Теория литературы: сочинение

Типовая задача №1 (проза)

Теория к заданию 1 из ЕГЭ по литературе

Историко-литературный процесс, роды и жанры литературы

Основные направления литературы

Классицизм (конец XVII – нач. XIX вв.) Правило «трех единств»: места, времени и действия (для драматических произведений); утверждение в произведениях положительных ценностей и государственного идеала Д.И. Фонвизин «Недоросль», Г. Державин «Памятник»
Сентиментализм (вторая половина XVIII в.) Главенство чувства над разумом; интерес к внутреннему миру героев Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Романтизм (конец XVIII — первая половина XIX вв.) Противопоставление мечты и действительности; мотив одиночества; изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах. В. Жуковский «Море», «Светлана»; ранние произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, поэмы «Мцыри», «Песня про купца Калашникова»; М. Горький «Старуха Изергиль»
Реализм (XIX век) Изображение типической личности в типических обстоятельствах А.С. Грибоедов «Горе от ума»; А.С. Пушкин «Медный всадник», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор»; А.Н. Островский «Гроза»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»; А.П. Чехов рассказы, «Вишневый сад»; И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»; М. Горький «На дне»; М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»; А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»
Модернизм (XX век)
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Поиск нового стиля; внимание к форме А.Блок, О. Мандельштам, А. Ахматова, В. Маяковский

Роды литературы

Эпос Объективное описание событий и характеров Н.В. Гоголь «Мертвые души», И.А. Гончаров «Обломов», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Лирика Изображение внутреннего мира человека, мыслей, чувств; имеет особую языковую организацию (рифму, ритм, размер) М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно», С.А. Есенин «Письмо матери»
Драма Произведение предназначено для постановки на сцене; состоит из монологов, диалогов, авторских ремарок М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно», С.А. Есенин «Письмо матери»
Лиро-эпос (лиро-эпический) Произведение в стихотворной форме, в котором сочетаются эпическое и лирическое изображение жизни А.С. Пушкин «Медный всадник», М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Жанры литературы

Эпические жанры
Рассказ И. Бунин «Чистый понедельник»
Повесть Н.В. Гоголь «Шинель», В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
Роман М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Роман-эпопея Л.Н. Толстой «Война и мир»td>
Лирические жанры
Лирическое стихотворение А.С. Пушкин «Деревня», М.Ю. Лермонтов «Родина»
Драматические жанры
Комедия Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.П. Чехов «Вишневый сад»
Трагедия А. С. Пушкин «Борис Годунов»
Драма А. Н. Островский «Гроза»
Лиро-эпические жанры
Поэма Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Роман в стихах А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Легенда Жанр несказочной прозы в фольклоре, непосредственное повествование о фактах реальной действительности, содержащих элементы героики и фантастики. («Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»)
Сказ Форма повествования, которая основана на имитации речевой манеры рассказчика, представляющего определённую общественно-историческую, сословную, профессиональную группу (Н.С. Лесков «Левша»)

Поэтика (теория литературы, основные понятия)

Тема – то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.

Тематика – круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.

Сюжет – система событий, изображённых в произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к представленным жизненным явлениям.

Фабула – хронологическая последовательность событий художественного произведения.

Композиция – совокупность средств и приёмов, которые использовал автор для построения произведения, раскрытия и организации образов.

Конфликт – столкновение позиций, интересов персонажей, движущая сила действия, определяющая сюжет от завязки противоречий к их разрешению; острое противоречие, благодаря которому развивается сюжет.

Мотив – формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества)

Символ – многозначный, иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни, смысл которого выходит за пределы предметного значения

Время (художественное время) – категория художественного бытия героев (наряду с пространством), вымышленное время действия в произведении. Может быть искусственно растянуто, отзеркалено, циклично.

Художественное пространство – место действия произведения, является основной характеристикой художественного бытия героев.

Рассказчик – условный образ, от лица которого ведётся повествование в произведении.

“Маленький человек” – тип литературного героя, объединяющий в себе некоторые общие признаки: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищенность, что обуславливает особенность их психологии и сюжетную роль (Акакий Акакиевич Башмачкин, Евгений («Медный всадник»)

Композиция произведения

Экспозиция Обрисовка персонажей, времени и места перед началом действия
Завязка Исходный эпизод, момент, определяющий последующее развёртывание действия; фрагмент, в котором намечается конфликт.
Развитие действия Развитие сюжета произведения
Кульминация Момент наивысшего напряжения в развитии действия
Развязка Заключительный эпизод; завершение конфликта
Эпилог Заключительная часть произведения, рассказывающая о дальнейшей судьбе героев после изображённых событий

“Авторские отступления” – композиционно-стилистический приём, который позволяет писателю в открытой форме высказать личные суждения по различным вопросам

Художественные средства создания образов (портрет, пейзаж, речевая характеристика и пр.), формы речи

Портрет Описание внешности (Это был человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с чёрной бородой чуть не по пояс; вышла из-за перегородки растеплённая, с пеленой слезы в неярких своих глазах).
Интерьер Описание обстановки помещения, где живёт герой произведения; служит для социальной и психологической характеристики персонажа.
Пейзаж Изображение природы
(Кто видеть мог? Лишь тёмный лес
Да месяц, плывший средь небес!
Озарена его лучом,
Покрыта мохом и песком,
Непроницаемой стеной
Окружена, передо мной
Была поляна)
Речевая характеристика Использование элементов книжной речи или просторечий, профессионализмов для характеристики героя.
Просторечия (разговорные слова) Слова, не соответствующие литературной норме, принадлежащие к сниженной разновидности разговорного языка. (Завсяко-запросто, помирай, колотной, житёнки, куды др.)
Говорящая фамилия Фамилии, отражающие особенности характеров и мировоззрение персонажей (Простакова, Скотинин, Правдин, Стародум, Башмачкин, Кутейкин, Вральман, Цыфиркин)
Психологизм Способ раскрытия особенностей внутренней жизни героев, её динамики, смены душевных состояний (Глухой крик исторгает Григорий и просыпается, сроду в жизни не испытывал такого страха, сколько ни приходилось бывать в переплётах!)
Деталь (художественная деталь) Элемент художественного образа, несущий смысловую и эмоциональную нагрузку; выразительная подробность, служащая для характеристики персонажа (Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель)

Формы речи

Монолог – развернутое законченное высказывание одного героя, обращённое к слушателю и не зависящее от реплик других персонажей (монолог Кулигина, рассуждения Чичикова)

Диалог – обмен репликами двух людей.

Реплика – ответные слова в диалоге.

Ремарка – авторское пояснение пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе, указание на жесты, мимику, темп речи, паузы, обстановку действия, сопровождающее действие на сцене (например, входит Трофимов в поношенном студенческом мундире, в очках, смеётся; глядя в сторону, молчание).

План написания сочинения-рассуждения ЕГЭ-2022

1. Вступление (подведение к проблеме).

2. Формулировка проблемы исходного текста.

а) формулируем проблему в виде повествовательного предложения:

– В предложенном для анализа тексте К.Г. Паустовский рассматривает проблему (чего?)
– Автор этого текста, К.Г. Паустовский, обращает внимание читателей на проблему (чего?)
– Текст К. Г. Паустовского заставил меня задуматься над проблемой (чего?)
– Предложенный для анализа текст К.Г. Паустовского посвящен проблеме (чего?)
– В тексте К.Г. Паустовского рассматривается проблема (чего?)

б) формулируем проблему в виде вопросительного предложения:

– Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, что значит, кого и т.д.)? Над этим вопросом предлагает нам задуматься К.Г. Паустовский.
– Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, что значит, кого и т.д.)? Этой проблеме посвящен текст К.Г. Паустовского.
– Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, что значит, кого и т.д.)? Эту проблему рассматривает в своем тексте К.Г. Паустовский.
– Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, что значит, кого и т.д.)? Такова проблема, над которой предлагает нам поразмышлять К.Г. Паустовский.

3. Комментарий проблемы – это рассуждения по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к проблеме и дать понять свою позицию по этому вопросу. Обязательны 2 примера-иллюстрации, важные для понимания проблемы, + пояснение к каждому примеру + смысловая связь между ними+ пояснение этой смысловой связи

а) переход к первому примеру- иллюстрации:

– Размышляя над данной проблемой, писатель вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, как…
– Размышляя над этим вопросом, писатель рассказывает историю о том, как…
– Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, писатель обращается к героическим событиям прошлого и рассказывает о том, как…
– Вовлекая читателя в размышления над этой проблемой, писатель приводит данные научных исследований…
– Анализируя факты из биографии известного ученого (поэта, путешественника), автор высказывает предположение о том, что…
– Автор текста приводит примеры того, как люди по-разному…
– Автор текста подтверждает свои мысли, цитируя известного…
– Автор осуждает героя за…
– Автор восхищается людьми, которые…
– Автора беспокоит тот факт, что…

б) пояснение примера:

– Так писатель показывает…
– Описывая состояние героя, …
– Описывая действия героя…
– Этот пример показывает, что…
– Эти слова помогают понять…
– Это свидетельствует о том, что…

в) второй пример-иллюстрация

г) пояснение примера

д) смысловая связь между примерами:

– дополняют друг друга
– противопоставляются один другому
– сравнивают информацию
– подводят к выводу и т.п.

е) пояснение этой смысловой связи и переход к позиции автора

4. Позиция автора – это итог его размышлений по проблеме:

– Таким образом, автор утверждает, что…
– Автор считает, что…
– Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
– Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…

5. Выражение собственного отношения к позиции автора по проблеме исходного текста (привести доказательства из жизненного опыта, художественной литературы, научной, кинофильма, спектакля и т.п.)

– Я согласен с позицией автора исходного текста и тоже считаю, что…
– Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор.
– Почему точка зрения К.Г. Паустовского кажется мне верной?
– Я согласен с автором в том, что…
– Автор прав, утверждая, что…
– Я разделяю точку зрения автора…
– Разве можно не согласиться с автором текста? Конечно, нет…

6. Заключение

– В заключение хотелось бы отметить…
– Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
– В заключение еще раз подчеркну: …
– Обобщая сказанное, хочется подчеркнуть…
– Можно завершить рассуждения цитатой, например: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро)

Литература.10 класс. Подготовка к написанию выпускного сочинения

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ТЕРМИНОЛОГИЯ

Художественное произведение – единство содержания и формы.
К содержанию относим тему, идею, художественный образ, конфликт. К форме – жанр, композицию, сюжет, поэтические средства.

Тема – это круг жизненных явлений, образующих основу художественного произведения.

Идея – это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены.

Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве.

Последовательная передача изображенных в произведении событий в их причинно-следственной связи называется фабулой.

Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия, и кульминация, развязка и эпилог.

Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий.

Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту.

Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.

Момент высшего напряжения действия называется кульминацией.

Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий.

Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображенных в произведении.

Эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий.

Конфликт – это столкновение противоречивых явлений, целей, устремлений героев или противоречие в самом герое.

Композиция – это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в единое целое.

Лирические отступления вводят в мир авторского идеала, позволяют усилить нужное, с точки зрения автора, восприятие характера или события.

Образ героя – это художественное обобщение человеческих свойств, черт

характера в индивидуальном облике героя.

Персонаж – это любое действующее лицо произведения.

Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, чувства, мысли которого отражают авторское мировосприятие.

Литературный тип – это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной для определенной общественной среды в определенное время.

Характер – человеческая индивидуальность, складывающаяся из определенных душевно-нравственных, психических черт.

Эпос – художественное произведение внешнего по отношению к писателю мира, развернутое во времени и пространстве. Основными жанрами эпоса являются басня, поэма, баллада, рассказ, повесть, роман, эпопея.

Басня – один из древнейших видов эпической поэзии. Басня состоит из маленького острого эпизода и нравоучения. Басенная аллегория основывается на известных четах животных: хитрость лисы, глупость осла, трусость зайца, сила льва, коварство волка.

Поэма – произведение (чаще всего стихотворное) с повествовательным или лирическим сюжетом, воспевающие значительные события, возвышенные характеры. Поэма существует в разных видах: героическая, романтическая, лирико-психологическая, философская, сатирическая. В поэме сочетаются эпическое и лирическое начала.

Рассказ относится к малым эпическим жанрам. Содержание его ограничивается одним событием. Характеры даются уже сформированными.

Повесть – эпический жанр, занимающий среднее – между рассказом и романом – положение. В повести больше (сравнивая с рассказом) действующих лиц, история развития характеров которых образует более сложную конструкцию. Здесь несколько сюжетных линий, ряд эпизодов, охватывающих значительные для героя события.

Роман – большая форма эпоса. Содержание романа не ограничено ни во времени, ни в направлении, может охватывать целую эпоху. В романе воссоздается история формирования человеческих характеров, исторические и общественные процессы, происходящие в окружающей действительности, и психологические – во внутреннем мире человека.

Монументальные произведения, в которых широко отражены значительные исторические события, важные для жизни народа и нации, называются эпопеями.

Лирика – один из родов литературы, основанный на непосредственном выражении поэтом мыслей, чувств, переживаний, вызванных теми или иными явлениями жизни.

Лирика может быть медитативной (выражающей эмоциональные раздумья, в основе которых лежат вечные проблемы бытия), изобразительной (воспроизводящей явления внешнего мира (чаще всего – природу)) и суггестивной (сосредоточенной на передаче эмоционального состояния).

Лирические жанры (очень распространенные в античности, почти утратившие свое значение в поэзии ХХ века):

– ода – воспевает значительную личность, событие;

– мадригал – небольшое стихотворение в похвалу женщине;

– эпиграмма – стихотворение, иронизирующее над определенным лицом;

– эпитафия – стихотворение на бракосочетание;

– элегия – грустное стихотворение

Драма как род литературы соединяет в себе изображение характеров и событий (как в эпосе) в непосредственном действии, самовыражении (как в лирике). Драма строится на диалоге и монологе действующих лиц. Высказывания имеют решающее значение в характеристике места и времени действия, в создании образов героев. Вмешательство автора в действие драмы очень ограничено (только ремарки). Отличительными чертами драмы являются также сконцентрированность событий, острота и напряженность конфликтов, определенность характеров, их оформленность в ведущих чертах. Драма композиционно состоит из актов, явлений, сценических эпизодов (картин).

Основными жанрами драмы как рода литературы являются комедия, трагедия, собственно драма.

Комедия – драматическое произведение, в котором осмеиваются какие-либо негативные черты человека или общества.

Трагедия – драматическое произведение с глубоким конфликтом, при решении которого герой погибает.

Собственно драма очень разнообразна по характеру конфликтов. Это может быть, как и в трагедии, столкновение героя с внешним миром, с другими героями, разлад внутри себя. Но в герое драмы нет внутренней безысходности, той неразрешимой борьбы, которая героя трагедии приводит к смерти.

Кроме основных жанров (комедии, трагедии, собственно драмы) в драматический род литературы включаются такие жанры, как мелодрама, фарс, трагикомедия.

Пьеса – не жанр! Пьеса – общее название любого драматического произведения.

Поэзия/проза – это различные способы речевой организации художественного произведения.

Проза – это художественная, логически, а не ритмически организованная речь, поэзия – ритмически организованная речь.

Повторяем теорию литературы для ЕГЭ

Очень кратко и очень просто

Экзамен ЕГЭ по литературе состоит из “тестовой” части, в которой от ученика требуется хорошее знание теории, и пяти сочинений, при написании которых от ученика требуется эту теорию применять.

Очень быстро и просто повторяем теорию:

Очень быстро отвечаем на вопросы формата ЕГЭ

Варианты формулировки для определения жанра:

Как сам Н. В. Гоголь определил жанр «Мертвых душ»?

Укажите жанр, к которому принадлежит произведение И. А. Гончарова «Обломов».

Назовите классический лирический жанр, к которому относится стихотворение “Лиличка”.

В предисловии к «Герою нашего времени» автор называет своё произведение «книгой». Укажите жанр, к которому относится эта «книга».

Каково авторское определение жанра пьесы «Вишнёвый сад»?

А. И. Солженицын определил жанр своего произведения как рассказ, но редакция журнала «Новый мир» при его публикации с этим не согласилась, так как сюжет произведения более тяготел к хронике естественного течения жизни. Какой жанр литературы, соответствует такому сюжету?

Каково авторское определение жанра «Евгения Онегина»?

Укажите жанр, к которому относится пьеса М. Горького «На дне».

К какому жанру относится произведение В.А. Жуковского «Светлана»?

Укажите жанр, к которому принадлежит произведение М. Горького «Старуха Изергиль».

Какое слово добавляют к слову «роман», характеризуя жанр шолоховского «Тихого Дона»?

Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия).

Ответы:

  • поэма
  • роман
  • послание
  • роман
  • комедия
  • повесть
  • роман в стихах
  • драма
  • баллада
  • рассказ
  • эпопея
  • элегия

Вариант формулировки для определения рода:

Укажите род литературы, к которому относится произведение И. А. Гончарова «Обломов».

Укажите род литературы, к которому относится пушкинский «Евгений Онегин».

Укажите род, к которому относится пьеса М. Горького «На дне».

Назовите род литературы, к которому относится стихотворение И. А. Бунина.

Ответы:

  • эпический
  • лироэпический
  • драма
  • лирический

Вариант формулировки для определения литературного направления:

Назовите литературное направление, у истоков которого стоял В. А. Жуковский и принципы которого нашли свое воплощение в данном произведении.

Каким термином обозначается литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Обломове»?

Черты какого поэтического направления начала 20 века можно найти в этом стихотворении А. Ахматовой?

Пьеса Фонвизина, теснейшим образом связана с литературным направлением, провозглашающим в качестве идеала гармоничное сочетание личных интересов человека с велением разума и нравственного долга, что ярче всего воплотилось в образах Стародума и Правдина. Назовите это направление.

Укажите название литературного направления, в основе которого лежит противопоставление мечты и действительности и который пришёл в русскую поэзию с именами К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.

Черты какого литературного направления, достигшего расцвета во второй половине XIX века, присутствуют в «Евгении Онегине»?

К какому литературному направлению традиционно относят лирику М. Ю. Лермонтова, которая, по словам одного из исследователей, «поражает беспощадностью отрицания и могучим полётом мечты»?

Назовите литературное направление, во второй половине XIX века уступившее место реализму и возрождённое в ранней прозе М. Горького.

Черты какого поэтического направления начала 20 века можно найти в этом стихотворении В. Маяковского?

Назовите литературное направление, которое достигло своего расцвета во второй половине XIX в. и принципы которого воплощены в пьесе «Вишнёвый сад».

Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся А. А. Блок.

Ответы:

  • романтизм
  • реализм
  • акмеизм
  • классицизм
  • романтизм
  • реализм
  • романтизм
  • романтизм
  • футуризм
  • реализм
  • символизм

Редкие, единичные случаи:

Каждому заключённому в лагере присваивали номер, который тот обязан был носить на одежде. У Шухова он состоял из буквы Щ и трёх цифр. Запишите эти цифры.

Укажите имя и отчество героини, от лица которой ведётся повествование (отрывок из “Кому на Руси жить хорошо”.

Текст «Евгения Онегина» членится на 14-строчные пронумерованные строфы, имеющие сходную ритмическую структуру. Какое название получила такая строфа?

Рассказ Изергиль о Лappe нравоучителен и фантастичен. Укажите жанр, к которому его можно отнести.

Укажите должность чиновника, рассказывающего историю капитана Копейкина.

Ответы:

  • 854
  • Матрена Тимофеевна
  • Онегинская строфа
  • Легенда
  • Почтмейстер

Итоговое сочинение – 2020/21: подготовка на основе литературного образца

Рекомендуем посмотреть запись вебинара с развернутыми комментариями Ларисы Беднарской и скачать презентацию, в которой эксперт дает методические советы по подготовке к итоговому сочинению.

В этом году направления тем итогового сочинения призваны анализировать собственную жизнь выпускника. Но импульс для выражения этих мыслей дает художественное произведение. Задача учителя — сделать этот импульс максимально ярким, чтобы молодой человек захотел раскрыть себя и написать о том, о чем говорить, возможно, не принято.

Поговорим о материалах, которые дают тот самый импульс, и разберемся, как подготовиться к итоговому сочинению в этом году.

Текст как единица языка и речи

Текст — ядро современного образования: объект, предмет, способ и результат. Текст объединяет изучение русского языка и литературы на филологической основе, так как является единицей языка и речи. Как единицу языка мы изучаем текст на уроке русского языка в форме сложного синтаксического целого, которое имеет свою семантику (микротему) и структуру (описание, повествование, рассуждение). А на уроке литературы текст изучается как речевое произведение.

В отличие от сложного синтаксического целого как единицы языка текст как единица речи представляет собой процесс или продукт речевой деятельности. В связи с этой двойственностью в школьной практике текст чаще всего понимается как словесное изложение содержания произведений разных стилей и жанров, а также в значении «все творчество поэта или писателя». Ученическое сочинение — это тоже текст, состоящий из смысловых частей.

Алгоритм написания сочинения

Формулирование проблемы — тезиса — темы сочинения

Чем оригинальнее, парадоксальнее, тем интереснее. Учащиеся предлагают свои варианты формулировок. Формулировки темы могут быть разными, а проблема общей. Обосновываем выбранную проблему.

Формулирование идеи сочинения

Какие смыслы мы хотим выразить в своей работе? Формулировкой идеи лучше закончить сочинение. Предъявление отрывков из литературоведческих текстов, их анализ или подбор ряда ключевых положений из художественного текста, направленных на раскрытие идеи. Эти материалы готовятся учениками заранее по заданиям учителя, желательно дифференцированным для отдельных микрогрупп. На уроке отбираются лучшие цитаты, наиболее ярко и точно подтверждающие положения будущего сочинения, ключевые слова, лежащие в основе будущего рассуждения. Каждый учащийся выбирает из предложенного то, что ему интересно, доступно готовя на уроке рабочие материалы к сочинению.

Определение содержательного ядра сочинения: что главное и что второстепенное?

Обсуждение объема, плана и структуры сочинения, будущего рассуждения, включающего тезис, аргументы, вывод. Обсуждение: сколько нужно аргументов для доказательства тезиса?

Формулирование и запись ключевых предложений и слов в составе аргументов (смысловых частей сочинения). На первых порах это задача учителя, постепенно сложная работа по формулированию ключевых положений сочинения становится доступной учащимся. Результатом является цитатный план будущего сочинения, расширенный рядами ключевых слов.

Развитие ключевых предложений и слов в составе аргументов. Устная коллективная работа, в результате которой записывается краткий конспект содержания аргументов. Каждый ученик выбирает то, что ему ближе, поэтому при общности тематики и структуры возможно их вариативное содержательное наполнение. В процессе этой общей творческой работы осуществляется завещание А. С. Пушкина «Глаголом жги сердца людей!» Учитель мотивирует и направляет истинное творчество учащихся. Его руководство общей работой рождает импульсы новых индивидуальных идей, воплощаемых в сочинениях.

Моделирование будущего сочинения предусматривает уровневое личностно ориентированное обучение, обусловленное различной подготовкой учащихся:

  • минимальный: подбор цитат к ключевым положениям и их элементарный анализ;
  • расширение модели-конспекта, составленного на уроке в разных творческих направлениях;
  • оригинальное самостоятельное развитие проблемы на основе опорных положений. Структура рассуждения

Общая структура рассуждения объединяет работу над сочинением по русскому языку и литературе в единую систему.

  • Тезис: формулирование проблемы и обоснование ее выбора
  • Изложение сущности первого аргумента
  • Изложение сущности второго аргумента
  • А третий аргумент предусматривается для сильных учеников
  • Вывод

Структура сочинения

Формулирование проблемы-тезиса (лучше в форме вопроса) и ее обоснование (50-60 слов), составляет 1/5 всего объема сочинения и 1/3 листа А4 рукописным текстом. Формулирование первого блока аргументов: пояснение на основе аналогии или антитезы.

Формулирование второго блока аргументов. Аргументы (доказательства) включают несколько смысловых частей, оформленных абзацами.

Примеры из литературных произведений. Блок аргументов заканчивается микровыводом. Микровывод не следует начинать словами «итак», «таким образом».

Вывод (заключение, итог всему рассуждению по теме: формулирование главной мысли сочинения (его идеи).

Коллективная работа над сочинением — проектная деятельность

Не секрет, что каждый год мы изучаем какое-то центральное произведение, на которое можно опираться в раскрытии большого количества тем и направлений. При выполнении проектных задач и сам учитель, и класс учатся по-разному возвеличивать одну и ту же проблему.

Круг отобранных текстов ограничен. Они могут повторяться в разных направлениях и тематике. В результате проектной деятельности учителю следует, отбирая вместе с выпускниками нужный литературный материал, научиться самому и научить старшеклассников по-разному «высвечивать» одну и ту же проблему.

Сейчас умение подобрать или сформулировать оригинальную проблемную тему, высветить и обозначить ее смысловые варианты становится все более актуально. Оригинальная формулировка проблемы становится тезисом сочинения-рассуждения, который нуждается в обосновании, так как является авторским.

Обязательно планируйте объем сочинения (минимум 300 слов). Обычно сочинение старшеклассника занимает два-три тетрадных листа в зависимости от уровня подготовки.

Формулируйте проблему — тезис — тему сочинения: чем оригинальнее, парадоксальнее, тем интереснее. Учащиеся предлагают свои варианты формулировок. Записываем выбранную формулировку темы (они могут быть вариативными).

Работайте над первым рамочным предложением, добиваясь его максимальной смысловой яркости (для сильных учеников). Проговаривайте варианты обоснования проблемы. Первая смысловая часть будет занимать от трети до половины страницы. Дальше формулируйте идею сочинения. Члены микрогрупп предлагают свои варианты интерпретации подобранных фрагментов и цитат.

Результат коллективной работы — план-конспект будущего сочинения, который содержит что-то общее для создания индивидуального содержания.

Направления тем 2020/21 учебного года

Направления тем в этом учебном году определяют тенденцию на выражение собственной точки зрения при преимущественной опоре на собственный жизненный опыт, однако эти формулировки не отменяют возможности использовать для подтверждения собственной точки зрения примеры из литературных произведений.

Все направления имеют морально-нравственную основу, расширяется диапазон проблемных формулировок тем, использованных ранее, поэтому учителю можно опираться на сочинения, отработанные, например, в прошлом году. Все направления четко ориентированы на диагностику уровневых результатов обучения.

Забвению не подлежит

Исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности.

На первом уровне — память о войне, о мужестве и патриотизме («Война и мир», «Сотников») и сохранение памяти об истории в условиях современной ожесточенной идеологической войны. На втором, более сложном, уровне ученик приводит примеры не только из литературных произведений, но и из других видов искусства.

Остальные четыре направления объединяет общая нравственная проблематика, которая предоставляет широкие возможности творческого варьирования темами.

Я и другие

Человек среди людей, проблемы конфликта понимания, что значит быть собой.

Из традиционных тем здесь можно использовать следующие:

  • Путь к себе, к духовной свободе (Платон Каратаев и нравственные открытия Пьера Безухова в плену; духовный путь князя Андрея, тема праведничества: Н.С.Лесков, А. Платонов «Юшка» и т.д.).
  • Как научиться не лгать? (Железников. «Чучело»).
  • Творец или потребитель?
  • Как воспитать ответственность?
  • Как научиться понимать друг друга? (И. Тургенев. «Щи»).

Третье, четвертое и пятое направления — вариации на одну тему.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом.

Время перемен

Тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством.

Разговор с собой

Внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования — вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания, тема совести.

Первый блок

В чем смысл жизни? Что важнее — духовное или материальное? Творец или потребитель? Как вылечить «слепое» сердце? Когда у человека ум с сердцем не в ладу? Почему разные поколения не понимают друг друга? Почему так трудно понять друг друга?

Второй блок

Что может помочь выжить в новом веке? Жить или выживать? Почему люди предают мечту? Чем нужно руководствоваться в жизни? Как создать идеальную семью? Каким я представляю себе будущий мир? Что управляет миром?

Третий блок

Что самое ценное в жизни? Возможно ли жить по справедливости? Правда и обман. Сладчайшая месть — это прощение? Можно ли говорить сегодня о чести? Как освободиться от эгоизма? Что такое грех? Что значит любить?

Проблематика сочинений

Семья

Ориентируйте детей на те проблемы, которые чаще всего волнуют старшеклассников, и о которых обычно не говорят вслух.

Совет учителям. Обратите внимание на раскрытие проблемы семьи: от анализа литературного произведения легко перейти к реальной жизни, к собственному опыту.

Семейный комфорт создается непрестанным трудом и ответственностью. Лучшим образцом тончайшего психологического описания тайных источников, которые рождают идеальные семьи, тайн взаимоотношений в них является их изображение в романе Толстого «Война и мир».

Это семьи Марьи и Николая, Наташи и Пьера. Кстати, на эти моменты учителя не обращают внимания. Не случайно первыми названы женские имена: именно женщина создает духовность и живую энергетику семьи. Непререкаемый авторитет мужа, отца, хозяина опирается на внутреннюю мудрую силу жены, следует ее духовному компасу. «Она лучше меня» — для Ростова остается постоянным всю жизнь. С виду княжна Марья пассивна, душой и телом отдана мужу и детям, но именно она является нравственной опорой семьи. В тонких психологических описаниях взаимоотношений супругов нет ни намека на секс, однако дом полнится детьми.

Примерные тезисы для сочинения

  • Связь поколений необходима для полноценного развития общества.
  • Мы должны стремиться к гармонии и в семейных, и в общественных отношениях. Осуществляется эта связь поколений путем передачи жизненного и исторического опыта от одного поколения к другому. Этот процесс не всегда протекает безболезненно. Он может приводить к конфликту, но он должен быть основан на взаимопонимании и взаимоуважении.
  • Чаще всего каждому мужчине предстоит испробовать на себе роль и отца, и ребенка. Поэтому мы должны быть терпимее друг к другу: отцы должны прислушиваться к детям, а дети должны с уважением относиться к отцам. Тогда не будет конфликтов ни в семье, ни в обществе.
  • Конфликты могут возникать, но всегда можно найти компромиссы, которые помогут прийти к взаимопониманию в семье к гармонии в семье.

«Вечные» проблемы молодых. Как научиться понимать себя и других?

Почему разные поколения не понимают друг друга? В чем истоки непонимания между людьми разных поколений? Что может мешать «отцам» и «детям» понять друг друга? Действительно ли неизбежен конфликт «отцов» и «детей»? Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодежью?

Совет: прочитайте вместе с детьми стихотворение в прозе «Щи» Ивана Тургенева — в нем ярко описана проблематика непонимания между людьми.

Сменяются эпохи, другим становится наше государство, а проблема непонимания между людьми становится все острее. И чем больше мы будем говорить нашим детям о любви, чуткости, внимании, тем больше мы будем способствовать тому, чтобы они жили как счастливые люди.

Что важнее — разум или чувство? Как достичь внутренней гармонии?

«Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом».

Посмотрим, как можно использовать наши наработки в разворачивании направлений сочинений:

Разум и чувства — это две важнейшие составляющие внутреннего мира человека. Через них он познает действительность, осуществляет свои стремления. Чувства отвечают за эмоции и переживания, а разум — за способность человека логически мыслить. И эти внутренние силы личности часто вступают в конфликт между собой. Но к какому результату приводит их противостояние?

Великий ученый Блез Паскаль утверждал, что основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе между чувствами и разумом. Я полностью согласен с этим мнением и считаю, что для принятия правильного решения и полноценной жизни человеку необходима не постоянная борьба, а гармония между разумом и чувствами.

В произведениях русской литературы мы находим многочисленные подтверждения этой точки зрения.

В постоянной борьбе чувств с разумом живет Родион Раскольников, главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Руководствуясь лишь холодным разумом и убеждениями, забыв о чувствах, он, будучи человеком добрым и неравнодушным к чужому горю, формулирует чудовищную теорию. Суть ее в том, что убийство разрешается сильным личностям для воплощения их великих идей и улучшения тем самым качества жизни широких масс. Для проверки этой теории и определения своего места в мире Родион идет на убийство, но, совершив его, духовно гибнет сам.

Постоянная внутренняя борьба чувств с разумом приводит к судьбоносным ошибкам героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». По настоянию отца князю Андрею Болконскому пришлось побороть чувства и руководствоваться только одним разумом, когда он принял решение отложить женитьбу на Наташе на год. Только на краю смерти он понял, что совершил роковую ошибку.

Зощенко Михаил

Школьные сочинения по творчеству

“Маленькие трагедии” “маленького человека” (по творчеству М. М. Зощенко)

Я хочу начать свое сочинение известными словами из ” Золотого теленка” И. Ильфа и Е. Петрова: “Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно — как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода”.

“Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя” (А. П. Чехов) (по рассказам М. Зощенко)

Михаил Зощенко, сатирик и юморист, писатель ни на кого не похожий, с особым взглядом на мир, систему общественных и человеческих отношений, культуру, мораль и, наконец, со своим особым зощенковским языком, разительно отличающимся от языка всех до него и после него работавших в жанре сатиры писателей. Но главное открытие прозы Зощенко — его герои, люди самые обыкновенные, неприметные, не играющие, по грустно-ироническому замечанию писателя, “роли в сложном механизме наших дней”.

“Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи…” (В. Г. Белинский) (по рассказам М. Зощенко)

Михаил Зощенко, старик и юморист, вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную и драматическую, полную социальных перемен и нововведений.

Грустное и смешное в рассказах М. Зощенко

Никто из русских писателей 20-х годов XX века не мог сравниться по популярности с М. Зощенко. Юношей он участвовал в Первой мировой войне, был ранен, отравлен газами и награжден орденом. Он писал больше повести, однако читатели высоко ценили прежде всего его маленькие рассказы, полные юмора и одновременно внимания к нелегкой жизни своего современника, от имени которого и ведется в них повествование. Грустное и смешное переплелось в этих рассказах неразрывно.

Объекты сатиры в рассказах М. М. Зощенко

Михаил Зощенко, автор многочисленных повестей, пьес, киносценариев, был невероятно любим читателями. Но подлинную славу ему принесли маленькие юмористические рассказы, которые он публиковал в самых различных журналах и газетах — в “Литературной неделе”, “Известиях”, “Огоньке”, “Крокодиле” и многих других.
Юмористические рассказы Зощенко входили в различные его книги.

Речевая характеристика персонажей в рассказах М. М. Зощенко

Каждый раз, когда я читаю рассказы Зощенко, меня охватывает странное чувство: вроде бы никто из тех, кого я знаю, не говорит на том языке, на котором изъясняются его герои, но почему-то создается впечатление, что так говорят очень многие. Причем все выражения и обороты кажутся такими точными, что просто дух захватывает. Возникает мысль: “Где-то я это слышала”.
Что же на эту тему говорит сам писатель?

Сатира в литературе 20—30-х годов XX века (По творчеству М. М. Зощенко) (1)

О чем поет соловей?
М. Зощенко
Русские писатели-сатирики в 20-е годы отличались особенной смелостью и откровенностью своих высказываний. Все они являлись наследниками русского реализма XIX века. Имя Михаила Зощенко стоит в одном ряду с такими именами в русской литературе, как А. Толстой, Илья Ильф и Евгений Петров, М. Булгаков, А. Платонов.
Популярности М. Зощенко в 20-е годы мог позавидовать любой маститый писатель в России.

Сатира в литературе 20—30-х годов ХХ века (по творчеству М. М. Зощенко)

Михаил Зощенко — создатель бесчисленных повестей, пьес, киносценариев, невообразимо обожаем читателями. Однако истинную популярность ему дали небольшие юмористические повествования, опубликованные в самых разнообразных журналах и газетах — в “Литературной неделе”, “Известиях”, “Огоньке”, “Крокодиле” и некоторых других.
Юмористические рассказы Зощенко входили в различные его книги.

  • Головна
  • Контакти
  • Реклама

УкрЛіб © 2000 — 2021, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов’язкове.

УкрЛіб — читати повністю книги українською мовою

Интегрированный урок русского языка и литературы «Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»

Крайне короткий рассказ писателя Зощенко «Обезьяний язык» подвергает едкому и острому осмеянию пороки общества. Если быть точным — болтливость, бросание слов на ветер, чрезмерную словоохотливость людей. Не обходит стороной писатель и невежественность с бюрократией. В рассказе затрагивается и тема заполнения русского языка иностранными словами.

Персонажам рассказа Зощенко свойственна привычка наполнять речь различными иностранными словами, странно и витиевато звучащими. Повествование ведется от лица рассказчика. Последний слушает персонажей, речь которых изобилует непонятными словами, пребывает в восхищении и уверенности в том, что способность наполнять речь какими-либо непростыми словами есть отличительная черта высокоинтеллектуального разговора. Зощенко используется иронический прием — происходит показ забавного скрытого под оболочкой серьёзности.

Сами люди наполняющие речь иностранными и мудреными словами, представляют из себя полных невеж. Произнося слова, они не понимают их подлинного смысла, с заумным видом они изрекают свою галиматью, что вызывает только смех. Естественно, сознаться в своей глупости и невежестве никто не готов. Всех невеж характеризует как раз нежелание взглянуть правде в глаза и сказать себе о своей глупости, о своих недостатках. Они лишь будут пребывая в иллюзиях, утверждать себе обратное: какие они умные, интеллектуальные, и вовсе не невежи.

Народ состоящий из невеж от слова «совсем», даже прибегает к образованию споров, указывая на ошибки других — таких же невеж. Всё это делается народом чтобы показать какой он интеллигентный и умный. Но при всём этом совершенно очевидно, что абсолютно все эти люди — необразованная толпа обывателей. В их речи иногда слышны просторечные слова, более того, они с затруднением оперируют разными иностранными терминами, которые они вобрали в свою речь в немереном количестве. В словах разговаривающих наблюдается резкий контраст, что блестяще отображает Зощенко, вызывая у читателя искренний смех.

Что же представляет из себя вся отображенная толпа? Кто все эти люди? Несомненно, простые обезьяны. В самом названии рассказа показывается отношение писателя Зощенко к подобным людям. Персонажи рассказа «Обезьяний язык» сами осознают, что-то чем они занимаются просто бесполезно, это является пустой тратой времени. Однако, они не останавливаются внимать высокомерным и бессмысленным словам ораторов, занимаются просиживанием штанов, подвергаются пустой болтовне.

Вариант 2

Рассказ, написанный вскоре после установления советской власти, высмеивает новое явление, проникшее в речь многих людей – увлечение новыми словами, включавшее в себя как заимствование иностранных, так и изобретение новых.

Рассказчик представляется простым человеком, не получившим высшего образования. Автор, скрывающийся под его личиной, как бы выражает почтение образованным людям, постоянно употребляющим иностранные слова.

Диалоги, приводимые в рассказе, имели место на заседании. Его участники выражаются на гротескной смеси простонародных слов и терминов, заимствованных из иностранных языков. Звучит это достаточно нелепо. Кроме того, несмотря на видимую ученость собеседников, их речь лишена содержания. Разговоры, приводимые в произведении, по своему интеллектуальному уровню не отличаются от бесед с целью просто убить время.

Подчеркивание автором, что рассказчик простой и малообразованный человек, призвано нагляднее показать глупость образованных собеседников, так как главный герой на их фоне выглядит человеком выражающимся и рассуждающим вполне здраво.

Выбор в качестве места действия некого абстрактного заседания с докладом (диалоги героев не дают представление, что именно на нем обсуждалось) должно подчеркнуть, что описанная картина является типичной. На это же указывает и обезличенность действующих лиц, которые характеризуются просто по внешним признакам, без указания имен и должностей.

В рассказе автор высмеивает, прежде всего, увлечение использованием иностранных слов. Он подчеркивает совершенно неуместное употребление термина «индустрия», чем, видимо, пытался указать на особенности своего времени. Слово это, действительно, было популярным и широко использовалось в пропаганде. В отличие от «пленума» или «кворума» оно даже формально не вписывается в контекст разговоров. Подчеркнутое употребление слова «индустрия» должно было, видимо, указать на распространенное в первые годы советской власти излишнее употребление лозунгов и пропагандистских штампов.

В данном произведении автор акцентирует внимание читателей на необходимости сохранения чистоты русского языка и недопустимости загрязнения его ненужными заимствованиями. Кроме того, Зощенко ясно показывает, во многих случаях, употребление иностранных слов является просто удобным способом скрыть свою некомпетентность и недостаток ума.

Михаил Михайлович Зощенко «Обезьяний язык»

→ К чему могут привести изменения в языке? → Какого человека можно считать образованным? → Почему нужно знать и любить свой язык? → Являются ли «сложные» слова показателем ума?
Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный. Главная причина в том, что иностранных слов в нём до чёрта. Ну, взять французскую речь. Всё хорошо и понятно. Кескёсе, мерси, комси — всё, обратите ваше внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова. А нуте-ка, сунься теперь с русской фразой — беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением. От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы. Я вот на днях слышал разговор. На собрании было. Соседи мои разговорились. Очень умный и интеллигентный разговор был, но я, человек без высшего образования, понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами. Началось дело с пустяков. Мой сосед, не старый ещё мужчина, с бородой, наклонился к своему соседу слева и вежливо спросил: — А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как? — Пленарное,— небрежно ответил сосед. — Ишь ты,— удивился первый,— то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное. — Да уж будьте покойны,— строго ответил второй.— Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался — только держись. — Да ну? — спросил сосед.— Неужели и кворум подобрался? — Ей-богу,— сказал второй. — И что же он, кворум-то этот? — Да ничего,— ответил сосед, несколько растерявшись.— Подобрался, и всё тут. — Скажи на милость,— с огорчением покачал головой первый сосед.— С чего бы это он, а? Второй сосед развёл руками и строго посмотрел на собеседника, потом добавил с мягкой улыбкой: — Вот вы, товарищ, небось, не одобряете эти пленарные заседания. А мне как-то они ближе. Всё как-то, знаете ли, выходит в них минимально по существу дня. Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее. — Не всегда это,— возразил первый.— Если, конечно, посмотреть с точки зрения. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то да — индустрия конкретно. — Конкретно фактически,— строго поправил второй. — Пожалуй,— согласился собеседник.— Это я тоже допущаю. Конкретно фактически. Хотя как когда. — Всегда,— коротко отрезал второй.— Всегда, уважаемый товарищ. Особенно, если после речей подсекция заварится минимально. Дискуссии и крику тогда не оберёшься. На трибуну взошёл человек и махнул рукой. Всё смолкло. Только соседи мои, несколько разгорячённые спором, не сразу замолчали. Первый сосед никак не мог помириться с тем, что подсекция заваривается минимально. Ему казалось, что подсекция заваривается несколько иначе. На соседей моих зашикали. Соседи пожали плечами и смолкли. Потом первый сосед снова наклонился ко второму и тихо спросил: — Это кто ж там такой вышедши? — Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший. Завсегда остро говорит по существу дня. Оратор простёр руку вперёд и начал речь. И когда он произносил надменные слова с иностранным, туманным значением, соседи мои сурово кивали головами. Причём второй сосед строго поглядывал на первого, желая показать, что он всё же был прав в только что законченном споре. Трудно, товарищи, говорить по-русски!

Рассказчик-повествователь

Описывая собрание соседей – знатоков мудреных иностранных слов, «проговаривается». Происходит его саморазоблачение.

Перед нами недалекий, весьма ограниченный человек, похожий на героев-персонажей, о которых он с восторгом рассказывает. Не блещет интеллектом, набрался поверхностных знаний. Косноязычный. Сам не прочь козырнуть каким-нибудь эдаким словцом, «немеет» перед трудностями русского языка, особенно связанными с заимствованиями. Оказывается под стрелами иронии автора

Герои-персонажи, суть которых раскрывается в диалоге.

Читайте также:
Блок: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: