимыми и универсальными, это роман социальных катастроф.

1. Сост. Л.В. Бахнов, Л.Б.Воронин “Доктор Живаго” Б.Пастернака – (С разных точек зрения). -М. Советский писатель, 1990

2. Вильмонт Н.Н.О Б.Пастернаке: Воспоминания и мысли. -М. Советский писатель , 1989

3. Масленникова З.А.Портрет Б.Пастернака- М. Сов. Россия, 1990

4. Пастернак Е.Б. Б. Пастернак: Материалы для биографии. – М. Советский писатель,1989

5. Альфонсов В.Н.Поэзия Б. Пастернака – Л. Советский писатель,1990

6. Лютов В.Русские писатели в жизни – Урал LTD,1999

Сочинение: Александр Блок и Революция на примере поэмы Двенадцать и статьи Интеллигенция и Революция

Блок принял Октябрьскую революцию как редкостную возможность для огромного внутреннего обновления, для устройства новой жизни по канонам красоты и гармоничного созвучия. Такие настроения отобразил Блок в поэме “Двенадцать”, которую считал наилучшим из всех произведений, им написанных. Об этом говорилось в статье “Интеллигенция и Революция”, создававшейся в то же время — в январе 1918 г. В “Двенадцати” Блок приветствовал гибель прежнего мира и триумф новоиспеченной революционной стихии:

Читайте также:
Женщина и война: сочинение

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за Ним, поджавши хвост.

Поэт не идеализирует двенадцати красногвардейцев — апостолов новой веры, которые напоминают настоящих уголовников: “…На спину б надо бубновый туз!” В то же время, он не отрицает возможное положительное значение начавшегося революционного переворота, который должен распространиться на весь мир.

Блок встретил революцию восторженно и упоенно. Близкий поэту человек писал: “Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами”. В числе очень немногих тогда представителей художественной и научной интеллигенции поэт сразу же заявил о своей готовности сотрудничать с большевиками, с молодой Советской властью. Отвечая на анкету одной из буржуазных газет “Может ли интеллигенция работать с большевиками?”, он, единственный из участников анкеты, ответил: “Может и обязана”. Когда буквально через несколько дней после октябрьского переворота ВЦИК, только что созданный на Втором съезде Советов, пригласил в Смольный петроградских писателей, художников, театральных деятелей, на призыв откликнулось всего несколько человек, и среди них был Александр Блок.

В пламенной статье “Интеллигенция и Революция”, написанной вскоре после Октября, Блок восклицал: “Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью… Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию”.

В “Двенадцати” главное, основное и решающее, конечно, не идеалистическое заблуждение Блока, а его ясная вера в правоту народного дела, не его ограниченное представление о реальных движущих силах и конкретных задачах пролетарской революции, а тот высокий революционно-романтический пафос, которым всецело проникнута поэма. “Вдаль идут державным шагом…” — сказано о героях. Именно вдаль — то есть в далекое будущее, и именно державным шагом — то есть как новые хозяева жизни. Это и есть идейный центр поэмы. А то, каким это “будущее” окажется, поэт знать не мог.

И все потому, что: “Скучно!” И внезапно при этом: “Упокой, Господи, душу рабы твоей…” И вдруг оказывается, что они требуют от Бога благословения на свое кровавое дело. Богоборцы в действительности, по Блоку, творят Божью волю, приносят очистительную жертву, в виде старого мира, жертву, необходимую для рождения мира нового. И поэт в финале поэмы заставляет самого Иисуса Христа возглавить грозное шествие двенадцати.

Статья “Интеллигенция и Революция” помогает нам понять позицию Блока. Здесь автор “Двенадцати” утверждает: “Размах русской революции, желающей охватить весь мир (меньшего истинная революция желать не может, исполнится это желание или нет — гадать не нам) таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон, который донесет в заметенные снегом страны — теплый ветер и нежный запах апельсиновых рощ; увлажнит спаленные солнцем степи юга — прохладным северным дождем.” “Мир и братство народов” — вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать”.

Блок думал, что музыку революции услышал верно. Однако Блок был честным художником и под конец жизни, через три с небольшим года, начал понимать, что “нежного запаха апельсиновых рощ” революция никому не принесла и вряд ли принесет. Зато принесла не только кровь и жестокость, но громадный рост уровня несвободы — не только политической, но и творческой. Именно творческая свобода была особенно важна для Блока, и ее отсутствие он переживал тяжелее всего. Не случайно в одном из своих последних стихотворений “Пушкинскому Дому” поэт просил поддержки у великого предшественника:

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду.

Помоги в немой борьбе!

А в своей статье о Пушкине “О назначении поэта”, посвященной годовщине его смерти, Блок написал практически уже не о пушкинской, а о собственной участи: “Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю — тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл”. Революция, приветствуемая Блоком в “Двенадцати”, “Скифах” и во многих других статьях и стихах, и которой с открытым сердцем старался послужить (но не прислуживаться), в конце концов, отняла у него воздух — созидательную свободу и, возможно, инициировала его кончину.

Именно так и произошло. Как все подлинно грандиозное и прекрасное в искусстве, стихи Блока с их истиной, неподдельностью, потаенным пламенем и чудодейственной мелодичностью помогает, и неизменно будет помогать всем нам жить, любить, творить и вести борьбу.

Интеллигенция и революция в романе Доктор Живаго Пастернака

В 1946-м году Пастернак писал, что начал писать роман, чрезвычайно важный, на его же взгляд, для творчества, для самоопределения внутреннего и народного и одной из тем романа “Доктор Живаго” можно назвать слияние этих двух “определений” в одну как нечто, что не может не существовать вообще и существовать как раздельные единицы. Сам роман полон отсылок к Евангелию, если не сказать, что он сам является одной большой к нему отсылкой. Это важнейший пункт для понимания произведения.

Писатель в своём романе рассматривает революцию под углом обзора её как некой стихии глазами личности в отдельности от идеологий. Революция здесь – не поединок красных и белых, а взгляд человека на бессмысленную, взаимоуничижающую «мясорубку» судеб. Главному герою (Юрию Андреевичу Живаго) не понять, как верно жестокость движет массами, но и не хочет понимать – ему нужно простое человеческое счастье в семье и в любимом деле врачевания. По сути он – антогонист революционной идеи, но, что интересно, -не антогонист самой революции. Вся его природа (природа русского интеллегента) отторгает эту философию.

Читайте также:
Проблема интеллигенции и революции: сочинение

Поначалу Юрий Живаго видел в потенциале революции как акта даже надежду на преображение, видел в этом нужду общества как организма. Однако Юрий же после происшествия Октября познаёт карикатурность предлагаемых альтернатив теми, кто (её) строил, говоря о невозможности творцов революции “переделать” общественную жизнь” по той простой причине, что само слово “жизнь” (священное понятие, по мнению главного героя) извращено представляется этим творцам и этими творцами, ибо они её по-настоящему не знают и их дерзновенное “покушение” на эту самую жизнь не может в своей сути принести ничего благополучного для народа.

В биографии Юрия Андреевича есть надрывные, трагедийные факты, давший отпечаток на его характере и на его действиях в рамках романа – самоубийство отца (миллионера, но разорившегося), смерть матери в раннем детстве.

Однако учился Юрий успешно и женился по любви, родился сын. Герой получает профессию, которую любит до глубины души – он врач. Всё складывается идиллично. Впрочем начинается первая мировая война и Юрию Живаго предстоит ехать на фронт.

Автор вкладывает ведущую мысль в уста героини Ларисы о той войне: что она предвосхитила в своём катастрофическом ужасе грядущие испытания для России, несущие в себе некоторый даже апофеоз людской жесткости.

Юрий Андреевич прожил всего-ничего после гражданской войны, ибо всё его существо воспротивилось новому устрою жизни и не смог он под него подстроиться, в отличие от его дворника, например.

Осмысление революции в романе подтверждают философский тезис, выдвинутый Пастернаком, что это кровавая, трагичная полоса ужаса в истории нашего народа, а не «воскресение проклятьем заклеймённых».

2 вариант

В своем произведении Борис Пастернак поднимает, наверное, одну из самых больных тем Российской истории XX века, затронувшую и самого автора. Интеллигенция и революция были противопоставлены друг другу в то нелегкое время, когда тот, кто действовал-оставался в живых, а кто смотрел со стороны – погибал. В своем романе Пастернак выражает свой взгляд на те события и свое отношение к ним от лица доктора Юрия Живаго. Главный герой произведения воспитан в старых традициях царской России, ведет размеренный образ жизни и не желает участвовать во всей неразберихе, но революция не оставляет и его. Для Юрия, проповедовавшего ценности другой эпохи, нравственные и моральные принципы иного склада, революция казалась невообразимой. Он не понимал, как могут люди одного народа безжалостно истреблять друг друга, вести гражданскую войну и преследовать за иные отличные от революционных взгляды. Только услышав о начале всех событий, он с энтузиазмом встречает эту новость, Живого верит в перемены и светлое будущие, но все оборачивается совсем не так, как он мечтал.

Автор показывает два разных типа интеллигенции в романе, одна часть не готова к переменам, не верит, что это происходит в реальной жизни, забивается в угол и ждет своей участи, а другая часть приспосабливается, и не считаясь ни с чем, рвется к власти. История самого доктора складывается трагически, его разлучают с семьей и с родным краем, заставляя жить в новых условиях, что стало для него фатальным. Даже образ его двух жен отражает состояние жизни героя до и во время революции. Антонина-образ прежней размеренной и любимой жизни, где все на своих местах, все правильно и как должно быть, а Лара-образ революции, образ страсти и молодости.

В лице доктора Живого и его семьи видна судьба многих похожих семей того времени. Трагедия одного человека отражает трагедию целого класса людей, которые должны приспособиться к новым порядкам или исчезнуть. Главный герой понимает, что к власти пришли люди, которые не могут править, а интеллигенция слишком долго думала, что делать.

В противовес Живого ставится жесткий и бескомпромиссный Павел Антипов, идущий к своей цели, не оглядываясь ни на что. Антипов готов жертвовать семьей и всем, что ему дорого ради достижения власти. На его примере автор показывает, как развращает власть и к чему такое стремление может привести. Павел сводит счеты с жизнью, не справившись со своими внутренними терзаниями.

Читая роман, можно четко понять, что думал автор об революции, почувствовать его боль и переживания за любимую Родину. Пастернак не делит людей на плохих и хороших, он лишь рассказывает о целом классе людей, которые не хотели жить при новом режиме.

Также читают:

Картинка к сочинению Интеллигенция и революция в романе Доктор Живаго Пастернака

Популярные сегодня темы

Василий Поленов всегда мечтал прославиться как мастер исторической живописи, но по иронии судьбы стал выдающимся пейзажистом. Благодаря Поленову в теме пейзажа появилось множество новых поджанров

Это национальная сказка со множеством понятий, относящих к турецким традициям. К примеру: сааз (музыкальный инструмент), кофейный дом, белоснежные минареты… Лермонтов не стилизовал эту историю под русскую сказку

В середине марта уже чувствовалось наступление весны. Иногда случались дожди. В оврагах еще были снежные сугробы, но па полях он осел. Уже видна была черная земля. Набухали почки, зацвела ива и показались первоцветы

Сейчас мы уже и не мыслим жизни без автомобиля. Машины везде и всюду. Выйди на любую улицу, где снуют автомобили. И каких только видов нет. Легковые, маленькие, большие, автобусы, грузовые автомобили. Вот пролетела пожарная

Привет, мамуля! Как дела ? Как настроение? Что делаешь? Как там твои розы – выросли ? А как там мой Рексик? Я всего лишь месяц на даче у бабушки, но я уже осень соскучился по тебе и Рексу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: