Сравнительная характеристика Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых: сочинение

Сравнительная характеристика братьев Кирсановых — героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

В 1861 году Иван Сергеевич Тургенев написал роман «Отцы и дети», в котором людям либеральных взглядов противопоставил главного героя романа — нигилиста Евгения Базарова. Главными представителями дворян-либералов в романе являются братья Кирсановы: Павел Петрович и Николай Петрович.

Происхождение, воспитание, образование

Дворяне Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы были сыновьями боевого генерала 1812 года, службу он постоянно нёс в провинции, и сыновья его родились на юге России. Мать их «принадлежала к числу „матушек-командирш“ допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла». До 14-летнего возраста братьев воспитывали дешёвые гувернёры, адъютанты и прочие штабные и полковые личности.

Затем старшего сына, Павла, генерал отдал в пажеский корпус, и, когда пришло время, юноша был произведён в офицеры и стал служить в гвардии.

Николай, как и его брат, должен был стать военным, но он сломал ногу и на всю жизнь остался хромым. Когда ему исполнилось 18 лет, отец отвёз его в Петербург и определил в университет. Закончив учиться, Николай «вышел из университета кандидатом».

Портрет: внешность, манера поведения, характеристика речи

Павлу Петровичу на вид лет 45. С детства он отличался замечательной красотой, и сейчас правильные черты его лица являли следы этой красоты. Особенно красивы были «светлые, чёрные, продолговатые глаза». Павел Петрович среднего роста, его седые коротко остриженные волосы отливали тёмным блеском. Весь облик этого человека был породистый, изящный и сохранил юношескую стройность и стремление вверх. У него безукоризненные аристократические манеры, одевался он прекрасно, в английском вкусе. Голос Павла Петровича приятный, с братом и племянником старший Кирсанов говорит мягко, а с Базаровым ведёт споры с подчёркнутой вежливостью и непримиримостью.

Его младший брат, Николай Петрович, не похож на него внешне. Несмотря на то, что ему 44 года, он уже немного сгорблен. Николай Петрович — пухленький, прихрамывающий барин с мелкими, приятными, несколько грустными чертами лица, с небольшими чёрными глазами и мягкими жидкими седыми волосами. Он обращается с людьми вежливо, деликатно, не любит конфликтовать. Николай Петрович немногословен, внимательно и с интересом слушает собеседников.

Семейное положение, отношение к семье

Николай Петрович был женат на дочери чиновника Преполовенского Марии, у них родился сын Аркадий. В браке Николай Петрович был счастлив, но через 10 лет его жена скончалась. Он долго был вдовцом, затем влюбился в молоденькую девушку Фенечку, у них родился сын Митя. В конце романа Николай Петрович женится на Фенечке, несмотря на социальное неравенство. Своих сыновей он очень любит.

Павел Петрович, в отличие от брата, никогда не был женат. После пережитой любовной трагедии он утратил всякую надежду на личное счастье и поселился в имении брата. К Николаю Петровичу и Аркадию Павел Петрович испытывает самые тёплые чувства. Хорошо он относится и к Фенечке и её сыну Мите. Павел Петрович высоко ценит семейную честь и готов её защищать.

Между братьями царит взаимопонимание и уважение друг к другу.

Характер

По качествам характера братья Кирсановы отличаются друг от друга. Павел Петрович — гордый, самолюбивый человек. Он силён духом, но опустошён, ничем не увлекается. Несмотря на то, что Павел Петрович очень любил княгиню Р., он не был романтиком, «не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа» (глава XI).

Николай Петрович, в отличие от брата, любил мечтать, был в душе романтиком. По натуре это спокойный, уравновешенный человек. Брат даже упрекал Николая Петровича в том, что он «чересчур благодушен и скромен» по отношению к дерзкому и самонадеянному Базарову.

Общие черты характера братьев — это доброта и честность.

Род занятий, образ жизни

Своё имение помещик Николай Петрович Кирсанов преобразовал в ферму после того, как размежевался с крестьянами. Он старательно, но не очень успешно постигает сельскохозяйственную науку. В свободное время читает и играет на виолончели.

Павел Петрович в имении ничем не занимается, но, когда дела по хозяйству идут плохо, помогает брату деньгами. Он выезжает из имения только на местные выборы. Павел Петрович — англоман, книги читает, в основном, на английском языке.

Отношение к нигилистическим взглядам Базарова и Аркадия

Когда Аркадий приехал после окончания университета домой, его дядя заметил, что он стал развязнее, а отец почувствовал «своё разъединение с сыном».

Павел Петрович и Николай Петрович поняли, что Аркадий попал под влияние Базарова и стал разделять его нигилистические взгляды. Николай Петрович не мог согласиться с отношением сына и его друга к поэзии, искусству, природе, но чувствовал, что преимущество молодого поколения в том, что в них меньше следов барства, чем у него с братом.

Павел Петрович спорил с Базаровым по очень многим вопросам, особенно его задело пренебрежительное отношение этого молодого человека к аристократизму. У некоторых литературных критиков есть мнение, что Павел Петрович бросается защищать «принципы», которые отрицает Базаров, не потому, что они ему так дороги, а потому, что Базаров относится к нему без уважения и презирает за безделье и аристократические манеры.

Сравнительная характеристика братьев Кирсановых (таблица)

Параметры сравнения Николай Петрович Кирсанов Павел Петрович Кирсанов
Происхождение, воспитание Родились в семье дворянина, боевого генерала 1812 года. До 14 лет их воспитанием занимались гувернёры и адъютанты отца.
Образование Окончил Петербургский университет. Получил военное образование в пажеском корпусе.
Возраст, внешность Ему 44 года. Он немного сгорблен. Черты лица мелкие и приятные, немного грустные. Выглядит лет на 45, строен, красив, ухожен, прекрасно одевается.
Речь Немногословен, говорит деликатно, вежливо. Говорит с родными мягко, а с Базаровым спорит с непримиримостью, но подчёркнуто вежливо.
Семейное положение Был счастлив в браке. После смерти жены был вдовцом более 10 лет. В конце романа женится на Фенечке, которая родила ему сына Митю вне брака. Старший сын Аркадий после учёбы стал жить в имении отца. Холостяк. Пережив трагическую любовь к княгине Р., он утратил надежду на счастье и стал жить в семье брата. После женитьбы брата на Фенечке уехал в Дрезден.
Отношение к семье Очень любил первую жену, Марию, в честь неё дал имению название Марьино. Любит и Фенечку, несмотря на социальное неравенство женится на ней в конце романа. Очень любит своих сыновей. С братом у него тёплые, уважительные отношения, они понимают друг друга. К Аркадию, Фенечке и Мите он тоже испытывает симпатию. Высоко ценит семейную честь, готов её защищать.
Общие качества характера Оба брата — честные, благородные и добрые люди.
Черты характера Мечтательность, романтичность, уравновешенность, скромность. Гордость, самолюбие, верность своим принципам.
Образ жизни, род занятий Поселившись в деревне, со временем он своё имение преобразовал в ферму, стал агрономом, старательным, но не очень умелым. На досуге читает, в основном, поэтические произведения, любит играть на виолончели. В имении ведёт праздную жизнь, но, когда у брата плохо идут дела, выручает его деньгами. Свою жизнь в деревне устроил «на английский вкус», с соседями почти не общался, ездил только на местные выборы.
Отношение к нигилизму Не приемлет утверждения Базарова о бессмысленности и ненужности поэзии, искусства, романтических чувств. Очень отрицательно относится к нигилизму, считает, что принципы очень важны.
Вывод Между братьями Кирсановыми царит взаимопонимание, уважение, любовь. Несмотря на различие их натур, у них есть важные общие качества — доброта и честность. Оба они не приемлют нигилистических взглядов Базарова.
Читайте также:
Инсаров: сочинение

Вывод

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы олицетворяют собой отживающее поколение либералов. Эти «люди 40-х годов» не приемлют новых радикальных нигилистических взглядов, которые распространялись среди молодёжи в конце 50-х – начале 60-х годов 19 века. Сравнительная характеристика братьев Кирсановых показывает два типа либералов. Если Павел Петрович испытывает бессильную злобу против нигилиста Базарова, то Николай Петрович смиряется со своей участью «отставного человека».

История жизни двух братьев кирсановых. Характеристика Павла Петровича Кирсанова: утонченный аристократ

Так часто бывает, что дети, рожденные от одних родителей, являются антагонистами, и непросто разглядеть в них братское или сестринское сходство. Тургенев, играя на контрастах, показал двух людей, в которых течет одна и та же кровь, которые родились в одну эпоху, но сердца которых бьются не в такт, а разум лелеет свои замыслы.

Если бы Тургенев не обозначил заранее, что они братья, читателю было бы непросто сделать это самому. Говоря о Павле Петровиче, нужно сказать, что это человек самых изысканных манер и безукоризненных правил. Его западный аристократизм диссонирует с простотой и традиционностью его брата, Николя.

Павел обладает утонченностью натуры, все в нем правильно, гладко, с блеском, но именно, наверное, поэтому в нем не чувствуется искры жизни. Его выученная улыбка не отражает искренней радости, а глаза, когда он смотрит на что-то красивое, лишь отражают красоту, сами не воспроизводя ее. Павел скептик, нетерпимый к мнению, которое не совпадает с его собственным. Вспомним, что именно контраст во взглядах с Базаровым привел к дуэли, причем зачинщиком был сам Павел Петрович. С одной стороны, это говорит о рыцарском духе, о том, что он готов защищать свои убеждения хоть под дулом оружия, но с другой — о его нетерпимости. Еще одна интересная черта связана с дуэлью.

Павел Петрович мнит себя истинным либералом, полагает, что воспитывает себя духе современности, но стал бы убежденный либерал прибегать к такому способу решения проблем, как дуэль? Ведь события происходят после отмены крепостного права, в 1860-х, когда дуэли уже давно ушли в прошлое. Павел Кирсанов, несмотря на все его слова о либерализме, консерватор в душе, что доказывает и его поведение, и неуместное и неправильное употребление слов, и его праздная жизнь. Тем не менее, он неплохой человек, просто он сильно страдал, а впоследствии каждый переносит страдания по-своему. Павел сохранил любовь к одной женщине, пронеся это чувство сквозь годы. В этом братья особенно похожи, потому что Николай тоже всю жизнь любил свою жену, боготворил в ней женщину и уважал человека, и эти чувства остались даже после его вторичного вступления в брак. Павел защищается от тоски и печальных воспоминаний своей холодностью, он колок, как дождь, но это лишь маска, которая на самом деле скрывает израненное любовью сердце. Этот человек умело скрывает свои чувства, поэтому он кажется всем таким грубым.

Напротив, его брат, Николай Петрович, человек мягкий, сентиментальный и романтичный, и все его внутренние переживания отображаются в его лице, словах, поведении. Он глубоко чувствует искусство, к которому его брат равнодушен; его сердце поет, когда он читает знакомые строки Пушкина, когда слышит великолепные мелодии. Он чувственен, робок и нежен, и его чувства не сидят в нем самом, но распространяются на всех людей.

В противовес эгоцентризму его брата, Николай великодушен, подвержен альтруизму. Все его благие намерения в пользу крестьян, его желание облегчить их печальную долю-это ли не благородство? Николай стремится к прогрессу, как и его брат, но если Павел делает это лишь на словах, то Николай пытается воплотить в жизнь свои замыслы. Он выписывает современные книги и журналы, пробует ввести в сельскохозяйственный оборот новую технику, общается с молодежью, но, увы, все тщетно, несмотря на его старания. Он не склонен руководить прогрессом, но его искреннее желание не отстать от времени весьма трогательно. Он кажется слабым, но он смог перенести утрату любимого человека, тогда как его брат замыкается в своем горе, не желая выйти из этого круга. И словно в благодарность за стойкость судьба вознаграждает его семейным счастьем, которого ему так недоставало.

Несмотря на противоречие во взглядах, два брата воссоединились под крышей одного дома, продолжая писать каждый свою историю жизни.

Характеристика братьев Кирсановых

1 ответ

Сравнительная характеристика Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых, героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Таблица.
Ничем не примечателен, красотой не отличался. «Прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы». Седой в свои годы мужчина.

«…лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной…».

Одевается скромно, ходит в деревенском запыленном пальто, к моде не стремится.

Читайте также:
Герои-антагонисты в романе И. С. Тургенева Отцы и дети: сочинение

Одевается модно, изящно, красиво, на английский манер.

Был женат один раз. После смерти жены стал сам воспитывать сына Аркадия.

Женат никогда не был. Был влюблен лишь однажды несчастливо.

Работал в министерстве уделов, куда его устроил отец, воспользовавшись своими связями.

Офицер гвардейского полка в отставке.

Отношение к светской жизни

Не выходит в свет, так как всю жизнь живет в деревне.

Светский человек, был известен в обществе.

Умный, добросердечный человек, мягкий и ласковый, однако труслив и непрактичен в быту. Самокритичный и не гордый, простой. Романтик.

Умный, добрый, смелый человек, практичный в быту. Холодный и сдержанный. Гордый. Не романтичен и не сентиментален.

Отношение к любви

Любил свою жену, с которой они жили дружно, воспитывали сына Аркадия, однако жена умерла молодой.

Через много лет после ее смерти герой обретает счастье с Фенечкой.

Был страстно влюблен лишь однажды в замужнюю княгиню Р. Он не смог добиться ее расположения, оставил карьеру и переехал к брату. Испытывал симпатию к Фенечке, однако это было несерьезно.

Отношение к труду

Трудолюбивый человек, не сидит без дела. Но иногда «он охотно ленился».

Не занимается ничем, не трудится. Ведет образ жизни благородного дворянина.

Отношение к Базарову

«Побаивался» Базарова за его резкие взгляды.

Ненавидит Базарова, считает его теорию несостоятельной.

Оценка: 4.4 ( 19 голосов)

  • 1. Николай Петрович Кирсанов — внешность
  • 2. Отношения братьев Кирсановых
  • 3. Семья Кирсановых в романе Отцы
  • 4. Сравнение братьев Кирсановых
  • 5. Павел Петрович Кирсанов — характер
  • 6. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?
  • 7. Взаимоотношения в семье Кирсановых

Образ Николая Петровича

По-иному автор произведения характеризует Николая Петровича, другого представителя «отцов». Это мягкий, добродушный, чуткий и деликатный человек, переживший немало на своём веку. Но трудности жизни не исказили природы этого доброго человека, он не очерствел, остался сентиментальным и нежным «папашей», преданно любящим своего единственного сына. В описании портрета его бросаются в глаза слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: он «пухленький», он подогнул «ножки». Видимо, это не случайно. Николай Кирсанов менее крупная и яркая, нежели его брат, фигура, хотя она овеяна несомненным сочувствием автора. Николай Петрович тянется к молодёжи, долго живёт с сыном в Петербурге в пору учебы того в университете, благожелательно и гостеприимно встречает Базарова. Он причастен к искусству: глубоко любя музыку, играет на виолончели, чуток к природе и поэзии. Во многом он напоминает Лаврецкого: он решает в условиях крепостного права облегчить участь крестьян, переводит их на оброк и передаёт в их собственность землю. Он силится преобразовать помещичье хозяйство и , используя наёмный труд.

Чтобы не отстать от жизни и быть на уровне своих преобразований, он учится, читает, выписывает специальную литературу. В округе его величают «красным». Он попадает в мировые посредники и терпеливо «вразумляет мужичков», отказываясь от высокомерия и спеси. Но добрые намерения отца Аркадия не приносят желаемых результатов. Его деревни исполнены убогой нищеты. Оброка крестьяне не платят. Рабочие «фермы» пугаются новой техники. «Сил моих нет!» — произносит Николай Петрович, предаваясь отчаянию. Чтобы усилить ощущение беспомощности младшего Кирсанова, писатель даёт ему устами крестьян и Базарова ряд обидных, но справедливых прозвищ: он «трусишка», «человек отставной», «божья коровка», «старенький романтик», «его песенка спета». Но Тургеневу Николай Петрович симпатичен, и в финале романа он не только сближает его с «блудным сыном», но и награждает семейным счастьем. Это тоже не случайно. Писатель чувствовал типичность этого персонажа и свою родственность ему. «Н П — это я, Огарев и тысячи других», — заметил однажды Тургенев.

В целом отношение автора к нарисованным им «отцам» достаточно противоречиво. С одной стороны, Тургенев окружает братьев Кирсановых в романе «Отцы и дети» своим вниманием, сопереживанием, сочувствием, романтизирует их, наделяя рядом весьма привлекательных черт, считает, что в конфликте романа «обе стороны до известной степени правы», а противники «равноценны». С другой — он роняет такое категорическое суждение: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича . Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? »

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Лада Шадрова 315
  2. 2. Игорь Проскуренко 280
  3. 3. антон воевод 181
  4. 4. Ольга Жаркова 132
  5. 5. Сынг Мин Ким 125
  6. 6. Тихон Штельма 107
  7. 7. Альбина Синицина 60
  8. 8. Тимофей Рассолов 55
  9. 9. Таня Хмелевская 53
  10. 10. Елена Ванеева 52
  1. 1. Юлия Бронникова 16,760
  2. 2. Кристина Волосочева 16,595
  3. 3. Ekaterina 16,371
  4. 4. Алина Сайбель 16,239
  5. 5. Мария Николаевна 15,780
  6. 6. Лариса Самодурова 15,695
  7. 7. Darth Vader 15,586
  8. 8. Liza 15,040
  9. 9. TorkMen 14,751
  10. 10. Лиса 13,465

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Образ

Аристократ Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого весьма положительна, показан умным, безупречно честным, принципиальным. Однако он — представитель старого поколения с чопорными привычками и взглядами.

Кирсанов далек от простого люда, не понимает и не принимает его. А народ его боится, по меткому выражению Базарова. Герой — приверженец всего английского. Это выражается в его поведении, привычках, разговорах. Цитаты Павла Петровича Кирсанова полностью раскрывают его характер и взгляды. Либеральные принципы, которыми он кичится, остаются только на устах. Но, несмотря на это, он достойный соперник Базарова, хоть всегда ему и проигрывает.

Павел Кирсанов характеризует «старую гвардию». Его отъезд в Дрезден очень символичен, поскольку олицетворяет собой уход целого поколения в прошлое.

Читайте также:
Личная жизнь Тургенева: сочинение

Главный конфликт романа «Отцы и дети» – это столкновение двух лагерей, двух совершенно разных философий жизни. Лагерь детей представлен образом Базарова. Его явным противником автор делает Павла Кирсанова, а вот образ Николая Петровича Кирсанова, хотя и относится к старому поколению, противопоставлен обоим вышеназванным героям. Очень деликатный и тонкий по натуре, Николай Кирсанов с любовью относится ко всему прекрасному, что видит в жизни. Его привычки, чувства, мысли, все это направлено против высокомерия брата и грубой идеологии Базарова.

Немного о Павле Петровиче

Перед тем, как перейти к сравнению двух персонажей, следует дать краткое представление об их личностях. В статье будет описана характеристика Павла Петровича Кирсанова. Он — капитан запаса, обладает довольно красивой внешностью и утонченными аристократическими манерами.

Вследствие того, что Кирсанов-старший — аристократ, прекрасно образованный, знакомый со всеми тонкостями светского общества, он любил устраивать званые обеды и приемы. В общении с прекрасным полом был обходителен и держался уверенно. За такие свои качества Павел Петрович имел репутацию денди и настоящего светского льва.

Для создания более полного личностного портрета в характеристике Павла Петровича следует выделить несколько строк о его жизни до описываемых событий в романе. Кирсанову прочили блестящую карьеру военного, но несчастная любовь к одной княгине полностью изменила его жизнь. Он подал в отставку и отправился путешествовать. А когда вернулся на Родину, то не избрал себе нового поприща, ничего не делал и только скучал.

Потом Кирсанов переехал к своему младшему брату в деревню, но и во время своего пребывания там сохранил все свои аристократические манеры, которые носили чопорный английский характер. Он читал только английские газеты и романы, одевался в стиле английских денди, а во время поездки за границу общался преимущественно с англичанами.

Внешность

Внешность Кирсанова Павла Петровича менялась с развитием событий романа. Изначально перед читателем предстает настоящий аристократ, холеный мужчина, одетый с иголочки. Только взглянув на него, можно было понять, что Кирсанов — знатный щеголь и светский человек. Манера держаться и разговаривать выдавала это в нем.

Тургенев указывает, что его седая шевелюра была в идеальном порядке, лицо не имело морщин и было необычайно красиво.

Однако в спорах с Базаровым Павел Петрович преображался. Он больше не излучал полного спокойствия. По мере того как росло его раздражение от непонимания взглядов молодого человека, увеличивалось количество морщин, а сам герой превращался в дряхлого старика.

Отношение к Базарову

Важное место в характеристике Павла Петровича Кирсанова занимают их взаимоотношения с Евгением Базаровым. Кирсанову молодой человек не просто не понравился, он возненавидел его сразу, как только тот приехал в деревню. Его неприязненное отношение проявляется в нелестных прозвищах, которые он использует в обращении к нему.

Кирсанов относится с пренебрежением к Базарову, считает нигилизм явлением, которое свойственно только людям низших сословий. Павел Петрович придерживается высоких нравственных принципов и не понимает молодое поколение, которое пренебрегает ими. Но все его высокоморальные идеалы не могут быть применимы к той действительности, в которой они жили.

В более подробной характеристике Павла Петровича Кирсанова и Базарова, выполненной в виде таблицы, будут перечислены все пункты, в которых они не сходились во мнениях. Но один можно рассмотреть более подробно.

Какое место занимает Кирсанов в романе?

Роман Тургенева показывает остросоциальный период времени, когда старые устои рушатся с неимоверной скоростью, а на смену им идут новые, прогрессивные.

Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого показывает его положение «старожила», занимает центральное место в произведении. Он, наравне с еще несколькими персонажами, представляет «отцов», устоявшееся социальное сословие.

В лице Павла Кирсанова представлено целое поколение, которое получает от окружающих лишь упреки и осуждение. И все, что им остается — это доживать свой век, глядя на растущий прогресс общества.

Из названия ясно, что роман — это некое противостояние: молодого и пожилого, нового и старого. Павлу Кирсанову Тургенев в пару ставит нигилиста и революционера мысли Базарова. В конце произведения читатель должен узнать, кто же из них одержит победу.

Отношение к простому народу

В романе Кирсанов описывается как человек, который очень далек от народа и от всего русского. Все его аристократические манеры, его речь, которая наполнена иностранными словами и непонятна простым людям, — все это противопоставляется Базарову.

Павел Петрович не привязан никакими сильными чувствами к России, он не восхищается ею, а, наоборот, стремится подчеркнуть то, что ему больше нравится европейский образ жизни. Единственное, что немного его связывает со страной, — это пепельница, сделанная в виде лаптя. Вот и все, что осталось у него от России.

Популярные сочинения

  • Сочинение Человек и природа
    Человек и природа. Могут ли они существовать друг без друга. Определенно природа не только может существовать без человека, но ей будет и лучше без этого существования. Может ли человек существовать без природы, определенно нет.
  • Образ и характеристика Зарецкого в романе Евгений Онегин сочинение 9 класс
    В знаменитом романе «Евгений Онегин» всех героев можно отнести к важным, пусть они даже второстепенные, но они настолько значимые, что без из их участия и повествование было бы не то, и судьба главных героев была иной.
  • Сочинение Описание моей комнаты — Моя комната (5, 6 класс)
    В нашей семье всего четыре человека: я, брат, мама и папа. Мы не так давно переехали в трехкомнатную квартиру, поэтому теперь у нас с братом отдельные комнаты. Мне досталась самая дальняя комната. Я считаю, что это очень хорошо

История жизни

События романа относятся к 1859 году. У помещика Николая Кирсанова есть старший брат Павел Петрович Кирсанов. Характеристика сразу выдает в нем сильного и умного человека. Он военный, окончил пажеский корпус. Из-за своего статуса всегда имел успех в обществе, в особенности у женщин.

В двадцать восемь лет получил чин капитана и готовился к блестящей карьере. Но неожиданно вся его жизнь резко изменилась. Разумеется, он встретил женщину, ставшую для него роковой.

Некая княгиня Р. в петербургском обществе слыла легкомысленной барышней и кокеткой. Но Кирсанов влюбился в нее без памяти. Княгиня, вначале ответившая ему взаимностью, быстро охладела к офицеру.

Читайте также:
Идея долга в повести И.С.Тургенева «Ася»: сочинение

Павел Петрович был глубоко поражен таким исходом, но не сдавался. Страсть к этой женщине поглотила его, испепелила изнутри. Удивительно то, что он не чувствовал удовлетворения от их встреч, радости не было у него на сердце, лишь горькая досада в душе.

В конце концов, порвав с княгиней, Кирсанов попытался вернуться к старой жизни. Но она его не отпускала. В каждой женщине ему виделись ее черты. Даже в Фенечке, возлюбленной его брата Николая.

Вместе с братом он жил в поместье Марьино, а потом уехал в далекий Дрезден, где и угасла его жизнь.

Сочинение: О романе Тургенева “Рудин”

О романе Тургенева “Рудин”

Работу над «Рудиным» Иван Сергеевич Тургенев начал в 1855.

Сначала роман назывался «Гениальная натура». Под «гениальностью» Тургенев понимал способность убеждать и просвещать людей, разносторонний ум и широкую образованность, а под «натурой»-твердость воли, острое чутье к потребностям общественной жизни. Но по ходу работы такое название перестало удовлетворять Тургенева, так как по отношению к Рудину оно зазвучало иронически : «натуры» в нем вышло мало, не хватало воли к практическому делу, хотя «гениальность» в нем была.

На рукописи авторская пометка : «Рудин. Начат 5 июня 1855 года, в воскресенье, в Спасском, и кончен 24 июля 1856 года, в воскресение, там же, в 7 недель. Напечатан с большими прибавлениями в январской и февральской книжках «Современника» за 1856 год».

Под «большими прибавлениями» Тургенев подразумевает свои переработки отдельных глав романа и дописывание новых при подготовке «Рудина» к печати, когда после чтения романа в редакционном кружке (а состоялось оно в первые же дни приезда писателя в Петербург в октябре 1855 года) у друзей Тургенева возникли пожелания, чтобы он отчетливее оттенил фигуру главного героя. Некрасову и некоторым другим литераторам был ясен и подтекст романа, и сложность исторического фона, на котором развертывался сюжет, и значение деятельности тех лиц, которые послужили автору прототипом (Бакунин, Станкевич и др.).

Дружеские советы помогли многое уяснить Тургеневу. Его постоянная готовность проверять себя сказывалась, в частности, в том, что он редко отдавал печатать свои произведения, не выслушав мнение тех, кому доверял.

Прежде всего он стал перерабатывать страницы, посвященные юношеским годам Лежнева и Рудина, а затем эпилог романа. Время от времени он прочитывал Некрасову главы и страницы, написанные заново, и встречал горячее одобрение с его стороны. Сообщая о работе Тургенева над эпилогом, Некрасов в одном из писем предрекал, что «выйдет замечательная вещь. Здесь первый раз Тургенев явится самим собою. Это человек, способный дать нам идеалы, насколько они возможны в русской жизни».

Появление романа в печати вызвало много толков и споров в литературных кругах и среди читателей.

Критик «Отечественных записок» рассматривал Рудина лишь как бледную копию предшествующих героев русской литературы – Онегина, Печорина, Бельтова. Но ему возражал Чернышевский в «Современнике», отмечая, что Тургенев сумел показать в образе Рудина человека новой эпохи общественного развития. Сопоставив Рудина с Бельтовым и Печориным, Чернышевский подчеркнул, что «это люди различных эпох, различных натур, – люди, составляющие совершенный контраст один другому».

После выхода романа в печать Некрасов выразил уверенность, что для Тургенева «начинается новая эпоха деятельности, для его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».

В письме к Тургеневу Сергей Тимофеевич Аксаков говорил о жизненности изображения типа Рудина и отметил, что роман «возбуждает много мелких вопросов и раскрывает глубокие тайны духовной природы человека».

Говоря о признании романа в среде народнической интеллигенции, нельзя обойти слова В.Н. Фигнер: «Мне кажется, весь роман взят прямо из жизни, а Рудин – чистейший продукт нашей русской действительности, не пародия, не насмешка, а настоящая трагедия, которая совсем не умерла, которая ещё живет, ещё продолжается. ». «Во всяком образованном человеке нашего времени сидит частица Дмитрия Рудина», – писал Степняк-Кравчинский.

Главный герой романа во многом автобиографичен : это человек тургеневского поколения, который получил хорошее философское образование за границей.

Характер Рудина раскрывается в слове. Это гениальный оратор. «Рудин владел едва ли не высшей тайной – тайной красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие». В своих философских речах о смысле жизни, о высоком назначении человека Рудин просто неотразим. Человек не может, не должен подчинять свою жизнь только практическим целям, заботам о существовании, утверждает он. Без стремления отыскать «общие начала в частных явлениях» жизни, без веры в силу разума нет ни науки, ни просвещения, ни прогресса, а «если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа?».

Просвещение, наука, смысл жизни – вот о чем говорит Рудин так увлеченно, вдохновенно и поэтично. Он рассказывает легенду о птице, залетевшей на огонь и опять скрывшейся в темноту. Казалось бы, человек, подобно этой птице, появляется из небытия и, прожив короткую жизнь, исчезает в безвестности. Да, «наша жизнь быстра и ничтожна; но все великое совершается через людей».

Его высказывания вдохновляют и зовут к обновлению жизни, к необыкновенным, героическим свершениям. Силу воздействия Рудина на слушателей, убеждение словом, ощущают все. И каждый восхищается Рудиным за его «необыкновенный ум». Не признает достоинств Рудина лишь Пигасов – от обиды за свое поражение в споре.

Но в первом же разговоре Рудина с Натальей раскрывается одно из главных противоречий его характера. Ведь только накануне он так вдохновенно говорил о будущем, о смысле жизни, о назначении человека, и вдруг предстает усталым человеком, не верящим ни в свои силы, ни в сочувствие людей. Правда, достаточно одного возражения удивленной Натальи – и Рудин корит себя за малодушие и вновь проповедует необходимость делать дело. Но автор уже заронил в душу читателя сомнение в том, что слова Рудина согласуются с делом, а намерения – поступками.

Противоречивый характер своего героя писатель подвергает серьезному испытанию – любви. Это чувство у Тургенева то светлым, то трагичным и разрушительным, но всегда это сила, обнажающая душу, истинную натуру человека. Вот тут то и обнаруживается настоящий характер Рудина. Хотя речи Рудина полны энтузиазма, годы отвлеченной философской работы иссушили в нем живые источники сердца и души. Перевес головы над сердцем ощутим уже в сцене первого любовного признания.

Читайте также:
Красота русской души (по сборнику рассказов Записки охотника): сочинение

Первое возникшее на его пути препятствие – отказ Дарьи Михайловны Ласунской выдать дочь за небогатого человека – приводит Рудина в полное замешательство. В ответ на вопрос:«Как вы думаете, что нам надобно теперь делать?» – Наталья слышит : «Разумеется, покориться». И много тогда горьких слов бросает Наталья Рудину: она упрекает его в малодушии, трусости, в том, что его высокие слова далеки от дела. И Рудин чувствует себя жалким и ничтожным перед нею. Он не выдерживает испытания любовью, обнаруживая свою человеческую неполноценность.

В романе главному герою противопоставлен Лежнев-открыто, прямолинейно. Рудин красноречив – Лежнев обычно немногословен. Рудин не может разобраться в самом себе – Лежнев превосходно понимает людей и без лишних слов помогает близким, благодаря душевному такту и чуткости. Рудин ничего не делает – Лежнев всегда чем-то занят.

Но Лежнев не только антагонист Рудина, он истолкователь героя. Оценки Лежнева не одинаковы в разные моменты, даже противоречивы, но в целом они внушают читателю понимание сложного характера героя и его места в жизни.

Самую высокую оценку Рудину дает, таким образом, его антагонист, человек практического склада. Может быть, он-то и есть истинный герой романа? Лежнев награжден и умом, и пониманием людей, но деятельность его ограничена существующим порядком вещей. Автор постоянно подчеркивает его будничность. Он деловит, но для Тургенева невозможно свести весь смысл жизни к деловитости, не одухотворенной высшей идеей.

В Рудине отражается трагическая судьба человека тургеневского поколения. Уход в отвлеченное мышление не мог не повлечь за собой отрицательных последствий : умозрительность, слабое знакомство с практической стороной. Такие люди, как Рудин, носители высоких идеалов, хранители культуры, служат прогрессу общества, но явно лишены практического потенциала. Ярый противник крепостного права, Рудин оказывался абсолютно беспомощным в осуществлении своего идеала.

В русской жизни ему суждено остаться странником. Его судьбе вторит другой образ странника-скитальца, образ бессмертного Дон Кихота.

Финал романа героичен и трагичен одновременно. Рудин гибнет на баррикадах Парижа. Вспоминаются слова из рудинского письма к Наталье : «Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду. ».

Сочинение на тему: Роман Тургенева «Рудин»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Роман И. Тургенева «Рудин»

Работу над “Рудиным” Тургенев начал в 1855 году. Сначала роман назывался “Гениальная натура”. Под гениальностью Тургенев понимал способность убеждать и просвещать людей, разносторонний ум и широкую образованность, а под натурой — твердость воли, острое чутье к потребностям общественной жизни. Но по ходу работы такое название перестало удовлетворять Тургенева, поскольку по отношению к Рудину оно зазвучало иронически: “натуры” в нем вышло мало, не хватало воли к практическому делу, хотя “гениальность” в нем была. Появление романа в печати вызвало много толков и споров в литературных кругах и среди читателей. Критик “Отечественных записок” рассматривал Рудина лишь как бледную копию предшествующих героев русской литературы — Онегина, Печорина, Бельтова. Но ему возражал Чернышевский, отмечая, что Тургенев сумел показать в образе Рудина человека новой эпохи. Главный герой романа во многом автобиографичен: это человек тургеневского поколения, который получил хорошее философское образование за границей. Характер Рудина раскрывается в слове. Он — гениальный оратор. В своих философских речах о смысле жизни, о высоком назначении человека Рудин просто неотразим. Человек не может, не должен подчинять свою жизнь только практическим целям, заботам о существовании, утверждает он. Без стремления отыскать “общие начала в частных явлениях” жизни, без веры в силу разума нет ни науки, ни просвещения, ни прогресса, а “если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа”? Просвещение, наука, смысл жизни — вот о чем говорит Рудин так увлеченно, вдохновенно и поэтично. Он рассказывает легенду о птице, залетевшей на огонь и опять скрывшейся в темноту. Казалось бы, человек, подобно этой птице, появляется из небытия и, прожив короткую жизнь, исчезает в безвестности. Да, “наша жизнь быстра и ничтожна; но все великое совершается через людей”. Высказывания главного героя произведения вдохновляют и зовут к обновлению жизни, к героическим свершениям. Силу воздействия Рудина на слушателей, убеждение словом ощущают все. И каждый восхищается Ру-диным за его “необыкновенный ум”. Не признает достоинств Рудина лишь Пигасов от обиды за свое поражение в споре. Но в первом же разговоре Рудина с Натальей раскрывается одно из главных противоречий его характера. Ведь только накануне он так вдохновенно говорил о будущем, о смысле жизни, о назначении человека — и вдруг предстает усталым человеком, не верящим ни в свои силы, ни в сочувствие людей. Правда, достаточно одного возражения удивленной Натальи — и Рудин корит себя за малодушие и вновь проповедует необходимость делать дело. Но автор в душе читателя уже посеял сомнение в том, что слова Рудина согласуются с делом, а намерения — с поступками. Противоречивый характер своего героя писатель подвергает серьезному испытанию любовью. Это чувство у Тургенева — то светлое, то трагичное и разрушительное, но всегда это сила, обнажающая душу, истинную натуру человека. Вот тут-то и обнаруживается настоящий характер Рудина. Хотя речи его полны энтузиазма, годы отвлеченной философской работы иссушили в нем сердце и душу. Преобладание в главном герое рационального начала ощущается нами уже в сцене первого любовного признания. Первое же возникшее на его пути препятствие — отказ Дарьи Михайловны Ласунской выдать дочь за небогатого человека — приводит Рудина в полное замешательство. В ответ на свой вопрос: “Как вы думаете, что нам надобно теперь делать?” — Наталья слышит: “Разумеется, покориться”. И много тогда горьких слов бросает Наталья Рудину: она упрекает его в малодушии, трусости, в том, что его высокие слова далеки от дела. И Рудин чувствует себя жалким и ничтожным перед нею. Он не выдерживает испытания любовью, обнаруживая свою человеческую неполноценность. В романе главному герою противопоставлен Лежнев, противопоставлен открыто, прямолинейно: Рудин красноречив —Лежнев обычно немногословен; Ру дин не может разобраться в самом себе — Лежнев превосходно понимает людей и без лишних слов помогает близким, благодаря своему душевному такту и чуткости; Рудин ничего не делает — Лежнев всегда чем-то занят. Но Лежнев не только антипод Рудина, он еще и оценивает главного героя, причем его оценки неодинаковы в разные моменты, даже противоречивы, но в целом они помогают читателю понять сложный характер героя и его место в жизни. Так, может быть, Лежнев, человек практического склада, и есть истинный герой романа? Он умен, рассудителен, отзывчив, но деятельность его ограничена существующим порядком вещей. Автор постоянно подчеркивает его, если можно так сказать, будничность. Да, Лежнев деловит, но для Тургенева невозможно свести весь смысл жизни к деловитости, не одухотворенной высшей идеей. В Рудине отражена трагическая судьба человека тургеневского поколения. Уход от реальности не мог не повлечь за собой отрицательных последствий: умозрительность, слабое знакомство с практической стороной жизни. Такие люди, как Рудин, носители высоких идеалов, хранители культуры, служат прогрессу общества, но явно лишены практического потенциала. Ярый противник крепостного права, Рудин оказался абсолютно беспомощным в осуществлении своего идеала. Он — своего рода странник-скиталец, чем-то напоминающий бессмертного Дон Кихота.
Финал романа героичен и трагичен одновременно. Рудин гибнет на баррикадах Парижа. Вспоминаются слова из его письма к Наталье: “Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду…”

Читайте также:
Мое первое знакомство с Базаровым и окончательное мнение о нем: сочинение

Роман И.С. Тургенева «Рудин» о «лишнем человеке»

Роман «Рудин» написан в 1855 году. Впервые был опубликован в 1856 году в журнале «Современник». Эпилог, в котором автор описывает гибель главного героя, Тургенев дописал уже в 1860 году. Соответственно, эпилог стал включаться в текст во всех последующих изданиях.

История создания романа «Рудин»

Изначально Иван Сергеевич задумал свое произведение как повесть. Однако в процессе работы над ним, стало понятно, что получившийся текст ближе к жанру романа.

В июне 1855 года Иван Сергеевич в письме своему другу Василию Боткину сообщил о замысле нового произведения, основная канва которого и все персонажи им уже обдуманы. Единственное, в чем сомневался автор, сумеет ли он обрести собственный литературный почерк в крупном повествовательном жанре, ведь до этого момента Иван Тургенев в основном писал повести и рассказы.

В черновиках роман носил заголовок «Гениальная натура», главного героя звали Дмитрий Петрович Рудин, Ласунская носила имя Мария, а не Наталья, Липина была Пасынковой, а Басистов именовался Лещовым.

Спасское-Лутовиново. Здесь летом 1855 года был написан роман «Рудин»

В августе 1855 года Тургенев пригласил в Спасское-Лутовиново литератора Павла Анненкова, которому зачитал первоначальный вариант романа. По словам самого Ивана Сергеевича он трудился над этим произведением «так, как ещё ни разу в жизни не трудился». Через несколько дней после встречи с Анненковым Тургенев отправился в Тульскую губернию, где жила сестра Льва Николаевича Толстого Мария Николаевна со своим мужем Валеираном Петровичем. Их чета и стала первыми слушателями нового романа. Писатель внес ряд изменений в сюжет, на основе замечаний Марии Николаевны, в частности, изменил сцену встречи Рудина с матерью.

В конце декабря 1855 года цензурный комитет выдал разрешение Тургеневу на публикацию романа. И в январе 1856 года произведение было опубликовано в журнале «Современник» под названием «Повесть».

Начало романа «Рудин» в журнале «Современник»

В 1862 году Иван Тургенев перевел свой роман на французский язык, помог ему в этом Луи Виардо. Французский перевод произведения вышел в одном сборнике с «Дневником лишнего человека» и «Тремя встречами».

Краткое содержание романа «Рудин»

Действие романа происходит в 40-е годы XIX века. Дарья Михайловна Ласунская – обеспеченная барыня, которая в течение года ведет столичную жизнь, а на лето выбирается вместе со своими детьми на дачу. В своем загородном имении она стремится поддерживать атмосферу музыкально-литературного салона, а потому двери ее дома всегда открыты для образованных интеллигентных людей.

Одним из таких гостей стал Дмитрий Николаевич Рудин – молодой мужчина, лет 35-ти, пылкость и остроумие которого привлекает к нему всеобщее внимание. Рудин склонен к полемике, там, где он, всегда разворачиваются горячие споры. Дарья Михайловна также попала под обаяние Дмитрия Николаевича, в связи с чем тот был приглашен пожить в доме Ласунских некоторое время.

Первое появление Рудина у Ласунской. Иллюстрация Д. Н. Кардовского

Два с лишним месяца пребывания у Ласунских сделало Рудина «своим»: Дарья Михайловна обожала долгие разговоры с Дмитрием Николаевичем, сам гость много времени проводил с дочерью хозяйки Натальей, зачитывая ей вступления к своим будущим статьям и снабжая девушку интересными книгами. Учитель сыновей Д.М. Ласунской Басистов был в полном восторге от образованного гостя. Однако сосед Ласунских помещик Михайло Лежнев, который влюблен в Наталью Ласунскую, крайне раздосадован присутствием Рудина. Лежнев знает Дмитрия еще со времен учебы в университете и не в восторге от этих воспоминаний. Когда-то Лежнев полюбил хорошенькую девушку и рассказал об этом Рудину, тот стал активно вмешиваться в отношения пары, из-за чего свадьба молодых не состоялась. Также недолюбливает Рудина сосед Ласунских Пигасов.

Через некоторое время Дарья Михайловна забила тревогу: ей не нравились частые и долгие беседы Рудина и Натальи. Про себя Ласунская-старшая решила, что это общение вызвано скукой дочери загородом, и когда девушка вернется в город она увлечется насыщенной светской жизнью и забудет Дмитрия Николаевича. Но женщина ошиблась.

Рудин на баррикадах. Иллюстрация Д. Н. Кардовского

Одним летним днем Дмитрий Рудин признался Наталье в любви, и девушка ответила взаимностью, промолвив: «Я буду ваша». Мать, узнав об этом разговоре, прямо заявила дочери, что та сможет выйти замуж за Рудина, который не достаточно обеспечен по сравнению с Ласунскими, только через ее труп.

Дмитрий Рудин, обладая нерешительным характером, не предпринимает активных шагов, чтобы завоевать право быть с любимой. Узнав о реакции Дарьи Михайловны он пишет прощальное письмо Сергею Волынцеву (влюбленному в Наталью) и самой Наталье, после чего уезжает из имения Ласунских.

Читайте также:
Роль любовной интриги в произведениях И. С. Тургенева: сочинение

Через два года Наталья Ласунская выходит замуж за Волынцева. Рудин же все это время скитается по свету. В 1848 году до Ласунских доходят известия, что Дмитрий Николаевич погиб на парижских баррикадах во время французской революции.

«Лишний человек» в романе Тургенева

Дмитрий Рудин в творчестве И. Тургенева стал олицетворением так называемого «лишнего человека». Данный термин возник в русской литературе в 40-е годы XIX века и обозначил талантливого, разносторонне развитого, но разочарованного во всех и вся человека. Обычно такие герои принадлежат к дворянскому сословию, хорошо образованы и весьма красноречивы, но дальше разговоров дело у них не идет.

«Лишние люди» настолько разочарованы в существующей системе, что не могут найти в себе силы предпринять какие-то активные действия. Вся их активность сводится к жарким спорам, критике и громким заявлениям, когда же дело доходит до реальных поступков, они, как правило, быстро покидают сцену и уезжают куда-нибудь. Именно таким читатель и видит Дмитрия Рудина. И именно эту нерешительность и чрезмерную рефлексию называют главными болезнями русской интеллигенции XIX века.

Испытание любовью

Как правило, «лишние люди» приносят неприятности не только самим себе, но и женским персонажам, которые имеют несчастие их полюбить. Не отошел от классической схемы и Иван Тургенев: его Рудин также не способен на решительный шаг, когда дело касается чувств.

Кадр из фильма Рудин 1977 год

Итак, Дмитрий Рудин своими речами и блестящим умом вызвал в Наталье Ласунской чувства, да и сам он увлекся девушкой. Однако, когда пришло время проявить характер и отстоять перед Дарьей Михайловной право быть с ее дочерью, Рудин оказывается растерянным, не находит в себе сил и смелости заявить о своей любви и взять ответственность за дальнейшую совместную жизнь с Натальей. Такое бездействие становится сродни предательству и обману.

Общественное значение «Рудиных»

При всем том Дмитрия Рудина нельзя назвать отрицательным персонажем. В отличие, скажем, от слишком сухого и практичного Лежнева или скептически настроенного Пигасова, Рудин своими пламенными речами вдохновляет окружающих, сеет в души добрые семена. Да, к сожалению, сам Рудин не способен претворить свои же призывы в действительность, но ему хорошо удается будоражить умы людей, заставлять их думать, искать ответы, не смиряться с текущем положением дел.

С Дмитрия Рудина Иван Тургенев начал поиски своего «идеального героя», который мог бы вывести Россию из застоя в новую жизнь.

Анализ романа «Рудин» (И.С. Тургенев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.03.2020 · Обновлено 16.03.2020

В романе «Рудин» И.С. Тургенев отобразил традиционные мотивы тех лет: трагедия лишнего человека, бессмысленность праздной жизни, несчастная любовь. Во многом черты главного героя схожи с характером самого писателя: Тургенев так и не женился, хотя в него была очень сильно влюблена сестра писателя Л.Н. Толстого… Но обо всем по порядку: Многомудрый Литрекон представляет анализ «Рудина» по плану.

История создания

История написания романа «Рудин» сообщает читателю интересные факты о самом авторе:

  1. В 1855 г. Тургенев пишет письмо критику Боткину о том, что он планирует написать повесть, персонажи которой уже обдуманы. Интересен тот факт, что имя главной героини изначально было задумано как Маша. Липина была Пасынковой. А Лещовым в определенное время даже был Лежнев. Предполагаемое имя героини указывает на то, кому посвящен роман «Рудин». Видимо, автор описал свою несчастную историю любви. Он тесно общался с сестрой Толстого — Марьей Николаевной. Она любила Тургенева, и у них начался роман. Женщина решила развестись с мужем, но после развода Тургенев так и не сделал ей предложения, потому что уже завел другой роман — с Полиной Виардо, и содержал всю ее семью, включая мужа. Толстой был в ярости и даже вызвал Тургенева на дуэль, но она не состоялась. Переживая эту ситуацию, автор винил себя, поэтому написал роман «Рудин» и дал своему герою уничижительную характеристику.
  2. Первые отзывы о книге от Чернышевского и Некрасова были положительными. Однако через три-четыре года критика изменилась в худшую сторону. Тургенев, задетый такой оценкой, включил в произведение эпилог, где Рудин умирает на парижских баррикадах, как герой.
  3. Наталья Ласунская — первая классическая барышня, типаж которой потом назовут «тургеневская девушка». Это сильная, но внешне хрупкая героиня, которая беззаветно отдаётся любви, но не получает от мужчины достаточной эмоциональной отдачи и остается несчастной. Она является отражением тех редких девушек, которые встречаются не только в то время, но и сейчас.

Жанр и направление

Рудин — эпическое произведение Тургенева, жанр которого определить сложно. Проблема жанра тургеневского романа вообще и «Рудина» в частности рассматривается обычно, как переход от «старой манеры» (слова самого писателя) к новой, от повести к роману. Еще в начале XIX столетия появились романы Загоскина, Нарежного, Лажечникова, но в большой литературе в сущности не было произведения, которое так же неоспоримо могло быть причислено к жанру романа, как, допустим, «Анна Каренина». Поэтому сами писатели называли свои романы повестями и наоборот: точного понимания жанра не было, границы были размыты. Но сегодня принято считать, что «Рудин» — это роман, ведь для повести данное произведение слишком крупное. В этой книге писатель отражает социальную жизнь, исследует лишнего человека, открывает тип «тургеневской девушки».

Направление творчества Тургенева — реализм. Все события реальны, конфликт не выходит за рамки типичных обстоятельств, герои находятся в традиционных для себя условиях и отражают особенности своего сословия и положения.

Суть романа

Поскольку Тургенев имел похожие черты с Дмитрием (главным героем), ему было любопытно понять психологию героя, отобразить характерные проявления «лишнего человека». Действие романа происходит в разные временные сроки. Отличается лаконичностью, фактичностью и строгостью. Дмитрий Рудин приезжает в деревню, появляется в поместье Дарье Ласунской и знакомиться с Натальей (ее дочерью), его приезд — событие для всех. Как выясняется позднее, Дмитрий уже был знаком с соседом Ласунской – Михаилом Лежневым. За спиной Рудин нелестно отзывается о своем приятеле. Да и вообще не любит говорить о своем прошлом и вечно переводит тему на абстрактные рассуждения, которые покоряют весь салон Ласунской. Но Михаил знал его еще в юности и рассказал некоторым людям, что Рудин любит пожить за чужой счет и разыграть из себя знатока всего, чего он не знает. Так и происходит: Ласункая уговаривает Рудина жить у нее и дает ему денег. Наталья увлечена гостем и слушает его, затаив дыхание. Все его призывы к труду она принимает за чистую монету и верит каждому слову.

Читайте также:
Одинцова: сочинение

Ухажер Натальи, Волынцев, ревнует, но ничего не может поделать. Между Натальей, Волынцевым и Дмитрием образуется любовный треугольник. Волынцев давно ухаживает за Натальей, но она предпочитает Дмитрия. При этом Михаил рассказал, что новый знакомый семьи отличается ветреностью и несерьезностью. Волынцев пытается защитить Наталью от его влияния, но девушка все равно влюбляется и переживает разочарование: Дмитрий не готов к серьезным отношениям. Когда она призналась матери в своем намерении выйти замуж, та отказала ей в благословении. Узнав об этом, Рудин предложил ей покориться судьбе. Она восприняла это как трусость и убежала. Он лишь убеждает себя, что любит, но на самом деле — нет. Жар его чувства растрачен впустую. Он много говорит и знает, но ничего не делает. В итоге Рудин уезжает из поместья навсегда.

Спустя два года Наталья выходит замуж за Волынцева и забывает Рудина. Свою праздную и пустую жизнь он приносит в жертву на баррикадах, участвуя во французской революции.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон дополнит таблицу, если на то есть воля читателя. Он же перечисляет только главных героев романа «Рудин».

Дмитрий Рудин приезжает в деревню, появляется эффектно. Его эрудированность, логичность мышления, оригинальность и красноречивость в общении с Пигасовым выделяют все гости салона Ласунской (бывшая яркая светская львица) А Лежнев, бывший друг Дмитрия говорит о Рудине, как о человеке, воспламеняющем других, но внутри холодным как лед. Рудин прекрасно владеет ораторским искусством, но не может применить свои таланты. Он не живет по тем заветам, которые пропагандирует в свете. Поэтому все его слова ничего не значат. В любви проявляется вся его несостоятельность: первое же препятствие заставляет его отступить.
Наталья Ласунская дочь Дарьи, «тургенеская девушка» — нежная, скромная и целомудренная. По ее поступкам мы понимаем, что она смелая, цельная, способная на проявление своих чувств. Ради любви она готова пожертвовать всем, что у нее есть. Слова Рудина о труде, нравственной жизни и доброте находят отклик в ее сердце. Сильная девушка идет в своих чувствах до конца и не останавливается ни перед чем. Она говорит то, что делает и во что искренне верит.
штабс-ротмистр Волынцев Честный и прямодушный человек, смелый и сильный мужчина. Он любит Наталью и ради нее готов даже смириться с ее замужеством. В нем проявляется истинное благородство дворянина.

Тематика романа «Рудин» перед Вами:

  1. Любовь. Рудин признается в любви к Наталье, Наталья отвечает взаимностью, но Рудин относится к своим словам поверхностно и не думает о последствиях своих слов, а потом отказывается от них. Наталья – юная девушка, не познавшая ни любви, ни разочарований, его слова она принимает близко к сердцу. Она умная и понимает, что слова просто так нельзя сказать и взять, когда захочется. Лежнев говорит о Наталье «Наталья – не ребенок», — а вот Рудин по сравнению с юной Натальей ведет себя как малодушный и трусливый мальчик. Но Рудин — рефлексирующий тип, он понимает, что сделал глупость и обидел девушку, отдавшую ему сердце, и поэтому сбегает из деревни.
  2. Быт и нравы дворянства. «Период идей дворянского просвещения, период Рудиных, сменился периодом идей народнических». Вполне естественно, что в романах Тургенева нет широких картин быта и нравов помещичьего и чиновничьего общества, как это встречается у Гончарова и у Писемского. Для Тургенева повседневный быт — всего лишь фон, а не один из главных объектов изображения.
  3. Лишний человек. Рудин, Онегин Пушкина, Обломов Гончарова – все это тип «лишнего человека». Что их объединяет? У них есть все данные, чтобы принести пользу этому миру, чтобы быть цельными и радовать людей вокруг себя. «Но они сделали всё или почти всё, ничего или почти ничего». Рудин может воспламенить всех, как верно сказал Лежнев, у него есть энергия и сила, чтобы свершить великие дела, но такие люди слабы духом, характером. Он бросает свои слова на ветер, не думает о юной Наталье и причиняет ей боль, но мы видим, что Наталья намного сильнее и уверенней в своей жизни, словах, поступках, чем Дмитрий. Дмитрий умирает как герой на баррикадах, этим Тургенев открывает вопрос: может, такие люди все же способны на что-то большее?

Проблемы

Проблематика романа «Рудин» интересна и по сей день:

  1. Разочарование в жизни. Рудин уезжает с горечью после расставания с Натальей. Как мы узнаем позже из его общения с Лежневым, он рассказывает, что много чем занимался, был чем-то вроде домашнего секретаря при богатом помещике, занимался мелиорацией, преподавал русскую словесность в гимназии… И везде потерпел неудачу, стал даже побаиваться своей несчастливой судьбы. Рудин поверхностно относится к делам, поэтому быстро перегорает и разочаровывается в сфере деятельности. Поэтому он ничего не достиг.
  2. Проблема применения себя и своих сил. Рудина ничего не увлекает, он не понимает, что ему нужно и что ему интересно, поэтому этот человек становится лишним в обществе. Он много говорит, много знает, но ничего не делает и ко всему относится легкомысленно. Поэтому все свои светлые порывы он растрачивает впустую.
  3. Трагедия лишнего человека. Рудин приезжает в деревню и очаровывает каждого. Он зажигает огонь во всех, особенно в Наталье, он говорит, как важно заниматься делом, что все еще впереди и влияет своим обаянием на каждого. Проходит несколько лет, и уже с Лежневым он говорит печально, спокойно и разочарованно. Нет того красноречия, а ведь прошло всего два года. Смерть Рудина на баррикадах заставляет читателя сопереживать ему и понять, что лишний человек страдает не меньше, чем жертвы его неприкаянности.
  4. Испытание любовью. Наталья Ласунская выдержала испытание, став только выше и сильнее в результате любовной горячки и разочарования в идеале. А вот Рудин не выдержал: он и сам понял, что проявил позорную слабость. С этого момента его жизнь начала катиться к закату. Герой нигде не находил покоя, везде был гоним и несчастен.
Читайте также:
Сильные и слабые стороны нигилизма: сочинение

Главная мысль

Основная идея Тургенева в «Рудине» — это трагическая участь лишнего человека в обществе. Он говорил возвышенно, стремился к высоким целям, но ничего не мог сделать. Это пустоцвет, который красив внешне, но обречен на пустоту внутри. Этот тип вечен, и такие люди остаются глубоко несчастными, ведь они не глупы, но слабы и не способны на великие дела, к которым сами же они и призывают.

Автор обращает внимание читателя на разрушительность внутренней слабости: Рудин не только обрек себя на одиночество, но и разбил сердце Наталье. Но финальный аккорд в его судьбе говорит о том, что герой пытался изменить свою жалкую судьбу и внести вклад во что-то великое и светлое. Однако даже там Рудина считают всего лишь поляком, которого убили. Он не достиг и там тех высот, о которых красочно говорил. Но читателю стоит не критиковать и без того несчастного человека, осознавшего свое ничтожество. Он должен пожалеть того, кто не смог победить себя и жить так, как сам же проповедовал. Таков гуманистический смысл романа «Рудин».

Чему учит?

Тургенев показывает определённый тип человека, который отражает реальность того времени. Тогда одаренным людям было непросто добиться высот без капитала и связей, поэтому Рудиных было много. Автор заставляет задуматься о том, можно ли винить в таком положении одного лишь Дмитрия? Или это проблема всего общества? Увы, замкнутая и кастовая система распределения власти и денег ставит многих даровитых граждан в сомнительное положение. Они вынуждены перебиваться подаяниями и откладывать свои грандиозные планы на потом.

Автор учит и тех барышень, которые только слушают, а не смотрят на поступки. Пример Натальи весьма поучителен: девушка была наивна и отдала свое сердце за красивые слова. При этом она не замечала настоящей любви, которая все время была у нее под боком. Поэтому в выборе спутника жизни важно оценивать все стороны его натуры и не спешить с выводами.

Изменить Рудиных невозможно, ведь они, по сути, не глупы, они цельны, но по-своему, они слеплены из своих рассуждений, переспорить их довольно сложно. Можно лишь сделать вывод, что такие люди несчастны, и нам остается лишь проявить понимание и простить им холодное красноречие, лишенное опоры на опыт.

Критика

Критика в отношении «Рудина» изначально была положительной, но позже ветер переменился: Рудин стал символом вырождения поколения мечтателей из русского барства.

Например, критик Писарев, сравнивая роман Натальи Ласунской с чувствами другой тургеневской героини — Аси, резюмирует, что «и та, и другая наткнулась на вялое резонёрство и позорную слабость»

Характер Рудина очерчен автором недостаточно определенно: в первой половине романа автор рисует Рудина с отрицательной стороны, а во второй — изображает его человеком глубоко искренним, симпатичным неудачником. Таким образом, в художественном отношении образ Рудина не вполне удался Тургеневу. Отсюда произошло то, что критики приходят к разноречивым выводам относительно Рудина. Одни считают его обеспеченным тунеядцем, жалким продуктом русского барства, другие видят в нем восторженного идеалиста. Чтобы правильно понять характер Рудина, надо сначала указать те условия, среди которых мог сложиться такой характер.

А вот критик С. Аксаков сопереживал главному герою и не винил его во всем, что с ним произошло:

У Константина Аксакова Рудин вызвал сочувствие; публицист увидел в нём «человека замечательного», с сильным умом, но при этом путающегося в жизни

Критик Григорий Бялый и вовсе оправдывал Рудина, выражая одобрение его способностям:

Григорий Бялый, назвав Рудина «лишним человеком», уточнил, что таковым герой является в самом прямом смысле слова: он относится к числу тех молодых людей, которые остаются чужими и в помещичьей среде, и на государственном поприще, и на военной службе — «для этого они слишком умны, слишком высоки».

По мнению литературоведа Лидии Лотман, герой, появившись в консервативном, с традиционным укладом мире, принёс с собой «исторический ветер, дыхание мировой жизни, отдаленные раскаты громов судьбы». Рудин выполняет задачу, возложенную на его поколение, которое должно было активизировать жизнь общества, пробудить в нём новые силы

3530. Анализ романа Рудин Тургенева Русский язык

Сочинение — Анализ романа Рудин. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Самым первым романом Ивана Сергеевича Тургенева является «Рудин». В этом произведении раскрывается тема «лишнего человека».

Главным героем романа является Дмитрий Николаевич Рудин. Его и любят, и ненавидят за его противоречивость. Однако 17-летняя девушка по имени Наталья мгновенно влюбляется в Дмитрия. Но с каждым разом критика людей по отношению к Рудину нарастает. Оказывается, что Дмитрий не способен проявлять такое человеческое чувство, как любовь, ему гораздо интереснее управлять и манипулировать людьми. Это становится понятно, когда Лежнев рассказывает о студенческой дружбе с Рудиным.

Главным событием в романе становится визит в поместье Дарьи Михайловны Ласунской. Рудин поехал на званый обед вместо своего товарища, которому в срочном порядке понадобилось в столицу. Однако, Дмитрий Николаевич сразу сделал отдельных мужчин своими врагами, а также привлек внимание девушек.

Спустя некоторое время у Рудина и Натальи завязываются отношения. Однако, они вынуждены скрывать их. В итоге, спустя два месяца Дмитрий и Наталья расстаются по вине Пандалевского. Из-за этого разгорается огромный скандал и, Рудин сбегает из поместья.

Помимо отношений Дмитрия и Натальи в романе существует еще одна любовная линия – отношения между Михаилом Лежневым и Лапиной. Но в романе она особо не затрагивается. В конечном итоге, Михаил делает предложение Лапиной, они становятся мужем и женой, у них рождается сын.

Стоит заметить, что читатель знакомится с Рудиным лишь после встречи с остальными героями романа. Также произведение не прекращается на расставании Дмитрия и Натальи. Тургенев позволяет узнать читателям, как сложилась жизнь у остальных персонажей.

Но почему же Рудин является «лишним человеком»? Дело в том, что всю свою жизнь он был оратором. Человек он вполне образованный, но, к сожалению, за его речами ничего не кроется. К тому времени, как Дмитрий знакомится с Ласунской, жизнь его уже потрепала различными невзгодами. К тому же он стал крайне самовлюбленным. Ораторство и философия привели Рудина к тому, что его душевные переживания умерли. Все-таки он был прирожденным оратором, стремился лишь к тому, чтобы подчинить себе людей. Дмитрий Николаевич способен зажечь публику своими речами, но совершенно не способен совершать какие-либо поступки.

Читайте также:
Понятие о долге в жизни Федора Лаврецкого и Лизы Калитиной: сочинение

Помимо таких «вечных» проблем, как любовь и дружба, в произведении раскрывается и социальная проблема. И все же одной из главных тем романа является несостоятельность дворянского идеализма.

Анализ 2

Рудин является еще одним «лишним человеком» в русском обществе своих лет. Дмитрий, сам по себе, человек очень противоречивый, его любят, и вместе с тем ненавидят. Дмитрий умеет произвести о себе хорошее впечатление, но это только при первом знакомстве, далее его окружение начинает понимать какой человек стоит перед ними. Именно из-за первого впечатления, юная Наталья, дочь барыни Ласунской, моментально влюбляется в молодого человека.

Сюжет романа прост, и вместе с этим очень занимателен. Основные действия произведения происходят в доме Дарьи Ласунской, куда, на званый обед, прибывает Дмитрий. Именно это событие становится в романе ключевым, и в дальнейшем влияет на судьбы персонажей. Рудин очень быстро привлекает внимание находящихся в поместье женщин, а мужчин, наоборот, заставляет себя ненавидеть.

Отношения Рудина и Натальи были тайной для всех обитателей поместья, но совсем ненадолго. Вскоре Пандалевский, приживала в доме Дарьи Ласунской, доносит своей хозяйке о влюбленных. Разгорается скандал, после чего Дмитрий в спешке покидает поместье.

Но на этом роман не заканчивается. Вот мы снова встречаем Дмитрия во Франции, который ведет жизнь обычного скитальца, ночуя в почтовых станциях незнакомого города. Все его действия не приносят никаких плодов. Рудин чувствует себя лишним, его характер круто меняется. Все его мелочные стремления и размышления уходят в никуда, оставляя место лишь желанию служить чему-то поистине настоящему, доброму. Но, увы, Рудин продолжает терпеть одну неудачу за другой, и, в конце концов, заканчивает свою жизнь на баррикадах в чужом для себя городе.

Обратим внимание на остальных персонажей романа. Вот мы видим Дарью Ласунскую, чьей образ наделен еле уловимой иронией и юмором со стороны Тургенева. В молодые годы Ласунская была красивой, пользующейся успехом у мужчин, девушкой. Однако, спустя годы, красота уходит, а женщина все еще продолжает желать к себе всеобщего внимания.

Обратим внимание на учителя Басистова. Это человек, потакающий своим слабостям, он любит уют, вкусную пищу и мягкую перину на своей кровати. Вместе с тем, он является человеком образованным, интеллектуальным и добрым, но, к сожалению, ленивым и неопрятным.

Пандалевский, готовый во что бы то не стало услужить своей хозяйке, противопоставляется образу Басистова. Они оба живут в одинаковых условиях, но именно Пандалевский, несмотря на свою идеальность и внешний лоск, оказывается человеком подлым. Именно из-за его действий влюбленной паре приходится расстаться раз и навсегда.

Данный роман был тепло принят читателями, хотя и находились те, кто критиковал Тургенева за излишний пафос. Но, несмотря на это, даже спустя многие годы, каждый из нас может увидеть в произведении самих себя и крепко задуматься.

Вариант 3

Тургенев написал большое количество разных произведений. Но одним из самых значимых и интересных произведений является «Рудин». Автор здесь рассматривает проблемы, которые случаются у обычного передового человека.

Главным героем здесь стал Дима Рудин. Здесь он описывается как лишний и ничего не значащий человек. А все, потому что он очень противоречивый человек и многие его за это и ненавидят, а есть даже и те, кто его любит и уважает за все, что он делает. Но больше всего на свете он нравится Наташе и ради того чтобы он обратил на нее внимание девушка готова на все. И когда об этом узнали другие люди, то стали осуждать мужчину, за совращение несовершеннолетних. Кроме этого он никогда никого не любил и не собирается ничего менять. Больше всего на свете ему нравится управлять людьми, а также вовремя дергать за ниточки и чтобы они сделали все, что ему нужно.

У него был и есть лучший друг Лежнев, с которым он познакомился еще со студенческих лет. И он описывает своего друга как самовлюбленного человека, который кроме себя больше никого не любит. И вот однажды Лежнева пригласила на званый ужин. Вот только туда он поехать не мог, а все потому у него появились другие дела. И тогда он попросил своего друга Рудина туда съездить вместо него, и он согласился. На пользу этот ужин нашему главному герою не пошел, а все, потому что он практически сразу же сделал врагами нескольких мужчин. А всех женщин заворожил и ради того чтобы дальше с ним общаться они готовы были на многое. Среди других девушек ему понравилась Наташа, с которой они продолжили общение. Вот только об этом кроме них никто ничего не должен был знать. Теперь каждый день им приходилось бежать в какое-нибудь тайное место и несколько часов проводить вместе, а потом каждый расходился по домам. Но долго это все не продолжилось. И спустя некоторое время Рудин уехал отсюда.

Как только вы начинаете читать произведение, то становится понятно, что главный герой встречается здесь раньше других. А также после расставания с Наташей автор рассказывает, как сложилась жизнь каждого из героев отдельно друг от друга.

А теперь давайте разберемся, почему же он является лишним человеком. А все, потому что он мог обещать другим людям все что угодно, вот только выполнить ничего не мог, да и его слова ничего не значили. Он жил только тем, чтобы подчинить себе как можно больше людей, а когда все это кончилось внутри, то и жизнь его кончилась.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: