Народные герои в изображении Льва Николаевича Толстого (по роману Война и мир): сочинение

Творческая история романа Л. Н. Толстого “Война и мир”

Школьное сочинение

  • 1. Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого “Война и мир”
  • 2. Тема семьи в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Все похожие сочинения (4) ↓

“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы”, — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи “Война и мир” не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и “примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России”, и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, “эпохе заблуждений и несчастий” своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то “чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. “. Толстой в очередной раз оставил написанное и “стал писать со времени 1812 года”. Но оказалось, что “между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи” личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали” с равным интересом для автора, “молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени”. И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав “наших неудач и нашего срама”. Писатель пришел к выводу, что если “причина нашего торжества” лежала в “сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений”. Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести “многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта “Войны и мира” прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: “Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. “, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: “Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. “

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте “Войны и мира” появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил “по Толстому”. Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что “исторические рассуждения” в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем “особого мнения”. То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Читайте также:
Николай Болконский: сочинение

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. “Что за славный народ!” — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. “. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: “Я сожгу Москву”, как и Наполеон: “Я накажу свои народы”, — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. ” — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно “Войну и мир”, с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют “романом-эпопеей”. Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Любимые герои Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».

В эпическом романе Л.Н. Толстого «Война и мир» очень много действующих лиц. Безусловно, кто-то из них является положительным героем, а кто-то отрицательным. Каждый читатель проникается историей одного из персонажей, который становится его любимцем. Однако любимчики есть не только у читателей, но у самого автора. Их несложно угадать, если читать роман внимательно. Именно их жизнеописанию Толстой уделяет большую часть времени. Несложно догадаться, что это Наташа Ростова и Пеьер Безухов.

На первый взгляд кажется, что они абсолютно разные люди. И действительно, они довольно редко пересекались, но в итоге автор объединил их жизненные пути в единое целое, связав судьбу персонажей. Если разобраться, у Наташи и Пьера очень много схожих черт. Каждый из них по-своему выделялся среди светского общества. И если Наташа привлекала к себе внимание своей чистотой и детской непосредственностью, то Пьер попросту не вписывался, будучи сомневающимся в своих взглядах и физически неуклюжим юношей.

Именно эти черты и делают их положительными героями с точки зрения автора. Толстой открыто восхищается тем, насколько сердце Наташи открыто, готово любить каждого, кто в этом нуждается абсолютно бескорыстно и беззаветно. Толстой считал в женщине приоритетными качествами готовность заботиться о своих близких, а также дарить им любовь и все свое внимание. Так Наташа спасла свою мать после гибели младшего брата.

Пьеру пришлось пройти немало испытаний, чтобы превратиться из метущегося юноши в сильного мужчину. Он искал любви светских дам, но разочаровался в браке. Хотел приносить пользу окружающим, вступив в масонскую ложу, но и здесь не чувствовал себя на месте. Лишения войны помогли Безухову осознать, что он наиболее ценит в жизни и к чему стремится. Ему удалось победить свои страхи.

Примечательно, что Толстой показывает любимых героев очень приземленно. Несмотря на все свои положительные стороны, они прежде всего люди, которые как и остальные совершают ошибки. И эти промахи сильно влияют на их жизнь, только закаляя героев, делая их еще лучше. Именно такой ошибкой можно считать побег Наташи вместе с Анатолем Курагиным или брак Безухова с Элен Курагиной. Через персонажей автор пытается донести простую мысль: хороший человек не тот, кто не ошибается, а тот, кто может достойно выйти из положения.

Читайте также:
Партизанская война в романе Л. Н. Толстого Война и мир (образ Пети Ростова): сочинение

Все решения, которые Наташа и Пьер приняли на своем жизненном пути, сделали их сильнее и увереннее, и в конце концов свели два любящих сердца вместе.

Анализ произведения

Книга Л. Н. Толстого задумывалась как история о декабристах, где автор хотел показать жизнь в ссылке, амнистию и возвращение домой. Но Лев Николаевич так увлекся описанием героев, что остановился на их жизни более подробно.

Сюжетные линии

Писатель хотел показать события 1825 года, из-за чего декабристы решили восстать против царя. Он изучал события того времени, ездил в разные места для сбора достоверной информации. Написание книги длилось 7 лет.

Сюжет начинается с 1805 года. В романе переплетаются между собой несколько сюжетных линий. Можно выделить 4 основных направления:

  1. Пьер Безухов. Герой ищет смысл жизни, проходит через различные испытания и попадает в неприятности. В итоге становится счастливым, получает то, что искал. Пьер находит духовного наставника и обретает душевный покой.
  2. Семья Болконских: духовные поиски Андрея, погоня за славой, разочарование в любви, набожность Марьи, отношения детей с отцом.
  3. Ростовы: воспитание детей, семейные ценности, отношения между родителями (Натальей и Ильей). В этой семье все поддерживают друг друга, заботятся и уважают. Наташа сталкивается с пошлостью и лицемерием светского общества, проживает различные жизненные ситуации, находит свое счастье.
  4. Семейство Курагиных — отрицательные персонажи, лживые и безнравственные люди, которые живут только ради личной выгоды. Им несвойственны такие качества, как честь и достоинство. Лицемерие, предательство и обман — вот их главные черты.

Контрасты книги

В произведении автор противопоставляет различные понятия, судьбы своих героев и их характеры. Примером может стать эпизод, когда Пьер пытался понять, как ему вести себя с умирающим отцом. В это время шел спор между Курагиным и Друбецкой. Женщина была на стороне Безухова, благодаря чему он стал графом. Этот спор олицетворяет собой войну, на кону которой была успешная жизнь Пьера.

Именно получение наследства сделало Безухова тем, кем он стал, так как безбедная жизнь натолкнула его на размышления. Бедность не позволила бы ему решать духовные проблемы, искать смысл жизни.

Автор сталкивает положительных и отрицательных персонажей. Наташа Ростова и ее семья, Пьер, Болконские — это мирные герои, которые олицетворяют мир. Им свойственны:

  • достоинство;
  • порядочность;
  • честность;
  • естественность.

Писатель показывает контраст между войнами: война 1805 года — чужая и ненужная русским людям, события 1812 года — борьба за Отечество.

Толстой сопоставляет честных героев с корыстными, своего рода «паразитами», которые привыкли выходить из сложных ситуаций за счет других людей. Например, это Друбецкие, Курагины, Берг, Жерков. Автор назвал их «трутнями».

Помимо этого, в произведении идет деление на богатых и бедных. Явный пример — Пьер и Ростовы. Безухов богат, но одинок, так как у него нет семьи. Ростовы живут поскромнее, но у них огромное семейство. Они сплоченные и дружные.

В произведении читатель может увидеть противопоставление уравновешенного и мудрого Кутузова и самовлюбленного, самодовольного Наполеона. Все сравнения дают читателю почву для размышлений, что позволит определить героя, обладающего прекрасными и достойными качествами.


«Отношение Л.Н.Толстого к героям романа» Первая часть

Русская литература знаменита и популярна во всём мире. Если в любой стране попросить у случайного незнакомца назвать несколько российских писателей и поэтов, то среди знаменитых имен вы обязательно услышите имя Льва Николаевича Толстого.

Возможно, самым противоречивым произведением Льва Николаевича является роман-эпопея «Война и мир», написанный в 1869 году. Толстой потратил 7 лет на написание данного произведения. Несколько раз роман переписывался, в чём Толстому помогала его жена Софья Андреевна Берс. Главная тема — историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. Этот роман покорил миллионы сердец своих читателей любовными историями, интригами и, конечно же, боевыми действиями.

Л.Н.Толстой очень эмоционально выражает свое отношение к героям своих произведений, он не скрывает своих антипатий и симпатии к ним.

В своих произведениях Лев Николаевич всегда четко разграничивает добро и зло, светлую и темную стороны. Это помогает читателю правильно понять мысль, которую автор хотел донести до него. Как в обычных людях, так и в героях своего романа Лев Николаевич ценит стремление к самосовершенствованию, простоту, ум, умение любить, слушать, честность, искренность и, конечно же, доброту. Всеми этими качествами обладают Пьер Безухов, Андрей Болконский, его сестра Марья и Наташа Ростова.

Марья Болконская- идеал добродетели. Она готова всегда прийти на помощь, она счастлива, когда чувствует себя нужной близким, когда может жертвовать собой ради других.

Хотя Толстой и описывает Марью, как некрасивую девушку, но он с любовью и нежностью говорит о ее прекрасных лучистых глазах, а, как известно, глаза – зеркало души. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Читайте также:
Наташа Ростова в церкви Разумовских (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого Война и мир, том 3, часть 1, глава 18): сочинение

«… в прекрасных глазах ее были и любовь и грусть…» «… Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным…»

Единственной радостью своей жизни Марья считает свою семью и религию. Она безумно любит своего отца, несмотря на его строгость, брата и маленького племянника. «…Николушка и его воспитание, Andr&覡 и религия были утешениями и радостями княжны Марьи…»

А её трепетное и нежное отношение к божьим людям просто поражает. Марье абсолютно безразлична внешность и материальное положение человека. Княжна ценит в людях их душевные качества, прежде всего: «… прекрасное сердце это то качество, которое я более всего ценю в людях…»

Именно за эту простоту и самоотдачу Толстой любит и ценит Марью Болконскую.

Такие же нежные чувства он испытывает и по отношению к Наташе Ростовой. Она во многом отличается от Марьи, она более весёлая, живая, Толстой любуется непосредственностью Наташи, ее очарованием, умением согревать окружающих своим теплом, заботой. Она выгодно отличается от остальных представителей светского общества своей простотой и искренностью.

«…да, Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское, отличающее ее…»

Толстой демонстрирует патриотизм и доброту Наташи. Она, желая помочь раненым, отдает им все подводы и приходит в ярость, узнав, что мать не хочет их отдавать. «- По — моему, — вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, — по- моему эта такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?…».

Но, несмотря на её хрупкость и нежность, в её душе скрывается морально сильная и стойкая девушка, готовая поддержать близких в любое время. Ухаживая за умирающим Андреем, она проявила истинную твёрдость своего характера и ни разу не показала свою слабость перед ним.

«…доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым…»

После смерти князя Андрея Наташа потухла, ей казалось, что жизнь ее кончилась, что больше никогда ей не будет хорошо и весело. Но весть о смерти младшего брата Пети, подняла её на ноги, ведь мать нуждалась в её поддержке. «…сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь — и проснулась жизнь».

Так же свою симпатию к Марье и Наташе Толстой проявляет в том, что, повзрослев, они обе обрели семьи, у них есть мужья, дети, они по-настоящему счастливы.

Но особую симпатию и любовь Л.Н.Толстой испытывает к Пьеру Безухову- молодому, неопытному, немного неуклюжему и смешному, но главное открытому и искреннему человеку, незаконному сыну богатейшего графа. Хоть он и старался казаться серьёзным, но его детская улыбка выдавала в нём его простоту и дружелюбие. «…У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения…»

Окружающие замечали, какой он добрый, чуткий, нежный и немного наивный. Он человек с открытым и любящим сердцем . «…Это золотое сердце…» «…И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов. »

Пьер никогда не бросит друга в беде, он готов прийти на помощь даже незнакомцу. Но из-за своей наивности ему пришлось пройти нелёгкий путь: поиск правды и самого себя. На протяжении всего романа Пьер самосовершенствовался и апогеем стал плен. Из плена вышел уже абсолютно другой человек, он нашёл ответы на все мучившие его так долго вопросы. Он обрел счастье.

«…Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда. » Лев Николаевич очень ценил доброту, стремление к самосовершенствованию, любовь к жизни и некоторую наивность в людях, поэтому неудивительно, что Пьер является его любимым героем.

Один только князь Андрей любит Пьера таким, какой он есть. Болконский видит в Пьере искреннего, умного и начитанного человека, способного мыслить и рассуждать. Таковым является и сам князь Андрей. «…он имел репутацию ума и большой начитанности…»

Князь Андрей трудолюбивый, смелый, волевой человек . «… князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли…» Он человек чести, никогда не предаст. «…Я знаю, твоя дорога – это дорога чести…» Он очень любит и уважает членов своей семьи, но и с ними ведёт себя достаточно сухо, строго и даже сурово. Он не хочет казаться слабым. Как и Пьер, он находится в поисках смысла жизни и постоянно самосовершенствуется. Но, к сожалению, ответы на все свои вопросы он находит только перед смертью.

Полезный материал по теме:

  1. «Отношение Л.Н.Толстого к героям романа» Вторая часть
  2. Биография Толстого Кавказ. Первая повесть
  3. Путь духовных исканий Пьера Безухова из романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого
  4. Герои романа «Война и мир», их отличительные признаки и значение для читателя и Льва Толстого. Черты Ростовых, Андрея Болконского
  5. Что даёт основание причислить Андрея Болконского и Пьера Безухова к любимым героям автора?

Поиски смысла жизни Андреем Болконским и Пьером Безуховым

В художественном мире Л. Н. Толстого есть герои, которые целеустремленно и настойчиво стремятся к гармони с окружающим миром, неустанно ищут смысл жизни. Им не интересны корыстные цели, бессмысленные, пустые разговоры, светские интриги. Они ярко выделяются на фоне самодовольных, надменных лиц. И к ним, безусловно, относятся герои романа «Война и мир»:

  • Андрей Болконский
  • Пьер Безухов
  • Наташа Ростова.
Читайте также:
Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80—90-х гг. XIX века): сочинение

Эти образы заметно отличаются от остальных героев отечественной литературы 19 века своим интеллектуальным богатством, своей незаурядностью. Князь Андрей Болконский и Пьер Безухов, абсолютно разные по складу характера, имеют довольно много общего в идейных исканиях и стремлениях.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа В чем видят смысл жизни любимые герои Л. Н. Толстого 450 руб.
  • Реферат В чем видят смысл жизни любимые герои Л. Н. Толстого 240 руб.
  • Контрольная работа В чем видят смысл жизни любимые герои Л. Н. Толстого 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Фразой «Люди, как реки…» Л. Н. Толстой подчеркивает сложность и многогранность человеческой личности. А духовная красота любимых героев Толстого проявляется в их бесконечных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, несущей пользу для всего народа.

Жизненный путь этих героев – это путь исканий, который ведет к добру и правде.

Андрей Болконский и Пьер Безухов внутренне близки друг к другу и совершенно чужды миру Шерер и Курагиных.

Внутренний мир героев Толстой раскрывает при помощи диалога. Споры Пьера и Андрея – это не поединок амбиций, не пустая болтовня, а стремление понять размышления собеседника и разобраться в собственных мыслях. Оба героя произведения Толстого живут напряженной духовной жизнью и находят в текущих впечатлениях общий смысл. Отношения Андрея и Пьера носят характер просторной дружбы. Они не нуждаются в общении повседневном, им не нужно узнавать как можно больше подробностей о жизни друг друга. Каждый идет собственным путем. Но при этом они искренне другу друга уважают и чувствуют, что истина другого, так же, как и истина собственная, добыта страданиями, что эта истина выросла из жизни и за каждым аргументом спора всегда стоит жизнь.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

При первом знакомстве с князем Андреем у читателя не возникает особой симпатии к нему. Самодовольный, гордый молодой человек, с уставшим скучающим взглядом, с сухими чертами лица – именно таким видят Болконского гости Анны Шерер. Однако позже читатель узнает, что скучающее выражение лица вызвано тем, что все присутствующие ему были не только знакомы, но и уже успели надоесть, к князю Андрею возникает интерес. Дальше автор сообщает читателю, что праздная, блестящая, пустая жизнь его не удовлетворяет он всеми своими силами старается разорвать этот порочный круг.

Чтобы выбраться из этой бессмысленной светской и семейной жизни, князь собирается на войну. Болконский мечтает о славе, подобной славе Наполеона, он стремится совершить подвиг. Однако после совершения героического поступка он почему-то не чувствует никакого душевного подъема, не испытывает восторга. Возможно, в тот момент, когда он упал, тяжело раненый, ему вдруг открылась совеем другая истина. Стремление к славе приводит князя к глубочайшему духовному кризису. Князь понимает, что естественная жизнь природы, человека имеет гораздо большее значение, чем слава Наполеона и война.

Дальнейшие события – смерть жены и рождение ребенка – заставили Болконского прийти к выводу, что жизнь заключается в ее простых проявлениях.

Пьер Безухов шел совершенно другими путями, однако волновали его все те же проблемы. Он постоянно искал ответа на вопрос: «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?». Не найдя смысла жизни, Безухов мечется, ошибается. Однако самой большой ошибкой героя является его женитьба на Элен Курагиной. После дуэли с Долоховым Пьер по-другому взглянул на мир. Наконец он понял, что невозможно жить так, как он жил до сих пор.

Безухов мечтает «переродить» человеческий род. Пьер приходит к масонам, учения которых его привлекают идеи братства, равенства и любви. Прежде всего, Безухов решает облегчить участь крепостных крестьян. По мнению этого героя, смысл жизни заключается в том, чтобы «жить для других».

Споры князя Андрея и Пьера Безухова о смысле жизни отражают не прекращавшуюся внутреннюю борьбу в душе самого Л. Н. Толстого. По мнению писателя, человек постоянно должен размышлять, искать, ошибаться и затем снова искать, так как «спокойствие – это душевная подлость». Именно таким был сам писатель, и такими же качествами он наделил своих любимых героев. На примере Безухова и Болконского Толстой показывает, что каким бы путем ни шел человек к поиску смысла жизни, он всегда приходит к одному итогу: смысл жизни заключается в единении с народом и в любви к родному народу.

Светское общество в романе Война и мир Льва Толстого

В романе Толстого «Война и мир» особая роль принадлежит светскому обществу главных городов России в описываемый исторический период.

Санкт-Петербург являлся в то время столицей российской империи, а так же считался её интеллектуальным центром. Он отличался от других российских городов великолепной архитектурой в сочетании с холодной неприступностью. Под стать ему и столичное светское общество, такое же чопорное и высокомерное. Основным занятием для его представителей являются светские рауты и балы, где обсуждаются все последние события и новости. Все разговоры аристократов поверхностны и бессмысленны, но каждый из них пытается изобразить заинтересованного, умного, образованного и культурного собеседника.

Читайте также:
Личность и общество в романе Анна Каренина: сочинение

Представители светского общества играют привычные роли, в соответствии с требованиями в их среде. Общение между дворянами построено на лжи, лицемерии и лести. Искренность чувств в их среде не приветствуется. Между собой они говорят на французском языке, тем самым дистанцируясь от остального народа России. За внешним лоском и красотой светского общества скрываются фальшь, наигранность и подражание чужим манерам. Характерными представителями аристократии Петербурга являются члены семьи Курагиных. Для старого князя Василия на первом месте в его жизни – расчёт, и личная выгода. Он появляется только там, где есть возможность познакомиться с нужными людьми. Когда Пьер Безухов в одночасье получает титул графа и становится богатым наследником, вокруг него разгораются нешуточные интриги между Курагиными и Трубецкими. Князь Василий хитростью присваивает себе доходы молодого графа и женит его на своей развратной дочери Элен.

На фоне искусственного петербургского общества особняком стоят Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они лишены притворства, имеют свою точку зрения. Андрея Болконского не устраивает праздность петербургского общества. Окончательно разочаровавшись в его устоях, он уходит на войну.

Московское светское общество проще и непринуждённее столичного. Его представители – живые, открытые, отзывчивые и гостеприимные люди. На их светских раутах можно услышать споры, различные дискуссии, личное мнение. Московские балы проходят позитивно и весело. Иногда на светских мероприятиях присутствуют и дети, которые разряжают обстановку шалостями, смехом. В московских дворянах меньше напыщенности и эгоизма. Они не такие продажные, как петербуржцы. В тоже время, и в этом обществе есть место зависти, сплетням, насмешкам.

Ярким представителем дворянства Москвы является добрая и гостеприимная семья Ростовых. Их члены ближе к простому народу и к его традициям. В семье говорят на русском языке, хотя могут и на французском. Граф Илья Андреевич по-отечески заботится о своих крепостных людях. Во время Отечественной войны 1812 года сыновья Ростовых с оружием в руках защищают страну от французов.

Толстой сумел в своём произведении достоверно передать быт, поведение и взгляды светского общества того времени.

2 вариант

Особое место в романе Льва Толстого «Война и мир» занимает светское общество.

Сам роман начинается со сцены в салоне Анны Павловны Шерер. Здесь собран весь высший свет Петербурга! Здесь царят фальшивые улыбки, верность приличиям, наигранная вежливость. У всех героев вместо лиц маски, которые они меняют так, как им удобно. Анна Павловна является связующим звеном данного коллектива. Она направляет поток беседы, знакомит тех, кто еще не знаком.

Пьер, присутствующий на данном мероприятии, чувствует себя не уютно. Он открыт, сердечен, немного наивен. Пьер ведет себя свободно и непосредственно, поэтому он неприятен светскому обществу, которое стремится ему угодить из-за его скорого обогащения.

Князь Василий занимает не последнее место в салоне. К его мнению прислушиваются, его уважают и почитают. Ни одно светское мероприятие не обходится без Василия Курагина. Он не так уж и прост! В одном обществе он говорит одни вещи, а в другом уже отрицает то, что говорил ранее. Василий Курагин стремится угодить всем, поэтому лжет, но так, чтобы его репутация не была испорчена.

В советском обществе каждый знакомиться друг с другом ради какой-то цели. Например, Анна Михайловна на всех собраниях говорит про своего сына Бориса. Она хочет устроить его получше на службе, помочь ему сделать карьеру. Больше ничего не волнует Анну Михайловну. Она и говорит только об этом.

Князь Василий стремиться удачно устроить жизнь своих детей: сына Анатоля и дочери Элен. Судьба девушки складывается неплохо. Князю Василию удается хитростью женить дочь на Пьере, который стал богатым наследником. Элен — истинная светская барышня. Она очень красива, но ее красота холодна. Элен сосредоточена только на себе. В ней нет мягкости, чуткости, доброты. Она в открытую смеется над своим мужем, говорит ему всякие гадости.

Анатоль Курагин интересуется лишь светскими развлечениями. Отец пытался женить его на Марье Болконской, богатой девушке, но не удалось. Анатоль подлый и всегда готов на все ради себя. Он хотел заполучить Наташу силой, но девушка была вовремя остановлена.

Светское общество изображено автором с некоторой насмешкой. Писатель не принимает таких людей всерьез. Ему противна их фальшивость, примитивность мышления. Они ни на что не способны, кроме как красоваться друг перед другом. В них нет милосердия, доброты, открытости, которые составляют истинную красоту.

Про Светское общество

Автор использует приём противопоставления. Роман-эпопея имеет говорящее название «Война и мир». Война включает в себе сражения, бои, жизнь и быт военнослужащих, описание героев и амбициозных деятелей. Мир символизирует обыденную жизнь высших слоев общества, с простым народом читатель познакомится гораздо позже. В центре произведение стоит быт и существование знати, их поведение и взгляды.

Первым делом читатель оказывается в салоне Анны Шерер. Изначально автор хочет познакомить читателя с жизнью великого и холодного Петербурга. Город отличается своей красотой и великолепием, здесь много красивых зданий и построек. Какое же здесь общество? К сожалению, общение в среде петербуржцев оставляет желать лучшего. Приходя на бал, каждый преследует какие-то цели. Все разговоры абсолютно бессмысленные и отдают пустотой. Никому из аристократов на самом деле не интересно мнение и взгляд собеседника. Они ведут себя так, как положено. Общение уроженцев Петербурга переполнено ложью, лицемерием и подхалимством. Одни хотят вступить в брак, другие получить продвижение по службе или устроить карьеру. Именно на собрании у Анны Павловны можно встретить влиятельных людей.

Читайте также:
Утро, изменившее жизнь (по рассказу После бала): сочинение

Андрей Болконский не выносит этих собраний. Ему тошно находится среди этой лжи и наигранности. Пьер Безухов на фоне знати выглядит нелепо. Он говорит, что думает на самом деле. Пьер настоящий в отличие от остальных. Поведение петербургской знати сильно разоблачается, когда Пьер получает богатое наследство. До этого его считали дурачком и относились к нему соответственно. Как только он стал графом, всё вмиг изменилось. Графа Безухова все зауважали и начали расшаркиваться перед ним.

Московское общество противопоставляется Петербургскому. Здесь другая знать. В семье Ростовых царит совершенно другая атмосфера. Народ здесь открытый, отзывчивый и гостеприимный. На балах царит веселье, простота и радость. Здесь тоже бывают интриги и плохие вещи, но в общем здесь всё иначе. Аристократы открыты для людей. Они действительно слушают, что говорят другие и хотят понять окружающих людей. В Московской знати меньше эгоизма и самовлюбленности, не такой продажности, которая присутствует в петербуржцах.

Аристократическое общество отличается наигранностью, лицемерием и пустотой. К великой радости, не всё общество прогнило. Многие пороки свойственны только отдельно взятым категориям. Всегда и во все времена были хорошие и плохие люди.

Также читают:

Картинка к сочинению Светское общество в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Человек и природа единое целое. Как люди зависят от природы, так и природа зависит от людей и важно достичь гармонии в этих взаимоотношениях.

Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» является новаторским произведением, так как в центре драматургического произведения впервые был общественный конфликт, а не любовный.

Фредерик Шопен — это известный польский музыкант, вклад которого в культуру и искусство огромен. За свою короткую жизнь польский композитор смог создать множество мелодий.

Репортаж прямиком из школьной столовой. Добрый день уважаемые учителя и ученики 105 лицея города Москва. Сегодня мы с вами будем Ревизоро в самом прекрасном месте нашей школы — в столовой!

С юных лет Гулливер мечтал о море. Но отец настоял на том, чтобы он учился медицине. В итоге Гулливер стал корабельным врачом и отправился в путешествие на бриге «Антилопа». Корабль попал в страшную бурю, многие матросы погибли

Высший свет в романе Л. Н. Толстого Война и мир сочинение

Негативное и критическое отношение к высшему свету в знаменитом на весь мир произведении “Война и мир” проявляется на протяжении всего романа. В данном произведении автор пытается отобразить всю полную картину жизни русского общества того времени. Причем отобразить автор старается все категории людей, от самых нищих и бедных, до самых богатых и обеспеченных.

Именно поэтому в течении всего произведения читатели встречаются с представителями абсолютно разных сословий и теми отношениями, которые в них происходят.

Лев Николаевич умело и профессионально пририсовывает каждого героя и персонажа, тем самым показывая свое к нему отношение. И это тоже нельзя не заметить, если к кому-то автор относиться с особой теплотой и доверием, то кто-то ему открыто неприятен.

К самым нелюбимым персонажам и героям данный автор как раз таки относит представителей высшего сословия. Описывая каждого из этих героев автор как бы специально снимает с них все фальшивые маски, которые они считают принятым носить постоянно.

Чтобы более подробно разобраться с группой людей, которые в этом романе относятся к представителям “высшего света” нужно постараться разобраться в каждом из них более тщательно. Некоторых из них волнует исключительно их личное отражение и так далее.

На фоне данных людей очень четко и явно отражаются благородные представители дворянства, к которым у автора совсем другое отношение. Ярким представителем таких людей в данном произведении является Андрей Балконский, который очень отличается от всех других героев. Так же другая героиня тоже может смело относиться к представителям данного сословия, и это Наталья Ростова, которая без сожаления может расстаться со всем своим добром, лишь для того, чтобы помочь солдатам.
Так же не произнося высоких слов и не ищя тщеславия борется на полях сражений Николай Ростов. К нему автор так же относиться с должным уважением.

Высший свет всегда очень явно был противопоставлен низшему, который издавна был вынужден подчиняться всем уговорам и требованиям высшего света.

Вариант №2

Л.Н. Толстой в произведении «Война и мир» преподнес читателям «высший свет» во всем его антураже: лицемерный, двуликий, обманчивый. Именно в нем идет смешение нравственного, эстетического мира с грязным и пошлым. Автор дает понять, что не стоит верить в обманчивые улыбки дам и господ. Совершенное общество не заботят такие понятия, как «милосердие», «забота», а только «власть» и собственное «благополучие».

Знакомство читателя с светскими гостями происходит еще в начале произведения. Салон Анны Шерер наполнен вельможами и дворянами, а сама хозяйка роскошного модного дома выставляется себя непоколебимой и возвышенной. Её волнует собственное обличие и то, как гости будут себя вести в её салоне. В таких модных домах Петербурга не грех себя показать во всей красе. Такой же типаж имеет и Элеонор Курагина, которая ищет любой шанс, чтобы продемонстрировать свою красоту высшим чиновникам. Г-жа Шерер излишни обеспокоена приличиями: поправляет гостей в разговорах, находит каждому круг общения – делает все, чтобы не упасть в грязь лицом. В данном королевстве обмана и притворства нет места чистосердечности и доброте Пьера. Стоило ему заявиться на пороге дома Шерер, как все взгляды бросились на него. Его верный друг – князь Болконский также не находит себе места, однако не потому что он «не вписывается» в общество, а потому, что оно ему осточертело.

Читайте также:
Любовь — сущность жизни Наташи Ростовой: сочинение

«Прекрасные черты» высшего света проявляется не только на торжествах, но и в обыденных ситуациях. Бездушная меркантильная обстановка правит в жилье умирающего графа Безухова. В этой сцене юный Пьер Безухов никак не осознает, что к его персоне представлен интерес. Сын графа Безухова – единственный наследник по истинному завещанию. Чтобы заполучить «веление усопшего» князь Василий и княжны кружат возле графа и готовы растерзать злополучный портфель. Им мешает Анна Михайловна, которая догадалась о нечистых делах князей. Происходит интрига, в которой случается драка за мозаичный портфель с подлинным завещанием. Князьям нужно не упустить возможность ухватить кусочек наследства. В итоге, завещание не достается никому. Пьер, который непонимающе оценивал происходящее, остается еще и виноватым. Будто бы, по словам одной из княжон, он специально дожидался смерти отца.

Стоит немного упомянуть и слог «высшего света». Речь знати — язык офранцуженный, формулировки и выражения которого, невзирая на изящество, напичканы штампами, используемыми в вежливой форме разговора. В высшем свете Толстой показывает и антинародников. Такой, к примеру, Аракчеев, который ко всем новым законам относится с презрением. Он жесток, упрям и горд. Однако «можно ли обсуждать военных министров»? Такой риторический вопрос задает князь Болконский.

Высший свет в романе Л. Н. Толстого двуликий и невежественный. В своем романе автор выступает в роли судьи над верхушкой бюрократического аппарата, выставляет их такими, какими они являются на самом деле. В истинном человеке, по мнению писателя, должны быть следующие черты: доброта, простота, честность. Именно их и нужно воспитывать.

Сочинение на тему Высший свет Война и мир

В своем романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой показывает нам свое неблагоприятное отношение к так называемому “высшему свету” : лживому, лицемерному, криводушному и фальшивому. В каких-то героях он души не чает, других же презирает.
Читая произведение мы встречаем представителей разных сословий, от бедных до богатых. Если для Льва Николаевича ценным в человеке является простодушие и доброта, то говоря о высшем свете этого нет, для людей подобного общества нормальным является лживость и фальшь, о честности речи идти не может.

С первых страниц романа мы знакомимся со сливками общества в салоне Анны Шерер, всевозможными вельможами, дипломатами и дворянами. Взяв любого из них сняв фальшивые маски, лживые утонченные манеры, стерев весь внешний блеск, мы увидим пустое духовное убожество. Сама же Анна Павловна которую волнует лишь соблюдение внешних приличий и то, как гости будут вести себя в салоне, предстает нам возвышенной и непоколебимой. Сдержанная улыбка на ее лице и легко заметная неискренность, она будто бы следует четкой инструкции, своему шаблону слов, дел, мыслей и жестов, следя за тем чтобы в салоне ненароком не выскользнуло искреннее чувство, излишнее свободомыслие. Лев Николаевич отождествляет обладательницу помещения с владельцем предприятия, кой, «усадив трудящихся по местам, прохаживается по заведению, замечая очень громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход. ».

Присутствуют иные фрагменты произведения, где проявляется столь же меркантильная обстановка, к примеру в покоях умирающего графа Безухова, вспомните момент, когда у находящегося при смерти господина, портфель с завещанием озлобленно оскалившись разрывали “горем убитая” Друбецкая и князь Василий. В буквальном смысле началась облава на невинного наследника Пьера, единственного приемника, продуманная до мельчайших деталей князем Василием и Анной Шерор. Окружающих мало волнует состояние умирающего графа, им важно урвать побольше кусок от его наследства.

Писатель обнажает читателю пустую, эгоистичную, тщеславную советскую жизнь, духовно мертвую, лишенную ценности.

Высший свет в романе Л. Н. Толстого Война и мир

Произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» характеризуется многообразностью. Каждый из героев, за которыми мы можем пронаблюдать в течение всего рассказа, не случайный.

Существует ночь в году, когда можно собраться всей семьей. Поздравить друг друга с наступающим праздником и провести время весело и непринуждённо. Такая ночь называется новогодней и она для меня самая любимая в году.

Калининград находится на побережье Балтийского моря в устье реки Преголи. Это часть территории России, находящаяся между Литвой и Польшей. Когда-то он назывался Кёнигсберг и был столицей Восточной Пруссии.

Современное общество прогрессирует и развивается. Теперь каждый его член должен обладать определенными, немалыми познаниями в разных областях науки и жизни. Наши знания должны быть не только глубокими,

Человек за свою жизнь бывает в разных местах: странах и городах. Где-то он бывает на отдыхе, где-то с познавательной миссией. Где-то работает, а где-то учится. Возможно, ему везде и все нравится. Но, есть всего одно место, которое он считает своим,

«Тихий Дон» – самый известный труд М. А. Шолохова. Автор писал его на протяжении десяти лет. В произведении Шолохов развернул эпохальное, пропитанное ароматами земли, колоритная лента из жизни казаков Дона. Датой создания произведения

Образ светского общества в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Л.Н. Толстой вложил всё свое неприятие и осуждение современных ему аристократов в образ светского общества в романе «Война и мир». В тот период русской истории главное место в обществе занимали дворяне, поэтому такая весомая роль в произведении отдана именно им. С представителями этого сословия мы знакомимся в самом начале произведения в салоне императорской фрейлины Анны Павловны Шерер летом 1805 года. Здесь находится сама хозяйка салона, князь Курагин со своими детьми: беспечной красавицей Элен и легкомысленным глупцом Анатолем, Андрей Болконский со своей супругой Лизой, а ещё простодушный и доверчивый Пьер Безухов и другие представители высшего общества России начала 19 века.

Читайте также:
НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЙНА И МИР: сочинение

Лев Николаевич Толстой не признает жизненных устоев придворной аристократической среды, он разоблачает в своём романе весь эгоизм, алчность, тщеславие и бедность внутреннего мира представителей высшего класса, прикрытые внешним изяществом и благопристойностью. Негативное отношение автора к этим персонажам проявляется в изображении их фальшивости – все их слова и поступки идут не от чистого сердца, а всего лишь ради соблюдения приличий, установленных придворной элитой. Лев Николаевич жёстко осуждает людей, единственной целью жизни которых являются деньги, власть, карьера и достижение всего необходимого любым способом. Ради собственной выгоды они способны на всё, даже совершить, не задумываясь, любое преступление, в том числе и убийство.

Все представители светского общества, присутствующего на приёме у Анны Павловны, преследуют только свои личные интересы, улыбаясь и обсуждая «высокие» темы, каждый думает о том, как бы добиться желаемого и получить свою выгоду любым возможным путём. Встреча представителей светского общества напоминает бал-маскарад, где каждый играет свою роль и скрывает под маской приличия истинную натуру.

Отдалённость аристократии от простого народа подчеркивает постоянно звучащая французская речь, даже родной язык уже отступил на второй план. Л.Н. Толстой яркими красками рисует быт и нравы высшего общества в период войны против Наполеона, на фоне этой картины контрастно выглядит жизнь обычных людей, судьба русского народа в ходе исторических событий.

Всё светское общество того времени делилось на два типа – московские дворяне и петербургские. Именно Санкт-Петербург был столицей России во время написания романа, этот город – воплощение величия империи, а также и её пороков. Санкт-Петербург был законодателем моды и положенного образа жизни, равняясь на остальные европейские города. Это был особый мир, в котором существовали свои порядки, обычаи, нравы. Петербургское общество интересовал только весёлый досуг: балы, светские приемы, званые обеды. Там можно было узнать и обсудить все новости, касающиеся политики и культуры, а также происходящие в мире события.

Типичными представителями светского общества Петербурга в романе «Война и мир» выступают хозяйка салона Анна Павловна Шерер и Элен Курагина. Анна Павловна всегда была в курсе всех дел, потому как являлась приближенной фрейлиной самой императрицы. Собирая новости и плетя интриги, она видела смысл жизни только в существовании и процветании своего салона. Элен Курагина представляла собой распутную, безрассудную, лицемерную молодую особу, которая пользовалась огромным успехом среди представителей мужского пола. Её интересовало в жизни только собственное благополучие и развлечения, семейная жизнь была для неё лишь средством для обретения богатства.

Петербургское общество было построено на обмане и наигранности, в нём давно обесценились такие понятия как искренность, честь и достоинство. Главной чертой жизни в столице была неестественность, а люди выступали в качестве актёров, играющих свою роль.

Совершенно в ином свете предстают перед читателем московские дворяне, главными представителями которых является семейство Ростовых. При первом знакомстве можно подумать, что это общество ничем не отличается от петербургского, но позже становится заметно, что в беседах его представителей отсутствуют манерность и лицемерство, всё сказанное действительно волнует говорящих, а всяческое притворство им чуждо. Новости здесь обсуждаются не мирового масштаба, а местные, интересующие лично каждого. Члены этого общества были похожи на одну большую семью, со своими ссорами и неурядицами, которые решались с пониманием, по-домашнему. Только в таком месте могли снисходительно отнестись и простить небольшую шалость Наташи Ростовой, дети там символизировали счастье и веселье.

Московские аристократы чтили народные традиции и обычаи, они с добротой и пониманием относились к простому народу, проявляя свою высокую нравственность. Лев Николаевич Толстой не идеализирует это общество, просто показывает, что оно лучше столичного, потому как ближе к народу. Светская жизнь не пленила его полностью, оставив немного места для человеческих качеств. Тем не менее, пороков у его представителей достаточно и писатель раскрывает их в полной мере.

Среди всех членов светского общества Л.Н. Толстой выделяет одного его представителя – Пьера Безухова.

Пьер – честный и образованный представитель дворянства, который самостоятельно сформировал собственную личность, учась на ошибках совершённых в молодости. Его непосредственная натура и склонность к глубоким размышлениям не вписывается в порядки светской жизни. Поэтому растрачивание полученного в наследство состояния и семейная жизнь с Элен Курагиной приводят его к глубокому разочарованию и осознанию всего происходящего вокруг. Пьеру Безухову становится ненавистна общепринятая ложь светского общества, и он понимает, что со сложившимися правилами и устоями необходимо бороться. Долго искал Пьер свою правду, но только сближение с простым народом позволило ему обрести ту мудрость, о которой он так мечтал. Проблема человека и среды его обитания всегда занимала центральное место в литературе и искусстве. Лев Николаевич Толстой основной целью своего творчества ставил изображение духовного пути человека, отобразив исторические процессы современной ему России. Роль светского общества в романе «Война и мир» является основной, потому как автор при помощи приёмов противопоставления и сравнения показывает читателю все положительные и отрицательные черты российских аристократов 19 века, рисуя правдивую картину современной ему действительности.

Читайте также:
СЧАСТЬЕ И НЕСЧАСТЬЕ В ОЦЕНКЕ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО: сочинение

Сочинение: Высший свет в романе Л. Толстого Война и мир

Высший свет в романе Л. Толстого «Война и мир»

Автор: Толстой Л.Н.

В романе “Война и мир” Толстой “со строгостью судьи и гражданина” вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России. Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда.Нравственность, как считает писатель, — это умение почувствовать свое “я” как часть общечеловеческого “мы”. И любимые герои Толстого просты и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своей совестью.

Совсем иное отношение у писателя к высшему свету — “завистливому и душному для сердца вольного и пламенных страстей”, по выражению Лермонтова. С первых страниц романа мы, читатели, попадаем в петербургские гостиные большого света и знакомимся со сливками этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль или чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к “приличьем стянутым маскам”, к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы; сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом. Пьер почувствовал себя мальчиком в игрушечной лавке. Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой “веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели”. Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков вроде идиота Ипполита Курагина, намечаются выгодные партии для женитьбы или замужества. В этом свете, как рисует Толстой, “кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные”. Вспомним искаженные лица “скорбной” Друбецкой и “благостного” князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.

А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это целая “военная операция”, тщательно продуманная Шерер и князем Василием. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых — мышеловка захлопнулась.

Начинается осада Марии Болконской, богатой невесты для шалопая Анатоля, и только случай помешал успешно завершить эту операцию. О какой любви может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету?

С иронией, даже с сарказмом рисует Толстой “объяснение в любви” Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец не любит ее, однако требует за свое богатство объяснения в любви по всей форме. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, что он жену будет видеть редко. Все приемы хороши, чтобы добиться “славы, денег и чинов”. Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства. А на самом деле такие, как Борис Друбецкой, вступали в это общество с одной целью — завести выгодные знакомства. Пьер же, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе Василии, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений! И все это под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы. Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней Безуховой. Даже красота и молодость представителей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой. Лгут, играя в патриотизм, Жюли Курагина, ставшая наконец-то Друбецкой, и ей подобные. Весь их патриотизм проявился в отказе от французской кухни и французского театра. Вспомним, с каким энтузиазмом двуличный князь Василий восхищается, говоря с гордостью пророка: “Что я говорил про Кутузова? Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона”. А когда до придворных дошло известие о сдаче Москвы французам, то князь Василий непререкаемо говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого развратного старика”.

Толстому особенно ненавистна императорская “игра в войну”. Для Александра I действительное поле сражения и парад на Царицынском Лугу — это одно и то же (вспомним его спор с Кутузовым перед Аустерлицким сражением). В военной среде, которую Толстой знал хорошо, процветают карьеризм, служба “лицам, а не делу”, боязнь личной ответственности за принятое решение. Вот почему так невзлюбили многие офицеры честного и принципиального Андрея Болконского. Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба были обеспокоены не столько его результатом, сколько заботами о своих будущих наградах. Они внимательно следили за флюгером царской милости. С суровой беспощадностью Толстой “срывал все и всяческие маски” с представителей высшего света, обличая антинародную сущность их идеологии — идеологии разъединения, эгоизма, тщеславия и презрения к людям.

Высший свет в романе Л. Толстого Война и мир: сочинение

Среди нелюбимых Толстым персонажей особенно много представителей так называемого «большого света». Они относятся как раз к тем людям, которые претендуют на главную роль в истории. Толстой отрицает какое-либо положительное их историческое значение в той же мере, как отрицательно относится к ним в смысле человеческом и нравственном.

Читайте также:
Партизанская война в романе Л. Н. Толстого Война и мир (образ Пети Ростова): сочинение

Роман начинается со сцен, рисующих «высший свет», дворянское общество. Мы знакомимся с салоном Анны Павловны Шерер и самой хозяйкой. Ее характерная примета — шаблон дел, слов, жестов, даже мыслей: «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться». За этой характеристикой — авторская ирония и прямая неприязнь к персонажу.

Во многом подобен Анне Павловне другой герой «большого света» — князь Василий Курагин. Толстой так рисует его портрет: «. в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица». Автор дает лишь описание наружности князя, но мы уже знаем, что изображение признаков персонажа сочетается у Толстого с эмоциональным к нему отношением, которое он вызывает у читателя. Внешним портретом героя мы уже в известной степени подготовлены к восприятию цепи его низких поступков в дальнейшем развитии действия: стремится стать одним из наследников умирающего богатого вельможи — графа Безухова, а когда это ему не удается, ловит наследника графа — Пьера — и женит его на своей дочери Элен. Устроив эту свадьбу, он мечтает о другой: женить своего «беспокойного дурака» Анатоля на богатой княжне Волконской. Прочных убеждений, твердых моральных принципов Курагин не имеет. Удивительно метко и ярко показывает Толстой эту черту в поведении и высказываниях князя Василия в салоне Шерер, когда речь идет о возможности назначения Кутузова главнокомандующим.

В таком же ироническом освещении даны и посетители салона Шерер. Мелкие интриги, придворные

сплетни, балы, маскарады, праздность, карьера и богатство — вот их интересы, вот чем они живут. Все в этом салоне Толстому противно, как пропитанное насквозь ложью, фальшью, лицемерием, бездушием, актерством. В этом круге светских людей нет ничего естественного, непосредственного. Бесконечно далеки они от народа, его нужд, им незнакомо чувство родины, истинного патриотизма, они заняты лишь собой. Толстой не показывает этих трутней рядом с простыми людьми или на лоне природы. Их речь, жесты, мимика, поступки определяются условными правилами светского поведения. Во всем этом Толстой видит мертвое начало.

Одна из ненормальностей светской жизни, как это понимает писатель, — полное смешение в ней нравственных представлений и оценок. Нравственные понятия в свете не просто зыбки, но и искалечены. Ум здесь признают опасным, глупость почитают за светскую любезность, хорошее считают дурным, а дурное — нормальным.

О светском типе людей, изображенных Толстым в его романе, можно было бы сказать словами Пушкина: «Но в них не видно перемены, все в них на старый образец. » Не изменяются на протяжении всего повествования сами герои, не изменяется и отношение к ним автора.

К этой же категории светских людей относятся и молодые герои, такие, как Борис Друбецкой, ловко использовавший связи и обстоятельства, ставший фаворитом графини Безуховой и модным украшением салона Шерер, и Берг с его рассказами о собственном «героизме». Цель жизни этих персонажей — быть на виду, суметь получить «тепленькое местечко», богатую жену, создать себе выгодную карьеру, пробраться к «верхам».

Беспощаден Толстой к администраторам, вроде Растопчина, которые были чужды народу, презирали народ и были презираемы народом.

Толстой показывает антинародность и гражданской, и военной власти, паразитизм, духовное убожество, бюрократизм и карьеризм большинства ее носителей. Таков, например, Аракчеев — «исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе, как жестокостью. верный исполнитель-блюститель порядка и телохранитель государя. » Самый главный дворянин и помещик России — Александр I. В толстовском изображении его облик достаточно непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи «высшему свету», проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом: Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: «Старый комедиант».

Для Толстого характерна полифоничность изображения. Автор рассматривает героя с разных «точек зрения». В самых различных сутуациях показана Элен Курагина, и со всеми она ухитряется говорить по-разному, далеко не одинаково обходится она с любовниками и покровителями, знакомыми и родственниками.

В «Войне и мире» облик каждого героя неразделим с его языковой характеристикой. Язык дворянской знати — офранцуженный, выражения и обороты его, несмотря на изысканность, стали привычными штампами, употребляемыми в светской беседе для любого случая. Например, в «патриотических» письмах Жюли Карагиной к княжне Марье мы находим множество галлицизмов с примесью чувствительного стиля модного тогда сентиментализма в его жеманной, искусственной форме.

Писатель обличает светскую жизнь потому, что это, говоря его словами, «жизнь, озабоченная призраками, отражениями». Толстому не нравится всякая жизнь, если она духовно мертвая, если она лишена подлинно человеческих ценностей. Но именно такую мертвую, призрачную, отраженную жизнь и ведут представители «высшего света».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: