Тургенев: сочинение

Биографическая справка

Иван Сергеевич Тургенев – (1818 — 1883) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, переводчик, сумевший соединить в своем творчестве европейское и русское. Один из тех писателей, имя которых имеет всемирное значение. Глубокий психологизм его произведений, красочность, выразительность и лаконичность языка, лиризм в описаниях природы, незабываемые женские образы, романтичность, высокие нравственные принципы, гуманное отношение к личности – все это неизменно привлекает сердца читателей. Его герои давно стали классическими, его описания природы стали хрестоматийными, темы и проблемы его произведений остаются актуальными всегда.

Мать будущего писателя, Варвара Петровна Лутовинова (1787—1850), происходила из богатой дворянской семьи. Её брак с отцом — Сергеем Николаевичем Тургеневым (1793—1834) не был счастливым. Он умер в 1834 году, оставив троих сыновей — Николая, Ивана и рано умершего от эпилепсии Сергея.

Иван Сергеевич Тургенев получил достойное воспитание и образование. Он уже в детстве свободно говорил на английском, французском и немецком языках, очень любил книги. В семье был высок культ книги. Из родительского дома вынес Тургенев любовь к музыке и к театру. Мать держала оркестр из крепостных музыкантов, у неё был даже собственный балет и театр. Весь день в доме был расписан по часам, мальчиков мать воспитывала в спартанском духе. Детские впечатления позднее лягут в основу многих его произведений. Образ матери найдет художественное воплощение в повести «Муму»; общение с деревенскими друзьями, лесниками, охотниками, крепостными даст богатый материал для «Записок охотника». Из детства Тургенев вынес навсегда ненависть к крепостничеству и к жестокости.

Тот быт, та среда и особенно та полоса её, к которой я принадлежал – полоса помещичья, крепостная, – не представляла ничего такого, что могло бы удержать меня. Напротив: почти всё, что я видел вокруг себя, возбуждало во мне чувства смущения, негодования – отвращения, наконец.

В 1827 году Тургеневы переехали в Москву. Николай и Иван поступили в частный пансион Вейденгаммера на полное содержание. Летом 1831 года Иван Сергеевич интенсивно готовится к поступлению в университет. В сентябре 1833 года поступает в Московский университет на словесное отделение философского факультета. Это событие стало семейным праздником, ведь поступить в Московский университет было очень нелегко. В 1834 году брат Николай поступил в Петербургское артиллерийское училище, и семья перебралась в Петербург. Иван Сергеевич перевелся в Петербургский университет. В том же, 1834, году умирает отец, Сергей Николаевич. Иван очень тяжело перенес эту утрату. Свои переживания юноша выразил в стихотворении «Стенио», которое представил потом на суд профессору филологического факультета Петру Алексеевичу Плетневу.

В Петербурге Тургенев учится самозабвенно, увлекается всем подряд: и науками, и искусствами. Еще одна знаменательная встреча в университете: лекции по истории вел Николай Васильевич Гоголь. Правда, о Гоголе как преподавателе Тургенев отзывался неодобрительно, а экзамен по истории средних веков провалил, поэтому в 1836 году окончил университет в звании действительного студента, а не кандидата, что не давало ему права продолжить обучение в Германии. Ему пришлось прослушать лекции еще год в университете, чтобы получить степень кандидата. В 1837 году Тургенев становится кандидатом и едет в Германию, в Берлинский университет, чтобы заняться философией.

В Берлине Иван Сергеевич не только учится, но и принимает участие в философских диспутах. Он посещает театры, маскарады, ездит верхом. В мае 1839 года Тургенев получает тревожное письмо от матери: дом в Спасском сгорел. Иван Сергеевич вынужден вернуться. При пожаре уцелел только правый флигель, и, к счастью, библиотека не пострадала (а этого так боялся Тургенев). Ивана Сергеевича встретила мать – это была уже не та суровая женщина, какую он помнил. Пережитое горе смягчило её нрав, она окружила сына заботой и вниманием. В середине января Тургенев покидает Петербург, отправляется в путешествие по Италии, Швейцарии, посещает Франкфурт и, наконец, возвращается в Берлин. Здесь сближается с Михаилом Бакуниным. Весной 1841 года, закончив учебу в Берлине, Иван Сергеевич Тургенев возвращается в Россию.

1843 год стал в жизни Тургенева судьбоносным. В этом году он поступил на службу, этот год принес ему первые литературные успехи. Но главным событием в жизни писателя оказалась встреча с испанской певицей Полиной Виардо, ставшей его единственной любовью.

Летом 1847 года Тургенев приезжает в имение Виардо во Франции, где пробудет до 1850 года. В эти годы ему пришлось пройти испытания нищетой, необходимостью много писать ради куска хлеба – ведь мать, узнав об увлечении сына, лишила его всех материальных средств. Варвара Петровна, разочаровавшись в браке старшего сына, мечтала о блестящей партии для Ивана, своего любимца, и, конечно, любовь к певице не могла не возмутить её. Она так воспротивилась их отношениям, что отказалась высылать ему деньги. Это было последним средством укрощения сына. Но никакие угрозы на Ивана Сергеевича не подействовали. Он все равно уехал во Францию. Годы жизни писателя во Франции отмечены и его приобщением к политической жизни. В Париже он общался с Герценом, Бакуниным. Революция во Франции много прояснила для Тургенева. Он понял, что исторический прогресс в руках только интеллигенции, тех, кто сможет донести в народную среду культуру и науку. Писатель постепенно обращается от русских крестьян и помещиков к изображению русской интеллигенции.

Читайте также:
Пинтер: сочинение

16 ноября 1850 года умирает Варвара Петровна, так и не успев повидаться со своим любимым сыном Иваном. Он и на похороны не успел, так как получил депешу только после её смерти.

Иван Сергеевич оставил за собой Спасское-Лутовиново — наследственное матушкино имение, за что Николай Сергеевич потребовал себе большую часть наследства. Тургенев зажил богатой жизнью. В деревне – как страстный охотник, в столице – как аристократ, известный писатель. После смерти матери писатель освободил всю домашнюю прислугу, значительно облегчил жизнь своих крепостных. И после отмены крепостного права он продолжал заботиться о своих крестьянах: построил им школу, помогал им лесом или землей. Тургенев все время пишет Полине. Между тем слава Виардо начинала меркнуть. Она теряла голос. Вскоре певица покидает труппу Лондонского театра. А успех Тургенева неуклонно растет. Но, когда в 1852 году в печати появился его некролог на смерть Гоголя, Ивана Сергеевича арестовали, сочтя «опасным человеком». Дело закончилось ссылкой в Спасское на неопределенное время. Как ни тяжело было Тургеневу жить в деревне, вдалеке от цивилизации, он смирился. Часто ездил к соседям, на охоту, а зимой даже выбрался в Москву с чужим паспортом, чтоб увидеться с Полиной Виардо, приехавшей туда на гастроли. Лето 1852 года подарило ему дружбу с Фетом и незабываемую встречу с Марией Николаевной Толстой, сестрой Льва Толстого.

В июле 1856 года Иван Сергеевич Тургенев снова приезжает в Париж. И снова Полина и Луи Виардо. Парижские друзья встретили Тургенева радушно. Вечера проходили в доме Виардо, разыгрывались домашние спектакли, велись беседы, читались новые произведения. Но Тургенев больше не чувствовал себя в этом доме уютно. За годы разлуки Полина Виардо охладела к своему русскому другу, положение Ивана Сергеевича в её доме стало двусмысленным, и он ощущал неловкость. Осенью писатель вынужден был покинуть их дом и поселиться в холодной парижской квартире, где провел зиму и где появились первые признаки болезни. Физические мучения усугубляли его душевную боль от разлуки с Виардо. Тургенев нуждался в срочном лечении, поэтому поехал в немецкий городок Зинциг.

В 60-е годы Тургенев обращается к общественной теме, пишет роман «Накануне», который появился в «Русском вестнике» за 1860 год и сразу вызвал нападки со стороны критиков и сотрудников журнала «Современник». Тургеневу очень не понравилась интерпретация Добролюбова, его статья. Он просил Некрасова не печатать статью в «Современнике», но Некрасов не прислушался к нему. Тургенев разорвал связи с «Современником» и Некрасовым. В 1861 году «Русский вестник» публикует новый роман Тургенева «Отцы и дети». Время работы над романом «Отцы и дети» было одним из напряженных в жизни Ивана Сергеевича. Его не покидали мысли о России, о своей судьбе. Жизнь не щадила его: разрыв с Полиной, с Некрасовым, с «Современником».

В 1865 году Тургенев купил в Баден-Бадене участок земли рядом с виллой Виардо и построил дом с мансардами, высокими крышами, трубами. Он все больше и больше отдалялся от России, прекрасно понимая, что разрыв с Родиной вредит ему как писателю. Но рядом с ним была любимая женщина и её дети, которых он тоже очень любил.

Также в 1865 году Тургенев начинает свой новый роман «Дым». Это философский роман, полный различных идей, поиска смысла жизни, сомнений. Герои словно в тумане, не видят своего пути, постоянно спорят. Роман символизирует Россию той эпохи: та же неустойчивость, хаос направлений, идеологических взглядов. «Дым» был напечатан в «Русском вестнике» в 1867 году.

В 1870 году разразилась франко-прусская война, и Французская империя рухнула. Провозглашение республики во Франции встревожило Тургенева. Ликование немцев, их милитаристский дух беспокоили Виардо, ведь они практически всю жизнь провели во Франции. В повести «Вешние воды» Тургенев осмеял германских буржуа и офицеров и тем самым навлек на себя гнев немецкого общества. Оставаться в Бадене было уже невозможно. Вилла Виардо и дом Тургенева были проданы. Они поехали сначала в Париж, а потом – в Буживаль, где Тургенев построил себе дачный домик рядом с виллой семьи Виардо.

Тесное общение Ивана Сергеевича Тургенева с писателями Франции, Англии, Германии привело к смягчению отношения Западной Европы к России, к повышению интереса к русской литературе. Тургенев вводит таких писателей, как Гюго, Золя, Доде в мир русского народа, русской литературы и культуры. Европейские писатели поражены эрудированностью Тургенева, его свободным владением несколькими языками. Однако по-настоящему ценили его как писателя, знали его произведения лишь Флобер и Жорж Санд. Благодаря Тургеневу Россия открыла для себя Мопассана, Флобера, Санд: он переводил их произведения, помогал их публиковать – причем совершенно безвозмездно. А французскую публику Иван Сергеевич знакомит с «Войной и миром» Толстого, переводит и других русских писателей на французский и немецкий языки. С годами Тургенев все острее переживает свой отрыв от России. «Неисправимый западник», он в разговоре с французскими писателями защищает славянофильские идеи. Иван Сергеевич был «душой русской колонии», представителем русской интеллигенции, проповедником русской культуры и литературы.

В 1877 году в Петербурге Тургенев встречается с тяжелобольным Некрасовым. Это была их последняя встреча. Смерть Некрасова примирила друзей. В 1878 году происходит примирительная встреча с Л.Н.Толстым. Знаменательным оказался и 1879 год для писателя. Группа молодых профессоров Московского университета устроила обед в честь писателя. И.С.Тургенева с почетом приняли и в «Обществе любителей русской словесности», и в зале Благородного собрания, и в Петербурге. Литературный фонд устроил в его честь вечер. Оксфордский университет преподнес Тургеневу диплом гражданского права за роль в движении против крепостного права. Но триумф Тургенева был омрачен смертью брата Николая в январе 1879 года.

Читайте также:
Твардовский: сочинение

С 1881 года по 1883 год Тургенев живет в Буживале. В его жизни начинаются мучительные испытания. В последние годы своей жизни писатель очень сильно страдал, его мучили невыносимые боли в спине, в груди, в плече. Он не мог ни ходить, ни сидеть, ни писать. По ночам из-за сильных болей приходилось использовать морфий. С января 1883 года болезнь обострилась. 22 августа 1883 года в страшных мучениях Тургенев умирает.

Смерть Тургенева потрясла всю русскую и мировую общественность. 27 сентября 1883 года Тургенев, согласно завещанию, был похоронен в Петербурге. Похороны прошли торжественно. Проводить писателя в последний путь съехались делегации со всех концов России и практически всех европейских государств, представители всех сословий. Так в России не хоронили еще ни одного писателя. Тургенев – первый русский писатель, получивший мировую известность. Он сыграл немаловажную роль в пропаганде русской литературы за рубежом. До него русские писатели не переводились и не были известны Европе. Тургенев интересен нам как писатель, стоявший на грани двух культур – Востока и Запада, что не могло не отразиться на его творчестве. Тургенев был свидетелем многих общественных драм: и николаевской реакции, и падения крепостного права, и обострения общественного движения. С грустью и болью в сердце писатель наблюдал за угасанием старой, дворянской Руси. Его часто называют певцом дворянских усадеб – и по праву: ведь ни один русский писатель не уделял теме дворянства, описанию дворянского быта столько внимания, как Тургенев. В произведениях Тургенева чувствуется ностальгия по всему доброму, светлому, благородному, что хранилось в дворянском сословии, но вместе с тем писатель понимал, что России нужны перемены, нужен прогресс. Произведения писателя полны веры в торжество любви, красоты, добра, они наполнены любовью к жизни. Именно поэтому мы всегда с удовольствием читаем и перечитываем Ивана Сергеевича Тургенева.

Сочинение “За что я люблю И.С. Тургенева?”

За что я люблю Тургенева?

Иван Сергеевич Тургенев – это имя с раннего детства на устах у каждого жителя нашего посёлка. А как же иначе, ведь мы ходим по тропам, по которым ходил «великий певец природы», мы вдыхаем воздух, которым дышал писатель. Мы открываем книгу, которую написал Иван Сергеевич, и моментально оказываемся в удивительном мире природы, который рассмотреть может только истинный романтик. « С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», как девушка.

Только Тургенев мог подметить и подарить читателю самые нежные и трогательные описания природы: «Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой». Как не полюбить творчество писателя, который до глубины души трогает меня своей открытой любовью к лесу, к реке, к небу, да к каждой частичке нашей огромной земли! Как не отправить с ним гулять по укромным уголкам чернского района « Дай мне руку, и пойдём мы в поле, Друг души задумчивой моей…»

Природа в произведениях Ивана Сергеевича это всегда стихия, живущая по своим таинственным законам. Это часть каждого человека, который хоть раз прошёлся по Бежину лугу и заглянул в омут реки Снежедок, кто почувствовал аромат раннего утра и любовался « лучистыми алмазами» утренней росы.

Большое внимание Иван Сергеевич уделял не только окружающей нас природе, он был ещё и знатоком души человеческой. Он один из первых заметил: «все мы люди на русской земле разные, несхожие, но все же чем-то похожие друг на друга, как земляки из одной волости». Тургенев открыл Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной литературе. И сделал это совершенно точно и объективно, без преувеличения , а от полноты души художника. Его произведения посвящены обычным людям, которых мы можем встретить на каждом шагу. Это Хорь, Калиныч, Ермолай , мельничиха, Бирюк и Касьян с Красивой Мечи. Все эти герои, жители окрестных деревень, с которыми мы встречаемся каждый день, поэтому они для нас наиболее близки. Это люди с собственными взглядами на жизнь, честно выполняющими свой долг, готовые бороться за справедливость. Таким был и Фома Кузьмич, по прозвищу Бирюк, лесник, честно выполняющий свои обязанности по охране леса, который не может смириться с воровством, для него это «последнее дело». Он беден, но беспощаден к воровству и бесчинству.

Тургенев даже пытается показать нам отличие мужика Орловской губернии от мужика Калужской губернии. Писатель очень глубоко погружается в крестьянский мир, пытаясь показать нам всю глубину характера русского мужика. И у него это получается.

Читайте также:
Брюсов: сочинение

Для меня произведения Тургенева – это особый мир, в котором чувствуется неподдельная любовь автора к героям, которым невольно начинаешь сопереживать, тонкое чувство природы, любовь к ней и к родной земле и конечно, русскому человеку, стремление сделать его жизнь лучше.

За что я люблю Тургенева? За простой язык, за нежность, с которой описана природа нашей местности. За то, что научил меня чувствовать и понимать родную природу, всматриваться в каждого «простого» человека, встречающегося на моём пути. Я восхищаюсь этой личностью, гениальным писателем и образованнейшим человеком своего времени. Прошло много лет со дня рождения писателя, но по-прежнему в нас жива благодарность великому орловцу, который во всём мире прославил красоту России. Я благодарен Ивану Сергеевичу за то, что он научил меня любить Россию и гордиться её полями, лугами и реками!

Скачать:

Вложение Размер
turgenev.docx 16.39 КБ

Предварительный просмотр:

За что я люблю Тургенева?

Иван Сергеевич Тургенев – это имя с раннего детства на устах у каждого жителя нашего посёлка. А как же иначе, ведь мы ходим по тропам, по которым ходил «великий певец природы», мы вдыхаем воздух, которым дышал писатель. Мы открываем книгу, которую написал Иван Сергеевич, и моментально оказываемся в удивительном мире природы, который рассмотреть может только истинный романтик. « С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», как девушка.

Только Тургенев мог подметить и подарить читателю самые нежные и трогательные описания природы: «Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой». Как не полюбить творчество писателя, который до глубины души трогает меня своей открытой любовью к лесу, к реке, к небу, да к каждой частичке нашей огромной земли! Как не отправить с ним гулять по укромным уголкам чернского района « Дай мне руку, и пойдём мы в поле, Друг души задумчивой моей…»

Природа в произведениях Ивана Сергеевича это всегда стихия, живущая по своим таинственным законам. Это часть каждого человека, который хоть раз прошёлся по Бежину лугу и заглянул в омут реки Снежедок, кто почувствовал аромат раннего утра и любовался « лучистыми алмазами» утренней росы.

Большое внимание Иван Сергеевич уделял не только окружающей нас природе, он был ещё и знатоком души человеческой. Он один из первых заметил: «все мы люди на русской земле разные, несхожие, но все же чем-то похожие друг на друга, как земляки из одной волости». Тургенев открыл Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной литературе. И сделал это совершенно точно и объективно, без преувеличения , а от полноты души художника. Его произведения посвящены обычным людям, которых мы можем встретить на каждом шагу. Это Хорь, Калиныч, Ермолай , мельничиха, Бирюк и Касьян с Красивой Мечи. Все эти герои, жители окрестных деревень, с которыми мы встречаемся каждый день, поэтому они для нас наиболее близки. Это люди с собственными взглядами на жизнь, честно выполняющими свой долг, готовые бороться за справедливость. Таким был и Фома Кузьмич, по прозвищу Бирюк, лесник, честно выполняющий свои обязанности по охране леса, который не может смириться с воровством, для него это «последнее дело». Он беден, но беспощаден к воровству и бесчинству.

Тургенев даже пытается показать нам отличие мужика Орловской губернии от мужика Калужской губернии. Писатель очень глубоко погружается в крестьянский мир, пытаясь показать нам всю глубину характера русского мужика. И у него это получается.

Для меня произведения Тургенева – это особый мир, в котором чувствуется неподдельная любовь автора к героям, которым невольно начинаешь сопереживать, тонкое чувство природы, любовь к ней и к родной земле и конечно, русскому человеку, стремление сделать его жизнь лучше.

За что я люблю Тургенева? За простой язык, за нежность, с которой описана природа нашей местности. За то, что научил меня чувствовать и понимать родную природу, всматриваться в каждого «простого» человека, встречающегося на моём пути. Я восхищаюсь этой личностью, гениальным писателем и образованнейшим человеком своего времени. Прошло много лет со дня рождения писателя, но по-прежнему в нас жива благодарность великому орловцу, который во всём мире прославил красоту России. Я благодарен Ивану Сергеевичу за то, что он научил меня любить Россию и гордиться её полями, лугами и реками!

И. С. Тургенев

28. Конфликт теории и жизни в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя.

Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные проблемы. Дело в там, что дочь писателя Полина порой вызывала у того отчаяние – до такой степени отец и дочь перестали понимать друг друга. Тургенев осознавал, что современная молодежь пытается построить новую жизнь, «жить своим умом». Извечный конфликт поколений автор испытал на себе. Очень часто молодые люди относятся к ценностям, авторитетам и традициям не очень бережно, не так, как хотелось бы их родителям. Они зачастую не желают слушать осторожных и мудрых «стариков», не считаясь с их мнением. Таков был и Базаров.

Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическое влечение, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он аргументированно и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не расставила все по своим местам.

Внутренний конфликт Базарова начинается с того момента, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента его жизнь кардинально меняется. Обычный «орган зрения» теперь вызывает в его душе волнение и трепет. То, к чему раньше он относился с презрением, теперь настигло его самого. Любовь, в существование которой он не верил, пришла и к нему. Но это было лишь началом крушения стройной базаровской концепции мира. Если он презирал простого русского мужика, то в конце он осознает свою неправоту. Если Базаров был упорным в доказывании своей точки зрения, то сама жизнь с неменьшим упорством разбивает его иллюзии и учит героя прислушиваться к своему сердцу. Если в начале романа Базаров – человек значительный, уважаемый, торжествующий и уверенный в своих силах и правоте, то к концу произведения он утрачивает свою уверенность, хоть и остается сильным, но это уже сила иного рода. Эта сила человека, познавшего горечь утраты, крушения иллюзий, другими словами, познавшего чувства, «жизнь сердца».

Одинцова не в состоянии ответить на чувство Базарова, он пугает ее, его любовь скорее похожа на злобу на нее, на себя самого за слабость. Да и сам Базаров не может дать того, что ей нужно – спокойствия, комфорта и гармонии, хотя следует признать, что он привлекает ее. Если первый раз герой может объяснить для себя отказ Анны Сергеевны барской изнеженностью, то отказ Фенечки, простой женщины, уже говорит о том, что уже в самой женской природе изначально заложены презираемые Базаровым высокая духовность и красота. Женщины подсознательно чувствуют агрессию и неприязнь, и редко что может заставить их ответить влюбленностью на презрение. Но испытание любовью – не последний этап мучений Базарова. Попадая в мировоззренческий кризис, герой начинает понимать загадку собственной души и окружающего мира. Он начинает понимать, что не на все вопросы наука может дать ответы. Такое положение вещей злит молодого нигилиста, и, хотя он отрицает «романтика» в себе, и любовь, и поэзия заняли прочное место в его душе.

Теория терпит поражение в схватке с реальной жизнью. Конечно, жить согласно теории намного легче и удобней, чем испытывать любовное томление, сомнения, робость, злость, обиду. Но, оберегая себя от переживаний, человек лишает себя права на настоящую, полноценную жизнь. Разумеется, можно навсегда запереться в тесной и душной комнате, чтобы уберечься от несчастного случая, но стоит ли вообще тогда жить на белом свете, если не узнать, что такое дышать свежим воздухом, не видеть рассвет и закат, не наблюдать смену времен года, не встречаться с друзьями?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ФОРМУЛА ЖУКА. Тургенев

ФОРМУЛА ЖУКА. Тургенев «Отцы и дети» – едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе. Авдотья Панаева, очень не любившая Тургенева, писала: «Я не запомню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько

Глава 7 Тургенев

Глава 7 Тургенев Биография Вопрос 7.1 Свое первое свидание с живой литературой маленький Ваня Тургенев надолго запомнил. В гости к матушке, Варваре Петровне Тургеневой, приехал маститый баснописец Иван Иванович Дмитриев.Чем так запомнилась эта встреча

И. С. ТУРГЕНЕВ *

И. С. ТУРГЕНЕВ * Двадцать второго августа 1883 года русская литература и русское общество понесли скорбную утрату: не стало Тургенева.В современной русской беллетристической литературе нет ни одного писателя (за исключением немногих сверстников покойного, одновременно с

И. С. ТУРГЕНЕВ

И. С. ТУРГЕНЕВ ОЗ, 1883, № 9, вкладная страница, с особой нумерацией 1–2 (вып. в свет после 16 сентября). Без подписи. На основании анализа текста авторство установлено Я. Е. Эльсбергом, в сообщении «И. С. Тургенев. Неизвестная статья М. Е. Салтыкова-Щедрина» («Лит. газета», М. 1939,

И. С. Тургенев

И. С. Тургенев Племянница Роман, соч. Евгении Тур… [449]…Бывают таланты двоякого рода: таланты сами по себе, независимые, как бы отделенные от личности самого писателя, и таланты, более или менее тесно связанные с нею. Мы не хотим этим сказать, чтобы таланты,

И. С. Тургенев. Гоголь*

И. С. Тургенев. Гоголь* Меня свел к Гоголю покойный Михаил Семенович Щепкин. Помню день нашего посещения: 20-го октября 1851 года. Гоголь жил тогда в Москве, на Никитской, в доме Талызина, у графа Толстого. Мы приехали в час пополудни: он немедленно нас принял. Комната его

И. С. Тургенев. Из писем

И. С. Тургенев. Из писем Тургенев И. С. — Виардо П., 21 февраля 1852 …Нас поразило великое несчастие: Гоголь умер в Москве, — умер, предав все сожжению, — все — 2-й том «Мертвых душ», массу оконченных и начатых вещей, — одним словом, все. Вам трудно будет оценить, как велика эта

Глава IV Тургенев. — Толстой

Глава IV Тургенев. — Толстой Тургенев: Главные черты его искусства. — «Записки охотника». — Пессимизм его ранних повестей. — Ряд повестей, изображающих руководящие типы русского общества; Рудин; — Лаврецкий; Елена и Инсаров;— Базаров. — Почему «Отцы и дети» не были

Писемский, Тургенев и Гончаров

Писемский, Тургенев и Гончаров Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862М., Государственное издательство художественной литературы, 1955OCR Бычков М.Н. (Сочинения А. Ф. Писемского, т. I и II. Сочинения И. С.

И. С. Тургенев

И. С. Тургенев Двадцать второго августа 1883 года русская литература и русское общество понесли скорбную утрату: не стало Тургенева.В современной русской беллетристической литературе нет ни одного писателя (за исключением немногих сверстников покойного, одновременно с

ФОРМУЛА ЖУКА. Тургенев

ФОРМУЛА ЖУКА. Тургенев «Отцы и дети» — едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе. Авдотья Панаева, очень не любившая Тургенева, писала: «Я не запомню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько

И. С. Тургенев

И. С. Тургенев 28. Конфликт теории и жизни в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и

Биография Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев

(1818-1883)

И.С. Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. Его отцом был Сергей Николаевич Тургенев, отставной полков­ник-кирасир, принадлежавший к старинному дворянскому роду. Мать, Варвара Петровна Лутовинова, происходила из обеспеченной дворянской семьи. В ее имении, в Спасском- Лутовинове (Мценский уезд Орловской губернии), прошли детские годы будущего писателя.

В 1827 году семья Тургеневых переезжает в Москву. В Москве будущий писатель обучался в частных пансионах (пансион Вейденгаммера, затем пансион Краузе). В 1833 году он поступил на словесное отделение Московского универси­тета. Через год семья переехала в Петербург, и Иван перевел­ся на историко-филологический факультет Санкт-Петербург­ского университета.

В 1836 году он закончил курс, имея степень действитель­ного студента, а в следующем году уже получил степень кан­дидата. К этому периоду относятся первые изданные произ­ведения Тургенева. В 1838 году в «Современнике» печатают его стихотворения «Вечер» и «К Венере Мидицийской».

В 1838 году Тургенев едет в Германию, где изучает фило­софию, историю римской и греческой литературы, древне­греческий и латинский языки. Он продолжает писать стихи, общается с Т.Н. Грановским и Н.В. Станкевичем. В 1840 году он ненадолго возвращается в Россию, а затем едет в Италию. Потом вновь возвращается в Берлин. Там он знакомится с Н.А. Бакуниным (прототип Рудина). В 1841 году писатель возвращается в Россию, где вновь близко общается с семьей Бакуниных. Вскоре он переживает роман с Татьяной Бакуни­ной, младшей дочерью М.А. Бакунина.

В 1842 году Тургенев получил звание магистра филосо­фии в Петербургском университете. В 1843 году поступает на службу в Министерство внутренних дел. Одновременно он про­должает литературную деятельность. В 1843 году он создает поэму «Параша», которая была высоко оценена Белинским.

Знакомство с Белинским и Некрасовым не проходят для Тургенева-писателя бесследно: он пробует себя в жанре нраво­описательной поэмы («Помещик», «Андрей» — обе 1845 г.). В 1844 году выходит его повесть «Андрей Колосов», в 1846 — повесть «Бреттер», в 1847 — повесть «Три портрета».

В 1843 году происходит судьбоносное знакомство писателя с певицей Полиной Виардо, любовь к которой не покидала его практически на протяжении всей жизни. Уйдя в отстав­ку в мае 1845 года, Тургенев в 1847 году уезжает за границу. Он живет в Германии и во Франции, где становится очевид­цем французской революции 1848 года. В этот период пи­сатель сближается с П.В. Анненковым, А.И. Герценым, помо­гает В.Г. Белинскому, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном. Тургенев создает повести «Пе­тушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850), коме­дии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провин­циалка» (обе 1851), психологическую драму «Месяц в дерев­не» (1855).

В 1852 году выходит сборник коротких рассказов Тургене­ва под общим названием «Записки охотника». В «Записках охотника» Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое художественное целое. Эта книга открывает 60-е годы в истории русской литературы.

В апреле 1852 года Тургенев был арестован по обвинению за нарушение цензурных правил при публикации статьи, по­священной памяти Н.В. Гоголя. В мае он был выслан в Спас­ское, где жил до декабря 1853 года.

До 1856 года Тургенев живет в России: зимой — в Петер­бурге, летом — в Спасском. Он сотрудничает с журналом «Со­временник», сближается с И.А. Гончаровым, Л.Н. Толстым, А.Н. Островским. В этот период он публикует повести «За­тишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка» (1856), «Фауст» (1856).

Успех «Записок охотника» побудил писателя к созданию больших эпических произведений, посвященных современной действительности. Это были знаменитые романы: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877). Как замечает Ю.В. Лебедев, «романы писателя представляли со­бой своеобразную летопись смены разных умственных течений в культурном слое русского общества»: идеалист-мечтатель, лишний человек 30-40-х Рудин, стремящийся к слиянию с народом дворянин Лаврецкий, революционер-разночинец Дмитрий Инсаров, а затем — Евгений Базаров, эпоха идей­ного бездорожья в «Дыме» и новая волна общественного подъе­ма в «Нови». Все романы писателя отличались драматиз­мом, трагическими финалами.

В 1856 году Тургенев едет за границу. Зиму он проводит в Париже, потом отправляется в Англию, а затем — в Герма­нию. Трагические и философские мотивы в произведениях Тургенева усиливаются. Он создает ряд повестей о ничтож­ной роли человека перед лицом Вечности, Времени и Приро­ды («Поездка в Полесье» (1853—1857), «Фауст» (1856), «Ася» (1858)).

После статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», посвященной роману «Накануне», происходит разрыв писателя с журналом «Современник». В 1862 году Тургенев уходит из журнала. Он ссорится с Л.Н. Толстым, дело едва не доходит до дуэли. В этот же период критики враждебно встречают роман «Отцы и дети». В произведениях Тургенева все чаще звучат горькие, пессимистические ноты (рассказы «Призраки», «Довольно!»). Временами он думает прекратить литературную деятельность.

В последние годы писатель живет за границей. В 1863 году он вновь сближается с П. Виардо, они живут в Бадене, а потом — в Париже. В этот период происходит тесное обще­ние Тургенева с западными писателями — Г. Флобером, Э. Золя, Ги де Мопассаном. Писатель приобретает общеевропейскую известность: в 1878 году он избран вице-президентом на меж­дународном литературном конгрессе в Париже, в 1879 году становится почетным членом Оксфордского университета.

В этот период он пишет мемуары, «Стихотворения в про­зе» (1877—1882). Скончался Тургенев 3 сентября 1883 года после продолжающейся более года болезни.

Готовые сочинения по литературе. 10 класс

Дорогие друзья! Школьная программа 10-го класса по русской литературе предполагает изучение большого количества произведений, обширных по объёму и сложных по содержанию. Вам предстоит изучить различные периоды развития русской классической литературы, познакомиться с величайшими произведениями реалистического направления. К ним относятся рассказы и романы И. С. Тургенева, пьесы А. Н. Островского и А. П. Чехова, романы И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, стихотворения Ф. И. Тютчева и поэмы Н. А. Некрасова. После разбора и обсуждения каждого литературного произведения в классе учитель обычно просит написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в нашей книге готовые сочинения помогут вам справиться с этой задачей. Пользуясь планом, который прилагается к каждому сочинению, вы сможете создать свой текст, дополнить его собственными мыслями и примерами из литературных произведений. Помните, что каждое сочинение – это индивидуальная творческая работа, в которой отражены ваши личные суждения и впечатления. При этом не забывайте, что ваше мнение должно опираться на содержание произведения и на теоретические знания, полученные на уроках литературы. Не торопитесь переписывать готовое сочинение в тетрадь! Учитесь самостоятельно формулировать свои мысли, давать личную оценку героям, фактам и событиям. Пусть приведённые в книге тексты станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии письменной речи. Желаем успехов!

Оглавление

  • «Тёмное царство» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
  • Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
  • Образ народа в цикле «Записки охотника» И. С. Тургенева
  • Смысл заглавия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Из серии: Средняя школа (Литера)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 10 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Образ народа в цикле «Записки охотника» И. С. Тургенева

Не удивительно, что маленькая пьеска «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто ещё не заходил.

Появление рассказа «Хорь и Калиныч».

II. Основная часть.

Образ русского народа.

1. Два типа национального характера.

2. Талант простого человека.

3. Самопожертвование и бескорыстность.

Красота простого человека.

«Хорь и Калиныч» Ивана Сергеевича Тургенева впервые увидел свет в журнале «Современник» в 1847 году. И хотя автор не надеялся на успех, читатели заметили рассказ. Чем же был вызван большой читательский интерес к нему?

До Тургенева к теме народа обращались и другие писатели, но только он смог изобразить истинно русский национальный характер.

В рассказе «Хорь и Калиныч» представлены два крестьянских характера, совершенно не похожих друг на друга. Хорь — практичный и хозяйственный, серьёзный, деловой и обстоятельный. Он трудолюбив и усерден, не привык витать в облаках. Калиныч, напротив, мечтательный и возвышенный. Он тонко чувствует и глубоко переживает.

Хорь и Калиныч, такие разные, не могут жить друг без друга. Это два противоположных воплощения, две крайности русского национального характера. Они находят новую художественную реализацию в последнем рассказе цикла — «Лес и степь». Дом Хоря расположен в лесу; герой обособлен и самодостаточен. Душа Калиныча тянется к степным просторам, холмам, далёкому ясному небу.

Одной из ярких черт русского человека является талант. Тургенев рисует народные типы, тонко чувствующие музыку, понимающие красоту природы. В рассказе «Малиновая вода» на берегу реки встречаются очень разные люди: дворянин, крестьянин Влас, бедняга Стёпушка, бывший дворецкий Туман. Они так не похожи друг на друга, но всех объединяет одно — герои одиноки. Услышав песню на другой стороне реки, каждый из них задумался над своей судьбой. Песня объединила людей.

Не просто глубоко чувствуют музыку, но и сами необыкновенно талантливы герои рассказа «Певцы». Красота русской песни заставляет людей задумываться, плакать, восхищаться, страдать. Такое пение не может не затронуть душу. Яков Турок «пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль».

Русский человек лишён эгоизма; он думает о других даже перед лицом смерти. Таковы герои рассказа «Смерть»: от простого мужика до старой барыни. Умирающий мужик думает о своей семье, вспоминает о своих долгах, просит прощения у всех, с кем, возможно, был несправедлив. Он забывает о себе, несмотря на боль и страдания. Автор не перестаёт восхищённо повторять, как удивительно просто умирают русские люди.

Героиня рассказа «Живые мощи» мужественно переносит тяжкий недуг. Но она не жалуется на судьбу и уходит из родного дома, чтобы не быть в тягость своим близким. Самопожертвование и бескорыстие — основные черты русского национального характера.

Тургенев, разумеется, не идеализировал русский народ, изуродованный крепостным правом. Рабство пагубно отразилось и на помещиках, и на крестьянах. Смешно и горько читать о героях таких рассказов, как «Два помещика». Но в памяти читателей остаются трудолюбивый Хорь, лиричный Калиныч, талантливый Яков Турок. Читая «Записки охотника», не перестаёшь удивляться красоте простого русского человека.

sochinyai.ru

Готовые сочинения на любую тему!

«Сочиняй.ру!» – готовые сочинения по литературе и русскому языку

Добро пожаловать! Вам нужно написать сочинение или эссе, но ничего не приходит в голову? Ищете примеры работ на заданную тематику? Нужны свежие идеи? Тогда вы пришли по адресу. На нашем сайте представлены лучшие готовые сочинения по русскому языку и литературе. Их пишут компетентные авторы, знакомые с основными требованиями учителей и учебных заведений.

Темы берутся из актуальной школьной программы и из ЕГЭ. У нас вы найдете сочинения про любовь и дружбу, рассуждения по рассказам и литературным произведениям, зимние зарисовки, готовые сочинения по картинам и многое другое.

Обеспечьте себе хорошую оценку

Наши авторы – это студенты-отличники литературных факультетов, пишущие простым и понятным, грамотным языком, который оптимально подходит для школьной программы. Каждый публикуемый текст проходит проверку у опытного редактора. В результате вы видите готовую работу без орфографических, пунктуационных и смысловых ошибок. Большинство работ с нашего сайта получают «отлично»!

О качестве вы можете судить по оценкам и отзывам других посетителей. При желании вы и сами можете поставить оценку и оставить комментарий на любой странице.

Как найти нужное сочинение

  • Воспользуйтесь поиском в шапке сайта.
  • Изучите правое меню – там все готовые сочинения по литературе и языку разделены на шесть больших разделов: «Свободная тема», «Древнерусская лит-ра», «Классическая лит-ра», «Современная лит-ра», «Зарубежная лит-ра», «Народная лит-ра» и «Украинская лит-ра». В них вы можете найти сочинение по автору или теме.
  • В каждом сочинении есть«метки» (сразу под заголовком), по которым бывает удобно найти работы на ту же тему, по тому же произведению, того же автора и т. д. Например, если вас интересуют готовые сочинения-рассуждения, просто кликните по метке «рассуждение» и увидите список всех сочинений-рассуждений на сайте. Если вас интересуют тексты для определенного класса, воспользуйтесь метками классов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.

Что делать, если не нашли необходимое?

Допустим, вы ученик 9-го или 11-го класса и списывать готовые сочинения ЕГЭ – не вариант. Они просто не пройдут проверку на плагиат. Хорошим решением в этой ситуации будет заказать сочинение. Заказывая тексты у нас, вы получаете:

  • полное соответствие заданной теме;
  • 100% уникальность (каждая работа проверяется несколькими программами и сервисами);
  • соблюдение требований вашей школы/гимназии/ВУЗа;
  • простой язык (учителя ничего не заподозрят!);
  • быстрые сроки (минимальное время выполнения – 24 часа);
  • бесплатные доработки.

Заказать вы можете что угодно – от коротких сочинений на тему «Как я провел лето» до масштабных работ по романам и эпопеям. На высшую оценку и похвалу учителя вы можете рассчитывать. Стоимость рассчитывается индивидуально.

При написании мы будем учитывать ваш пол, возраст, специализацию класса, требования преподавателя и другие важные параметры. Для оформления заявки заполните форму на странице заказа, указав основные требования к работе и свои пожелания.

Кстати, по метке «ЕГЭ» вы можете найти готовые итоговые сочинения, которые были написаны нами и с разрешения заказчика опубликованы на сайте спустя некоторое время после сдачи.

Участвуйте в оценке материалов!

Понравился наш контент? Не забудьте оставить отзыв в комментариях или хотя бы поставить оценку! Это значительно поможет другим посетителям сайта. Напишите, что понравилось лично вам или вашему учителю, возникли ли какие-то претензии.

Добавляйте на сайт свои собственные тексты!

Хотите узнать мнение других людей о своих литературных работах, получить отзывы и оценки? Просто заполните форму на странице добавления, наши редакторы проверят ваш текст, исправят ошибки и вскоре он появится на сайте. Ваши усилия не пропадут зря: вы получите благодарность от других учащихся и сможете гордиться своими успехами. Сохранение авторства гарантировано.

Примеры итоговых сочинений

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.

Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.

Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться

придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.

Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог

воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,

провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.

Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё

предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: