Роман А. Н. Толстого Петр Первый: сочинение

Сочинение: Петр Первый роман Толстого

Роман А.Н.Толстого Петр Первый

Шемякина Людмила

11 кл.

Роман А.Н.Толстого ” Петр Первый ” А.М.Горький назвал ” первым

в нашей литературе настоящим историческим романом “, ” книгой –

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России –

эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского

народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого ” Петр Первый”

всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-

венной свежестью и высоким художественным мастерством.

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII –

начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-

щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся

за старину, утверждает неодолимость нового. ” Петр Первый “- это

огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но

прежде всего – это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,

художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-

ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли-

тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:

рассказ ” День Петра ” был написан в 1917 году, последние гла-

вы его исторического романа ” Петр Первый ” – в 1945. Не сразу

сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-

ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.

” На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской

революции, – писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-

золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане “.

Об этом свидетельствуют и его рассказ ” День Петра “, и тра-

гедия ” На дыбе ” (1928).

Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в

1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му-

чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно

к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха – время пре-

образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-

принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе ” День Петра ” Толстой стремился показать Петра

Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-

ной страны. ” Да, полно,- пишет он , хотел ли добра России царь

Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой

и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй-

ство хуже, глупее соседского? ” Отрицательное отношение к Петру

и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-

гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в

1917 году Октябрьской революции.

В пьесе ” На дыбе ” дана более широкая характеристика вре-

мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-

ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-

ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-

рой ” живота не жалел “; народ против преобразователя. Одинок

Петр и в среде своих ” птенцов “: Меньшиков, Шафиров, Шаховской-

все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье – ему изменяет

Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии ” На дыбе ” (на ды-

бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-

сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого

загадкой – отсюда и утверждение писателем бесперспективности его

преобразовательской деятельности и изображение краха всех его

многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот , как

у Пушкина в поэме ” Медный всадник “.

Одним из лучших произведений советской литературы на истори-

ческую тему стал “превосходный”, по словам А.М.Горького, роман

А.Н.Толстого “Петр Первый”.

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ-

ными в жизни нашей страны. 1929 год – год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

“когда трещит и рушится старый мир”, с нашим временем, чув-

ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА “ПЕТР ПЕРВЫЙ”

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет

для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-

ветствующий материал в трудах историков, исторических документах,

мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

“становление личности в эпохе”. Об этом он говорил и в беседе

с коллективом редакции журнала “Смена”: “Становление личности

в исторической эпохе – вещь очень сложная. Это одна из задач

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь

ход повествования, вся система художественных образов должны

были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-

приятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого “выявление

двигающих сил эпохи” – разрешение проблемы народа, его истори-

ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение

сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог

подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел

Читайте также:
Отношения народа и государства в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»: сочинение

соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

“Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде

истории. Нужна прежде всего, как и во всяком художественном

полотне, – композиция, архитектоника произведения. Что это такое –

композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения

художника. В моем романе центром является фигура Петра I.”

Итак, в центре повествования Толстого – Петр, формирование его

личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной

биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только

Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая

способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-

ческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности

своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему

возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,

жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества

представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,

дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических

событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-

кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,

хищной царевны Софьи – на Красное крыльцо в Кремле, где малень-

кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-

веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце –

в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,

по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-

гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал

Петр, – в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между

двумя боярскими группами – Милославскими и Нарышкиными, представляю-

щими старую , боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую

группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.

Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими

правление одних и других. ” И все пошло по-старому. Ничего не

случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов .

кислые столетние сумерки – нищета , холопство, безделье” ( после

победы Милославских ); но вот победили Нарышкины – “. стали ду-

мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось”

Это понимает и сам народ: “Что Василий Голицын , что Борис –

одна от них радость”.

Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех

событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке

народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство

народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает,

как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром

и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы.

Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему

решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу

с византийской Русью. “Упиралась вся Россия ,- пишет Толстой. Страшились

перемен, “ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только

боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:

“Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат. Не живут –

торопятся. В бездну катимся. ” Сопротивлялся и народ – “мало

было прежней тяготы – волокли на новую непонятную работу – на

судостроительные верфи в Воронеже”. Бегство в леса дремучие,

на Дон – ответ народа на все тяготы жизни в период правления

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого

мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:”Всю зиму были пытки и

казни. Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по

темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре

чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей”.

Вторая книга, по словам самого Толстого “более монументальна,

более психологична”, она рассказывает о том как сдвинулась с

места Русь – начинается с изображения “неохотно” пробуждающейся

Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга.

Монументальность романа проявляется не в изображении больших

событий крупным планом, а в изображении строительства новой

России. Борьба старого и нового становится определяющей в

развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных

условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось пре-

одолевать Петру на пути преобразования Руси.

Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше

исторических событий, действие концентрируется вокруг подкотовки

к Северной войне, ее начал “нарвская конфузия”, лихорадочная

деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые

успехи в войне со шведами – взятие Нотебурга, выход к устью

Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать

Большое место отведено в этой книге психологическим характе-

ристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает

ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобра-

зований ( например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных

и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые

устои.Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается

Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг

Читайте также:
Народ в романе А.Толстого Петр первый: сочинение

Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих

нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков,

семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.

“Птенцы гнезда Петрова”, люди энергичные, воспитаные Петром,

противопоставлены старому московскому боярству – Буйносову, Лыкову

и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось,

но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения.

Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального

протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке

на Варварке, и в поведении мухиков, в их недобрых взглядах,

в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.

Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен

был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина.

Чтоб жить ” по воле, а не по указу государеву”, люди бегут в

леса. Движение раскольников, хотя и реакционое по своей сути,

является одной из форм протеста против усилившегося гнета в

период правления Петра.

В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда –

подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы

над шведами и возвращения исконо русских земель – Юрьева и Нарвы.

Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву.

” Третья книга – писал сам Толстой,- самая главная часть романа о

Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра.

В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его нова-

торство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за

границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны

картины не только русской жизни, но и Запада того времени – Франции,

Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к

роману, будут осуществлены в этой части.”

Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не

так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во второй

книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хо-

тя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить

становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по-

прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены про-

изошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее

теченние. Нет больше челяди у боярских дворов, ” ворота закрыты наглу-

хо, на широком дворе – тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья

или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли

отданы в школы.” Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу – Пе-

Третья книга – это книга о блестяще одержанных победах русскими над

войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития Рос-

сии, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан

образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.

Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой си-

лой социальный конфликт – рост противоречий между Петром и народом.

Книга осталась, к сожалению, незавершенной.

” Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно как исторический отрезок времени –

можно понять только диалектически – в движении, в борьбе, в противоречии”.

Так он изображает Петровскую эпоху – в движении, в борьбе нового со

В тексте нет указаний на определенные даты, нет ссылок на числа, ме-

сяцы, и все-таки движиние времени ощущается во всем: в том, как растет

и мужает Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в част-

ности, как новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в быт

людей. Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. ( Семья Бров-

киных и князь Буйносов). Стремительный бег времени проявляется в общем

оживлении жизни страны, в том, как ” представители одних слоев поднимают-

ся быстро вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом событий

и оказываются отброшенными резко назад”.

В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине.

А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: ” Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, – это живое движение живых людей. -это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа”.

Сочинение на тему: Исторический роман А. Н. Толстого «Петр Первый»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Исторический роман А. Н. Толстого «Петр Первый»

Исторический роман “Петр Первый” — одно из лучших творений Алексея Николаевича Толстого. В этом романе писатель смог создать яркую и правдивую галерею образов, живших и творивших историю в одну из самых судьбоносных эпох. Время Петра I привлекало писателя давно, а в годы революции он “скорее инстинктом художника, чем сознательно… искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности”. Писатель приподнял завесу времени и открыл драматизм борьбы народа за свою свободу. Здесь начальные истоки глубокого историзма Толстого — в теме России и народа. В первых опытах писателя— “День Петра”, “На дыбе” — он трактует образ царя как одинокую трагическую личность, сгибающуюся под непосильным бременем, а общий колорит повестей отличается преимущественно мрачными красками. Большое значение для роста художника имело изучение им трудов историков, следственных актов XVII века, “Слово и дело государево”, документов “Раскольничьих дел XVIII века” и особенно фольклора. Это открыло перед ним неисчерпаемые сокровища русской народной речи. Толстой говорил, что до той поры язык оставался для него “загадкой и непонятной стихией”, что работал он ощупью, приходил в отчаяние, не мог идти вперед. “И вдруг моя утлая лодчонка выплыла из непроницаемого тумана на сияющую гладь… Я увидел, почувствовал, осязал: русский язык… В судебных (пыточных) актах— язык дела, там не гнушались “подлой” речью, там рассказывала, стонала, лгала, вопила от боли и страха народная Русь. Язык чистый, простой, точный, образный, гибкий, будто нарочно созданный для великого искусства”. Приступив к роману в тридцатые годы, Толстой увидел подлинный смысл петровской эпохи и творческую силу той жизни, “когда с особенной яркостью раскрывался русский характер”. Более двадцати пяти лет занимала Толстого эпоха Петра. И только обширные своды исторического романа оказались способными вместить плоды многолетних трудов и дум художника. Грандиозны по широте, по размаху события его романа. От детских лет и юности Петра до начала его преобразовательной деятельности, до первых военных походов, побед русских над шведами и основания Петербурга — такова хронологическая канва первых двух книг, написанных в 1930-1934 годах. Третья книга осталась незавершенной и обрывается на эпизоде взятия Нарвы. Весь роман писатель предполагал довести до Полтавской битвы или Прутского похода. В водовороте борьбы нового со старым, в муках рождения великого государства раскрывается петровская эпоха. Действие романа совершается и в царских хоромах, и в раскольничьем скиту, и в деревнях, и на полях сражений, на берегах Азовского моря и Невы, под стенами Кремля и Нарвы, в России и за границей. Во всем своем великом историческом значении предстала теперь перед Толстым преобразовательная деятельность Петра, его титаническая борьба за утверждение основ новой государственности. На место обреченного и трагического царя, каким был Петр у Толстого прежде, теперь встал выдвинутый всем ходом исторического развития России крупнейший государственный деятель. Все мысли и воля его устремлены на то, чтобы превратить экономически отсталую страну в могучую державу, укрепить ее военное могущество, чтобы она могла занять почетное место в ряду других великих государств и противостоять врагам. С большой художественной силой воссоздал Толстой неукротимую энергию и размах государственной и военной деятельности Петра, его страстную борьбу со старой Русью, реакционным боярством, стрелецким мятежом и раскольническим движением. Он показал, как во внутренней борьбе и в войнах за независимость развивалось и крепло русское государство. В то же время Толстой остался верен исторической и художественной правде в изображении народа, его страданий и жертв. Тяжкий гнет, царевы поборы, помещичья кабала заставляли крестьян бежать на Дон, Урал, в Сибирь, скрываться в лесах, таиться в скитах, а то и разбойничать на больших дорогах и этим выражать свой протест. В романе не развернуты широкие перспективы крестьянского движения, но бунтарский дух народа нашел свое выражение в таких представителях его, как Овдоким, участник мятежных походов Степана Разина, Цыган, Федька Умойся Грязью. И не зря они говорят: “Скоро ли гиль-то начнется? …Время разинское вернется, ребятишки”. В романе правдиво показан и творческий гений народа. На него опирался Петр как на главную силу в своих великих реформах. Из среды народа выдвигались талантливые мастера, чей разум и труд, искусство и сноровка, смелость и упорство обеспечивали Петру победу в работе и в бою. Не отступая от исторической правды, А. Толстой отразил в романе и одно из глубочайших противоречий преобразовательной деятельности Петра — его увлечение внешними признаками европейской культуры. Вопреки духу всей своей политики освобождения русского государства от иностранной зависимости, он искусственно прививал корни того низкопоклонства перед заграницей, которое так глубоко вошло в сознание русских людей. Многогранен и сложен образ Петра. В нем глубоко отражено главное — черты могучего русского характера, национального творческого гения, окрыленного борьбой за историческое величие и независимость народа. В романе Толстой создал редкую по богатству и многообразию характеров галерею образов. Пластическое мастерство, тонкий психологический рисунок отличают портреты сподвижников и врагов Петра — Меньшикова и Бровкина, Лефорта и Ромодановского, Василия Голицына и Шереметева, боярина Буйносова и Софьи, старца Нектария и Карла XII. Богатырским духом проникнуты образы талантливых русских людей-колоколыциков, оружейников Кондратия и Ивана Воробьевых, кузнеца Кузьмы Жемова, самоучки-художника Андрея Голикова, солдата, бунтаря и труженика Федьки Умойся Грязью. Сотни персонажей действуют в произведении, и все они одухотворены могучим, жизнелюбивым талантом А. Н. Толстого. Поэтично изображение русской природы и картин старой Москвы в романе. С детства знал писатель “эту зимнюю вьюгу в степях, в заброшенных деревнях, святки, избы, гадания, сказки, лучину, овины, которые особым образом пахнут…” Эпопея Толстого написана великолепным русским языком, свободным от какой бы то ни было нарочитой архаики, излишнего употребления “старых словес”. Он ясен и чист. Это подлинный язык русского народа, красивый и выразительный, со всем его лексическим богатством и красотой музыкального строя. Толстой сумел донести до нас все обаяние живой речи петровской эпохи, обогатив ее опытом современного литературного языка.
“Петр I” — быть может, самый замечательный роман во всем литературном наследии А. Толстого. Это произведение стоит в ряду самых выдающихся и талантливых творений русской классической литературы.

Читайте также:
Историческая память в русской литературе (по роману Петр Первый): сочинение

Анализ романа «Петр Первый» (А. Толстой)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 25.05.2020 · Обновлено 25.05.2020

Роман А. Толстого «Петр Первый» — это художественное исследование жизненного пути одного из самых деятельных и значимых представителей царской династии Романовых. В книге описывается начальный период становления сильного монарха, образ которого так удачно вплетался в политическую конъюнктуру того времени.

История создания

Роман Толстого охватывает этап становления будущего императора, начиная с детства и заканчивая началом правления, уже зрелостью главного героя. Точность с исторической точки зрения обусловлена тем, что Алексей Толстой много лет до написания своего романа интересовался императором, изучал его не только как правителя, но и как личность.

Петр Первый, бесспорно, очень колоритная фигура среди российских правителей и один из самых ярких представителей российской монархии. Он известен своими революционными реформами, но это известность имела две стороны. Современники, чаще всего, не понимали своего императора и, по некоторым историческим источникам, народ его не любил, а вот следующие поколения им уже восхищались. За притеснения синода и церкви, за гонение бояр и неодобрение многих русских обычаев, Петра за спиной называли «антихристом».

Но почему же советский писатель исследовал и воспевал именно Петра Первого? Выбор был сделан в пользу исторической фигуры, которую можно было бы идеологически развернуть так, как надо партийной элите. Образ сильного лидера повторял многие черты другого «царя» — генерального секретаря партии КПСС И.В. Сталина, который одобрил роман о представителе свергнутой власти, потому что Петр уже давно стал мифом для его современников. О нем уцелели лишь исторические полуправды, которые можно было использовать для укрепления новой идеологии. Все новое — хорошо забытое старое, и в центре мировоззрения советского человека вновь должен был занять свое место сильный лидер с революционными идеями. Поскольку он ведет страну вперед, нельзя замечать летящие во все стороны щепки. Такова реальная идеологическая цель создания романа о Петре Первом.

Жанр, направление

Жанр определяется с первых строк – роман-эпопея, отличающийся большим объемом, историческим содержанием, обилием героев, многие из которых имеют прототипы.

Читайте также:
Петр I и его эпоха в романе, А Толстого Петр I: сочинение

Направление для своего романа Толстой выбрал простое и предельно ясное – реализм, показывающий не только официальную историю, но и ее изнанку, о которой не принято упоминать в школьной программе.

Суть: о чем роман?

Автор описывает детство Петра. После смерти царя Федора Алексеевича в России началась смута: за власть боролась царевна Софья с любовником князем Голицыным. Она стала регентом маленьких царей — Петра и Ивана. Но ее целью было укрепление своих позиций на троне, а не выдвижение царевичей, поэтому она организовывала стрелецкие бунты, чтобы в одном из них извести детей, но не своими руками.

Однако мать Петра, Наталья Кирилловна, смогла сохранить сына. Петр возмужал, женился по ее указанию на Евдокии Лопухиной и стал строить планы на будущее. Его интересовал иноземный прогресс, поэтому он завязал дружбу с иностранцами из соседней слободы. Из разговоров он понял, что России необходимы реформы. Прежде всего, она должна была обрести свой флот.

По время прогулки он познакомился с даровитым простолюдином — Александром Меншиковым, будущим министром. Он понравился ему и убедил будущего царя, что людей нужно оценивать не по знатности, а по толковости. Сашка становится его главным соратником.

Преодолев все интриги и став царем, Петр едет учиться за границу под видом обычного работника и узнает многие секреты военного дела. За это время в России вновь нарастает смута: Софья сбежала из монастыря и вновь подняла стрельцов против царя, рассказав о том, что тот якобы погиб, и его подменили иностранцы. Подавив волнения, царь объявляет войну Турции и захватывает Азов с помощью своего нового флота. В это же время он насильно отправил свою жену в монастырь, а себе завел содержанку — Анну Монс.

Но недолго длились победы: В 1700 г. молодой и храбрый шведский король Карл XII разбивает под Нарвой русские войска. Петр Первый спешно мобилизует армию и проводит ряд боев. В одном из них Меньшиков находит красивую пленную девушку, которую представляет царю. Петр в восторге от Катерины и женится на ней, несмотря на ее темное прошлое. В финале царь отвоевывает Нарву обратно.

Главные герои и их характеристика

Главным героем романа (весьма предсказуемо) является Петр Романов, тогда еще не ставший правителем, живший даже не в столице и не рассчитывающий когда-либо все-таки стать правителем. Хотя, стоит признать, что автор показывает нам своего героя очень амбициозным и верящим, что однажды он все-таки будет править.

Читайте также:
Анализ стихотворения А. Толстого Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость: сочинение

Несмотря на то, что в романе много героев, что среди них нет кто-то важного наравне с Петром. Он — цель романа, его стержень, и именно со стороны его видения ведется повествование и показывается история.

Читателю через призму взросления показывается становление Петра, как личности. Можно наблюдать, из чего складывались привязанности будущего царя, откуда появилась любовь к морскому делу и кто помог ей развиться. Автор плавно показывает жизнь своего главного героя с детского возраста и до этапа взросления. Этого героя можно не принимать, можно не понимать, но равнодушно к нему относиться невозможно. Потому что он настоящий, со своим характером, пусть и не простым, со своими мыслями и чувствами.

Если Вы хотели бы видеть здесь характеристику других героев романа «Петр Первый», напишите об этом в комментариях.

Автор затрагивает несколько тем, основная из которых социальная несправедливость. Петру, в каком-то смысле, повезло – ему довелось ощутить на себе всю силу боярского произвола, когда он решил стать простым работником, не афишируя свое царское происхождение. Возможно, именно с этим связано отчасти угнетение бояр во время правления Петра Первого, ведь через всю жизнь он пронес воспоминания о том времени, что провел, будучи простым бесправным работником. Император считал, что именно боярский произвол тянет страну назад своей алчностью и желанием нажиться на всем.

Но есть и вторая сторона этой медали. Народ оказался совершенно не готов к новаторству нового правителя, ведь он не знал, к чему приведут перемены, которые могут оказаться как позитивными и нужными народу, так и негативными, ведущими к еще большему угнетению. Но это было ожидаемо, ведь любой новатор будет всегда сталкиваться с непониманием и нежеланием видеть лучшее в оригинальных идеях, ведь старый мир, хоть и не был хорош, но был понятен и привычен. А многим свойственно бояться перемен.

Проблемы

Но, помимо этого, Толстой демонстрирует и другую сторону своего романа, другую проблематику – жажду власти. Петру пришлось столкнуться не только с унижением и попытками манипуляции со стороны врагов, но и стать врагом для членов своей семьи, которые жаждали править самостоятельно, а его использовать лишь как подсадную утку, мишуру для отвода глаз. Он на собственном опыте убедился, на что готовы пойти люди, даже родные, лишь бы добраться до власти. И эта жажда была способна выжечь из когда-то дорогих людей все самое лучшее и светлое, которое когда-то грело теплом своей любви и веры.

Но, помимо этих тем, автор не забывает показывать свое видение истории. Он словно говорит через свой текст, что стране нужны сильные политики, способные на новаторство и готовые бросить вызов общественным устоям, чтобы изменить мир к лучшему. Толстой видел в Петре Первом не просто правителя-одиночку, который долгое время предпочитал держаться в отдалении от всех, даже приближенных, он видел в нем почти гения. Возможно, так и было, но все-таки и у Петра было много недостатков, за которые его не любили. Хотя, к счастью, Толстой не стал скрывать от читателя и вспыльчивости своего героя, и несдержанности, а также ветрености, часто мешавшей Петру в личной жизни.

Основная идея

Стоит помнить, что Алексей Толстой жил и работал в Советском союзе, да и к тому же был лауреатом трех сталинских премий первой степени. Это, конечно, ни о чем не говорит, но литература того времени была очень политизирована и многие авторы писали тексты, в которых между строк легко читалась одна идея – сильный лидер ведет страну к победе, а какими целями эта победа достигнута — это и не важно совсем. Образ императора являлся, своего рода, протекцией Сталина. Таков смысл романа «Петр Первый»: чтобы добиться позитивных перемен, нужно идти вперед, к цели, не считаясь со средствами. Кардинальные шаги пугают, но лишь они приносят результат. Жертвы прогресса будут всегда, но полученные плоды того стоят.

Тем не менее, сам Алексей Толстой действительно долгое время интересовался Петром Первым, провел огромную работу над романом и представил миру действительно хороший и качественный исторический роман. Нельзя сводить все значение произведения к идеологической повестке партии. Главная мысль романа «Петр Первый» — это демонстрация исторического пути России в выбранный промежуток времени.

Критика

Иногда текст кажется очень затянутым, иногда хочется, чтобы автор поторопился, но эта тягучесть языка и слога порой действует убаюкивающе, успокаивающе. А иногда, наоборот, Толстой гонит нас вперед с такой скоростью, что хочется остановиться и перевести дух. Вот что говорили о нем современники:

И. Эренбург: Он работал не как архитектор, а скорее как скульптор; очень рано распрощался с планами романов или рассказов; часто, начиная, не видел дальнейшего; много раз говорил мне, что еще не знает судьбы героя, не знает даже, что приключится на следу- ющей странице, — герои постепенно оживали, складывались, диктовали автору сюжетные линии. (Это относится к зрелому периоду Толстого.)

В. Инбер: Даже внешний облик Толстого совпадал с его манерой писать. Даже любимого героя он выбрал себе под стать: Петра Первого. Выпуклость, рельефность, красочность толстовского письма поразительны. Иные страницы «Петра» таковы, что, кажется, вырежь страницу из книги, вставь ее в рамку — и будет она висеть на стене, как прекрасное создание живописца: радуя глаз и украшая жилище.

Читайте также:
Русский характер (по Рассказам Ивана Сударева): сочинение

В. Лидин: Тема становления России в великую преобразовательную эпоху Петра пришла к Толстому давно, — кажется, еще в семнадцатом году. Одной из первых его проб в этой исторической области был рассказ «День Петра». Рассказ этот Толстой любил и дорожил им и неоднократно читал его на литературных вечерах. Из этого первичного зерна возник впоследствии «Петр Первый». Обращение к исторической теме не было для Толстого уходом от современности. Все его исторические вещи современны, и в этом одна из пре- лестей его таланта. Россию, ход ее сил, ее историю, ее прошлое Толстой чувствовал при- менительно к сегодняшнему дню.

Н. Тихонов: Он проходил через самые мрачные картины прошлого с высоко поднятой головой человека, уверенного в прекрасном будущем своего народа. Оттого не мраком и холодом веет от жестокой и грозной Петровской эпохи, а предвос- хищением новых дней еще небывалого расцвета.

А. Пауткин: Этот крайне важный художественный эффект, без наличия которого немыслима глубокая вера читателя в истинность всего изображаемого, полное «пере- селение» его в мир событий и образом романа, достигается с помощью всех имеющихся в распоряжении автора художественных средств. Служат этому и выразительно очерчен- ные характеры людей с их типичной для своего времени и своего общественного круга психологией и взглядом на мир, и правдиво воссозданные действительные события прош- лого, и красочные историко-бытовые описания, и даже самые мелкие повествовательные детали.

Сочинение: Толстой а. н. – композиция и сюжет в романе а. н. толстого петр первый

А. Н. Толстой начинает работу над романом в 1929 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, по-видимому, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда “трещит и рушится старый мир”, с эпохой, в которую жил автор романа. Одной из основных задач романа А. Толстой считает необходимость показать “становление личности в истории, в эпохе”. Весь ход повествования должен был показать взаимное влияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивность преобразовательских действий Петра, их закономерность и необходимость. Кроме того, для писателя было чрезвычайно важно выявить “двигающие силы эпохи”, т, е. разрешить вопрос о роли народа.
Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение во всем построении произведения.
А. Толстой отмечал: “Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция, архитектоника произведения. Что это такое – композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения. В моем романе центром является фигура Петра Первого”.
Итак, в центре повествования у писателя находится образ Петра, процесс формирования его личности. Но роман не становится биографией Петра. Толстому интересна эпоха, формирующая исторического деятеля, ее движение. Это и определяет композиционные особенности романа. Создается многоплановая композиция, дающая возможность показать жизнь самых различных слоев населения России. В романе представлены все общественные группы страны того времени (бояре, дворяне, купцы, стрельцы, крестьяне, солдаты), действие разворачивается в различных местах: в Кремле, избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Азове, Архангельске, Нарве и т. д. Сюжетную основу романа составляют решающие события в жизни страны, само движение эпохи: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра и пр. Однако отбор событий продиктован стремлением показать именно становление личности в истории, то есть изображаются те факты, которые оказали влияние на формирование Петра Первого. Динамику роману придает острота основных конфликтов: между самодержавием и народом, между старым, отжившим, и новым. Толстой видит неизбежность подобного быстрого развития, а потому преобразовательскую деятельность Петра автор рисует как проявление закономерности истории, ибо она была всем ходом истории подготовлена.
Первая глава романа знакомит нас с бытом и нравами старой Москвы, с настроениями различных групп людей. В экспозиции произведения автор показывает историческую необходимость преобразований (“Все народы живут в богатстве, одни мы нищие” или “. Прорва, – эдакое государство! – разве ее напитаешь?”). После этого А. Толстой поднимает вопрос о том, кто может стать во главе преобразований. Используя прием контраста, противопоставляя сцены с Петром сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой доказывает объективность выдвижения на престол именно Петра Первого.
Уже в первой книге большое значение имеют массовые сцены, свидетельствующие в целом о противоречиях между народом и правительством.
Вторая книга, по свидетельству А. Толстого, “более монументальна, более психологична”. Она начинается с изображения “неохотно” пробуждающейся Москвы и заканчивается картиной строительства Петербурга. В ней меньше описаний исторических событий, больше психологических характеристик. На примере отдельных персонажей, описания жизни отдельных семей, например семьи Бровкиных, автор показывает, как новое врывается в быт русских людей.
Третья книга посвящена борьбе за Юрьев и Нарву. Толстой пишет: “В ней будет показана законодательная деятельность Петра Первого, его новаторство в области изменения уклада русской жизни”. Книга начинается с описания Москвы, причем дается оно по принципу контраста с описанием из второй книги: Москва опустевает, затихает, центр жизни перемещается в Петербург. В книге дается много картин Запада: Польши, Голландии, Франции. Описываются победы России над Карлом Двенадцатым, ставится проблема культурного развития страны.
А. Толстой изображает Петровскую эпоху в постоянной динамике, в движении. Это выражается в показе изменений, происходящих в быте людей, жизни страны. Велика роль вымышленных персонажей. Некоторые из них играют лишь эпизодическую роль, а некоторые обрисованы в прямой связи с личностью Петра, например Бровкины.
Особенностью композиции романа являются авторские отступления, в которых даны обобщенные характеристики, а также взгляд на прошлое с позиций современности. Именно возможность оценить события Петровской эпохи с точки зрения человека другого времени во многом способствует тому, чтобы роман Толстого стал поистине эпопеей, не только изображающей далекие события из истории страны, но и дающей общую историческую концепцию. Все события в романе даются глазами современников этих событий, а авторская концепция проявляется в проблематике романа, в трактовке действующих лиц, в подборе определенных характерных ситуаций и в самом тоне повествования, то с иронией, то с болью, то с патриотическим пафосом. Исторические факты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зрения интересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека эпохи первых лет советской власти.

Читайте также:
Народ в романе А. Н. Толстого Петр Первый: сочинение

Роль личности в истории. (По роману А.Н.Толстого “Петр Первый”)

Школьное сочинение

  • 1. Личность и история в романе А.Н. Толстого “Петр Первый”
  • 2. Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого “Петр Превый”

Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: “Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I”.

Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость.

Другой задачей он считал “выявление двигающих сил эпохи” — разрешение проблемы народа. В центре повествования романа — Петр. Толстой показал процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: “Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи”.

Образ Петра в изображении Толстого очень многоплановый и сложный, показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр — долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол.

Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра стала жизнь.

Азовский поход привёл его к мысли о необходимости создания флота, “нарвская конфузия” — к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изобразил важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, войну со шведами, строительство Петербурга.

Толстой отобрал эти события, чтобы показать, как они воздействовали на формирование личности Петра. Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он сам активно вмешивался в жизнь, изменял ее, презрев вековые устои, велел “знатность по годности считать”.

Сколько “птенцов гнезда Петрова” объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности!

Используя прием контраста, противопоставляя сцены с участием Петра сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивал общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывал, что только Петр мог встать во главе преобразований.

Но роман не стал биографией Петра I. Толстому также важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создал многоплановую композицию, показал жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян.

Действие развернулось в разных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве.

Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов и с честью сражавшихся за дело Петра и России.

Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служили молодому царю и Отчизне.

“Петр Первый” был начат Толстым в 1929 году, работу над ним прервала смерть писателя в 1945 году. Роман ценен для нас не только как историческое произведение, но и как культурное наследие. С одной стороны, Толстой использовал архивные документы; с другой — множество фольклорных образов и мотивов, народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ — Петр I — преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.

Читайте также:
Петр I— исторический роман: сочинение

Анализ исторического романа А. Н. Толстого “Петр I”

«Чтобы понять тайну русского народа, — писал Л.Н.Толстой, — нужно хорошо и глубоко узнать его про­шлое: нашу историю, коренные узлы ее. »

Отсюда становится понятным, почему именно эпоха Петра Первого, время бурных и решительных преобразо­ваний и перемен в России, могла так надолго приковать к себе творческое внимание А.Н.Толстого. Над историческим романом «Петр Первый», над подготовкой отдельных его томов Алексей Толстой, как известно, работал на протяжении примерно двух десятилетий.

В первой книге романа (1930) Петр как преобразова­тель показан тесно связанным со своим временем и средой. Писатель раскрывает в нем яркую одаренность большого государственного человека, видит в его смелой мысли, стойкости и упорстве отражение лучших черт русского национального характера. Одновременно автор правдиво показывает, какой непосильной тяжестью ложились из­держки реформ на плечи простого народа. Царь-реформа­тор выступает перед читателем не готовой, сложившейся уже личностью. Писатель изображает своего героя в дина­мике, в развитии, в процессе сложного его формирования.

Первый том захватывает самое раннее детство царя. Впервые читатель видит Петра испуганным ребенком в съехавшей набок Мономаховой шапке, когда по требова­нию бунтующих стрельцов царица показывает его с крыль­ца народу. Вот он — двенадцатилетний подросток, «маль­чик с глуховатым голосом и немигающими совиными глазами», которого Алексашка Меньшиков, будущий его фаворит, учит «хитрости» — продевать сквозь щеку иглу. Затем это Петр, уже расправляющий крылья, дающий первый отпор притязаниям своей старшей сестры Софьи: во время торжественного крестного хода в соборе он всту­пает с нею в пререкания, в резкий спор за право нести икону.

Далее это нескладный долговязый юноша, с еле про­бивающимися усиками на загорелом лице, который нелов­ко и застенчиво пытается танцевать заморский танец с Анхен Монс на веселой вечеринке у Лефорта в Немецкой слободе. Затем это молодой царь, вернувшийся из поездки в Европу. С неукротимой яростью расправляется он с непокорными стрельцами в октябре 1698 года, участвуя сам в жестоких казнях.

В сюжете романа особо оттеняется, что юность и молодость Петра были полны острых, драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. Петр по­степенно набирает силы, накапливает опыт, переживает неизбежную стадию первых неудач и поражений и тогда лишь подходит вплотную к осуществлению намеченных им преобразований.

Во втором томе (1934) читатель видит Петра в горячке его государственных начинаний — в подготовке новых законов и установлений, в мероприятиях по перевооруже­нию русского войска, в строительстве флота. Толстой по­казывает его в обстановке азартной работы на Воронеж­ской верфи, в кузнице, где Петр сам участвует в ковке якоря для нового сорокапушечного корабля «Крепость»:

Под Нарвой мы видим Петра, со спокойной делови­тостью заряжающего пушку; он метко стреляет, удачно попадая в стену крепостной башни шведов.

Показывая все это, А.Толстой полностью избежал идеализации «царя-плотника». Уже одна встреча Петра под Азовом с боярином Стрешневым, которого царь жестоко «учит» за допущенную тем халатность в снабжении войск продовольствием, — одна такая сцена исключает возмож­ность упрека в идеализирующей гримировке Петра.

Из главы в главу, от одной части к другой в образе Петра выявляются все новые и новые штрихи. Он как бы на наших глазах превращается в зрелого государственного мужа, со спокойной рассудительностью осуществляющего свою трудную политическую программу.

В третьей книге (1945), когда А.Толстой рисует приезд Петра в только что отстроенный Петербург или когда Петр показан в обстановке победного штурма Нарвы, в сцене официальной капитуляции шведов, — он как будто вырас­тает на голову; в нем подчеркивается величавая осанка, властное спокойствие, уверенность в себе повелителя одно­го из сильнейших европейских государств. Особую ре­льефность, объемность фигуре Петра придает то, что рядом с ним или, вернее, вокруг него писатель дает целую серию портретов его современников — правителей соседних го­сударств, политических врагов Петра или его ближайших сподвижников.

Роман А.Толстого густо населен людьми, у каждого из которых не только свой облик, но и своя судьба. Но всех их объединяет поступательное и неуклонное движение вперед и вверх по жизненной лестнице. Толстой любуется тем, как выходец из незнатной среды Александр Меньши­ков становится первым сановником, правой рукой государя; как деревенская девчонка Санька Бровкина превраща­ется в знатную боярыню Волкову, а кабальный холоп Ивашка Бровкин вырастает в крупного негоцианта; как скромный иконописец из Палеха Андрюшка Голиков едет учиться своему ремеслу в саму Италию.

Роман А.Толстого «Петр Первый» остался незавер­шенным. Усилившаяся болезнь и смерть писателя (1945) оборвали работу. Последнее, что он успел написать, была шестая глава третьего тома.

В романе писатель изображает широкий поток исто­рической жизни, целую панораму страны, судьбы не только отдельных героев, узкого круга лиц, но и всего народа в его большом движении. Этим определяется и ряд таких суще­ственных моментов художественной структуры всего про­изведения, как широкая масштабность рисунка; выдвижение на первый план исторических, а не вымышленных героев; наличие хроникальных элементов в развитии сю­жета; многоплановость композиции и т.п.

Читайте также:
Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»: сочинение

Содержание третьей книги — это успехи преобразова­ний, первые ощутимые плоды петровских реформ. Пока­зана сила петровской армии, крепнущая военная мощь России начала XVIII века, и вместе с тем рисуется культур­ный подъем в русском обществе, властное проникновение нового, светского начала в аскетический средневековый уклад старой Руси. Создававшаяся в годы Великой Отече­ственной войны третья книга «Петра Первого» особенно ярко развертывает тему славы русского оружия, тему геро­изма и подвигов русских солдат.

За всем этим стоит одно — заветная мечта царя сделать Россию богатой державой, а русского человека счастливым. В утверждении этой гуманистической идеи и нашел Тол­стой разрешение своих сомнений относительно правдивос­ти как прошлого, так и настоящего своей Родины. Любые, самые тяжкие, кровоточащие проблемы, считал он, обяза­ны отступить перед высшей истиной: «Цель всех усилий — человек, высшая творимая и творческая форма природы».

Анализ романа «Петр Первый» (А. Толстой)

Автор: Guru · 22.08.2018

Люди должны знать историю своей страны, чтобы в будущем знать, как поступать в том или ином случае. Алексей Толстой, вдохновившись эпохой Петра 1, решил показать нам все тонкости и трудности петровской эпохи. Как известно, он вложил в работу почти 10 лет своей жизни и потратил множество часов, чтобы изучить в точности эпоху преобразований и изменений в нашей стране.

История создания

Алексея Николаевича Толстого очень интересовала судьба императора Петра 1, более двадцати лет писатель изучал биографию и исторические факты из жизни правителя. Этот случай можно назвать одним из тех, когда творчество автора, в попытках передать характер эпохи и личности, граничит с научной исторической литературой.

Изначально произведение задумывалось как роман-эпопея, который бы позволил при своем объеме показать все позиции и смену мыслей человека советского. Писателю это в полной мере удалось, ведь через образ Петра проглядывает личность покровителя и почитателя Толстого – И. В. Сталина. В своем романе Толстой хотел показать ценность преобразований того времени, он описывает, как мудрость правителя определяет дальнейшее развитие государства. Но читателю совсем нетрудно уловить связь между тем временем и новой советской эпохой, где народу также нелегко измениться к лучшему, где люди не хотят принимать необходимость перемен. В такой ситуации стране нужен жестокий, но сильный и дальновидный руководитель, которого автор видел и в Петре Первом, и в генеральном секретаре партии КПСС.

Жанр, направление

“Петр Первый” — исторический роман, включает в себя элементы романа становления и героического повествования. Также можно найти черты биографического романа.

Направление – реализм. Автор воспроизводил быт и нравы, основываясь на исторических хрониках. Он писал только то, что было на самом деле.

В первой книге перед нами предстает Петр-преобразователь. Личность, еще до конца сформировавшаяся, но стремившаяся к становлению на истинный и правильный путь. Автор показывает нам царя как человека, близкого к своему народу, способного понять все проблемы и постараться найти их решение.

  1. Первый том показывает нам еще совсем маленького Петра, напуганного грядущими трудностями правления. С этого момента начинается наше знакомство со становлением будущего царя, способного изменить судьбу своей страны. Мы можем наблюдать как маленький правитель учится справляться с дворцовыми интригами, предательствами, переживает первые неудачи, учится исправлять свои ошибки и решать сложные, даже, казалось бы, неразрешимые проблемы.
  2. Во втором томе мы видим Петра уже подросшего, способного наравне с простым народом трудиться на благо процветания страны. Прошло уже много времени, молодой правитель готовится к первым преобразованиям и подписаниям законов. Петр заботится о воем народе, стараясь не допускать произвола со стороны бояр. Так, страница за страницей, у нас на глазах происходит становление царя, из маленького напуганного мальчишки в зрелого мудрого правителя.
  3. В третьем томе перед нами предстает уже состоявшийся как личность человек, царь, мужчина. Вот уже стоит на берегу Невы Петербург, прекращены многолетние войны. Как и Петр, страна встает на новый путь, изменений и улучшений. Третий том является финалом и показателем положительных последствий реформ, происходит культурный подъем жизни людей, растет и военная мощь государства.

Главные герои

  • Петр Алексеевич — царь России. Писатель постарался раскрыть образ правителя многогранно и полноценно, показав как положительные, так и некоторые отрицательные качества Петра. Монарх предстает перед нами в разном свете, начиная с молодых лет, заканчивая пиком успешных реформ состоявшейся исторической личности. Герой отличается трудолюбием, целеустремленностью, дальновидностью и силой воли.
  • Александр Данилович Меншиков — соратник Петра, готовый на все ради правителя, ему Петр доверял полностью, считал своей правой рукой. Меньшиков сбежал из семьи, будучи совсем молодым, выживал как мог, перебивался с копейки на копейку. Благодаря своему уму, попал во дворец, где работал постельничим. Когда же Петр понял истинную ценность этого человека, тот стал правой рукой государя. Он отличался умом, деловитостью и способностью усваивать новые веяния.
  • Франц Лефорт — наставник Петра, его друг, помогавший раскрыть потенциал царя. Франц предстает перед нами уже зрелым мужчиной, можно сказать, что он был главным по всем делам иностранцев в России. Лефорт служил советником Петра по военным вопросам, по социальным и экономическим делам, подсказывал, как лучше поступить во время дворцовой борьбы с Софьей.
Читайте также:
Роман Петр первый как произведение социалистического реализма: сочинение

Есть и другие герои романа, которые не менее важны для сюжета, но описать каждого нет возможности, у нас же не статья-эпопея. Но если Вам кого-то не хватило, смело пишите об это в комментариях, добавим.

Темы и проблемы

  1. Основная тема — патриотизм. Автор показывает, что наша земля богата различными природными залежами, но они растрачиваются впустую. Таким образом, в нашей стране есть потенциал, но он либо не используется, либо используется неправильно. Это может изменить только сильный и волевой человек, по мнению писателя. Каждый из нас ради своей родины, ради своего будущего должен стать таким человеком.
  2. Главная проблема – власть и ее влияние на личность. Петру пришлось столкнуться с родственными интригами, родные люди готовы были избавиться от него, лишь бы занять престол. Тяга к власти выбивает из человека все самое хорошее, оставляя на месте души выжженное поле.
  3. Проблема социальной несправедливости. Петр поставил себя на место обычного работника и понял, как тяжела жизнь народа под гнетом боярского произвола. Поэтому он так ополчился против знати, которая своей алчностью тянула страну назад, изнуряя крестьянина и живя за его счет.
  4. Социальная проблематика также включает в себя и вопрос о готовности народа к переменам. Новаторам очень трудно менять мир, они постоянно сталкиваются с непониманием и агрессией тех, кто привык жить по старинке.

Главная мысль

Основная идея романа заключается в том, что большой стране нужен дальновидный, целеустремленный и решительный лидер, который силой своей воли направит страну вперед. Без сильной и твердой руки невозможно эффективное управление. Без нее элита никогда не согласится менять хоть что-либо, ведь ей и так хорошо живется, а народ из страха перемен или невежества будет плавно погружаться в застой. Таким образом, настоящий лидер – это жесткий и непреклонный человек, который обязан идти на жертвы, чтобы творить историю.

С этим посылом можно не согласиться, он очень спорный. Автор, который вернулся из эмиграции и (благодаря протекции Горького) устроился при враждебном ему режиме, мог выполнять политический заказ, смысл которого в том, чтобы оправдать жестокую диктатуру Сталина, прикрывая репрессии исторической необходимостью.

Чему учит?

Изменения, приносящие пользу, нужны всегда. Жизнь не может стоять на месте, особенно в таком большом государстве, как наша страна. Но хоть сколько-нибудь значимые преобразования не могут свершиться сами собой, без нашей готовности к ним. Книга учит людей брать ответственность за будущее страны в свои руки и смотреть в будущее.

Нередко сами люди тормозят прогресс, и их действительно приходится подталкивать сверху, таково прямое назначение правительства. Но и сам человек должен идти навстречу позитивным переменам, должен развиваться и адаптироваться в современности, а не стоять на месте и упираться в то, что уже есть. Тогда и подталкивать никого не придется.

Критика

Современники высоко оценили произведение «Петр Первый» и сожалели, что автор не закончил его до конца. Например, Корней Чуковский писал, что перед смертью воображение автора стало граничить с ясновидением. Судя по его воспоминаниям, Толстой планировал написать историческую литературную эпопею, посвященную эпохе дворцовых переворотов и правлению Ивана Грозного. Все это было бы продолжением истории, уже написанной им.

И. Эренбург указывал на то, что работа Толстого была похожа на творчество Достоевского. Сам автор не знал, что сделают герои, они оживали в его голове и делали то, что сами считали нужным. Никогда эти писатели не знали, чем кончится та или иная книга.

В. Инбер вспоминал, что Толстой был удивительно цельной натурой и героя выбрал себе под стать. Он также любил Россию, как и первый ее император.

Ю. Олеша отмечал подлинность прозы коллеги по перу. Он часто представлял то, что написано в романе, и строки оживали в его голове. Текст мастерки описывал все то, что хотел сказать литератор.

В. Лидин говорил, что в Толстом он ценит, прежде всего, народность. Его царь – как будто человек из народа, живущий интересами простых людей. Автор виртуозно передал русский дух, уделив внимание живой русской речи, которая украшает текст и передает тончайшие оттенки смыслов.

Л. Коган описывал подробности бесед с писателем, тот считал, что переломным моментом в русской истории является полтавская битва, именно там царь и народ соединились в едином порыве.

Г. Уланова полагала, что Толстой жил в душах своих героев, как будто бы сам переживал их эмоции, будто бы видел историю своими глазами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: