Герои-антагонисты в романе И. С. Тургенева Отцы и дети: сочинение

Образы отцов в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» повествует нам о столкновении двух совершенно разных поколений, существовавших в российском обществе незадолго до времени «Великих реформ» Александра Второго. С одной стороны «отцы» – представители старого консервативного поколения, дворянство и аристократия. С другой «дети» – молодое, демократически настроенное поколение, отрицающее и критикующее взгляды и идеи «отцов».

Старое поколение представлено в романе главным образом братьями Павлом и Николаем Кирсановыми, а так же несколькими другими персонажами (как, например, Василий Иванович – отец главного представителя нового поколения, Евгения Базарова), которые, однако не так важны для сюжета, как братья Кирсановы.

Николай Петрович Кирсанов предстаёт перед нами с первых же страниц. Он владеет поместьем, которое сам называет фермой. Николай придерживается либерально-консервативных взглядов, он искрение верит идеалам прошлого, верит в любить и семью (что наглядно подтверждается его отношением к своему сыну, Аркадию, и к брату, Павлу). Его расхождения во взглядах с нигилистом Евгением Базаровым так же видны с первых страниц – Николай Петрович просто не понимает, как можно не любить стихи и не восхищаться поэзией. Сам он является довольно романтичной и мягкой натурой, любит Пушкина и прогулки на природе. Однако, несмотря на явные идеологические различия с Базаровым и даже некоторые насмешки с его стороны, Николай Петрович не вступает с ним в полемику, признавая, что старое поколение уже в прошлом, и будущее определять и формировать молодым людям, таким как Аркадий и Евгений.

Его брат, Павел Петрович Кирсанов – бывший военный и светский человек, переехавший в деревню к Николаю Петровичу после неудачной любви к некой княгине Р.. Как и брат, он – либерал и консерватор, однако он более жесткий в суждениях и активно навязывает свои взгляды молодежи, а конкретно – веру в идеалы и традиции прошлого, в любовь и понятия чести. Именно превосходство и «бессмертность» таких взглядов он активно доказывает нигилисту Базарову, что вызывает между ними массу споров.

Внешне Павел Петрович всегда выбрит и одет с иголочки, отличается изысканными манерами, в речи использует множество слов из иностранных языков (особенно из английского, поскольку из всех западных стран Павел больше всего почитает Англию). Так же как и брат, Павел искреннее и сильно любит свою семью, это видно в его поведении по отношению к Николаю и племяннику Аркадию. Несмотря на такую положительную характеристику, в образе Павла Петровича есть и минусы – его поведение довольно высокомерно, а «любовь» к крестьянству наигранна и неискренна (это видит Базаров, отмечая, что в общении с крестьянами он «нюхает одеколон»).

2 вариант

Известный роман Ивана Сергеевича создан для того, чтобы показать смен времен и обществ, в нем живущих. Здесь нет акцента на семейные узы, как таковые. Как отцам относятся люди, выросшие в эпоху дворянства и защищающие их принципы. Дети же представляют новое веяние, которые появилось совсем не давно, в сути своей является разночинством. Романа автора отображает историческое время, которое затрагивает 1850-1860 года. Это времена царской России.

Самым ярким и ярым представителем так называемых «детей» является Евгений Базаров. Это молодой человек, занимающийся медициной, он очень увлечен всеми естественными науками. У Евгения есть своя философия жизни, которую он везде продвигает. Из-за чего у героя постоянно происходят споры и столкновения со страшим поколением. Он же привык высмеивать их образ жизни, их понимания и мировоззрения. Эти факты очень раздражают «отцов». Когда их собственные дети начинают увлекаться нигилизмом, отцы начинают волноваться. Нигилизм и есть философия Базарова. Для молодых людей это новое веяние было очень интересно. Молодежь очень увлекался этими идеями, однако, не все становились на этот путь.

Особенно яркие состязания Евгений проводит с Павлом Петровичем Кирсановым, это дядя его друга. Павел Петрович является представителем дворянского рода, который построен на идеях консерватизма. Это военный человек, у него всё базируется на авторитетности и принципах. Он уверен, что будущее не может обойтись без добрых традиций. Герой очень любит своих близких людей.

Николай Петрович – консервативный человек, выросший на твердых принципах. Отец своего семейства, любит свое родство и заботится о нем. Николай Петрович по своей натуре романтик, очень любит стихи Александра Сергеевича и также восторгается природой. Сей факт постоянно критикует и высмеивает Базаров. Герою не до своего хозяйства, этот момент Евгений тоже не оставляет незамеченным. Герой очень добр, он заботливый и любящий отец. Герой соглашается с тем, что будущее принадлежит молодежи.

Также к представителям «отцов» относятся и родители самого Базарова. Они хранили и чтили традиции. Примечательно, что даже похороны младшего Базарова проходили по православным канонам. Несмотря на то, что Евгений не признавал этого.

Иван Сергеевич показал, как сменялись времена. На смену дворянских устоев пришли новые веяния, понимания и убеждения. Каждое поколение имеет свои недостатки. К сожалению, в каждом последующем их становится только больше.

Также читают:

Картинка к сочинению Образы отцов в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

В норе на Круче жил хоббит Бильбо Торбинс. Был он зажиточным и вел спокойную, размеренную жизнь. До одного случая. Однажды утром Бильбо встретил известного чародея Гэндальфа и пригласил его к себе на чай.

Одним из центральных персонажей рассказа Чехова «Дама с собачкой» является Дмитрий Дмитрич Гуров. Это импозантный и обаятельный мужчина средних лет, приехавший отдохнуть в Ялту.

Тема Дружбы занимает очень большое место в творчестве Пушкина, как и сама дружба занимала огромное место в его жизни. Очень сильно повлияли на Александра Сергеевича друзья

Читайте также:
Герой своего времени: сочинение

Жанровая направленность произведения представляет собой реалистическую прозу, основной проблематикой которой является изображение противоречивости человеческой природы и размышления о путях ее разрешения.

Современная семья, основывается на любви, взаимопонимании и поддержке. Не то чтобы такого не было раньше, однако сейчас уж точно придется постараться, чтобы выдать девушку замуж не по ее воле.

Сравнительная характеристика Базарова и Павла Петровича Кирсанова — героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» (1861 г.) раскрыты два противоположных взгляда на жизнь. Представитель материалистов и нигилистов — главный герой романа Евгений Базаров, представитель идеалистов и либералов — его оппонент Павел Петрович Кирсанов. Сравнительная характеристика Базарова и Павла Петровича Кирсанова выявляет главные противоположные черты этих героев и их взгляды на жизнь.

Происхождение, образование, социальное положение

Отец Евгения Васильевича Базарова — отставной полковой доктор, своей службой он заслужил дворянство. Мать — небогатая столбовая дворянка. Они постарались, чтобы у сына было хорошее образование. Евгений учится в университете, изучая естественные науки и медицину для того, чтобы стать доктором.

Павел Петрович Кирсанов, в отличие от разночинца Базарова, был из дворянского рода, отец его — боевой генерал 1812 года, а мать — настоящая «матушка-командирша». Родители воспитывали Павла сначала дома, а потом отправили в пажеский корпус. Выйдя из этого корпуса, он поступил на военную службу и вышел в офицеры, но прослужил военным недолго. Он бросил и службу, и светское общество и сейчас живёт в имении брата.

Портреты героев: описание внешности, манеры поведения, характеристика речи

Евгений Базаров — молодой высокий человек с длинным, худым лицом, выражение которого показывало самоуверенность и ум. У него большие зеленоватые глаза, тонкие губы, широкий лоб. Волосы тёмно-белокурые, густые и длинные, не скрывали выпуклостей черепа, на щеках были бакенбарды песочного цвета.

С людьми, даже в гостях, Базаров ведёт себя не очень учтиво. Павлу Петровичу было не по нраву то, что Евгений отвечал ему неохотно и что при этом «в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Говорил он, в основном, только по делу, потому что не любил рассуждать на отвлечённые темы.

Павлу Петровичу Кирсанову на вид лет 45. Весь его облик, породистый и изящный, «сохранил юношескую стройность». С детства он отличался красотой, и сейчас его лицо носило следы этой замечательной красоты. Седые стриженые волосы «отливали тёмным блеском». Говорил Павел Петрович приятным голосом, имел аристократические манеры, был изысканно учтив, одевался даже в деревне щегольски.

Образ жизни

Евгений Базаров — человек деятельный, интересуется наукой, много времени уделяет учёбе, изучению природы, делает химические и физические опыты.

Павел Петрович свою жизнь в деревне устроил на английский лад, редко виделся с соседями, читал, в основном, книги на английском языке.

Взгляды на жизнь, общество, народ

Базаров считает, что настало время дельных людей, что время романтиков прошло. Нигилистические взгляды Базарова состоят в том, что он категорически не признаёт старые истины, для него никто не является авторитетом. Он считает, что сначала надо «место расчистить» и только потом возможно построить новую жизнь. Базаров презирает аристократическое общество, так как оно бездеятельно и не приносит никакой пользы для общественного развития и для народа. Базаров гордится своей близостью с народом. Павлу Петровичу он гордо говорит: «Мой дед землю пахал». Евгений думает, что он народ понимает, но мужики говорили с ним снисходительно, считая, что барину просто захотелось поболтать и что он ничего не понимает в их жизни. Базаров же полагает, что за свою отсталость народ «заслуживает презрения».

Павел Петрович Кирсанов — главный антагонист Базарова. Он считает, что без принципов, правил живут только пустые или безнравственные люди, и не согласен с Евгением, что «в теперешнее время полезнее всего отрицание» искусства, поэзии, чувств. Не согласен он и с тем, что нигилисты знают русский народ. Павел Петрович уважает русский народ, считает его патриархальным, свято чтущим предания.

Отношение к любви

Взгляды Базарова и Павла Петровича на любовь различны. Евгений был «великий охотник до женщин и до женской красоты». Он не относился к ним серьёзно, расценивая как предмет анатомии.

Романтическую любовь Евгений считал напускным чувством, «белибердой», «вздором». Рыцарские чувства он считал чем-то вроде болезни или уродства. Но эти его убеждения оказались несостоятельными. Полюбив Одинцову, Базаров негодовал на себя за то, что к ней относится, как романтик, но не смог победить в себе это чувство. Перед смертью он понял, что жизнь сильнее всяких теорий, и признался Одинцовой в любви.

Павел Петрович, в отличие от Базарова, полюбив княгиню Р., не противился своей любви и посвятил ей свою жизнь. Он был будто околдован, этой странной прекрасной женщиной. Когда она его разлюбила, жизнь его стала пустой. Павел Петрович не мог забыть свою любимую и закрыл свою душу для других женщин.

Отношение героев друг к другу

Базаров относился к Павлу Петровичу Кирсанову с презрением и насмешкой, считает его самолюбивым уездным аристократом с привычками столичного светского льва.

Павел Петрович ненавидел Базарова, считал его циником, нахалом, гордецом, плебеем.

Характеры: сходство и различие

Несмотря на то, что Павел Петрович Кирсанов является антагонистом Базарова по взглядам на жизнь, в их характерах есть некоторое сходство. И тот, и другой — честные, гордые, самолюбивые люди. Несмотря на разное отношение к женщинам, к любви, оба героя сходны в том, что не являются романтиками.

Читайте также:
Проблема самоопределения героев в романе Отцы и дети: сочинение

Тургенев пишет о старшем Кирсанове: «Он не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…» (глава XI).

Главное же различие Базарова и Павла Петровича (помимо взглядов на жизнь и общество) состоит в том, что жизнь Павла Петровича пуста, он не занят никакой полезной деятельностью. Базаров же энергичен и очень деятелен.

Сравнительная характеристика Евгения Васильевича Базарова и Павла Петровича Кирсанова (таблица)

Параметры сравнения Евгений Васильевич Базаров Павел Петрович Кирсанов
Происхождение Дед был крестьянином, отец — штаб-лекарем, мать — столбовой дворянкой. Дворянство по линии матери не передавалось. Отец получил за свою службу право на дворянство и стал дворянином уже после рождения Евгения. Автор не сообщает, стал ли Евгений, по ходатайству отца, тоже дворянином. Сам Базаров говорит о дворянах так, как будто никакого отношения к ним не имеет. Так что, скорее всего, Базаров — разночинец. Потомственный дворянин, сын боевого генерала 1812 года.
Социальный статус Студент университета, учится на медицинском факультете. Офицер в отставке, аристократ.
Портрет Высокий молодой человек с длинными тёмно-белокурыми волосами и висячими бакенбардами. Глаза большие, зеленоватые, губы тонкие. Носит длинный балахон с кистями. Стройный, изящный, красивый человек лет 45. Его седые волосы «отливали тёмным блеском». Одевался щегольски даже в деревне.
Речевая характеристика Говорил лениво, небрежно, мужественным голосом. Речи его были немногосложны и отрывочны, так как он не любил рассуждать на отвлечённые темы, предпочитая говорить по делу. Голос приятный, речь вежливая, изысканно учтивая.
Манера поведения Не очень учтив даже в гостях. Аристократическая.
Образ жизни Учится, изучает природу, занимается физическими и химическими опытами. Бездеятелен, ведёт праздный образ жизни.
Взгляды Демократ и реалист. Нигилист (отрицает авторитеты, старые истины и порядки), материалист, циник. Либерал и идеалист, эстет, ценит авторитетные мнения.
Отношение к женщинам и к любви В 1-й половине романа отношение бездуховное, потребительское. Расценивает женщин как предмет анатомии. Любовь романтическую считал «вздором». Полюбив Одинцову, хотел вырвать эту любовь из своего сердца. Относится к женщинам уважительно. Любил один раз в жизни; после того, как любимая разорвала с ним отношения, закрыл свою душу для других женщин.
Отношение друг к другу Относится к Павлу Петровичу с презрением. Ненавидит Базарова.
Общие черты характера Гордость, самолюбие, честность, чуждость мечтам.

Вывод

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» представлены совершенно противоположные взгляды героев на жизнь, общество, народ и человеческие чувства. Сравнительная характеристика Евгения Васильевича Базарова и Павла Петровича Кирсанова помогает раскрыть сущность образов этих ярких представителей нигилизма и либерализма. Образ главного героя романа «Отцы и дети» Евгения Базарова полнее раскрывается при сопоставлении со своим основным оппонентом в спорах — Павлом Петровичем Кирсановым.

Анализ повести «Ася»

Предлагаем вам прочесть краткий и полный анализ повести Тургенева «Ася». Писатель отобразил замечательный женский образ, занявший особое место в русской классической литературе – «тургеневскую девушку». В этом произведении описана первая любовь, переполненная счастьем и горечью, радостью и отчаянием.

Год написания и публикации – Повесть написана в 1857 г., а дата публикации – 1858 г.
История создания – По словам автора, замысел повести возник из одного мимолетного впечатления. Находясь в небольшом немецком городке, Тургенев увидел молодую девушку в окне, а из нижнего окна выглядывала пожилая женщина. Писатель обратился к своей фантазии, представив судьбу этих 2-х женщин.
Прототипом главной героини могли стать незаконнорожденные девушки – Ася, Анна и Варя, находящиеся с Тургеневым в близком родстве.
Жанр – Повесть.
Направление – Реализм.
Основная идея – Радости и горести первой любви, иллюзии юности.
Тема – Первая любовь.
Проблема – Любовь невозможно отложить на завтра – это отговорка, которая заканчивается потерей любимого человека. Результатом нерешительного поведения может стать горькое сожаление, длинною в жизнь.

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Идея и пафос
  3. п.3. Основные герои (их место в образной системе)
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Первая любовь.

Проблема: Отсутствие опыта. В любви не бывает «завтра».

Для человека важно ответственно относиться к чувствам, которые зародились, вовремя распознавать их. Счастье – это не то, что падает с неба. Его нужно защищать и отстаивать, отбросив всякие условности и чужое мнение, иначе «прекрасное завтра» так никогда и не наступит.

Когда молодой человек или юная девушка влюблены впервые, то не так просто сохранить любовь. Нет еще опыта, может не быть понимания, уверенности, доверия. Это все сформируется в будущем, но пока главные герои то радуются, то грустят, не могут разобраться в себе и в чувствах другого человека. Они не понимают, любят ли сами, и не могут разобраться, любят ли их или нет.

Так произошло с главными героями повести. Ася – честная и искренняя, она стесняется своего происхождения, но девушка выросла в простой среде. Для нее не играют большой роли светские условности, надуманное чувство долга. Тургеневская героиня любит – и этим сказано все. Ася назначает свидание и идет навстречу своему счастью.

И Н.Н., и Гагин – люди другого типа, на их воспитание наложил отпечаток светский этикет. Они благородны и честны, но не так, как Ася. Они хуже знают себя и саму жизнь, следуют чувству долга, искаженного светской моралью. Н.Н. нерешителен, он не понимает важности для себя чувств к Асе. Им движут условности – мнимое чувство долга. Он считает сумбурный вечер неподходящим для предложения руки и сердца и теряет любимую.

Читайте также:
«Лишние люди» (по повести «Ася» и роману «Дворянское гнездо»): сочинение

Их взаимное чувство обречено. Главные герои еще не окрепли, еще не того жизненного опыта, который не позволит умереть любви.

2. Тема: Тема лишних людей, жизнь без цели.

Проблема: Все главные герои не имеют определенной цели. Гагин был военным, но подал в отставку. Он хочет стать художником, но сомневается в себе. Любое слово, сказанное в адрес его творчества, воспринимает, как абсолютную истину. Складывается впечатление, что он не верит в себя, как в художника, да особо и не стремится к этому. И ему не понятно, что именно он хочет.

Н. Н. – человек без определенных занятий. Не понятно, чего он хочет, к чему стремится.

У Аси есть и стремления, и цели. Она хочет вырастить из себя особенную женщину, примеряет на себя различные образы, но еще не знает, как это сделать. Она ищет себе наставника, хочет, чтобы кто-то направил ее.

Я думаю, что дворяне 19 века – несчастные люди. Их богатство позволяло вести праздную жизнь долгие годы, а это приводило к деградации. В современном мире по-другому – у богатых людей, как правило, есть дело, они работают, реализовывают себя, радуются жизни.

3. Тема: Утраченные возможности.

Проблема: Необходимость сделать сложный выбор, уверенность, что «завтра я буду счастлив».

Главный герой влюблен в боязливую девушку с неопределенным положением в обществе. Н.Н. испытывает к ней чувства, но дружит с ее братом, который ставит жестко вопрос – собирается ли Н. Н. жениться на ней. Он ведет себя нерешительно и жестоко в момент свидания. Чувствуя, что теряет Асю, Н.Н. ярко осознает свою любовь к ней. Думая, что вечером признание будет неуместным, он откладывает этот важный вопрос на завтра. «Завтра я буду счастлив», но «завтра» не наступает и не наступит уже никогда. Он лишь будет свято хранить ее записочки и цветок, издающий до сих пор нежный запах любви.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

В этом произведении все повествование подчинено теме любви. Тургенев мастерски описывает первую любовь – беспредельную и бессмертную. Вся последующая жизнь главного героя подчинена этой давней истории. В этом я вижу пафос тургеневской «Аси».

Ася, искренне и честно, идет навстречу своей любви, навстречу своим желаниям, но только она готова к искреннему и правдивому выражению своих чувств. Девушка, рискует, волнуется, но идет на встречу с Н.Н. В этом ее мужество, сила, красота.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образы главных героев находятся и в слиянии, и в конфронтации друг с другом. Образ Гагина находится в единении с образом его сестры, но и в противоборстве с ней, когда Ася признается, что любит Н.Н.

Образ главного героя находится в единении с образом Аси, но в момент свидания жестко противопоставлен ей.

Н. Н. и Гагин дружат, находясь в единении, но конфликтуют, когда речь заходит об отношениях с Асей.

п.4. Литературные приёмы

Для раскрытия темы, Тургенев использует различные образы и символы, например, природа и музыка.

Музыка, услышанная на противоположном берегу, побуждает главного героя влиться в толпу празднующих. Его одиночеству приходит конец. Он возвращается домой и снова слышит музыку, которая усиливает его состояние счастья.

Влюбленные кружатся в вальсе, на который Ася пригласила Н.Н. Соединенность в танце говорит о возможности близкого контакта, о взаимном чувстве главных героев.

Природа – важный символ, который использует автор. Прекрасный вид на Рейн, который виден из дома Гагина, подчеркивает красоту зарождающегося взаимного чувства.

п.5. Конфликт произведения

Главный конфликт повести – конфликт между чувством главного героя и долгом. Н. Н. испытывает сильное влечение к девушке, но его останавливает чувство долга – разговор с Гагиным по поводу женитьбы на ней. Н. Н. считает, что не имеет права войти с Асей в близкий контакт, поскольку жениться на ней пока не готов. В таких ситуациях обычно побеждает любовь, но в данном случае мы видим разрушенные отношения 2-х любящих людей.

Анализ повести Ася Тургенева

История создания

Тургенев работал над повестью в течение полугода. Такой медленный темп написания был связан с болезнью автора и его усталостью. По словам Тургенева, идея написания “Аси” появилась от увиденного мимолетного момента. Однажды, находясь в немецком городке, автор взглянул на дом. Там находилась пожилая женщина ,которая выглядывала из окна первого этажа, а сверху, из окна выше, выглядывала молодая девушка. Тургенев попытался представить судьбу этих людей. Так появилась повесть.

Почему повесть так называется?

Название произведения “Ася” говорит нам о той, в кого был влюблен лирический герой. Именно эту девушку позже будет вспоминать герой. Ответить однозначно по поводу названия достаточно сложно. Есть предположение, что Тургенев вынес на первый план имя Аси, для того, чтобы показать важность истории, связанной с ней. В данном случае девушка является образом любви и внутренних изменений нескольких людей.

Жанр: повесть или рассказ?

В данном случае, произведение является повестью. Отличием является не только размер. Рассказ, как правило, затрагивает одно событие. В повести же событий несколько и все они объединены в одну сюжетную линию. Помимо всего, повесть, в отличие от рассказа, может иметь лирическое отступление, описание природы. Произведение “Ася” по всем параметрам является примером повести.

О чем повесть?

Повесть рассказывает об истинной любви; о том, как важно ценить миг, который есть в данный момент; о необходимой смелости и умении принимать важные решения вовремя. Своевременность часто стоит во главе различных жизненных ситуаций. Так и в повести, юноша влюбился в девушку. Их связь развивалась тонко и постепенно, а затем переросла в глубокое чувство. Не хватило одного важного шага со стороны героя, чтобы быть вместе с любимой женщиной. Главный герой потерял свою любовь. Ему оставалось только с тоской вспоминать о ней все последующие годы.

Читайте также:
Роль конфликта в раскрытии облика персонажей романов Тургенва: сочинение

Главные герои и их характеристика

Господин Н.Н. – рассказчик, от лица которого идет повествование. Молодой человек 25 лет, который предпочитает жить спокойно, ищет свой смысл и от этого много путешествует. Стремится к душевному равновесию в жизни. Ищет любви. Вначале думает о “коварной вдове”, затем уже об Асе, его настоящем глубоком чувстве. Жизнь дала герою возможность проявить себя и получить шанс быть счастливым, но его нерешительность сыграла с ним злую шутку.

Ася (Анна Гагина) – юная, обаятельная, искренняя девушка, при этом обладает импульсивностью и живым характером. Образ героини ассоциируется с непосредственностью и молодостью. Асю отличает простота и душевная чистота. Героиня была внебрачной дочерью от связи барина со служанкой, поэтому Ася уже с юных лет понимала свое место в обществе и стеснялась этого. Со слов Господина Н.Н., Ася довольно хорошо говорила по-французски, но было заметно, что она с детства не была в женских руках. В ее движениях было что-то неспокойное. “Это вино еще не бродило”.

Гагин – брат Аси. Добрый, воспитанный, ответственный молодой человек. Имеет способности к живописи, хочет быть художником, но посвящает свою жизнь своей сестре.

Фрау Луизе – пожилая женщина, которую навещает Ася. Именно в доме Фрау Луизе встречаются лирические герои: Ася и Господин Н.Н.

Тема

В повести поднимается тема любви, искренней и при этом несчастной и навсегда утраченной.

Проблематика

Произведение поднимает проблему своевременности, а также необходимости отбрасывать нерешительность в нужный момент в пользу важных решений. “Завтра я буду счастлив!” – слова, произнесенные Господином Н.Н. так и остаются в памяти, потому что его завтра оказывается пустым. Лирический герой позже еще долго будет прокручивать в голове все диалоги и ситуации, связанные с Асей, понимая, что теперь он может только вспоминать об этом.

Смысл романа

Автор предлагает читателю задуматься о том, что такое настоящая любовь и показывает, как может изменить человека истинное чувство. Иногда, это испытание любовью, и не каждому удается его пройти. Кроме этого, смысл произведения в том, чтобы подумать о способности быть смелым и бороться за свое, даже когда внутри страшно сделать шаг. Иногда наши страхи и нерешительность побеждают, но это цена за то, что мы получаем в итоге. Так и в произведении, герой потерял свою любовь, но получил свой опыт.

2 вариант

В середине 19 века Иван Сергеевич Тургеневе написал небольшую повесть с коротким названием «Ася». Но до сих пор произведение, переведенное на разные языки мира, трогает сердца миллионов людей. Стоит отметить, что писать печальные истории о любви – словно стало традицией русских авторов. Важным является то, что тема любви не устаревает, а, наоборот, с веками становится только актуальнее.

Одной из изюминок повести является повествование от первого анонимного лица, господина Н.Н. Он рассказывает о своем прошлом, о времени расцвета и чистой любви. За границей неизвестный знакомится с соотечественниками: молодым человеком и его сводной сестрой. Так в произведении появилась Анна Гагина. Но семнадцатилетней девушке совсем «не идет» это имя в полной форме, поэтому все называют ее Асей. В последующем рассказчик и девушка сблизились, такие теплые чувства они еще не испытывали. В самый ответственный момент, когда Н.Н. решился сделать Асе предложение руки и сердца, девушка исчезла из его жизни. Произошло это так же быстро и неожиданно, как их первая встреча.

Тургенев детально описывает образ Аси. Ранимая и очень нежная, героиня имеет талант к рисованию, много читает и не скучна в беседе. Именно из этой повести родился новый термин «тургеневская девушка». Ася очень справедливый человек, но есть в ее характере некая задоринка, изменчивость и легкая безрассудность. Юная девушка испытала чувства, о которых раньше не могла и подумать. Ее неопытность смущает ее, она не всегда понимает, как справиться с собственными эмоциями. В некоторых случаях Н.Н. не знает осуждать Асю или просто наслаждаться ее обществом.

Через все произведение читатель может услышать внутренний монолог главного героя. Можно сказать, что этот герой – лирический. Н.Н. рассуждает о том, что когда-то давно он упустил свой шанс на обретение счастья. Кто в этом виноват? Вопрос остается открытым для нас, читателей. Просто герой не понимал, что он стоит в шаге от любви, он боялся этого чувства. Сюжет говорит нам о том, что его медлительность и необоснованные раздумья лишили его жизненного счастья. Опыт показал Н.Н., что отложенное на завтрашний день может больше никогда не произойти.

Это путешествие очень сильно трансформировало личность главного героя его характер. Если раньше он наблюдал за окружающими со стороны, не «всматриваясь» в их души, то теперь он глубоко чувствовал каждого проходящего мимо человека. Но это не помогла ему избавиться от одиночества.

Иван Сергеевич позволил читателю самостоятельно поразмыслить над ситуацией. Автор никак не комментировал эту историю и не выражал свое личное отношение к героям. Опять же, это все благодаря тому, что рассказчик и главный герой – одно лицо. Маленькая повесть о не сложившейся любви актуально до сих пор. Внутренние переживания персонажей присущи и сегодняшним молодым людям, поэтому текст читается очень легко и воспринимается как часть жизни.

Читайте также:
Столкновение теории с жизнью в романе И. С. Тургенева Отцы и дети: сочинение

Ася – анализ произведения

Очень нежное, трогательное и грустное произведение «Ася» вышло из-под пера маститого русского писателя И.С. Тургенева в 1857 году.

Повествование ведется от первого лица (господин Н.Н.), что делает его более убедительным и правдивым.

Главная героиня произведения – юная девушка Ася лет 17-ти, приехавшая в Германию со своим старшим сводным братом Гагиным, который очень тепло и внимательно относится к сестре.

По сюжету повести господин Н.Н. приезжает в Германию, где встречает людей со своей родины – девушку Асю и молодого человека Гагина.

В течение произведения между Н.Н. и Асей завязываются романтические отношения, на возникновение которых повлияла дружба мужчин. Они признаются друг другу в чувствах, но из-за недопонимания, происходит неловкая ситуация, что создает напряжение между сторонами. Ася и Гагин скоро уезжают из Германии. Н.Н. понимает, что потерял Асю навсегда и больше никогда ее не увидит. Главный герой никогда в жизни больше не испытывал подобных любовных и страдал от одиночества.

В среде критиков существует несколько предположений о том, кто мог бы являться прототипом главной героини. Тургенев мог бы написать повесть о своей незаконнорождённой дочке Полине Брюэр, которая напоминает свой несмелостью Асю. Также есть вероятность, что образ Аси списан с сестры писателя Варвары Житовой.

Ася – девушка ранимая и мечтательная, впечатлительная. Автор наделил ее обостренным чувством справедливости. Девушка ласковая и добрая. Это именно «живой» человек. Эта особенность девушки очаровала господина Н.Н., подружившегося с нею. Порой Ася совершает необдуманные и безрассудные поступки. Она слушает сердце вместо разума в силу своего возраста.

После общения с господином Н.Н. у Аси просыпаются ранее неведомые и непонятные чувства. Юная девушка не знает, как справится с ними. Этим можно объяснить ее странное и капризное поведение. Она не знает, что с ней происходит, не понимает, что влюбилась. Но после осознания этого признается сначала Гагину, а после и виновнику ее душевных терзаний.

Можно предположить, что было бы, если б Гагин смог остановить сестру от необдуманных поступков и вразумить ее, но он этого не сделал. Почему? Скорее всего, зная эмоциональную натуру Аси он испугался. Пострашился последствий, которые это за собой повлечет.

Почему же господин Н.Н. так поступил с девушкой… Когда Гагин рассказал, что Ася незаконнорожденный ребенок, то женитьба Н.Н. с ней вызвала бы недоразумение в высших кругах. Н.Н. просто думал о своей репутации.

Прочитать произведение «Ася» Ивана Сергеевича Тургенева рекомендуется как мечтательницам, так и мечтателям и сделать свои выводы.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Ася

Популярные сегодня темы

Миражная интрига – это интрига, которой нет, интрига, которую персонажи сами себе придумали. В комедии Ревизор явно просматривается именно эта особенность.

В повести Виктора Астафьева идет отображение жизни рыбаков, которых объединяет много общего. Герои живут в ладу с природой и активно пользуются ее дарами. Освещается угроза жизни главного персонажа

Безразличие, пожалуй, самая большая трагедия нашей современной эпохи. В мире проблема равнодушных людей приобретает характер пандемии. Кажется, что люди стали безразличны к самому безразличию.

На картине видим пейзаж, засыпанной снегом деревни. Но хотя все деревья и земля окутаны снежным покрывалом, картина излучает радость и восторженность, ведь скоро придет весна.

ехов пытается заострить внимание читателя на образ доктора Рагина. Этого героя сравнивают с другими персонажами.

Краткий анализ повести Ивана Тургенева «Ася»

Огромный вклад в развитие русской литературы в рамках существующих направлений внес Иван Тургенев. Анализ повести «Ася» наглядно демонстрирует уникальные черты портрета девушки. Следует отметить, что автор открыл и новые направления отечественной культуры, раскрывая в своих работах уникальный характер женщины. Для успешной сдачи ЕГЭ школьникам важно ближе познакомиться с этой работой писателя.

  1. История написания
  2. Идея и жанр
  3. Тематика «Аси»
  4. Проблематика произведения
  5. Персонажи повести

История написания

Иван Сергеевич в течение 4 месяцев, начиная с июля 1857 года, занимался созданием произведения «Ася». Каждая строчка давалась Тургеневу тяжело, ведь недуг одолевал его. Доподлинно неизвестно, кто стал прототипом главной героини. По одной из версий, мужчина описывал свою незаконнорожденную дочку.

Другое мнение — в образе Аси отразилась жизнь его сестры по линии отца. Иван Сергеевич хорошо понимал, что чувствует девушка-подросток, оказавшаяся в таком положении. Именно поэтому он показал в произведении собственные наблюдения, демонстрируя довольно сложный социальный конфликт, частично в котором также был виноват.

Когда автор закончил работу над повестью, ее сразу же опубликовали в журнале «Современник». История работы, рассказанная самим Тургеневым, выглядит следующим образом: однажды писатель, находясь в Германии, увидел в окне дома женщину в возрасте, а этажом выше юную девушку. Тогда мужчина и решил пофантазировать по поводу их судеб. Свои размышления он воплотил в повести.

Произведение «Ася» названо именем главной героини. Любовная история последней легла в основу повести. Формирование идеального образа женщины (тургеневской барышни) было приоритетной задачей автора.

Писатель утверждал, что оценить характер женщины можно только посредством чувств, переполняющих ее. Только так можно раскрыть таинственную и непостижимую сущность. Именно поэтому героиня переживает первую влюбленность и проходит это испытание с достоинством, присущим взрослой даме.

Перевоплощение наивного ребенка во взрослую женщину и демонстрирует автор. В конце повести читатель прощается с юной Асей и знакомится с волевой женщиной Анной Гагиной, которая не готова к компромиссам: когда ее возлюбленный побоялся полностью отдаться высокому чувству, героиня, превозмогая душевную боль, простилась с ним. Однако в память о беспечном детстве автор назвал свою работу этим именем.

Читайте также:
Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева Ася: сочинение

Идея и жанр

Изучая анализ произведения «Ася», читатель без всяких сомнений понимает, что это повесть, ведь рассказы не подразделяются на главы и имеют меньший объем. Автор также относил свою работу к этому жанровому направлению.

Классический вариант повести предполагает больше событий и героев, чем в рассказе. Помимо этого, предмет изображения — последовательность эпизодов, которые раскрывают причины и следствия. Посредством этого читатели приходят к осознанию сути финала: персонажи знакомятся, затем между ними возникает взаимная симпатия, мужчина узнает о происхождении своей возлюбленной, последняя признается избраннику в своих чувствах, но тот боится принимать любовь всерьез.

В результате произведение заканчивается разрывом отношений. Автор сначала интригует, демонстрируя странное поведение девушки, а затем объясняет его историей появления Аси на свет.

Главный персонаж — молодой человек, ведущий повествование. Примечательно, что это история зрелого мужчины, который вспоминает о событиях своей молодости.

В повести человек по имени Н. Н. придается воспоминаниям истории, случившейся с ним в 25 лет. Экспозиция произведения — начало повествования героя, где он говорит о знакомстве с братом и сестрой по фамилии Гагины. Место действия — небольшой город З. в Германии, расположенный вблизи реки Рейн. Автор подразумевает немецкий городок Зинциг, который он посетил в 1857 году. Рассказчик изначально оговаривает, что все события происходили более 20 лет назад.

События повести Тургенева знакомы читателю по произведению «Евгений Онегин». Главная героиня — та же Татьяна, которая полюбила, но не получила взаимности от своего избранника. Однажды Н. Н. читал эту поэму Гагиным.

Однако Ася не похожа на Ларину. Девушка непостоянна: то ходит хмурая, то весь день смеется. Причина резких перепадов настроения заключается в непростой судьбе: она — незаконнорожденная дочь. Среди представителей высшего общества девушка чувствует себя чужой. Размышления о будущем тяготят Анну. В итоге она принимает решение рассказать возлюбленному о своих чувствах.

Н.Н. обещает брату героини все объяснить ей, а сам обвиняет Асю в том, что она поделилась с близким человеком своими переживаниями, выставив мужчину на посмешище. Девушка так и не услышала от него долгожданного признания.

Тематика «Аси»

Если говорить об основных темах произведения, то в первую очередь это — любовь. Автор написал множество работ об этом. Для Тургенева чувства — душевные терзания героев. Писатель считал, что лишь настоящий человек способен искренне любить. Но трагедия большинства в том, что не каждый может пережить это испытание, ведь для союза нужны двое.

Подобные аспекты прослеживаются при анализе «Аси» Тургенева: Н. Н. не сумел достойно перенести испытание любовью, а героиня хоть и справилась с чувствами, но не вынесла обиды и исчезла навсегда. В произведении затрагиваются и другие тематики:

  1. Лишний человек. Главный персонаж никак не может отыскать свое место в жизни. Его праздное существование за границей является тому подтверждением. Мужчина все время ищет неизвестно что, поэтому он не способен использовать свои умения в реальном деле. Несостоятельность героя также отражается в любви: он напуган признанием Аси, поэтому не понимает вовремя, насколько она дорога его сердцу.
  2. Ностальгия. Все произведение пронизано ностальгическими настроениями Н. Н., живущего воспоминаниями о молодости и влюбленности.
  3. Семейная тематика. Гагин воспитывает Анну, как родную сестру, понимая сложность положения девушки. Может быть, поэтому он решил путешествовать, чтобы отвлечь Асю от косых взглядов окружающих. Автор подчеркивает значимость семейных уз, а также превосходства последних над предрассудками. Писатель призывает сограждан заботиться о родственных связях.

Проблематика произведения

Иван Тургенев в повести «Ася» также рассматривает ряд проблем. Некоторые из них:

  1. Долг и чувства. Часто они противопоставляются друг другу. Анна до беспамятства любит Н. Н., однако после его упреков девушка понимает, что мужчина неуверен в любви к ней. Чувство собственного достоинства толкает героиню на отъезд по принципу «с глаз долой, из сердца вон», хотя душа ее разрывается, требуя дать любимому последний шанс.
  2. Трусость. Герой боится серьезных отношений, поэтому не произносит заветных слов, которые так ждала Ася.
  3. Внебрачные связи. В то время, когда жил и творил писатель, незаконнорожденный ребенок не считался чем-то сверхъестественным. Однако автор обратил внимание на то, насколько тяжело жить детям, чье появление на свет вне закона. По сути, они страдают от сплетен и обсуждений за родительские грехи.
  4. Переходный возраст. На момент повествования героине всего 17 лет, у нее еще не сформирован характер, поэтому поступки непредсказуемы и эксцентричны. В этой ситуации брату Аси сложно найти с ней общий язык, ведь у мужчины пока нет родительского опыта. Кроме того, сентиментальную натуру девушки так и не сумел понять возлюбленный. В этом и состоит трагедия их отношений.

Персонажи повести

Внимание читателя в первую очередь привлекают главные герои повести. Это обусловлено тем, что в них воплощен замысел писателя, они являются основными образами, на которых построено повествование. Краткая характеристика каждого персонажа:

  1. Ася (Анна) — диковатая, но в то же время очень тонкая натура, способная по-настоящему любить. Характер героини сильно изменился после встречи с Н. Н.: брат наблюдал у нее перепады настроения. Меняя образы, девушка неосознанно пыталась привлечь внимание возлюбленного. От переполнявшего душу чувства она даже заболела.
  2. Гагин — брат Аси, который всячески заботится о ней. Герой очень отзывчивый, милый и добрый. Он чтит семейные ценности, беспрекословно выполняет волю отца, принимает Анну, как родную. Ради спокойствия девушки он увозит ее как можно дальше от Н. Н. Это большой души человек, который без труда жертвует ради других собственными интересами.
  3. Н.Н. — повествователь, который спустя много лет после указанных событий берет в руки перо для облегчения собственной души. Мужчина не в состоянии забыть потерянную любовь. Это образованная, интеллигентная личность, для которой характерно непостоянство. Герой любит природу, хорошо разбирается в искусстве, однако у него не получается найти применение этим знанием. Любовь к Асе обнажила не лучшие качества его характера: любовь к себе, трусость и т. д.

Описание главных героев, указанное Тургеневым, позволяет глубже окунуться в реалии эпохи, которые стали основой повести «Ася». Второстепенные персонажи вскользь упоминаются повествователем. Среди них молодая вдова, отец Гагина, мама Анны, дворецкий Яков.

Благодаря глубине содержания, произведение «Ася» является жемчужиной в наследии величайшего отечественного писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Автор сумел отразить собственные переживания и философские размышления о человеческих судьбах, демонстрируя, как поступки могут изменить жизнь в лучшую или худшую сторону.

Читайте также:
Светлая поэзия Дворянского гнезда: сочинение

И. С. Тургенев “Ася”: анализ повести

История создания

Писатель был занят написанием этого произведения несколько месяцев (с июля по ноябрь 1857 года). Писал тяжело и медленно, ведь болезнь и усталость уже давали о себе знать. Кто является прототипом Аси, точно не известно. Среди версий преобладает точка зрения о том, что автор описал свою незаконнорожденную дочь. Также в образе могла отразиться судьба его сестры по отцовской линии (ее матерью была крестьянка). Тургенев по этим примерам хорошо знал, что чувствует подросток, оказавшийся в таком положении, и отразил свои наблюдения в повести, показав весьма щекотливый социальный конфликт, виной которому был и он сам.

Произведение «Ася» было закончено в 1857 году и опубликовано в «Современнике». История повести, рассказанная самим автором, такова: однажды Тургенев в немецком городке увидел пожилую женщину, которая выглядывала из окна на первом этаже, и головку молодой девушки этажом выше. Тогда он решил вообразить, какой могла бы быть их судьба, и воплотил эти фантазии в форме книги.

Почему повесть так называется?

Произведение получило свое название в честь главной героини, история любви которой находится в центре внимания автора. Его главным приоритетом было раскрытие идеального женского образа, получившего название «тургеневская барышня». Увидеть и оценить женщину, по мнению писателя, можно лишь через призму чувства, которое она испытывает. Только в нем таинственная и непостижимая ее природа раскрывается полностью. Поэтому его Ася переживает потрясение первой влюбленности и переживает его с достоинством, присущим взрослой и сформировавшейся даме, а не тому наивному ребенку, которым она была до встречи с Н.Н.

Это перевоплощение и показывает Тургенев. В финале книги мы прощаемся с Асей-ребенком и знакомимся с Анной Гагиной – искренней, сильной и знающей себе цену женщиной, которая не согласна на компромиссы: когда Н.Н. побоялся отдаться чувству полностью и сразу признать его, она, превозмогая боль, навсегда покинула его. Но в память о светлой поре детства, когда Анна еще была Асей, писатель называет свой труд этим уменьшительно-ласкательным именем.

Жанр: повесть или рассказ?

Конечно же, «Ася» — это повесть. Рассказ никогда не делится на главы, да и объем у него гораздо меньше. Отрезок из жизни героев, изображенный в книге, меньше, чем в романе, но длиннее, чем в самой малой форме прозы. Тургенев тоже придерживался такого мнения насчет жанровой природы своего творения.

Традиционно в повести больше персонажей и событий, чем в рассказе. Кроме того, предметом изображения в ней становится именно последовательность эпизодов, в которой раскрываются причинно-следственные связи, что приводят читателя к осознанию смысла финала произведения. Так происходит и в книге «Ася»: герои знакомятся, их общение приводит к взаимной заинтересованности, Н.Н. узнает о происхождении Анны, она признается ему в любви, он боится принять ее чувства всерьез, и в итоге все это приводит к разрыву. Писатель сначала интригует нас, к примеру, показывает странное поведение героини, а потом объясняет его через историю ее рождения.

О чем произведение?

Главным действующим лицом является молодой человек, от лица которого и ведется повествование. Это воспоминания уже зрелого мужчины о событиях юности. В «Асе» немолодой светский человек Н.Н. вспоминает историю, которая приключилась с ним, когда ему было лет 25. Начало его рассказа, где он знакомится с братом и сестрой Гагиными, — экспозиция повести. Место и время действия – «немецкий небольшой городок З. неподалеку от Рейна (река)». Писатель имеет в виду город Зинциг в провинции Германии. Сам Тургенев путешествовал там в 1857 году, тогда же закончил книгу. Рассказчик пишет в прошедшем времени, оговаривая, что изложенные события произошли 20 лет назад. Соответственно, они произошли в июне 1837 года (о месяце сообщает сам Н.Н. в первой главе).

То, про что Тургенев написал в «Асе», знакомо читателю еще со времен прочтения «Евгения Онегина». Ася Гагина — та же юная Татьяна, которая впервые полюбила, но не нашла взаимности. Именно поэму «Евгений Онегин» как-то читал Н.Н. для Гагиных. Только героиня в повести не похожа на Татьяну. Она очень изменчива и непостоянна: то смеется день напролет, то ходит мрачнее тучи. Причина такого расположения духа кроется в непростой истории девушки: она – незаконнорожденная сестра Гагина. В высшем свете она ощущает себя чужой, как будто бы недостойной той чести, которая ей оказана. Мысли о ее будущем положении постоянно тяготят ее, поэтому Анна имеет непростой характер. Но, в итоге, она, как и Татьяна из «Евгения Онегина», решает признаться в любви Н.Н.. Герой обещает брату девушки все объяснить ей, но вместо этого обвиняет ее в том, что она созналась брату и фактически выставила его на посмешище. Ася, услышав упрек вместо признаний, убегает. А Н.Н. понимает, как она дорога ему, и решает на следующий день просить ее руки. Но уже слишком поздно, так как на следующее утро он узнает, что Гагины уехали, оставив ему записку:

Читайте также:
Как И. С. Тургенев сочинял рассказы: сочинение

Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю — нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово — я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!

Главные герои и их характеристика

Внимание читателя привлекают, прежде всего, основные герои произведения. Именно они воплощают авторский замысел и являются опорными образами, на которых строится повествование.

Второстепенные герои лишь мимоходом упоминаются рассказчиком. Это молодая вдова на водах, отвергнувшая рассказчика, отец Гагина (добрый, мягкий, но несчастный человек), его брат, который устроил племянника на службу в Петербург, мать Аси (Татьяна Васильевна – гордая и неприступная женщина), Яков (дворецкий Гагина старшего). Описание героев, данное автором, позволяет еще глубже понять повесть «Ася» и реалии эпохи, ставшие ее основой.

Тема любви. Иван Сергеевич Тургенев написал множество повестей об этом. Для него чувство — это испытание души героев: «Нет, любовь есть одна из тех страстей, которая надламывает наше «я», заставляет как бы забывать о себе и своих интересах»-говорил писатель. Только настоящий человек может искренне полюбить. Однако трагедия в том, что многие люди с этим испытанием не справляются, а для любви нужны двое. Когда один не сумел полюбить по-настоящему, другой незаслуженно остается в одиночестве. Так произошло и в этой книге: Н.Н. не смог пройти испытание любовью, а вот Анна хоть и справилась с ним, все равно не стерпела обиды пренебрежения и уехала навсегда.

Тема лишнего человека в повести «Ася» тоже занимает важное место. Главный герой не может найти себе места в мире. Его праздная и бесцельная жизнь за границей – тому подтверждение. Он слоняется в поисках неизвестно чего, потому что не может применить свои умения и знания в настоящем деле. Его несостоятельность проявляется и в любви, ведь он боится прямого признания девушки, боится силы ее чувства, поэтому не может вовремя осознать, как она дорога ему.

Тема семьи тоже поднимается автором. Гагин воспитывал Асю, как свою сестру, хоть и понимал всю сложность ее положения. Возможно, именно это обстоятельство толкнуло его на путешествие, где девушка могла бы отвлечься и спрятаться от косых взглядов. Тургенев подчеркивает превосходство семейных ценностей над сословными предрассудками, призывая своих соотечественников больше заботиться о родственных узах, чем о чистоте крови.

Тема ностальгии. Вся повесть проникнута ностальгическим настроением главного героя, который живет воспоминаниями о том времени, когда он был молод и влюблен.

Проблематика

Проблема нравственного выбора. Герой не знает, как правильно поступить: стоит ли брать на себя ответственность за столь юное и обиженное судьбой создание? Готов ли он распрощаться с холостой жизнью и привязать себя к одной единственной женщине? Кроме того, она уже лишила его выбора, сказав обо всем брату. Он был раздосадован, что девушка взяла всю инициативу на себя, поэтому и обвинил ее в том, что она была слишком откровенна с Гагиным. Н.Н. был сбит с толку, да еще и недостаточно опытен, чтобы разгадать тонкую натуру возлюбленной, так что неудивительно, что его выбор оказался неправильным.

Проблемы чувства и долга. Нередко эти начала противостоят друг другу. Ася любит Н.Н., но после его колебаний и упреков понимает, что он не уверен в своих чувствах. Долг чести повелевает ей уехать и больше не встречаться с ним, хотя сердце ее бунтует и просит дать возлюбленному еще один шанс. Однако непреклонен в вопросах чести и ее брат, поэтому Гагины покидают Н.Н.

Проблема внебрачных связей. Во времена Тургенева незаконнорожденные дети были почти у всех дворян, и это не считалось ненормальным. Но писатель, хоть и сам стал отцом такого ребенка, обращает внимание на то, как плохо живется детям, чье происхождение вне закона. Они страдают без вины за грехи родителей, мучаются от сплетен и не могут устроить свое будущее. Например, автор изображает учебу Аси в пансионе, где все девушки относились к ней пренебрежительно из-за ее истории.

Проблема переходного возраста. Асе на момент описываемых событий всего 17 лет, она еще не сформировалась как личность, поэтому ее поведение столь непредсказуемо и эксцентрично. Брату очень тяжело с ней обходиться, ведь он еще не имеет опыта на родительском поприще. Да и Н.Н. не смог понять ее противоречивую и сентиментальную натуру. В этом и кроется причина трагедии их взаимоотношений.

Проблема трусости. Н.Н. боится серьезных чувств, поэтому не говорит того самого заветного слова, что ждала Ася.

Основная мысль

История главной героини – трагедия наивных первых чувств, когда юный мечтательный человек впервые сталкивается с жестокими реалиями жизни. Выводы от этого столкновения — главная мысль повести «Ася». Девушка прошла через испытание любовью, но в нем разбились многие ее иллюзии. В нерешительности Н.Н. она прочла приговор себе, который еще раньше в разговоре с другом упомянул ее брат: в таком положении она не может рассчитывать на хорошую партию. Немногие согласятся на брак с ней, какой бы она не была красивой или веселой. Она и раньше видела, что люди презирают ее за неравное им происхождение, а теперь любимый ею человек медлит и не решается связать себя словом. Анна истолковала это, как трусость, и ее мечты рассыпались в прах. Она научилась быть разборчивее в ухажерах и не доверять им своих сердечных тайн.

Читайте также:
Одинцова: сочинение

Любовь в данном случае открывает героине взрослый мир, буквально выдергивая ее из блаженного детства. Счастье было бы для нее не уроком, а продолжением девического сна, оно не раскрыло бы этот противоречивый характер, и портрет Аси в галерее женских типажей русской литературы сильно обеднел от счастливого финала. В трагедии же она обрела необходимый опыт и стала богаче духовно. Как видно, смысл повести Тургенева заключается еще и в том, чтобы показать, как испытание любовью отражается на людях: одни проявляют достоинство и силу духа, другие – трусость, бестактность и нерешительность.

Этот рассказ из уст зрелого мужчины настолько поучителен, что не оставляет сомнений, что герой вспоминает этот эпизод своей жизни в назидании себе и слушателю. Теперь, спустя столько лет, он понимает, что сам упустил любовь всей своей жизни, сам разрушил эти возвышенные и искренние отношения. Рассказчик призывает читателя быть внимательнее и решительнее, чем он сам, не дать своей путеводной звезде уйти. Таким образом, основная идея произведения «Ася» заключается в том, чтобы показать, как хрупко и мимолетно счастье, если его вовремя не распознать, и как беспощадна любовь, которая не дает второй попытки.

Чему учит повесть?

Тургенев, показывая праздный и пустой образ жизни своего героя, говорит о том, что беззаботность и бесцельность существования сделают человека несчастным. Н.Н. в старости горько сетует на себя в молодости, жалея об утрате Аси и самой возможности изменить свою судьбу: «Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя». Он с горечью осознает, что это «цветение» не дало плодов. Таким образом, мораль в повести «Ася» открывает перед нами истинный смысл бытия – нужно жить ради цели, ради близких людей, ради творчества и созидания, в чем бы оно ни выражалось, а не ради одного лишь себя. Ведь именно эгоизм и боязнь лишиться возможности «цвести» помешали Н.Н. вымолвить то самое заветное слово, которого ждала Анна.

Еще один вывод, который делает Иван Сергеевич Тургенев в «Асе», — это утверждение, что не нужно бояться своих чувств. Героиня отдалась им полностью, обожглась первой любовью, зато многое узнала о жизни и о том человеке, которому хотела ее посвятить. Теперь она уже будет более внимательна к людям, научится разбираться в них. Без этого жестокого опыта она бы не раскрылась, как личность, не поняла бы себя и своих желаний. После разрыва с Н.Н. она осознала, каким должен быть мужчина ее мечты. Так что не стоит страшиться искренних порывов души, нужно дать им волю, и будь, что будет.

«Ася»: краткое содержание и анализ произведения Тургенева

Кадр из фильма «Ася»: YouTube / LFV

Одно из самых трогательных произведений русской литературы — повесть «Ася». Краткое содержание этой истории расскажет о трагической, но чистой первой любви, несчастной судьбе внебрачного ребенка. Спросите, кто автор повести «Ася»? История передана Тургеневым — гениальным писателем, который не понаслышке был знакомым с вышеперечисленными проблемами.

«Ася»: краткое содержание

Золотой век русской литературы стал таковым в том числе благодаря значимому вкладу, который сделал Иван Тургенев. «Ася» — одно из самых знаменитых его произведений. Прочтение истории поможет составить мнение о стиле писателя, раскрыть замысел и подтекст произведения.

Хотите знать, какие проблемы затронул Тургенев? «Ася» в кратком изложение раскроет ключевые вопросы:

  • Знакомство с главными героями.

С чего начинается краткое содержание? «Ася» (Тургенев не отступает от правил реализма) — повесть, в которой историю излагает ее непосредственный участник — немолодой мужчина Н.Н. Он вспоминает случай, произошедший с ним в двадцать пять лет.

Путешествуя по миру, Н.Н. попал в небольшой немецкий городок N на берегу Рейна. На одном из мероприятий он встретил двух русских — молодого художника Гагина и его сестру Анну (Асю). И хоть Н.Н. не любил в путешествиях знакомиться с земляками, эти двое сразу расположили его к себе. Молодой человек отправился домой совершенно счастливым после проведенного вечера в такой компании.

  • Печальная история юной девушки.

В повести «Ася» Тургенев кратко описывает чувства Н.Н., которые вызвало новое знакомство. Ася каждый день вела себя по-разному: то как благоразумная барышня, то как шаловливый ребенок, а иногда была чем-то огорчена. Гагин терпеливо и ласково с ней обращался, и Н.Н. заподозрил, что она ему вовсе не сестра.

Однажды Гагин пригласил Н.Н. к себе и поведал историю Аси. Когда он был ребенком, его мать умерла, отец воспитывал его сам. В двенадцать лет Гагина отправили учиться в Петербург, но спустя время ему пришлось вернуться — отец был при смерти. На прощанье тот признался, что у него есть тринадцатилетняя дочь от горничной Татьяны, и попросил позаботиться о ней.

Гагин стал ее воспитателем, но вскоре девочку отдал в пансион. Асе жилось несладко: сказывалось отсутствие подруг и сомнительное происхождение. В семнадцать лет учеба закончилась, и Ася отправилась с братом за границу.

Кадр из фильма «Ася»: YouTube / LFV

  • Краткое содержание: Ася влюбилась.
Читайте также:
Одинцова: сочинение

Выслушав рассказ, Н.Н. ощутил, будто ему стало легче. Прибежала Ася, и под аккомпанемент Гагина они станцевали вальс. Через несколько дней девушка передала Н.Н. записку с просьбой о встрече. Вскоре явился и Гагин: он передал, что Ася влюбилась героя-рассказчика. Понимая, что Н.Н. не женится на ней, Гагин попросит его честно поговорить с девушкой.

Когда Н.Н. пришел к Асе, та была сама не своя. Растерявшись, он сказал, что не стоило делиться с братом своими чувствами и теперь они не могут быть вместе. Со слезами на глазах девушка убежала.

  • «Ася» в сокращении: Н.Н. проникся чувствами к девушке.

Н.Н. долго бегал по городу в поисках Аси, винил себя в случившемся и повторял, что любит ее. Увидев свет в окне Асиной комнаты, успокоился и решил, что завтра попросит ее руки.

Однако на следующий день Гагиных не оказалось дома. Служанка рассказала, что хозяева уехали, и передала записки. Гагин уверял, что разлука пойдет на пользу, а Ася написала, что непременно осталась, если бы Н.Н. попросил об этом.

Герой ехал за Гагиными до Лондона, но там их след оборвался. В его жизни было много женщин, но он всегда вспоминал Асю и хранил те чувства, которые она в нем пробудила.

Кадр из фильма «Ася»: YouTube / LFV

«Ася»: анализ произведения

Краткий пересказ повести наталкивает на рассуждения. Однако далеко не все идеи, заложенные Тургеневым, очевидны. Чтобы понять авторский посыл, предлагаем глубже проанализировать произведение:

  • История создания повести «Ася».

Замысел создать повесть «Ася» появился у Тургенева благодаря его живой фантазии. Однажды, прогуливаясь по улицам немецкого городка, писатель заметил такую картину: в окне первого этажа одного из домов сидела пожилая женщина, а со второго — выглядывала маленькая девочка. Тургенев попытался представить, какой жизнью могли жить эти люди. Эта история легла в основу будущей повести.

Судьба героини Аси была для автора больше, чем вымыслом. Она напомнила историю жизни его сестры Варвары Житовой. У матери Тургенева был роман с молодым врачом, от которого родилась девочка. Она жила в доме Тургеневых как сирота и воспитанница.

Да и у самого Тургенева была внебрачная дочь Полинет (при рождении Пелагея). Уже в семь лет девочка попала из крестьянской среды в дворянскую, где чувствовала себя неуютно. Эти реальные истории повлияли на писателя, подтолкнули его к тому, чтобы создать повесть «Ася». На работу над повестью ушло около четырех месяцев из-за болезни автора.

Произведение «Ася» Тургенев изначально задумывал как рассказ, однако в процессе написание оно преобразовалось в полноценную повесть. Автор с большой чуткостью и внимательностью описал внутренний мир героев, нашел слова, чтобы передать их чувства и подсознательные реакции. Поэтому критики отметили психологизм повествования.

Произведение написано в реалистических традициях, однако главная героиня Ася — романтический персонаж. Автор подчеркнул ее тонкую натуру — искреннею и непосредственную. Это делает ее классической «тургеневской барышней».

Кадр из фильма «Ася»: YouTube / LFV

  • «Ася»: главные герои.

«Ася» — произведение, которое заставляет сопереживать героям, даже если те поступают неправильно. Такой эффект достигнут высоким мастерством писателя в раскрытии характеров персонажей.

Повествование ведет аноним, которого автор назвал Н.Н. Итак:

  1. Он спокойный и неконфликтный человек, но в то же время крайне нерешительный. Н.Н. ценит душевный комфорт, отвергает все, что его нарушает.
  2. Несмотря на чувства к Асе, ему сложно сделать выбор и остаться с ней. Но чего добивается герой такой жизненной позицией?
  3. Не решившись на серьезный поступок, до конца жизни жалеет об этом и перед смертью предается воспоминаниям о прошлом.

По другую сторону повествования — девушка Ася, красивая и очень добрая. Родилась от связи барина с горничной, все детство прожила с матерью в простой крестьянской избе, а затем попала в дворянское общество.

Чувствуя себя скованно, Ася остается открытой и ранимой девушкой, но в то же время куда более решительной, чем главный герой. Она способна на чистые чувства, но, получив отказ, сразу и навсегда исчезает из жизни избранника.

  • Повесть «Ася»: проблематика.

В повести И. С. Тургенев затронул ряд общечеловеческих проблем:

  1. Неразделенная любовь — самый очевидный и основной акцент сюжета. Совсем еще юная Ася, к тому же сомневающаяся в своем образовании и манерах, находит идеал не в том человеке. Прямолинейная и непосредственная девушка пылко влюбляется в человека, не способного разделить ее чувства: даже под влиянием любви Н.Н. осторожничает, о чем жалеет годы спустя.
  2. Раскрывая характеры главных героев, Тургенев рассуждает о проблеме лишнего человека. Простая по натуре Ася не может влиться в светское общество и найти себя, а Н.Н. привязан к собственной зоне комфорта. Отвергая «правила игры» общества, оба персонажа остаются несчастными.
  3. Внутренний конфликт — один из главных в повести. Главный герой сталкивается с проблемой выбора и не справляется с ней, о чем досадует всю оставшуюся жизнь.
  4. Затрагивая вопрос незаконнорожденных детей, Тургенев поднял глобальную проблему в отношениях родителей и детей. Писатель показал, что от беспечности и безответственности отцов и матерей больше всех страдают дети.

Вопросы, которые затрагивает автор, не имеют правильных ответов, да и Тургенев не пытается их искать. Он, как истинный художник, мастерски отражает реальность во всей ее неоднозначности.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: