Ф. И. Тютчев один из крупнейших русских поэтов: сочинение

Сочинение: Особенности лирики Ф. И. Тютчева

За всю свою творческую жизнь Фёдор Тютчев написал сравнительно мало произведений. Ведь поэт не считал свое литературное творчество профессией. Но при этом он обладал невероятным талантом и писал непроизвольно. Многие его стихотворения и вовсе сохранялись лишь на листе бумаги. И только благодаря друзьям и знакомым автора, многие его труды оказались доступными широкой аудитории. Чтобы лучше разобраться в творческом наследии Тютчева, рассмотрим основные особенности лирики в его произведениях.

Как правило, стихи Тютчев писал, когда ощущал необходимость высказать свои эмоции и переживания на листе бумаги, находясь под воздействием некоего озарения. Можно сказать, что лирику Тютчева отличает особая атмосфера внутренних переживаний поэта. Поэтому произведения Тютчева больше напоминают дневник, где автор изложил все свои чувства, взгляды и мысли. Также стихотворения Тютчева отличают своеобразные образы и глубокий философский смысл.

Любовная лирика поэта включает в себя немного произведений, которые поэт посвящал разным женщинам. Поэтому каждое стихотворение Тютчева о любви уникально, одно не похоже на другое. Известно, что автор был страстным и любвеобильным человеком. Ранние стихотворения Тютчев посвящал своей первой любви, которая настигла его в Мюнхене. Ее звали Амалия. Так, например, стихи «Я помню время золотое» или «Я встретил вас» были посвящены именно ей. В этих стихотворениях читатель чувствует тёплую ностальгию и светлую грусть.

«Я встретил вас — и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…»

Однако судьба их разлучила, и они не смогли быть вместе. Уже спустя год Тютчев встречает на своём пути Элеонору Петерсон, на которой вскоре и женится. Произведения этого времени наполнены безмятежным счастьем. Однако и здесь судьба оказалась неблагосклонна. Смерть забирает супругу поэта. Посмертно своей любимой писатель посвятил одно из самых известных своих стихотворений «В часы, когда бывает…». В этих произведениях чувствуется боль утраты.

«В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди»

Еще будучи в браке с Элеонорой, Тютчев встречается с Эрнестиной Дернберг, у них завязывается роман. Овдовев, поэт женится на ней. Девушка стала настоящей Музой для автора. Так появляется его стихотворение «Она сидела на полу…». Чувствуется накал страсти, чувствуются рифы и дюны любви, ее шероховатости и неровности. Лирика, посвященная Эрнестине, более глубокая, более эмоциональная.

Конечно же, самыми известными стихотворениями Федора Тютчева являются произведения, которые вошли в «Денисьевский цикл». Именно последняя возлюбленная писателя, Елена Денисьева, стала его роковым увлечением, породившим конфликты в семейной жизни и ставшим порванной струной, звучащей в лирике поэта. Их связь так и осталась незаконной. Самым ярким произведением этого периода стало стихотворение «Последняя любовь»:

«О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!»

Нетрудно заметить, что ранние стихотворения Тютчева были пронизаны мотивами светлого чувства, ностальгии, ровной привязанности. Эта любовь гармонична и созидательна. В более поздних стихотворениях поэта любовь передается уже оттенками безнадежности, горькой страсти, надрыва. Лирический герой мечется между женщинами, сталкивается с противоречиями и подводными камнями любви. Таким образом, любовь в представлении Тютчева многогранна. Главная особенность любовной лирики Тютчева состоит в изображении разных по тональности и сути чувств.

Тютчева по праву называют певцом русской природы. Пейзаж в изображении поэта был живым, манящим, образным. Автор особенно восхищался картинами весенней и осенней природы. В эти периоды у Тютчева рождались неповторимые образы. Природа у Тютчева могла быть спокойной и умиротворенной, как, например, в стихотворении «Осенний вечер». Но она могла быть и буйной, как в произведении «Весенняя гроза». Особенность пейзажной лирики Тютчева состоит в том, что автор с помощью природы передавал тончайшие человеческие чувства и переживания. Писатель наделял ее человеческими характерами.

Главным направлением творчества писателя была философская лирика. Можно даже заметить философские мотивы в пейзажной и любовной лирике поэта. В своих стихотворениях Тютчев пытался разгадать загадки мира, постичь суть человеческой жизни и свободы, обрести гармонию с собой. Произведения Тютчева заставляют читателя вдумываться в каждое слово. Часто поэт задумывается о человеке, его цели и предназначении в мире. Например, в стихотворении «Проблеск» поэт всей душой сожалеет о пределе человеческого познания:

«Мы в небе скоро устаем, –
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем»

Можно утверждать, что в своих стихотворениях Тютчев раскрывал сущность бытия во всех ипостасях, сильно волнующих человеческую душу. Особенностями его лирики являются образность мышления, глубокий философский подтекст, умение различать тонкие оттенки чувства. Неслучайно многие критики называли поэта классиком в романтизме.

Федор Тютчев

краткая биография

Роль и место в литературе

В 19 веке на литературный небосклон взошла еще одна звезда русской поэзии – Федор Иванович Тютчев. Автор оставил потомкам чуть больше четырехсот произведений, однако значимость его наследия измеряется не этим. Творчество Тютчева обогатило литературу новшествами, среди которых было возвращение тонкости и красоты поэтическому слогу, создание новых форм выражения, оригинальные оценки насущных вопросов, свежий взгляд на человека, природу и общество.

Читайте также:
Согласны ли вы с мнением, что поэзия Тютчева есть не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину?: сочинение
Происхождение и ранние годы

Федор Иванович Тютчев, известный поэт и дипломат, принадлежал к известному дворянскому роду. Родился он 5 декабря 1803 года в родовом поместье Овстуг Орловской губернии. Отец его – бывший гвардии поручик Иван Николаевич, мать – Екатерина Львовна имела родственную связь с писателями Толстыми.

Семья Тютчевых в усадьбе Мураново

Семья была образцовой как своими порядками, так и отношением домочадцев друг к другу, и вызывала восхищение окружающих. В семье воспитывалось шестеро детей, но до взрослого возраста дожили только трое, в их числе был Федор.

Тютчев жил в окружении образованных людей. Это позволило ему получить прекрасную домашнюю подготовку. После переезда семьи в Москву наставником его стал поэт Семен Егорович Раич, бывший по возрасту всего на 11 лет старше Федора. Это был просвещенный молодой человек, преподававший Тютчеву древние языки и историю. Благодаря ему, Федор познавал основы стихосложения. Молодые люди быстро сдружились и стали товарищами.

Образование

Когда Тютчеву исполнилось 14 лет, он стал посещать лекции в Московском университете. Меньше чем через год из вольнослушателя он превратился в студента. В 1819 году Федор стал членом Общества любителей российской словесности.

В 1821 году Тютчев окончил университет и приступил к службе в коллегии иностранных дел. Его в качестве дипломата отправляют в Мюнхен. В Германии состоялось его знакомство с Шеллингом и Гейне.

Творчество

Первые стихотворения появились в 1819-1820 годах. При их написании Тютчев пользовался стилистическими приемами поэтов 18 века. После этого периода в творчестве поэта все чаще наблюдается изысканность слога, которая будет сопровождать все его последующие сочинения. Одическая поэзия 18 века сочетается с романтическими традициями европейской литературы.

Тютчев в рабочем кабинете

В Германии Тютчев в основном занимался переводами с немецкого, стихи в этом период пишутся в основном «для души». Не прерывается связь и с бывшим наставником Семеном Раичем, который публикует некоторые стихи в своем журнале. Публика встречает «Летний вечер», «Видение» и другие стихотворения не слишком благосклонно. Для нее они кажутся весьма старомодными. Хотя критики именно эти творения Тютчева назовут впоследствии самыми удачными.

В 1836 году журнал «Современник» опубликовал 16 стихотворений Тютчева под названием «Стихотворения, присланные из Германии». После 1840 года наступает творческое затишье, продлившееся 10 лет.

В 1844 году Тютчев вернулся на родину. В 1848 году он вступает в должность старшего цензора. Всплеск творчества наступает в 1850 году. За последующие 20 лет поэтом был написан «Денисьевский цикл» и большое количество стихотворений с политической окраской.

Стихи Тютчева органично сочетали в себе философские понятия с любовной и пейзажной лирикой. Помимо этого, поэт обращался к темам общественной и политической жизни. Долгое время находясь вдали от России, он писал о ней с особой любовью и трепетным вдохновением.

В описании пейзажей Тютчев прибегает к самым красивым эпитетам. Он искусно передает изменчивость погоды, запахи дождя и листвы. Любовная лирика поэта отражает его переживания и эмоции, сожаления о быстротечном счастье. «Денисьевский цикл» полностью посвящен этому глубокому чувству.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Главные произведения

О творчестве Тютчева хорошо сказал И.С. Тургенев: «он создал речи, которым не суждено умереть». Действительно, судьба пережить автора и остаться в веках, достается только самым гениальным произведениям.

Одна из комнат музея-усадьбы в Овстуге

Все стихотворное творчество Тютчева можно разделить на 4 категории: пейзажная лирика, любовная лирика, стихи о Родине и стихи о вере. Среди лучших стихов о природе наиболее известными считаются «Зима недаром злится…», «Чародейкою зимою…», «Осенний вечер», «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…».

Стихи поэта о природе настолько музыкальны, что похожи на песню. Они лишены какого-либо уныния, восхищение и спокойствие, единение с природой – таков мотив пейзажной лирики Тютчева.

Тема любви занимает огромную нишу в творчестве поэта. «Денисьевский цикл» – самый известный сборник любовной лирики. Этот цикл возник как отражение любви немолодого поэта к юной девушке.

Среди других стихотворений на тему любви наиболее известными считаются: «Я помню время золотое…», «В душном воздуха молчанье…», «Весь день она лежала в забытьи…» и другие.

Музей-усадьба Тютчева в Овстуге

22 года, проведенные вдали от России дали поэту ощутить неприязнь Запада к его Родине. Здесь он особенно остро ощутил тягу к родным местам. Эти настроения он передал в стихотворениях о Родине: «Как дочь родную на закланье…», «И дым отечества нам сладок и приятен…», «Умом Россию не понять», «Славянам».

Читайте также:
Восприятие и истолкование стихотворения Ф. И. Тютчева Певучесть есть в морских волнах: сочинение

Памятник Тютчеву на территории музея

Поэт считал, что забывая о Боге, человек утрачивает нравственные основы, способность различать добро и зло. Стихи о христианской вере рассказывают о важности той точки опоры, которая должна быть у каждого человека. Самые известные произведения: «Наш век», «Он, умирая, сомневался…», «Святая ночь на небеса взошла» и многие другие.

Последние годы

Последние годы жизни Ф.И. Тютчева были омрачены многочисленными утратами близких ему людей. Потеря любимой женщины, а вскоре матери, брата и дочери подкосили здоровье поэта.

Последние полгода он провел в постели после перенесенного инсульта. Умер поэт в Царском Селе 15 июля 1873 года. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) Событие
1803 Год рождения Ф.И. Тютчева
1810 Переезд в Москву. Переводы из Горация
1819 Поступление в Московский университет
1822 Отъезд в Мюнхен. Переводы Гейне и Шиллера
1844 Возвращение в Россию
1848 Написание политических статей
1854 Выход первого сборника стихов в России
1868 Выход второго прижизненного сборника
1873 Умер поэт Ф.И. Тютчев
Интересные факты
  • Тютчев был родственником Толстого по материнской линии;
  • в 12 лет перевел оды Горация;
  • к 14 годам владел пятью языками;
  • в 16 лет досрочно стал студентом университета;
  • дружил с Г. Гейне.
Память о поэте

В честь Ф. И. Тютчева назван астероид Tyutchev

Музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг»

Музей А.А. Фета в селе Воробьевка Курской области

Тема природы в лирике Федора Ивановича Тютчева

Тема природы в лирике Тютчева считается одной из самых известных, которая прославила русского поэта – мыслителя среди народа, как «певца природы». И этому имеется предельно ясное объяснение.

Федор Тютчев искренне восхищается природой, ее красотой и многообразностью. Природа в поэзии автора изображена в красках, наполнена изобилием звуков и запахов. Особенно полно выражена любовь к природе в стихотворениях поэта, который очеловечивает ее, присваивая толику эмоций и чувств.

В особенности, Тютчева привлекала смена сезонов, прелестный переход между временами года. По мнению поэта, природа, окружающая нас, живая, многогранная, умеет проявлять чувства и имеет прочную духовную связь с человеком.

Такие глубокие по своей натуре описания природы можно заметить в большинстве произведений автора («Люблю грозу в начале мая», «Осенний вечер» и др.). Отрывок из стихотворения «Не то, что мните вы, природа»:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык …»

В этом стихотворении Тютчев становится на защиту природы, заявляя, что она по своей сущности ни от кого не зависит и не бездушна. Она имеет свой голос и свободу («в ней есть душа, …язык»). Тютчев считает, что те, кто видит в окружающем мире лишь кладовую полезных материалов, жалок, нравственно уродлив и духовно ограничен.

Такие люди никогда не поймут неповторимость окружающего мира, его красоту и их никогда не постигнет вдохновение. Тютчев не понимал, как можно быть такими черствыми и не проявлять уважения к природе (по мнению поэта, родной матери человека).

Тема природы в стихотворениях Тютчева для детей

Уважительному отношению к природе, пониманию окружающего мира стали обучать еще с ранних лет. И стихотворения из творчества Фёдора Ивановича, дошедшие до настоящего времени, сильно в этом помогают.

В раннем возрасте детям легче понять природу, насладиться ее роскошью. В процессе обучения дети понимают всю ценность окружающего мира и чувствуют с ним взаимосвязь.

Нельзя исключать того, что вместе с тем дети также обучаются проявлению чувств к родине. Ведь природа напрямую с ней связана, и, в первую очередь, любовь проявляется к родным пейзажам, деревьям, бескрайним просторам.

В школьную программу, начиная с младших классов, включены такие популярные произведения Тютчева, как «Весенняя гроза», «Листья».

А вот отрывок из стихотворения «Осенний вечер»:

«Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь».

В этом стихотворении Фёдор Иванович передал ощущения печали и внутреннюю опустошенность в период своего пребывания в Мюнхене. Поэт выразил чувства тоски по родине, показывая, что он не забыл свой дом, и связь с родной землей так же прочна.

Но в то же время поэт старается не поддаваться депрессивному настроению, описывая и приятные мгновения («таинственная прелесть», «легкий шелест», «тихая лазурь»).

Тютчев производит параллель между человеком и природой, считая, что в природе каждый может рассмотреть свое отражение, будто бы смотрясь в зеркало. В произведении природа переживает изменения, и автор сочувствует этому, однако подчеркивает, что не стоит этого бояться.

Читайте также:
Поэт гармонии и красоты (по лирике Ф. И. Тютчева): сочинение

История не пишется само собой, а создается человеком и окружающим его миром. Все когда-нибудь применит новые формы, осень сменится зимой, зрелость – старостью. Вместе с тем придет что-то новое и необычное: удивительная зима или мудрость.

Автор хотел объяснить, что жизнью надо наслаждаться здесь и сейчас, ценить каждый ее момент.

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика помогла Тютчеву рассказать о своих чувствах по отношению к «Великой матери».

Автор любил вдаваться в детали, досконально описывая особенности и характерные черты конкретной местности, чтобы читатель мог соединить воедино весь пейзажный образ в своем воображении.

Исключительное внимание поэт уделял весне. Весна у автора, как и у большинства других людей, ассоциируется с пробуждением заспанной природы, остротой ощущений, радостными событиями, смехом и улыбкой. Такие стихотворения всегда переполнены восторгом и торжествующим ликованием души, сменой чего-то устаревшего на новое.

Прочитаем два отрывка из «Весенней грозы»:

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом».

Анализ этого произведения прост и понятен. Стихотворение охарактеризовано приходом весны, вознесением творческого потенциала, описанием зрелищного и удивительного явления природы. Весенняя гроза в изображении автора несет в себе два смысла, одно из которых связано со страшным и опасным явлением.

С другой стороны, гроза сопровождается радостным событием окончательного перехода с зимы на весну:

«Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит».

Люди счастливы, так как вместе с уходом зимы, их покидают все негативные эмоции и моменты, которые смывает чистый дождь. Весь окружающий мир переполняется радостными эмоциями, а человек находит гармонию во взаимосвязи с природой.

Сочинение на тему: «Душа и природа в поэзии Тютчева»

Интересно, что Федор Тютчев оказался самым понятным и близким по духу автором для многих людей. Он настолько полно передавал настроение свое и природы, что в последствии стал почитаемым кумиром многих людей.

Тютчев помог людям прочувствовать их единство с окружающим миром, увидеть его красоту и начать ценить, дорожить каждым прожитым моментом.

И все это оправдано, ведь в творчестве Фёдора Ивановича тема природы играет значительную роль, отображает всю глубину эмоций, передающих состояние не только человека, но и природы в целом. Это может говорить лишь об одном: человеческая душа и природа неразрывно связаны между собой.

Даже самые короткие стихотворения отражают состояние природы, как озеро – облик человека. Такое явное сопоставление человека и природы можно увидеть в произведении «Еще земли печален вид»:

«Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?».

Всегда наступает момент, когда необходимо написать сочинение на заданную тему. Чаще всего при выборе темы, связанной с природой, многие учащиеся останавливаются на теме природы. Для того, чтобы добиться максимально положительного результата и получить удовольствие от проделанной работы, необходимо изучить всю возможную информацию.

Главное, не только прочитать, но и понять суть написанного, погрузиться в мир поэта, постараться уловить мысль и чувства, которыми тот хотел поделиться.

План сочинения в таком случае будет состоять из нескольких обязательных пунктов: биографии автора, главных тем его творчества, описания проблемы, которую поэт поднимает, и отрывков произведений с последующим анализом. В конце нужно высказать свое мнение по указанной теме, описать свои чувства и эмоции.

Любовь и природа в лирике Ф.И. Тютчева

Ф.И. Тютчев – певец природы. Но он изображает ее как диалектик: в движении, развитии, бурных проявлениях, переходных состояниях. Воспевая красоту природы, Тютчев выступает не как бездушный воздыхатель, а как мыслитель, размышляющий над загадками мироздания, о вечных вопросах существования человека.

У поэта-философа был особый взгляд на природу. Для его лирики характерна философия пантеизма (пантеизм – учение о живой душе бога, разлитой в природе). В осознании природы как живой, божественной сущности, Тютчев не был новатором. В этом он близок к Шеллингу. Но то, в чем предшественники видели лишь поэтическую условность, Тютчев воспринимал, как символ веры в таинственную жизнь, таящуюся в природу.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Природа воодушевлена, она живет своей жизнью, радуется, печалится, как человек. Соотнося природу и человека, он ставит их на один уровень, разрушая барьеры между этими мирами.

Душа за душой, волна за волной…

Человек, так же как и его страдания, радости, не мыслим без природы. Ровно так же, как природа не мыслима без человека.

Разрушение естественных и понятных для многих границ, помогает Тютчеву расширять и собственные границы – он отличается неожиданными, смелыми и дерзкими ассоциациями:

Впросонках слышу я – и не могу…

Но Тютчев понимает, что далеко не все видят и понимают природу, принимая и понимая ее живой характер. Автор с горечью говорит о таких личностях:

Читайте также:
Любовь и природа в творчестве Ф. И. Тютчева: сочинение

Природа для поэта сфинкс, загадка, она вечна, а человек – лишь, «мыслящий тростник», хотя и «царь земли». Человек уходит, а природа остается.

Любовная лирика Ф.И. Тютчева характеризуется описанием катастрофических исходов для замкнутых, уединенных и сосредоточенных на себе личностей. Поэт показывает, как чистое и открытое чувство ломает мир этих людей, надламывая их эгоизм, выводя человека из духоты одиночества, что дает ему возможность сделать глоток свежего воздуха.

Но Тютчев показывает, что любовь не в состоянии обеспечить все душевные требования: желаний слишком много, поэтому они неизбежно прорываются наружу. Любовь не сдерживает напора и под натиском неутомимого бунта превращается в беспощадную страсть.

Именно это явление объясняет одну характерную особенность любви: она лишена благообразия и гармонии, в ней нет чистоты, свойственной пушкинской поэзии. В любовной поэзии Тютчева прослеживается иное чувство: хаотичное, разрушительное. Чувство, которым человек не может управлять осознанно.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Любовь, которую мы можем прочувствовать в стихотворениях Тютчева, трагична еще и потому, что обещает влюбленному больше, чем в состоянии принять его природа. Именно поэтому человек не выдерживает высокого напряжения и сгорает от любви:

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали..
…Любила ты, и так, как ты, любить
—Нет, никому еще не удавалось!
О господи. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева уникальна тем, что он показал не только прекрасные моменты любовных переживаний, но и ужасные мгновения их распада.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

Важной особенностью произведений Тютчева о любви является драматизм испытываемого чувства, которое не находит отклика в обществе. Общество не принимает и не понимает многих душевных порывов. Как, например, не приняло любовь Тютчева к Денисьевой. Любовь обостряется под влиянием социума, хотя общество и старается ее растоптать.

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла.
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

Но особый накал внутреннего драматизма любовного чувства сломленного под влиянием социальных обстоятельств чувствуется в стихотворении:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась
И тайн и жертв, доступных ей.
Ах, если бы живые крылья
Души, парящей над толпой,
Ее спасали от насилья
Бессмертной пошлости людской!

Стихотворение «О, как убийственно мы любим», так же как и «Чему молилась ты с любовью», относится к «Денисьевскому циклу». Циклу, который посвящен последней любви поэта. Любви, которая в глазах общества считалась предосудительной.

В каждом отдельно взятом стихотворении из цикла прослеживается образ толпы, не знающей ни сострадания, но чувства жалости, толпы, которая не умеет слышать и понимать искренность чувств. Именно поэтому эта толпа становится губительной атмосферой, как для любви, так и для самой любимой.

Природа в лирике Тютчева в творчестве, поэзии сочинение

Основное значение поэзии Тютчева – понимание природы через внутренние человеческие переживания. Все лирические стихотворения поэта пронизаны возвышенным драматизмом и необыкновенной красотой.

Поэт точно изображает загадочную привлекательность природы, используя красочные эпитеты и сравнения, мягко переходя от одного времени года к другому. Одухотворение природных явлений и наделение их чувствами, по мнению поэта, рождает в человеке все самое невероятное и прекрасное.

Произведение «Осенний вечер» заставляет читателя задуматься о тихом увядании природы, не теряющей при этом своей чудесной красоты. Тютчев в спокойных тонах описывает осеннее небо, летящий с дерева лист, сорвавшийся под порывом резкого ветра, и в тоже время наслаждается последним теплым вечером. Картина осени насыщена живым, трепетным дыханием, поэтому и легкий шелест деревьев, и светлость вечера полны необъяснимой прелестью и грустью осиротевшей планеты.

Описывая окружающую природу в виде живого существа, поэт раскрашивает в разнообразные краски, оттенки и состояния, пытаясь передать бытие природы.

Стихотворение «Весенняя гроза», наоборот, передает предчувствие новой зарождающейся жизни, повествует о пробуждении природы, ведь первая майская гроза – это безумная и мощная стихия, способная на неистовства.

Глубокомысленными размышлениями наполнены и стихи «Море и утес», в которых поэт описывает разрушающую и неистовую силу природных явлений, ее агрессивную темную сторону, но в то же время завораживающую своим могуществом, своенравием и буйством.

Другой темой лирики природы поэта являются не только разные времена года, но и разные времена суток, в частности, ночная тема, которой посвящены многие его стихи. В них природа имеет философское значение и позволяет проникнуть в потайные уголки человеческой души. Ночь в изображении Тютчева не только красива, величественна, но и священна, но и полна тайн и загадок.

Читайте также:
Ф. И. Тютчев — поэт чистого искусства: сочинение

Творчество Тютчева – это неповторимая и возвышенная поэзия, которая бывает и грустной, и радостной, живой, и холодной. С точки зрения поэта, природа – самый лучший задушевный собеседник.

Сочинение Изображение природы в лирике Тютчева

Лирика одного из величайших русских поэтов, Фёдора Ивановича Тютчева, отражает его глубокую духовность. Основной тематикой, проходящей через всё его творчество, является взаимодействие человека и природы, его места в огромном мире. Поэзия Тютчева пропитана его мироощущением, мировоззренческой концепцией. Человек, по его мнению, всегда несёт в себе хаос, так как не в состоянии справиться со своими страстями. Природа же представляется как часть единого, непостижимого мира.

В отличие от человека, природа есть вечный покой, который, однако, не подразумевает отсутствие изменений. Жизнь и развитие природы упорядочены: подчиняются некоему высшему закону. Природа всегда в движении, постоянно перетекает из одного состояния в другое. Однако, все эти процессы лишь звенья в замкнутой цепи. Жизнь природы циклична: каждый процесс повторяется, имея при этом связь с предыдущим и последующим.

В лирике Тютчева природа всегда одушевлена: жива и способна чувствовать. То есть она видится ему таким же живым организмом, как человек (эта мысль схожа с воззрениями философов античности, которой в юности увлекался Тютчев). Она содержит в себе величие и красоту, которые воодушевляют Тютчева, в них он черпает жизненные силы и любовь к миру.

Поэт в особых отношениях с этой частью мира: его любовь прослеживается в восторженных чувствах и внимательности к деталям. Фёдор Иванович подмечает мельчайшие, не видимые для обывательского глаза подробности, которые позволяют ему в полной мере насладиться дивно созданной природой. Она преподносится автором как некая колдунья, способная красотой своей обольстить человека. Она очаровывает своим прекрасным устройством.

Особенное место среди системы образов природы занимает ночь. В разные времена года, в любой обстановке она символизирует некое таинство. Минула дневная суета и солнечный свет: человек остаётся наедине с собой и огромным, недоступным его сознанию, миром. Обстановка этого уединения и отрешения от земных забот приводит к тому, что человек как бы «очищается» от всего мирского и может ступить за порог обыденности. Ночь приносит человеку чувство причастности к тем самым непостижимым законам и силам, движущим все процессы в мире. В это время суток человек становится частью единого целого, которое включает в себя и природу.

В своей лирике через тему природы Тютчев передаёт, в первую очередь, мировоззрение, жизненную философию. Очаровательная в своей непостижимой красоте, земная природа есть единственное первозданное, к чему может прикоснуться человек. Поэт восторгается её величием и прелестью, чувствуя при этом её причастность к первоосновам мира. Именно через единение с природой, которое становится достижимо в состоянии покоя (чаще всего ночью), человек может приблизиться к основам мироздания, к великому таинству жизни.

Вариант 3

Как и большинство русских писателей к этой теме о природе, Тютчев относился с особым чувством, которое не понять многим, он старался раскрыть и передать всю красоту скрытой и девственно чистой природы. Автор в своей лирике природу изображал как живого человека, который может все чувствовать и переживать грустить и радость. А также тонко передавать боль, причиненную, от руки человека природе мог, только Тютчев.

Проанализировав всю творческую жизнь Ф.И.Тютчева можно с уверенностью сказать, что с особым и тонким чувством он писал больше всего про осень и весну. Он любил передавать красоту этих времен года. Довольно подробно это можно увидеть в его стихотворениях посвященным этим временам года. Он с трепетностью пытался показать людям того, что они из-за повседневной суеты не замечают всей красоты природы.

Прочитав хоть одно его произведение, оно не вызывает негативных чувств, а наоборот, только положительные чувства и на душе становиться так легко и спокойно. Ведь Тютчев был писателем широкого профиля и писал с разных взглядов, но в любых его направлениях изображается образ природы как самый прекрасный, яркий и неповторимый образ, который, живет и все чувствует.

С глубочайшей уверенностью можно сказать, что Федор Иванович Тютчев был добрым и душевным человеком, гениальным поэтом того времени. Ведь только такой человек мог разглядеть в окружающей природе, того, что не видит вооруженным взглядом обычный человек. И не смотря, не на что он остался, известным и по сей день. И с особым удовольствием читают и изучают его творчество. Автор в своих произведениях, раскрывает все тонкости и красоты непревзойденной природы. С душевным трепетом старается донести все же до читателя, чтоб хоть прочитав, его произведение он обратил, внимание на прекрасную природу. И от чистого сердца всем писателям русской литературы можно сказать большое спасибо, за то, что открывают глаза читателя на происходящее вокруг. На то, что не видит и не обращает внимания человек на происходящее и это печально.

Читайте также:
Философская система мира в лирике Ф. И. Тютчева: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Природа в творчестве Тютчева

Популярные сегодня темы

Дети играли на берегу, они делали маленький кораблик и спускали на воду. В один момент детки увидели мышиную нору. Там находился мышонок, он пытался убежать от ребят, но его поймали. Мальчишка хотел убить мышонка

В 1884 году, родился талантливый художник – живописец Николай Петрович Крымов. Уже с малых лет Крымов испытывал тягу к рисованию. Его первым учителем стал собственный отец.

А. П. Чехов в своей повести «Палата №6» затронул актуальные для общества неприятности. В произведении автор стремился решить проблемы, затрагивающие плохое отношение к простым людям

Химия — это область чудес. Эта прекрасная наука изучает строение веществ, их свойства и превращения. Химия окружает нас повсеместно. Все предметы состоят из определенной материи,

Роман «Отцы и дети» был написан И.С. Тургеневым в середине 19 века. С тех пор прошло немало времени, но и сейчас он заставляет задуматься над проблемой взаимоотношения родителей и их детей.

Человек и природа в лирике Тютчева сочинение

Федор Тютчев, как и большинство поэтов, прекрасно чувствовал природу, её взаимодействие с человеком. Однако каждый поэт вносит свой оттенок в картину «взаимоотношений» природы и человека.

У Федора Ивановича достаточно много стихов на эту тему. Пожалуй, самое известное, это – «Душа хотела б…». Эта «героиня», как часть самого человека, хотела бы стать частью природы. Но светить не, как полагается, ночью, а днём, чтоб её видели все. Почти солнцем она собирается стать! То есть она б нарушила законы природы – стало б два солнца. Но это, конечно, лишь мечта души, как и мечта человека – «улучшить» природу. Сам поэт, по-моему, тут иронизирует.

Тютчев практически боготворит природу, так её красиво описывает. Вот в «Святых горах» он называет ночь «обаятельной тайной». Для него природа точно храм, в этом стихотворении горы слышат псалмы, утёс чудесный крест держит высоко. Получается, что гармонична природа и духовна!

В стихотворении «Могила Наполеона» речь, вообще могла не идти о природе, но тут практически только о ней и речь. Весна тут сравнивается опять с душой, но это душа не человека, а как бы природы. И ещё она всё оживляет. Показано пробуждение местности, красота её. И тут идёт сравнение с героем былых лет, с Наполеоном. Его слава отшумела, а природа возрождается снова и снова у его могилы. В том-то и дело, что человеческий век не такой долгий по сравнению с окружающим миром. Это не вызывает злости Тютчева, а только восхищение.

В то же время чудеса природы часто мимолетны, их важно человеку заметить. Вот в «Как неожиданно…» показано появление внезапное после бури радуги. И Тютчев прямо призывает своего читателя ловить момент чуда.

Силу природы сравнивает поэт с любовью. Очеловечив, например, солнце в стихотворении «Проходя…» он подчеркивает, что оно и не знает, что только его лучи даруют всему пищу, свет, жизнь. И Федор Михайлович говорит, что его возлюбленная, как светило, тоже дарит ему вдохновение одним своим взглядом.

Часто в его стихах явления природы действуют, как люди. К примеру, в «Ещё шумел» и солнце сторожит сон поэта, и тени ходят по саду.

В общем, Тютчев боготворит силы природы, но не принижает человека в сравнении с ней, но призывает его радоваться даже мимолетному.

Сочинение Человек и природа в творчестве Тютчева

Основная тема творчества Фёдора Тютчева — это природа. Перу автора принадлежит множество чудесных произведений о красоте родной земли. Важное место в лирике поэта занимает и проблема взаимоотношений человека и природы.

По мнению литератора, главная беда современного человека — это его разрыв с природой. Человечество придумало множество приспособлений, которые позволяют ему обмануть природу, обойти неблагоприятные условия — холод, дождь, зной. По мнению поэта, это негативно сказывается на душевном состоянии человека — он не может обрести внутренний покой. Человек и природа должны быть едины, по убеждению Фёдора Тютчева. Каждому из нас необходимо делать шаги к единению с природой, помогать ей, и тогда она поможет нам обрести счастье и гармонию.

Отличительная черта лирики Фёдора Тютчева — это философское отношение к окружающей его действительности, в том числе и к природе. Она тоже выступает философским символом, знаком. Литератор видит в природе черты жизни человеческой — она также живёт, меняется и переходит из одного состояния в другое. В каждом времени года поэт видит черты человеческой жизни. Осень — это момент старения, увядания, однако, автор не наделяет его негативными чертами. Наоборот, писатель изображает осень благородной и светлой. Зима — это время спячки, отдыха. Весна — долгожданный момент пробуждения. Это и рождение новых идей, замыслов, момент творческого подъёма. Лето — время расцвета жизни, самых лучших моментов и событий.

Читайте также:
Тайны мироздания в лирике Ф. И. Тютчева: сочинение

В лирике Тютчева природа отражает состояния и чувства человека. Когда человеку грустно, то описывается дождливый, туманный и хмурый пейзаж. Когда человеку весело, наоборот, используются яркие краски и образы в описании природы — тёплое солнце, разнотравные и пёстрые луга и поля, статные раскидистые кроны деревьев. Это подтверждает ту мысль поэта, что человек и природа — единое целое, поэтому они понимают друг друга и помогают друг другу.

Для Тютчева природа — это кладезь мудрости. Она может дать человеку ответ на любой вопрос, помочь ему найти выход в сложной жизненной ситуации. И именно поэтому поэт считает, что природа всё делает верно и не совершает ошибок. Именно поэтому человеку следует брать с неё пример.

В лирике Фёдора Тютчева природа — это главный лирический герой. Человек всегда вступает с ней во взаимодействие, но каким будет их общение зависит только от него.

3 вариант

Все творчество Тютчева некоторое время было скрыто. Его открыли лишь в 19 веке, во второй половине. К этому времени для поэта его творчество уже не представляло какой-то ценности. Тютчев не ставил его как свое достижение в жизни. Много лучших известных нам сегодня произведений вышли в свет благодаря его дочери. Именно она хранила и собирала ненужные для поэта бумажки и записи на клочках. Также во многом постарались и друзья Тютчева, способствуя публикации его работ. Когда ценители литературы увидели его первый сборник, то он был оценен очень высоко. Специалисты смело говорили, что в русской литературе появилась новая восходящая звезда.

Русскую поэзию невозможно представить без того вклада, а именно лирического вклада, который внес Тютчев. В своих стихотворениях поэт старается совместить некие философские рассуждения и глубину мысли. Множество строк Тютчев посвятил природе и человеку. Эти две составляющие едины, но иногда в лирике поэта они могут противоречить.

В описании природы поэт использует красочные и живые слова. Природа в произведениях Тютчева оживает, у нее своя жизнь. Природа просто наделяется человеческими качествами, она как человек, единое создание. Этот прием можно увидеть в произведении «Летний вечер». Также схожее по смыслу стихотворение «Осенний вечер» передает насыщенность природы человеческими качествами и наоборот. Показанный осенний вечер, не только кажется живым, но и не зависимым существом. Вообще вся природа в стихотворении живая.

Поэт не только использует красивые слова для оживления природы, но он еще и придает ей движения. Читатель может насладиться не какими-то конкретными пейзажами, а моментами разнообразными, не похожими друг на друга. Например, произведение «Вчера, « в котором описывается луч солнца можно увидеть такой прием. Этот луч проникает в комнату, на стены, и на другие предметы дома. Луч движется. Природа в стихотворениях Тютчева оживлена, но не вся. Он не уделяет внимание обыденным вещам, которые итак все видят, он выделяет только самые светлые и необычные моменты.

В сумме все стихотворения поэта имеют жирную параллель между душой человека и природой. В этом с поэтом схож Шеллинг, который был уверен в том, что есть только одна душа в мире, а в ней уже находимся мы, природа и человек.

Вся природа в «тютчевских» стихотворений существует на грани уничтожения. Ведь автор любит такие образы как гроза, ливень или даже буря. Автор дает понять, что только критические моменты и вероятность уничтожения могут проявить в природе и человеке самые светлые и добрые качества. Без сомнений в этом аспекте Тютчев и является уникальным и не похожим на остальных поэтов того времени.

Реферат на тему: Душа и природа в поэзии Тютчева

Содержание:

Тип работы: Реферат
Дата добавления: 21.01.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице “что такое реферат и как его сделать” я подробно написала.

Введение

Человек и Вселенная, смысл жизни, отношения между человеком и природой, жизнь, любовь – это вечные темы, которые занимали писателей и поэтов во все времена. Ф.И. Тютчев не был исключением. Но образы, которые поэт выбрал для воплощения своих мыслей, глубину смысла, который он поставил в каждой строке, отличает его от всех других писателей.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Silentium! (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение): сочинение

Главные черты поэзии поэта – идентичность явлений внешнего мира и состояний души человека, вселенская духовность природы. Это определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Использование образа для сравнения с различными периодами человеческой жизни – одна из основных художественных приемов в стихотворениях поэта.

Значительное место в поэзии Ф.И. Тютчева занимает тема человека и природы. Поэт смог передать через свои стихи гармонию красоты окружающей действительности и внутреннего мира человека.

Поэзия Тютчева достаточно изучена в отечественном литературном искусстве, но на современном этапе требуется новый подход к изучению художественных особенностей его поэзии. Актуальность произведения обусловлена необходимостью рассмотрения темы души и природы в произведениях Ф.И. Тютчева.

Целью проекта является изучение особенностей темы души и природы в поэзии Ф.И. Тютчева.

В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:

  • Путем теоретического анализа и систематизации научных источников для определения инструментов работы;
  • Исследование особенностей поэзии Ф.И. Тютчева;
  • Проанализировать образ родной природы и народной души в поэзии Ф.И. Тютчева.

В ходе работы были использованы следующие методы:

  • теоретический анализ работ различных авторов по тематике исследования;
  • метод исследования;
  • сравнительный метод;
  • культурно-исторический метод.

Новинка поэзии Ф.И. Тютчева

Особенности поэзии Ф.И. Тютчева.

Судьба поэта Тютчева была своеобразной. В читательских кругах долгое время его имя просто не замечали, или его считали поэтом “на несколько”. Между тем, среди этих “немногих” были Пушкин, Некрасов, Тургенев, Достоевский, Фет, Чернышевский и Добролюбов. Простое перечисление имен таких почитателей, которые были настолько разными в своих литературно-эстетических взглядах, говорит о том, что у поэзии Тютчева впереди большое будущее.

Первое стихотворение Тютчева было напечатано в 1819 году, когда ему еще не исполнилось 16 лет. Во второй половине 1920-х годов начался расцвет его творческого таланта.

Поэзия Ф.И. Тютчева открыла в отечественной литературе новую поэтическую эстетику, новый мир образов. Во многом Тютчев является преемником поэтов-классиков: его поэзия характеризуется монументальными формами, ораторско-диктаторским стилем, характеризуется риторическими вопросами, восклицаниями и призывами. В то же время стихи Тютчева имеют тенденцию к лаконичности и афоризму, максимальной концентрации мысли. Афористическое мышление в целом было свойственно поэту, не зря он был известен как блестящий и чрезвычайно остроумный собеседник. Поэзию Тютчева отличает крайняя лаконичность стихотворной меры, отсюда и ее афористический характер:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Согласно периодизации Б.М. Козырева, первый период (до 1850-х гг.) творчества Тютчева имел языческий характер, а второй – христианские мотивы, в основном, в рамках исторических тем. Большинство стихотворений Тютчева не имеют названий, а их первые строки звучат необычно для поэзии: “Она сидела на земле. “, “Когда, то, что мы называли своими. “.

Многие стихи напоминают строки, взятые из диалога, или внезапные мысли, произнесенные вслух, поэтому они могут начинаться с вопроса, опровержения, согласия или сочувствия: “Не то, что ты воображаешь, Природа. “, “Что ты воюешь, ветер ночной?”, “Не плоть, но дух испорчен в наши дни. “, “Ах, что наше невежество. “. Таким образом, эффект разговорного языка, свобода интонации, которую многие современники поэта оценили как поэтическую неряшливость, а литературоведы и читатели XX-XXI веков восприняли как уникальную особенность поэзии Тютчева.

Литературовед Тютчев первым отметил, что поэзия Тютчева не характеризуется делением стихотворений на жанры. А его жанрообразующую роль играет фрагмент. Эта форма подчеркивает бесконечный поток, движение мыслей. Вся поэтика Тютчева отражает идею универсального бесконечного движения:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Пейзажная поэзия Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа независима, мудра и вечна. Индес, только в нем поэт черпает силы на всю жизнь. Тема многих стихотворений автора – природа, а образность – времена года. Поэт чувствует, что осень – это время грусти, увядания, она наступает для размышлений, отдыха и прощания с природой:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами лирического героя. Так, в стихотворении “Я встретил вас…” читаем:

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

Интерес к изучению человеческой души сделал поэзию Тютчева бессмертной. Уместно будет вспомнить любопытное исследование Б.М. Козырева “Письма о Тютчеве”. В нем он писал: “Не только естественная “живая жизнь” (образ Тютчева), но и все внутреннее духовное бытие, точнее, то, что в нем истинно и ценно, близко к влажности в Тютчеве”. И все же центральным образом в текстах Тютчева является человеческая душа. Этот образ раскрывается в следующих стихах: “Душа хочет быть звездой.”, “Моя душа – Элизиум теней” и других. Например, в стихотворении “О том, что ты с любовью молился.”, адресованном Елене Денисиевой, поэт пишет о душевном состоянии своей возлюбленной:

Читайте также:
Лирика Ф.И. Тютчева в моем восприятии: сочинение

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей.

К гражданской лирике относятся стихотворения “14-е декабря 1825”, посвященное восстанию декабристов:

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена –

И ваша память от потомства.

Основные темы стихотворений Федора Ивановича Тютчева: природа, любовь к Родине, любовь, человеческий опыт. По этим темам можно выделить и основные образы: времена года, душу человека, Родину. Но это только основные темы и образы, произведение поэта гораздо крупнее и обширнее.

Родная природа и душа народа в поэзии Ф.И. Тютчева

Тема души в поэзии Федора Ивановича Тютчева занимает большое место в творчестве поэта. Отличительной чертой поэзии Тютчева является то, что поэт не пытался изменить жизнь, а пытался понять ее тайны, ее интимный смысл, мысли и чувства людей.

В стихотворении “Что ты воюешь, ночной ветер” завывание ветра, в котором слышен “глухой” плач или “шумное” возмущение, эквивалентно “безумному” потрясению души лирического героя. Странный” голос ветра перекликается в сердце, но его смысл непонятен сознанию. Это противоречие затрагивает лирического героя, который чувствует перемены в душе:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно.

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумный?

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке –

И роешь, и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!

Анафора в первых двух строфах и риторический вопрос “Что ты воюешь, ночной ветер?” позволяет поэту показать оживленную природу в этом стихотворении. Тютчев лирик

Автор также заинтересован в поиске ответа на вопрос “Что значит произвести такое впечатление?”, связанный с пробуждением памяти души. Лирическому герою трудно найти ответ на этот вопрос, поэтому в душе лирического героя возникает хаос:

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Завывание ветра, соответствующее настроению лирического героя, обретает новый смысл в конце второй строфы. Это воспринимается как призыв, вызывающий взаимный импульс к “безграничному”:

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!

Чувствительность души позволяет ей слышать в порыве ветра воспоминания о своей связи с миром. Это “страшное” воспоминание, но душа, вырывающаяся из груди, чтобы вернуться в “родной хаос”, предстает как грандиозное творение природы.

Тема души в поэзии Федора Ивановича Тютчева раскрывается перед читателем очень важным образом в творчестве автора и занимает большое место во многих его произведениях. Человеческая душа в творчестве Тютчева часто кажется читателю возмущенной, в состоянии волнений.

Жизнь природы в поэзии Ф.И. Тютчева

Ф.И. Тютчев был пленен русской природой, когда жил в своем родовом имении – селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Позже это ощущение усилилось, когда молодой дипломат приехал в Россию из роскошного Мюнхена. Природа навсегда стала частью поэзии Тютчева и главным объектом его творчества. Он никогда не уставал любоваться лесом осенью в плохую погоду, или необъятностью долин, встречая раннюю весну.

В русской поэзии вряд ли найдется художник слова, в творчестве которого мир природы занимает столь же заметное место, как в творчестве Тютчева. Но в своих стихах поэт старался не столько изобразить пейзаж, сколько выразить свой опыт его, свое заботливое отношение к нему. Он постоянно пересматривал образы природы, которые видел. Через образ природы поэт выражает свое отношение к жизни.

Итак, за необычным очарованием осенней природы мы понимаем, что автор скрывает свою печаль. Так, в поэме “Есть в оригинале осень” мы видим эпитеты “прозрачная”, “везде просторная”, которые подчеркивают грустное отношение поэта к ранней осени. Осень становится своеобразным символом страдания. Эти образы являются отражением мыслительного мира поэта:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора:

Прозрачный воздух, день хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде.

В своих стихах Тютчев старался показать все оттенки природы. Прославленные им пейзажи близки и понятны каждому русскому человеку. Так, великий писатель Лев Толстой признался, что каждую весну в его памяти неизбежно всплывают строки Тютчева “Весна”.

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины,

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены, –

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

Читайте также:
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Ф.И.ТЮТЧЕВА: сочинение

Более глубокий анализ пейзажной поэзии Тютчева показывает, что за внешней простотой скрывается величественный мир, полный гармонии и красоты, поражающий своим совершенством. Для Тютчева природа – это храм. Но она сделана из камня не человеческими руками, она полна жизни, одухотворена.

Как выразился Некрасов, поэту удается запечатлеть “именно те черты, благодаря которым определенный образ появляется в воображении читателя и может быть нарисован им”. Только человек, который увидел “душу” в природе и понял, что “в ней есть свобода и любовь”, может это сделать.

Стихи Тютчева заставляют читателя не только задуматься, но и почувствовать, пережить, окунуться в волшебный мир звуков, красок и чувств. Через тонкое переплетение образов Тютчев заставляет читателя окунуться в глубины мира, что является одной из важнейших черт его поэзии. Например, в поэме “Утро в горах” природа для читателя представляет собой таинственный мир, полный загадок:

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины

Туманы покрывают скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.

Слова и характеристики здесь выбраны очень тонко, несколькими ударами поэт погружает нас в необъятные просторы горных долин и глубину небесного лазурного берега.

Но стихи Тютчева о природе не всегда несут легкую радость, веселье и беззаботность. Творчество поэта вобрало в себя глубокие философские размышления о сущности человека, о смысле жизни, о тайне мира.

В творчестве Тютчева изображение природы неотделимо от философской медитации на ней. Таинственная природа хранит в себе поэтическое очарование. Он одновременно загадочен и ясен в своей анимации. В. Брюсов был прав, когда заметил, что “восхищение разнообразными проявлениями природы” расценивается Тютчевым как “высочайшее блаженство, доступное человеку”.

Наибольшего внимания заслуживает образ природы в поэзии Федора Ивановича Тютчева. Восхищение красотой природы – одна из характерных черт поэзии автора. Невозможно представить человеческую жизнь без восхищения красотой окружающего мира.

Заключение

Во время работы мы изучили произведения Федора Ивановича Тютчева по отношению к темам души и природы, обнаружили, что эти темы занимают важное место в творчестве поэта. Для более глубокого анализа творчества лирика мы детально изучили его многочисленные лирические произведения. Несомненно, поэзия Федора Ивановича Тютчева стояла у истоков отечественной философской поэзии.

Так, в своей статье “Русские маленькие поэты” 1850 года Н. А. Некрасов высоко оценил его поэзию: “Все написанное им несет отпечаток истинного и прекрасного таланта, полного мыслей и реальных чувств”.А четыре года спустя И. С. Тургенев в небольшой статье “Несколько слов о поэмах Ф. И. Тютчева” определил особое качество поэзии Тютчева: “. ибо. и поэзия Тютчева, для поэта необходимо выразить мысль, чувство, собранное вместе, и он выражает их в основном одним способом. “. Поэзия Тютчева достаточно изучена в русском литературоведении, но необходимы новые методы изучения его творчества. В процессе работы я изучал особенности поэзии Тютчева.

Монументальные формы и ораторско-диктаторский стиль стали характерными чертами поэзии автора. Тему души и природы я изучал в поэзии Федора Ивановича Тютчева. Тема души занимает большое место во многих произведениях автора, так как является самостоятельным персонажем. Природа в изображениях Тютчева кажется читателю яркой и часто занимает центральное место в произведениях.

Список литературы

  1. Бибихин, В.В. Дневники Льва Толстого / В.В. Бибихин.- ИД Ивана Лимбаха, 2013.
  2. Ганькина, Н.Л. Ключевые образы в стихотворении Ф.И. Тютчева “Фонтан” / Н.Л. Ганькина.- Молодой ученый, 2018.
  3. Иссерлина, Е.М. Н. А. Некрасов в воспоминаниях и документах / Е.М. Иссерлина.- Л.: ACADEMIA, 1931.
  4. Козырев, Б.М. Письма о Тютчеве / Б.М. Козырев.- Литературное наследство, 1999.
  5. Николаева, А.А. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А.А. Николаева. – Л.: Сов.писатель, 1987.
  6. Учебник литературы для студ. учреждений сред.проф. образования: Учебник / под общ. ред. Г.А. Обернихиной. -Академия, 2015.
  7. Брюсов, В.Я. Собрание сочинений в семи томах / В.Я. Брюсов.- Художественная литература, 1975.
  8. Козырев, Б.М. Большая советская энциклопедия / Б.М. Козырев.- М.: Советская энциклопедия, 1979.
  9. Тынянов, Ю.Н. Собрание сочинений / Ю.Н. Тынянов.- Вагриус, 2007.
  10. Тургенев, И.С. Сочинения в двух томах / И.С. Тургенев.- Художественная литература, 1981.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: