Человек и природа в лирике Тютчева: сочинение

Тема человека и природы в лирике Ф. И. Тютчева

Произведения Тютчева трогают читательские души. Как Фет, Пушкин и другие русские классики, Фёдор Иванович писал стихотворения на разнообразные темы. В творчестве автора преобладают философские, гражданские, любовные и пейзажные мотивы. Рассматривая последнее направление, нужно заметить, что человек и природа в лирике Тютчева занимают важное место.

  1. Раскрытие темы
  2. Произведения Фёдора Ивановича
  3. Смысл творчества писателя

Раскрытие темы

Для раскрытия темы природы в лирике Тютчева используется множество эпитетов и метафор. Тютчевские пейзажи наделены человеческими качествами, у них есть своё сознание и личность. Зачастую природные явления обладают чувствами, предпринимают конкретные действия. Фёдор Иванович сопоставляет природу и личность, подчёркивает их связь.

Очеловечиванием природы Тютчев показывает её значимость. Она имеет сходство с людьми, а если говорить точнее, то они похожи на неё, будучи её творением. Также следует отметить, что Фёдор Иванович в стихотворениях подчёркивает своё всепоглощающее и безусловное уважение к окружающей среде.

Писатель стремится понять окружающий мир и постичь глубины людских душ. Для этого человеческие эмоции и сами люди в лирике Тютчева сравниваются с природными явлениями — грозой, ливнем и т. д. В стихах Тютчева душа есть не только у людей, но и у всего, что его окружает.

Произведения Фёдора Ивановича

Тютчев написал много стихотворений о природных явлениях и людях. Имеет смысл обратиться к некоторым из них для более глубокого понимания позиции автора по поводу этого вопроса. Мир природы в лирике Тютчева можно рассмотреть в следующих стихах:

  • «Могила Наполеона»;
  • «Весенняя гроза»;
  • «Есть в осени первоначальной»;
  • «День и ночь».

В стихотворении «Могила Наполеона» можно заметить сравнение весны, души природы и исторического деятеля Наполеона. Автор подчёркивает, что личность смертна, а природа вечна. Таким образом, человек и история в лирике Тютчева противопоставлены силам окружающей среды. Человеческое бытие ничтожно мало на фоне огромной и нерушимой Вселенной.

Стих «Весенняя гроза» кратко, но глубоко описывает природное явление.Тютчев показывает, что благодаря связи природного мира и людей сохраняется гармония. Обычная гроза предстаёт перед читателем мимолётным, но вместе с тем вечным явлением. Такое противоречие наводит на мысль о двойственности окружающей среды: она вечна, но в то же время хрупка и требует бережного отношения к себе. Фёдор Иванович относится к классу литераторов, продвигающих тезис: «Отношение к природе должно быть трепетным. Ее надо любить, ведь мы её часть».

В произведении «Есть в осени первоначальной» отмечается мимолётная красота окружающего мира, помогающая осознать человеку, что он является его частью. Читатель понимает, что он не вечен, жизнь его быстротечна.

Ещё одним важным для осмысления стихотворением является «День и ночь». Здесь автор описывает своё ощущение космоса, сопричастность к этой синей бездне. Фёдор Иванович отмечает невозможность собственного участия в ходе событий космического масштаба, но акцентирует внимание на их влиянии на него.

Смысл творчества писателя

Изображение взаимосвязи окружающей среды и человека в стихах этого автора толкает на размышления о самом себе и своём месте в мире, о природе и её связи с человеческими созданиями. Своим творчеством Тютчев хочет донести до читателя следующие идеи:

  1. Быть человеком — значит, быть частью природы.
  2. Это нечто несоизмеримо большее, чем человек.
  3. Ее нужно любить.
  4. Она двойственна — нерушима и уязвима одновременно.

Мир природы в поэзии Тютчева является родственным для человека. Проанализировав его стихи, можно прийти к выводу: сопоставление природных явлений и человеческих эмоций уместно не только в поэзии, но и в реальной жизни.

Знакомство с сочинениями Фёдора Ивановича помогает читателю в осознании себя частью этого огромного мира. Любой может найти своё отражение в природе. Также автор вселяет в читателя желание наслаждаться каждым моментом жизни и ценить её, ведь она очень хрупка и быстротечна.

Человек и природа в лирике Тютчева сочинение

Лирика великого русского поэта, чье имя стало всемирно известным, наполнена мотивами, образами, выразительными средствами и эмоциями, связанными с природой во всех ее проявлениях. Однако, несмотря на любовь к природе, автор бесчисленного количества стихотворений, видит ее лишь в тесной взаимосвязи с человеком.

Знакомясь с сочинениями Тютчева, можно говорить о том, что описанные в них образы природы – это периодически оживающие герои. Их чувства будто повторяют состояния человека («деревья трепещут», «воды блещут», «солнце глядит исподлобья» и т.д.). Поэт неоднократно обращается через природу к мотиву древнего мира («звездный сонм горит»). Подобными картинами автор старается донести до читателя первозданный вид дивных уголков природы. Иногда повторяя видение природы подобно Платону, Тютчев предлагает попытаться воспринять природу в виде раскаленного шара, в котором постепенно близится рассвет, внося за собой гармонию о всем. Там, где есть упоминания о Вселенной и космосе, есть философские размышления, отличающиеся глубиной.

Федор Иванович искренне верит в загадочность природы, то упоминая «холод-чародея» в стихотворении «Давно ль, давно ль, о Юг, блаженный…». Природа в его стихах всегда находится в динамике. При этом автор не ограничивается лишь явлениями природы на земле. Его интересует и воздух, и вода и другие стихии, которые имеют отношение к природе.

Читайте также:
Ф. И. Тютчев — поэт чистого искусства: сочинение

Одним из ярких образов его лирики является изображение ночи. Она сопровождает его, даря умиротворение, а не страх. Ночь помогает разгадать собственные желания, возможности. Найти вопрос о смысле жизни на фоне ночного неба автора гораздо проще, чем в дневное время суток.

Каждый образ в природе Тютчева подчеркивает мысль о том, что без нее человек был бы обречен на несчастье, одиночества и скуку. Бесценна красота каждой детали окружающего мира, на которые часто мы не обращаем внимание. Автор считает, что отдаляясь от природы, человек становится диким и несчастным. Он перестает понимать и окружающих людей, и себя. Жизнь человека и природы в понимании и мире – это залог светлого, здорового будущего. По мнению Тютчева, люди и окружающий мир едины навечно: «Разумный гений человека с творящей силой естества…».

Таким образом, тема природы и человека в поэзии Ф. И. Тютчева проникает во все сочинения, заставляя задуматься о своем месте на земле. При этом в стихах имеет место постоянная борьба стихий, чувств. Но все это направлено на познание мира.

Вариант 2

Критики и исследователи работ Тютчева, в частности Писарев, заключили: этот творец – певец природы. Многие мыслители XIX века посвятили свои произведения беспокоящим сердца пейзажам, но именно Фёдор Иванович связал воедино образы природы и человека.

Подобно человеческой жизни, природа в лирике поэта не стоит на месте, изменяется, она динамична, подвижна и представляет собой цельное создание, имеющее свою душу:

«В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь. В ней есть язык»

Автор не просто любуется пейзажами, а задумывается о существовании и законах жизни, об основах вселенной, постоянно ведет диалог. Природа творца энергична и бодра. У неё свой мир чувств и ощущений, свои прекрасные светлые облики, она одушевлена и наделена своим языком:

«…Сияет солнце, воды блещут, Во всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут…»

Писатель часто использует времена года для своего творчества. Одним из символов стал для поэта образ весны, яркой молодой девушки, разгоняющей все печали и обновляющей человеческую душу, наряду божества:

«Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала, Наперекор врагу»

Автор не обходит стороной и другие явления природы, все её состояния и оттенки: ночь для Тютчева принимает обличие чистоты и истины, символ оживления человеческих сил, именно ночью можно услышать гул человеческих мыслей; небо – символ чистоты; гроза – символ новой жизни; автора привлекают и морские волны, и бури, и снегопады, и шепот деревьев. Тютчев поистине влюблен в природу, ощущает себя единым целым с миром.

Даже осеннее увядание природы поэт описал величественно и гармонично, в его произведениях нет места унынию, каждое время года по мнению автора имеет свои особенности и по-своему прекрасно, полно загадок и тайн.

Мир Тютчева прекрасен и совершенен всегда, читая его произведения можно ощутить все запахи и звуки очаровательных пейзажей, прочувствовать их близость и боль, причиненную человеком.

Тютчев считал, что проблема человечества в том, что оно отделилось от природы, перестало понимать её, не замечает его красоты, отчего стало сиротой. Поэт находит спасение только в единстве. Лишь жизнь рука об руку с природой способна уберечь заблудшие человеческие души. Природа – врач, который излечит от любых болезней, самый лучший собеседник, который всегда успокоит и укрепит дух.

Другие сочинения: ← Конфликт отцов и детей в литературе↑ ДругиеЭраст жертва или злодей? →

  • Автор: Ф. И. Тютчев
  • Произведение: Стихотворения Тютчева
  • Это сочинение списано 51 362 раз

Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление.

Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение «Чародейкою зимою…» И хотя все вокруг было засыпано пушистым снегом, стояла жуткая тишина, ни тени уныния не слышится в стихе. Даже в ненастное время осени, несмотря на хлябь размытых брянских дорог, неудобство на постоялых дворах, грязь, клопов и мух, душа Тютчева оттаивает при виде родных мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так однажды случилось по дороге в Москву:

Короткая и дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

Чем старше становился поэт, тем большую глубину и философичность приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление природы, и стремление точнее разгадать ее тайны.

В его стихах, которые воспевали картины и явления природы, нет обыкновенного любования. Природа заставляет поэта думать о загадках мироздания, о вопросах человеческого бытия.

Идея слияния природы и человека в лирике Тютчева развита в двух направлениях. Он говорит о конечном слиянии человека с хаосом и приобщении к нему ночью во время сна. Такого рода слияние страшно, так как оно несет с собой утрату телесного и сознательного начала. Другой характер приобретает слияние человека с природой матери‑земли. Мысль о благотворном приобщении к ее светлой гармоничной прекрасной жизни поэт развивает во многих стихах: «Восток белел, ладья катилась…», «Нет моего к тебе пристрастья…», «В душном воздухе молчанья…»

Читайте также:
Тема Родины в творчестве Ф.И. Тютчева: сочинение

В них выражено переживание счастья безмятежного единения человека с ее светлым весенним миром. В других стихов весеннего цикла – «Еще земли печален вид», «Весна» – показаны блаженство, родство человека с природой и вхождение в ее царство.

У Тютчева и материальная природа – это мать для человека, и хаос родной. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние с разрушительным хаосом – трагично. Но в стихах Тютчева есть не только слияние человека с природой, но и разлад с ней. «Певучесть есть в морских волнах …» – поэт говорит о разладе человека с природой, что противоестественно. Разлад объясняется как что‑то непонятное, необъяснимое. Причина разлада заключается в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в «злые» страсти, не в силах принять в себя ее гармоничный и благодатный мир. Единение с ней представляется как не мгновенное состояние, а более длительное. Слияние и разлад сменяют друг друга. Вслед за бурями и грозами наступает «успокоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, наполняют душу человека различными чувствами, но иногда оставляют после себя боль и опустошенность.

Природа для Тютчева такое же живое существо, как и человек:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа выражает мысли, чувства, настроение человека, а иногда конфликт, борьбу добра со злом:

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Поэт считает, что тайны природы постичь невозможно, можно лишь приблизиться к ним, восхищаться природой:

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята с нами;

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

Человек стремится слиться с природой, пытается ощутить себя ее частицей. Но между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Человек проходит, природа остается…

Краткий анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья»

Литературоведы не считают творческий путь Тютчева особенно насыщенным и плодотворным. Поэт опубликовал не так много произведений, но при этом его лирика трогает читателя, ее можно назвать пронзительной и светлой. Анализ стихотворения «Эти бедные селенья» дает полное представление о художественных особенностях творений Тютчева.

  1. История создания
  2. Художественные приемы
  3. Тема и главная мысль

История создания

Стихотворение было создано Тютчевым в 1855 году. В это время в России состоялось значимое политическое событие: вместо царствующего Николая I трон занял Александр II. Каждый раз при смене царя народ получал надежду на улучшение условий жизни. Люди вновь начинали заявлять права на свободу и равенство.

Долгое время проживая в Европе, Тютчев переживал за судьбу отечества и бесправность русского народа. Государственная должность не позволяла ему открыто высказываться против царя, проявлять вольнодумие. Это могло плохо закончиться для поэта.

По этой причине стихотворение «Эти бедные селенья» написано иносказательно. Автор не говорит читателям открыто, что именно он имел в виду, однако смысл произведения понятен даже при использовании эзопова языка. Стихотворение создано в жанре политической лирики. Тютчев написал его по дороге из Москвы в свое родовое имение.

Художественные приемы

Стих «Эти бедные селенья» написан четырехстопным хореем с использованием перекрестной рифмы. Для придания произведению большей выразительности автор использует различные средства:

  • эпитеты;
  • метафоры;
  • сравнения;
  • иносказания.

Это подтверждают цитаты: «в рабском виде царь небесный», «край долготерпенья», «взор иноплеменный». Для усиления смысла автор прибегает к использованию анафоры — дважды повторяет в начале строки одно и то же слово. Восклицательные интонации подчеркивают глубокое значение фразы. С их помощью автор делает акцент на особенно важной мысли:

Край ты русского народа!

Стихотворение написано кратко, но при этом имеет емкий смысл. Прослушав произведение в формате аудио, можно будет лучше понять верные интонации — это может понадобиться при пересказе стиха.

Тема и главная мысль

Главная тема, которую автор поднимает в своем произведении, — проблема крепостного права. Явно прослеживается боль, испытываемая поэтом за свой бесправный народ. Простой русский люд проживает в нищете, терпеливо перенося все выпавшие на его долю унижения. В своем стихе Тютчев выражает идею христианского смирения. Образ русского народа напоминает поэту Иисуса, несущего на Голгофу свой крест. Автор с любовью и гордостью подчеркивает особую суть русской души, пронизанной светом:

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Прожив 20 лет в Германии, Тютчев ясно сознает, насколько русский народ не похож ни на один другой. Никакой иноземец не смог бы так долго и безропотно выносить тяготы жизни, из поколения в поколение живя надеждами на светлое будущее. Выражением «эта скудная природа» поэт подчеркивает ощущение безысходности, которым полна жизнь полуголодных крестьян на родной земле.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Нам не дано предугадать (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Тютчеву есть с чем сравнить быт русского народа, жизнь на Руси видится ему слишком убогой на фоне иноземного благополучия. Краткий анализ произведения показывает: несмотря на то, какой автор рисует Русь, в его строках сквозит вера в счастливое будущее страны и простых людей. При этом Тютчев не вынашивает вольнодумных планов, не призывает к восстаниям. В душе он полон патриотизма, ощущает себя частью народа, жизнь которого описывает.

Финальным аккордом произведения звучит мысль о благословении Христа, на которого только и остается уповать тем, кто живет на Руси. Поэт подчеркивает, что именно вера дает русским людям нравственную силу и помогает выдержать все выпавшие на их долю тяготы. Сытые иностранцы не могут постичь той же степени духовности, как русские крестьяне, испытавшие немало страданий. Для Тютчева Русь была и навсегда останется великой страной, а свой народ он считает избранным.

В стихотворении поэт подчеркивает контраст между рабским существованием и внутренней свободой, красотой и величием русской души. Оно несет в себе сразу три мотива: страдания и нищета в жизни народа, сравнение русских крестьян с жителями сытой Европы, важная роль христианской веры.

Ф.и. тютчев “эти бедные селенья…”: анализ стихотворения

Анализ «Этих бедных селений» Тютчева показывает то, с каким достоинством крестьяне несли свой крест. Это восхищало поэта. Ни одному самому именитому европейскому аристократу данное качество не свойственно.

Духовность – сила русского народа

По возвращении на родину поэт пишет стихотворение, в котором объясняет читателю, чем же ближе и лучше для него нищая, голодная Россия, по сравнению с сытой и избалованной Европой. Вместе с тем, Тютчев не старается сгладить проблемы России, отмечая, что она очень далека от совершенства. Крепостное право, огромная пропасть между социальными слоями населения, голод, разруха, нищета. Но для него это не важно, так как он называет ее великой державой. Духовность – это то, чем сильна и может гордиться Россия. По мнению Тютчева, Россия избрана Богом и благословлена.

В стихотворении поэт говорит о величии России, несмотря на нищету народа, рабский труд людей.


Патриотизм поэта

Стихотворение Тютчева «Эти бедные селенья…» было написано во время поездки из Москвы в родовое имение Овстуг. Это стихотворение представляет собой синтез повествовательной и описательной лирики. В нем поэт рассказывает читателю о своих мыслях, чувствах и впечатлениях от увиденного вокруг себя. В его строках слышится призыв разглядеть окружающую действительность. В стихотворении Тютчев в обобщенном виде показывает образ русской жизни и быта, изображает поэтическую картину жизни народа. Анализ «Этих бедных селений» Тютчева демонстрирует, что поэт сочувствует людям, которые живут в бедных селениях. Он надеется, что Всевышний не оставит благословенную землю и людей, живущих на ней. Он восхищается нравственными качествами русских людей.

Ф.И. Тютчев «Эти бедные селенья»: анализ контрастов

Наиболее важный контраст в произведении — противопоставление гордости и смирения. Гордыня — это смертный грех, застилающий взор человеку, а смирение — путь к спасению у христиан. В этом и кроется глубокий подтекст стиха, выходящий на религиозно-философскую тематику.

Произведение поражает читателя еще одним контрастом — противопоставление убогого внешнего вида селений и великой силы духа русских людей. Постоянная тоска по Родине заставляет поэта-философа смотреть на нее иначе. С грустью пишет он о природе России, ее деревнях, заброшенных и одиноких. Серые ветхие избенки и тропы, уходящие в поля, вызывают в его сердце щемящее чувство тоски.

Но именно этот пейзаж может гармонировать с чистой и смиреной душой русского человека.

Социальная проблематика стихотворения

В стихе «Эти бедные селенья…» на первый план выходит социальная проблематика вместо привычных философских мотивов. Тютчев сопоставлял комфортную и сытую жизнь европейцев и нищету русского народа, прекрасно понимая, что причина этого является основной проблемой России – крепостное право. Противопоставление «своего» и «чужого».

«Эти бедные селенья, эта скудная природа» — нищета, ущербность и бесхозяйственность, которые видел поэт вокруг себя, совершенно не совместимы с духовностью народа. Повторы строк стихотворения лишь усиливают чувство безысходности. Ознакомившись с анализом «Этих бедных селений» Тютчева, узнаешь, что поэт говорит о том, что высокомерным европейцам неведомо, какое богатство и красота русской души, какая духовность скрывается за рабской нищетой и неустроенностью быта. Для постороннего взгляда Россия видится убогой, отсталой и дикой страной, в которой народ смиренно принимает угнетение и тяжелую судьбу. Однако поэт знает, что русский народ может справиться с любыми жизненными трудностями.

Анализ стихотворения «Эти бедные селенья» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев — известный русский писатель и лирик, заслуженно признанный классиком. Его поэзия отличается единством тем и образов, а его стихотворения некоторые называют «фрагментами», как будто они — части одного большого целого — вся поэзия Тютчева.

Стихотворение «Эти бедные селенья» относится к политической лирике. Оно написано 13 августа 1855 года и отражает взгляд поэта на состояние страны. На момент написания произведения крепостное право в России ещё не было отменено, что отразилось на творчестве. Тютчев в завуалированной форме говорит о смиренной терпимости русского народа и о неспособности противостоять власти. Русский народ беден и несвободен, а страна истощена.

Читайте также:
Согласны ли вы с мнением, что поэзия Тютчева есть не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину?: сочинение

Несмотря на политическую тему стихотворения, Тютчев использует христианские мотивы и образ Христа, называя его «царём небесным». Он говорит этим, что у России есть свой неповторимый путь, а русский народ озарён «тайным» светом, который представляет собой глубокое религиозное чувство, веру, патриархальность, что свойственно русским людям. Одна из главных мыслей Тютчева в этом произведении заключается в том, что русских людей, кротких и смиренных по своей природе, спасает их терпение, их надежда и вера в свет.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, а рифма здесь перекрёстная и в основном женская. Всё произведение строится на иносказаниях («в рабском виде царь небесный»). В качестве выразительных средств используются метафоры, эпитеты («край долготерпенья», «наготе смиренной», «взор иноплеменный») и перифразы («крестная ноша», «царь небесный»), а также ярко просматривается противопоставление «родного» и «инороднего».

С первых строк поэт призывает увидеть окружающую людей действительность. Селенья в глазах лирического героя, который отражает взгляд самого Тютчева, «бедные», природа — «скудная». Однако восклицание «Край ты русского народа!» явно даёт понять, что герой любит свою страну и свой народ и даже восхищается ими. Во второй строфе автор завуалированно сравнивает «смиренную наготу» нашей страны с «гордым взором иноплеменным».

Лирическое произведение Фёдора Тютчева «Эти бедные селенья» раскрывает поэта с неожиданной стороны. Здесь мы видим классика не как исследователя внутреннего мира человека, мира чувств, но как художника-гуманиста, который изучает и рисует разные аспекты человеческой жизни, и в этом стихотворении ярко отражено гнетущее чувство несправедливости.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…» — одно из немногих произведений поэта, где философские мотивы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обстановки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф.И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа. Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйственность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усиливают настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к проблеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф.И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высокомерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной». Однако самому поэту ведома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее России, поэтому в заключительной строфе так пронзительно звучат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя». Финальный аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским видом и высочайшей душевной красотой и благородством. Душевная доброта, терпение и смирение — вот те ценности, которыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделяет тайным светом.

Свет — устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф.И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроенность Ф.И. Тютчева с революционностью. Известно, например, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мыслителя, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия».

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья…» прослеживается три основных мотива: изображение страдающей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставление родины и стороны иноплеменной (как более благополучной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное — образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья…» — одно из немногих произведений поэта, где философские моти-вы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхе-не, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обста-новки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф. И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа. Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйствен-ность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усилива-ют настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к про-блеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф. И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высо-комерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной». Однако самому поэту ве-дома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее Рос-сии, поэтому в заключительной строфе так пронзительно зву-чат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исхо-дил, благословляя». Финальный аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским ви-дом и высочайшей душевной красотой и благородством. Ду-шевная доброта, терпение и смирение — вот те ценности, ко-торыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделя-ет тайным светом.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева О, как убийственно мы любим (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Свет — устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф. И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроен-ность Ф. И. Тютчева с революционностью. Известно, напри-мер, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мысли-теля, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на про-тяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия». Материал с сайта

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья…» прослеживается три основных мотива: изображение страдаю-щей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставле-ние родины и стороны иноплеменной (как более благополуч-ной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное — образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Ф. И. Тютчев всю свою жизнь смотрел на мир как поэт, не претендуя на это звание. Более 20 лет он жил за границей, служа там дипломатом — это и было делом его жизни. Но именно тоска по Родине пробудила в нем те прекрасные чувства, благодаря которым потомки могут читать его великий стихи. В этой статье мы проведем анализ Тютчева «Эти бедные селенья».

Свет в поэзии Тютчева

Анализ «Этих бедных селений» Тютчева показывает, что символом в поэзии Ф.Тютчева становится свет, который автор ассоциирует с духовной красотой – высшей земной ценностью. Свет – это глубокая религиозность, патриархальность, вера, которая свойственна русскому народу.

Красота родной земли поэта неяркая. Но она горячо любима поэтом. Тютчев глубоко патриотичен, его восхищает русский народ. На протяжении всего стихотворения он часто с благоговением употребляет слова «Россия», «Русь».

В стихотворении Тютчева «Эти бедные селенья…» можно увидеть три направления. Первое – это образ страдающей России, которую поглотили нищета и рабство. Второе – противопоставление родной страны и европейских стран. Иноземец, не знающий русскую действительность, не в силах понять русский народ. И, наконец, третье – религиозный символизм через образ Царя небесного, который становится свидетелем народного страдания и терпения, и на которого только и остается уповать угнетенным и обездоленным русским людям.

Главная тема произведения

Основная идея «Бедных селений» — осуждение внутренней политики царя и крепостного права, которое существовало на территории нашей страны довольно долгое время. Строки «край родной долготерпенья» именно об этом.

Тютчев пишет о несвободе русского человека и косвенно указывает на его неспособность противостоять власти.

Строки «бедные селенья» и «скудная природа» являются указанием на бедность и униженность народа, а также общую истощенность страны.

И хотя лирический герой исытывает душевную боль, видя истинное положение вещей, он все равно остается горд за свою родину, о чем свидетельствует строка с восклицанием: «Край ты русского народа!».

Судьба россиян предстает в строках стихотворения не только как несправедливая ноша, но и как нечто святое. Тютчев возывашает народ и воспевает его смирение, косвенно упоминая в стихотворении о христианских ценностях. «Гордый взор» иностранцев противопоставляется спокойствию и кротости русских жителей.

В этом контексте автор упоминает, что русский народ находятся под покровительством Иисуса Христа — «царя небесного», который благославляет наши земли. В то же время в стихотворении образ Христа и образ русского народа как бы сближаются и становятся единым целым. Это видно из выражений «в рабском виде» и «удрученный ношей».

Эти бедные селенья история создания. Анализ стихотворения Ф.И

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) – известный русский поэт, который произошел из небогатой дворянской семьи. С юности он жил за границей, куда отбыл в составе дипломатической миссии. Тютчев на протяжении многих лет жил в Европе, лишь иногда заезжал в Россию. Каждый свой приезд на родину поэт воспринимал как праздник. Он очень любил Россию. Понимая, что по уровню культуры страны Европы, Германия и Франция, стоят выше России, он все же считал, что Россия славится своим народом. Ведь именно у русского народа есть черты, свойственные ему как никакому другому народу: отзывчивость, доброта, широкая душа, терпение, смирение, человеколюбие и целеустремленность.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Silentium! (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение): сочинение

Анализ «Этих бедных селений» Тютчева показывает то, с каким достоинством крестьяне несли свой крест. Это восхищало поэта. Ни одному самому именитому европейскому аристократу данное качество не свойственно.

Духовность – сила русского народа

По возвращении на родину поэт пишет стихотворение, в котором объясняет читателю, чем же ближе и лучше для него нищая, голодная Россия, по сравнению с сытой и избалованной Европой. Вместе с тем, Тютчев не старается сгладить проблемы России, отмечая, что она очень далека от совершенства. Крепостное право, огромная пропасть между социальными слоями населения, голод, разруха, нищета. Но для него это не важно, так как он называет ее великой державой. Духовность – это то, чем сильна и может гордиться Россия. По мнению Тютчева, Россия избрана Богом и благословлена.

В стихотворении поэт говорит о величии России, несмотря на нищету народа, рабский труд людей.

Патриотизм поэта

Стихотворение Тютчева «Эти бедные селенья…» было написано во время поездки из Москвы в родовое имение Овстуг. Это стихотворение представляет собой синтез повествовательной и описательной лирики. В нем поэт рассказывает читателю о своих мыслях, чувствах и впечатлениях от увиденного вокруг себя. В его строках слышится призыв разглядеть окружающую действительность. В стихотворении Тютчев в обобщенном виде показывает образ русской жизни и быта, изображает поэтическую картину жизни народа. Анализ «Этих бедных селений» Тютчева демонстрирует, что поэт сочувствует людям, которые живут в бедных селениях. Он надеется, что Всевышний не оставит благословенную землю и людей, живущих на ней. Он восхищается нравственными качествами русских людей.

Социальная проблематика стихотворения

В стихе «Эти бедные селенья…» на первый план выходит социальная проблематика вместо привычных философских мотивов. Тютчев сопоставлял комфортную и сытую жизнь европейцев и нищету русского народа, прекрасно понимая, что причина этого является основной проблемой России – крепостное право. Противопоставление «своего» и «чужого».

“Эти бедные селенья, эта скудная природа” – нищета, ущербность и бесхозяйственность, которые видел поэт вокруг себя, совершенно не совместимы с духовностью народа. Повторы строк стихотворения лишь усиливают чувство безысходности. Ознакомившись с анализом «Этих бедных селений» Тютчева, узнаешь, что поэт говорит о том, что высокомерным европейцам неведомо, какое богатство и красота русской души, какая духовность скрывается за рабской нищетой и неустроенностью быта. Для постороннего взгляда Россия видится убогой, отсталой и дикой страной, в которой народ смиренно принимает угнетение и тяжелую судьбу. Однако поэт знает, что русский народ может справиться с любыми жизненными трудностями.

Свет в поэзии Тютчева

Анализ «Этих бедных селений» Тютчева показывает, что символом в поэзии Ф.Тютчева становится свет, который автор ассоциирует с духовной красотой – высшей земной ценностью. Свет – это глубокая религиозность, патриархальность, вера, которая свойственна русскому народу.

Красота родной земли поэта неяркая. Но она горячо любима поэтом. Тютчев глубоко патриотичен, его восхищает русский народ. На протяжении всего стихотворения он часто с благоговением употребляет слова «Россия», «Русь».

В стихотворении Тютчева «Эти бедные селенья…» можно увидеть три направления. Первое – это образ страдающей России, которую поглотили нищета и рабство. Второе – противопоставление родной страны и европейских стран. Иноземец, не знающий русскую действительность, не в силах понять русский народ. И, наконец, третье – религиозный символизм через образ Царя небесного, который становится свидетелем народного страдания и терпения, и на которого только и остается уповать угнетенным и обездоленным русским людям.

Всегда так: человек начинает больше всего ценить уют родительского дома только после годов странствий. Так и поэт начинает по-настоящему любить родину, видеть в ней нечто большее, чем начальный пункт пути, только после того, как надолго ёё покинет. Фёдор Иванович Тютчев начал своё путешествие по миру в 19 лет, когда отбыл в Европу на дипломатическую службу. Он много лет провёл в Германии, именно там расцвёл его поэтический талант, там он встретил признание. Однако, родная земля всегда звала его обратно и Тютчев в один день вернулся в Москву, где продолжил писать.

В 1855 году он написал «Эти бедные селенья…». Этот стих отображает авторское понимание принципиальных отличий между Россией и странами, в которых он побывал в своей бурной молодости.

Тютчев начинает стихотворение с описания пейзажа, что видит иностранец, приехавший в Россию или человек, который возвращается после долгого путешествия. В лирическом герое легко угадывается сам Фёдор Иванович. Он вернулся из Европы, и видит такую картину:

«Эти бедные селенья
Эта скудная природа».

Сразу же обозначается, что этот край для нашего героя «родной» и очень близкий.

В следующей строфе отображается главный мотив стихотворения. Автор обращается здесь к «иноплеменным». И это очень важный момент. Почему он обозначает иностранцев именно так? Тютчев таким образом хочет направить взор читателя на нечто более древнее, на ту разницу между «нашими» и «чужими», которая существовала в когда-то давно и сейчас кажется почти утерянной. Но она жива, и поэт отлично на ней играет. «Чужим» не дано увидеть истинную Россию, спрятанную ото всех, кроме народа этой страны. Автор изображает ёё нагой и смиренной, но держащей гордый взгляд, несмотря на всё некрасивое и неидеальное, что есть в ней.

Читайте также:
Федор Тютчев и литературные общества: сочинение

В финале стихотворения Тютчев обращается к тому, что делает Россию такой, какой он ёё видел. Это вера, вера в истинного Бога. И Господь здесь освящает русскую землю: «Исходил, благословляя». Родина приравнивается к земле господней, месту, где он выстрадал ей право на жизнь. Фактически, поэт здесь приравнивает свой народ к обличию божьему. Ведь столько настрадались люди русские, чтобы не быть в «рабском виде», а быть свободными, гордыми и смеренными. И не важно, что где-то, возможно, люди живут получше, где-то земля даёт лучший урожай, ведь Россию любят не за что-то, а вопреки, как сформулировал уже другой классик.

Это стихотворение Ф.И. Тютчева, в действительности, о простых вещах. Оно о том, что только русский может увидеть среди всех минусов этой страны, очень добродушных людей, честных и верных своему Богу. Оно о том, что землю эту местные так любят потому, что отдали очень многое за право просто жить здесь. Это стихотворение об очень понятных русскому человеку вещах, но уж никак недоступных иностранцам.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

Анализ стихотворения «Эти бедные селенья» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев — известный русский писатель и лирик, заслуженно признанный классиком. Его поэзия отличается единством тем и образов, а его стихотворения некоторые называют «фрагментами», как будто они — части одного большого целого — вся поэзия Тютчева.

Стихотворение «Эти бедные селенья» относится к политической лирике. Оно написано 13 августа 1855 года и отражает взгляд поэта на состояние страны. На момент написания произведения крепостное право в России ещё не было отменено, что отразилось на творчестве. Тютчев в завуалированной форме говорит о смиренной терпимости русского народа и о неспособности противостоять власти. Русский народ беден и несвободен, а страна истощена.

Несмотря на политическую тему стихотворения, Тютчев использует христианские мотивы и образ Христа, называя его «царём небесным». Он говорит этим, что у России есть свой неповторимый путь, а русский народ озарён «тайным» светом, который представляет собой глубокое религиозное чувство, веру, патриархальность, что свойственно русским людям. Одна из главных мыслей Тютчева в этом произведении заключается в том, что русских людей, кротких и смиренных по своей природе, спасает их терпение, их надежда и вера в свет.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, а рифма здесь перекрёстная и в основном женская. Всё произведение строится на иносказаниях («в рабском виде царь небесный»). В качестве выразительных средств используются метафоры, эпитеты («край долготерпенья», «наготе смиренной», «взор иноплеменный») и перифразы («крестная ноша», «царь небесный»), а также ярко просматривается противопоставление «родного» и «инороднего».

С первых строк поэт призывает увидеть окружающую людей действительность. Селенья в глазах лирического героя, который отражает взгляд самого Тютчева, «бедные», природа — «скудная». Однако восклицание «Край ты русского народа!» явно даёт понять, что герой любит свою страну и свой народ и даже восхищается ими. Во второй строфе автор завуалированно сравнивает «смиренную наготу» нашей страны с «гордым взором иноплеменным».

Лирическое произведение Фёдора Тютчева «Эти бедные селенья» раскрывает поэта с неожиданной стороны. Здесь мы видим классика не как исследователя внутреннего мира человека, мира чувств, но как художника-гуманиста, который изучает и рисует разные аспекты человеческой жизни, и в этом стихотворении ярко отражено гнетущее чувство несправедливости.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья. » — одно из немногих произведений поэта, где философские моти-вы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхе-не, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обста-новки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф. И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа. Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйствен-ность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усилива-ют настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к про-блеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф. И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высо-комерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной». Однако самому поэту ве-дома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее Рос-сии, поэтому в заключительной строфе так пронзительно зву-чат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исхо-дил, благословляя». Финальный аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским ви-дом и высочайшей душевной красотой и благородством. Ду-шевная доброта, терпение и смирение — вот те ценности, ко-торыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделя-ет тайным светом.

Читайте также:
Поэт гармонии и красоты (по лирике Ф. И. Тютчева): сочинение

Свет — устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф. И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроен-ность Ф. И. Тютчева с революционностью. Известно, напри-мер, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мысли-теля, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на про-тяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия». Материал с сайта

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья. » прослеживается три основных мотива: изображение страдаю-щей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставле-ние родины и стороны иноплеменной (как более благополуч-ной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное — образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

1855 год, год написания Тютчевым стихотворения «Эти бедные селенья…», был для России временем прихода к власти Александра II. Смена царя всегда сопровождалась ростом надежды на улучшения в общественной и государственной жизни. Тяжелое царствование Николая I, ненавидевшего и всячески пресекавшего свободу, закончилось. Вместе с этим в душе русских людей опять начали подниматься вопросы, которые при прошлом царе могли привести на виселицу или в Сибирь: вопросы о свободе и равенстве.

Анализируемое стихотворение относится к так называемой политической лирике Тютчева. Поэт долгое время состоял на госслужбе, поэтому, высказываясь на любую политическую тему, он должен был быть особенно осторожен. Ведь отступничество, а именно так и рассматривалось вольнодумие, каралось весьма сурово.

Основная тема стихотворения – закабаленность русского человека. Здесь речь идет о крепостном праве. Надо отметить, что Тютчев долгое время работал послом в Европе, где рабство и любое подобие крепостного права исчезло много веков назад. Поэтому, видя попрание человеческих законов в родной стране, поэт не мог оставаться равнодушным.

Прием, на котором строится все стихотворение, – иносказание. Используя «эзопов язык», Тютчев раскрывает свой взгляд на судьбу России и ее народа.

В первой же строфе мы встречаемся лицом к лицу с российской деревней, такой, какой ее видит поэт:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Сразу же вводится и основная тема: говорится о повальной бедности и долготерпении простого русского народа. Но лирический герой стихотворения вовсе не ненавидит свою родную сторону за это униженное состояние. Напротив, он любит ее всем сердцем, и оттого его боль при виде страданий России становится нестерпимой.

В судьбе русского народа герой видит что-то святое и величественное. Смирение людей перед своей рабской участью кажется ему христианским. Гордыня, не свойственная русскому человеку, – это удел других народов:

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Вообще, христианский мотив звучит в произведении довольно четко. Всем хорошо известно, что Иисус не принадлежал к высшим социальным слоям, а был простым плотником, бедным человеком. Провозгласив равенство между людьми, сын Божий и не представлял, что в некоторых странах рабство, самая страшная форма унижения людей, продержится еще целых восемнадцать с половиной веков после распятия.

У Тютчева образ Христа и образ русского крестьянина сближаются до почти полного их слияния. Это позволяет поэту сравнить страдания русского крепостного с крестом, который Иисус нес на Голгофу. А также предположить, что «царь небесный» мог явиться на землю в образе раба, крепостного:

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

В последней строчке звучит и вовсе по тем временам крамольная мысль: земля русская благословлена ее крепостными. Они есть цари истинные, небесные, а не преходящие, земные.

Это стихотворение написано четырехстопным хореем. Рифма перекрестная, преимущественно женская.

В произведении использованы художественные средства, присущие «эзопову языку»: иносказания («в рабском виде царь небесный»), перифразы («царь небесный», «крестная ноша»), метафоры и эпитеты («край долготерпенья», «взор иноплеменный», «наготе смиренной»).

Таким образом, данное стихотворение раскрывает поэта Тютчева как художника-гуманиста. Не только мир чувств был важен для него. Он анализировал и высказывал в творчестве свои взгляды на различные аспекты человеческой жизни. В произведении «Эти бедные селенья…» Тютчев выразил гнетущее чувство несправедливости. Поэт не призывает к насильственным методам. Отнюдь, насилие для свержения тирании для него было равнозначно насилию тирании. Поэтому русский народ, по Тютчеву, – христианский мученик. И выжить народу помогает, так же, как и мученику, вера и терпение. А их русскому народу не занимать!

Читайте также:
Стихотворение Тютчева (Я встретил Вас и все былое): сочинение

Анализ стихотворения Тютчева Эти бедные селенья

Это стихотворение было написано Тютчевым после его возвращенья на родину из-за границы. В нем представляет он перед читателем то, что предстало перед его взором – общий вид его страны, а точнее – условия, в которых проживал простой народ. Автор и любуется родной природой, и, одновременно с этим, испытывает грусть.

Что же так затронуло душу поэта? Он видит край, где живут его соплеменники бедным и убогим внешне. Это звучит с первых строк: бедные селения, скудность природы. Положение русского простого народа незавидно.

Но, хоть и беден он материально, зато – богат духовно. Мысль об этом перекликается и в дальнейших строках произведения с бедностью и убогостью. Автору знакома широкая русская душа. Она терпелива. Она смиренна. Она богата и прекрасна.

С горечью подмечает поэт и то, что иностранец, привыкший жить в совсем других условиях, и не заметит всей духовной глубины народа. В глаза бросится ему лишь материальная нищета, за которой не увидит он остального. Сам же Тютчев прекрасно знал и осознавал красоту внутреннюю людей, живущих в незавидных условиях.

Этому и посвящено стихотворение. В нем выражает автор свое восхищение народом, который не теряет надежды и веры в любых условиях. А через материальную, видимую, бедность его исходит тайный свет всех его внутренних достоинств. В строках, написанных им, звучат одновременно и восхищение, и горечь, сожаление.

Подчеркивает еще раз в последнем четверостишии Тютчев все богатство своего народа: он сравнивает его с царем небесным, ходящем в рабском виде по родной земле. Смысл этой фразы заключается в том, что русский простой человек, заслуживая лучшего, довольствуется тем, что есть. И, при этом он не теряет своих достоинств, что делает его еще величественнее. Но, это остается незамеченным.

Анализ стихотворения Эти бедные селенья Тютчева

Федор Иванович Тютчев великий русский поэт, который долгое время прожил далеко от дома, за границей. Приезжал домой очень редко, но за эти короткие встречи с родным краем писал много произведений. Тютчев очень любил Россию и всегда проводил границу между ней и Европой. Писатель говорил, что люди в Европе совсем другие не такие добрые, человеколюбивые как в России. Он очень много стихов посвятил Родине и замечал многие детали. Он делал как бы сравнение между родным краем и европейскими городами.

В данном стихотворении писатель пишет о том, что хоть и Россия полна недостатков, он все равно ее любит. Тютчев пишет, что встречаются бедные селенья, где люди очень тяжело работают на полях, чтобы выжить. Он говорит, что это край русского народа и неважно, сколько недостатков, но она родная и любимая страна.

Тютчев пишет, что не все могут понять Великую Русь. Люди, которые здесь не проживают, никогда не поймут всей красоты этой страны. Тютчев отмечает, что Россия очень много выстрадала и прошла. Народ России всегда тяжело работал и никогда не жаловался на несправедливость. Никто не смог её сломить и поставить на колени, хотя много кто хотел. Писатель говорит, что другие жители стран хоть и смотрят на неё свысока, но никто не знает как здесь красиво и хорошо.

В последнем куплете стихотворения Тютчев пишет, что вся страна благословлена самим царем небесным. В России очень много времени посвящают духовности народа, особенно в небольших селениях, где народ много времени находится в мольбах. Русский народ умеет благодарить всевышнего за их дары на полях. Каждый русский человек с гордостью и высоко поднятой головой несет свой крест судьбы, при этом не жалуется ни на что. Тютчев говорит, что в России человек всегда благодарен подаренному ему новому дню.

Лишь русский человек способен радоваться всему, что его окружает, видит во всем положительную сторону и борется с несправедливостью. Именно поэтому Тютчев, бросив свою работу в Европе, вернулся обратно в родную Россию, где он проработал 20 лет в сфере дипломатии. Писатель понимал, что России далеко до стран Европы, но все же предпочел вернуться.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Эти бедные селенья

Популярные темы анализов

Натура Николая Гумилева дает понять, что он был достаточно романтичным человеком. Невзирая на периоды неразделенной любви, душевных ран и опустошений, поэт смог насладиться жизнью, в каких бы проявлениях она перед ним не предстала.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» по праву можно считать знаковым в судьбе и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Оно было написано незадолго до смертоносной дуэли поэта, во время его последней поездки на Кавказ.

Поет, имеет огромное отличие от остальных писателей в том, что он уникально описывает окружающую природу. Его произведение влияют на человека и оставляют разные впечатления. Одним из таких стихотворений является «Лебедушка».

Есенин очень ярко и красочно описывал времена года и проводил параллель между своей жизнью, вот и в этом стихотворении вроде бы пишет о роще, но на самом деле писатель описывает свою жизнь. В стихотворении говорится,

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Эти бедные селенья (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Прочитав стихотворение Афанасия Фета, мы можем нарисовать в своем воображение первую, весеннюю грозу, наполненную новыми впечатлениями, и предстоящими переменами . Можно сразу заметить, как писатель хотел передать радость сего

Стихотворение и анализ «Эти бедные селенья…»

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Краткое содержание

Н. Бажин. Вечер в деревне. 1898

Стихотворение повествует об окружающем мире, в котором прослеживается особая, неповторимая судьба России, её терпеливого, верящего в справедливость, народа. Российскую действительность, озарённую невнятным, невидимым светом, не в состоянии понять ни один чужеземец. Единственным свидетелем народного долготерпения и страдания является сам Христос. Только сын Божий служит для измученного русского народа надеждой на светлое будущее. Россию веками благословляет и хранит Бог.

История создания

Произведение, насквозь пропитанное болью за недостойную жизнь народа, написано Тютчевым в 1855 г. Этот год оказался для страны особенным: пришёл к власти Александр II. Смена царского правления сопровождалась ростом надежды на заметное улучшение в сфере государственной и общественной жизни.

Тягостное правление предыдущего царя Николая I, ненавидевшего и пресекавшего любые ростки свободы, наконец-то завершилось. В умах русских людей вновь стали подниматься животрепещущие вопросы, которые при прошлом царе привели бы либо в Сибирь, либо на виселицу. Это вопросы о социальном равенстве и свободе.

Тютчев пишет это стихотворение после возвращения на Родину из Германии. Он рассуждает о том, почему для него нищая Россия лучше сытой Европы. Невзирая на бедность людей и рабский труд, Россия великая духовная держава, которую благословил Бог.

Жанр, направление, размер

Стихотворение относится к жанру политической лирики. Его можно трактовать, как поэтическое послание русскому народу, душевный крик о политической несправедливости в мире, неравных экономических реалиях.

Произведение написано четырёхстопным хореем. Рифмовка перекрёстная, в основном женская.

Композиция

С композиционной точки зрения, стихотворение состоит из трёх строф:

Первая строфа – в ней поэт описывает «бедные селенья» и «скудную природу», говоря о том, что всё это «край русского народа». Тютчев определяет его достаточно ёмко, называя: «край родной долготерпенья». В этой строке ощутимо сочувствие автора к людям, которые вынуждены жить в этих «бедных селеньях».

Вторая строфа – в ней поэт размышляет о загадочности души русского народа, которую невозможно понять «взору иноплеменных».

Третья строфа – в ней отражается идейное содержание всего произведения, заключающееся в искренней вере автора, что Царь Небесный не оставит «земли родной», ведь он «сходил» её «благословляя». Автор преклоняется перед нравственной силой русских людей, верит в них.

Образы и символы

В произведении Тютчева три ключевых образа, наполненных особой смысловой нагрузкой:

образ лирического героя – романтический герой испытывает мучительное чувство отчаяния за свою многострадальную Отчизну. Он понимает истинное положение вещей, оплакивает каждый клочок родной земли. Но при этом, герой гордится тем, что родился именно на русской земле, восклицая: «Край ты русского народа!»;

образ народа – поэт характеризует народ как несвободный: люди не в силах дать достойный отпор власти. Автор осуждает внутреннюю политику царского правления и крепостное право;

образы света и Христа – основными символами выступают два смысловых образа: света и Христа, олицетворяющих собою надежду и защиту. Свет ассоциируется с высшей земной ценностью: поруганная Родина, с её поблекшей красотой, всё ещё озарена тайным божественным светом. Она желанна для поэта и любима им.

Темы и настроение

Основная тема произведения – повальная бедность и долготерпение простого русского народа. Прежде всего, поэт поднимает тему крепостного права. Учитывая тот факт, что Тютчев много лет работал при дипломатическом ведомстве в Европе (Германии), где крепостное право исчезло много столетий назад, его отношение к крепостничеству было резко отрицательным. Наблюдая за повсеместным попранием человеческих прав в России, Тютчев не мог оставаться равнодушным.

Основная идея

Основная мысль произведения заключается в следующем: русский народ по своей природе и менталитету – смиренный мученик, которого спасают безграничное терпение и вера. Духовность – вот главное богатство России. Донося до читателей эту философскую мысль, Тютчев не призывает к насильственным методам свержения власти. Для поэта насилие, необходимое для свержения тирании, равнозначно самому насилию, исходящему от тиранов. Поэтому русский народ – это христианский мученик. Выжить ему помогают две вещи – вера и терпение.

Средства выразительности

Тютчев использует в данном произведении следующие средства выразительности:

эпитеты – «бедные», «скудная», «смиренной»;

метафоры – «взор иноплеменный», «край долготерпенья»;

иносказания – «в рабском виде царь небесный»;

перифразы – «царь небесный», «крестная ноша»;

анафора – в начале каждой строки слова приобретают значительную эмоциональную нагрузку, усиливая параллелизм: «Эти бедные селенья, эта скудная природа, край родной… край ты русского народа»;

аллитерация – ритмический рисунок каждой строчке автор задаёт чередованием согласных звуков «с» и «р».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: