Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого Война и мир: сочинение

Сочинение на тему «Кутузов и Наполеон в романе Война и мир»

К основным образам романа «Война и мир» относятся исторические личности Наполеона и Кутузова. На страницах толстовского произведения действует много и других исторических лиц, так как автор повествует о ходе военных событий в борьбе с Францией. Так, среди остальных героев можно встретить и императора Александра, и генерал Багратион, и маршал Даву, и других. Но все-таки полководцы среди всех них занимают особое центральное место. Лев Толстой описывает эти две фигуры масштабно, они возникают перед читателем словно живые. Автор создает такие образы, которые позволяют восхищаться Кутузовым, уважая и сочувствуя ему, ненавидеть и презирать Наполеона. Антитеза помогает писателю полнее показать эти два образа. Но при этом подробных авторских характеристик генералам в романе найти невозможно. Впечатления о них складывается из тех поступков, которые они совершают, тех фраз, которые они произносят и даже внешнего вида этих героев.

Антитеза является основным композиционным приемом. Это противопоставление уже начинается в самом названии толстовского произведения. Продолжается оно и на страницах его романа. Поэтому и две масштабные исторические фигуры противопоставлены друг другу, только как противники, как мира положительного и отрицательного. Но не стоит забывать о том, что перед читателем находится роман, который является художественным произведением, а это значит, что и эти исторические лица показываются через художественный вымысел.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Можно увидеть, что некоторые черты героев автор преувеличивает. Это позволяет добиться большого эффекта, и дает возможность уже самому читателю оценивать их поступки. В чем же противопоставляются эти два героя? В портретных характеристиках идет их сравнение. Кутузов изображен автором как старый и грузный человек. Он болен. Фельдмаршалу тяжело передвигаться, активный образ жизни его тяготит, но война требует от него движения. Кажется, как может больной старик, имеющий плохое зрение и уставший от жизни, как это думает светское общество в романе, управлять армией.

Совсем иначе выглядит Наполеон. Император Франции живой и активный, от его тела просто идет сильнейший поток энергии. Автор его так описывает, что кажется, только такие деятельные люди могут управлять армией. Но вот только симпатия читателя оказывается не на его стороне. Этого автор добивается тем, что дает мелкие и совсем незначительные детали портретной характеристики. Так, Толстой при описании Кутузова передает его внешность и характер простым языком. А вот портретная характеристика Наполеона дается с иронией.

Жизненные цели у этих двух персонажей различны. Наполеон, уверовавший в свои силы, считая себя знаменитым полководцем, решает завоевать весь мир. Он даже возомнил себе, что может изменить историю. Французский полководец совсем не чувствует угрызения совести из-за того, что по его инициативе началась война с Россией, что он столкнул два народа и теперь гибнут люди. У него есть свои недостижимые цели и ради них он готов жертвовать людьми. Для Наполеона на первом месте стоят не люди и их жизни, а его собственное тщеславие и самолюбие. На протяжении всего романа читатель не видит раскаяние этого человека. Не мучают его ни сомнения, ни угрызения совести. Все это чуждые для героя нравственные понятия. Он следит только за тем, что происходит внутри него, как чувствует себя его душа. Все остальное не имело для него никакого значения. Он думал, что все и всегда во всем мире будет зависеть от его воли.

Кутузов совсем другой. Он ставит перед собой иные цели, совсем не сходные с Наполеоном. Его не интересует власть, почести или же слава в народе. Он командует русской армией, потому что так ему велит долг перед Родиной. Для него важно, что народ верит и доверяет ему. И цель его не в том, чтобы прославить себя на века, а чтобы изгнать противника из родной земли. Честь для него важна, все его поступки обдуманы и справедливы. Он не принимает поспешных решений. Он дорожит жизнью солдат, поэтому уже вызывает уважение.

Эти два великих полководца, которые остались в истории, руководят самыми величайшими армиями. Только от них зависит жизнь простого солдата на войне. Это прекрасно понимает и осознает Кутузов. Он старается быть внимательным к каждому своему солдату. Прекрасно походят толстовское описание в романе смотра солдат под Брауну. Немощный и больной полководец проходит сквозь весь строй солдат и замечает все: сапоги, которые уже совсем поизносились, потрепанную одежду. Узнает в толпе солдат он и тех, с кем лично был знаком или же сталкивался.

Читайте также:
Тильзитский мир (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого Война и мир, т. II, ч. 2, гл. XXI): сочинение

Кутузов пытается разговаривать с солдатом, чтобы понять его нужды. Он говорит с ними на одном языке. Полководец не стремится к славе и для него не столь важна похвала государя, нежели жизнь солдата. Михаил Илларионович пытается поговорить с каждым солдатом, вселить в него надежду на то, что все дальше будет хорошо. Полководец понимает, что от настроя солдат в бою многое зависит. У Кутузова и у простых солдат есть общие цели: ненависть к захватчику родной земли, любовь к родине, желание обрести свою независимость от французов. Эти общие цели помогают слиться всем солдатам русской армии в единую и непобедимую армию, которой командует мудрый полководец.

Наполеон относится к своим солдатам иначе. Для него жизнь солдата не имеет никакого значения, на первом месте у него только его желания и слава. А вот те, кто его окружают, совсем ему безразличны. Он часто любуется полем битвы, на котором остаются убитые солдаты. Он даже не оказывает помощи своим солдатам, которые попадают в бурное течение руки, хотя мог их спасти. Он выбирает позицию наблюдателя. Наполеон не чувствует ответственности за жизнь людей, которые верят ему и идут умирать за него. Для него главное — его комфорт, благополучие и слава.

История сама расставила все по своим местам. Эту войну 1812 года Наполеон с позором проиграл, хотя у него были великие планы. Решающий бой состоялся под Бородину, после которого французский полководец вместо славы получил позор, но он так и не смог до конца осознать, почему же победила русская армия. Зато это прекрасно понимает Кутузов, который переживает одинаковые чувства с солдатами: боль за Родину, которую топчут ноги врага. Мотивы героизма и мужества принадлежат не только великому русскому полководцу, но и солдатам.

Мудрость полководца и его сильный дух и воля приводит русской войско к победе над сильным противником. Трудное решение принимает Кутузов, говоря об отступлении от Москвы, но это помогает ему сберечь русскую армию, которая потом сражается еще лучше и побеждает.

38. Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

38. Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман-эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805—1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы.

Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно народный герой, который руководствуется в своих действиях народным духом. Это простой русский человек, чуждый притворства, и одновременно мудрый исторический деятель и полководец. Главное в Кутузове для Толстого – его кровная связь с народом, «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его». Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народ и выбрал его «против воли царя в производители народной войны». Толстой изображает Кутузова как мудрого полководца, глубоко и верно понимающего ход событий. Не случайно правильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается впоследствии. Так, он верно оценил значение Бородинского сражения, заявив, что это – победа. Как полководец он явно стоит выше Наполеона. Именно такой полководец был нужен для ведения народной войны 1812 г. на территории России, и Толстой подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии потребовался другой главнокомандующий. А «представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

Одновременно надо отметить, что образ Кутузова в романе несколько искажен, не лишен недостатков, причина которых – в неправильных позициях Толстого-историка. Исходя из стихийности исторического процесса Толстой отрицал роль личности в истории. Писатель высмеивал культ «великих личностей», созданный буржуазными историками. Он считал, что ход истории решают народные массы. Он пришел к признанию фатализма, утверждая, что все исторические события предопределены свыше. Именно Кутузов выражал эти взгляды Толстого в романе. Он, по словам Толстого, «знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». У Кутузова – толстовский фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий предрешен. Ошибка Толстого состояла в том что, отрицая роль личности в истории, он стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий. Он выступает в романе как полководец, при всей своей пассивности точно оценивающий ход военных событий и безошибочно направляющий их.

Читайте также:
НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЙНА И МИР: сочинение

Антиподом Кутузова является Наполеон. Толстой решительно выступил против культа Наполеона. Для писателя Наполеон – агрессор, напавший на Россию, честолюбец, стремящийся к мировому господству. Толстой показывает, что в поступках Наполеона, его претензиях на мировое господство, кроме прихоти, не было никакого смысла, но «он верил в себя, и весь мир верил в него».

Надо сказать, что по отношению к Наполеону Толстой был недостаточно объективен, утверждая: «Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные к внутри кареты, воображает, что он правит». Но Наполеон в борьбе с Россией не был бессилен, он просто оказался слабее своего противника, «сильнейшего духом», по выражению Толстого.

Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самонадеянный властитель Франции, ослепленный славой. Наполеон Толстого – человек, для которого представляло интерес «только то, что происходило в его душе». А «все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Не случайно слово «я» – любимое слово Наполеона. Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своем эгоцентризме.

Сопоставляя двух великих полководцев, Толстой делает вывод: «Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды». Поэтому подлинно велик именно Кутузов – народный полководец, думающий о свободе Отечества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Э. Е. ЗАЙДЕНШНУР “ВОЙНА И МИР” ЗА СТОЛЕТИЕ Л. Н. Толстой “Война и мир”

Э. Е. ЗАЙДЕНШНУР “ВОЙНА И МИР” ЗА СТОЛЕТИЕ Л. Н. Толстой “Война и мир” “Имеют свои судьбы книги, и авторы чувствуют эти судьбы”, — писал Толстой. И хотя он, по его словам, знал, что “Война и мир” “исполнена недостатков”, но не сомневался в том, что “она будет иметь тот самый успех,

Реализм толстого в изображении войны 1812 года в романе «Война и мир»

Реализм толстого в изображении войны 1812 года в романе «Война и мир» I. «Героем моей повести была правда». Толстой о своем взгляде на войну в «Севастопольских рассказах», ставшем определяющим в изображении войны в его творчестве.II. Характер изображения войны в

«Старое барство» в романе Льва Толстого «Война и мир», или как Хлестова и Ноздрев стали положительными героями

«Старое барство» в романе Льва Толстого «Война и мир», или как Хлестова и Ноздрев стали положительными героями [135]О том, что Лев Толстой в «Войне и мире» опоэтизировал мир «старого барства», писали еще литературные критики – современники автора. О консерватизме

Трансформация героического в «Войне и мире» Л.Н. Толстого: отечественная война 1812 года

Трансформация героического в «Войне и мире» Л.Н. Толстого: отечественная война 1812 года [207]В «Войне и мире» Л.Н. Толстого привычные представления о героическом поведении подвергнуты «остранению», признанные герои, ставшие мифологизированными фигурами-символами, сброшены

33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)

33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев

34. Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)

34. Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может,

35. Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

35. Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же

Читайте также:
Наташа в гостях у дядюшки (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого Война и мир, глава 7, часть четвертая, том второй): сочинение

36. Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

36. Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь

37. Пьер Безухов – герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

37. Пьер Безухов – герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в

39. Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

39. Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в

40. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

40. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть

41. Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

41. Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно»,

42. Партизанская война в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

42. Партизанская война в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» Не менее заметный след, чем Ф.М. Достоевский, оставил в русской и мировой литературе Л.Н. Толстой, вершиной творчества которого по праву признана «Война и мир». Это произведение издавна именуют не просто романом, а романам – эпопеей,

Петя Ростов в партизанском отряде (анализ эпизода 7 гл., ч. 3, т. 4)

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

В образе Пети Ростова Л. Н. Толстой точно воссоздает черты лучшей части дворянской молодежи. Юный Ростов героически гибнет за Родину, осуществив свою мечту стать настоящим офицером и обязательно попасть в партизанскую группу.

Петя при выезде из Москвы присоединяется к полку и становится ординарцем генерала. Это событие – величайшая радость для него, поскольку он мечтает о героическом подвиге. Ростов не желает упустить случая настоящего геройства. Ему кажется, что, там, где его нет, теперь и совершается самое настоящее, геройское.

21-го октября Петя попадает в партизанский отряд Денисова. Генерал отправляет его туда при условии, что он вернется и не будет участвовать в действиях Денисова. Попав в отряд, увидев Тихона, Денисова, Петя решает сам с собою, что ему нужно остаться. Лихой гусар Денисов становится идеалом Пети.

В отряде Петя наблюдает за всеми, хочет быть полезным: «Он находится в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям».

Толстой использует излюбленный эпитет «детский», что говорит нам об искренних чувствах, переполнявших Петю.

Ростов просится «в главную», причем не ради наград, а для себя. Он хочет оценить свои силы, показать себя с лучшей стороны. Чувство радости переполняет его, и он предлагает партизанам изюм, к которому привык, кофейник: «И вдруг испугавшись, не заврался ли он, Петя остановился и покраснел». Герой стал вспоминать, не сделал ли он каких-нибудь глупостей, и вспомнил француза – барабанщика. Петя хочет спросить о нем, но боится насмешек: «Спросить бы можно?- думает он, – да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел. Я им покажу завтра, какой я мальчик. ». Уж очень Пете хотелось, чтобы с ним обращались, как со взрослым.
И все-таки он попросил позвать этого барабанщика. Петя так обрадовался, что даже поцеловал Денисова и побежал во двор. Петя и француз сразу нашли общий язык. Всеми силами Ростов хотел помочь мальчику: «Ах, что бы мне ему сделать!» – проговорил сам с собою Петя”.

Читайте также:
Свидание Андрея Болконского с Пьером Безуховым в Богучарове (по роману Л. Н. Толстого Война и мир): сочинение

Именно встреча Ростова с этим французом помогла увидеть душевную красоту героя, его доброту, желание помочь. Эти качества характерны были для всех членов семьи Ростовых. Их духовная жизнь протекала, прежде всего, в среде чувств.

Петя Ростов, находясь в отряде, постоянно следит за своими действиями, речью с целью показать себя с лучшей стороны, прежде всего, он хочет показаться взрослым. То герой вспоминает, не сделал ли он каких-нибудь глупостей при разговоре с партизанами, то боится насмешек с их стороны, когда хочет спросить о французе. При встрече с французом он тоже «был в сомнении, не стыдно ли будет дать денег барабанщику».
Несмотря на то, что Петя воспитывался в богатой, знатной семье, ему не чужды самые искренние чувства, он готов пожертвовать последним. Он открыт, и людям эта открытость нравится. Петя не умеет лгать, притворяться, его чувства искренни. Он истинный патриот, который идет воевать не ради награды, а ради Родины.

Петя Ростов привлекает к себе людей добротой, душевной отзывчивостью, благородством, готовностью прийти на помощь. Именно благодаря таким людям, как он, русские победили французов на войне 1812-го года.

Необходимо также отметить исключительную важность образа Пети Ростова для раскрытия отношения Л. Н. Толстого к войне. В данном эпизоде писатель изображает мальчика, юнца, только еще начавшего жить. Все ему кажется новым, необычным, ярким, все он видит сквозь призму своей детской восторженности. Даже война – величайшее зло человечества – – воспринимается им как нечто игрушечное. Ростов – максималист, даже толком не успевший понять, что на войне еще и умирают. Зачем же Толстой изображает нам этого милого, добродушного мальчишку, погибающего в таком юном возрасте? А делает он это для того, чтобы резко осудить бессмысленную жестокую борьбу людей. Писатель выступает против бессмысленной гибели человека, особенно ребенка.

Помимо образа Пети Ростова, в романе очень важен и образ тщедушного мальчика – барабанщика, ребенка французской женщины. Толстой изображает его не как врага, а как такого же ребенка, который стал жертвой войны, подобно Пете.

Таким образом, эпизод, посвещенный Пете Ростову в партизанском отряде, имеет огромное значение для понимания позиции автора в изображении войны.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Петя Ростов в партизанском отряде (анализ эпизода 7 гл., ч. 3, т. 4)

Смотрите также по произведению “Война и мир”:

«Петя Ростов в партизанском отряде (анализ эпизода 7 гл., ч. 3, т. 4)»

В образе Пети Ростова точно воссоздает черты лучшей части дворянской молодежи. Юный Ростов героически гибнет за Родину, осуществив свою мечту стать настоящим офицером и обязательно попасть в партизанскую группу.

Петя при выезде из Москвы присоединяется к полку и становится ординарцем генерала. Это событие — величайшая радость для него, поскольку он мечтает о героическом подвиге. Ростов не желает упустить случая настоящего геройства. Ему кажется, что, там, где его нет, теперь и совершается самое настоящее, геройское.

21-го октября Петя попадает в партизанский отряд Денисова. Генерал отправляет его туда при условии, что он вернется и не будет участвовать в действиях Денисова. Попав в отряд, увидев Тихона, Денисова, Петя решает сам с собою, что ему нужно остаться. Лихой гусар Денисов становится идеалом Пети.

В отряде Петя наблюдает за всеми, хочет быть полезным: «Он находится в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям».

Толстой использует излюбленный эпитет «детский», что говорит нам об искренних чувствах, переполнявших Петю.

Ростов просится «в главную», причем не ради наград, а для себя. Он хочет оценить свои силы, показать себя с лучшей стороны. Чувство радости переполняет его, и он предлагает партизанам изюм, к которому привык, кофейник: «И вдруг испугавшись, не заврался ли он, Петя остановился и покраснел». Герой стал вспоминать, не сделал ли он каких-нибудь глупостей, и вспомнил француза — барабанщика. Петя хочет спросить о нем, но боится насмешек: «Спросить бы можно?- думает он, — да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел. Я им покажу завтра, какой я мальчик. ». Уж очень Пете хотелось, чтобы с ним обращались, как со взрослым.

Читайте также:
Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н.Толстого Война и мир.: сочинение

И все-таки он попросил позвать этого барабанщика. Петя так обрадовался, что даже поцеловал Денисова и побежал во двор. Петя и француз сразу нашли общий язык. Всеми силами Ростов хотел помочь мальчику: «Ах, что бы мне ему сделать!» — проговорил сам с собою Петя”.

Именно встреча Ростова с этим французом помогла увидеть душевную красоту героя, его доброту, желание помочь. Эти качества характерны были для всех членов семьи Ростовых. Их духовная жизнь протекала, прежде всего, в среде чувств.

Петя Ростов, находясь в отряде, постоянно следит за своими действиями, речью с целью показать себя с лучшей стороны, прежде всего, он хочет показаться взрослым. То герой вспоминает, не сделал ли он каких-нибудь глупостей при разговоре с партизанами, то боится насмешек с их стороны, когда хочет спросить о французе. При встрече с французом он тоже «был в сомнении, не стыдно ли будет дать денег барабанщику».

Несмотря на то, что Петя воспитывался в богатой, знатной семье, ему не чужды самые искренние чувства, он готов пожертвовать последним. Он открыт, и людям эта открытость нравится. Петя не умеет лгать, притворяться, его чувства искренни. Он истинный патриот, который идет воевать не ради награды, а ради Родины.

Петя Ростов привлекает к себе людей добротой, душевной отзывчивостью, благородством, готовностью прийти на помощь. Именно благодаря таким людям, как он, русские победили французов на войне 1812-го года.

Необходимо также отметить исключительную важность образа Пети Ростова для раскрытия отношения к войне. В данном эпизоде писатель изображает мальчика, юнца, только еще начавшего жить. Все ему кажется новым, необычным, ярким, все он видит сквозь призму своей детской восторженности. Даже война — величайшее зло человечества — – воспринимается им как нечто игрушечное. Ростов — максималист, даже толком не успевший понять, что на войне еще и умирают. Зачем же Толстой изображает нам этого милого, добродушного мальчишку, погибающего в таком юном возрасте? А делает он это для того, чтобы резко осудить бессмысленную жестокую борьбу людей. Писатель выступает против бессмысленной гибели человека, особенно ребенка.

Помимо образа Пети Ростова, в романе очень важен и образ тщедушного мальчика — барабанщика, ребенка французской женщины. Толстой изображает его не как врага, а как такого же ребенка, который стал жертвой войны, подобно Пете.

Таким образом, эпизод, посвещенный Пете Ростову в партизанском отряде, имеет огромное значение для понимания позиции автора в изображении войны.

Творческая история романа Л. Н. Толстого “Война и мир”

Школьное сочинение

  • 1. Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого “Война и мир”
  • 2. Тема семьи в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Все похожие сочинения (4) ↓

“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы”, — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Читайте также:
Высший свет в романе Л. Толстого Война и мир: сочинение

Процесс создания романа-эпопеи “Война и мир” не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и “примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России”, и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, “эпохе заблуждений и несчастий” своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то “чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. “. Толстой в очередной раз оставил написанное и “стал писать со времени 1812 года”. Но оказалось, что “между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи” личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали” с равным интересом для автора, “молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени”. И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав “наших неудач и нашего срама”. Писатель пришел к выводу, что если “причина нашего торжества” лежала в “сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений”. Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести “многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта “Войны и мира” прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: “Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. “, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: “Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. “

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте “Войны и мира” появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил “по Толстому”. Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что “исторические рассуждения” в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем “особого мнения”. То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Читайте также:
Отъезд князя Андрея на войну (анализ 25 главы часть 1 книги 1 романа Л. Н. Толстого Война и мир): сочинение

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. “Что за славный народ!” — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. “. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: “Я сожгу Москву”, как и Наполеон: “Я накажу свои народы”, — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. ” — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно “Войну и мир”, с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют “романом-эпопеей”. Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Сочинение Петя Ростов в партизанском отряде (Толстой Война и мир)

Петя Ростов – это образ, который воплощает в себе самые лучшие и благородные черты дворянской молодежи того времени. Юноша отдает свою жизнь в бою, защищая Родину. Его мечтой всегда было желание стать офицером, оказаться в партизанском отряде, и эта мечта исполнилась.

Мечтая совершить героический подвиг, Петя с радостью, как великий подарок судьбы, принимает должность ординарца генерала. Вскоре молодой человек оказывается в составе партизанского отряда Денисова. Генерал отпускает его туда при условии, что Петя вернется и не станет принимать участие в военных планах Денисова. Но как только юноша увидел Тихона и Денисова, то решил остаться здесь несмотря ни на что. Храбрый гусар становится для Пети идеалом доблести и героизма.

Здесь он учится всему новому, пытается быть полезным, беря пример со старших товарищей. Его переполняет радостное детское чувство восторженности и нежной безоговорочной любви к окружающим людям. Чувства Пети не вызывают никаких сомнений, его порывы чисты, искренни, по-детски наивны.

Мотивация его действий – отнюдь не тщеславие, он идет на подвиг не за наградами. Ростов лишь хочет оценить свои возможности, продемонстрировать свои лучшие качества. Ему не нравится, что его воспринимают как ребенка, неопытного юнца. Он хочет выглядеть взросло в глазах товарищей и требует внутри себя соответствующего к нему отношения.

Читайте также:
Красота человеческих отношений в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: сочинение

Петя очень хотел узнать поближе маленького француза-барабанщика, помочь ему, насколько это было в его силах. Денисов позвал его, и Петя так обрадовался, что в порыве детской своей любви поцеловал Денисова. Выбежав во двор, Петя подошел к французу. Они сразу же нашли общий язык и подружились. Ростов очень хотел помощь юному барабанщику, только вот не знал как.

Встреча Пети с французом показала красоту души мальчика, его доброту, сострадание, отзывчивость. Эти черты были свойственны всем Ростовым, жизнь которых строилась на чувствах.

Во время службы в отряде, Петя все время думает о своем поведении, следит за речью, стараясь показать себя с лучшей стороны, выглядеть старше. Он часто обдумывает свои прошлые действия, не совершил ли он какую-нибудь глупость в разговоре с товарищами. Мальчик опасается насмешек со стороны партизан в тот момент, когда хочет разузнать про француза. Во время их встречи с барабанщиком, Петя также сомневался в себе, раздумывая, не стыдно ли будет помочь барабанщику деньгами.

Несмотря на то, что семья их жила в достатке, и Петя никогда ни в чем не нуждался, ему не были чужды такие качества как благородство, щедрость, жертвенность. Он готов был поделиться последним, что у него оставалось. Мальчик был открытым человеком, и за это окружающие его любили. Петя не умеет обманывать, лицемерить, он искренний, настоящий. В нем живет истинный патриот своей страны, за которую он идет воевать, жертвуя собственной жизнью.

Петя Ростов буквально притягивает к себе любовь окружающих. Именно благодаря таким людям, как он, Россия одержала победу в войне с Наполеоном.

Образ Пети помогает писателю выразить собственное отношение к войне. Показав гибель ни в чем не повинного, доброго, смелого юноши, Толстой продемонстрировал бессмысленную жестокость войны. Автор осуждает бессмысленную борьбу людей друг с другом, и тем более не приемлет подобное, если последствием этого становится гибель человека, в особенности ребенка.

Жертвой бессмысленной войны становится и тот французский мальчик-барабанщик, с которым подружился Петя Ростов. В романе он изображен не как враг, а как обычный ребенок, ставший пленником жестоких событий.

2 вариант

В образе Пети Ростова воплощаются одни из самых лучших и благородных черт молодых людей дворянского происхождения. Юноша жертвует своей жизнью во имя спасения Родины. Он всегда мечтал быть офицером, попасть в партизанский отряд. И у него получилось.

Он мечтал о героическом подвиге, поэтому очень обрадовался, когда его назначили ординарцем генерала. В скором времени парень попадает в партизанский отряд Денисова. Генерал соглашается отпустить его, только если Петя вернется, и не будет участвовать в тактике Денисова. После встречи с Тихоном и Денисовым Молодой человек решает остаться. Петя считает героического гусара мужественным и отважным.

Парень берет пример со старожилов отряда, он хочет всему у них научиться, чтобы приносить пользу. Петя восторгается и привязывается к тем, кто его окружает. Видя его искренность и детскую наивность, люди не сомневаются в чистоте его порывов.

Не за тщеславными наградами он идет на подвиги. Он желает доказать всем, и себе, что он что-то может. Парень недоволен тем, что в глазах сослуживцев он лишь ребенок и неопытный юнец. Петя хочет вырасти в глазах окружающих, что обеспечит соответствующее отношение.

Молодой человек хотел ближе познакомиться с французом-барабанщиком и как только возможно помочь ему. Когда Денисов окликнул парня, то он был так рад, что по-детски чмокнул своего командира. Выскочив, Петя подступился к французу, с которым сразу подружился. Осталось только узнать, как помочь ему. Из этой встречи стало ясно, насколько Ростов добрый, сострадательный и отзывчивый мальчик. Он был таким, как и все его родственники, он тоже руководствовался чувствами.

На протяжении всей службы Петя постоянно следит за своим поведением, словами. Он хочет казаться лучше и старше. Парень анализирует каждый свой поступок, не допустил ли он оплошность в разговоре или действии. Он не хочет, чтобы однополчане насмехались над ним. Мальчик сомневался, уместной ли будет финансовая помощь французу.

Петя вырос в богатой семье. Он никогда не знал ни в чем нужды. Но, несмотря на это, он вырос благородным и щедрым. Он всегда готов был отдать последнее нуждающимся. Все любили мальчишку за его открытое сердце. Он никогда не умел врать и притворяться. Он был настолько патриотически настроен, что не боялся даже потерять свою жизнь в борьбе за правое дело.

Читайте также:
Великий писатель русской земли Лев Николаевич Толстой: сочинение

Именно благодаря таким, как Петя Ростов, Россия победила Наполеона.

Рассуждение 3

Петя Ростов — это самый младший ребенок в семье Ростовых, которого до безумия обожала мать. Мальчик хотел попасть в армию, но родители не одобряли это решение, так как боялись потерять его. Однако, герой настоял на своем и пошел служить. Его мечтательность и романтичность подкрепляются решительностью, которой стесняется молодой солдат.

В партизанский отряд Петя Ростов попал не сразу. Сначала молодой человек служил в казачьем полку, а затем стал помощником генерала. Он приказал Пете Ростову отправится к партизанскому отряду Денисова, но не участвовать в их действиях. Однако, герой несколько раз нарушал приказания генерала.

В партизанском отряде Денисова к Пете Ростову все относились по-доброму, как к родному сыну. Мальчик проявлял щедрость и хотел помочь своим коллегам. Он угощал их изюмом, который очень любил. Молодой человек безгранично любил всех своих однополчан и считал, что и они любят его в ответ.

Ему было неприятно, когда Петю Ростова воспринимали как ребенка. Мальчик хотел видеть, что окружающие признают его мужество и силу, а не видят в нем наивного ребенка. Герой пытался выглядит старше своих лет и обдумывал каждый свой шаг, чтобы сделать его более взрослым, зрелым. Когда Пете не удавалось этого сделать, он краснел.

Одним из ключевых эпизодов являются отношения Пети и пленного французского мальчика, ровесника Пети. Герой относился к нему с сочувствием и состраданием. Петя был очень чувствительным, как и его брат и сестра. Однако, он стеснялся своих чувств и считал, что это выглядит странно. Но Петя понимал, что и к пленным стоит относиться с уважением, так как они уже не участвуют в боевых действиях, они не опасны. Мальчик много думал о нем. Герой пригласил француза поужинать вместе с партизанами. Пленный увидел в Пете не врага, а друга. Это и есть благородство — человеческое отношение ко всем людям на Земле.

Автор использует прием внутреннего монолога, чтобы охарактеризовать Петю. Герой много думает о себе, о своих поступках и о других людях.

Судьба героя имеет печальный конец: он погиб на сражении. Этот эпизод показывает бесчеловечность и бессмысленность войны, ведь она уносит жизни множества людей, в том числе и молодых, полных надежд. Война несет лишь разрушение и ничего хорошего.

Автор относится к герою снисходительно. Петя молод, поэтому ему свойственны горячие и глупые поступки. По его мнению, Петя Ростов — человек незаурядный. В партизанском отряде он ведет себя благородно, проявляет доброту и борется за справедливость. Таким и должен быть офицер по мнению Л.Н Толстого.

Также читают:

Картинка к сочинению Петя Ростов в партизанском отряде

Популярные сегодня темы

Полотно Майи Кузьминичны Копытцевой «Летный день. Цветет сирень» было написано в конце ХХ столетия. Этот холст считается одним из лучших ее произведений. На этом полотне изображен один из летних дней.

Одной из сложнейших задач человечества является саморазвитие. Изменение себя в лучшую сторону требует борьбы с привычным складом ума, исправления ошибок и проступков нуждается в самокритике

Калининград – это не только мой родной город, но и город, который меня бесконечно вдохновляет и удивляет. Я люблю в моем городе все: начиная с переменчивой погоды Балтики, сильного ветра и особенно яркого солнца

Жили две девочки с няней Прасковьей. Одна любую работу по дому делала, за это её прозвали Рукодельницей. Вторая ничего не умела, даже одевала её няня, за это называли её Ленивицей.

Дать точную характеристику жанру романа довольно сложно. Можно сказать, что это – семейно-бытовой, и в тоже время, социально-психологический, военно-исторический роман

Анализ эпизода Петя Ростов в партизанском отряде по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

7 глава., 3 часть, 4 том

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» представлена целая эпоха. Перед читателем разворачиваются судьбы как отдельных героев, так и целых семей. Мы знакомимся с Ростовыми, Болконскими, Курагиными. Одни симпатичны нам, другие вызывают неприятное чувство. Подобно тому, как люди бывают разными в жизни, так и в романе автор представляет нам разные образы. Последовательно, от эпизода к эпизоду, писатель раскрывает особенности характеров своих героев. Мы следим за линиями судеб персонажей благодаря сюжетной взаимосвязи эпизодов.

Читайте также:
Образ автора в романе Война и мир: сочинение

Одним из самых трогательных и очаровательных образов является образ Пети Ростова. Рассмотрим эпизод из 4 тома произведения, который повествует о первых впечатлениях Пети в партизанском отряде.

Петя – младший ребенок в семье Ростовых, живой, жизнерадостный мальчик, любимец матери.

Попадает он на войну еще совсем юным, но у него уже есть цель – совершить подвиг и стать героем. Он был в восторге от того, что находится в партизанском отряде и у него есть возможность проявить себя. Он безрассудно хватается за любую возможность показать, что он уже взрослый и может воевать наряду с опытными офицерами. И больше всего он боится пропустить возможный случай, где бы он мог проявить свое геройство.

Петя – романтик, для него война является приключением, возможностью испытать себя, свою храбрость и силу. Он ничего не боится, он стремится быть в центре событий, обязательно на передовой, и тогда он сможет осуществить свою мечту о подвиге. Однако в отряде его оберегают. Генерал запрещает Пете принимать участие в любых действиях Денисова. Как романтик может согласиться с этим? Но он выполняет приказ, ведь для военного это закон.

В семье мальчика окружала добрая, дружеская атмосфера, благодаря чему он вырос отзывчивым, чутким, способным к состраданию. Он искренне любил всех людей и также был уверен в любви других людей к себе. Он старается сделать что-нибудь приятное для своих однополчан: то угощает изюмом, то предлагает помощь. В отряде к Пете также относятся очень тепло, по-отечески. Но мальчик хочет выглядеть старше своих лет, он старается доказать всем, что он уже вырос и стал самостоятельным. Однако, несмотря на все попытки скрыть это, мы понимаем, что он еще по-детски наивен.

Петя беспокоится о судьбе мальчика-француза, взятого в плен. Француз одного возраста с Ростовым, тоже совсем юный и неопытный. Во внутреннем монологе Пети чувствуется его доброжелательное отношение к пленному. Он переживает о том, покормили ли мальчика, не обидели ли. Ростов видит во французском пленном не врага, а попавшего в беду молодого солдата, которому требуется помощь. Он даже обращается к Денисову с просьбой пригласить пленного поужинать с партизанами, ведь ко всем, даже к пленным, надо относиться гуманно.

Винсент видит в Пете друга, который готов прийти на помощь в трудную минуту.

При этом Ростов несколько стесняется своей жалости. Он одновременно не обращает внимания на барабанщика, считая это унизительным, и пересчитывает деньги в кармане, думая, можно ли дать их мальчику. Здесь Толстой иронизирует над героем, но при этом показывает высшую степень любви к людям – искреннее доброе отношение к врагу во время войны.

Характер героя раскрывается в романе при помощи внутреннего диалога. Посредством размышлений Пети мы понимаем то, что происходит у него на душе: великая любовь к людям и непреодолимое желание совершить подвиг.

Еще одним приемом, помогающим раскрыть характер героя, является диалог. Автор дает нам речевую характеристику Пети: его фразы отрывисты, говоря об одном, он быстро переключается на другое. Рядом с опытными бойцами мальчик немного стесняется, чувствует неловкость. Петя старается казаться старше, но это у него не всегда получается, и тогда он краснеет. Он трогателен и очарователен. За эту непосредственность и робость, доверчивость и доброту, стеснительность и романтичность и любят бойцы Ростова, хотя иногда по-доброму посмеиваются над его поступками.

Эпизод, рассказывающий о жизни Пети Ростова в партизанском отряде, является наиболее важным для раскрытия характера этого героя. После знакомства с этим мальчиком, нельзя остаться равнодушным к нему. Мы любим его за его человеколюбие, душевную теплоту, романтические мечты и детскую наивность. Эти черты характерны для всех Ростовых. Наташа и Николай тоже открыты и добры, чутки и отзывчивы, способны к состраданию. Эти качества и ценит в семье Ростовых автор. К сожалению, на пути к своей мечте о подвиге Петя погибает, а ведь из него мог бы вырасти замечательный человек и благородный офицер.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: